Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бизнес-образование как фактор формирования социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование благоприятной среды для развития малого бизнеса позволяет в короткое время и при относительно низких затратах создать новые рабочие места, обеспечить населению получение доходов от I самостоятельной хозяйственной деятельности, увеличить поток налоговых поступлений в местные бюджеты, наполнить рынок более доступными по цене товарами и услугами. В условиях финансовой нестабильности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной инфраструктуры современного предпринимательства
    • 1. 1. Социальная инфраструктура предпринимательства как социологическая категория
    • 1. 2. Программно-целевой подход формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства
    • 1. 3. Роль современных технологий в формировании инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства
  • Глава 2. Бизнес-образование как фактор формирования социальной инфраструктуры предпринимательства
    • 2. 1. Структура и динамика становления социального слоя предпринимателей в современной России
      • 2. 2. 0. бразовательные профессиональные услуги как фактор развития и формирования кадрового потенциала малого и среднего бизнеса
    • 2. 3. Функционирование образовательных учреждений торгово-экономического профиля в инфраструктуре малого предпринимательства

Бизнес-образование как фактор формирования социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство — важная составляющая рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкуренции в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, является основой среднего класса.

Малое предпринимательство можно рассматриваем в узком и широком смысле. В узком малое предпринимательство понимается с позиции прибыльности, т. е. в коммерческом плане. В широком смысле оно рассматривается с позиции его социальных функций, с помощью которых решаются проблемы занятости, региональные и муниципальные проблемы (безработица, женский труд, жилье).

В современном хозяйстве малое предпринимательство занимает все более значимое место в производстве товаров и услуг, включая такой специфический товар, как научно-технические и технологические инновации. Малые предприятия стали неотъемлемым элементом рынков товаров и рабочей силы, которые наряду с рынком капиталов образуют систему общественного воспроизводства в любой стране.

С самого начала российских реформ важная роль малого предпринимательства в возрождении отечественной экономики признавалась буквально всеми, хотя в силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел.

Российские предприниматели — это люди, активно работающие в народном хозяйстве в неблагоприятных условиях, обеспечивающие фундамент для благополучия собственных семей и дающие рабочие места тысячам своих сограждан.

Российское предпринимательство выполняет важные функции в обществе. Прежде всего, малый бизнес, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов и не желает занять крупный и средний бизнес. А между тем без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха, торговли и общественного питания и т. д.) и бизнес-услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается «капилляров», питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами, другими ресурсами. В-третьих, малый бизнес — огромное поле для тех инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.

Наконец, развитие малого предпринимательства — критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, т. е. тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении.

Актуальность исследования определяется тем, что в России, как и во всем мире, малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы, играет исключительно важную роль в формировании региональных и местных бюджетов, создавая новый средний классоснову политики социального партнерства, демократии, становления гражданского общества. Однако на практике предприниматель сталкивается с массой проблем, в том числе таких, как привлечение капитала для развития собственного дела и жесткая конкуренция крупных предприятий, нестабильность нормативной и законодательной базынепрофессиональность кадров, ступивших на новый для себя путь свободного предпринимательстванеразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способной помочь нарождающимся бизнесам выжить и развиться в условиях рынка.

Необходимость поиска путей рационального решения указанных проблем, недостаточная изученность данных вопросов, обусловили выбор темы исследования.

Изученность проблемы. В отечественной и зарубежной литературе вопросам развития малого предпринимательства уделяется достаточно большое внимание. Прежде всего, следует отметить исследования А. Мольтьена, Ж. Б. Кольбера, посвященные теории предпринимательства, истокам теории бизнеса. С их точки зрения от предпринимателя коммерсанта зависит, в конечном счете, благосостояние общества и благополучие каждого человека. И. Шумпетер, создатель теории предпринимателя-новатора, утверждал, что предприятие и предприниматели, являются основными двигателями механизмов производства, обмена и распределения в условиях рыночной экономики.

К. Макконелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований. Проблемы предпринимательства исследовались в трудах английского экономиста Дж. М. Кейнса.

В трудах Багиева Г. Л. и Томилова В. В. предпринимательская деятельность рассматривается как процесс, осуществляемый частными липами, предпринимателями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению и продаже товаров, услуг в обмен на другие товары или услуги, или деньги. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. рассматривают предпринимательство как частный случай бизнеса. В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника.

Ряд авторов уделяют особое внимание организации малого бизнеса. Вопросы поддержки малого предпринимательства изложены в работах Каганова В., Аборнева О., Брюмера К., Виленского А., Блинова А. О., Мишина А., Муминова Р., Перевозчикова С. Е., Злобина Б. К., Бреева Б. Д. и др.

Изучению инновационных технологий в малом бизнесе посвящены труды Воронова В., Семенова А., Цыгичко А., проблемам управления малым бизнесом — работы Иванова В. В., Сираполиса Н. К., Волгина В. В., Стредвика Д. и др.

Вместе с тем, анализ современной отечественной литературы указывает на недостаточность работ, посвященных формированию инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проблемам трудоустройства молодых специалистов путем организации малого бизнеса и обеспечению его поддержки в целях решения проблем, тормозящих развитие предпринимательства. Интересы предпринимателей состоят в получении адаптированных к рынку специалистов, однако возможности образования в решении данной задачи ограничены.

Данное обстоятельство определило выбор темы диссертационной работы, ее цель, задачи, предмет и объект исследования.

На основании вышеизложенного целью диссертационной работы является разработка модели формирования социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства как особого социального слоя и вида деятельности на базе средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• выявить проблемы формирования -.социальной инфраструктуры малого предпринимательства и факторы, тормозящие ее развитие;

• исследовать бизнес-образование как фактор развития и формирования кадрового потенциала малого предпринимательства;

• выявить роль современных инновационных технологий в создании образовательной составляющей социальной инфраструктуры малого бизнеса;

• проанализировать структуру • и динамику развития малого предпринимательства в социетальном и региональном аспектах;

• определить роль образовательных учреждений торгово-экономического профиля в формировании социальной инфраструктуры малого предпринимательства.

Объектом исследования является социальная инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства.

Предметом исследования является бизнес-образование как важнейший фактор формирования и развития социальной инфраструктуры малого предпринимательства.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области предпринимательства, социологии, экономики, нормативно-правовые документы федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти, монографии, диссертации и публикации в периодической печати.

В процессе исследования диссертантом применялся комплексный подход, сочетающий системный и структурно-функциональный анализ, а также общенаучные методы познания. Анализ социальной инфраструктуры предпринимательства осуществлялся также с использованием программно-целевого метода.

Эмпирической базой исследования послужили ' данные общегосударственной, и региональной статистики, а также результаты экспертного опроса с участием диссертанта (было опрошено 187 предпринимателей отобранных методом «снежного кома»), а также результаты мониторинга занятости выпускников Пензенского торгово-экономического техникума (2002;2005 гг.).

В диссертации. осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати и Интернет.

Научная новизна исследования заключается в выдвижении и обосновании модели социальной инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на базе бизнес-образования.

В соответствии с этим: выявлена ключевая роль системы бизнес-образования в создании социальной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнесаопределено значение современных инновационных технологий в формировании образовательной компоненты социальной инфраструктуры малого бизнеса, способствующей успешному ведению предпринимательской деятельностидоказано, что система бизнес-образования способствует координации формирования, подготовки и переподготовки персонала предприятий малого бизнеса, притоку в сектор малого и среднего бизнеса квалифицированных специалистов, повышению результативности деятельности предпринимательстваопределена роль средних профессиональных учебных заведений в системе подготовки кадров для малого бизнеса, .включающие гибкие организационные формы обучения и трудоустройства молодых специалистов.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке положений и рекомендаций как методологического, так и практического характера, направленных на повышение эффективности процессов развития малого бизнеса. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в прогностических и программных разработках развития и поддержки инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

Полученные в ходе проведенного исследования теоретико-методологические подходы, фактический материал могут быть использованы при подготовке учебных пособий для экономистов и социологов, а также в преподавании курсов общей социологии, экономической социологии, социологии предпринимательства, основ предпринимательской деятельности, управления персоналом и др.

Разработанные в диссертации предложения и методические рекомендации по созданию инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса рекомендованы к внедрению Советом директоров ССУЗов Пензенской областиприняты к внедрению в Пензенском торгово-экономическом техникуме, Пензенском техникуме предпринимательства в торговле, общественном питании, сфере быта и услуг, Курском торгово-экономическом колледже, Костромском торгово-экономическом колледже.

Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международной и всероссийской научно-методических конференциях-Пенза (2002 г.), всероссийских научно-практических конференциях — Пенза (2002 г.), международной научно-практической конференции — Челябинск (2003 г.), всероссийских научно-практических конференциях — Пенза (2003г.), международной научно-практической конференции-Хмельницкий, (2003г.), международных научно-практических конференциях — Пенза (2004г.), всероссийских научно: практических конференциях—Пенза (2005г.), П Сорокинских чтениях-МГУ им. Ломоносова (2005).

По теме исследования опубликование 22 научных работы автора.

Основные результаты работы: г.

• определена отраслевая структура малых предприятий, показывающая I' концентрацию малого предпринимательства в сфере услуг, прежде всего в торговле и общественном питании;

• выявлены тенденции развития малого предпринимательства в постсоциалистической России, свидетельствующие о снижении числа малых предприятий в промышленности, строительстве и увеличении числа малых предприятий в торговле и общественном питании;

• доказано, что малый бизнес Пензенской области является одним из у главных источников налоговых поступлений и создания новых рабочих мест;

• исследованы механизмы реформирования системы подготовки кадров для малого бизнеса средними профессиональными учебными заведениями, свидетельствующие о необходимости создания системы гибких организационных форм обучения и трудоустройства молодых специалистов;

— • намечены направления подготовки кадрового потенциала для инфраструктур поддержки малого бизнеса, способного обеспечить необходимое качество обучения и оказывать действенную консультационную и профессиональную поддержку начинающим и опытным предпринимателям;

• разработана инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства на базе среднего специального учебного заведения торгово-экономического профиля, способствующая координации формирования, подготовки и переподготовки персонала предприятий малого бизнеса, притоку в сектор малого и среднего бизнеса квалифицированных специалистов, повышению результативности деятельности предпринимательства.

Предложенная инфраструктура, на наш взгляд, позволит решить г следующие задачи:

— обеспечить предпринимателей доступными квалифицированными консалтинговыми, информационными, обучающими и другими необходимыми для развития бизнеса услугами;

— способствовать внедрению прогрессивных методов финансовой поддержки малого предпринимательства, уменьшению препятствий на пути малых предприятий при получении кредитов в коммерческих кредитно-финансовых учреждениях, компенсирование высоких финансовых рисков в приоритетной деятельности малых предприятий- -содействие самозанятости населения;

— создаст условия для подготовки и повышения квалификации предпринимателей, консультантов и служащих, занятых в сфере поддержки малого предпринимательства.

Заключение

.

В диссертации проведен анализ проблем создания инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на базе учебных заведений торгово-экономического профиля. В соответствии с поставленной целью, исследованы научные труды отечественных и зарубежных специалистов, существующие методики по построению эффективной системы формирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Сегодня в России малое предпринимательство становится реальным сектором экономики и представляется необходимым инструментом решения проблем занятости, снижения социальной напряженности, обеспечения социально-экономического развития территорий.

Формирование благоприятной среды для развития малого бизнеса позволяет в короткое время и при относительно низких затратах создать новые рабочие места, обеспечить населению получение доходов от I самостоятельной хозяйственной деятельности, увеличить поток налоговых поступлений в местные бюджеты, наполнить рынок более доступными по цене товарами и услугами. В условиях финансовой нестабильности именно малые предприятия способны к быстрому обороту средств и самоокупаемости. За счет более высокой мобильности малые предприятия быстрее, чем крупные адаптируются к изменению экономических условий. Однако проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, невозможно решить без серьезной поддержки. К настоящему времени акценты в создании системы поддержки и развития малого предпринимательства постепенно сместились с федерального на региональный, а затем на муниципальный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства / О. Аборнева // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 2. — С. 111 — 117.
  2. В. Путь к успеху или курс бизнеса / В. Абчук. СПб.: Мир и Семья Интерлайн, 1998.
  3. Е., Головачев В., Латышева О., Попова Е. «Интернет бодро шагает по России»//Экономика и жизнь, 2005, № 19
  4. А.У. Развитие малого бизнеса в сфере коммерческого посредничества (на примере Ростовской области): Автореф. дисс. канд. экон. наук / А. У. Альбеков. СПб.: СПбУЕФ, 1993. — 23 с.
  5. П.Ф. Средняя профессиональная школа в новом учебном году ./Вестник среднего профессионального образования, № 10, октябрь, 2004.
  6. Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия // общественные науки и современность. 1998. № 5. с.51−60.
  7. Бабаева J1.B. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ / J1.B. Бабаева, Г. П. Лапина. М., 1997.
  8. Л.В. О рациональном и иррациональном в поведении бизнес-слоя. //Вопросы социологии. М., 1996. Выпуск 6. с. 143−150.
  9. Л.В., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М., 1997.
  10. Ю.К. Малое предпринимательство и практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса / Ю. К. Баженов, АЛО. Баженов. М.: ИВУ — Маркетинг, 1999. — 104 с.
  11. Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е. Балатцкий, А Потапова // Экономист. -2001,-№ 4.-С. 45−54.
  12. Д.И. Маркетинг для всех / Д. И. Барков. Л.: Человек, 1991.
  13. В.Г. Развитие предпринимательства в бывших социалистических странах: роль малого бизнеса в экономическом развитии / В. Г. Басарева, Т. А. Сильченко, Е. Г. Почеснева. Новосибирск, 1995.
  14. Г. Создать свою фирму. / Г. Берл. М.: Дело Лтд, 1994.- 192 с.
  15. Ю. Малое предпринимательство в Республики Мордовии / Ю. Биктяков // Экономист. 2002. — № 11. — С. 76 — 79.
  16. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994.
  17. А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. 1999. — № 2. — С. 75 — 78.
  18. А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник /А.О. Блинов, И. Н. Шапкин. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 356 с.
  19. А.О. Малое предпринимательство: организационное и правовые основы деятельности / О.А. Блинов- М.- 1998.
  20. А.О. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра / А. О. Блинов, Н. М. Голаенко. Краснодар, 1996.
  21. А.О. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин М., 2000.
  22. А.О. Региональная система поддержи малого предпринимательства в России: Автореф. дисс. канд. экон. наук / А. О. Блинов М., 1994.-31 с.
  23. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К0″, 2003.
  24. С.Р. Социальная ответственность бизнеса.//Платное образование, 2006, № 1, с. 19.
  25. Борисов.С. «Быть или не быть малому бизнесу в России"//Торговая газета, № 48 от 7.07.04.
  26. .Д. Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств / Б. Д. Бреев, О. Е. Вороновская. М., 1998.
  27. В.Б., Смольянинов Н. Д. «Электронный бизнес» и наше будущее.//Консультант директора, 2004, № 2, с. 30.
  28. В.Б., Смольянинов Н. Д. «Электронный бизнес» и наше будущее.//Консультант директора, 2004, № 2, с. 30.
  29. К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии / К. Брюммер // Экономист. 2002. — № 2. — С 58 — 63.
  30. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
  31. Ю. Малые и средние предприятия: политика управления / Ю. Бусек // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 64 -70.
  32. А.В. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.
  33. Е. Малый бизнес Москвы / Е. Бухвальд // Экономист.2001.-№ 8.-С. 47−51.
  34. А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование / А. Н. Буянкина. М., 1998.
  35. Вайнхольд Штюнци X. Маркетинг на малых и средних предприятиях / X. Вайнхольд — Штюнци // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2. — С. 68 — 73.
  36. В.А. Подготовка кадров для инфраструктур поддержки малого бизнеса. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
  37. М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  38. В.И. Экономическая социология. М., 2005.
  39. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8. с. 62−68
  40. А. А. Учебное заведение малому бизнесу .//Специалист, 2004, № 9, с. 15.
  41. А.А. Роль отраслевых ССУЗ торгово-экономического профиля в формировании инфраструктуры малого и среднего бизнеса.//Сорокинские чтения, М., 2005.
  42. А.А. Технологические парки малому бизнесу .//Университетское образование: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза, ПДЗ, 2005, с.45−48.
  43. А.А., Тугускина Г. Н. Дистанционное обучение как одна из форм подготовки специалистов.//Новые информационные технологии в решении проблем образования, экологии, управления и права. Сборник научных трудов. Хмельницкий, 2003, с. 82.
  44. А.А., Тугускина Г. Н. Роль учебного заведения в создании рабочих мест.//Российский рынок труда. Новации, проблемы, перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Пенза, МНИЦ ПГСХА, 2004, с. 25−27.
  45. А. Финансовая поддержка малого предпринимательства / А. Виленский // Экономист. 1999. — № 9. — С.88 — 90.
  46. А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.
  47. В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. 3-е изд., перераб и доп.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001.-310 с.
  48. В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве ключ к импортозамещению / В. Воронов // Экономист. — 2001. — № 7. — С. 19 — 22.
  49. B.JI. Информационная поддержка малого предпринимательства. Материалы «круглого стола» «Кадровое обеспечение сферы малого предпринимательства», конгресс-центр ПШ РФ, 14−15.02.02.
  50. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне. СПб., 1997.
  51. В.Д. Основа бизнеса: Учебное пособие / В. Д. Грибов М., Финансы и статистика 2000.
  52. В.М. Реформа среднего профессионального образования России // Специалист, 2000, № 6, С. 3−6.
  53. В.М. Среднее профессиональное образование России состояние, проблемы, перспективы развития // Специалист, 2001, № 5, С. 2−7.
  54. Ю.Д. Индивидуальное предпринимательская деятельность: Регистрация, учет, налоги: Учебно-практическое пособие / Ю. Д. Джамурзаев, Е. В. Пролло. М., 1998. — 365 с.
  55. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2004 году//Ежеквартальный информационно-аналитический доклад, М, 2005.
  56. М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов / М. Еваленко // Российский экономический журнал. -2003. -№ 9- 10.
  57. М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России / М. Еваленко // Российский экономический журнал. 2003. — № 2. — С. 60−73.
  58. Д.Л. Мелкий бизнес в Западной Европе: Научно-аналитический обзор / Д.Л. Евенко- ИНИОН.- М., 1991.
  59. Н. Е. Финансовый анализ кооперационной стратегии развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Финансовый менеджмент. 2002. — № 1. — С. 44−61.
  60. Закон Пензенской области № 449-ЗПО «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области на 20 032 005 годы».
  61. Закон РФ «Об образовании».
  62. Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  63. Закон РФ «Программа развития среднего профессионального образования на период 2000—2005 гг.»
  64. Н. Социально-культурные основы хозяйства предпринимательства. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1998.
  65. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социол. исслед. 1995. № 3. с. 3−12.
  66. .К. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства / Б. К. Злобин, Ю. М. Зацепин. М., 1998.
  67. Н.К. Государство и малый бизнес США: социально-политический аспект / Н. К. Зяблюк. М., 1997.
  68. В. В. Система управления развитием малого бизнеса: территории / В. В. Иванов, А. И. Мильченко // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2. — С. 128 — 140.
  69. Н.М. Новое о малых предприятиях в России / Н. М. Иванова, В. Г. Скляревский. М., 1996.
  70. A.M. Проблемы становления малого бизнеса в России / A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик. СПб.: СПбУЕФ, 1997.- 304 с.
  71. А. Роль малого бизнеса в экономике Узбекистана / А. Исаходжаев // Экономист. 2003. — № 4. — С. 88 — 91.
  72. Н. Система регулирования малого и среднего предпринимательства в Азербайджане / Н. Касимов // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. — С. 77 — 76.
  73. Дж. Кук Малый бизнес: Маркетинг / Дж. Кук Кеннет- Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Довгань», 1998.- 168 с.
  74. Д.В. Малые предприятия / Д. В. Кислов М.: ЗАО Издательский дом «Главбух»,.- 2002.- 352 с. (Бухгалтерская панорама)
  75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. М.: Московский лицей, 2002, № 2.
  76. В.В. Предприятия малого бизнеса: Государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. / В. В. Коровкин, Г. В. Кузнецова. М.: Приор, 1997.
  77. Г. Б. Проблемы формирования культуры предпринимательства в переходном обществе. Днепропетровск: Наука и образование, 1999.
  78. Г. Б. Мотивационная структура российского предпринимателя//Проблемы теории и практики управления, 2006, № 4, с.110−116.
  79. Н.М., Минеев В. Н. Особенности развития российского предпринимательства // Общество и экономика, 1995. № 4. с. 79−84.
  80. А.Б. Малое предпринимательство и бизнес коммуникации: Учебное пособие / А. Б. Крутик, М. А. Горенбургов., Российская Академия Гуманитарных наук. СПб: Издательский дом «Бизнес -пресса», 1998.295 с.
  81. А.Б. Управление финансами в малом бизнесе / А. Б. Крутик, Д. В. Стадник. СПб., 1996.
  82. О.В. Нелегальные структуры в России // Социологические исследования. 1995. № 8. с. 94−106.
  83. Т.И. Экономика малого бизнеса / Т. И. Кузьмина. М.: МГУ, 1997.
  84. Т.И. Экономика малого бизнеса / Т. И. Кузьмина. М.: МГУ, 1992.
  85. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1995.
  86. Культура бизнеса // Общество и экономика. 1995. № 1.
  87. Курс предпринимательства: Учебник. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера. М.: Финансы- Издательское объединение ЮНИТИ, 1997.-439 с. (глава 7).
  88. Г. И. Дж. К. Финансы в малом бизнесе практический подход / Дж. К. Малый бизнес и государство / Г. И. Лазарев М., 1996.
  89. Н.А. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества.//Социс, 1997, № 3, с. 14−24.
  90. Н.И. Предприниматели в политическом пространстве // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6. с.43−57.
  91. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000.
  92. Лапу ста М. Г. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин М.: ИНФРА М, 2004. — 454 с. (Высшие образование).
  93. И. Особенности управления трудом на мелких и средних предприятиях Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 101 — 105.
  94. Д. К., Финансы в малом бизнесе / Д. К. Лембден, Д. Таргот- Пер. с англ. М.: Финансовая статистика 1992.
  95. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.
  96. Л.М. Бизнес планирования для малого предприятия / Л. М. Макаревич. М.: Рассиана, 2004. — 176 с.
  97. Р. Местные, власти стимуляторы малого бизнеса / Р. Макинтайр // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 3. — С. 56−60.
  98. К., Брю С. Экономикс. В 2-х томах. М.: Республика. 1992.
  99. Малое предпринимательство в России в 1995 г. / Госкомстат РФ,-М., 1996.-312 с.
  100. Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2002.
  101. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  102. Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 1999.
  103. Малое предприятие. М.: Книга — Сервис, 2004. — 48 с.
  104. Малое предприятие: Организация, экономика, учет, налоги. / Под ред. В. Я. Горфинелля, В. А. Швандер.- М.: ЮНИТИ, 2001.
  105. Малые и средние предприятия. Управление организацией. / Под ред. Й. Х. Пихлера и др. М.: Рассиана, 2004. — 280 с.
  106. Малые предприятия: Бухгалтерский учет, отчетность. Анализ финансового состояния. М.: Аструм, 2004.- 231 с.
  107. Малые предприятия: Организация, экономика, учет, налоги. М.: Аструм, 2004.
  108. Малый бизнес России: Проблемы и перспективы. М.: 1996.
  109. Малый бизнес и инфраструктура / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук, и др.- Под ред. А. Б. Крутиков. СПб.: СПбУЕФ, 1995.- 161 с.
  110. Маркетинговая диагностика трудового потенциала предпринимательских структур: Монография / В. А. Архипова, JI.H. Семеркова, В. В. Томилов Пенза, 2001.
  111. А. Принципы политической экономии. В 3-х томах. М.: Прогресс, 1984−1985.
  112. А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса / А. Мишин // Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 61 — 70.
  113. Морозовский проект. Организации поддержки малого бизнеса. / Под ред. В. Ш. Каганова. М.: Академия менеджмента и рынка, 1996. — 34 с.
  114. В. Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно конструктивистский подход / В. Мосейко // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2. — С. 92 — 96.
  115. Р. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития / Р. Муминов, И. Абдираимов, С Маленкова // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4. — С. 85 — 89.
  116. А.И. Малый бизнес: Экономика. Организация. Финансы: Учебное пособие для вузов / А. И. Муравьев, A.M. Игнатьев, А. Б. Крутик. -2-е изд., доп и перераб. СПб: СПб ГУЕиФ- Издательский дом «Бизнесс-пресса», 1999.- 608 с.
  117. А.В. Индивидуальный предприниматель / А. В. Нетесов. 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000. -602 с.
  118. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования// Специалист, 1998, № 1, С. 2−6.
  119. A.M. Российское образование: бремя наследства // Специалист, 2000, № 7.
  120. В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся? / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. 1999. — № 9 -10.
  121. А.Г. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект / А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 1994.- 526 с.
  122. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях / X. Нойбауэр // Проблемы теории и практики управления. -2002.-№ 3.-С. 62−67.
  123. О. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. О. Оганян // Экономист. 2002. — № 8. — С. 45 — 51.
  124. Организация поддержки малого бизнеса. / Под ред. В. Ш. Каганова.-М., Академия менеджмента и рынка, 1995.- 128 с.
  125. А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории // Вопросы экономики. № 7.
  126. А.П., «Маркетинг образовательных услуг» // «Маркетинг в России и зарубежом» июль-август 1997 г.
  127. Ю.В. Введение в бизнес. / Ю. В. Пашкус, О. Н. Мисько JI.: Северо-Запад, 1991.
  128. С.В. Анализ способов поддержки и методических подходов к определению малого предпринимательства в России и в других странах / С. В. Переводчиков, A.M. Слепокоров // Экономический анализ: теория и практика. 2003. — № 10. — С. 64 — 72.
  129. С. Малые и средние предприятия в болгарской экономике / С. Петров // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 1. — С. 63−70.
  130. X. И. Значение «человеческого фактора» для малых и средних предприятий / Х. Й. Плайтнер // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 71 — 78.
  131. Д. Российские банки и кредитования малого бизнеса / Д. Плисецкий // Мировая экономика и международные отношения. 2003. -№ 10.- С. 16−17.
  132. П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник Московского университета. Серия 6. экономика. 1996. № 2.
  133. Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения., (приказ Минтруда России от 25.03.02 № 57).
  134. .Т. Подготовка кадров для малого бизнеса: методология и организация. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
  135. Постановление Главы администрации г. Пенза № 2074 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2004−2010 годы».
  136. Постановление Правительства Пензенской области от 30 сентября 2004 г. № 888-пП «О ходе реализации Закона Пензенской области от 20.02.2003 № 449-ЗПО «О программе развития и поддержки малого предпринимательства, а Пензенской области на 2003−2005 годы»
  137. Постановление Правительства РФ № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы».
  138. Практика малого бизнеса М.: Аструм.- 2004. — 424 с.
  139. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. Минск: Высшая шк., 1997.
  140. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1997.
  141. Предпринимательство: Истоки, проблемы и перспективы/Под ред. А. И. Муравьева. СПб.6 Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  142. Предпринимательство: Учебник для вузов. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандер. М.: ЮНИТИ, 2000. — 475 с.
  143. Программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 1999−2001 гг.
  144. В.А. О состоянии малого предпринимательства в РФ: Доклад на Петербургском экономическом форме, 20.06.1997.
  145. . С. А. Инвестиционная привлекательность сферы подготовки кадров для малого бизнеса. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
  146. В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. № 7. с. 72−82.
  147. В.В. Экономическая социология. // М.: Аспект Пресс, 1997.
  148. Д. Д. Малый бизнес: Бизнес-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк- Пер. с англ. М.: Рассиана, 2004. — 176 с.
  149. Решение Пензенской городской Думы от 30.11.01. № 160/12 «О Программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Пензе на 2002−2004 гг»
  150. Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2002.
  151. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни. // Вопросы экономики. 1998. № 3. с. 114 127.
  152. . И.Б. Начальная подготовка предпринимателей. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002 г.
  153. М. Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России / М. Н. Рыбина // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№ 2.-С. 44−59.
  154. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998.
  155. А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. 2000. — № 10. -С. 75−81.
  156. Н.К. Управление малым бизнесом / Н. К. Сирополис. -М.: Дело, 1997.
  157. С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1999. № 2. с. 29−39.
  158. Е.А. Кадровое обеспечение бизнес-инкубирования. //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002 г.
  159. Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Дж. Стредвик- Пер. с англ. М.: Рассиана, 2004. — 479 с.
  160. Дж. Новая волна предпринимательства // США: ЭПИ. 1998. № 6. с. 72.
  161. Дж. Франчайзинг в малом бизнесе / Дж. Стэнворд, Б. Смит- Под ред. В.Н. Павловой- Пер с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 200 с. -(Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу).
  162. В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  163. . Тенденции развития малого бизнеса в Казахстане / Ж. Темиргалиев // Экономист. 2001. — № 9. -С. 56 — 59.
  164. В. Малый бизнес в региональной экономике (на примере Московской области) / В Тимаков // Экономист.-2003 .- № 7.-С.50−52.
  165. А.Б. Малый бизнес инфраструктура: Учебное пособие / А. Б. Титов, М. А. Горенбургов, Е. В. Ивчук, А. Б. Крутик / Под ред. А. Б. Крутик.-СПб.: изд-во СПб УЭФ, 1995.- 160 с.
  166. .Т. Социология: Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1999.
  167. Трансформация социальной культуры и стратификация российского общества. М.: Институт социологии РАН, 1998.
  168. Управление персоналом малого предприятия (предупреждение проблем). М.: Аструм, 2004.
  169. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. М., 1996.
  170. X. Мотивация и деятельность. Т.1, 2. М., 1986.
  171. Р. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успехов / Р. Хизрич, М. Питере- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992 .- 176 с. — (Управление новым предприятием- Вып. 4).
  172. П. Я начинаю свое дело / П. Хоке- Пер. с англ. М.: Текст, 2000.
  173. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Между нар. отношения, 1993.
  174. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства / А. Цыгичко // Экономист. 2001. — № 11.-С. 12−18.
  175. А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997.
  176. В.Ф. Откуда придет «дух капитализма». // Социологические исследования. 1994. № 2. с. 23−33.
  177. А. Условия развития малого предпринимательства / А. Шелуха // Предпринимательство. 2001. — № 1. — С. 115 — 125.
  178. . З.В. Подготовка кадров для малого предпринимательства. Материалы «круглого стола» //Механизмы развития малого предпринимательства в России /Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002.
  179. М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий //Мир России. 1994. № 2. Том 3. с. 149−177.
  180. Д. Основы управления малом бизнесом / Д. Штайнхофф, Дж. Берджес- Ред. Ю. В. Шленов. М.: БИНОМ, 1997.
  181. Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
  182. Экономика и бизнес/Под ред. В. Д. Камаева М.6 Изд-во МГУ, 1993.
Заполнить форму текущей работой