Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целенаправленное создание образовательной среды теоретически обоснованное и воплощенное на практике предполагает перенесение акцента с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие. В связи с процессом информатизации системы образования в литературе появляется феномен «образовательная информационная… Читать ещё >

Содержание

  • ф
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и организационно-методические основы формирования образовательной информационной среды школы
    • 1. Направления изучения образовательной среды школы в теоретических и научно-прикладных исследованиях
    • 2. Образовательная информационная среда школы и ее роль в управлении качеством образования
    • 3. Образовательный мониторинг — информационная основа ф формирования образовательной информационной среды школы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Моделирование процесса формирования образовательной информационной среды школы
    • 1. Предпосылки, возможности и риски формирования образовательной информационной среды в школе
    • 2. Модель процесса поэтапного формирования образовательной информационной среды школы
    • 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию образовательной информационной среды школы
    • 4. Оценка эффективности организационно-педагогических условий формирования образовательной информационной среды школы
  • Выводы по главе 2

Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в разных сферах жизни российского общества, охватывают и систему образования: меняются ее цели, содержание, организация, социальные функции, ценности.

Закон РФ «Об Образовании» [69] закрепляет в качестве главной ценности в деятельности образовательных учреждений личность, ее право на свободное развитие и здоровье, создание благоприятных условий для ее самоопределения и саморазвития.

В Федеральной программе реформирования образования [70] отмечалось, что российское образование будет эффективным в том случае, если оно окажется способным порождать новые типы образовательных систем и сред. Образование должно выступать зоной ближайшего развития духовно-культурных устремлений, целеполаганий, осознанных намерений и мотиваций, что побудило современных ученых искать новые модели образовательной среды школы.

Понятие «образовательная среда» в педагогике появилось сравнительно недавно. Наиболее общий взгляд на значение среды в развитии личности представлен в работах С. Френе [229], Я. Корчака [99], П. Ф. Лесгафта [119] и др. Роль социального окружения в воспитании детей изучалась Т. Брэмельдом, Х. Раггом [259], Дж. Лаурайсом [257], Ж. Адером [256] и другими зарубежными учеными. В нашей стране роль среды в воспитании детей также была в центре внимания многих социологов, психологов и педагогов. Наиболее известны педагогические идеи Р. Г. Гуровой, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского [53, 124, 240, 207] и других.

В работах вышеназванных авторов проблема соотношения образования и среды рассматривалась преимущественно с позиций учета влияния среды на образовательный процесс. Однако не менее значим процесс организации среды, оказывающей благоприятное влияние на образование детей.

В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст (С.И. Гессен, В. В. Давыдов, Ю. П. Громыко, В. П. Зинченко, П.Г. Щедровиц-кий и др.) [44, 58, 50, 76, 246].

В работах Г. А. Ковалева, Н. Б. Крыловой [90, 106] определено содержание понятия образовательная среда. В исследованиях В. В. Рубцова, В. И. Поливанова, С. Д. Дерябо, В. А. Левина, В. В. Давыдова, C.B. Тарасова [185, 115, 62, 254, 58, 209] образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности учащегося, выделен и проанализирован компонентный состав образовательной среды, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды.

В последние годы образовательный процесс все больше ориентируется на обеспечение оптимального взаимодействия всех его участников. Образовательная среда обладает материальным, психологическим и содержательным потенциалом взаимоотношений и деятельности субъектов образовательного процесса. В современных психолого-педагогических исследованиях учеными уделяется большое внимание проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса (К.А. Абульханова-Славская, JI.B. Байбородова, Б. З. Вульфов, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, М. И. Рожков, Л.Д. Столярен-ко и др.) [3, 39, 66, 180, 199].

В начале XXI века федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)» [225] определила государственные приоритеты в вопросах модернизации образования. В ней подчеркивается важность повышения качества образования на основе использования новых информационных технологий. Необходимость повышения качества образования как одного из ведущих направлений реализации основных идей реформы отмечается также в «Федеральной программе реформирования образования» (на период до 2010 года) [70] и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» 2000 г. [142]. Потребность в повышении качества общего образования приобретает сегодня особое значение с введением единого государственного экзамена.

В соответствии с задачами дальнейшего совершенствования функционирования и развития общеобразовательных учреждений на первый план выдвигается проблема обеспечения качества образования.

Ее теоретическому осмыслению посвящены работы по различным аспектам управления школой (М.В. Богуславский [24], В. И. Загвязинский [66], Ю. А. Конаржевский [96], В. Ю. Кричевский [102], B.C. Лазарев [223], В. П. Панасюк [156], М. М. Поташник [221], Т. Н. Шамова [238, 239], Е.А. Ям-бург [252] и др.), по проблемам качества образования и управления педагогическими системами (Н.В. Кузьмина [108], A.A. Орлов [149], H.A. Селезнева [204], А. И. Субетто [204, 205] и др.).

Одним из способов повышения качества образования является использование современных информационных и коммуникационных технологий. Психолого-педагогические основы обеспечения качества образования на основе использования современных информационных технологий изложены в работах А. Г. Асмолова [10], В. П. Беспалько [20, 21], Е. И. Машбица [136], И. В. Роберт [177], В. А. Сластенина [192] и др.

Деятельностный подход в обучении, опирающийся на работы JI.C. Выготского [40], А. Н. Леонтьева [117], С. Л. Рубинштейна [184] и развитый в трудах В. В. Давыдова [58] и др., превратился в хорошо обоснованную теорию учения, признанную в мире.

В настоящее время субъекты образовательной среды школы — учащиеся, учителя, родители, администрация, специалисты — находятся в ситуации дефицита информации о реальной практике решения образовательными учреждениями задач повышения качества образования учащихся, в том числе повышение качества учебных достижений учащихся.

В современных условиях действенным средством преодоления информационной недостаточности при принятии управленческих решений стал мониторинг. Теоретико-методологические проблемы мониторинга нашли свое отражение в исследованиях ученых (И.В. Бестужев-Лада [22], В. А. Кальней [243], А. Н. Майоров [122], Д. Ш. Матрос [135], H.A. Селезнева, А. И. Субегго [203, 204, 205], С. Е. Шишов [135] и др.).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» [68], осуществить принципы гуманизма и общедоступности образования в реальной жизни возможно лишь при выделении новых приоритетов. На первый план выступает образовательный процесс, направленный на развитие индивидуальности ребенка, учитывающий его психофизические возможности, медицинские показатели, социальные особенности. Одним из возможных путей решения проблемы полноценного становления личности каждого учащегося является создание, научное обоснование и осуществление на практике адекватного управления качеством образования с помощью такого средства, как медико-социально-психолого-педагогическая служба мониторинга качества образования. При этом встает вопрос о создании программно-информационного обеспечения образовательного мониторинга как условия формирования образовательной информационной среды школы.

В педагогической науке имеет место проблема повышения качества учебных достижений учащихся, которая до сих пор не нашла своего удовлетворительного решения. Поэтому созрела необходимость формирования в школе образовательной информационной среды, в основе которой лежит информационное взаимодействие ее субъектов, направленное на повышение качества учебных достижений учащихся. В связи с чем, в центре внимания исследования становится коммуникативно-организаторский аспект образовательной информационной среды школы.

Таким образом, актуальность исследования определяется повышением значимости качества образования, необходимостью формирования в школе образовательной информационной среды как средства повышения качества учебных достижений учащихся и отсутствием научно обоснованных условий в образовательном учреждении для эффективного осуществления этого процесса.

Анализ существующего опыта работы образовательных учреждений, опыта деятельности школ позволяет сформулировать следующие противоречия:

— между появлением в педагогике концепций, которые могли бы обогатить теоретическую и практическую базу формирования образовательной информационной среды, и отсутствием специальных исследований по этой проблематике;

— между необходимостью создания в школе целенаправленной, устойчивой образовательной информационной среды, в основу которой положено информационное взаимодействие ее субъектов, направленное на повышение качества учебных достижений учащихся, и недостатком в педагогической науке исследований механизмов и средств ее формирования;

— между возможностью посредством формирования образовательной информационной среды школы способствовать устранению ситуации информационного дефицита у субъектов образовательного процесса и практикой решения школой задач повышения качества образования учащихся, неумением педагогически целесообразно организовать этот процесс.

Данные противоречия определили проблему диссертационного исследования: при каких организационно-педагогических условиях формирование образовательной информационной среды школы будет способствовать повышению качества учебных достижений учащихся?

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования «Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования образовательной информационной среды школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся.

Объект исследования', процесс формирования образовательной информационной среды школы.

Предмет исследования', организационно-педагогические условия формирования образовательной информационной среды школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся.

Гипотеза исследования. Формирование образовательной информационной среды школы будет способствовать повышению качества учебных достижений учащихся, если выполняются следующие организационно-педагогические условия:

— включение в структуру процесса формирования образовательной информационной среды школы таких компонентов, как цель, информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, содержание информации, средства, методы и формы работы с информацией, результат, которые изменяются, проходя этапы данного процесса (целевой, стимулирующий, со-держательно-деятельностный, оценочно-аналитический);

— выделение информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса в качестве системообразующего компонента процесса формирования образовательной информационной среды школы;

— внедрение в образовательный процесс механизмов использования субъектами информации (механизм использования учащимися информации о собственных учебных достижениях, механизм получения и использования администрацией школы данных образовательного мониторинга);

— наличие рефлексивной деятельности у субъектов образовательного процесса и формирование у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений;

— использование в качестве основного средства формирования образовательной информационной среды школы службу мониторинга качества образования, объединяющую усилия социального педагога, психолога, врача, педагога;

— программно-информационное обеспечение с использованием современных информационных технологий, отражающее особенности и потребности образовательной информационной среды школы.

Исходя из целей и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные направления изучения образовательной среды школы и организации образовательного мониторинга как информационной основы системы управления качества образования.

2. Уточнить содержание понятия «образовательная информационная среда школы" — определить предпосылки, возможности, риски, средства и условия, необходимые для формирования образовательной информационной среды школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся.

3. Разработать модель поэтапного формирования образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся.

4. Экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования образовательной информационной среды школы, изучить влияние этой среды на качество учебных достижений учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования являются следующие научные теории, идеи и концепции:

— теория деятельности (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория организации и управления (В.И. Загвязинский, Ю.А. Конар-жевский, В. Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, О. Г. Прикот, Т. И. Шамова и др.);

— развитие образовательной среды (В.Г. Воронцова, М. В. Крупина, Н. Б. Крылова, В. П. Лебедева, Ю. С. Мануйлов, В. И. Панов, A.B. Петровский, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, С. В. Тарасов, И. М. Улановская, В. А. Левин и др-);

— теория социального, педагогического, информационного взаимодействия (JI.B. Байбородова, A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов, М. И. Рожков, Л.Д. Сто-ляренко, В. А. Сластенин и др.);

— положения о личности как субъекте деятельности и собственного развития (К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. Д. Божович, Л. С. Выготский и др.),.

— управление качеством образования (Н.В. Кузьмина, В. Н. Максимова, A.M. Моисеев, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, H.A. Селезнева, А.И. Субет-то, B.C. Черепанов, О. Г. Хомерики, Е. А. Ямбург и др.);

— построение системы мониторинга в образовании (В.А. Кальней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, В. П. Панасюк, С. Е. Шишов и др.);

— идеи информатизации и компьютеризации в образовании (И. Роберт, Л. Т. Турбович, В. А. Шлык, Ю. А. Шрейдер и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования, сравнительно-педагогический анализ проблемы качества образования, системный анализ, синтез, моделирование, проектирование, прогнозирование, абстрагирование;

— эмпирические методы: экспертная оценка, основанная на принципах гуманитарной экспертизы образованияспециально разработанные медико-социально-психолого-педагогические опросники, выявляющие признаки системы отношений и уровень удовлетворенности отдельными сторонами образовательной информационной среды школыпсихологические тесты и анкеты для учащихся, педагогов, родителей;

— математические методы: методы математической статистики, графического анализа, обработки данных исследования с применением компьютерных технологий.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2005 г. г. на базе средней общеобразовательной школы № 43, школ-лицеев № 21, 22, 33 г. Иваново. В констатирующем эксперименте приняли участие 361 учащийся, 256 родителей и 65 учителей школы, в опытно-экспериментальной работе по формированию образовательной информационной среды школы были задействованы 746 учащихся, 290 родителей, 65 учителей школы, в том числе социальный педагог, психолог, научный консультант-педагог, врач.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом (теоретико-поисковом) этапе (2001;2002) анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, изучался опыт работы российских и зарубежных школ по обеспечению качества образованиябыла определена база исследованиябыло разработано содержание констатирующего эксперимента и инструментарий исследования.

На втором (эксперимеиталыю-аналитическом) этапе (2002;2004) разрабатывалась модель формирования образовательной информационной среды школыбыла создана служба мониторинга качества образования в школепроведена опытно-экспериментальная работа по формированию образовательной информационной среды школы с целью проверки действенности организационно-педагогических условий ее формирования и их уточнения.

На третьем (заключительном) этапе (2004;2005) были проведены анализ, оценка и обобщение основных результатов теоретического и экспериментального исследованияпроведены обработка и документально-технологическое оформление деятельности службы мониторинга качества образованияоформлялась диссертация.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследованиякорректным использованием методов и форм экспериментальной работы, адекватных предмету, цели и задачам исследованияспособами сбора и статистической обработки информациивнедрением полученных в ходе исследования результатов в практику работы школы № 43 г. Иваново. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: — уточнено содержание понятия «образовательная информационная среда школы» как системы психолого-педагогических условий и программноаппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процессаопределена структура процесса формирования образовательной информационной среды школы;

— разработана модель поэтапного формирования образовательной информационной среды школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся;

— определены критерии и уровни сформированности образовательной информационной среды школы;

— выявлены методы и средства формирования образовательной информационной среды школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся;

— разработаны механизмы использования информации субъектами образовательного процесса и программно-информационное обеспечение на основе современных информационных технологий;

— установлена зависимость достигнутого уровня сформированности образовательной информационной среды школы от эффективности деятельности службы мониторинга качества образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— проведен теоретический анализ подходов к определению понятий «образовательная информационная среда» и «информационно-образовательная среда», определен их теоретический статус, раскрыто содержание понятий;

— показан механизм, обеспечивающий функционирование образовательной информационной среды школы (созданная в школе медико-социально-психолого-педагогическая служба мониторинга качества образования) — обоснована ее оптимальная структура;

— формирование образовательной информационной среды школы рассмотрено как процесс, имеющий статические и динамические компоненты, выявлены тормозящие и способствующие условия педагогического влияния на процесс формирования образовательной информационной среды школыопределены факторы, влияющие на качество учебных достижений учащихся.

Все перечисленное выше может быть использовано в выработке теоретических основ формирования любого типа образовательных сред.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные средства и методы формирования образовательной информационной среды школы могут быть использованы в практике образовательных учреждений с учетом конкретных условийразработано содержание деятельности службы мониторинга качества образования как организационной структуры образовательной информационной среды школысоздана в школе служба мониторинга качества образованияразработано программное обеспечение деятельности службы мониторинга качества образования, а именно компьютерная программа — СУБД «Образовательный мониторинг» и АРМы специалистов службы.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, социальных педагогов, администрации школы, учителей-предметников, а теоретический материал может быть включен в учебные курсы по педагогике для студентов, а также в курсы повышения квалификации педагогов «Управление качеством профильного образования».

Личный вклад автора в исследование состоит в теоретическом анализе исследуемой проблемы, в разработке теоретических основ формирования образовательной информационной среды школысамостоятельной разработке программы опытно-экспериментальной работы, проведении опытно-экспериментальной работы в условиях общеобразовательного учреждения, в интерпретации и обобщении полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях автора и обсуждались на заседаниях педагогического и методического советов школы № 43 г. Иваново (2002;2005), на заседаниях кафедры педагогики ИвГУдокладывались и обсуждались автором на следующих конференциях, «круглых столах»: «Актуальные проблемы современного образования и пути их решения» (Иваново, 2003, 2004, 2005), «Управление качеством образования в условиях профильной школы» (курсы повышения ква-• лификации педагогических кадров школ г. Иваново, 2004;2005) — III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в российской системе образования» (Пенза, 2005).

Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образовательная информационная среда школы представляет собой систему психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса, в результате которого происходит развитие личности учащихся и повышение качества их учебных достижений.

2. В основе формирования образовательной информационной среды школы лежит личностно-деятельностный подход. Необходимым компонентом системы управления качества образования и средством формирования образовательной информационной среды школы является образовательный мониторинг.

3. Формирование образовательной информационной среды школы рассматривается нами как структурно-динамический процесс, состоящий из таких компонентов, как цель, информационное взаимодействие субъектов, содержание информации, средства, методы, формы работы с информацией, результат, и осуществляющийся через следующие этапы: целевой, стимулирующий, содержательно-деятельностный, оценочно-аналитический. Решаемые на каждом этапе задачи обуславливают расширение состава и поля взаимодействия субъектов образовательного процесса, изменение средств, методов и форм работы с информацией, характера взаимодействия между субъектами. Каждый из этапов определяется содержанием видов работы с информацией: сбор, хранение, представление и ее использование.

4. Необходимым средством формирования образовательной информационной среды школы, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся, является деятельность службы мониторинга качества образования. Результатом ее работы становится изменение в уровне сформированное&tradeобразовательной информационной среды школы с низкого на высокий, который характеризуется наличием рефлексивной деятельности субъектов образовательного процесса в информационном взаимодействии и формированием у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (263 источника, в том числе 4 зарубежных) и 15 приложений. Диссертационное исследование содержит 247 страниц, включая 22 рисунка и 11 таблиц.

Выводы по II главе.

Представленные во 2 главе результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать следующие выводы:

1. Формирование образовательной информационной среды школы является управляемым процессом и происходит поэтапно. Мы выделяем четыре этапа формирования образовательной информационной среды школы: целевой, стимулирующий, содержательно-деятельностный, оценочно-аналитический. Решаемые задачи на каждом этапе обуславливают определение целей (результатов), расширение состава субъектов образовательного процесса, изменение характера их информационного взаимодействия, средств, методов и форм работы с информацией. Каждый из этапов определяется содержанием видов работы с информацией: сбор, хранение, представление, использование информации.

2. Служба мониторинга качества образования — это основное средство формирования образовательной информационной среды школы. Этапы формирования образовательной информационной среды соответствуют фазам создания медико-социально-психолого-педагогической службы мониторинга качества образования, которая реализует следующие функции: оценочную, гностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую.

3. Уровень формирования образовательной информационной среды школы определяется уровнем влияния деятельности службы мониторинга качества образования на ее формирование. Проведенное исследование позволило определить четыре уровня данного влияния: нулевой, низкий, средний, высокий. Установлено, что на разных уровнях влияния деятельности службы формирование ОИСШ имеет свою специфику, при этом, чем выше уровень влияния деятельности службы, тем больше ее возможность влиять на формирование ОИСШ и определять уровень сформированности.

4. Модель формирования образовательной информационной среды представлена в виде спирали, отображающей постепенное включение в информационное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и временную цикличность организации образовательных ситуаций.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности организационно-педагогических условий формирования образовательной информационной среды школы, т.к.

1) произошли позитивные изменения в образовательной информационной среде по следующим направлениям: информативность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность;

2) за период опытно-экспериментальной работы повысилось качество учебных достижений учащихся в экспериментальных классах значительнее, чем в контрольных классах;

3) позитивно изменилась удовлетворенность субъектов образовательного процесса деятельностью службы мониторинга качества образования.

6. Модель формирования образовательной информационной среды школы переносима в другие образовательные системы, т.к. в ее основе лежит организация медико-социально-психолого-педагогической службы мониторинга качества образования и управление внутри среды информационными взаимодействиями ее субъектов.

Заключение

.

На основании проведенного диссертационного исследования можно отметить следующее:

1. Целенаправленное создание образовательной среды теоретически обоснованное и воплощенное на практике предполагает перенесение акцента с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие. В связи с процессом информатизации системы образования в литературе появляется феномен «образовательная информационная среда». Образовательная информационная среда школы понимается как система психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса, в результате которого происходит развитие личности учащихся и повышение качества их учебных достижений.

2. Формирование образовательной информационной среды — это сложный многоступенчатый процесс, в основе которого лежит информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на повышение качества учебных достижений учащихся. Результатом процесса формирования ОИСШ является изменение в уровне сформированности ОИСШ с низкого на высокий, достижение которого невозможно без включения субъектов образовательного процесса в рефлексивную деятельность и формирования у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений.

3. Модель процесса формирования ОИСШ представляет собой взаимосвязь структурных и динамических компонентов, которые определяют структуру процесса формирования ОИСШ (цель, информационное взаимодействие субъектов, содержание информации, средства, методы, формы работы с информацией, результат). Формирование образовательной информационной среды школы является управляемым процессом и происходит поэтапно. Мы выделяем четыре этапа формирования образовательной информационной среды школы: целевой, стимулирующий, содержательно-деятельностный, оценочно-аналитический. Модель формирования образовательной информационной среды школы может быть представлена в виде спирали отображающей постепенное включение субъектов образовательного процесса в информационное взаимодействие. Решаемые задачи на каждом этапе обуславливают определение целей (результатов), расширение субъектов образовательного процесса, изменение средств, методов и форм работы с информацией, характера взаимодействия между субъектами образовательной информационной среды. Каждый из этапов определяется содержанием видов работы с информацией: сбор, хранение, представление, использование информации.

4. Основным средством формирования образовательной информационной среды школы является служба мониторинга качества образования. Этапы формирования образовательной информационной среды соответствуют фазам создания медико-социально-психолого-педагогической службы мониторинга качества образования, которая реализует следующие функции: оценочную, гностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую.

5. Разработано программно-информационное обеспечение процесса формирования ОИСШ и деятельности СМКО, а именно разработано программный продукт «Образовательный мониторинг» — СУБД, АРМы специалистов службы мониторинга качества образования, механизмы использования информации субъектами образовательного процесса.

6. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования ОИСШ, способствующей повышению качества учебных достижений учащихся. В качестве таких условий выступают:

— включение в структуру процесса формирования образовательной информационной среды школы таких компонентов, как цель, информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, содержание информации, средства, методы и формы работы с информацией, результат, которые изменяются, проходя этапы данного процесса (целевой, стимулирующий, со-держательно-деятельностный, оценочно-аналитический);

— выделение информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса в качестве системообразующего компонента процесса формирования образовательной информационной среды школы;

— внедрение в образовательный процесс механизмов использования субъектами информации (механизм использования учащимися информации о собственных учебных достижениях, механизм получения и использования администрацией школы данных образовательного мониторинга);

— наличие рефлексивной деятельности у субъектов образовательного процесса и формирование у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений;

— использование в качестве основного средства формирования образовательной информационной среды школы службу мониторинга качества образования, объединяющую усилия социального педагога, психолога, врача, педагога;

— программно-информационное обеспечение с использованием современных информационных технологий, отражающее особенности и потребности образовательной информационной среды школы.

7. Результаты данного исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы формирования образовательной информационной среды школы, поэтому перспективными представляются:

• влияние специфики образовательного учреждения на особенности процесса формирования образовательной информационной среды;

• специфика формирования образовательной информационной среды на уровне города, района, области;

• интеграция деятельности методической службы и службы мониторинга качества образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.
  2. Г. С. Практическая психология: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. -480 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  4. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
  6. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 е.- Т. 2. — 288 с.
  7. В.Н. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е издание Казань.: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  8. A.M., Копытов Е. А., Гринглаз Л. Я. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
  9. В.В., Сериков В. В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания // Вестник ОГУ. 2004, № 2. С. 63−69.
  10. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  11. Ю.Н. Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде. М., 1999.
  12. Л.И. Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2000.-207с.
  13. А.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 479 с.14
Заполнить форму текущей работой