Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизм налоговых расследований в сфере розничной торговли в системе обеспечения экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Борьба с налоговыми правонарушениями в различных сферах экономики является приоритетной задачей контролирующих и правоохранительных органов. В тоже время целый ряд проблем в вопросах налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности остается нерешенным. В связи с этим необходимо выработать принципиально новые подходы к организации борьбы с налоговыми правонарушениями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
    • 1. 1. Национальные интересы страны в торговой сфере
    • 1. 2. Налоговая безопасность розничного товарооборота
    • 1. 3. Причины, влияющие на уклонение о г уплаты налогов в торговой сфере
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
    • 2. 1. Оценка поступлений налогов по организациям розничной торговли
    • 2. 2. Характеристика основных способов уклонения от уплаты налогов в сфере розничной торговли
    • 2. 3. Основные методы налоговых расследований правонарушений и преступлений, совершаемых организациями розничной торговли
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В
  • СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
    • 3. 1. Систематизация документов-доказательств по налоговым расследованиям в сфере розничной торговли
    • 3. 2. Методическое обеспечение проверки поступления товаров в организации розничной торговли
    • 3. 3. Совершенствование методов проверки продажи и прочего выбытия товаров в организациях розничной торговли

Механизм налоговых расследований в сфере розничной торговли в системе обеспечения экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях исключительное значение имеет обеспечение экономической безопасности страны.

Значение налогов в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых является обеспечение экономической безопасности страны. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны должно быть достаточным для полноценного выполнения государством функций, с другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности секторов экономики.

Тенденция к росту налоговой преступности в сфере розничной торговли тесно связана с теневой экономикой, наносящей ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

В системе обеспечения экономической безопасности государства значительную роль играет организация государственного контроля торговых отношений.

Торговля как вид предпринимательской деятельности — важный сектор современной рыночной экономики. В 2007 г. в России объем доходов организаций торговли (оптовая и розничная торговляремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) являлся первой по величине составляющей объема валового внутреннего продукта (17,7%)'.

Торговля является источником поступления текущих денежных средств, а, следовательно, и финансовой стабильности государства. Именно поэтому налоговые правонарушения, совершаемые организациями розничной.

1 Официальный сай г Росстата: http://www.gks.ru/bgd/frec/bO 1J 9/IssWWW.exc/Stg/d000/i00061 Or. htm торговли, могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны.

Налоги и налоговая политика объективно включены в систему экономической безопасности России:

— как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве;

— как ресурсный фактор, находящийся в руках государства- -как фактор взаимосвязи государства и субъектов экономики. Таким образом, налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения экономической безопасности государства или, наоборот, может являться источником усиления угроз и рисков.

В настоящее время сформирована нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в сфере налогообложения розничной торговли. Однако не все проблемы и задачи решены на должном уровне. Прежде всего, это относится к формам и методам борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями, которые пока не дают ожидаемых результатов и особенно это относится к сфере розничной торговли, что обусловлено особенностями этой сферы деятельности.

В сфере розничной торговли. действуют устойчивые схемы, направленные на сокрытие средств от налогообложения.

Устранение причин преступности, влияющих на экономическую безопасность государства в сфере розничной торговли, рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений и практической задачи государства и общества в сфере борьбы с антиобщественными преступными, проявлениями и включает в себя множество видов деятельности: мониторинг, анализ, разработка и реализация мер по предупреждению преступности, оказание помощи населению по защите от противоправных действий, выработка мер, направленных на нейтрализацию факторов преступности, на снижение и (или) устранение факторов, способствующих распространению отдельных видов преступлений и др.

Правоохранительные и государственные институты, призванные осуществлять выявление и предупреждение налоговых и экономических преступлений, пока не в состоянии на должном уровне противодействовать преступности в сфере розничной торговли и обеспечить должную безопасность предпринимательской деятельности. В результате криминальные структуры все более и более усиливают свой натиск, захватывая новые объектьг потребительского рынка, которые продолжают «уходить» из-под контроля государства в теневую сферу, что может рассматриваться в качестве серьезной угрозы политической стабильности государства и его экономической безопасности. В силу вышеозначенных обстоятельств чрезвычайно важно вести поиск дальнейших путей совершенствования механизма налоговых расследований в сфере розничной торговли в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Для совершенствования форм и методов борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями в сфере розничной торговли, способствующих обеспечению экономической безопасности государства, необходимы соответствующие научно-методические разработки. Это необходимо в целях устранения недостатков в деятельности налоговых, контролирующих и правоохранительных органов.

Указанные обстоятельства определяют актуальность диссертационного исследования.

Состояние изученности проблемы. Исследованию различных аспектов проблемы обеспечения экономической безопасности государства посвящены труды Л. И. Абалкина, Р. А. Башаровой, О. С. Бескрыловой, С. В. Блохина, И. Я. Богданова, А. В. Брызгалина, Н. П. Ващекпна, А. П. Герасимова, С. Ю. Глазьева, В. А. Дворянкова, В. А. Зайцева,.

A. Илларионова, Р. Ф. Исмагилова, В. М. Крашенинникова,.

B.М. Мирошниченко, Е. В. Раздиной, Т. Д. Ромащенко, В. П. Сальникова, В. К. Сенчагова, А. И. Соловьева, Г. С. Старцева, С. В. Степашина и др.

Проблема противодействия экономической и налоговой преступности с применением правоохранительных механизмов нашла свое отражение в работах А. А. Анищенко, В. Н. Анищенко, В. В. Бобырева, В. И. Васильева, Л. Д. Гаухмана, А. И. Горелко, А. Е. Городецкого, А. П. Зрелова,.

Р.В. Илюхиной, М. В. Краснова, А. П. Кузнецова, Н. П. Купрещенко, И. И. Кучерова, В. Д. Ларичева, Ю. А. Лебедева, С. В. Максимова, Н. А. Малкина, ' А. В. Молчанова, А. В. Минакова, А. П. Опальского, Р. Ю. Потехина, II.С. Решетняка, В. Л. Смирнова, В. В. Устинова и ряда других.

В настоящее время в ряде монографических работ, учебных пособий, методических рекомендаций, диссертаций очень детально рассмотрены такие темы, как система управления предприятия, организационная структура предприятия, бухгалтерский учет, документооборот, аудит, внутренний контроль, кадровая политика и другие. В то же время экономическая безопасность государства в сфере розничной торговли слабо изучена, за рамками исследований остается и проблема форм и методов налоговых расследований в данной сфере экономики в контексте обеспечения экономической безопасности государства.

Процедуры налогового контроля, внутрифирменного контроля, аудиторских проверок, рассмотренные в научной литературе, не позволяют в полном объеме обеспечить эффективность налоговых расследований в сфере розничной торговли, что обуславливает необходимость поиска иных подходов к решению данной проблемы.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованных и социально-обусловленных направлений совершенствования существующего механизма налоговых расследований в сфере розничной торговли, способного обеспечить экономическую безопасность.

Для достижения поставленной цели исследования решаются следующие задачи:

По специальности специальность 08.00.10 — Финансы, денеэюное обращение, кредит:

• раскрытие существующего механизма налогообложения организаций розничной торговли с точки зрения его влияния на налоговую безопасность;

• выявление характера проблем, связанных с уклонением о г уплаты налогов в сфере розничной торговли;

• исследование существующего механизма налоговых расследований и обоснование необходимости разработки методического инструментария налоговых расследований и противодействия налоговым правонарушениям в сфере розничной торговли;

• определение преимущества новых методов осуществления налоговых расследований, выявление особенностей проверки организаций розничной торговли.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность):

• изучение теоретических подходов к определению сущности экономической безопасности;

• исследование состояния розничной торговли;

• определение факторов, неблагоприятно воздействующих на развитие розничной торговли;

• анализ обстоятельств, стимулирующих хозяйствующие субъекты в сфере розничной торговли к уклонению от уплаты налогов.

Объект исследования. Объектом исследования являются экономические отношения по поводу налоговых правонарушений и преступлений в сфере розничной торговли в контексте обеспечения экономической безопасности государства и хозяйствующих субъектов.

Предмет исследования. Предметом исследования являются формы и методы налоговых расследований в сфере розничной торговли.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных ученых, посвященные разнообразным подходам к методам выявления и противодействия уклонению от уплаты налогов в сфере розничной торговли, а также различным аспектам обеспечения на данной основе экономической безопасности.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, фундаментальные положения экономической теории, концепции обеспечения экономической безопасности, системный подход к исследованию существующих угроз экономической безопасности в сфере розничной торговли. Диссертационное исследование основывается на диалектическом методе познания и системном подходе. В процессе исследования использовались абстрактно-логический, аналитический, экономико-статистический методы исследования.

Информационную базу исследования составили отчетные и статистические данные правоохранительных органов по борьбе с налоговыми правонарушениями, опубликованные в глобальной компьютерной сети Internet, нормативные правовые акты.

Эмпирической основой исследования являются статистические данные Росстата, периодические экономические и специализированные издания, материалы научно-практических конференций по проблемам обеспечения экономической безопасности и выявления налоговых правонарушений.

Научная новизна исследования заключается в следующем. По специальности специальность 08.00.10 — Финансы, денеэююе обращение, кредит: развитии теоретических аспектов налоговых расследований, представляющих собой систему приемов и методов выявления налоговых правонарушений, эффективность которых зависит от систематизации способов совершения налоговых правонарушений и определении наиболее результативных методов налоговых расследований в сфере розничной торговли, основными из которых являются: методы исследования документальных данных и экономико-математические методынаучном обосновании систематизации документов на основе классификационных признаков, составляющих доказательственную базу совершения налоговых правонарушений в сфере розничной торговли, позволяющей получить достоверную информацию для принятия оперативного решения о составе правонарушения, объекте, обстоятельствах, характеризующих правонарушение и источнике информацииопределении алгоритма проверки поступления товаров в организациях розничной торговли, проводимого с целью установления точности отражения операций в учете, соответствия операций учетному процессу, а также выявления и расследования налоговых правонарушений;

— разработке методов проверки продажи и прочего выбытия товаров в организациях розничной торговли, основанных на описании действий для получения достаточной по количеству, весомой по значимости и относящейся к делу информацию.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством экономическая безопасность): раскрытии понятия «экономическая безопасность розничной торговли» как совокупность внутренних и внешних условий, гарантирующих нейтрализацию различного рода угроз и потерь в сфере розничной торговли, благоприятствующих эффективному динамичному, устойчивому развитию розничной торговли, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках;

— выявлении угроз экономической безопасности в сфере розничной торговли, каковыми являются: теневая деятельность, низкая инвестиционная активность, низкая конкурентоспособность российской продукции, низкая среднемесячная заработная плата, нарастание импортной зависимости и чрезмерная открытость экономики, а также установлении причин, влияющих на уклонение от уплаты налогов в этой сфере — экономические, политические, правовые, организационные, технические и нравственно-психологические;

— обосновании необходимости методического подхода к нейтрализации экономических угроз в сфере розничной торговли, основывающегося на концепции экономической безопасности государства, имеющего характер открытого документа и нацеленного на развитие положительных тенденций в целях обеспечения экономической безопасности государства;

— предложении классификации налоговых правонарушений в сфере розничной торговли, способствующей своевременному и эффективному налоговому расследованию, па основе выделения элементов налога с определением характерных признаков налоговых правонарушений.

Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию методов налоговых расследований в сфере розничной торговли, способствующих обеспечению экономической безопасности государства. Это позволит повысить эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению налоговых правонарушений в сфере розничной торговлиувеличить налоговые поступления в бюджеты государства всех уровней. Методический инструментарий налоговых расследований, представленный в диссертационном исследовании, может найти практическое применение в работе правоохранительных и контролирующих органов. Материалы исследования использованы в учебном процессе в Академии экономической безопасности МВД России при преподавании таких дисциплин, как «Организация и методы документирования налоговых правонарушений», «Документирование и реализация налоговых проверок» и «Методика налоговых проверок организаций» при проведении лекционных, семинарских и практических занятий.

Внедрение и апробация результатов исследования. Результаты работы были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры Налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности Академии экономической безопасности МВД России.

Основные выводы, предложения и рекомендации были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях, посвященных следующим темам: «Национальная безопасность России: проблемы, особенности, перспективы» (МИЭМиП, 2005) — «Механизмы подрыва финансирования и экономических основ терроризма как условия создания эффективной системы экономической безопасности Российской Федерации» (АЭБ МВД РФ, 2005) — «Современные тенденции развития механизма налоговых расследований (АЭБ МВД РФ, 2006) — «Основные направления развития экономики России и новые задачи обеспечения экономической безопасности и противодействия экономической преступности» (АЭБ МВД РФ, 2008), а также в форме научно-исследовательских работ по плану научной деятельности вуза. Выпущены монографии: Егорова Е. В. Документирование налоговых правонарушений. — М.: Издательство ИНИОН РАН, 2006. и в соавторстве: Егорова Е. В., Суслов Д. А., Аулов Н. Н. Документальные проверки налогоплательщиков. — М.: Издательство ИНИОН РАН, 2005.

Основные положения исследования использованы в учебно-методических пособиях по дисциплинам «Документирование налоговых правонарушений» и «Организация и методы документирования налоговых правонарушений», а также в научно-исследовательских работах по темам «Методика налоговых проверок организаций розничной и оптовой торговли» и «Документирование и реализация результатов налоговых проверок», что подтверждается соответствующем актом о внедрении.

Материалы диссертационного исследования используются в целях проведения проверок, осуществляемых отделом по налоговым преступлениям УВД по Зеленоградскому АО г. Москвы, о чем имеется соответствующий акт о внедрении.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 печатных работ, общим объемом 27 п.л., в том числе одна работа в ведущем журнале, рекомендованном ВАК РФ, монографии: «Документирование налоговых правонарушений» и «Документальные проверки налогоплательщиков».

Структура диссертационной работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка и приложений. Содержание исследования иллюстрировано рисунками и таблицами.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Результатом разработки темы диссертационного исследования является законченное исследование содержания и сущности механизма налоговых расследований в сфере розничной торговли в системе обеспечения экономической безопасности государства, практических вопросов, касающихся методического обеспечения, а также разработка научно обоснованных и социально-обусловленных направлений и совершенствование существующего механизма налоговых расследований в сфере розничной торговли, способного обеспечить экономическую безопасность государства.

В процессе исследования, выступающим в качестве основы достижения результатов, является определение сущности и значения экономической безопасности государстваосновных понятий, положенных в основу экономической безопасности государстваоценка причин, влияющих на уклонение от уплаты налогов в сфере розничной торговли.

В связи с этим обобщены теоретические подходы к определению сущности экономической безопасности государства и предложено уточнить определение «экономическая безопасность государства в сфере розничной торговли» как совокупность внутренних и внешних условий, гарантирующих нейтрализацию различного рода угроз и потерь в сфере розничной торговли, благоприятствующих эффективному динамичному, устойчивому развитию отрасли, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках. Предложенное определение разрешит учесть упущенный в существующих определениях уровень формирования интересов и отношений — безопасность сфер основных видов деятельности.

Данное определение позволяет сформулировать вывод, что экономическая безопасность государства в сфере розничной торговли должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, т. е. защищать саму себя на основе высокой производительности труда, повышения качества продукции, конкурентоспособности и т. д.

В процессе исследования определены национальные интересы страны в торговой сфере. Установлено, что основным фактором, повлиявшим на развитие розничной торговли, является повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения.

Однако следует отметить, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов его регулирования с целью поддержания стабильности и прозрачности отрасли розничная торговля. Одной из наиболее приоритетных стратегических целей государственного регулирования торговли является обеспечение экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности государства в сфере розничной торговли зависит от четкого определения экономических угроз (внутренних и внешних), складывающихся в процессе отношений между хозяйствующими субъектами и конечными потребителями, выработки компенсирующих механизмов, снижающих до возможного минимума негативное воздействие угроз на экономику государства в целом и на розничную торговлю в частности.

Основными внутренними угрозами экономической безопасности государства, оказывающими глубокое деформирующее воздействие на развитие розничной торговли, являются следующие:

• теневая деятельность;

• низкая инвестиционная активность в сфере розничной торговли;

• низкая конкурентоспособность российской продукции;

• низкая среднемесячная заработная плата в сфере розничной торговли.

Внешние угрозы экономической безопасности государства в сфере розничной торговли сводятся к нарастанию импортной зависимости и чрезмерной открытости экономики.

Налоги являются одним из основных финансовых источников государства и, соответственно, неполнота их поступления может рассматриваться как угроза экономической безопасности государства, требующая немедленного решения. Формирование методического подхода к нейтрализации экономических угроз в сфере розничной торговли, препятствующих возможности уклоняться от уплаты налогов, позволит решить данную проблему. Методический подход должен основываться на концепции экономической безопасности государства, определять источники, степень и масштабы внутренних и внешних угроз в сфере розничной торговли и подходы к их нейтрализации. В итоге методический подход должен с одной стороны содействовать развитию положительных направлений в сфере розничной торговли в условиях обеспечения экономической безопасности государства, а с другой — обеспечить нейтрализацию существующих угроз в этой сфере, в том числе, таких как уклонение от уплаты налогов.

Среди причин, непосредственно подталкивающих предпринимателей в сфере розничной торговли к уклонению от уплаты налогов, специалисты выделяют:

— экономические причины, проводимая налоговая политика и особенности налоговой системы (неспособность государства обеспечить эффективный контроль в сфере экономики и имеющая место практика предоставления льгот на федеральном и особенно на местном уровнях власти);

— политические причины, среди которых можно выделить снижение собираемости налогов в период обострения кризиса власти;

— правовые причины, такие как несовершенство и нестабильность налогового законодательства;

— организационные причины, среди которых можно выделить недостатки во взаимодействии между органами налогового контроля, правоохранительными и другими контролирующими органами;

— технические причины, такие как несовершенство форм и методов налогового контроля;

— нравственно-психологические причины, заключающиеся в негативном отношении к существующей налоговой системе, низком уровне правовой культуры и корыстной мотивации.

Указанные причины не являются взаимоисключающими.

Используя такие способы законодательной борьбы, как: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель» и заполнение пробелов в законодательстве осуществляется пресечение государством попыток неуплаты налогов.

Борьба с налоговыми правонарушениями в различных сферах экономики является приоритетной задачей контролирующих и правоохранительных органов. В тоже время целый ряд проблем в вопросах налоговых расследований в системе обеспечения экономической безопасности остается нерешенным. В связи с этим необходимо выработать принципиально новые подходы к организации борьбы с налоговыми правонарушениями в данной сфере. С целью разработка научно обоснованных и социально-обусловленных направлений, способных обеспечить экономическую безопасность государства, проанализированы существующие методы налоговых расследований правонарушений и преступлений, совершаемых организациями розничной торговли, а также исследованы налоговые правонарушения в этой сфере как социально-негативное явление.

На основе осуществленного исследования определены степень опасности и угрозы экономической безопасности государства в сфере розничной торговли, от которых необходимо защищать общество и государство с помощью продуманных систем методов и механизмов.

В процессе исследования проведена оценка поступлений налогов в бюджет по организациям розничной торговли, сформировано четкое представление, о том, что уклонение от уплаты налогов, а также сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов, подрывают устойчивость бюджетной системы, нарушают принцип добросовестной конкуренции, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе, угрожает экономической безопасности государства в сфере розничной торговли.

Исследование показало, что необходимо учитывать присущие розничной торговли особенности ведения отраслевого учета, специфические способы уклонения от уплаты налогов. Перечень способов совершения налоговых правонарушений вряд ли когда-нибудь будет исчерпывающим. Помимо нескольких стандартных, существуют десятки динамичных способов, адаптирующихся к налоговому законодательству.

Представляется, что предложенная нами систематизация налоговых правонарушений, совершаемых в сфере розничной торговли, позволит расширить существующие группировки объектов классификации в рамках отдельных видов нарушений, а также ввести новые группировки нарушений в случаях появления изменений и дополнений в законодательные акты и нормативные документы.

Объектами предложенной классификации являются налоговые правонарушения. Классификация видов нарушений построена по элементам налога и включает в себя следующие виды нарушений: сокрытие объекта налогообложения, занижение налоговой базы и прочие налоговые нарушения.

Особое внимание в исследовании было уделено оценке существующего механизма налоговых расследований. Проведенная оценка используемых при налоговых расследованиях приемов и методов, позволяет констатировать, что важнейшим направлением деятельности контролирующих и правоохранительных органов является надлежащая организация и совершенствование работы, направленной, прежде всего на обнаружение налоговых правонарушений в сфере розничной торговли. Исследование в этом направлении позволило отразить сущность механизма налоговых расследований в сфере розничной торговли, как алгоритма применения отдельных приемов и методов в зависимости от поставленных на разрешение задач.

Для решения задач, возложенных на контролирующие и правоохранительные органы, не ставится задача анализа динамики какого-либо изменения, влияния отдельных показателей или их совокупности на хозяйственную деятельность организаций розничной торговли, не рассчитываются какие-либо коэффициенты. Конечная задача — рассчитать размер налога, подлежащего уплате хозяйствующим субъектом, или разницу между налогом, уплаченным и подлежащим уплате.

В связи с этим основными методами, используемыми при налоговых расследованиях в сфере розничной торговли, выступают:

— методы исследования документальных данных — направлены на изучение содержания объектов исследования и их свойств. Методы исследования документальных данных — это различные способы изучения явлений учетного процесса для получения информации об объекте, в целях обнаружения несоответствий в документах и отклонений в движении товарно-материальных ценностей (проверка, ревизия и экспертиза);

— экономико-математические методы — направлены на выявление потенциальных нарушителей налогового законодательства путем разработки модели и сравнения показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций розничной торговли с разработанной моделью и, в конечном счете, расчет сумм налогов.

От выбранных вариантов возможного сочетания приемов и методов налоговых расследований при реализации контрольных функций зависит скорость, качество и результат проводимых мероприятий. Это, в свою очередь, актуализировало вопросы совершенствования механизма налоговых расследований.

Состояние борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере розничной торговли за последние несколько лет показывает, что правонарушений в этой сфере экономики совершается много. Но при этом нельзя ставить сотрудника правоохранительного органа в жесткие рамки по их расследованию. Налоговое расследование — это весьма долгий и сложный творческий процесс, требующий от специалиста глубоких и фундаментальных знаний, так как ему приходится знакомиться с отраслевым законодательством, а также осваивать специфику некоторых производственных процессов.

На сегодняшний день отсутствует механизм налоговых расследований по основным группам способов совершения правонарушений, по отдельным отраслям экономики и т. д.

Результатом решения поставленной перед диссертационным исследованием цели является обоснование предложенной систематизации документов, являющихся доказательствами налогового правонарушения применительно к каждому виду способов налоговых правонарушений, совершаемых в сфере розничной торговли, представляющей классификационную систему документов по делам рассматриваемой категории.

Многообразие и специфичность способов совершения налоговых правонарушений и преступлений, особенностей их совершения и повторяемость создают предпосылки к успешному использованию предложенной нами систематизации документов, являющихся доказательствами совершенного налогового правонарушения. Создание такой классификации документов упростит процедуру расследования налоговых правонарушений.

Предложенная классификация документов описывает. Во-первых, объект правонарушения:

— при сокрытии и занижении дохода объектом правонарушения является выручка;

— при сокрытии объекта налогообложения, объектом выступают данные об объекте налогообложения;

— при прочих налоговых правонарушениях объектом являются обязанности налогоплательщика перед бюджетом.

Во-вторых, в классификации перечислены обстоятельства, характеризующие правонарушение:

— при сокрытии и занижении дохода таким обстоятельством является не зачисление выручки на расчетный счет или в кассу организациипри сокрытии объекта налогообложения, обстоятельством будет являться бес фактурный отпуск товара, неоприходование денежных средств от реализации в составе выручки;

— при прочих налоговых правонарушениях обстоятельства характеризуют нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановке на учет в налоговом органе, нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке и непредставление налоговой декларации и др.

В-третьих, в классификации изложены документы, содержащие доказательства совершенного правонарушения:

— при сокрытии и занижении дохода документами доказательствами будут являться управленческие документы по взаиморасчетамрасчетные и платежные документыдокументы по поступлению, оприходованию и движению товаров в организациях торговлидокументы складского учета и бухгалтерская отчетностьдокументы налогового и бухгалтерского учета по таким счетам разделов плана счетов бухгалтерского учета, как «Готовая продукция и товары», «Денежные средства», «Расчеты» и «Финансовые результаты»;

— при сокрытии объекта налогообложения доказательствами будут являться документы по оприходованию и движению товаровдокументы по учету денежной наличностидокументы бухгалтерского учета по таким разделам плана счетов бухгалтерского учета, как «Денежные средства», «Расчеты» и «Финансовые результаты»;

— при прочих налоговых правонарушениях документами доказательствами будут являться регистрационные, учредительные и распорядительные документыпервичные, учетные, платежные, расчетно-платежные и отчетные документы.

Предложенная систематизация документов позволит субъектам доказывания целенаправленно подходить к сбору информации и работе с документами, а также получить достоверную информацию для принятия оперативного решения о составе правонарушения, объекте, обстоятельствах, характеризующих правонарушение и источнике информации.

Исследование показало, что необходимо учитывать обстоятельства, характеризующие способ совершения правонарушений в сфере розничной торговли, а также документы, содержащие «следы» правонарушений и выступающие доказательствами совершения правонарушений, перечисленными способами.

Данные вопросы были успешно разрешены, что выразилось в аргументированном обосновании возможности создания и целесообразности использования частных методик для сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, подлежащих применению во имя достижения единой цели в виде противодействия налоговой преступности в сфере розничной торговли, имеющей тайный, маскируемый характер.

В частности, предложен методический инструментарий по проверке поступления товаров в организации розничной торговли. Алгоритм проверки включает в себя следующие этапы:

1. изучение графика документооборота;

2. проверка оприходования товаров на складе;

3. проверка действительности получения товаров;

4. проверка соблюдения принятого варианта учета поступления товаров, отраженного в учетной политике;

5. проверка достоверности отражения в организации товаров, числящихся в пути.

Алгоритм проверки продажи и прочего выбытия товаров в организациях розничной торговли, заключается в проверке:

1. применения контрольно-кассовой техники при расчетах наличными денежными средствами с населением;

2. полноты учета выручки при расчетах с использованием банковских карт;

3. полноты учета выручки при продаже товаров в кредит;

4. законности операций, связанных со списанием, порчей, переработкой, перемериванием, перетариванием и уценкой товаров, а также потерями от недостач;

5. достоверности отражения в учете фактов выбытия товаров в результате их внутреннего перемещения и своевременности возмещения материального ущерба, причиненного материально ответственными лицами;

6. полноты и правильности составления товарных отчетов материально ответственными лицами.

Цель проверки торговых операций заключается в установлении точности отражения операций в учете и соответствии операций учетному процессу, а также в обнаружении налоговых правонарушений и преступлений в сфере розничной торговли.

Алгоритм описывает действия, необходимые для получения достаточной по количеству, весомой по значимости и относящейся к делу информации. Общим требованием к проверке торговых операций является сопоставление информации, отраженной в первичных документах, с объективной реальностью.

Алгоритм проверки торговых операций основан на использовании существующего в Российской Федерации механизма учета и регистрации торговых операций и движения денежных средств на счетах организаций розничной торговли.

Предложенный методический инструментарий проверки торговых операций, основанный на использовании существующего в Российской Федерации механизма учета и регистрации товарных операций и движения денежных средств на. счетах организаций розничной торговли, позволит:

— сэкономить время проверяющего на поиск и систематизацию исходной информации, а также на составление описания объекта исследования (проверки);

— изучить ключевые моменты исследуемого (проверяемого) объекта, играющие важную роль в процессе принятия решений, относительно выбора направлений проверки, и сразу идентифицировать основные проблемы.

Методический инструментарий может стать теоретической основой для решения практических вопросов обеспечения экономической безопасности государства, в частности уменьшения количества налоговых правонарушений в сфере розничной торговли.

Исходя из достигнутой цели, на защиту выносятся следующие проблемные вопросы:

По специальности специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение, кредит:

— классификационная система документов, являющихся доказательствами совершения налоговых правонарушений, позволяющая получить достоверную информацию для принятия оперативного решения о составе правонарушения, объекте, обстоятельствах, характеризующих правонарушение и источнике информации;

— алгоритм проверки поступления товаров в организациях розничной торговли, проводимый с целью установления точности отражения операций в учете, соответствия операций учетному процессу, а также выявления и расследования налоговых правонарушений;

— метод проверки продажи и прочего выбытия товаров в организациях розничной торговли, основанный на описании действий для получения достаточной по количеству, весомой по значимости и относящейся к делу информации.

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность):

— понятие «экономическая безопасность розничной торговли» как совокупность внутренних и внешних условий, гарантирующая нейтрализацию различного рода угроз и потерь в сфере розничной торговли, благоприятствующая эффективному динамичному, устойчивому развитию розничной торговли, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках;

— угрозы экономической безопасности государства в сфере розничной торговли, какими являются: теневая деятельность, низкая инвестиционная активность, низкая конкурентоспособность российской продукции, низкая среднемесячная заработная плата, нарастание импортной зависимости и чрезмерная открытость экономики, а также причины, влияющие на уклонение от уплаты налогов в этой сфере — экономические, политические, правовые, организационные, технические и нравственно-психологические;

— классификация налоговых правонарушений в сфере розничной торговли, способствующая своевременному и эффективному налоговому расследованию, на основе выделения элементов налога, описании способов и схем их совершения, а также определения характерных признаков налоговых правонарушений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты Российской Федерации
  2. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.93 г.).
  3. Гражданский кодекс РФ ч. 1,2
  4. Налоговый кодекс РФ часть первая № 146-ФЗ от 31.07.98 г. и часть вторая № 117-ФЗ от 05.08.2000 г.
  5. Уголовный кодекс РФ N 63-Ф3 от 13.06.96 г.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  7. Концепция национальной безопасности РФ, утв. Указом Президента № 1300 от 17.12.97 г.
  8. Федеральный закон от 26.07.06 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции»
  9. Федеральный закон от 07.03.05 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых па его основе»
  10. Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт»
  11. Федеральный закон от 08.08.01 г. N 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
  12. Федеральный закон РФ от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
  13. Закон РФ от 05.03.92 г. № 2446−1 «О безопасности»
  14. Указ Президента от 26.04.01 г. № 486 «Об учреждении состава Совета безопасности РФ»
  15. Указ Президента от 01.09.2000 г. № 1603 «О межведомственной комиссии Совета безопасности РФ в сфере экономики»
  16. Указ Президента от 15.03.99 г. № 333 «О структуре аппарата Совета безопасности»
  17. Указ Президента от 28.03.98 г. № 294 «Об аппарате Совета безопасности РФ»
  18. Указ Президента от 29.04.96 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ»
  19. Указ Президента РФ от 29.01.92 г. N 65 «О свободе торговли»
  20. Приказ МВД РФ от 02.08.05 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»
  21. Приказ МВД РФ от 29.06.05 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистическпх подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»
  22. Приказ МВД РФ от 14.01.05 г. № 21 «Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки»
  23. Приказ МВД России от 10.11.04 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  24. Приказ МВД и МНС России от 22.01.04 г. № 77/АС-3−06/36 «Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России»
  25. Приказ МВД и МНС России от 22.01.04 г. № 76/АС-3−06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»
  26. Приказ МВД России от 26.12.03 г. № 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну»
  27. Приказ МНС России от 03.03.03 г. № БГ-3−28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»
  28. Приказ Минфина РФ от 28.12.01 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»
  29. Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов“ ПБУ 5/01»
  30. Приказ Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций»
  31. Приказ Росархива от 06.10.2000 г. «Об утверждении перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций»
  32. Приказ Минфина России от 14.04.2000 г. № 42и «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации»
  33. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
  34. Приказ Минфина СССР от 29.07.83 г. № 105 «Об утверждении Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете»
  35. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.98 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»
  36. Письмо Федеральной налоговой службы от 20.11.07 г. N 02−7-12/440@ «О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход»
  37. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 08.11.07 г. N03−03−06/1/783 «О применении норм естественной убыли организацией розничной торговли для целей налогообложения прибыли»
  38. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.07 г. N 0100/10 281−07−32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом»
  39. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.02.07 г. N03−11−05/20 «О порядке применениясистемы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли»
  40. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15.08.06 г. N03−11−04/3/375 «Об определении понятия розницы при расчете ЕНВД»
  41. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31.01.06 г. N03−11−04/3/51 «О порядке определения площади торгового зала для целей налогообложения ЕНВД»
  42. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 27.04.01 г. N 04−02−05/3/14 «О порядке применения норм естественной убыли»
  43. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51 303−99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст)
  44. Письмо ДЭБ МВД от 28.02.06 г. № 7/56/3443
  45. Монографии, сборники, учебники, комментарии, статьи:51 .Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С. 4−13
  46. Л.И. Экономическая безопасность//Вопросы экономики. 2001. -№ 6. — С. 15
  47. А.В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. — 591, с.
  48. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения//Вопросы экономики. 1994. — № 12.-С. 36−44
  49. Ю.Б. Налоговые правонарушения и ответственность. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 205 с.
  50. А.В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. — Екатеринбург: Изд-во «Налоги и финансовое право», 2004. 304 с. '
  51. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели//Вопросы экономики. -1994. -С.25−35
  52. Н. П. Дэлиев М.И., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциональный подход. М.: МГУК, 2000. — 320 с.
  53. Ю.В. Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они?/Ю. Виткина, А. Родионов. М.: Вершина, 2007. — 312 с.
  54. А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000. — 240 с.
  55. К.С., Романовский М. В. Налоговое планирование: Учебник. С. Петербург: Питер, 2004. — 634 с.
  56. М. О национальной безопасности России/Юбозреватель. 1993. -№ 22 (26), — С.94
  57. А.Е. Вопросы безопасности экономики России//Экономист. -1995. № 10. — С.44−50
  58. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Том 1/Под ред. Касьяновой Г. Ю. М.: АБАК, 2006. — 532 с.
  59. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Том 2/Под ред. Касьяновой Г. Ю. М.: АБАК, 2006. — 384 с.
  60. А.Н., Кикип А. Ю., Кучеров И. И., Соловьев И. Н., Тамбовцев B.J1. Криминологическая характеристика налоговой преступности//Налоговый вестник. 2002 г. — № 7. — С. 128
  61. И.Д., Сальникова JI.B. Налоговое право России: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. — 320 с.
  62. В. Общность критериев экономической и государственной безопасности/УЭкономист. 1996. — № 5. — С. З
  63. С.С. Экономическая экспертиза и ее роль при расследовании налоговых иреступлений/УАудитор. 2003. — № 4. — С.20
  64. А. Критерий экономической безопасности/УВопросы экономики. 1998. — № 10. — С.49
  65. Ю., Коршунов К. Система налоговых расследований в Российской Федерации//Аналитический журнал «Налоги». 2005 г. — выпуск первый. -С.60−70
  66. А.В. Методологические вопросы изучения налоговой преступпости//Современное право. 2005. — № 2. — С. 71
  67. Коллектив авторов. Защита прав на средства индивидуализации. Методическое пособие. М., ЯШБРЕНД, RES-Q-group. 2003. — 524 с.
  68. Концепция национальной безопасности России в 1995 году//Обозревагель. Проблемы. Анализ. Прогнозы. (Спец.выпуск). 1995. — № 3−4. — С.5
  69. Е.А., Ткачев В. Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2007. — 351 с.
  70. Н.П., Анищенко А. А. Оценка угроз экономической безопасности во внешнеэкономической сфере//Вестник Академии экономической безопасности: Выпуск 1(4): Сборник научных трудов. -М.: АЭБ МВД России, 2005
  71. И.И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. 256 с.
  72. И.И., Соловьев И. Н. Проверки налогоплательщиков органами внутренних дел. -М.: АО «Центр ЮрИнфоР», «ЮрИпфоР-ГГРЕСС», 2004. 111 с.
  73. В.Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. — М.: Экзамен, 2001.-336 с.
  74. Е.Е. Оптовая и розничная торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. — М.: Юстицинформ, 2007. 216 с.
  75. М.В. Правовые основы налоговой системы: Теория и практика: Учебное пособие. — Ярославль, 2000. 212 с.
  76. В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. — 319 с.
  77. В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты/УВнешнеэкономические связи. 1992. — Вып.8. — С.9
  78. Г. В. Эффективность деятельности правоприменительных органов в сфере налогообложения. Информационно-аналитические подходы обеспечения экономической безопасности М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 229 с.
  79. . Повторяя пройденное//Экономика и организация промышленного производства. 1992. — № 9. — С. 69
  80. Л.В. Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики. М.: Норма, 2005. — 256 с.
  81. Н.А., Нестеров Г. Г., Терзиди А. В. Организация налогового учета и налогового контроля: Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 624 с.
  82. B.А., Кучеров И. И., Мамасуев А. В., Молчанов А. В., Наумов В. В., Тюнис И. О. М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005. — 262 с.
  83. О.Н. Особенности торговли как объекта налогового администрирования//Налоговая политика и практика. — 2008. № 1. — С.42
  84. СенчаговВ.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России//Вопросы экономики. 1995. — № 1. — С.98−99
  85. СенчаговВ.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России//Вопросы экономики. 2001. — № 8.1. C. 72−73
  86. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) Институт экономики РАН. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. — 128 с.
  87. В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник М.: Дело, 2005. — 896 с.
  88. А.А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР», 2003. — 506 с.
  89. И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 526 с.
  90. И.Н. Налоговые преступления: практика работы органов полиции и судов. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.
  91. И.Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация палогообложения//Налоговый вестник. 2005. — № 9. — С. 23 — 28
  92. И.Н. Налоговые преступления в торговле. Комментарий к проверкам и уголовным делам. — М.: Налоговый вестник, 2001. 192 с.
  93. События, факты, перспективы//Налоговые споры. 2006. — № 3. — С.5
  94. Торговля: бухгалтерский и налоговый учет/Под ред. Касьяновой Г. Ю. — М.: Информцентр ХХТ века, 2005. — 560 с.
  95. А.С. Налоговое администрирование и контроль. М.: ВК, 2007. -410 с.
  96. Толковый словарь. ГАРАНТ — справочная правовая система. Copyright ©-НЛП «Гарант Сервис» 1990−2003
  97. Торговля в России. 2005: Стат. сб. М.: Росстат, 2006
  98. Ю.Л. Оптовая и розничная торговля: организация бухгалтерского и налогового учета: Практическое руководство М.: Эксмо, 2007.-512 с.
  99. Экономическая и национальная безопасность: Учебник./Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 768 с.
  100. Финансовое право: Учебник./Под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 2005.-587с.
Заполнить форму текущей работой