Совершенствование методов и средств диагностирования топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей
Научная новизна работы заключается в разработанной модели функционирования и комплексной методики диагностирования ТА по допусковым отклонениямобосновании целесообразности использования оценочных параметров, полученных из зависимостей давления топлива от угла поворота кулачкового вала в линиях низкого и высокого давления, для гарантированного распознавания 15 основных неисправностей… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Эксплуатационные показатели топливной аппаратуры
- 1. 2. Структурные и диагностические параметры топливной аппаратуры
- 1. 3. Методы и средства диагностирования топливной аппаратуры
- 1. 4. Цель и задачи исследования
- 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
- 2. 1. Информационная модель функционирования топливной аппаратуры
- 2. 2. Выбор структурных параметров и показателей качества работы топливной аппаратуры и их допусковых отклонений
- 2. 3. Выбор диагностических параметров работы топливной аппаратуры
- 2. 4. Разработка алгоритма распознавания неисправностей
- 2. 5. Результаты расчетно-теоретических исследований
- 2. 5. 1. Идентификация математической модели
- 2. 5. 2. Расчетное определение полей допусков диагностических параметров и формирование таблиц неисправностей
- 3. 2. Измерительное оборудование, аппаратура и датчики
- 3. 3. Обработка экспериментальных данных, оценка погрешностей измерений
- 4. 1. Применение микропроцессорных средств в системах диагностирования топливоподающей аппаратуры
- 4. 2. Информационно-измерительный диагностический комплекс и выбор его элементов
- 4. 3. Технология диагностирования
- 5. 1. Экспериментальная проверка значимости диагностических параметров
- 5. 2. Корректирование таблиц неисправностей топливной аппаратуры
- 5. 3. Производственные исследования эксплуатационных показателей топливоподающих систем зарубежных сельскохозяйственных дизелей с использованием информационно-измерительного диагностического комплекса
Совершенствование методов и средств диагностирования топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим направлением повышения эффективности машинно-тракторного агрегата является улучшение технико-экономических показателей его двигателя. Наиболее эффективно эта задача может решаться путем совершенствования конструкции, ремонта и технического обслуживания системы топливоподачи. Объясняется это тем, что качество работы топливной аппаратуры в значительной степени определяет рабочий процесс дизеля и, как следствие, его технико-экономические и экологические показатели.
Существенное ухудшение мощностных и топливно-экономических показателей дизелей объясняется, в первую очередь, изменением технического состояния элементов топливоподающих систем и параметров топливоподачи и в меньшей степени зависит от износа двигателя.
Эксплуатационные показатели топливной аппаратуры определяются стабильностью ее конструктивно-регулировочных параметров и параметров процесса топливоподачи, в частности, равномерностью цикловой подачи и угла опережения впрыскивания, идентичностью продолжительности впрыскивания и закона подачи, характеристик давлений впрыскивания и др.
На качество работы ТА влияют различные эксплуатационные факторы: характер и объем выполняемых работ, почвенно-климатические условия работы машины, эксплуатационные показатели топлив, принятая система технического обслуживания и ремонта, качество и наличие нормативно-технической документации и технических средств обслуживания машин, качество выполнения правил эксплуатации и ТО машин.
К настоящему времени созданы определенные научная и техническая основы оценки качества работы топливной аппаратуры и обеспечения ее надежности в процессе эксплуатации. Однако существующие технологические процессы, методы и средства диагностирования не учитывают в достаточной мере особенностей функционирования ТПС. Не в полной мере используется оценка и контроль по допусковым значениям ее параметров. Допусковые значения не всех даже контролируемых параметров научно обоснованы в плане равновесного влияния на характеристики ТПС и дизеля. Практически не используются возможности математического моделирования для получения детерминированных функциональных связей между структурными параметрами, параметрами технологической неустойчивости, параметрами работы ТПА и диагностическими параметрами. В итоге это сказывается в ухудшении качества работы ТА, неполном использовании заложенного в конструкции ресурса или преждевременном отказе, все это приводит к мысле о необходимости предупредительных мероприятий, которые решаются с помощью диагностирования.
Весьма актуальным является повышение эффективности диагностирования за счет обеспечения высокой точности, быстродействия и низкой трудоемкости диагностирования ТА. Решение этой проблемы связано с разработкой автоматизированных информационно-измерительных устройств и комплексов на основе применения микропроцессорных средств и систем, обладающих возможностью одновременного диагностирования множества конструктивно-регулировочных параметров ТА и ТП.
Анализ систем и устройств диагностирования ТА показывает, что на сегодня практически не разработаны основы проектирования таких систем, их соответствующего программного обеспечения. В России не производятся портативные информационно-измерительные системы для диагностирования ТА, обладающие возможностью одновременного диагностирования большинства конструктивно-регулировочных параметров ТА. Между тем в таких устройствах нуждаются специализированные предприятия по техническому сервису ТА.
Таким образом, актуальность диагностики ТПА диктуется высокими вредными выбросами с ОГ, обусловленными низким уровнем технического состояния дизелей, а порой и завышенными отклонениями при их производстве. Другой предпосылкой для безразборного контроля состояния ТПА является значительная частота ее отказов от общих по дизелю, а дизеля по транспортному средству (18.30%). Регламентное диагностирование позволит более оперативно реагировать на снижение мощностных показателей дизеля, снизить расход топлива и токсичность ОГ, снизить затраты на дорогостоящий ремонт за счет точного определения элемента ТПС вышедшего из строя или работающего не в допуске.
Проведенный анализ показывает, что улучшение эксплуатационных показателей топливной аппаратуры сельскохозяйственных дизелей путем научного обоснования технологических процессов, методов и средств диагностирования представляет актуальную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение.
Научная новизна работы заключается в разработанной модели функционирования и комплексной методики диагностирования ТА по допусковым отклонениямобосновании целесообразности использования оценочных параметров, полученных из зависимостей давления топлива от угла поворота кулачкового вала в линиях низкого и высокого давления, для гарантированного распознавания 15 основных неисправностей топливоподающих систем непосредственного действияразработанной технологии диагностирования ТПС автотракторных и комбайновых дизелей с использованием предложенного информационно-измерительного диагностического комплекса.
Практическую ценность диссертации представляют: разработанный информационно-измерительный диагностический комплекс для диагностирования топливной аппаратуры автотракторных дизелейразработанные и усовершенствованные современные средства диагностирования и экспериментального исследования процессов топливоподачи с регистрацией и автоматизированной обработкой данных с применением ЭВМалгоритмы, базы данных и пакеты прикладных программ, позволяющие обеспечить автоматизацию процессов определения параметров топливоподачи и диагностирования.
На защиту выносятся следующие результаты: разработанная модель функционирования и комплексная методика диагностирования ТА по допусковым отклонениямразработанный информационно-измерительный диагностический комплекс для диагностирования топливной аппаратуры автотракторных дизелейразработанные технологии диагностирования ТПС автотракторных и комбайновых дизелей с использованием предложенного информационно-измерительного диагностического комплекса.
Результаты исследований внедрены в ГУСП «Башкирская МТС», ОАО «Зирганская МТС», ГУСП «Башсельхозтехника», ЗАО «Башдизельпрецизион».
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. На основе комплексного исследования факторов, определяющих качество работы топливной аппаратуры, предложена модель функционирования ТА и разработана комплексная методика диагностирования ТА, реализующая автоматизацию диагноза.
2. Обоснована целесообразность использования в качестве диагностических 14 параметров, полученных из зависимостей давления топлива в линиях низкого и высокого давления от угла поворота кулачкового вала для распознавания 15 основных неисправностей топливоподающих систем непосредственного действия автотракторных и комбайновых дизелей.
3. Установленные математическим моделированием функциональные связи структурных параметров на различных режимах работы ТА от диагностических позволяют определить значимость диагностических параметров и их конкретные величины для составления баз данных и алгоритмов диагностирования топливной аппаратуры автотракторных и комбайновых дизелей.
4. На основе предложенных принципов функционирования и проектирования автоматизированных информационно-измерительных систем с применением микропроцессорных средств и элементов разработаны переносной и стационарный диагностические комплексы для оценки и контроля качества работы ТА, которые существенно повышают эффективность работ по диагностированию, ТО и регулировке ТА как в полевых, так и в условиях СТО.
Современная элементная база ИИДК позволяет непосредственно в процессе испытаний использовать математический аппарат для оценки допусковых отклонений диагностических параметров и оперировать с электронными базами данных.
5. Предложены алгоритмы, пакеты прикладных программ и составлены базы данных, позволяющие обеспечить автоматизацию процессов определения параметров топливоподачи и диагностирования топливной аппаратуры.
6. Разработанная технология диагностирования с использованием предложенного ИИДК обеспечивает снижение трудоемкости диагностирования. Так, полный цикл процесса диагностирования ТА дизеля Д-243 занимает не более 30 минутпроизводительность труда мастеров-наладчиков ТА при проведении регулировочно-настроечных работ ТНВД повышается в 1,5.2 раза.
7. Качественный ремонт и ТО ТА зарубежных дизелей применяемых на сельскохозяйственных тракторах и комбайнах, не обеспечивается в традиционных условиях отечественной ремонтно-обслуживающей базы АПК. Наиболее эффективным является введение сервисного обслуживания ТА. Сервисное обслуживание ТА парка из 99 комбайнов СА8Е2366 в МТС «Зирганская МТС» с применением разработанных методов и средств, привело к исключению сложных отказов ТА, при этом годовой экономический эффект составил 183 тыс. руб.
Список литературы
- Аллилуев В.А., Ананьин А. Д., Михлин В. М. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: Агропромиздат, 1991, — 367с.
- Аллилуев В.А., Мухин В. В. Диагностирование топливной аппаратуры дизеля магнитноэлектрическим методом.-«Двигателестроен ие», 1981, N 9, с.24−25.
- Аляпышев В.Г. Классификация стендов, применяемых для создания, производства и эксплуатации топливной аппаратуры дизелей /Труды ЦНИТА, Л., 1983, вып.82.
- Аляпышев В.Г., Белан A.A., Бородаев Б. И., Смоловский Л. И. Обоснование критериев стабильности работы многосекционных топливных насосов /Труды ЦНИТА. Л., 1986. -с. 198−203.
- Аляпышев В.Г., Лопатухин Д. Р. О совершенствовании процесса регулировки ТНВД./ Труды ЦНИТА, вып.83. 1984, -с.81−89.
- Антипов В.В. Износ прецизионных деталей и нарушение характеристики топливной аппаратуры дизелей. М.: Машиностроение, 1972,-177с.
- Алексеев А.И. Экономическая эффективность повышения надежности топливной аппаратуры дизелей. Труды НПО ЦНИТА.-Л., 1989.-е. 136−143.
- Астахов И.В. Теоретический критерий анализа стабильности работы и выбора параметров топливной системы дизеля /Двигателестроение, 1982, № 7. -с.23−25.
- Астахов И.В., Голубков Л. Н., Трусов В. И., Хачиян A.C., Рябикин Л. Топливные системы и экономичность дизелей. М.: Машиностроение, 1990. -288с.
- Ю.Астахов И. В., Хачаян A.C., Голубков Л. Н., Трусов В. И. Подача и распыливание топлива в дизелях, — М.: Машиностроение, 1972.-367 с.
- A.c. 1 768 792 СССР. МКИ F02 М65/00. Устройство для измерения цикловой подачи топлива. Баширов P.M., Габитов И. И. Башкирский СХИ, Заявлено 28.08.1990- Опубл. 15.10.1992. Бюл. № 38
- Анализ технического уровня ДВС, вып.26 / Под ред. Давтяна Р.И.-М.?Информцентр- НИИД, 1998.- 115 с.
- Анализ технического уровня ДВС, вып.29 / Под ред. Давтяна Р.И.-М. ¡-Информцентр- НИИД, 1999, — 121 с.
- Н.Антипин В. В. Износ прецизионных деталей и нарушение характеристики топливной аппаратуры дизелей, — М.: Машиностроение, 1972.-176 с.
- Багиров Д.Д., Шелохнев А. Р., Повышение стабильности показателей качества изделий в условиях массового производства /Стандарт и качество, 1990, N 112. -с.59−60
- Барковский А.И., Баранов В. А. Результаты эксплуатационных испытаний топливной аппаратуры дизелей Д-37М. /Труды Воронежского СХИ, Воронеж: 1972, т.53. с.192−195.
- Бахтияров Н.И., Белявцев А.В и др. Топливная аппаратура тракторных и комбайновых двигателей,-М.: Колос, 1980.- 160 с.
- Бахтияров Н.И., Логинов В. Е., Лихачев И. И. Повышение надежности работы прецизионных пар топливной аппаратуры дизелей. М.: Машиностроение, 1972.-200с.
- Баширов P.M. Скоростные характеристики топливоподающих систем тракторных дизелей. Ульяновск, Ульяновский СХИ., 1976. -92с.
- Баширов P.M. Основные показатели работы топливных систем автотракторных дизелей. Ульяновск, Ульяновский СХИ., 1978, -85с.
- Баширов P.M., Габдрафиков Ф. З. Стабилизация процесса топливоподачи в дизелях /Тракторы и сельхозмашины, 1989, № 10. с.20−22.
- Баширов P.M., Кислов В. Г., Павлов В. А., Попов В. Л. Надежность топливной аппаратуры тракторных и комбайновых дизелей. М.: Машиностроение, 1987. 184с.
- Баширов P.M., Габитов И. И. Исследование неравномерности подачи топлива Тракторы и СХМ. 1992. — № 3. — с. 15−17.
- Баширов P.M. Топливные системы автотракторных и комбайновых дизелей, конструктивные особенности и показатели работы.-Уфа, изд-во БГАУ, 2 001 156 с.
- Белявцев A.B., Процеров A.C. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. М.: Росагропромиздат, 1988. 223с.
- Блохин Л.С., Калужин С. А., Мохов P.M. Форсунка-калибр для регулирования топливных насосов автотракторных дизелей /Сборник научных трудов ЦНИТА «Конструирование и производство топливной аппаратуры автотракторных двигателей». Л., 1989. с.234−241.
- Бойко Ю.Ф., Хованских A.M., Фаворов В. И. дальнейшие направления совершенствования системы технического обслуживания тракторных дизелей. Труды НПО ЦНИТА.-Л., 1989.-C.122−127
- Безбородов В.В.,.Воробьев В. И., Батманова И. А. Средняя наработка топливных насосов УТН-5А до их замены в реальных условиях эксплуатации. Труды ЦНИТА, 1990.- с.138−143.
- Борисов В.Н. Влияние топливоподающей аппаратуры дизеля Д-21А1 на показатели внешней характеристики /Сборник научных трудов ЦНИТА, Л., 1989. с.127−131.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. -М.: Наука, 1969.- 572 с.
- Вихерт М.М., Мазинг М. В. Топливная аппаратура автомобильных двигателей: конструкции и параметры. М.: Машиностроение, 1976.- 176 с.
- Власов П.А. Особенности эксплуатации дизельной топливной аппаратуры. М.: Агропромиздат, 1987. 127с.
- Габитов И.И. Обеспечение надежности топливной аппаратуры дизелей сельскохозяйственного назначения в процессе ее эксплуатации.-С.-Петербург: Изд-во СПбГАУ, 2000. с. 317, илл. 170, табл. 38.
- Габитов И.И. Особенности эксплуатации и ремонта топливной аппаратуры зарубежных дизелей сельскохозяйственного назначения.// Механизация и электрификация сельского хозяйства 2000 — № 12. — с.13−14.
- Габитов И.И. Оценка неравномерности подачи топливных систем тракторных дизелей.- Дисс. канд. техн. наук.- Уфа, 1993.- 175.
- Газарян A.A. Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт, 1989.-255 е., ил., табл.
- Го ловчу к А. Ф. Исследование регуляторов скорости автотракторных и комбайновых дизелей // Двигателестроение. 1984. — N 8. -с.27−29.
- Голубков И.Г., Кухаренок Г. М., Пинский Д. М. Выбор суммарного эффективного сечения распыливающих отверстий форсунок с определением допустимых отклонений. /Сборник научных трудов ЦНИТА. Л., 1990. -с. 162 173.
- Голубков Л.Н., Корнилов Г. С., Перепелин А. П. Результаты исследования распылителей форсунок с повышенной стабильность параметров. /Сборник научных трудов МАДИ. М., 1986. с.77−83.
- Голубков Л.Н., Севастенко A.A., Эммиль М. В. Топливные насосы высокого давления распределительного типа. -М.: Легион-Автодата, 2000.-176с.
- Гольверк A.A. Влияние переменной нагрузки на топливную экономичность тракторных двигателей. /Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1985, № 8. с. 18−20.
- Горбаневский В.Е., Ващенко А. Н. Изнашивание стальных прецизионных пар трения в низкомолекулярных жидкостях// Проблемы трения и изнашиваемости: Республ.межвед. научно-техн.сборник.-Вып.32. Киев: 1987.-с.38−43.
- Горбаневский В.Е., Горбач Р. Н. Оборудование для испытания топливной аппаратуры дизелей. М.: Машиностроение, 1981. 198 с.
- Грехов Л.В., Светлов В. А., Сячинов A.B., др. Автоматизированный комплекс для исследования и диагностирования топливных систем дизельных двигателей Рабочие процессы дизелей. Учебное пособие.-Барнаул: АлтГТУ. 1995. -с.154−160
- Грехов Л.В. Научные основы разработки систем топливоподачи в цилиндры двигателей внутреннего сгорания: Автореферат дисс. докт. техн. наук. М., 1999.-32 с.
- Гусаков C.B., Патрахальцев H.H. Выбор программы регулирования угла опережения впрыска, оптимизированной по экономичности и токсичности отработавших газов / Сб. Исследование двигателей и машин. М.: Изд-во УДН им. П.Лумумбы, 1980. — с. 18−21.
- Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей / С. И. Ефимов, Н. А. Ивагценко, В. И. Ивин и др. Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1985. — 456с.
- Долженков А.Т., Приешкин В. П. Исследование долговечности топливного насоса распределительного типа НД./ Конструирование, исследование и эксплуатация топливоподающих систем автотракторных дизелей//Сб.научн.тр. -Ульяновск. -1976, — с. 159−164.
- Дизельная топливная аппаратура/ Горбаневский В. Е, Кислов В. Г., Баширов P.M., Марков В. А. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.-140с.
- Дизельные и газовые двигатели. Каталог. С.-Петербург, ЦНИДИ, 2000.-227с.
- Демочка О.И., Ложкин В. Н. Заводчиков В.М Об оценке цикловой подачи топлива по составу отработавших газов. Л.: ЦНИТА, 1984, вып.83.-с.81−89.
- Данилов В.И., Машкин А. Л. Подборка стендовой форсунки для регулирования топливовпрыскивающих насосов . /Труды ГОСНИТИ, М.: 1990.-Т.90, с.88−101
- Диагностика автотракторных дизелей./ Ждановский Н. С., Аллилуев В. А, НиколаенкоА.В., Улитовский Б. А. Под ред. Ждановского Н. С., Л.: Колос, 1977.-264с.
- Ермолов Л.С., Кряжков В. М., Черкун В. Е. Основы надежности сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1982. -271 с.
- Ждановский Н.С., Николаенко A.B., Аляпышев В. Г., Пикапов Н. В. Исследование влияния некоторых конструктивно-технологических мероприятий на надежность форсунок дизелей ускоренным методом. /Труды ЦНИТА, вып. 68. Л., 1976. -с.49−52.
- Ждановский Н.С., Николаенко A.B., Шкрабак B.C., Соминич A.B. и др. Режимы работы двигателей энергонасыщенных тракторов. Л.: Машиностроение, 1981. 240 с.
- Ждановский Н.С., Николаенко A.B. Надежность и долговечность автотракторных двигателей.- М.: «Колос», 1974.- 224 с.
- Ждановский Н.С., Улитовский Б. А., Аллилуев В. А. Диагностика дизелей автотракторного типа. Л.: Колос, 1970. 191с.
- Желтухин Ю.Н., Исаков Ю. О. Устройство для измерения цикловой подачи топливных насосов высокого давления в условиях производства. /Труды ЦНИТА, 1985, вып.86. с.225−230.
- Желтухин Ю.П., Лопатухин Д. Р. Пресняков A.B. Разработка автоматизированных средств для исследований и испытаний топливной аппаратуры как основы для создания САИ и АСЧТП. /Труды ЦНИТА, 1985, вып.85−86. -с. 174−179.
- Загорских Б.П., Хатько В. В. Ремонт, регулирование топливной аппаратуры автотракторных двигателей. М.: Россельхозиздат, 1986.- 140с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
- Катковник В.Я., Лопатухин Д. Р. Теоретическое исследование действующего метода регулировки топливных насосов высокого давления. /Сборник научных трудов ЦНИТА. Л., 1986. -с.204−210.
- Кислов В.Г., Кошман Э. И., Попов В. Я., Исаев А. И., Бахтияров Н. И. и др. Конструирование и производство топливной аппаратуры тракторных дизелей. М.: Машиностроение, 1972. -302с.
- Кислов В.Г., Баширов P.M., Попов В .Я. Топливные насосы распределительного типа. М.: Машиностроение, 1975. — 176 с.
- Коровин А.И. Прибор для общего диагностирования топливной аппаратуры дизельных двигателей.-Сборник начн. трудов Челябинского политех, ин-та, 1979. N 233, с.26−30.
- Костин А.К., Пугачев Б. П., Кочиев Ю. Ю. Работа дизелей в условиях эксплуатации. Д.: Машиностроение, 1981. -284с.
- Каипов А.Н. Влияние неравномерности тягового сопротивления плугов на показатели работы гусеничного трактора./ Тракторы и СХМ, 1971, № 7. -с.15−17.
- Костецкий Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. -Киев: Техника, 1970.-396с.
- Костецкий Б.И. Фундаментальные закономерности трения и износа. -Киев: Знание, 1981.-30с.
- Кривенко П.М., Федосов И. М. Дизельная топливная аппаратура. М.: Колос, 1970.-536с.
- Кривенко П.М., Федосов И. М. Ремонт и техническое обслуживание системы питания автотракторного двигателя. М.: Колос, 1980. 288с.
- Кротон Б.В., Пожаров М. А. Влияние степени неравномерности подачи топлива по сопловым отверстиям форсунок с многодырчатыми распылителями на мощностные и экономические параметры дизеля Д-37М. /Труды ЦНИТА, вып.30, 1966. -с.36−42.
- Крутов В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1989. — 416 с.
- Крутов В.И., Горбаневский В. Е., Кислов В. Т. Топливная аппаратура автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1985. 208с.
- Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учеб. Пособие/ Владим.гос.ун-т. Владимир. 2000.-256с.
- Кутовой Г. А. Впрыск топлива в дизелях. М.: Машиностроение, 1981. 118с.
- Коффон Дж., Лонг В. Расширение микропроцессорных систем. -М.: Машиностроение, 1987.-318с.
- Кулешов A.C., Грехов Л. В. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация топливоподачи и рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания. М.: МГТУ, 2000. — 64 с.
- Левин М.И. Современное состояние. Проблемы дизельной автоматики в зарубежной практике и отечественный опыт. // Двигателестроение. 1999.-№ 4. -с.28−31., 2000.-№ 1 -с. 17−20.
- Левин М.И., Островский Э. С., Леснер Е. Ю. Микропроцессорная система управления углом опережения впрыскивания топлива. Статика // Двигателестроение. 1988. — N 6. — с.16−18,24.
- Леонов О.Б., Федотов И. В., Арапов В. В., Миронова B.C. Анализ особенностей и направление совершенствования работы топливной аппаратуры дизелей на режимах холодного пуска. /Известия вузов. М.: Машиностроение, 1990, № 2. с.73−76.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Агропромиздат, 1994. 224с.
- Ленин И.М., Малашкин О. М., Самоль Г. И., Костров A.B. Системы топливоподачи автомобильных и тракторных двигателей. М., «Машиностроение», 1976.
- Льнянной В.Б., Макшанов A.B., Волков Ю. В. Виброакустическое диагностирование двигателей внутреннего сгорания. //Двигатели внутреннего сгорания двадцать первого века Материалы научно-техн.конф. С-Петербург., СПГМТУ, 2000.-С.45−46.
- Ложкин В.Н., Хесина A.C., Салова Т. Ю. Об оптимизации регулировочных параметров топливной аппаратуры дизеля Д-240 с целью уменьшения выхода бензапирена с отработавшими газами. /Труды ЦНИТА. Л., 1989. -с.260−269.
- Лышевский A.C. Системы питания дизелей. М.: Машиностроение, 1981. -216с.
- Мазинг М.В. Законы управления топливоподачей // Автомобильная промышленность. 1994. — N 9.- с.7−9.
- Марков В.А., Баширов P.M., Габитов И. И., Кислов В. Г. Токсичность отработавших газов дизелей, -Уфа, Издательство БГАУ, -2000.- 144 с.
- Марков В.А., Кислов В. Г., Хватов В. А. Характеристики топливоподачи транспортных дизелей. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1997. — 160 с.
- Марков В.А. Определение оптимальных законов управления углом опережения впрыскивания топлива для транспортных дизелей // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1994. — N 4−6. — с.65−71.
- Марков В.А. Повышение экономичности транспортных дизелей путем управления процессом впрыскивания топлива // Вестник МГТУ. Машиностроение. 1994. — N 3. — с.58−66.
- Марков В.А., Шатров В. И. Характеристики топливоподачи, топливная экономичность и вредные выбросы дизелей // Автомобильная промышленность. 1998. — N 4. — с. 13−16.
- Марков В.А., Павлов В. А., Шатров В. И. Разработка топливного насоса высокого давления с регулированием угла опережения впрыскивания топлива для дизелей транспортного назначения // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1994. — N 10−12. — с.69−76.
- Машкин А.Л., Фельдман Л. Б., Фиров Х. Х. К вопросу о селективном комплектовании элементов нагнетательного тракта рядной топливной аппаратуры автотракторных дизелей, выпускаемых из ремонта. /Труды ГОСНИТИ, т.68. М., 1983. -с.129−141.
- Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники .-М.: Колос, 1984.-335с.
- Мошечников H.A., Френкель А. И. Обобщенные зависимости влияния регулировок дизеля на его токсичность и экономические показатели. /Автомобильная промышленность, 1974, № 11 .-с. 17−20.
- Неговора A.B., Оценка влияния межцикловой неравномерности топливоподачи на технико-экономические показатели одноцилиндрового дизеля.- Дисс. канд. техн. наук, — Санкт-Петербург, 1997.- 167 с.
- Николаенко A.B., Хватов В. Н. Расчет и экспериментальная оценка надежности автотракторных дизелей. Д.: Агропромиздат. Ленингр. отд-ние, 1985.-136с
- Николаенко A.B. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1992. 414 с.
- Николаенко A.B. Улучшение топливно-энергетических и экологических показателей автотракторных двигателей. Л.: ЛСХИ, 1990.-46с.
- Николаенко A.B., Подольский Л. Я., Хватов В. Н. и др. Количественная оценка потерь топлива из-за неоптимальности регулировок топливной аппаратуры дизеля. /Труды ЛСХИ. Л., 1981, т.411.-е.3−9.
- Николаенко A.B., Хватов В. Н. Методика определения допустимых отклонений регулировочных параметров топливной аппаратуры по экономическому критерию. /Труды ЛСХИ, т.300 1987.C.8−12.
- Николаенко A.B., Хватов В. Н. Повышение эффективности дизелей в сельском хозяйстве. Л.: Агропромиздат, 1986. 191 с.
- Нормы расхода материалов на капитальный ремонт топливных насосов и форсунок двигателей сельскохозяйственных машин. Под ред., Поздняк Г. М.: ГОСНИТИ, 1976.
- Патент № 2 059 870, F02 М65/00. Устройство для измерения цикловой подачи топлива. Баширов P.M., Габитов И. И., НеговораА.В., Ахметов С. Р Уфа: БСХИ.- Заявлено 10.08.93 Опубликовано 10.05.96. Бюл. № 13, 1996
- Патент 2 116 497 F 02 М 65/00. Устройство для измерения цикловой подачи топлива. Баширов P.M., Габитов И. И., Неговора A.B. Уфа: БГАУ.- Заявлено 21.05.96, Опубликовано 27.07.98 .- Бюл. № 21
- Подача и распыливание в дизелях. Астахов И. В., Трусов В. И., Хачиян A.C. и др. Под ред. Астахова И. В М.: Машиностроение, 1979. — 359с.
- Поляков М.Л., Трембовлер М. Е. Обеспечение стабильности регулировки топливных насосов тракторных дизелей по подаче топлива. /Труды ЦНИТА, 1985, вып.26.- с. 16−23.
- Рекомендации по технической подготовке производства и повышению качества ремонта дизельной топливной аппаратуры. М.: ГОСНИТИ, 1986. -53с.
- Ремонт дизелей сельскохозяйственного назначения. Кривенко П. М., Федосов И. М. Аверьянов В.И. М.: Агропромиздат, 1990. 271 с.
- Романов С.А., Демочка О. И., Ложкин В. Н., Коллеров E.H. Формирование впрыскивания топлива эффективный путь улучшения показателей экономичности и токсичности дизелей. /Сборник научных трудов ЦНИТА, вып.85, Л., 1985.-c.5-ll.
- Русинов Р.В., Герасимов И. М., СеменовА.Г. и др. О надежности работы распылителей//Двигателестроение.2000, № 3, с. 16−17.
- Руководство по испытанию и регулировке топливной аппаратуры тракторных, комбайновых и автомобильных дизелей. М.: ГОСНИТИ, 1990. -С.186.
- Свиридов Ю.Б., Малявинский П. В., Вихерт М. М. Топливо и топливоподача автотракторных дизелей. Л.: Машиностроение, 1979. 248с.
- Смоловский Л. И. Аляпышев В.Г. Определение подвижности иглы форсунки на дизеле путем измерения ее вибрации. / Труды ЦНИТА, 1980, т.75.-с34−39.
- Селиванов А.И., Артемьев Ю. Н. Теоретические основы ремонта и надежности сельскохозяйственной техники. -М.: Колос, 1978.-248с.
- Техническая диагностика тракторов и зерноуборочных комбайнов / Аллилуев В. А., Ждановский Н. С. и др. Под ред. Михлина В. М. -М.: Колос, 1978.-287С.
- Теория двигателей внутреннего сгорания / Дьяченко Н. Х., Костин А. К., Пугачев Б. П., и др. Под ред. Дьяченко Н. Х., JI.: Машиностроение, 1974. -552с.
- Техническое описание и инструкции по эксплуатации ТНВД ОАО «НЗТА».
- Технология контроля и восстановления экологических показателей дизелей в условиях эксплуатации.-М.: ГОСНИТИ, 1994.-88с.
- Техническое описание и инструкции по эксплуатации ТО Ногинск.
- Топливная аппаратура тракторных и комбайновых дизелей: Справочник. Кислов В. Г., Павлов В. А., Трусов А. П. и др.- М.: Машиностроение, 1981.208 с.
- Толстов А.И. Индикаторный период запаздывания воспламенением от сжатия. /В сб. Исследование рабочего процесса и подачи топлива в быстроходных дизелях. М.: Машгиз. с.5−55.
- Толшин В.И., Трусов В. И., Девянин С. Н. Работа форсунок транспортных дизелей на режиме пуска. /Двигателестроение, 1984,№ 10.'-с.50−52.
- Толшин В.И. Форсированные дизели: переходные режимы, регулирование. М.: Машиностроение, 1993. — 199 с.
- Тузов JI.B. Методы технической диагностики дизелей 12ЧН18/20 //Двигатели внутреннего сгорания двадцать первого века Материалы научно-техн.конф. С-Петербург., СПГМТУ, 2000.-С.46−47.
- Токсичность отработавших газов дизелей / В. А. Марков, Р. М. Баширов, И. И. Габитов, Кислов В. Г. Уфа: Изд-во БГАУ, 2000. — 144 с.
- Трусов В.И., Дмитриенко В. И., Маслянный Г. Д. Форсунки автотракторных дизелей. М., 1977. 163с.
- Фаворов В.И., Рожнов А. Ф., Кремнев Ю. К., Хованских A.M. Пути повышения приспособленности тракторных двигателей к техническому обслуживанию.// Труды НПО ЦНИТА.-Л., 1986.-е. 137−145.
- Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Л.: Машиностроение, 1990. С. 352.
- Файнлейб Б. Н, Волков В. И. Управление остаточным давлением дополнительное средство оптимизации углов опережения впрыскивания топлива без применения автоматических муфт./ Труды ЦНИТА, 1980, вып.76. с.8−13.
- Файнлейб Б.Н. Оценка возможностей дизельной топливной аппаратуры повышать давление впрыскивания топлива // Двигателестроение. 1989. — N 3. -с.12−16.
- Файнлейб Б.Н., Гинзбург A.M., Волков В. И. Оптимизация угла начала впрыска в дизелях. /Двигателестроение, 1981, № 2. -с. 16−18.
- Фельдман Л.Б., Машкин А. Д., Куликов В. П., Петрушов В. А. Обкатка топливных насосов автотракторных и комбайновых дизелей /Труды ГОСНИТИ, М.: т.90, 1990.-С.88−101.
- Фельдман Л.Б., Машкин A.JL, Куликов В. П., Петрушов В. А., Покровский. Ремонт многоструйных распылителей форсунок автотракторных дизелей /Труды ГОСНИТИ, М.: т.90, 1990.-C.25−30.
- Фомин Ю.Я., Никонов Г. В., Ивановский В. Т. Топливная аппаратура дизелей. М.: Машиностроение, 1982. 168с.
- Улитский Б.А., Карпов Л. И. Техническая диагностика тракторных дизелей. Издательство «Колос», 1970.
- Черепанов С.С. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1978. -287с.
- Черноиванов В.И., Халфин М. А. Качество и надежность техники в сфере ее производства и эксплуатации / Тракторы и СХМ, 2000, № 11 с.41−43.
- Эрлих JI.A., Данилов В. К. Влияние технического состояния прецизионных деталей топливного насоса на подачу топлива и технико-экономические показатели дизелей ЯМЗ /Сборник научных трудов ЦНИТА, выпуск 84. Л., 1984.-С.