Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фоносемантическая характеристика индивидуального стиля автора: На примере поэтической речи XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отклонение выборочной частоты от средней. Для того чтобы знать, какова ошибка наблюдения, то есть на какую величину полученная в эксперименте средняя выборочная частота может разойтись с действительной средней, нужно вычислить все отклонения выборочных частот от выборочной средней. Каждую из этих величин возвести в квадрат, суммировать, разделить на число выборок и затем извлечь квадратный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАК ЧЕРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ
    • 1. 1. Понятие «индивидуального стиля»
    • 1. 2. Звуковые средства художественной изобразительности Стилистические приемы звуковой выразительности речи
    • 1. 3. Исследование фонетического значения
    • 1. 4. Цветовой аспект фонетического значения
    • 1. 5. Признаковый аспект фонетического значения
    • ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА, М.А. СВЕТЛОВА, A.C. КУШНЕРА: ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
    • 1. Особенности звукоцвета поэтической речи
      • 2. 1. 1. Фон поэтических произведений
        • 2. 1. 1. 1. Фон стихотворений О.Э. Мандельштама
        • 2. 1. 1. 2. Фон стихотворений М.А. Светлова
        • 2. 1. 1. 3. Фон стихотворений A.C. Кушнера
        • 2. 1. 2. Цветовая гамма поэтических произведений
        • 2. 1. 2. 1. Цветовая гамма стихотворений О.Э. Мандельштама
        • 2. 1. 2. 2. Цветовая гамма стихотворений М.А. Светлова
        • 2. 1. 2. 3. Цветовая гамма стихотворений A.C. Кушнера
    • 2. Акустическая характеристика поэтической речи
      • 2. 2. 1. Акустическая характеристика лирики О.Э. Мандельштама
      • 2. 2. 2. Акустическая характеристика лирики М.А. Светлова
      • 2. 2. 3. Акустическая характеристика лирики A.C. Кушнера

Фоносемантическая характеристика индивидуального стиля автора: На примере поэтической речи XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Часто задумываешься о том, что композиторы, имея всего лишь семь нот, создают тысячи музыкальных произведений, не похожих друг на друга. И порой только по мелодии можно узнать автора этого произведения. Современные композиторы с помощью компьютера синтезируют музыку. Появляются неплохие произведения, и у каждого своя аранжировка, своя внутренняя структура. Точно та^же и художники, имея всего три основных цвета, создают живописные полотна, не повторяющие друг друга. И мы, конечно, отличим картину Сурикова от цветового содержания произведений Лентулова и уж тем более от тепло-золотистых оттенков портретов Рембрандта. Но ведь после чтения хороших стихов в голове еще долго звучит ритмика, мелодика — музыка стиха.

Размышляя об этом, мы пришли к выводу, что язык каждого поэта индивидуален, и поэтому с легкостью можно отличить стихи A.C. Пушкина от стихов С. А. Есенина. Но что же делает этих поэтов такими разными?

Художники слова стремятся как можно полнее, ярче, живее выразить в произведении нужные впечатления, переживания, размышления. Конечно, достигается эта цель всеми языковыми средствами, главное из которых — смысловая сторона языка с тонкой и бесконечно разнообразной игрой оттенков значения слов и их сочетаний.

Но не только значения. Попробуйте изложить смысл какого-нибудь лирического стихотворения, сломав ритм, убрав рифмы, разрушив звукопись. Получится проза, причем часто неинтересная, банальная. Поэты говорящие нужно писать стихов, если то! же самое можно сказать прозой. Значит, смысл поэзии, ее душа в том, что отличает ее от прозы. А это в первую очередь специальная «поэтическая» организация формы, когда сама форма — не просто оболочка, а глубоко содержательна.

В стихотворении важны все аспекты формы: и ритм, и рифма, и композиция. Даже графическая форма небезразлична для поэтов. И, конечно же, звуки — живая плоть стиха. Но мы не будем касаться содержательной стороны всех аспектов формы, перед нами другая задача — выяснить, какую роль играют звуки речи в поэтическом произведении.

На наш взгляд, именно звуками речи создаются своеобразность, индивидуальность языка. Пользуясь ими, поэты создают множество стихотворений, не похожих друг на друга. Наверное, изучив звуковую структуру языка стихотворений, их мелодику, можно установить звуковой почерк, стиль поэта.

В лингвистике и литературоведении не раз предпринимались попытки анализа звуковой стороны произведений какого-либо поэта, но обычно имелись в виду только внешние приемы «обыгрывания» звучания. Это, прежде всего, звуковые повторы, звукоподражания, звукопись, когда звуками стиха поэт передает звучание образа, явления, о которых он рассказывает.

Нас заинтересовало другое: не является ли целью звукописи приведение в соответствие фонетической значимости звуковой ткани стиха с его общим эмоциональным содержанием. Другими словами, мы хотели попытаться доказать, что для поэта, кроме значений слов, важна еще и значимость звуков и автор организует звучание произведения так, что оно аккомпанирует основному значению, выраженному в словах текста, а также, что для каждого поэта характерен определенный «инвентарь» звуковых средств, который и формирует индивидуальный стиль.

Актуальность исследования предопределена, прежде всего: новизной избранной темыоживлением интереса к проблеме соотношения между планом выражения и планом содержания в языке вообще и в художественной речи в частностинеобходимостью изучения возможностей звуковой выразительности поэтического текстасложностью и дискуссионностью вопросов, касающихся взаимосвязи звукописи со смысломнедостаточной изученностью индивидуального стиля поэтов в области фоносемантики.

Цель данного исследования — выявление фоносемантических особенностей поэтических текстов, описание и сравнение фоносемантической характеристики индивидуальных стилей поэтов 20 века: О. Э. Мандельштама, М. А. Светлова и A.C. Кушнера.

Общая цель диссертации обусловливает постановку и решение частных задач:

1. Дать понятие индивидуального стиля автора.

2. Обосновать значимость фонетического уровня в характеристике стиля автора.

3. Охарактеризовать звуковые средства и стилистические приемы художественной речи.

4. Раскрыть функции звука с точки зрения фоносемантики.

5. Установить своеобразие фонетической системы поэтов О. Э. Мандельштама, М. А. Светлова, A.C. Кушнера:

1) определить особенности звукоцвета лирики;

2) наметить основные количественные и качественные показатели акустического облика поэтической речи;

3) соотнести план выражения с планом содержания в произведениях.

6. Вывести общие закономерности взаимосвязи стилистики и фоносемантики.

Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании используются следующие методы:

Статистический метод. К числу самых элементарных инструментов наблюдения за действием статистических законов, за вероятностью относятся частота, средняя частота, отклонение от средней частоты, интервал действительной средней частоты.

Вероятность (Р) — это доля «события» (А) в некоторой цепи событий, ожидаемая на основе некоторой гипотезы или предшествующего опыта. Для нас событием будет появление в тексте звуков определенной группы. Обычно величину вероятности определяют так: Р (а) = m/n, где m — число появлений изучаемого нами события в ряду событий, п — весь ряд событий.

Частота показывает, сколько раз встретилось в тексте наблюдаемое нами событие.

Средняя частота — это отношение суммы выборочных частот к числу выборок: х = ?xj/ к, где? — знак суммирования, Х| - выборочные частоты, к — число выборок.

Отклонение выборочной частоты от средней. Для того чтобы знать, какова ошибка наблюдения, то есть на какую величину полученная в эксперименте средняя выборочная частота может разойтись с действительной средней, нужно вычислить все отклонения выборочных частот от выборочной средней. Каждую из этих величин возвести в квадрат, суммировать, разделить на число выборок и затем извлечь квадратный корень, получим среднее квадратичное отклонение, которое применяется в статистике для обобщенной оценки степени размаха колебаний выборочных частот около их средней частоты: о = V — х)2 / к. Чем больше размах колебаний выборочных частот около средней, тем больше может быть ошибка в определении величины действительной средней. Вероятность ошибки наблюдения вычисляется по формуле: L = to / л/ к, где L — величина ошибки, t — особый коэффициент, зависящий от числа наблюдений, он вычисляется теоретиками, берется из специальных таблиц (при числе выборок более 10 этот коэффициент будет равен 2), о — среднее квадратичное отклонение, к — число выборок.

Интервал действительной средней частоты высчитывается с учетом среднего квадратичного отклонения и ошибки наблюдения: х ± о и L.

Для сравнения активности звука в поэтических текстах трех поэтов нам нужно получить в каждом из них интервалы действительных средних и сравнить эти интервалы друг с другом. Если окажется, что интервалы не «накрывают» друг друга, тогда перед нами разные действительные средние, а, следовательно, и разные вероятности наблюдаемых явлений языка, разная их активность, разные закономерности. Если же окажется, что интервалы «накрывают» друг друга, то мы встретились с колебанием средних выборочных частот вокруг одной и той же действительной средней и, следовательно, перед нами одна и та же вероятностная закономерность.

Статистическая обработка языкового материала проводилась методом компьютерного анализа на основе программы, составленной Л. Н. Санжаровым и А. Финьковым, которая заключается в следующем: текст вводится пословно в соответствии с некоторыми правилами, затем он просматривается и корректируется, после этого ЭВМ транскрибирует его и выполняет анализ (соотношение гласных и согласных звуков, звукоцветовая и акустическая характеристики произведения).

Помимо статистического метода, широкое распространение получил описательный метод. С его помощью дается фоносемантическая характеристика индивидуального поэтического стиля, помещенная в основной части настоящей работы.

Метод сопоставления звуковой организации различных языковых разновидностей позволяет выделить ряд специфических признаков, свойственных отдельному поэту, что нашло яркое отражение в заключительной части проведенного исследования.

Материалом для исследования послужили 300 поэтических текстов Осипа Эмильевича Мандельштама (100), Михаила Аркадьевича Светлова (100) и Александра Семеновича Кушнера (100), относящихся к разным периодам их творческой деятельности. Тексты отбирались методом случайного выбора. [См. Приложение 1].

Научная новизна исследования заключается в подходе к рассмотрению индивидуального стиля автора с позиций фоносемантики.

Апробация работы: выступления с докладами на научных конференциях в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого (2004г.), на Чеховских чтениях в Таганроге (2004г.), заочное участие во Всероссийской научной конференции VII Ручьевские чтения в Магнитогорске на тему: «Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты» (2004г.), заочное участие в конференции «Русский язык и славистика в наши дни» в Москве (2004г.), а также статьи в научных сборниках «Вопросы теории и истории языка» (Тула, 2003 г.), «Русистика: проблемы, достижения, перспективы» (Тула, 2003 г.), «Семантика. Функционирование. Текст» (Киров, 2004 г.).

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования являются определенным вкладом в фоностилистику и могут служить основанием для решения ряда вопросов стилистики художественной литературы, расширяют имеющиеся представления о стилистических ресурсах поэтического языка.

Практическая ценность проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в совершенствовании курсов «Теория языка», «Фонетика современного русского языка», «Стилистика русского языка», «Лингвистический анализ художественного текста», при построении спецкурсов и спецсеминаров по фоносемантике, практической стилистике, творчеству О. Э. Мандельштама, М. А. Светлова, A.C. Кушнера.

Описание фоносемантической характеристики поэтических текстов будет интересно для рассмотрения в преподавании литературоведческих дисциплин.

Актуальность, цель и задачи, обусловливают следующие положения, выносимые на защиту:

1. Фоносемантические параметры позволяют охарактеризовать индивидуальный стиль.

2. Качественное и количественное изменение фоносемантических параметров влечет за собой изменение содержания произведения, а следовательно, и эмоционального тона.

3. Поэт устанавливает пропорции между содержанием, эмоциональным тоном и звуковой оболочкой произведения.

4. Между фоносемантикой и стилистикой существует тесная связь.

Сформулированные выше задачи исследования определили следующую структуру диссертации.

Введение

помимо общей характеристики работы и обоснования избранной темы, включает основные положения, выносимые на защиту.

Основной материал предполагаемой работы распределяется по двум главам.

Первая глава посвящена теоретическому обоснованию проводимого исследования.

Вторая глава включает в себя подробное описание индивидуальных стилей Осипа Мандельштама, Михаила Светлова и Александра Кушнера с точки зрения фоносемантики.

Заключение

содержит выводы относительно проведенного исследования, отраженные в виде сравнительной характеристики фонетической структуры стилей авторов.

Диссертационное исследование имеет приложение, в состав которого входят алфавитный указатель поэтических текстов, сравнительные таблицы: «Фон поэтической речи О. Э. Мандельштама, М. А. Светлова, A.C. Кушнера», «Звукоцвет поэтической речи О. Э. Мандельштама, М. А. Светлова, A.C. Кушнера», «Акустический облик поэтической речи О. Э. Мандельштама, М. А. Светлова, A.C. Кушнера».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Звуки речи — не просто «кубики», из которых строятся слова, предложения, тексты. Оказывается, что и сами звуки — живые клетки организма, в них уходит корнями самая сущность языка — значение. Оно отнюдь не возникает неизвестно откуда на уровне слова, его истоки в звуках речи.

Сложно устроен язык, многообразны законы его жизни, многолики и порой неуловимы проявления этих законов. Но язык — самое ценное достояние человека, самое важное его творение, главное орудие в сложном труде развития разума, развития человеческой цивилизации. И чем лучше мы будем знать это орудие, тем лучше оно будет нам служить. Поэтому лингвисты и стремятся постичь тайны устройства языка.

В данном исследовании и мы попытались постичь одну из тайн языка: роль звука в поэтической речи. Оказалось, звуки, действительно, позволяют раскрыть индивидуальность, своеобразность речи, определить звуковой почерк, стиль автора. Звук, а точнее фонетическое значение, является чертой индивидуального стиля. Мы предположили, что индивидуальный стиль автора зависит от цветового и признакового фонетического значения, провели исследование фонетического строя лирики трех поэтов, и в итоге пришли к выводам.

Для поэтического стиля Осипа Мандельштама характерны стихотворения с серым фоном (70%), где средняя частота темных звуков -32,1%, темноватых — 23,8%. Самым «серым» является четвертый период творчества «московский» с 1930 по 1934 гг., так как здесь 86,7% «серых» стихотворений. Стихия этого цикла — толпа, масса, плоть, безнадежно чужая, почти неодушевленная. Цвет этой толпы у Мандельштама черный. Но не на всех этапах творческого пути поэта в его произведениях преобладают темные звуки. Так в стихотворениях для детей их становится гораздо меньше^на 15 и более проценто^.

Поэтический мир у О. Мандельштама окрашен в красный и синий тона. «Красные» стихотворения составляют 66% его творчества, «синие» 22%. Есть единичные случаи появления в лирике поэта «зеленых», «сине-зеленых» и «желтых» стихотворений.

Анализ акустического облика индивидуального стиля показал, что гораздо чаще у Осипа Мандельштама встречаются стихотворения с положительным эмоциональным тоном, так как самые частые звуки его произведений обладают «положительными» семантико-коннотативными признаками.

Фоносемантическая характеристика индивидуального стиля М. А. Светлова привела к выводу, что поэт чаще обращается к темным и темноватым звукам, так как в его лирике 64% стихотворений с серым фоном и 36% со светло-серым. Средняя частота темных звуков — 31,7%, темноватых — 23,6%. Стихотворения 60-х гг. наполнены тревогой, переживанием лирического героя за судьбу страны и народа, что и отразилось на фоне произведений этого периода: здесь процент серых стихотворений — 82,4%. А вот эпиграммы, кстати, относящиеся к 60 годам, наполнены гордостью и уважением, на 63,6% со светло-серым фоном.

Поэтический мир Михаила Светлова, с точки зрения фоносемантики, также окрашен в красный и синий тона, но «красных» стихотворений у него гораздо больше — 82%. Больше всего таких стихотворений в лирике 20-х гг. -90%, а ведь этот период истории нашей страны, действительно, окрашен кровью: революция, гражданская война. В период 30−40-х гг. «красных» стихотворений становится незначительно меньше (88,8% и 88,2%|, и этот период истории опять-таки красного цвета — репрессии, войны.

Поэту присущи стихотворения как с положительным, так и с отрицательным эмоциональным тоном. Так как семантико-коннотативные признаки частых звуков «положительные» и «отрицательные».

Лирика Александра Кушнера большей частью вызывает болезненные и у бледные ощущения, но есть стихотворения яркие, радостные, ничем не омраченные, что и отразилось на фоне произведений: 63% серых и 37% светло-серых.

Преобладание болезненных ощущений относится к последнему десятилетию 20 века — 90% серых стихотворений. В последнем произведении этого периода лирический герой высказывает современный взгляд на поэзию «Стихи-архаика».

Окружающая действительность для поэта «красная» — 76% и «синяя» — 24%. Лирический герой стихотворений А. Кушнера постоянно находится в возбужденном состоянии, он обеспокоен, а именно красный цвет так действует на психику человека.

Акустический облик лирики «положительный» и «отрицательный», так как самым частым звукам произведений характерны «положительные» и «отрицательные» семантико-коннотативные признаки.

Мы попытались дать фоносемантическую характеристику индивидуальных стилей трех поэтов 20 века, творчество которых относится к разным временным рамкам: к первой трети 20 века, середине и концу века. На протяжении века произошло много изменений в политике, экономике, культуре нашей страны. А отличается ли фоносемантическая характеристика стилей поэтов?

Обратим внимание на фон произведений [См. Приложение 2]: в первой трети века (у О.Э. Мандельштама) «серых» стихотворений — 70%, в середине века (у М.А. Светлова) — 64%, а в конце века (у A.C. Кушнера) — 63%. Налицо тенденция уменьшения стихотворений с серым фоном. «Светло-серых» стихотворений у Мандельштама — 28%, у Светлова — 36%, а у Кушнера -37%. Вероятность появления «светло-серых» стихотворений увеличивается, а серых уменьшается. Быть может, что 21 век принесет в поэзию яркие, радостные, светлые эмоции, чего не хватало веку 20.

Цветная картина мира у поэтов также различна [См. Приложение 3]: «красных» стихотворений у Осипа Мандельштама — 66%, у Аркадия Светлова — 82%, у Александра Кушнера — 76%. «Синих», соответственно,.

22% / 17% / 24%. Как видим, век 20 преимущественно красного цвета, особенно середина — советский период. Легкость, воздушность, печаль не свойственны лирическому герою поэзии 20 века, он возбужден, стремится к подвигам.

Акустический облик индивидуальных стилей поэтов различен [См. Приложение 4]: в поэтической речи на протяжении века отмечены колебания состава звуков той или иной группы в обе стороны — и вверх, и вниз. Интервалы действительной средней частоты не «накладываются» друг на друга полностью, то есть мы имеем право говорить о том, что акустические параметры поэтической речи О. Мандельштама, М. Светлова и А. Кушнера в количественном отношении индивидуальны. Анализ качественных показателей (самые частые и самые редкие звуки) акустического облика стилей авторов тоже подтверждает данную мысль. Так у Мандельштама частые вокалические звуки ъ, и, у Светлова — и, ъ, а, ь, а у Кушнера — ъ, и, а.

Итак, фоносемантические исследования лирики поэтов 20 века позволили: установить своеобразие фонетической системы поэтовнаметить основные количественные и качественные показатели акустического облика поэтической речиподтвердить мысль о том, что поэты тщательно обдумывают звуковую оболочку произведения, соотнося звук с содержанием и эмоциональным тоном произведенияопределить отличительные черты фоносемантического стиля того или иного автораохарактеризовать индивидуальные стили авторовдоказать, что фоносемантическая характеристика индивидуальных стилей различна, то есть для каждого автора индивидуальна, своеобразнавыявить взаимосвязь стилистики и фоносемантики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Компьютерная лингвистика для всех: Мифы. Алгоритмы. Язык. Киев, 1991
  2. Р.В. Роль фонетических параметров в осуществлении функции воздействия поэтического текста. // Проблемы фоносемантики: тезисы, выступления на совещании. М., 1989
  3. О.С. О принципах и методах лингвостилистического исследования (под ред. Ахмановой О.С.). М., 1966
  4. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966
  5. О.С., Падучева Е. В. О точных методах исследования языка. М., 1961
  6. К. Поэзия как волшебство. М., 1916
  7. А.Г. Русский язык. Стилистика. М., 1978
  8. М. Слово в поэзии и прозе. // Вопросы языкознания, 1972, № 6
  9. А. Глоссалолия. Поэма о звуке. Берлин. Эпоха. MCMXXII
  10. Г. И. Фоносемантика как одно из средств пробуждения рефлексии. // Фоносемантические исследования. Межвузовское собрание научных трудов. Пенза, 1990
  11. Л.В. и др. Основы общей фонетики: учебное пособие. СПб., 1991
  12. C.B. Звуковая стилистика: аспекты фонетического значения. Дисс.канд. филол. наук. М., 2001.
  13. В.Я. Звукопись Пушкина. //Изб. соч. М., 1955, Т.2
  14. Большая советская энциклопедия. М., 1976. т. 24, с.514
  15. JI.JI. Фонетика современного русского языка. Учебное пособие. М., 1990
  16. В.А. Сравнительное языковедение. М., 1960
  17. В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. // Вопросы языкознания, 1955, № 1
  18. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1959
  19. Вопросы семантики. Калининград, 1978
  20. C.B. Основы фоносемантики. JI., 1982
  21. .Н. Язык и статистика. М., 1971
  22. И.Б. Гармония звуков, мыслей и чувств. // Русская речь, 1981, № 6
  23. И.Б. Стилистика современного русского языка: Лексика. Фонетика. М., 1976
  24. .П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973
  25. А.И. Русская словесность. М., 1997
  26. В.П. Грамматика идиостиля. М., 1983
  27. В.П. Поэтика слова. М., 1979
  28. Е.А. Элементарный звуковой символизм: дисс. канд. филол. наук. М., 1973
  29. А.П. Звук и смысл. М., 1981
  30. А.П. Фонетическое значение. Л., 1974
  31. А.П., Орлов Ю. М. Признаковое семантическое пространство русских гласных. // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971
  32. В.А. Цветоведение. М., 1972
  33. Знак: сборник статей по лингвистике, семиотике и поэтике /отв. редактор Беликов В.И./ М., 1994
  34. Иванова-Лукьянова Г. Н. О восприятии звуков. // Развитие фонетики современного русского языка. М, 1966
  35. Г. Е. Фоносемантические варианты оформления текста /на материале прозы, канонического стиха и верлибра. / автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1985
  36. H.A. Художественно-изобразительные средства звуков в поэтической речи. Дисс.канд. филол. наук. Тула, 1998
  37. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983
  38. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993
  39. А.М. Звуки и знаки. М., 1978
  40. А.М. От компьютерного анализа к компьютерному синтезу. М., 1986
  41. A.C. Аполлон в снегу. Л., 1991
  42. A.C. Голос: Стихотворения. Л., 1978
  43. A.C. Город в подарок: Стихи. Л., 1976
  44. A.C. Дневные сны. Л., 1986
  45. A.C. Живая изгородь. Л., 1988
  46. A.C. Заветное желание. Л., 1973
  47. A.C. Избранное. СПб., 1997
  48. A.C. Как живете. Л., 1988
  49. A.C. Канва. Л., 1981
  50. A.C. Летучая гряда. СПб., 2000
  51. A.C. На сумрачной звезде. СПб., 1994
  52. A.C. Ночная музыка. Л., 1991
  53. A.C. Ночной дозор. Л., 1966
  54. A.C. Письмо. Стихи. Л., 1974
  55. A.C. Приметы. Третья книга стихов. Л., 1969
  56. A.C. Прямая речь. Л., 1975
  57. A.C. Пятая стихия. М., 2000
  58. A.C. Стихотворения. Л., 1986
  59. A.C. Таврический сад. Л., 1984
  60. A.C. Флейтист. М., 1990
  61. A.C. Четыре десятилетия. Стихотворения. М., 2000
  62. В.В. Звуковой символизм в четвертых неродственных языках. // Проблемы психолингвистики. Тверь, 1993
  63. В.В. К проблеме звукосимволизма. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1989
  64. В.В. Семантика и фонетика. Черновцы, 1973
  65. В.В. Фонетическая мотивированность слова. // Вопросы языкознания, 1994, № 1
  66. Лингвистический энциклопедический словарь, /под ред. Ярцевой В.Н./ М., 1990
  67. М.В. Краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1952, т.7, § 172−173
  68. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972
  69. О.Э. Миры. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. Стихотворения. Переводы. Тула, 1994.
  70. В.В. Кибернетика. Семиотика. Лингвистика. Минск, 1966
  71. В. Язык и стиль. // Пражский лингвистический кружок. М., 1967
  72. И.В. Основы цветоведения. М., 1998
  73. Миллер-Будницкая Р. З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока. Известия Крымского педагогического института. Симферополь, 1930
  74. А.И. Техника статистических вычислений. М., 1961
  75. В.А. Статистика и семантика. М., 1969
  76. К. звук и его значение. // Поэтика. Сборники по теории поэтической речи. Вып. 1, ПГ., 1916.
  77. С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999
  78. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993
  79. Е.В. О восприятии звуков. // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966
  80. М.В. Русская фонетика. М., 1967
  81. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. М, 1968
  82. Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. // Вопросы языкознания, 1963, № 1
  83. Л. К. Расширение семантики поэтической речи (на примере поэтической речи творчества О.Э. Мандельштама). // Филологические науки. 1991, № 6
  84. Поэтика и стилистика. Саратовский университет, 1980
  85. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. Л, 1980
  86. Проблемы фоносемантики. М., 1983
  87. Проблемы фоносемантики. М., 1989
  88. Прокофьева ЛЖ- Проблема цветового звукосимволизма. // Актуальные проблемы лексикологии и стилистики. Саратов, 1995
  89. Д.А. Эмоционально-семантические параметры фонетической системы современного русского языка. Дисс. канд. филол. наук. Новгород, 1998
  90. JI.H. Современная фонетика. Тула, 2000
  91. В.К. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла. // Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969
  92. М.А. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. М., 1974
  93. О. Образ фонемы в «Слове о Эль» В. Хлебникова. // Развитие фонетики современного русского языка. М, 1971
  94. Г. И. Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте. // Филологические науки. 1973, № 1
  95. П.П. Факты и теории «цветного слуха». // Вопросы философии и психологии. 1897, № 37
  96. Н.М. Восприятие и символика цвета. // Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2002
  97. С.В. Характер проявления фоносемантических особенностей звуков в различных стилях речи. Дисс.канд. филол. наук. Калуга, 1998
  98. Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэзии. М., 1985
  99. Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1965
  100. А. Язык и стиль. М.-Л., 1963
  101. О.И. Метод и стиль писателя. Владимир, 1976
  102. В.А. Фонетическая выразительность стихотворной речи. // Русская речь, 1984, № 3
  103. Т.С. Содержательность звуковой организации поэтических текстов. //Вопросы семантики. Калининград, 1978
  104. Фоносемантические исследования. Пенза, 1990
  105. Фоностилистические варианты оформления текста. М, 1985
  106. P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М., 1984
  107. К.Э. Гармоническая организация поэтического текста: автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб., 1994
  108. К.Э. Принципы анализа поэтического текста. СПб-Ставрополь, 1993
  109. A.C. Объективное изучение субъективных оценок звуков речи. // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967
  110. A.C. Объективные критерии выявления эффекта «звуковой символики». // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. Л., 1969
  111. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984
  112. Язык и композиция художественных текстов (отв. ред. Л.Ю. Максимов). М., 1984
  113. Языковые процессы: Поэзия. М., 1977
  114. Р. Новейшая русская поэзия: набросок первый: В. Хлебников. Прага, 1921
  115. Р., Журавлев А. П., Седых Г. И. Звук и смысл: о функциях фонем в поэтическом тексте. // Филологические науки, 1973, № 1
  116. Л.О. О звуках стихотворного языка. // Поэтика. Сборники по теории поэтической речи. Вып. 1, ПГ., 1916.
Заполнить форму текущей работой