Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы макроэкономического регулирования в целях становления смешанной экономики в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационной базой диссертации явились законодательные и нормативные актыстатистические материалы Госкомстата РФ, Министерства экономического развития и торговли, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФЭкспертные заключения Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Счетной палаты Российской Федерации, Отделения экономики РАН, Центра… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Специфика России как предпосылка ее движения к экономике смешанного типа
    • 1. 2. Сущность, возможности и границы макроэкономического регулирования в смешанных социально-экономических системах
    • 1. 3. Опыт макроэкономического регулирования в экономически развитых странах
  • ГЛАВА 2.
  • МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИРЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Проблемы равновесия в планово-регулируемой системе хозяйства
    • 2. 2. Противоречия макроэкономического регулирования дефицитной экономики
    • 2. 3. Основные черты и особенности макроэкономического регулирования в ходе реформ 1965−1979 гг
    • 2. 4. Причины кризиса огосударствленной системы управления
  • ГЛАВА 3.
  • ОТКАЗ ОТ СИСТЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 90-Е ГОДЫ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
    • 3. 1. Особенности и результаты реализации либерально-монетаристской модели в постсоветской экономике
    • 3. 2. Изменения макроэкономического регулирования экономики в России на рубеже XXI столетия
  • ГЛАВА 4.
  • СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ
    • 4. 1. Институциональные основы современной концепции макроэкономического регулирования
    • 4. 2. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования
    • 4. 3. Механизмы саморегулирования в системе функционирования современной экономики
    • 4. 4. Соотношение государственного и общественного (негосударственного) регулирования воспроизводства
  • ГЛАВА 5.
  • СТРАТЕГИЯ И СПОСОБЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СТАНОВЛЕНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 5. 1. Стратегия регулирования экономики России в современных условиях
    • 5. 2. Макроэкономическое прогнозирование в экономической политике государства
    • 5. 3. Программно-целевое регулирование экономического развития и внешнеэкономической деятельности государства

Формирование системы макроэкономического регулирования в целях становления смешанной экономики в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Принципиальные изменения в общественном развитии, которые начались в последней трети XX века, связаны с началом перехода человеческого общества к новому типу общественных связей и новым социально-экономическим системам. Речь идет о становлении общественных устройств постформационного типа, посредством постепенной длительной трансформации общественных отношений. В процессе становления в экономически развитых странах смешанной экономики происходит разрешение ранее существовавших противоречий, противопоставлявших общественные и частные начала, общественные и частные интересы и формирование основ их взаимодействия и взаимодополнения. Важнейшим условием обеспечивающим реализацию этих процессов является развитие новых форм взаимодействия государственного, корпоративного, общественного и рыночного регулирования на макро-, мезои микроуровнях.

Переходные процессы, развернувшиеся в странах Восточной Европы и СССР в 80-е и 90-е гг. выдвинули проблему перехода к новым общественным системам в процессе преодоления глубоких экономических и системных кризисов. Это обстоятельство обострило вопросы выбора обоснованных национальных моделей рыночной экономики и, соответственно, формирование рациональных механизмов экономического регулирования. Как показывает практика 90-х гг. XX и начала XXI века, эта задача оказалась крайне сложной. Её решение предполагает обоснование национальных моделей и стратегий реформирования, обеспечивающих рациональное сочетание общемировых тенденций развития и специфические особенности разных стран.

За годы реформ поиск экономической модели, адекватной национальной специфике России, был задержан отсутствием четких и стратегических ориентиров экономического развития, обеспечивающих становление в стране принципиально новой посткапиталистической демократической системы общественных отношений. Односторонняя направленность социально-экономических перемен на быструю замену ранее существовавшей огосударствленной общественной системы капиталистической системой привела к разрушению значительной части экономического потенциала, игнорированию возможностей развития многоукладное&tradeэкономики и роли государства в его макрорегулировании. В результате не были учтены и реализованы ни общемировые тенденции развития, ни специфические черты России.

Преодоление негативных последствий избранной в начале 90-х гг. стратегии во многом связаны с пониманием исторической перспективности перехода к общественным устройствам посткапиталистического типа и в связи с этим связаны, во-первых, с переосмыслением роли, потенциала и эффективности государства и рынка в мирево-вторых, с выяснением роли организации и самоорганизации в экономике, на соотношение которых влияют различные варианты проводимой государственной экономической политикив-третьих, с целенаправленным использованием множественных факторов, обеспечивающих рациональное соотношение механизмов макроэкономического регулирования в целях становления смешанной экономики в Россиив-четвертых, с неразработанностью методологических подходов к регулированию параметров макроэкономической динамики в трансформационных процессах экономической системы.

Всё это делает особо значимой разработку фундаментальных основ методологии формирования новых механизмов функционирования экономики, включая формирование системы макроэкономического регулирования, направленной на становление экономики нового смешанного интеграционного типа.

Степень разработанности проблемы. Осознание необходимости разработки вариантов развития экономических систем и целенаправленного воздействия на их реализацию через соответствующие стратегии и способы макроэкономического регулирования начали осуществляться прежде всего в экономически развитых странах Запада. В основе исследований зарубежных ученых лежит учет принципиальных постиндустриальных технико-технологических перемен, ведущих как к усилению хозяйственных и иных взаимозависимостей и расширению их границ вплоть до межгосударственной интеграции и мировой глобализации, так и к институциональной посткапиталистической трансформации.

Разработка теорий постиндустриальной трансформации за рубежом и выработка механизмов макроэкономического регулирования, призванных воздействовать на процессы экономического развития, развернулись с середины XX века и осуществлялись широким кругом зарубежных ученых. К их числу относятся исследования Д. Белла, Г. Бенвенисте, Дж. Гелбрейта, Б. Даллаго, П. Дракера, М. Интрилигейтора, Л. Йохансена, М. Кейнса, Я. Корнаи, В. Ойкена, А. Ослунда, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Дж. Тобина, О. Тоффлера, С. Хантингтона, Л. Фрид-мена и др.

Большинство западных экономистов в принципе явно стоит на позициях создания смешанной экономики, которая иногда рассматривается как рыночный социализм, понимаемый как особый тип конкурентной рыночной системы, основанной на частной и государственной собственности. Причем данный тип экономической системы предполагает сочетание механизмов государственного регулирования и рыночной самоорганизации для обеспечения структурной динамики экономики и устойчивого роста.

Развитие отечественной экономической мысли в прошлом свидетельствовало об одностороннем подходе к исследованию рассматриваемой проблемы, когда в центре внимания находились исключительно вопросы о месте и роли государства в экономике. Данная проблема становилась предметом дискуссий и исследований, начиная с обоснования перехода от военного коммунизма к новой экономической политикев ходе экономической дискуссии 1951 г. в связи с подготовкой макета учебника политической экономиив начале 60-х гг. в связи с реформой управления промышленностьюв 70−80-е гг. — в связи с усилением негативных сторон централизованного управления экономикой и обсуждением вопроса о субъектах и механизмах хозяйствования.

В 90-е гг. акцент в данной проблеме сместился к оценке взаимодействия процессов самоорганизации и организации в экономике, причем рынку, как правило, отводилась и до сих пор отводится ведущая роль в макроэкономическом регулировании.

Несмотря на то, что отечественная экономическая мысль имеет богатую историю исследования проблем трансформации общественных систем и за последние 10−15 лет предприняты новые шаги в этом направлении, проблема выбора пути реформирования и использования адекватных ему механизмов макроэкономического регулирования до сих пор остается дискуссионной.

В последние годы в отечественной науке сформировалось несколько направлений и представлений о дальнейшей трансформации российского общества и тех механизмах макроэкономического регулирования, которые призваны определять вектор экономического развития. Они нашли отражение в работах Л. И. Абалкина, А. В. Бузгалина, С. Ю. Глазьева, А. К. Колганова, Д. СЛьвова, А. Д. Некипелова, Л. В .Никифорова, Ю. Я. Ольсевича, И. М. Осадчей, Ю. М. Осипова, А. А. Пороховского, Б. В. Ракитского, Д. Е. Сорокина, Н. П. Федоренко, С. А. Хавиной, Г. И. Шмелева, Ю. В. Яременко и других. Предлагаемые и обосновываемые направления трансформации существенно различаясь, в целом исходят из необходимости нахождения рациональных форм сочетания рыночного и государственного регулирования экономики. Особое место занимают позиции ряда либеральных радикалов, которые исходят из необходимости продолжения стратегии капиталистической либерализации, начатой в 90-е гг. и дальнейшего сокращения функций государства в сфере макрорегулирования экономики.

В целом, состояние разработанности проблем трансформации России к смешанной экономике, в том числе на базе формирования целостной системы макроэкономического регулирования, происходящие по этим проблемам дискуссии и отсутствие четко определенных социально-экономических целей и стратегии развития страны, свидетельствуют о необходимости серьезного углубления исследования этой проблематики.

Степень изученности проблемы и практическая необходимость ее теоретического осмысления и обусловили выбор автором темы, цели и основных задач настоящего исследования.

Цели и задачи исследования.

— Выделить факторы и условия в обществе, оказывающие решающее воздействие на формирование системы макроэкономического регулирования, связанной с ее усложнением, в связи со становлением новой общественной системы смешанного типа.

— Определить предпосылки и условия становления в России смешанной экономики, обусловленные потребностями создания общественной среды, обеспечивающей стратегическую направленность социально-экономических преобразований в обществе в целях реализации интересов и потребностей широких слоев населения.

— Показать, что процесс становления смешанной экономики и формирование адекватной системы макроэкономического регулирования необходимо рассматривать как явление и как процесс на основе основных методологических принципов, связанных, во-первых, с действием нелинейных законов, во-вторых, с системным анализом, в-третьих, с принципом историзма, в-четвертых, с учетом человеческого фактора.

— Оценить современное состояние макроэкономического регулирования, раскрыть и показать необходимость рационального сочетания механизмов государственного регулирования, рыночного саморегулирования и общественного регулирования, призванных преодолеть доминирующую ориентацию на дальнейшую одностороннюю либерализацию регулирования экономических процессов и сопоставить общемировую и отечественную практику в этой области.

— Обосновать вариант и основы стратегии регулирования экономики в условиях ее трансформации по пути становления смешанной экономической системывыделить приоритетные направления использования инструментов прогнозирования, программно-целевого регулирования в системе макроэкономического регулирования, применительно к исторически сложившимся национально-государственным особенностям России и современному этапу ее развития.

Объектом исследования является экономическая система России, особенности и возможности становления в стране экономики смешанного типа.

Предметом исследования — механизмы макроэкономического регулирования, позволяющие реализовать данный вариант развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теориимонографии и статьи по теоретическим, методологическим и прикладным проблемам трансформации экономической системы, макрорегулирования экономики и управления, переходных процессов, отдельных направлений экономической политики государства, труды по теории самоорганизации и теории систем.

Информационной базой диссертации явились законодательные и нормативные актыстатистические материалы Госкомстата РФ, Министерства экономического развития и торговли, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФЭкспертные заключения Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Счетной палаты Российской Федерации, Отделения экономики РАН, Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАНМатериалы рабочей группы Государственного совета РФ и Центра стратегических разработок под руководством Г. Грефа по разработке долгосрочного проекта стратегии развития государства на период до 2010 г.- обзоры экономической политики России за 19 912 004 гг., подготовленные Бюро экономического анализабюллетени «Экономический мониторинг России» института народнохозяйственного прогнозирования РАН, аналитические отчеты и материалы периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке концепции макроэкономического регулирования исходящей из того, что основной функцией макроэкономического регулирования в России в современных условиях и в перспективе является обеспечение наиболее полного использования всех сторон российского потенциала и роста благосостояния народа на базе движения страны к новой экономической системе — смешанной экономике.

В рамках данной концепции:

— обосновывается, что эффективность макроэкономического регулирования может быть обеспечена не просто посредством использования его известных механизмов, методов, форм и т. д., а прежде всего характером его социальной ориентации — созданием системы макрорегулирования, внутренне ориентированной на развитие и взаимодействие различных социальных секторов (укладов) и типов хозяйства, сочетание частных, корпоративных и государственных интересов, развитие общегосударственных, региональных и муниципальных уровней хозяйства, становление структур гражданского общества и т. д;

— доказывается, что система макроэкономического регулирования сама должна стать смешанной по своей сути, интегрируя начала рыночного, государственного и общественного регулирования, что предполагает преодоление противопоставления государственных и рыночных способов регулирования, максимизации или минимизации любого из них;

— выявляется, что существующая направленность механизмов макроэкономического регулирования не может обеспечить решение наиболее острых и принципиальных проблем развития страны (обеспечение социальной справедливости, преодоление бедности, поддержание и упрочение пространственной хозяйственной, социальной и гуманитарной целостности страны, и межрегиональных контактов) — показывается, что причины этого связаны прежде всего с фактическим преобладанием в экономической политике интересов крупного и олигархического капитала, концентрацией в его руках основной доли общественного богатства;

— обосновывается необходимость и неотложность изменения стратегии макроэкономического регулированиядоказывается, что основной стратегической линией перемен во всех механизмах и звеньях регулирования должна стать ориентированность на создание экономической и социальной среды, стимулирующей движение к обществу смешанного типа. В этих целях должны быть разработаны качественно новые системы прогнозирования, программно-целевого регулирования, разных форм поддержки региональных и хозяйственных структур, в основу которых следует положить принцип вариантности и обоснованности, ресурсной и организационно-хозяйственной обеспеченности решений и проектов, и характера значимости их экономического и социального результата;

— определяются необходимость и направления институциональных реформ как условие формирования рациональной системы макрорегулирования, включающих выполнение государством его институциональной функции (содействие становлению институтов смешанной экономики), становление институтов рыночной инфраструктуры, предпринимательской и некоммерческой деятельности, самоорганизации и самоуправления населения, защиты интересов и прав личности, трудовых коллективов, территориальных и социальных сообществ людей и т. д.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе зарубежного и отечественного опыта функционирования и трансформации экономических систем автором исследованы процессы формирования новой системы макроэкономического регулирования, отражающие специфику становления экономики смешанного типа в России, рассмотрена проблема соотношения государственного регулирования, рыночного саморегулирования и общественного регулирования, в совокупности определяющих основы современных механизмов макрорегулирования экономики, обоснована концепция долгосрочной стратегии макроэкономического регулирования, адекватная экономическим особенностям переходного периода.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа и обобщения принципиальных черт трансформации современных экономических систем, сущностных особенностей России и процессов ее развития в XX веке обосновывается один из возможных вариантов выхода страны из системного общественного кризиса на основе восстановления управляемости экономики, посредством формирования гибкой системы макроэкономического регулирования, адекватной потребностям реализации стратегии становления экономической системы принципиально нового смешанного типа и внутренней логике расширенного воспроизводства, его отдельных подсистем, отраслей и экономических районов.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки экономической теории, теории социально-экономического развития, при выработке и реализации долгосрочных стратегий макроэкономического регулирования, альтернативных сценариев экономического развития, стратегических программ экономической политики, а также в высших учебных заведениях при разработке учебных программ и в преподавании макроэкономики, национальной экономики, институциональной экономики, экономики переходного периода и др.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты исследования нашли отражение в научных и учебно-методических трудах автора общим объемом более 95 п.л., в том числе — в двух авторских монографиях, учебных пособиях, в сборниках, статьях в научных периодических изданиях.

Концептуальные подходы и выводы исследования обсуждались в Центре политико-экономических исследований Института экономики РАН, на иных международных научно-практических конференциях, в том числе:

Взаимодействие государства и общества при формировании экономической политики" // Научно-практическая конференция. «Государство и рынок: исторические корни, современное состояние и перспективы». — Седарфолс (США): Университет Северной Айовы — МГЛУ, 26 апреля 2002 г.

Макроэкономическая стратегия России: проблемы и перспективы" // Научно-практическая конференция ИНИОН РАН и МГЛУ «Экономические интересы России в контексте современных процессов интернационализации мирового хозяйства». — М.: МГЛУ, 21 марта 2003 г.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России" // Научно-практическая конференция РАЭНПД, МГЛУ и Университета Северной Айовы (США) «Предпринимательская среда: российская практика и зарубежный опыт». — М.: МГЛУ, 12 мая 2004 г.

Механизмы государственного регулирования рыночных отношений в странах СНГ" //Научная конференция РАЭНПД «Проблемы сотрудничества стран СНГ» — М.: РАЭНПД — ВАВТ, 24 апреля 2004 г.

Об оценке эффективности государственного регулирования экономики в России" // Научная конференция РАЭНПД «Государство и рынок: международный опыт и российский эксперимент». — М.: РАЭНПД — ГУУ, 25 мая 2004 г.

Механизмы макроэкономического регулирования в современных социально-экономических системах" // Научно-практическая конференция МГЛУ и УСА (США) «Современные мега-тенденции и их проявления на микрои макроуровне». — М.: МГЛУ — УСА, 12 мая 2005 г.

Влияние соотношения государственного и рыночного регулирования на бизнес-климат в России // Научно-практическая конференция РАЭНПД «Бизнес-климат в России и пути его улучшения». — М.: РАЭНПД — МЭСИ, 31 мая 2005 г.

Материалы диссертации использовались в процессе преподавания курсов экономической теории, макроэкономики, теории переходной экономики, мировой экономики и международного менеджмента в СПбУЭиФ, ПВВИСУ, МГЛУ и Военном университете, в публичных выступлениях перед преподавателями и студентами экономических факультетов российских Вузов и университетов-партнеров за рубежом: Университета Северной Айовы (США), Университета «Виадрина» г. Франкфурт-на-Одере и Технического университета г. Мюнхена (Германия), Университетов г. Леона (Испания), г. Триест (Италия), Париж-10 и г. Валенсьена (Франция), г. Пекин и г. Ухань (КНР), экономической школы «Флеко» г. Брюссель (Бельгия).

Цель и задачи исследования

предопределили следующую структуру работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теория макроэкономического регулирования имеет большое значение для осуществления крупнейших преобразований в сфере экономики и особенно актуальна в условиях становления смешанной экономики в России. Исследование теоретических и практических проблем, отражающих сущность и хозяйственное значение системы макроэкономического регулирования, позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Становление смешанной экономики в трансформационных процессах современной России требует восстановления управляемости экономики на основе гибкой, адекватной системы макроэкономического регулирования, развитие которой предопределяется внутренней логикой расширенного воспроизводства, его отдельных подсистем, отраслей и экономических районов. Данный процесс обусловлен рядом факторов: характером трансформационных процессовизвестным запозданием в создании институциональных основ, отвечающих специфике переходного периода и рациональным вариантам экономической трансформации- «забвением» использования системного подхода в методологии регулирования макроэкономической динамикиотсутствием логики процесса регулирования расширенного воспроизводстваособенностями формирования рыночного механизма хозяйствованиясамоорганизацией экономической системы в целом.

2. Основные тенденции в изменении механизмов макроэкономического регулирования и их взаимосвязях в условиях перехода к модели смешанной экономики свидетельствуют о многовариантности подходов к формированию данной системы, которая до сих пор неадекватна объявленным приоритетам нарождающейся рыночной системы хозяйствования. Основные элементы системы макроэкономического регулирования (макроэкономическое планирование, прогнозирование, программно-целевое регулирование), взаимодействие между которыми должно осуществляться посредством государственного регулирования, функционирования нерыночных институтов гражданского общества и рыночного саморегулирования, не выполняют свои функции.

3. В хозяйственной практике России процессы самоорганизации и организации экономики должны опираться на взаимодействие рыночных, государственных и общественных механизмов регулирования, соотношение которых может изменяться с развитием экономики. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние прежних, традиционных форм и методов регулирования с возрастанием роли и значения регулирующей функции рынка не исключает, а в значительной мере определяет изменение содержания, способов и форм экономического вмешательства со стороны государства, обеспечивающих нейтрализацию отрицательных последствий рыночной самоорганизации, под держку наукоемких отраслей, усиление социальной направленности реформ, обеспечение устойчивого экономического роста в интересах широких слоев народа. Модернизация самого государства требует реорганизации и совершенствования его функций, рационализации структур управления и обновления управленческого инструментария, включая принятие ключевых решений.

4. Формирование нерыночных институтов гражданского общества, в том числе и самоорганизация населения на базе самоуправления, возможно только при наличии институциональных изменений, которые должны осуществляться по мере созревания необходимых предпосылок, позволяющих обеспечить рост конечных результатов, в первую очередь в сфере уровня жизни, при условии сочетания интересов государства, общества, личности, разных групп населения и социально-экономических секторов (укладов). Реальности экономической и политической жизни России свидетельствуют, что в России не сложилась динамичная и устойчивая структура общества, нет социально-экономической базы, предотвращающей социально негативные линии развития, нарушение морально-нравственных жизненных принципов. Поэтому не структурируется гражданское общество и не происходит становление системы реального местного самоуправления населения.

5. Экономическое развитие России в перспективном и долгосрочном периодах связано с необходимостью разработки стратегии макроэкономического регулирования национальной экономики, формирования качественно новой системы прогнозирования, программно-целевого регулирования, ориентированной на четкие социально-экономические цели, связанные с движением страны к смешанной экономике и созданием на этой основе благоприятной среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения широких социальных слоев народа.

6. Правительство оставляет за собой монопольное право на разработку экономической политики и ее реализацию, а разрабатываемые стандартные прогнозы экономического развития России характеризуются инерционностью и слабой вариантностью. Продолжается курс на ограничение функций государства в регулировании макрофинансовых параметров, продвижение институциональных реформ (без их увязки с рациональными вариантами общественного развития), расширение нормотворчества (при отсутствии его обоснованности с точки зрения современных закономерностей и тенденции развития, а часто и интересов населения). Такое государственное регулирование вряд ли приведет к позитивным социально-экономическим результатам.

7. Современная экономическая ситуация предъявляет специфические требования к методологии и методике разработки долгосрочных и среднесрочных программ и прогнозов, в том числе и на этапе определения целей. Исходным пунктом, как программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально-экономического положения страны. Выдвигаемые цели и ориентиры, как качественные, так и количественные, должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально-экономических параметров в конце рассматриваемого срока. В настоящее время в повестку дня прежде всего необходимо поставить цели сохранения технологического ядра производственной структуры экономики, человеческого потенциала и развития рациональных внешних хозяйственных связей России.

Важнейшим условием эффективности проводимой экономической политики является определение потенциально достижимой стратегической цели, в основе которой может выступать постепенное движение к смешанной экономике, способное дать наиболее высокие параметры качества жизни, измеряемые известными социальными индикаторами. Необходимо увязать подцели экономической политики, краткои долгосрочные цели, политические инструменты с собственно стратегической (конечной для данного интервала) целью развития экономики.

8. Происходящие трансформационные процессы в России и других постсоциалистических странах служат не только материалом для осмысления сути трансформации, но и объектом исследования и импульсом развития всей экономической теории. Анализ современных экономических проблем развития позволяет расширить представления об инструментах, необходимых для содействия эффективному функционированию рынков, пополнить перечень задач развития такими целями, как обеспечение его устойчивости, сокращение дифференциации доходов, укрепление демократических начал. Российский опыт показывает, что нет никакого автоматизма в развитии рыночных институтов и, в то же время, нельзя двигаться вперед, не создав их полного комплекса. Россия должна ориентироваться не на эффективные модели прошлого (учитывая их опыт), а искать отвечающую ей модель оптимизации роли государства и рынка на базе новой социально-экономической и информационно-технической основы.

9. Исторический опыт России показывает, что специфика развития страны предопределяет рациональность становления смешанной, интегрированной экономической системы. Это должна быть система с достаточно четким трансформированным госрегулированием, эффективным механизмом саморегулирования, функционированием институтов гражданского общества, обеспечивающих синхронность функционирования различных социальных форм хозяйства. С учетом особенностей страны во всей совокупности целевых стратегических ориентиров, институтов и механизмов движения России к смешанной экономике должна просматриваться общесоциальная направленность, которая призвана обеспечить, с одной стороны, многообразие направлений и форм экономического, социального, национального, производственного и других аспектов общественного развития, а с другой, достижение взаимодействия, согласованности и интегрированности этих направлений и обеспечение объединенности общества на началах социальной справедливости.

Учет вышеуказанных обстоятельств является обязательным условием создания системы макроэкономического регулирования в России, способной реализовать исторически перспективную модель смешанной экономики, адекватную реалиям нового века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 гг. / Отв. ред. Председатель Счетной палаты РФ С. В. Степашин. 2-е изд., доп. М.: Оолита, 2005.
  2. Аналитическая таблица по расходам федерального бюджета на 2005−2006 гг. М., 2005.
  3. Аналитический вестник Федерального собрания РФ. Вып. 31.- 4.2. — М., 2001.
  4. Заключение Счетной палаты РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год». Разд.1. (Основные положения). — М., 2004.
  5. Заключения аудиторов Счетной палаты РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год». Разд.И. — М., 2004.
  6. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. -М.: Политиздат, 1958.
  7. Копцепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000,11 июня.
  8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр. Т.8. — М.: Политиздат, 1972.
  9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. -Т. 10. М.: Политиздат, 1986.
  10. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2006 год. -М., 2005.
  11. Основные показатели проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год». М., 2005.
  12. План развития государственного и муниципального секторов экономики на 2006 год.-М., 2005.
  13. Полный хозяйственный расчет и самофинансирование: Сб. док. / Под ред. В. П. Можина, С. А. Ситаряна и др. М.: Правда, 1988.
  14. Постановление Правительства РФ «Об изменении порядка разработки и реализации федеральных целевых программ. № 165. — 2003, 20 марта.
  15. Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 2005 года. М., 2005.
Заполнить форму текущей работой