Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными составляющими программы формирования ценностных ориентаций, обеспечивающими ее эффективность, являются: а) установление при помощи социологических измерений исходного, промежуточных и итогового состояний личностных, социальных и профессиональных ценностей студентовб) включение результатов анализа состояния ценностных ориентаций студентов в цепь обратной связи разработки, оценки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Ценностные ориентащш студентов вуза как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность и значение ценностных ориентаций
    • 1. 2. Состояние ценностных ориентаций студентов
    • 1. 3. Педагогические предпосылки решения проблемы формирования ценностных ориентаций студентов
  • 2. Процесс формирования ценностных ориентаций у студентов вуза
    • 2. 1. Предпосылки построения модели формирования ценностных ориентаций
    • 2. 2. Модель формирования ценностных ориентаций
    • 2. 3. Программа формирования ценностных ориентаций
    • 2. 4. Эффективность экспериментальной программы
  • Заключение 171 Используемая
  • литература
  • Приложения

Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, существенно отразились на социальном, экономическом и нравственном состоянии студентов. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей Россия вышла на лидирующие места в мире. Большую тревогу вызывают значительные изменения социальных ценностей и нравственных ориентиров у современной молодежи. Изменения в ценностно-нормативной системе общества сопровождаются снижением влияния социальных норм поведения на индивида. В молодежной среде на первое место в системе ценностей выходят проблемы материального и индивидуалистического характера, в то время как общественные и духовные интересы уходят на задний план. Происходит усиление потребительских интересов среди молодежи, увеличение количества людей с эгоистическими установками, что приводит к противоречиям с социально-экономическим прогрессом общества. В свете происходящих экономических и политических преобразований в нашем государстве современным обществом востребованы такие личности, которые способны гармонично сочетать личные и общественные ценности, ориентироваться не только на потребление, но и на созидание, не забывая при этом личных интересов.

Возникло противоречие между необходимостью готовить подрастающее поколение к полноценным отношениям в социальной и природной среде и существующей постановкой воспитания, не обеспечивающей решения этой задачи. Это противоречие порождает множество проблем средней и высшей школы, связанных с формированием системы ценностей.

Для решения этих проблем необходимо разработать программы формирования ценностных ориентаций будущих молодых специалистов в условиях высшей школы.

В настоящее время недостаточно только передавать молодежи накопленный опыт, знания и ценности. Необходимо воспитывать у неё социальную самостоятельность, инициативу, творческий профессионализм и высокую социальную ответственность. Новая социально-экономическая ситуация в нашей стране требует от человека полной самостоятельности, умения принимать ответственные решения, быть личностью и отвечать за качество своей деятельности.

По данным Министерства образования РФ, система воспитания студенческой молодежи пришла в упадок, утратила наступательный характер, стала малоэффективной для решения сложных задач формирования социально активной личности. Причиной этому послужило отсутствие у подрастающего поколения полноценной системы ценностных ориентации. Министерством образования РФ поставлены задачи разработки примерной программы воспитания социально активной личности, выделены основные направления исследований в этой области, но до настоящего времени нет моделей и программ формирования ценностных ориентаций у студентов высшей школы. В выполненных исследованиях отмечается отсутствие глубокого комплексного анализа состояния системы ценностей у студентов вуза и не предлагаются методы и технологии их формирования. Определялись требования к структуре и содержанию воспитательных программ вузов, оговаривались условия проектирования технологий, методик и мероприятий программ, но ни сами программы, ни модели программ не разрабатывались.

В педагогике современной высшей школы программы воспитания студентов не получили должного исследования и обоснования. В связи с этим возникла проблема организации воспитательной работы в вузе таким образом, чтобы выпускаемые специалисты были успешны, могли определить направленность профессиональной деятельности, придать ей ценность, позволить занять определенную позицию в современном социуме, регулировать поведение, формировать способы самоактуализации.

Из этой проблемы вытекает тема нашего исследования: «Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза» .

Актуальность темы

обусловливается:

— в гносеологическом плане — недостаточной исследованностью состояния ценностных ориентаций и способов их формирования;

— в социальном плане — необходимостью удовлетворения потребностей общества в морально устойчивых, высококвалифицированных, адаптированных к изменяющимся социально-экономическим условиям молодых гражданах России;

— в педагогическом плане — потребностями гуманизации, индивидуализации и социализации образовательного процесса вуза, недостаточной разработанностью способов формирования у студентов ценностных ориентаций.

Объектом исследования является становление личности студента в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования — процесс формирования ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза.

Цель исследования — выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций личности студента.

Гипотеза исследования: формирование у студентов в процессе профессионального образования оптимального для перспектив развития современного общества комплекса ценностных ориентаций будет протекать успешно если:

— использовать гибкий комплексный подход, основанный на мониторинге состояния системы ценностных ориентаций у студентов и абитуриентов и включении его в качестве регулирующей связи в программу педагогических действии;

— применять в качестве критериев оценки текущую модель ценностных ориентаций профессионально и личностно успешных преподавателей (экспертов), работающих со студентами;

— полагать в качестве главных механизмов формирования ценностных ориентаций специально организованные воздействия среды и микросоциального окружения, посредством которых внешние регуляторы, нормы и предписания переводятся во внутренний план на основе механизмов интернали-зации и интериоризации;

— применить комплексную программу формирования ценностных ориентаций у студентов вузов и абитуриентов, основанную на сотрудничестве и сотворчестве преподавателей и студентов в аудиторной, внеаудиторной, научной и других видах образовательной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить состояние проблемы формирования ценностных ориентаций у студентов вуза и существующие пути её решения;

2) разработать способ изучения состояния ценностных ориентаций студентов, определить критерии оценки;

3) разработать структуру процесса формирования ценностных ориентаций студентов вуза негуманитарного профиля обучения;

4) разработать комплексную программу формирования ценностных ориентаций у студентов и программу работы с абитуриентами;

5) исследовать педагогическую эффективность экспериментального применения модели и комплексной программы.

Методы исследования:

1) сравнительный, сопоставительный и ретроспективный анализ социологической, педагогической, психологической и философской научной литературы;

2) диагностические — опосредованное наблюдение (анкетирование — для определения исходного и текущего состояния ценностных ориентаций), тест М. Рокича, профориентационное тестирование;

3) обсервационные — непосредственное (диагностика) и опосредованное (анализ эффективности) наблюдение;

4) экспериментальные — естественный педагогический эксперимент;

5) методы математической статистики.

Методологической основой исследования являются: учения классиков педагогики в области воспитательной деятельностифилософская и психологическая теории ценностейсовременные теории социологических и педагогических исследованийсистемный, акмеологический и личностно ориентированный подходы. '.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные работы в области:

— воспитания — JI.C. Выготский, В. Е. Гурии, Д. Дьюи, В. В. Зеньковский, Я. А. Коменский, А. И. Кочетов, П. Ф. Лесгафт, Д. Локк, А. С. Макаренко, Э. Г. Малиночка, Ж. Ж. Руссо, Г. Спенсер, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий и др,;

— формирования Я-концепции личности — А. А. Алексеев, Р. Берне, У. Глассер, У. Джемс, И. Кант, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Снигг и др.;

— психологической теории личности — Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреев, Л. М. Архангельский, Л. С. Выготский, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, М. Ро-кич, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.;

— дидактики — В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Н. Н. Верцинская, И. Гер-барт, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, М. Н. Скаткин, К. Д. Ушинский и др.;

— профориентации — Г. Ю. Айзенк, Ф. Гальтон, Н. И. Кареев, Е. А. Климов, Я. М. Мингалев, В. А. Сухомлинский и др.;

— игровых технологий — В. П. Бедерханова, С. Бир, К. Бюлер, Ю. В. Ге-ронимус, Г. В. Плеханов, В. И. Рыбальский, И. М. Сыроежкин, Д. Б. Элько-нин и др.

Организация, база и этапы исследования. Базой исследования были Кубанский государственный университет и Институт экономики, права и естественных специальностей г. Краснодара (ИнЭП), в котором проводился эксперимент. Им были охвачены в общей сложности около 700 студентов факультета товароведения, слушателей школы абитуриента, абитуриентов и 15 преподавателей вуза, выступавших в качестве консультантов и экспертов.

Исследование проводилось в 4 этапа:

1) 1998 — 1999 гг. Исследование состояния проблемы формирования ценностных ориентаций у студентов высшей школы, проблем воспитания в высшей школе. Изучение специальной литературы и опыта воспитательной деятельности. Проведение первичных исследований жизненных взглядов студентов и абитуриентов высшей школы, а также преподавателей.

2) 1999 — 2000 гг. Разработка и совершенствование программы педагогического взаимодействия по формированию ценностных ориентаций у студентов факультета товароведения ИнЭП. Выполнение педагогического проектирования и разработки гибких комплексных методов и технологий педагогического взаимодействия. Разработка игр, концепций индивидуальной работы студентов, самостоятельной работы студентов, корректировка программ прохождения практики на предприятиях и в организациях города, организация экскурсий, внеучебных мероприятий.

3) 1999 — 2003 гг. Проведение педагогического эксперимента по применению интегрированной системы формирования ценностных ориентаций студентов высшей школы. На этом этапе был испытан комплекс педагогических условий эффективного формирования жизненных взглядов студентов факультета товароведения ИнЭП г. Краснодара, внедрена программа формирования ценностных ориентаций. Участие в научно-практических конференциях.

4) 2000 — 2004 гг. Проведение анализа полученных данных исследований, связанных с применением программы, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнение положений программы. Формулирование выводов по проведенным исследованиям. Участие в научно-практических конференциях. Оформление работы.

Научная новизна исследований заключается в следующем:

Разработан диагностико-регулятивный подход к формированию качеств личности, основанный на поэтапном их диагностировании и осуществлении коррекции содержания программ и методов воздействия на основании обратной связи, обусловливающей гибкость разрабатываемых программ.

Разработан и обоснован подход к формированию адаптивной нормативной модели ценностных ориентаций на основе обследований профессионально и личностно успешных преподавателей-экспертов по единым со студентами ценностным опросникам.

Па основании разработанного подхода исследовано и проанализировано текущее состояние ценностных ориентаций студентов вуза негуманитарной специальности.

Разработаны и внедрены комплексные модель и программы формирования ценностных ориентаций у студентов вузов, основанные на сотрудничестве и сотворчестве преподавателей и студентов в аудиторной, внеаудиторной, научной и других видах деятельности.

Методики работы с абитуриентами дополнены комплексной программой для школы абитуриента, определяющей и уточняющей понимание избранной профессиональной деятельностипредоставляющей возможность первого знакомства с профессиональными приемамисоздающей благоприятные условия для формирования профессиональных и личностных ценностных ориентаций.

Теоретическая значимость исследований:

— в диссертации рассмотрены особенности формирования ценностных ориентаций в условиях образовательного процесса студентов вузов негуманитарной специальности;

— показана возможность использования диагностико-регулятивного подхода при формировании личностных и профессионально значимых качеств студентов, отличающегося тем, что задание целей воспитания происходит на основе диагностики ценностных ориентаций студентов и обеспечивается обратной связью, что обусловливает гибкость и эффективность воспитательных программ;

— разработан состав действий, выполняемых преподавателями и студентами в процессе сотрудничества и совместного творчества: а) в учебной работе, в том числе в производственной практикеб) в общественной внеаудиторной работе, в том числе с абитуриентамив) в научной работе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в нем модель формирования ценностных ориентаций студентов может быть использована в практической деятельности любого вуза, ссуза, ПТУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Состояние ценностной сферы личности современных студентов характеризуется преобладанием индивидуальных ценностей над социальными, что обусловливает необходимость разработки воспитательных программ, направленных на формирование личностных, социальных и профессиональных ценностей, обеспечивающих успешное социальное взаимодействие и социальную ответственность будущих специалистов.

2. Постоянная диагностика ценностных ориентаций студентов обеспечивает мотивированную постановку воспитательных задач, оценку достигнутого состояния ценностных ориентаций и определяют состав и характер педагогических действий.

3. В условиях противоречивых и недостаточно проявленных ценностей общественного развития приемлемым решением для формулирования нормативных ценностных ориентаций для воспитательного процесса является использование в качестве прототипов профессионально и личностно успешных преподавателей, рассматриваемых как эксперты в ценностной сфере данной профессиональной деятельности. В качестве главных механизмов формирования ценностных ориентаций применяются специально организованные воздействия среды и микросоциального окружения, посредством которых внешние регуляторы переводятся во внутренний план на основе механизмов интернализации и интериоризации.

4. Разработанные в исследованиях модель и программа формирования ценностных ориентаций у студентов вуза помогают молодым людям в самостоятельном выборе нравственных ценностей, в самооценке, в определении личностных смыслов и тем самым способствуют удовлетворению потребностей современного социума в высоконравственных молодых членах общества, способных создавать моральные и материальные ценности.

5. Основными составляющими программы формирования ценностных ориентаций, обеспечивающими ее эффективность, являются: а) установление при помощи социологических измерений исходного, промежуточных и итогового состояний личностных, социальных и профессиональных ценностей студентовб) включение результатов анализа состояния ценностных ориентаций студентов в цепь обратной связи разработки, оценки и корректировки системы воспитательных мероприятийв) разработка, планирование и выполнение педагогических действий, направленных на понимание студентами жизненных и профессиональных ситуацийг) использование на учебных и внеаудиторных занятиях ситуационных и диагностических игр, требующих проявления ценностных отношенийд) совместная внеаудиторная деятельность студентов и преподавателей.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах в процессе обучения и внеаудиторной воспитательной деятельности на факультете товароведения ИнЭП.

Материалы диссертации докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики КубГУ, на заседаниях кафедры Товароведения и экспертизы товаров ИнЭП, были представлены на научно-практических конференциях (Ставрополь, Тихорецк, Краснодар, Ишим, Славянск-на-Кубани) в 20 012 004 гг. Материалы исследований были опубликованы в различных сборниках и журналах.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью его исходных позиций, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследований, промежуточным и итоговым контролем результатов исследований, репрезентативностью данных, корректностью использования методов математической статистики при обработке результатов исследований.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем основной части 188 с.

Выводы по главе.

В главе определено и проанализировано состояние ЦО студентов перед началом нашего педагогического эксперимента. Для этого определены структура и содержание анкет, составлена экспертная группа из преподавателей ИнЭП, по результатам анкетирования которой получено оптимальное распределение для анализа системы ценностей. На основании полученных результаты выделен ряд актуальных задач формирования ЦО у студентов вуза.

На основании поставленных задач и проанализированных ранее педагогических методов и технологий, были разработаны модель и программа формирования ЦО у студентов. В программе отражены педагогические методы воздействия по пяти направлениям: в учебном процессев области выполнения НИР, в самостоятельной работе студентовво время практики на предприятиях городаво внеучебной (внеаудиторной) деятельности. Поставлены четкие задачи и определены методы работы педагогов со студентами каждого курса обучения. Большое внимание уделено игровым технологиям, являющимся одним из основополагающих методов воспитательного воздействия в рамках учебного процесса. Для работы в школе абитуриента был составлен алгоритм формирования ЦО у слушателей школы, на основании которого составлена программа работы преподавателей и слушателей.

Установлено, что формирование ЦО у студентов и абитуриентов характеризуется активным сочетанием обучающей деятельности педагога с воспитывающей подготовкой в области профессиональных знаний, в области формирования жизненных ценностей, с подготовкой к жизни и работе в сложившейся и изменяющейся социально-экономической среде, в социуме, в государстве.

Программа была составлена т.о., чтобы привести в действие социально-психологические механизмы социализации на микроуровне, организовать воздействие на окружение студента в значимой для него деятельности (учебе), активизировать процессы формирования ЦО через интернализацию и интериоризацию.

В модели формирования ценностных ориентаций применен принцип обратной связи, когда информация о ходе формирования и результатах работы, получаемая нами, сопоставляется с «эталонной» шкалой ценностей. Результаты этого сопоставления служат основанием для оценки и коррекции процесса формирования ЦО.

Для проведения анализа состояния ЦО студентов в работе были введены и использованы:

— абсолютный ранговый показатель отклонения ответа студента от оптимального распределения в оценке студента, определяемый с учетом знака и выражающий степень отклонения полученного при анкетировании показателя от оптимального значения;

— суммарный абсолютный ранговый показатель отклонения всей совокупности ответов от оптимального распределения в оценке студентов, определяемый суммированием показателей по анкете без учета знака;

— суммарный относительный ранговый показатель отклонения ответа от оптимального распределения в оценке студентов, определяемый делением суммарного абсолютного рангового показателя на количество пунктов анкеты.

Эти показатели в достаточно полной мере представили картину динамики ЦО у студентов при применении разработанной нами комплексной программы формирования ЦО у студентов вузов.

Благодаря специально организованному воздействию среды, ближайшего окружения, произошел определенный перевод внешних регуляторов, групповых норм и предписаний во внутренний план личности, процесс воспитания стал переходить в процесс самовоспитания и саморегуляции.

Результаты, полученные нами, подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу о возможности формирования ЦО у студентов высшей школы для наиболее успешной их адаптации в социуме, наиболее полной самореализации и укрепления уважения к государству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Состояние ценностной сферы личности современных студентов характеризуется преобладанием индивидуальных ценностей над социальными — стали явственно проявляться изменения в ЦО студентов в сторону принятия криминализации общества как явления приемлемогостал падать престиж получения знаний, трудолюбиематериальные ценности значительно стали превосходить ценности моральные.

2. Разработана методика исследования состояния ЦО студентов в системе высшего образования. Показано, что в качестве адаптивных критериев нормативного состояния ценностных ориентации можно использовать порядок ценностей, полученных при опросе экспертов, представляющих данную профессиональную сферу — личностно и профессионально успешных преподавателей вуза. Проведенный с позиций системно-целевого подхода анализ проблемы показал, что развитие и углубление вузовской системы воспитания является жизненной необходимостью как для молодых людей, начинающих свою профессиональную деятельность в условиях рыночной экономики, так и для государства и общества, в котором молодые люди собираются эту деятельность выполнять.

3. Определены основные направления формирования ЦО у студентов вуза:

— формирование у студентов личностных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, коллектива и государства в целом;

— формирование общечеловеческих, нравственных, социальных, экономических и других ценностных понятий, без которых невозможно существование современного цивилизованного правового общества;

— формирование внутренней уверенности в себе, своих знаниях и своем профессионализме;

— воспитание умения творчески, быстро и неординарно разрешать любые сложные жизненные проблемы;

— воспитание способности к сотрудничеству, т. е. развитие чувств, объединяющих людей на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений;

— воспитание уважения к закону.

4. Созданы практико-ориентированные модель и программа формирования ЦО у студентов вуза. Установлено, что формирование ЦО характеризуется активным сочетанием обучающей деятельности педагога с воспитывающей подготовкой в области профессиональных знаний, в области формирования жизненных ценностей, с подготовкой к жизни и работе в сложившейся и изменяющейся социально-экономической среде, в социуме, в государстве.

Подтверждено, что успешность воспитательной программы основана на приведение в действие социально-психологических механизмов социализации на микроуровне, организации воздействия на окружение студента в значимых для него видах деятельности, активизации процессов интернализации и интериоризации.

Показана целесообразность организации модели формирования ценностных ориентаций с учетом обратной связи, когда информация о процессе формирования ценностных ориентации сопоставляется с «эталонной» шкалой ценностей. Результаты этого сопоставления служат основанием для оценки и коррекции процесса формирования ЦО.

5. Показана педагогическая эффективность предложенной программы формирования ЦО у студентов и абитуриентов вуза, которая подтвердилась в следующих позитивных изменениях:

— повысилась осознанность подхода абитуриентов к выбору профессии;

— повысилась дисциплинированность студентов, улучшилось умение рационально организовывать свою деятельность;

— обнаружено развитие у студентов организаторских навыков и способностей, уверенности в своих силах, чувства собственного достоинства;

— произошла переоценка студентами нравственных ценностей, проявляющихся в идеалах, понимании справедливости, отношении к добру и злу;

— проявился рост интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических, технологических и других знаний, умений и навыков;

— упорядочилось экономическое сознание и мышление, получил развитие разумный подход к формированию потребностей;

— получили развитие проявления порядочности, моральной чистоплотности, способности признавать и исправлять свои ошибки;

— активизировалось в проявление гражданской позиции, повысилось уважение и доверие к государству;

— получили развитие саморегуляция и проявление разумных и обоснованных требований как к другим, так и к себе.

Апробация разработанной программы формирования ценностных ориентаций у студентов вуза показало, что произошло некоторое упорядочение этих ориентаций, развитие нравственных качеств, патриотизма, дисциплинированности, активизация жизненной позиции, развитие творческих способностей, самостоятельности.

Благодаря специально организованному воздействию среды, ближайшего окружения, произошел определенный перевод внешних регуляторов, групповых норм и предписаний во внутренний план личности, процесс воспитания стал переходить в процесс самовоспитания и саморегуляции.

Полученные эмпирические результаты подтверждают в целом выдвинутые нами теоретические гипотезы и позволяют считать данное направление исследовании продуктивным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаев 3. Экологическое отношение и экологическое сознание // Философские науки. -1991, № 2. С.325.
  2. Абрамова Г. С, Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Академия», Раритет 1997.
  3. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. Каирова И. А., Богдановой О.С.-М., 1975.-287 с.
  4. Г. Ю. Количество измерений личности: 16,5 или 3? критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. — 1993, № 2 — Т.1. С. 9−23.
  5. И.С. и др. Компьютерные программы для системы экономической учебы / КазГУ, ИТНО-95: Тезисы докладов. Казань, 1995. -87 с.
  6. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  7. Ш. А. Постигательная и образовательная функция оценки учения школьников // Экспериментально-педагогическое исследование. -М.: 1984.
  8. .Г. Человек как предмет познания. JI., 1968.
  9. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000, — 608 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений М.: Аспект Пресс, 1999. — 374 с.
  11. А. Российская экономическая наука: просветительство и первые школы./ Вопросы экономики, 2001, № 2 63−72 с.
  12. Антология социальной работы. М., 1995. — 286 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 348 с.
  14. А. Г. Психология личности. МГУ, 1990.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. Основы. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  16. В.В., Зеленова М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. П Психологическая наука и образование, 1998, № 1, с. 52−58.
  17. Барышникова З. А Психолого-педагогическая практика / Учебно-методическое пособие. М., 1998.
  18. З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. М., 2000. — 211 с.
  19. И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ). М.: МГУ, 1998.
  20. B.C. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. -127 с.
  21. Ю.В. Ценности и ценностные ориентации молодежи как один из факторов развития её потенциала: социологический анализ состояния и развития. ХГАЭП, 2003. http://www.ael.ru/iatp/2003/Uriy/cennosti.html.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  23. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразова-ния в учебной деятельности студентов младших курсов. //Вестник Моск. ун-та., Сер. 14. Психология. 1987, № 2. — С. 20−30.
  24. П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В. 2 т. М., 1979.
  25. Т. Игра в ситуации: сочетание приятного с полезным // PCWEEK RE № 22−23, 1999.
  26. А.А. Психология общения. М., 1996.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 464.
  28. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. -1998 г., № 2, с. 22−27.
  29. О.В. Роль экономического воспитания в формировании технологической культуры школьников. Комсомольск-на-Амуре, Госпе-дуниверситет. Материалы 6-ой научно-практической конференции, 2001.
  30. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  31. В .Г. Социальное воспитание учащихся. М.: 1991.
  32. А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  33. С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С.26−36.
  34. О.А. Особенности экономической подготовки учителей специальности «Технология и предпринимательство». Комсомольск-на-Амуре, Госпедуниверситет. Материалы 6-ой научно-практической конференции, 2001.
  35. Ю. Нужна единая социально-педагогическая система // Воспитание школьника. 1994, № 2. — С. 48−56.
  36. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии, 1997, № 5, с. 44−55.
  37. Ван Менте. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. -СПб.: Питер, 2002. 208 с.
  38. ВанГанди А. Б. Мощь идей: методы и ресурсы раскрыть творчество в вашей организации. Нью-Йорк: АМАКОМ, 1992.
  39. ВанГанди А. Б. Управление творчеством в группе: модульный подход к решению проблем. Нью-Йорк: АМАКОМ, 1984.
  40. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций / Учебное пособие. М.: «Академия», 2001. — 440 с.
  41. Векшайн В.A. JIН. Толстой о воспитании и обучении. М., 1953.
  42. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1923.
  43. А. Бакшаева А. Развитие мотивации в контекстном обучении // Вестник высшей школы. 1998. № 1.
  44. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. № 1.
  45. М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.
  46. М.Д., Гордин Л. Ю., Фролова А. А. О педагогическом наследии А.С. Макаренко. Т.8 -М., 1986.
  47. О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социс, 2003, № 2, С. 135−138.
  48. Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М., 2003,185 с.
  49. Н.Ф. Игра и мозговой конспект // Сеть творчества-5., 1979.
  50. Л.С. Собрание соч., т. 2. М., 1993.
  51. А.И. и др. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах / Проблемы зарубежной высшей школы: Обзорная информация НИИВШ. М., 1988., Вып. 2.
  52. В .Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. -1980., № 1.
  53. И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении. М., 1906 г., — 199 с.
  54. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989, — 208с.
  55. X., Фон Райбниц У., Шторвник К. Методы выработки идей: творческие решения для бизнеса и технических проблем. Колумбус, штат Огайо: Мемориальный институт «БaттeлльI, 1981.
  56. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  57. Н.Ф. Студент: путь к личности. М., 1982.
  58. А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности неуспешности // Социс, — 2001., № 7, С. 51−57.
  59. Гребнев Л. О новых стандартах в области преподавания экономики //Вопросы экономики, 2000, № 7.
  60. Г. И. Ценностные ориентации личности в условиях рыночной экономики, http://msuc.edu.ru/conf05/partl/docl0.html.
  61. С.И. Теория и методика социальной работы. М.: 1991 г.
  62. Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике // Педагогический поиск. -1993, № 2.
  63. С.А. Трудовое воспитание студентов: методология, теория, управление: Моногр.-М.: Высш. шк., 1986. 96 с.
  64. Дж., Шилдз Дж.Т. Мозговой конспект: есть ли жизнь после мозгового штурма? Сент-Луис, штат Монтана: Мариц Перформанс Им-прувмент Компани, 1993.
  65. К.М. Надежность психологических тестов // Психологическая диагностика, её проблемы и методы / Под ред. К. М. Гуревича и В. И. Лубовского. -М., 1975.
  66. В.Е. Концепция нравственного воспитания личности учащихся в современных условиях // Образование, предпринимательство, мораль: Материалы научно-практической конференции / КубГУ, АБСН, Краснодар, 1997 с.4−7.
  67. В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника / Автореф. дне. докт. пед. наук. М., 1987,-33 с.
  68. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / М.: Педагогика, 1988, -134 с.
  69. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996 г.
  70. Е. Воспоминания дерптского студента // Мир Божий. Март 1902., С. 71−106.
  71. Дидактика технологического образования / Под ред. П. Р. Атутова. Ч.2,-М., 1998 г.
  72. И. А. Самовоспитание личности. М, 1984.
  73. О.П., Багров Н. М., Дмитриевская Н. Ф. и др. СПбГУЭФ Студенты на пороге нового века. СПб, СПбГУЭФ, 2001 http://vAWV.uef/ru/nis/parts/economist/arhiv/943/ertl2.htm
  74. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.
  75. B.C. Инновационные игры. Талин, 1989.
  76. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, самообразование, профессия. -Мн.: «Хелтон», 1998.
  77. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
  78. Закон «Об образовании РФ» // «Первое сентября», № 29, 14 марта 1996.
  79. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию. -//Социс, № 6,2000, с. 21−29.
  80. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда//Социс. 2003.№ 4. С. 99−106.
  81. И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
  82. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. С. 241−254.
  83. В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Корпоративный менеджмент, 1998, № 5.
  84. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  85. Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование, 2000 г., № 3, С. 136−137.
  86. Изучение личности школьника учителем./ Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
  87. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. -11 с.
  88. П.Ф. Дидактические очерки. 2-е изд. — СПб., 1915.
  89. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  90. С.М. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. // http://res/yar.ru/HTM
  91. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, № 4,2000.
  92. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1992 г.
  93. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989.
  94. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969.
  95. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  96. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993,-487 с.
  97. И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формированияценностных ориентаций и социальной активности личности. -М., 1992. С.3−12.
  98. О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994.
  99. А.Я. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С. 255.
  101. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980.
  102. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. -М., 1983.
  103. А.И. Теория формирования личности: в двух частях. Ч. П: Социализация, воспитание и перевоспитание личности. Мн.: НИО 1998, с. 288.
  104. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  105. С. Основы знаний о налогах старшеклассникам // Народное образование, 2001., № 10, С. 178−188.
  106. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: «Ось-89», — 1999., — 208 с.
  107. Е.С., Никандров Н. Д., Туртович JI.T. Социально-психологические проблемы высшей школы. — Л., 1971., 286 с.
  108. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов н/Д: «Учитель», 2001.
  109. А.Ж. Исторические типы образования.// Credo № 18,1999. http://credo.osu.ru/018/001 .shtml
  110. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1989.
  111. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1979.
  112. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2000, — 523с.
  113. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1975., — 304 с.
  114. К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1984.
  115. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., -1992., 17 с.
  116. А.С. Педагогические сочинения. Т.4,8 М., 1986.
  117. Э.Г. Предмет, задачи и методы педагогики // Педагогика: учебно-методическое пособие. Краснодар, 1992, с. 4−7.
  118. Э.Г. Связь предметов педагогики и психологии // Личность и бытие: Теория и методология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З. И. Рябкиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2003, с. 134−136.
  119. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  120. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.:Школа-Пресс, 1994. -96 с.
  121. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика, 2000, № 4.
  122. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  123. Методы педагогических исследований / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. -М.: Педагогика, 1979.
  124. Я.М. Основы профессиональной ориентации. Программа для педагогических учебных заведений. Краснодар, 1998.
  125. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 28−38.
  126. И.А. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
  127. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. JI., 1984.
  128. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990.
  129. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. / 2-е изд. М., 1972.
  130. Р.С. Психология. В 2-х т. Т.1,2. М., 1994.
  131. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
  132. А.С. Экономическое образование школьников. М., 1991, -160с.
  133. Новые правила по защите диссертаций. М.:ИКФ «ЭКМОС», 2002, -64 с.
  134. Р.У. Искусство творческого мышления. Нью-Йорк: Барнс энд Нобл, 1980.
  135. В.Б. Опыт подготовки предпринимателя. // Педагогика, 2001, № 2 С. 59−65.
  136. А.И. Формы предпринимательской подготовки учащихся. // Народное образование, 2001, № 10.
  137. А.И., Романова М. Ю., под ред. Вершинина С. И. Экспериментальная программа курса «Основы предпринимательства». // Народное образование, 2001, № 10.
  138. А. Формы предпринимательской подготовки учащихся. // Народное образование 2001, № 10, С. 209−213.
  139. Парыгин Б, Д., Мироненко И. А. Психологический тест на профориентацию. СПб: Гуманитарный университет профсоюзов, httpy/www.gup.ru/comments/profes.html
  140. Педагогика: пед. теории, системы, технологии/ Под ред. С. А. Смирнова. М.: «Академия», 2000.
  141. А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1984.
  142. В.А. Личность в психологии. Р.-на-Д., 1996.
  143. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
  144. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М: Просвещение, 1981.
  145. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  146. Е.С. Новые педагогические технологии. / Пособие для учителей.-М., 1997.
  147. Е.С. Проблемы образования в канун XXI века. // Эйдос, 1998.
  148. Положение о системе научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Российской Федерации. Проект. http://www.mivo.ru/NIRS/PROJl .НТМ
  149. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.
  150. В.М. Оценка качеств научно-педагогических исследований. -М., 1987.
  151. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социол. Исслед. 1999. № 8.
  152. Пороховский, А А. Российское университетское экономическое образование: традиции и вызов времени. // Вестн. Моск. ун-та., сер. 6, Экономика, № 3, 2000 г.
  153. Проблемы социализации молодежи/ Под общей ред. Н. Л. Поляковой, И. Ф. Рековской, Э. П. Васильевой. -М.: ИНИОН РАН, 1993,245 с.
  154. Проект положения о системе научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Российской Федерации.
  155. Е.А., Русакова Н. А. Информационные педагогические технологии как средство развития профессионального мышления студентов университета Кемерово, КемГУ — / http://res/kem.ru/list50/html&text
  156. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
  157. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Анциферовой Л. И., М.: Наука, 1981.
  158. А., Тархов А. Основы потребительских знаний: преподавать или не преподавать? // Народное образование, 2001. № 100, С. 189−194.
  159. Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск, «Современное слово», 2001. — 928 с.
  160. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  161. В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров. // Вопросы психологии, -1994, № 3.
  162. С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. С. 153.
  163. Е.Ф., Волкова Н. А. Динамика ценностных ориентации у старшеклассников и студентов // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984.
  164. А.Д., Сазонов И. А. Как помочь молодому человеку найти свою профессию. Методическое руководство. Краснодар, 1982.
  165. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  166. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986,-255 с.
  167. А. Пути воспитания профессиональной направленности учащихся и молодых рабочих. М.: Высш. шк., 1974.
  168. А.В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие/ http://spf.kemsu.ru/portal/scenbook.shtml
  169. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.
  170. И.Г. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вчуза // Ярославский пед. вестник., 2003, № 4.
  171. В.Д. Основы технологической культуры. М.: БГПУ, 1998.-268 с.
  172. Система имитационного моделирования управления предприятием: Деловая игра «Дельта»: Учебное пособие/ Е. И. Велесько, А. А. Быков, А.А. Неправский-Мн.: Белфранс., 1997.
  173. С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». М., 1996.
  174. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. М.: «Академия», 2001, — 304 с.
  175. B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности //Magister. 1995. № 2. С. 23−35.
  176. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Прохоров А. М. 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  177. Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. ГНУ ПВиСППДМ. -http://lotec.narod.ru/prog02613/html
  178. Г. С., Харченко И. И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы. // Социс, 2001, № 9, С. 89−95.
  179. Н.Д. Перемены в образовании: динамика жизненных стратегий студентов // Социс. 2003. № 10. С. 55−61.
  180. Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социс. 2003. № 4. С.121−126.
  181. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  182. В. А. Рождение гражданина. М., 1971.
  183. Т. Нужно ли учить школьников предпринимательству? // Народное образование, -2001, № Ю, С. 199−204.
  184. Л.Н. Полное собр. соч., т. 26. М., 1936.
  185. Д. Ролевые игры. Практическое руководство. СПб.: Питер, 2002,-352 с.
  186. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. — 124 с.
  187. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. Т. 2. -М.-Л., 1948.
  188. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. в 11 т. Т. 8.,-М., 1950.
  189. З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. № 25/40. Вып. 2. С. 59−99.
  190. А.Н. Экономическое воспитание в школе и дома. Горький, 1990,-127с.
  191. Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
  192. Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции. // Педагогика. 1994, № 6 С. 94−99.
  193. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
  194. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т2. Тбилиси, 1991 — 425 с.
  195. Фролов АА Наследие А. С. Макаренко в контексте мировой истории двух концепций педагогики: воспитательной и дидактической. http://www.antonmakarenko.narod.ru/Poltava2002/mateii/frolov.htm
  196. Э. Анантомия человеческой деструктивности. М., 1994. -447 с.
  197. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
  198. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
  199. Ю. Образовательная область «Технология»: достижения и нерешенные проблемы. //Педагогика, -2001, № 1, С. 107−109.
  200. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А. Г. Здравомыслова. М., 1967.
  201. М.В. Проблемы воспитания студенческой молодежи в вузе. / http://www.philos-educ.ru/Library/PH05/Celcov.htm
  202. С. Экономическая подготовка школьников основа их трудовой успешности. Народное образование, — 2001 № 10, С. 174−177.
  203. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М., 1983.
  204. И. Тендерные аспекты системы ценностных ориентаций студенческой молодежи, http://www.a-z.ru/women/texts/chichaevr.htm
  205. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. М.: Логос, 1998. — 320 с.
  206. К.Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентаци-ях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108−115.
  207. С.Т. Избр. пед. соч. Т. 1. -М., 1980.
  208. О.А. Ответственность как профессионально значимое качество будущего специалиста. / http://res.krasu.ru/paradigma/l/8.htm
  209. Г. П. и др. Педагогика и логика. М., 1993 г.
  210. Экономика и социология труда // Электронный учебник Института Информатики РЭА им. Плеханова / под рук. Попова Л. А.
  211. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995.
  212. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998 — 596 с.
  213. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты.-Л.: ЛГУ, 1988.
  214. В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев, 1983.217. http://www.cit.narod.ru/iit.htm CIT. RUS: ТЕОРИЯ ИГРЫ.
  215. Allport G. The Nature of Personality: Selected Papers. Cambridge, 1950.
  216. Brusilovsky P. User Moderlling and User Adapted Interaction. 1996. -V. 6 — № 2−3. — P.89−129.
  217. Dorner D. Die Logik des Misslingens. Strategisches Denken in komplexen Situationen. -Humburg: Rowohlt Verlag, 1992.
  218. Dweck C. S. Self-Theories: Their Role in Motivation, Personality, and Development. MI., 1999.
  219. Handbook of Creativity / Ed. by R. J. Sternberg. Cambridge Univ. Press, 1999.
  220. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973.
Заполнить форму текущей работой