Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение форм и средств диалогизации учебного монолога в процессе методической подготовки учителя русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

A.И. Введенского, М. Бубера, К. Ясперса, которые рассматривали познание, мышление, понимание, коммуникацию, мир, личность в аспекте диалогических взаимосвязей. В. Библер пришёл к выводу, что «теоретическое мышление — это внутренний диалог, акт мышления протекает одновременно с деятельностью, направленной и на предмет, и на человека, является социальным актом общения — процессом самопонимания… Читать ещё >

Содержание

  • Название раздела С
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ФОРМАМ И СРЕДСТВАМ ДИАЛОГИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МОНОЛОГА
    • 1. Диалог как категория гуманитарных наук
    • 2. Диалог как категория лингвистики
    • 3. Диалогичность текста как лингвостилистическая категория
    • 4. Специфика категории диалогичности в научноучебном подстиле
    • 5. Диалогизация учебного общения в процессе обучения русскому языку: традиции теории и практики
  • Глава II. ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ДИАЛОГИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МОНОЛОГА
    • 1. Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента
    • 2. Результаты констатирующего эксперимента
  • Глава III. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ УПОТРЕБЛЕНИЮ СРЕДСТВ ДИАЛОГИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МОНОЛОГА
    • 1. Принципы, задачи, организация и программа опытного обучения
    • 2. Методы, приёмы и средства опытного обучения
    • 3. Ход и результаты опытного обучения

Изучение форм и средств диалогизации учебного монолога в процессе методической подготовки учителя русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из базовых идей гуманистической парадигмы воспитания и обучения, которая представляет собой сотрудничество, сотворчество учителя — ученика, стала идея диалога.

Теория диалога разрабатывается в различных областях научного знания: философии, психологии, лингвистике, педагогике, риторике, лингвостилистике, психолингвистике, методике преподавания русского языка, неориторике и др., концепции которых базируются на широком понимании данного коммуникативного явления. Так, философское обоснование теория диалога получила в работах М. М. Бахтина, М. Хайдеггера, В. Библера,.

A.И. Введенского, М. Бубера, К. Ясперса, которые рассматривали познание, мышление, понимание, коммуникацию, мир, личность в аспекте диалогических взаимосвязей. В. Библер пришёл к выводу, что «теоретическое мышление — это внутренний диалог, акт мышления протекает одновременно с деятельностью, направленной и на предмет, и на человека, является социальным актом общения — процессом самопонимания и приобщения к другому формой диалога» [37-с.209]. Психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Г. А. Цукерман, Т. М. Дридзе, В. В. Давыдов, Е. Ю. Комисарова ведущими мотивами деятельности называют коммуникацию, самопознание, самореализацию. Условием для наиболее эффективного их осуществления является совместная, диалогизированная познавательная деятельность. Т. М. Дридзе считает, что «в ходе общения реализуется познание. Именно в человеческом обществе возникает проблема общения сознаний, общения как деятельности, как механизма взаимодействия на всех уровнях социальной организации общества» [99-с.ЗО], подчёркивает, что «в общении сознание и коммуникация сливаются воедино» [99-с.49].

Лингвистическая база анализа диалога обеспечена исследованиями.

B.В. Виноградова, Л. П. Якубинского, Н. Ю. Шведовой, Н. Д. Арутюновой, Д. Н. Шмелева, Т. Г. Винокур, М. Л. Михлиной, Е.М. Галкиной-Федорук,.

К.Ф. Седова, О. А. Ахмановой, Г. А. Золотовой, JI.K. Леоновой, М. Н. Кожиной, Е. А. Земской.

Диалог как процесс взаимодействия учителя и ученика рассматривается в педагогике, педагогической риторике, психологии, методике преподавания русского языка. При этом методологические подходы к рассмотрению данного явления предусматривают необходимость специальной подготовки учителя к системе отношений сотрудничества, готовности к организации «диалога-познания» (по определению З. С. Смелковой [224-с.70]) и введения в него ученика.

Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. И. Горбич, Н. А. Ипполитова, Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Т. К. Донская, Л. В. Хаймович, Т. И. Вострикова, С. Р. Джуманиязова, О. Г. Усанова, О. В. Филиппова, Л. В. Величко, О. А. Лаптева и другие учёные рассматривают диалог как ведущую форму мыслительно-речевой деятельности. Н. А. Ипполитова отмечает, что «продуцирование в процессе обучения монолога, не обращенного к ученику, — неэффективно, нецелесообразно и в принципе невозможно» [224-с.71]. Большое значение диалогизации учебного общения придавали дидакты и методисты.

A.Р. Балаян, А. К. Соловьёва, А. К. Михальская, В. К. Дьяченко,.

B.А. Сухомлинский, А. А. Леонтьев, В.А. Канн-Калик, И .Я. Лернер, Е. Н. Ильин, А. В. Текучёв, М. Т. Баранов, Е. А. Быстрова.

Несмотря на разработку общих вопросов диалога, диалогизация учебного монолога, в процессе которой педагог действует интуитивно, руководствуясь собственным опытом и чувством языка, остается актуальной проблемой теории и практики обучения русскому языку. Как показывает практика, при больших методических возможностях средства диалогизации учебного монолога не всегда употребляются учителем в соответствии с содержанием обучения, ситуацией общения, целью урока, выбранным методом, приёмом, средством обучения. Причины этого, прежде всего, в том, что знания о средствах диалогизации научно-учебной речи не были предметом специального изучения в процессе профессиональной подготовки учителя.

В методике преподавания русского языка бесспорным является положение о том, что основным средством организации учебного процесса является научно-учебная речь (см. труды Н. А. Ипполитовой, Т. И. Востриковой и других исследователей), которая в условиях урока приобретает определенную содержательную (О.И. Горбич, Л. В. Хаймович, Н. Д. Десяева и другие учёные.) и структурную (Т.И. Вострикова, О. В. Филиппова, О. Г. Усанова, Л. В. Салькова и другие исследователи) специфику. При этом и диалог, и монолог являются актуальными формами научно-учебной речи.

Анализ трудов методистов и наблюдения за уроками русского языка показывают, что понимание и эффективное усвоение школьником сущности изучаемых явлений в процессе восприятия научно-учебной речи требует диалогизации учебного монолога, типичными ситуациями продуцирования которого учителем являются такие этапы урока, как введение в новую тему, объяснение нового материала, организация самостоятельной работы учащихся, подведение итогов урока.

Для определения основ обучения будущих учителей русского языка формам и средствам диалогизации учебного монолога целесообразно обратиться к лингвостилистике, в которой рассматривается категория диалогич-ности научной речи (см. труды М.Н. Кожиной).

Н.М. Разинкина, Л. В. Славгородская, М. Н. Кожина, Т. Е. Милевская, М. Н. Котюрова, Н. Д. Арутюнова, Н. А. Красавцева и другие учёные отмечают, что диалогичность текста выражается посредством употребления определённых языковых средств. Так, М. Н. Кожина подчёркивает, что «коммуникативная установка всякой речи непременно находит выражение в языковом оформлении высказывания» [129-с.27]. «В аспекте лингвистического воплощения диалогичности вся организация речи (речевая системность), все языковые её средства реализуют диалогичность (в широком понимании экспликации диалогичности текста), .в письменной речи, поскольку адресат её имплицитен, формируются специальные средства и способы выражения, „сигнализирующие“ о её диалогичности.» [129-с.36]. В лингвостилистике установлено, что выбор того или иного средства диалогизации зависит от экстралингвистических факторов ситуации общения. Следовательно, научно-учебная речь учителя будет испытывать влияние принципов, методов, средств обучения, специфического коммуникативного намерения (целей и задач обучения) и предмета речи (содержания обучения).

Анализ методической литературы показывает, что приемы диалогизации монологической научно-учебной речи учителя не разработаны в теории и практике преподавания русского языка. Не описана специфика функционирования категории диалогичности научно-учебной речи, степень влияния того или иного экстралингвистического фактора учебной ситуации общения на выбор форм и средств диалогизации учебного монолога, система средств диалогизации, употребляемых учителем в профессиональной речи. Очевидно, что данные вопросы целесообразно рассматривать в контексте концепций устной речи как средства и предмета обучения (Т.А. Ладыженская), видов и форм речевой деятельности в различных учебно-речевых ситуациях (О.Д. Митрофанова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская и другие учёные), коммуникативно-познавательной деятельности в процессе обучения русскому языку (Т.Г. Донская, Т. В. Напольнова, А. П. Еремеева, Н. Д. Десяева и другие исследователи), содержания обучения, структуры учебника, форм и методов обучения (М.Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. А. Ипполитова, А. Д. Дейкина, и другие учёные).

Цель диссертационного исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения будущих учителей русского языка диалогизации учебного монолога, посредством которого учитель организует процесс обучения, обеспечивает усвоение знаний и формирование умений школьников.

Гипотеза исследования: эффективность обучения научно-учебной речи будущего учителя русского языка повышается при условии 1) включения в базовую систему понятий методики преподавания русского языка знаний о формах диалогизации учебного монолога, продуцируемого на различных этапах процесса обучения русскому языку, как различных типах соотношения смысловых позиций участников учебного общения;

2) работы над речью учителя на основе знаний о средствах представления в монологе номинаций собеседников и оценки их речевых действий;

3) формирования у студентов профессионально значимых умений диалоги-зировать учебный монолог в процессе выполнения аналитических, конструктивных и интерпретационных заданий.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить ряд задач теоретического и практического характера. Важнейшими из них являются:

— определение степени разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в лингвистической, методической и дидактической литературе;

— характеристика системы средств диалогизации монологической научно-учебной речи, описание форм диалогизации, реализуемых в научно-учебном общении;

— выявление степени готовности студентов-филологов к использованию средств диалогизации учебного монолога в процессе научно-учебного общения на уроках русского языка;

— разработка и апробация программы обучения студентов-филологов средствам диалогизации монологической научно-учебной речи, с помощью которой учитель обеспечивает эффективное усвоение учащимися знаний о языке, формирование учебно-языковых умений;

— определение профессионально значимых умений, необходимых для использования средств диалогизации в процессе научно-учебного общения на уроках русского языка.

В процессе исследовательской работы для решения поставленных задач, направленных на проверку выдвинутой гипотезы, были использованы следующие методы исследования: I. Описательный метод.

— описание результатов наблюдения за речевым поведением учителей, студентов-практикантов, студентов-филологов на занятиях по курсу «Теория и методика обучения русскому языку».

II. Аналитические методы.

— теоретический анализ лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— анализ научных и научно-учебных высказываний, текстов, представляющих собой диалогизированный учебный монолог в ситуации общения на уроке русского языка, с точки зрения специфики употребления форм и средств диалогизации, их методической значимости;

— анализ экстралингвистической ситуации научно-учебного общения с целью выявления степени влияния различных её факторов на выбор средств диалогизации учебного монолога;

— анализ результатов констатирующего эксперимента и разработанной системы обучения будущих учителей русского языка средствам диалогизации монологической научно-учебной речи.

III. Экспериментальные методы.

— анкетирование студентов-филологов в ходе констатирующего эксперимента;

— педагогический эксперимент, констатирующий срез, осуществленные в процессе опытного обучения.

IV. Статистический метод.

— количественный анализ и последующее сравнение результатов констатирующего эксперимента и опытного обучения.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, педагогики, психологии и лингвистики (см. труды М. М. Бахтина, М. Хайдеггера, Т. М. Дридзе, В. БиблераВ.А. Кан-Калика,.

B.А. СухомлинскогоJI.C. Выготского, А. А. Леонтьева, К. Д. Ушинского,.

C.Л. Рубинштейна, Г. А. ЦукерманаМ.Н. Кожиной, М. П. Котюровой и других учёных) о принципах, методах научной и учебной деятельности, о личности как субъекте познавательной деятельности, о специфике научной речи.

Исследовательская работа осуществлялась в три этапа: на первом этапе (2001;2002 гг.) была изучена научная и методическая литература по теме исследования, на втором этапе (2002;2003 гг.) проведен констатирующий срез, ставший основой третьего этапа (2003;2004 гг.) — разработки программы опытного обучения, обобщения его результатов и корректировки экспериментальной системы занятий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены формы и средства диалогизации монолога, специфические для ситуации учебного общения;

— описаны экстралингвистические факторы, определяющие выбор того или иного средства диалогизации монологической научно-учебной речи, продуцируемой в конкретной ситуации общения на уроке;

— доказано, что в основу работы по формированию умений педагога диа-логизировать учебный монолог, использовать средства диалогизации в собственной научно-учебной речи должна быть положена идея современного гуманистического образования о необходимости организации учебной деятельности как «диалога-познания», в процессе которого осуществляется не только передача многоаспектного знания, но и создание нового знания на основе известного, усвоенного;

— определен круг понятий, усвоение которых необходимо для формирования умений диалогизировать научно-учебный монолог;

— определены типы затруднений учителя русского языка, возникающие при диалогизации учебного монолога, продуцируемого на уроке русского языкавыявлены причины трудностей;

— определены умения, высокий уровень сформированное&tradeкоторых обеспечивает методически целесообразное использование средств диалогизации в профессиональной речи учителя русского языка;

— разработаны приемы обучения студентов-филологов употреблению средств диалогизации монологической научно-учебной речи, подобраны специальные упражнения для овладения профессионально значимыми умениями;

— в ходе проведённого экспериментального исследования были получены данные, доказывающие эффективность разработанной системы обучения студентов-филологов употреблению средств диалогизации учебного монолога.

Теоретическая значимость исследования заключается в целесообразности использования описанных закономерностей и разработанных понятий в процессе изучения особенностей развития научно-учебной речи будущего учителя русского языка.

Практическая значимость исследования:

— выявлены формы и средства диалогизации учебного монологаосуществлено описание их функций;

— разработаны тематические блоки понятий, лежащих в основе системы обучения студентов-филологов употреблению средств диалогизации монологической научно-учебной речи;

— подготовлен дидактический материал (отобраны тексты, разработаны задания, подготовлены схемы компонентов содержания обучения) для осуществления процесса обучения студентов-филологов диалогизации учебного монолога;

— разработана и экспериментально проверена программа обучения студентов-филологов использованию средств диалогизации учебного монолога с целью обеспечения формирования их профессионально значимых коммуникативных умений.

Личный вклад автора в исследование состоит в выявлении специфики форм и средств диалогизации учебного монологаосуществлении опытно-экспериментального изучения процесса обучения будущих учителей русского языка методически значимым средствам диалогизации научно-учебной речи.

Обоснованность и достоверность сделанных выводов и результатов исследования подтверждается соответствием применяемых методов цели и задачам исследования, результатами экспериментального исследования (констатирующего среза и опытного обучения), многосторонним анализом поставленной проблемы, применением комплекса взаимодополняющих традиционных методик (наблюдения, анализа результатов выполненных срезовых и контрольных заданий), продолжительностью исследования, большим числом участников эксперимента, позитивными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.

Апробация исследования. Базовые теоретические и практические положения диссертации, материалы и результаты экспериментального исследования обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (Саранск, 2001;2004 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева (Москва, МПГУ, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Язык, литература, культура: диалог поколений» (Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Язык и литература в контексте культуры» (Саранск, МГГ1И им. М. Е. Евсевьва, 2004 г.), на Всероссийской научной конференции «Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты» (Пенза, ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2004 г.), на заседаниях аспирантского объединения и кафедры русского языка Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, отражены в 7 публикациях по проблеме диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Диалогизация учебного монолога в процессе обучения русскому языку — это особая мыслительно-речевая деятельность учителя, представленная в тексте в формах, обусловленных особым соотношением смысловых авторских позиций. Специфика научно-учебных форм диалогизации определена обязательной репрезентацией позиции учащегося как участника познавательного процесса.

2. Репрезентация позиции учителя как автора знания, популяризатора знания или соавтора мыслительно-речевой деятельности школьника предполагает использование системы специфических средств диалогизации учебного монолога.

3. Основными типами высказываний, в которых активизируются определенные формы и средства диалогизации (что обусловлено характером осваиваемого содержания обучения и степенью его освоения), являются вступительное слово к новой теме, объяснительный монолог, организационное и итоговое слово учителя.

Основные результаты исследования диалогизации учебного монолога как значимой методической проблемы, процесса изучения форм и средств диалогизации в процессе методической подготовки учителя русского языка могут быть представлены в следующих положениях:

I. Учебный монолог — это продуцируемая в процессе обучения речь учителя или ученика, не рассчитанная на непосредственную вербальную реакцию адресата.

Учебный монолог, продуцируемый учителем, — диалогизированная научно-учебная речь, посредством которой осуществляется передача нового знания, организуется практическая деятельность учащихся на уроке, формулируются цели, задачи, итоги урока. Целесообразность его диалогизации обусловлена необходимостью создания условий для продуктивной деятельности учащихся на уроке, обеспечения результативной совместной учебно-познавательной деятельности учителя и учеников.

Профессионально значимыми умениями, необходимыми учителю русского языка для полноценного осуществления профессиональной деятельности в процессе научно-учебного общения на уроках русского языка являются:

• аналитические умения (определять функции того или иного средства диалогизации в научном или научно-учебном тексте);

• аналитико-конструктивные умения (отбирать из средств, употреблённых в интерпретируемом научном монологическом тексте или из системы потенциальных выразителей диалогичности средства, оптимальные для диалогизации учебного монологаотбирать формы и средства диалогизации в соответствии с поставленными целями, выбранными методами, средствами обучения);

• конструктивные умения (создавать собственные высказывания научно-учебного подстиля, применяя специфические для учебного монолога формы и средства диалогизации).

II. Диалогизация учебного монолога в процессе обучения русскому языку — это особая мыслительно-речевая деятельность учителя, представленная в тексте в формах, обусловленных особым соотношением смысловых авторских позиций.

В научно-учебном общении реализуются особые формы и средства диалогизации. При функционировании четырёх форм-концентров в письменной и устной научно-учебной речи применяемая форма усложняется за счёт наложения на неё других форм, отражающих включённость в диалог различных собеседников. Например, в письменной научно-учебной речи возможны следующие формы:

А — (Я — [Я — ОН] - ВЫ) — Ч, А — (Я — [ОН 1 — ОН 2] - ВЫ) — Ч, А — (Я — [Я — ВЫМЫ с ВАМИ] - ВЫ) — Ч, А — (Я — [Я 1 — Я 2] - ВЫ) — Ч.

Основными компонентами системы средств диалогизации монологической научно-учебной речи являются:

1. Цитация.

2. Косвенная речь.

3. Ссылка.

4. Сноска.

5. Вводные слова и словосочетания.

6. Вопросно-ответные комплексы.

7. Конструкции связи.

8. Сложноподчинённые предложения с придаточным предложением условия.

9. Вводные предложения.

10.Вставные конструкции.

11.Местоимённо-глагольные формы 1 лица ед. и мн. числа.

12. Лексика оценки чужой речи.

13.Конструкция «модальное слово + инфинитив».

14.Противительные и противительно-отрицательные союзы.

15.Отрицательные конструкции: отрицательные частицы, слова «НЕТ и НЕЛЬЗЯ».

16.Прогнозируемая речь.

17.Обращения.

18.Номинация.

19.Восклицательные конструкции.

20. Акцентирующие частицы.

21.Слово «ДА».

22.Указательные местоимения и наречия.

23.Местоимённо-глагольные формы 2 лица ед. и мн. числа.

24.Лексика оценки знания.

Специфика научно-учебных форм диалогизации определена обязательной репрезентацией позиции учащегося как участника познавательного процесса. Ведущей формой диалогизации научно-учебной речи является форма Я — ВЫМЫ с ВАМИ, отражающая наличие постоянных участников общения в процессе обучения (учителя и учащихся). В устном учебном монологе различные формы диалогизации включаются в форму Я — ВЫ, МЫ с ВАМИ, поскольку она отражает специфику учебной ситуации общения, непосредственное обращение учителя к ученикам. Основными средствами диалогизации учебного монолога выступают выразители данной формы: ссылка, вопросно-ответные комплексы, вводные предложения (дополнительная информация для учащихся), местоимённо-глагольные формы 1 и 2 лица ед. и мн. числа, лексемы, оценивающие речь учащихся, прогнозируемая прямая речь учеников и учителя, условные номинации учеников, сверхфразовые единства, содержанием которых является воображаемая ситуация общения, слово «Да».

III. Репрезентация позиции учителя как автора знания, популяризатора знания или соавтора мыслительно-речевой деятельности школьника предполагает использование системы специфических средств диалогизации учебного монолога.

Учебный монолог учителя, выступающего в качестве популяризатора знания, содержит смысловые позиции авторитетных «собеседников» — учёных, писателей (формы Я — ОН, ОНИ // ОН 1 — ОН 2 // ВЫ — ОНИ), выражаемых, в первую очередь, посредством цитации, номинации, прогнозируемой речи, ссылки, косвенная речь, лексики оценки чужой речи и знания.

Учитель как соавтор мыслительно-речевой деятельности школьника (формы Я — ВЫ // МЫ с ВАМИ) представляет свою смысловую позицию и позицию учащихся с помощью местоимённо-глагольных форм 1 и 2 лица ед. и мн. числаобращений к учащимся, вопросно-ответных комплексов, личных и притяжательных местоимений, специфических номинаций школьников, прогнозируемой речи учителя и учеников, косвенной речи и др.

Репрезентация позиции учителя как автора знания (формы Я — ВЫ // Я 1 — Я 2) осуществляется с помощью вводных слов и словосочетаний, конструкций связи, вопросно-ответных комплексов, отрицательных конструкций, слов «НЕЛЬЗЯ, НЕТ, ДА» и др.

Специфическими для монологической научно-учебной речи средствами диалогизации являются: изобразительно-выразительные средства языка, несобственно-прямая речь (ученика или учителя), прогнозируемый диалогхарактерные для учебного общения номинации собеседников, притяжательные местоимения.

IV. Основными типами высказываний, в которых активизируются определенные формы и средства диалогизации (что обусловлено характером осваиваемого содержания обучения и степенью его освоения), являются вступительное слово к новой теме, объяснительный монолог, организационное и итоговое слово учителя.

Цели и задачи учителя, реализуемые в процессе продуцирования вступительного слова к новой теме, обуславливают диалогизацию речи педагога в первую очередь посредством местоимённо-глагольных форм I и 2 лица ед. и мн. числа, вводных слов и словосочетаний, сверхфразовых единств, содержанием которых является воображаемая ситуация общения.

В процессе объяснения нового материала (продуцирования объяснительного монолога) реализуются все компоненты системы средств диалогизации, основными являются вопросно-ответные комплексы, местоимённо-глагольные формы 1 и 2 лица ед. и мн. числа, специфические номинации учащихся, лексика оценки знания, вводные слова и словосочетания (выражающие отношение автора к сообщаемому, мыслительную деятельность), цитация.

Организационное слово учителя предполагает использование в первую очередь местоимённо-глагольных форм 1 и 2 лица ед. и мн. числа (называющих практические действия, мыслительные операции), указательных местоимений и наречий (указывающих на объект познания, практической деятельности), прогнозируемой прямой речи учеников (как возможных вопросов при выполнении заданий), ссылок (на таблицу, схему, другой дидактический материал), сложноподчиненных предложений с придаточным предложением условия (как алгоритма выполнения задания).

Итоговое слово учителя в первую очередь предполагает реализацию лексики оценки (речи учащихся и знания).

Наблюдения за профессиональной речью преподавателей и учителей русского языка, результаты констатирующего эксперимента, выявившие низкий уровень готовности студентов-филологов к диалогизации учебного монолога, стали базой для разработки опытного обучения средствам диалогизации монологической научно-учебной речи. Разработанная система занятий способствовала повышению уровня знаний студентов о диалогизации учебного монолога.

Результаты экспериментального обучения показали его эффективность, в связи с чем дидактическая база, методы, приёмы и средства обучения употреблению форм и средств диалогизации учебного монолога могут быть использованы при методической подготовке будущих учителей русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.А. Разновидности научных лекций и их лингвостили-стические особенности // Разновидности и жанры научной прозы: Лин-гвостилистические особенности Текст. / Н. А. Александрова. М., 1989.-С.50.
  2. , В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства Текст. / Валентин Андреев. Казань, 1993. — 253 с.
  3. , В.А. Античный диалог и диалог Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения Текст. / В. А. Андрушко. М.: Наука, 1984−285 с.
  4. , Г. З. Ораторское искусство Текст. / Г. З. Апресян. М.- Изд-воМГУ, 1978−278 с.
  5. , Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему"-реплик в русском языке Текст. / Нина Арутюнова // Филологические науки. 1970. — № 3. — С. 45−54.
  6. , Н.Д. О типах диалогического стимулирования // Теория и практика лингвистического описания иноязычной разговорной речи Текст. / Нина Арутюнова. Горький, 1972. — С. 31−65.
  7. , Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике Текст. / Нина Арутюнова, Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1973. — № 1. — С.84−90.
  8. , Н.Д. Фактор адресата Текст. / Нина Арутюнова, Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. 1981. № 4. С. 74−81.
  9. Ю.Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / Ольга Ахманова. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 607 с.
  10. , В.В. Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе // Лингвометодические принципы преподавания русского языка в школе XXI века Текст. / Вера Бабайцева. -М., 1982.-С. 35.
  11. , В.В. Русский язык. Практика Текст. / Вера Васильевна Бабайцева. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М., 1998.-225 с.
  12. , В.В. Русский язык. Практика Текст. / Вера Васильевна Бабайцева. Учебное пособие для 6−7 классов общеобразовательных учреждений. М., 1999. — 255 с.
  13. , В.В. Русский язык. Практика Текст. / Вера Васильевна Бабайцева. Учебное пособие для 8−9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1999. — 223 с.
  14. , В.В. Русский язык. Теория. Классы 5−11 Текст. / Вера Васильевна Бабайцева. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М., 1995.-432 с.
  15. , В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык: Теория Текст. / Вера Васильевна Бабайцева, Лилия Дмитриевна Чеснокова. Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учреждений. — 5-е изд. М.: Просвещение, 1996.-256 с.
  16. , О.А. Ораторское искусство и деловое общение Текст. / О. А. Баева. Минск, 2001. — 256 с.
  17. , А.Р. Еще один монолог о диалоге (и полилоге) Текст. / А. Р. Балаян // Русский язык за рубежом. 1981.- № 4. — С. 45−51.
  18. , А.Р. К проблеме функционально-лингвистического изучения диалога Текст. / А. Р. Балаян, Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. 1971. — Т.30. — № 4. — С. 62−76.
  19. , А.Р. К проблеме функционально-стилистического изучения диалога Текст. / А. Р. Балаян, Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1970. -№ 3. — С. 82−87.
  20. , А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога. Текст. / А. Р. Балаян. М., 1971. — 233.С.
  21. , Л.Н. Введение в прикладную лингвистику Текст. / Анатолий ^ Баранов. М.: «Эдиториал УРСС», 2001. — 126 с.
  22. , М.Т. и др. Русский язык: справочные материалы Текст. / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Учебное пособие для учащихся / Под ред. Н. М. Шанского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987.-288 с.
  23. , М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку Текст. / Михаил Баранов // Русский язык в школе. 1981. — № 3. -С. 25−31.
  24. , Н.В. Педагогика и практическая психология Текст. / Н. В. Басова. Ростов-на-Дону, 1999. — 256 с.
  25. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века Текст. / Тез. докл. III Саранских международных Бахтинских чтений: в 2 ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 4.1. — 244 е., 4.2. -240 с.
  26. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук Текст. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
  27. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / Михаил Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979. — 318 с.
  28. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. / Михаил Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. -543 с.
  29. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / Михаил Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  30. , Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации Текст. / Н. А. Безменова М., 1989. — 215 с. 1. Г.
  31. , А.В., Майкз, С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения Текст. / А. В. Беляева, С. Майкз. М., 1985. — 301 с.
  32. , Э. О субъективности в языке // Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. М., 1974. — С. 292−300.
  33. , B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры Текст. / B.C. Библер. М. 1991. — 320 с.
  34. , B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога) Текст. /B.C. Библер. М., 1975. — 356 с
  35. , В.В. Речевое общение Текст. / В. В Богданов. JL, 1990. — 176 с.
  36. Бодуэн де Куртене, И. А. Избранные труды по общему языкознанию Текст. / Иван Александрович Бодуэн де Куртене. М., 1963. — 378 с.
  37. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божо-вич. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдшьена. -М., 2001.-455 с.
  38. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Монография. Ростов-на-Дону, 2000.-352 с.
  39. , А.Ф. Оптимизация коммуникативной деятельности учителя на уроке Текст. / А. Ф. Бондарко. Киев, 1978. — 254 с.
  40. , А. Роскошь человеческого общения Текст. / А. Борисов. -М., 1998.- 128 с.
  41. , И.Н. Русский разговорный диалог (структура и динамика) Текст. / И. Н. Борисов. Екатеринбург, 2001. — 196 с.
  42. , М. Два образа веры Текст. / Мартин Бубер. Под ред. П.С. Гуре-вича, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. М.: Издательство «Республика», 1995. — 386 с.
  43. , М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества Текст. / Мартин Бубер. М., 1989. — С.57.
  44. , М. Я и ТЫ Текст. / Мартин Бубер. М., 1993. — 146 с.
  45. , Т.В., Шмелёв, А.Д. Диалогические функции некоторых вопросительных предложений Текст. / Татьяна Булыгина, А. Д. Шмелев, Известия АН СССР: Сер. лит. и яз. 1982. -Т.41. — № 4. — С. 87−93.
  46. , Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Федор Буслаев. М., 1967. — 358 с.
  47. , Г. В. Динамические средства русской диалогической речи Текст. / Г. В. Бырдина. Тверь, 1992.- 146 с.
  48. , Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка Текст. / Елена Быстрова // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С.35−42.
  49. , З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста Текст. / З. В. Валюсинская. М., 1979. — С. 155.
  50. , Э.А. Путешествие в слово Текст. / Эдуард Вартаньян. М.: Изд-во «Сов. Россия», 1975. — 192 с.
  51. , С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста Текст. / С. А. Васильев. Киев, 1988. — 144 с.
  52. , Л.А., Павлова, Л.Г. Человеческое слово могуче Текст. / Людмила Введенская, Людмила Павлова. М., 1984. — 362 с.
  53. , Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка Текст. / Л. И. Величенко. Пособие для учителя. М., 1983. — 248 с.
  54. Л.В. Пособие по обучению монологической речи студентов-филологов Текст. / Л. В. Величко. М., 1988. — 152 с.
  55. , В.В. Поэтика и риторика // Избранные труды. О языке художественной прозы Текст. / Виктор Виноградов. — М., 1980. 466 с.
  56. , В.В. Проблемы русской стилистики Текст. / Виктор Виноградов. М.: Высшая шк., 1981. — 320 с.
  57. , С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения Текст. /С.И. Виноградов. М., 1996. — С. 121−157.
  58. , Г. О. Избранные работы по русскому языку Текст. / Григорий Винокур. М., 1959. — 560 с.
  59. , Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения Текст. / Татьяна Винокур. М.: Наука, 1993. — 376 с.
  60. , Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц Текст. / Татьяна Винокур. — М.: Наука, 1980. 237 с.
  61. , В.П. Риторики в России XVII—XVIII вв.. Текст. / Валентин Вомперский / Отв. Ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1988. — 180 с.
  62. Вопросы теории и методики изучения русского языка Текст. Йошкар-Ола, 1964.-462 с.
  63. , Т.И. Педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала: Содержание и методика обучения Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Т. И. Вострикова. М., 1995, — 283 с.
  64. , JI.C. Мышление и речь Текст. / Лев Выготский. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. — 376 с.
  65. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. № 6. — М., 1996.-С. 10−39.
  66. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 184 с.
  67. , И.Р. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления Текст. / И. Р. Гальперин // Вопросы философии. 1977. — № 4. — С. 84−93.
  68. , М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста Текст. / М. А. Гвенцадзе. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1986. — 315 с.
  69. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М., 1977. — Т.З. — С. 473.
  70. , P.P. Рассуждение о монологах и диалогах (к общей теории высказывания) Текст. / P.P. Гельгарт. Сб. докл. и сообщений Лингвистического общества, II, Вып. 1. Калинин, 1971. — С. 56−80.
  71. , Б.Н. Основы культуры речи Текст. / Борис Головин. Учеб. пособие. М.: Высша. школа, 1980. — 335 с.
  72. , О.И. Диалог на уроках русского языка в 5−7 классах как средство активизации деятельности учащихся и развития речи Текст.: дисс.. канд. филол. наук: 13.00.02 / Ольга Игоревна Горбич. М., 2002.-251 с.
  73. , И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики Текст. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М., 2001. — 578 с.
  74. , Л.К., Миськевич, Г.И. Теория и практика русского красноречия Текст. / Людмила Граудина, Григорий Миськевич. М.: Наука, 1989. — 254 с.
  75. , И.М., Грицевская, С.Э. От учебника к творческому замыслу урока Текст. / И. М. Грицевский, С. Э. Грицевская. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  76. , П.С. Проблема ДРУГОГО в философской антропологии М.М. Бахтина // М. М. Бахтин как философ Текст. / П. С. Гуревич. М., 1992.-С. 45−72.
  77. , В.В. Теории развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1996.-378 с.
  78. , В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / Владимир Даль. М.: Русский язык, 1980. — 324 с.
  79. , А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка Текст. / А. Д. Дейкина. М., 1990. — 367 с.
  80. , Н.Д. Культура речи педагога Текст. / Наталья Десяева. Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 192 с.
  81. , Н.Д. Речь учителя русского языка в контексте урока Текст. / Наталья Десяева. М., 1995.
  82. , Н.Д., Напольнова, Т.В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка Текст. /Наталья Десяева, Тамара Напольнова. Пособие для учителя 4−8 классов. М., 1989.
  83. Диалог в образовательной деятельности Текст. 4.1, II. Пермь: ЗУУНЦ, 1999.-204 с.
  84. Диалог и коммуникация философские проблемы: материалы дискуссии Текст. // Вопросы философии. — 1989. — № 7. — С. 46−59.
  85. Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования Текст. / Отв. ред. Н. А. Безменова. Сб. научно-аналитических обзоров. М., 1991. -412 с.
  86. , Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания (психологические исследования) Текст. / Л. П. Доблаев. — М., 1982.-436 с.
  87. , В.А. О развитии логического мышления учащихся 5−6 классов на занятиях по русскому языку Текст. / В. А. Добромыслов. -М., 1956.-272 с.
  88. , Т.К. Приём диалогизации учебных текстов как средство развития коммуникативных способностей учащихся // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе Текст. / Тамара Донская. Л., 1989. — С. 37−58.
  89. , Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку Текст. / Тамара Донская. Л., 1987. — 280 с.
  90. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциологии Текст. / Т. М. Дридзе. М., 1984.-486 с.
  91. , Т.М. Язык и социальная психология Текст. / Т. М. Дридзе. -М., 1980.-386 с.
  92. , П. Учитель говорит Текст. / П. Дынов. Красноярск, 1994. — 115 с.
  93. , В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы Текст. / Виталий Дьяченко. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  94. , Т.Е. Работа с учебными лингвистическими текстами Текст. / Т. Е. Ембулаева //Русский язык в школе. 1990. — № 3. — С. 4230.
  95. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М., 1982. — 350 с.
  96. Юб.Занько, С. Ф. Основные вопросы лингвистической теории диалога Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук / С. Ф. Занько. Казань, 1971.-26 с.
  97. , Е.А., Китайгородская, М.В., Розанова, Н. Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика, Морфология. Лексика. Жест Текст. / Елена Земская, Маргарита Китайгородская, Нина Розанова. Отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука, 1983. — С. 172−214.
  98. , Е.А., Ширяев, Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? Текст. / Елена Земская, Евгений Ширяев // Вопросы языкознания. 1980. — № 2. — С. 46−55.
  99. , И.А. Психологические особенности восприятия лекций в аудитории Текст. / И. А. Зимняя. М., 1970. — 250 с.
  100. , Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса Текст. / Г. А. Золотова. М., 1982. — 462 с.
  101. Ш. Иванова, Т. П. Коммуникация как показатель связей в системе научной деятельности // Системные исследования Текст. / Т. П. Иванова. — М., 1977.-С. 56−88.
  102. И2.Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить Текст. / А. А Ивин. М.: Просвещение, 1990. — 456 с.
  103. , Е.Н. Путь к ученику Текст. / Е. Н. Ильин. М., 1988. — 350 с.
  104. , Е.Н. Герой нашего урока Текст. / Е. Н. Ильин. М., 1991. -288 с.
  105. , О.А. Текст и коммуникация Текст. / О. А. Каменская. -М.: Высш. школа, 1990. 152 с.
  106. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / Виктор Кан-Калик. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  107. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество Текст. / Виктор Кан-Калик, Николай Никандров. М.: Педагогика, — 1990. -144 с.
  108. , В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс Текст. / В. И. Карасик. — Волгоград, 2000.-С. 5−19.
  109. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Юрий Караулов. М., 1987. — 266 с.
  110. , Ю.Н., Петров, В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Т. А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. Текст. / Юрий Караулов, В. Н. Петров. М., 1989. — С. 5−11.
  111. , JI.A. Вопросы теории речевого воздействия Текст. / Людмила Киселева. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978 — 163 с.
  112. , Л. Проблема теории обучения Текст. / Л. Клинберг. М., 1984.-452 с.
  113. , Е.В. Речевая коммуникация Текст. / Е. В. Клюев. Учебное пособие для ун-тов и вузов. М., 1998. — 230 с.
  114. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагога Текст. / Галина Коджаспирова. М., 1994. — 140 с.
  115. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Текст. / Галина Коджаспирова, Алексей Коджаспиров. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 176 с.
  116. , А.Н. Функциональные типы русской речи Текст. / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: Высш. школа, 1982. — 223 с.
  117. , М.Н. Диалогичность письменной научной речи как проявление социальной сущности языка // Методика и лингвистика Текст. / Маргарита Кожина. М., 1981. — С. 66−89.
  118. , М.Н. К вопросу об эволюции стиля научной прозы в период НТР // Функциональные стили речи в синхронном и диахроническом аспектах. Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Маргарита Кожина. Пермь, 1978. -С.45−80.
  119. , М.Н. О диалогичности письменной научной речи Текст. / Маргарита Кожина. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1986. — 92 с.
  120. , М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими Текст. / Маргарита Кожина. Пермь, 1972.
  121. , М.Н. О соотношении стилей языка и стилей речи с позиции языка как функционирующей системы // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях. Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Маргарита Кожина Пермь, 1984. — 355 с.
  122. , М.Н. О ФССК в аспекте коммуникативной теории языка // Разновидности и жанры научной прозы: Лингвостилистические особенности Текст. / Маргарита Кожина. М., 1989. — 442 с.
  123. , М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи Текст. / Маргарита Кожина. Саратов, 1999. -С. 44.
  124. , М.Н. Стилистика русского языка Текст. / Маргарита Кожина. Учебное пособие для студентов факультетов русс. яз. и лит. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
  125. , А.Ч. Мастерство устной речи Текст. / А.Ч. Козаржев-ский.-М., 1984.-223 с.
  126. , Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский. М., 1984. — 324 с.
  127. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. Отв. ред. A.M. Шахнарович- АН СССР, Инт языкознания. М.: Наука, 1990. — 103 с.
  128. , Я.А. Лабиринт мира и рай сердца // Избр. пед. соч. Текст. / Ян Амос Коменский. М., 1995. — С. 144.
  129. А.Ф. Советы лекторам // Избранное Текст. / А. Ф. Кони. М.: Сов. Россия, 1989. — 496 с.
  130. , Е.В. Учебное сотрудничество: мифы и реальность Текст. / Е. В Коротаева // Русский язык в школе. 2002. — № 3. — С.41−50.
  131. , М.П. «Конструкции связи» как средство выражения связности изложения // Вопросы стилистики Текст. / М. П. Котюрова. -Саратов: Саратов, ун-т., 1975. Вып. 9. — С. 68−94.
  132. , М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста (функционально-стилистический аспект) Текст. / М. П. Котюрова. Красноярск, 1988. — 352 с.
  133. , Н.Н. На трибуне учёные: О языке и стиле научно-популярной лекции Текст. / Николай Кохтев. М., 1976. — 226 с.
  134. , Н.Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления Текст. / Николай Кохтев, Дитмар Розенталь. М.: Московский рабочий, 1988.-352 с.
  135. , Н.Ф. Частная риторика Текст. / Н. Ф. Кошанский. Изд. 3-е. СПб, 1836.-390 с.
  136. , Н.М. Композиция устного научного текста: Жанр доклада // Разновидности и жанры научной прозы: лингвостилистические особенности Текст. / Н. М. Краевская. М., 1989. — С. 121.
  137. , Н.А. О различии функционирования средств диалогично-сти и метакоммуникации // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях. Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Н. А. Красавцева.-Пермь, 1984.-С. 58.
  138. , Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования Текст. / Л. П. Крысин. М., 1976.-С. 256.
  139. , В.Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы Текст. / В. Б. Куликов. Свердловск, 1988. — 322 с.
  140. Культура речи учителя Текст. / Отв ред. Т. А. Ладыженская. Метод, указания для студентов ф-та русс. яз. и лит. М., 1988. — 302 с.
  141. , Г. М. Диалог и мышление Текст. / Г. М. Кучинский. -Минск, 1983.-450 с.
  142. Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка Текст. / Таиса Ладыженская. М., 1991. — 245 с.
  143. , Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Таиса Ладыженская. М.: Просвещение, 1986. — 124 с.
  144. , Т.А. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики Текст. / Таиса Ладыженская // Русская словесность. 2002. -№ 4. — С.65.
  145. , Л.М. Отражение фаз деятельности продуктивного мышления ученого в смысловой структуре научного текста // Проблемы функционирования языка и специфика речевых разновидностей Текст. / Л. М. Лапп. Пермь, 1985. — С. 73.
  146. , О.А. Как учёные говорят Текст. / Ольга Лаптева // Русская речь. 1995.-№ 3.-С. 78−85.
  147. А.А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. 2-е изд. М. — Нальчик, 1996. — 366 с.
  148. , А.А. Восприятие как предмет лингвистики, психологии, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста Текст. / А. А. Леонтьев. М., 1979. — С. 30.
  149. , А.А. Некоторые психологические вопросы воздействия Текст. / А. А. Леонтьев. Л., 1978. — С. 99.
  150. , А.А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-286 с.
  151. , А.А. Понятие текст в современной лингвистике и психологи // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенность его восприятия. Текст. / А. А. Леонтьев. — Киев, 1979. — С. 134.
  152. , А.А. Проблемы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -Л., 1963.-455 с.
  153. , А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 160 с.
  154. Лингвистика на исходе XX в.: Итоги и перспективы: Материалы Международной конференции 1−4 февраля 1995 г.: В 2 Т. М., 1995. — 426 с.
  155. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. В. Н. Ярцева. -М., 1990.-685 с.
  156. Лингвостилистические исследования научной речи Текст. М., 1979.
  157. , Ю.В. Эстетика парадокса// НТР и развитие художественного творчества Текст. / Ю. В. Линник. Л., 1980. — 255 с
  158. , А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия Текст. / А. П. Лиферов. — М., 1997. — 277 с.
  159. , Б.Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. Анализ признаков слухового образа / Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В.Н. Носуленко- Отв. ред. Ю. М. Забродин. М.: Наука, 1986 — 128 с.
  160. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. Ред. Сост. и авт. Комментариев В. А. Барабанщиков- АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-295 с.
  161. , М.В. Краткое руководство к красноречию: Соч. в пользу любящих словесные науки трудами Михаила Ломоносова. Кн. 1. -СПб.: Акад. Наук, 1810.- 328 с.
  162. , М.В. О воспитании и образовании Текст. / Михаил Ломоносов. АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-339 с.
  163. , М.В. Полн. собр. соч. Текст. / Михаил Ломоносов. М.-Л.: АН СССР, 1952, — Т. 7. — Труды по филологии. — 995 с.
  164. , А.Ф. История античной эстетики Текст. / Алексей Лосев. М., 1963.-340 с.
  165. , А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста Текст. / А. И. Луньков //Вопросы психологии. 1987. — № 9. — С. 67−72.
  166. , А.И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения Текст.: автореферат дисс.. канд. пед. наук / А. И. Луньков. М., 1986.-24 с.
  167. А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М., 1979. — 382 с.
  168. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст. / Михаил Львов. СПб.: Фолио-Пресс 1999. — 249 с.
  169. , Ю.Л. Педагогические этюды Текст. / Юлия Львова. М., 1990. — 156 с.
  170. , Ю.Л. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка Текст. / Юлия Львова //Русская словесность. 2002. — № 7. -С.40.
  171. , В.Н., Вагапова, Д.Х., Зыбина, Т.М., Виньков, Ю. В. Риторика учителю Текст. / В. Н. Мааров, Д. Х. Вагапова, Т. М. Зыбина, Ю. В. Виньков. Пермь, 1993. — 426 с.
  172. , Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек текст — культура Текст. / Л. М. Майданова. — Екатеринбург, 1994.-С. 136.
  173. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М., 1993.-338 с.
  174. , В.Л. Что такое диалогизм // Диалог. Карнавал. Хронотоп Текст. / В. Л. Махлин. Витебск, 1992. — С. 34.
  175. Методика преподавания русского языка Текст. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
  176. Методика развития речи на уроках русского языка Текст. / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. Кн. для учителя- Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  177. , Т.Е. Средства выражения речевого контакта в русском языке (вопросно-ответный комплекс в научно-популярных произведениях) Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук / Т. Е. Милевская. -Л, 1985.-26 с.
  178. , А.Я. Оптимизация сложности учебного текста Текст. / А. Я. Минк. В помощь авторам и редакторам. М., 1981. — 264 с.
  179. , Е.З. Система научных коммуникаций // Социологические проблемы науки Текст. / Е. З. Мирская. М., 1974. — С. 56.
  180. , Л.М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М., 1994. — 482 с.
  181. , О.Д. Научный стиль речи: Проблемы обучения Текст. / О. Д. Митрофанова. 2-е изд. М.: Русский язык, 1985, — 231 с.
  182. , А.К. О современной педагогической риторике Текст. / Анна Михальская // Педагогическое образование. Вып. 2, 1990. — С. 99−108.
  183. , А.К. Основы риторики: Мысль и слово Текст. / Анна Михальская. М.: «Просвещение», 1996. — 416 с.
  184. , А.К. Педагогическая риторика: история и теория Текст. / Анна Михальская. Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. М.: Издательский цент «Академия», 1998. — 432 с.
  185. , А.К. Пути развития отечественной риторики: Утрата и поиски речевого идеала Текст. / Анна Михальская // Науч. доклад, высшей школы. Филологические науки. — 1992. № 3. — С. 56−62.
  186. , А.А. Педагогическая риторика Текст. / А. А. Мурашов. -М., 2001.-504 с.
  187. , JI.H., Штерн, А.С. Текст и его восприятие Текст. / JI.H. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск, 1991. — 284 с.
  188. , В.Я. Язык речь — контекст — смысл Текст. / В. Я. Мыркин. -Архангельск, 1994.-341 с.
  189. Мышление: процесс, деятельность, общение. Текст. М., 1982. -200 с.
  190. , Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / Тамара Напольнова. Пособие для учителя. М., 1983. — 366 с.
  191. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы Текст. М., 1996. -372 с.
  192. , JI.C., Лесных Л. И. Использование нетрадиционных форм занятий Текст. / Л. С. Николаева, Л. И. Лесных // Специалист. 1992. -№ 2. — С. 5−6.
  193. , А.Н. Семантика текста и её формализация Текст. / А. Н. Новиков М., 1983. — 422 с.
  194. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования Текст. М., 1995. — 390 с.
  195. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации Текст. // АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. / Отв. ред. А. А. Бодалев. Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1987.- 164 с.
  196. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / Г. М. Андреева, Я. Яноушек, А. И. Донцов и др. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
  197. Общение. Текст. Высказывание Текст. М., 1989. — 456 с.
  198. , В.В. Речевые формы популяризации Текст. / Виктор Одинцов. М.: Знание, 1982. — 79 с.
  199. Оптимизация речевого воздействия Текст. — М., 1990. 166 с. 216.0ракова, М., Моргун В. Ф. Рефлексия в многомерной структуре личности будущего учителя Текст. / М. Оракова, В. Ф. Моргун // Педагогическое образование. М., 1991. — Вып.З. — С. 55−70.
  200. , Б.В. Субъект. Объект. Эстетика. Версии Бахтина, Гадамера, Лукача Текст. / Б. В. Орлов. Екатеринбург, 1992. — 250 с.
  201. Особенности стиля научного изложения Текст. / Отв. ред. Е. С. Троянская. М.: Наука, 1976. — 264 с.
  202. , Н.Н. Педагогическая гармония Текст. / Н. Н. Палтышев. Учебно-методическое пособие. Киев, 1996. — 104 с.
  203. , В.З. О некоторых аспектах социальной сущности языка Текст. / В. З. Панфилов //Вопросы языкознания. 1982. — № 6. — С.38.
  204. Педагогика Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1997.
  205. Педагогика Текст. / С. П. Баранов, JI.P. Болотин, Т. В. Воликова, В. А. Сластёнин. Учебное пособие для педучилищ. — М., 1981. 367 с.
  206. Педагогическая риторика Текст. / З. С. Смелкова, З. С. Зюкина, О. В. Филиппова, Л. В. Салькова и др. Уч. пособие под ред. Н.А. Ипполито-вой.-М., 2001. -387 с.
  207. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст. -Рязань, 1996.-430 с.
  208. Педагогическое речеведение Текст. / Под ред. Т. А. Ладыженской, А.К. Михальской- Сост. А. А. Князьков. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Флинта, Наука, 1998 — 312 с.
  209. , Н. Михаил Бахтин и философская культура XX века Текст. / Н. Перлина. Вып. I., ч.2. СПб., 1991. — 322 с.
  210. , Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя Текст. / Н. И. Петрова. Казань, 1982. — 406 с.
  211. , А.А. Мысль и язык // Слово и миф Текст. / Александр По-тебня.-М., 1989.-С. 68.
  212. Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях Текст. / Гл. ред. М. Н. Кожина. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1984. -160 с.
  213. Профессиональные объединения педагогов: Психология и педагогика Текст.-М., 1998.
  214. , А.А. Философия Текст. / Алексей Радугин. Курс лекций. 2-изд., перераб. и доп. М.: Центр, 2001. — 272 с.
  215. , Ю.В. Актуальные проблемы социалистической советской риторики // Риторика и стиль Текст. / Под ред. Ю. В. Рождественского. М., 1984.-С. 18−41.
  216. , Ю.В. Риторика публичной лекции Текст. / Юрий Рождественский. М., 1989 — 64 с.
  217. , Ю.В. Техника, культура, язык Текст. / Юрий Рождественский. Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1993. -224 с.
  218. , В.В. Три главных принципа образования // Розанов В. В. Сумерки просвещения Текст. / В. В. Розанов. М., 1990. — С. 23−56.
  219. Розенталь, Д. Э Русский язык. 10−11 кл. Текст. / Дитмар Розенталь. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999.-352 с.
  220. , Д.Э. А как лучше сказать? Текст. / Дитмар Розенталь. Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.- 176 с.
  221. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. В 2-х томах. М., 1989.
  222. Русский язык Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. — 382 с.
  223. Русский язык Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1998. — 302 с.
  224. Русский язык Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1992. — 222 с.
  225. Русский язык Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1989. — 191 с.
  226. Русский язык Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 2001. — 196 с.
  227. Русский язык Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1989. — 190 с.
  228. Русский язык Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1990. — 102 с.
  229. , Н.К. Мысль как действие, или риторика рассуждения // Логический анализ языка. Модели действия Текст. / Н. К. Рябцева. М., 1992.-С. 70−96.
  230. , И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке (диалогическое единство) Текст. / И. П. Святогор. Калуга, 1960. — 456 с.
  231. , К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции Текст. / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. -480 с.
  232. , К.Ф. Основы психолингвистики Текст. / К. Ф. Седов. Учеб. пособие. М., 1998. — 502 с.
  233. , О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи Текст. / Ольга Сиротина. М., 1996. — 148 с.
  234. , Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы) Текст. / Л. В. Славгородская. Л., 1986. — 146 с.
  235. , Л.В. О диалогизации научной прозы // Стиль научной речи Текст. / Л. В. Славгородская. М., 1978. — С. 74−90.
  236. , Л.В. О логической связности устного научного сообщения // Язык и стиль научного изложения. (Лингвометодические исследования) Текст. / Л. В. Славгородская. М.: Издательство «Наука», 1983.-С. 34−45.
  237. Словарь иностранных слов Текст. / Под ред. И. В. Лехина, С.М. Лок-шиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. Изд. 6-ое, перераб. и доп. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1964. — 784 с.
  238. , З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности Текст. / Зинаида Смелкова. М., 1999. -364 с.
  239. , И.Н. Диалогический текст: коммуникативно-динамический и лингводидактический аспекты Текст. / И. Н. Сметюк. Пермь, 1994. -212 с.
  240. , Л.Н., Менина, И.Б. Обучение устной научной монологической речи // Язык и стиль научного изложения. (Лингвометодические исследования) Текст. / Л. Н. Смирнов, И. Б. Менина. М.: Издательство «Наука», 1983. — С. 242−262.
  241. Совершенствование методов обучения русскому языку Текст. / Сост. А. Ю. Купалова. Сб. статей. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- 160 с.
  242. , А.Н. Проблемы научной дискуссии (логико-гносеологическический анализ) Текст. / А. Н. Соколов. Л., 1980. — 364 с.
  243. , А.Н. О некоторых общих вопросах диалога Текст. / А.Н. Соловьёва//Вопросы языкознания. 1965. — № 6. — С. 103−111.
  244. , Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста Текст. / Юрий Сорокин. М., 1985. — с.
  245. , A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции Текст. / A.M. Сохор. М., 1988. — 340 с.
  246. , А.В., Толмачёв А. В. Спутник оратора Текст. / А. В. Степанов, А. В. Толмачёв. М., 1966. — 134 с.
  247. , И.А. Введение в речевое воздействие Текст. / Иосиф Стер-нин. Воронеж, 2001. — 430 с.
  248. , И.А. Общение в современном обществе Текст. / Иосиф Стернин. Воронеж, 1991. — 342 с.
  249. , И.А. Практическая риторика Текст. / Иосиф Стернин. Учебн. пособ. для студентов высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  250. , И.А., Новочихина, М.Е. Культура делового общения. Текст. / Иосиф Стернин, М. Новочихина. Воронеж, 2001. — 350 с.
  251. Стилистический энциклопедический словарь русского языка Текст. / Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  252. , Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения Текст. / Пер. с англ. Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1984.
  253. О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М.: Знание, 1991.-360 с.
  254. Текст как психолингвистическая реальность Текст. М., 1982. — 346 с.
  255. , А.В. Методика русского языка в средней школе Текст. / Алексей Текучёв. Учебник для студентов пед. ин-тов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1980.-414 с.
  256. , А.В. Методы исследования и методы обучения русскому языку в их взаимоотношениях Текст. / Алексей Текучёв //Русский язык в школе. 1976. — № 1. — С. 13−16.
  257. Теоретические и прикладные аспекты педагогического общения Текст. / Н. Д. Десяева, Л. В. Ассуирова, Т. А. Лебедева, Л. В. Хаймович, О.И. Максимкина- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. — 267 с.
  258. , O.K., Знаков, В.В. Мышление, знание и понимание Текст. / O.K. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестник Московского университета. Сер 14. Психология. 1989. — № 2. — С. 70−82.
  259. Толковый словарь русского языка Текст. / Ред. С. Н. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: «Азбуковник», 1999. — 944 с.
  260. , В.А. Об ораторском искусстве Текст. / В. А. Толмачёв. Хрестоматийный сборник. М.: Политиздат, 1989. — 502 с.
  261. , JI.H. Педагогика. Искусство. Философия: статьи, очерки Текст. / Лев Толстой // Собрание сочинений: В 8-ми Т. Т.8 — 768 с. -М., 1996.
  262. О.В. Модульная технология в организации педагогической практики // Педагогическая практика Текст. / О. В. Третьякова. Сборник. Ростов-на-Дону, РГПУ, 2000. — Вып. 1. — С.56−88.
  263. , Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс: Морфологический аспект Текст. / Лидия Тростенцова. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  264. , Л.А. Современный урок русского языка Текст. / Л. А. Тростенцова, С. И. Невская, Е. П. Гиматова и др. Пособие для учителя -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  265. Урок русского языка на современном этапе Текст. / Сост. Л. А. Тростенцова, М. М. Разумовская. Сборник статей из опыта работы. -М., 1978.-458 с.
  266. , О.Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока как педагогический речевой жанр: содержание и методы обучения Текст.: дисс.. канд. пед. наук / Ольга Григорьева Усанова. М., 1997.- 147 с.
  267. , Н.В., Козлов, Н.И., Егидес, А. П. Основы психологии общения Текст. / Н. В. Ушакова, Н. И. Козлов, А. П. Егидес. М., 1990. -570 с.
  268. , К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах Текст. / Константин Ушинский М., 1974.
  269. , Ш. А. Проблема соотношения функционального и семантического в практике преподавания русского языка как неродного.// Вопросы методики преподавания русского языка в национальной аудитории Текст. / Ш. А. Файзуллаева. Ташкент, 1988. — С. 3−45.
  270. , Л.П. Методическое руководство по русскому языку для преподавателей: Для средних профтехучилищ Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Высш. шк., 1983. — 96 с.
  271. , Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку Текст. / Лидия Федоренко. Пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1964.— 255 с.
  272. , Л. К исследованию диалога Текст. / Л. Фёдорова //Болгарская русистика. 1979. — № 5. — С. 80−89.
  273. , М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров Текст. / М. Ю. Федосюк //Вопросы языкознания. 1997. — № 5. — С. 102−120.
  274. , А.В., Романова Н. Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях Текст. / Справочник. М., 2002.
  275. , О.В. Коммуникативная личность Текст. / Ольга Филиппова //Русская словесность. 2002. — № 5. — С. 57−66.
  276. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 590 с.
  277. , Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения Текст. / Н. И. Формановская. М., 1998. — 420 с.
  278. , Н.И. Социопрагматические аспекты теории речевого общения Текст. / Н. И. Формановская. М., 1988. — 352 с.
  279. , Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе // Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях Текст. / Фёдор Фортунатов. СПб, 1904 -С. 379 -382.
  280. , P.M. Психолингвистика Текст. / P.M. Фрумкина. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  281. Функциональные стили речи в синхронном и диахроническом аспектах Текст. / Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1978. — 152 с.
  282. , Г. Г., Ширина, JI.C. Общая риторика Текст. / Георгий Ха-загеров, JI.C. Ширина. Курс лекций и словарь риторических фигур. — Ростов-на-Дону., 1994. 464 с.
  283. , М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе Текст. / Мартин Хайдеггер. М., 1986. — С. 80−120.
  284. , М. Как научиться красиво и правильно говорить: Риторика для детей и взрослых Текст. / М. Ханин. СПб, 1997. — 348 с.
  285. , Г. А. Зачем детям учится вместе Текст. / Г. А. Цукерман. -М., 1986.-214 с.
  286. , A.JI. О порядке слов диалогической речи Текст. / //Русский язык в школе, 1965. № 1.
  287. , Г. Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания // Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека Текст. / Галина Чистякова. М., 1979. — С.77−92.
  288. ЗЮ.Чихачёв, В. П. Лекторское красноречие русских учёных XIX века Текст. / Владимир Чихачёв. М.: Знание, 1987. — 96 с.
  289. В.Я. Событие и текст Текст. / В. Я. Шабес. М., 1989. — 520 с.
  290. , С.А. Проблемы отбора предметного содержания учебных задач для образовательной области «Филология» Текст. / С. А. Шаповал. М., 2002. — 376 с.
  291. , Н.Ю. О проникновении разговорных форм предложения в письменную речь // Активные процессы в современном русском синтаксисе Текст. / Наталья Шведова. М.: Просвещение, 1966. — С. 95 146.
  292. , JI.JI. Практическая педагогическая этика Текст. / JI.JI. Шевченко. М., 1997. — 298 с.
  293. , Г. А. Речевые особенности публицистического стиля Н.Г. Чернышевского Текст. / Шелюто Г. А. Научн. зап. Ужгородского гос. ун-та, Т. XXVIII, 1957. 448 с.
  294. , Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях Текст. / Дмитрий Шмелев. М.: Наука, 1977. — 168 с.
  295. , В.В. О возникновении нового языка культуры в личностно-ориентированном образовании // Модульная технология в личностно-ориентированном образовании Текст. /В.В. Шоган. Ростов-на-Дону, 1999. — Вып.2. — С. 127−180.
  296. , В.В. Приёмы эмоционально-художественного воздействия на уроках // Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания Текст. / В. В. Шоган. М., 1986. — С. 39 — 58.
  297. , Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса Текст. / Н. Е. Шуркова. М., 1997. — 314 с.
  298. , С.П. Практическое познание: Философско-методические очерки Текст. / С. П. Щавелёв. Воронеж, 1994. — 350 с.
  299. , JI.B. Восточнолужицкое наречие Текст. / Лев Щерба. Пг., 1915.
  300. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Лев Щерба. Л.: Наука: Ленингр. отд., 1974. — 428 с.
  301. , М.П. Объять необъятное: Записки педагога Текст. / М. П. Щетинин. М., 1986. — 350 с.
  302. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) Текст. / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.-430 с.
  303. Язык и наука конца 20 века Текст. / Под ред. акад. Ю. С. Степанова. -М., 1995.-228 с.
  304. Язык и структура знания Текст. М., 1990. — 432 с.
  305. Язык и структура представления знания Текст. — М., 1992. 180 с.
  306. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская М.: Сентябрь, 2000. — (Библиотека «Директор школы», Выпуск № 7, 2000 г.) — 145 с.
  307. , Л.П. О диалогической речи // Избранные работы: Язык и его функционирование Текст. / Л. П. Якубинский. М., 1986. — 506 с.
  308. , Я. Социально-психологические проблемы диалога в процессе сотрудничества между людьми // Психолингвистика за рубежом Текст. / Я. Яноушек. М., 1972. — С.78−124.
Заполнить форму текущей работой