Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Математическое и алгоритмическое обеспечение систем автоматизированного управления мощными энергетическими установками транспортных объектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С ростом численности транспортных объектов увеличивается плотность движения на трассах. В этой обстановке вопросы оптимального использования их связаны с организацией движения, с управлением режимами работы силовых энергетических установок, с решением задач безопасности движения, с осуществлением управления при проходе гидротехнических сооружений, взлете и посадке самолетов. Перечисленные задачи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Транспортные объекты и их характеристики
    • 1. 1. Общие характеристики транспортного процесса
    • 1. 2. Энергетические характеристики транспортных объектов и критерии движения
    • 1. 3. Классификационные признаки транспортных объектов
    • 1. 4. Транспортные объекты как человеко-машинные системы
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Оптимизация расхода топлива транспортными объектами при установившемся движении
    • 2. 1. Основы аппроксимации энергетических характеристик
    • 2. 2. Численная аппроксимация энергетических характеристик судна
    • 2. 3. Численная аппроксимация энергетических характеристик самолета
    • 2. 4. Применение задач нелинейного программирования при решении задач оптимизации
    • 2. 5. Численное решение задач оптимизации судовой энергетической установки
    • 2. 6. Численное решение задач оптимизации энергетической установки самолета
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Линейные управления расходом топлива в динамике
    • 3. 1. Линейные системы первого порядка с интегратором
    • 3. 2. Линейные системы первого порядка с апериодическим звеном
    • 3. 3. Управление объектом с двойным интегрированием минимизирующее расход топлива
    • 3. 4. Управления при фиксированном времени
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Управления расходом топлива и временем перехода
    • 4. 1. Управления при ограничении времени перехода
    • 4. 2. Управления минимизирующие линейную комбинацию времени перехода и расхода топлива
  • Выводы по главе 4

Математическое и алгоритмическое обеспечение систем автоматизированного управления мощными энергетическими установками транспортных объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследований непосредственно связана с эффективностью транспортного процесса, которая зависит от многих факторов. Под ними понимается работа транспортных узлов (морские и речные порты, аэропорты), наличие систем управления движением, оснащение трасс техническими средствами навигации на современном уровне. Однако основным фактором является работа транспортных объектов.

Эффективность транспортных объектов определяется безопасностью движения, точностью выполнения расписания, количеством израсходованного топлива, затратами труда на управление, отрицательным минимальным воздействием на окружающую среду. Причем работа того или иного объекта на оптимальных значениях эксплуатационных характеристик зависит не только от степени автоматизации, от профессионализма экипажа, но и от внешних условий. Под внешними условиями будем понимать, например, метеорологическую обстановку, характеристики трасс, плотность движения.

С ростом численности транспортных объектов увеличивается плотность движения на трассах. В этой обстановке вопросы оптимального использования их связаны с организацией движения, с управлением режимами работы силовых энергетических установок, с решением задач безопасности движения, с осуществлением управления при проходе гидротехнических сооружений, взлете и посадке самолетов. Перечисленные задачи решаются как собственными системами объекта, так и несобственными (централизованными), которые располагаются вне транспортного средства. Их эффективное решение определяется уровнем развития математического, алгоритмического и программного обеспечения, современной технической базой.

Имеются достаточно удачные попытки организации движения некоторым рациональным образом на водном транспорте с помощью централизованных систем. К ним относится применение береговых радиолокационных станций для проводки судов по узким фарватерам (в портах г. г. С. Петербурга, Находки, Ильичевска, Мурманска). С помощью этих радиолокационных станций осуществляется автоматизированное управление движением, которое включает следующие основные операции: измерение координат каждого отдельного судна, контроль за его скоростью, предупреждение о встречных судах, выдача информации о наличии препятствий и рекомендаций об их преодолении.

В авиации осуществляется жесткая централизация управлением самолетами, включая взлет, посадку и движение по трассе на заданной высоте. Такими системами централизованного управления оборудованы практически все трассы полетов, как для гражданских, так и для военных самолетов.

Эти примеры показывают, что современной тенденцией развития управления подвижными объектами является использование централизованных систем управления. То есть систем, которые управляют сразу некоторой группой объектов. Управляющаяся и информационная часть таких систем является общей для данной совокупности объектов.

Централизованные системы обладают значительно большей разрешающей способностью, относительно меньшей стоимостью по сравнению с собственной системой объекта, предназначенной для подобных же целей. Однако данный тип систем может эффективно функционировать только при достаточном уровне развития собственных систем управления. В диссертации разрабатывается математическое и алгоритмическое обеспечение для этих двух типов систем. Математические модели, предлагаемые в данном исследовании, могут использоваться для проектирования систем управления расходом топлива в собственных системах и для разработки программ управления движением объекта по предлагаемым комплексным. критериям, которые могут успешно использоваться в централизованных системах. Поэтому создание математического и алгоритмического обеспечения для подобного класса систем на основе современных математических методов и аппаратурных решений является актуальной задачей.

Цель работы и задачи исследования.

Цель диссертационной работы состоит в разработке математического и алгоритмического обеспечения систем автоматизированного управления мощными энергетическими установками транспортных объектов для использования в централизованных и собственных системах с целью обеспечения энергосбережения.

Для выполнения этой цели потребовалось решение следующих основных задач:

1. Выполнить классификацию транспортных объектов по различным признакам и в частности по энергетическим характеристикам, лежащих в основе энергосбережения, а также произвести качественный и количественный анализ возможностей энергосбережения для плавающих и летающих объектов.

2. Разработать математическое и алгоритмическое обеспечение для получения управлений расходом топлива в динамике летающих и плавающих транспортных объектов по минимизации энергозатрат и времени перехода для использования в централизованных и собственных автоматизированных системах.

3. Разработать основы аппроксимации энергетических характеристик транспортных объектов с учетом условий эксплуатации с заданной сходимостью для последующего использования в разработке энергосберегающих управлений на основе аналитических методов.

4. Предложить программное обеспечение на основе нелинейного программирования для решения задач энергосбережения транспортных объектов различного типа и предназначения, выполнить тестирование и получить численные решения с оценками эффективности результатов управления.

Методы исследования. При решении данных задач использовались методы математического моделирования, основанные на теории больших систем, математический аппарат оптимизации и в частности принцип максимума и нелинейное программирование, теория автоматического и автоматизированного управления.

Научная новизна. Основными научными положениями являются: характеристики энергосбережения для двух типов транспортных объектов: плавающих и летающих, а также доказательство их идентичности и анализ возможностей использования для управления расходом топлива, методика аппроксимации энергетических характеристик как функции нескольких аргументов с заданной сходимостью, необходимая для численного решения задач энергосбережения, комплексные критерии управления и ограничения для минимизации энергозатрат транспортными объектами,.

— постановка и решение задач оптимизации для данных типов транспортных объектов в статике и динамике, алгоритмы оптимального управления энергетическими установками транспортных объектов, обеспечивающие минимизацию энергозатрат при заданном и свободном времени перехода.

Результаты, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные результаты:

1. Методики и характеристики процесса энергосбережения для двух типов транспортных объектов: плавающих и летающих, а также доказательство идентичности этих характеристик,.

2. Способы численной аппроксимации энергетических характеристик как функции нескольких аргументов с заданной сходимостью, необходимой для численного решения задач энергосбережения с помощью аналитических методов,.

3. Комплексные критерии управления и ограничения для минимизации энергозатрат транспортными объектами,.

4. Формулировка и решение задач оптимизации для данных типов транспортных объектов в статике и динамике,.

5. Алгоритмы оптимального управления энергетическими установками транспортных объектов, обеспечивающие минимизацию энергозатрат при заданном и свободном времени перехода для использования в централизованных и собственных системах управления.

Практическая значимость исследований. Анализ характеристик энергозатрат для перемещения транспортных объектов, методики представления их в виде аналитических выражений позволил разработать экономичные режимы работы энергетических установок, программное обеспечение для их реализации, структурные схемы и алгоритмы необходимые при создании систем автоматизированного управления.

Реализация и внедрение результатов. Основные результаты работы использовались при проектировании систем управления энергосбережением для транспортных объектов в НПФ «Меридиан», ОАО «Техприбор», Волго-Балтийском и Волго-Донском водных путях России.

Апробация работы. Основные результаты диссертационных исследований докладывались на одной международной научной конференции по наукоемким технологиям (г. Москва), всероссийской конференции (г. Санкт — Петербург), на отраслевых семинарах в СПГУВК, ОАО «Техприбор» и НПФ «Меридиан» (г. Санкт — Петербург), на секции по наукоемким технологиям Дома ученых им. М. Горького (г. СанктПетербург).

Публикации. Основные положения, выводы и практические результаты опубликованы в 9 статьях и 2 тезисах докладов на научных конференциях.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы, работа содержит 150 страниц печатного текста, 46 рисунков.

В первой главе даются характеристики транспортного процесса, рассматриваются энергетические характеристики и возможности их аппроксимации для применения аналитических методов оптимизации.

Во второй главе на основе аппроксимации энергетических характеристик с заданной сходимостью производится разработка методики оптимизации энергозатрат на основе нелинейного программирования. Производится разработка программного обеспечения на платформе языка высокого уровня Visual Basic for Applications для решения задач оптимизации для установившегося режима движения.

В третьей главе на основе принципа максимума производится синтез линейных управлений расходом топлива по заданным критериям для апериодических объектов, объектов одним и с двумя интеграторами с фиксированным временем перехода. Данные управления рекомендованы для использования при проектировании конкретных систем на плавающих и летающих объектах.

В четвертой главе синтезируются управления при варьировании времени перехода объекта, что позволило предложить методики синтеза для вариантов использования транспортных средств при изменении расписания в процессе начавшегося движения.

В заключении приведены основные результаты исследований и рекомендации по их использованию.

Выводы по главе 4.

1. Рассмотрены и получены управления расходом топлива по комплексным критериям и в частности по критериям управления расходом топлива и временем перехода, обоснована исходя из физических принципов зависимость между временем перехода и расходом топлива.

2. Синтезированы управления при ограничении времени перехода объекта из одного состояния в другое.

3. Синтезированы управления минимизирующие линейную комбинацию времени перехода и расхода топлива, данные алгоритмы представлены в виде функциональных схем, на основе которых возможно создание конкретных систем автоматизированного управления.

Заключение

.

На основании проведенных исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. Рассмотрены основные характеристики транспортного процесса, определены основные энергетические характеристики объектов и показана идентичность оптимизации для плавающих и летающих транспортных средств.

2. Предложена классификация транспортных объектов по различным признакам: по энергетическим установкам, движителям, параметрам внешней среда, по энергетическим характеристикам.

3. Предложены основы для аппроксимации энергетических характеристик транспортных объектов, основанные на полиномах п — порядка, доказано, исходя из точности аппроксимации, что достаточной степенью полинома является степень равная трем.

4. Разработано программное обеспечение для численной аппроксимации на основе языка Visual Basic for Applications.

5. Предложена методика применения нелинейного программирования для поиска оптимальных по расходу топлива управлений при различных значениях времени перехода и известных энергетических характеристик в виде полиномов третьей степени с заданной точностью аппроксимации.

6. Выполнены количественные исследования по реализации оптимальных программ управления в статике на основе использования аналитических методов и в частности нелинейного программирования, которые предназначены для использования в системах централизованного управления.

7. На основе принципа максимума разработаны линейные управления расходом топлива для линейных систем первого порядка с интегратором, что соответствует поступательному движению самолета и судна на трассах без изменения курсового угла с постоянным наперед заданным временем движения (перехода).

8. Разработаны линейные управления, когда объект представляет собой апериодическое звено или звенья аналогичные данному типу. Это соответствует безинерционной энергетической установки с инерционным корпусом объекта.

9. Предложены линейные управления, когда объект представляет собой объект с двумя интеграторами (с двойным интегрированием). Это соответствует движению объекта с контролем расхода топлива и времени движения, то есть происходит измерение расхода топлива и времени движения.

10. Рассмотрены и получены управления расходом топлива по комплексным критериям и в частности по критериям управления расходом топлива и временем перехода, обоснована, исходя из физических принципов, зависимость между временем перехода и расходом топлива.

11. Синтезированы управления при ограничении времени перехода объекта из одного состояния в другое.

12. Синтезированы управления минимизирующие линейную комбинацию времени перехода и расхода топлива, данные алгоритмы представлены в виде функциональных схем, на основе которых возможно создание конкретных систем автоматизированного управления.

Полученные научные результаты использованы для проектирования систем управления и автоматизированных информационных систем в НПФ «Меридиан» и ОАО «Техприбор», а также при создании систем автоматизированного управления движением судов на Волго-Балтийском и Волго-Донском водных путях России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., Фалб П. Оптимальное управление. — М.: Машиностроение, 1968.-765 с.
  2. Автоматизация судовых энергетических установок / Р. А. Нелепин, О. П. Демченко, В. И. Агеев, В. Л. Бондаренко- Под ред. Р. А. Нелепина. Л.: Судостроение, 1975. — 534 с.
  3. Атлас единой глубоководной системы Европейской части РСФСР. Том 8, Волго-Донской водный путь, от Волгограда до Азовского моря. Минречфлот РСФСР. Управление Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. ДСП. 1978.
  4. Атлас единой глубоководной системы Европейской части РСФСР. Том 8, река Волга от Саратовского гидроузла до Астрахани. Минречфлот РСФСР. Главводпуть, Волжское бассейновое управление пути. ДСП. 1982.
  5. А. М. Ходкость и управляемость корабля. — М.: Транспорт, 1967.-255 с.
  6. А. М., Анфимов В. Н. Гидродинамика судна. — М.: Транспорт, 1961. 654 с.
  7. А. С., Москвин Г. И. Береговые системы управления движением судов. М.: Транспорт, 1986. — 160 с.
  8. И. И. Синхронизация динамических систем. — М.: Наука, 1971.-494 с.
  9. А. И., Михайлов К. А. Гидравлика. М.: Стройиздат, 1972.-648 с.
  10. М. А., Рихтер А. А. Режимы работы судовых дизелей. Л.: Судпромгиз, 1963.-320 с.
  11. Г. И. О соотношении габаритов судового хода и толкаемых составов. — М.: Речной транспорт, 1962. 22 с.
  12. А. В., Белоглазов В. И. Управляемость винтового судна. -М.: Транспорт, 1966. 167 с.
  13. Водоэнергетические расчеты методом Монте-Карло. Под ред. Резниковского А. М. М.: Энергия, 1969. — 303 с.
  14. А. А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. — М.: Наука, 1979. 320 с.
  15. Р. Ф., Кириллова Ф. М. Качественная теория оптимальных процессов. -М.: Наука, 1971. 508 с.
  16. Р. Ф., Кириллова Ф. М. Оптимизация линейных систем. — Минск: изд-во БГУ имени В. И. Ленина, 1973. 245 с.
  17. Р. Ф., Кириллова Ф. М. Особые оптимальные управления — М.: Наука, 1973.-256 с.
  18. В. Ю., Бондаренко В. Л. Теоретические основы эксплуатации судовых дизелей. М.: Транспорт, 1965. — 376 с.
  19. А. Д. Теория и расчет поворотливости судов внутреннего плавания. — Л.: Судостроение, 1971.—255 с.
  20. В. И. Вырожденные задачи оптимального управления. М.: Наука, 1977.-309 с.
  21. Д. Дрю, Теория транспортных потоков и управление ими. М.: Транспорт, 1972. — 424 с.
  22. В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М.: Советское радио, 1976. — 296 с.
  23. А. А., Глушко Ю. В. Синтез алгоритма управления нелинейными, нестационарными объектами на основе обратной задачи динамики. Доклады АН СССР, 1981. т. 256, № 5, с. 1057- 1061.
  24. В. В. Судовые тяговые расчеты. М.: Речной транспорт, 1956.-320 с.
  25. Д. К. Расчет элементов маневрирования для предупреждения столкновения судов // Тр. ин-та / Новосибирский институт инженеров водного транспорта. — 1960. — 46 с.
  26. Д. К. Теоретические основы безопасности плавания судов. -М.: Транспорт, 1973. 223 с.
  27. А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе человек-машина. М.: Мир, 1973 — 262 с.
  28. X., Хамара Т. Управление дорожным движением. М.: Транспорт, 1983. — 248 с.
  29. Е. Н., Попов С. А., Сахаров В. В. Идентификация и диагностика судовых технических систем. Л.: Судостроение, 1978. — 176 с.
  30. И. Т. Пропускная способность транспортных систем. — М.: Транспорт, 1986. 240 с.
  31. Г. В. Цель и приспособляемость движения. М.: Наука, 1974.-528 с.
  32. Н. Н. Теория управления движением. М.: Наука, 1968. -476 с.
  33. П. Д. Обратные задачи динамики управляемых систем. Линейные модели. М.: Наука, 1987. — 268 с.
  34. Ю. М. Динамические модели в обратных задачах управления движением флота / Сб. научных трудов «Управление в транспортных системах» СПб.: СПГУВК, 1995. с. 90−97.
  35. Ю. М. Исследование и построение математической модели системы автоматического управления курсовыми углами речного судна при возмущенном движении // 25 научно-техническая конференция ЛИВТ: Сб. докл.-Л., 1971.-с. 256−265.
  36. Ю. М. Оптимизация эксплуатационных режимов работы дизельных энергетических установок судов внутреннего плавания /
  37. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. —Л. 1990. с.
  38. Ю. М. Основы системотехники. Учебное пособие. — Л.: ЛИВТ, 1988.-46 с.
  39. Ю. М. Судно как объект многосвязного регулирования при оптимальном управлении главными двигателями // Тр. ин-та: Экономика и организация перевозок / ЛИВТ. 1966. часть I. — с. 78 — 88.
  40. Ю. М., Кулибанов М. Ю. Групповое поведение в системах человек-машина / Сб. научных трудов «190 лет транспортного образования» СПб.: СПГУВК, 1999. с. 184−188.
  41. Ю. М., Кулибанов М. Ю. Особые управления в задачах оптимизации расхода энергии при движении транспортных судов / Сб. научных трудов «Методы прикладной математики в транспортных системах» СПб.: СПГУВК, 1998. с. 131−136.
  42. Ю. М., Кулибанов М. Ю. Особые управления в человеко-машинных системах оптимизации расхода топлива / Сб. научных трудов «Методы прикладной математики в транспортных системах» выпуск II, СПб.: СПГУВК, 1998. с. 78−83.
  43. Ю. М., Поливанов Н. В. Управление мощными энергетическими установками транспортных объектов. В книге «Информационные системы на транспорте», издательство «Судостроение», с. 165−168.
  44. Ю. М., Поливанов Н. В., Лопарев В. К. Управления оптимальные по расходу топлива. В книге «Информационные системы на транспорте», издательство «Судостроение», с. 168−174.
  45. В. К., Марков А. В., Поливанов Н. В., Степанян Н. М. Повышение точности функции преобразования частотного датчика давления. В книге «Информационные системы на транспорте», издательство «Судостроение», сЛ 90−193.
  46. Маршрутное описание Водных путей Донского Бассейна. Минречфлот РСФСР. Управление Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. ДСП. 1975.
  47. Ю. В. Ресурсосбережение в системах управления режимами работы дизельной энергетической установкой. «Прикладная математика в инженерных расчетах на транспорте». Сборник научных трудов. СПб., 2001 г., с. 26−28.
  48. Ю. В. Управление дизельной энергетической установкой и рулевым устройством при расхождении судов. «Прикладная математика в инженерных расчетах на транспорте». Сборник научных трудов. СПб., 2001 г., с. 19−25.
  49. Ю. В., Фурмаков Е. Ф., Гусев В. С. Аварийная защита быстроходного судового двигателя. «Авиационно-космическая техника и технология». Сборник научных трудов. Вып. 23, Харьков, 2001 г., с. 158−162.
  50. Ю. В., Фурмаков Е. Ф., Гусев В. С. Некоторые особенности адаптации системы автоматизации быстроходных дизелей. «Авиационно-космическая техника и технология». Сборник научных трудов. Вып. 26, Харьков, 2001 г., с. 252−255.
  51. Ю. В., Фурмаков Е. Ф., Гусев В. С. Система автоматизации аварийной защиты быстроходных судовых двигателей. «Прикладнаяматематика в инженерных и экономических расчетах». Сборник научных трудов. СПб, 2001 г., с. 67−73.
  52. Д. Эргономические основы разработки сложных систем. — М.: Мир, 1979.-456 с.
  53. М., Махо Д., Тахахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  54. А. В. Внутренние водные пути. М.: Стройиздат, 1973. —328 с.
  55. Н. Н. Численные методы в теории оптимальных систем. — М.: Наука, 1971.-424 с.
  56. В. П., Дымарский Я. С. Элементы теории управления ГАП. -Л.: Машиностроение, 1984. 333 с.
  57. В. И. Вопросы совместной работы двигателей, винтов и корпуса судна. — Л.: Судостроение, 1965. 247 с.
  58. В. И. Динамика содовых комплексов. Л.: Судостроение, 1967.-294 с.
  59. В. И. Оптимальные режимы работы судовых комплексов. — М.: Транспорт, 1974. 200 с.
  60. В. И., Брук В. М. Системотехника: методы и приложения. -Л.: Машиностроение, 1985.-200 с.
  61. С. Б., Земляновский Д. К., Щепетов И. А. Организация безопасности плавания судов. -М.: Транспорт, 1972. 215 с.
  62. В. Г. Элементы теории судовождения на внутренних водных путях. Часть 1,2.- М.: Транспорт, 1962. 300 с.
  63. Н. Н., Долгачев Ф. М. Гидравлика. Основы гидрологии. — М.: Энергия, 1977. 407 с.
  64. Ю. П. Оптимальное управление движением транспортных средств. — JL: Энергия, 1969. — 96 с.
  65. Ю. П. Оптимальные регуляторы судовых силовых установок (теоретические основы). — J1.: Судостроение, 1974. 117 с.
  66. Ю. П. Теория и методы проектирования оптимальных регуляторов. М.: Энергоатомиздат, 1985. — 240 с.
  67. JI. С., Болтянский В. Г., Гамкрелидзе Л. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1969. — 384 с.
  68. В. Г. Кибернетические принципы самоорганизации. — Л.: ЛГПИ, 1974.-350 с.
  69. Л. А., Пономарев Ю. П. Экстраполяционные методы проектирования и управления. М.: Машиностроение, 1986.- 116 с.
  70. Л. М. Управляемость толкаемых составов. — М.: Транспорт, 1969, — 128 с.
  71. Л. М., Соларев Н. Ф. Маневренность речных судов. — М.: Транспорт, 1967. 144 с.
  72. Н. Ф. Безопасность маневрирования речных судов и составов. — М.: Транспорт, 1980. 215 с.
  73. Н. Ф., Сорокин Н. А. Инерционные характеристики и безопасность расхождения судов и составов. — М.: Транспорт, 1972. — 136 с.
  74. С. Б., Субботин Ю. Н. Сплайны в вычислительной математике.-М.: Наука, 1976.-248 с.
  75. М. А., Ляхов К. С. Организация движения флота. — М.: Транспорт, 1985. 288 с.
  76. Е. Ф., Коломнин В. В., Петров О. Ф., Степанян Н. М., Маслов Ю. В. Свидетельство на полезную модель Л" 13 894 зарегистрировано в
  77. Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 10.06.2000 г. «Топливомерно-расходомерная система самолета».
  78. Е. Ф., Коломнин В. В., Петров О. Ф., Степанян Н. М., Маслов Ю. В. Заявление о выдаче патента РФ на изобретение. «Способ определения запаса топлива на борту маневренного самолета» 13.08.2001 г.
  79. Е. Ф., Коломнин В. В., Петров О. Ф., Степанян Н. М., Маслов Ю. В. Решение о выдаче свидетельства на полезную модель (заявка № 2 001 118 785/20(20 208) 09.07.2001 г. «Топливоизмерительная система»
  80. Е. Ф., Маслов Ю. В., Гусев В. С., Поливанов Н. В. Перспективы систем диагностики авиадвигателей. В книге «Информационные системы на транспорте», издательство «Судостроение», с.297−298.
  81. А., Кулибанов М. Ю. Окружающая среда как объект автоматизированного управления / Сб. научных трудов «Информационная поддержка систем контроля и управления на транспорте» СПб.: СПГУВК, 1998. с. 60−67.
  82. И. Е. Человек как звено следящей системы. М.: Наука, 1981.-288 с.
  83. С. М. Искусственный интеллект. М.: Мысль, 1985. — 200с.
  84. П. Н., Соларев Н. Ф., Щепетов И. А. Управление судами и составами. — М.: Транспорт, 1971. -352 с.
  85. Т. В., Феррел У. Р. Системы человек-машина. М.: Машиностроение, 1980. -400 с.
  86. Юфа A. JI. Автоматизация процессов управления маневрирующими надводными объектами. Л.: Судостроение, 1987. — 288 с.
Заполнить форму текущей работой