Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе совершенствования маркетинга: На примере крупяных предприятий Липецкой области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкуренция является одним из важнейших факторов влияющих на уровень эффективности и способствующий вымыванию неэффективных, некаче-ствен-ных товаров и услуг из сферы эксплуатации. Конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции. Таким образом, сущность конкурентоспособности предприятия наиболее полно можно выразить следующим образом: конкурентоспособность предприятия… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности предприятия в современных условиях
    • 1. 1. Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности как экономических категорий
    • 1. 2. Факторы и направления обеспечения конкурентоспособности предприятия
    • 1. 3. Организационные основы формирования конкурентоспособного производства
  • 2. Методические подходы обоснования системы оценки конкурентоспособности на предприятиях перерабатывающей промышленности
    • 2. 1. Состояние и перспективы развития рынка крупяной продукции Липецкой области
    • 2. 2. Методика оценки состояния бизнес — среды предприятия
    • 2. 3. Определение конкурентного статуса отраслевого предприятия
  • 3. Современные стратегии управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования
    • 3. 1. Совершенствование конкурентной стратегии крупяного предприятия на маркетинговой основе
    • 3. 2. Обоснование набора стратегий повышения конкурентоспособности предприятий крупяной промышленности
    • 3. 3. Повышение конкурентоспособности предприятий крупяной промышленности на основе управления маркетинговой деятельностью

Повышение конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе совершенствования маркетинга: На примере крупяных предприятий Липецкой области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход экономики Российской Федерации на рыночный путь определил возможности развития конкуренции на российском рынке товаров и услуг. Задача повышения конкурентоспособности предприятий, обусловлена необходимостью их быстрой реакции на изменение рыночного спроса, ускоренного освоения новой и востребованной рынком продукции, всемерного сокращения времени выполнения заказа потребителя, обеспечения высокой надежности поставок.

Реализация этих требований предполагает создание принципиально новых организационных условий на предприятиях, пересмотр традиционных подходов к организации производства, переход к маркетинговым методам управления производством.

В сложившихся условиях необходима разработка стратегии и тактики организации конкурентоспособного производства на предприятиях крупяной отрасли пищевой промышленности, как одной из базовых отраслей производящей важнейшие продукты питания для населения страны. Недостаточная исследованность проблем формирования и обеспечения конкурентоспособности предприятий крупяной отрасли перерабатывающей промышленности и предопределила выбор и актуальность темы данного исследования.

Степень изученности вопроса.

Рассматривая степень разработанности темы, необходимо отметить, что проблеме изучения конкурентоспособности посвятили свои работы многие отечественные ученые — экономисты: Г. Л. Азоев, Ю. П. Анисимов, В.М. Бау-тин, И. П. Богомолова, В. П. Воронин, В. М. Власова, Е. П. Голубков, А. Ф. Демченко, М. Г. Долинская, А. Г. Жуков, И. П. Конев, В. Н. Родионова, И. А. Соловьев, P.A. Фатхутдинов, А. И. Хорев, Л. И. Чуриков, А. Ф. Шишкин и другие.

Значительный вклад в научную разработку проблемы конкурентоспособности продукции и предприятий внесли зарубежные ученые И. Ансофф, Ф. Котлер,.

И. Маршалл, М. Портер, И. Шумпетер и другие.

Однако, несмотря на высокую степень изученности в этих работах различных проблем организации конкурентоспособного производства, существует необходимость углубления теоретических положений определяющих конкурентоспособность предприятий крупяной отрасли и разработки на этой основе практических рекомендаций, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности предприятий.

Диссертация выполнена в соответствии с одним из направлений исследований Воронежской государственной технологической академии — «Экономическое обеспечение эффективной хозяйственной деятельности и устойчивости развития предприятий пищевой и химической промышленности». Номер государственной регистрации 019.60.12 698.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является развитие теоретических и научнометодических положений, а также выработка практических рекомендаций в области повышения конкурентоспособности предприятий крупяной отрасли пищевой промышленности, на основе совершенствования маркетинга. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

— изучить сущность экономических категорий «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия»;

— определить факторы и направления обеспечения конкурентоспособности предприятия;

— оценить современное экономическое состояние рынка крупяной продукции в исследуемом регионе;

— усовершенствовать методику оценки конкурентного потенциала предприятия.

— обосновать набор стратегий повышения конкурентоспособности предприятий крупяной отрасли, на основе маркетинга;

— предложить систему мер по повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления маркетинговой деятельностью.

Предмет исследования.

Предметом исследования диссертационной работы являются экономические отношения, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий крупяной отрасли пищевой промышленности.

Объект исследования.

В качестве объекта исследования выбраны предприятия, производящие крупяную продукцию в Липецкой, Курской и Саратовской областях. Более детальные исследования были проведены на примере ОАО «Елецкий крупяной завод», ОАО «Золотой колос».

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам конкуренции и конкурентоспособности, теории управления, стратегического менеджмента, маркетинга, а также прикладные исследования в области управления конкурентоспособностью предприятий и маркетинга. Источником информации явились материалы Госкомстата РФ и ЛОКГС, законодательные и нормативно — правовые акты РФ, отраслевые нормативные документы, бухгалтерская, финансовая и иная отчетность исследуемых предприятий. Для решения поставленных задач в диссертационной работе были применены различные методы научного познания: абстрактно — логический, аналитический, статистический, экспертный, социологический, сравнения, SWOT.

— анализ, прогнозирование. При разработке аналитических материалов применялись пакеты прикладных программ Excel, Word.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии системы взглядов на повышение конкурентоспособности предприятий на отраслевом рынке на основе применения методики оценки конкурентоспособности и совершенствования маркетинга.

Наиболее существенные результаты диссертационного исследования, полученные лично автором на основе комплексного изучения проблемы и содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем: © уточнена сущность экономических категорий «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия», результатом чего явилось установление взаимосвязи факторов и основных критериев конкурентоспособности предприятия крупяной отраслиопределен набор критериальных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия, способствующих устойчивому развитию производстваобоснована адаптированная к отечественной системе учета и отчетности методика оценки конкурентного потенциала предприятия, достоинством которой являются комплексный подход и учет отраслевой специфики- @ разработана система маркетинговых факторов, отдельные технологические сочетания которых могут обеспечить стабильное и устойчивое развитие предприятияобоснован набор (портфель) стратегий повышения конкурентоспособности предприятия, достоинством которого является возможность применения на любом отраслевом предприятии с определенной адаптацией под конкретные технико-экономические характеристикиразработаны методические подходы к повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления его маркетинговой деятельностью.

Практическая значимость работы.

Научные положения и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности предприятий крупяной промышленности, а также органами регионального управления при обосновании инвестирования хозяйствующих субъектов. Практическое значение имеют аналитическое обоснование, методические и прикладные разработки, среди которых:

• определение факторов и направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия;

• методика оценки конкурентной бизнес — среды предприятия;

• методика оценки конкурентного статуса предприятия;

• последовательный комплекс действий по обоснованию набора (портфеля) стратегий развития предприятия и повышения конкурентоспособности;

• методические подходы, к повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления маркетингом.

Внедрение и апробация результатов исследования.

Результаты исследования рассматривались и обсуждались на научно — практических конференциях проходивших в Воронежской государственной технологической академии (2003г., 2004 г.), а также обсуждались на научно методическом семинаре (2003 г.) и на межвузовской научно — практической конференции (2004 г.) в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. Рекомендации автора и разработанные методические положения по повышению конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности нашли практическое применение в деятельности ОАО «Елецкий крупяной завод», ОАО «Золотой колос», а также использованы при разработке городской программы по поддержке и развитию предприятий пищевой промышленности на 2004;2005 гг., что подтверждено соответствующими документами. Разработанные в ходе исследования предложения по оценке конкурентоспособности предприятия (на основе совершенствования маркетинга), производящего крупяную продукцию, нашли свое практическое применение в деятельности ОАО «Елецкий крупяной завод» и ОАО «Золотой колос», что подтверждается соответствующими актами о внедрении. Отдельные положения диссертационной работы используются в учебном процессе на экономическом факультете Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина при изучении дисциплин «Экономика и управление на предприятии», «Маркетинг и менеджмент».

Положения, выносимые на защиту. уточнение понятий, раскрывающих сущность и взаимосвязь экономических категорий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции" — методика определения набора критериальных факторов, обеспечения конкурентоспособности предприятияметодика оценки конкурентного потенциала отраслевого предприятия- © система маркетинговых факторов, сочетание которых позволяет обеспечить стабильное развитие предприятияобоснование набора (портфеля) стратегий повышения конкурентоспособности предприятияметодические подходы к повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления маркетингом.

Публикация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в семи научных работах: монографии, сборниках научных трудов ВГТА и Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Объем и структура работы.

Диссертационная работа объемом 167 страниц основного текста состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 175 наименований и приложения. Работа включает также 27 таблиц, 25 рисунков.

Выводы и предложения.

Проведенные теоретические и практические исследования позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Конкуренция является одним из важнейших факторов влияющих на уровень эффективности и способствующий вымыванию неэффективных, некаче-ствен-ных товаров и услуг из сферы эксплуатации. Конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции. Таким образом, сущность конкурентоспособности предприятия наиболее полно можно выразить следующим образом: конкурентоспособность предприятия — это его способность к развитию и возможность производить товары, отвечающие требованиям отраслевого рынка при условии наилучшего использования всех имеющихся ресурсов (человеческих, организационных, материальных). Управление конкурентоспособностью предприятие должно проводить на оперативном, тактическом и стратегическом уровне.

2. Систематизация факторов конкурентоспособности позволяет выделить основные направления конкурентных преимуществ в сфере производства. Условно их можно подразделить на три группы: технические (технологические), организационные и социально — экономические. Влияя на эти группы факторов, можно реально повысить конкурентоспособность предприятия и оказать наибольшее воздействие на потребительские параметры выпускаемого продукта.

3. Определение своего места в бизнес-среде — одно из основных направлений управления конкурентоспособностью предприятия и выработкой дальнейшей стратегии поведения предприятия на рынке. Достижение данной цели предполагает наличие оперативной и объективной методики оценки. Автором обоснована комплексная, адаптированная к отечественной системе учета и отчетности методика оценки конкурентного статуса предприятия, достоинством которой является учет отраслевой специфики и удовлетворенности покупателей.

4. Для достижения устойчивой деятельности предприятия и повышения конкурентоспособности в крупяной промышленности предлагается система основных маркетинговых мер (факторов), отдельные технологические сочетания которых могут обеспечить ее стабильное развитие. Эти маркетинговые меры (факторы) можно объединить в три основные группы:

— группа формирования цен, включая и скидки;

— группа обеспечения качества и ассортимента;

— группа организации современного уровня сервиса.

5. В современных условиях маркетинговая стратегия предприятия имеет комплексный характер, охватывая все направления его деятельности и рассчитывается на долгосрочный период. Основой формирования маркетинговой стратегии является всесторонний анализ динамически меняющейся рыночной среды и прогноз дальнейшего развития рынка. Стратегия составляется путем осуществления строгой последовательности по шести направлениям анализа: параметров рынка, конъюнктуры продукта, спроса и категорий клиентов, производственного процесса, персонала. Автором предложены элементы составления стратегии маркетинга на конкретном примере ОАО «Елецкий крупяной завод».

6. Повышение конкурентоспособности предприятия крупяной отрасли на основе перехода к маркетинговой ориентации, определяет необходимость решения нескольких проблем. Прежде всего, это организационные и кадровые проблемы, так как выполнять высококвалифицированную работу могут лишь соответствующим образом подготовленные и организованные специалисты. Автором обоснован проект организации службы маркетинга на перерабатывающем предприятии крупяной отрасли на примере ОАО «Елецкий крупяной завод».

7. Одним из важнейших элементов управления маркетинговой деятельностью является процесс планирования.

Процесс планирования помогает:

— сделать более эффективным использование ресурсов предприятия для выявления рыночных возможностей;

— продвижению предприятия по пути достижения корпоративных целей;

— поднять «командный дух» и улучшить имидж предприятия.

Основные фрагменты маркетингового плана для перерабатывающего крупяного предприятия показаны на основе конкретного объекта ОАО «Елецкий крупяной завод» и могут быть использованы для предприятий выпускающих аналогичную продукцию.

Сделанные выводы и предложения по результатам диссертационной работы могут быть распространены на предприятия крупяной промышленности, расположенных и в других регионах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах Текст.: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.: по состоянию на 13.06.1996 г.]: офиц. текст. М.: Ось-89, 1996. — 80 е.- 20 см. — 5000 экз. -ISBN 5−86 894−109−8.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст.: части первая, вторая и третья: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 15 фев. 2002 г.]. -М.: Юрайт-М, 2002. 462 е. — 10 000 экз. ISBN 5−94 227−139−9.
  3. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей Текст.: федер. закон: [принят Гос. Думой 7 февраля 1992 г.: по состоянию на 30 дек. 2001 г.]. М.: ИНФРА-М, 2002. — 36 с. — 100 000 экз. — ISBN — 5−16−1 042−4.
  4. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей»: постатейный Текст. / Под ред. А. М. Эрделевского. М.: Юристъ, 2002. — 382 с. — 20 000 экз. — ISBN 5−7975−0509−6 (в пер.).
  5. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. Текст. / Госкомстат России. М., 2002. — 690 с. — 2800 экз. — ISBN 5−89 476−123−9.
  6. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. Текст. / Госкомстат России. М., 2003. — 705 с. — 2700 экз. — ISBN 5−89 476−130−1.
  7. Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сб. Текст. / Госкомстат России. М., 2003. — 398 с. — 2700 экз. — ISBN 5−89 476−129−8.
  8. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. Текст. / Федеральная служба государственной статистики. -М., 2004. -431 с. -3000 экз. ISBN 5−89 476−171−9.
  9. Сборник законов Российской Федерации Текст. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 600 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−04−7 668−1.
  10. , А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия Текст. / А. Е. Абрамов М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994 г.
  11. , В. Н. Производственный потенциал промышленного предприятия Текст. В. Н. Авдеенко, В. А. Котлов. М.: Экономика, 1989. 240 е.: граф.- 21 см. — Библиогр.: с. 236 — 238. — 19 000 экз. — ISBN 5−282−125-Х (в пер.).
  12. , Т.Ю. Организационные факторы повышения конкурентоспособности предприятия Текст. / Т. Ю. Адаева // Организатор производства. 1999. № 2. С. 42 45.
  13. , Ю.П. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века -краткий обзор основных тенденций Текст. / Ю. П. Адлер, И. З. Аронов, В. А. Шнер. Стандарты и качество. 1993. — № 3. — С. 52 — 60.
  14. , F.JI. Конкурентные преимущества фирмы Текст.: уч. пособие / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. -М.: Гос. ун -т управления, 2000.-254 е.: ил.- 21 см. 3000 экз. — ISBN 5−88 149−045−2.
  15. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратеги и практика. Текст. / Г. Л. Азоев М.: Е & M, 1996. — 208 с.
  16. , Н. Кризисное управление и стратегия предприятия Текст. / Н. Алексеев // Консультант директора. № 18. — 2002.
  17. , M. М. Планирование деятельности фирмы Текст.: учебно-ме-тод. пособие / M. М. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 2000. — 248 е.- 20,5 см. — 5000 экз. — ISBN 5−279−1 679−9.
  18. , Л. Проблемы создания конкурентоспособного предприятия XXI века Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2000. — № 7. — С.50−54.-ISSN 0038−9692.
  19. , Л. Менеджмент качества: тенденции и перспективы Текст. / Л. Альперин // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8. — С.74−75.
  20. , Б. Ф. Системный курс экономической теории Текст. / Б. Ф. Андреев, В. А. Петрищев. СПб.: Лениздат, 1998. — 574 с.
  21. , В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал Текст. / В. Д. Андрианов. М.: Экономика, 1999. — 662 с.
  22. , E.B. Экономика предприятия Текст. / Е. В. Арсенов, Я. Д. Балыков, И. В. Корнеева и др. М.: Юристъ, 2003. — 608 с.
  23. , В.А. Развитие организации в конкурентной среде Текст. / В. А. Баринов, A.B. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. -№ 6-С. 3−13.
  24. , A.M. Экономика организации (предприятия): практикум Текст. / A.M. Белов. М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с.
  25. , В.А. Анализ конкурентоспособности фирмы Текст. / В. А. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5. — С. 63 — 71.
  26. , Т.Д. Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия Текст. / Т. Д. Бердникова. — М.: ИНФРА-М, 2005. -224 е.- 20,5 см. — 4000 экз. — ISBN 5−16−487−4.
  27. , A.C. Современный менеджмент: теория и практика Текст. / A.C. Большаков. СПб: Питер. — 2002. — 416 с.
  28. , Е.Ф. Основы экономики Текст. / Е. Ф. Борисов. М.: Юристъ, 1998. — 333 с. — ISBN 5−7975−0078−7.
  29. , Е.Ф. Экономическая теория Текст. / Е. Ф. Борисов. М.: Юрайт, 2001. — 384 е.- 20 см. — 5000 экз. — ISBN 5−94 227−078−3.
  30. , М.И. Внутрифирменное планирование Текст.: учебник М. И. Бухонов. М.: ИНФРА — М. 1999. — 392 с.
  31. , В.Н. Организационно экономические основы гибкого производства Текст. / В. Н. Васильев, Т. Г. Садовская. — М.: Высшая школа, 1988.-272 с.
  32. , Э.М. Универсальный критерий качества Текст. / Э. М. Вейцман // Стандарты и качество. 1995. № 2. — с. 36 — 38.
  33. , В.Г. Интеграция производства и управление качеством продукции Текст. / В. Г. Версан, В. И. Сиськов, Л. Г. Дубицкий, Н. З. Солодилова, С.Х. Екшембиев- М.: Издательство стандартов, 1995. 350 с.
  34. , В.Р. Основы менеджмента Текст.: учебник В. Р. Веснин М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996.-384 с.
  35. , X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания Текст. / X. Виссема М.: Изд — во «Финпресс». 2000. — 272 с.
  36. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 2-е изд. — М.: Гардарники, 2002.-416 с. — 5000 экз. — ISBN 5−7762−0001−6.
  37. , О.С. Стратегическое управление Текст.: учебник О. С. Виханский. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2002. — 296 е.- 21 см. Библиогр.: с. 292. ~ 10 000 экз. — ISBN 5−8297−0021−2 (в пер.).
  38. , В.П. Хозяйственный механизм сферы обращения (Вопросы теории и практики) Текст.: {Монография}. Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1983.-213 с.
  39. , В.П. Имидж предприятия. Текст. / В. П. Воронин, И. В. Гончарова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. -180 с.
  40. , В.П. Стратегическое управление конкурентоспособностью организации: теория, методология, практика Текст. / В. П. Воронин, В. М. Самойлов, Э. П. Лесникова // Под науч. ред. проф. В. П. Воронина. Воронеж: ВГТА, 2004.-188 с.
  41. , A.A. Перспективы развития пищевой промышленности России в XXI веке Текст. / A.A. Воронов, Д. Н. Другатов // Пищевая промышленность.- 2003. № 5. — С. 22−25. — ISSN 0235−2486.
  42. , А. Факторы роста российской экономики и перспективы технического обновления Текст. / А. Голуб // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — С. 44−58. ISSN 0042−8736.
  43. , Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе Текст. / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом.- 1999.-№ 2.
  44. , Е.П. Маркетинговые исследования: теория и практика, методология Текст. / Е. П. Голубков. М.: Изд-во «Финпресс», 1998.-416 с.
  45. , В.Д. Маркетинг в пищевой промышленности и торговле Текст. / В. Д. Гончаров. М.: ДЕ ЛИ принт, 2001.-146 с.
  46. , C.B. Коэффициент деловой репутации предприятия Текст. / C.B. Горин // Пищевая промышленность. 2004. — № 9. — С. 42−43. — ISSN 2 352 486.
  47. , Е.Т. Анализ конкурентоспособности продукции Текст. / Е. Т. Гребнев // Маркетинг в России и за рубежом, 2002. № 3. — С. 136 — 141.
  48. , В.П. Экономика предприятия Текст. / В. П. Грузинов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 795 е.- 20,5 см. — 10 000 экз. — ISBN 5−238−462−1.
  49. , Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект) Текст.: / Учебн. пособие / Т. П. Данько М.: ИНФРА — М, 1997.
  50. , JI.H. О повышении конкурентоспособности предприятий Текст. / J1.H. Демидова // Молочная промышленность. № 10 — 1999. — С. 8 -И.
  51. , М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции Текст. / М. Г. Долинская М.: Экономика. — 1991.
  52. , В.И. Конкурентоспособность продукции: сущность, анализ, оценка, пути и меры повышения Текст. / В. И. Дудкин // Экономика и коммерция. 1998. № 3−4. С. 28−36.
  53. , В. Оценка бизнеса Текст. / В. Есипов, Г. Маховикова, В. Терехова СПб: Питер, 2001.-416 с.
  54. , В.С. Стратегическое планирование в бизнес системах Текст. / В. С. Ефремов — М.: Изд — во «Финпресс», 2001. — 440 с.
  55. , Г. П. Экономика Текст. / Г. П. Журавлева. М.: Юристь, 2001.-574 с.
  56. , А.В. Маркетинговое планирование Текст. / А. В. Завгородняя СПб: Питер, 2002. — 352 с.
  57. , H.JI. Экономика промышленного предприятия Текст.: учебник / Н. Л. Зайцев. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 358 е.- 21 см.- Библиогр.: с. 355. 5000 экз. — ISBN 5−16−161−1.
  58. , П.С. Формула успеха: маркетинг Текст. / П. С. Завьялов М.: Международные отношения. — 1991.
  59. , И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий Текст. / И. У. Зулькарнаев, JLP. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. — С. 17 -27.
  60. , Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства Текст. / Г. Игольников, Е. Патрушева. // Российский экономический журнал. 1995. -№ 11.-С. 108−111.
  61. , С.Д. Экономико статистический анализ Текст. / С. Д. Ильенкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 215 е.- 20 см. — 3700 экз. — ISBN 5238−334-Х.
  62. , В.В. Общая теория социально экономических систем Текст.: учеб. пособие / В. В Исаев, A.M. Немчин. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», -2002.-176 с.
  63. , С.А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров Текст. / С. А. Калугина // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. -№ 5.-С. 59
  64. , О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива) Текст. / О. В. Каплина // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. — С. 28 — 50.
  65. , Б. Деловая стратегия: Концепция. Содержание. Символы. [Текст] / Б. Карлоф- пер. с англ. изд. М.: Экономика, 1991. — 238 е.: ил.- 22 см. — Перевод изд.: Strategy of Business / В. Karloff. New York. 1988. — 5000 экз. — ISBN 5−314−105−5 (впер.).
  66. , Р. Рубежи менеджмента (книга о современной культуре управления) Текст. / Р. Катер. М.: ЗАО «Олимпа — Бизнес», 1999. — 304 с.
  67. , И.М. Колнкуренция и предпринимательство Текст. / И. М. Кирцнер: Пер. с англ. под ред. А. Н. Романов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -239 е.- 20 см. — 2700 экз. — ISBN 5−238−266−1.
  68. , В.М. Конкурентоспособность продовольственных товаров Текст. / В. М. Киселев // Пищевая промышленность. 2005. — № 1. — С. 10−11. -ISSN 0235−2486.
  69. , E.H. Маркетинг Текст.: Учебное пособие. / E.H. Кнышова -М.: Форум: ИНФРА М, 2002. — 282 с.
  70. , В.М. Основы современной экономики Текст. / В. М. Козырев. -М.: Финансы и статистика, 2001. 432 с.
  71. , С.Н. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами Текст. / С. Н. Колесников. М.: Статус — Кво., — 2000.
  72. , Н.Д. Проблемы экономической динамики Текст. / Н. Д. Кондратьев // Экономика, 1989. 526 с.
  73. , Ю.И. Теория и практика конкуренции Текст. / Ю. И. Коробов. -Саратов: СГЭА, 1996.
  74. , Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление Текст. / Ю. Г. Короткий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2.
  75. , И.М. Измерение конкурентоспособности предприятий Текст.: Тезисы докладов международной научно практической конференции «Менеджмент организации XXI века». / И. М. Костин. — Наб. Челны: Кам ПИ, 2001.-С. 115−117.
  76. , A.M. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы, оценки Текст. / A.M. Кротков // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 6. — С. 59 — 68.
  77. , М. Концепция формирования на российских предприятиях корпоративных систем все более высокого уровня Текст. / М. Круглов // Стандарты и качество. 2000. — № 3. — С.54 — 58.
  78. , И.Д. Мастерство делового взаимодействия. Текст. / И. Д. Ладанов М.: ИНФРА-М, 1998. — 287 е.- 21 см. — 7000 экз. — ISBN 5−77 440 014-Х.
  79. , Ю.В. Концептуальные решения в планировании конкурентоспособности продукции предприятия Текст. / Ю. В. Ласточкин, И. И. Ицкович // Финансы и кредит. 2004. — № 22. — С. 59−63. — per. № 13 007.
  80. , П.П. Логистическое управление процессом в целях поставок Текст. / П. П. Лезин. Логинфо. 2002. — №: 12. — С. 12 — 14.
  81. , Э.П. Оценка конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности / Межвузов, сб. науч. трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий». Выпуск 3 Текст. / Э. П. Лесникова. -Воронеж: ВГПУ, 2000. — С. 73 — 75.
  82. , И. Конкурентная стратегия фирмы Текст. / И. Липсиц // Вопросы экономики. 1998. — № 9. — С. 51 — 63.
  83. , A.M. Основные принципы оценки конкурентоспособности промышленной продукции Текст.: Приложение к БИКИ № 12, 1984. / А. Н. Литвиненко. М. с. 11.
  84. , И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг Текст. / И. М. Лифшиц. М.: Юрайт — М, 2001. — 224 е.- 20 см. -Библиогр.: с. 218−221. — 3000 экз. — ISBN 5−942 227−028−7.
  85. , М.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции Текст. / М. М. Лобанов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. -№ 6.-С. 53−58.
  86. , В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой Текст. / В. Л. Лунев. М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. — 356 е.- 21 см. — 1000 экз. — ISBN 561 001−0027.
  87. , Ф. Организационное поведение Текст. / Ф. Лютенс. М.: ИНФРА. — М, 1999. — 692 с.
  88. , М.Д. Проблема повышения конкурентоспособности предприятия Текст. / М. Д. Магомедов // Пищевая промышленность, 2001. -№ 6. с. 26−27.
  89. , Ш. Ш. Рынок, товар, качество, конкурентоспособность Текст. / Ш. Ш. Магомедов. Ставрополь. Кавказский край, 1999.
  90. , И.И. Управление качеством Текст. / И. И. Мазур, В. Д. Шатеро. -М.: Высшая школа. 2003. — 334с.
  91. , И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия Текст. / И. Максимова // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33 — 40.
  92. , Е.И. Направления обеспечения продовольственной безопасности в области зерна и зернопродуктов Текст. / Е. И. Маргулис // Пищевая промышленность. 2005. — № 3. — С. 32−33. — ISSN 0235−2486.
  93. , Б.З. Организация программно целевого управления Текст. / Б. З. Мильнер. — М.: Наука, 1980. — 376 е.- 20 см. — 8550 экз. (в пер.).
  94. , Б.З. Теория организаций Текст.: учебник / Б. З. Мильнер. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2002. — XVIII+558 е.- 21 см. — Библи-огр.: с. 546−553. — 6000 экз. — ISBN 5−16−1 174−9 (в пер.).
  95. , Э.С. Управление производством и операциями: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15 Текст. / Э. С. Минаев, Н. Г. Агеева, А. Аббата Дага. — М.: ИНФРА — М, 2000.-256 с.
  96. , Г. Школы стратегий: Стратегические сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента Текст. / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел. СПб.: Питер, 2000. — 336 е.: ил.- 25 см. — Перевод изд.: Schools of
  97. Strategie / H. Mintzberg, В. Aistrend, D. Lempell. Prentice Hall int. 1990. 5000 экз. — ISBN 5−272−210−5 (в пер.).
  98. , Э.В. Организационные факторы обеспечения конкурентоспособ-ности качества продукции и процессов ее изготовления Текст. / Э. В. Минько, А. Э. Минько. // Организация производства. 2003. -№ 4.-С. 68−71.
  99. , Т. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат инвестиций Текст. / Т. Михальски, К. Раше // Проблемы теории и практики. 2001. № 2. — С. 58−63.
  100. , Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства Текст. / Ю. В. Мишин. М.: «Издательский дом НОВЫЙ ВЕК», 2000. — 212 с.
  101. , Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление Текст. / Н. К. Моисеева, М. Анискин. -Внешторгиздат, 1993.-т. 1.-221 с. т.2. -304 с.
  102. , Н.К. Международный маркетинг Текст. / Н. К. Моисеева. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
  103. Назаренко, J1.H. Стратегическое управление предприятием Текст. / J1.M. Назаренко, Э. Ш. Алихманова // Пищевая промышленность. 2002. -№ 9.-С. 18−19.-ISSN 0235−2486.
  104. , А. Конкурентоспособность и условия воспроизводства Текст. // А. Нешитой // Экономист. 2005. — № 3. — С.3−12. — ISSN 0869−4672.
  105. , В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью Текст.: учебное пособие / В. В. Окрепилов СПб: ГУЭФ, 1997. — 260 е.- 21 см. — 4000 экз. ISBN 5−282−1 912−4.
  106. , А.У. Законы формирования и предпосылки функционирования хозяйственного механизма Текст. / А. У. Панин, Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995. — 88 с.
  107. , В. Формирование конкурентной стратегии предприятия Текст. / В. Пименов, В. Березин // Стандарты и качество. № 6. 2002. — С. 62 -66.
  108. , C.B. Точно вовремя для России. Практика применения ERP -систем Текст. / C.B. Питеркин, H.A. Оладов, Д. В. Исаев. М.: Альпина Паблишер. — 2002. — 368 с.
  109. , С.А. Стратегическое управление Текст. / С. А. Попов. М.: ИНФРА — М, 2000. — 304 е.- 21 см. — (Управление развитием организации: в 17 — модулях / С.А. Попов- модуль 4). — Библиогр.: с. 264−268. — 6000 экз. -ISBN 5−16−278−2.
  110. , М. Конкуренция Текст. / М. Портер, JT.B. Заблоцкого М.: Вильяме, 2002. — 495 с.
  111. , Г. С. Процедуры и алгоритм формирования комплексных программ Текст. / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, А. Е. Курилов. М.: Экономика, 1987.-235 с.
  112. , Б.В. Технико-экономический анализ производства Текст. / Б. В. Прыкин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. — 476 е.- 20,5 см.-ISBN 5−238−525−3.
  113. , Б.А. Курс экономики Текст. / Б. А. Райсберг, Е. Б. Стародубцева, A.A. Благодатин и др. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 672 е.- 20,5 см. — 6000 экз. — ISBN 5−16−1 425-Х.
  114. , К. Команда менеджеров Текст. / К. Резник // ЭКО. 1997. — № 3. -С. 183−185.
  115. , JI.H. Оценка конкурентоспособности продукции Текст. / JI.H. Родионова // Маркетинг в России и за рубежом. № 1. — 200 с.
  116. , Д.В. Основные черты современных структурных изменений производственного потенциала предприятия Текст. / Д. В. Розов // Финансы и кредит. 2004. — № 25. — С. 48−61. — per. № 13 007.
  117. , Р. Оценка бизнес — стратегии: стратегический процесс Текст. / Р. Румельт. СПб.: Питер. — 2001. — С. 124 — 136.
  118. , В. Наука управления на пороге XXI века Текст. / В. Румянцев, С. Чернявский // Проблемы теории и практики управления. 1998.- № 1. С. 9−13.
  119. , З.П. Общее управление организацией Текст.: учебник / З. П. Румянцева. М.: ИНФРА-М, 2001. — 301 е.- 21 см. — 6000 экз. — ISBN 5−16 000 824−1.
  120. , В.И. Основы управления. Многоаспектный подход Текст.: {Монография}. М.: Изограф, 2000. — 112 с.
  121. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст.: учебник / Г. В. Савицкая. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.-424 е.- 21 см. — 10 000экз.-ISBN 5−16−1 812−3.
  122. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК Текст. / Г. В. Савицкая. 4-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Новое знание, 2004.- 686 е.- 21 см. 10 000 экз. — ISBN 985−6516−04−8.
  123. , В.Д. Формирование конкурентоспособного производства в пищевой промышленности Текст. / В. Д. Секерин // Маркетинг. 2001. — № 5. -С. 87−93.
  124. , Н.Е. Методы анализа рынка Текст. / Н. Е. Симионова. М.: Экспертное бюро, 2000. — 128с.- 20 см. — Библиогр.: с. 121−122. 2000 экз. -ISBN 5−7990−0424−8.
  125. , И.В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции Текст. / И. В. Синько // Машиностроитель, 1997. № 3. — С. 6.
  126. , В.Г. Организация и ее деловая среда: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2 Текст. / В. Г. Смирнова, Б. З. Мильнер, Г. Р. Латфуллин, В. Г. Антонов. — М.: ИНФРА-М, 2000.-192 с.
  127. , А. Исследование о природе и причине богатства народов Текст. / А. Смит. Н.: Соцзкгиз, 1962.
  128. , Б.А. Управление маркетингом: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. Текст. / Б. А. Соловьев. М.: ИНФРА — М, 2000. — 228 с.
  129. , В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности Текст. / В. И. Стражев. Минск: Высшая школа, 2003. — 480 с.
  130. , М.И. Основы финансового менеджмента Текст.: учебное пособие / М. И. Ткачук, Е. Ф. Киреева Мн.: Интерпрессервис, 2002. — 416 е.- 21 см. — 10 000 экз. — ISBN 9−85−6656−74−5.
  131. , В.К. Микроэкономика плановой и предпринимательской систем: основы рыночного поведения (спецкурс) Текст. / В. К. Фальцман // Российский экономический журнал. 1992. — №№ 10−12.
  132. , В.К. Основы управления предприятием. Текст. / В. К. Фальцман, Л. А. Давыдова. М.: ТЕИС, 2000. — 122 с.
  133. , Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? Текст. / Х. А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. № 4. — 2003. — С. 53−68.
  134. , P.A. Стратегический менеджмент Текст.: учеб. пособие / P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». 1997. — 304 е.- 20 см. — 3000 экз. — ISBN 5−87 057−081−6 (в пер.).
  135. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 е.: 20 см.- Библиогр.: с. 310−311. — 5000 экз. — ISBN 5−16−313−4.
  136. , P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент Текст. / P.A. Фатхутдинов. — М.: Маркетинг, 2002. 886 е.- 20,5 см. — 15 000 экз. — ISBN 5−94 462−137−0(К).
  137. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: Эксмо, 2004. — 541 с. — ISBN 5−699−5 104-Х.
  138. , А. Новое качество для XXI века Текст. / А. Фейгенбаум, Д. Фейгенбаум // Стандарты и качество. 2000. — № 6. — С. 56−62. — ISSN 389 692.
  139. , А.И. Современное управление персоналом на предприятиях Текст. / А. И. Хорев, В. П. Воронин, Т. И. Овчинникова. ВГТА — Воронеж, 2001.-313 е.- 20,5 см. — 100 экз.-ISBN 5−89 448−267−4.
  140. , Г. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров Текст. / Г. Хэдрих, Т. Йеннер. // Проблемы теории и практики управления. 1997.-№ 1.-С. 110−115.-ISSN 0234−4505.
  141. , Г. А. Маркетинговые исследования Текст. / Г. А. Черчилль. -СПб., Издательство «Питер». 2000. — 752 с.
  142. , Л.И. Маркетинговые исследования на преуспевающих фирмах Текст. / Л. И. Чуриков, Ю. В. Журавлев, С. Л. Житенев. Воронеж: ВГТА, 2002. — 276 с.
  143. , А.Д. Методика финансового анализа Текст. / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 1999. — 208с.- 20 см. — 6000 экз. — ISBN 5−16−45−3.
  144. , Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования Текст. / Б. Шпотов // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3. — С. 50 — 55. — ISSN 0234−4505.
  145. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона Текст. / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С.92 -111.-ISSN 1028−5849.
  146. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика Текст. / А. Ю. Юданов. М.: Изд — во «АКАЛИС», 1996. — 272 с.
  147. , A.M. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики Текст. / A.M. Яновский // Стандарты и качество. 1997. — № 2. — С. 43 — 44.
  148. , A.M. Показатели качества товара в хозяйственных договорах Текст. / A.M. Яновский // Пищевая промышленность. 2005. — № 1. — С. 60. -ISSN 0235−2486.
  149. Goodman P. S., Kurke L.B. Studies of Change in Organizations: A Status Report // Change in Organizations: New Perspectives on Theory Reserch and Practice / Goodman P. S. (ed.). 1982.
  150. Pfeffer J, Salancik G. The external control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. New York, 1978.
Заполнить форму текущей работой