Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях некоторых авторов, направленных на анализ социально-психологических причин, вызывающих негативные психические состояния и переживания в спорте (И.П.Волков, Т. Т. Джамгаров, Р. Л. Кричевский, А. В. Мальчиков, В. И. Румянцева, М. М. Рыжак и др.), большое > значение придается таким факторам, как психологическая совместимость спортсменов и межличностные отношения в коллективе. Весомую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Теоретические основы формирования личностных качеств спортсменов, детерминирующих успешность командных взаимодействий
    • 1. 1. Психологические детерминанты успешности совместной деятельности спортивной команды
    • 1. 2. Личностные качества спортсменов как психологический фактор успешности командных взаимодействий
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, в рамках деятельности тренера или психолога команды
  • Выводы по 1 -й главе
  • Глава.
  • Программа и методы экспериментального исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • Глава.
  • Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования личностных качеств спортсменов, определяющих успешность взаимодействий в команде
    • 3. 1. Диагностика личностных качеств спортсменов, детерминирующих успешность командных взаимодействий, и организация экспериментального исследования
    • 3. 2. Реализация психолого-педагогических условий, необходимых для формирования личностных качеств субъектов взаимодействий в спортивной команде
    • 3. 3. Контрольный срез и обсуждение результатов формирующего эксперимента
  • Выводы по 3-й главе

Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спорт в наши дни — один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. В современных условиях он перестал играть роль просто зрелища и превратился в реальную силу, влияющую на жизнь общества, менталитет не только отдельных личностей, но и целых государств. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Данное обстоятельство делает общетеоретические проблемы спорта чрезвычайно важными — масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется.

Углубление общетеоретических и психологических представлений о сути современного спорта необходимо и для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене. Ведь оценка сути современного спота, его реального и потенциального места в обществе неизбежно образует существенную часть основания, на котором строится мотивационная структура личности человека, посвятившего себя спорту. От правильности и конкретности этой оценки во многом зависят те «личностные параметры» спортсмена, которые определяют его успехи в большом спорте.

Однако развитие и формирование данных параметров, к которым относятся личностные качества спортсменов, их способности и другие психические свойства, является практической деятельностью спортивных руководителей, воплощающих в практику научные и теоретические разработки, а в частности — непосредственно тренера. Тренер — это человек, ответственный за результат. И данный результат зависит не только от уровня владения тренером теорией и методикой тренировки, глубины его понимания стратегии и тактики соревнования, но и от того, насколько налажена работа по психологической подготовке спортсменов.

Именно вопросам управления спортивной деятельностью и проблемам психолого-педагогического обеспечения работы тренера и посвящено настоящее исследование. И, несмотря на то, что количество публикаций в русле спортивной психологии неуклонно возрастает, практика спортивной подготовки продолжает испытывать острую нужду в новых и современных представлениях и подходах. Об актуальности данного исследования в сложившейся ситуации свидетельствуют следующие положения.

Социальный аспект исследуемой проблемы составляет статистика неудачных выступлений отечественных спортсменов в последнее время на международной арене. И если представители России в индивидуальных видах спорта еще составляют достойную конкуренцию своим зарубежным коллегам, то гораздо меньше успехов отмечается в выступлениях наших спортивных команд в игровых видах. Речь здесь, в частности, идет о тех, которые признаны во всем мире наиболее популярными и собирают десятки тысяч поклонников на стадионах и в залах и миллионы болельщиков у телевизоров. Таковыми, по общему признанию, являются футбол, хоккей, волейбол и баскетбол. Государство с огромными человеческими и творческими ресурсами уступает на данном поприще даже небольшим по территории и населению странам. Разрешение данного противоречия, безусловно, является приоритетным направлением деятельности различных социальных институтов, и в частности — психологической науки.

В рамках научного и теоретического обеспечения спортивной деятельности можно также обозначить ряд актуальных проблем. Следует подчеркнуть ориентированность многих психологических исследований на индивидуальную спортивную деятельность, в то время как спортивные команды в условиях перехода на профессиональный уровень нуждаются в передовых разработках и методах управления деятельностью спортивных коллективов и психологической подготовки игроков.

Появляющиеся в последнее время работы, посвященные вопросам психологической подготовки спортсменов в условиях командной игровой практики, имеют ряд особенностей.

Так, многие из них ведущими психологическими факторами, определяющими успех как отдельных игроков, так и команды в целом, называют психические состояния спортсменов (А.В.Алексеев, Е. П. Ильин, Ю. Ю. Палайма, О. В. Черникова и др.). И это, несомненно, верно, так как эффективность действий спортсменов обусловлена не только их физическими и тактико-техническими характеристиками, но и такими показателями, как эмоциональный настрой, психическая и эмоциональная устойчивость и т. п. Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание здесь уделяется анализу причин, вызывающих подобные состояния и переживания субъектов, многие из которых берут свое начало в сфере межличностных взаимодействий и отношений в коллективе.

В исследованиях некоторых авторов, направленных на анализ социально-психологических причин, вызывающих негативные психические состояния и переживания в спорте (И.П.Волков, Т. Т. Джамгаров, Р. Л. Кричевский, А. В .Мальчиков, В. И. Румянцева, М. М. Рыжак и др.), большое > значение придается таким факторам, как психологическая совместимость спортсменов и межличностные отношения в коллективе. Весомую значимость имеют так же публикации, раскрывающие проблемы руководства и лидерства в команде (Ю.А.Коломейцев, В. Ф. Соколов, В. А. Толочек, Ю. Л. Ханин и др.). Но в то же время недостаточный акцент, по нашему мнению, делается здесь на том, что основой развития тех или иных отношений в спортивной группе являются отдельно взятые спортсмены (в том числе тренеры и другие руководители и члены коллектива) с их индивидуальными личностными качествами и особенностями. И если индивидуально-психологические свойства спортсменов, проявляющиеся в физических, технических и тактических аспектах спортивной деятельности, а также условия их формирования и коррекции, довольно широко освещены как в указанных, так и в ряде других работ (Ю.М.Блудов, Б. А. Вяткин, Л. Д. Гиссен, А. И. Донцов, Б.Дж.Кретти, Р. Мартенс, Р. М. Найдиффер и др.), то такие качества, как, например, черты характера членов команды, проявляющиеся в сфере деловых и эмоциональных коммуникаций и определяющие успешность взаимодействий в команде, требуют, как нам кажется, более пристального анализа с психолого-педагогических позиций. В пользу данного положения свидетельствуют особенности контрактной системы формирования современных спортивных команд, при которой спортсмены вынуждены постоянно «мигрировать» из одного коллектива в другой, порой даже в течение одного игрового сезона или, говоря спортивной терминологией, цикла, равного, примерно, одному году (включая межсезонную подготовку). Поэтому психолого-педагогическая работа, направленная на формирование коллектива как единого целого «психологического поля» (по К. Левину), не приносит часто должного эффекта, так как спортсмены вынуждены постоянно адаптироваться к новым условиям деятельности, к новым групповым ценностям и нормам, к новому иерархическому положению в незнакомой группе. В связи с этим нам представляется более важной работа по формированию и коррекции личностных качеств спортсмена, играющих важную роль в их социально-психологической адаптации в среде новых партнеров и руководителей, что, несомненно, должно в позитивном аспекте сказываться на командных взаимодействиях. Решение данной задачи предполагает, в первую очередь, глубокого научного и теоретического обоснования.

И, наконец, еще одно противоречие, затрагивающее практическую область исследуемых в настоящей работе вопросов, состоит в том, что внедрение новых психологических методик и рекомендаций оказывается проблематичным в силу неадаптированности научных исследований для тренеров спортивных команд. Использование одной или нескольких узконаправленных методик нередко ограничивает специалистов в понимании всего спектра психологических проблем деятельности команды и затрудняет их работу в ситуациях, отклоняющихся от стандарта излюбленных методов. К тому же у тренерского коллектива не всегда имеются возможности включения занятий по психологической подготовке в систематическую работу. Причины этого состоят в недостаточном понимании возможностей организации подобных мероприятий.

Обозначенная выше совокупность противоречий и определяет проблему настоящего исследования, состоящую в выявлении личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, и обосновании психолого-педагогических условий, необходимых для их формирования. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются командные взаимодействия в условиях совместной деятельности спортивного коллектива.

Предмет исследования: процесс формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений.

Формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, будет эффективным при соблюдении ряда условий, представляющих собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, реализуемых в деятельности руководства спортивного коллектива.

Системообразующим условием является цель данных мероприятий, а также:

— осознание тренером важности указанного направления деятельности;

— подбор содержания, форм и методов ее осуществления.

Условия реализации психолого-педагогической работы предполагают ее регламентацию по следующим параметрам:

— по содержанию — с опорой на четырехуровневую иерархию психологических факторов, детерминирующих успешность взаимодействий членов команды;

— по формам — реализация мероприятий в групповой и индивидуальной работе при их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;

— по времени — в рамках основной деятельности коллектива в заранее запланированном режиме или спонтанно по мере необходимости и актуальности подобной работы;

— по технологиям — применение психологических технологий и методов, поддерживаемых основными направлениями современной психологиианалитической, гуманистической, поведенческой и другими.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Исследовать иерархию психологических факторов, детерминирующих успешность взаимодействий в спортивной команде.

2. Выявить значимость личностных качеств спортсменов как психологической детерминанты успешности командных взаимодействий.

3. Раскрыть сущность понятия «личностные качества спортсменов, необходимые для командных взаимодействий».

4. Обосновать условия реализации психолого-педагогической работы в спортивном коллективе, направленной на формирование личностных качеств, спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, и апробировать данные условия в практической работе.

Методологической основой исследования послужили принцип детерминизма психических явлений при изучении иерархической зависимости психологических факторов, влияющих на успешность командных взаимодействий, и личностных качеств спортсменов как основной детерминанты в данной иерархиипринцип системности в исследовании психологических феноменов, позволивший комплексно рассмотреть детерминанты успешности командных взаимодействий в их взаимосвязи и взаимозависимости, и на основании этого обосновать систему психолого-педагогических условий, направленных на управление данными детерминантами и формирование личностных качеств взаимодействующих субъектовпринцип развития в изучении динамических особенностей существования спортивной группы и динамики изменений личностных качеств ее членовпринцип деятельности, позволивший объективно исследовать межличностные взаимодействия и отношения в спортивной команде, обусловленные совместной деятельностью ее членов.

Теоретическую базу исследования составили: общая теория деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — теории совместной деятельности (А.Л.Журавлев, А. В. Петровский, Ю. П. Платонов и др.) — теории личности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, А. Адлер, Р. Кеттелл, Г. Оллпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) — теория интегральной индивидуальности человека (В.С.Мерлин) — исследования межличностных отношений в совместной деятельности малых групп и коллективов (Г.М.Андреева, Е. М. Дубовская, М. С. Коган, Р. Л. Кричевский, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский, Ю. Л. Ханин и др.) — исследования тревоги и тревожности (А.М.Астапов, Р. Мэй, Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, медицинской литературы. Психологический эксперимент с применением следующих методик: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF) — шкала личностной и реактивной тревожности Ч. Д. Спилбергера — (STAI), адаптированная Ю. Л. Ханинымметодика «Экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя» (ПХЛР) — методика диагностики межличностных отношений («социометрия», по Дж. Морено). Использовались также такие методы, как наблюдение, беседа и экспериментальное воздействие. Обработка информации осуществлялась с помощью статистических методов и методов теоретической обработки и интерпретации материалов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужила баскетбольная команда Северо-Кавказского государственного технического университета, выступающая на чемпионате студенческой баскетбольной лиги России (первый дивизион).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1995 — 2004 гг. и имело следующие этапы:

1 этап (1995 — 2000) — осмысление проблемы исследования в процессе практического руководства деятельностью спортивной командыкомплексное изучение общенаучной, психологической, педагогической и медицинской литературыэмпирическое выявление психологических факторов успешности командных взаимодействий и определение значимости личностных качеств спортсменов среди выявленных детерминант;

2 этап (2000 — 2002) — изучение специальной литературы и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействийопределение программы и подбор методов и методик практического исследования;

3 этап (2002 — 2003) — реализация психолого-педагогических условий, направленных на формирование личностных качеств субъектов взаимодействий спортивной команды, в рамках экспериментального исследования;

4 этап (2003 — 2004) — обобщение и оценка полученных результатов, определение их научной новизны, теоретической и практической значимости, оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлена иерархия психологических факторов, детерминирующих успешность взаимодействий в спортивной команде, и в данной иерархии определен приоритет личностных качеств членов спортивного коллектива;

— определена психолого-педагогическая сущность понятия «личностные качества спортсменов, необходимые для командных взаимодействий»;

— экспериментально выявлена зависимость психических и эмоциональных состояний спортсменов от их личностных качеств, проявляющихся в процессе командных взаимодействий и в сфере межличностных отношений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— на основании положений теории деятельности, теорий совместной деятельности и теории интегральной индивидуальности человека обоснован комплексный подход к классификации психологических детерминант успешности командных взаимодействий, и выделение их среди прочих факторов;

— определен научно обоснованный подход дифференцирования личностных качеств спортсменов, необходимых для успешности командных взаимодействий;

— с использованием системного подхода определены условия реализации психолого-педагогической работы в спортивном коллективе, направленной на формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для их взаимодействий;

— психологические технологии формирования личностных качеств субъектов командных взаимодействий представлены единым комплексом методов и методик аналитической, гуманистической, поведенческой и других направлений современной психологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и экспериментально обоснованные выводы могут быть использованы в системе управления деятельностью профессиональных спортивных коллективов. Практическая реализация материалов исследования в деятельности руководителей спортивных команд может способствовать повышению успешности командных взаимодействий.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к изучению психологических аспектов управления совместной деятельностью малых групп и коллективовиспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиясогласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментального исследованиякорректным применением методов диагностики, математической обработки и интерпретации данныхстатистической значимостью полученных данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность психолого-педагогической деятельности руководства спортивного коллектива, направленной на формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, зависит от соблюдения условия, предполагающего планирование и реализацию содержания указанной деятельности с опорой на четырехуровневую иерархию психологических детерминант успешности взаимодействий членов команды. Высший и самый значимый уровень в данной иерархии составляют личностные качества взаимодействующих субъектов, а последующие, зависимые от этого уровни, соответственно: когнитивные способности спортсменовдинамические свойства их нервной системы, темпераментпсихические и эмоциональные состояния членов команды во время их непосредственных взаимодействий.

2. Личностные качества спортсменов, необходимые для командных взаимодействий, — это такие интеллектуальные, волевые, нравственные и коммуникативные качества, черты характера, ожидания, стереотипы, установки и другие диспозиции членов коллектива, благодаря которым происходит их восприятие, оценка, принятие решения и реагирование на эмоциональном и поведенческом уровнях в ситуациях предметных и межличностных взаимодействий и отношений.

3. Условиями формирования личностных качеств спортсменов, регламентирующими психолого-педагогическую работу по формам и времени проведения являются следующие мероприятия: реализация указанной деятельности в групповой и индивидуальной работе при их тесной взаимосвязи и взаимозависимости, а также в рамках основной деятельности коллектива в заранее запланированном режиме или спонтанно по мере необходимости и актуальности подобной работы.

4. Технологическое условие формирования личностных качеств членов команды, необходимых для их взаимодействий, предполагает соблюдение следующей методической последовательности: осознание субъектом имеющегося у него определенного личностного качества (отрицательного или недостаточно сформированного), негативно влияющего на взаимодействие с партнерами, — признание легитимности данного качества и поиск его личностной значимости (смысла или «вторичной выгоды»), — выявление позитивных сторон, которые проявятся в деятельности и общении данного члена команды при его личностных изменениях, — непосредственное формирование исследуемого качества (его коррекция, развитие, переформирование и т. п.), — адаптация нового стиля поведения в процессе командных взаимодействий.

5. Формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, позволяет оптимизировать уровень тревожности членов команды и их эмоциональные и психические состояния во время тренировок и соревнований, что позитивно сказывается на успешности основной деятельности спортивного коллектива.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — СевероКавказскому региону» (Ставрополь, 2003), на межвузовской студенческой научно-практической конференции «Молодежь и образование XXI века» (Ставрополь, 2004), на конференции «Личность XXI века» (Ставрополь, 2004). Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс баскетбольных клубов «Ставрополь-Пограничник» и б/к СевКавГТУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 203 наименований и приложения на 21 листе. Общий объем диссертации составляет 184 страницы.

Выводы по 3-й главе.

Проведенное экспериментальное исследование было направлено на проверку положений теоретической части и гипотезы диссертации, а так же на решение задач, направленных на обоснование значимости личностных качеств спортсменов в детерминации командных взаимодействий и психолого-педагогических условий их формирования в деятельности руководства.

Реализация теоретически обоснованных условий в процессе эмпирического исследования предполагала три этапа.

Первый — диагностический этап — включил в себя первичный сбор информации об иерархии психологических факторов, определяющих успешность деятельности спортивной команды, выявление места личностных качеств спортсменов в данной иерархии, диагностику психических характеристик членов коллектива и сопоставление полученных данных с данными теоретического анализа.

При соблюдении ряда организационных моментов, включающих постановку перед испытуемыми исследовательских задач, их мотивацию участия в эксперименте, был проведен констатирующий срез, подтвердивший первостепенную роль личностных качеств субъектов во влиянии на эффективность их взаимодействий.

Психологическими факторами, непосредственно влияющими на действия и взаимодействия членов команды, были определены их непосредственные психические и эмоциональные состояния в процессе тренировок и официальных соревнований. Однако факторами более высокого порядка, от которых зависят данные состояния, были названы, соответственно, по возрастанию влияния — психодинамические особенности нервной системы (например, темперамент), когнитивные способности игроков (например, восприятие игровой ситуации, игровое мышление, воображение и т. д.), и, наконец, личностные качества спортсменов, проявляющиеся во время командных взаимодействий и накладывающие отпечаток на их успешность. Таким образом, бала подтверждена теоретически выявленная иерархия психологических детерминант успешности совместной деятельности спортивного коллектива и ведущая роль в ней личностных качеств взаимодействующих субъектов.

Тестирование спортсменов выявило определенные проблемы в уровне развития коммуникативных, волевых, нравственных и интеллектуальных качеств членов коллектива. Данные проблемы были связаны, в первую очередь, со сферой субъект-субъектных взаимодействий и отношений игроков команды. Доказательством тому послужило проведенное социометрическое исследование, выявившее скрытые особенности взаимодействий и отношений испытуемых, а в частности, очаги межличностной конфликтности. Зависимые от этого эмоциональные проявления спортсменов и психологический климат в коллективе нашли подтверждение в показателях тревожности субъектов, во многих случаях выходящие за рамки нормы.

Итогом диагностического этапа стало планирование формирующей психолого-педагогической работы в исследуемом коллективе. Это сделало возможным переход ко второму этапу эксперимента.

Формирующий этап был связан с непосредственной реализаций обозначенных условий в ходе психолого-педагогических мероприятий, регламентированных по содержанию, формам, времени и технологиям. Содержание указанной работы реализовывалось с опорой на четырехуровневую иерархию психологических детерминант успешности командных взаимодействий и, в соответствии с данной иерархией, так же имело четырехуровневую структуру. Первый уровень — формирование личностных качеств членов команды, определяющих характер их субъект-субъектных взаимодействий и отношений, и психологический климат коллектива, — имел непосредственное влияние на нижележащие уровни: развитие специальных способностей и когнитивных свойств игроков, накладывающих отпечаток на их предметные субъект-объектные взаимодействияуправление процессами и свойствами нервной системырегуляция их эмоциональных состояний в процессе деятельности. В рамках реализации системного подхода осуществлялась также соответствующая отдельная работа на указанных содержательных уровнях формирующих мероприятий. В данном случае мероприятия были направлены либо на развитие соответствующих личностных качеств субъектов, например, ответственности игроков в плане повышения своих профессиональных способностей (в психологическом плане — когнитивных), самоконтроле — в плане управления проявлением темперамента, эмоциональными реакциями и состояниями, либо работа имела педагогический характер с психологическим содержанием — специальные упражнения на развитие восприятия, воображения, тактического мышлении, регуляция эмоциональных состояний с помощью широко известных методик.

Основными формами осуществления психолого-педагогических воздействий были групповые и индивидуальные занятия с членами команды с соблюдением их (занятий) взаимосвязи. Регламентация по времени разделяла проводимую работу на запланированные и спонтанные формирующие воздействия.

Технологии коррекции, развития и формирования осуществлялись с соблюдением определенных методической последовательности и стратегий и принципов личностных и психологических изменений.

Основной технологической последовательностью проводимых мероприятий явилась следующая схема: осознавание субъектом имеющегося у него качества (отрицательного или недостаточно сформированного), негативно влияющего на взаимодействие с партнерамипризнание легитимности данного качества и поиск его личностной значимости (смысла или «вторичной выгоды») для игрокавыявление позитивных сторон, которые проявятся в деятельности и общении данного члена команды при его личностных измененияхнепосредственное формирование исследуемого качества (его коррекция, развитие, переформирование и т. п.) — адаптация нового поведения в процесс командных взаимодействий. При реализации данных шагов также учитывался ряд технологических моментов. Во-первых, схема проявления определенного качества: восприятие ситуации взаимодействия — ее оценка — принятие решения — реагирование. Во-вторых, — «история» происхождения качества. В-третьих, соблюдалась последовательность, предполагающая изменения вначале на личностном уровне (на уровне убеждений, ценностей, установок и черт характера), затем на эмоциональном и поведенческом уровне. В-четвертых, применялись технологии и методы, способствующие более полному осознаванию ментальных и эмоциональных личностных проявлений субъектов, отреагированию, отыгрыванию проблемных ситуаций, переформированию условно-рефлекторных связей, поведенческих стереотипов, привычек и т. п.

Еще раз необходимо подчеркнуть тесную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость осуществлявшуюся при реализации указанных условий.

Контрольный этап эксперимента, включивший в себя тестирование членов команды и интерпретацию полученных данных, обнаружил значимые, статистически подтвержденные изменения в личностной сфере игроков.

Субъективными итогами эксперимента стали данные, полученные в результате общения с членами команды и наблюдением за их взаимодействиями и отношениями. Была отмечена нормализация психологического климата в команде, проявляющаяся в оптимизации эмоционального фона межличностных взаимодействий в команде и отношений между ее членами. Объективным подтверждением тому стала нормализация тревожности спортсменов (в нашем случае — зависимой переменной) — р<0,05. Это напрямую связывалось с личностными изменениями игроков, что в свою очередь так же подтвердилось объективными данными контрольного тестирования, обнаружившего значимые изменения личностных качеств спортсменов, необходимых для взаимодействий (общительность, толерантность, самоконтроль, социальная смелость и независимость, интеллектуальная и поведенческая гибкостьр<0,001- эмпатичность, инициативность, искренность, креативность, рефлексивностьр<0,01- настойчивость, ответственность —р<0,05).

Нельзя не отметить и профессиональные итоги проделанной работы, связанные с позитивными психологическими изменениями отдельных спортсменов и команды в целом. Это по субъективной педагогической оценке тренера выразилось в повышении успешности предметных взаимодействий игроков, реализации их специальной подготовленности в условиях командной деятельности. Объективным подтверждением стало профессиональное достижение команды по итогом сезона, во время которого проводился эксперимент, — первое место на чемпионате студенческой баскетбольной лиги России (первый дивизион).

Таким образом, мы можем утверждать, что в результате проведенного экспериментального исследования нами были обоснованы психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, в психолого-педагогической деятельности руководства спортивного коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный спорт является одним из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Данное обстоятельство делает общетеоретические проблемы спорта чрезвычайно важными. Углубление общетеоретических и психологических представлений о сути современного спорта необходимо и для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене.

Именно вопросам управления спортивной деятельностью и проблемам психолого-педагогического обеспечения работы тренера посвящено настоящее исследование. Проблема, затрагиваемая нами, стала итогом обнаруженных в теории и практике противоречий.

Во-первых, многочисленные психологические исследования ориентированы на индивидуальную спортивную деятельность, в то время как неудачи отечественных спортсменов на международном уровне связаны с выступлениями спортивных команд в игровых видах. Во-вторых, изучение факторов, влияющих на психические состояния спортсменов и, как следствие, на успешность их взаимодействий, основывается либо на педагогических аспектах профессиональной подготовки в спорте, либо в учет идут детерминанты, характерные, опять-таки, для индивидуальных видов спорта, хотя малоисследованными остаются факторы, обусловленные совместно-взаимосвязанным характером деятельности спортивных команд. Наиболее заметно это становится при анализе исследований личностных качеств взаимодействующих спортсменов, оказывающих большое влияние на успех команды. И, в-третьих, научные исследования остаются зачастую оторванными от запросов практики, и ощущается явная потребность спортивных педагогов в новых представлениях и методах в контексте управления спортсменами и спортивными коллективами с целью повышения успешности командных взаимодействий.

Обозначенная выше совокупность противоречий и определила проблему настоящего исследования, состоящую в выявлении личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, и обосновании психолого-педагогических условий, необходимых для их формирования. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования явились командные взаимодействия в условиях совместной деятельности спортивного коллектива, а предметом — процесс формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий.

Гипотеза исследования предполагала, что формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, будет эффективным при соблюдении ряда условий, представляющих собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, реализуемых в деятельности руководства спортивного коллектива. В качестве системообразующего условия выступили цель данных мероприятий, а также осознание тренером важности указанного направления деятельности. Условия реализации психолого-педагогической работы состояли в ее регламентации по содержанию, формам, времени и технологиям.

Теоретические и практические задачи были связаны с исследованием иерархии психологических факторов, детерминирующих успешность взаимодействий в спортивной команде, выявлением значимости личностных качеств спортсменов как ведущей детерминанты, раскрытием сущности понятия «личностные качества спортсменов, необходимые для командных взаимодействий», и обоснованием условий реализации психолого-педагогической работы в спортивном коллективе, направленной на формирование обозначенных личностных качеств спортсменов, а также апробированием данных условий в практической работе.

Изучение обозначенной проблемы обнаружило отсутствие единства исследователей в вопросе классификации психологических факторов, детерминирующих успешность командных взаимодействий. Следствием этого, по нашему мнению, явилось отсутствие какой-либо эффективной системы психолого-педагогической работы, направленной на управление указанными детерминантами. Наша работа заключалась в исследовании имеющихся попыток классификации психологических детерминант успешности командных взаимодействий в условиях деятельности спортивного коллектива, выявлении собственной классификации и проверку теоретических выводов в ходе формирующего эксперимента.

Теоретический анализ и практическое исследование, основанные на ведущих методологические принципах — детерминизма психических явлений, единства сознания и деятельности, — а также базирующиеся на общей теории деятельности и теориях совместной деятельности, позволили нам утверждать, что психологическими детерминантами командных взаимодействий является четырехуровневая иерархия психических качеств и свойств личности спортсменов.

На самом высоком уровне значимости располагаются личностные качества спортсменов, стоящие в основе их межличностных взаимодействий и отношений и определяющие психологический климат коллективана втором уровне стоят психические свойства, представленные в психологическом контексте когнитивными способностями спортсменовна третьем уровне — динамические свойства нервной системы спортсменов, и в частности, темпераментна четвертом — психические и эмоциональные состояния субъектов во время их взаимодействий.

Исследование литературы, показало слабую разработанность проблемы выявления и обоснования личностных качеств спортсменов, в том числе и в условиях командных взаимодействий. В силу этого перед нами стала необходимость в обозначении подходов или критериев для дифференцирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий.

Мы пришли к выводу, что критериями выделения определенных личностных качеств спортсменов служат следующие теоретические предпосылки: теории личности, где обозначаются структурные компоненты личности, локализующие в себе качества и свойства субъектов, ответственные за их социальные связи и отношениясферы отношений личностисхема проявления личностных качеств в непосредственных эмоциональных состояниях и поведенческих реакциях субъектовсемантические особенности языка.

В результате этого мы выделили следующие качества спортсменов, необходимые для командных взаимодействий: интеллектуальныерефлексивность (способность к саморефлексии), креативность, интеллектуальную и поведенческую гибкостьволевые — инициативность, настойчивость, самоконтрольнравственные — искренность, ответственность, социальная смелость и независимостькоммуникативные — общительность, толерантность и эмпатичность (способность к сопереживанию).

Итогом дальнейшей нашей работы стало заключение о том, что психолого-педагогическая сущность понятия «личностные качества спортсменов, необходимые для командных взаимодействий», состоит в том, что под таковыми следует понимать интеллектуальные, волевые, нравственные и коммуникативные качества, черты характера, ожидания, стереотипы, установки и другие диспозиции членов коллектива, благодаря которым происходит их восприятие, оценка, принятие решения и реагирование на эмоциональном и поведенческом уровнях в ситуациях предметных и межличностных взаимодействий и отношений.

Неразработанность проблемы мы обнаружили и при выявлении психолого-педагогических условий управления детерминантами успешности командных взаимодействий. Пытаясь определить собственную позицию, мы, во-первых, использовали весь позитивный теоретический и практический опыт, связанный с формированием личностных качеств субъектов коллективных взаимодействий как в спорте, так и в другой профессиональной деятельности, во-вторых, выделенные нами условия мы представили в качестве системы психолого-педагогических мероприятий, которая выстроена с учетом тесной взаимосвязи и взаимообусловленности элементов ее составляющих.

Теоретически обоснованные с учетом положений системного подхода и практически подтвержденные в эмпирическом исследовании психолого-педагогические условия, направленные на формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, представляют собой комплекс мероприятий, реализуемых в деятельности тренера и психолога спортивного коллектива.

В качестве системообразующего условия выступает цель мероприятий, а также осознание тренером важности указанного направления деятельности и подбор содержания, форм и методов ее осуществления.

Эффективность реализации психолого-педагогической работы зависит от ряда условий, предполагающих ее регламентацию по следующим параметрам: по содержанию — с опорой на четырехуровневую иерархию психологических факторов, детерминирующих успешность взаимодействий членов командыпо формам — реализация мероприятий в групповой и индивидуальной работе при их тесной взаимосвязи и взаимозависимостипо времени — в рамках основной деятельности коллектива в заранее запланированном режиме или спонтанно по мере необходимости и актуальности подобной работыпо технологиям — применение психологических технологий и методов, поддерживаемых основными направлениями современной психологии — аналитической, гуманистической, поведенческой и другими.

Реализация теоретически обоснованных условий в процессе эмпирического исследования в профессиональной спортивной команде осуществлялась в три этапа: диагностический (констатирующий), формирующий и контрольный.

Контрольный этап эксперимента обнаружил значимые, статистически подтвержденные изменения в личностной сфере игроков.

Субъективными итогами эксперимента стали данные о нормализации психологического климата в команде, что проявилось в оптимизации эмоционального фона межличностных взаимодействий в команде и отношений между ее членами. Объективным подтверждением тому стала нормализация тревожности спортсменов на статистически достоверном уровне. Это напрямую связалось с личностными изменениями игроков, что в свою очередь так же подтвердилось объективными данными контрольного тестирования, обнаружившего значимые изменения личностных качеств спортсменов, необходимых для взаимодействий.

Профессиональным итогом проделанной работы стало повышение успешности предметных взаимодействий игроков, а его следствиемдостижение команды по итогам сезона, во время которого проводился эксперимент, — первое место на чемпионате студенческой баскетбольной лиги России (первый дивизион).

Таким образом, мы можем утверждать, что в результате проведенного экспериментального исследования нами были обоснованы психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, в психолого-педагогической деятельности руководства спортивного коллектива.

Вместе с тем проведенное исследование позволило наметить некоторые перспективы дальнейшей разработки представленной проблемы. Формирование личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий, должно стать приоритетным направлением психологической работы не только в уже состоявшихся профессиональных коллективах, но также в процессе профессионального отбора спортсменов в команды и еще раньше — в условиях начальной спортивной подготовки в детских и юношеских спортивных школах разного уровня. Не менее перспективным для исследования нам представляется актуальная на сегодняшний день проблема адаптации зарубежных спортсменов в отечественных спортивных клубах и наоборот, что также во многом связано с глубинными личностными характеристиками субъектов — менталитетом, идеологией, гражданственностью и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Принципы общественной организации производства. — М., 1982. — 176 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-334 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.-536 с.
  4. X. Факторная теория типов // Личность: теории, эксперименты, упражнения / Фрейджер Р., Фрейдимен Д. СПб., 2002. -С.799−813.
  5. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами / Пер. Л.Минекса. СПб., 1994. — 238 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М., 1988. — С. 170−284.376 с.
  7. Н.П. Эффективность групповой деятельности // Психологический климат в коллективе. М., 1989. — С.87−120.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М., 1968.-547 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-447 с.
  10. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С.21−29.
  11. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979. — 396 с.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994, Т 1, № 1. С. 33 — 45.
  13. В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. Киев, 1986. — 412 с.
  14. A.A. Идеомоторная подготовка в спорте. М., 1983. — 128с.
  15. В.В. Воспитание в спорте.-М., 1974. С.50−73.
  16. Р. Используйте свой мозг для изменений / Пер. Л.Минекса. СПб., 1994. — 173 с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Под ред. М. С. Мацковского. СПб., 1992. — 400 с.
  18. Э. Трансактный анализ в группе. М., 1994. — 176 с.
  19. Ю.М. Экспериментальные исследования надежности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях соревнований. Автореф. канд. дисс. М., 1973. — 24 с.
  20. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М&bdquo- 1968.-348 с.
  22. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры.-СПб., 1996.-380 с.
  23. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., 1991. 143 с.
  24. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1997.496 с.
  25. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.-283 с.
  26. И.П. Влияние характеристик сознания игроков на командную сыгранность // Психология физического воспитания и спорта. -Л., 1973.-С.137−138.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 519 с.
  28. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психол.журн. 1993. Т. 14, № 2. С.73−83.
  29. .А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способностей к спортивной деятельности // Темперамент и спорт. Пермь, 1972. — С.96−112.
  30. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978.-96 с.
  31. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981.-112с.1971.-245 с
  32. Ф.М. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М., 1971. — 245 с.
  33. Л.Д. Время стрессов: обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М., 1990.- 191 с.
  34. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. М., 1973. — 150с.
  35. Л.Д. Сквозь смех и слезы чемпионов. М., 1977. — 176 с.
  36. P.A. Еще раз о спортивном аутотренинге. Минск, 1991. — 142 с.
  37. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.174 с.
  38. Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 1986, — 207 с.
  39. H.A. Так становятся чемпионами. М., 1989. — 191 с.
  40. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы. М., 1985.- 184 с.
  41. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. Л., М., 1980. — 294 с.
  42. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в теории деятельности. Автореф. канд. дисс. М., 1974. — 26 с.
  43. В.А. Спортивная деятельность как предмет научного исследования // Теоретические и прикладные исследования по психологии. -Казань, 1974. С.91−118.
  44. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983.80 с.
  45. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансакционный анализ с гештальтупражнениями / Пер. с англ. Е. Волынского, под ред. Л. А. Петровской. М., 1995. — 332 с.
  46. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. — 128с.
  47. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 257с.
  48. А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психол. журн. 1983. Т. 4, № 1. -С.57−67.
  49. А.Л. Роль системного подхода в исследовании трудового коллектива // Вопросы психологии. 1983, № 6. С.53−54.
  50. А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психол. журн. 1993. Т. 14, № 4. С.4−15.
  51. P.M. Доверие души: Записки спортивного психолога. -М., 1986.- 111 с.
  52. P.M. Психолог в команде. М., 1984. — 144 с.
  53. P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) — Автореф. дис. доктора психол. н. СПб., 1992. — 362 с.
  54. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. — 208 с.
  55. A.B. Помехоустойчивость движений спортсмена. М., 1986.-112 с.
  56. Е.П. Дифференциальная психология физическоговоспитания и спорта. Л., 1979. — 327 с.
  57. Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии. Л., 1989. — 96 с.
  58. Е.П. Психология физического воспитания. М., 1987. — 287с.
  59. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1983. — 223 с.
  60. Е.П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния. М., 1980. — 199 с.
  61. Р. Факторная теория черт // Личность: теории, эксперименты, упражнения / Фрейджер Р., Фрейдимен Д. СПб., 2002. -С.775−798.
  62. Ю.Я. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Л., 1977. — 139 с.
  63. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. -М., 1988.-315 с.
  64. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М., 1984.- 128 с.
  65. Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. Автореф. канд. дисс. -Тарту, 1974.-28 с.
  66. ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-217 с.
  67. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн., 1987, № 4. С.126−136.
  68. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М., 1952.-488 с.
  69. .Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. — 224с.
  70. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы:теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. — 205 с.
  71. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. -М., 1985. 223 с.
  72. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982.- 159 с.
  73. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 139−158.
  74. .Ф. Биометрия. М., 1980. — 296 с.
  75. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000. — 408с.
  76. К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. — 368 с.
  77. Г. Е. Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. -М., 1986, С.89−113.
  78. A.A. Психология общения. М., 1997. — 365 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  80. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. -М., 1983.-320 с.
  81. А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — С.93−100.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 548 с.
  83. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992. — 528 с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 444 с.
  85. .Ф. Проблемы деятельности в психологии // Психол. журн., 1981. Т.2, № 5. С.3−22.
  86. A.M. Исследование зависимости уровня спортивных достижений стран от некоторых социально-экономических факторов. Автореф. канд. дисс. М., 1969. — 24 с.
  87. A.B. Социально-психологические проблемыуправления спортивной командой. Смоленск, 1987.-81 с.
  88. Маршцук B. JL, Пеньковский Е. А. В чем сила сильных? М., 1992. — С.151−173.
  89. B.JI., Серова JI.K. Информационные аспекты управления спортсменом. — М., 1983. 112 с.
  90. Р. Социальная психология и спорт. М., 1979. — 176 с.
  91. А. Мотивация и личность. СПб., 2003. — 352 с.
  92. Л.П. Основы спортивной тренировки. М., 1977. — 280 с.
  93. Межличностные восприятия в группе / Под ред. Г. М. Андреевой. -М., 1981.-294 с.
  94. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности: Сб. научн. тр. / Под ред. М. Г. Давлетшина. Ташкент, 1985. -102 с.
  95. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986. -253 с.
  96. Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958. — 289 с.
  97. Мэй Р. Смысл тревоги / Перев. с англ. М. И. Завалова и А. Ю. Сибуриной. -М., 2001.-384 с.
  98. В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж, 1995. — 356 с.
  99. P.M. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.-224 с.
  100. В.П., Худадов H.A. Психорегуляция в подготовке спортсменов. -М., 1985. 177 с.
  101. P.C. Психология в 3 кн. (изд. 2-е), Т 2. -М., 1995. — 491 с.
  102. P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1984. — 200 с.
  103. А.Д., Максименко A.M. Зависимость спортивныхдостижений стран на Олимпийских играх от социально-экономических факторов // Теория и практика физической культуры. 1972, № 12. — С.5−11.
  104. H.H. Межличностные отношения. JL, 1979. — 151 с.
  105. H.H. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. Л., 1979. — С. 125−139.
  106. H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.-191 с.
  107. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 463 с.
  108. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987. — 301 с.
  109. С.И. Словарь русского языка. (изд. 6-е). — М., 1964. — 900с.
  110. Г. Психология индивидуальности // Личность: теории, эксперименты, упражнения / Фрейджер Р., Фрейдимен Д. СПб., 2002. -С.814−838.
  111. И.П. ПСС, 2-е изд., доп., Т. III, кн. 2, М.-Л., 1951. — С.320 326.
  112. Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов // Психология и современный спорт. -М., 1973. С.85−89.
  113. Ю.Ю. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний в спорте // Психологическая подготовка спортсмена. М., 1965. -С.35−42.
  114. В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. -М., 1977.- 119 с.
  115. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-360 с.
  116. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогический учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -3-е изд.-М., 2000.-512 с.
  117. Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996. ~ 240 с.
  118. A.B. Деятельностный подход в социально-психологическом исследовании // Вестник МГУ, 1978, сер. 14, № 4. С.3−10.
  119. A.B. Личность // Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1997. — С.385−431.
  120. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.255 с.
  121. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. — 176 с.
  122. В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д, 1996. — 312с.
  123. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995 — 88 с.
  124. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.104 с.
  125. В.М. Управление эмоциональным состоянием с использованием обратной связи // Спортивная борьба. М., 1980. — С.42−45.
  126. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Куликова. СПб, 2002. — С. 119−130.
  127. К.К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986.254 с.
  128. Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л., 1990. -181 с.
  129. В.А. Проблема надежности в спорте // Материалы II всемирного конгресса «Спорт в современном обществе». М., 1980. — С.29−37.
  130. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М., 1983.176 с.
  131. В.А., Мельник В. Г. Прогнозирование в спорте. Л., 1980.- 85 с.
  132. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 1996. — 632 с.
  133. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара, 1998.-672 с.
  134. Психический стресс в спорте, всесоюзный симпозиум, 1-й. Пермь, 1973 / Под ред. Б. А. Вяткина. 97 с.
  135. Психический стресс в спорте, всесоюзный симпозиум, 2-й. Пермь, 1975 / Под ред. Б. А. Вяткина. 131 с.
  136. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.-239 с.
  137. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1988. — 146 с.
  138. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М, 2002. -Т. 2. 248 с.
  139. Психологический контроль в системе психологической подготовки спортсменов высокой квалификации / Под ред. Е. А. Калинина. М., 1985. -165 с.
  140. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Куликова. СПб, 2002. — 480 с.
  141. Психология спорта высших достижений / Под ред. Е. П. Ильина. -М, 1979.- 144 с.
  142. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М., 1979. — 143 с.
  143. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-496 с.
  144. Психология. Учебник для институтов ФК / Под ред. В. М. Мельниковой. -М., 1987. -367 с.
  145. Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности / Под ред. В. Ф. Соколова. Алма-Ата, 1989. — 143 с.
  146. А.Ц. Очерки психологии спорта. -М., 1959. 308 с.
  147. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М, 1969.-88 с.
  148. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. — 528 с.
  149. K.P. Консультирование и психотерапия / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р.Кучкаровой. -М., 2000. 464 с.
  150. О.Н. О понятии успешности трудовой деятельности // Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1996, № 3. С.41−44.
  151. A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат. -М., 1983. 112 с.
  152. A.B. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.-216 с.
  153. A.B. Психологические основы подготовки баскетболистов. Киев, 1989. — 132 с.
  154. A.B., Худадов H.A. Психология и современный спорт. -М., 1982.-224 с.
  155. C.JI. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2002. -480 с.
  156. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / АПН СССР, -М., 1989.-(485, 322).
  157. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Под ред. Л. А. Петровской. М., 1993. — 368 с.
  158. П.А. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 1968. — 168 с.
  159. П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М., 1973. — С.14−40.
  160. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962. — С.9−20.
  161. В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К.А.Абульхановой-Славской. М., 1990. — С. 18−33.
  162. В.К., Суворов Г. Б. Психофизиологические проявления тренированности и спортивной формы у легкоатлетов группы выносливости // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. — С.53−64.
  163. Л.К. Психограмма личности спортсмена-игровика // Вестник БПА, 1996, Вып. 6. С.67−70.
  164. Е.М. Основы неврологического контроля в спорте. -М., 1984.-96 с.
  165. Словарь-справочник по психодиагностике / Под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. СПб., 2003. — 528 с.
  166. Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. — 48 с.
  167. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. -М., 1985.- 1600 с.
  168. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред.
  169. A.Л.Журавлева. М., 1988. — 228 с.
  170. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.222 с.
  171. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Под ред. Ю. Л. Ханина. -М, 1983.-С.12−24.
  172. Спортивная медицина. Учеб. для ин-тов ФК / Под ред.
  173. B.А.Карпмана. М., 1987. — 303 с.
  174. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Под ред. И Л.Волкова. СПб., 2002. — 384 с.
  175. Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебноепособие. СПб, 1999. — С.65−69.
  176. .М. Проблема индивидуальных различий. -М., 1961.-536с.
  177. .М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963, № 5. С.38−47.
  178. В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.199 с.
  179. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. — 152 с.
  180. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 488 с.
  181. Фрейд 3. Я и оно. Труды разных лет. В 2 т. Тбилиси, 1991. — (400,432.
  182. Р., Фрейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002. — 864 с.
  183. Э. Гуманистический психоанализ. СПб., 2002. — 544 с.
  184. Э. Душа человека. -М., 1998. 446 с.
  185. ЮЛ. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978, № 6. С.77−83.
  186. ЮЛ. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л., 1976. — 18 с.
  187. ЮЛ. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. 1991, № 5. С.51−55.
  188. ЮЛ. О срочной диагностике состояния личности в группе // Теория и практика ФК. 1977, № 8. — С.25−31.
  189. ЮЛ. Психология общения в спорте. М., 1980. — 209 с.
  190. ЮЛ. Стресс и тревога в спорте. М., 1983. — 287 с.
  191. ЮЛ. Эмоциональные состояния личности в коллективе.
  192. Проблемы детской и педагогической психологии. — М., 1976. 252 с.
  193. К. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986. — (406,391.
  194. Н.В. Психотренинг: Игры и упражнения. М., 1988. — 268 с.
  195. Н.Ф., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.- 161 с.
  196. O.A. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М., 1971. — 47 с.
  197. O.A. Соперничество, риск, самообладание в спорте. -М., 1980.- 104 с.
  198. O.A. Эмоции в спорте. М., 1962. — 227 с.
  199. В.Б., Тимченко A.B., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д, 2002. — 688 с. (Феникс)
  200. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1998. 512 с.
  201. Л.Б. Основы психодиагностики. Уч. пос., часть I. М., 1994.-208 с.
  202. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 344 с.
  203. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журн., 1981, № 4. С.142−147.
  204. Fussball. Berlin, Sportverl, 1986. — 264 s.
  205. Geyer, Michael. Methodik des psychotherapeutischen Einzelgesprachs. -Leipzig, 1989.- 142 s.
  206. Perls F.S. Das Ich, der Hunger und die Aggression. Die Anfaenge der Gestalttherapie. Stuttgart, 1978. -358 s.
Заполнить форму текущей работой