Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разграничение полномочий в вопросах здравоохранения между Российской Федераций, ее субъектами и муниципальными образованиями, а также все продолжающее формирование альтернативного сектора стоматологии в значительной степени затруднили функцию организационно-методического обеспечения. Важность последней в тоже время существенно возрастает, так как реализация прав граждан на качественную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Организационно-экономические аспекты деятельности стоматологической службы в современных условиях (обзор литературы)
  • ГЛАВА 2. Методика и организация исследования
  • ГЛАВА 3. Ресурсное обеспечение системы стоматологического обслуживания населения Читинской области
    • 3. 1. Анализ кадрового обеспечения
  • Состояние и структура сети стоматологических учреждений
    • 3. 2. Оценка деятельности стоматологической службы Читинской области (1997−2006 гг.)
  • ГЛАВА 4. Изучение стоматологической заболеваемости населения Читинской области по данным обращаемости
  • ГЛАВА 5. Социологические аспекты совершенствования деятельности стоматологической службы
    • 5. 1. Исследования профессионального мнения врачей-стоматологов о состоянии и необходимости совершенствования деятельности стоматологической службы региона

    5.2. Мнение руководителей стоматологических учреждений о состоянии стоматологической помощи населению на современном этапе и путях совершенствования организационно-методического обеспечения деятельности службы.

    ГЛАВА 6. Научно-методические подходы к совершенствованию организационно-методического обеспечения деятельности стоматологической службы региона.

    6.1. Комплексная интегральная оценка показателей деятельности стоматологических учреждений Читинской области.

    6.2. Система организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений региона и оценка эффективности ее внедрения.

    ВЫВОДЫ.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Совершенствование организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная цель реформирования стоматологической помощи — сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний зубов и полости рта, доступность и удовлетворение потребности населения в стоматологических услугах.

Сложность решения задач совершенствования стоматологической помощи населению определяется высокими уровнями заболеваемости и нуждаемости в стоматологическом обслуживании.

В программных документах ВОЗ, в частности «Здоровье для всех в 2000 году», «Здоровье-21», обеспечение высокого качества и доступности медицинского обслуживания является первостепенной и стратегической задачей всех стран-участников ВОЗ. Однако до настоящего времени ни одно из государств не сообщило о решении этой задачи.

Проводимые за последние десятилетия реформы здравоохранения не могли не коснуться стоматологической помощи (Леонтьев В.К., 2001; Щепин О. П., Линденбратен А. Л. и др., 1998; Ковальский В. Л., 2002 и др.).

Реформа, проводимая в условиях кризиса, не дает возможности государству осуществить крупные инвестиции в их проведение и обеспечить средствами хотя бы достигнутый уровень медицинской и стоматологической помощи населению.

На протяжении последних десятилетий стоматология претерпела некоторые изменения, связанные с развитием новых медицинских технологий, хотя по этому критерию Россия в значительной степени отстает от развитых стран. Требуют своего изменения условия организации, экономико-правовые механизмы деятельности стоматологической службы (Ковальский В.Л., 2000; Стародубов В. И., 2000; Васнецова О. А., 2001; Галонский В. Г., 2001; Кицул И. С., 2002).

Государство объективно стало неспособным полностью финансировать все расходы, связанные с оказанием медицинской помощи, особенно стоматологической, самой массовой и дорогостоящей. Это обусловило необходимость пересмотра политики государства в здравоохранении и его реформирования в соответствии с настоящей ситуацией и сложившимися социально-экономическими условиями (Бутова В.Г., 1998,2000; Ковальский B. JL, 1998; Садовский В. В., 1998; Данилов Е. О., 1999 и др.).

Не смотря на интенсивное развитие рынка стоматологических услуг, формирование альтернативного сектора, по-прежнему, большая часть населения получает стоматологическую помощь в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. В этих условиях возрастает роль управления службой для обеспечения качества, безопасности, доступности стоматологической помощи, разработка новых подходов к ее организационно-методическому обеспечению.

Управление службой базируется на нормативно-правовой базе, разработанной десятки лет назад. В стоматологии отсутствует официальный учет заболеваемости населения, что затрудняет вопросы планирования и оценки эффективности проводимых мероприятий.

Анализ литературы по организационно-экономическим аспектам деятельности стоматологической службы в современных условиях выявил многообразие проблем. При этом предлагаются различные варианты их решения. Множество проведенных исследований в России в последние годы нашло свое отражение в динамике диссертационных исследований. По данным Степанова В. В. (2006), за период с 1997 по 2006 гг. в России была защищена 71 диссертация по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» посвященная вопросам организации стоматологической помощи населению. Многие аспекты организационно-методического обеспечения в стоматологии рассматриваются, но комплексности решения проблемы не отмечено.

Вместе с тем, нам не удалось выявить источники литературы, содержащие определенные сведения о территориальных системах организационнометодического обеспечения деятельности стоматологических служб регионов, что послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования.

Разработка и внедрение системы организационно-методического обеспечения для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений (на примере Читинской области).

Для достижения указанной цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Оценка деятельности стоматологической службы региона и анализ основных тенденций.

2. Изучение стоматологической заболеваемости населения Читинской области как одного из важнейших индикаторов эффективности управления службой.

3. Социологическая оценка состояния стоматологической помощи населению на современном этапе и путей совершенствования организационно-методического обеспечения деятельности учреждений.

4. Разработка методики оценки деятельности и системы организационно-методического обеспечения функционирования государственных и муниципальных стоматологических учреждений.

5. Разработка научно-методических подходов к совершенствованию организационно-методического обеспечения деятельности стоматологической службы региона и оценка эффективности их внедрения.

Совокупность новых научных результатов и положений содержат следующие основные элементы исследования:

1. проведено исследование и дана характеристика стоматологической заболеваемости взрослого населения, оценены ее особенности;

2. на примере Читинской области произведена оценка состояния системы организации стоматологического обслуживания взрослого населения, ее ресурсного обеспечения в современных условиях;

3. научно обоснована, разработана и внедрена система интегральной оценки показателей деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений, выделены ключевые индикаторы эффективности;

4. разработаны, внедрены научно-методические подходы к совершенствованию организационно-методического обеспечения деятельности стоматологической службы региона и оценена эффективность их внедрения.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что на основе проведенных исследований разработаны научно-обоснованные предложения по совершенствованию организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений в современных условиях.

По результатам исследования на территории Читинской области внедрена система официального учета стоматологической заболеваемости населения.

На основе предлагаемых в работе подходов внедрена и функционирует система мониторинга показателей, интегральная и ранговая оценка деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений региона. На основе проведенных исследований выделены ключевые индикаторы эффективности деятельности стоматологической службы, которые используются в региональной системе здравоохранения.

Внедрена система организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений, базирующаяся на разработанных индикаторах эффективности и оценке деятельности.

Результаты исследования использованы при разработке приказа Комитета здравоохранения Читинской области № 476/51 «О совершенствовании анализа деятельности стоматологических учреждений», которым утверждена методика оценки деятельности стоматологических учреждений региона. Материалы исследования легли в основу разработку приказа Комитета здравоохранения Читинской области № 363/69 от 18.01.2005 г. «О включении в комплексный план развития здравоохранения региона показателей стратегического планирования деятельности стоматологической службы».

Результаты исследования внедрены в деятельность Министерства здравоохранения республики Бурятия, республиканскую стоматологическую поликлинику республики Бурятия, Министерство здравоохранения республики Саха, Нерюнгринскую районную стоматологическую поликлинику.

Результаты исследования используются в учебном процессе на до и последипломном уровнях на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения в ГОУ ВПО Читинской государственной медицинской академии (акт внедрения от 17.10.2005 г., приложение), ГОУ ВПО Новосибирского государственного медицинского университета (акт внедрения от 15.01.2007 г., приложение), Медицинского института Якутского государственного университета (акт внедрения от 14.11.2006 г. № 178/66−03, приложение).

Материалы диссертационного исследования были доложены и обсуждены на 15 Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии» и региональных научно-практических конференциях по актуальным вопросам стоматологиииспользовались на многочисленных коллегиях Комитета здравоохранения Читинской области по оказанию стоматологической помощи жителям региона, организационной методической работе главных специалистов Комитета здравоохранения, региональных совещаниях и семинарах. По теме диссертации опубликовано 13 научных работ.

Проведение научного исследования позволило вынести на защиту следующие основные положения: методика интегральной оценки показателей деятельности государственных и муниципальных стоматологических учрежденийиндикаторы эффективности деятельности стоматологической службы, базирующиеся на изучении данных о заболеваемости населения и функционировании стоматологических учреждений, повышающие информативность, обоснованность и объективность разработки региональных стратегических планов развития службысистема организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений как основа для повышения эффективности управления службой в современных условиях.

выводы.

1. Сложившиеся условия функционирования государственных и муниципальных стоматологических учреждений на современном этапе убеждают в необходимости пересмотра подходов к управлению и организационно-методическому обеспечению их деятельности. Комплексный и углубленный анализ показателей ресурсного обеспечения стоматологической службы региона, состояние сети и показателей деятельности стоматологических учреждений позволил выявить совокупность проблемных зон, что легло в основу разработки главных направлений улучшения деятельности службы, повышающих качество и эффективность стоматологической помощи населению.

2. Совершенствованию организационно-методического обеспечения деятельности стоматологических учреждений и повышению качества их управления способствует наличие официального статистического учета стоматологической заболеваемости населения. Углубленное изучение стоматологической заболеваемости по обращаемости населения свидетельствует о прогрессирующем типе патологии стоматологического профиля в современных условиях. В целом уровень стоматологической заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью взрослого населения составляет 77,3±0,8 случаев на 100 человек населения. При этом по полу в показателях заболеваемости имеются статистически достоверные различия (Р < 0,05). Возрастная динамика индекса ЮТУ и его элементов свидетельствует о значительной пораженности населения кариесом зубов. К возрасту 70 лет и старше отмечается потеря практически 60% зубов. Эти данные необходимы для комплексной оценки эффективности деятельности стоматологических учреждений.

3. Социологическое изучение профессионального мнения врачей-стоматологов и руководителей стоматологических учреждений показало необходимость пересмотра управленческих и организационно-методических основ деятельности. При этом наиболее важными направлениями, по мнению респондентов, являются изменение подходов к подготовке кадров, созданию условий для непрерывного обучения, доступность и внедрение новых медицинских технологий, материально-техническое оснащение.

4. Методика интегральной оценки показателей деятельности стоматологических учреждений является высокоинформативным и эффективно работающим инструментом стратегического управления и представляет собой набор «среднестатистических стандартов», необходимых для принятия адекватных управленческих решений и их мониторинга. Применение данной методики в практике работы органов и учреждений здравоохранения повышает эффективность управления и создает основу для непрерывного улучшения организационно-методической деятельности в системе оказания стоматологической помощи населению.

5. Проведенное исследование позволило установить, что система организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений региона должна включать в себя набор чувствительных индикаторов (статистических, социологических и экспертных), соответствующее информационное обеспечение, официальный учет стоматологической заболеваемости и систему построения стратегических планов, что повышает эффективность функционирования службы. Выбор статистически обоснованных индикаторов позволяет повышать качество и результативность планирования в современных условиях.

6. Внедрение системы организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений, расположенных на территории Читинской области за период 2003;2006 гг. привело к повышению эффективности их функционирования и позитивным образом сказалось на результатах работы стоматологической службы. Выявлено статистически достоверное изменение выбранных в исследовании индикаторов в сторону улучшения: коэффициенты, отражающие эффективность профилактической деятельности стоматологических учреждений (Р<0,01) — снижение заболеваемости пульпитом и периодонтитом (Р<0,001) — уменьшение в структуре индекса КПУ элемента «удаленный зуб» (Р<0,001) — повышение коэффициента соответствия специалиста (Р<0,001) — снижение числа несоответствий в работе врачей-стоматологовсущественное улучшение показателя износа стоматологического оборудования, повышение уровня удовлетворенности населения качеством стоматологического обслуживания.

ПРЕДЛОЖ ЕНИЯ.

1. С целью совершенствования организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений, расположенных на территории субъекта Федерации необходима постановка официального учета стоматологической заболеваемости населения, что должно способствовать расширению информационной базы по оценке эффективности функционирования стоматологической службы, принятия и реализации управленческих решений.

2. Данные о стоматологической заболеваемости позволяют оценивать эффективность проводимых в службе преобразований и выделять среди них наиболее чувствительные индикаторы, к которым следует относить: заболеваемость пульпитом, периодонтитом и удельный вес элемента «удаленный зуб» в структуре индекса КПУ.

3. Разработанная методика комплексной интегральной оценки показателей деятельности стоматологических учреждений, основанная на сигмальных отклонениях, позволяет эффективно управлять службой на. уровне региона и муниципальных образований и может быть рекомендована к использованию в работе органов и учреждений здравоохранения других территорий с целью совершенствования стратегического планирования в существующих социально-экономических условиях.

4. Разработанная система организационно-методического обеспечения деятельности стоматологической службы региона, включающая в себя набор чувствительных индикаторов (статистических, социологических и экспертных), соответствующее информационное обеспечение, официальный учет стоматологической заболеваемости и систему построения стратегических планов, может быть использована в работе органов управления здравоохранением и главных внештатных специалистов.

5. Данные проведенного исследования необходимо рекомендовать для использования в учебном процессе в медицинских вузах на дои последипломном уровнях для совершенствования преподавания разделов управления и организации стоматологической помощи населению в современных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании была предпринята попытка разработки и внедрения территориальной системы организационно-методического обеспечения деятельности государственных и муниципальных стоматологических учреждений. Собственно разработка системы базировалась на постановке официального статистического учета стоматологической заболеваемости населения по данным обращаемости, комплексного анализа деятельности на основе различного рода информации и построения на этой основе стратегических планов развития и планов по улучшению.

В нашем исследовании удалось установить наиболее чувствительные индикаторы эффективности управления и улучшающих действий, однако перечень данных показателей не исчерпан и это должно являться предметом дальнейших исследований при разработке территориальных систем.

Разграничение полномочий в вопросах здравоохранения между Российской Федераций, ее субъектами и муниципальными образованиями, а также все продолжающее формирование альтернативного сектора стоматологии в значительной степени затруднили функцию организационно-методического обеспечения. Важность последней в тоже время существенно возрастает, так как реализация прав граждан на качественную медицинскую помощь, и прежде всего, ее безопасность является единой для всех функцией. Немаловажное значение в данном случае имеет и формирование единого информационного пространства, основанного на данных заболеваемости и показателях деятельности всех стоматологических организаций, независимо от формы их собственности для разработки территориальных программ профилактики стоматологических заболеваний и обеспечения качественной стоматологической помощи в государственных и муниципальных стоматологических учреждений.

Становится понятным, что перечь проблем, рассмотренных в исследовании, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, нам удалось показать, что совершенствование организационно-методического обеспечения повышает эффективность управления службой и создает предпосылки для адекватного стратегического планирования. Перспективными направлениями в данном случае должны являться: взаимосвязь индикаторов эффективности деятельности отдельных стоматологических учреждений с оплатой труда медицинских работников, объемами финансирования, тарифной политикой по линии обязательного медицинского страхования и многими другими. Дальнейшее развитие исследований в данном направлении является перспективной и актуальной задачей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.М. Совершенствование планово-нормативной базы работы стоматологических ортопедических отделений: Автореф. дис.. д-ра. мед.наук. М., 2006. — 47 с.
  2. С.И. Актуальные проблемы сертификации специалистов стоматологического профиля.// Новое в стоматологии. — 2003. — № 8 (116).-С.7−9.
  3. Н.В. Пораженность зубов кариесом и содержание микроэлементов в питьевых водах и почвах различных промышленных районов Днепропетровской области: Автореф. дис. .канд.мед.наук. Киев, 1987.-27 с.
  4. А.В. Заболеваемость, нормативы потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению: Автореф. дис.. .д-ра мед.наук. М., 1983. — 28 с.
  5. А.В. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли они отражают качество? // Новое в стоматологии. — 1998. -№ 7. С. З — 5.
  6. А.В. О планово-нормативных и качественных показателях в детской стоматологии // НПЖ Стоматология. 1999. — Т. 78, № 1. — С.63−68.
  7. А.В. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии // Стоматология. 1996. — № 1. — С.66−67.
  8. Альтернативные системы стоматологического обслуживания. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Женева: ВОЗ, ЕРБ., 1988. — 61с.
  9. А.Э. О проекте концепции развития системы стоматологических услуг населению Российской Федерации (организационно-экономические аспекты). / А. Э. Антипенко, Э. С. Антипенко. -М: 1997.
  10. М.С. Медико-организационные подходы к оценке спроса и потребления населением стоматологических услуг на муниципальном уровне (по материалам Юго-Восточного административного округа г. Москвы): Автореф. дис.. канд. мед.наук. М., 2006. — 24 с.
  11. О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в дальневосточном регионе./ О. И. Аумакин, Б. Г. Гарвалинская // Новое в стоматологии. 1998. — № 7. — С.29−31.
  12. Г. Г. Разработка основных направлений развития стоматологии Таджикистана в новых политико-экономических условиях (медицинские, социальные, организационные, управленческие и экономические аспекты): Автореф. дис. .д-ра мед.наук. -М., 1995. 56 с.
  13. Г. В. Основы научного планирования стоматологической помощи./ Г. В. Базиян, Г. А. Новгородцев. М.: Медицина, 1986. — 240с.
  14. А.Е. К вопросу об актуальности оценки соотношения спроса и потребности в стоматологических услугах населения // Актуальные вопросы современной клинической медицины в условиях ОМС: Сб. науч. ст. Иркутск, 2000. — С.8−10.
  15. В.М. Составление прогноза финансовых результатов деятельности стоматологического предприятия. / В. М. Безруков, Н. Б. Кузьмина, А. В. Алимский // Стоматология. 2000. — № 4. — С. 64−65.
  16. В.М., Прохончуков А. А. Программа информатизации стоматологической службы // Стоматология. 1995. — Т. 74, № 5. — С.23.
  17. Ф. Здравоохранение Германии./Ф.Беске, И.Халлауер. — М.:Тровант, 1999.-С.123−137.
  18. Ф. Здравоохранение Германии: система достижения -перспективы развития: Пер. с нем. / Ф. Беске, И. Халлауер- науч. ред. О. П. Щепина. — М.: ООО «Лабпресс», 2000. — 288с.
  19. Бихари-Аксельсон С. Шведская система здравоохранения. Проект «Tacis». Стокгольм. 1999.
  20. С.В. Поиск новых форм и методов управления лечебно-профилактическими учреждениями в ведомственной стоматологической службе // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2006. — № 1.- С.43−44.
  21. В.В. Внушающая и убеждающая реклама в стоматологии. / В. В. Бойко, А. А. Кураску, Т. Ш. Мчелидзе // Стоматология. 1999. — № 6. — С. 45−48.
  22. Н.Н. Гражданско-правовые аспекты деонтологической ответственности врача-стоматолога // Здравоохранение. 2001. — № 8. — С. 165−169.
  23. Е.Н. Обращаемость за стоматологической помощью лиц пожилого и старческого возраста. / Е. Н. Борисова, А. И. Ващук, О. Ю. Вишнякова // Стоматология. 1999. — № 3. — С. 58−60.
  24. Брассар Майкл. Методы непрерывного повышения качества. Пер. с анг.-С-Пб., 1995.-85 с.
  25. В.Г. Методические подходы, технология классификации негосударственных стоматологических предприятий. / В. Г. Бутова, Н. Н. Власов, B.JI. Ковальский и др. // Проблемы стоматологии и нейростоматологии. 1999. — № 1. — С. 41−43.
  26. В.Г. Регулирование предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических организаций. / В. Г. Бутова, Н. Н. Власов, Н. Г. Ананьев и др. // Проблемы нейростоматологии и стоматологии.- 1998. № 3. — С. 62−64.
  27. В.Г. Структура стоматологического рынка. / В. Г. Бутова, Н. Г. Ананьева, Н. П. Власова и др. // Проблемы нейростоматологии и стоматологии. 1998. — № 1. — С. 58−62.
  28. В.Г. Финансовая стратегия негосударственных стоматологических организаций. / В. Г. Бутова, М. З. Каплан, А. В. Мелезанова и др. // Экономика здравоохранения. 1999. — № 5−6. — С. 32−36.
  29. В.Г., Максимовский Ю. М., Ковальский B.JL, Гераскин B.JI. Особенности организации предпринимательской деятельности в стоматологической практике. М.: Знание, 2000. — 223 с.
  30. В.Д. Пути совершенствования стоматологической помощи по мнению врачей-стоматологов. / В. Д. Вагнер, В. К. Леонтьев // Стоматология. Спец. выпуск. Материалы съезда врачей стоматологической ассоциации России. 15−19 сентября. Москва, 1998. — С. 8.
  31. В.Д. Пути совершенствования стоматологической помощи: мнение стоматологов-руководителей / В. Д. Вагнер, В. К. Леонтьев, З. С. Астанин // Главный врач. 1998. — № 1. — С. 21−23.
  32. В.Д. Уровни принятия и исполнения решений и их роль в организации стоматологической службы. / В. Д. Вагнер, В. К. Леонтьев // Стоматология. 1998. — № 4. — С. 59−60.
  33. . О.А. Маркетинг в здравоохранении./ Управление здравоохранением. -2001. № 1(2). — С. 81−86.
  34. А.В., Долгинцев В. И., Семенюк В. М., Иванова Л. А. Пути развития кадрового потенциала стоматологической ортопедической службы в южных районах тюменской области // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2005. — № 6. — С.42−45.
  35. Н.И. К разработке перспективной модели стоматологического обслуживания в системе городского здравоохранения. / Н. И. Вишняков, Е. О. Данилов // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. -Вып.2 СПб., 1997. — С. 238−241.
  36. Н.И. Мнение пациентов о рекламе стоматологических услуг. / Н. И. Вишняков, О. А. Гусев, Т. Ш. Мчелидзе, М. И. Ткачук // Проблемысоциальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 2. — С. 33−35.
  37. Н.Н. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий: Автореф. дис.. .канд.мед.наук. М., 1998. — 20 с.
  38. А.И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Доклад на IV съезде СтАР./ А. И. Вялков, В. К. Леонтьев // Стоматология. 1999. — № 2. — С. 44−49.
  39. B.C., Расулов К. М., Булгаков Д. М. Качество стоматологической помощи сельскому населению // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2003. — № 2. — С.23−26.
  40. Р.С. Качество стоматологической помощи сельскому населению./ Р. С. Гаджиев, К. М. Расулов, Д. М. Булгакова.// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 2. -С. 23−26.
  41. Г. М. Определение объема финансирования стоматологической помощи на основе оплаты за санированного больного./ Г. М. Гайдаров, И. С. Кицул.// Здравоохранение. 1999. — № 11. — С. 43−47.
  42. Г. М. Организация работы стоматологической службы в современных экономических условиях. / Г. М. Гайдаров, И. С. Кицул — Иркутск: «Магис», 1999. 191с.
  43. . Р.Г. Подготовка руководителей стоматологической службы./ Р. Г. Галиев, Р. А. Хасанов, З. А. Хуснутдинова.// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 1. — С. 39−42.
  44. А.Д. Стоматологическая заболеваемость сельского населения. // Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки. Сб. научн. Тр. В 2ч. М.: МГИУ, 2001.-Ч.2-С. 372−374.
  45. В.М. Анализ обращаемости пациентов в платные стоматологические учреждения и оценка качества работы врачей. / В. М. Гринин, В. Т. Караханян, Ю. М. Максимовский // Стоматология. 2003. — № 5. -С. 64−67.
  46. В.М. Мотивационные аспекты обращаемости пациентов в условиях участкового принципа организации стоматологической помощи. /
  47. В.М. Гринин, В. Т. Караханян, Ю. М. Максимовский, И. М. Ерканян // Стоматология. 2003. — № 2. — С. 65−67.
  48. В.М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению. / В. М. Гринин, Ю. М. Максимовский // Новое в стоматологии. 1995. — № 4. — С. 28−30.
  49. О.А., Мчелидзе Т. Ш., Кураскуа А. А. и др. Новая перспектива развития негосударственной стоматологической помощи // Современные аспекты медицины и здравоохранения крупного города: Сб. научн.-практ.работ. Вып.2. — СПб., 1997. — С.53−55.
  50. В.А. Научное обоснование путей повышения эффективности деятельности ведомственной стоматологической службы в современных условиях: Автореф. дис.. д-ра. мед.наук. М., 2004. — 30 с.
  51. В.Н., Бабенко А. И. Методология стратегического планирования в здравоохранении. Новосибирск: ЦЭРИС, 2001. — 353 С.
  52. Д. Принципы и практика маркетинга / Пер. с англ.: Уч. пос.-М., 2000.-688 с.
  53. К.Г. Медицинкие кадры в стоматологии и перспективное планирование потребности в их подготовке: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. -М., 2002.-44 с.
  54. В.Г., Галеса С. А. Управление стоматологической помощью в новых экономических условиях. — Хабаровск: ООО «Амурбланкиздат», 2004. — 642с.
  55. С.Е. Основы организации ортопедической помощи в современных условиях: Правовые вопросы стоматологии // Стоматологический журнал. 2000. — № 1. — С. 3−13.
  56. В.А. Социально-гигиеническая характеристика врачебных кадров и потребность здравоохранения в последипломном их обучении: Дис.. д-ра мед. наук. М., 1984. — 646 с.
  57. Н.В. Совершенствование лечебного процесса на основе изучения структуры заболеваемости и выработки алгоритма объемов терапевтической стоматологической помощи: Автореф. дис.. канд. мед.наук. М., 2004. — 24 с.
  58. Задачи по достижению здоровья для всех Европейская политика здравоохранения. / Пер. с англ. Копенгаген: ВОЗ, 1993. — 322 с.
  59. Задворная O. JL, Семенков Н. Н. Кадровые ресурсы здравоохранения. -М.:РМА, 1998.-85 с.
  60. А.Н. Социально-гигиенические и клинические особенности стоматологических заболеваний у работников управления внутренних дел города Красноярска: Автореф. дис. канд. мед.наук. Красноярск, 2005. — 24 с.
  61. B.C. Заболевания пародонта. М.: Медицина, 1989. — 272 с.
  62. К разработке перспективной модели стоматологического обслуживания в системе городского здравоохранения. / Н. И. Вишняков, Е. О. Данилов // Проблемы городского здравоохранения: Вып.2. СПб., 1997. — С. 238−241.
  63. В.В. Экономические методы в управлении здравоохранением и в организации медицинской помощи. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 2. -С. 43−45.
  64. А.А. Обеспеченность населения России средним медицинским персоналом стоматологического профиля. / А. А. Калинская, К. Г. Дзугаев, Л. Е. Эйгин, С. И. Шляфер // Главная медицинская сестра. -2001.-№ 4.-С. 35−38.
  65. В.И. Методология системного подхода и ее применение в практике здравоохранения. М.: Медицина, 1978. — 136 с.
  66. М.З. Методы продвижения платных стоматологических услуг к их потенциальным потребителям / М. З. Каплан, В. Г. Бутова, Г. В. Большаков // Экономика здравоохранения. 1999. — № 11−12. — С. 18−19.
  67. Кицул И. С, Бахарева А. Е. Стоматологическая заболеваемость и потребность населения в стоматологических услугах. Иркутск: Изд-во Иркут.мед.ун-та, 2002. — 136 с.
  68. И.С. К вопросу об оптимизации ресурсного обеспечения муниципальной стоматологической службы // Развитие системы обеспечения КМП в современных условиях: Сб. Науч. ст. М.: НИИ им. Н. А. Семашко, 2001.-4.1.-С. 103−105.
  69. И.С. Некоторые организационно-экономические проблемы развития стоматологической службы // Актуальные проблемы охраны здоровья населения и здравоохранения Иркутской области: Сб. науч. тр. -Иркутск. 1999. — С. 177−180.
  70. И.С. О разработке концептуальной модели ресурсного обеспечения муниципальной стоматологической службы / Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко. 2002. — вып. 1. — С. 108−111.
  71. И.С. Планирование ортопедической стоматологической помощи и обеспечение ее качества в современных условиях./ И. С. Кицул, В. Г. Галонский. Иркутск.: 2002. — 164с.
  72. И.С. Пути совершенствования системы реформирования муниципальной стоматологической службы // Копейкинские Байкальские чтения 2001: Сб. тезисов международной конференции (28−29 июня 2001 года). — Иркутск-Ангарск, 2001. — С. 66−68.
  73. И.С. Система оценки качества работы врача-стоматолога-ортопеда и качества изготовления зубных протезов./ И. С. Кицул, Т. А. Гайдарова, В. Г. Галонский.// Здравоохранение. 2001. — № 11. — С. 55−64.
  74. И.С. Современные проблемы управления ресурсами муниципальной стоматологической службы. / Сибирский медицинский журнал. 2002. — № 4. — С. 82−84.
  75. В.Л. Методы стимулирования потенциальных потребителей стоматологических услуг. / В. Л. Ковальский, М. З. Каплан, Н. Г. Анафьева // Актуальные вопросы стоматологии: Сб. науч. тр. М., 1998. — С. 103−104.
  76. В.Л. Научное обоснование концептуальной модели реформирования стоматологической помощи дествокму населению крупных городов: Дис.. д-ра мед. наук. -М., 2002. 275 с.
  77. В.Л. Социально-экономические аспекты реформирования десткой стоматологической помощи в Москве // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2001. — № 6. — С.25−27.
  78. С.И. Стоматологическая помощь в программе медицинского страхования. / С. И. Коликов, С. В. Латышев. // Стоматология. -1996. -№ 3.~ С. 66−68.
  79. В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. — М.: Медицина, 1993. 469 с.
  80. К.Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Российской Федерации (предварительный анализ).// Стоматология. 2002. — № 6. — С. 57−60.
  81. Т.В. Возможные механизмы и уровни контроля качества стоматологической помощи населению. / Т. В. Кудрявцева, Л. Ю. Орехова // Стоматология. 2000. — № 2. — С. 43−44.
  82. Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. -М.:ММСИ, 1997.- 136 с.
  83. Э.М. Распространенность стоматологических заболеваний среди населения различных регионов России // Прблемы нейростоматологии и стоматологии. 1998. — № 1. — С. 68−69.
  84. Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России. М.: Информэлектро, 1999. — 228 с.
  85. Н.М. Научное обоснование новых организационных форм работы среднего медицинского персонала в стоматологии: Автореф. дис.. «канд. мед.наук. М., 2003. — 24 с.
  86. В. Экономическое обоснование деятельности организационно-правовых форм некоммерческих организаций здравоохранения./ В. Кучеренко, А. Подольцев, Е.Яковлев.// О мед страховании. 2004. — № 20(99). — С. 13−16.
  87. Л.Г. Феномен теневой экономики в стоматологии.// Стоматология. 2004. — № 1. — С. 58−61.
  88. В.К. Актуальные проблемы реформирования стоматологической службы. / В. К. Леонтьев, Ю. В. Шиленко, А. А. Попов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2000. -№ 1.- С. 35−39.
  89. В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных стоматологических клиник // Стоматология. -1999.-№ 3.-С. 54−57.
  90. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития // Стоматология. 2002. — № 1. — С. 75−83.
  91. В.К. Организация стоматологической помощи населению и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования II Стоматология. 1998. — № 2. — С. 4−8.
  92. В.К. Пути повышения качества работы стоматолога. // Стоматология. 1996. — № 1. — С. 4−6.
  93. В.К. Пути структурной перестройки амбулаторной сети стоматологической службы. / В. К. Леонтьев, И. Б. Золотусская, Ю. В. Шиленко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 6. — С. 34−35.
  94. В.К. Сеть стоматологических учреждений: тенденции и направления развития при переходе к рыночным отношениям. / В. К. Леонтьев, В. Н. Копейкин, А. В. Алимский // Стоматология. 1998. — № 1. — С. 51−54.
  95. В.К. Статистика стоматологии: состояние, проблемы, пути их решения. / В. К. Леонтьев, А. В. Алимский, Ю. В. Шиленко // Стоматология. -1999. -№ 4.-С. 4−13.
  96. В.К. Стоматологическая служба в новых условиях хозяйствования: организация, экономика, управление. / В. К. Леонтьев, А. А. Попов, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. 1999. — № 5−6. — С. 5−11.
  97. В.К. Стоматология и зубоврачевание: социальные проблемы. / В. К. Леонтьев, А. А Попов, Ю. В. Шиленко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 2. -С. 12−15.
  98. В.К. Формы собственности и организационно-правовые формы юридических лиц в стоматологиии. / В. К. Леонтьев, А. Ю. Шиленко, Ю. В. Шиленко // Стоматология. 1996. — № 6. — С. 53−69.
  99. Ю.Леонтьев В. К. Экономические проблемы стоматологии. / В. К. Леонтьев, И. Б. Золотусская, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. -1998.-№ 2.-С. 24−34.
  100. Ш. Леонтьев В. К., Аврамова О. Г. О стратгии и планировании стоматологической профилактики в условиях переходной экономики // Стоматология. 1998. — Т.77. — С.25−26.
  101. В.К., Шиленко Ю. В. Социальная стоматология на современном этапе // Стоматология. 1999. — № 1. — С.5−10.
  102. З.Лосев Ф. Ф. Опыт организации негосударственной стоматологической клиники. // Стоматология для всех. 1997. — № 1. — С. 26−28.
  103. И.К. Проблемы оценки труда врача-стоматолога и пути ее решения. / И. К. Луцкая, Н. В. Андрущкевич, В. Н. Чумакова // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 1999. — № 2. — С. 23−28.
  104. А.Ю. Медико-правовое обоснование врачебных стандартов оказания медицинской помощи в клинике ортопедической стоматологии: Автореф. дис.. д-ра. мед.наук. М., 2001. — 44 с.
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. Акад. Нар. Хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. М.: Дело, 1993. -701 с.
  106. Методы и программы профилактики основных стоматологических заболеваний. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Женева: ВОЗ, ЕРБ, 1986.-48 с.
  107. Н.А. Организация нормирования труда врачей-стоматологов детских при применении современных технологий: Автореф. дис.. канд. мед.наук. М., 2006. — 24 с.
  108. .Т. Актуальные проблемы материально-технического обеспечения стоматологической службы. / Б. Т. Мороз, Е. О. Данилов, В. А. Григорьев // Экономика здравоохранения. 1999. — № 11/12. — С. 20−22.
  109. Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг: Автореф. дис.. канд. мед.наук. М., 1997. — 20 с.
  110. Н.Б. Качество медицинской помощи и его экспертиза. / Н. Б. Найговзина, А. Г. Ластовицкий // Экономика здравоохранения. 1998. -№ 1. — С. 7−14.
  111. Д., Мак-Ичерн ДЖ. Э., Хедрик Л. Вопросы непрерывного повышения качества клинической работы. Книга для чтения. Пер. с англ. Программа «ЗДРАВРЕФОРМ», 1997.
  112. Л., Хауэлл Дж., Голд Б. Статистические методы контроля качества продукции. М.: Издательство стандартов., 1989. — 96 с.
  113. Организация и экономика стоматологической службы. / Г. М. Гайдаров, И. С. Кицул, B.C. Васюкова, В. В. Степанов. М: «Грантъ», 2001. -199 с.
  114. Основы организации стоматологической помощи населению./ Под ред. Г. Н. Пахомова. -М.: Медицина, 1983. 208 с.
  115. Особенности организации предпринимательской деятельности в стоматологической практике. / В. Г. Бутова, Ю. М. Максимовский, В. Л. Ковальский, В. Ю. Геракскин М.: «Знание», 2000. — 223 с.
  116. Г. Н. Разработка расчетных норм нагрузки врачей, ведущих поликлинический прием по терапевтической стоматологии // Изучениерасхода времени врачей на проведение основных манипуляций. — М.: ЦНИИС, 1984. 27 с.
  117. Предпринимательство в Российской стоматологии. / В. Г. Бутова, Г. А. Комаров, Ю. М. Максимовский и др. М.: «Знание», 1998. — 74 с.
  118. А.А. Медицинская информатика накануне XXI века и задачи стоматологической службы России // Стоматология. 1998. — № 4. — С. 49−58.
  119. Развитие и функционирование стоматологического рынка. / Ю. М. Максимовский, В. Г. Бутова, Т. В. Ульянов, Н. Г. Ананьева // Стоматология для всех. 1998. — № 1. — С. 58−61.
  120. .А. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. / Б. А. Райзберг, Н. Б. Кузьмина, Ю. В. Шиленко М.: ИНФРА-М, 2000. — 310 с.
  121. Д., Клиленд К. Преобразование системы здравоохранения в США в контексте мирового процесса реформ // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. — № 4. — С. 47−52.
  122. О.В. Пути развития государственной стоматологической службы // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2005. — № 6. — С.45−47.
  123. В.В. Бесплатная и платная стоматология // Стоматология для всех. 1998. — № 1. — С. 34−36.
  124. В.И. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях. / В. И. Самодин, B.C. Васюкова, Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 1997. — № 2. — С. 121−125.
  125. Сборник нормативных документов по организации стоматологической помощи./ М.: Грантъ, 1999. 528 с.
  126. В.И. Обеспеченность населения Российской Федерации врачами-стоматологами./ В. И. Стародубов, А. А. Калинская, JI.E. Эйгин, И. А. Новикова.// Здравоохранение. 2001. — № 7. — С. 14−19.
  127. В.И. Проблемы реформы системы финансирования в здравоохранении // Финансирование и экономические стимулы в здравоохранении. М., 2000. — С.6−37.
  128. В.И., Калининская А. А., Дзугаев К. Г. Медицинские кадры в стоматологии. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006. — 256 с.
  129. В.И., Соболева Н. П. Стратегия профилактики заболеваний в условиях реформирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2002. — № 1. — С.5−10.
  130. В.М., Михайлова Ю. В., Короткое Ю. А. Врач первичного звена в условиях реформирования здравоохранения. М.:3нание. -2002.-153 с.
  131. В.В. Перечень докторских и кандидатских диссертаций по специальности 14.00.33 «Общественное здоровье и здравоохранение», защищенных в Российской Федерации в 1997—2006 гг. М.: ГУ ННИИ общественного здоровья РАМН, 2007. — 209 с.
  132. Те Е. А. Роль государственного и муниципального заказов в деятельности стоматологической службы.// Стоматология. — 2004. № 4. — С. 68−69.
  133. С. Повышение качества в российском здравоохранении: новые задачи, новые средства // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. — № 3. — С. 36−41.
  134. А.С. Некоторые аспекты первичной профилактики стоматологических заболеваний (по данным социологического опроса) // Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко. 1998. — № 1. — С. 86−90.
  135. С.Б. Значение преподавания профилактики для практической работы стоматолога // Новое в стоматологии. 2002. — № 1. — С.39−45.
  136. Г. Ю. Социально-гигиеническое исследование современных условий оказания и перспектив развития стоматологической помощи населению на муниципальном уровне: Автореф. дис.. канд. мед.наук. М., 2000. — 22 с.
  137. Ю.А. Новые данные об особенностях распространения некариозных поражений зубов. / Ю. А. Федоров, Н. И. Рубежова, И. А. Киброцашвили // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. работ. -СПб.: НИИХ СпбГУ, 1999. Вып.4. — С. 259−263.
  138. В.Б. Негосударственный сектор здравоохранения России: основные характеристики./ В. Б. Филатов, К. К. Касимовский. //Здравоохранение. 2002. — № 9. — С. 18−21.
  139. В.Б., Жиляева Е. П., Кальфа Ю. И. О классификации организационных технологий в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2000. — № 5. — С.27−30.
  140. Е. Опыт применения Стокгольмской модели. Стокгольм. Центр развития медицинских услуг. 1998. — 286 с.
  141. A.M. Мотивация стоматологов в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний. / A.M. Хамадеева, Э. М. Кузьмина, Г. С. Казупица, Н. Ф. Давидикин // Российский стоматологический журнал. -2000.-№ 5.-С. 30−33.
  142. Н.М. Распространенность стоматлоогических заболеваний у детей и определение потребности в кадрах для их лечения и реабилитации: Автореф. дис.. канд. мед.наук. Краснодар, 1995. — 17 с.
  143. Ю.И., Максимовский Ю. М. Некоторые аспекты условий работы врачей-стоматологов в организациях разной формы собственности.// Стоматология. 2003. — № 6. — С. 64−66.
  144. С.В. Социально-гигиеническая характеристика и оптребность в стоматологической помощи работников Красноярской железной дороги предпенсионного и пенсионного возраста: Автореф. дис.. канд. мед.наук. Красноярск, 2006. — 23 с.
  145. Н.И. Совершенствование организационно-правового статуса стоматологической службы в субъекте РФ (по материалам Республики Татарстан): Автореф. дис.. канд. мед.наук. -М., 2006. 24 с.
  146. . И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998. — 336 с.
  147. В.Т. Организация стоматологической в Швеции // Новое в стоматологии. 1998. — № 7. — С. 8−22
  148. В.Т. Основные причины конфликтов в системе оказания стоматологической помощи населению в новых социально-экономических условиях. // Стоматология для всех. 1998. — № 3. — С. 55−57.
  149. В.Т. Профессиональные стандарты // Стоматология. -1997.-№ 2.-С. 50−53.
  150. В.Т. Развитие системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических служб и учреждений России // Новое в стоматологии. 1998. — № 10. — С.31−38.
  151. В.Т., Климашин Ю. И., Григорьянц JI.A. Метод экспертных оценок в клинике челюстно-лицевой хирургии и сложного челюстно-лицевого протезирования. М.:Из-во «Учеба», 2004 — 90 с.
  152. Ю.В. Полное товарищество в стоматологии. / Ю. В. Шиленко, В. К. Леонтьев, А. Ю. Шиленко // Стоматология. 1997. — № 2.- С. 59−65.
  153. В.М. Нормирование труда в стоматологии./ В. М. Шипова,
  154. B.Л. Ковальский, И. В. Бикулич, Н. В. Хитров.// Главный врач. 2002. — № 5.1. C. 22−34.
  155. В.М. Совершенствование методических подходов к определению размера оплаты труда в стоимости стоматологической помощи // Здравоохранение. 1998. — № 4. — С. 19−23.
  156. В.М. Ценообразование в стоматологии./ В. М. Шипова, В. Л. Ковальский, И. В. Бикулич, Н. В. Хитров.// Главный врач. 2002. — № 6. — С. 66−78.
  157. А.В. Коммерческая амбулаторно-поликлиническая помощь населению. / А. В. Шипский, И. Р. Акаев // Стоматология. 1998. -№ 6.-С. 52−55.
  158. О.П., Линденбратен А. Л., Голодненок В. Н., Зволинская P.M. Актуальные проблемы обеспечения качества медицинской помощи // Бюлл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. М., 1998. — Вып.З. — С.13−16.
  159. О.П., Медик В. А., Стародубов В. И. Изучение здоровья населения на современном этапе развития общества // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2005. — № 5. — С.3−6.
  160. Л.Е. Социально-гигиеническое исследование условий труда, быта и здоровья медицинских работников стоматологического профиля: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000. — 24 с.
  161. Abrahams R.M. Being a dental practice: the legal and commercial issues. Part 1.// Br. DentJ. 1991, Vol.179, № 8. -P.307 — 308.
  162. Axelsson P. Periodontal deseases. Can they be provided? // Dtsch. Zahnartztl Z. 1982. — Bd 37.- S.540.
  163. Bonang D.M. How dentists can avoid getting into hot water // J.Can.Dent.Assoc. 2000. — Vol.66, № 6. P.300−301.
  164. Brennan Tom. Dental benefit issues. Dealing with fraud and abuse // J.Can.Dent.Assoc. 2000. -Vol.66, № 6. -P.296.
  165. Bressman K.B. Risk management for the 90-s // J.Am. Dent.Assoc. -1993.-Vol.124, № 3.-P.63−67.
  166. Caplan C.M. A buisiness approach to dental practice // J.Calif. Dent. Assoc. 1993. — Vol.21, № 10. -P.27−30.
  167. Hailing A., Ordel S. Emergency dental service is still needed also for regular attenders within a comprehensive insurance system // Swedish dental journal. — 2000. — Vol.24, № 5−6. -P.173−181.
  168. Jerrold L. Litigation, legislation and ethics. Thwarting vicarious liability // American journal of orthodontics and dentofacial orthopedics. 2000. — Vol.117, № 3.-P.370−372.
  169. Kostlan J. Oral health services in Europe. Copenhagen, 1979 (WHO Rregional Publication, European Series № 5).
  170. Kress D.C., Hasegawa Т.К., Guo I.Y. A survey of ethical dilemmas and practical problems encountered by practicing dentists // J.Am.Dent.Assoc. 1995. -Vol.126.-P.1554−1562.
  171. Malmin O. The «Shot» that Kills (Deaths in the Dental Chair). New York, 1994. — 50c.
  172. Manji I. Achieving success: moving beyond the comfort level // J. Can. Dent.Assoc. 1993. — Vol.59, № 1. -P.893−896.
  173. Mastracchio N.J. Valuation of a dental practice // N.Y. State Dent. J. 1996. Vol.62, № 1. -P.46−50.
  174. McFall C.L. Deceiving insurance companies // J.Am.Dent.Assoc. 2000. — Vol. 131, № 7. — P.860−862.
  175. Mindak M.T. Service quality in dentistry: the role of the dental nurse // Br. Dent. J. 1996. — Vol.181, № 10. — P.363−368.
  176. Rowe A.H. Private fees in dental practice: a personal view for new graduates // Dent.Update. 1995. — Vol.22., № 8. — P.330−332.
  177. Schwab D.P. Marketing dental implants: a stepbystep approach // J.Am. Dent.Assoc. 1995. — Vol.126, № 3. — P.313−317.
  178. Shabahang S., Goon W., Gluskin A.F. An in vivo evaluation of Root ZX electronic apex Locator // J.Endod. 1996. — Vol.22, № 11. — P.616−618.
  179. Short J.A., Morgan L.A., Baumgarther J.C. A comparison of canal centering ability of four instrumentation techniques // J. Endod. 1997, Aug. -Vol.23, № 8.-P.503−507.
  180. Volland L., Shub J. Dentistry in the changing benefits market // N.Y.State Dent.J.- 1995. Vol.61, № 4. — P.40−43.
  181. H.B. 20 years of dental employee economics // Annals of dentistry. 1993, Vol.52, № 2. — P. 19−22.
  182. Weil T.P. Dental services and the health reform debate // N.Y.State DentJ. 1994. — Vol.60, № 8. — P.46−50.
  183. Карта изучения состояния стоматологического учреждения1. Наименование учреждения
  184. Номенклатура стоматологического учреждения:21. поликлиника22. отделение23. кабинет3. Режим работы31. односменная32. двусменная33. трехсменная4. Рабочая неделя41. пятидневная42. шестидневная
  185. Стоматологические установки51. всего52. работающих53. до трех лет эксплуатации54. до пяти лет эксплуатации55. до десяти лет эксплуатации56. до пятнадцати лет эксплуатации57. более пятнадцати лет эксплуатации
  186. Марки и количество стоматологических установок
  187. Отечественные (марка)кол-во62. Импортные (марка)кол-во
  188. Карта выкопировки сведений из личного листка по учету кадров1. ФИО2. Наименование учреждения3. Должность4. Специальность по диплому5. Пол6. Возраст
  189. Стаж работы по специальности8. Общий стаж работы
  190. Наличие квалификационной категории91. без категории92. вторая93. первая94. высшая
  191. Наличие сертификата специалиста (указать специальность)
  192. Общее число наложенных пломб8. Общее число удалений
  193. Число случаев осложненного кариеса зубов
  194. Число случаев неосложненного кариеса зубов
  195. Общее число санированных больных
  196. Общее число осмотренных больных
  197. Общее число нуждающихся в санации полости рта и зубов14. Число работающих врачей
  198. Карта выкопировки данных из ф.№ 043/у «Медицинская карта стоматологического больного»
  199. Наименование медицинского учреждения1. Район1. Населенный пункт1. ФИО больного2. Возраст3. Пол4. Диагноз клинический5. Диагноз по МКБ-106. КПУ7. Число кариозных зубов
  200. Число пломбированных зубов 9. Число удаленных зубов
  201. Статистический талон регистрации стоматологического заболевания1. Наименование учреждения2. ФИО больного3. Возраст4. Пол5.Диагноз клинический6. Диагноз по МКБ7.3аболевание зарегистрировано (+ /)8. Индекс КПУКПУ9. ДатаПодпись врача
Заполнить форму текущей работой