Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особые экономические зоны как институт совершенствования международной специализации экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние конкурентного потенциала экономики России не позволяет рассчитывать на кардинальное обновление внешнеэкономической специализации отраслей национальной экономики. Перед Россией стоит задача проведения полной технологической модернизации и «новой индустриализации». При переходе к инновационной модели роста вполне оправданной и необходимой представляется определенная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Эволюция теорий и концепций развития мирохозяйственных связей и международной торговли
    • 1. 2. Оценка конкурентного потенциала российской экономики
    • 1. 3. Современный профиль международной специализации экономики России
  • ГЛАВА II. РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЭФФЕКТИВНОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 2. 1. ТПО в системе институтов модернизации национальной экономики — концептуальная основа исследования проблемы
    • 2. 2. Современная типология ТПО — мировой опыт создания и функционирования
    • 2. 3. ТПО в России и государствах Содружества — экономические результаты и проблемы развития.'
  • ГЛАВА III. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЭЗ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
    • 3. 1. ОЭЗ в институциональной структуре обеспечения модернизации экономики страны
      • 3. 1. 1. Промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ
      • 3. 1. 2. Туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ
    • 3. 2. Направления использования ОЭЗ для развития внешнеэкономического потенциала регионов России
    • 3. 3. Перспективы развития российских ОЭЗ в новых условиях интеграции страны в систему наднационального регулирования международных экономических отношений

Особые экономические зоны как институт совершенствования международной специализации экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Востребованность исследований, проводимых в контексте необходимости пересмотра стратегии участия страны в системе международного разделения труда, только возрастает и приобретает особую значимость в условиях, когда жизненно важной становится проблема коренной перестройки самой модели хозяйственного развития страны в целом и ее внешнеэкономического комплекса — в частности. Россия больше не может идти по прежнему пути сохранения и даже, по сути, интенсификации «утяжеленной» структуры национального производства и экспортапримитивной и зачастую опасной зависимости от импорта социально значимых товаровнеэффективного участия в международном инвестиционном обмене. По-прежнему остается нерешенной проблема рационального участия страны в системах международной региональной экономической интеграции и наднационального регулирования мирового обмена на многостороннем уровне. Занедолгий период своей новейшей истории Россия дважды заплатила высокую цену за нерациональную структуру и гипертрофированно высокий уровень встроенности в систему международных рыночных отношений, причем по итогам 2009 года она вышла из мировых экономических потрясений с наибольшими1 потерями из всех стран «Большой двадцатки», включая страны БРИК. Даже простое восстановление утраченных позиций, не говоря уже о реальном поступательном движении вперед, будет сопряжено с серьезными трудностями, а, скорее всего, окажется невозможным, если останутся нерешенными названные проблемы. Смена самой парадигмы развития национальной экономики уже заложена в тех базовых документах, которые были озвучены на высшем политическом уровне России в 2008;2010 годах.

В силу сложившейсямасштабной зависимости экономики, страны от мирового рынка ее эффективное развитие не может происходить вне контекста совершенствования специализации национальной экономики в системе мирохозяйственных связей. Оптимизация ее профиля, каким бы долгим ни был этот процесс, — проблема выживаемости не только отечественного внешнеэкономического комплекса, но и всей народнохозяйственной системы России. При этом, опять же в силу вышесказанного, само понятие «международная специализация национальной экономики», особенно применительно к нашей стране, не может рассматриваться только в «экспортном варианте». Термин должен также отражать уровень и структуру зависимости национальной экономики от импортных поставок и, как следствие, — потенциал развития отраслей импортозамещения.

Второй аспект — и сложившийся профиль международной (внешнеэкономической) специализации национальной экономики, и возможности его изменения предопределяются уровнем существующей и перспективной конкурентоспособности отечественного народнохозяйственного комплекса и его структурных подразделений.

Третий аспект — в условиях нашей страны большую роль в процессе решения проблем модернизации экономики России должна сыграть рационально сформированная^ и эффективно (реально) функционирующая институциональная среда.

Одной из структур, призванных решить эту задачу, должны стать территориально-преференциальные образования (ТПО), функционирующие в России преимущественно в формате особых экономических зон (ОЭЗ);

Вышеназванными аспектами и определяется^ актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы достаточно высока, и данная проблематика' в целом получила широкое освещение как в отечественных и зарубежных научных публикациях, так и в диссертационных работах.

При этом, целесообразно выделить два направления исследований. Первое — при подготовке представленной диссертации были использованы научные труды ведущих российских экономистов-международников, известных отечественных ученых в области макроэкономических проблем развития' народнохозяйственного комплекса России и вопросов конкурентоспособности национальной экономики: Е. Авдокушина,.

B.Андрианова, А. Белоусова, Б. Болотина, В. Бурмистрова, М. Гельвановского,.

C.Глазьева, С. Долгова, И. Дюмулена, В. Загашвили, И. Иванова, В. Игнатова, И. Королева, В. Кутового, Д. Львова, В. Мау, С. Меньшикова, В. Михеева, В. Оболенского, В. Орешкина, В. Полякова, С. Рогова, В. Сельцовского, В. Рыбалкина, Ю. Савинова, В. Сельцовского, А. Спартака, И. Фаминского, Р. Фатхудинова, А. Фоломьева, Н. Шмелева, Е. Ясина и др.

Среди зарубежных исследователей макроэкономических проблем развития мирохозяйственных связей необходимо выделить С. Линдера, П. Линдерта, П. Кругмана, В. Леонтьева, Б. Олина, М. Портера, Д. Рикардо,.

A.Смита, Э.Хекшера.

Второе направление связано с исследованием зарубежного опыта создания территориально-преференциальных образований (особых экономических зон, свободных экономических зон и др.), определением подходов к их научной классификации, изучением факторов их создания и механизма функционирования. В этом направлении наиболее значимы труды.

B.Андреева, Е. Барзыкиной, М. Гурьева, Т. Данько, Н. Дорониной, Р. Зименкова, О. Климовец, Е. Комаровой, Н. Лайченковой, Б. Леонидова, И. Лешиной, Н. Орловой, А. Реут, С. Рыбакова, В. Савина, Н. Сахарова, Н. Смородинской, А. Чистова, В. Шавшиной, А. Шеховцева и др.

Особое внимание необходимо обратить на возрастающий в последнее время интерес к изучению названной тематики в диссертациях кандидатского уровня: Клим И. В. Роль особых экономических зон в инновационном развитии мировой и российской экономики. М.: ВАВТ, 2010; Мушаева О. В. Особые экономические зоны как инструмент развития экономики по инновационному пути. М.: РАГС, 2009; Молдован A.A. Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации. С-П.: СПбГУ, 2008 и др. В большинстве диссертационных работ исследуются инновационный, региональный и организационный аспекты функционирования особых экономических зон.

Однако в силу объективных причин (обновление нормативно-правовой базы, финансово-экономический кризис и др.) и в предлагаемом контексте исследования, определяемом актуальностью темы в современных условиях, комплексного анализа по изучению особых экономических зон как института, обеспечивающего совершенствование международной специализации национальной экономики, не проводилось.

Цель исследования — обоснование роли института особых экономических зон в совершенствовании (модернизации) международной специализации экономики России.

В связи с этим автор ставил перед собой следующие задачи: — оценить существующий и перспективный конкурентный потенциал развития национальной экономики страны как основы ее эффективной международной специализации с учетом оптимального развития экспортои импортоориентированных секторов и отраслей импортозамещенияизучить сущность понятия «территориально-преференциальное образование» (ТПО) и определить задачи ТПО в системе модернизации национальной экономики;

— систематизировать существующие в мире ТПО на основании исследований, проведенных отечественными и зарубежными экономистами, и предложить собственную их классификацию, адекватную российским условиям;

— провести критический анализ экономических результатов и проблем функционирования ТПО в России и в государствах Таможенного Союза (Россия, Белоруссия и Казахстан);

— оценить направления и условия использования ОЭЗ в системе обеспечения модернизации экономики страны;

— дать оценку возможностей использования ОЭЗ как центров развития внешнеэкономического потенциала регионов России;

— представить авторское видение перспектив развития российских ОЭЗ в условиях членства России в ВТО и формирования Таможенного Союза:

Объект исследования: международная специализация экономики России в условиях глобализации.

Предмет исследования: использование особых экономических зон в целях совершенствования международной специализации экономики России.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы зарубежных и ведущих российских экономистов по глобальным проблемам развития мировой экономики и мирохозяйственных связей, проблемам конкурентоспособности национальной экономики, а также по вопросам созданияш функционирования особых экономических зон за рубежом и в России.

При написании диссертации' использовались методы системного, статистического, финансово-экономического, инвестиционного анализа, прогнозирования и моделирования.

Информационная база исследования" включает данные официальной статистики Росстата, Минэкономразвития России, ФТС России, Центробанка России, документы и материалы международных организаций (ООН, Всемирного банка, ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, ЕС, Всемирного банка, МВФ и др.).

При работе над диссертацией были использованы аналитические разработки научных коллективов институтов экономического профиля системы Российской академии наук, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, Московского государственного университета, Всероссийской академии внешней торговлиГосударственного университета — Высшей школы экономики и др.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуального подхода к повышению эффективности участия страны в международном разделении труда через институт особых экономических зон.

В ходе подготовки исследования автором были получены результаты, позволившие сформулировать положения, выносимые на защиту:

1. совершенствование международной специализации национальной экономики рассматривается не только как развитие её экспортного потенциала, но и как рационализация импорта и развитие отраслей импортозамещения;

2. оптимизация международной специализации экономики страны базируется как на существующем, реальном, так и потенциальном, перспективном уровне конкурентоспособности национального хозяйства и её отдельных отраслей;

3. существующие в мировой практике модели создания" и функционирования ТПО не могут в универсальном формате использоваться в российских реалиях в процессе модернизации национальной экономики;

4. современные ТПО, создаваемые в форме особых экономических зон, должны представлять собой долгосрочный, экономически выгодный проект частно-государственного партнерства, при этом, недопустимо возобновление практики их создания в форме «налоговых гаваней»;

5. российские ОЭЗ рассматриваются как институциональные структуры, которые должны создать стимулы, прежде всего, для формирования новых конкурентных преимуществ в перспективных отраслях;

6. проблема эффективного функционирования ОЭЗ в России не может рассматриваться с позиций ярко выраженной «анклавности (изолированности)», т. е. без их включения в систему повышения внешнеэкономического потенциала не только регионов России, но и всей национальной экономики;

7. совершенствование режима деятельности ОЭЗ для повышения эффективности международной специализации экономики России неизбежно с учетом формирования Таможенного союза и членства России в ВТО.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов, выводов и предложений государственными органами Российской Федерации при разработке программных документов и рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической стратегии России, международной специализации’страны. Проанализированные в работе вопросы развития российских ОЭЗ в условиях интеграции страны в систему наднационального регулирования международных экономических отношений могут представлять интерес для дальнейшего совершенствованиярежима деятельности российских преференциальных образований. Материалы диссертации также могут найти применение при чтении курсов лекций в ВУЗах экономического профиля по мировой экономике, международной торговле, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Кроме того, рекомендации и выводы исследования могут быть использованы резидентами российских ОЭЗ для принятия управленческих решений при осуществлении деятельности на внутреннем-и внешнем рынках.

Апробация результатов работы. По теме диссертации автором опубликовано, в. т.ч. в соавторстве, 7 статей в научных изданиях общим объемом 5,2 а.л. Основные результаты работы докладывались автором на научно-практических конференциях студентов и аспирантов, организованных Всероссийской академией внешней торговли.

Структураработы определяется целью и задачами' исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов,* заключения,.

Выводы:

1'. Значительная роль вразвитииимпортозамещающих производств в России отводится 11 113- т.к. эта форма^ экономического стимулирования, направлена на привлечение национального и иностранного капитала и способствует росту объема: производства1 готовых изделий посредством привлечения компаний, способных создавать современную конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка.

2. Дальнейшее развитие российских ТВЗ должно строиться, с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики. Соответствие одному из, 5 приоритетных направлений должно стать одним из наиболее значимых критериев при. рассмотрении бизнес-планов и. регистрации компании в качестве резидента ТВЗ.

3. При всех объективных трудностях и проблемах в развитии экспорта туристских услуг именно по этому направлению возможно приращение доходов по экспорту услуг в целом. Для развития-, этого направления и внутреннего туризма в России создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.

4. Значительным потенциалом для оптимизации структуры экспорта и совершенствования внешнеэкономической специализации России обладают регионы, которые были отобраны для создания в них портовых особых экономических зон, в первую очередь, в силу своего выгодного геоэкономического положения.

5. Расширение полномочий властей на региональном уровне в связи с реформированием системы управления ОЭЗ может привести к тому, что ОЭЗ станут инструментом для решения исключительно региональных задач, хотя финансирование строительства инфраструктуры в настоящее время осуществляется на паритетной основе.

6. При использовании института ОЭЗ в региональной политике необходимо найти приемлемый баланс, чтобы цели регионального уровня соответствовали федеральным стратегическим направлениям развития национальной экономики. Использование института ОЭЗ как инструмента для повышения внешнеэкономического потенциала региона является одним из возможных путей решения данной проблемы.

7. Гармонизация законодательства об ОЭЗ в связи с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана направлена на создание равных экономических условий ведения предпринимательской деятельности на территориях экономических зон в трех странах и позволяет более эффективно использовать режим свободной таможенной зоны для развития импортозамещающих производств в российских ОЭЗ. Основные опасения российской стороны в связи с формированием Таможенного союза связаны с ужесточением борьбы за товарные потоки.

8. Совершенствование режима деятельности ОЭЗ в России неизбежно с учетом формирования Таможенного союза и членства России в ВТО. Необходимо, чтобы данные изменения в полной степени учитывали первоначальные цели создания ОЭЗ в России и были направлены на совершенствование международной специализации национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное состояние конкурентного потенциала экономики России не позволяет рассчитывать на кардинальное обновление внешнеэкономической специализации отраслей национальной экономики. Перед Россией стоит задача проведения полной технологической модернизации и «новой индустриализации». При переходе к инновационной модели роста вполне оправданной и необходимой представляется определенная корректировка сложившейся внешнеэкономической квоты в ВВП и переключение части национального богатства из сферы международного обмена во внутренний экономический оборот для развития отраслей импортозамещения. Модернизация национальной экономики должна основываться на создании национальных высокотехнологичных кластеров, ориентированных в первую очередь на внутренний рынок. Одной из структур, призванных решить эту задачу, должны стать территориально-преференциальные образования, функционирующие в России в форме особых экономических зон.

Проведенный в соответствии с предложенной классификацией анализ мирового опыта использования ТПО показывает, что интеграции национальных экономик в мировую способствуют все группы ТПО, однако каждая из них действует на определенном сегменте международного рынка. При этом, не существует идеальных, пригодных для всех случаев экономических моделей ТПО, применение которых автоматически гарантирует совершенствование международной специализации национальной экономики и резкое ускорение экономического развития. На основе оценки потенциальных возможностей территории должна проводиться разработка конкретной модели и формироваться преференциальный режим, наиболее адекватный имеющимся условиям.

В ходе изучения мирового опыта и российской практики было установлено, что современная российская экономическая модель ТПО должна базироваться на следующих принципах: конкурентоспособный преференциальный режим (налоговые, таможенные, инфраструктурные и административные льготы) — соответствие специализации ТПО поставленным задачам и выбранным ориентирамадекватная и эффективная система управления ТПО (государственная, частно-государственная или частная).

В условиях финансово-экономического кризиса экономическая эффективность российских ОЭЗ значительно снизилась, (падение объема инвестиций и объема производства), однако при дальнейшем благоприятном социально-экономическом развитии мировой и национальной экономики к 2025 году ОЭЗ могут внести достаточно существенный вклад в формирование инновационно-технологического и инвестиционного потенциала российской экономики.

Организация ОЭЗ в России предполагает два уровня частно-государственного партнерства. Первый — предлагает преференции для частных инвесторов по трем направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры и ' снижение административных барьеров. Государство, в свою очередь, получает бюджетный эффект после отмены налоговых и таможенных льгот, более интенсивное развитие бизнеса на смежной с ОЭЗ территории без льготного режима, оптимальный для государства механизм разделения рисков с частным сектором. Второй уровень сотрудничества заключается в том, что инвестиционные проекты в ОЭЗ, в том числе инфраструктурные, могут быть реализованы при взаимовыгодном сотрудничестве частных компаний с российскими государственными организациями.

Совершенствование международной специализации национальной экономики посредством ОЭЗ должно строиться с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики и быть направлено, прежде всего, на создание высокотехнологичной продукции и конкурентоспособных услуг для удовлетворения внутреннего спроса и укрепления позиций России на экспортных рынках. Основными направлениями инвестиций резидентов ОЭЗ могут стать две группы отраслей:

— импортозамещающие (автомобилестроение, строительная отрасль, производство пищевых продуктов и оборудования для пищевой промышленности, разработка энергосберегающих и медицинских технологий, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм);

— экспортоориентированные (разработка программного обеспечения, производство бытовой техники, экстремальный и экологический туризм, транспортные и портовые услуги).

Однако экономическая ситуация в России постоянно меняется, поэтому для реализации перспективных планов по созданию ОЭЗ необходимо провести исследование в виде технологического прогнозирования и предвидения (анализ отдельных отраслей, подотраслей национальной экономики, предприятий и видов продукции) с целью выявления наиболее важных сфер, в которых участие инвесторов будет наиболее желательным.

Несмотря на то, что объем выпуска продукции резидентов промышленно-производственных ОЭЗ явно отстает от запланированного графика, на территории ППЗ существуют предпосылки для создания национальных промышленных кластеров, ориентированных в первую очередь на внутренний рынок. При их формировании необходимо отказаться от практики размещения «грязных» производств зарубежных транснациональных компаний. Принимая во внимание очевидные преимущества от присутствия иностранного капитала (современные технологии, новые способы организации производства и управления), предоставляемые льготы и преимущества не должны нарушать правил и принципов равной конкуренции. Льготы иностранным инвесторам необходимо предоставлять в обмен на передачу технологий и ноу-хау.

Необходимо установить дополнительные критерии отбора предприятий, претендующих на получение статуса резидента ППЗ: экспортная или импортозамещающая ориентация производства, использование российского сырья, материалов, комплектующих, оборудования и доля участия российской стороны в реализации инвестиционного проекта.

Потенциал технико-внедренческих зон должен быть использован как для проведения модернизации российской экономики, так и для укрепления экспортных позиций, в первую очередь, за счет развития экспорта программного обеспечения. Определенный риск для российских ТВЗ представляет проект по организации инновационного центра «Сколково». По своей сути, инновационный центр будет заниматься схожими с ТВЗ видами инновационной деятельности. Однако уровень предоставляемых налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль, в инновационном центре будет выше, а срок их действия продолжительнее, чем в российских ТВЗ.

Туристско-рекреационные зоны обладают значительным резервом совершенствования международной специализации России с точки зрения привлечения зарубежных туристов и обеспечения альтернативы выездному туризму российских граждан, однако до настоящего времени в четырех из восьми ТРЗ не зарегистрировано ни одного резидента. Для более эффективного расходования государственных средств и активизации процесса создания необходимой инфраструктуры в туристско-рекреационных ОЭЗ предлагается сократить количество российских ТРЗ до четырех.

Портовые ОЭЗ должны способствовать развитию международного транзита через территорию России, транспортному обеспечению экспорта товаров, развитию портовой инфраструктуры для возвращения потребителей портовых услуг из зарубежных портов, повышению конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличению их доли на мировом рынке транспортных услуг. Однако фактическое развитие российских ПОЭЗ в малой степени соответствует их концепции. Проблемы выявились уже на стадии подготовки заявок и проведения конкурса. Из двадцати заявок, поданных на конкурс, были утверждены только три: один морской порт и два аэропорта, хотя ожидания были связаны именно с созданием морских портовых зон.

Продукция, производимая в российских ОЭЗ, не поставляется на экспорт, хотя первоначальная концепция предполагала развитие именно этого направления как основного. Производители-резиденты ориентируются преимущественно на емкий внутренний рынок. В современных условиях представляется целесообразным дополнить установленные для оценки результатов деятельности российских ОЭЗ количественные показатели качественными индикаторами, которые дают возможность оценить их вклад в процесс диверсификации российской экономики и совершенствования внешнеэкономической специализации (количество экспортноориентированных резидентов, работающих в ОЭЗколичество резидентов, занятых производством импортозамещающих товаровобъем высокотехнологичного экспорта из ОЭЗ).

Кроме того, необходимо жестко увязать срок действия соглашения о ведении резидентом деятельности в ОЭЗ со сроком реализации конкретного инвестиционного проекта, который не обязательно должен совпадать со сроком действия преференциального режима в ОЭЗ. Эта мера должна повысить ответственность предприятий, пользующихся льготным режимом, и не позволит функционирующим в России ОЭЗ превратиться в «налоговые гавани».

Принятые изменения в законодательстве, позволяющие создавать новые ОЭЗ по решению Правительства России без конкурсных процедур, порождают дополнительные риски возврата к негативному опыту России в 90-х годах, когда СЭЗ создавались без оценки экономической целесообразности, под давлением региональных властей.

Оценка установленных критериев отбора проектов для создания ОЭЗ позволила прийти к выводу, что регионы-доноры-имеют большую вероятность образования на их территории ОЭЗ, чем регионы-реципиенты. Однако такой подход, давая хороший краткосрочный результат, в долгосрочной перспективе создает угрозы увеличения социальной напряженности и исключения из экономических процессов значительных ресурсов. Поэтому представляется правильным при создании новых ОЭЗ наибольшее внимание уделять более слабым регионам и максимально эффективно использовать возможности института ОЭЗ для повышения внешнеэкономического потенциала региона. При этом необходимо учитывать, что расширение полномочий властей на региональном уровне в связи с реформированием системы управления ОЭЗ может привести к использованию ОЭЗ исключительно для решения региональных задач. Необходимо предусмотреть четкое законодательное разделение полномочий между органами федеральной и региональной власти.

Проведенный анализ преференциальных режимов, предоставляемых в ТПО странами-партнерами России по Таможенному союзу, позволяет сделать вывод о том, что белорусские и казахстанские СЭЗ отличаются от российских большим либерализмом как по принципам функционирования, так и по уровню предоставляемых льгот. Основные опасения для российской экономики от введения в действие соглашения по гармонизации деятельности ОЭЗ в странах Таможенного союза связаны с ужесточением борьбы за товарные потоки. Существует большая вероятность того, что отечественный бизнес будет уходить в те ОЭЗ Белоруссии и Казахстана, где предоставляется более льготный преференциальный режим, выгодней географическое положение и эффективней логистика.

Присоединение России к ВТО в> рамках ТС не будет означать, закрытие российских ОЭЗ и не приведет к коренному изменению законодательства в отношении предоставляемых в ОЭЗ налоговых преференций, как это было в Китае: Тем* не* менее, этот процесс может способствовать их трансформации и переходу на более высокий уровень развития, что неизбежно приведет к совершенствованию режима деятельности ОЭЗ.

Для повышения эффективности функционирования российских" ОЭЗ в современных условиях, помимо решения? общенациональных экономических, правовых и социальных вопросов, необходимо совершенствование действующего законодательства об ОЭЗ. и привлечение к законотворческому процессу компаний-резидентов для подготовки нормативно-правовых документов, по оптимизации деятельности российских особых экономических зон.

В современном российском законодательстве об ОЭЗ не закреплена единая цель их создания. — стратегический, ориентир, к которому должно привести создание территориально-преференциальных образований в России. Исходя из проведенного анализа и первоначальной концепции создания ОЭЗ в России как эффективного инструмента интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи, предлагается в ходе дальнейшего процесса реформирования^ законодательства об ОЭЗ установить единую цель создания всех типов. ОЭЗ и определить ее как. совершенствование международной специализации экономики России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об иностранных инвестициях в РСФСР: Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545−1//БД «Консультант +»
  2. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 50 003−1 // БД «Консультант +»
  3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ // БД «Консультант +»
  4. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон Российской Федерации от 22 января 1996 г. № 13-Ф3 // БД «Консультант +»
  5. Об основах регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральныйзакон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // БД «Консультант +»
  6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ // БД «Консультант +»
  7. О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Федеральный Закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ // БД «Консультант +»
  8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ // БД „Консультант +“
  9. О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 // БД „Консультант +“
  10. О создании зон свободного предпринимательства: Постановление ВС РСФСР от 14 июля 1990 г. № 106−1 // БД „Консультант +“
  11. О создании зон свободного предпринимательства: Постановление ВС РСФСР от 13 сентября 1990 г. № 165−1 // БД „Консультант +“
  12. О некоторых мерах по развитию СЭЗ „Находка“: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. № 1033 // БД „Консультант +“
  13. О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики: Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 740 // БД „Консультант +“
  14. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 сентября 1999 года № 160-ФЗ // БД „Консультант +“
  15. О федеральном агентстве по управлению особыми экономическимизонами: Указ Президента РФ от 22 июля 2005 года № 855 // БД „Консультант +“
  16. О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами: Постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 года // БД „Консультант +“
  17. Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны: Постановление Правительства РФ от 13 сентября2005 года № 564 // БД „Консультант +“
  18. Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон: Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 года № 563 // БД „Консультант +“
  19. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края: Постановление Совмина СССР от 23 ноября 1990 г. № 540 // БД „Консультант +“
  20. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ „Янтарь“): Постановление Совмина РСФСР от 25 сентября 1991 г. № 497 // БД „Консультант +“
  21. Гражданский кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // БД „Консультант +“
  22. Налоговый кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ БД „Консультант +“
  23. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) Приложение 1. Относительно свободных экономических зон// Право и экономика 1995 -№ 8 — с. 125 -1291. Монографии, учебники, брошюры, главы в монографиях
  24. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Юристь, 2004 — 366 с.
  25. В.Д., Кузнецов А. Н. Специальные экономические зоны в мировой экономике М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998 — 59 с.
  26. П.Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В.А. Конституционная экономика. -М: Издательство: Юстицинформ, 2006 528 с.
  27. В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации. М.: Весть, 2006
  28. Болотин Б: Мировая экономика за 100 лет / Б. Болотин // МЭ и МО. -2001. -№ 9.-с. 90−114
  29. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер с англ. 4-е изд. М.: Дело ЛТД, 1994 — 720 с.
  30. Е.В., Бородулина Л. П. Международная торговля М.: Гардарики, 2006 — 286 с.
  31. H.A. Международная экономика: учебное пособие -М.: Эксмо, 2006−456 с.
  32. H.A., Иванов Ю:Б., Меламед И. И. Особые экономические зоны как инструмент развития морских портов Российской Федерации М.: Современная экономика и право, 2008 — 256 с.
  33. М. И., Рожков К. Л., Скрябина Н. И. Конкурентоспособность национальной экономики, проблемы статистического сопровождения- Поиск методологической адекватности М.: Статистика России, 2009.-383 с.
  34. Глазьев С. Ю- О стратегии развития! российской экономики. / Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
  35. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий- М.: ТЕИС, 2003 — 263 с.36- Данько Т. П., Округ З. М. Свободные экономические зоны М. Изд-во Гос. Эконом. Академии им. F. B1 Плеханова, 1998 г-168 с.
  36. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А. Г. Гранберга, С.Д. Валентея- Инт-т экономики РАН. М.: Наука, 2006. — 402: с.
  37. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? — М.: ОАО „Издательство „Экономика“, 1998 435 с.
  38. И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003 -271с.40i Дюмулен И.И.- Международная торговля. Тарифное И- нетарифное регулирование. М.- ВАВТ, 2004 — 529 с.
  39. Ершов М-В. Экономический суверенитет России в глобальной- экономике. М.: Экономика, 2005 — 282 с.
  40. B.C. Экономические интересы России в условиях глобализации М-: Магистр, 2010'-432 с.
  41. Л.Н. Учебно-методический материал по теме: современная инвестиционная деятельность МЭО: М.:ВАВТ Программа повышения квалификации кадрового резерва МЭР России, 2008 г. 29 с.
  42. Зименков Р. И- Свободные экономические зоны М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 -223 с.
  43. Р.И. Свободные экономические зоны: американский опыт и российские реалии. М.:ИСКРАН, 1997 — 57 с.
  44. JI.A. Иностранные инвестиции. М.: ЮНИТИ, 2004 — 331 с.
  45. В.М., Тарханов A.B. Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон. М.: Российская экономическая академия, 1997 — 103 с.
  46. И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри -М.: Русь-Олимп, 2009 414 с.
  47. В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997 — 192 с.
  48. Инновационный путь развития экономики России / Отв. ред. А. Н. Фоломьев М.: РАГС, 2005 — 584 с.
  49. Инновационная экономика / Дынкин A.A., Иванова Н. И., Грачев М. В. и др. Под ред. Дынкина A.A. и Ивановой Н. М. М.: Наука, 2004. — 352 с.
  50. Климовец О. В .Международный оффшорный бизнес. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004−315 с.
  51. А. Н. Постатейный комментарий Федерального закона „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“. М.: ГОРОДЕЦ, 2006 -256 с.
  52. Э. Г. Пресняков В.Ю. Фаминский И. П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России: Республика, 2004 448 с.
  53. П., Оберфельд М. Мировая экономика: теория и политика. С.-Пб.: Питер, 2004−831 с.
  54. Ю. Эволюция промышленности в современном мире. М.: ИМЭМО РАН, 2006 415 с.
  55. И.Р., Погосова И. А. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики СПб.: Алетейя, 2010 — 366 с.
  56. К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2001 — 400 с.
  57. М.Д., Артемьева О. Н. Источники финансирования создания и функционирования СЭЗ Сб. научн. трудов МУПК, 2002 г. 141 с.60: Магомедов М. Д., Артемьева О. Н. Свободные экономические зоны в России Сб. научн. трудов МУПК, 2002 г 174 с.
  58. В.Л., Варшавский А. Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) -М.:Наука, 2001 -636 с.
  59. С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Изд-во МО, 2008.-464 с.
  60. В.П. Формирование внешнеэкономической специализации России (XX начало XXI века). — М.: ИМЭМО РАН, 2005 — 76 с.
  61. В.П. Внешнеэкономическая специализация России. Особенности эволюции и перспективы диверсификации — М.: ВАВТ, 2009 234 с.
  62. В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М., ИМЭМО РАН, 2002 — 265 с.
  63. В.А. Актуальные проблемы развития МЭО. Учебно-методический материал. М.: ВАВТ Программа повышения квалификации кадрового резерва МЭР России, 2008 г. 41 с.
  64. Отчет о функционировании особых экономических зон на территории Российской Федерации в 2008 году, РосОЭЗ', 2008 г. 835 с.
  65. Пи Цяншен, Ван Кай. Опыт китайских зон технико-экономического развития / Пер. с кит. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006 — 162 с.
  66. E.JI. Коммерческая^, география России: Территориальная организация производства и рынка. Учебное пособие М.: КноРус, 2007 216 с.
  67. О.В. Международное- сотрудничество регионов: концептуальные подходы Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2005 — 356 с.
  68. В.В. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник. -М.: „КНОРУС“, 2008 688 с.
  69. М.Э.- Международная конкуренция М.: Международные отношения, 1993 — 896 с.
  70. М.Э. Конкуренция М.: Издательский дом „Вильяме“, 2006 -495 с.
  71. М.В. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. -М.: Буква, 1998 136 с.
  72. Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика: Учебник для вузов (пер. с англ.) Изд. 11-е М.: Дело и сервис, 2003 — 800 с.
  73. Д. Собр. соч. Т. I. Начала политической экономии и податного обложения. С.- Петербург Книгоизд. „Зерно“, 1980 138 с.
  74. С.А., Орлова H.A. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006- 248 с.
  75. В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли М.: Финансы и статистика, 2004. 512 с.
  76. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Москва-Ленинград.: Госуд. соц.-экон. изд., 1935 -478 с.
  77. А.Н. Россия в международном разделении труда. М.: Макс пресс, 2004 — 524 с.
  78. Д. Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. — М.: Юристь, 2001- 496 с.
  79. Факторы конкурентоспособности российский экономики (структурно — институциональный подход) / Рук. Белоусов А. Р. М.: Институт „Восток -Запад“, 2004 — 160 с.
  80. И.П. Мировое хозяйство: Динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX век- начало XXI век), М.: Магистр, 2010.-670 с.
  81. P.A. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992 2015. -М.: Экономика, 2005 — 606 с.
  82. A.B. Теории международной торговли. М.: РОССПЭН, 2000−79 с.
  83. Л.С., Грудинов О. В. Оценка направлений инвестиций при проектировании программ развития ОЭЗ: Межвузов.сб. науч. Труд./ Калинигр. ун-т Калиниград, 2000 — с.75−88
  84. Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов, сб. науч. труд./ Калинингр. унт. — Калининград, 2000. — С. 20—32
  85. Н.П. В поисках здравого смысла. Двадцать лет российскихэкономических реформ. М.: Изд-во „Весь Мир“, 2006 512 с.
  86. Экономическая безопасность России / Сенчагов В. К., Губин Б. В., Павлов В .К. и др. Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005 — 896 с.
  87. A.A. и Гончар K.P. Формирование институтов развития в новых индустриальных странах и возможности их использования в переходных экономиках. — М., 2005 29 с.
  88. Е.Г. Модернизация России. Доклады для 10 конференций. В 2 кн.-М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2009. 468 с.
  89. I. Публикации, в периодических изданиях
  90. В.К. Правовое регулирование создания и деятельности существования особых экономических зон // Государство и право. — 2006. № 7, с. 43−47
  91. Е.Ю., Силагадзе И. Р. Административно — правовое регулирование создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2006. — № 3, с. 2−6
  92. М., Кожевников Б., Рябчиков С. Проблемы правового регулирования свободных экономических зон//Внешняя торговля 1989 г., № 4, с. 11−14
  93. A.B. Первый опыт создания портовых ОЭЗ в России. http://www.vegaslex.rU/text/32 240.html#ftnref6# ftnref6.5.01.2010
  94. И. Опыт создания свободной зоны//Внешняя торговля М., 1991, № 9
  95. Л.И. Вопросы формирования свободных экономических зон// Экономист 1993, № 9, с. 50−54
  96. Л.И. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе// Экономист 1992, № 11−12, с. 20−22
  97. С. Особые экономические зоны по китайскому образцу// Бизнес-адвокат, 2006, N 8, с. 45−47
  98. В. Правовые вопросы развития свободных экономических зон в России// Диалог. 2002. — № 11, с. 34−44
  99. У., Пичурина В. Горькая пилюля // Российская газета, 2010, № 5186 www.rg.ru
  100. Д. // Портовые особые экономические зоны: возможные проблемы создания и функционирования. http://www.vegaslex.rU/text/32 240.html#ftnref6# ftnrefo .5.01.2010
  101. А., Масленников А. Воспроизводственные коллизии „открытия“ российской экономики в нынешней мирохозяйственной ситуации// Российский экономический журнал. 2009, № 5, с. 70−84
  102. В. Вольный город Гамбург//Внешняя торговля. — 1993. № 12, с. 32−33
  103. Доклад компании McKinsey „Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста“ 2009 г., апрель
  104. Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. — № 6, с. 95−105
  105. Д.А. Туристско рекреационные особые экономические зоны. // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006. — № 4 — с. 44−48
  106. О. Чем выше технологии, тем выше льготы для их развития//Парламентская газета, 21.07.2006, с. 2
  107. . Д. Станут ли российские ОЭЗ зоной успеха // Большой бизнес, 2010., № 4, http://www.bolshoybusiness.ru/archive/42/
  108. Г. Эволюция и реформирование российских предприятий: 10 лет спустя// Вопросы экономики, 2000. с. 62−74
  109. Е. Чужие здесь не ходят / Новые известия -3 октября 1998г
  110. Н. Особые экономические зоны: кадровый вызов//"Человек и Труд“ № 4, 2006 г.
  111. В., Ю. Куренков. Проблемы повышения эффективности российской экономики// МЭИМО, 2008. № 12 — с. 34−43
  112. H.H. Особые экономические зоны: мировой опыт и российские реалии // Налоговая политика и практика — 2006. № 6 (24) — с.36−39
  113. Э., Михайлова Н. Углеводородная диета/Профиль, 2009., № 18, с. 12−15
  114. Е. Капитал на четырех колесах // Российская газета. Спецвыпуск „Машиностроение“. 28.10.2004. № 238
  115. .А. Роль СЭЗ’в привлечении иностранного капитала в Россию // Внешняя торговля 2006. — № 5−6 — с. 50−53
  116. И.Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития // Проблемы местного самоуправления. -2005.-№ 4(16)-с. 31−38
  117. В. Россия на пути к инновационному развитию // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 9, с. 31−39
  118. П., Волков К. О зарплатах и производительности труда в России //Профиль, 2010, № 427
  119. А. Китай. Особые экономические зоны удачный социально-экономический проект//"Человек и Труд» № 6, 2004 г.
  120. И. Налоговый рай в регионах//Консультант, 2006. N 9 — с. 2629
  121. А. Почему в России не работают свободные экономические зоны//Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3 — с. 30−33
  122. А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2000. № 5 — с. 45−61
  123. Рац А. Особые экономические зоны в Московской области. Weekjournal.ru, 10 марта 2009 года http: // www.weekjournal.ru /359pl.htm
  124. А.И. Статус резидента особой экономической зоны. // Внешнеэкономический бюллетень. 1999. — № 5 — с. 100−109
  125. С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? Независимая газета, 2010, 22 января -http://www.ng.ru
  126. М., Шохина Е., Шошкин С. Точки роста или черные дыры// Эксперт. 2002. — № 28 — с. 36−39
  127. Н. Инвестиции в туристско-рекреационную сферу: зарубежный опыт и потенциал российских регионов // МЭ и МО. 2007 — № 7 — с. 66−74
  128. В. Нужны ли России сводные экономические зоны?//Мировая экономика и международные отношения. 2000 — № 3 — с. 67−71
  129. B.JI. Внешняя торговля России. Товарная структура и вопросы её совершенствования // Российский экономический журнал № 9−10. 2008.-с. 25−34.
  130. И., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы//Вопросы экономики -1994 № 12 — с. 126−140
  131. А.Н. Развитие внешнеэкономической деятельности России в новом десятилетии: достижения и нарастающие проблемы. БИКИ. 2008. № 37- с. 4−5
  132. А.Н. Актуальные проблемы развития внешней торговли и управления внешнеэкономическим комплексом Российской Федерации. БИКИ. 2008. -№ 128-с.1−7
  133. А.Н. К новой парадигме экономического роста. БИКИ, 2009, № 65, № 66 с. 1−7, с. 1−6
  134. Г. М. Особая экономическая зона как форма внешнеэкономического развития региона // Внешнеэкономический бюллетень.- 1999.-20 окт.-№ 121
  135. A.B. Комментарий к закону об особых экономических зонах в России // БИКИ. 2005. — 20 окт. — № 120
  136. В.П., Кошелева Е, Борисенко П. Особые Экономические зоны в России: Таможенные и налоговые аспекты. // Таможня. 2006. — №. 14(157). — с. 20−211. Источники на иностранных языках
  137. China Statistical Yearbook. China Statistic Press. 2007
  138. Dubai World Central the future/ General information. Introduction to Dubai. 2008
  139. Hirshman O., The Strategy of Economic Development. New Haven, Conn., 1958
  140. IMD World Competitiveness Yearbook Lausanne: IMD, 2002
  141. IMD World Competitiveness Yearbook Lausanne: IMD, 2009
  142. Myrdal G. Asian Drama. An inquiry into the Poverty of Nations, N.Y., 1996
  143. Park, Jung-Dong. The special economic zones of China and their impact on its economic development Westport (Conn): Praeger: L., 1997 — 219 p.
  144. Regional economics and policy. — Black-well publishing, 2000
  145. Schumpeter J. The Theory of Economic Development. 2-nd ed. Opie R. (trans) Cambridge: Harward University Press. 1934. // Spechler M. Perspectives in Economic Thought. McGraw — Hill, Inc. 1990
  146. Shenzhen Government Online: Foreign Trade http: // english.sz.gov.cn/economy 10.11.2008
  147. Shenzhen Government Online: Tertiary Industry http: // english.sz.gov.cn/economy 03.05.2008
  148. The challenge of free economic zones in Central and Eastern Europe: International irrespective/ UN Centre on transnt. Corp -N.Y.: UN, 1991 444 p.
  149. The role of export processing zones and similar arrangements in economic development. UNCTC.1990
  150. The Global 2000. Special Report, Forbes, 2008, April
  151. The Global Competitiveness Report 2009 2010 — Geneva, World Economic Forum, 2009
  152. UNCTAD Export processing free zones in developing countries: Implications for Trade and Industrialization policies. New York, 19 851. V. Интернет-сайты
  153. Официальный сайт Всемирного банка (www.worldbank.org)
  154. Официальный сайт Всемирной торговой организации (www.wto.ru)
  155. Официальный сайт Международного валютного фонда (www.imf.org)
  156. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (www.gsk.ru)
  157. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации (www.customs.ru)
  158. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru)
  159. Официальный сайт «Российской газеты» (www.rg.ru)
  160. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (www.tsouz.ru)
  161. Официальный сайт Министерства промышленности и коммерции Индии (www.commerce.nic.in)
  162. Официальный сайт Посольства России в ОАЭ (www.uae.mid.ru)
  163. Официальный сайт ОЭЗ «Джебель Али» (www.jafza.com)
  164. Официальный сайт аэропортовой СЭЗ Дубая (www.dafz.ae)
  165. Официальный сайт «Invest in Russia» (http://invest.gov.ru)
  166. Официальный сайт Всемирной Ассоциации Свободных Экономических Зон (www.wepza.org)
  167. Официальный сайт журнала «Эксперт» (www.expert.ru)
  168. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (www.rosoez.ru)
  169. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» (www.oao-oez.ru)
  170. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru)
  171. Официальный сайт Интернет-портал Правительства Российской Федерации (www.government.ru)
  172. Официальный сайт Президента России (www.kremlin.ru)
  173. Официальный сайт Технопарков России (www.technoparks.ru)
  174. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты российской Федерации (www.tpprf.ru)
  175. Официальный сайт Российских особых экономических зон (www.rosez.ru)
  176. Официальный сайт Фонда развития инновационного центра «Сколково» (www.i-gorod.com)184. -Официальный сайт журнала «Открытые системы» (www.osp.ru)
  177. Официальный сайт информационного агентства «Росбизнесконсалтинг» (www.rbc.ru)
  178. Официальный сайт компании «Финансовый и организационный консалтинг» (www.foconsult.ru)
Заполнить форму текущей работой