Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медико-социальные проблемы формирования здоровья и адаптации детей в условиях хронического социального стресса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе клинико-лабораторного обследования детей I — III группы здоровья в соответствии со стандартной схемой диспансеризации, утвержденной приказом МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 и дополненного углубленной оценкой функционального и метаболического статуса ребенка выявлено значительное несоответствие в оценке уровня здоровья ребенка в сторону недооценки снижения уровня здоровья на донозологическом… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных обозначений

Глава 1. Современные взгляды на формирование здоровья детей в условиях стресса (обзор литературы).

1.1. Формирование здоровья детей и подростков в современных условиях.

1.2. Современные представления о стрессе.

1.3. Адаптация, как основной приспособительный механизм живого организма.

1.4. Особенности протекания адаптационных процессов в подростковом возрасте.

1.5. Основные закономерности протекания социального стресса в детском и подростковом возрасте.

Глава 2. Общая характеристика наблюдаемых детей, организация, методы и объем исследования.

2.1. Организация работы, общая характеристика обследованных детей.

2.2. Методы исследования.

2.3. Статистическая обработка полученных результатов.

2.4. Объем проведенных исследований.

Глава 3. Региональные особенности медикодемографических процессов в Тверской области.

3.1. Анализ динамики медико-демографических показателей здоровья населения.

3.2. Анализ уровня здоровья детского населения Твери и Тверской области.

Глава 4. Клинико-функциональная и метаболическая характеристика состояния здоровья обследованных детей.

4.1. Характеристика факторов, определяющих уровень соматического здоровья детей.

4.2. Критерии, характеризующие состояние соматического здоровья детей.

4.3. Тендерные особенности адаптационных возможностей детей

Глава 5. Особенности микросоциального окружения детей с хроническим социальным стрессом.

Глава 6. Роль психологических особенностей в формировании хронического социального стресса у детей в возрасте 12

Глава 7. Прогнозирование риска прогрессирования хронического социального стресса на основе социально-средового анамнеза и данных психологического обследования детей.

Глава 8. Внедрение комплексной системы прогнозирования риска, диагностики и профилактики развития хронического социального стресса у детей.

8.1. Патоаутокинез снижения уровня здоровья ребенка, находящегося в условиях хронического социального стресса.

8.2. Межведомственная медико-социальная модель профилактики риска формирования и прогрессирования снижения уровня здоровья у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса.

8.3 Коррекционно — оздоровительная программа по профилактике риска снижения уровня здоровья у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса.

8.4. Опыт внедрения коррекционно — оздоровительной программы по профилактике риска формирования и прогрессирования снижения уровня здоровья у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса.

Медико-социальные проблемы формирования здоровья и адаптации детей в условиях хронического социального стресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях длительной социально-экономической нестабильности и значительного социального расслоения российского общества как никогда остро стоит вопрос влияния хронического социального стресса на здоровье индивидуума (Чичерин Л.П., 2006). Негативные тенденции в здоровье российского населения особенно остро проявляются в отношений детского и подросткового контингента (Юрьев В.К., 2008; Лучкевич B.C., 2005).

По данным Баранова A.A., Альбицкого В. Ю. (2005) заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50%. Соответствующие показатели составили в 1992 г. — 105 130, в 2002 г. — 157 597,5 на 100 000 детей соответствующего возраста. Распространённость болезней возросла на 94% (1992г. — 104 358, 2002 г. — 202 435,3 на 100 000 детей соответствующего возраста). Еще более неблагоприятна ситуация с подростками в возрасте 15−17 лет. Уровень заболеваемости среди этого контингента возрос на 64% (1992г. — 61 220,2, 2002 г. — 100 469,1 на 100 000 детей соответствующего возраста). Обращает на себя внимание, что в последнее пятилетие среди подростков старшего возраста наметилось заметное увеличение распространённости хронических болезней (Кочорова Л.В., 2008; Кротин П. Н., 2004).

В то же время правительством Российской Федерации прилагаются усилия для повышения рождаемости, снижения смертности, улучшения качества оказания медицинской помощи детскому и подростковому населению (Орел В.И., 2010). В своем обращении к сессии шести государственных академий России президент В. В. Путин (2006) подчеркнул важность сохранения и укрепления здоровья молодого поколения — будущего России.

Хронический социальный стресс — это стресс, имеющий специфическую причину развития и, касающийся не любого живого организма, не любого человека, а только дееспособного индивида. По данным В. М. Середы, отрицательные изменения в уровне смертности и продолжительности жизни, возникающие под влиянием социального стресса, в максимальной степени происходят не в наиболее ранимых детских и пожилых возрастных группах, а у наиболее социализированных лиц (подростки, лица трудоспособного возраста). Следует отметить, что изменения, возникающие в организме под влиянием хронического социального стресса, не ограничиваются чрезмерной нейрогормональной реакцией и вызываемыми ею патологическими процессами, а касаются всех классов болезней (академик РАМН Величковский Б. Т., 2006).

Как показано в экспериментальных исследованиях акад. Дмитриевой Т. Б. (2001), Разиной E.H. (2008) длительный эмоциональный социальный стресс, вызванный повторным опытом социальных поражений и сопровождаемый негативным эмоциональным фоном, ведет не только к различным изменениям нейрохимической активности мозга, развитию состояния депрессии и тревоги, но и к возникновению нарушений иммунного статуса (снижается уровень гуморального иммунного ответа на Т-зависимый антиген, изменяется клеточный состав красного костного мозга).

Причин возникновения хронического социального стресса у подростков существует несколько. Это и резкое снижение уровня жизни семьи, завышенные социальные требования к ребенку (учебная нагрузка, секции и кружки), изменение микросоциального окружения при переезде ребенка в другую школу, алкоголизм одного из родителей, развод родителей и как следствие этого изменение микросоциального статуса подростка в школьном коллективе (Вишняков H.H., 2008; Кутушева Г. Ф., 2011; Эрман М. В., 2006).

Несмотря на значительную распространенность хронического социального стресса в подростковой среде, мы практически не встретили публикаций раскрывающих глубинные механизмы его реализации и влияния на здоровье и протекание процессов адаптации в подростковом возрасте. Большинство доступных нам публикаций освещало непосредственное влияние острого социального стресса на детский и подростковый организм, изучение же хронического социального стресса проводилось либо на взрослом контингенте, либо при постановке эксперимента на социальных животных.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, изучение влияния хронического социального стресса на подростковый организм является актуальным направлением научной деятельности. До настоящего времени не получили должного раскрытия вопросы патогенетического влияния хронического социального стресса на растущий организм не только в ближайшем, но и в отдаленном периоде воздействия. Цель исследования.

Дать комплексную медико-социальную характеристику состояния здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса для разработки научно-обоснованных подходов к формированию оптимального уровня здоровья ребенка. Задачи исследования.

1. Изучить региональные особенности и основные тенденции динамики медико-демографических показателей здоровья населения Тверской области за последние 20 лет.

2. Изучить основные тенденции общей заболеваемости и заболеваемости с впервые установленным диагнозом для детей различных возрастных групп, проживающих на территории Тверской области.

3. Проанализировать современные аспекты медико-социальных проблем формирования здоровья детей находящихся в условиях острого и хронического стресса, особенности реализации неблагоприятного воздействия социального стресса на детский организм.

4. Установить особенности динамики физического, нервно-психического развития и функционального статуса ребенка, находящегося в условиях хронического социального стресса.

5. Выделить высокоинформативные критерии диагностики хронического социального стресса и прогнозирования риска его утяжеления на основе оценки психологического и микросоциального компонентов здоровья ребенка.

6. Научно обосновать механизмы формирования хронического социального стресса у детей, с учетом влияния индивидуальных психологических особенностей ребенка.

7. Разработать концепцию формирования здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, опирающуюся на исходный уровень соматического здоровья, с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, реализующихся в конкретных микросоциальных условиях.

8. Разработать и внедрить индивидуализированные оздоровительные и коррекционные программы для детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, на основе объективной диагностики уровня соматического, психологического и микросоциального компонентов здоровья с учетом конкретных микросоциальных условий.

9. Оценить эффективность внедрения разработанной системы оздоровительных и коррекционных мероприятий в работу детской поликлиники.

Научная новизна' исследования заключается в том, что:

Впервые выполнено комплексное социально-гигиеническое и клиническое исследование популяции детей постоянно проживающих на территории Тверской области.

Впервые уточнены объективные и субъективные медико-социальные потребности детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, возможности их удовлетворения при медицинском обслуживании;

Впервые выявлены особенности состояния здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, определены существенные социально-гигиенические характеристики детей, находящихся в условиях хронического социального стресса ;

Впервые представлены социально-биологические и клинико-анамнестические характеристики семей детей, находящихся в условиях хронического социального стресса;

Впервые обоснованы организационно-методические принципы медико-социальной работы с детьми, находящихся в условиях хронического социального стресса, испытывающими влияние различных факторов социального риска;

Впервые проанализирована эффективность современной и авторской схемы лечебно-профилактического обеспечения и диспансеризации детей, находящихся в условиях хронического социального стресса в региональном измерении;

Впервые разработаны и научно обоснованы цели и задачи медико-социальных и психологических служб, лечебно-профилактических учреждений амбулаторно-поликлинического звена в системе первичной медико-санитарной помощи данной категории детей.

Достоверность основных результатов диссертационного исследования обоснована теоретическими концепциями и методологическими подходами, разработанными в трудах отечественных и зарубежных ученых в области социальной педиатрии, социальной психологии, социальной педагогики, социологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

Предложена методика диспансерного наблюдения детей, находящихся в условиях хронического социального стресса.

Материалы диссертации внедрены в работу лечебно-профилактических учреждений города Твери и Тверской области, города Тулы, в образовательный процесс ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрав-соцразвития России. Разработана схема оздоровительных и коррекцион-ных мероприятий для детей, находящихся в условиях хронического социального стресса. Разработана и внедрена компьютерная программа для экспресс оценки уровня физического развития, гармоничности физического развития и соматотипа для детей в возрасте 10−17 лет (адаптированная версия для Тверской области).

Предложен «Способ экспресс-диагностики риска нарушения социальной адаптации ребенка». — Заявка на выдачу патента РФ на изобретение № 2 010 102 987. Приоритетная справка получена 01.02.2010. (Соавтор Жуков C.B.). Разработан «Способ оценки качества ассимиляции детей на новом месте жительства». — Заявка на выдачу патента РФ на изобретение № 2 010 105 133. Приоритетная справка получена 16.02.2010. (Соавторы Жуков C.B., Смирнова Ю.Е.).

Разработана и зарегистрирована программа для ЭВМ «Программа для экспресс-диагностики риска нарушения социальной адаптации подростка» — свидетельство государственной регистрации №. 2 011 617 971 от 12.10.2011 (Соавторы Жуков C.B., Новоселов К. П., Смирнова Ю.Е.).

Разработана и зарегистрирована программа для ЭВМ «Программа для экспресс-диагностики хронического социального стресса у детей школьного возраста» — свидетельство государственной регистрации №. 2 011 617 586 от 13.10.2011 (Соавтор Жуков C.B.).

Разработан и внедрен «Способ адсорбции влаги из единицы объема выдыхаемого воздуха и устройство для его получения» — патент РФ на изобретение № 2 243 720 от 10.01.2005 (Соавторы Алексеева Ю. А., Борисов B.C., Борисова М. А., Курочкин A.B.).

Подготовлено методическое письмо «Диагностика и прогнозирование риска развития хронического социального стресса на основе данных социально-средового анамнеза и психологического обследования» — утверждено начальником Департамента здравоохранения Тверской области 25.02.2010 .

Подготовлено методическое письмо «Диагностика нарушений социальной адаптации детей в современных условиях «- утверждено начальником Департамента здравоохранения Тверской области 25.02.2010.

Разработана и внедрена компьютерная программа для экспресс оценки уровня физического развития, гармоничности физического развития и соматотипа для детей в возрасте 10−17 лет (адаптированная версия для Тверской области). Подготовлено методическое письмо — утверждено начальником Департамента здравоохранения Тверской области 25.02.2010.

Материалы диссертации были использованы при разработке схемы диспансерного наблюдения детей прибывших из зоны осложненной чрезвычайной ситуации. Подготовлено методическое письмо — утверждено начальником Департамента здравоохранения Тверской области 25.02.2010.

Материалы диссертации были использованы при разработке схемы оздоровительных и коррекционных мероприятий для детей, прибывших из зоны осложненной чрезвычайной ситуации. Подготовлено методическое письмо — утверждено начальником Департамента здравоохранения Тверской области 25.02.2010.

Подготовлено методическое письмо «Нарушение процессов ассимиляции детей, прибывших из зоны осложненной чрезвычайной ситуации» — утверждено начальником Департамента здравоохранения Тверской области 25.02.2010.

Предложенные способы диагностики нашли применение в практике, внедрены в работу клиник и используются в учебном процессе.

Апробация работы: основные положения, предварительные и окончательные результаты диссертационного исследования были представлены на 15 научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах, конгрессах, в том числе 12 — с международным участием и всероссийским значением, в виде научных докладов и публикаций тезисов. По материалам диссертации опубликованы 60 печатных работ, из них в центральной печати 19, три монографии. Получен патент РФ на изобретение, два свидетельства государственной регистрации на программу для ЭВМ.

Положения и результаты диссертации были обсуждены:

— на III международном форуме по интеллектуальной собственности «ЕХРС>РШСЖПТ'2011» (Москва, 7−9 декабря 2011 г.) — диплом лауреата;

— на II международной выставке-форуме «Инновации и технологии -2011 (Москва, 12−14 апреля 2011 г.) — получен диплом победителя конкурса «Открытые возможности — 2011»;

— на XIV Международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед — 2011» (Москва, 05−08 апреля 2011 г.) — решением международного жюри была присуждена серебрянная медаль;

— На X Международном салоне инноваций и инвестиций (Москва, 0710 сентября 2010 г.) — решением международного жюри присуждена бронзовая медаль;

— на научно-практической конференции Центрального федерального округа Российской Федерации с международным участием «Инновации и информационные технологии в диагностической, лечебно-профилактической и учебной работе клиник». (Тверь, 10−11 декабря 2009 г.) — на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2009» — получен диплом Федерального агентства по образованию за победу во Всероссийском творческом конкурсе научно-технических решений, образовательных продуктов и услуг в области информатизации образования (Москва, 28.08−2.09.2009 г.) — на Всероссийской научной конференции с международным участием «Демографическая ситуация в современной России: состояние и перспективы» (Тверь, ТГМА, 27−28 ноября 2008 г.) — на региональной конференции «Социально-депривированные дети» (Тверь, ТГМА, 29 мая 2008 г.) — на Межрегиональной конференции «Актуальные вопросы оказания неотложной помощи школьникам» (Тверь, ТГМА, 23 мая 2008 г.) — на Всероссийской научной конференции с международным участием «Социально-медицинские аспекты экологического состояния Центрального экономического района России» (Тверь, ТГМА, 25−26 октября 2007 г.) — на региональной научно-практической конференции «Репродуктивное здоровье молодежи. (Тверь, 18 июня 2007 г.) — на V Российском конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». (Москва, 24 — 26 октября 2006 г.) — на VII Международная научно-практическая конференция «Здоровье и образование в XXI веке». (Москва, 8−10 октября 2006 г.) — на региональной научно-практической конференции «Научные основы формирования здоровья школьников» (Тверь, 5 сентября 2006 г.) — на III международной конференции «Болезни цивилизации в аспекте учения В.И.Вернардского» (Москва, 10−12 октября 2005 г.) — на IV областной научно-практической конференции «Твоё здоровьедело твоих рук» (Тверь, 21 июня 2005 г.);

Научно практическая разработка «Неинвазивные технологии в формировании здоровья детей» награждена золотой медалью «Innovations for invesments to the future» как победитель Международного конкурса среди предприятий США, Евросоюза, РФ и СНГ на лучшую инновационную разработку учрежденного Американо-Российским деловым союзом (Нью-Йорк, 25 марта 2010).

Личный вклад автора: автором полностью выполнен аналитический обзор данных отчетной статистики, представляющий информацию о состоянии здоровья детского населения города Твери и Тверской области за 1986 — 2010 гг. В ходе проведения исследования автор лично провела медико-социальное анкетирование, психологическое тестирование и клини-ко-анамнестическое и функциональное обследование 1220 детей в возрасте 10−18 лет, а также провела забор и биохимическое исследование на аппарате ФЭК-И 351 пробы конденсата выдыхаемого воздуха. Разработана база данных «Качественная и количественная оценка уровня здоровья детей проживающих на территории г. Твери». Полностью провела статистическую обработку полученных данных с использованием лицензионного статистического пакета Statistica 6.0 (StatSoft Inc.). Планирование исследования и обобщение полученных результатов выполнено автором на 100%. Положения, выносимые на защиту.

1. Рассматривать здоровье индивидуума следует только в контексте его взаимоотношений с конкретной микросоциальной средой, а, следовательно, комплексная оценка здоровья должна основываться на равной значимости (равноценности) микросоциального, психологического и соматического компонентов здоровья.

2. В дебюте хронического социального стресса существенная роль принадлежит кумулятивным взаимодействиям микросоциальных факторов (поздний возраст родителей, конфликтогенная обстановка в семье и школе, отсутствие у подростка рекреационного помещения) и психологические особенностей индивидуума (шизоидный, гипер-тимный и истероидный типы акцентуации характера, выраженная реакция эмансипации, низкий и умеренный уровень конформности, а так же наличие внутриличностных конфликтов). Выявленные экспансивные стереотипы поведения у детей с хроническим социальным стрессом являются одной из ведущих психологических причин, обуславливающих прогрессирование разрушения внесемейных микросоциальных контактов ребенка, что в свою очередь способствует углублению внутриличностных и межличностных конфликтов, формируя порочный круг с риском нарушения социальной адаптации и реализацией проявлений хронического социального стресса на соматическом уровне.

3. Необходимо сформировать единые подходы к оценке и учету основных показателей здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, путем создания организационно-методических и программно-целевых документов, учитывающих неоднородность данного контингента. Координацию медицинской помощи осуществлять с учетом объективных и субъективных медико-социальных потребностей этой категории детей.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, обзора литературы, главы посвященной материалам и методам исследования, шести глав собственных наблюдений, заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы. Текстовая часть изложена на 335 страницах, иллюстрирована 49 таблицами и 68 рисунками. Диссертация содержит 19 приложений.

Выводы:

1. За последние 25 лет в г. Твери и в Тверской области сложилась критическая демографическая ситуация, характеризующаяся значительным снижением рождаемости и увеличением общей смертности населения более чем в 1,5 раза. Процесс депопуляции на региональном уровне начался раньше и выражен в большей степени, чем по Российской Федерации — величина естественной убыли населения в 2008;2009 г. в Тверской области в 2,3, а Твери в 1,3 раза выше по сравнению с общероссийским уровнем. Однако за последние пять лет отмечено снижение смертности населения от управляемых причин, значительное снижение младенческой, ранней неонатальной и перинатальной смертности.

2. Показатели здоровья детей в Тверской области нельзя признать удовлетворительным. Выявлены тенденции, характеризующие неблагополучие в состоянии здоровья данного контингента детей: высокий уровень выявленной заболеваемости детей (4917,2 на 1000), особенно на 1-м году жизни 6489,8 (в 2,4 раза превышающий аналогичный показатель среди детей России) — высокий уровень детской инвалидности — 19,8 на 1000 детей, первичный выход детей на инвалидность составляет 25,9 на 10 000 детского населения, что на 15% превышает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу Российской Федерации.

3. Комплексный наукометрический анализ основных методологических подходов к формированию здоровья детей, как в отечественных, так и зарубежных исследователей показал, что, несмотря, на декларируемый комплексный подход к оценке уровня здоровья ребенка зачастую она сводится к изучению соматического компонента, а микросоциальный и психологический компоненты рассматриваются не более как факторы риска. Если для оценки состояния здоровья социализированного ребенка, с устойчивыми микросоциальными контактами и отсутствием внутриличностных конфликтов такой подход, может быть, и не приведет к недооценке истинного состояния уровня здоровья, то для детей, находящихся в условиях хронического социального, и особенно микросоциального стресса, такой подход не позволит адекватно оценить истинный уровень здоровья индивидуума. В сложившейся ситуации необходим углубленный анализ особенностей формирования здоровья ребенка, и в первую очередь детей находящихся в условиях нестабильных микросоциальных взаимоотношений, поиск новых решений проблем реабилитации и восстановительного лечения данной категории детей, с учетом микросоциальной и психологической составляющих индивидуального здоровья.

4. В ходе клинико-лабораторного обследования детей I — III группы здоровья в соответствии со стандартной схемой диспансеризации, утвержденной приказом МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 и дополненного углубленной оценкой функционального и метаболического статуса ребенка выявлено значительное несоответствие в оценке уровня здоровья ребенка в сторону недооценки снижения уровня здоровья на донозологическом уровне, что наглядно демонстрируется при оценке уровня здоровья ребенка находящегося в условиях хронического социального стресса. Уровень физического здоровья такого ребенка, как правило, соответствует нижней границе нормы (2−3 и 6−7 коридоры центильных таблиц для оценки физического развития ребенка), однако функциональные и метаболические показатели уровня здоровья свидетельствуют о значительном снижении уровня здоровья до II — III группы (увеличение концентрации общих липидов и ацилгидро-перикисей в конденсате выдыхаемого воздуха свыше 30% возрастной нормы, двукратное увеличение концентрации кальция, увеличение концентрации калия и лактата свыше 25% от возрастной нормы, снижение концентрации магния на 15% от возрастной нормы и концентрации натрия на 10% от возрастной нормы).

5. Для детей, находящихся в условиях хронического социального стресса характерно сочетанное отягощение по социально-средовому и биологическому видам анамнеза, значительное снижение уровня резистентности, увеличение доли функциональных отклонений психосоматического генеза. В то же время, по формальному признаку этих детей можно отнести к I — II группам здоровья, что еще раз подчеркивает недостаточную пластичность и чувствительность имеющейся на данный момент классификации уровня здоровья.

6. В формировании хронического социального стресса участвует ряд внутрисемейных микросоциальных факторов, в том числе поздний возраст отца, значительная разница между возрастом отца и матери подростка. Необходимо отметить, что более половины подростков с хроническим социальным стрессом проживают в неполных семьях, являясь единственным ребенком в семье, или имеют старших братьев и сестер. В формировании хронического социального стресса имеет значение отсутствие собственного рекреативного помещения у подростка, а так же неудовлетворенность ребенка вниманием к нему родителей и преимущественно вербальную направленность воспитательных воздействий на ребенка. Следует подчеркнуть, что ведущая роль в формировании хронического социального стресса принадлежит конфликтной обстановке в семье подростка.

7. Внесемейные взаимоотношения у подростка с хроническим социальным стрессом носят противоречивый характер: с одной стороны такой ребенок старается общаться со всеми сверстниками и зачастую указывал на симпатию во взаимоотношениях, с другой стороны доля лиц, имеющих общие интересы со сверстниками была ниже, чем в контрольной группе, были дети, отмечавшие отсутствие общих интересов со сверстниками. Учитывая увеличение доли детей с внутрисемейной направленностью вектора взаимоотношений и увеличение лиц отрицательно относящихся к обучению в школе можно предположить, что эти дети либо социально дезадаптированы, либо находятся в состоянии фрустрации. Вклад изученных внесемейных микросоциальных факторов в формирование хронического социального стресса от минимальной до максимальной степени выраженности был неоднозначен. Однако можно говорить о тенденции к усилению их влияния с нарастанием клинической симптоматики.

8. Для возникновения и прогрессирования хронического социального стресса у ребенка было необходимо наличие психологической основы в виде шизоидного, гипертимного и истероидного типа акцентуации характера. По нашим данным эпилептоиды в меньшей мере подвержены воздействию социального стресса, однако в случае развития у них хронического социального стресса он быстро, в силу психологических качеств этого типа, достигает своей максимальной выраженности. Следует подчеркнуть, что органического субстрата для формирования тяжелых проявлений ХСС в обследованной группе не было, все изменения носили преходящий характер. Однако, у детей с максимально выраженным хроническим социальным стрессом, в неблагоприятных условиях возможен переход в пограничные психические состояния с формированием психопатии или невроза. Стереотипы межличностных взаимоотношений у детей, находящихся в условиях хронического социального стресса отличаются агрессивностью, стремлением к доминированию и, одновременно, склонностью к быстрому отказу от взаимоотношений в случае отрицательной стимуляции.

9. В результате проведения неоднородной последовательной статистической процедуре распознавания были созданы прогностические таблицы для оценки риска формирования хронического социального стресса (прил. 7), определения риска развития минимальных, умеренных и максимальных проявлений ХСС, а так же, прогнозирования прогрессирования ХСС у подростков. На основе полученных данных был разработан алгоритм прогнозирования риска формирования и прогрессирования ХСС у детей подросткового возраста. Сравнение результатов обследования подростков по предложенному алгоритму с результатами, полученными при обследовании группой практических врачей-педиатров и группой экспертов, свидетельствовало о достаточной чувствительности предложенной методики и позволило рекомендовать ее для использования при профилактических осмотрах школьников. Проведение социологического анкетирования и психодиагностического тестирования детей 12−16 лет, с последующей оценкой полученных данных по предложенной методике позволило разработать схему диагностических и оздоровительных мероприятий у детей 12−16 лет в зависимости от степени риска формирования и прогрессирования ХСС.

Практические рекомендации:

1. На федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности создания единого государственного органа, ответственного за координацию деятельности и осуществление контроля в области медико-социальной поддержки семей, находящихся в зоне социального риска.

2. Министерствам здравоохранения, социальной защиты, образования РФ, НИИ социально-гигиенического профиля при разработке федеральных, краевых и областных программ изучения медико-демографических, социально-гигиенических и медико-экономических проблем здоровья детского населения, а также при планировании мероприятий по оказанию целенаправленной медико-социальной помощи детям взять под системный контроль проведение демографической политики на федеральном уровне и деятельность по профилактике снижения уровня здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, и, в первую очередь, хронического социального стресса.

3. Администрациям города, области, Департаменту здравоохранения, Комитету по труду и социальной защите населения рекомендовать создание служб социального патронирования семьи находящейся в зоне социального риска, путем образования муниципальных социально-профилактических центров реабилитации и сопровождения семьи и детства. Общие мероприятия по профилактике аддиктив-ного поведения среди детей находящихся в условиях хронического социального стресса, повышению качества адаптации и социализации каждой семьи и ребенка, должны предусматривать четкую координацию действий органов и учреждений государственной системы профилактики беспризорности и безнадзорности.

4. Улучшить межведомственное взаимодействие органов здравоохранения, образования и социального развития на этапах оказания медико-социальной помощи детям, находящимся в условиях хронического социального стресса. Всех детей имеющих признаки хронического социального стресса необходимо объединить в группу диспансерного наблюдения, в которой выделить подгруппу риска по микросоциальной дезадаптации, подгруппу риска по психо-вегетативным нарушениям и подгруппу риска по соматическому здоровью. Отдельно следует учитывать качество адаптации ребенка и членов его семьи к конкретному микросоциальному окружению. Необходимо организовать эстафетное медико-социальное сопровождение ребенка на всех этапах его ре-социализации. Внедрить системы индивидуального медико-социального сопровождения каждого ребенка, контроля за его развитием.

5. Определить механизмы социального партнерства органов государственной власти и некоммерческих общественных объединений в оказании помощи, как детям, находящимся в условиях хронического социального стресса, так и членам их семьи.

6. Рекомендовать в целях контроля и управления состоянием здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса внедрение на региональном уровне мониторинга состояния здоровья детей. Создание регистра, как открытой информационной системы, наиболее удобной для сбора, обработки и хранения данных о ребенке, отражающей состояние здоровья детей, находящихся в условиях хронического социального стресса с учетом социально-гигиенической характеристики семьи, наличия факторов риска, позволит осуществлять контроль и управление за оказанием медицинской помощи на региональном уровне, проводить мероприятия по комплексной реабилитации детей, их социальной адаптации.

7. Подготовить обучающие программы для специалистов службы охраны здоровья матери и ребенка по вопросам медико-социального сопровождения детей, находящихся в условиях хронического социального стресса, на основании соблюдения международной конвенции о правах ребенка, принципов медицинской этики и деонтологии.

8. Врачам первичного звена здравоохранения, предложен «Способ адсорбции влаги из единицы объема выдыхаемого воздуха и устройство для его получения» (патент РФ на изобретение № 2 243 720 от 10.01.2005) заключающийся в том, что через загубник пациента присоединяют к устройству и через трубку, соединенную с входным клапаном дыхательного мешка, пациент делает выдох, выдыхаемый воздух накапливают в дыхательном мешке в объеме, равном объему дыхательного мешка, после его заполнения включают на 15 мин таймер и подключают микрокомпрессор, который прокачивает выдыхаемый пациентом воздух из мешка через трубку с силикагелем с постоянной скоростью, причем пациент продолжает заполнение дыхательного мешка выдыхаемым воздухом во время работы микрокомпрессора, после выключения таймера получают 0,5−1,0 мл влаги выдыхаемого воздуха, адсорбированного на силикагеле, одноразовую трубку с силикагелем запаивают и хранят в морозильной камере до биохимического исследования/.

9. Врачам-педиатрам первичного звена здравоохранения, школьным психологам и врачам общеобразовательных учреждений при профилактических осмотрах рекомендовать использовать «Программу для экспресс-диагностики риска нарушения социальной адаптации подростка» (Свидетельство государственной регистрации №. 2 011 617 971 от 12.10.2011), при этом наличие нарушения социальной адаптации определяется при наборе ребенком двух и более баллов. При проведении профилактических осмотров детей, в том числе находящихся в условиях хронического социального стресса, рекомендовать использование компьютерной программы экспресс оценки уровня физического развития, гармоничности физического развития и соматотипа.

Врачам-педиатрам первичного звена здравоохранения, при проведении диспансеризации детского населения по месту жительства, предложена схема диспансерного наблюдения детей, находящихся в условиях хронического социального стресса с выделением дополнительной диспансерной группы, состоящей из трех подгрупп: подгруппы риска по микросоциальной дезадаптации, подгруппы риска по психо-вегетативным нарушениям, подгруппы риска по соматическому здоровью. Для врачей первичного звена здравоохранения и школ разработана схема проведения оздоровительных и коррекци-онных мероприятий с детьми, находящихся в условиях хронического социального стресса, с акцентом на оптимизацию процессов адаптации у конкретного ребенкаа так же предложены комплексы лечебно-профилактических мероприятий: базовый оздоровительный комплекс (стр.223), социально-психологический комплекс «Школа» (стр. 225), социально-психологический комплекс «Семья» (стр. 226), социально-психологический комплекс «Самоанализ» (стр. 228).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С., Заяц С. Д., Косенкова Н. С. Экологические аспекты здоровья человека. // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сборник докладов. В 2-х ч. — Ч. 1. — СПб., 2000. — С.34 -38.
  2. Т.Г. Роль раннего неонатального периода в формировании состояния здоровья детей первого года жизни: Дис.. д-ра мед. наук. -М. 1996.-220 с.
  3. В.А. Психология медицины и медицинского образования. // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сборник докладов. В 2-х ч. — Ч. 1. — СПб., 2000. — С.38 — 46.
  4. Н. А., Кузьменко JL Г. // Экопатология детского возраста / Под редакцией В. Н. Ярыгина, Ю. П. Пивоварова, В. Д. Демина, С. О. Ключникова. М. — 1995. — С. 118 — 127.
  5. М. К., Козлова В. Г. Обучаемость и здоровье школьников // Школа здоровья. 1995. — № 2. — С. 21 — 31.
  6. C.B., Янушанец О. И. Отражение устойчивости системы экологии человека в показателях здоровья населения. // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сборник докладов. В 2-хч.-Ч. 1.- СПб, 2000.-С. 58−61.
  7. Ю. А, Борисова М. А., Королюк Е. Г. Прогнозирование здоровья детей в критические периоды при поступлении в школу. // Губернские медицинские вести. 2001. — № 3. — С. 29 — 36.
  8. Ю.А. Клинико функциональные и метаболические критерии формирования и прогнозирования уровня здоровья детей и детей. // Дисс.. докт. мед. наук. — Иваново, 2003. — 289 с.
  9. Ю.А. Концептуальные подходы к оценке уровня здоровья детей в постнатальном онтогенезе // Вестник новых медицинских технологий. № 2. — 2002. — С. 60 — 61.
  10. Ю.П. Генетические процессы в популяции. М, 2003- 431 с.
  11. Альбицкий В. Ю, Волгина С. Я, Курмаева Е. А. Состояние здоровья и образ жизни детей из бедных семей // Вопросы современной педиатрии. 2007. — Т.6.- № 6.-С.25−28.
  12. Н.М. Раздумье о здоровье. М. 1978. — 178 с.
  13. Н. А, Ямпольская Ю. А. Здоровое развитие современных школьников // Школа здоровья. 1994. — № 1. — С. 13−18.
  14. В. В., Курочкин А. А., Кушнир С. М. Нейроциркуляторная дистония у детей. Тверь, 2000. — 184 с.
  15. Л. Т., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и детей в практических исследованиях. // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 95.
  16. В.И., Львов С. Н., Александрович Ю. С., и др. Изучение адаптационных процессов у детей с различной патологией. // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сборник докладов. В 2-х ч. — Ч. 1. — СПб., 2000. — С. 61 — 63.
  17. Р. М. Прогноз критических состояний на грани нормы и патологии. М. — 1989. — 295с.
  18. Л.В., Михайлов А. Н. Распространенность «школьного» стресса среди детей 14−16 лет, обучающихся в обычной средней школе. // «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». Тезисы сб. мат. X съезда педиатров России. М., 2005. — С. 351.
  19. Л.В., Михайлов А. Н. О «школьном» стрессе. // «Проблемы адаптации детей и детей в современной технологической среде». Сборник статей. Брянск, 2005. — С. 78−84.
  20. Л.В., Михайлов А. Н. Контролируемое забывание, эффективный психотерапевтический метод помощи при стрессе. // Сб. материалов X съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям» М., 2005. С. 351.
  21. A.A., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В., Валиуллина С. А. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии. // Вопросы современной педиатрии. 2007. — № 3.-С.6−9.
  22. A.A., Яковлева Т. В., Альбицкий В. Ю., Модестов A.A., Антонова Е. В. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения стратегия социальной педиатрии // Вопросы современной педиатрии.- 2008.- Т.7.- № 4.-С.6−9.
  23. М. А. Характеристика клинико функциональных и метаболических показателей у детей в критические периоды постнаталь-ного онтогенеза в комплексной оценке здоровья.// Дисс.. доктора мед. наук. — Иваново, 2003. — 350 с.
  24. Е. А., Трофимова Н. В., Михайлов В. Е. К оценке здоровья детей // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. — № 11. — С. 18−20.
  25. М.Б. Влияние сочетанного действия после аварийного радиоактивного и техногенного химического загрязнения на физическое развитие и здоровье детей Брянской области// Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2005. — 29 с.
  26. О. А., Агаджанян Н. А., Батурин В. А., Твердякова JI. В. Морфо функциональная оценка состояния здоровья детей // Физиология человека. — 1998. — т. 24. — № 3. — С. 86 — 93.
  27. Н. Н. Задачи первичной медико-санитарной помощи детям в свете концепции развития здравоохранения в России. // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 5. — С. 5 — 9.
  28. Н. И. Стратегия охраны здоровья матерей и детей в условиях социально экономических реформ Российской Федерации// Автореф. дис. докт. мед. наук. — М., 1996. — 48с.
  29. И. Н., Зелинская 3. И., Гаврилова JI. Г. О федеральной целевой программе «Безопасное материнство» (1994 1996 гг) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1994. — № 4. — С. 2 — 7.
  30. H.H. Организационные проблемы совершенствования системы охраны здоровья матери и ребенка на рубеже веков. // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сборник докладов. — В 2-х ч. Ч. 1. — СПб., 2000. — С. 80 — 83.
  31. Т.П., Кулигина М. В., Сарапкина В. В., и др. Социально-гигиенический портрет современной молодой семьи. // Педиатрия на рубеже веков. Проблемы, пути развития: Сборник докладов. В 2-х38
Заполнить форму текущей работой