Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и использование экспортного потенциала России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие международной торговли в XX веке на основе углубления международного разделения труда создаёт общую для всех стран заинтересованность в развитии внешнеэкономических связей, их либерализации с целью получения максимальных выгод от своего участия в этом процессе, в частности, возможность доступа к последним достижениям мирового научно-технического прогресса (за счёт которого снижается доля… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L Теоретические подходы к формированию внешнеэкономической политики и экспортного потенциала России
    • 1. 1. Фритредерство — базовая «идеология» внешнеэкономической политики
      • 1. 1. 1. Генезис политики фритредерства
      • 1. 1. 2. Переход от государственной монополии к либерализации внешней торговли России
    • 1. 2. Стимулирование экспорта и экспортная экспансия — взаимосвязанная система экономических отношений
  • Ф
  • ГЛАВА 2. Экспортный потенциал России в условиях ориентации на внешнеторговую экспансию
    • 2. 1. Экспортная деятельность России на мировых рынках товаров и услуг
    • 2. 2. Интеграция России в мировой рынок новых технологий и наукоёмкой продукции

Формирование и использование экспортного потенциала России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы, Развитие экспортного потенциала России является исключительно важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития России. Значимость экспорта как фактора стабилизации и поддержания национального производства, источника поступления валюты для удовлетворения внутренних нужд экономики, существенно возросла к середине 90-х гг., когда в сравнительно короткий исторический период в России после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю был совершен переход к новым формам хозяйствования, основанным на принципах либеральной экономики с участием новых субъектов хозяйствования. На сегодняшний день, российский экспорт является крупным сектором национального хозяйства, через который реализуется до 2/5 ВВП страны.

Современные тенденции развития мирового хозяйства таковы, что рост объёмов мирового экспорта опережает рост объёмов мирового производства более чем в 2 раза. За период 1982;1999гг. объём мирового экспорта возрос на 152%, в том числе промышленных товаров — на 184% при увеличении мирового производства лишь на 52%, в том числе в промышленной сфере — на 58%. 1 При этом ярко выраженной тенденцией международно либерализированной торговли является диверсификация структуры экспорта в сторону увеличения доли наукоёмкой продукции и услуг.

В современных условиях Россия участвует в мировом обмене пока преимущественно путём расширения торговли топливно-сырьевыми ресурсами. Вовлечённость в международную кооперацию производства, торговлю услугами, в международный научно-технический обмен оценивается крайне неудовлетворительно .

Закономерно, что в таких условиях процессы наращивания российского экспорта, особенно в части продукции промышленного комплекса как наиболее многопрофильного сектора индустрии, могут стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны. В.

5 См.: МВФ — прогноз развития мировой экономики. // Бюдл.кностр.коммер.информ. 2000. № 49. С -.9. тоже время, расширение масштабов экспортной деятельности и повышение её эффективности возможны лишь на основе изменения товарной структуры экспорта и совершенствования конкурентных параметров экспортируемой продукции, прогрессивных форм продажи на внешние рынки, а также на основе оптимизации географической ориентации поставок.

Достижение вышеупомянутой цели при сохранении свободы хозяйствующего субъекта внешнеэкономической деятельности, предполагает выработку и осуществление государством промышленной политики с экспортной ориентацией с учётом современных реалий, которая должна быть направлена на формирование конкурентных преимуществ в ведущих экспортоориентирован-ных отраслях народного хозяйства, потенциально способных к осуществлению экспортной экспансии. В настоящее время структура промышленного производства крайне неэффективна, о чём свидетельствует незначительные объёмы поставок готовой и наукоемкой продукции на внешний рынок. На долю России на сегодняшний день приходится лишь 0,3%' мирового производства наукоёмкой продукции, а её удельный вес в национальном экспорте не превышает 1,5% и значительно уступает аналогичным показателям промышленно развитых и ряда развивающихся стран.

Исчерпание экстенсивных факторов роста российского экспорта товаров топливно-сырьевой группы, сокращение удельного веса машинотехнической продукции в национальном экспорте до 8,9% (в 1990 г.-17,6%, 1998 г.-11,3%), снижение инвестиционной деятельности в промышленности (¼ уровня 1990 г.)2. а также постоянное ужесточение степени международной конкуренции на внешних рынках на фоне активной государственной поддержки экспорта за рубежом и применения развитыми странами защитных мер в интересах собственных отраслевых производств, подтверждает необходимость мер со стороны государства в области содействия развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала России.

Миндели Л. Международные аспекты российской инновационной политики, // Мировая экономика н международные отношения (МЭМО), 2001, С. 5 В.

2Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России — проблемы и перспективы. // МЭМО. 2001, № 5. С. 32.

На основе развития процесса либерализации внешнеэкономической деятельности, возрастает интерес к изучению зарубежного опыта в области государственного стимулирования развития экспортного потенциала, его составляющих и непосредственной поддержки государством национальных экспортеров на внешних рынках. Изучение данных вопросов нашло отражение в работах известных отечественных и зарубежных ученых и специалистов, в том числе, занимающихся проблемами развития международной торговли, исследования места и роли России в системе мирохозяйственных связей, интеграции страны в мировую экономику, развития механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России, а также вопросами трансформации методов осуществления внешнеторговой политики в контексте предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), таких как: Авдокушина Е., Андрианова В., Архангельского В., Атгемса И., Бабина Э., Ба-бышева Л., Богомолова А, Буглая В., Варшавского А., Водянова А., Волковой С., Глазьева С., Грязнова Э., Давыдова О., Данильцева А., Дюмулена И., Зага-швили В., Зверевой Т., Иноземцева В., Камолова С., Киреева А., Кириченко Э., Кочетова Э., Кушлина В., Ливенцева Н., Львова Д., Мовсесяна А., Оболенского В., Орешкина В., Пашковой А., Парканского А., Перской В., Покровской В., Покровского А., Портера М., Преснякова В., Рогова В., Савина В., Ситаряна С., Смирнова В., Соколова В., Спартака А., Спандарьяна В., Фаминского И., Фо-ломьёва А., Шагалова Г., Шмелёва В., Шмиттгоффа К., Шорохова Г., Эльянова А., Яковца Ю.

Вопросы развития отечественного экспортного потенциала, также нашли отражение и в ряде правительственных программ Российской Федерации. (Федеральная программа развития экспортаКонцепция промышленной политики с экспортной ориентацией до 2005 г.). Однако реализация этих программ затруднена в связи с постоянной нехваткой свободных бюджетных средств, необходимых для развития экспортного потенциала страны. Более того, расходы на содействие развитию экспортного потенциала в России не только значительно ниже тех, что имеют место в промышленно развитых и ряде развивающихся странах, но и ниже утвержденных показателей в собственных программах развития национального экспорта.

Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном секторе экономики России, свидетельствует, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортоориентированных производств не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства в целом представляет для России крайне важное значение.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы формирования и использования экспортного потенциала России, определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании приоритета экспортной экспансии в XXI веке во внешнеэкономической политике России на базе развития и расширения объёмов производства и экспорта конкурентоспособной на мировых рынках продукции с высокой долей добавленной стоимости, в первую очередь наукоёмкой и инновационной ориентации.

В соответствии с поставленной целью были определены и последовательно решались следующие задачи.

• исследовать теоретические основы формирования внешнеэкономической стратегии промышленно развитых государств в современных условиях мирового хозяйствования;

• проанализировать опыт зарубежных стран в области реализации политики экспортной экспансии в реалиях мирового хозяйства, и выявить основные принципы построения соответствующих институциональных систем обеспечения экспортной доминанты во внешней торговле;

• на основе анализа зарубежного опыта в части выработки мер по поддержке национального экспорта сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию инструментария содействия российским экспортёрам с учётом сложившихся в стране условий;

• оценить современное состояние российского экспортного потенциала и выявить его конкурентные возможности на мировом рынке;

• проанализировать структурные сдвиги в экспортном секторе страны и выработать рекомендации по активизации экспортной деятельности российских хозяйствующих субъектов;

Объектом исследования выступает процесс формирования и использования отечественного экспортного потенци&па в условиях трансформирования внешнеэкономической политики России.

Предметом исследования система экономических отношений в области формирования и реализации внешнеэкономической политики России в форме экспортной экспансии.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные публикации российских ученых и зарубежных авторов в области международных экономических отношений и международной торговлиположения в рамках соглашений ГАТТ/ВТОданные международной статистики и Госкомстата РФисследования международных организаций и НИИ РАН, аналитических материалы Минэкономразвития РФ, программные документы Правительства России в области развития экспорта.

Для обобщения полученной информации применялись следующие методы системного и диалектического подходов: экономический, логический, исторический и метод экспертных оценок.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем.

1. Доказано, что доминирующей концепцией построения внешнеэкономической политики государств в рамках мирового хозяйства в современных условиях является фритредерство, открывающее более широкие горизонты для взаимовыгодного внешнеторгового взаимодействия и обуславливающее предпосылки динамичного развития национальных экономик.

2. На основе анализа развития внешнеэкономической политики государств, опирающихся на принципы фритредерства, автором обосновано, что фритредерство являет собой гибкое сочетание инструментов либерализма и протекционизма, приоритет применения которых определяется на национальном уровне, исходя из задач национального экономического строительства и обеспечения в первую очередь национальных экономических интересов в глобализирующемся мировом хозяйстве.

3. Дано авторское определение экспортной экспансии, являющейся формой реализации внешнеэкономической политики государства, основанной на принципах фритредерства, направленной на целевое использование товарно-страновых ниш мирового рынка и их удержание при обеспечении темпов роста экспортируемой продукции (включая услуги и права интеллектуальной собственности) выше среднемировой динамики.

4. На основе анализа зарубежной практики государственного стимулирования экспорта автором обосновано, что внешнеторговая политика в области реального товарооборота практически всех промышленно развитых стран ориентирована на экспортную экспансию, и эта тенденция сохраняет своё приоритетное значение во внешней торговле в двадцать первом веке, в том числе и для стран с трансформирующейся экономикой, к числу которых относится и Россия.

5. На базе обобщения зарубежного и отечественного опыта, автором сформулирован ряд рекомендаций по механизму формирования и использования экспортного потенциала России, в том числе:

• по внедрению опыта Франции1 по страхованию экспортных кредитов, позволяющего соединить гарантированную поддержку государством стратегически важных сделок при обеспечении экономии государственных средств;

• по использованию опыта Японии2 в части стимулирования производства и экспорта наукоёмкой продукции на основе гибкой системы налоговых.

Во Франции подобная функция разделена между государством, которое осуществляет страхование среднен долгосрочных экспортных кредитов и страховой компанией КОФАСЕ, которая страхует краткосрочные экспортные кредиты за свой счёт.

2 В Японии данная система включает в себя следующие меры: ускоренная амортизация новейшего оборудования. которая в первый год нередко достигает 60% его первоначальной стоимостиналоговые льготы в размере 25%, а в некоторых случаях до 50% объёма затрат на НИОКР фирмам, разрабатывающим или выпускающим принципиально новую продукциюповышение амортизационных отчислений в размере до 25% объёма продаж преференций, что позволяет в российских условиях (например, в аэрокосмической, информатизации, биотехнологической, атомно-энергетической, лазерной отраслях) ускорить рост производства и увеличить объём экспорта отечественной наукоёмкой продукции;

• по применению в отечественной практике опыта Германии по развитию системы информационного обеспечения национальных экспортёров, где успешно функционирует Федеральная службы внешнеэкономической информации, финансируемая за счет государственного бюджета, входящая в систему министерства экономики и оказывающая эффективную помощь немецким предприятиям и объединениям в оценке политической и внешнеэкономической ситуации на безвозмездной основе.1.

6. Обоснована необходимость формирования устойчивых предпосылок расширения экспортной экспансии отечественной наукоёмкой продукции на внешних рынках как составной части государственной политики экономического развития при постоянном наращивании и государственной поддержке производства и экспорта наукоёмкой продукции в едином комплексе средств и мероприятий экономического, организационно-правового и информационного характера, направленных на завоевание и удержание высокотехнологичных ниш мирового рынка.

Практическая значимость и апробация. Исследование современного состояния экспортного потенциала в контексте общих преобразований, происходящих в реформируемой экономике, создаёт, по мнению диссертанта, научную базу для прогнозирования процессов реализации экспортной стратегии, обозначает методические принципы и приоритеты в рациональной организации системы государственной поддержки отечественных производителей экспортной продукции и развитию экспортного потенциала в целом. особо важных изделий в первый год их выпускаосвобождение от налогообложения 70% доходов, полученных от экспорта новейшей техники и технологии.

Сотрудничество Минэкономразвития РФ и государственного объединения «ИнформВЭС» на безвозмездной основе послужит важным рычагом осуществления экспортной экспансии, так как будет способствовать надёжности информации предоставленной государственным учреждением и экономии средств российских производителей. ориентированных на внешние рынки.

Результаты диссертационного исследования могут найти приложение при разработке общенациональной концепции промышленной политики с экспортной ориентацией на уровне внешнеэкономического ведомства и других федеральных структур и промышленных ведомств Российской Федерации, а также в качестве методического пособия в деятельности региональных ведомств по развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Апробация результатов заключается в 4 публикациях автора, где нашли отражение основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования, общим объёмом 5,6 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется необходимостью формирования прогрессивной качественной структуры российского экспорта и расширения экспортной экспансии отечественных экспортёров на внешних рынках. Факторы подробно раскрытые автором в исследовании представляют прямую угрозу развитию отечественного экспортного потенциала и обусловлены: с одной стороны агрессивной внешнеторговой экспансией на внутренний рынок со стороны западных государств и вытеснение внутренних производителейс другой, тенденцией закрепления на мировом рынке в качестве экспортёра минерально-сырьевой продукций, а то есть сырьевого придатка промышленно развитых стран и потерей имеющихся ниш готовой продукции на мировом рынке. В таких условиях не вызывает никакого сомнения необходимость выработки государственной системы мер по поддержке и стимулированию развития экспортного потенциала и формирования эффективной и конкурентоспособной экономики.

В первой главе исследования «Теоретические подходы к формированию внешнеэкономической политики и экспортного потенциала России», автор обосновывает, что фритредерство являет собой гибкое сочетание инструментов либерализма и протекционизма, приоритет применения которых определяется на национальном уровне, исходя из задач национального экономического строительства и обеспечения в первую очередь национальных экономических интересов в глобализирующемся мировом хозяйстве. При этом автор доказывает, что доминирующей концепцией построения внешнеэкономической политики государств в рамках мирового хозяйства в современных условиях является фритредерство, открывающее более широкие горизонты для взаимовыгодного внешнеторгового взаимодействия и обуславливающее предпосылки динамичного развития национальных экономик.

Развитие международной торговли в XX веке на основе углубления международного разделения труда создаёт общую для всех стран заинтересованность в развитии внешнеэкономических связей, их либерализации с целью получения максимальных выгод от своего участия в этом процессе, в частности, возможность доступа к последним достижениям мирового научно-технического прогресса (за счёт которого снижается доля первичного сектора экономикитоплива, сырья, продовольствия и растёт удельный вес продукции обрабатывающей промышленности, особенно представленной наукоёмкими производствами, использующими квалифицированную рабочую силу). Отсюда, каждая страна заинтересована в создании условий, которые обеспечивали бы ей возможность свободно экспортировать товары и услуги в другие страны в обмен на товары и услуги, в которых она нуждается. Таким образом, главная задача государства в современных условиях заключается в выработке внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство, где стратегией этой интеграции является сочетание структурной перестройки экономики с её ориентацией на активный рост экспорта.

В настоящее время международная конкурентоспособность определяется не только качеством производимой продукции, а всё больше зависит от всей совокупности средств, используемых государствами и национальными предприятиями для осуществления экспортной экспансии на внешние рынки. Автор определяет экспортную экспансию как форму реализации внешнеэкономической политики государства, основанной на принципах фритредерства, направленной на целевое использование товарно-страновых ниш мирового рынка и их удержание при обеспечении темпов роста экспортируемой продукции (включая услуги и права интеллектуальной собственности) выше среднемировой динамики.

Исследуя вопросы расширения экспортной экспансии, автор определяет, что экспортный потенциал является её основой. Авторская позиция в определении экспортного потенциала заключается в способности народнохозяйственного комплекса производить и реализовывать товары (включая услуги, технологии и права интеллектуальной собственности), конкурентоспособные на внешних рынках, при постоянно возрастающем уровне эффективности использования природных ресурсов, развития научно-технического потенциала, производительных сил, валютной и финансово-кредитной систем, а также сервисно-сбытовой инфраструктуры под держки экспорта без нанесения ущерба экономике и при обеспечении экономической безопасности страны в целом.

На сегодняшний день в мировой практике сформировался целый комплекс подходов государств к расширению экспортной экспансии, которые представляют финансовую и организационную поддержку экспорта государством. В общем виде это: прямое и косвенное субсидирование экспорта, кредитование и страхование экспорта, налоговые льготы для экспортёров и экспортных производств, финансирование НИОКР, информационно-консультационная поддержка, моральное поощрение экспортёров. Большая часть этих мер направлена на повышение конкурентоспособности экспортной продукции, в целях осуществления внешнеторговой экспансии. На основе анализа зарубежной практики государственного стимулирования экспорта автор обосновывает, что внешнеторговая политика в области реального товарооборота практически всех промышленно развитых стран ориентирована на экспортную экспансию, и эта тенденция сохраняет своё приоритетное значение во внешней торговле в двадцать первом веке, в том числе и для стран с трансформирующейся экономикой, к числу которых относится и Россия.

Автор отмечает, что формирование основ государственной системы стимулирования экспорта в России состоялось (См. 1.2.). Однако существующая система государственной поддержки экспорта не носит целостного характера, что в свою очередь обусловлено тем, что её многочисленные элементы законодательно не оформлены и соответственно не moiyr служить чёткими ориентирами производителям экспортной продукции на будущее. В краткосрочной перспективе государство должно в первую очередь уделить внимание практическим вопросам, связанным с отработкой механизмов и процедур финансового, информационного и организационно-правового стимулирования национальных экспортёров. Особенно в ближайшее время необходима отработка системы мер финансового характера, так как она является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны, а, следовательно, формирование системы поддержки экспорта подтверждает необходимость его модернизации. На базе обобщения зарубежного и отечественного опыта, автор предлагает ряд рекомендаций по механизму формирования и использования экспортного потенциала России, в том числе: Автором проанализирована применимость различных подходов из зарубежной практики по механизму формирования и использования экспортного потенциала России: опыт Франции, по страхованию экспортных кредитовопыт Итальянской Федерации экспортных консорциумов «Федерэкспорт», способствующей укреплению институциональных позиций национального экспортаопыт Финляндии и Великобритании по созданию институтов для подготовки высококвалифицированных специалистов по внешней торговле («Экспортный институт» и институт «Экспортпро.мо-утеров», соответственно) — опыт Германии по развитию системы информационного обеспечения национальных экспортёровопыт Японии по предоставлению налоговых льгот, в частности, для стимулирования НИОКР и экспорта наукоёмкой продукцииопыт США по развитию системы морального поощрения экспортёров. По мнению автора, основные подходы промышленно развитых государств по поддержке национального экспорта с адаптацией на российскую специфику представляются интересными с точки зрения их внедрения и использования в отечественной практике при решении задач осуществления экспортной экспансии отечественных фирм и компаний.

Во второй главе «Экспортный потенциал России в условиях ориентации на внешнеторговую экспансию» автор представляет подробный анализ современного состояния экспортного потенциала России и основные направления его развития.

В условиях углубление внутриотраслевой специализации в МРТ экономика России, должна обладать достаточно широким спектром конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных отраслей. Анализ экспортного потенциала основных на сегодняшний день экспортоориентированных отраслей (в основном представленных тогошвно-сырьевой группой) позволяет автоpv сделать вывод о том, что в современных условиях в России отсутствуют сколько-нибудь очевидные и легко мобилизуемые ресурсы для расширения и совершенствования структуры экспорта российских товаров и услуг. То есть другими словами возможности усиления российского присутствия на мировом рынке готовой продукции и услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от состояния отечественной экономики в целом.

Поэтому внешнеторговую политику целесообразно ориентировать на выявление потенциально конкурентоспособных отраслей и подотраслей способных производить конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям современного мирового хозяйства, а также на создание благоприятных условий для их развития, принятыми и используемыми в рыночной экономике средствами. Иначе необходимо обеспечение государственной поддержки в первую очередь экспорта изделий таких конкурентоспособных секторов российской экономики, которые способны в краткосрочной перспективе привнести изменения в экспортную составляющую. В их числе хотелось бы выделить такие отрасли как авиакосмическая, информационная, лазерная, биотехнология, атомно-энергетическая и ряд других высокотехнологичных отраслей. Выделение наукоёмких производств в приоритетные отрасли будет способствовать и развитию базовых отраслей промышленности, в основном за счёт производства новейшего оборудования, и повышения экспортного потенциала страны с одновременным снижением экономической зависимости страны от безразмерного экспорта сырьевых ресурсов.

Условием поддержания высокой конкурентоспособности наукоёмкой продукции является наличие в стране мощного научно-технического потенциала, осуществление фундаментальных исследований, подготовка исследовательского и научно-технического персонала, внедрение в производство результатов НИОКР. В качестве результата выступает рост экспорта высокотехнологичных товаров, и увеличение их доли на внешних рынках.

Разработка национальной производственной и экспортной концепции России в области высоких технологий имеет в настоящее время большое практическое значение, так она определяет, такой характер участия страны в МРТ, который представляется наиболее эффективным при сложившейся в стране структуре производственных ресурсов. И именно меры (в первую очередь экономического характера) государственного содействия эффективному развитию производства и экспорта продукции этих отраслей, в которых сосредоточены последние отечественные научные разработки, должны стать важнейшей составной частью внешнеэкономической политики России, так как в современных условиях мирового рынка развитие экспорта высокотехнологичной продукции — залог экономической безопасности страны в условиях её продвижения к рыночной экономике, реальный путь равноправного и оптимального вхождения России в международное экономическое сообщество. И только через экспорт готовой, прежде всего, наукоёмкой продукции можно объективно оценить конкурентоспособность отечественного производства и подтянуть его до передового мирового уровня. Другими словами в современных условиях мирового хозяйствования для России необходимо пойти по пути формирования устойчивого комплекса ряда конкурентоспособных высокотехнологичных производств, продукция которых может занять прочные позиции на внешних рынках и в то же время обеспечить их органическую связь с другими отраслями отечественной экономики, с целью развития их экспортного потенциала. Придав этому направлению приоритет в развитии, необходимо естественно, проработать экономические и организационные механизмы по поддержке наращивания экспортной (преимтиественно наукоёмкой продукции) продукции и её продвижения на внешние рынки. Таким образом, автор обосновывает необходимость формирования устойчивых предпосылок расширения экспортной экспансии отечественной наукоёмкой продукции на внешних рынках как составной части государственной политики экономического развития при постоянном наращивании и государственной поддержке производства и экспорта наукоёмкой продукции в едином комплексе средств и мероприятий экономического, организационно-правового и информационного характера, направленных на завоевание и удержание высокотехнологичных ниш мирового рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 2 ноября 1993 г. № 1102 «О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1994 г. «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. «О Федеральной целевой программе конверсии оборонной промышленности на 1995−1997 годы».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 янв. 1996 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг». //Бюлл. иностр. коммер. информ. № 14, 1996 г.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. «О федеральной программе развития экспорта». // Внешняя торговля № 3, 1996 г.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт».
  8. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. № 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортёров». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 53, 1996 г.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе».
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». // Российская газета. 1995. — 5 декабря.
  13. Учебные пособия, монографии, статьи
  14. Л. «Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы». // Вопросы экономики № 7, 1998 г.
  15. Е.Ф. «Международные экономические отношения». М.: Маркетинг, 2000 г. -319с.
  16. С.И. «Сценарная оценка перспектив высокотехнологичных секторов». // Мир России № 2, Т. 10, 2001 г.
  17. Ю. «Металлургия в обновлённой структуре хозяйства». // МЭМО № 8, 1998 г.
  18. В. «Природный, трудовой и научно-технический потенциал российской экономики». // Вестн. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика № 2, 1998 г.
  19. В.Д. «Россия: экономический и инвестиционный потенциал». М.: Экономика, 1999 г. -662с.
  20. В. «Мировая энергетика и энергетика России». // Экономист № 2, 2001 г.21. «Антология экономической классики». / Т.-1. М.: Эконов, 1993 г., -475с.
  21. В.Н. «Экономика России: возрождение или катастрофа?». -М&bdquo- 1999 г,-107с.
  22. И. «О стимулировании австрийского экспорта». // Деньги и кредит № 12, 1991 г.
  23. Э.П. «Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в РФ». М.: 1995 г. -122с.
  24. Э.П. «Основы внешнеэкономической политики». М.: Экономика, МИКО Коммерческий вестник, 1997 г. -127с.
  25. Э. П., Градобитова Л. А. «Новые тенденции в современных МЭО промышленно развитых стран». М.: МГИМО, 1994 г. -122с.
  26. Л. «Стимулирование экспорта в Италии». // Внешняя торговля № 10, 1993 г.
  27. К.А., Бендиков М. А., Хрусталёв Е. Ю. «Современные методы управления технологическим развитием». М.: РОССПЭН, 2001 г. -271с.
  28. В.В. «Деятельность ГАТТ и проблемы присоединения России к генеральному соглашению». М.: Прогресс, 1992 г. -270с.
  29. Барр, Раймон «Политическая экономия». М.: Международные отношения, 1994 г. Т.-2. -750с.
  30. БЕА. Информационный бюллетень. № 26. 2000 г.
  31. А. «Основные аспекты опыта создания и стимулирования экспортного потенциала новых индустриальных стран». 11 Деловая жизнь № 5/6, 1992 г.
  32. , А. Жигин, М. Абрамов «Машиностроение: инновации и конкурентоспособность». // Экономист № 8, 2000 г.
  33. В.Б. «Международные экономические отношения». / Под ред. Ливенцева Н. Н. М.: Финансы и статистика, 2001 г. -143с.
  34. И. «Металлургия: состояние и перспективы». // Экономист № 12, 2000 г.
  35. Вдовиченко О. М. Развитие механизма государственного регулирования внешней торговли России в связи со вступлением в
  36. С.В. «Система стимулирования экспортной деятельности в США». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 26, 1992 г.
  37. С. «Как добиться экономического роста? (макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения)». // Российский экономический журнал № 5−6, 1996 г.
  38. С. «О стратегии развития российской экономики». / Научный доклад. М.: ЦЭМИ РАН, 2001 г. -35с.
  39. С. «Приоритетные направления структурной политики развития России». // «MOST» № 47, сентябрь 2001 г.43. «Государственное регулирование рыночной экономики». / Учебник под редакцией В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М.: Экономика, 2000 г. -735с.
  40. Л. «Российская наука: интеграция в глобальные процессы». // Человек и труд № 11, 2000 г.
  41. Э.А. «КТНК в России: Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике». М.: Инфограф, 2000 г. -168с.
  42. О.Д. «Внешняя торговля: время перемен». М.: Экономика, 1996 г. -368с.
  43. . «Фритредерство и протекционизм». // Российский экономический журнал № 2, 1997.49. «Деятельность ЭИБ КНР по содействию внешней торговли». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 123, 2000 г.
  44. Н.И. «Основы внешнеэкономической деятельности РФ». -Спб.: Политехника, 1997 г. -470с.
  45. С.И., Перская В. В. «Инвестиционное сотрудничество на территории России: Экономика. Правовая поддержка. Техника организации». М.: Луч, 1993 г. -322с.
  46. И., Загашвили В., Приписнов В. «мировая хозяйственная конъюнктура в 2000 начале 2001г.». // МЭМО № 8, 2001 г.
  47. А.А., Иванова Н. И. «Наука и государственная политика: Экономические контуры будущего». М.: 1998 г. -279с.
  48. И.И. «Всемирная Торговая Организация». / Монография. М.: ТОО Офсет Принт Москва, 1997 г. -200с.
  49. Л.О. «О стратегии конверсии». // РЭЖ № 11, 1993 г.
  50. Завьялов П. С, Азоев Г. А., Шванзер К. В. «Международная конкурентоспособность и её оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара)». М.:1997г. -195с.
  51. B.C. «Экономическая безопасность России». М.: Юристь, 1997 г. -239с.
  52. B.C. «Мировая торговля». // МЭМО № 8, 1999 г.
  53. Т.А. «Регулирование экспорта в Канаде». // Бюлл. иностр. ком-мер. информ. № 15, 1994 г.
  54. Г. М. «Регулирование экспорта в Японии». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 73, 1993 г.
  55. О.В. «Система государственного регулирования экспорта и импорта в Японии». // Внешняя торговля № 10/12, 1998 г.
  56. Н. «Наука и инновации». // Экономист № 7, 1998 г.
  57. Н. «Проблемы и тенденции развития российского экспорта туристских услуг». // Внешняя торговля № 6, 1994 г.
  58. Известия. 1990 г. 22 марта.
  59. А. «Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором». // Вопросы экономики № 4, 2001 г.66. «Инновационный менеджмент». Курс лекций в 2-х частях. / Под ред.
  60. B.Н. Архангельского М.: РАГС, 1997 г. -340с.
  61. В.Л. «Пределы „догоняющего“ развития». М.: Экономика, 2000 г. -295с.
  62. С. «Об экспортной ориентации ВЭС России». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 137, 1997 г.
  63. А.П. «Международная экономика». М.: Международные отношения, 2001 г.Ч.-1. -415с., Ч.-2. -484с.
  64. Э.В. «Политика экспортного регулирования США». Монография / АН СССР. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — М., 1991 г. -139с.71. «Ключ к действующим правилам и процедурам в сфере ВЭД». / Под ред.
  65. C.И. Долгова, М.: Victoria publishing, 1996 г. -297с.
  66. С. «Личность. Человек. Закон. Опыт „классического“ английского либерализма: подходит ли он России?». II Открытая политика № 5−6, 2000 г.
  67. С. «Конверсия и топливно-энергетический комплекс». // МЭМО № 6, 1998 г.
  68. С. «Венчурные фонды в экономике высоких технологий». // МЭМО № 6, 2001 г.
  69. Коммерсант-daily. 27. 10. 1999 г.
  70. Коммерсант № 78,12 мая, 1999 г.
  71. КонопляникА. «Топливно-энергетический комплекс: инвестиционная политика» // Инвестиции в России № 4, 2000 г.
  72. Ю. «Кооперация как фактор преодоления кризиса». // Экономист № 7, 1999 г.
  73. Э.Г. «Ориентиры внешнеэкономической деятельности». М.: Экономика, 1992 г. -207с.
  74. Э.Г. «Геоэкономика». М.: БЕК, 1999 г. -462с.
  75. Красная звезда 23 октября, вторник. 2001 г.
  76. Н. «Наукограды сегодняшняя боль, завтрашние точки роста России». // Муниципальный мир № 1, 1998 г.
  77. Г. В. «Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности». М.: Экономика, 2000 г. -247с.
  78. Г. В. «Конкурентоспособность японских компаний». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 145,1997 г.
  79. В.И. «Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России». // Экономист № 7, 1998 г.
  80. Л.Л. «Внешнеэкономическая экспансия электротехнических монополий Японии». М.: Информэлектро, 1976 г. -45с.87. «Либерализация и протекционизм во внешнеэкономической политике России». // Общество и экономика № 6. 1997 г.
  81. П.Х. «Экономика мирохозяйственных связей». М.: Прогресс, 1992 г.-514с.
  82. Ф. «Национальная система политической экономии». Спб.: Типография братьев Пантелеевых, 1891 г. -452с.
  83. Д.И. «Толковый тариф или исследования о развитии промышленности в связи с общим таможенным тарифом 1891г.». Спб.: 1892 г. -414с.
  84. Д.И. " Заветные мысли". М.: Мысль, 1995 г. -415с.
  85. Дж. С. «Основы политической экономии». М.:1980.-Т.1. -630с.
  86. Л. «Интеллектуальный, научно-технический потенциал важнейшая составляющая нашего национального богатства». И Человек и труд № 4, 2000 г.
  87. Л., Заварухин В. «Международные аспекты российской инновационной политики». // МЭМО № 5, 2001 г.
  88. Д.М. «Государственное стимулирование экспорта за рубежом». Махачкала, 2002 г. -64с.
  89. Д.М. «Финансово-кредитный инструментарий стимулирования экспорта в Японии». // Финансы и кредит, № 6, 2002 г.
  90. Д.М. «О стимулирование экспорта в США». // Дайджест-финансы, № 5, 2002 г.
  91. А. «Изменения в системе мирового хозяйствования». // Экономист № 12, 2000 г.103. «На мировом рынке научно-технической продукции». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 34, 2001 г.
  92. Научный доклад Института внешнеэкономических исследований РАН. 1997 г.108. «Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность». / Под ред. Лисова В. И. М.: Экономика, 2000 г. -477с.
  93. НГ политэкономия. № 1. 23 января 2001 г.
  94. Независимая газета 15, 07. 2000 г.
  95. Нгуен Тьи, Там «Проблема формирования экспортного потенциала и развития экспорта СРВ»: Автореф. дис. канд. экон. Наук / АН СССР. Ин-т экономики мировой соц. системы. М., 1990 г. -26с.
  96. М. В. «Основные проблемы РФ при экспорте товаров высоких технологий». // Внешнеэкономический бюллетень № 4, 2001 г.
  97. В.А. «Внешнеэкономический комплекс России проблемы и перспективы». // МЭ и МО № 5. 2001 г.
  98. В., Витин А. «Высокие технологии: перспективы, инвестиции, стимулы». // Инвестиции в России № 8, 2001 г.
  99. А., Смирнова А. «Местные власти: привлечение инвестиций и стимулирование экспорта». 1 Монография. М., 1993 г. -96с.
  100. И., Шорохов Г. «Создание системы содействия экспорту в России». // Внешняя торговля № 1/3, 1997 г.
  101. В.В. «Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование». М.: Петровский двор, 1998 г. -144с.
  102. В.Ю., Плотникова Е. Н. «Патентование изобретений и продажа лицензий на внешнем рынке». М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 г. -208с.
  103. В.В. «Международные коммерческие операции и их регламентация». М.: Инфра-М, 1996 г. -325с.
  104. В.В. «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности». М.: Юристь, 2000 г. -456с.
  105. А.Н. «Основные формы стимулирования экспорта за рубежом».// Бюл. иностр. коммер. информ. № 55, 1995 г.
  106. М. «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран». М.: Международные отношения, 1993 г. -896с.
  107. В.Ю. «Экспортная стратегия Франции». М.: Наука, 1985 г. -136с.
  108. В., Соколов В. «Стимулирование экспорта за рубежом». // Экономика и жизнь № 12, 1994 г.
  109. Программа правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах». // Финансы и кредит № 5, 1998 г.
  110. П. «Газпром в формировании энергетической стратегии России». // Международная жизнь, весна 2000 г.
  111. Российская газета. 2 марта, 1999 г.
  112. В. «Что выгоднее экспортировать, сырьё или машины?». // Пробл. Дал. Востока № 5, 1993 г.
  113. В. «О формировании эффективной товарной структуры экспорта в России». // Внешняя торговля № 10, 1994 г.142. Сегодня. 26.10.2000 г.143. Сегодня 24 января, 2001 г.
  114. К. Б. «Внешняя торговля услугами и основные направления её регулирования в РФ». // Внешнеэкономический бюллетень № 11, 2000 г.
  115. К. «К вопросу о государственной монополии». // Экономист № 10, 1992 г.
  116. П.В. «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». М.: Новый Юрист, 1998 г. -170с.
  117. О. «Макротехнологии вывезут экономику». / Инженерная газета № 15, май 2000 г.
  118. С. «Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей». // Общество и экономика № 3−4. 1999 г.
  119. В.П., Рогов В. В. «Некоторые вопросы развития российского экспорта». //Внешнеэкономический бюллетень № 8, 1998 г.
  120. В.П., Рогов В. В. «Экспортному потенциалу приоритет в развитии». // Внешнеэкономический бюллетень № 5, (май) 2001.
  121. А. «Исследования о природе и причинах богатства народов». -М.: Соцэкгиз, 1962 г. -684с.
  122. А. «Исследования о природе и причинах богатства народов». / Под ред. Абалкина Л. И. М.: Наука, 1993 г. -572с.
  123. Г. Н. «История экономической мысли двадцатого столетия». М.: РАГС, 2001 г. -245с.
  124. В.Б., Спандарьян М. В. «Автомобильная промышленность Японии». М.: Наука, 1989 г. -198с.
  125. А. «Малый и средний бизнес: новые подходы государства к поощрению экспорта». // Внешняя торговля № 2/3, 1995 г.
  126. А. «Формирование механизмов государственной поддержки экспорта в России». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 20, 1996 г.
  127. А. «Государственная поддержка экспорта в России». // Внешняя торговля № 4, 1996 г.
  128. В.Б. «Деловая Япония». М.: Мысль, 1991 г.-252с.
  129. В., Шмелёв Н. «Об углублении реформы внешнеэкономической деятельности». // МЭМО № 9, 1989 г.
  130. И.А. «Международная конкуренция и Россия». М.: Инфра-М, 1997 г. -170с.
  131. И.А. «Мировая экономика». М.: Инфра-М, 2001 г. -256с.
  132. А.Б. «Свобода торговли (анализ зарубежного опыта)». М. Экономика, 1991 г. -189с.
  133. Туган-Барановский М.И. «Основы политической экономии». Петроград. 1917 г. -517с.
  134. Туган-Барановский М.И. «Основы политической экономии». / Под ред. Хорзова С. Е., Сорвиной Г. Н. М.: РОССПЭН, 1998 г. -663с.
  135. Тюрго, Анн Р. Жак «Избранные экономические произведения». М.: Соцэкгиз, 1961 г. -198с.
  136. И.Н. «Мировая торговля». М.: Экономика, 2000 г. -356с.
  137. И., Малаха И. «Утечка умов: масштабы, причины, последствия». М.: Эдиториал УРСС, 1999 г. -175с.
  138. Ю. «Экономические „группы интересов“ и внешняя политика России». // Международная жизнь № 9, 1998 г.
  139. Финансовые известия. 1997 г. 11 марта.
  140. Финансовые известия, № 21, 25 марта 1997 г.
  141. Финансовые известия. № 99. 30 декабря 1997 г.
  142. В.А. «Международный технологический бизнес: вхождение России». // США: ЭПИ № 7, 1993 г.
  143. А.Н., Нойберт М. «Венчурный капитал», Спб.: Наука, 1999 г. -141с.
  144. С.Е. «Д.И. Менделеев: вопросы государственного регулирования экономики». -М.: РАГС, 1995 г. -38с.
  145. Ю., Михайлов В. «Россия на пороге постиндустриального общества». // Проблемы информатизации № 4, 2000 г.
  146. . «Перспективы российской космонавтики и наукоёмких технологий». // Экономист № 8, 2000 г.
  147. Г., Пресняков В., Фаминский И. «Регулирование внешнеэкономических связей». М.: Инфра-М, 1997 г. -200с.
  148. А. «Мировая экономика отвергает автаркию». // Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ № 10, 1990 г.
  149. Н. «Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР». // Проблемы теории и практики управления № 6, 1999 г.
  150. В.Н. «Западная Европа в мировом хозяйстве». // МЭМО № 2, 1993 г.
  151. В.Н. «Денежная и кредитная системы в России». М.: Наука, 1998 г. -224с.
  152. В.В. «Система стимулирования экспорта в США». // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 118, 1990 г.
  153. В.В. «Государственная система кредитования и страхования внешней торговли эффективный инструмент облагораживания экспорта». // Внешняя торговля № 7−8, 1994 г.
  154. А.К. «Проблемы стимулирования внешнеэкономических связей стран СЭВ». / Монография. М.: МГУ, 1990 г. -144с.
  155. А. «Россия на пути в техногенную цивилизацию: мирохозяйственный аспект». // МЭМО № 12, 1996 г.
  156. А., Цапенко И. «Российская наука на рынке». // Управление персоналом № 11, 1999 г.
  157. Я.С. «История экономических учений». М.: Инфра-М, 2001 г. -320с.
  158. Ю.В. «Предпосылки преодоления инновационного кризиса». // Экономист № 1, 1998 г.
  159. Davis JL, Eckelmaim R. «The role of MITI in Forcing Computer and Aerocosmic Industries». I I Business America 1983. — V.6. — № 5.202. «Global Economic Prospects and The developing countries». The World Bank, Washington, D. C. 1996
  160. E., Sassoon E. «Contemporary protectionism: what have we learned?» The Royal Institute of International Affairs, London, 1990.
  161. J., Davey W., Sykes A. «Legal Problems of International Economic Relations». USA, Minn., St. Paul 1995. P. -340.
  162. P. «Getting into exports». // Canada machinery and metal working. Toronto, 1985. — Vol. 80. № 9.
  163. I.C., Hout T.M. «Japanese industrial policy». New York, John Willey and Sons, 1981. P. -298.
  164. WTO Annual Report 1995 Geneva, International Trade Statistics, WTO, 1995.
  165. WTO Annual Report 1999 Geneva, International Trade Statistics, WTO, 1999.
Заполнить форму текущей работой