Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тенденции развития системы трудовых отношений в сфере профессионального образования России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сфера профессионального образования выступает как элемент или подсистема экономической системы, которая состоит из различных элементов, связанных между собой и взаимодействующих друг с другом. Сфера профессионального образования тесно связана с рынком труда, который предъявляет требования к качеству рабочей силы. Сферу профессионального образования можно систематизировать по целям образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРУДА И СИСТЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Методологические подходы к исследованию системы трудовых отношений в сфере профессионального образования
    • 1. 2. Специфика труда в сфере профессионального образования
    • 1. 3. Структура трудовых отношений в сфере профессионального образования
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
    • 3. 1. Анализ состояния российского профессионального образования и факторы, лежащие в основе его специфики
    • 3. 2. Трансформация системы трудовых отношений в российской системе профессионального образования в свете Болонского процесса
    • 3. 3. Влияние инновационных образовательных технологий на развитие трудовых отношений

Тенденции развития системы трудовых отношений в сфере профессионального образования России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Роль профессионального образования в экономическом и социальном развитии государства предопределяет приоритетность этой сферы деятельности в подавляющем большинстве стран современного мирового сообщества. Сферу профессионального образования необходимо рассматривать как приоритетную, увязывая финансирование профессионального образования с его экономической отдачей и эффективностью, с ростом конкурентоспособности национальной экономики, социальными и экономическими потребностями регионов, отраслей промышленности, отдельных граждан и общества в целом. Модернизация сферы профессионального образования в России обусловлена переходом к информационному обществу и рыночными преобразованиями. Затронуты практически все аспекты функционирования сферы профессионального образования: организационная структура и управление, содержание образования, организация учебного процесса, формы и методы обучения, вузовская наука. Модернизация направлена на то, чтобы поднять профессиональное образование на качественно новый уровень, обеспечить серьезные структурные преобразования в экономике, быстрое развитие наукоемких отраслей, создать мощный научно-технический потенциал и значительно укрепить позиции государства на мировых рынках.

Реформирование профессионального образования затрагивает и систему трудовых отношений в сфере профессионального образования. Развитие системы трудовых отношений в сфере профессионального образования в России связано с одновременным воздействием рыночных условий и информационного общества. Профессиональное образование выполняет функцию подготовки специалистов для рынка труда, в связи с этим необходимо учитывать новые требования к качеству рабочей силы. Это ведет к изменению элементов системы трудовых отношений. Все это предопределяет актуальность темы выбранного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Большую теоретико-методологическую роль в разработке данной проблемы диссертационного исследования сыграли ученые:

В области общих проблем трудовых отношений — Р. Арон, Т. Веблен, Дж. К. Гэлбрейт, Э. Гауглер, И. Дюран, Дж. Комманс, М. Леклер, А. Маршалл, Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, М. Саламон, Г. Таун, Ф. Тейлор, Р. Фримен, А. Хелси, П. Эбли, и другие. Среди отечественных ученых: С. Ю. Барсукова, И. Ф. Беляева, Н. А. Волгин, Б. М. Генкин, В. И. Герчиков, В. Е. Гимпельсон, Н. Е. Колесников, Э. В. Клопов, Р. П. Колосова, Г. Г. Меликьян и другие.

Проблемы экономической эффективности труда исследуются в работах: JI. Абалкина, И. Бизюновой, А. Бондаренко, Н. Гвоздевой, Дж. Иванцевича, А. Лившица, С. Струмилина и др.

Вопросы развития сферы профессионального образования получили свое развитие в трудах Н. Александровой, В. Взятышева, А. Гордиенко, С. Дятлова, В. Ерошина, С. Г. Землянухиной, У. Зиннурова, Р. Капелюшникова, Н. Литвиновой, В. Марцинкевича, Л. Романковой, В. А. Садовничего и др.

Проблемы экономики образования исследуются в работах Г. В. Балашова, С. А. Белякова, Н. М. Виноградова, С. А. Дятлова, В. А. Жамина, Г. А. Иванова, С. Л. Кастаняна, Ю. А. Кудрявцева, И. В. Кузьминой, Т. Н. Пузыренко, Б. С. Рябушкина, В. В. Чекмарева.

Проблемы организации и оплаты труда в сфере профессионального образования в работах Н. А. Гудкова, Н. Г. Ермичевой, В. П. Еферина, А. И. Завистовской, В. А. Зубкова, Р. К. Климова, Б. К. Коломийца, В. В. Мотина, В. В. Нотченко, A.M. Прудинского.

Отдельные вопросы, связанные с трудовыми отношениями в сфере профессионального образования, освещены в работах Л. Романковой, В.

Чекмарева, диссертационных исследованиях В. В. Ананишева, Д. Г. Филипповой.

К сожалению, проблемы развития системы трудовых отношений в сфере профессионального образования недостаточно теоретически разработаны. Нет однозначного взгляда на проблему содержания системы трудовых отношений, не отражена специфика структуры системы трудовых отношений в данной сфере деятельности.

Недостаточная разработанность проблемы развития системы трудовых отношений в сфере профессионального образования обусловили выбор темы, цель, основные направления и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование системы трудовых отношений в сфере профессионального образования и тенденций её развития.

В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

— определить структуру и дать классификацию элементов системы трудовых отношений в сфере профессионального образования;

— выявить специфику труда в сфере профессионального образования;

— выявить тенденции развития системы трудовых отношений в сфере профессионального образования в зарубежных странах;

— провести анализ российской сферы профессионального образования и выявить факторы, определяющие ее специфику;

— исследовать развитие системы трудовых отношений в сфере профессионального образования и выявить тенденции ее развития.

Объектом исследования являются работники и трудовые коллективы сферы профессионального образования в России.

Предметом исследования являются система трудовых отношений и тенденции ее развития в сфере профессионального образования России.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования послужила материалистическая теория познания. Диссертационная работа базируется на принципах диалектической логики, диалектики взаимодействия формы и содержания, явления и сущности, развития через противоречия. Диссертационное исследование построено на основе системного подхода к анализу сферы профессионального образования и системы трудовых отношений в сфере профессионального образования. Автор руководствовался также такими методами как сравнительный анализ, эволюционный, исторический.

Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. В диссертации используются материалы научных конференций.

Информационное обеспечение исследования составили законы Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам профессионального образования, труда и занятости, данные Министерства образования и науки Российской Федерации. В качестве источников информации для проведения исследования использовались данные ежегодных статистических отчетов и справочников Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе экономика труда) и соответствует следующему пункту: 8.8 — Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капиталформирование конкурентоспособности работниковпрофессиональная ориентация населениямобильность кадров.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: 1. Определена структура и классифицированы элементы системы трудовых отношений в сфере профессионального образования на основе различных критериев (по субъектам, по объектам, по результату, по уровням), выявлены их взаимосвязь и взаимодействие между собой. Конкретизирована структура системы трудовых отношений за счет включения подсистем: технико-трудовых, организационно-трудовых, социально-трудовых, психолого-трудовых.

2. Подсистема психолого-трудовых отношений рассмотрена с двух позиций: психологические отношения, складывающиеся между преподавателем и студентами в ходе учебного процесса, и отношения, складывающиеся между коллегами по кафедре и по вузу в целом, которые основаны не только на партнерстве, в них также присутствует элемент соперничества.

3. Трудовые отношения подразделены на трудовые отношения, связанные с оплатой труда, и трудовые отношения, не связанные с оплатой труда. В качестве субъектов первой группы отношений выступают преподаватели, сотрудники, руководители учебных заведений и государство. В качестве субъектов второй группы отношений отнесены студенты, учащиеся и их родители. Выделение в качестве субъектов трудовых отношений в сфере профессионального образования родителей учащихся и студентов, которые заинтересованы в качественной подготовке специалистов соответствующей квалификации, связано с воспитательной функцией труда преподавателей.

4. Рассмотрены взаимосвязи между живым и овеществленным трудом в сфере профессионального образования, отражающие специфику труда в этой сфере. Раскрыто содержание познавательной и воспитательной функций преподавательского труда.

5. Выявлены тенденции развития трудовых отношений в сфере профессионального образования за рубежом: изменение структуры трудовых отношений в связи с использованием информационных технологий в учебном процессе, новых методов преподавания и обученияпоявление на рынке профессионального образования новых субъектов — «корпоративных университетов», консультационных фирм и других организацийусиление взаимосвязи между уровнями профессионального образования в процессе формирования непрерывного образования.

6. Выявлены тенденции развития системы трудовых отношений в сфере профессионального образования России:

6.1.Тенденции, обусловленные Болонским процессом, предполагают:

— перевод ГОСов в зачетные единицы (изменения в организации учебного процесса, нормировании труда преподавателей и студентов, оплате труда);

— введение двухступенчатого высшего образования (пересмотр учебных стандартов, организации учебного процесса);

— повышение качества образования (новые подходы к отбору преподавательского состава, организации их профессиональной деятельности и оценке ее результативности).

Данные тенденции ведут к изменению организационно-трудовых и социально-трудовых отношений.

6.2. Тенденции, обусловленные переходом к информационному обществу:

— непрерывное образование предполагает использование инновационных технологий обучения, которые затрагивают технико-трудовые отношения. В свою очередь, технико-трудовые отношения обусловливают необходимость новой организации учебного процесса, что ведет к изменению организационно-трудовых отношений и появлению новых форм оплаты труда, которые ведут к изменению социально-трудовых отношений.

6.3. Тенденции, обусловленные рыночными преобразованиями:

— появление новых субъектов трудовых отношений — негосударственных учебных заведенийкоммерциализация профессионального образования на всех уровняхстановление и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования;

— увеличение числа совместителей.

На защиту выносятся:

1. Структура и классификация элементов системы трудовых отношений в сфере профессионального образования на основе различных критериев. Авторская конкретизация структуры системы трудовых отношений.

2. Авторская трактовка специфики труда в сфере профессионального образования.

3. Тенденции развития трудовых отношений в сфере профессионального образования в зарубежных странах.

4. Специфика тенденций развития системы трудовых отношений в российской сфере профессионального образования России.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные теоретические положения и рекомендации вносят определенный вклад в развитие науки о труде и могут быть использованы в преподавании дисциплин «Экономика труда», «Экономика образования» и т. д.

Результаты исследования представляют определенный интерес для управленческих кадров, в первую очередь работающих в сфере профессионального образования, а также для специалистов, занятых в области экономики образования, теории и практики управления.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования излагались на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях: «Система трудовых отношений: итоги реформирования и перспективы развития» (Саратов: СГТУ,.

2002), «Прогрессивные технологии в обучении и производстве» (Камышин,.

2003), «Актуальные проблемы модернизации российского образования» (Балаково: ПАГС, 2004), «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике» (Пенза, 2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 научных статей, общим объемом 2,4 печатных листа.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, поставленными в диссертационном исследовании. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы.

Сфера профессионального образования выступает как элемент или подсистема экономической системы, которая состоит из различных элементов, связанных между собой и взаимодействующих друг с другом. Сфера профессионального образования тесно связана с рынком труда, который предъявляет требования к качеству рабочей силы. Сферу профессионального образования можно систематизировать по целям образования, образовательным уровням, по видам учебных заведений, формам обучения, формам собственности. Сфера профессионального образования выступает как система отношений, в том числе и трудовых. Трудовые отношения в сфере профессионального образования представляют сложную систему со своей особой структурой, которая отражает объективное строение и внутреннюю форму организации системы, взаимосвязь между ее элементами. Совокупность элементов, определяющих содержание трудовых отношений в сфере профессионального образования можно проклассифицировать по внутренне взаимосвязанным группам отношений (подсистемам): технико-трудовые, организационно-трудовые, социально-трудовые, психолого-трудовыепо субъектам, предметам, уровням. Качественные и количественные изменения элементов структуры трудовых отношений и ее адаптация к изменяющемуся окружению определяет развитие системы трудовых отношений.

Труд работников сферы профессионального образования можно рассмотреть с точки зрения деления его на живой и овеществленный. Особое внимание необходимо уделить воспитательной функции преподавательского труда, которая превращает его в сложный и особенный. Критерии оценки качества преподавательского труда представляют собой сложный комплекс. Эффективность труда преподавателей характеризуется следующими слагаемыми: квалификация преподавателя, объем преподавательской и исследовательской нагрузки, интенсивность труда, качество (профессионализм) преподавания. Данные характеристики носят лишь приближенный характер, поэтому не они не позволяют четко дифференцировать должные оклады отдельных преподавателей.

Необходимо отметить двойственный характер труда преподавателей научный в избранной области и педагогический. Такая двойственность приводит к тому, что у преподавателей (в первую очередь начинающих) преобладающим является намерение достичь высокого уровня квалификации в научной деятельности. Педагогическая же подготовка преподавателей рассматривается как второстепенная изолированная цель.

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ.

СТРАНАХ.

Система образования США отличается тесной связью с крупными корпорациями, а также с малыми фирмами, часть которых порождена самой высшей школой. Система высшего образования в США является наиболее децентрализованной. Регулирующую роль в ней играет в значительной степени общество, а не государство. В США нет общегосударственной (федеральной) структуры, которая бы определяла и диктовала, как должны работать вузы. Федеральному правительству принадлежат только военные академии и вузы для лиц с физическими недостатками. Остальные вузы принадлежат штату, и их деятельность регулируется местным законодательством штата. Каждый штат имеет свою собственную систему законов, налогов и свою систему учебных заведения. Университеты и колледжи свободны в оценке ситуации на рынке образования и самостоятельно выбирают стратегию развития. Особенности штата и местных традиций могут повлиять на то, какие цели ставит перед собой вуз, какие учебные программы и курсы получают наибольший приоритет, по каким специальностям готовят студентов, на критерии отбора студентов и преподавательского состава. Насколько успешно реализуют вузы это свободу выбора, отражает репутация учебного заведения. Признаны во всем мире университеты, которые входят в так называемую «Лигу плюща». Общество через спрос на рынке труда доводит свои потребности до вузов и контролирует качество подготовки выпускников. В связи с этим в вузах имеются развитые службы содействия трудоустройству выпускников.

Основными стадиями образования в США являются ассоциант, бакалавр, магистр, аспирант. Самая низкая степень присуждается по окончанию двухгодичного колледжа. Бакалавр (после четырех лет обучения) получает широкую специализацию и выбирает свою будущую ориентацию. В ведущих вузах специализация начинается раньше. Например, в Гарвардском университете на втором, в Йельском на третьем курсе. Магистратура и аспирантура объединяются в единый цикл. Средний возраст поступающих в аспирантуру — 28 лет. Это выпускники-бакалавры либо бакалавры, получившие уже практический опыт работы. Постоянные учебные группы не формируются, и студент выбирает индивидуальный график и учебный план обучения. Докторская степень считается высшей степенью в США. Для ее получения, как правило, требуется два года учебы после получения магистерской степени и представление докторской диссертации.

Система профессионального образования США состоит из нескольких групп учебных заведений (разряды по классификации комиссии Карнеги). Основными признаками деления являются объем научных исследований, уровень преподаваемых дисциплин и курсов, присваиваемые академические степени. К научно-исследовательским университетам первого разряда относятся 50 вузов, получающих наибольшие финансовые ресурсы от федерального правительства, имеющие магистратуру и докторантуру и присваивающих не менее 50 докторских степеней в предшествующий год.

В качестве примера должностной структуры американской высшей школы можно привести должностную структуру профессорско-преподавательского персонала Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (1987 г.), рассмотренную в книге «Высшее профессиональное образование: мировые тенденции» и представленную в таблице З.1.

Как видно из приведенных данных, российская высшая школа имеет пять категорий преподавательских должностей, американская высшая школа имеет более дифференцированную должностную структуру преподавателей, которая,.

1 Федоров И. Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (социальный и философский аспекты). / И. Б. Федоров., СП. Еркович, СВ. Коршунов. -М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. С. 278. вероятно, позволяет более четко оценить индивидуальный вклад того или иного преподавателя в их совокупную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа, проведенного в диссертационном исследовании, можно сделать следующие основные выводы:

1. Сфера профессионального образования выступает как элемент или подсистема экономической системы, которая состоит из различных элементов связанных между собой и взаимодействующих друг с другом. Сфера профессионального образования тесно связана с рынком труда, который предъявляет требования к качеству рабочей силы. Сферу профессионального образования можно систематизировать по целям образования, образовательным уровням, по видам учебных заведений, формам обучения, формам собственности.

2. Трудовые отношения в сфере профессионального образования представляют сложную систему со своей особой структурой, которая отражает объективное строение и внутреннюю форму организации системы, взаимосвязь между ее элементами. Совокупность элементов, определяющих содержание трудовых отношений в сфере профессионального образования можно проклассифицировать по внутренне взаимосвязанным подсистемам: технико-трудовые, организационно-трудовые, социально-трудовые, психолого-трудовыепо субъектам, предметам, уровням. Качественные и количественные изменения элементов структуры трудовых отношений и ее адаптация к изменяющемуся окружению определяет развитие системы трудовых отношений.

3. Трудовые отношения в сфере профессионального образования можно подразделить на трудовые отношения, связанные с оплатой труда, и трудовые отношения, не связанные с оплатой труда. В первой группе трудовых отношений в качестве субъектов необходимо выделить преподавателей, сотрудников образовательных учреждений, руководителей учебных учреждений и государство. В качестве субъектов второй группы трудовых отношений необходимо выделить учащихся, студентов и их родителей. Выделение в качестве субъектов родителей учащихся и студентов определяется спецификой трудовых отношений в сфере профессионального образования и связано с воспитательной функцией труда преподавателя.

4. Труд работников сферы профессионального образования является живым и овеществленным. Особое внимание необходимо уделить воспитательной функции преподавательского труда, которая превращает его в сложный и особенный. Критерии оценки качества преподавательского труда представляют собой сложный комплекс. Эффективность труда преподавателей характеризуется следующими слагаемыми: квалификация преподавателя, объем преподавательской и исследовательской нагрузки, интенсивность труда, качество (профессионализм) преподавания. Данные характеристики носят лишь приближенный характер, поэтому они не позволяют четко дифференцировать должные оклады отдельных преподавателей. Необходимо отметить двойственный характер труда преподавателей: научный в избранной области и педагогический.

4. Несмотря на различия в экономическом развитии западных стран и их систем профессионального образования, автором выделены три тенденции развития трудовых отношений в сфере профессионального образования, которые связаны с развитием сферы профессионального образования.

Во-первых, формирование и развитие непрерывного образования. Глобализация экономики приводит к быстрому устареванию знаний, рынок предъявляет новые требования к специалистам. Поэтому возникает необходимость в получении образования в течении всей жизни. Учебные заведения вынуждены корректировать содержание программ обучения.

Во-вторых, происходят изменения в учебном процессе, методах преподавания и обучения в результате использования информационных технологий. Внедрение информационных технологий в систему профессионального образования влечет за собой изменение в организации труда профессорско-преподавательского состава, условий труда, оплаты, нагрузки. Использование информационных технологий в процессе обучения требует повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, связанной с применением таких технологий.

В-третьих, на рынке профессионального образования появляются новые «игроки». Подготовку специалистов сейчас осуществляют не только традиционные вузы, но и «корпоративные университеты», консультационные фирмы и другие организации. Необходимо отметить, что в отдельности данные структуры не могут обеспечить все виды подготовки специалистов. Поэтому между ними должны развиваться партнерские отношения.

5. Развитие системы трудовых отношений в сфере профессионального образования России обусловлено процессами, происходящими в обществе и самой сфере профессионального образования. Тенденции обусловленные Болонским процессом предполагают: перевод ГОСов в зачетные единицы (изменения в организации учебного процесса, нормировании труда преподавателей и студентов, оплате труда), введение двухступенчатого высшего образования (пересмотр учебных стандартов, организации учебного процесса), повышение качества образования (новые подходы к отбору преподавательского состава, организации их профессиональной деятельности и оценке ее результативности). Данные тенденции ведут к изменению организационно-трудовых и социально-трудовых отношений.

6. Тенденции обусловленные рыночными преобразованиями привели к появлению новых субъектов трудовых отношений негосударственных учебных заведений и коммерциализации профессионального образования на всех уровнях. Становление и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования. Увеличение числа совместителей можно рассматривать как негативную тенденцию развития трудовых отношений, если речь идет о преподавателях учебных заведений. Отсутствие достойной оплаты труда вынуждает работников сферы профессионального образования подрабатывать одновременно в нескольких местах, что ведет к снижению качества образовательных услуг. С другой стороны, данную тенденцию можно рассматривать как положительную, если в качестве совместителей рассматривать работников организаций и предприятий, ведущих преподавательскую деятельность. Речь идет об интеграции сферы профессионального образования непосредственно с производством.

7. Особенностью информационного общества является рост и значение для его развития знания, образования, информация. Можно с полным основанием утверждать, что ход и перспективы развития современной цивилизации определяется двумя глобальными факторами — совершенствованием системы образования и все возрастающей ролью средств массовой информации и коммуникации. Наступивший век станет началом новой информационной цивилизации с новой системой ценностей. Не количество накопленных материальных благ будет определять статус человека в обществе, а уровень культуры, образования. Все это предопределяет необходимость образования в течении всей жизни. Непрерывное образование предполагает использование инновационных технологий обучения, которые затрагивают технико-трудовые отношения. В свою очередь технико-трудовые отношения обуславливают необходимость новой организации учебного процесса, что ведет к изменению организационно-трудовых отношений и новых форм оплаты труда, что ведет к изменению социально-трудовых отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993//РГ.-1993.-№ 237.-25 дек.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: 41 и 2 // СЗ РФ. -2002.-№ 12.
  3. Об образовании: Закон РФ в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ.
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.96 № 125-ФЗ.
  5. Примерные правила внутреннего трудового распорядка для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений // Образование в документах. 1999.-№ 15.- С. 95−103- № 16. — С. 91−101.
  6. Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень МО РФ. -2000.-№ 11.-С. 4−13.
  7. Федеральная программа развития образования // Законодательные и нормативные документы системы образования. Вып. 1. — М., 2000. — С. 23−44.
  8. Межвузовская научно-техническая программа «Создание системы открытого образования» Приказ министра образования РФ от 12.10. 2000 г. № 2925.
  9. О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям ВПО. Приказ МО РФ от 03.08.2000 № 2400. Приложения // Бюллетень МО РФ. 2000. — № 12. — С. 9−18.
  10. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 02.12.99 № 1323 // Бюллетень МО РФ. 2000. — № 2.- С. 22−28.
  11. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 26.06.2000 № 1908 // Бюллетень МО РФ. 2000. — № 11.- С. 30−39.
  12. Концепция модернизации образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751)
  13. Об утверждении Общих правил по проведению аккредитации в РФ. Постановление Госстандарта России от 30.12.99 № 72 // Аттестация и аккредитация образовательных учреждений: Справочное издание. М., 2001. -Т. II.-С. 29−35.
  14. О порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений. Письмо МО РФ от 16.01.2001 № 20−58−196 / 205/7. Приложения // Официальные документы в образовании.- 2001. № 5. — С. 33−69.
  15. О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки. Письмо МО РФ от 17.07.2000 № 24−206/10. Требования от 07.07.2000 // Бюллетень МО РФ. 2001. — № 1. — С.45−46.
  16. О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки. Письмо МО РФ от 17.07.2000 № 24−206/10. Требования от 07.07.2000 // Бюллетень МО РФ. 2001. — № 1. — С.45−46.
  17. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ от 05.04.2001 № 264 // Российская газета. 2001. — №№ 80−81 (25 апреля).
  18. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) от 03.03.2001 № 160 // Бюллетень МО РФ. 2001. — № 5. — С. 5−23.
  19. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов от 06.09.2000 № 2571 // Бюллетень МО РФ. -2001.-№ 1.-С. 51−56.
  20. Л.И. Социалистическая собственность и совершенствование форм общественной организации труда / Л. И. Абалкин. -Казань, 1974.
  21. Т.О. социальном проектировании образовательных систем / Т. О. Антипова // Высшее образование в России. 2000. № 3
  22. Е.М., Еремина С. Н. Комментарий к законодательству о трудовых договорах / Е. М. Акопова, С. Н. Еремина // Ростов на Дону.: изд.-во «Феникс», 1995. — 464 с.
  23. Г. Е. Закономерности и условия формирования общественного труда. Монография / Г. Е. Алпатов. СПб гос. ун-т технологии и дизайна. — СПб., 1993 — 136 с.
  24. Н.Х. Труд и здоровье руководителей. Монография. / Н. Х. Амиров. ГЭОТАР Медицина, 2002. — 136 с.
  25. А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика). Учебное пособие в 2-х кн. / А. А. Андреев. М.: МЭСИ, 2000. Кн. 1.-141 с.
  26. В.Г. Организация научной и инновационной деятельности в вузе. / В. Р. Атоян. Саратов: изд.-во Сарат. гос. техн. ун-т, 1996.
  27. Г. В., Беляков С. А., Виноградова Н. М. Экономика высшей школы: Проблемы и перспективы / Г. В. Балашов, С. А. Беляков, Н. М. Виноградова. С.-Пб. Ун-т экономики и финансов. — СПб., 1996. — 131 с.
  28. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г. А. Балыхин. М.: ЗАО «Издательства „Экономика“», 2003.
  29. С.Ю., Герчиков В. И. Приватизация и трудовые отношения: от единого к частному и разному / С. Ю. Барсукова, В. И. Герчиков. Новосибирск.: изд.-во ИЭиОПП СО РАН, 1997. — 216 с.
  30. Д. Грядущее постиндустриальное общество./ Д. Белл. М., 1999.- 198 с.
  31. И., Березовский А. Кадры современной высшей школы / И. Болотин, А. Березовский // Высшее образование в России. 1998. № 2.
  32. И., Джамалутдинов Г. Социальные проблемы научно-педагогических кадров / И. Болотин, Г. Джамалутдинов // Высшее образование в России. 2002. — № 4.
  33. И., Киринюк А. Открытое образование. Дистанционное./ И. Болотин, А. Киринюк // Высшее образование в России. № 3. — 2003
  34. . Труд в условиях рыночной трансформации / Б. Бреев // Общество и экономика.2003.№ 1.
  35. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. докт. эконом, наук В. В. Глухова. СПб.: Издательство «Лань», 2003.- 544 с.
  36. А. Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А. Б. Вифлеемский // Вопросы экономики. 2002. № 8.
  37. А.Б. Экономика образования в 2-х кн. Книга 1. / А. Б. Вифлеемский. М.: Народное образование, 2003. — 368 с.
  38. А.Б. Экономика образования в 2-х кн. Книга 2. / А. Б. Вифлеемский. М.: Народное образованнее, 2003. — 384 с.
  39. Взятышев В,. Романкова JI. Социальные технологии в образовании / В. Взятышев, JI. Романкова // Высшее образование в Росси, 1998. № 1. С.28−38.
  40. М., Латинский И. Иллюзия социального партнерства / М. Воейков, И. Латинский // Альтернативы, 1998, № 1, С. 61.
  41. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. / А. А. Воронин. М.: НИИВО, 1999.
  42. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. ЮНЕСКО, 1998.
  43. Высшее образование в США / А. П. Акатьев, И. А. Гусейнова. Высшее и среднее специальное образование за рубежом: Обзор, информ. — М.: НИИВШ, 1994.
  44. Л. Кадровый потенциал российской науки / Л. Гохберг // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С.8−21.
  45. Дж. Новое индустриальное общество. / Дж. Гелбрейт. -М.: Прогресс. 1969. 314 с.
  46. Дж. Экономические теории и цели общества./ Дж. Гелбрейт.-М.: 1978
  47. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -4-е изд., перераб. и доп./ Б. М. Генкин. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 315.
  48. JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / JT. Гребнев // Высшее образование в России .-№ 1, 2004.
  49. Н.А., Еферин В. П., Завистовская А. И., Мотин В. В. Оценка и дифференциация оплаты труда профессорско-преподавательского состава. / Н. А. Гудков, В. П. Еферин, А. И. Завистовская, В. В. Мотин М, 1998.
  50. А.П., Сухова М. В. Негосударственные вузы в системе высшего образования / А. П. Долгов, М. В. Сухова // Известия СП6УЭФ.2004. № 1. С.99−115.
  51. О.В. Научно-методическое обеспечение развития высшего образования / О. В Долженко. // Тез.докл. Всерос. науч. конф. Ч. 3. М. НИИВО, 1999.- 122 е.
  52. П. Посткапиталистическое общество / Новая постиндустриальная волна на Западе. / П. Дракер. М.: Academia, 1999.
  53. Европейские университеты на рынке непрерывного образования // Экономика образования. 2001. № 1
  54. А.П. Перспективы развития образования в России в XXI веке / А. П. Егоршин // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4.
  55. Л.Г. Стратегическое управление высшим образованием в республиках России / Л. Г. Ефремов СПб, Изд.-во СПбГУЭФ, 1999
  56. В.А. Экономика и образование. / В. А. Жамин. М., 1969.
  57. В.А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. / В. А. Жамин, Г. А. Егиазарян М.: Экономика, 1968.
  58. Н.С., Землянухина С. Г. Экономическая система общества: теория, методология исследования, характер развития. -Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2004.- 175 с.
  59. С.Г. Современные проблемы собственности. Учебное пособие. Саратов.: изд.-во СГУ, 1993. — 52 с.
  60. С.Г. Факторы неустойчивости российской экономической системы / С. Г. Землянухина // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения устойчивого развития Российской экономики». Саратов, 2002. С.4−11.
  61. В.М., Воронин А. А., Джалалов С., Пусев В. И. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования./ В. М. Зуев, А. А. Воронин, С. Джалалов, В. И. Пусев. М.: НИИВО, 1995
  62. А. Интеллектуальный ресурс в демографическом ракурсе / А. Иконников // Высшее образование в России, 2000. № 1.
  63. Г. От педагогической парадигмы к образовательной / Г. Ильин //Высшее образование в России. 2001. № 1.
  64. Иноземцев B. J1. За пределами экономического сообщества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. / B. J1. Иноземцев. М.: Наука, 1998.
  65. В.П., Баузина Е. И., Оксюковская В. Н. Высшее образование в России / В. П. Калашников, Е. И. Баузина, В. Н. Оксюковская // «Образование в регионах России и странах СНГ». № 3−4.1999
  66. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи / П. Л. Капица //Вопросы философии. 1971. № 5
  67. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) / Р. И. Капелюшников. М. 1990.
  68. О.М., Котомина Л. И., Шестак Н. В. Европейская система перевода кредитов как гарант академического признания обучения, получаемого за рубежом / О. М. Карпенко, Л. И. Котомина, Н. В. Шестак // Инновации в образовании. 2002. № 1.
  69. В.Е. Введение в социальную философию. / В. Е. Кемеров. -М., 1996.
  70. Э., Марцинкевич В. США: наивысшая точка подъема? / Э. Кириченко, В. Марцинкевич // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 8. С. 79.
  71. В.Н. Определимся с ключевыми понятиями. В кн. Что нужно знать о социальном партнерстве. / В. Н. Киселев. -М., 1994, С16−19.
  72. А.И. Проблематика гражданско-правового регулирования открытого образования / А. И. Коваленко // Материалы международной конференции «Образование в информационную эпоху» 13 июня 2001 г.-М., 2001.
  73. А.Ю., Пиройка Л. И. Деятельность в сфере народного просвещения как духовно-эффективный труд. // Социально и духовно эффективный труд в коммунистической формации. / А. Ю. Кравчук, Л. И. Пиройка. Ярославль, 1987.- 2 43.
  74. Г. Дистанционное обучение в России / Г. Краснова // Вузовские вести. -2002. № 1.
  75. Кумбс Филипп Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ: Пер. с англ. / Под ред. Г. Е. Скорова- Послесл. В. А. Жамина. / Г. Кумбс Филипп. М.: Прогресс, 1970.
  76. Г. М. Планирование воспроизводства квалифицированных кадров в регионе. / Г. М. Курошева Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
  77. М.А. Рыночные образование в системе образования России. / М. А. Лукашенко М., 2001
  78. В. В. Информационные технологии в учебном процессе / В. В. Маланин, В. М. Суслонов, А. Б. Полянин // Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № 4(19). С. 18−21.
  79. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., / К Маркс, Ф. Энгельс т. 49
  80. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. / В. И. Марцинкевич, И. В. Соболева М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с. — (Программа: Обновление гуманитарного образования в России)
  81. ., Болотин И. Образование и национальная безопасность России / Б. Митин, И. Болотин // Alma mater. 1996.
  82. А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. / А. И. Михайлушкин СПб.: СПбГИЭА, 1998.
  83. А.И., Минаев Д. В. Концептуальные основы рынка высшего профессионального образования./ А. И. Михайлушкин, Д. В. Минаев -СП.: СПбГИЭА, 1998.
  84. Модернизация российского образования: стратегические разработки / Под ред. Я. И. Кузьминова. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  85. Л.Г. Эволюция концепции образования в современном мире / Л. Г. Можаева // Экономика образования. 2001. № 6.
  86. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. № 21.
  87. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: для вузов / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000.
  88. В.В. «Методические основы оценки кадрового потенциала ППС ВУЗа» / В. В. Нотченко СПб., 1997.
  89. Образование в России. 2003: Стат.сб. /Госкомстат России.- М., 2003.-414 с.
  90. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / Отв. Ред. В. Г. Кинелев. М.: Наука, 1999.
  91. Образование в XXI веке: обучение для всех в течении всей жизни // Экономика образования. 2001. № 1
  92. А.А. Новый подход к инженерному образованию. / А. А. Поляков М.: Центр-пресс, 2000.
  93. Постановление Ученого Совета СГТУ о внесении изменений в «Положение о порядке расчета учебной нагрузки и планировании работы преподавателя и кафедры» от 24.03.2000 года
  94. С.В. Инновации на рынке образовательных услуг / С. В. Прутцкова // Инвестирование инноваций: Межвуз. науч. сб./ СГТУ.- Саратов, 2002. С.160−163. — (0,17 п.л.)
  95. С.В. Образование в контексте глобализации / С. В. Прутцкова // Актуальные проблемы модернизации современного российского образования: Материалы Межрегион, науч.-практ. конф.: Сб науч. тр. -Саратов, 2004. С.66−70.- (0,2 п.л.)
  96. Прутцкова С. В, Особенности классификации объектов трудовых отношений в системе профессионального образования / С.В. Прутцкова
  97. С.В. Природа трудовых отношений / С. В. Прутцкова // Система трудовых отношений: итоги реформирования и перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / СГТУ. Саратов, 2002. — С.66−69. — (0,15 п.л.)
  98. С.В. Проблемы дистанционного обучения / С. В. Прутцкова // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / Пенз. Гос. ун-т. — Пенза, 2004.-С. (0,1 п.л.)
  99. С.В. Специфика труда в системе профессионального образования / С. В. Прутцкова // Экономические проблемы труда в России: Сб. науч. тр. Саратов, 2002. — С. 104−107.- (0,17 п.л.)
  100. Разработка подходов к созданию российской системы образовательных кредитов на основе ГОС ВПО // Отчет о научно-исследовательской работе СГИ в 2001 г.
  101. Д. Ю. Проблема подготовки кадров для открытого и дистанционного обучения (ОДО) / Д. Ю. Райчук // Университетское управление: практика и анализ. 2000. -№ 1(12). С. 27−30.
  102. Г. Взаимоотношения работников и работодателей в современной России / Г. Ракитская // Вопросы экономики, 2002, № 11, С. 52.
  103. В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития / В. Рахманин // Alma mater. 1997. № 2.
  104. Г. Университет. Руководство для владельца. / Г. Розовски М.: Еврейский университет, 1995. -283 с.
  105. Л.И. Социально-экономические особенности рынка труда в сфере образования / Л. И. Романкова // Экономика образования. 2003. № 6
  106. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№ 5−6(33). С. 12−52.
  107. А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. / А. Я. Савельев М.: НИИВО, 2001.
  108. В.А. Высшая школа России: ориентиры на будущее (Доклад на VI съезде Российского союза ректоров) / В. А. Садовничий // Alma mater. 2000. № 12.
  109. В., Ткач Г. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций / В. Сенашенко, Г. Ткач // Высшее образование в России. № 3.2003.
  110. И. Обучение через Интернет это реально / И. Семеков // PC WEEKLY. — № 43 (21 ноября). — 2000.
  111. А.Н. Живой и овеществленный труд в механизме экономических процессов. / А. Н. Силин М., Наука. 1990.
  112. А. К. Информационные технологии дистанционного обучения / А. К. Скуратов, Н. А. Сухарева // Университетское управление: практика и анализ. 2000. -№ 1(12). С. 37−42.
  113. Справочно-статистические материалы по системе российского образования. Материалы к докладу «Образовательная политики России на современном этапе». М.: Госсовет Российской Федерации, 2004.
  114. С.Г. К методологии учета научного труда. / С. Г. Струмилин. Л.: изд. АН СССР, 1932.
  115. С.Г. Проблемы экономики труда./ С. Г. Струмилин -М.: 1957
  116. Субетто А, И, Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии /А.И. Субетто.- Тольятти, 1994.
  117. А.И. Социогенетика: новая парадигма общественного развития / А. И. Субетто // Современная высшая школа. 1991. № 2.
  118. В.В., Грачев В. А., Буслов Е. В. О разработке национальной доктрины образования Российской Федерации / В. В. Сударенков, В. А. Грачев, Е. В. Буслов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 1.
  119. США в новом мире: пределы могущества. М., 1997.
  120. Ф.У. Принципы научного менеджмента. /Пер. с англ. /Науч. ред. Е. А. Кочерина. / Ф.У. Тейлор- М.: Контролинг, 1991.
  121. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы / В. Р. Атоян, Ю. В. Чеботаревский, Н. В. Казакова и др.- Под общей редакцией В. Р. Атояна. Саратов.: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. -416с.
  122. Тенденции развития государственных университетов в США// Экономика образования. 2005. № 5.
  123. А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты М., 1998.
  124. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. /
  125. B.В. Трифонов М.: ВА, 1993.- 261 с.
  126. С. Высшая школа как объект постклассической науки /
  127. C. Трофимова // Высшее образование в России. 2000.№ 5.
  128. Р. Национальная идея повышения конкурентоспособности и подготовки кадров / Р. Фатхутдинов // Управление персоналом. 1999. № 1.
  129. А.Г., Морев И. А. Дистанционный курс программы «Менеджмент в образовании» / А. Г. Фалаев, И. А. Морев // сайт Дальневосточного государственного университета /htt:// www. dvgu/ru/vido/edunet/corse/terms: htm
  130. И.Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (социальный и философский аспекты). / И. Б. Федоров, СП. Еркович, СВ. Коршунов М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. .
  131. М.В. «Правовая организация заработной платы ППС высшей школы», автореферат. / М. В. Филиппова Ленинград, 1988.
  132. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание творчество. / Ю. Г. Фокин М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  133. П. Экономический образ мышления/ Пер. с англ. / П. Хейне -М., 1997.- 642.
  134. К. Сложности объединения и реформа высшего образования в Германии / К. Хюфнер // Высшее образование в Европе. 2002.Т. XXVII.№ 1−2 // http://www. aha. ru/~moscow64/educationalbook/liufner. htm.
  135. В.В. Предпринимательство в сфере образования. / В. В. Чекмарев -Кострома, 1995.
  136. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. / В.В. Чекмарев-Кострома.: изд.-во КГПУ, 1996.4.1.
  137. В.В. Система экономических отношений в сфере образования. / В. В. Чекмарев Кострома.: изд.-во КГПУ, 1996. 4.2.
  138. A.M. Феномен труда: синергетический взгляд / A.M. Шкуркин // Общественые науки и современность. 1998. № 1.
  139. Г. Н., Чекалев П. Р. Методические оценки качества преподавания. / Г. Н. Шлинский, П. Р. Чекалев Новгород, 1998
  140. Н.Т. Мотивация труда и межличностных отношений. Монография. / Н. Т. Хромовских. Владивосток.: ДВГАЭУ, 1999. — 111 с.
  141. Т. Экономическое поведение и институты. Монография/Пер. с англ. / Т. Эггертсон-М.: Дело, 2001. 408 с.
  142. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория». Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Изд. БСК, 1997. -781 с.
  143. Экономика и организация управления вузом. учебник, 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д.э.н. В. В. Глухова. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 554 с.
  144. Экономика труда: Учебно-методическое пособие / Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО «Финстатпром», 2001.
  145. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо.
  146. И.Н. Мировая экономика в эпоху глобализации: 1990-е гг. и перспективы. / И. Н. Юдина. Барнаул, 1998.
  147. Beell D. The Social Framework of the Information Society. / D. Beell Oxford, 1980.
  148. Bollag B. In Europe, workers and professionals head hack to the classroom / B. Bollag // The chronicle of higher education. N. Y. 1999. September. 3. V. XLVI. № 2. P. A87-A88.
  149. Compendium of basic documents in the Bologna process. Joint declaration of the European Ministers of Education convened in Bologna, 19 June 1999. Strasbourg, 20 august 2002, item 7.
  150. Dean E.R. The accuracy of the BLS productivity measures / E.R. Dean // Monthly labour review. 1999.February. P. 27.
  151. Koretz G. Peering into a new millenium / G. Koretz // Busines week. 1998. January 26.
  152. Lipsey R. Steiner P. Gurvis D. Economics. Harper E Row New York, Cambridge. Philadelphia, San Francisco, London, Mexico, San Paolo, Singapore, Ehight Echidion, 1998,379
  153. Management review. 1999/ October. P. 48
  154. Masuda Y. The Information Society as Post Industrial Society. / Y. Masuda — Tokio, 1980
  155. Naisbitt J. Megatrends: Ten new directions of our lives. / J. Naisbitt -N.Y., 1982.
  156. Henderson C. How the Internet is changing our lives / C. Henderson // Futurist. 2001. V. 35. № 4. P. 38−45.
  157. Hartwell A. Scientific Ideas and Education in the 21 st Century / A. Hartwell //Electronic newsletter, 1995.
Заполнить форму текущей работой