Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня владения детьми родным языком, так как речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. К. Д. Ушинский подчеркивал, что родной язык в начальном обучении — предмет главный, центральный, так как он проникает во все другие предметы начального обучения, объединяет и обобщает их результаты. В то же время, поскольку язык… Читать ещё >

Содержание

  • ШЕЩЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • I. Осознание языковой действительности — составная часть речевого развития детей дошкольного- возраста
    • 2. Подготовительный период обучения родному языку.. II
    • 3. Теоретические основы и задачи исследования
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. О РЕЧЕВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • I. Выделение дошкольниками речевой деятельности и особенности осознания коммуникативной функции речи
    • 2. Представление оове уарших дошкольников
    • 3. Особенности членения предложений наова старшими дошкольниками
    • 4. Пробное индивидуальное обучение старших дошкольников членению предложений наова. ... 5?
  • , 5. Возрастные особенности представлении дошкольников о речевой действительности
  • ГЛАВА III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
    • I. Принципы построения и методика опытного обучения
    • 2. Пробное обучение детей на занятиях в конце учебного года)
    • 3. Основное обучение детей на занятиях в начале учебного года)
    • 4. Анализ результатов обучения

Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе общественного дошкольного воспитания обучение детей родному языку входит в круг ведущих задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Высокий уровень владения родным языком является одним из важных условий общего развития детей, поскольку «язык есть важнейшее средство человеческого общения» (В.И.Ленин).

Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", утвержденные ХХУ1 съездом КПСС, предусматривают обеспечение дальнейшего развития системы народного образования, перестройку школьного обучения. Создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ — важная задача, которая поставлена партией перед народным образованием. А это, в свою очередь, предъявляет более высокие требования к дошкольному воспитанию, которое должно обеспечить соответствующий уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня владения детьми родным языком, так как речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. К. Д. Ушинский подчеркивал, что родной язык в начальном обучении — предмет главный, центральный, так как он проникает во все другие предметы начального обучения, объединяет и обобщает их результаты. В то же время, поскольку язык становится предметом изучения с начала школьного обучения, в дошкольном возрасте необходимо формировать новое отношение к устной речи как языковой действительности.

Вместе с тем в современной методике развития речи дошкольников в детском салу особенности осознания детьми языковой действительности изучены неполно, недостаточно, хотя знание этих особенностей, умение управлять формированием осознанного отношения к языковой действительности (прежде всего к слову как основной единице языка и к предложению, его словесному составу) чрезвычайно важно как в целях подготовки детей к обучению грамоте в школе, изучению курса родного языка, так и для общеречевого и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Все изложенное выше обосновывает актуальность темы исследования.

Цель исследования состояла в изучении особенностей представлений детей о языковой действительности, в выявлении возможностей усвоения старшими дошкольниками первоначальных знаний о языковой действительности в ходе специально организованного обучения и в определении оптимального возраста и сроков обучения.

Научная новизна исследования определяется новым подходом к формированию у старших дошкольников элементарных знаний и представлений о языковой действительности. Доказана эффективность формирования путем использования остенсивного определения значения слова «слово» начальных знаний и представлений о слове как основной единице языка и на этой основе — о линейности и дискретности как основных свойствах речи. Разработанная методика обучения построена с учетом возрастных особенностей дошкольников: преобладания у них образного мышления и игровых форм деятельности.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что подтверждена отмечавшаяся ранее доступность осознания языковой действительности детьми дошкольного возраста в стихийном опыте и доказана возможность формирования этого осознания. Теоретические результаты исследования имеют значение для совершенствования содержания и методов словарной работы, формирования грамматического строя речи, развития связной речи дошкольников в детском саду, а также для решения психологических и психолингвистических вопросов овладения родным языком в дошкольном детстве.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты учтены при совершенствовании речевых разделов новой «Программы воспитания в детском саду»: уточнено программное содержание, написаны методические указания. Разработанная методика включена в типовые методические рекомендации по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Апробация и внедрение в практику. Материалы исследования докладывались на УТ Всесоюзном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации (197.8), на научных конференциях НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1975, 1981), на Всесоюзной научно-практической конференций (ВДНХ, 1974), на московском городском семинаре по развитию речи (1980). По материалам исследования с 1976 г. проводятся ежегодные лекции и семинары для студентов Ш1И им. В. И. Ленина (в спецкурсе по развитию речи). Методика обучения включена в пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Развитие речи детей дошкольного возраста» (1-е изд. — 1976, 2-е изд. — 1979; готовится 3-е изд.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. В дошкольном возрасте стихийно формируется выделение речевой деятельности как особого вида человеческой деятельности и осознание важнейшей, коммуникативной функции речи. Достаточно отчетливо осознание коммуникативной функции речи выступает уже у детей средней группы детского сада, приобретая в последующих группах еще большую выраженность.

2. J старших дошкольников стихийно формируются некоторые представления о строении речи, в частности, представления о слове, о словесном составе предложения. Однако без обучения умение проводить анализ словесного состава предложения развивается чрезвычайно медленно.

Термин «слово» выступает для ребенка как синоним «речи вообще», «говорения», «произнесения» — мотивировка детских отказов свидетельствует о недифференцированноети представлений многих детей о речевой действительности вообще, а не только об одной из ее единиц — слове.

3. Использованный в обучении прием остенсивного определения слова (определения путем наглядной демонстрации слова, примеров использования и т. п.) способствует уточнению представления о слове у детей старшего дошкольного возраста. Такое определение осуществлялось при использовании специально разработанного моделирования словесного состава предложения.

4. Моделирование предложений, выступавшее в виде речевой игры «Живые слова», отвечает возрастным возможностям старших дошкольников, создает условия для того, чтобы направить их внимание непосредственно на речевую действительность, отделяя ее от предметной действительности. Такая модель позволяет выявлять основные свойства речи — линейность и дискретность.

В результате обучения дети не только приобрели практические умения в анализе и синтезе предложения, у них также проявилось элементарное осознание языковых явлений, благодаря которому они могли в умственном плане проводить различные преобразования предложений как на «живой» модели, гак и без нее.

5. В проведенном обучении наряду с решением специальных задач обнаруживается связь с другими видами речевой работы: формированием грамматического строя речи, словарной работой, развитием связной речи. Для выполнения того или иного вида задания нужно уметь отобрать слово из имеющегося у ребенка словарного запаса и включить его в предложение в соответствующей грамматической форме. Выполнение различных заданий с помощью «живой» модели предложения способствует произвольному построению высказывания.

6. При выявлении линейности высказывания учет порядка слов необходим только для вычленения речевых единиц в их временном следовании. В то же время, в зависимости от порядка слов, а также интонации смысл предложения может быть различным. Изучение возможностей детей замечать смысловые различия предложений при разном словопорядке и интонации, осознавать смысловую структуру предложения, а также разработка методических приемов, направленных на формирование осознания смысловой структуры предложения, — важная задача дальнейших исследований по проблеме осознания языковых явлений детьми дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основные направления экономического и социального развитияо
  2. СССР на 1981−1985 годы и на период до 1990 года: КПСС: Съезд26.й. М.: Политиздат, 1981. — 95 с.
  3. В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1972, с.52−84.
  4. В.Г. Типология предложения. В кн.: Исследования по общей теории грамматики. М.: Наука, 1968, с.232−291."
  5. В.Г. Типология предложения и логико-грамматические типы предложения. Вопросы языкознания, 1973, Ш, с.46−57.
  6. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. Вопросы психологии, 1964, № 5, с.55−71.
  7. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 140 с.
  8. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966, с.236−310.
  9. К., Кемпеле М. Обучение детей элементам грамоты. -Рига, 1963. 168 с.
  10. .Г. и Сорокина A.M. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. 47 с.
  11. Д.М. О дидактических определениях. Сов. педагогика, 1972, J& 8, с.68−78.
  12. Н.В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. В кн.: Подготовка детей в детском са- ду к школе/ Под ред. А. П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, с.197−221.
  13. И.О. Как обучать грамоте. М.: Работник просвещения, 1927. — 56 с.
  14. Ф.Н. Грамота в детском саду и нулевой группе. -2-е изд. М., 1929. — 260 с.
  15. Ф.Н. Грамота в дошкольном учреждении и приготовительном классе школы. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1934. — 104 с.
  16. Ф.Н. Первая книжка для обучения грамоте в детском саду и приготовительном классе школы. М.: Учпедгиз, 1935. — 64 с.
  17. Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1964. — 185 с.
  18. Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. Вопросы психологии, 1958, Jfc 4, с.85−98.
  19. Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М.: Просвещение, 1966. 298 с.
  20. Д.Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности школьников. Русский язык в школе, 1978, № 5, с.59−64.
  21. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию, т. П. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 392 с.
  22. Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.:Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, с. I22-I3I.
  23. A.M. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1974. — 288 с. 22. йолер К. Очерк духовного развития ребенка.-М.: Работник просвещения, 1930. 222 с.
  24. Н.С. Возрастные особенности усвоения грамоты детьми 5-ти и 6-ти лет: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1969. — 23 с.
  25. В.П. На первой ступени обучения. 12-е изд. -М., 1914. — 263 с.
  26. Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. Дошкольное воспитание, 1979, гё 5, с.36−39.
  27. Л. А. 0 некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка. В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов. М., I960, с.3−14.
  28. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы)/ Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  29. Вопросы методики обучения русскому языку в начальной школе/ Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1959. — 263 с.
  30. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 287 с.
  31. А.И. Обучение грамоте детей старшей группы детского сада. Известия АПН РСФСР, вып. 108, I960, с.20−72.
  32. А.И. Грамота в детском саду. М.: Просвещение, 1965. — 74 с.
  33. Л.С. Мышление и речь. М.: Л.: Госиздат, 1934. — 324 с.
  34. Л.С. Развитие высших психических функций.
  35. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. 500 с.
  36. Л.С. Предыстория письменной речи. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В. Е. Ляудис. М.: МГУ, I960, с.72−81.
  37. П.Я., Запорожец А. В., Эльконш Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. Вопросы психологии, 1963, 5, с.61−72.
  38. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — ПО с.
  39. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. Вестник Моск. ун-та, 1979, № 4, с.54−63.
  40. А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка. В кн.: Вопросы изучения детской речи.
  41. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961, с.31−46.
  42. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. В кн.: Вопросы изучения детской речи. М., 1961, с.149−467.
  43. В.Е. Подготовка к обучению грамоте. М.: Учпедгиз, 1939. — 15 с.
  44. В.Е. Основные вопросы методики обучения грамоте. Сов. педагогика, 1939, Ш 8−9, с.82−87.
  45. В.Г., Прокопович И. В. Подготовка детей к усвоению грамоты. В кн.: Бородач A.M. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1974, с.200−220.
  46. Горский’Д. П. Логика. 2-е изд., испр. — М., 1963. — 292
  47. Д.П. Определение: Логико-методологические проб- 134 лемы. М.: Мысль, 1974. — 312 с.
  48. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 399 с.
  49. В.В. Об изменении содержания начального обучения. Сов. педагогика, 1964, Ш 4, с.95−103.
  50. В.В. Новые данные о психологии младших школьников. В кн.: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. — Вып. 2, ч. I. М., 1973, с.61−65.
  51. Н.В. Оптимизация подготовки четырехлетних детей к обучению грамоте. В кн.: Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. М., 1979, с.126−142.
  52. Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте. -М.: Изд-во АШ РСФСР, 1950. 107 с.
  53. Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 264 с.
  54. Н.П. Процессы мышления в речевой деятельности (психолого-дидактический аспект): Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1971. — 34 с.
  55. Н.И. К вопросу о развитии речи у детей. Сов. педагогика, 1954, 6, с.79−94.
  56. Н.И. Вопрос и вопросительное предложение. -Вопросы языкознания, 1955, № 3, с.22−34.
  57. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с. 55. 1уйков С. Ф. Сознавание слова младшими школьниками. -Доклады АПН РСФСР, I960, J6 4, с.59−62.
  58. С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. — 300 с.- 135
  59. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. — 171 с.
  60. Р. И. и Пеньевская JI.A. Занятия по подготовке к чтению в старшей группе детского сада. В кн.: Подготовка детей в детском саду к школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, с.254−257.
  61. JI.E. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии, 1963, № 3,с.21−32.
  62. Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1974. — 152 с.
  63. Л.Е., Тумакова Г. А. Родной язык. В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1981, с.98−125.
  64. Л.В. О начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 199 с.
  65. Л.В. и Кузнецова Н.В. Опыт обучения русскому языку в I классе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 152 с.
  66. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. Дошкольное воспитание, 1972, $ 4, с.37−42.
  67. А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе- 136 содержание, формы и методы). Дошкольное воспитание, 1977, # 8, с.30−34.
  68. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. -В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, с.4−50.
  69. А.В., Журова Л. Е., Тарунтаева Т. В. Психолого-педагогические проблемы возможностей обучения и подготовки к школе детей дошкольного возраста. Сов. педагогика, 1975, № 6, с.42−49.
  70. В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 308 с.
  71. Е.М. Особенности понимания смысловой стороны слова старшими дошкольниками. В кн.: Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. Тез. докл. М., 1973, с.22−29.
  72. Л.Б. Структура и уровни осознавания предметных и вербальных стимулов человеком: Сообщение П: структура осознавания вербальных стимулов. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1970, ii 2, с.56−59.
  73. Н.Н. Методика обучения грамоте. 4-е изд., испр. — Л.: Учпедгиз, 1938. — 144 с.
  74. С.Н. Развитие осознания словесного состава речи в дошкольном возрасте: Автореф. дисе.. канд. пед. наук. М., 1953. 16 с.
  75. С.Н. Осознание словесного состава речи ребенком дошкольного возраста. Вопросы психологии, 1955, й 4, с.43−55.
  76. С.Н. Формирование начального анализа речи у дошкольников. Доклады АПН РСФСР, 1959, № 6, с.79−82.- 137
  77. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 330 с.
  78. С.Н. Особенности стихийно формирующейся ориентировки дошкольников на элементы речи: Сообщения 1,11. -Новые исследования в психологии, 1972, $ I, с.49−58:2, с.33−38.
  79. С.Н. Особенности ориентировки дошкольников на речевую действительность в зависимости от типа обучения. -В кн.: Психологические исследования, вып. 5/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с.49−57.
  80. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 159 с.
  81. С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.: Л.: Наука, 1965. 110 с.
  82. С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. — 216 с.
  83. А.В., И.В.Архангельская, Карлсен Е. Г. Обучение грамоте. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 144 с.
  84. И.Н. Особенности решения детьми прямых и косвенных задач по выделению слов. В кн.: Психологические исследования, вып. 5/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с.65−71.
  85. В.А. и Рождественский Н.С. Методические указания к учебнику русского языка для I класса. М.: Просвещение, 1968. — 104 с.
  86. В.А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С., Яковлева В. И. Методика русского языка для школьных педагогиче ских училищ. М.: Просвещение, 1969. — 367 с.- 138
  87. В.А., Рождественский Н. С. Русский язык в первом классе: Пособие для учителей. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  88. Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. В кн.: Характеристика связной речи детей 6−7 лет: Сборник научных трудов/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979, с.6−27.
  89. А.А. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 220 с.
  90. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 308 с.
  91. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 212 с.
  92. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Известия АПН РСФСР, 1947, вып. 7, с.3−40.
  93. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — Ivl.: МГУ, 1972. — 548 с.
  94. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  95. Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры: Науков1 записки, т.1. Харьков: Гос.пед.ин-т, 1939, с.65−100.
  96. А.Р. О патологии грамматических операций. Известия АПН РСФСР, 1946, вып. 3, с.61−98.
  97. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 319 с.
  98. А.Р. и Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Экспериментальные исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 96 с.
  99. А.А. Особенности работы в школе с детьми се-милетнего возраста. Л., 1946. — 64 с.
  100. Ю.Н. Приемы активизации словаря. Дошкольное воспитание, 1968, № 8, с.36−44.
  101. М. и Тихеева Е. Способ естественного усвоения детьми грамоты. 3-е изд. — Пг., 1921. — 51 с.
  102. Н.Г. Развитие отношения детей дошкольного возраста к словесному заданию. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14, с.31−49.
  103. Л.К. Обучение грамоте шестилетних детей: Экспериментальный материал, ч.1, П. М., 1969. — 207 с.
  104. Обучение в первом классе: Книга для учителей/ Сост. и отв. ред. В. Г. Горецкш. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1973. — 463 с.
  105. Обучение грамоте в детском саду: Из опыта работы в подготовительной группе детского сада/ Под ред. А. И. Воскресенской. М., 1963. — 163 с.
  106. В.В. Некоторые особенности овладения ребенком начатками грамоты. Уч. зап. ЛГПИ им. A. PL Герцена, 1946, т. 53, с.53−73.
  107. И.И. Методика грамоты по историческим и теоретическим данным. 4.1. — Спб., 1887. — 441 с.
  108. JI.A. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В кн.: Подготовка детей в детском садук школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, с.36−76.
  109. В.П. Некоторые игры на уроках грамоты. В кн.: Дидактические игры и упражнения/ Под ред. К. С. Тюриной, К. Егембердиевой, С. В. Бодровой, В. П. Петрова. Фрунзе: Мектеп, 1969, с.89−95.- 140
  110. Л.Н. К проблеме обучения чтению детей 6 лет. -В кн.: Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тезисы Всесоюзной научной конференции, ч.П. М., 1971, с.275−278.
  111. ПО. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.: Л.: Госиздат, 1930. — 176 с.
  112. A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -252 с.
  113. Подготовка детей в детском саду к школе/ Под ред. А. П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 276 с.
  114. К. Логический и гносеологический аспект остенсивных определений. Вопросы философии, 1969, В 12, с.62−72.
  115. К. Теория определения. М.: Прогресс, 1976. — 248 с.
  116. А.А. Из записок по русской грамматике. Т. I, П. -М.: Учпедгиз, 1958. — 536 с.
  117. Программа воспитания в детском саду. 5-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
  118. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования): Сборник научных трудов/ Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980. — 86 с.
  119. А.Н. Психология речи в советской психологической науке за 40 лет (I9I7-I957). Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1958. — 123 с.
  120. . Человеческое познание: Его сфера и границы. -М., 1957. 555 с.
  121. С.П. Как обучать грамоте в школе I ступени. -М., 1932. 23 с.
  122. С.П. Обучение грамоте: Руководство для учителей начальной школы. 5-е изд. — М.: Учпедгиз, 1959. — 144 с.
  123. А. А. Дихотомическая классификация дифференциальных признаков. В кн.: Вопросы теории и истории языка в современной зарубежной лингвистике. М.: Наука, 1961. — с.106−122.
  124. А.А. Введение в языкознание. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1967. — 544 с.
  125. Н.С. Методика начального обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1965. — 347 с.
  126. СЛ. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  127. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328.
  128. Э. Язык: Введение в изучение речи. М.: Л.: 1934. — 223 с.
  129. В.М. Язык как системно-структурное образование. -М.: Наука, 1971. 275 с.
  130. О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. 3-еизд., испр. — М.: Просвещение, 1966. — 176 с.
  131. P.P. К вопросу обучения детей элементам грамотыв детском саду. Уч. зап. Горьковского пед. ин-та, 1958, т. 22, с.5−116.
  132. Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 645 с.
  133. Ф.А. О лингвистическом развитии детей. В кн.: Материалы третьего Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. — М., 1970, с.125−127.
  134. Ф.А. К проблеме речевого и лингвистического развития ребенка. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов. — Тбилиси, 1971, с. 346.
  135. Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. В кн.: Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тезисы Всесоюзной научной конференции, ч.П. — Шнек, 1971, с.307−313.
  136. Ф.А. Осознание речи дошкольниками: Сообщение I: Выявление линейности как основное содержание звукового анализа слова и членения высказывания на слова. Новые исследования в психологии, 1974, № 2, с.34−36.
  137. Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте. Вопросы психологии, 1974, I, с. 138−142.
  138. Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду. — М.: Педагогика, 1978, с.50−82.
  139. Ф.А. Основные задачи развития речи. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А.Сохи-на. -2-е изд. — М.: Просвещение, 1979, с.4−16.
  140. Ф.А. и Тутлакова Г.А. Подготовительный этап обучения дошкольников звуковому анализу слова. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, т.'П. -М., 1968, с.52−53.
  141. Ф.А. и Тумакова Г.А. Ознакомление детей 5 лет с основным принципом звукового строения слова. Уч. зап. МГ31Ш, 1970, вып. 31, с.674.
  142. Ф.А., Тамбовцева А. Г., Шахнарович A.M. К проблемеонтогенеза правил словообразования. В кн.: Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку)/ Отв. ред. А. М. Шахнарович. — М., 1978, с.35−52.
  143. Н.С. Обучение дошкольников элементам орфографии на занятиях по грамоте: Автореф. дисс.. канд.пед. наук. М., 1977. — 20 с.
  144. А.Г. Пути совершенствования методики формирования грамматического строя речи дошкольников (раздела словообразования). В кн.: Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. — М., 1979, с.112−125.
  145. А.Г., Шахнарович A.M. Роль семантических факторов в овладении словообразованием в детской речи. В кн.: Тезисы У1 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1978, с.190−193.
  146. А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. -М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  147. Е.й. Давай читать: Пособие по обучению грамоте в дошкольных учреждениях и нулевых группах. М.: Л.: Госиздат, 1930. — 36 с.
  148. Е.И. Развитие речи детей. 5-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  149. Д.И. Как учить читать, писать и считать на первой ступени обучения. 13-е изд. — М., 1895.
  150. Л. <5. Развитие осознанных фонематических’обобщений и диоде реноваций у дошкольников и младших школьников как основы усвоения фонетики, графики и -орфографии: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980, — 22 с.
  151. Э.И. К формированию представления о звуковой действительности речи у дошкольника. В кн.: Психологическиеисследования, вып. 5/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А, Р. Лурия, Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975, с.42−48.
  152. Г. А. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста анализу звукового состава слова. В кн.:
  153. О дошкольном воспитании. Ростов-на-Дону, 1966, с.57−77.
  154. А. II. Обучение в старшей группе детского сада. -Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 16, с.7−58.
  155. А.II. Обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  156. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собр. соч., т. 5. — М., 1949, с.333−356.
  157. К.Д. Родное слово: Книга для учащих. Собр. соч. т. 6. — М., 1949, с.237−336.
  158. К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Собр. соч., Т. 7. — М., 1949, с.225−337.
  159. Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. Л.: Госиздат, 1922. — 105 с.
  160. Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. — 272 с.
  161. В.А. Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приемов обучения. М.: Пг.: ГИЗ, 1923. — 100 с.
  162. Ф.И. Соотношение слова и обозначаемого им предмета в мышлении дошкольников. Новые исследования в педагогической науке, 1967, вып. 10, с.157−163.- 145
  163. Характеристика связном речи детей 6−7 лет (сборник научных трудов)/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979. — 108 с.
  164. Г. А. Индивидуальное детское словотворчество -показательная особенность речевого развития ребенка дошкольного возраста. В кн.: Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. Пермь, 1978, с.72−77.
  165. И.Н. Живые звуки: Методика безбуквенного обучения детей грамоте. 8-е изд. — М.: Работник просвещения, 1929. — 168 с.
  166. И.Н. Как обучать грамоте. 3-е изд., доп. -М.: Работник просвещения, 1929. — 94 с.
  167. П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
  168. Л.К. Подход к грамоте.: Особенности работы с детьми семилетнего возраста. М.: Работник просвещения, 1925. -29 с.
  169. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М., 1922.-ЗШ с.
  170. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428 с.
  171. Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии, 1956, 5, с.38−53.
  172. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 115 с.
  173. Schreibenlernen? Differenzierungsprobe. Berlin: 1975" — 93 S.
  174. Gleitman L.R., Gleitman M., Shipley E.P. The emergence of the child as grammarian. Cognition, 1972, N 1−3, p. 137−164.
  175. Goette R. Sprache und Spiel im Kindergarten: Handbuch zur Sprach- und Spielfoerderung mit Jahresprogramm und Anlei-tungen fuer die Praxis, Basel: Beltz, 1980.- 247 S.
  176. Hart B. The use of adult cues to test the language competence of young children* Journal of Child Language, 1975, v.2, N I, p. 105−124.
  177. Johnson W.E. Logic, pt I# Cambridge, I92I.
  178. Language acquisition and linguistic theory, Ed, by S, L, Tavakolian. London: MIT Press- 1981.
  179. Lundsteen S*W. On developmental relations between language-learning and reading. Theelementary school journal, 1977, v.77″ N 3, p. 192−203.
  180. Nelson K. Concept, word and sentence: interrelations in acquisition and development. Psychological Review, 1974, v, 81, p. 267−285.
  181. Read C. What children know about language: three examples. Language Arts, 1980, N 2, p. 144−148.
  182. Sprache G.D. The teaching of reading. Methods and results: an overview. Bloomington: Phi Delta Kappa, 1972, — XII, I57p.
  183. Stern C. und W, Die Kindersprache. Eine psychologische und sprachtheoretische Untersuchung. 3-te ergaenzte Aufl. Leipzig: Barth, 1922.- XII, 434 S.
Заполнить форму текущей работой