Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы совершенствования газодинамических характеристик турбин ГТД при различных схемах подвода газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе экспериментальных исследований разработан метод улучшения газодинамических характеристик конического МПД с расположенной за ним турбиной, заключающийся в применении специальной коноидальной формы обводов МПД. В результате снижены потери полного давления в системе «переходной диффузор — СА турбины» на 0,6%, что соответствует повышению тяги, мощности и удельного расхода топлива на 0,6-Ю… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРБИН ГТД
    • 1. 1. Аналитический обзор работ по исследованиям и оптимизации лопаточных аппаратов турбин ГТД
    • 1. 2. Аналитический обзор работ по процессам, методам расчетов и выбору оптимальной формы межтурбинных диф-фузорных каналов
    • 1. 3. Аналитический обзор работ по течению в диффузорных каналах с закруткой потока на входе и обтеканию элементов, размещенных внутри проточной части
    • 1. 4. Аналитический обзор работ по нетрадиционным схемам проточной части (боковой подвод газа к турбине)
    • 1. 5. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЧИСЛЕННОГО МЕТОДА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБИН ГТД. ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК КОЛЬЦЕВОГО ДИФФУЗОРА
    • 2. 1. Метод оптимизации элементов проточной части турбин на основе расчетов трехмерных вязких течений и теории планирования эксперимента
    • 2. 2. Результаты численных экспериментов и оптимизации ступени турбины
    • 2. 3. Параметрический анализ аэродинамических характеристик диффузоров
    • 2. 4. Математическое моделирование кольцевого диффузора
    • 2. 5. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СТЕНДОВ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ЗЛ Экспериментальный стенд для исследований газодинамических характеристик межтурбинных переходных диффузоров и турбин с боковым подводом газа
    • 3. 2. Экспериментальная установка межтурбинного переходного диффузора с расположенным на выходе СА турбины
    • 3. 3. Методика испытаний и обработки экспериментальных данных межтурбинного переходного диффузора с расположенным на выходе СА турбины
    • 3. 4. Экспериментальная установка и методика испытаний турбины с несимметричным боковым подводом газа
    • 3. 5. Экспериментальная установка и методика испытаний турбины с боковым радиальным и тангенциальным подводом газа в распределяющий по окружности тороидальный и улиточный каналы
    • 3. 6. Современные высокоэффективные способы создания экспериментальных моделей и проведения газодинамических исследований
    • 3. 7. Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕ ДОВНИЙ
    • 4. 1. Исследование газодинамических характеристик и особенностей течения в межтурбинном коническом переходном диффузоре и системе «переходной диффузор — СА турбины»
      • 4. 1. 1. Характеристики входного устройства
      • 4. 1. 2. Распределение углов потока по высоте канала на входе и выходе из переходного диффузора
      • 4. 1. 3. Распределение статического давления на наружном и внутреннем обводах переходного диффузора
      • 4. 1. 4. Газодинамические характеристики и особенности течения потока в коническом переходном диффузоре, влияние стоек и обтекателей
      • 4. 1. 5. Газодинамические характеристики и особенности течения потока в системе «переходной диффузор — СА турбины», влияние стоек и обтекателей
    • 4. 2. Улучшение газодинамических характеристик конического переходного диффузора с расположенным на выходе СА турбины, исследование особенностей течения
      • 4. 2. 1. Метод улучшения газодинамических характеристик конического переходного диффузора с СА турбины
      • 4. 2. 2. Анализ по расходным характеристикам вариантов переходного диффузора с СА турбины
      • 4. 2. 3. Газодинамические характеристики и особенности течения в переходном диффузоре с С, А турбины
      • 4. 2. 4. Газодинамические характеристики и особенности течения в переходном диффузоре
      • 4. 2. 5. Исследование влияния углов установки стоек и обтекателей на потери в переходном диффузоре с СА турбины
    • 4. 3. Улучшение газодинамических характеристик осевой турбины ГТД с несимметричным боковым радиальным подводом газа
      • 4. 3. 1. Метод улучшения газодинамических характеристик осевой турбины ГТД с несимметричным боковым радиальным подводом газа
      • 4. 3. 2. Экспериментальные исследования исходного и модернизированного С, А турбины
    • 4. 4. Исследование и выбор оптимальной схемы подвода газа к турбине
      • 4. 4. 1. Метод выбора опт имальной с хемы подвода газа к турбине
      • 4. 4. 2. Экспериментальные исследования радиальной и тангенциальной схем подвода газа к турбине в распределяющий по окружности тороидальный и улиточный каналы
    • 4. 5. Обобщение полученных результатов и выработка рекомендаций по их применению при проектировании проточной части турбин ГТД
    • 4. 6. Выводы по четвертой главе

Методы совершенствования газодинамических характеристик турбин ГТД при различных схемах подвода газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При разработке современных газотурбинных двигателей (ГТД) используются экспериментально-теоретические методы оптимизации геометрии и газодинамических характеристик элементов проточной части, в то же время имеется возможность и необходимость дальнейшего совершенствования и развития этих методов.

В частности, в настоящее время развиты недостаточно методы оптимизации геометрии переходных каналов и ступеней турбин (по коэффициенту полезного действия (КПД) и другим критериям) в зависимости от режимов, формы каналов, формы лопаток с применением методов 3D CAD/CAE — численного моделирования.

В турбореактивных двухконтурных двигателях (ТРДД) с большой степенью двухконтурности и при конвертации авиационных ГТД в наземные газотурбинные установки (ГТУ) часто используется кольцевой межтурбинный переходной диффузор с коническими образующими (МПД), соединяющий турбины на разных диаметрах [1]. В таких конструкциях МПД оказывает большое влияние на газодинамические характеристики расположенной за ним турбины (в ТРДД это турбина вентилятора (ТВ)), что влияет на экономические и эксплуатационные показатели ГТД. Требование уменьшения массы и длины ГТД реализуется, в том числе, и за счет сокращения длины МПД. Если при этом проектные диаметры турбин сохраняются, то конусность обводов МПД увеличивается, что существенно влияет на газодинамические характеристики МПД и расположенной за ним турбины. На сегодняшний день достаточно хорошо изучены проблемы течения газа в переходных диффузорах [2−11], в том числе разработаны методы оптимального профилирования его обводов [12−14], позволяющие создавать диффузор с минимальными потерями энергии. Однако, в большинстве случаев физические явления, протекающие в переходном диффузоре с коническими обводами, изучены обособленно, без примыкающей к нему на выходе турбины, в то время как конический переходной диффузор оказывает влияние на турбину, а турбина создает подпор потока и влияет на характеристики переходного диффузора. На эти характеристики также влияют размещаемые внутри МПД стойки и обтекатели, влияние которых усиливается от не осевого угла выхода потока из высоконагруженных турбин современных ГТД [1].

В конвертированных авиационных и нетрадиционных схемах перспективных ГТД используются турбины с боковым подводом газа. В таких ГТД существуют проблемы обеспечения высокой эффективности турбины с подводящим патрубком. На этапе проектирования, при формировании конструктивного облика данных ГТД, большое значение также имеет выбор схемы подвода газа к турбине, от которой будет зависеть экономичность создаваемого ГТД. Несмотря на наличие обширных исследований по выбору конструктивных схем ГТД [15−18], на сегодняшний день практически отсутствует информация о газодинамической эффективности радиального и тангенциального подвода газа к турбине в распределяющий по окружности тороидальный, либо улиточный канал.

В связи с этим, актуальной является разработка экспериментально-теоретических методов совершенствования газодинамических характеристик турбин ГТД с использованием численных исследований лопаток турбин, экспериментальных исследований МПД с расположенной за ним турбиной, разных вариантов турбины с несимметричным боковым подводом газа, разных схем подвода газа к турбине.

Целью работы является исследование и разработка методов обеспечения требуемых газодинамических и массогабаритных характеристик турбин ГТД.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1. Разработка метода оптимизации геометрии проточной части турбин (на примере лопаточных аппаратов, включая математическую модель влияния геометрии лопаточных аппаратов на КПД турбины).

2. Разработка экспериментальных установок и методик для исследования газодинамических характеристик МПД и расположенной за ним турбины (с учетом стоек, обтекателей, различной формы обводов МПД, схем подвода газа к турбине, включая несимметричные боковые).

3. Разработка метода улучшения газодинамических характеристик МГ1Д с расположенной за ним турбиной (за счет придания коноидальной формы обводам МПД, подбора углов установки стоек и обтекателей).

4. Разработка метода улучшения газодинамических характеристик турбин при несимметричном боковом подводе газа (за счет применения СА с разными по окружности конструктивными углами входа), экспериментальное выявление наиболее эффективной схемы несимметричного бокового подвода газа к турбине.

Методы исследований. Для решения поставленных задач использованы:

— методы численного ЗБ САБ/САЕ-моделирования, основанные на решении осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса, замыкаемых ББТ моделью турбулентности Ментера;

— методы теории планирования эксперимента (ТПЭ);

— методы экспериментального исследования параметров течения в каналах.

Достоверность и обоснованность результатов исследований подтверждается:

— применением основополагающих законов термогазодинамики лопаточных машин и диффузорных каналов, применением сертифицированных средств измерений, прошедших поверку и калибровку;

— совпадением результатов численных экспериментов с опытными данными и результатами других исследователей.

На защиту выносятся:

1. Метод оптимизации геометрии проточной части турбин на основе численных экспериментов и ТПЭ, полученная математическая модель влияния геометрических параметров лопаток на КПД турбины.

2. Метод улучшения газодинамических характеристик МПД с расположенной за ним турбиной за счет придания коноидальной формы обводам МПД, подбора углов установки стоек и обтекателей.

3. Метод улучшения газодинамических характеристик турбин с несимметричным боковым подводом газа за счет использования лопаток СА с разными по окружности конструктивными углами входаэкспериментально выявленная наиболее эффективная схема бокового подвода газа к турбине.

4. Экспериментальные газодинамические характеристики МПД с расположенным на выходе СА турбины, турбины с несимметричным боковым подводом газа и различных схем подвода газа к турбине.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые разработан метод оптимизации геометрии ступеней турбин на основе численных экспериментов и ТПЭ (греко-латинских квадратов), позволивший получить математическую модель влияния геометрических параметров РК на КПД ступени, данная модель позволяет оценивать КПД при различном сочетании параметров и находить их оптимальные значения.

2. Предложен новый метод улучшения характеристик МПД с С, А турбины за счет придания коноидальной формы обводам МПД, позволяющий минимизировать меридиональные углы течения, устранить отрывы потока в корне турбины и снизить потери энергии.

3. Впервые разработан и экспериментально подтвержден метод улучшения газодинамических характеристик турбин с несимметричным боковым подводом газа, заключающийся в выполнении первого СА турбины с несколькими группами лопаток, имеющими разные по окружности конструктивные углы входа.

4. Впервые получены экспериментальные газодинамические характеристики исследованных вариантов элементов проточной части турбин, характерных для ТРДД, ГТУ с конвертированными авиационными ГТД и перспективных ГТД: МПД с СА турбины, турбины с несимметричным боковым подводом газа, различных схем бокового подвода газа к турбине.

Практическую ценность имеют следующие полученные результаты:

1. Разработанный метод оптимизации позволяет эффективно, с широким набором геометрических параметров оптимизировать ступени турбин, используя ТПЭ и современные программные комплексы трехмерного моделирования. В рассмотренном конкретном примере КПД ступени турбины повышен на 1,0%.

2. Разработанный метод придания обводам МПД коноидальной формы позволяет улучшить газодинамические характеристики МПД с расположенным за ним СА турбины, повысить эффективность СА и системы «переходной диффузор — СА турбины» при проектировании и доводке ТРДД и ГТУ с конвертированными авиационными ГТД.

3. Разработанный метод использования С, А с различными по окружности углами на входе, результаты экспериментального исследования различных схем несимметричного подвода газа к турбине позволяют оптимизировать схемы подвода газа и геометрию проточной части турбин в двигателях и энергоустановках нетрадиционных схем.

4. Экспериментально полученные газодинамические характеристики элементов турбин с МПД используются при разработке методов проектирования ГТД, верификации программ расчетов трехмерных течений в ОАО НПП «Мотор» и в НПП «Машпроект».

Реализация результатов. Сформулированные по результатам диссертационной работы рекомендации применяются при проектировании и доводке ступеней турбин, межтурбинных переходных диффузоров и турбин с боковым подводом газа в ОАО «НПП «Мотор», (Уфа) и НПП «Машпроект», (Николаев).

Апробация работы. Основные результаты работы были представлены и обсуждались на научно-технической конференции «Современное предприятие в условиях рыночных отношений» (Николаев, 2003) — Международной научно-практической конференции «Авиасвит-2004» (Киев, 2004) — V Международной научно-технической конференции «Интегрированные компьютерные технологии в машиностроении» (Харьков, 2005) — научно-технической конференции «Внедрение новых технологий и интенсификация развития производства» (Николаев, 2005);

XI Международном конгрессе авиадвигателестроителей (Рыбачье, Крым, 2006);

XII Международном конгрессе авиадвигателестроителей (Рыбачье, Крым, 2007);

XIII Международном конгрессе авиадвигателестроителей (Рыбачье, Крым, 2008) — НТС в ОАО «НПП «Мотор» (Уфа, 2009).

Публикации. Основные материалы диссертации отражены в 15 публикациях, в том числе 5 в рекомендованных ВАК изданиях.

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 177 страницах и включает в себя 79 иллюстраций и 13 таблиц. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов и списка используемой литературы из 98 наименований.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Разработан метод оптимизации геометрии проточной части турбин ГТД с использованием 3D CAD/CAE — численного моделирования трехмерных течений и ТПЭ (греко-латинских квадратов). Получена математическая модель влияния геометрических параметров РК на КПД ступени турбины. Оптимизирована геометрия лопаточного венца вновь создаваемой ГТУ, обеспечившая повышение КПД ступени на 1,0%.

2. На основе экспериментальных исследований разработан метод улучшения газодинамических характеристик конического МПД с расположенной за ним турбиной, заключающийся в применении специальной коноидальной формы обводов МПД. В результате снижены потери полного давления в системе «переходной диффузор — СА турбины» на 0,6%, что соответствует повышению тяги, мощности и удельного расхода топлива на 0,6-Ю, 9%.

3. Разработан метод улучшения газодинамических характеристик турбин с несимметричным боковым подводом газа, основанный на применении СА турбины с разными группами лопаток, отличающимися конструктивными углами входа, экспериментально подтверждена эффективность метода. Новый С, А имеет пропускную способность на 1,6% больше традиционного и позволяет увеличить КПД ступени на 1,0%. Экспериментально выявлено, что при боковом подводе газа к турбине наиболее эффективной является схема с тангенциальным подводом в улиточный канал, ее коэффициент восстановления полного давления на 1,0% больше, чем при радиальном подводе газа.

4. Получены экспериментальные газодинамические характеристики: МПД с расположенным на выходе СА турбины в зависимости от формы обводов МПД, комбинации и углов установки в нем стоек и обтекателейтурбин с несимметричным боковым подводом газаразличных схем подвода газа к турбине, необходимые для разработки методов проектирования ГТД, верификации программ расчетов трехмерных вязких течений. В результате обобщения выполненных исследований предложены экспериментально-теоретические методы оптимизации геометрии проточной части турбин и выработаны рекомендации по их применению при проектировании и доводке турбин ГТД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) /
  2. B.А. Скибин, В. И. Солонин // М.: ЦИАМ, 2004. 424 с.
  3. И.Г. Экспериментальные исследования двухступенчатого турбинного отсека с переходным патрубком между ступенями / И. Г. Гоголев, Р. В. Кузьмичев, A.M. Дроконов, A.A. Кочегаров // Теплоэнергетика. 1984. — № 7.1. C. 62−64.
  4. И.Г. К вопросу оценки влияния турбинной ступени на потери энергии в кольцевом диффузоре с профильными стойками / И. Г. Гоголев, A.M. Дроконов, Е. М. Дроконов // Известия ВУЗов. Энергетика. 1973. — № 4. С. 9−12.
  5. JI.M. Течение закрученного потока в кольцевых диффузорах / JIM Дыскин // Известия ВУЗов. Энергетика. 1971. — № 8. — С. 118−122.
  6. А.Г. К вопросу о повышении эффективности криволинейных кольцевых диффузоров / А. Г. Богатырев, О. М. Панков, Г. И. Живов // Известия ВУЗов. Машиностроение. 1977. — № 10. — С. 180−182.
  7. Р.Н. Из опыта исследования и отработки патрубков осевых тур-бомашин / Р. Н. Богомазов, JI.A. Дорфман // Энергомашиностроение. 1961. -№ 1. — С. 8−12.
  8. И.Г. Экспериментальное исследование двухступенчатого турбинного отсека с переходным патрубком между ступенями / И. Г. Гоголев, Р. В. Кузьмичев, A.M. Дроконов // Энергомашиностроение. 1961. — № 1. — С. 8−12.
  9. Харша. Анализ турбулентного безотрывного течения в дозвуковых диффузорах / Харша, Глоссман // Теоретические основы инженерных расчетов. -1976.-№ 2.-С. 287−289.
  10. Аденуби. Характеристики и режимы течения в кольцевом диффузоре с условиями на входе, соответствующими условиям на выходе осевой турбомаши-ны / Аденуби // Теоретические основы инженерных расчетов. 1976. — № 2. -С. 198−206.
  11. Адкинс. Короткий диффузор с низкими потерями давления / Адкине // Теоретические основы инженерных расчетов. 1975. — № 3. — С. 113−118.
  12. Янг. Диффузоры Гриффитса. 1979. — № 4. — С. 180−185.
  13. Гоуз. Расчёт максимального восстановления давления в плоских диффузорах / Гоуз, Клайн // Теоретические основы инженерных расчётов. 1978. — Т. 100, № 4.-С. 130−138.
  14. Хокенсон. Расчет оптимальных диффузоров обратным методом и его экспериментальное подтверждение // Теоретические основы инженерных расчётов. 1919. — № 4. -С. 186−191.
  15. Эшджаи. Неустойчивый отрыв потока и максимальное восстановление давления в двумерных диффузорах с прямолинейными стенками / Эшджаи, Джонстон // Теоретические основы инженерных расчетов. 1980. — № 3. С. 97−106.
  16. И.И. Теория турбомашин / И. И. Кириллов // Ленинград: Машиностроение. 1972. — 536 с.
  17. Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей // Ю. Н. Нечаев, P.M. Федоров // М.: Машиностроение. 1977. — 312 с.
  18. С.М. Теория воздушно-реактивных двигателей / С.М. Шляхтен-ко // М.: Машиностроение. 1975. — 568 с.
  19. Я.И. Газовые турбины / Я. И. Шнеэ // М.: Машиностроение. 1960. -560 с.
  20. В.Х. Теория газовых турбин / В. Х. Абианц // М.: Машиностроение. -1979.-246 с.
  21. Г. Н. Прикладная газовая динамика / Г. Н. Абрамович // М.: Наука. 1969.-824 с.
  22. B.C., Панков О. М., Янсон P.A. Газовая динамика газотурбинных и комбинированных установок / B.C. Бекнев, О. М. Панков, P.A. Янсон // М.: Машиностроение. 1973. — 392 с.
  23. С.Д. Механика жидкостей и газов / С. Д. Диксон // Термодинамика турбомашин. -М.: Машиностроение. -1981.-213 с.
  24. Л.Г. Механика жидкости и газа / Л. Г. Лойцянский // М.: Наука. 1978. — 736 с.
  25. И.Л. Техническая гидромеханика / И. Л. Повх // Ленинград: Машиностроение. 1976. — 502 с.
  26. У.Р. Аэродинамика турбин и компрессоров / У. Р. Хауторн // М.: Машиностроение. 1968. — 742 с.
  27. К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин / К. В. Холщевников, О. Н. Емин, В. Т. Митрохин // М.: Машиностроение. 1986. -432 с.
  28. Дж.Х. Осевые турбины / Дж.Х. Хорлокк // М.: Машиностроение. -1972.-212 с.
  29. Г. Теория пограничного слоя / Г. Шлихтинг // М.: Наука. -1974. -712 с.
  30. CFX Update UK AEA Technology, Harwell Laboratory. — Harwell — 1997. № 13, — 16 p.
  31. FLUENT News. Fluent Inc. — 1997. — 6, № 1. — 16 p.
  32. Ха. Метод расчета трехмерных турбулентных течений в каналах турбинных решеток на расчетных и нерасчетных режимах с применением уравнений На-вье-Стокса / Ха // Энергетические машины и установки. 1984. — № 2. — С. 72−80.
  33. C.B. Оптимальное пространственное профилирование лопаточных аппаратов турбинных ступеней на основе моделирования трехмерного вязкого течения / C.B. Ершов, А. Ю. Шапочка, A.B. Русанов // Проблемы машиностроения. 2000. — № 3 — 4. — С. 36 — 46.
  34. C.B. Численное исследование и аэродинамическое усовершенствование турбины высокого давления / C.B. Ершов, A.B. Русанов, В. А. Яковлев // Авиац.-косм. техника и технология. 2006. — Вып. 7(33). — С. 6 — 10.
  35. A.B. Аэродинамический расчет и оптимальное проектирование проточной части турбомашин / A.B. Бойко, Ю. Н. Говорущенко, C.B. Ершов, A.B. Русанов, С. Д. Северин. Харьков: ХПИ. — 2002. — 356 с.
  36. A.B. Аэродинамика проточной части паровых и газовых турбин: расчеты, исследования, оптимизация, проектирование / A.B. Бойко, A.B. Гарку-ша. Харьков: ХГПУ, 1999. — 360 с.
  37. В.П. Оптимизация геометрических параметров лопаток турбомашин решением прямой аэродинамической задачи / В. П. Герасименко, Е. В. Осипов, М. Ю. Шелковский // Научные труды. Изд. МДГУ, Николаев 2006. — Том 53. Выпуск 40. — с. 133−140.
  38. М.Я. Расчет трехмерного течения вязкого газа в прямой решетке профилей / М. Я. Иванов, В. Г. Крупа // Изв. АН СССР. Механика жидкости и газа, 1993.-№ 4.-С. 58- 68.
  39. A.A. К расчету пространственных турбулентных отрывных течений / A.A. Приходько, О. Б. Полевой // Аэрогидродинамика: проблемы и перспективы: Сборник статей. Харьков: Нац. аэрокосм, ун-т «Харьк. авиац. инт», 2004. — 205 с. (С. 73 — 92).
  40. Т. Расчет трехмерных течений в межлопаточных каналах на основе решений параболизованных уравнений Навье-Стокса / Т. Кацанис // Аэро-космич. техника. № 6. — 1986. — С. 57 — 67.
  41. Макнэлли. Обзор методов расчета внутренних течений в применении к тур-бомашинам / Макнэлли, Сокол //Труды американского общества инженеров механиков. Серия: Теоретические основы инженерных расчетов. 1985. -Т.107.№ 1 — с. 103−122.
  42. Denton J.D. The calculation of 3D viscous flow through multistage turbomachines / J.D. Denton // ASME Pap. 1990 — 90-GT-19. — P. 1−10.
  43. Rai M.M. Three-dimensional Navier-Stokes simulations of turbine rotor-stator interaction / M.M. Rai // J. Propulsion and Power. 1989. — 5, № 3. P. 305−319.
  44. Pierret S. Turbomachinery blade design using Navier-Stokes solver and artificial neural network / S. Pierret, R.A. Braembussche Van den // ASME Paper. 1998. -98-GT-4. — P. 1−8.
  45. Строи. Метод расчёта плоских и осесимметричных диффузоров, основанный на определении запаса по отрыву / Строи, Клайн // Теоретические основы инженерных расчётов. 1983. — Т. 105, № 1. — С. 115−121.
  46. Сэноо. Оптимальная конфигурация опоры в кольцевых диффузорах с изменяемой закруткой потока на входе / Сэноо, Кавагути, Кодзима, Ниси // Теоретические основы инженерных расчётов. 1981. — Т. 103, № 2. — С. 236−240.
  47. Лохман. Закрученное течение в кольцевых диффузорах с коническими стенками / Лохман, Марковски, Брукман // Теоретические основы инженерных расчётов, 1979. — Т. 101, № 2.-С. 143−149.
  48. Н. Улучшение газодинамических характеристик входных и выходных устройств промышленных газотурбинных установок / Н. Пономарёв // Газотурбинные технологии. Май-июнь 2000. — С. 16−19.
  49. В.К. Проектирование и расчёт выходных диффузоров турбомашин / В. К. Мигай, Э. И. Гудков. JL: Машиностроение, 1981. — 272 с.
  50. М.Е. Аэродинамика диффузоров и выхлопных патрубков турбомашин / М. Е. Дейч, А. Е. Зарянкин. М.: Энергия, 1970. — 384 с.
  51. A.B. Аэродинамика проточной части паровых турбин / A.B. Гар-куша. -М.: Машиностроение, 1983. 184 с.
  52. Телионис. Отрывные и безотрывные нестационарные пограничные слои. Обзор // Теоретические основы инженерных расчётов. 1981. — Т. 103, № 4. — С. 131−149.
  53. Симпсон. Обзор некоторых явлений, возникающих при отрыве турбулентного потока / Симпсон // Теоретические основы инженерных расчётов. 1979. -Т.101, № 1. — С. 142−160.
  54. Сандборн. Модели потока при отрыве пограничного слоя / Сандборн, Клайн // Техническая механика. 1961. — № 3. — С. 3−17.
  55. Ассасса. Интегральный метод расчета турбулентного пограничного слоя при наличии отрыва / Ассасса, Папаилиоу // Теоретические основы инженерных расчётов, 1979.-Т.101, № 1.-С. 231−238.
  56. Герхарт. О расчете течений с оторвавшимися пограничными слоями при заданном распределении давления / Герхарт // Ракетная техника и космонавтика. 1974.-№ 10. — С. 142−143.
  57. Плетчер. Расчет несжимаемого турбулентного отрывного течения / Плетчер // Теоретические основы инженерных расчётов. 1978. — Т. 100, № 4. — С. 139— 146.
  58. И.В. Анализ параметров течения в межтурбинном переходном канале с использованием численного моделирования / И. В. Поляков, А. Е. Ремизов // Авиац. косм, техника и технология. — 2006. — № 7(33). — с. 25−29.
  59. А.Н. Исследование аэродинамики переходных патрубков прямоточных ГТУ на базе турбореактивных двигателей / А. Н. Шерстюк, А. И. Соколов, В. В. Чижов, В. П. Лысенко, Г. М. Смирнов // Теплоэнергетика. 1980. -№ 3.-С. 38−40.
  60. .В. Оптимизация переходного диффузора между турбиной низкого давления и силовой турбиной газотурбинного двигателя ДН80 / Б. В. Исаков, A.B. Котов, Е. В. Осипов, A.A. Усатенко // Авиац. косм, техника и технология. — 2008. — № 7(54). — С. 110−119.
  61. Ю.А. Повышение эффективности выхлопных патрубков ЦНД паровых турбин с помощью широко режимного дефлектора / Ю. А. Юдин, A.B. Лапузин // Вестник Национального технического университета «ХПИ». -2005.-№ 6.-С. 60−64.
  62. Рено. Характеристики и расчет плоских диффузоров с прямолинейной осью / Рено, Джонстон, Клайн // Теоретические основы инженерных расчётов. -1967.-№ 1.-С. 160−172.
  63. Рено. Метод определения характеристик плоских безотрывных диффузоров / Рено, Джонстон // Теоретические основы инженерных расчётов. 1967. -№ 3.-С. 216−231.
  64. Moore С.А. Some Effects of Vanes and of Turbulence on Two-Dimensional Wide-Angle Subsonic Diffusers / C.A. Moore, S.J. Kline // NACA TN 4080. -June, 1958. С. 84−91.
  65. Фокс. Режимы течения в криволинейных дозвуковых диффузорах / Фокс, Клайн // Техническая механика. 1962. — № 3. — С. 3−11.
  66. Бардина. Метод расчета течений в плоских диффузорах / Бардина, Лирио, Клайн, Ферзигер, Джонстон // Теоретические основы инженерных расчётов.- 1981.-№ 2.-С. 260−267.
  67. E.H. Исследование особенностей течения потока воздуха в кольцевых диффузорных каналах газотурбинных двигателей / E.H. Богомолов, A.B. Кащеев // Авиац. косм, техника и технология. — 2006. — № 7(33). — С. 42−44.
  68. E.H. К расчету параметров степенного профиля скорости турбулентного пограничного слоя'// Изв. Вузов. Авиационная техника. 2003. -№ 3.-С. 74−76.
  69. E.H. О степенной интерпретации логарифмического распределения скорости в турбулентном пограничном слое // Изв. Вузов. Авиационная техника. 2001. — № 4. — С. 64−66.
  70. Ю.Н. Исследование влияния переменной по радиусу входной закрутки потока на эффективность межтурбинных переходных каналов ГТД / дис. канд. тех. наук: 05.07.05. / Ю. И. Гладков Рыбинск РГАТА им. П. А. Соловьева-2009- 150 с.
  71. В.Г. Особенности обтекания опорного венца кольцевого диффузора ГТД при входной закрутке потока / В. Г. Солодов, Ю. В. Стародубцев, Б. В. Исаков, В. Т. Федан // Вестник Национального техн. университета «ХПИ», -Харьков. 2005. — № 6. — С. 31−38.
  72. Ю.М. Камеры сгорания газотурбинных двигателей / Ю.М. Пчёл-кин // М.: Машиностроение. 1973. — 392 с.
  73. Ю.В. Математическая модель трёхмерного турбулентного вязкого течения в одноступенчатой газовой турбине / Ю. В. Стародубцев, В. Г. Солодов // Авиац. косм, техника и технология. — 2005. — № 8. — С. 115−122.
  74. В.Г. Опыт трехмерного моделирования сжимаемых вязких турбулентных течений в элементах промышленного и энергетического оборудования / В. Г. Солодов, Ю. В. Стародубцев. Харьков: Вестник ХНАДУ, изд-во ХНАДУ, 2005. — Вып. 16. — С. 232−235.
  75. А.С. Повышение эффективности турбинных установок за счет1 совершенствования проточных частей патрубков / А. С. Мазуренко, В. А. Арсирий // Вестник Национального техн. университета «ХПИ», Харьков. t2005.-№ 6.-С. 39−43.
  76. Wu С.Н. General theory of three-dimensional flow in subsonic and supersonic turbomachines of radial-axial and mixed flow types / C.H. Wu // NACA TND-2604.1952-p.92 (TN2302, 1951) (TN 2493, 1952).
  77. Moore J. Calculation of 3Dflow without numerical mixing / J. Moore // Von Kanman Institute for fluid dynamics, lecture series 1989−06 in numerical methods for flow in Turbomachinery. May, 1983. — C. 67−73.
  78. B.B. Теория эксперимента / B.B. Налимов // М.: Наука. 1971. -208 с.
  79. В.П. Математические методы планирования испытаний воздушно-реактивных двигателей / В. П. Герасименко // Учеб. пособие Харьков: Харьк. авиац. ин-т. — 1982. — 105 с.
  80. А.С. Многокритериальное планирование эксперимента при исследовании технических систем / А. С. Гишваров // Уфа: Гилем, 2006. 328 с.
  81. Клайн. Влияние условий на входе на характеристики конических диффузоров (обзор) / Клайн // Теоретические основы инженерных расчётов. 1981.1. T. 103, № 2. С. 188−197.
  82. Е.В., Кривошеев И. А. Экспериментальный метод совершенствования характеристик переходного диффузора с расположенной за ним турбиной ГТД / Е. В. Осипов, И. А. Кривошеев // Вестник ВГТУ. Изд. ВГТУ, Воронеж 2010. — Т.6, № 4. — с. 125−130.
  83. И.А., Осипов Е. В. Экспериментальные методы совершенствования характеристик газового тракта турбин ГТД / И. А. Кривошеев, Е. В. Осипов // Вестник ИрГТУ. Изд. ИрГТУ, Иркутск 2010. № 2 (42). — с. 206−214.
  84. Ресурсный центр в области авиастроения / М.: Московский авиационный институт, 2009. с. 1−22.
  85. С.А. Исследование кольцевых диффузоров осевых турбомашин / С. А. Довжик, А. И. Морозов // Промышленная аэродинамика. Москва, «Оборонгиз», 1961.-№ 20.-с. 87−93.
  86. И.Г. Аэродинамические характеристики ступеней и патрубков тепловых турбин / И. Г. Гоголев, A.M. Дроконов // Брянск, Брянское областное издательство «Грани», 1995. 258 с.
  87. .В. Оценка возможности уменьшения потерь полного давления в переходном канале между турбинами / Б. В. Исаков, В. В. Петельчиц, A.A. Усатенко // Известия Академии инженерных наук Украины. 1999. — № 1. — с. 185−188.
  88. Г. С. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов / Г. С. Жирицкий, В. И. Локай, М. К. Максутова, В. А. Стрункин // М.: Машиностроение, 1971.-620 с.
  89. Duane A. Smith. Low emissions combustion system for the Allison ATS Engine /
  90. Duane A. Smith, Steve F. Frey, David M. Stansel and Mohan K. Razdan // Allison Engine Company, Inc., Indianapolys, Indiana. The American Society of Mechanical Engineers. — 97-GT-311, 345 E. 47th St., New York, N/Y/10 017.
Заполнить форму текущей работой