Разработка технологических мероприятий по минимизации разрушений судовых сильфонных компенсаторов
Опыт эксплуатации СК позволяет утверждать, что они достаточно надежны. В то же время иногда наблюдаются повреждения СК различной природы, вызванные посторонними механическими воздействиями, механическим воздействием транспортируемой или окружающей среды, коррозией металла и иными причинами. Обычно нарушение работоспособности СК приводит к тяжелым последствиям, таким как остановка судна… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ СУДОВЫХ СИЛЬФОННЫХ КОМПЕНСАТОРОВ
- 1. 1. Сильфонный компенсатор. Назначение, конструкция, материалы, условия работы
- 1. 2. Технология изготовления сильфонных компенсаторов
- 1. 3. Состояние металла сильфона, расчет срока службы
- 1. 4. Классификация повреждений деталей сильфонного компенсатора
- 1. 5. Причины механических повреждений
- 1. 6. Особенности коррозионных повреждений сильфонных компенсаторов
- 1. 7. Выбор объекта исследований
- 1. 8. Цель и задачи исследования
- ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ СИЛЬФОННЫХ КОМПЕНСАТОРОВ
- 2. 1. Анализ основных параметров надежности сильфонных компенсаторов
- 2. 2. Безотказность сильфонных компенсаторов
- 2. 3. Долговечность сильфонных компенсаторов
- 2. 4. Эффективность конструктивных методов повышения надежности
- 2. 5. Защита от коррозии как средство повышения надежности сильфонного компенсатора
- 2. 6. Анализ технологических мероприятий для повышения надежности сильфонного компенсатора
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ СУДОВЫХ СИЛЬФОННЫХ КОМПЕНСАТОРОВ
- 3. 1. Программа экспериментальных исследований
- 3. 2. Методика экспериментальных исследований
- 3. 3. Исследование неразрушающего метода потенциодинамической реактивации для предупреждения коррозионных повреждений металла силь-фона
- 3. 3. 1. Применение метода ПДР для контроля сильфонов
- 3. 3. 2. Исследование степени сенсибилизации металла сварного соединения тонколистовой стали марок 12X18Н9 и 12X18Н1 ОТ
- 3. 3. 3. Металлографическое исследование сварного соединения тонколистовой стали 12Х18Н9 и 12X18Н9Т
- 3. 3. 4. Экспресс оценка состояния коррозионной стойкости металла сильфона и срока службы его работы
- 3. 4. Влияние сенсибилизации сталей типа 08Х18Н10Т на склонность к коррозионному растрескиванию при комнатной температуре
- 3. 5. Исследование повышения стойкости хромоникелевых сталей и сплавов к питтинговой коррозии путем дополнительного легирования
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
- ГЛАВА IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4. 1. Разработка рекомендаций по совершенствованию технологического процесса изготовления СК
- 4. 2. Разработка методики экспресс оценки состояния коррозионной стойкости и расчета остаточного срока службы по критерию коррозионной стойкости металла сильфона
- 4. 3. Разработка методики продления срока службы сильфонных компенсаторов с дополнительной оценкой состояния коррозионной стойкости металла сильфона
- 4. 4. Внедрение в техническую документацию
- 4. 5. Внедрение в производство
- 4. 6. Мероприятия по защите интеллектуальной собственности
- 4. 7. Исследование экономической эффективности
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV
Разработка технологических мероприятий по минимизации разрушений судовых сильфонных компенсаторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Флот Российской Федерации состоит из всех известных типов судов и кораблей, таких как пассажирские, сухогрузные, наливные, рыбопромысловые, научно-исследовательские и вспомогательные суда, надводные и подводные боевые корабли и прочие плавсредства. Они эксплуатируются на реках и озерах, морях и океанах, в различных климатических условиях. Продолжительность эксплуатации судов обычно превышает 25 лет.
В состав судовых энергетических установок, трубопроводов различного назначения, предназначенных для транспортирования жидких, сыпучих и газообразных сред, разнообразных механизмов и систем входят специальные устройства для компенсации температурных, технологических, эксплуатационных и иных деформаций элементов конструкций. Одним из самых распространенных устройств подобного назначения является сильфонный компенсатор (СК) [ 30, 32, 44, 48 ]. Преимущества СК заключаются в способности сочетать в одном устройстве обычно несовместимые свойства, такие как прочность, значительные деформации при малых нагрузках, пригодность для работы со средами, обладающими высокими давлениями, температурами и скоростями. Они также могут работать с агрессивными средами (нефть и нефтепродукты, химические продукты, морская вода, сжиженный газ, отходы различных производств) или в вакууме.
Опыт эксплуатации СК позволяет утверждать, что они достаточно надежны. В то же время иногда наблюдаются повреждения СК различной природы, вызванные посторонними механическими воздействиями, механическим воздействием транспортируемой или окружающей среды, коррозией металла и иными причинами. Обычно нарушение работоспособности СК приводит к тяжелым последствиям, таким как остановка судна, выполнение ремонтных работ в доке, замена СК и иных компонентов судна. Непроизводительные затраты владельцев технических средств, в том числе судовладельцев, могут достигать крупных сумм. В экстремальных случаях возникает угроза жизни людей. Одной из самых распространенных причин нарушения работоспособности СК является коррозия металла, прежде всего самого ответственного элемента, а именно, сильфона [ 48, 49].
Для борьбы с коррозионными повреждениями СК широко используется наиболее простое техническое решение. Детали СК изготавливают из коррозион-ностойких сталей. В этой связи наибольшее распространение получили коррози-онностойкие стали аустенитного класса типа Х18Н9 [ 30, 44 ]. Однако и такое радикальное решение не способно полностью исключить коррозионные повреждения. У СК из подобных сталей проявляются специфические коррозионные повреждения, а именно межкристаллитная коррозия (МКК), коррозионное растрескивание (КР) и питтинговая коррозия (ПК) [ 48, 49 ]. Исследованы и разработаны разнообразные методы подавления специфических коррозионных повреждений, однако учитывая специфику изготовления и эксплуатации СК полностью предупредить проявление коррозионных повреждений СК до сих пор не удалось.
Учитывая большую роль СК в обеспечении надежности всего технического объекта, в частности, судна, в диссертационной работе выбрана цель повышения надежности СК за счет сокращения числа повреждений, вызванных специфическими коррозионными повреждениями. На предварительной стадии исследований показано, что для достижения цели возможны конструктивные, технологические и иные мероприятия. При этом установлено, что возможности мероприятий в большинстве направлений практически исчерпаны. Поэтому для достижения поставленной цели выбрано технологическое направление, возможности которого использованы не достаточно полно.
В качестве основного технологического приема использован и подробно исследован известный метод селективного отбора на всех стадиях жизненного цикла СК. Он рекомендован для стадий материально-технического обеспечения производства, процесса изготовления СК, процессов эксплуатации, ремонта и реновации СК.
Для широкого использования метода селективного отбора в работе исследованы и разработаны технологические приемы определения некоего универсального параметра, с помощью которого можно оценить склонность исходного металла (прокат в состоянии поставки) и заготовок после каждой технологической операции к тем или иным видам коррозии. В качестве такого универсального параметра выбран стандартный параметр, а именно, степень сенсибилизации металла, из которого изготовлен СК.
Пригодность предлагаемой технологической процедуры и корректность использования степени сенсибилизации в качестве универсального критерия подтверждена аналитическими и экспериментальными исследованиями, которые выполнялись с использованием проверенных технических средств по методикам, разработанным в диссертационной работе.
Основные новые научные результаты работы заключаются в следующем.
В результате аналитических исследований показано, что технические и экономические возможности современных конструктивных мероприятий, мероприятий по защите судовых СК от коррозии с помощью механических, термических и радиационных технологий по обеспечению надежности судовых СК использованы практически полностью.
Доказано, что за повышение надежности судовых СК ответственна область явлений, связанных со специфическими коррозионными разрушениями металла (МКК, ПК, КР) и технологические приемы их подавления.
Установлено, что степень сенсибилизации металла может быть использована в качестве универсального показателя для объективной количественной оценки коррозионной стойкости СК, предназначенных для работы в составе трубопроводов судовых систем и систем другого назначения пресной холодной, горячей воды, пара и газоходов.
Аналитически показано, что средняя наработка на отказ СК составляет 99,28% от максимально возможной, а средний ресурс СК в 11 раз меньше стандартной базы испытаний циклической прочности материала сильфона СК.
Показано, что с увеличением содержания углерода в коррозионностойкой аустенитной хромоникелевой стали возрастает чувствительность к росту степени сенсибилизации на всех этапах изготовления СК. Степень сенсибилизации металла СК увеличивается и может достигать недопустимых значений из-за воздействия технологических и эксплуатационных факторов при изготовлении и во время эксплуатации СК. Наиболее опасной зоной СК с точки зрения коррозионных разрушений является вершина гофра сильфона, особенно зона термического влияния на расстоянии 0,3 — 2,5 мм от линии сплавления. В этой зоне прежде всего возможно превышение допустимых значений степени сенсибилизации и потеря коррозионной стойкости.
Доказано, что стали типа Х18Н9 могут быть склонны к КР, которое носит межкристаллитный характер, даже при температуре близкой к комнатной. Эта склонность проявляется при наличии хлоридов в окружающей и транспортируемых средах.
Сформулированы дополнительные требования к марочному составукор-розионностойких аустенитных хромоникелевых сталей, применяющихся для изготовления СК, направленные на предупреждение МКК, МККР и ПК.
Основные практические результаты работы заключаются в следующем.
Достигнута цель работы — повысить надежность судовых СК, изготавливаемых из коррозионностойких сталей, путем сокращения возможного потока отказов. Цель достигнута технологическими методами.
Разработаны технологические рекомендации по использованию результатов исследований в производстве СК. Разработаны методики экспресс оценки состояния коррозионной стойкости металла сильфона и продления срока службы СК с дополнительной оценкой состояния коррозионной стойкости металла сильфона.
Осуществлено внедрение результатов исследований и разработок в проектирование и производство на предприятиях ФГУП «Компенсатор», ОАО «Метал-комп» и ООО «Торэкст». Экономический эффект образуется в сфере эксплуатации СК и может достигать значений порядка 60 тысяч долларов США в расчете на одного судовладельца в течение гарантированного ресурса СК.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV.
1. Сформулированы дополнительные требования к марочному составу коррозионностойких аустенитных хромоникелевых сталей, применяющихся для изготовления СК, направленные на предупреждение МКК, МККР и ПК. Разработаны рекомендации по совершенствованию технологического процесса изготовления СК.
2. Разработана методика экспресс оценки состояния коррозионной стойкости и расчета остаточного срока службы по критерию коррозионной стойкости металла сильфона.
3. Разработана методика продления срока службы сильфонных компенсаторов с дополнительной оценкой состояния коррозионной стойкости металла сильфона.
4. Осуществлено внедрение в проектирование и производство на предприятиях ФГУП «Компенсатор» и ОАО" Металкомп" .
5. Экономическая эффективность оценивается суммами до 60 тыс. долларов США в расчете на одного среднего судовладельца.
Заключение
.
1. Сформулирована и достигнута цель работы — повысить надежность судовых СК, изготавливаемых из коррозионностойких сталей, путем сокращения возможного потока отказов технологическими методами.
2. Установлено, что средняя наработка на отказ СК составляет 99 280 циклов, а средний ресурс СК составляет 905 844 циклов, что в 11 раз меньше стандартной базы испытаний циклической прочности материала сильфона СК.
3. Показано, что технические и экономические возможности современных конструктивных мероприятий, мероприятий по защите судовых СК от электрохимической коррозии, механических, термических и радиационных технологий по обеспечению надежности судовых СК использованы полностью.
4. Доказано, что за надежность судовых СК ответственна область явлений, связанных со специфическими коррозионными разрушениями металла (МКК, ПК, КР) и технологические приемы их подавления.
5. Установлено, что степень сенсибилизации металла может быть использована в качестве универсального показателя для объективной количественной оценки стойкости к МКК и КР СК, предназначенных для работы в составе трубопроводов судовых систем и систем другого назначения пресной холодной, горячей воды, пара и газоходов.
6. Разработаны технологические рекомендации по использованию результатов исследований в производстве СК.
6.1 Показано, что с увеличением содержания углерода в коррозионностой-кой аустенитной хромоникелевой стали возрастает чувствительность к росту степени сенсибилизации на всех этапах изготовления СК. Эта закономерность проявляется во всех зонах СК.
6.2 Степень сенсибилизации металла СК увеличивается и может достигать недопустимых значений из-за воздействия технологических и эксплуатационных факторов при изготовлении и во время эксплуатации СК.
6.3 Наиболее опасной зоной СК с точки зрения коррозионных разрушений является вершина гофра сильфона, особенно зона термического влияния на расстоянии 0,3 — 2,5 мм от линии сплавления. В этой зоне прежде всего возможно превышение допустимых значений степени сенсибилизации и потеря коррозионной стойкости.
7. Доказано, что стали типа Х18Н9 могут быть склонны к КР, которое носит межкристаллитный характер, даже при температуре, близкой к комнатной. Эта склонность проявляется при наличии хлоридов в окружающей и транспортируемых средах.
8. Сформулированы дополнительные требования к марочному составу коррозионностойких аустенитных хромоникелевых сталей, применяющихся для изготовления СК, направленные на предупреждение МКК, МККР и ПК.
9. Разработаны и внедрены в технологический процесс методики:
— экспресс оценки состояния коррозионной стойкости и расчета остаточного срока службы по критерию коррозионной стойкости металла сильфона;
— продления срока службы сильфонных компенсаторов с дополнительной оценкой состояния коррозионной стойкости металла сильфона. экспресс оценки состояния коррозионной стойкости металла сильфона и оценки ресурса СК.
10. Осуществлено внедрение в проектирование и производство на предприятиях ФГУП «Компенсатор» и ОАО" Металкомп". Экономический эффект образуется в сфере эксплуатации СК и может достигать значений порядка 60 тысяч долларов США в расчете на одного судовладельца в течение гарантированного ресурса СК.
Список литературы
- Акользин П.А., Герасимов В. В. Коррозия конструкционных материалов ядерных и тепловых энергетических установок. М., Высшая школа, 1963, 234с.
- Берштейн М.Л., Ковалева А. Д. Металловедение и термическая обработка металлов. 1960, № 8, 25с.
- Бесценная Н.А. Вопросы судостроения, серия Металловедение, 1979, вып. 28, с. 45.
- Бильчугов Ю.И., Макарова Н. Л., Назаров А. А. Выбор метода оценки коррозионной стойкости сильфонных компенсаторов из аустенитной хромони-келевой стали. Защита металлов, 2001, Т37, № 3, с.326−328.
- Бильчугов Ю.И., Макарова Н. Л., Назаров А. А. О предельной концентрации молибдена в питтингостойких аустенитных сталях. Защита металлов, 2001, Т37, № 6, с.659−664.
- Бильчугов Ю.И., Макарова Н. Л., Назаров А. А. Циклическая и коррози-онно-механическая прочность многослойных сильфонов, выполненных из хромоникелевых сталей. Защита металлов, 2002, Т38, № 3, с.301−309.
- Бильчугов Ю.И., Макарова Н. Л., Назаров А. А. Неразрушающий метод контроля коррозионной стойкости многослойных сильфонов их хромоникелевых сталей. Сборник научных трудов международной научно-технической конференции. Пенза, 2002, с.264−265.
- Боголюбский С.Д. и др. Тезисы докладов на Всесоюзном совещании «Пути повышения коррозионной стойкости и рационального использования коррозионностойких металлов в народном хозяйстве»(Октябрь 1978, ВДНХ СССР), М., Черметинформация, 1978.
- Боголюбский С.Д. и др. Термодинамический анализ влияния хрома и углерода на межкристаллитную коррозию сталей с 20% никеля. Защита металлов. 1976, Т. 12, № 4, с.373−380.
- П.Богоявленский B.JI. Коррозия сталей на АЭС с водным теплоносителем. М., Энергоатомиздат, 1984, 168с.
- Василенко И.И., Мелехов Р. К. Коррозионное растрескивание сталей. Киев, Наукова думка, 1977, 264с.
- Вердина Л.Б., Макарова Н. Л., Назаров А. А. Вопросы судостроения, серия Металловедение. 1981, вып.32, с. 66.
- Н.Гегенова Н. Б., Муджир В. М., Княжева В. Н. Защита металлов. .1972, Т8, с.420−423.
- Герасимов В.В., Герасимова Л. В. Коррозионное растрескивание нержавеющих сталей. М., Металлургия, 1976, 174с.
- Герасимов В.В., Монахов А. С. Материалы ядерной техники. М., Энергоиздат, 1982, 287с.
- Гольдштейн М.И. и др. Специальные стали. М., Металлургия, 1985,407с.
- ГОСТ 6032. Стали и сплавы коррозионностойкие. Методы испытания на стойкость против межкристаллитной коррозии. М., Издательство стандартов, 1990, 58с.
- ГОСТ9.901.4 Металлы и сплавы. Испытание на коррозионное растрескивание образцов при одноосном растяжении. М., Издательство стандартов, 1990, 6с.
- ГОСТ9.908. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости. М., Издательство стандартов, 1986, 11с.
- ГОСТ9.912. Металлы и сплавы коррозионностойкие. Методы ускоренных испытаний на стойкость к питтинговой коррозии. М., Издательство стандартов, 1990, 18с.
- ГОСТ9.914. Стали коррозионностойкие аустенитные. Электрохимические методы определения стойкости против межкристаллитной коррозии. М., Издательство стандартов, 1990, 58с.
- ГОСТ27.002. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. М., Издательство стандартов, 1990, 37с.
- Гуляев А.П. Металловедение. М., Металлургия, 1977, 645с.
- Жигачева Н.И., Назаров А. А., Степанов Ю. В. Вопросы судостроения, серия Металловедение. 1981, Вып.32, с. 82.26.3оленко Т. А. Защита металлов. 1975, Т21, № 2, с.76−81.
- Карцев А.И. О методах определения долговечности линзовых компенсаторов. Проблемы прочности. 1970, № 2, с.81−86.
- Колотыркин Я.М., Фрейман Л. И. Роль неметаллических включений в коррозионных процессах. Итоги науки. Сер. Коррозия и защита от коррозии: М., ВИНИТИ, 1978, Т6, с.5−21.
- Лепорк К.К. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Санкт-Петербург, ЦНИИТС, 2002.
- Лепорк К.К., Спиридонов А. В. Освидетельствование и дефектация сильфонных компенсаторов в период ремонта кораблей. Судостроение, 1999, Выпуск 1, с.55−57.
- Лепорк К.К., Спиридонов А. В., Тереньтьев О. Н. Повышение эксплуатационной надежности сильфонных компенсаторов. «Судостроение», 1995, Выпуск 1, с. 17−18.
- Макарова Н.Л., Назаров А. А. Защита металлов. 1997, ТЗЗ, № 5, с. 489 492.
- Макарова Н.Л., Назаров А. А. Патент №RU2087551 cl от 29.11.93. 1997. Бюл. № 23. с.5−7.
- Макарова Н.Л., Назаров А. А. Электрохимический метод НК коррозионной стойкости сталей. В мире неразрушающего контроля. 1998, № 2, с.20−21.
- Максимова Г. Ф., Шрейдер А. В., Дьяков В. Г. Применение волнистых компенсаторов с гибким элементом из стали Х18Н10Т. Химическое и нефтяное машиностроение, 1972, № 5, с. 19−21.
- Назаров А.А. Вопросы судостроения. Сер. Металловедение. Металлургия, 1984, Вып.41, с.37−42.
- Назаров А.А. Сб. статей. Сер. Материаловедение. Вып. 10. Металловедение. Металлургия, 1989. С54.
- Назаров А.А. Склонность стали к межкристаллитной коррозии и современные методы ее оценки. СПб., ЦНИИ «РУМБ», 1991, 84с.
- Петров А.А., Быков В. П., Шнель О. О. Неразрушающий контроль на Ленинградской АЭС. В мире неразрушающего контроля. 1999, № 6, с. 19−21.
- Погодин В.П., Богоявленский В. Л., Сентюрев В. П. Межкристаллитная коррозия и коррозионное растрескивание нержавеющих сталей в водных, средах. М., Атомиздат, 1970,421с.
- РозенфельдИ.Д. Коррозия и защита металлов (локальные коррозионные процессы). М., Металлургия, 1970, 448с.
- Серенсен С.В., Кочнев В. П., Шнейдерович P.M. Несущая способность и расчет деталей машин на прочность. М., Машиностроение, 1975, 488с.
- Сильфоны. Расчет и проектирование. Под ред. Андреевой Л. Е. М., Машиностроение, 1975, 156с.
- Скорчелетти В.В. Коррозия металлов. Книга вторая.-М., Госхимиздат, 1952, с.689−691.
- Сокол И.Я., Ульянин Е. А. и др. Структура и коррозия металлов и сплавов. Атлас. Справочное издание. М., Металлургия, 1989, 400с.
- Справочник по коррозии и износу в ядерных реакторах с водяным охлаждением. Перев. с англ. Под ред. Де Поля М., Атомиздат, 1960, 148с.
- Стандарты ассоциации изготовителей компенсаторов. Пятое издание. США, Нью-Йорк, 1980, 230с.
- Тепловые электростанции, теплофикация и тепловые сети. Выпуск 3. Новые конструкции компенсаторов для тепловых сетей. М., 1987, 21с.
- Томашов Н.Д. и др. Сборник"Производство и обработка стали и сплавов".М., Металлургиздат, 1958, 574с.
- Томашов Н.Д., Доронин В. И. Защита металлов. 1975, Т11, с.290−295.
- Томашов Н.Д., Трефилов В. И. Защита металлов. 1963, Т1, с. 168−172.
- Томашов Н.Д., Чернова Г. П. Теория коррозии и коррозионностойкие конструкционные сплавы. М., Металлургия, 1986, 359с.
- Ульянин Е.А. Коррозионностойкие стали и сплавы. Справочник. М., Металлургия, 1991,256с.
- Хакл Л., Мюллер Т. Разработка мер защиты металлов от коррозии. Тез. доклад. СЭВ, 26−30 октября 1971, Прага, 1971.
- Цинман А.И., Дектярева В. К. Защита металлов, 1970, Т.6, № 4, с. 272 274.
- Чигал В. Защита металлов. 1974, Т.10, с.279−283.
- Чигал В. Межкристаллитная коррозия нержавеющих сталей. Ленинград, Химия, 1969, 231с.
- Шварц Г. Л., Кристаль М. М. Коррозия химической аппаратуры. М., Машгиз, 1958, 43с.
- Щепинов В.П., Щиканов А. Ю. Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2001, Т67, № 9, с.54−57.
- Эванс Ю. В сб. «Коррозионное растрескивание и хрупкость». Перев. с англ. М., Машгиз, 1961, 119с.
- Эделяну С. Сб. «Коррозионное растрескивание и хрупкость». Перев. с англ. М., Машгиз, 1961, 119с.
- ASTMG108. Standart metod for electrochemical reactivation (EPR) for detecting sensibilization of AISI 304 and 304L stainless steel. 1992.
- Azar R., Streicher V. Corrosion. 1984, Vol.40, N8, p.393−397.
- Bond A.P. Journ. Elec. Soc.1973, N 120, p.453.
- Briant C.L. Corrosion. 1982, Vol.41, N9, p.596.
- Brighman R. Corros. Sci. 1975, V.15, № 4, p.67.
- Brinham R.J., Tozer E.W. Localized Corrosion resistence of Mn-substitutedaustenitic stainless effect of molibdenum and chromium. Corrosion, 1976, V.32, № 7, p.274−276.
- Chiqal V., Hubackova. J. Corros. Sci. 1984, Vol.24, N9, p.512.
- Chiqal V. Werkstoffe und korrosion. 1976, Bd.27, s. 131−137.
- France W.D., Gree N.D. Corrosion. 1968, Vol.24, № 9, p.403−407.
- Fumio U., Teruaki K. Reseach Inst. Ishikawajama-Harima Co. Ldt. Tokio, 1983, Vol.3, № 17,p.894.
- Garner A. Weld J. 1983, V.62, № l, p.37.
- Green S J., Pain P.N. Materials performance in nuclear pressurized water reactor steam ganerator. Nucl. Technology. 1981, V.55, № 1, p. 10−17.
- Henry I. Revue de metallurqie. 1963, Vol.57, № 3, p.243−246.
- Herbsleb G. Corros. Sci. 1980, V.20, № 4, p.243.
- Hitoshi U. Jap. Soc. Mater. Sci. 1987, Vol.36, № 405, p.610.
- JISG0580. Method of electrochemical potentiokinetic reactivation ratio measuarent for stainless steel. Japan Indastrial Standart G.986.
- Latanision R.M., Staehle R.W. Fund. Asp. of SCC. Houston, Texas, NASE, 1969, p.214.
- Lee J., Smith I. Corrosion. 1985, Vol.41, № 2, p.76−81.81 .Maketura Т., Yamamoto K., Kaqawa N. Mater. Perform. 1985, V.6, № 1,p.26.
- Majidi A.B. Corrosion. 1984, Vol.40, № 11, p.584−589. 83. Silence W.L. Alloy selection for FGD system. Proceding of NACE seminar. Colorado, 1981, V.2, p. 152.
- Sugimoto K., Sawada Y. Corros. Sci. 1977, V.17, № 4, p.434. 88. Szklarska-Smialovska S. The pitting of iron -chromium alloys In Proceed. Conf «Localized corrosion», NASE, Virdginia, 1971.
- Theus G.J., Staehle R.W. SCC and HF of Iron Base Alloys. Houston, Texas, NASE, 1978, p.845.
- Uhlig H.H. Trans. Amer. Inst. min. met. engrs. 1940, № 140, p.92.
- Yonqer R.N. Corr. Sci. 1963, Vol.57, № 2, p.243−247.