Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка модели стратегического планирования деятельности фармацевтических производственных предприятий на этапе реструктуризации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа, объекты и методы исследования. Методологическую основу исследований составили современная теория маркетинга и менеджмента, основные тенденции развития отечественной фармацевтической промышленности, теоретические положения процессного и системного подходов, основополагающие труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области организации здравоохранения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
    • 1. 1. Теоретические основы планирования деятельности предприятий фармацевтической промышленности
      • 1. 1. 1. Планирование — предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия
    • 1. 2. Анализ современных тенденций формирования мирового фармацевтического рынка
    • 1. 3. Исследование основных проблем функционирования фармацевтических производств России
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Анализ производственного потенциала фармацевтических предприятий Ставропольского края
    • 2. 2. Оценка экономической эффективности фармацевтического производственного комплекса Ставропольского края
    • 2. 3. Изучение конкурентоспособности фармацевтических производств Ставропольского края
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.'
    • 3. 1. Обоснование необходимости проведения реструктуризации региональной фармацевтической промышленности
    • 3. '.2 Разработка модели проведения реструктуризации региональной фармпромышленности
      • 3. 3. Обоснование концепции создания Научно-организационного центра экспертизы и качества лекарственных средств
      • 3. 4. Разработка концепции кадровой политики регионального фармацевтического комплекса
      • 3. 5. Разработка концепции управления стоимостью бизнеса при реструктуризации регионального фармацевтического комплекса
      • 3. 6. Управление рисками при реструктуризации фармацевтических производств
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Разработка модели стратегического планирования деятельности фармацевтических производственных предприятий на этапе реструктуризации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

За годы реформ фармацевтическая промышленность России претерпела существенные изменения. Прежде всего, произошла утрата государственного контроля за производством ЛС, что привело к продаже частному капиталу контрольных пакетов акций крупных заводов, закрытию предприятий по производству субстанций. Высокие ставки па кредит, необоснованные ограничения рентабельности фармацевтических предприятий, отсутствие достаточных оборотных средств, переход российского производства на правила вМР при наличии изношенной материально-технической базы привели к неплатежеспособности большинства производств. Российская фармацевтическая промышленность на начало 2008 г. включает около 600 организаций различных форм собственности, выпускающих около 3 тыс. наименований лекарственных средств (ЛС). Ассортимент выпускаемой продукции отечественных компаний существенно пересекается, что приводит к ценовой конкуренции. Отечественными производителями выпускается менее 25,0% ЛС от обьема фармацевтического рынка, при этом, в структуре отечественной продукции крайне низка доля высокоэффективных ЛС. Нарастающая зависимость от импорта фармацевтической продукции превосходит все допустимые пределы и создает условия для проникновения на внутренний рынок некачественной продукции из третьих стран. Подобное состояние отечественной промышленности является одним из решающих факторов, отрицательно влияющих на положение с лекарственным обеспечением граждан страны.

В Ставропольском крае сложился производственный фармацевтический комплекс из 10 фармацевтических предприятий. Однако их экономическое состояние резко различается. Только четыре из них являются инвестиционно привлекательными. Остальные предприятия имеют низкую рентабельность, медленную оборачиваемость продукции, материальных оборотных средств, незначительную капитализацию. В настоящее время ни одно из шести предприятий не может быть конкурентоспособным и выступать эффективным участником фармацевтического рынка. Попытки возрождения фармацевтических предприятий на уровне программных мероприятий не дают значимых результатов. В то же время существует путь их экономической стабилизации — это путь их реструктуризации.

Это необходимо, прежде всего, для освоения новых технологий, выпуска инновационных лекарственных средств, оптимизации ассортимента продукции, повышения эффективности ее сбыта. Проходящие в России процессы реструктуризации фармпроизводства в настоящее время коснулись инвестиционно привлекательных крупных промышленных комплексов, на которых происходит смена формы собственности, введение правил GMP, объединение в альянсы.

Вопросами изучения организационно-экономических основ эффективного развития фармацевтического производственного сектора посвящены работы российских ученых Фатеева В. Г., Буйлина A.B., Быстрицкого Л. Д., Парфейникова С. А., Миролюбовой О. В. Вопросы модернизации региональной фармацевтической промышленности поднимались в исследованиях Савченко В.А.

Однако механизмы реструктуризации региональной фармацевтической промышленности не отработаны. Не проводились научные исследования по поиску эффективных методов модернизации и реструктуризации. Недостаточность изученности вопросов использования новых методов управления, в частности, стратегического планирования на этапе реструктуризации фармацевтических производств, обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

: Целью диссертационной работы явилась разработка механизмов стратегического планирования деятельности фармацевтического производственного комплекса Ставропольского края на этапе реструктуризации с использованием методов и инструментов повышения его капитализации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: выявить основные мировые и российские тенденции развития фармацевтического производства и определить уровень использования методов стратегического планированияизучить производственный потенциал фармацевтических предприятий Ставропольского края и определить уровень экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельностиоценить ассортиментную политику фармацевтических производств Ставропольского краяразработать модель стратегической реструктуризации региональных фармацевтических производств на перспективуисследовать стоимостные критерии капитализации фармацевтических производств и разработать методы их оценкиразработать модель рационального управления процессами реструктуризации региональной фармацевтической промышленности и выявить риски.

Методологическая основа, объекты и методы исследования. Методологическую основу исследований составили современная теория маркетинга и менеджмента, основные тенденции развития отечественной фармацевтической промышленности, теоретические положения процессного и системного подходов, основополагающие труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области организации здравоохранения, фармации и фармакоэкономики, международные и государственные стандарты, нормативные акты и ведомственные материалы. Источниками информации служили данные бухгалтерских и статистических отчетов предприятий фармацевтической промышленности Ставропольского края, инвестиционные проекты, анкеты специалистов фармацевтической производственной отрасли.

При проведении исследований были использованы системный и процессный подходы, методы сравнительного, документального и логического анализа, структурно-функционального моделирования, непосредственного наблюдения, экономико-статистические и математические методы анализа: сравнения, группировок, эко-нометрические методы, методы экспертных оценок и другие.

Математическая обработка данных проводилась на персональном компьютере в среде Windows 2000 с использованием программного обеспечения Microsoft Excel 2000.

Научная новизна исследования. Дана оценка экономическому потенциалу регионального производственного сегмента фармацевтического рынка Ставропольского края и выявлены предпосылки для их реструктуризации в единый региональный производственный комплекс: медленная оборачиваемость продукции, материальных оборотных активов, постоянная дебиторская задолженность, низкий инновационный потенциал выпускаемой продукции, высокая степень износа основных фондов, низкая рентабельность.

Предложена модель стратегической реструктуризации фармацевтических предприятий Ставропольского края через объединение этих предприятий в региональный фармацевтический комплекс на основе частно-государственного партнерства с участием государственных структур. Для решения задач совместной деятельности по реализации научно-технических программ предложена модель научно-координационного центра экспертизы, регистрации и декларирования продукции.

Для методического обеспечения принятия стратегических и оперативных решений и мониторинга эффективности реструктуризации отдельных предприятий в рамках концепции стоимости капитала предложен показатель экономической добавочной стоимости — EVA .

Разработана модель стратегического планирования развития, как отдельного фармацевтического производственного предприятия, так и производственного комплекса, основанная на комплексном анализе существующей ситуации, выделении приоритетных направлений развития, формировании миссии, связанной с основными задачами бизнес-процессов и нацеленной на получение прибыли, наращивание капитала и выполнение социальных задач. С помощью корреляционного анализа проранжированы наиболее значимые риски реализации проекта реструктуризации и предложены эффективные способы их минимизации.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения использованы органами исполнительной власти различных уровней при стратегическом планировании развития фармацевтической отрасли Ставропольского края, а также фармацевтическими производственными предприятиями при подготовке их к реструктуризации.

Внедрение полученных результатов. Результаты проведенных исследований легли в основу методических рекомендаций: & Методические рекомендации «Подготовка предприятий региональной фармацевтической промышленности к реструктуризации в единый промышленный комплекс», утвержденных МЗ Ставропольского края (от 15.01.09): акты внедрения ООО «Технология лекарств» г. Москва (от 06.06.2008 г.) — ЗАО Фармацевтическая фирма «Лекко» г. Москва (от 06.06.2008 г.) — ОАО «Эском» г. Ставрополь (от 03.03.09) — ФГУП «Ставропольская биофабрика» г. Ставрополь (от 17.06.09). & Методические рекомендации «Мониторинг управления стоимостью фармацевтической производственной компании», утвержденных ЦМИ «Фармэксперт» г. Москва (от 20.05.09): акты внедрения ООО «Технология лекарств» г. Москва (от 06.06.2008 г.) — ЗАО Фармацевтическая фирма «Лекко» г. Москва (от 06.06.2008 г.).

Положения, выносимые на защиту. На защиту выдвигаются следующие положения и результаты исследований: итоги анализа структуры хозяйствующих субъектов фармацевтического производственного сегмента регионального фармацевтического рынка и оценка их экономического потенциала, свидетельствующие, что фармпромышленпость региона нуждается в модернизации и оздоровлении экономикирезультаты оценки ассортиментного портфеля региональной фармацевтической промышленности, показавшие высокую востребованность выпускаемых ЛС и ИМН, как в регионе, так и за его пределамирезультаты оценки экономического состояния предприятий региональной фармацевтической промышленности, которые являются обоснованием выбора вида реструктуризациимодель реструктуризации региональных фармацевтических производств- & методика использования индикаторных показателей для оценки эффективности стратегических и операционных управленческих решений на этапе реструктуризацииэконометрическая модель оценки влияния рисков проведения реструктуризации и способы их минимизации.

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ в ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтичеекая академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (номер государственной регистрации 01.2.100 455).

Апробация полученных результатов. Основные результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на межрегиональной научной конференции (г. Владикавказ, 2007) и на региональной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров Пятигорской государственной фармацевтической академии (Пятигорск, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ (в том числе 1 в журнале, рекомендованном ВАК), в которых отражено основное содержание диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы, приложений. Изложена на 137 страницах текста компьютерного набора, содержит 17 таблиц, 11 рисунков, приложений.

Список литературы

включает 145 источников, в том числе 7 зарубежных авторов.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основе анализа и обобщения данных отечественной и зарубежной литературы выявлены основные тенденции в развитии мировой и отечественной фармацевтической промышленности, прежде всего ее концентрация, кооперация, объединение в альянсы и усиливающаяся конкурентная борьба за российский фармацевтический рынок.

2. Дана оценка производственному сектору фармацевтического рынка Ставропольского края, представленного 8 действующими из 10 предприятий различной производственной мощности, среди которых государственный сектор составляет 40,0%- 20,0% из них входят в состав российских альянсов.

3. Установлено, что с 2001 г. объем продукции фармацевтической промышленности региона увеличился на 51,6% в денежном выражении, стоимость основных фондов в 2,8 раза. В то же время степень износа основных фондов высока — 74,2%, низка рентабельность — 13,9%, показатели платежеспособности, оборачиваемости готовой продукции, мобильных средств и материальных оборотных активов ниже нормы.

4. Изучен ассортимент выпускаемых в регионе ЛС, который насчитывает 145 наименований ЛС и ИМН, 64,8% из них входит в перечень ЖНВЛС, для нужд края используется 29,3%, 5,6% экспортируется в страны СНГ. Около 80,0% продукции, выпускаемой в регионе, имеет стабильный и высокий спрос.

5. Анализ конкурентоспособности региональных фармацевтических производств показал, что только три предприятия имеют перспективы дальнейшего развития: ФГУП «Аллерген», ОАО НПК «Эском» и ЗАО «Биоком" — на них сконцентрировано 79,8% объема выпускаемой продукции, 49,3% ассортимента и работает 54,8% специалистов занятых в данном сегменте. Обоснована необходимость реструктуризации регионального промышленного комплекса.

6. Предложен алгоритм оздоровления хозяйственно-финансовой деятельности 6 региональных фармацевтических производств путем реструктуризации объединением в единый фармацевтический комплекс в виде консорциума без образования юридического лица с участием государственных структур. Для осуществления координации научно-исследовательской работы разработана модель научно-координационного Центра экспертизы и качества JIC.

7. Разработана программа стратегического планирования деятельности фармацевтических предприятий: концепция управления стоимостью бизнесапредложен оценочный критерий «добавочная стоимость капитала EVA» для сравнения эффективности работы фармацевтических предприятий на этапе их объединения, позволяющая учесть все факторы, влияющие на управленческие решения.

8. На основании анкетирования ведущих специалистов региональных фармацевтических производств установлено, что бюджеты проектов жестко увязаны со стратегией развития производств у 33,0% фармацевтических предприятий региона, бизнес-планирование проводится на 33,0% субъектов, оплата труда связана с результатами труда у 12,0%) и лишь 27,0% предприятий проводят тренинги для управленцев, из которых 12,0% имеют инновационное мышление, то есть региональная промышленность нуждается в реструктуризации с использованием новых методов управления.

9. Разработана модель стратегической реструктуризации фармацевтического производства в регионе, сформирована миссия единого фармацевтического комплекса, связанная с основными задачами бизнес-процессов — получением прибыли и наращивания капитала.

10. С использованием эконометрического моделирования дана оценка влияния рисков на реализацию проекта реструктуризации, существенными из них являются: недостаточность опыта проведения реструктуризации, опасность низкой мотивации персонала и принятие неправильных управленческих решений при реструктуризации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Управление качеством. Ч. 1. Семь простых методов /
  2. Ю.П. Адлер, Т. М. Полховская, В. Л. Шпер. М.: МИСиС, 2001. — 140с.
  3. , И. Стратегическое управление: пер. с нем. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  4. , Л.И. Внедрение Правил GMP / Л. И. Астафьева // Технология чистоты. 2002. — № 2. — С. 13−14.
  5. , А. Некоторые аспекты формирования ассортиментно-сбытовых стратегий российскими фармпроизводителями / А. Афонин // Ремедиум. -2003.-№ 1−2.-С. 38−44.
  6. , А.Ю. Наиболее перспективные стратегии отечественных предприятий / А. Ю. Афонин // Экон. вестн. фармации. 2002. — Т.48, № 2. — С. 67−70.
  7. , И.Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  8. , Е.И. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль / Е. И. Баланова, О. В. Ко дрова. М.: Дело и сервис, 2006. — 288 с.
  9. , В.В. Технологическая отсталость характерная черта наших фарм-предприятий / В.В. Балдин//Фармац. пром-сть. — 2006. — № 5. — С. 10−15.
  10. , A.B. Конкурентоспособность фармацевтических производств на региональном лекарственном рынке / A.B. Батуров, Л. В. Мошкова, Э. Ф. Степанова // Фармация. 2003. — № 4. — С. 15−19.
  11. , В.В. Нормирование фармацевтического производства. Обеспечение качества продукции / В. В. Береговых, А. П. Мешковский. М.: Ремедиум, 2001.-527 с.
  12. , В.В. Стратегия развития медицинской и биотехнологической промышленности России / В. В. Береговых, Н. В. Пятигорская // Фармац. пром-сть. 2006. — № 1. — С. З-11.
  13. , В.В. Сущность комплексного экономического анализа в современных условиях / В. В. Бурцев // Экон. анализ. -2004. № 8. — С. 3−9.
  14. , И. Проблемы и перспективы фармотрасли / И. Быковченко // Ремедиум. 2004 — № 3. — С. 78−79.
  15. , Л.Д. Конкурентная среда как фактор совершенствования деятельности фармацевтического предприятия / Л. Д. Быстрицкий, A.B. Гришин, Л. Н. Перегудова // Успехи современного естествознания. 2003. — № 6. -С. 40−41.
  16. , Л.Д. Современные подходы к оценке эффективности деятельности фармацевтического предприятия / Л. Д. Быстрицкий, A.B. Гришин, Л. Н. Перегудова // Успехи современного естествознания. 2003. — № 3. — С. 62−63.
  17. , Л.Д. Фармакоэкономическая основа ассортиментной политики производителей фармацевтической продукции / Л. Д. Быстрицкий, Т. Э. Ильченко, A.B. Гришин // Успехи современного естествознания. -2003.-№ 7.-С. 39−41.
  18. , Ш. М. Анализ финансово-инновационного состояния предприятий в условиях антикризисного управления / Ш. М. Валитов, И. К. Крылова // Экой, анализ. 2004. — № 14. — С. 16−22.
  19. , Г. О развитии макромаркетинга в России / Г. Васильев, Л. Осипова //Маркетинг.- 2001.-Т.60,№ 5.-С. 10−15.
  20. Взаимодействие элементов планирования на предприятиях фармацевтической промышленности / C.B. Минаев и др. // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр., Пятигорск.ГФА. -Пятигорск, 2008. Вып. 63. — С. 623−624.
  21. Влияние реструктуризации на рост стоимости компании / О. Б. Алексеева и др. // Эксперт РА. 2004. — № 3−4. — С. 28.
  22. Возможности маркетингового планирования в продвижении новых изделий медицинского назначения / Н. Б. Дремова и др. // Экон. вестн. фармации. — 2001. -№ 3. С. 47−61.
  23. Вопросы медицинской профилактики в здравоохранении / Новикова Л. Ю. и др. // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Пятигорск.ГФА. Пятигорск, 2006. — Вып. 62. -С. 683−685.
  24. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование / отв. ред.
  25. B.Н. Самочкин. М.: Дело, 2002. — 376 с.
  26. , JI.T. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / JI.T. Гиляровская, A.A. Вехорева. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  27. , Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е. П. Голубков. -М.: Дело, 1995.- 188 с.
  28. , В. Состояние и перспективы развития медицинской промышленности / В. Гончаренко, В. Береговых // Ремедиум. -1998. № 2. — С. 16−18.
  29. ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ИСО 3534.2−93). Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения. — Введ. 2000.29.12. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 42 с.
  30. ГОСТ Р 52 249−2004. Правила производства и контроля качества лекарственных средств. Введ. 2004.10.03., М.: Изд-во стандартов, 2005. -109 с.
  31. ГОСТ Р ИСО 10 011−1-93. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка. Введ. 1994.01.07., М.: Изд-во стандартов, 1994. -Юс.
  32. , М. Фармрынок России и СНГ. Позиции членов АРФП / М. Денисова, Д. Пархоменко // Фармац. пром-сть. 2005. — № 2. — С. 18−20.
  33. , В.А. Влияние законодательного регулирования на рынок дженери-ков СНГ / В. А. Дмитриев // Фармац. пром-сть. 2006. — № 6. — С.24−26.
  34. , В.А. Гармонизация фармацевтических рынков фармсодружество / В. А. Дмитриев, A.A. Ишмухаметов // Фармац. пром-сть. — 2006. — № 2.1. C. 12−14.
  35. , В.А. Задачи предприятий фармацевтической промышленности по внедрению правил GMP / В. А. Дмитриев // Фармац. пром-сть. 2004. — № 4. -С. 6−7.
  36. , П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. М.: Фаир — Пресс, 1998. — 288 с.
  37. , A.M. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: учебное пособие / A.M. Дубров, Б. А. Лагоша, Е. Ю. Хрусталев. М.: Финансы и статистика, 1999. — 176 с.
  38. , Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Дж. У. Дункан. М.: Дело, 1996.-272 с.
  39. , В.Ф. Маркетинг для руководителей / В. Ф. Егоров // Экон. вестн. фармации. 2003. — № 4. — С. 20−22.
  40. , С. Реструктуризация промышленных предприятий / С. Елкоев, Г. Зондхоф, X. Кролл // Вопросы экономики. 1997. — № 9. — С. 13−22.
  41. , H.A. Детерминированный ретроспективный анализ бюджетных отклонений по центрам ответственности производственного предприятия / H.A. Ермакова // Эконом, анализ. 2003. -№ 12. — С. 13−19.
  42. , О.В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. М.: Бух. учет, 2002. -528 с.
  43. Еще раз о МУ 64−04−002−2002 «Производство лекарственных средств. Документация». / В. М. Колышкин и др. // Фармац. пром-сть. 2006. — № 4. -С. 73−75.
  44. , П. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность / П. Завьялов // Маркетинг. 1996. -№ 4. — С. 20.
  45. , З.М. Теория экономического анализа / З. М. Завьялова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.
  46. , В. Медицинская промышленность за 2006 год / В. Захарова, Д. Журов // Ремедиум. 2007. — № 5. — С. 52−60.
  47. , В. Фармацевтическая промышленность за семь лет / В. Захарова, С. Романова // Ремедиум. 2004. — № 5. — С. 62−71.
  48. , Ю.В. Разработка научных и организационно-технических основ управления качеством и сертификацией продукции в регионе: автореф. дис. д-ра техн. наук: 08.00.05 / Зорин Юрий Владимирович. Самара, 1998. — 40 с.
  49. , М.Ю. Ход реализации Программы социально-экономического развития России / М. Ю. Зурабов // Фармац. пром-сть. 2006. — № 2. — С.4−10.
  50. , В. Российский фармацевтический рынок вчера, сегодня, завтра / В. Иванов // Ремедиум. 2001. — № 7−8. — С. 26−32.
  51. , Б. Краткая история создания правил GMP в фармацевтической промышленности / Б. Иммел // Фармац. пром-сть. 2006. — № 3. — С. 30−33.
  52. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л. Н. Оголевои.1. М: ИНФРА-М, 2004. 238 с.
  53. , Г. В. «Верофарм» стратегия развития / Г. В. Иноземцев // Фармац. пром-сть.-2003.-№ 1.-С. 8−10.
  54. , А.Е. Ждут ли российских фармпроизводителей за границей? /
  55. А.Е. Итин // Фармац. пром-сть. 2006. — № 3. — С. 41−43.
  56. , A.A. Отраслевое информационно пространство как фактор развития регионального фармацевтического рынка / A.A. Ишмухаметов //
  57. Фармац. пром-сть. 2006. — № 5. — С. 83−84.
  58. , Э. История моей жизни / Э. Карнеги. М.: Манускрипт, 1994.-224 с.
  59. , И.А. Как нам реанимировать федеральную программу по развитию отрасли / И. А. Касаткин // Фармац. пром-сть. 2004. — № 2. — С. 24−25.
  60. , Л.В. Особенности развития рынка лекарственных средств в России /
  61. Л.В. Кобзарь // Фармация. 1999. — № 2. — С. 9−12.
  62. , Л.В. Современная концепция фармакоэкономических исследовании / Л. В. Кобзарь, Е. Г. Алещенкова // Фармация. 2000. — № 5−6. — С. 10−12.
  63. , В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. М: Финансы и статистика, 1997. -512 с.
  64. , С.И. Отечественная фармпромышленность в опасности! / С. И. Колесников // Фармац. пром-сть. 2006. — № 6. — С. 4−8.
  65. , Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет: пер. с англ./Дж. Коллинз. СПб.: Стокгольмск. школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. — 303 с.
  66. , Л.А. Опыт реструктуризации компаний США и Японии в 90-е годы / Л. А. Конарева // США: экономика, идеология, политика. 1998. — № 9. -С. 96−106.
  67. , А. Идентификация технологических процессов и оборудования при производстве лекарственных средств / А. Коротковских, И. Сударев // Ремедиум. 2004. — № 12. — С. 88−91.
  68. , А.Ю. Эволюция системы аналитических показателей деятельности организации / А. Ю. Коршикова // Эконом, анализ. — 2003. № 12. — С. 73−84.
  69. , Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер СПб.: Питер, 2003. — 749 с.
  70. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1990. -С. 68−73.
  71. , В.Г. Антикризисное управление / В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер. М.: ПРИОР, 1998. — 430 с.
  72. , М.В. Банк для компаний фармацевтической отрасли / М. В. Кузнецова // Фармац. пром-сть. 2006. — № 4. — С.87−89.
  73. , Ж.Л. Стратегия поведения фармацевтических организаций в условиях конкуренции / Ж Л. Кузубова // Новая аптека. Аптека и рынок. 2003. -№ 2.-С. 36−43.
  74. , В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях /
  75. B.А. Лапидус // Гос. Университет управления. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Новости, 2000. — 432 с.
  76. , Д.А. Региональная политика как фактор экономического роста / Д. А. Львов // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С.23−31.
  77. , Н. Система документации фармпредприятия как основа обеспечениякачества продукции / Н. Люлина, И. Адамова // Ремедиум. — 2002. № 5.1. C. 73−77.
  78. , О.В. Прогноз устойчивого развития фармацевтической отрасли / О. В. Макаров, С. В. Никулина, Н. В. Пятигорская // Фармац. пром-сть. -2006. № 6. — С.65−68.
  79. , Е.А. Выбор стратегии поведения на фармацевтическом рынке отечественных производителей (все еще только начинается.) / Е. А. Максимкина, И. Г. Турянская // Новая аптека. 2002. — № 1. — С. 20−28.
  80. , В.Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. -Новосибирск: ИНФРА-М, 1999. С. 90.
  81. Методика анализа показателей эффективности' производства / под ред. Э. А. Маркарьяна // Экономика и управление: учеб. пособие. — Ростов-н/Д: МарТ, 2001.-208 с.
  82. , А. О национальной лекарственной политике / А. Мешковский //. Фармац. пром-сть. 2006. — № 4. — С. 9−18.
  83. , А. Управление фармацевтическим качеством и новые документы ICH / А. Мешковский // Фармац. пром-сть 2006. — № 1. — С. 19−23.
  84. Методическое руководство по комплексной оценке эффективности инновационной деятельности аптечного предприятия (утв. 01.10.2008) / A.B. Гришин и др. // Вестн. Росздравнадзора. 2008. — № 6. — С. 58−71.
  85. , И.С. Региональная инвестиционная политика в развитии фармацевтической промышленности / И. С. Макарова, А. Ю. Петров, C.B. Минаев // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Воронеж, 2006. — № 2. — С. 309−310.
  86. Мировой и российский рынок производителей лекарственных средств: характеристика и основные тенденции развития / С. А. Парфейников и др. Москва, 2006. — 17 с. — Деп. в ВИНИТИ РАН 27.07.06., № 1014-В2006.
  87. , A.JI. Внедрение стандартов GMP как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий / A. JL Младенцев // Фармац. пром-сть. 2006. — № 5. — С. 26−27.
  88. , H.K. Международный маркетинг / H.K. Моисеева. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — С. 80.
  89. , Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева, Ю. И. Анискин. М.: Внешторгиздат, 2002. -С. 21.
  90. , H.A. Оценка эффективности и совершенствование системы качества предприятия / H.A. Мочалов, Д. М. Темкин, Т. М. Полховская // Методы менеджмента качества. 2001. — № 10. — С. 19−24.
  91. , Р. Новая матрица, или логика стратегического превосходства / Р. Мэтьюз, А. Агеев, 3. Большаков. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003. — 239 с.
  92. Оборудование для контроля и анализа объектов в производстве фармацевтических препаратов // Фармац. пром-сть. 2006. — № 6. — С. 54.
  93. , JI.H. Методология реинжиниринга / Л. Н. Оголева, В. М. Радиковский // Экономич. анализ: теория и практика. — 2004. — № 7 (22). — С. 25−35.
  94. , Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. — М.: Финансы и статистика, 1997.-332 с.
  95. , A.C. Экономика предприятия: учеб. пособие / A.C. Паламарчук, Л. Г. Паштова. М.: ИНФРА-М, 2001.- 176 с.
  96. , С.Н. Законы Паркинсона: сб., пер. с англ. / С. Н. Паркинсон М.: Прогресс, 1989.-448 с.
  97. ЮО.Перегудова, JI.H. Индикаторы будущего / JI.H. Перегудова // Фармац. вестн. -2004.-№ 31.-С. 5−7.
  98. , В.Г. Проблемы внедрения системы GMP в практику предприятий по ¦ производству медицинских иммунобиологических препаратов / В. Г. Петухов // Технология чистоты. 2002. — № 2. — С. 6−9.
  99. , В.В. Есть ли шанс у России внедрить современные достижения биотехнологии в медицинскую промышленность? / В. В. Писарев // Ремедиум.2004.-№ 5.-С. 30−33.
  100. Платежеспособный спрос населения России на медикаменты // Ремедиум. — 2007.-№ 4. -С. 24.
  101. , А.Ю. Система анализа рисков. Как наиболее эффективно соответствовать требованиям GMP? / А. Ю. Попов // Фармац. пром-сть. 2005. — № 2. -С. 40−43.
  102. Профильный предел / C.B. Базаев и др. // Эксперт. 2004. — № 16 (419). -С. 56−73.
  103. , Н.В. Документы, регулирующие и обеспечивающие производство лекарственных средств / Н. В. Пятигорская // Фармац. пром-сть. 2005. -№ 4. — С. 65−70.
  104. Ю7.Рейхард, Д. В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы / Д. В. Рейхард, В. А. Сухинина, Ю. В. Шиленко. М.: Славян, диалог, 2005.-304 с.
  105. , С. Если оправдаются прогнозы. / С. Романова, В. Захарова // Ремедиум. 2000. — № 6. — С. 18.
  106. , С. Подводя итоги пятилетки / С. Романова, В. Захарова // Ремедиум. 2006. — № 6. — С. 36−42.
  107. Реструктуризация — это переговоры и баланс интересов // Эксперт. — 1998. -№ 4. С. 36−39.
  108. Ш. Руни, Джеймс Дж. Анализ коренных причин для начинающих: (по материалам Quality Progress, July, 2004) / Джеймс Дж. Руни, Ли Ван ден Хойвел // Европейское качество. Деловое совершенство. Дайджест. — 2005. — .Ns 1С. 15−17.
  109. , Г. В. Развитие анализа хозяйственной деятельности в условий* пе~ рехода к рыночной экономике / Г. В. Савицкая // Эконом, анализ. — 2.003. -№ 9.-С. 15−19.
  110. , Т.Г. Структура рынка фармацевтических товаров / Т. Г. Светличная // Фармац. рынок. 2007. — № 5. — С. 9−11.
  111. , М.З. От менеджмента качества — к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. 2004. — * • — С. 74−78.
  112. , Е.М. Что ГОСТ 52 249–2004 нам готовит? К вопросу об аутентичности перевода национального стандарта GMP. / Е. М. Сергеева, А. П. Мешковский // Фармац. пром-сть. 2006. — № 5. — С. 28−32.
  113. Пб.Славич-Приступа, А. Потенциал и технологии продвижения препарата- / А. Славич-Приступа // Ремедиум. 2003. — № 6. — С. 34−37.
  114. , О.Р. О развитии управления качеством в фармацевтическом ххроиз-водстве / О. Р. Спицкий // Фармац. пром-сть. 2006. — № 3. — С.24−27.
  115. , И. Документация фармпредприятия — гарантия качества лекарственных средств / И. Сударев, Д. Шоболов // Ремедиум. 2002. — № 4. — С. 62—65.
  116. , П. Крупнейшие европейские фармацевтические компаыхзИ* / П. Тазлов // Фармац. вестн. 2001. — № 5. — С. 5−6.
  117. О.Г. Контроль и анализ в системе управления затрататч^и / О. Г. Танашева //Эконом, анализ. 2004. — № 8. — С. 39−52.
  118. Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / под. ред. -А-Д-Шеремет. М.: Прогресс, 1982. — 288 с.
  119. , К. Концепции холдинга / К. Томас. Обнинск: ПДИПК, 1997 — 1 1 V с
  120. , A.A., Стратегический менеджмент / A.A. Томпсон, А. Д. СтршсЛ^нД--М.: Юнити, 1998.-397 с.
  121. , Р.Г. «Директ-костинг» инструмент максимизации прибыли и минимизации затрат в аптеке / Р. Г. Тухбатуллина // Новая аптека. — 2002. -№ 5. -С. 39−45.
  122. , Дж. Правила производства (GMP) и дистрибуции (GDP) лекарственных средств в фармацевтической промышленности. / Дж. Тэйлор // Фармац. пром-сть. 2005. — № 2. — С. 6−11.
  123. , В. Теория брэнда / В. Усенко //Ремедиум. 2000. — № 1−2. — С. 79−81.
  124. , Р. Конкурентоспособность России и подготовка кадров / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. 1998. -№ 10−11. — С. 106.
  125. , А.Е. Внедрение Правил GMP ЕС в фармацевтической промышленности России / А. Е. Федотов // Фармац. пром-сть. 2006. — № 5. — С. 37−42.
  126. , А.Е. Стандарты ИСО в действие / А. Е. Федотов // Технология чистоты. — 2001.-№ 1.-С. 14−15.
  127. , А.Е. Утвержден национальный стандарт ГОСТ 52 249–2004. Правила производства и контроля качества лекарственных средств / А. Е. Федотов // Мед. бизнес. 2004. — № 9. — С. 34−38.
  128. , В.О. Совершенствование финансирования в условиях программно-целевого управления отраслью / В. О. Флек // Фармац. пром-сть. 2006. — № 6. -С. 76−77.
  129. Ченцова, М Мировой фармацевтический рынок в 2003—2006 гг. / М. Ченцова // Ремедиум. 2007. — № 1. — С. 16−19.
  130. , JI.H. Экономический анализ / Л. Н. Чечевицына. — Ростов-н/Д.: Феликс, 2001.-258 с.
  131. , Г. В. Развитие формулярной системы по лекарственным средствам в России / Г. В. ¡-Дашкова, Е. А. Ушкалова // Фармация. 1998. — № 5. -С. 6−10.
  132. , И. Приживутся ли стандарты GMP на российской почве? / И. Широкова // Ремедиум. 2001. — № 11. — С. 7−11.
  133. Шмараговский, К. GMP: стоит ли овчинка выделки? / К. Шмараговский, В. Щербаков // Ремедиум. 2001. — № 11. — С. 3−6.
  134. , О.С. Самооценка в малом бизнесе / О. С. Щукин // Методы менеджмента качества. 2003. — № 4. — С. 22−26.
  135. , А.Ю. Фармацевтический рынок России: расстановка сил 2006. Ана-лит. обзор / А. Ю. Юданов. М.: Классик-Консалтинг, 2007. — 220 с.
  136. Aldrige, G.K. Managing the implemenation of a pharmacy information system / G.K. Aldrige, D. Maclasaac, W.A. Gouveia // Am. J. Hosp. Pharm. 1993. -Vol. 50, № 6.-P. 1198−1203.
  137. Business process quality management: a step beyond continuous quality improvement / T.R. Ardabell et al. 1995. — Vol. 4, № 4. — P. 279−288.
  138. Chambliss, M.L. Is pharmaceutical marketing valuble? / M.L.Chambliss // Arch Fam Med. 1999.-Vol. 3,№ 12.-P. 1032−1033.
  139. Gruszczynska-malec, G. Koncepcja systemu oceny trudnosci pracy / G. Gruszczynska-malec, J. Struzyna // Polityka spolecz. Warshawa, 1995. — Vol. 22, № 4. — S. 10−13.
  140. Implementation of an outpatient prescription drug formulary in a managed-care system / J. Black et al. // Am. J. Hosp. Pharm. 1988. — Vol. 45, № 3. — P. 561 565.
  141. Manufacturing consensus, marketing tuth: guidelines for economic evolution / R.G. Evans et al. // Ann. Intern. Med. 1995. — Vol. 123, № 1. — P. 59−60.
  142. Marketing strategies of the pharmaceutical industry and the consumption of drugs / J.A. Barros et al. // Rev Saude Publica. 2003. — Vol. 17, № 5. — P. 377−386.
Заполнить форму текущей работой