Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности признакового восприятия звуков речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью настоящей работы было выявление структуры различительных признаков на уровнях речеобразо-вания и речевосприятия, используя для обработки больших массивов спектральных характеристик, отображающих специфику процесса рече-образования, и данных по восприятию звуков формальный аппарат многомерной статистики — факторный анализ. В работе последовательно решались следующие задачи: выявить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ РЕЧЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЧЕВОСПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Общая характеристика процессов речеобразо-вания и речевосприятия
    • 1. 2. Слуховая система и проблемы восприятия речи
    • 1. 3. Фонемы и различительные признаки в речи
    • 1. 4. Основные проблемы анализа уровня различительных признаков
  • Глава II. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМАНТНЫХ ЧАСТОТ ГЛАСНЫХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Формантные признаки гласных
      • 2. 1. 1. Определение формант
      • 2. 1. 2. Восприятие синтезированных звуков и форманты как признаки звуков
      • 2. 1. 3. Значения формант русских гласных
      • 2. 1. 4. Индивидуальная вариативность формант
    • 2. 2. Исследование формантных характеристик в потоке речи
      • 2. 2. 1. Измерение формантных частот
      • 2. 2. 2. Экспериментальный материал для анализа индивидуальной вариативности
      • 2. 2. 3. Гистограммы распределения максимумов спектра
      • 2. 2. 4. Факторный анализ частот формант
      • 2. 2. 5. Результаты контекстуальной вариативности формантных частот
  • Глава III. ВОСПРИЯТИЕ ГЛАСНЫХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
  • ПОТОКЕ РЕЧИ
  • JlIE
    • 3. 1. Изменчивость гласных под влиянием окружающих звуков
    • 3. 2. Методика эксперимента
    • 3. 3. Результаты эксперимента
    • 3. 4. Обсуждение результатов
      • 3. 4. 1. Сравнение восприятия гласных слитного текста с гласными в слогах
      • 3. 4. 2. Спектральный анализ гласных, участвующих в эксперименте по восприятию. III
  • Глава 1. У. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ЗВУКОВ РУССКОЙ РЕЧИ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПАР
    • 4. 1. Метод семантически противоположных пар и возможности его применения для оценки звуков
      • 4. 1. 1. Общая схема эксперимента
      • 4. 1. 2. Интерпретация результатов, полученных по методу СПП с помощью факторного анализа
      • 4. 1. 3. Физиологическая интерпретация метода семантически противоположных пар
    • 4. 2. Применение метода семантически противоположных пар для оценки звуков русской
    • 4. 3. Обсуждение результатов и
  • выводы
  • Глава V. ПРИЗНАКОВАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ
    • 5. 1. Основные особенности признаковой модели восприятия
    • 5. 2. Структура процесса восприятия речевых сообщений
  • ВЫВОДЫ

Особенности признакового восприятия звуков речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

темы" В настоящее время при исследовании механизмов порождения и восприятия речи одной из центральных проблем является выяснение структуры уровня так называемых различительных признаков и содержательной его интерпретации — [86,125,128]. Выделение этого уровня в современных представлениях о механизмах переработки речевой информации основано на многочисленных экспериментальныхктах, свидетельствующих о том, что качество речевых звуков определяется набором акустических ключей или характеристических признаков речевых сигналов [104,109] • Однако остается непонятным биологический смысл формирования признакового уровня в системе речевой коммуникации, так как функционально в сигналоразличительном плане он дублирует фонемный уровень. Совершенно неясным является вопрос о механизмах функционирования уровня различительных признаков в слитной речи [95,96,115,119] .

Речевой процесс представляется сложным явлением, включающим два звена: артикуляцию или процесс порождения речи и восприятие речи. Процесс порождения речи — сложное координированное взаимодействие дыхательной системы и артикуляционных органов, в результате которого возникает сложный акустический сигнал — речевое сообщение.

Речеобразующий тракт можно рассматривать как систему акустических резонаторов, в которэй могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие возбужденного в нем звука. При этом формируется индивидуальное акустическое различие отдельных фонем. Резо-нансы, служащие для усиления спектральных составляющих изучаемого звука, называются формантами [14,53,57] .

Второй аспект речевого процесса — восприятие, сложный многоуровневый процесс последовательного преобразования акустического сигнала в слуховой системе человека, приводящий к пониманию смысла высказывания.

Сложная организация речи создает большие трудности для понимания структуры механизмов речеобразования и речевоеприятия при создании модели восприятия речи человеком. Допуская представление речевого сигнала набором сегментных единиц — фонем, мы можем описать их в терминах элементарных артикуляторных движений (с точки зрения теории речеобразования), а соответствующий акустический сигнал — в виде амплитудно-частотного спектра, а также в виде, эквивалентном слуховому спектральному представлению. Так как очевидно, что процессы речеобразования и речевоеприятия должны быть взаимно согласованы, то такой двойственный аспект речи следует учитывать при моделировании процесса восприятия речи.

Анализ механизмов речевой коммуникации и разработка модели порождения и восприятия речи (как отдельных процессов, так и в их взаимодействии) приобрели в настоящее время особую актуальность в связи с практической разработкой системы автоматического распознания и синтеза речи. Разработка таких систем является сейчас одним из основных направлений научного и технического прогресса. Решение задачи дальнейшего их совершенствования нельзя представить иначе, как на пути моделирования речевых механизмов человека.

Вопросы, рассматриваемые далее, касаются только начальных этапов восприятия — превращения звукового речевого сигнала в его фонетический образ. Можно построить модель восприятия речи только исходя из первичного описания (слухового спектра или его аналога). В этом случае задачей восприятия является поиск оптимальных решающих правил для фонетической классификации указанных исходных данных. В модельном плане решающие правила могут получаться очень сложными и требующими сложной аналитической формы для своего выражения и формирования сложных нейронных сетей для своего физиологического воплощения.

В альтернативной модели восприятия на первичном описании строится система вторичных (так называемых, различительных) признаков, в пространстве которых уже строятся решающие правила. В этом случае последние могут быть достаточно просты. Сложность перцептивного процесса переносится на переход от первичного описания к различительным признакам. Ряд экспериментальных данных говорит в пользу именно такого механизма восприятия речи.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы было выявление структуры различительных признаков на уровнях речеобразо-вания и речевосприятия, используя для обработки больших массивов спектральных характеристик, отображающих специфику процесса рече-образования, и данных по восприятию звуков формальный аппарат многомерной статистики — факторный анализ. В работе последовательно решались следующие задачи: выявить статистическую структуру формант (фонеморазличительных составляющих спектра) для гласных звуков слитной речи, исследовать вариативность формант в зависимости от индивидуальных особенностей речеобразующего механизма и влияния предыдущего звукаисследовать восприятие гласных в слитной речиисследовать систему различительных признаков звуков речи при восприятии их человеком методом семантически противоположных парпостроить модель переработки речевой информации в слуховой системе.

Научная новизна работы. Основные новые научные результаты диссертационной работы и их практическая ценность состоят в следующем: впервые получены данные о спектральной структуре гласных в слитной речи для большой группы дикторов. Показан случайный характер разброса значений частот формант и, как следствие, невозможность их нормализации для различных дикторов, а также для различных контекстуальных окружений. Показано, что гласные из слитной речи, вырезанные с переходным участком и без переходного участка не обеспечивают 100 $ распознавания наряду с тем, что в слитной речи они хорошо воспринимаются при прослушивании группой аудиторов. Проведено исследование системы различительных признаков звуков русской речи методом семантически противоположных пар. С помощью факторного анализа получены следующие различительные признаки или акустические ключи: вокализованность, глухость, гласность, сонорность, мягкость, твердость. При исследовании речеобра-зования и восприятия речи выявлены принципы формирования и восприятия признаковой структуры речевых сегментов.

Практическое и теоретическое значение работы. Результаты данной работы могут служить основой для дальнейшей разработки модели восприятия речи человеком. Сведения, полученные при психофизиологическом исследовании системы различительных признаков способствуют пониманию процессов, обеспечивающих помехоустойчивость при восприятии речи.

Результаты диссертации использованы в курсе «Физиология речи? читаемого в Ленинградском государственном университете на кафедре физиологии высшей нервной деятельности. Полученные данные использованы при разработке блока различительных признаков системы автоматического распознавания и понимания слитной речи.

Апробация работы. Результаты исследования доложены и обсуждены на Всесоюзном семинаре «Модели речевого процесса в норме и патологии» (1979), на Всесоюзной школе-семинаре АРСО-Х1 (1980)"Всесоюзной акустической конференции (1983), семинаре института физио-когии им. И. П. Павлова (1980).

Диссертация состоит из введения и пяти глав.

1. в слитной речи для гласных не наблюдается стандартной структуры спектральных максимумов (так называемых формант), как это имеет место для тянутых гласных. Может происходить как исчез новение отдельных формант, так и появление дополнительных спект ральных составляющих, не входящих в основную структуру. На гисто граммах вероятности появления спектральных максимумов для реали зации данной фонемы в слитной речи для группы дикторов имеются несколько изолированных диапазонов, являющихся зонами частотного разброса формант.2. Разброс формантных частот данного гласного, возникающий за счёт индивидуальных особенностей артикуляторного тракта и за счёт явления коартикуляции (влияние соседних звуков в потоке ре чи) носит случайный характер.3. Исследование восприятия гласных сегментов, вырезанных из слитной речи показало, что их фонемная принадлежность (одно значно определяемая в контексте фразы) не всегда распознается с абсолютной надежностью. Вырезанные из потока речи гласные могут либо распознаваться правильно всеми аудиторами, либо с аудитор ским разбросом относительно правильного варианта, либо распозна ваться всеми как гласная другого вида, чем в исходном тексте.4. Наблюдаемые особенности перцепции вырезанных из слитной речи гласных звуков могут быть объяснены характером их формантной структуры (частотой и относительной интенсивностью спектральных.

максимумов).5. Исследование восприятия всей системы звуков речи методом многомерного психоакустического шкалирования показало, что количе ство признаков, по которым происходит распознавание речевого сигна ла в слуховой системе равно 3−4.Существеиным является то, что раз личительные признаки задублированы в виде взаимодополнительных мер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андерсон Т. Введение
  2. Батуев, А С Куликов Г. А, Введение
  3. Л.В. Оттенки русских ударных гласных. Автореф. дйсс. канд.фил.наук. Л., I96I. 17 с.
  4. Л.В. Некоторые количественные характеристики неоднородности русских ударных гласных. В кн.: Вопросы фонетики. Л., 1964.
  5. Л.В. и др. Модель восприятия речи человеком. Новосибирск, 1968.
  6. Л.В. Слоговая структура речи и дифференциальные признаки фонем: автореф." дисс. докт.фил.наук. Л., 1969. 32 с.
  7. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. 175 с. [
  8. Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л.: ЛГУ, I98I. 199 с. .1* Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1959. -
  9. Буланин Л, л. Фонетика современного русского языка.- Ы., 1970. -
  10. И.А. Слуховой анализ сложных звуков. Л.: Наука, 1978. 152 с. 4, Варшавский Л. А., Литвак И. М. Исследование некоторых физичес11. Варшавский Л. А., Ли1вак И. М. Исследование формантного состава и некоторых других физических характеристик звуков русской речи. Сб.: Проблемы физиологической акустики, 3. М.-Л., 1955, C.5-I7.
  11. Варшавский Л. А, Статистическое исследование характерных спектральных признаков гласных звуков русской речи, Б сб.: НТС, МРТП, 1957, вып. 3 (13), с. 21−37.
  12. Л.А., Чистович Л Д Средние спектры русских гласных фонем. В сб.: Проблеш физиологической акустики. МЛ., 4, 1959, с. I8I-I86.
  13. В.И. Распознающие системы. Киев: Наукова думка, 1983. 422 с.
  14. Л.А. Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами: Автореф.дисс. канд.фил.наук. Л., 1965. 19 с.
  15. В.И., Чистович Л. А. О связи моторной теории с общей проблемой распознавания речи* Акустич.журнал, 1965, т. II, 4, с. 417−426.
  16. В.И. Структура множества речевых образов: Автореф. дисс. канд.биол.наук. Л., 1967. 14 с,
  17. Галунов В. И, Психофизические и психологические шкалы. В сб.: Вопросы теории и методов исследования восприятия речевых сигналов. Л., 1969, с.150−182.
  18. В.И. Психофизические шкалы. В кн.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск: Наука, 1970, 271-ЗШ1.
  19. Галунов В. И, Исследование вариативности речевого поведения человека: Автореф.дисс. докт.биол.наук. Л., 1975.
  20. В.И. Механизм действия метода семантически противоположных пар. Психологический журнал, 1980, т.1, В 6, с. 62−70.
  21. В.И. Акустическая коммуникация, речь и передача смысловой информации. В кн.: Звуковая коммуникация, эхолокация и слух. Л.: ЛГУ, 1980, с.22−32.
  22. В.И. Структура речевого процесса. В кн.: Модели речевого процесса в норме и паталогии. Доклады и сообщения Всесоюзн. симпозиума (13−15 июня 1979 г., г. Гродно). Л., 1980, с. 3−14.
  23. В.И., Алявдина Т.Ф, и др. Исследование различительных признаков русских согласных методом маскировки. В кн.: Исследование моделей речеобразования и речевосприятия.Л., I98I, с.52−71.
  24. А.А. Исследование динамики формантных частот гласных звуков. В сб.: Речевое управление. М.: ВЦ АН СССР, 1972, с.29−40.
  25. Деркач М. Ф, и др. Динамические спектры речевых сигналов. Львов: Вища школа. Изд-во при Львовском университете, 1983. 168 с.
  26. А.П. Фонетическое значение. Л.: ЛГУ, 1974, — 159 с.
  27. Н.Г. Структура проблемы распознавания слуховых образов и методы ее решения. В кн.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск: Наука, СО, 1970, с.3−54.
  28. Л.Р., Бондарко Л. В. Проблемы и методы экспериментальнофонетического анализа речи. Л.: ЛГУ, 1980. 151 с
  29. К. Факторный анализ (пер.с нем. В.М.Ивановой). М: Статистика, 1980. 398 с
  30. Е.Б., Башкина Б. М., Васковская Т.С, Определение формантных характеристик гласных для многоязычного синтеза. В кн.: Авто1латическое распознавание слуховых образов: Тез.докл. и сообщ. APC0-I
  31. Киев-Одесса, 1982, с.399−402.
  32. Т. Ассоциативные запоминающие устройства. Пер. с англ. М.: Мир, 1982. 384 с
  33. A.M. Изменение гласных под влиянием соседних мягких согласных. М.: Наука, 1965.
  34. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967. 144 с.
  35. М.Й. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976.
  36. Методы автоматического распознавания речи. Под ред. У.Ли. М.: Мир, 1983. 716 с.
  37. А. Теория информации и эстетическое восприятие Пер. с фр. М.: Мир, 1966. 351 с.
  38. В.Н., Чистович Л. А. О слуховом описании гласного. I. Признаки, различающие Г] и [е] п Обнаружение второй форманты в синтетическом гласном, — В кн.: Анализ речевых сигналов человеком, — Л.: Наука, I97I, с.5−19.
  39. A.M. Фонетическая система белорусского языка: Автореф.дисс. докт.фил.наук. Минск, 1980. 46. ПоЗИН Н. В. Моделирование нейронных структур. М., 1970.
  40. Л.Р., Шафер Р. В. Цифровая обработка речевых сигналов. Пер. с англ. М.: Радио и связь, I98I. 495 с.
  41. Сборник научных программ на Фортране. Вып.
  42. Статистика. Пер. с англ. М.: Статистика, 1974. 316 с.
  43. Слепокурова Н. А, О положении фонемной границы между синтетическими гласными [i]-[e],[U]-Co] и tul-Col В кн. Анализ речевых сигналов человеком. Л.: Наука, I97I. с.136−138.
  44. В.М., Ложкин В. Н. Анализ звуков речи методом маскировки.- В сб.: Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики. М.- МГУ, 1973.
  45. В.Л. Модель для описания результатов психоакустических экспериментов со стационарными сигналами.- В кн.: Анализ речевых сигналов человеком. Л., 1971, с.36−39.
  46. Г. Акустическая теория речеобразования.- М.:Наука, 1964. 284 с.
  47. Г. Анализ и синтез речи. Пер. с англ. Новосибирск: Наука СО, 1970. 166 с.
  48. Т.Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии. Б кн.: Психологические методы исследования личности в клинике. Л.: 1978, с. 80−92.
  49. Физиология сенсорных систем. 4.2. В серии «Руководство по физиологии». Л.: Наука, 1972. 703 с.
  50. Д.Д. Анализ, синтез и восприятие речи. М.: Связь, 1968. 392 с. 58. Фу К. Структурные методы в распознавании образов.- М.: Мир, 1977. 320 с.
  51. Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972.
  52. Г. И. Опознавание речевых сигналов. М.: Наука, I97I. 148 с.
  53. Л.А., Кожевников В. А. и др. Речь, артикуляция и восприятие. М.: Наука, 1965. 242 с.
  54. Л.А., Кожевников В. А. Восприятие речи. В сб.: Вопросы теории и методов исследования восприятия речевых сигналов. Л., 1969, с. 4−149.
  55. Л.А. Психоакустика и вопросы теории восприятия речи. В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск: Наука СО, 1970. с.55−141.
  56. Л.А., Кожевников В. А. Восприятие речи. В кн.: Руководство по физиологии. Физиология сенсорных систем. Л., 1972. Ч. 2, с. 427−514.
  57. Л.А., Венцов А. В., Гранстрем М. П. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком. В серии «Руководство по физиологии». Л.: Наука, 1976. 388 с.
  58. Л.А., Огородникова Е. А. Временная обработка спектральных данных при идентификации гласных. В сб.: Сенсорные системы. Слух. Л.: Наука, 1982, с. 44−57.
  59. К. Работы по теории информации и кибернетике. Пер. с англ. М.: изд-во иностр.литер., 1983. 329 с.
  60. Р., Фант Г.М., Халле М, Введение
  61. Ades A.Б. Theoretical notes: vowels, consonants, speech and non-speech. Psychological Review, 1978, v. 84, p. 524−530.
  62. Ainsworth W. A, Effects of asynchronous presentation on the perception of splitformant syllables. Acustica, 1980, V. 46, N. 2, p. 218−222.
  63. Ainsworth W.A. Perception of brief splitformant vowel sounds. -Acustica, 1981, v. 48, N. 4, p.254−259.
  64. Ananthapadmanabha T.V. On the nonlinear formant ratios of male/female and male/child speakers. Acoust. Lett", 1980, V. 3, N. 9, p. 168−170.
  65. Ananthapadmanabha T.V. Formant ratios on mel scale for male/female and male/child speakers. —Acoust. bett., 1980, v.4, N. 1, p. 1−3.
  66. Bennett S. Vowel formant frequency characteristics of preadolescent males and females. J. Acoust* Soc. Amer., 1981, V. 69, N. 1, p. 231−238.
  67. Bernstein J. Pormant-based representation of auditory si-" milarity among vowellike sounds. J. Acoust. Soc. Amer., 1981, V. 69, N. 4, p. 1132−1144.
  68. Bismarck G. Timbre of steady sounds: a factorial investigation of its verbal attributes. Acustica, 1974, v.30, p. 146−159.
  69. Bismark G. Sharpness as an attribute of the timbre of steady sounds. Acustica, 1974, v. 30, p. 159−172.
  70. Bladon R. A., Lindblom B. Modeling the judgement of vowel quality differences. J. Acoust. Soc. Amer., 1981, v. 69, N. 5, p. 1414_ 1422.
  71. Blumstein S.E., Stevens K.N. Perceptual invariance and onset spectra for stop consonants in different vowel environ-
  72. Bolla K. On the analysis and synthesis of Russian vowels. In: Magiar fonetikai fiizetek Hungarian papers in phonetics Budapest, 1979, p. 53−79.
  73. D.J., ?akita H, Piecewise—planar representation of vowel formant-frequencies. J. Acoust. Soc. Amer., 1977, V. 62, N. 6.
  74. Carlson R., Granstrom В., Zlatt B, Vowel perception: the relative perceptual salience of selected acoustic manipulations. Quart. Progr. and Status Rept. Speech Transmiss. bab., 1979(1980), N. 3, p. 73−63.
  75. Chakrabarti S.E. Pormant structure of Bengali vowels and some possible uses of a tracking loop formant extraction system. Indian J. Pure and Appl, Phys., 1980, v. 18, N. 9, p. 692−701.
  76. b.A., Sheikin R.b., Lublinskaja V.V. «Centers of gravity» and spectral peaks as the determinants of vowel quality. In: Frontiers of speech communication reseach. London, 1979, p. 143−157.
  77. Chistovich Ь.А. Auditory processing of speech. Language and speech, v. 23, 1980, PI, p. 67−73.
  78. Disner S.P. Evaluation of vowel normalization procedures. -J. Acoust. Soc. Amer., 1980, v. 67, N.1, p.253−261.
  79. Dubno J.R., Levitt H, Predicting consonant confusions from acoustic analysis. J Acoust. Soc. Amer., 1981, v, 69, 1.1, p. 249−261.
  80. Butta M.D., Batta A.K., Ganguli N.R. Some studies on icoustic-phonetic feature of Helugu vowels. Acustica, 1978, 41, N. 2, p. 55−64.
  81. Powles C.A. Production and perception of coarticulation
  82. Gottfried T. L, Strange W, Identification of coarticulated vowels. J. Acoust. Soc. Amer., 1980, v. 68, N. 6, p. 16 261 635.
  83. Graef T. Digital methods for the analysis of speech. 7th Collog. Acoust. Budapest, 1979, beet. Budapest, 1979, p. 289 294. 93″ Hall J.b. Frequency selectivity of the cochlea for formant peaks of high signal levels, J. Acoust. Soc. Amer., 1980, V. 68, N. 2, p. 480−481,
  84. Imitation of synthesized vowels by preschool children. J. Acoust. Soc. Amer., 1978, v. 63, N. 4, p. 1193−1198.
  85. Howell P. Identification of vowels in and out of context. J. Acoust. Soc. Amer., 1981, v. 70, n. 5, p. 1256−1260.
  86. Howell P. Vowel contingent feature detection. Perception Psychophysics, 1980, v. 27, N. 1, p. 37−42. 97″ Kerrick J.S., Nagel D.C., Bennet R.L. Multiple ratings of sound stimuli. J Acoust, Soc. Amer., 1969, v. 45, p. 1014— 1021.
  87. Kitamura 0., Namba S. and Matsumoto R. Factor Analytical research of tone colour. Proc. 6 Int. Congr. on Acoustics, Tokyo, 1968, Paper A-5−11.
  88. Kuhl P. K, Padden D.M. Enhanced discriminability at the phonetic boundaries for the place feature in macaques. J. flcoust. Soc. Amer., 1983, v. 73, N. 3, p. 1003−1010. 100. bi K.P., Hugnes G.W., House A.S. Correlation characteristics and dimensionality of speech spectra._ J. Acoust. Soc. kmer., V. 46, N. 4, p. 1019−1025.
  89. Macchi M.J. Identification of vowels spoken in isolati—
  90. Marin O.S., Schwartz M.P. and Saffran E.M. Origin and distribution of language. In: Handbook of behaviaral neurobiology. V. 2, Neuropsychology. N.Y. London, 1979, p. 179−213. 103* Marks b.E. On colored—hearing synesthesia: cross-modal translation of sensory dimensions. Psychological Bulletin, 1976.
  91. Massaro D.W., Oden G.O. Evaluation and integration of acoustic features in speech perception. J. Acoust. Soc. Amer", 1980, V. 67, N. 3, p. 996−1013.
  92. Miller Gr.A. and Nicely P.E. An analysis of perceptual confusions among some English consonants" J. Acoust. Soc. Amer", 1955, V. 27, p. 338−352.
  93. Murillo G., Berdichevsky P., Cutler C. Analysis of formant and pitch information for Spanich phonemes. ICASSP 79. IEEE Int. Conf. Acoustics, Speech Process., Washington, D C 1979. N.Y., 1979, p. 914−916. 107# Nord b., Sventelius E. Analysis and prediction of difference limen data for formant frequencies. Quart. Progr. and Status Rept. Speech Transmiss. lab. 1979, 1980, N. 3−4, p.60−72.
  94. Osgood Ch. E", Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957, 342 p.
  95. Parker P. Distinctive features and acoustic cues. J. Acoust. Soc. Amer., 1977, v, 62, p. 1051−1054″
  96. Peters R. V/. Research on psychological parameters of sound. V/ADD Rept., 60−249, US Dept. of Commerce, Order Nr. AD- 240 814, PB 171 403, 1960.
  97. Pisoni D.B. Some current theoretical issues in speech perception. Cognition, 1981, v. 10, p. 249−259.
  98. Purcell E.T. Pormant frequency patterns in Russian VCV utterances. J. Acoust. Soc. Amer., 1979, v. 66, p.1691−1702.
  99. Remes R. E, Rubin P.E., Pisoni Б.В., Carrell T. D, Speech perception without traditional speech cues. Science, 1981, V. 212, p. 947−950.
  100. Romportl M. Zvukovy rossbor rutiny. Praha, I962,248p.
  101. Sach H.В., Young E. D, Effects on nonlinearities on speech encoding in the auditory nerve. J. Acoust. Soc. Amer., 1980, 68, p. 858−875.
  102. Salomon L.N. Semantic approach to the perception of complex sounds. J. Acoust. Soc. Amer., 1958, v. 30, p. 421.
  103. Schmidt-Nielsen A. Intelligibility of VCV segments excised from connected speech. —J.Acoust.Soc.Amer., 1983, v.74, p. 726−738.
  104. Shattuck-Hufnagel S.R., Elatt Б.Н. The limited use of distinctive features and markedness in speech production: evidence from speech error data. J. Verb. Learn, and Verb. Behavior, 1979, 18, p. 41−56.
  105. Shimbo M., Date Т., Miyakoshi M. On the phonetical recognition of mynah mimic vowels, Bull. Рас. Eng. Hokkaido Univ., 198o, V. 99, p. 103−1o8.
  106. Singh S., Murry T. Multidimensional classification of normal voice qualities. J. Acoust. Soc. Amer., 1978, V. 64, p. 81−87.
  107. Stalhammar J. Speech perception form factors for power spectric of vowel nuclei. Quart" Progr, and Status Kept. Speech Transmiss. bab., 1978, N 23, p. 23−34.
  108. Stevens K.H. Constraints imposed by the auditory system on the properties used to classify speech sounds: data from phonology, acoustics and psychoacoustics. Cognitive Represental Speech, Amsterdam, 1981, p. 61−74.
  109. Strange W, Bdman J.R. and Jenkins J.J. Acoustic and phonological factors in vowel identification. J. Exp. Psychology: Human Perception and Performance, 1979, v.5, N4, р. б43-б5б.
  110. Strange W., Gottfried Т.Ь. Task variables in the study of vowel perception. J. Acoust. Soc. Amer., 1980, v. 68, N 6, p. 1622−1625.
  111. Studdert—Kennedy M. Speech perseption. Language and speech, 1980, v. 23, p. 45−65.
  112. Tazaki S., Osawa H., Yamada Г, The sensitivity of Japanese phonemes to acoustic distortion. Mem. Ehime Univ. Sec.3, 1980, V. 9, N 3, p. 843−855.
Заполнить форму текущей работой