Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование внешней торговли зерном в развитых странах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с прямым тарифным регулированием в Канаде и ЕС используются также дополнительные меры тарифного регулирования, такие как тарифная квота и установление ограничений на ввоз зерна по действующим ставкам тарифа. Применение указанных мер позволяет государству оперативно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка зерна. В ЕС установлена тарифная квота на ввоз пшеницы в размере 3 млн… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
    • 1. 1. Теоретические основы государственного регулирования внешней торговли
    • 1. 2. Система мер государственного регулирования импорта
    • 1. 3. Система мер поддержки и регулирования экспорта
  • Глава 2. Государственное регулирование внешней торговли зерном в развитых странах мира ^
    • 2. 1. Применение мер торговой политики на мировом рынке сельскохозяйственной продукции
    • 2. 2. Использование мер государственного регулирования импорта зерна в развитых странах
    • 2. 3. Государственная поддержка экспорта зерна в развитых странах
  • Глава 3. Совершенствование государственного регулирования внешней торговли зерном в Российской Федерации с учетом опыта стран — основных участников рынка зерна
    • 3. 1. Совершенствование государственного регулирования импорта зерна в Российской Федерации с учетом опыта стран — основных участников рынка зерна
    • 3. 2. Совершенствование мер государственного регулирования экспорта зерна из Российской Федерации с учетом опыта стран основных экспортеров
    • 3. 3. Возможные последствия присоединения России к ВТО в области государственного регулирования внешней торговли зерном
  • Выводы и предложения
  • Список литературы
  • Приложения

Государственное регулирование внешней торговли зерном в развитых странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сельское хозяйство занимает важное место в экономике России, и его значение велико не только с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны, но и решения социальных проблем. В свою очередь, в условиях глобализации все большее воздействие на развитие аграрного сектора оказывает внешняя торговля. Совокупность данных факторов делает сельское хозяйство одной из наиболее чувствительных отраслей экономики. Это проявляется в сравнительно высоком уровне протекционизма на рынках сельскохозяйственной и продовольственной продукции многих развитых и развивающихся стран. Последнее определяет актуальность проведенного исследования.

Во многих странах зерно занимает значительную долю во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией.

Зерно остается основным видом продовольствия, напрямую потребляемым человеком. Кроме того, 660 млн. т зерна, или 35% от мирового объема потребления используется в качестве корма. Поэтому зерно имеет стратегическое значение. Цены на зерно определяют цены на хлеб, макаронные и кондитерские изделия, молочные продукты, мясо, яйца.

Актуальность исследования обусловлена также процессом присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), в ходе которого вопросы, связанные с принятием обязательств как в области защиты внутреннего рынка продовольствия и сельскохозяйственной продукции, так и в области поддержки экспорта, стоят достаточно остро.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является анализ опыта крупных стран-участников рынка зерна по применению мер государственного регулирования в отношении него и разработка соответствующих рекомендаций в области внешней торговли зерном.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: исследовать теоретические и методологические основы государственного регулирования внешней торговлипроанализировать современное состояние мирового рынка зерна и применение мер государственного регулирования внешней торговли зерном в развитых странах мира и в Россиивыявить недостатки в применении мер государственного регулирования внешней торговли зерном в Россииоценить последствия присоединения России к ВТО для зернового рынка страны в случае принятия ею тех или иных обязательств при применении мер государственного регулирования внешней торговливыработать рекомендации в области регулирования внешней торговли зерном в России.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают мировой рынок зерна, рынки зерна ряда стран-членов ВТО и России.

Предметом исследования является система экономических и правовых отношений, а также комплекс мер государственного регулирования внешней торговли зерном.

Областью исследования является оценка эффективности применения мер государственного регулирования внешней торговли зерном в зависимости от конъюнктуры мирового рынка.

Степень разработанности проблемы и методы исследования.

Основные аспекты государственного регулирования внешней торговли раскрыты в работах зарубежных и отечественных ученых и практиков:

A. Смита, Дж. М. Кейнса, Д. Сальваторе, В. П. Коровкина, А. В. Данильцева, Е. Б. Хлебутина, И. И. Дюмулена, А. И. Степанова, М. Ю. Медведкова, Б. А. Чернякова, А. Г. Белозерцева, В. Д. Нагорного, И. И. Фоминского, Лякишевой И. Н., Д. Скалли, С. В. Киселева, В. А. Клюкача, А. П. Зинченко,.

B.И. Назаренко, И. Ю. Ленчевского, А. Г. Папцова, М. А. Коробейникова, Н. А. Попова, В. В. Шайкина.

Вместе с тем требуется более детальное исследование опыта применения мер государственного регулирования в области внешней торговли зерном в развитых странах, эффективности применяемых в развитых странах и России инструментов регулирования внешней торговли зерном, а также оценки последствий вступления России в ВТО для российских производителей зерна.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, международных экономических отношений и аграрной политики, международные правовые акты, а также действующее законодательство и нормативно-правовые документы Российской Федерации.

В качестве исходной информации при проведении исследования использовались статистические данные Росстата, ФТС России, Минэкономразвития России, Международного совета по зерну, Российского зернового союза, а также разработки научных учреждений.

Для решения поставленных задач при проведении исследования были использованы следующие методы и приемы научного анализа: монографический, абстрактно — логический, системного анализа и сравнений, экономико-статистический, причинно — следственных связей и расчетно-конструктивный.

Научная новизна диссертации состоит в разработке методологических подходов, приемов и методов исследования государственного регулирования внешней торговли зерном в развитых странах мира, оценке последствий присоединения России к ВТО для российских производителей зерна, разработке предложений по совершенствованию системы государственного регулирования внешней торговли зерном в России.

К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания по данной проблеме, можно отнести следующие: уточнены теоретические и методологические основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— уточнена классификация мер государственного регулирования внешней торговли в зависимости от направления движения товара и объекта приложения мер;

— конкретизированы типы торговой политики, применяемой развитыми странами мира в отношении сельскохозяйственной продукции;

— выявлены особенности рынка зерна России, которые необходимо учитывать при формировании государственной политики в области государственного регулирования внешней торговли зерном;

— проведена систематизация мер государственного регулирования импорта и поддержки экспорта зерна, применяемых в странах-экспортерах зерна;

— предложены методические подходы к определению оптимальных мер регулирования импорта и экспорта зерна в зависимости от состояния внутреннего рынка зерна;

— разработаны предложения по совершенствованию государственного регулирования внешней торговли зерном в России с учетом зарубежного опыта.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при выработке конкретных предложений по совершенствованию государственного регулирования внешней торговли зерном, а также в процессе преподавания курсов «Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе», «Мировая экономика».

Автором обоснована возможность оптимизации системы таможеннотарифного регулирования ввоза зерна путем внесения изменений в таможенный тариф.

Апробация и публикация результатов.

Основные положения работы нашли свое отражение в опубликованных работах.

Структура и объем работы.

Структура диссертации предопределена целью и основными задачами исследования, логикой разработки темы и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. Она изложена на 143 страницах текста, содержит 24 таблицы и 11 рисунков, 9 приложений.

Выводы и предложения.

1. Государственное регулирование внешней торговли — это неотъемлимая часть системы государственного регулирования экономики и является продолжением экономической политики государства. Формы регулирования внешней торговли зависят от торговой политики государства.

Торговая политика формируется в рамках двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества между государствами и охватывает фактически все отрасли экономики.

В настоящее время все большую роль в формировании торговой политики играет многостороннее экономическое сотрудничество. Основным институтом многостороннего экономического сотрудничества в современном мире является Всемирная торговая организация. Правила и нормы, устанавливаемые в ходе многосторонних торговых переговоров в рамках данной организации, являются важнейшим фактором, воздействующим на торговую политику большинства государств, а, следовательно, и на формы и методы государственного регулирования внешней торговли.

2. Основными видами мер государственного регулирования импорта являются таможенно-тарифные меры и меры нетарифного регулирования.

К таможенно-тарифным мерам регулирования импорта относят установление таможенных пошлин, которые напрямую влияют на цену импортируемого товара, применение тарифных квот и регуляторов тарифа. Существует несколько видов ставок таможенных пошлин. Установление конкретного вида ставки таможенной пошлины зависит от характеристик облагаемого товара, а также от цели ее применения.

Меры нетарифного регулирования применяются в виде ограничений и формальностей, связанных с соблюдением соответствия ввозимых товаров требованиям национального законодательства страны ввоза, в части безопасности товаров для потребителя, подтверждения соответствия требуемым техническим стандартам, уведомления уполномоченных ведомств о ввозе отдельных категорий товаров, и, если требуется, получения от них разрешения.

3. К основным мерам государственного воздействия на экспорт относят: субсидирование, финансовую поддержку экспорта, неэкономические формы поддержки экспорта и его ограничение.

Субсидирование применяется в качестве инструмента повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке. Всемирная торговая организация подразделяет субсидии в зависимости от их искажающего воздействия на торговлю. Экспортные субсидии считаются наименее приемлемой формой субсидирования в рамках Всемирной торговой организации, а внутренние субсидии разделены на несколько видов, и их применение разрешено в определенных рамках.

Остальные экономические формы поддержки экспорта выражаются в предоставлении финансовой помощи экспортерам, льготном страховании экспорта, предоставлении кредитов импортерам и т. д.

К неэкономическим формам государственной поддержки экспорта можно отнести действия властей, направленные на расширение экспортных рынков и отстаивание интересов экспортеров на уже существующих рынках.

4. Основными странами — экспортерами зерна являются США, Канада и ЕС. При этом объем импорта по основным видам зерновых по отношению к мировому импорту в США и Канаде незначителен. Доля импорта США в мировом импорте зерна в 2001;2004 гг. составила 1,4%, а доля Канады -1,3%.

Отношение объема импорта к объему национального производства зерновых было также незначительно за исключением видов зерновых, которые практически не производятся в стране. Так, в США в период 20 012 004 гг. доля импортного овса на внутреннем рынке доходила до 92%, а в Канаде доля импортной кукурузы на внутреннем рынке в тот же период достигала 48%.

Во всех рассматриваемых государствах в отношении зерновых применяется специфическая ставка таможенной пошлины.

5. Вместе с прямым тарифным регулированием в Канаде и ЕС используются также дополнительные меры тарифного регулирования, такие как тарифная квота и установление ограничений на ввоз зерна по действующим ставкам тарифа. Применение указанных мер позволяет государству оперативно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка зерна. В ЕС установлена тарифная квота на ввоз пшеницы в размере 3 млн. т в год. В канадском таможенном тарифе определены повышенные ставки таможенных пошлин, доходящие до 94% от таможенной стоимости на зерно, ввозимое сверх объемов, разрешенных к ввозу.

6. Для всех вышеуказанных стран характерно применение следующих мер поддержки производства и экспорта зерна:

— установление минимального уровня цен на закупку зерна у сельхозпроизводителей;

— предоставление внутренних субсидий, направленных на улучшение инфраструктуры, проведение научных исследований и внедрение новых технологий, улучшение качества управления сельскохозяйственными предприятиями;

— меры поддержки финансового характера, в том числе, страхование экспортных сделок и кредитование импортеров;

— система поддержки производства и экспорта зерна направлена на поддержание стабильности на внутреннем рынке, подержание доходов производителей зерна, а также развитие его экспорта.

При этом существует ряд различий в системах поддержки производства и экспорта зерна в ЕС, США и Канаде.

Как показало исследование, в ЕС необходимость пропорционального распределения средств, направляемых на поддержку производства и экспорта зерна, между странами приводит к ослаблению экономического эффекта от такой поддержки.

Особенностью поддержки производства и экспорта зерна в США является ее интенсивный характер.

Основным отличием канадской системы поддержки производства и экспорта зерна является государственная монополия на его экспорт, что позволяет ей более эффективно использовать средства, направленные на поддержку.

По нашему мнению, слабой стороной американской и канадской систем поддержки производства и экспорта зерна является их несоответствие нормам и правилам ВТО, особенно в части прямой поддержки экспорта. Запрет с 2013 года на экспортные субсидии в рамках ВТО может привести к ослаблению позиций США и Канады в данной организации и введению ответных мер со стороны стран-импортеров зерна.

7. Учитывая то, что цены на зерно на внутреннем рынке России в среднем на 15% ниже мировых цен, возможное снижение ставок таможенных пошлин на зерно в рамках присоединения России к ВТО не приведет к отрицательным последствиям для российских производителей зерна.

При этом, учитывая опыт крупных стран-экспортеров зерна, целесообразно в российском таможенном тарифе после присоединения страны к ВТО предусмотреть возможности применения инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения конъюнктуры как мирового, так и национального рынков зерна.

В части обязательств по ограничению государственной поддержки производства зерна следует отстаивать конкурентные условия для отечественных производителей и экспортеров, соразмерные с основными странами-экспортерами зерна, субсидирующими его производство и экспорт.

8. В целях повышения эффективности государственного регулирования импорта зерна в Российской Федерации в отношении всех зерновых, за исключением риса, было бы целесообразным использовать такой инструмент тарифного регулирования, как регулятор тарифа, посредством которого, можно было бы устанавливать более высокую пошлину на продовольственное зерно с более высокой таможенной стоимостью, и более низкую — на кормовое зерно с низким уровнем таможенной стоимости. Тем самым будет создан дополнительный стимул для развития животноводства в России.

9. Исследование показало, что увеличение объемов экспорта зерна без соответствующего увеличения объемов производства в России приводит к его дефициту и росту цен на внутреннем рынке.

Для развития экспорта зерна из Российской Федерации без ущерба для внутреннего рынка необходимы следующие меры государственной поддержки: создание условий для увеличения объемов производства зернасубсидирование, направленное на развитие транспортной и складской инфраструктурыприведение требований, в области контроля качества зерна, применяемых в Российской Федерации, в соответствие с аналогичными требованиями, применяемыми в других странах мира.

По нашим расчетам, для выделения экспортного ресурса зерна в размере 15 млн. т. при условии обеспеченности им населения страны на уровне США, объем производства зерна в России должен увеличиться до 157 млн. т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: Юристъ, 2001.-285 с.
  2. Аграрная политика / А. П. Зинченко, В. И Назаренко, В. В. Шайкин и др.- Под. Ред. А. П. Зинченко. М.: КолосС, 2004.
  3. А.И., Васютин А. С. Зерно России. М., «ЭКОНДС-К», 2002. -432 с.
  4. А.И. Проблмы формирования развитого рынка зерна в России / Сб.ст. «Развитие аграрного рынка». М., 2002. — С. 55−62.
  5. К., Котрелл Р., Фраттини Ф., Хэр П., Лами П., Медведков М. Ю., Ясин Е. Россия и ВТО. Лондон, Центр Европейских Реформ, 2002.
  6. А.Г. Земля и хлеб России: историко-экономический очерк (1900−2005 гг.). -М.: Изд-во МСХА, 2005.
  7. А.Г. Зерновое хозяйство России (1965−1997 гг.): Историко-экономический очерк. М.: Воениздат, 1998.
  8. Л.П., Кудряшова В. А. Международные экономические организации. М.: Экономистъ, 2005.
  9. К.Г. Регулирование агропродовольственных рынков: внешнеэкономический аспект. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова- Энциклопедия российских деревень, 2005. — 204 с.
  10. Ван Дузер Э., Сутырина С. Ф., Капусткина В. И. Россия и мировая торговая система. СПб.: Издательство «Петрополис», 2000.
  11. Вестник Российского зернового союза, № 20 (132), 17 ноября 2003.
  12. Вестник Российского зернового союза, № 1 (160), январь 2006.
  13. Г. Ю., Громыко В. В., Окрут З. М., Сагинова О. В. Экономика Европейского Союза. М.: Экономистъ, 2003.
  14. А.В., Бутковский В. А. Россия зерновая держава. — М.: Пищепромиздат, 2003. — 508 с.
  15. С.А. Всемирная торговая организация и интересы России. Международно-правовые аспекты. Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 2002.
  16. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. М.: Наука, 2002.
  17. Н.Ф., Сидорова Е. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». М.: «Юстицинформ», 2005.
  18. Н.С. Роль экспорта в развитии российского рынка. Диссертация канд. экон. наук. М., 2004.
  19. Н.С. Экспорт зерна: итоги 2004/05, перспективы 2005/06 // Вестник Российского Зернового Союза, № 6 (153) июнь 2005.
  20. С.И. Основы международного бизнеса. М.: БЕК, 1997.
  21. И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
  22. А.А. Агропромышленный комплекс: вложения, информатизация. -М.: МСХА, 1998.
  23. А.П. Структурная политика и использование производственного потенциала в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление 1996, № 2.
  24. Закон Российской Федерации от 28 мая 1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе».
  25. A.JI. Рынок зерна России: тенденции, проблемы, перспективы // Вестник Российского Зернового Союза, № 10 (157), октябрь 2005. с. 40−43.
  26. Интеграция аграрных рынков: методология, анализ тенденций, перспективы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2005. — 313 с.
  27. Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура. М., Анкил, 2002.
  28. С.В. Сельское хозяйство России и ВТО. М., МГУ, 2004.
  29. В.А., Алтухов А. И., Васютин А. С. Рекомендации по государственному регулированию зернового рынка Российской Федерации.-М.: 2000.
  30. В.П., Незадоров А. Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности АПК России. Уч. Пособие. М.: Изд-во МСХА, 2002. С. 218.
  31. В.П., Незадоров А. Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. Учебное пособие. М.- «ТД ЭЛИТ-2000», 2003.-464 с.
  32. Е. Мы не понимаем аграрной стратегии государства/ Крестьянские ведомости, № 26, июнь 2005.
  33. Э.Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 165 с.
  34. И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М.: Социум, 2002.
  35. И.Ю. Международная торговля: современное состояние, операции и сделки, расчеты, валютные отношения: Учебное пособие. -М.: Изд-во МСХА, 2005.
  36. В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 735 с.
  37. Маркетинг / А. В. Пошатаев, М. В. Москалев, Е. И. Семенов и др.- под ред. А. В. Пошатаева. М.: КолосС, 2005.
  38. А. Государственное регулирование сельского хозяйства США // Вестник Российского Зернового Союза, июнь 2005.
  39. Э.Г. Таможенно-тарифное регулирование агропродовольственного рынка в Российской Федерации. Диссертация канд. экон. наук. М., 2005.
  40. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой. 4-е изд. — М.: Флинта, 2002. — 480 с.
  41. Нагорный В. Д, Сельское хозяйство Канады корни успеха. — Майкоп: ООО «Качество», 2004.
  42. В.И. Аграрная политика Европейского Союза / Институт Европы РАН. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 362 с.
  43. Налоговое регулирование ввоза/вывоза товаров // Таможенный альманах, № 3, 2001.
  44. Отраслевой анализ присоединения России к ВТО. М.: Международная торговая палата, 2001.
  45. Обзор Международного совета по зерну от 31 марта 2005 г., GMR No 343.
  46. Обзор рынка зерновых, масленичных кормов // БИКИ, № 13 (8359), 9.02.2002.
  47. Обзор рынка зерновых // БИКИ, № 130 131 (8476 — 8477), 14.11.2002.
  48. Общее Европейское экономическое пространство. Перспективы взаимоотношений России и ЕС. М.: Дело, 2004.
  49. А.Г. Аграрная политика и сельскохозяйственное производство Республики Корея: Обзорн. Информ. ВНИИТЭИагропром. М. 2001. — 63 с.
  50. Н.А. Экономика сельскохозяйственного производства. С основами рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства. Учебник. М., Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1999.-352 с.
  51. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
  52. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: ЮРИСТЪ, 1999.
  53. В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М., РИО РТА, 1997.
  54. Проект концепции развития зернового рынка России на период 20 002 005 гг. М.: Вестник Зернового союза, 1999.
  55. Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров: Правовые тексты. М., МАИК «Наука / Интерпериодика», 2002.
  56. Россия и страны члены Европейского союза. 2003.: Стат. сб./ Госкомстат России. — М., 2003. — 279 с.
  57. Д. Мировая экономика. М.: Институт внешнеэкономических связей и управления, 1998.
  58. Н.З., Сафиуллин JI.H. Аграрная политика: Учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 374 с.
  59. И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 111 с.
  60. Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко и др. М.: Колос, 2001. — 264 с.
  61. В.JI. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. М.: «Финансы и статистика», 2004.
  62. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999.-480 с.
  63. Страны ОЭСР 2000. Статистический сборник. — М., «Весь мир», 2001.
  64. В.Б. Экономика США. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003.
  65. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
  66. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2001 год. М., Государственный таможенный комитет, 2002.
  67. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2002 год. М., Государственный таможенный комитет, 2003.
  68. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2003 год. М., Государственный таможенный комитет, 2004.
  69. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2004 год. М., Федеральная таможенная служба, 2005.
  70. Таможенный тариф Российской Федерации. Утвержден Постановлением Правительства России от 30 ноября 2001 г., № 830.
  71. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 431 с.
  72. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  73. Е.Б. Экономика зернового хозяйства в развитых капиталистических странах. М.: Колос, 1975.
  74. Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Юристъ, 2005.
  75. Л.Г. Налоги и налоговое регулирование. М.: ТЕИС, 2003.
  76. Я. Россия способна получать 200 миллионов тонн зерна в год. СПб.: Торгпред, 2002.
  77. В.М. Всемирная торговая организация: право и система: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 208 с.
  78. Н.Н. Внешнеторговая политика. М.: 2003.
  79. Экономика и управление в сельском хозяйстве. М.: Академия, 2005.
  80. Экономика мира. Основные направления сельского хозяйства и промышленности мировой экономики. Глобальные проблемы человечества. М.: Астрель, 2002.
  81. Экономика сельского хозяйства: Учебник для студентов высших учебных заведений / Н. Я. Коваленко, Ю. И. Агирбов, Н. А. Серова и др. -М.: ЮРКНИГА, 2004. 384 с.
  82. O.K. Введение в агробизнес. М.: Изд.-во МГУ, 1994. -112 с.
  83. Annual Report 2004, Geneva, World trade organization, 2004.
  84. Algeria, International customs tariffs bureau journal No 88 (15th edition) July 2003.
  85. Bruinsma J., Diouf J., World Agriculture, Towards 2015/2030: An FAO Perspective, Earthscan Pubns Ltd (07/01/2003).th
  86. China, International customs tariffs bureau journal No 13 (9 edition) October 2004.
  87. Dyson Т., Population and Food: Global Trends and Future Prospects, Routledge, 1996.
  88. Goode W., Dictionary of Trade Policy Terms, Adelaide, University of Adelaide, 2002.
  89. European Union, International customs tariffs bureau, journal No 14 (26th edition) January 2004.
  90. Japan, International customs tariffs bureau journal No 28 (18th edition) September 2003.
  91. Johnson D., US Perspectives on Grain Trade with Canada: A Critical Apprisal, American Review of Canadian studies, vol. 28, 1998.
  92. Kingdom of Saudi Arabia, International customs tariffs bureau, journal No 62 (8th edition) December 2004.
  93. Philippines, International customs tariffs bureau, journal No 43 (10th edition) March 2004.
  94. Sanderson F., Agricultural Protectionism in the Industrialized World, Washington, 1990.
  95. Sewell Т., The world grain trade, New York, Woodhead-faulkner, 1992.
  96. Srinivas Nidhi Nath, Agriexport totals $ 622 bn, Economictimes.indiatimes.com >Economy > Agriculture, January 2005.
  97. United States of America, International customs tariffs bureau, journal No 21 (20th edition) September 2004.
  98. World cereal trade: what role for developing countries?, Paris, 1993.
  99. World grain statistics 2000, International grain council, London, 2005.
Заполнить форму текущей работой