Бизнес-образование как фактор формирования социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства
Формирование благоприятной среды для развития малого бизнеса позволяет в короткое время и при относительно низких затратах создать новые рабочие места, обеспечить населению получение доходов от I самостоятельной хозяйственной деятельности, увеличить поток налоговых поступлений в местные бюджеты, наполнить рынок более доступными по цене товарами и услугами. В условиях финансовой нестабильности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной инфраструктуры современного предпринимательства
- 1. 1. Социальная инфраструктура предпринимательства как социологическая категория
- 1. 2. Программно-целевой подход формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства
- 1. 3. Роль современных технологий в формировании инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства
- Глава 2. Бизнес-образование как фактор формирования социальной инфраструктуры предпринимательства
- 2. 1. Структура и динамика становления социального слоя предпринимателей в современной России
- 2. 2. 0. бразовательные профессиональные услуги как фактор развития и формирования кадрового потенциала малого и среднего бизнеса
- 2. 3. Функционирование образовательных учреждений торгово-экономического профиля в инфраструктуре малого предпринимательства
- 2. 1. Структура и динамика становления социального слоя предпринимателей в современной России
Бизнес-образование как фактор формирования социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство — важная составляющая рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкуренции в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, является основой среднего класса.
Малое предпринимательство можно рассматриваем в узком и широком смысле. В узком малое предпринимательство понимается с позиции прибыльности, т. е. в коммерческом плане. В широком смысле оно рассматривается с позиции его социальных функций, с помощью которых решаются проблемы занятости, региональные и муниципальные проблемы (безработица, женский труд, жилье).
В современном хозяйстве малое предпринимательство занимает все более значимое место в производстве товаров и услуг, включая такой специфический товар, как научно-технические и технологические инновации. Малые предприятия стали неотъемлемым элементом рынков товаров и рабочей силы, которые наряду с рынком капиталов образуют систему общественного воспроизводства в любой стране.
С самого начала российских реформ важная роль малого предпринимательства в возрождении отечественной экономики признавалась буквально всеми, хотя в силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел.
Российские предприниматели — это люди, активно работающие в народном хозяйстве в неблагоприятных условиях, обеспечивающие фундамент для благополучия собственных семей и дающие рабочие места тысячам своих сограждан.
Российское предпринимательство выполняет важные функции в обществе. Прежде всего, малый бизнес, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов и не желает занять крупный и средний бизнес. А между тем без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха, торговли и общественного питания и т. д.) и бизнес-услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается «капилляров», питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами, другими ресурсами. В-третьих, малый бизнес — огромное поле для тех инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.
Наконец, развитие малого предпринимательства — критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, т. е. тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении.
Актуальность исследования определяется тем, что в России, как и во всем мире, малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы, играет исключительно важную роль в формировании региональных и местных бюджетов, создавая новый средний классоснову политики социального партнерства, демократии, становления гражданского общества. Однако на практике предприниматель сталкивается с массой проблем, в том числе таких, как привлечение капитала для развития собственного дела и жесткая конкуренция крупных предприятий, нестабильность нормативной и законодательной базынепрофессиональность кадров, ступивших на новый для себя путь свободного предпринимательстванеразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способной помочь нарождающимся бизнесам выжить и развиться в условиях рынка.
Необходимость поиска путей рационального решения указанных проблем, недостаточная изученность данных вопросов, обусловили выбор темы исследования.
Изученность проблемы. В отечественной и зарубежной литературе вопросам развития малого предпринимательства уделяется достаточно большое внимание. Прежде всего, следует отметить исследования А. Мольтьена, Ж. Б. Кольбера, посвященные теории предпринимательства, истокам теории бизнеса. С их точки зрения от предпринимателя коммерсанта зависит, в конечном счете, благосостояние общества и благополучие каждого человека. И. Шумпетер, создатель теории предпринимателя-новатора, утверждал, что предприятие и предприниматели, являются основными двигателями механизмов производства, обмена и распределения в условиях рыночной экономики.
К. Макконелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований. Проблемы предпринимательства исследовались в трудах английского экономиста Дж. М. Кейнса.
В трудах Багиева Г. Л. и Томилова В. В. предпринимательская деятельность рассматривается как процесс, осуществляемый частными липами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению и продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. рассматривают предпринимательство как частный случай бизнеса. В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника.
Ряд авторов уделяют особое внимание организации малого бизнеса. Вопросы поддержки малого предпринимательства изложены в работах Каганова В., Аборнева О., Брюмера К., Виленского А., Блинова А. О., Мишина А., Муминова Р., Перевозчикова С. Е., Злобина Б. К., Бреева Б. Д. и др.
Изучению инновационных технологий в малом бизнесе посвящены труды Воронова В., Семенова А., Цыгичко А., проблемам управления малым бизнесом — работы Иванова В. В., Сираполиса Н. К., Волгина В. В., Стредвика Д. и др.
Вместе с тем, анализ современной отечественной литературы указывает на недостаточность работ, посвященных формированию инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проблемам трудоустройства молодых специалистов путем организации малого бизнеса и обеспечению его поддержки в целях решения проблем, тормозящих развитие предпринимательства. Интересы предпринимателей состоят в получении адаптированных к рынку специалистов, однако возможности образования в решении данной задачи ограничены.
Данное обстоятельство определило выбор темы диссертационной работы, ее цель, задачи, предмет и объект исследования.
На основании вышеизложенного целью диссертационной работы является разработка модели формирования социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства как особого социального слоя и вида деятельности на базе средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• выявить проблемы формирования -.социальной инфраструктуры малого предпринимательства и факторы, тормозящие ее развитие;
• исследовать бизнес-образование как фактор развития и формирования кадрового потенциала малого предпринимательства;
• выявить роль современных инновационных технологий в создании образовательной составляющей социальной инфраструктуры малого бизнеса;
• проанализировать структуру • и динамику развития малого предпринимательства в социетальном и региональном аспектах;
• определить роль образовательных учреждений торгово-экономического профиля в формировании социальной инфраструктуры малого предпринимательства.
Объектом исследования является социальная инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства.
Предметом исследования является бизнес-образование как важнейший фактор формирования и развития социальной инфраструктуры малого предпринимательства.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области предпринимательства, социологии, экономики, нормативно-правовые документы федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти, монографии, диссертации и публикации в периодической печати.
В процессе исследования диссертантом применялся комплексный подход, сочетающий системный и структурно-функциональный анализ, а также общенаучные методы познания. Анализ социальной инфраструктуры предпринимательства осуществлялся также с использованием программно-целевого метода.
Эмпирической базой исследования послужили ' данные общегосударственной, и региональной статистики, а также результаты экспертного опроса с участием диссертанта (было опрошено 187 предпринимателей отобранных методом «снежного кома»), а также результаты мониторинга занятости выпускников Пензенского торгово-экономического техникума (2002;2005 гг.).
В диссертации. осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати и Интернет.
Научная новизна исследования заключается в выдвижении и обосновании модели социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на базе бизнес-образования.
В соответствии с этим: выявлена ключевая роль системы бизнес-образования в создании социальной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнесаопределено значение современных инновационных технологий в формировании образовательной компоненты социальной инфраструктуры малого бизнеса, способствующей успешному ведению предпринимательской деятельностидоказано, что система бизнес-образования способствует координации формирования, подготовки и переподготовки персонала предприятий малого бизнеса, притоку в сектор малого и среднего бизнеса квалифицированных специалистов, повышению результативности деятельности предпринимательстваопределена роль средних профессиональных учебных заведений в системе подготовки кадров для малого бизнеса, .включающие гибкие организационные формы обучения и трудоустройства молодых специалистов.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке положений и рекомендаций как методологического, так и практического характера, направленных на повышение эффективности процессов развития малого бизнеса. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в прогностических и программных разработках развития и поддержки инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.
Полученные в ходе проведенного исследования теоретико-методологические подходы, фактический материал могут быть использованы при подготовке учебных пособий для экономистов и социологов, а также в преподавании курсов общей социологии, экономической социологии, социологии предпринимательства, основ предпринимательской деятельности, управления персоналом и др.
Разработанные в диссертации предложения и методические рекомендации по созданию инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса рекомендованы к внедрению Советом директоров ССУЗов Пензенской областиприняты к внедрению в Пензенском торгово-экономическом техникуме, Пензенском техникуме предпринимательства в торговле, общественном питании, сфере быта и услуг, Курском торгово-экономическом колледже, Костромском торгово-экономическом колледже.
Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международной и всероссийской научно-методических конференциях-Пенза (2002 г.), всероссийских научно-практических конференциях — Пенза (2002 г.), международной научно-практической конференции — Челябинск (2003 г.), всероссийских научно-практических конференциях — Пенза (2003г.), международной научно-практической конференции-Хмельницкий, (2003г.), международных научно-практических конференциях — Пенза (2004г.), всероссийских научно: практических конференциях—Пенза (2005г.), П Сорокинских чтениях-МГУ им. Ломоносова (2005).
По теме исследования опубликование 22 научных работы автора.
Основные результаты работы: г.
• определена отраслевая структура малых предприятий, показывающая I' концентрацию малого предпринимательства в сфере услуг, прежде всего в торговле и общественном питании;
• выявлены тенденции развития малого предпринимательства в постсоциалистической России, свидетельствующие о снижении числа малых предприятий в промышленности, строительстве и увеличении числа малых предприятий в торговле и общественном питании;
• доказано, что малый бизнес Пензенской области является одним из у главных источников налоговых поступлений и создания новых рабочих мест;
• исследованы механизмы реформирования системы подготовки кадров для малого бизнеса средними профессиональными учебными заведениями, свидетельствующие о необходимости создания системы гибких организационных форм обучения и трудоустройства молодых специалистов;
— • намечены направления подготовки кадрового потенциала для инфраструктур поддержки малого бизнеса, способного обеспечить необходимое качество обучения и оказывать действенную консультационную и профессиональную поддержку начинающим и опытным предпринимателям;
• разработана инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства на базе среднего специального учебного заведения торгово-экономического профиля, способствующая координации формирования, подготовки и переподготовки персонала предприятий малого бизнеса, притоку в сектор малого и среднего бизнеса квалифицированных специалистов, повышению результативности деятельности предпринимательства.
Предложенная инфраструктура, на наш взгляд, позволит решить г следующие задачи:
— обеспечить предпринимателей доступными квалифицированными консалтинговыми, информационными, обучающими и другими необходимыми для развития бизнеса услугами;
— способствовать внедрению прогрессивных методов финансовой поддержки малого предпринимательства, уменьшению препятствий на пути малых предприятий при получении кредитов в коммерческих кредитно-финансовых учреждениях, компенсирование высоких финансовых рисков в приоритетной деятельности малых предприятий- -содействие самозанятости населения;
— создаст условия для подготовки и повышения квалификации предпринимателей, консультантов и служащих, занятых в сфере поддержки малого предпринимательства.
Заключение
.
В диссертации проведен анализ проблем создания инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на базе учебных заведений торгово-экономического профиля. В соответствии с поставленной целью, исследованы научные труды отечественных и зарубежных специалистов, существующие методики по построению эффективной системы формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Сегодня в России малое предпринимательство становится реальным сектором экономики и представляется необходимым инструментом решения проблем занятости, снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономического развития территорий.
Формирование благоприятной среды для развития малого бизнеса позволяет в короткое время и при относительно низких затратах создать новые рабочие места, обеспечить населению получение доходов от I самостоятельной хозяйственной деятельности, увеличить поток налоговых поступлений в местные бюджеты, наполнить рынок более доступными по цене товарами и услугами. В условиях финансовой нестабильности именно малые предприятия способны к быстрому обороту средств и самоокупаемости. За счет более высокой мобильности малые предприятия быстрее, чем крупные адаптируются к изменению экономических условий. Однако проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, невозможно решить без серьезной поддержки. К настоящему времени акценты в создании системы поддержки и развития малого предпринимательства постепенно сместились с федерального на региональный, а затем на муниципальный уровень.
Список литературы
- Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства / О. Аборнева // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 2. — С. 111 — 117.
- Абчук В. Путь к успеху или курс бизнеса / В. Абчук. СПб.: Мир и Семья Интерлайн, 1998.
- Аккерман Е., Головачев В., Латышева О., Попова Е. «Интернет бодро шагает по России»//Экономика и жизнь, 2005, № 19
- Альбеков А.У. Развитие малого бизнеса в сфере коммерческого посредничества (на примере Ростовской области): Автореф. дисс. канд. экон. наук / А. У. Альбеков. СПб.: СПбУЕФ, 1993. — 23 с.
- Анисимов П.Ф. Средняя профессиональная школа в новом учебном году ./Вестник среднего профессионального образования, № 10, октябрь, 2004.
- Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия // общественные науки и современность. 1998. № 5. с.51−60.
- Бабаева J1.B. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ / J1.B. Бабаева, Г. П. Лапина. М., 1997.
- Бабаева Л.В. О рациональном и иррациональном в поведении бизнес-слоя. //Вопросы социологии. М., 1996. Выпуск 6. с. 143−150.
- Бабаева Л.В., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М., 1997.
- Баженов Ю.К. Малое предпринимательство и практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / Ю. К. Баженов, АЛО. Баженов. М.: ИВУ — Маркетинг, 1999. — 104 с.
- Балатцкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е. Балатцкий, А Потапова // Экономист. -2001,-№ 4.-С. 45−54.
- Баркан Д.И. Маркетинг для всех / Д. И. Барков. Л.: Человек, 1991.
- Басарева В.Г. Развитие предпринимательства в бывших социалистических странах: роль малого бизнеса в экономическом развитии / В. Г. Басарева, Т. А. Сильченко, Е. Г. Почеснева. Новосибирск, 1995.
- Берл Г. Создать свою фирму. / Г. Берл. М.: Дело Лтд, 1994.- 192 с.
- Биктяков Ю. Малое предпринимательство в Республики Мордовии / Ю. Биктяков // Экономист. 2002. — № 11. — С. 76 — 79.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994.
- Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. 1999. — № 2. — С. 75 — 78.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник /А.О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 356 с.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство: организационное и правовые основы деятельности / О.А. Блинов- М.- 1998.
- Блинов А.О. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра / А. О. Блинов, Н. М. Голаенко. Краснодар, 1996.
- Блинов А.О. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин М., 2000.
- Блинов А.О. Региональная система поддержи малого предпринимательства в России: Автореф. дисс. канд. экон. наук / А. О. Блинов М., 1994.-31 с.
- Блинов А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К0″, 2003.
- Борисов С.Р. Социальная ответственность бизнеса.//Платное образование, 2006, № 1, с. 19.
- Борисов.С. «Быть или не быть малому бизнесу в России"//Торговая газета, № 48 от 7.07.04.
- Бреев Б.Д. Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств / Б. Д. Бреев, О. Е. Вороновская. М., 1998.
- Бритков В.Б., Смольянинов Н. Д. «Электронный бизнес» и наше будущее.//Консультант директора, 2004, № 2, с. 30.
- Бритков В.Б., Смольянинов Н. Д. «Электронный бизнес» и наше будущее.//Консультант директора, 2004, № 2, с. 30.
- Брюммер К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии / К. Брюммер // Экономист. 2002. — № 2. — С 58 — 63.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
- Бусек Ю. Малые и средние предприятия: политика управления / Ю. Бусек // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 64 -70.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы / Е. Бухвальд // Экономист.2001.-№ 8.-С. 47−51.
- Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А. Н. Буянкина. М., 1998.
- Вайнхольд Штюнци X. Маркетинг на малых и средних предприятиях / X. Вайнхольд — Штюнци // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2. — С. 68 — 73.
- Вандышев В.А. Подготовка кадров для инфраструктур поддержки малого бизнеса. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
- Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
- Верховин В.И. Экономическая социология. М., 2005.
- Верховин В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8. с. 62−68
- Верхоглазов А. А. Учебное заведение малому бизнесу .//Специалист, 2004, № 9, с. 15.
- Верхоглазов А.А. Роль отраслевых ССУЗ торгово-экономического профиля в формировании инфраструктуры малого и среднего бизнеса.//Сорокинские чтения, М., 2005.
- Верхоглазов А.А. Технологические парки малому бизнесу .//Университетское образование: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, ПДЗ, 2005, с.45−48.
- Верхоглазов А.А., Тугускина Г. Н. Дистанционное обучение как одна из форм подготовки специалистов.//Новые информационные технологии в решении проблем образования, экологии, управления и права. Сборник научных трудов. Хмельницкий, 2003, с. 82.
- Верхоглазов А.А., Тугускина Г. Н. Роль учебного заведения в создании рабочих мест.//Российский рынок труда. Новации, проблемы, перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Пенза, МНИЦ ПГСХА, 2004, с. 25−27.
- Виленский А. Финансовая поддержка малого предпринимательства / А. Виленский // Экономист. 1999. — № 9. — С.88 — 90.
- Возьмитель А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.
- Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. 3-е изд., перераб и доп.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.-310 с.
- Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве ключ к импортозамещению / В. Воронов // Экономист. — 2001. — № 7. — С. 19 — 22.
- Горбунов B.JI. Информационная поддержка малого предпринимательства. Материалы «круглого стола» «Кадровое обеспечение сферы малого предпринимательства», конгресс-центр ПШ РФ, 14−15.02.02.
- Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне. СПб., 1997.
- Грибов В.Д. Основа бизнеса: Учебное пособие / В. Д. Грибов М., Финансы и статистика 2000.
- Демин В.М. Реформа среднего профессионального образования России // Специалист, 2000, № 6, С. 3−6.
- Демин В.М. Среднее профессиональное образование России состояние, проблемы, перспективы развития // Специалист, 2001, № 5, С. 2−7.
- Джамурзаев Ю.Д. Индивидуальное предпринимательская деятельность: Регистрация, учет, налоги: Учебно-практическое пособие / Ю. Д. Джамурзаев, Е. В. Пролло. М., 1998. — 365 с.
- Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2004 году//Ежеквартальный информационно-аналитический доклад, М, 2005.
- Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов / М. Еваленко // Российский экономический журнал. -2003. -№ 9- 10.
- Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России / М. Еваленко // Российский экономический журнал. 2003. — № 2. — С. 60−73.
- Евенко Д.Л. Мелкий бизнес в Западной Европе: Научно-аналитический обзор / Д.Л. Евенко- ИНИОН.- М., 1991.
- Егорова Н. Е. Финансовый анализ кооперационной стратегии развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Финансовый менеджмент. 2002. — № 1. — С. 44−61.
- Закон Пензенской области № 449-ЗПО «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области на 20 032 005 годы».
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
- Закон РФ «Программа развития среднего профессионального образования на период 2000—2005 гг.»
- Зарубина Н. Социально-культурные основы хозяйства предпринимательства. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1998.
- Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социол. исслед. 1995. № 3. с. 3−12.
- Злобин Б.К. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства / Б. К. Злобин, Ю. М. Зацепин. М., 1998.
- Зяблюк Н.К. Государство и малый бизнес США: социально-политический аспект / Н. К. Зяблюк. М., 1997.
- Иванов В. В. Система управления развитием малого бизнеса: территории / В. В. Иванов, А. И. Мильченко // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2. — С. 128 — 140.
- Иванова Н.М. Новое о малых предприятиях в России / Н. М. Иванова, В. Г. Скляревский. М., 1996.
- Игнатьев A.M. Проблемы становления малого бизнеса в России / A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик. СПб.: СПбУЕФ, 1997.- 304 с.
- Исаходжаев А. Роль малого бизнеса в экономике Узбекистана / А. Исаходжаев // Экономист. 2003. — № 4. — С. 88 — 91.
- Касимов Н. Система регулирования малого и среднего предпринимательства в Азербайджане / Н. Касимов // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. — С. 77 — 76.
- Кеннет Дж. Кук Малый бизнес: Маркетинг / Дж. Кук Кеннет- Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Довгань», 1998.- 168 с.
- Кислов Д.В. Малые предприятия / Д. В. Кислов М.: ЗАО Издательский дом «Главбух»,.- 2002.- 352 с. (Бухгалтерская панорама)
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. М.: Московский лицей, 2002, № 2.
- Коровкин В.В. Предприятия малого бизнеса: Государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. / В. В. Коровкин, Г. В. Кузнецова. М.: Приор, 1997.
- Кошарная Г. Б. Проблемы формирования культуры предпринимательства в переходном обществе. Днепропетровск: Наука и образование, 1999.
- Кошарная Г. Б. Мотивационная структура российского предпринимателя//Проблемы теории и практики управления, 2006, № 4, с.110−116.
- Краева Н.М., Минеев В. Н. Особенности развития российского предпринимательства // Общество и экономика, 1995. № 4. с. 79−84.
- Крутик А.Б. Малое предпринимательство и бизнес коммуникации: Учебное пособие / А. Б. Крутик, М. А. Горенбургов., Российская Академия Гуманитарных наук. СПб: Издательский дом «Бизнес -пресса», 1998.295 с.
- Крутик А.Б. Управление финансами в малом бизнесе / А. Б. Крутик, Д. В. Стадник. СПб., 1996.
- Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. № 8. с. 94−106.
- Кузьмина Т.И. Экономика малого бизнеса / Т. И. Кузьмина. М.: МГУ, 1997.
- Кузьмина Т.И. Экономика малого бизнеса / Т. И. Кузьмина. М.: МГУ, 1992.
- Кузьмичев А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1995.
- Культура бизнеса // Общество и экономика. 1995. № 1.
- Курс предпринимательства: Учебник. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера. М.: Финансы- Издательское объединение ЮНИТИ, 1997.-439 с. (глава 7).
- Лазарев Г. И. Дж. К. Финансы в малом бизнесе практический подход / Дж. К. Малый бизнес и государство / Г. И. Лазарев М., 1996.
- Лапин Н.А. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества.//Социс, 1997, № 3, с. 14−24.
- Лапин Н.И. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6. с.43−57.
- Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.
- Лапу ста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин М.: ИНФРА М, 2004. — 454 с. (Высшие образование).
- Лебедева И. Особенности управления трудом на мелких и средних предприятиях Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 101 — 105.
- Лембден Д. К., Финансы в малом бизнесе / Д. К. Лембден, Д. Таргот- Пер. с англ. М.: Финансовая статистика 1992.
- Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.
- Макаревич Л.М. Бизнес планирования для малого предприятия / Л. М. Макаревич. М.: Рассиана, 2004. — 176 с.
- Макинтайр Р. Местные, власти стимуляторы малого бизнеса / Р. Макинтайр // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 3. — С. 56−60.
- Макконелл К., Брю С. Экономикс. В 2-х томах. М.: Республика. 1992.
- Малое предпринимательство в России в 1995 г. / Госкомстат РФ,-М., 1996.-312 с.
- Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2002.
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
- Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 1999.
- Малое предприятие. М.: Книга — Сервис, 2004. — 48 с.
- Малое предприятие: Организация, экономика, учет, налоги. / Под ред. В. Я. Горфинелля, В. А. Швандер.- М.: ЮНИТИ, 2001.
- Малые и средние предприятия. Управление организацией. / Под ред. Й. Х. Пихлера и др. М.: Рассиана, 2004. — 280 с.
- Малые предприятия: Бухгалтерский учет, отчетность. Анализ финансового состояния. М.: Аструм, 2004.- 231 с.
- Малые предприятия: Организация, экономика, учет, налоги. М.: Аструм, 2004.
- Малый бизнес России: Проблемы и перспективы. М.: 1996.
- Малый бизнес и инфраструктура / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук, и др.- Под ред. А. Б. Крутиков. СПб.: СПбУЕФ, 1995.- 161 с.
- Маркетинговая диагностика трудового потенциала предпринимательских структур: Монография / В. А. Архипова, JI.H. Семеркова, В. В. Томилов Пенза, 2001.
- Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3-х томах. М.: Прогресс, 1984−1985.
- Мишин А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса / А. Мишин // Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 61 — 70.
- Морозовский проект. Организации поддержки малого бизнеса. / Под ред. В. Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1996. — 34 с.
- Мосейко В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно конструктивистский подход / В. Мосейко // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2. — С. 92 — 96.
- Муминов Р. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития / Р. Муминов, И. Абдираимов, С Маленкова // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4. — С. 85 — 89.
- Муравьев А.И. Малый бизнес: Экономика. Организация. Финансы: Учебное пособие для вузов / А. И. Муравьев, A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик. -2-е изд., доп и перераб. СПб: СПб ГУЕиФ- Издательский дом «Бизнесс-пресса», 1999.- 608 с.
- Нетесов А.В. Индивидуальный предприниматель / А. В. Нетесов. 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000. -602 с.
- Новиков A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования// Специалист, 1998, № 1, С. 2−6.
- Новиков A.M. Российское образование: бремя наследства // Специалист, 2000, № 7.
- Новиков В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. 1999. — № 9 -10.
- Новицкий А.Г. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект / А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 1994.- 526 с.
- Нойбауэр X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях / X. Нойбауэр // Проблемы теории и практики управления. -2002.-№ 3.-С. 62−67.
- Оганян О. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. О. Оганян // Экономист. 2002. — № 8. — С. 45 — 51.
- Организация поддержки малого бизнеса. / Под ред. В. Ш. Каганова.-М., Академия менеджмента и рынка, 1995.- 128 с.
- Панарин А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики. № 7.
- Панкрухин А.П., «Маркетинг образовательных услуг» // «Маркетинг в России и зарубежом» июль-август 1997 г.
- Пашкус Ю.В. Введение в бизнес. / Ю. В. Пашкус, О. Н. Мисько JI.: Северо-Запад, 1991.
- Перевозчиков С.В. Анализ способов поддержки и методических подходов к определению малого предпринимательства в России и в других странах / С. В. Переводчиков, A.M. Слепокоров // Экономический анализ: теория и практика. 2003. — № 10. — С. 64 — 72.
- Петров С. Малые и средние предприятия в болгарской экономике / С. Петров // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. — С. 63−70.
- Плайтнер X. И. Значение «человеческого фактора» для малых и средних предприятий / Х. Й. Плайтнер // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 71 — 78.
- Плисецкий Д. Российские банки и кредитования малого бизнеса / Д. Плисецкий // Мировая экономика и международные отношения. 2003. -№ 10.- С. 16−17.
- Половинкин П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник Московского университета. Серия 6. экономика. 1996. № 2.
- Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения., (приказ Минтруда России от 25.03.02 № 57).
- Пономаренко Б.Т. Подготовка кадров для малого бизнеса: методология и организация. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
- Постановление Главы администрации г. Пенза № 2074 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2004−2010 годы».
- Постановление Правительства Пензенской области от 30 сентября 2004 г. № 888-пП «О ходе реализации Закона Пензенской области от 20.02.2003 № 449-ЗПО «О программе развития и поддержки малого предпринимательства, а Пензенской области на 2003−2005 годы»
- Постановление Правительства РФ № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы».
- Практика малого бизнеса М.: Аструм.- 2004. — 424 с.
- Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. Минск: Высшая шк., 1997.
- Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1997.
- Предпринимательство: Истоки, проблемы и перспективы/Под ред. А. И. Муравьева. СПб.6 Изд-во СПбУЭФ, 1994.
- Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандер. М.: ЮНИТИ, 2000. — 475 с.
- Программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 1999−2001 гг.
- Прохоров В.А. О состоянии малого предпринимательства в РФ: Доклад на Петербургском экономическом форме, 20.06.1997.
- Пустовойт. С. А. Инвестиционная привлекательность сферы подготовки кадров для малого бизнеса. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
- Радаев В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. № 7. с. 72−82.
- Радаев В.В. Экономическая социология. // М.: Аспект Пресс, 1997.
- Райан Д. Д. Малый бизнес: Бизнес-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк- Пер. с англ. М.: Рассиана, 2004. — 176 с.
- Решение Пензенской городской Думы от 30.11.01. № 160/12 «О Программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 2002−2004 гг»
- Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2002.
- Рощина Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни. // Вопросы экономики. 1998. № 3. с. 114 127.
- Рутковская. И.Б. Начальная подготовка предпринимателей. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002 г.
- Рыбина М. Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России / М. Н. Рыбина // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№ 2.-С. 44−59.
- Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998.
- Семенов А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. 2000. — № 10. -С. 75−81.
- Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом / Н. К. Сирополис. -М.: Дело, 1997.
- Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. № 2. с. 29−39.
- Сошникова Е.А. Кадровое обеспечение бизнес-инкубирования. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002 г.
- Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Дж. Стредвик- Пер. с англ. М.: Рассиана, 2004. — 479 с.
- Стьютвилл Дж. Новая волна предпринимательства // США: ЭПИ. 1998. № 6. с. 72.
- Стэнворд Дж. Франчайзинг в малом бизнесе / Дж. Стэнворд, Б. Смит- Под ред. В.Н. Павловой- Пер с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 200 с. -(Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу).
- Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Темиргалиев Ж. Тенденции развития малого бизнеса в Казахстане / Ж. Темиргалиев // Экономист. 2001. — № 9. -С. 56 — 59.
- Тимаков В. Малый бизнес в региональной экономике (на примере Московской области) / В Тимаков // Экономист.-2003 .- № 7.-С.50−52.
- Титов А.Б. Малый бизнес инфраструктура: Учебное пособие / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук, А. Б. Крутик / Под ред. А. Б. Крутик.-СПб.: изд-во СПб УЭФ, 1995.- 160 с.
- Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1999.
- Трансформация социальной культуры и стратификация российского общества. М.: Институт социологии РАН, 1998.
- Управление персоналом малого предприятия (предупреждение проблем). М.: Аструм, 2004.
- Халипов В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. М., 1996.
- Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1, 2. М., 1986.
- Хизрич Р. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успехов / Р. Хизрич, М. Питере- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992 .- 176 с. — (Управление новым предприятием- Вып. 4).
- Хоке П. Я начинаю свое дело / П. Хоке- Пер. с англ. М.: Текст, 2000.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Между нар. отношения, 1993.
- Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства / А. Цыгичко // Экономист. 2001. — № 11.-С. 12−18.
- Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997.
- Шаповалов В.Ф. Откуда придет «дух капитализма». // Социологические исследования. 1994. № 2. с. 23−33.
- Шелуха А. Условия развития малого предпринимательства / А. Шелуха // Предпринимательство. 2001. — № 1. — С. 115 — 125.
- Шилова. З.В. Подготовка кадров для малого предпринимательства. Материалы «круглого стола» //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
- Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий //Мир России. 1994. № 2. Том 3. с. 149−177.
- Штайнхофф Д. Основы управления малом бизнесом / Д. Штайнхофф, Дж. Берджес- Ред. Ю. В. Шленов. М.: БИНОМ, 1997.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
- Экономика и бизнес/Под ред. В. Д. Камаева М.6 Изд-во МГУ, 1993.