Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регионально-экономические диспропорции в Турции в контексте вступления в ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полные доклады готовятся и публикуются один раз в три года. Важные теоретико-методические проблемы, касающиеся региональной политики ЕС и стран-членов Союза, анализируются в рамках исследовательских проектов, которые осуществляются на подготовительных этапах разработки этих докладов. Например, при подготовке третьего такого доклада было проведено б фундаментальных исследований, в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ В ТУРЦИИ И СТРАНАХ ЕС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
    • 1. Регионально-экономическое деление Турции
    • 2. Оценка уровня территориально-экономических диспропорций в Турции" на основе турецкой статистики
    • 3. Основные подходы и результаты оценки уровня социально-экономических диспропорций развития регионов, применяемые в Евросоюзе
    • 4. Региональные диспропорции и проблемы «отстающих» регионов: сравнительный анализ ситуации в Турции и Евросоюзе (регионы NUTS 2)
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ТУРЦИИ ДО ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА КАНДИДАТА И ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
    • 1. Региональная экономическая политика в Турции до начала 2000-х годов
    • 2. Европейская региональная политика
    • 3. Программы предвступительной помощи для стран-кандидатов: региональное развитие
  • ГЛАВА 3. СДВИГИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ НА ПРЕДВСТУПИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ
    • 1. Укрепление организационно-законодательной базы
    • 2. Региональное развитие в предвступительных экономических программах и Планах национального развития Турции
    • 3. Программы и проекты, осуществляемые при поддержке ЕС
    • 4. Проекты трансграничного сотрудничества
    • 5. Политика создания «полюсов роста»

Регионально-экономические диспропорции в Турции в контексте вступления в ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Региональные пропорции воспроизводственного процесса являются одним из основополагающих элементов экономической модели любой страны, независимо от того, складываются ли эти пропорции стихийно, или в результате воздействия мер государственного регулирования. В настоящее время в большинстве стран мира, как развитых, так и развивающихся, сформировалась или формируется региональная экономическая политика. Более того, такая политика действует и на уровне крупного международного интеграционного объединения, каким является Европейский союз. Соответственно возрастает роль региональных исследований, ведущихся специалистами разных стран и экспертами международных организаций на основе различных дисциплинарных подходов и с различными целями1. Среди главных проблем современной региональной науки заметное место занимает поиск оптимальных размеров и структуры хозяйства региона или страны, а среди ее основных задач — обоснование стратегий регионального развития, определение оптимальных территориальных пропорций хозяйства стран и районов, выявление условий и определение механизмов выравнивания уровней регионального развития, обеспечение теоретической базы регионального планирования.

Новые реалии экономического роста в 1990 — 2000;е гг., в период глобализации, развития международной интеграции, системной трансформации экономики развитых стран потребовали переосмысления предмета и задач региональной экономики и политики. Так, немецкий исследователь П. Фран-кенфельд считает, что современную региональную экономику и политику.

1 Российский исследователь И. М. Бусыгина выделяет три дисциплинарных подхода к региональным исследованиям: политический, экономический, культурный. — Подробнее см.: Бусыгина Н. М. Политическая регио-налистика/И.М. БусыгинаМ.: МГИМО (У), 2006. — С. 10. следует рассматривать, прежде всего, как конкурентную политику и политику развития, а не как политику «восполнения пробелов» и «компенсации недостатков» регионов. Регион и региональная экономика, по его мнению, являются самостоятельными и конкурентными экономическими системами, которые должны развиваться на эндогенной основе2.

Подобный подход меняет взгляд на концептуальные основы и практическое приложение региональной политики — она рассматривается не столько как стратегия «помощи» слабым регионам, сколько с позиций создания условий для ускоренного развития регионов на самостоятельной основе.

Территориальная неравномерность и наличие серьезных диспропорций в развитии отдельных регионов является одной из острых социально-экономических проблем Турции, сказываясь на общем уровне и динамике развития страны, а зачастую приводя к усилению социально-политической напряженности в отсталых районах. Проблемы наиболее отсталых районов страны, как правило, существенно снижают, а иногда и просто сводят на нет результаты экономических реформ, сужают возможности реализации планов и программ развития страны.

Проблема неравномерности развития отдельных регионов приобретает для Турции дополнительную актуальность в связи с намерением страны войти в ЕС в качестве полноправного члена, поскольку политика социально-экономического выравнивания является одной из приоритетных в рамках процесса предвступительных преобразований и расширения ЕС. С расширением ЕС проблемы региональных диспропорций становятся все более острыми для всего Европейского сообщества. Это объясняется тем, что присоеди.

2 Франкенфельд П. Региональная политика Европейского союза и последствия расширения ЕС на восток (доклад, прочитанный 11.12 2000 г в Высшей школе г. Пфорцхайма, ФРГ) — [Электронный ресурс] — Электронные текстовые данные. — 2000 — Режим доступа: НКр'//уууу.ро1кекопот.ги/ес ро1/ргоЫет=-/т1еега7−1а/1 021 524 648 г! Г свободный нение в последние, годы большой группы стран, существенно уступающих «старым» членам ЕС по общему уровню социально-экономического развития и имеющих не просто более существенные территориально-экономические диспропорции, а диспропорции качественно иного уровня, привело к необходимости выделения больших средств из фондов Евросоюза, предназначенных для осуществления региональной политики ЕС и помощи странам-кандидатам.

Поэтому вполне закономерны требования если не полного разрешения' этих проблем (решить их окончательно, в принципе, невозможно), то, по крайней мере, их смягчения. А формирование комплексной региональной политики является одним из основных условий в рамках программ предвступи-тельной подготовки стран-кандидатов, в том числе и Турции.

Характер и глубина диспропорций регионального развития в Турции вызывают в Евросоюзе опасения относительно того, что в случае реализации полного членства Турции в ЕС она будет претендовать на значительную часть фондов, используемых для «подтягивания» наименее развитых стран и регионов стран, уже являющихся членами ЕС, — Южной Италии, Шотландии, Ирландии, Греции, Испании и Португалии, а также вновь принятых стран Южной и Восточной Европы. Как отметил глава департамента политических исследований университета Миссури, профессор Б. Ещильада, «ЕС считает Турцию слишком дорогим членом, проблемы которого он не сможет переварить"3.

Названные обстоятельства предопределили выбор темы исследования, его цели и задачи. Актуальность работы состоит в том, что исследование и оценка уровня регионально-экономических диспропорций в Турции и воз.

3 Цит. по: Кунаков В. В, Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции/В В. Кунаков — М.- Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999.— С. 50−52 можностей его снижения благодаря формированию и реализации комплексной региональной политики позволят уточнить прогнозы относительно возможности вступления. Турции в ЕС. Однако даже при сценарии-пролонгации процесса подготовки страны к присоединению к ЕС (т.е., если Турция в обозримом будущем не станет членом европейской интеграционной группировки) проблемы региональных диспропорций для Турции не станут менее* актуальными. В стране при поддержке ЕС активно формируется организационно-законодательная и методическая база региональной экономической политики. В связи с этим встает вопрос о применимости критериев оценки неравномерности регионального развития, используемых в Евросоюзе и основанных, главным образом, на опыте-развитых стран, а также о потенциальной эффективности модели региональной политикипредлагаемой Турции для нее самой и других развивающихся стран. Наконец, понимание достижений региональной экономической политики как уже реальных, так и потенциальных важно с точки зрения оценки перспектив более устойчивого экономического роста"в стране.

Объектом исследования является территориально-экономическая структура и региональная экономическая политика Турции.

Предметом исследования является динамика региональных диспропорций и тенденции в развитии региональной политики Турции в рамках сотрудничества с ЕС.

Хронологические рамки работы определяются периодом, начавшимся после получения Турцией статуса кандидата в члены" Союза, т. е. охватывают 2000;е годы. Вместе с тем в ив интересах анализа процесса изменения региональных диспропорций в Турции и выявления трендов в развитии региональной политики страны автор обращался и к более раннему периоду, тем более что динамические статистические ряды, на основе которых производились необходимые расчеты, строились с учетом наличия необходимой региональной статистики по Турции, которая публикуется со значительным временным лагом.

Целью работы является оценка опыта применения подходов региональной политики ЕС в условиях Турции как развивающейся страны и верификация возможностей приближения уровня регионально-экономических диспропорций в Турции к европейским показателям в процессе сближения Турции с Евросоюзом (независимо от политического решения о принятии Турции в ЕС в качестве полноправного члена).

Для достижения обозначенной цели в работе предполагается решить следующие задачи: оценка уровня регионально-экономических диспропорций в Турции в динамике, определение внутренних и внешних факторов этих диспропорцийвыявление особенностей постановки проблем региональных диспропорций в Турции по сравнению с развитыми странами, в первую очередь странами ЕС, а также с развивающимися странамикомплексный анализ основных направлений, методов и инструментов современной региональной экономической политики (РЭП) Турции, в том числе тех, появление которых обусловлено более тесной интеграцией с ЕС после приобретения страной статуса кандидатаоценка потенциала РЭП Турции, в том числе тех ее направлений, которые реализуются на основе программ ЕСвыявление позитивных и негативных факторы, влияющих на ее эффективность.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа содержит оценку региональных диспропорций в Турции, основанную на методах и подходах, применяемых в ЕС как для стран-членов Союза, так и для стран — кандидатов. Автор анализирует специфику применения данного подхода в Турции,. обусловленную особым качеством" самих" региональных диспропорций в стране. Статистической базой для данного анализа? послужили* расчеты, проведенные-на основе официальной статистики Турции, скомпонованной в соответствии с. региональным делением* страны, базирующемся8 на методике и рекомендациях ЕС. На основе методов эконометрики^ регионального анализа были-рассчитанььтакие показатели как экономическая плотность (по-ВВП), индексы-локализации ВВП, квартальные коэффициенты^ экономической плотности и плотности населения, коэффициенты вариации подушевого ВВП, квартальные коэффициенты по подушевому ВВП, концентрация подушевого ВВП, коэффициенты корреляции между подушевым ВВП и* частными и государственными1 инвестициями по регионам, индексы локализации1 государственных и частных инвестиций.

Проведено исследование качественных характеристик" хозяйственных комплексов относительно менее развитых регионов Турции ина их примере выявлены особенности экономического, в том числе индустриального развития периферийных районов развивающейся страны в современных условиях.

В работе впервые в российской туркологии проведен комплексный анализ современной региональной политики Турции, включая институциональную базу, проекты, программы и мероприятия, проводимые как на национальном уровне, так и при поддержке ЕС.

Данный анализ основан на исследовании как нормативно-правовой базы и программно-целевых установок, которые характеризуют намерения правительства Турции, так и фактических данных, характеризующих ход реализации региональной политики.

В качестве положений, выносимых на защиту, выдвигаются следующие:

1) региональные диспропорции в Турции гораздо глубже, чем в странах-членах ЕС, как старых, так и недавне вступивших;

2) существующая разницам количественных показателях и качественные отличия в характеристиках регионов обусловили специфику проблем региональной неравномерности и их последствий в Турции, которые относительно слабо учитываются в стандартных программах ЕС;

3) «точечный"'метод регулирования региональных диспропорций, применяемый в ЕС, недостаточно эффективен для Турции, где еще не завершился процесс формирования комплексного подхода в национальной региональной политике;

4) подходы ЕС, предлагаемые для. решения социально-экономических проблем4 Турции, связанных с региональными диспропорциями, недостаточно учитывают экономические и социально-культурные особенности страны.

Методы"исследования. При разработке задач, поставленных в работе, автор руководствовался системным подходом и использовал историче-скоийметод, метод сравнительного анализа, а также методы эконометрики и регионального анализа.

Теоретической базой исследования послужили работы российских, турецких и западных ученых и специалистов^ посвященные общим вопросам регионально-экономического развития стран, исследованию региональных проблем объединенной Европы, а также развивающихся странИ.М. Бусыгиной, В. В. Вольского, Г. А. Ганшина, А. Г. Гранберга, И. Д Иванова, В. П. Ковалевского, М. С. Розина, М. Н. Сухопарова, И. В. Ушакова, П. Франкенфельда, А. Ханнекварта.

При этом следует отметить, что проблемы регионального развития в развивающихся странах привлекли внимание исследователей только во второй половине XX века, во многом в связи с формированием государственной экономической политики в этих странах.

Специальных отечественных исследований по данному вопросу немного. Среди них следует назвать работы российских экономгеографов4, в том числе посвященные описанию территориальной структуры экономики отдельных развивающихся стран.

При подготовке диссертации были изучены труды российских ученых и исследователей по экономике Турции, в том числе по вопросам регионального развития страны — Н. Г. Киреева, В. В. Кунакова, Н. Ю. Ульченко, Е.И. Ура-зовой. Наиболее полный и комплексный анализ регионально-экономических проблем страны, включая уровень неравномерности развития отдельных регионов, а также анализ основных проектов, направленных на снижение остроты проблемы региональных диспропорций, содержится в работе Н.Ю. Ульченко5. Автор дает характеристику каждого из 7 физико-географических регионов страны, а также анализирует роль регионального фактора во внутренней политике Турции и ее отношениях с Евросоюзом. В настоящем диссертационном исследовании проблемы неравномерности анализируются на уровне экономико-статистических регионов, идентичных соответствующим таксонам ЕС, что составляет объективную основу для проведения сравнительного анализа проблем в Турции и ЕС.

Среди работ зарубежных авторов, исследовавших региональные проблемы Турции, следует назвать прежде всего исследование экспертов Государственной плановой организации Турции Б. Динчера, М. Озослана и Т. Ка.

4 Экономическое районирование развивающихся стран/ Под ред В. П. Ковалевского и М. С. Розина — М: Мысль, 1968; Государственное регулирование размещения производительных сил в капиталистических и развивающихся странах/ Под ред. В. В. Вольского, Ю. А. Колосовой — М.: Мысль, 1975; Социально-экономическая география современного мира/ Под ред. В. В, Вольского, М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

5 Ульченко Н. Ю. Экономическая география Турции/ Н. Ю. Ульченко. — М.: Ключ — С, 2008. Книга предназначена не только для учебно-методических целей, но и содержит ценную научно-аналитическую составляющую. васоглу «Изучение распределения илей и регионов Турции по уровню социально-экономического развития» 2003 г., а также аналогичную работу 1996 г. Б. Динчера, М. Озослана и Э. Сатилмиша6. В работе* 2003 г. авторы провели оценку уровней неравномерности развития илей и регионов страны. на основе метода факторного анализа с использованием наиболее свежей на данный момент сопоставимой статистики.

Представляет интерес также небольшая работа Ф. и A.C. Догруэлей, посвященная проблемам размещения обрабатывающей промышленности Турции в условиях либерализации и повышения уровня открытости турецкой экономики7, в которой авторы прослеживают связь между внешней торговлей и размещением промышленности на примере 4 отраслей (пищевой, текстильной, производства одежды. и транспортных средств) в период 1980 — 2000 гг.

Попытка сравнительного анализа использованияструктурных фондов ЕС для выравнивания региональных диспропорций содержится в работе турецкого эксперта К. Ёзенена «Эффективности использования Структурных фондов для развития Ирландии и уроки для Турции"8. Однако следует отметить, что работа, эта целиком посвящена именно Ирландии, а рекомендации автора относительно использования опыта этой страны для решения проблем региональных диспропорций в Турции носят самый общий характер и практически не связаны с турецкими реалиями.

6 Dinner В., Ozaslan М., Salilnn? Е. illerin sosyo-ekonomik geli§ mi§ lik siralamasi arajtirmasi (1996). Ankara: DPT. Bolgesel Geli§ me ve Yapisal Uyum Genel Mudurlugii, Aralik 1996.) — Dincer В., Ozaslan M., Kavasoglu T. Illerin Ve Bolgelerin Sosyo-Ekonomik Geli$mi§ lik Siralamasi Ara$tirmasi (2003), Ankara, 2003. — [Электронный ресурс] — Электронные текстовые и графические данные. — 1996, 2003. — Режим доступа-http://ekutup dpt gov. tr/bol gesel/dincerb/il свободный.

7 Dogrucl F., Dogruel A.S. Openness and Regional Distribution of Turkish Manufacturing Industries. — Allied Social Science Associations, January 6−8, 2006, Boston, MA (Session Title: Turkish Economy: Crisis, Reform and Convergence) [Электронный ресурс] — Электронные текстовые и графические данные. — 2006, — Режим доступа: http://vvw.luc.edu/orgs/mcea/volume8/PDFS/Dogruel.pdr свободный.

8 *•.

Ozenen С. G. The Effects of Structural Funds on Ireland’s Development and Lessons for Turkey, SPO, 2006 [Электронный ресурс] - Электронные текстовые и графические данные. — 2006. — Режим доступа: http-//ekutup dpt. eov. tr/ab/ozenencg/irlanda pdf свободный.

Из западных исследований следует выделить коллективную работу, посвященную эффективности региональных субсидий в области создания рабочих мест «Работают ли субсидии для поддержания занятости в Турции?"9. Вопросы регионального развития, а также проблемы местного самоуправления в Турции нашли свое отражение и в исследованиях Мирового банка10.

Одним из необходимых элементов теоретической базы данной работы стали исследования проблем регионального развития и региональной политики ЕС, поскольку главная цель исследования состоит в том, чтобы понять, насколько «рецепты», предлагаемые Турции как стране — кандидату, совместимы с реалиями этой страны.

Результаты исследований региональных проблем Европы, которые проводятся в исследовательских центрах организаций ЕС, самих европейских стран, а также стран-кандидатов, находят отражение в научной литературе, а также в концентрированном виде — в публикациях ЕС, которые имеют прикладной характер, но, тем не менее, содержат и важные теоретико-методологические положения, на которые, собственно, и опирается европейская региональная политика.

Среди подобных публикаций следует выделить доклады по экономическому и социальному «сплочению» (cohesion)11, где проблемы достижения 9.

Betcherman G. (World Bank), Daysal M. (University of Maryland), Pages C. (Inter-American Development Bank). Do Employment Subsidies Work? Evidence from Regionally Targeted Subsidies in Turkey November 2007.

10 Turkey municipal sector review September 2004. Turkey Country Unit Infrastructure and Energy Services Department Europe and Central Asia Region The World BankReport No 39 194. Turkey Country Economic Memorandum Sustaining High Growth: Selected Issues. Volume I — Main Report April 10, 2008 Poverty Reduction and Economic Management Unit: Europe and Central Asia Region. Document of the World Bank. 6. Challenges for regional Development policy -). [Электронный ресурс] - Электронные текстовые данные. — 2008. — Режим доступа: httpV/siteresources worldbank org/TURKEYEXTN/Resources/361 711−1 209 153 236 622/Chapter6 pdf свободный.

11 Полные доклады готовятся и публикуются один раз в три года. Важные теоретико-методические проблемы, касающиеся региональной политики ЕС и стран-членов Союза, анализируются в рамках исследовательских проектов, которые осуществляются на подготовительных этапах разработки этих докладов. Например, при подготовке третьего такого доклада было проведено б фундаментальных исследований, в том числе исследование влияния политики стран-членов на ЕС на процесс достижения однородности, анализ факторов региональной конкурентоспособности, исследование макроэкономической эффективности европейской политики однородности" анализируются в контексте расширения состава ЕС. Это понятие имеет большую смысловую нагрузку в определении концепции европейской региональной политики. В буквальном переводе оно означает «единство», «спаянность», «сплоченность». Применительно к концепции региональной политики ЕС смысловой перевод этого понятия означает «стремление к достижению однородности и равномерности в развитии (гомогенности) отдельных региональных частей европейского экономического организма». Это же понятие обозначает и цель европейской региональной политикидостижение возможно более полной интеграции стран и территорий в рамках Европейского союза. Учитывая многозначность и глубинный смысл понятия, здесь и далее мы будем использовать русский эквивалент «сплочение», уже вошедший в русскоязычную научную литературу12.

Среди основных теоретико-методологических положений, которые содержатся в плановых и методических документах ЕС, можно выделить следующее: проблемы регионального развития, в частности региональной неравномерности, понимаются как диспропорции между странами и между регионамипроблемы выравнивания уровней развития отдельных стран и регионов рассматриваются в контексте структурных преобразований и повышения относительной конкурентоспособности территорийв подходах к означенным проблемам обязательно учитывается и социальный аспект, что позволяет сделать вывод о том, что концептуально региодостижения однородности и другие) [Электронный ресурс] — Электронные текстовые данные. — 2000;2010. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional poHcy/sources/docoffic/official/reports/cohesion5/index en. cfin свободныйhttp://ec.europa.eu/regional policy/sources/docofTic/official/reports/interim6 е n. htm свободный.

12 First, Second, Third, Fourth Progress Report on Economic and Social cohesion, January 2002, 2003,2004, 2005 -[Электронный ресурс] — Электронные текстовые и графические данные. — 2002;2005. — Режим доступа: www.europa.eu.int/comm/regional policy/index en. htm свободный нальные проблемы решаются в рамках модели социально ориентированной рыночной экономики- > широко используется? понятие догоняющего развития. («са1:сЬ ир»), особенно в отношении стран-новых членов ЕС. Например, в «Третьем докладе по экономическому и социальному сплочению» приводятся два сценария догоняющего развития Болгарии и" Румынии, которое обеспечило бы их приближение к уровню стран ЕС 1513 по показателю ВВП на душу населения14.

Проблемы регионального развития в Европе и европейская региональная политика привлекают пристальное внимание исследователей не только в самой объединенной Европе, но и в других странах, в том числе и в России.

Среди заметных исследований" последних полутора десятилетий, принадлежащих российским исследователям, выделяется фундаментальный труд «Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза» под редакцией А.Г. Гранберга15- исследование М. Н. Сухопарова «Региональная политика Европейского Союза (ЕС) и возможности использования ее опыта в России"16- книга И. Д Иванова, посвященная^ европейским регионам и региональной по-11 литике — работы руководителя Центра региональных политических исследований МГИМО И. М. Бусыгиной. Важнейшим выводом И. М. Бусыгиной представляется выделение в качестве ведущей' тенденции современной регио.

13 ЕС 15 — страны, являвшиеся членами ЕС до 2004 г., или «старые» члены сообщества. См. Таблицу 10 Приложения. н Third progress Report on Economic and Social cohesion, p. 16, January 2004 — [Электронный ресурс] - Электронные текстовые и графические данные. — 2004. — Режим доступа: www europa eu int/comm/regional policy/index en htm свободный.

15 Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/ Рук. авт. колл. и отв ред. А. Г. Гранберг. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. Работа была подготовлена в рамках реализации проекта ТАСИС в 19 971 999 гг. по инициативе группы российских ученых-специалистов по проблемам регионального развития с привлечением широкого круга российских исследователей и экспертов из стран ЕС.

1 Сухопарое М. Н. Региональная политика Европейского Союза (ЕС) и возможности использования ее опыта в России/М.Н. Сухопаров. — ВНИИВЭС при Министерстве экономического развития и торговли, 2002.

17 Иванов И. Д Европа регионов/И.Д. Иванов, — М. Международные отношения, 1998. нальной политики ЕС перехода от. стратегии перераспределения ресурсов? к стратегии мобилизации внутреннего- (эндогенного) ^ потенциала*регионаповышения его конкурентоспособнос ти в условиях глобализации18.

Немецкий исследователь П. Франкенфельд по этому поводу высказывает мнение, что «регионализм-и региональная экономическая политика не противостоят глобализму, как на первый взгляд может показаться. Напротивэто две стороньгодной медали: Ускоренное формирование сетевых систем в мире, интернационализация? и интеграционные: процессыдо крайности обостряют конкуренцию территориальных условий хозяйствования, причем прежде всего в экономической сфере. Чтобы отвечать на вызовыи реагировать на универсальную мобильность фактора-«капитал», отдельные регионы. .должныформироваться— су четомшовых требований и прилагать больше, чем прежде, собственных усилий. больше, чем? раньше,.ориентироваться на то, чтобы быть или оставаться.* привлекательными для капиталамобильного на мировом уровне. Именно нафегиональном-уровне следует осуществлять значительную часть тех экономических и общественных шагов по адаптации, которые предписывает нам глобализм"19.

Информационной базой исследования послужилизаконодательныеи. нормативные акты, планы и программы, другиедокументы и материалы, в том числе статистические, правительственных органов Турции, в первую очередь Государственнойплановой организации. Для обеспечения достоверности выводов исследования был обработан также большой^ массив информации, размещенной на информационном портале Евросоюза, предоставляющем данныепо всем решениям Европейской комиссии, касающимся регио.

18 Бусыгина И. М. Регионы Германии/И.М. Бусыгина. — М.: РОССПЭН, 2000.

19 Франкенфельд ПРегиональная политика Европейского союза и последствия расширения ЕС на Восток (доклад, прочитанный 11.12 2000 г. в Высшей школе г. Пфорцхайма, ФРГ) — — [Электронный ресурс] — Электронные — текстовые и графические данные. — 2000. — Режим доступа: http://www.politekonom.ru/ec ро1/ргоЫет5/|'гиеагаг1'а/1 021 524 648.rtfсвободный нальной политики ЕС, планам и программам для стран-кандидатов, а также содержащем соответствующие тематике исследования статистические данные.

Научно-практическая значимость исследования определяется возможностями использования полученных результатов для совершенствования инструментария оценки регионально-экономических диспропорций в РФ и формирования региональной экономической политики страны, основанной на концепции эндогенного развития регионов с использованием «полюсов роста». Фактический материал, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе подготовки и преподавания учебных курсов по экономике Турции, региональной экономике и политике.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА МГУ. Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях диссертанта (общим объемом 2 п.л.), опубликованных в специализированных научных изданиях (в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ), а также выступлениях на Международных молодежных научных форумах «ЛОМОНОСОВ-2009» и «ЛОМОНОСОВА 010».

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и включает: введение, три главы, заключения, приложение и библиографию. В основном тексте работы размещено 22 таблицы, 1 карта, 4 диаграммы и 1 схема, в приложении — 19 таблиц,, 3 диаграммы, 1 схема и одно текстовое приложение.

Заключение

.

Исследование уровня неравномерности регионального развития Турции и проблем, возникающих в связи с этим, позволяет сделать некоторые обобщения, касающиеся постановки региональных проблем в развивающихся странах.

Целью нашего исследования является оценка возможности применения концепции и механизмов региональной политики, разработанных в ЕС для Турции, а одна из задач, которую необходимо решить для достижения поставленной цели, — это идентификация проблем регионального развития Турции, сравнение их качественной и количественной составляющих с проблемами в странах ЕС.

Прежде всего, следует отметить, что было выявлено сходство в самой постановке проблем в Турции, с одной стороны, и развитых странах, каковыми является большинство членов ЕС, с другой. В обоих случаях эти проблемы состоят в нерациональном с точки зрения эффективного использования ресурсов наращивании экономического потенциала и повышения уровня жизни размещении производительных сил по территории страны, разрыве в уровнях дохода и качестве жизни в различных частях страны, неравномерности развития регионов и «распадении» территории страны на центр и периферию, траектории развития которых часто расходятся.

В результате районы высокой концентрации! экономической деятельности, в первую’очередь, крупнейшие городские агломерации, сталкиваются с нехваткой площадей для промышленного и жилищного строительства, загрязнением окружающей среды, перегрузкой транспортных коммуникаций. В то же время менее развитые регионы ощущают нехватку капиталов, сокращение числа рабочих мест и рост безработицы, здесь имеет место отток населения, причем в основном наиболее образованной и трудоспособной его части.

Все эти проблемы характерны и для Турции, однако здесь они имеют свою специфику, обусловленную тем, что страна находится на этапе индустриализации и построения современной рыночной экономики.

Относительная отсталость экономики Турции по сравнению с боль шинством европейских стран выводит внутристрановые диспропорции на другой уровень. Периферийные регионы страны отстают даже от общего невысокого среднестранового уровня (например, по такому основному показаV телю, как ВВП на душу населения). Ситуация усугубляется более значительным разрывом по уровню дохода между наиболее богатыми и самыми бедными слоями населения. Причем наиболее обеспеченное население в большей степени концентрируется в крупных городах. Уровень жизни в периферийных районах оказывается не просто низким по международным мерках, а крайне низким. Например, по стандартам Евросоюза, которые применяются при выработке региональной политики Сообщества, живущими за чертой бедности считаются домохозяйства с доходом ниже 60% от среднеевропейского уровня. В Турции же доходы семей различаются на порядки.

Следует также отметить, что для Турции характерна территориальная * локализация этнических проблем: 8 млн. курдов проживают в восточных (менее развитых) районах страны и составляют большинство населения в 10 илях, расположенных там. Арабское население (1 млн. чел.) составляет большинство в иле Хатай, также на востоке страны, В результате проблемы региональных диспропорций усугубляются этническими проблемами и наоборот.

Анклавный характер развития в отдельных регионах Турции сочетается с многоукладностью экономики, что предопределяет коренные различия в «качестве» проблем экономического развития в различных регионах страны. Так, в наиболее развитых районах страны в рамках промышленной и инновационной политики решаются проблемы повышения международной конкурентоспособности и наукоемкости обрабатывающей промышленности. На периферии наиболее актуальным вопросом может быть ирригация сельскохозяйственных земель, поскольку львиная доля валового регионального продукта производится в сельскохозяйственном секторе, зависящем от природных условий, и поэтому на повестке дня остается вопрос перехода к современному (устойчивому) росту.

Совершенно разноуровневые проблемы возникают и в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Если в странах ЕС, в основном, повсеместно достигнут сопоставимый уровень обеспечения социальными услугами и инфраструктурой, то в Турции разрыв может быть огромным. Образно говоря, в различных регионах могут присутствовать проблемы разных исторических эпох. Например, в больших городах (Стамбул, Анкара) происходит активная «интернетизация», уровень которой становится сопоставимым с показателями развитых стран. В то же время в периферийных сельских районах еще не решены вопросы стабильного обеспечения электроэнергией, о чем свидетельствуют данные о потреблении электроэнергии в различных регионах страны, разброс которых превышает разброс показателей по распределению подушевого ВВП.

Еще одной отличительной особенностью постановки проблем регионально-экономических диспропорций в Турции является их наложение на противоречия между городом и деревней. Периферийные, менее развитые районы — это, по большей части, сельская местность, экономика которой в значительной мере опирается на сельское хозяйство, где производительность труда и доходы ниже, чем в промышленности и секторе услуг. Наиболее доходные отрасли и сектора экономики концентрируется в крупных городах (часто всего лишь в нескольких), а экономика сельских районов развивается как узкоспециализированная, зависящая от небольшого круга отраслей. Поэтому развитие сельских районов с их специфическими проблемами стало самостоятельным направлением региональной политики в Турции.

Проблемой периферийных районов Турции — сельскохозяйственных и не только — является замкнутость рынков, в том числе вследствие слабого развития транспорта и рыночной инфраструктуры в менее развитых районах.

Важным фактором и одновременно составляющей проблем региональной неравномерности в Турции, как и в европейских странах, является характер урбанизации. Часть прибывающих в города сельских жителей пополняет армию безработных, поэтому уровень безработицы в более развитых районах страны бывает выше, чем в менее развитых.

При этом относительные и абсолютные размеры миграционных потоков в Турции не всегда возможно адекватно оценить. Миграция из периферийных районов не всегда приводит к значительному абсолютному сокращению численности населения в них, поскольку отток частично перекрывается приростом населения благодаря высокой рождаемости. Кроме того, система учета населения не всегда находится на должном уровне. То же относится и к учету занятости и безработицы, как в городских агломерациях, так и в периферийных районах Турции. В результате и центральная и местная власть не всегда имеет правильное представление о масштабах и характере процессов в данной сфере, что естественно снижает эффективность политики урегулирования названных проблем.

Одной из региональных диспропорций в развитых странах является преимущественное сосредоточение крупных компаний и предприятий, в основном, в центральных районах стран, а малых и средних — на периферии. В организационной структуре предпринимательства Турции малый и средний бизнес играет большую роль, нежели в развитых странах, хотя и там его вклад в занятость и производство ВВП велик. Однако особенностью территориального распределения компаний и предприятий разного размера является то, что крупные компании сосредоточены в более развитых районах страны, а малые и средние предприятия играют ведущую роль повсеместно. Программы регионального развития, разрабатываемые с участием ЕС, как было показано в работе, нацелены прежде всего на повышение конкурентоспособности местного бизнеса, т. е. как раз эти мелкие и средние предприятия. Но парадокс ситуации состоит в том, что для мелких и мельчайших предприятий из турецкой глубинки, конкуренция как раз может играть роль деструктивного фактора.

Важнейшим фактором, влияющим на оценку проблем региональных диспропорций и формирование региональной политики, является стремление Турции присоединиться к ЕС.

Условия предвступительной подготовки потребовали от Турции перейти на европейскую систему экономико-статистических регионов, что, в свою очередь, позволило плановым органам страны дать количественную оценку региональных диспропорций в стране по регионам 2-го уровня, а нам — сравнить уровень региональных диспропорций в Турции и странах ЕС.

Конечно, региональные диспропорции в Турции гораздо более глубокие нежели в странах ЕС, включая «новых» членов Союза. Если придерживаться европейских критериев для выявления отстающих регионов, которые используются в Евросоюзе, то фактически вся территория Турции является проблемным регионом и объектом помощи. Однако эта ситуация не беспрецедентная, она во многом аналогична положению в странах — «новых» членах ЕС.

Вместе с тем, проводя аналогии, важно принимать во внимание качественно иной характер территориальных диспропорций, их последствий и фон, котором они формировались. Уровень региональных диспропорций внутри страны в Турции гораздо более глубокий, нежели даже в новых членах ЕС. Перед Турцией, и в особенности ее наименее развитыми районами стоят проблемы, которые в основном уже решены во всех странах ЕС (отсталая экономическая структура, слабое развитие инфраструктуры).

Сколько-нибудь заметного сглаживания региональных диспропорций в результате проведения собственной региональной политики, которая начала формироваться задолго до приобретения страной статуса кандидата в члены ЕС, и в результате реализации разрабатываемых совместно с ЕС программ, в Турции не происходит, что впрочем, характерно и для большинства стран-«новых» членов ЕС. При этом следует оговориться, что в условиях Турции, как и в большинстве европейских стран количественные параметры сокращения разрыва в уровнях развития регионов жестко не определяются. С этой точки зрения обеспечивается гармонизация программ ЕС и национальных проектов в Турции. Так, например, в проекте Восточной Анатолии предлагается целых три альтернативных сценария, где целевые показатели варьируются в зависимости от исходных предпосылок и последующих условий его реализации. Таким образом, предрешающее значение отводится следованию в заданном генеральном направлении, или, иными словами, созданию предпосылок (создание организационно-правовой базы, системы финансового обеспечения) для решения проблем региональной неравномерности в перспективе.

В итоге создаются:? уеловиякоторые должны способствоватьболее полной" реализации собственного потенциала регионов.

Самым заметным результатом программ ЕС для Турции в области регионального развития сталоукрепление институциональной базы региональной экономической политики в стране и придание ей комплексного и планового характера. Вместе с тем институциональное строительство в области регулирования регионального развития отнимает заметную, часть средствпредоставляемых ЕС. С известной степенью условности? можно говорить о попытке унификации институциональной среды Турции и стран ЕС, как необходимом «условииуспешной реализации подходов ЕС к решению проблем-региональной неравномерности, Основные направления развития регионов, предлагаемые в программах ЕС, соответствуют целям и задачамг национальной, региональной политики (поддержкаМСБ, развитие социальной и производственной инфраструктуры и др.). Однако, по существу все виды помощи ЕС либо имеют сугубо методическую направленность, либо, являются, инструментами „точечного“ воздействия (полюсы роста). Такие инструменты изначально требуют определенного уровня развития региона, где они применяются,. высокой степени1 его подготовленности к их использованию. Иными? словамиэти инструменты могут сыграть роль катализатора процесса ростатам, где есть» «критическая масса» его потенциала, запустить механизм экономического роста. Однако. в отстающих районах Турции этот механизм иногда и не сформировался. и методы развития, предлагаемые ЕС, вряд ли, смогут «поднять» весь массив, проблемс которыми сталкиваются турецкие регионы.

Вместе с тем европейская помощь региональному развитию Турции — и методическая, и финансовая — может сыграть роль ускорителя процессов, заданных национальной региональной политикой.

Во-первых, основные цели, приоритеты и методическая база региональной политики Турции согласуются с европейскими подходами, в том числе и в части применения современной концепции региональной политики, которая предполагает не столько перераспределение финансовых ресурсов в пользу отстающих регионов, сколько меры по мобилизации внутреннего потенциал регионов. Конечно, пока в практической плоскости для Турции такой подход не очень актуален (наиболее успешны те проекты, которые подкрепляются прямым государственным финансированием, например, GAP), но то, что он провозглашается как цель, перспектива, очень важно.

Во-вторых, помощь ЕС — это значительный финансовый вклад в реализацию региональных проектов (доля ЕС в таких проектах составляет 75%).

Результаты национальной региональной политики в Турции, которые могут найти отражение в изменении макроэкономических показателей лишь через определенное время. Практика многих стран показывает, что такие сдвиги происходят очень медленно. И, тем не менее, проведение региональной политики в развивающейся стране с прямым использованием методов и концепций политики развитых стран может создать положительный прецедент. И этот опыт, возможно, будет принят на вооружение и другими странами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.М. Политическая регионалистика : учеб. пособие/И.М. Бусыгина М.: РОССПЭН, 2006. — 279 с.
  2. , Г. А., Ушаков, И.В. Китай. Экономико-географический очерк/Г.А. Ганшин, И. В. Ушаков М.: Мысль, 2004. — 272 с.
  3. Государственное регулирование размещения производительных сил в капиталистических и развивающихся странах/ Под ред. В. В, Вольского, Ю. А. Колосовой. М.: Мысль, 1975. — 372 с.
  4. , И.Д. Европа регионов/И.Д. Иванов М.: Международные отношения, 1998.- 192 с.
  5. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70 80-е гг.) / Под ред. В. В. Вольского, Л. И. Бонифатьевой, Л. В. Смирнягина. — М.: Изд-во МГУ, 1990. -286 с.
  6. , Н. Г. История Турции, XX век/Н.Г. Киреев М,: Крафт+: ИВ РАН, 2007. — 605 с.
  7. , Ю. С. Проблемы взаимодействия Турции и ЕС после подписания Маастрихтского договора: диссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наук/Ю.С. Кудрягаова Место, защиты: Моск. гос. ин-т междунар- отношений.^ -Москва, 2007. 260 с.
  8. , В.В. Турция и EG: проблемы, экономической интеграции/В-В. Кунаков М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999. — 125 с.
  9. , Н.З. Курдистан: ресурсы и- политика/Н-3-, Мосаки MI: Институт востоковедения РАН- Институт Ближнего Востока-, 2005. — 352 с.
  10. М. Конкуренция. Пер. с англ./М.Поргер М. — Изд. дом:. «Вильяме», 2001.-495 с.
  11. Региональная политика Европейского Союза: итоги 40-летней деятельности- опыт для России. ДокладыИн статута Европы № 17, Москва, 1995
  12. Региональное развитие: опыт: России: И-Европейского: Союза/. Рук. авт. колл. и отв. ред. A.F. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000J 435 е.,
  13. Социально-экономическая'география: современного шира/ Иодфед. ВШ-. Вольского, М.: КРОН-ПРЕСС, 1998, 592 с.
  14. Сухопарое, М. Н Региональная- политика Европейского: Союза (ЕС) и возможности использования ее опыта в России/М.Н. Сухопаров ВНИИВЭС при Министерстве экономического развития шторговли, 2002. — 273 с.
  15. , И.Л. Япония: региональная: экономика: и политика/И. Л. Ти, монии'а.-М.: Институт востоковедения РАН, 2002, 379 с.
  16. Ульченко НЛО. Экономическая- география. Турции- учебное посо-бие/Н.Ю. Ульченко М.: Ключ — С, 2008, 188 с.
  17. Экономическое районирование развивающихся стран / Под, ред. В. П. Ковалевского и М. С. Розина. М.: Мысль, 1968.-416 с.
  18. Статьи, сборники статей и монографии на английском языке:
  19. Preer, R.W. The emergence of technopolis: knowledge-intensive technologies and regional development. New York: Praeger, 1992. — 200 p.
  20. Turkey and the European Union / Domestic Politics, Economic Integration and International Dynamics. Ed. by Ali Qarkoglu, Barry Rubin. London: Frank Cass, 2003.-217 p.
  21. Ozenen С. G. The Effects of Structural Funds on Ireland’s Development and Lessons for Turkey, SPO, 2006 Электронный ресурс. Электронные текстовые и графические данные. — 2006. — Режим доступа: http://ekutup.dpt. gov. tr/ab/ozenencg/irlanda.pdf свободный
  22. Документы, статистические справочники и другие материалы ЕС
  23. Информационный портал Европейской комиссии. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2010. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/atozen.htm свободный
  24. AU regional Clusters in Turkey Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2007 — Режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu/reports/All Turkey lstar english table. pdf свободный
  25. Cluster Policy: Country Report Turkey 2008. — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2008 — Режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu/upload/PolicyReportTurkey 20 080 116. pdf свободный
  26. European cross-border cooperation groupings. — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. 2004. — Режим доступа: http://europa.eu/scadplus/leg/en/lvb/g24235.htm свободный
  27. European Neighbourhood Policy: Funding. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2010 — Режим доступа: http://ес.europa.eu/world/enp/funding en. html свободный
  28. Eurostat regional yearbook 2008. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2008. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY QFFPUB/KS-HA-08−001/EN/KS-HA-08-Q01-EN.PDF свободный
  29. Financing Memorandum Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2003. — Режим доступа- http://ec.europa.eu/enlargement/fiche proiet/document/TR2003−5 667.0l%20to%2007%20-%20Turkev%20National%20programme.pdf свободный
  30. Financing Memorandum Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2002. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/enlargement/flche proiet/document/2002−255 501%20to%20 555.05%20Turkev%20national%20programme.pdf свободный
  31. Instrument: for PrerAccession Assistance- (IPA) Электронный ресурс.- • Электронные текстовые данные и. графические данные. — 2009: — Режим, доступа: http://europa.eu/legislation- summaries/agriculture/enlargement/e50020 en. htm свободный
  32. Multi-annual Indicate Planning Document (MIPD) for Turkey: 2008−2010-Электронный ресурс.-.Электронные текстовые данные и графические данные.-2008.- Режим доступа: http://ec.europa-eu/enlargement/pdf/mipd turkey 2008 2010 en. pdf свободный
  33. Multi-annual Indicate Planning Document (MIPD) for Turkey: 2007−2009 -Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. 2007. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/mipd turkey 2007 2009 en. pdf свободный
  34. Multi-annual Indicate Planning Document (MIPD) for Turkey: 2009−2011 -Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. 2009. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/mipd turkey 2009 2011en.pdf свободный
  35. National Program Turkey 2008 Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2008. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/enlargement/pd?/turkey/ipa/2008/national programme 2008 ipacomponent turkey en. pdf свободный
  36. Partnership for the accession of Turkey. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. 2003. — Режим доступа: http://europa.eu/scadplus/leg/en/lvb/e40111 .htm свободный
  37. Provisions ERDF ESF — Cohesion Fund (2007−2013) — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2007. -Режим доступа: http://europa.eu/scadplus/leg/en/lvb/g24231 .htm свободный
  38. Regional and Local Development — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2010 — Режим доступа: http://ec.europa.eu/policies/regions local development en. htm свободный-
  39. The History of European Union Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2010. — Режим доступа: http://europa.eu/abc/history/index en. htm свободный
  40. Turkey. Multi-annual'Indicative Planning Document (MIPD) 2007 2009 -Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2007 — режим доступа: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/mipd turkey 2007 2009 en. pdf свободный
  41. Working for the regions Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2010. — Режим доступа: www.europa.eu.int/comm/regional policy/index.en.htm свободный
  42. Статистика, аналитические материалы и документы государственных j организаций Турции
  43. Информационный портал Министерства промышленности и торговли Турции Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2010. — Режим доступа: http://www.sanayi.gov.tr/Default.aspx?lng=en свободный
  44. Long-Term Strategy And Eight Five-Year Development Plan — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. -2005. Режим доступа: http://ekutup.dpt.gov.tr/plan/viii/plan8i.pdf свободный
  45. Operational Programme Regional Competitiveness 2007 2009. Final Report. — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2007. — Режим доступа: http://Ipa.Stb.Gov.Tr/Dosyalar/Ondegei, lendinrieraporu (en').pdf свободный
  46. Pre-Accession Economic Programme, Ankara, 2002. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2002. — Режим доступа: ekutup.dpt.gov.tr/ab/kep/PEP2002.pdf свободный
  47. Pre-Accession Economic Programme, Ankara, 2004. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. 2004. — Режим доступа: ekutup.dpt.gov.tr/ab/kep/PEP2004.pdf свободный
  48. Pre-Accession Economic Programme, Ankara, 2009 Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2009. — Режим доступа: www.dpt.gov.tr/DocQbiects/View/4444/PEP2008 130 409.pdf свободный
  49. Preliminary National Development Plan (2004 2006) — Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2004. — Режим доступа: http://ekutup.dpt.gov.tr/plan/p-ndp.pdf свободный
  50. The Study on the Regional Development Plan for the Eastern Black Sea Region (DOKAP). Final Report. Vol.VII. Instutional Development. Oct. 2000
  51. Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. 2000. — Режим доступа: http://ekutup.dpt.gov.tr/bolgesel/dokap/institut.pdf свободный
  52. Статистика и аналитические материалы международных организаций
  53. Challenges For Regional Development Policy. Электронный ресурс. -Электронные текстовые и графические данные. — 2005. — Режим доступа: http://Siteresources.Worldbank.Org/Turkeyextn/Resources/361 711 120 915 323 6482ZChapter6.pdf свободный
  54. Boigesel Rekabet Edilebilirlik Kavrami ve Bolgesel Kalkinma Politikalanna Yansimalan Электронный ресурс. Электронные текстовые данные и графические данные. — 2007. — Режим доступа: http://ekutup.dpt.gov.tr/bolgesel/karam/rekabet.pdf свободный
  55. Периодические издания (на турецком языке)
  56. Resmi Gazete, 22 сентября 2002 г. (№ 24 884).
Заполнить форму текущей работой