Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий на мировом рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Одними из основоположников теории конкуренции можно считать представителей классической политической экономии А. Смита и Д. Риккардо, выдвинувших наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах. Другими зарубежными учеными, которые впоследствии работали над проблемами конкуренции и конкурентоспособности являются, Дж.С.Милль… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК УСЛОВИЕ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    • 1. 1. Сущность системного подхода к определению конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Генезис и современная парадигма теории конкурентных преимуществ предприятия
    • 1. 3. Конкурентоспособность российских предприятий в условиях глобализации экономики
  • ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАБОТАЮЩИХ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
    • 2. 1. Выявление особенностей и тенденций торговли машинами и оборудованием на международном рынке
    • 2. 2. Анализ деятельности российских машиностроительных предприятий на мировом рынке
    • 2. 3. Исследование факторов, влияющих на конкурентоспособность российских предприятий машиностроительной отрасли на мировом рынке
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Разработка модели управления конкурентоспособностью экспортной деятельности промышленного предприятия
    • 3. 2. Систематизация критериев конкурентоспособности экспортно-ориентированного машиностроительного предприятия
    • 3. 3. Проектирование процесса управления рисками, связанными с экспортной деятельностью промышленного предприятия

Повышение конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий на мировом рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важной для страны задачей становится обеспечение экономического роста, превышающего темп простого воспроизводства. Главным инструментом экономического роста национальной экономики является рынок, причем в условиях глобализации грань между внутренним и внешним рынком стирается. Основным механизмом рынка является конкуренция, которая распространяется на все стадии создания и реализации промышленной продукции. В связи с этим для эффективного решения поставленной задачи необходимо ориентировать субъектов экономической деятельности на повышение конкурентоспособности, так как это соответствует объективной логике внутреннего и мирового развития социально-экономических систем.

Машиностроительная отрасль во многом определяет рост промышленного производства, вовлекая в процесс создания стоимости другие отрасли народного хозяйства, существенно влияет на занятность в национальной экономике, обеспечивает значительную часть налоговых поступлений и валютной выручки. Повышение доли экспорта продукции высоких переделов, а это в первую очередь продукция машиностроения, является одним из показателей участия страны в научно-техническом прогрессе, являющемся важнейшим фактором экономического развития. Кроме того, экспорт высокотехнологичной продукции является средством упрочения позиций страны в мировом сообществе. Благодаря этому общие выгоды для экономики страны существенно превышают положительные эффекты от развития собственно машиностроительной отрасли.

На настоящем этапе позиции российского машиностроения на мировом рынке остаются крайне слабыми, что обусловлено, с одной стороны, низкими темпами прогрессивных технико-экономических процессов и, с другой стороны, растущей международной конкуренцией на фоне глобализации мировой экономики. Существует противоречие между современными тенденциями и процессами в мировой экономике и ограниченными возможностями российских машиностроительных предприятий на пути повышения конкурентоспособности на внешнем рынке. Поэтому повышение конкурентоспособности экспортной деятельности машиностроительных предприятий должно стать источником повышения прибыльности их работы, а на макроэкономическом уровне — способствовать повышению уровня жизни населения страны и обеспечению более достойного места государства в рамках мирового сообщества.

Таким образом, исследование проблем формирования и повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий на мировом рынке является актуальной задачей и представляет теоретический и практический интерес в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию, механизм функционирования которой усиливает глобальную конкуренцию и ставит задачу повышения конкурентоспособности предприятий для полноценной интеграции в систему мирохозяйственных связей.

Степень разработанности проблемы. Одними из основоположников теории конкуренции можно считать представителей классической политической экономии А. Смита и Д. Риккардо, выдвинувших наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах. Другими зарубежными учеными, которые впоследствии работали над проблемами конкуренции и конкурентоспособности являются, Дж.С.Милль, А. Маршалл, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, Ф. А. Хайек, К. Р. Макконелл, C.JI. Брю, М. Портер, П. Хейне, Э. Хекшер, Б. Олин, Г. Хэмел, К. Прахалад, Дж. Даннинг. Среди отечественных экономистов, внесших вклад в изучение конкурентоспособности предприятий, необходимо выделить Г. Л. Азоева, Л. Г. Раменского, А. Ю. Юданова, П. В. Забелина, М. Г. Миронова, С. Г. Светунькова, Р. А. Фатхутдинова, И. И. Пичурина, В. В. Криворотова, И. П. Богомолову, И. В. Ершову.

Заслуживают внимания работы, посвященные вопросам экономики и управления предприятием. К числу современных авторов по данной проблематике можно отнести Ж.-Ж. Ламбена, Ли Дж. Болмэна и Терренса Е.

Дила, М. Хаммера, Д. Хана, Э. А. Смирнова, В. Г. Алиева, Н. Н. Тренева, JLE. Стровского, А. Д. Выварца, А. Г. Поршнева, Р. А. Фатхутдинова и других.

Необходимо отметить труды экономистов в области риск-менеджмента предприятия, поскольку современные условия ведения бизнеса погружают предприятия в условия высокой непредсказуемости и требуют учета факторов риска. Среди ученых в области теории риск-менеджмента можно выделить Д. Пикфорда, Е. Н. Станиславчика, B.C. Ступакова, Г. С. Токаренко, К. В. Балдина, С. Н. Воробьева и других.

Проблемы глобализации стали объектом исследования отечественных ученых Н. Загладина, В. Б. Кондратьева, В. П. Оболенского, В. В. Полякова, И. А. Спиридонова, Ю. В. Яковца.

В области изучения региональной экономики существенный вклад внесли Н. М. Ратнер, И. А. Родионова, K.JT. Рожков, доказав решающую роль регионов в формировании необходимых условий для повышения конкурентоспособности предприятий.

Труды вышеперечисленных ученых послужили теоретической основой для данного диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке путей повышения конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий при осуществлении экспортной деятельности.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи.

1. Уточнить понятийный аппарат, используемый в рамках проблематики конкурентоспособности современных промышленных предприятий, а также усовершенствовать классификацию конкурентных преимуществ промышленного предприятия.

2. Выделить основные трансформации в системе научных взглядов относительно теории конкурентных преимуществ, произошедшие в результате развития мировой экономики под воздействием научно-технического прогресса, глобализационных процессов и усиления международной конкуренции.

3. Установить особенности «встраивания» российских промышленных предприятий в архитектуру современной глобальной конкуренции, определить роль регионов и государства в формировании конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.

4. Выявить современные тенденции торговли машинами и оборудованием на мировом рынке и проанализировать макроэкономические показатели деятельности российских машиностроительных предприятий на международном рынке, в результате чего сформулировать вывод о соответствии российской практики экспорта машиностроительной продукции мировым тенденциям и особенностям.

5. Разработать модель управления конкурентоспособностью экспортной деятельности российского промышленного предприятия.

6. Систематизировать критерии конкурентоспособности российского машиностроительного предприятия, осуществляющего экспортную деятельность.

7. Классифицировать риски, связанные с экспортной деятельностью современного российского промышленного предприятия.

Объектом исследования является экспортная деятельность российских предприятий машиностроительной отрасли как участников международной торговли.

Предметом исследования являются методы и способы повышения конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий на мировом рынке.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют фундаментальные исследования зарубежных и отечественных авторов по теории конкуренции и конкурентоспособности современных предприятий, по вопросам глобализации экономики, а также использовались работы в области экономики и управления предприятием, экономики качества, монографии по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятия. В диссертации использовались материалы периодической печати и научных конференций по методологическим и теоретическим аспектам конкурентоспособности.

Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной таможенной службы, Центрального Банка России, информационные данные, содержащиеся в периодической печати и публикациях отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике, а также результаты анкетирования представителей машиностроительных предприятий г. Екатеринбурга, проводимого лично диссертантом.

Основными методами исследования являлись системный подход, научное обобщение, логический метод, анализ и синтез, сравнительный анализ, макроэкономический анализ, метод экспертных оценок, моделирование, а также графико-аналитические методы, позволяющие получить наглядное представление информации (таблицы, графики, диаграммы, профили, схемы). Также в процессе работы над диссертацией разрабатывались анкеты и контрольные листки с целью получения экспертной информации.

Достоверность проведенных исследований подтверждается глубоким изучением значительного числа публикаций по исследуемой теме, использованием официальной статистической информации, проведением лично автором исследования в форме анкетирования, а также положительной апробацией на ряде конференций, в том числе международных.

Наиболее значимые результаты, полученные лично автором и их научная новизна:

1. Предложено понятие конкурентоспособности предприятия как многоаспектной динамической характеристики, что, по мнению авторов, наиболее полно соответствует сущности указанной экономической категории в современных условиях. Для целей структурного представления процесса интеграции российских предприятий в систему мирохозяйственных связей введен термин «конкурентный иммунитет», характеризующий способность региона базирования предприятия и государства формировать благоприятные условия для создания конкурентоспособных предприятий, а также защищать интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности на внутреннем и внешнем рынке путем проведения эффективной политики повышения конкурентоспособности страны, (п. 5 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

2. Исследованы факторы, влияющие на конкурентоспособность российских машиностроительных предприятий на мировом рынке. В результате чего сформулированы основные причины недостаточного уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий на мировом рынке, а также выявлено противоречие между сложившимися тенденциями и особенностями мировой торговли товарами высокой степени переработки и ограниченными возможностями российских предприятий машиностроительной отрасли на пути повышения конкурентоспособности на мировом рынке, (п. 21 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

3. Разработана авторская модель управления конкурентоспособностью промышленного предприятия как участника мирового товарного рынка, которая позволяет повысить управляемость предприятием как системой, а также служить основой для принятия управленческих решений. (п. 13 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

4. Предложена система критериев конкурентоспособности машиностроительного предприятия, осуществляющего экспортную деятельность. Предлагаемая система является инструментом для измерения уровня конкурентоспособности предприятия, а также позволяет производить всестороннюю оценку деятельности предприятия как участника внешнеэкономической деятельности, (п. 13 паспорта специальности 08.00.14 ВАК).

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования предлагаемой модели управления конкурентоспособностью экспортной деятельности в повседневной работе предприятия, а также применением системы критериев конкурентоспособности в рамках планово-аналитической работы машиностроительного предприятия. Рекомендации по проектированию процесса управления рисками, связанными с экспортной деятельностью, могут быть использованы при организации общей системы риск-менеджмента на предприятии. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия», «Управление конкурентоспособностью предприятия», «Прогнозирование и планирование деятельности предприятия».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на конференции «Конкурентоспособность уральских товаров» I съезда победителей конкурса «Лидер в бизнесе» 19 962 005гг. (г. Екатеринбург, 2005 г.) — III Международной научно-практической конференции «Экономическое развитие в современном мире: ВТО и процессы экономической интеграции» (УрГУ, г. Екатеринбург, 2006 г.) — V Всероссийской научно-практической конференции «Новые тенденции в экономике и управлении организацией» (УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург, 2006 г.) — IX отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ (г. Екатеринбург, 2006 г.) — Научно-практической конференции с международным участием «Экономическая культура в условиях развития рыночной экономики: отечественная практика и опыт международного сотрудничества» (УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург, 2006 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ общим объемом 3,0 пл., в т. ч. автора — 2,72 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Исследование выполнено на 175 страницах основного текста, содержит 15 рисунков, 11 таблиц, 7 диаграмм, 2 приложения. Библиографический список содержит 120 источников.

Основные выводы по результатам сравнительного анализа сводятся к следующим положениям:

1. По имеющимся данным за 2002 год доля транспортного оборудования в экспорте развитых стран находится в пределах от 12,7% до 21,8%, электронного оборудования — от 10,8% до 17,3%. Показатель экспорта всей машиностроительной продукции в общем объеме российского экспорта в 2002 году имел значение 9,4%. Как видно, Россия имеет существенное отставание по данному показателю от ведущих стран мира.

2. Согласно данным за 2002 год суммарная доля мирового рынка транспортного оборудования, принадлежащая развитым странам, составила 57,12%, с учетом экспорта Бразилии — 58,27%. В мировом экспорте электронного оборудования доля развитых стран составила 57,79%, с учетом экспорта Китая -63,82%. В 2002 году доля российского машиностроения (без уточнения товарных групп) в мировом рынке приблизительно составила лишь 0,52% [89, с .191], что свидетельствует о низкой степени интернационализации отрасли. Кроме того, приведенные цифры говорят о том, что более половины мирового рынка транспортного и электронного оборудования принадлежит 5−6 странам, а оставшаяся часть — распределяется между остальными странами мира. Россия имеет шансы занять более достойное место на мировом рынке только при условии повышения конкурентоспособности производимой продукции.

3. Основными конкурентами российских машиностроительных предприятий являются производители США, Японии, Германии, Франции, являющиеся крупнейшими транснациональными корпорациями (ТНК).

Остальные страны не имеют столь сильных конкурентных позиций на мировом рынке машин и оборудования, оставаясь в большей степени импортерами данной продукции.

Сводная таблица показателей экспорта высокотехнологичной продукции и основных конкурентных преимуществ некоторых стран мира п/п Наименование страны Объем экспорта, млрд. долл. Доля в национальном экспорте, % Доля на мировом рынке, % Основные конкурентные преимущества.

Транспортное оборудование Электронное оборудование Транспортное оборудование Электронное оборудование Транспортное оборудование Электронное оборудование.

1 2 3 4 5 6 7 8 9.

1 США 99,111 102,543 14,6 15,1 14,23 17,64 Обширные природные ресурсыналичие высококвалифицированной рабочей силыинтенсивность научно-исследовательской деятельности (США — центр мировой науки) — эффективная государственная политикакачественная законодательная базавысокое качество бизнес-средывысокая инновационная активностьзначительные расходы на НИОКРвысокая технологичность производстваприменение ресурсосберегающих технологийграмотный маркетингакцент на стратегическое планирование и реализацию стратегий компанийэффективная система мотивации труда.

2 Япония 100,426 79,038 21,8 17,1 14,42 13,60 Особый японский менталитет, основанный на патриотизме, коллективизме, трудолюбииинтеграция науки и производствавысокий интеллектуальный потенциал (значительные затраты государства на науку) — повсеместная компьютеризация и автоматизация производствабольшой удельный вес высоких технологий в экономикеинновационная и изобретательская активностьориентация менеджмента на процессприменение ресурсосберегающих технологийакцент на качествосистема пожизненного найма.

1 2 3 4 5 6 7 8 9.

J Германия 106,552 87,386 21,0 17,3 15,30 15,04 Качественная правовая система и инфраструктура странывысокая степень соблюдения стандартов в странесертификация продукции и процессоввысокое качество продукции местных поставщиковстрогое соблюдение экологических стандартовприменение ресурсосберегающих технологийфинансирование из государственного бюджета инновационной деятельностиинновационная активность компанийвысокотехнологичность и прогрессивность производственных процессовакцент на развитие брендингаширокая география внешнеэкономических связей.

4 Великобритания 34,493 35,100 12,7 12,9 4,95 6,04 Высокий кредитный рейтинг страныразвитость финансового рынкавысокое качество образованиякачественная законодательная базы (в том числе правовая защита интеллектуальной собственности) — качественная национальная бизнес-средасертификация продукции и процессовзначительные расходы на НИОКРинновационная активностьакцент на эффективность стратегии и тактики компанийвысокий профессионализм менеджментавнедрение новых информационных технологий в правительственные и коммерческие структуры.

5 Франция 57,238 31,807 19,5 10,8 8,22 5,47 Скоординированная научно-техническая и промышленная политика государствапроработанная законодательная базатехнологическое совершенство странывысокое качество школ менеджментастандартизация и сертификацияинновационная активностьвысокие расходы компаний на НИОКРприменение ресурсосберегающих технологийэффективный маркетингакцент на привлечение прямых иностранных инвестиции.

1 2 j 4 5 6 7 8 9.

6 Китай 38,144 15,5 6,03 Эффективная государственная политика, направленная на высокие темпы экономического роста страны, стремительное развитие промышленностиподдержание низкого уровня инфляциидостаточность трудовых ресурсовактивная инновационная деятельность в области информационных технологий и электроникиширокая география внешнеэкономических связейакцент на привлечение иностранных инвестиций.

7 Бразилия 7,986 15,0 1,15 Наличие природных ископаемыхнизкие налогитрансфер технологийакцент на активное привлечение инвестиций во все отрасли экономики.

4. Лидеры мирового машиностроения добиваются высоких результатов благодаря идентичному набору конкурентных преимуществ: существенные затраты на НИОКР, проведение активной инновационной и изобретательской деятельности, ориентация на качество, высокая технологичность производства, грамотный маркетинг, эффективное стратегическое планирование. Прослеживается тенденция повсеместного применения ресурсосберегающих технологий, соблюдение экологических стандартов производства.

5. В развитых странах государственная политика направлена на поддержку производителей, экспортирующих продукцию. Государство обеспечивает экономическую, политическую, правовую стабильность участникам рынка, поощряя развитие конкуренции. В некоторых странах из федерального бюджета направляются значительные средства на финансирование НИОКР, разработку высокотехнологичной продукции. Таким образом правительства развитых стран создают конкурентный иммунитет для своих производителей. Кроме того, несопоставимы цифры затрат из государственного бюджета на науку образование в России и в США. Профессор Р. А. Фатхутдинов отмечает, что в США на науку и образование расходуется в 60 и 100 раз больше средств, чем в России [89, с. 193].

Проанализировав отечественный и зарубежный опыт в сфере экспорта высокотехнологичной продукции, обнаруживается существенное отставание российских машиностроительных предприятий от производителей ведущих стран мира. Перспективы развития отрасли в условиях присоединения России к соглашениям ВТО в существенной мере зависят от того, как машиностроительные предприятия смогут реализовать свои преимущества и повысить эффективность деятельности в условиях усиления внутренней и внешней конкуренции на рынке. В этой связи целесообразно провести SWOTанализ машиностроительной отрасли с целью определения сильных и слабых сторон отрасли, основных возможностей и угроз от вступления в ВТО. (Таблица 2.5.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению проблематики конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке и имеет цель разработки путей повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий при осуществлении экспортной деятельности.

Основные заключительные выводы по Главе 1 исследования:

1. Изучены известные на сегодняшний день в экономической литературе подходы к определению сущности конкуренции и конкурентоспособности. В результате установлено, что универсального определения конкурентоспособности не существует, а все зависит от того, применительно к какому объекту оно относится. Независимо от физической природы и выполняемых функций все объекты могут рассматриваться в контексте конкурентоспособности, то есть конкурентоспособность — это свойство практически любых экономических объектов.

2. Для исследования сущности конкурентоспособности предприятия был выбран системный подход, являющийся методологией исследования объекта как системы. В рамках данного подхода предприятие представлено в качестве сложной открытой системы, имеющей элементы входа, внутренней среды, внутренних процессов, выхода, внешней среды, компоненты обратной связии обладающей свойствами системности (целеориентированности, синергичности, открытости, сложности, самоорганизации, обучаемости, неаддитивности составляющих элементов, иерархичности, надежности, инерционности, адаптивности).

Сформулирован вывод, что при анализе конкурентоспособности предприятия как сложной системы отдельные факторы, влияющие на конкурентоспособность, должны рассматриваться не изолированно, а в их взаимной связи с элементами данной системы.

3. Анализ существующих подходов к количественной оценке уровня конкурентоспособности предприятия показал, что результат оценки конкурентоспособности зависит от набора оцениваемых критериев или показателей. Поскольку конкурентоспособность складывается из множества разных факторов, соответственно выбор и обоснование наиболее важных критериев является одной из основных задач при оценке конкурентоспособности предприятия.

Введение

системы количественных показателей дает возможность на практике управлять конкурентоспособностью как самостоятельным объектомсформировать комплекс конкурентных стратегий, типовых сценариев и процедур принятия управленческих решений на основе проведения мониторинга выбранных показателей, оценки их значенийобеспечить формирование и развитие конкурентных преимуществ предприятия.

4. Предложено и обосновано авторское определение понятия «конкурентоспособность предприятия» как многоаспектной характеристики, отражающей способность предприятия как системы динамично реагировать на изменения рыночной ситуации с целью удержания превосходства над другими хозяйствующими субъектами.

5. Дополнена и уточнена классификация конкурентных преимуществ предприятия. Основные авторские дополнения приведены ниже.

Конкурентные преимущества по способу их получения можно классифицировать как:

— преимущества, полученные креативным путем (основанные на новых интересных идеях);

— преимущества, полученные путем копирования (основанные на имеющемся опыте, стандартных шаблонах).

Конкурентные преимущества по направлениям деятельности предприятия:

— производственные преимущества;

— преимущества в области маркетинга и рекламы;

— преимущества в сфере логистики;

— преимущества в инновационной деятельности;

— преимущества в области управления персоналом;

— преимущества в результате проведения активной PR-деятельности.

Конкурентные преимущества по возможности доступа к разным видам ресурсов:

— доступ к материальным ресурсам (природные ресурсы, капитал, рабочая сила, прочие материальные ценности);

— доступ к нематериальным ресурсам (информация, знания, индивидуальные таланты, прочие нематериальные ценности).

6. В результате анализа эволюции теории конкурентных преимуществ были выделены основные трансформации в системе научных взглядов относительно теории конкурентных преимуществ, произошедшие в результате развития мировой экономики под воздействием научно-технического прогресса, глобализационных процессов и усиления международной конкуренции.

7. Введен термин «вектор трансформации», который характеризует направление и скорость происходящих перемен в мировом сообществе. Под воздействием вектора трансформации происходит не только развитие общества, но и развитие теории конкурентных преимуществ. В качестве примера можно привести переход от индустриального общества к постиндустриальному, вследствие чего происходит смещение акцента с преимуществ, основанных на факторах производства, на преимущества, основанные на знаниях, информации, инновациях, научно-технических достижениях. Уже сейчас некоторые экономисты утверждают, что необходимо формировать опережающие конкурентные преимущества, основанные на новых идеях, создании новшеств, затрачивая при этом минимум ресурсов. Формирование рынков будущего — основной компонент успеха в условиях глобализации экономики и усиливающейся международной конкуренции. Резюмируя вышесказанное, предполагаем, что дальнейшее развитие теории конкурентных преимуществ будет происходить на основе императивов развития мирового сообщества, взаимодействия цивилизаций, в условиях сокращения ресурсов (то есть под воздействием вектора трансформации).

8. Проанализировано явление глобализации как разноплановой категории, имеющей свои положительные и отрицательные стороныпредставлены различные взгляды на содержание процессов глобализации экономики.

9. Выделены и подробно охарактеризованы основные факторы, влияющие на конкурентную позицию российских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках: издержки производства, производительность и интенсивность труда, инновационное развитие, качество выпускаемой продукции, экологический фактор.

10. В результате изучения влияния микро-, мезои макроуровней экономики на конкурентоспособность предприятий предложена трехуровневая архитектура современной глобальной конкуренции, показывающая особенности «встраивания» российских промышленных предприятий в систему мирохозяйственных связей. При этом доказана ведущая роль регионов и государства в формировании конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Для этого введен термин «конкурентный иммунитет», характеризующий способность региона базирования предприятия и государства формировать благоприятные условия для создания конкурентоспособных предприятий, а также защищать интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности на внутреннем и внешнем рынках путем проведения эффективной политики повышения конкурентоспособности страны.

В рамках Главы 2 диссертационного исследования осуществлена диагностика конкурентоспособности машиностроительных предприятий на мировом рынке. Получены следующие основные результаты:

1. Выявлены современные особенности и тенденции торговли машинами и оборудованием на мировом рынке, осуществлена их систематизация.

2. Проведен анализ макроэкономических показателей деятельности российских машиностроительных предприятий на мировом рынке, также осуществлен сравнительный анализ показателей экспорта высокотехнологичной продукции некоторых стран мира. В результате чего обнаружено существенное отставание российских машиностроительных предприятий от производителей развитых стран мира, а также выявлено несоответствие российской практики экспорта машиностроительной продукции мировым тенденциям и особенностям.

3. Выполнен SWOT-анализ машиностроительной отрасли в контексте вступления в ВТО. Полученная SWOT — матрица дает основания предположить, что предстоящее вступление России в ВТО при сложившейся ситуации в отрасли может привести к значительному падению объемов производства со всеми сопутствующими негативными социально-экономическими последствиями, так как степень влияния слабых сторон и угроз весьма значительна. Нами отмечено, что перспективы развития отрасли в условиях присоединения России к ВТО в существенной мере зависят от того, как машиностроительные предприятия смогут реализовать свои преимущества и возможности, чтобы устранить имеющиеся слабости и преодолеть угрозы.

4. Исследованы внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность российских машиностроительных предприятий на мировом рынке. Для целей настоящего исследования диссертантом было проведено анкетирование представителей машиностроительных предприятий г. Екатеринбурга. Результаты исследования представлены в виде профилей значимости факторов и подробного аналитического комментария по каждому виду факторов. В результате сформулированы основные причины недостаточного уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий на мировом рынке.

5. В качестве итогового вывода по Главе 2 установлено, что существует противоречие между современными тенденциями и процессами в мировой торговле высокотехнологичными товарами и ограниченными возможностями российских предприятий машиностроительной отрасли на пути повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

В Главе 3 предложены следующие пути повышения конкурентоспособности экспортной деятельности машиностроительных предприятий:

1. Разработана модель управления конкурентоспособностью экспортной деятельности промышленного предприятия, которая помогает повысить управляемость предприятием как системой, а также служить основой для принятия управленческих решений в процессе повышения конкурентоспособности предприятия в целом. При описании модели предлагаются практические рекомендации по внедрению на предприятии системы управления конкурентными преимуществами. Предлагаемые рекомендации позволяют организовать систему управления конкурентными преимуществами, а также упорядочить и формализовать взаимодействие подразделений предприятия.

2. Систематизированы наиболее важные критерии конкурентоспособности машиностроительного предприятия при внешнеэкономической деятельности. Предлагаемая система критериев и показателей позволяет производить всестороннюю оценку и анализ конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке, поскольку выбранные критерии, на наш взгляд, отражают в динамике происходящие внутри предприятия процессы и характеризуют взаимоотношения предприятия с внешней средой.

3. Спроектирован процесс управления рисками, связанными с экспортной деятельностью предприятия. Поскольку экспортная деятельность предприятия подвержена различного рода рискам, которые связаны с неопределенностью и изменчивостью внешней среды, актуальной является задача организации на предприятии процесса управления рисками экспортной деятельности в рамках общей системы риск-менеджмента. Грамотное управление рисками позволяет предприятию получить конкурентные преимущества при осуществлении экспортной деятельности в условиях возрастающей конкуренции.

Проанализировав известные в экономической теории подходы к классификации рисков, авторами диссертационного исследования установлено, что к настоящему времени не разработано общепринятого и исчерпывающего подхода к классификации рисков, связанных с экспортной деятельностью. В связи с данным обстоятельством, на основе обобщения имеющегося опыта исследователей по проблемам оценки рисков в экономике и конкретно в сфере.

ВЭД, нами выделены наиболее характерные для экспортно-ориентированного предприятия виды рисков и проведена их классификация.

В рамках процесса управления рисками вводится понятие «пакетирование рисков», что означает условное деление рисков на категории (пакеты). Предлагается сортировать риски, связанные с экспортной деятельностью, на три пакета: пакет известных рисков, пакет предвидимых рисков, пакет непредвидимых рисков. Пакетирование рисков дает возможность определить роль каждого вида риска в общей системе рисков экспортной деятельности предприятия.

Вышеперечисленные положения дают основания утверждать, что поставленная цель настоящего диссертационного исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических систем//Маркетинг в России и за рубежом, 2005.- № 5(49). 101, 104с.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996, с. 20−36.
  3. В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы// Маркетинг в России и за рубежом, 2005.- № 1(45). 106, 110с.
  4. Л., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики //Экономист, 2004.- № 1.
  5. В.Д. Россия в мировой экономике,— М.:Владос, 2002. 244 249, 254с.
  6. Антология экономической классики. В 2-х томах. Том 1. Предисловие И. А. Столярова. -М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.- 397- 460с.
  7. О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2004.-26с.
  8. И.У. В рабстве у систем. М.: Информэлектро, 1993. — 19, 28, 31,34,37с.
  9. М., Мясникова Л. Время глобализации//МЭ и МО, 2005. -№ 10.- 17с.
  10. Ю.Балукова М. В. Затраты на качество: от теории к практике/Методы менеджмента качества, 2005. № 3. — 8−12с.
  11. Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции//Маркетинг в России и за рубежом, 2005, — № 4(48).
  12. Бжезинский 36. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство/Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 2005, с. 20−23.
  13. БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) № 49−50 (8995−8996), 4 мая 2006. с. 12−13.
  14. БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) № 48 (8994), 27 апреля 2006. с. 10−12.
  15. БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) № 42 (8988), 13 апреля 2006. с. 10−11.
  16. И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов//Маркетинг в России и за рубежом, 2005. -№ 1(45).- 114,118с.
  17. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 1999.
  18. А.С. Эффективность внешнеэкономических связей России// Внешнеэкономический бюллетень, 2003.- № 1,2,4.
  19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. J1.E. Стровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 155−156, 487с.
  20. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.:Внешторгиздат, 1990.-49с.
  21. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. Сб. статей / Сост. С. Литовченко, А. Дынин, П. Панов, А. Соколов М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 12−14, 17−23, 93−98,200с.
  22. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности.-СПб.: 1998.
  23. А. Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения // МЭ и МО, 2005.- № 7. 81−82с.
  24. С. Конкурентоспособность экономики//Экономист, 2003.- № 4.
  25. В.В. Стратегия инновационного развития//Инновации, 2003,-№ 6.
  26. Л.А. Конкурентоспособные цены: вопросы анализа// Маркетинг и маркетинговые исследования, 2003.- № 4.
  27. В.А., Долятовская В. Н. Исследование систем управления. Учебно- практическое пособие, — М.: Изд.центр. «МарТ», 2004, с. 10−27.
  28. А. Глобальные антикризисные технологии//Эксперт 2002,-№ 21.- 52−55с.
  29. С.В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика фирм и конкурентные преимущества//Труд за рубежом, 2002.- № 2. 16с.
  30. И.В. Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий/УГТУ- Науч. ред. JI.A. Коновалов. Екатеринбург.: Изд-во УГТУ-УПИ, 1999.
  31. B.C., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций// Менеджмент в России и за рубежом, 2003.- № 5.32.3абелин П. В. Основы стратегического управления.-М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  32. Н. Глобальное инофрмационное общество и Россия//МЭ и МО, 2005.-№ 7.-15с.34.3айцев А. А. Организационное проектирование. М.: Инфра-М, 2004. -36−52 с.
  33. А.Н. Методы оценки конкурентоспособности// Внешнеэкономический бюллетень, 2003. № 1.
  34. Зб.Зулькарнаев И. У., Ильясова JI.P. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий.//Маркетинг в России и за рубежом, 2004, — № 4 (24). 36с.
  35. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С. Г. Светунькова. Изд. «Фирменный стиль», 2002.(www.Marketing.spb.ru).
  36. А.Б. Комплекс уникальности и эффективные стандарты российской системы корпоративного управления опережающим развитием предприятия//Менеджмент в России и за рубежом, 2003.- № 6.
  37. В.В. Двуединый процесс повышения конкурентоспособности организации//Инвестиции в России, 2003.- № 4.
  38. ., Глобальные технические правила новый этап в техническом регулировании безопасности автотранспортных средств//Управление качеством, 2006.- № 2. — 43с.
  39. И.В., Колобова Е. А., Брежнев О. В. Управленческие идеи Тома Питерса//ЭКО, 2006. -№ 6. -101с.
  40. В.Б. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России// МЭ и МО, 2001.- № 3. 54с.
  41. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/Майкл Е. Портер- Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715с.
  42. В.И. Стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы: условия разработки, проблемы реализации// Менеджмент в России и за рубежом, 2003.- № 6.
  43. С.В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика//Внешнеэкономический бюллетень, 2003.- № 6.
  44. Г. П., Башмакова М. М. Управление ассортиментом производимой продукции и его превентивное планирование с использованием методологии комплексного подхода и аналитического моделирования/Менеджмент в России и за рубежом, 2003, — № 6.
  45. В.В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 24, 29 с.
  46. Е. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения//Маркетинг, 2006 -№ 2, с. 50−55.
  47. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг/Пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. М.- СПб.- Нижний Новгород и др.: Питер, 2004. — 300−350с.
  48. Ли Дж. Болмэн и Терренс Е. Дил. Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство. Пер. с англ. И. Трифонова. Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге, 2005. 63, 69, 393с.
  49. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. 2-го изд.-М.: Республика, 1992.
  50. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Красавиной, — М.: Финансы и статистика, 2000. 7−9, 14, 22−24, 50−51с.
  51. М.Г. Ваша конкурентоспособность.- М.: Альфа-Пресс, 2004.- 710, 19,21,30,31с.
  52. И.В. Присоединение к ВТО естественный шаг на пути российских реформ. //Практика международного бизнеса, 2005.- № 3(24). — 22−25с.
  53. Е.А. Основы бенчмаркинга.- М.: Изд. «Юристъ». 2002.
  54. Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке, www.marketing.spb.ru
  55. Г. М., Куликова В. П. Математическое моделирование экономических процессов: Учебное пособие. Алматы: Экономика, 1999. -356с.
  56. Н. Проблемы конкурентоспособности металлургических предприятий//Экономист, 2003.- № 5.
  57. В.П. Научно-техническая сфера России и ее позиции на внешнем рынке//Внешнеэкономический бюллетень, 2003.- № 9.
  58. Основы региональной экономики: Учебное пособие/Н.М. Ратнер. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998. 56−58с.
  59. Н.В. Барьеры на пути выхода российских компаний на американский рынок//Внешнеэкономический бюллетень, 2003.- № 9.
  60. И.И. Маркетинг: общая теория. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001.
  61. В.В. Сырьевые отрасли еще долгие годы останутся основным «локомотивом» развития не только экспорта, но и совершенствованияотраслевой структуры российской экономики в целом.// Внешнеэкономический бюллетень, 2005.-№ 9. -19−31с.
  62. М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.-221с.
  63. Программа развития экспортного комплекса Свердловской области на 2000−2005г.г.(Утверждена постановлением Правительства Свердловской области № 325-п от 22.04.97 г.)
  64. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей / И. А. Родионова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. -85с.
  65. Ю.М. Внешнеторговое дело как особая сфера российского предпринимательства//Менеджмент в России и за рубежом, 2003.- № 6.
  66. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005.-VI, 218с.
  67. Русский толковый словарь/Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Рус. яз., 1994. — 254,471 с.
  68. Словарь современной экономической теории Макмиллана/ Пер. с англ. Пивовара А. Г. М.: ИНФРА-М, 2003. — 20с.
  69. Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА — М, 2001.-264с.
  70. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. — 28с.
  71. Современный экономический словарь. 3-е изд./Райзенберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: ИНФРА-М, 2002.
  72. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, 1997. -170с.
  73. Е.Н. Риск-менеджмент на предприятии. М.: Ось-89, 2002. — 18−20, 25,62с.
  74. B.C., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 11, 26, 60−62,74, 256, 263, 266, 267, 288с.
  75. Л.Ф., Чернова Н. В. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2004.
  76. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999.
  77. Т.В. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 2000. — 34с.
  78. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  79. Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000. 173с.
  80. В.В. Теория стратегических маневров в современном российском менеджменте//Внешнеэкономический бюллетень, 2003.- № 8.
  81. Управление рисками/Джеймс Пикфорд- Пер. с англ. О. Н. Матвеевой. -М.: ООО «Вершина», 2004. 35−38, 52с.
  82. Управление рисками.: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (60 000)/К.В. Балдин, С. Н. Воробьев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  83. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Инфра-М, 2000.
  84. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  85. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. -173, 174, 232,237−240, 326−327, 382−384с.
  86. Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир 1992−2015. М.: Экономика, 2005. 191, 193с.
  87. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М, 2000. — 241−254с.
  88. Р.А. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2001.
  89. Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
  90. М. Бизнес в XXI веке: повестка дня / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. — 23, 31с.
  91. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. / Под ред. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича.- М.: Финансы и статистика, 1997.
  92. П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1993.
  93. С. Глобальный маркетинг / Пер. с англ. Е. Носовой, К.Юрашкевича. Мн.: Новое знание, 2004. — 117с,
  94. А. Высокая цена конкурентоспособности//Экономист, 2003.-№ 1.
  95. Н.Ф. Интеллектуальная промышленная собственность в структуре мировой экономики: монография/Н.Ф. Чурин. М.: Экономисту 2005. -10−14,19,21,27,48−52, 55−58с.
  96. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  97. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона// Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 5.
  98. Экономика фирмы: Учеб. пособие/Под ред. проф. О. И. Волкова, В. К. Скляренко. М.: ИНФРА-М, 2000. — 205с.
  99. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд. М.: Гном-Пресс, 2000. — 38−52с.
  100. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.- М.: Экономика, 2003. 12с.
  101. Dessler, Gary. Winning Commitment: How to Build and Keep a Competitive Workforce. 1993. McGraw-Hill, Inc. (p.5,25,72).
  102. Dunning J.N. The Eclectic Paradigm of International Production: A Restatement and Possible Extension//Journal of International Business Studies. Vol. 19. January 1988. (p. 23−41).
  103. Fridson, Martin S. Investment Illusions: a Savvy Wall Street Pro Explodes Popular Misconceptions About the Markets. 1992. John Wiley & Sons.(p.l6,17,19,195)
  104. Jaikumar, R., and D.M. Upton. The Coordination of Global Manufacturing. In Globalization, Technology, and Competition: The Fusion of Computers and Telecommunications in the 1990s. 1993. Boston: Harvard Business School Press, (p. 16−18).
  105. McKierman, Peter. Strategies of Growth: Maturity, Recovery and Internationalization. 1992. The Routledge series in analytical management, (p.96, 100, 101).
  106. Nelson, R., National Innovation Systems: a Comparative Analysis. 1993. New York: Oxford University Press, (p. 60−61).
  107. Revolutionary Effects of New Information Technologies. G.J.Van Den Berg//The Economic Journal. Vol. 116. No 509. February 2006. (p. 10).
  108. Restructuring and Productivity Growth in UK Manufacturing. Richard Disney, Jonathan Haskel and Ylva Heden//The Economic Journal. Vol. 113. No 489. July 2003. (p. 666).
Заполнить форму текущей работой