Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа в региональной системе образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с задачами исследования проведенный теоретический анализ показал, что ограничены учебно-методические разработки, отвечающие современным тенденциям и достижениям психолого-педагогической и методической науки, которые бы обеспечили эффективную подготовку педагогических кадров с учетом возможностей федеральных и региональных законов об образовании, специфики регионов, что сдерживает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ развития среднего профессионального педагогического образования
    • 1. 1. Состояние среднего профессионального педагогического образования на современном этапе
    • 1. 2. Региональные аспекты развития среднего профессионального педагогического образования
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Исследование условий развития педагогического колледжа в региональной системе образования и результаты экспериментальной работы
    • 2. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 2. 2. Апробация организационно-педагогических условий развития педагогического колледжа в региональной системе образования
    • 2. 3. Анализ результатов эксперимента
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа в региональной системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации интеллектуальный потенциал России остается едва ли не единственным фактором, позволяющим по-прежнему относить нашу страну к числу развитых государств, способных оказывать влияние на общемировые процессы. Образованность общества, прежде всего подрастающих поколений, должна стать основой для решения социокультурных и экономических проблем, сохранения, развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В решении этих задач определяющей является роль учителя, педагога, преподавателя. В этой связи объективно возрастает значение педагогического образования как системообразующей отрасли, фундамента отечественного образования.

В последние годы в стране активизировались процессы демократизации, регионализации и децентрализации управления средним профессиональным образованием. В результате этого решение многих вопросов было передано с федерального уровня на уровень регионов, которым делегировалось право осуществлять самостоятельную политику в области образования, в том числе и профессионального.

Регионализация профессионального образования — это объективный процесс перехода от преимущественно отраслевого принципа его построения к созданию региональной образовательной системы, связанный с выполнением социального заказа региона на подготовку профессиональных педагогических кадров и отражением в региональной политике интересов и потребностей как населения, так и самой системы образования. Оптимизация этих процессов в регионе превращает профессиональное педагогическое образование в один из ведущих факторов его социокультурного развития.

В Свердловской области с населением 4,5 млн. человек социально-экономическая ситуация усугубляется экологическим неблагополучием из-за последствий химического, металлургического, машиностроительного и других производств, что отражается на демографической ситуации, физическом, психическом здоровье детей и взрослых, структуре населения, его занятости, социальном обеспечении, всей жизнедеятельности людей. Этнический состав области тесно связан с историко-культурным наследием Урала и всей России. На территории Среднего Урала сохранилось единство и многообразие, духовная общность и союз различных этнических групп и этнических общностей, поэтому Свердловскую область можно представить как полинациональную, поликультурную, поликонфессиональную и полисоциальную.

Социокультурный анализ развития системы образования периода детства в области показывает, что за последние пять лет значительно выросло число семей асоциального типа, для которых качественное образование детей, уровень их интеллектуального и личностного развития не является ценностью, а в итоге прогрессируют детская духовная и физическая пассивность, беспризорность.

В данных условиях все острее ощущается потребность в специалистах, способных решать новый круг психолого-педагогических задач. В связи с этим достаточно очевидно обозначилась проблема качественной подготовки специалистов в учреждениях педагогической направленности.

В последние годы быстрыми темпами обновлялись система педагогического образования, его содержание, условия, в различных регионах России появились новые образовательные учреждения, которые должны содействовать, прежде всего, развитию личности студентов, их образовательных, профессиональных потребностей и интересов — педагогические колледжи (ПК). Однако на практике далеко не все педагогические колледжи сориентированы на реализацию таких целей, продолжая работу в традиционной системе координат. Все это значительно расширяет сферу задач региональной системы образования, следовательно, и среднего профессионального педагогического образования, являющегося подсистемой в структуре образования Свердловской области.

Закономерности организации региональной системы подготовки педагогических кадров и принципы формирования социального заказа позволили более целенаправленно разрабатывать новые подходы к подготовке специалистов со средним педагогическим образованием в условиях педагогического колледжа. Изменение подходов, с одной стороны, должно привести к необходимости разработки региональных программ развития педагогического образования на основе социального заказа и социального партнерства, предполагающих взаимодействие субъектов системы образования для достижения преемственности различных уровней образования, а с другой стороны, как к развитию самого педагогического колледжа, так и к управлению этим развитием.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на: современных философских и психолого-педагогических концепциях развития личности (Л.А.Беляева, ШХБлонский, Б. С. Гершунский, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.), ведущей деятельности как источнике развития личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов,.

A.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — личностно-ориентированном гуманистическом подходе в обучении (Э.Ф.Зеер, И. С. Якиманская и др.) — методологии и теории педагогических исследований (В.И.Загвязинский, Н. И. Загузов,.

B.В.Краевский и др.) — психолого-педагогических исследованиях, рассматривающих профессионально-значимые качества личности учителя (Б.Г.Ананьев, К. М. Левитан, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.), сущность, природу и структуру педагогической деятельности (С.И.Архангельский, Н. В. Кузьмина, Е. КРогов и др.), закономерности профессиональной подготовки учителя (Ю.К.Бабанский, А. С. Белкин, В. П. Беспалько, Е. А. Климов, Л. В. Моисеева, В. П. Симонов, Н. Н. Тулькибаева и др.) — актуальные вопросы управления образовательным учреждением.

В.С.Азаров, Ю. А. Конаржевский, А. Я. Найн, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — основные направления развития профессиональной школы (Г.М.Романцев, И. П. Смирнов, Г. Н. Сериков, Е. В. Ткаченко и др.) — основные направления развития системы образования региона (Л.М.Андрюхина, В. В. Нестеров, В. Д. Семенов и др.).

Анализ литературы и современного состояния среднего педагогического образования Свердловской области позволил выделить следующие основные противоречия между:

• необходимостью развития педагогического колледжа в региональной системе образования и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, способствующих этому развитию;

• осознанием субъектами управления важности повышения уровня адаптивности, гибкости, мобильности педагогического колледжа в условиях крупного промышленного региона и сложившимися традиционными нормами и механизмами управленческой деятельности;

• современными требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности преподавателей педагогического колледжа, и уровнем их профессионально-педагогической компетентности;

• необходимостью обеспечения готовности педагогов к практической реализации положений региональной образовательной политики и недостаточной степенью определения организационно-педагогических условий, обеспечивающих качественную подготовку педагогических кадров;

• возможностями федеральных и региональных законов об образовании и неготовностью педагогов к их реализации.

Характер перечисленных противоречий позволяет сформулировать проблему: при каких условиях будет обеспечено развитие педагогических учреждений в системе образования крупного промышленного региона, отличающегося многонациональным составом, экологической запущенностью и повышенной тревожностью населения.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа в региональной системе образования».

Цель исследования: определить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие педагогического колледжа в региональной системе образования.

Объект исследования — процесс функционирования и развития педагогического колледжа.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа в системе образования крупного промышленного региона.

Гипотеза исследования: педагогическое образование представляет собой процесс и результат овладения студентами профессиональными знаниями, умениями, навыками на основе свободы выбора и самореализации личности, необходимыми им в дальнейшей профессиональной деятельности, и тогда развитие педагогического колледжа, осуществляющего подготовку педагогических кадров для региональной системы образования, будет обеспечено, если будут созданы организационно-педагогические условия:

• разработана и реализована структурно-функциональная модель управления развитием педагогического колледжа на основе сочетания государственно-общественного и рефлексивного управления;

• разработан механизм повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей колледжа, обеспечивающий способность и готовность преподавателей выполнять социальный заказ региона на подготовку педагогических кадров, стабильность и мобильность кадрового потенциала колледжа;

• разработаны и реализуются преемственные профессиональные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающие их адаптивность, мобильность в изменяющихся социально-экономических условиях крупного промышленного региона.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:

1. Определить степень разработанности изучаемой темы в педагогической теории и практике, ее региональную специфику.

2. Разработать и апробировать структурно-функциональную модель управления развитием педагогического колледжа в условиях крупного промышленного региона.

3. Разработать и апробировать механизм повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей колледжа.

4. Разработать и апробировать преемственные профессиональные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, учитывающих динамичность социально-экономических условий крупного промышленного региона.

5. Разработать методическое обеспечение подготовки специалистов со средним профессиональным педагогическим образованием в региональной системе образования, направленного на решение вопросов самообразования и саморазвития субъектов образовательного процесса.

6. Экспериментально проверить эффективность выдвинутых положений.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы была использована совокупность общенаучных и педагогических методов: системный анализ (исторический, структурный, функциональный) — метод моделированияобобщение передового педагогического опытапраксиометрический метод (анализ продуктов деятельности преподавателей и студентов) — диагностические методы (анкетирование, тестирование, экспертные методы). Данные методы обеспечили проведение педагогического эксперимента, анализ и обсуждение его результатов.

Организация и этапы исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ревдинского государственного педагогического колледжа.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап, теоретико-поисковый (1995;1996), включал в себя изучение философской, психолого-педагогической литературы, научных трудов по вопросам управления и менеджмента образования, анализ федеральных, региональных нормативно-правовых документов в области общего и профессионального педагогического образования. Кроме того, выявлялись и формулировались противоречия и проблема, уточнялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определялись основные понятия, изучалось исходное состояние управления и кадрового потенциала педагогического училища.

Второй этап, проектировочный (1996;1998), включал в себя выбор и обоснование организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие педагогического колледжа, отвечающего требованиям региональной системы образования, разработку структурно-функциональной модели управления развитием педагогического колледжа, преемственных профессиональных образовательных программ, механизма повышения профессионально-педагогической компетентности преподавательских кадров.

Третий этап, экспериментальный (1998;2001), был посвящен апробации организационно-педагогических условий развития педагогического колледжа. На основе анализа результатов апробации сформулированы выводы и обоснована совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие педагогического колледжа в системе образования крупного промышленного региона, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в следующем:

• разработаны и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает развитие колледжа в системе образования крупного промышленного региона;

• разработана структурно-функциональная модель управления развитием педагогического колледжа на основе сочетания государственно-общественного и рефлексивного управления;

• уточнено содержание и определена структура профессионально-педагогической компетентности преподавателя педагогического колледжа;

• разработаны и экспериментально апробированы преемственные и сопряженные профессиональные образовательные программы подготовки специалистов в области специальной педагогики, созданные на основе согласования стандартов среднего и высшего педагогического образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации структурно-функциональной модели управления развитием колледжа, механизма повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей, преемственных и сопряженных профессиональных образовательных программ по специальностям «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, индивидуального образовательного маршрута студента, учебно-методических пособий и рекомендаций для студентов и преподавателей педагогических колледжей Свердловской области.

Достоверность полученных результатов обеспечена комплексным использованием адекватных методов исследования, сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных, подтверждается количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в ГОС (НРК) СПО, в концепции и программе развития педагогического колледжа, разработанных с участием автора, в 14 учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, статьях, тезисах и докладах. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном педагогическом образовании «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (Екатеринбург, 1997) — областной учебно-методической конференции «Учебный диалог в развивающем обучении*. Информационное и мониторинговое обеспечение развивающего обучения» (Екатеринбург, 1998) — научной сессии «Акмеологические проблемы повышения качества подготовки учителя» (Санкт-Петербург, 1999) — Всероссийском совещании-семинаре директоров педагогических училищ и колледжей (Москва, 1999) — научно-практической конференции «Современные тенденции образования лиц с ограниченным возможностями здоровья в Свердловской области» (Екатеринбург, 1999) — Всероссийской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: личностно-ориентированный подход» (Красноярск, 2000) — Всероссийской научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование на рубеже веков: состояние и перспективы развития» (Москва, 2000.) — Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в XXI веке» (Москва, 2001) — на коллегиях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, областных годичных совещаниях системы общего и профессионального педагогического образования, совещаниях Совета директоров педагогических училищ и колледжей Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа, учитывающие социальное взаимодействие и партнерство субъектов региональной системы образования, переход от традиционного процессного управления на рефлексивное, которое преобразует деятельность субъектов образовательного процесса.

2. Структурно-функциональная модель управления развитием педагогического колледжа в региональной системе образования, основанная на сочетании государственно-общественного и рефлексивного управления.

3. Механизм повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа, обеспечивающий способность и готовность преподавателей выполнять социальный заказ региона на подготовку педагогических кадров, стабильность и мобильность кадрового потенциала колледжа.

4. Преемственные профессиональные образовательные программы подготовки специалистов в области специальной педагогики, созданные на основе согласования стандартов среднего и высшего педагогического образования и учитывающие динамичность социально-экономических условий крупного промышленного региона.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе Во второй главе описываются организация, содержание, апробация и ре? зультаты педагогического эксперимента, связанные с достижением цели диссертационного исследования:

1. Выявлены, обоснованы и экспериментально апробированы организаI ционно-педагогические условия: управление развитием педагогического колледжа в региональной системе образования на основе обновленной структурно-функциональной модели и сочетания государственно-общественного и рефлексивного управления, повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа, преемственные профессиональные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих развитие педагогического колледжа в системе образования крупного промышленного региона и сохранение единого регионального образовательного пространства.

2. Разработана концепция и долгосрочная программа развития ПК, предусматривающая социальное взаимодействие и партнерство субъектов региональной системы образования в целях достижения преемственности различных уровней образования и наиболее эффективного управления педагогическим колледжем, адекватного современным социально-экономическим условиям крупного промышленного региона.

3. Разработана структурно-функциональная модель управления развитием педагогического колледжа, на основе государственно-общественного и рефлексивного управления, перераспределения полномочий и ответственности внутри образовательного учреждения, включающая, наряду с традиционными, такие функции, как перспективное планирование, управление научно-исследовательской деятельностью, маркетингом образования, а также перепроектирование системы социального взаимодействия и партнерства ПК в региональной системе образования. Разработана система локачьных нормаУ тивных актов, обеспечивающих функционирование и развитие педагогического колледжа в региональной системе образования.

4. Разработан и апробирован механизм повышения профессионально-педагогической компетентности колледжа, обеспечивающий способность и готовность преподавателей выполнять социальный заказ региона на подготовку педагогических кадров, стабильность и мобильность кадрового потенциала колледжа.

5. Разработаны и апробированы преемственные и сопряженные образовательные программы среднего и высшего педагогического образования в области специальной педагогики на основе согласования государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального педагогического образования. Реализация преемственных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров направлена на повышение адаптивности, мобильности педагогов в изменяющихся социально-экономических условиях крупного промышленного региона.

6. Разработано методическое обеспечение подготовки специалистов, включающее в себя учебно-методические, методические пособия, методические рекомендации и разработки, направленные на оптимизацию процесса подготовки специалистов, на решение вопросов самообразования и саморазвития субъектов образовательного процесса.

7. Осуществлена экспериментальная проверка организационно-педагогических условий развития педагогического колледжа в системе образования крупного промышленного региона. В ходе эксперимента показатели эффективности развития педагогического колледжа подтверждены результатами апробации структурно-функциональной модели управления, повышением профессионально-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса и качеством реализации профессиональных образовательных программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

i.

1. В соответствии с задачами исследования проведенный теоретический анализ показал, что ограничены учебно-методические разработки, отвечающие современным тенденциям и достижениям психолого-педагогической и методической науки, которые бы обеспечили эффективную подготовку педагогических кадров с учетом возможностей федеральных и региональных законов об образовании, специфики регионов, что сдерживает развитие средних педагогических образовательных Учреждений в региональной системе образования. В ходе исследования показано, что подготовка педагогических кадров становится все более востребованной и приоритетной в условиях крупного промышленного региона и она решается в обновляющихся социально-педагогических и психолого-дидактических условиях, новизна которых определяется как переходом на многоуровневую систему подготовки педагогических кадров, так и неуклонной тенденцией к гуманизации и регионализации образования.

2. Выявлены, обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия: управление развитием педагогического колледжа в региональной системе образования на основе обновленной структурно-функциональной модели и сочетания государственно-общественного и рефлексивного управления, повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей педагогического колледжа, преемственные профессиональные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих развитие педагогического колледжа в системе образования крупного промышленного региона и сохранение единого регионального образовательного пространства.

3. Разработана концепция и долгосрочная программа развития ПК, предусматривающая социальное взаимодействие и партнерство субъектов региональной системы образования в целях достижения преемственности различных уровней образования и наиболее эффективного управления педагогическим колледжем, адекватного {современным социально-экономическим условиям крупного промышленного! региона.

4. Разработана структурно-функциональная модель управления развитием педагогического колледжа, наоснове государственно-общественного и рефлексивного управления, перераспределения полномочий и ответственноi сти внутри образовательного учреждения, а также перепроектирования сис темы социального взаимодействия и (партнерства ПК в региональной системеобразования, и включающая, наряду с традиционными, такие функции, как перспективное планирование, управление научно-исследовательской деятельностью, маркетингом образования. Разработана система локальных нор. мативных актов, обеспечивающих функционирование и развитие педагогического колледжа в региональной системе образования.

5. Разработан и апробирован механизм повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей колледжа, обеспечивающий способность и готовность преподавателей выполнять социальный заказ региона на подготовку педагогических кадров, стабильность, мобильность кадрового потенциала колледжа.

6. Разработаны и апробированы преемственные и сопряженные образовательные программы среднего и высшего педагогического образования в области специальной педагогики на основе согласования государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального педагогического образования. Реализация преемственных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров направлена на повышение адаптивности, мобильности педагогов в изменяющихся социально-экономических условиях крупного промышленного региона.

7. Разработано методическое обеспечение подготовки специалистов, включающее в себя учебно-методические, методические пособия, методические рекомендации и разработки, направленные на оптимизацию процесса подготовки специалистов, на решение вопросов самообразования и саморазвития субъектов образовательного процесса.

8. Осуществлена экспериментальная проверка организационно-педагогических условий развития педагогического колледжа в региональной системе образования. В ходе эксперимента показатели эффективности развития педагогического колледжа подтверждены результатами апробации структурно-функциональной модели управления-, повышением профессионально-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса и качеством реализации профессиональных образовательных программ.

Проведенное исследование не претендует на полноту разработки проблемы. Актуальными остаются вопросы оптимизации всей системы управпе-ния средним профессиональным педагогическим образованием с учетом специфики различных региональных систем образования Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. — М.: Политиздат, 1985. — 236 с. !
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. 334 с. •
  4. JI.M. Управление как условие развития качества образования //Создание условий для развития качества образования (по материалам областных педагогических чтений 25−26 октября 1994 года). Екатеринбург: Изд-воИРРО, 1995.- С. 12−20.
  5. Л.М. Региональная политика, культура, содержание образования. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. — 26 с.
  6. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Педагогика, 1984. — 204 с.
  7. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 376 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997.-204 с.
  10. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследоват. центр, 1998. — 145 с.
  11. B.C. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. — 236 с.
  12. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2х ч. 4.2. Екатеринбург: Изд-во Свердл. гос. пед. ин-та, 1992. — 86 с.
  13. А.С. Тенденция развития образования в гуманистическом обществе XXI в. (Психолого-педагогический аспект) // Образование и наука. -1999. -№ 1(1). -С. 69−76.
  14. В.В., Нохрин Г. М. Развитие профессионального образования в регионе: Концептуальная модель // Специалист. 1995. — № 4. — С. 34−36.
  15. JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 126 с.
  16. Беляева J1.A. Проблемы понимания в педагогической деятельности. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. 101 с.
  17. А.П. Региональная система профессионального образования// Педагогика. 1993. — № 4. — С. 68−72.
  18. Бенин B. JL, Габдулхаков P.P. Инновационные аспекты деятельности системы непрерывного профессионально-педагогического образования в республике Башкортостан // Образование и наука. 2000. — № 3 (5). — С. 103 110.
  19. В.Л. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). -С. 88−93.
  20. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. М.: Высшая школа, 1980. — 367 с.
  21. П.С. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  22. В.П. Стандартизация развития: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993.- № 5.- С. 16 -25.
  23. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века: размышление о будущем // Педагогика. 1990. — № 8. — С. 103−113.
  24. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  25. В.Э. Роль учителя в современном обществе и школе // Преподаватель. 2000. — № 3. — С. 23−27.
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1.- 304 е.- Т.2. — 399 с.
  27. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -187 с.
  28. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», — СПб.: Норинт, 1998. -1456 с.
  29. У. Менеджмент в организации. М.: Йнфра-М, 1997. — 344 с.
  30. А.А., Юрисов А. А., Нечаев Н. Н. Концептуальные основы непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. М.: НИИ ВШ, 1989. — С. 5−14.
  31. А.А. Основы концепции развития непрерывного психологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
  32. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардари-ки, 2001. — 528 с.
  33. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой, Ю. А. Конаржевского, К. А. Нефедовой, П. И. Третьякова. М.: Педагогика, 1991.-608 с.
  34. С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для ст-тов сред. спец. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — 160 с.
  35. .Л. Управление образованием на Западе: Тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 110−117.
  36. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  37. О.В. Организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа // Вест, учеб.-мет. объединения по проф.-пед. образованию. Екатеринбург: I
  38. Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 2001. Вып. 1 (28). — С. 110−113. (всоавт.).
  39. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.: Высшая школа, 1980. — 142 t.
  40. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. — № 1.- С. 27−32.
  41. Л.В. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в модели «училище колледж — вуз» (на примере педагогических учебных заведений Ростовской области // Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — 31 с.
  42. Н.Н. Индивидуально-педагогическое, развитие будущего учителя: теория, опыт, исследование: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-305 с.
  43. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования // Вестник образования. 1995. — № 2. — С. 72−82.
  44. Государственный образовательный стандарт (национальный региональный компонент) среднего педагогического образования //Собрание законодательства Свердл. обл. № 9 Екатеринбург: Изд-во Правительства Свердловской области, 2000. — С. 90−275.
  45. Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора’школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с. 1
  46. В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.- 151 с. j
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Знание, 1986.- 103 с. I
  48. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — М.: Терр, 1995. •
  49. Л.П. Непрерывное профессиональное развитие студентовпедагогического колледжа // Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.-23 с.
  50. .С., Чернилевский Д. В. Формирование модели специалиста: Цели обучения // Сред. спец. образование. 1987. — № 2. — С. 33−35.
  51. А.П. Управление персоналом. Н-Новгород: Изд-во НИМБ, 1999.- 624 с.
  52. Т.И. Управление непрерывным профессиональным развитием .педагогического коллектива гимназии. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2001.- 178 с.
  53. В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России. М.: Союз, 1994.- 415 с.
  54. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1995. — 98 с.
  55. В.И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 8−15.
  56. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие / Министерство общего и профессионального образования РФ: Институт развития профессионального образования. М.: Изд. дом Ореол-Лайн, 1998. — 192 с.
  57. Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. — 58 с.
  58. Закон о высшем и послевузовском образовании // Юрид. вестн. -1996.-№ 20.-С. 1−6.
  59. Л.В. Избранные психологические труды. М.: Новая школа, 1996.-432 с.
  60. Г. Е. Профессиональное образование и его перспективы в зеркале социального видения // Образование и наука. 1999. — № 1 (1). — С. 4652.
  61. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Педагогика, 1992. — 200 с.
  62. В.И. Самоаттестация школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.-160 с.
  63. Э.Ф. Психология профессионального образования новая отрасль прикладной психологии //Образование и наука. — 1999. — № 2 (2). — С. 105−116
  64. Э.Ф., Водеников В. А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых // Образование и наука. 2000. -№ 2 (4).-С. 112−121.
  65. Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования // Образование и наука. 1999. — № 1 (1). — С. 112−122.
  66. Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. -2000.-№ 3(5).-С. 90−102.
  67. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. -51 с. У
  68. История среднего профессионального образования в России / Под общ. ред. В. М. Жураковского. М.: Изд-во НМЦ СПО, 2000. — 704 с.
  69. Итоги развития системы образования Свердловской области в 2000 году / Под ред. Е. В. Карамана. Екатеринбург: Изд-во Правительства Свердл. обл., 2001.-59 с.
  70. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. — 256 с. I
  71. Г. М., Коджаспиров А. Б. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000. 176 с.
  72. Коломинская A. J1. Среднее профессиональное образование в контексте международной образовательной системы // Среднее профессиональное образование. 1998. — № 10. — С. 35−44.
  73. И.А. Интегративные основания современной педагогики // Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПбГ: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С. 107−118.
  74. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» // Отв. ред. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558 с.
  75. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. 224 с. у188
  76. Концепция формирования национально-регионального компонента содержания образования. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1997. — 7 с.
  77. С.А. Просвещение: Женский вопрос Н Краеведение (Приложение к газете «Первое сентября»). 1998. — № 12. — 26 мая. — С. 5.
  78. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография. Екатеринбург, 1998. — 123 с.
  79. Н.В. Социальное партнерство с системе начального профессионального образования // Вестник регионального образования. 2001. — № 1.-С. 47- 53.
  80. И.В. Профессиональная компетентность преподавателя ВУЗа // Педагогическая компетентность, мобильность и творчество / Под ред. Н. Н. Лобановой. СПб.: ИОВ РАО, 1994. — с. 18−21.
  81. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  82. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности: Дис.. докт. пед. наук (по психологии). Л.: ЛГУ, 1965.-867 с.
  83. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.- 165 с.
  84. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб. — Рыбинск, 1993. — 54 с.
  85. С.Ю. Экспериментальные программы школы «диалога культур. Кемерово: Аллегро, 1993. — 192 с.
  86. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 30 -34.
  87. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. // Педагогика. 2000. — № 3. -С. 27−34.
  88. B.C., Поташник М. М., Моисеев Л. М. и др. Управление разqi тг~т, чтан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука,
  89. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  90. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа, 1996. — 114 с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  92. О.Е. Введение в психологию инновационной научно-педагогической деятельности. М.: Высшая школа, 1996. — 303 с.
  93. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1984. — 262 с.
  94. М.В. Полное собрание сочинений. Т. VI. М.-Л., 1952.
  95. В.Н. Интеграция в системе образования: Учеб. пособие.- СПб.: Ленинградский обл. ин-т развития образования, 1999. 84 с.
  96. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  97. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. — № 8.- С. 82−88.витием школы. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  98. Менеджмент в управлении школой / Под. ред. Т. И. Шамовой. М.:I1. Новая школа, 1992. 250 с.1
  99. Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000−2003 годы. Екатеринбург: Мин-во Образования Свердл. обл., 2000. -39 с. !
  100. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 800 с. I
  101. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  102. В.А., Ермоленко М. Н. |Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для сту-тов пед. уч1 завед. М.: Пед. об-во России, 1999.-288с.
  103. Мир управления проектами: основы, методы, организация, применение / Подред. Х. Решке, Х. Шелл е. М.: Алане, 1994. — 304 с.
  104. A.M., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающей школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк: Изд-во НГИУУ, 1994. — 63 с.
  105. Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -166 с.
  106. Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. -Екатеринбург: Уникум, 1996. 110 с.
  107. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  108. А .Я. Инновации в образовании // ГУ ПТО Администрации Челяб. обл. Челябинск, 1995. — 288 с.
  109. А.Я., Кеспиков В. Н. Целеполагающая управленческая деятельность руководителя образовательного учреждения // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 48- 55.
  110. Научные основания развития образования Свердловской области1991−2000 гг.): Сб. материалов. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 2001. — 64 с. i
  111. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. -М., 2000 .- 9 с. jj
  112. Р.С. Психология образования. М.: Просвещение, 1994. -160 с.
  113. В.В. Начальное профессиональное образование вчера и сегодня // Образование и наука. 1999. — № 2 (2). — С. 54−59.
  114. J2K Нестеров В. В. Избранные педагогические выступления и документы. М.: НИП «NB Магистр», 1994. — 160 с.
  115. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая Школа, 1996. — 64 с.
  116. Областной закон «Об образовании в Свердловской области» // Областная газета. 1998. — 22 июля. — С. 3−5.
  117. Образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научно-методических работ. Вып. № 1 Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. — 200 с.
  118. Е.И. Архангельское педагогическое училище. Архангельск: Правда Севера, 1996. — 173 с.
  119. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. -923 с.
  120. Т.В. Перспективное планирование развития школы. М.: Сентябрь, 2000. — 144 с.
  121. Основные направления политики Свердловской области в сфере образования на 1997−1999 гг. Екатеринбург: Мин-во образования Свердл. обл., 1997. — 34 с.
  122. О состоянии кадрового обеспечения системы образования Свердловской области: Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во МО общего и проф. образования, 2000. — 11 с.
  123. Педагогический словарь: В 2 т. / Гл. ред. Каиров И. А. М.: АПН СССР, 1960. — Т.1 — 774 е.- Т.2 — 766 с.
  124. Педагогическое образование России-: сборник нормативных документов Мин-во образование России / Сост. М. Н. Костикова, Э. М. Никитин, Л. Д. Глейзер и др. М., 1994. — 184 с.
  125. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. -Б.С.Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  126. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  127. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М.: Знание, 1986. — 410 с.
  128. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  129. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург: СВ-96, 1998. — 352 с.
  130. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  131. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2.- С. 20−26.
  132. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. — 512 с.
  133. Практика деятельности органов и учреждений образования по организации образовательного процесса в период детства: Сб. выступлений на годичном совещании (март 1998 г.). Екатеринбург: Изд-во Департамента образования, 1998. — 60 с.
  134. Программа развития педагогического образования Свердловской области на 1994−1999 гг. Екатеринбург: Департамент образования, 1993. -14 с.
  135. Программа-2 развития образования в Свердловской области на 1996−2000 годы (образование в период детства, общее начальное и среднее профессиональное образование, дополнительное образование). Екатеринбург, 1996.-42 с.
  136. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М., 2000. — 26 с.
  137. Программа развития системы педагогического образования России на 2001−2010 годы // Преподаватель. 2000. — № 3. — С. 10−22.
  138. Производственная (профессиональная) практика студентов педагогического колледжа: Учеб.-метод. пособие для ст-тов пед. колледжа / Под общ. ред. О. В. Гайнановой. Екатеринбург: ИзД-во ГОУ «Центр «Учебная книга», 2001.- 130 с.
  139. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  140. А.А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  141. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподавателей высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 304 с.
  142. Г 153. Романцев Г. М., Ларионов В. Н., Ткаченко Е. В. Интеграция науки и образования: фундаментальные знания в подготовке профессионально-педагогических кадров // Образование и наука. 1999. — № 1 (1). — С. 77−97.
  143. Е.В. Моделирование образовательных процессов в учебно-творческой деятельности студентов // Образование и наука. 2000. — № 4(6). -С. 61−75.
  144. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  145. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1 -488 е.- Т.2−328 с.
  146. Сборник нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования / Под ред. П. Ф. Анисимова. М., 1999. — 196 с.
  147. В.Д. Социальная педагогика: История и современность. — Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. 128 с.
  148. В.Д. Человек: его образование в культуре // Образование и наука. 1999. — № 2 (2). — С. 69−76.
  149. В.Д. «Новая» парадигма и подходы к практике // Образование и наука. 1999. — № 1 (1). — С. 98−112.
  150. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М.: Пед. об-во России, 1999. — 430 с.
  151. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192 с.
  152. Система образования Свердловской области в 1997 г. (Ежегодный «доклад). Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1998. — 94 с
  153. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей /Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Российское пед. агентство, 1998. 102 с.
  154. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  155. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. — 165 с.
  156. A.JI. Становление и развитие среднего специального образования в России // Автеф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 24 с.
  157. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.
  158. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.740 с.
  159. Содержание и организация учебно-исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа: Метод, пособие для ст-тов пед. колледжа / Под ред. О. В. Гайнановой. Екатеринбург: Изд-во ГОУ «Учебная книга», 2001.- 75 с.
  160. Создание условий для развития качества образования (по материалам областных педагогических чтений 25−26 октября 1994 года) / Отв. за вып. С. С. Быкова. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995.-261 с.
  161. С.М. История России с древнейших времен: В 15 кн. М.: Наука, 1993. Кн.1. — 774 с.
  162. Состояние и основные тенденции развития системы образования в2000 году. М.: Изд-во МО РФ, 2001. — 181 с. i
  163. Состояние системы образования Свердловской области в 2000 году (Ежегодный доклад) / Под ред. Е. В. Карамкна. Екатеринбург: Изд-во Мин-ва образования Свердл. обл., 2001. — 44 с. '
  164. Среднее профессиональное образование на рубеже веков (Доклад о состоянии развитии среднего профессионального образования). М.: Изд-во1. МОРФ, 1999.-80 с. г1. Г»
  165. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Республика, 1991.-351 с.
  166. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 276 с.
  167. Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования. М.: Издат. центр Академии профессионального образования, 2001.-44 с.
  168. Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 15−24.
  169. Е.В. Профессионально-педагогические кадры России. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 83 с.
  170. П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). М.: Новая школа, 1995. — 260 с.
  171. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  172. Н.Н. Теория и практика обучения учащихся решениюзадач: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 239 с.1
  173. С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 3−10.
  174. Управление качеством образования: Практико-ориентированнаяiмонография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. — 448 с. 1
  175. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  176. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: Екатеринбург, 1998. — 624 с.
  177. В.А. Качество профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 1999. — № 2 (2). — С. 189−198.
  178. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  179. Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  180. Н.К. Основные позиции интегративно-целевого подхода // Образование и наука. 1999. — № 2 (2). — С. 124−142.
  181. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.-57 с.
  182. В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Логос, 1993.-181 с.
  183. И.П. Проблемы совершенствования управления образовательным процессом в современном педагогическом вузе Н Преподаватель. -2000.-№ 4.-С. 23−25.
  184. С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. Т.4 М.: Просвещение, 1972.-328 с.
  185. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Вла-дос, 1995.-544 с.
  186. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1999.-304 с.
  187. Шиян J1.K. Управление педагогическими системами: Учеб. пособие.-Рязань: Изд-во РГПК, 1998.- 181 с.-202. Школа диалога культур / Под ред. В. С. Библера. Кемерово: Аллегро, 1993.-234 с.» '
  188. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1998. — 560 с.
  189. Л.В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления // Преподаватель. 2000. — № 4. — С. 19−25.
  190. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  191. Die deutsche Schule. Beiheft., Inter Nationes. — 1982.
  192. Strittmatter. A. Lehrerbild LehrerbiIdling. Beitrage zur Fachtagung an der Uni Munster. 1996. — S. 16−25.
Заполнить форму текущей работой