Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование и выбор параметров продавливающих установок для бестраншейной технологии строительства подземных инженерных коммуникаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация выводов и рекомендаций работы. Технические требования на модернизацию продавливающих установок конструкции СКВ МОССТРОЯ и ПУ-2, инженерная методика статического и динамического расчета гидравлических схем, импульсной продавливающей установки с объемным регулированием подачи насоса, с синхронизацией хода штоков гидроцилиндров, с оперативным регулированием частоты и амплитуды импульса… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса, цель и задачи исследования
    • 1. 1. Современное состояние и перспективы развития конструкций оборудования для бестраншейной технологии строительства подземных коммуникаций
    • 1. 2. Основные результаты исследований нагружения систем подачи оборудования для бестраншейной технологии строительства подземных коммуникаций
    • 1. 3. Цель и задачи исследования
  • Выводы по главе
  • 2. Закономерности формирования сил сопротивления при продавливании стальной цилиндрической оболочки в грунт
    • 2. 1. Производительность продавливающей установки при проходке трассы инженерной коммуникации
    • 2. 2. Формирование сил лобового сопротивления продавливанию в грунт цилиндрической оболочки
    • 2. 3. Формирование сил сопротивления трению внутренней и наружной поверхностей цилиндрической оболочки о грунт при действии постоянной силы ее внедрения
    • 2. 4. Сравнительный анализ аналитических и экспериментальных результатов исследования сил сопротивления внедрению цилиндрической оболочки в грунт
  • Выводы по главе
  • 3. Моделирование взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания
    • 3. 1. Особенности формирования сил трения при внедрении стальной цилиндрической оболочки в грунт под действием импульсной силы
    • 3. 2. Параметры импульсаторов для формирования вынужденных колебаний усилия подачи продавливающих установок
    • 3. 3. Уравнения движения системы подачи продавливающей установки
    • 3. 4. Блок-схема алгоритма расчета параметров продавливающей установки
  • Выводы по главе

Обоснование и выбор параметров продавливающих установок для бестраншейной технологии строительства подземных инженерных коммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов городского и промышленного строительства, реконструкции сложившейся части городов и промышленных предприятий, дальнейшего их развития. В связи с этим возникает необходимость в сооружении новых подземных инженерных коммуникаций различного назначения, канализаций, водопроводов, тепловых сетей и т. д.

Прокладка подземных коммуникаций открытым — траншейным — способом в значительной мере осложняет нормальную жизнь города и сопряжена с определенными трудностями. Это и необходимость разборки, а затем восстановления дорожных покрытий (нарушение движения транспорта), и загрязнение окружающей среды. Открытая прокладка трубопроводов практически невозможна под зданиями и сооружениями.

В условиях стремительного развития инженерных коммуникаций строительство новых и реконструкция старых трубопроводов требует внедрения новых технологий, повышающих эффективность процессов строительства и обеспечивающих экологическую безопасность.

Одним из экологически чистых и эффективных способов прокладки инженерных сетей при пересечении различного рода препятствий (водные преграды, автомобильные и железные дороги, существующие инженерные сети, сооружения и пр.) является способ бестраншейной их прокладки.

Условия городского и промышленного подземного строительства (плотная застройка, дефицит территории и т. д.) накладывают ряд ограничений на возможность ведения работ различными методами бестраншейной прокладки. Так, в значительной степени исключается применение ударного метода, в результате использования которого могут возникнуть повреждения существующих зданий и сооружений, а также близлежащих инженерных коммуникаций.

Выбор оптимального способа бестраншейной прокладки определяется геометрическими размерами, назначением иглубиной заложения коммуникаций, расположением, протяженностью, грунтовыми и гидрогеологическими условиями ее трассы, назначением и техническим состоянием пересекаемых сооружений, эксплуатационными требованиями к сооружаемому тоннелю (точностью прокладки, требованиями к изоляции и др.), экономической целесообразностью применения. Вследствие этого наиболее перспективным в практике городского и промышленного подземного строительства является метод продавливания, особенно при строительстве коллекторных тоннелей диаметром 1220−1620 мм.

Так, в настоящее время только в Москве этим методом ежегодно сооружается около десяти километров коммуникаций.

Совершенствование оборудования для проходки тоннелей бестраншейным способом должно идти в направлении повышения мощности насосно-домкратных установок, что позволит увеличить диаметр и протяженность прокладываемых трубопроводов.

Поэтому обоснование и выбор параметров продавливающих установок, обеспечивающих интенсификацию строительства современных подземных инженерных коммуникаций, являются актуальной научной задачей.

Целью работы является установление закономерностей формирования сил сопротивления при продавливании стальной цилиндрической оболочки в грунте для обоснования и выбора рациональных параметров продавливающих установок, обеспечивающих интенсификацию строительства современных подземных инженерных коммуникаций бестраншейным способом.

Идея работы заключается в целенаправленном снижении сил сопротивления трению стальной цилиндрической оболочки в зоне фрикционного контакта с грунтом за счет внедрения ее в грунт под действием импульсной силы.

Научные положения, разработанные лично соискателем, и новизна: — при одной и той же установленной мощности продавливающей установки и при ее работе с одного места стояния максимальная длина или максимальный диаметр инженерной коммуникации могут быть достигнуты только при импульсном воздействии на хвостовик стальной цилиндрической оболочки за счет виброреологического эффекта в зоне ее фрикционного контакта с грунтом;

— математическая модель взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания, отличающаяся тем, что она учитывает: гидромеханические процессы в регулируемом по скорости гидравлическом контуре «насос — гидроцилиндр" — электромеханические процессы в приводном не регулируемом по скорости электродвигателедеформационные процессы в цилиндрической оболочкевиброреологические процессы взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в зоне фрикционного контакта;

— при импульсном воздействии на хвостовик стальной цилиндрической оболочки снижение эффективного коэффициента трения обратно пропорционально квадрату отношения скорости деформационных поперечных колебаний к скорости подачи продавливающей установки.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждены теоретическими и экспериментальными исследованиями, базирующимися на апробированных методах теоретической и прикладной механики, теории дифференциальных уравнений, теории устойчивости механических систем и теории колебательных процессов, а также достаточным объемом экспериментальных данных. Сходимость полученных в диссертации теоретических и экспериментальных данных при 90-процентной доверительной вероятности и величине относительной ошибки не выше 0,15 составляет 95%.

Научное значение работы заключается в разработке математической модели процесса продавливания труб и в обосновании линейных, кинематических, частотных и энергетических параметров продавливающих установок для бестраншейной технологии строительства подземных инженерных коммуникаций с учетом физико-механических свойств грунтов и параметров трассы инженерных коммуникаций при статическом и импульсном воздействии на хвостовик стальной цилиндрической оболочки, что позволяет повысить эффективность эксплуатации продавливающих установок.

Практическое значение работы состоит в разработке: технических требований на модернизацию находящихся в эксплуатации продавливающих установок конструкции СКВ МОССТРОЯ и ПУ-2;

— инженерной методики статического и динамического расчета гидравлических схем импульсной продавливающей установки с объемным регулированием подачи насоса, с синхронизацией хода штоков гидроцилиндров, с оперативным регулированием частоты и амплитуды импульса усилия подачипрограммного обеспечения моделирования взаимодействия цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания.

Реализация выводов и рекомендаций работы. Технические требования на модернизацию продавливающих установок конструкции СКВ МОССТРОЯ и ПУ-2, инженерная методика статического и динамического расчета гидравлических схем, импульсной продавливающей установки с объемным регулированием подачи насоса, с синхронизацией хода штоков гидроцилиндров, с оперативным регулированием частоты и амплитуды импульса усилия подачи и программное обеспечение моделирования взаимодействия цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания внедрены и используются в плановых научно-технических разработках ОАО Горнопроходческих работ № 1 (г. Москва) при модернизации находящихся в эксплуататции статических и при проектировании перспективных импульсных продавливающих установок.

Апробация работы. Основные положения и содержание работы были доложены: на международных научных симпозиумах Неделя горняка — 2003, 2004, 2005, г. Москвана научном семинаре кафедры «Горные машины и оборудование» МГГУна технических советах ОАО Горнопроходческих работ № 1 и ЗАО «ЦНИИТ-Метромаш» (г. Москва).

Публикации. По теме диссертации опубликовано четыре статьи. Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, содержит 5 таблиц, 37 рисунков и список литературы из 72 наименований.

Выводы по главе.

Для эффективного осуществления процесса внедрения стальной цилиндрической оболочки в грунт следует применять импульсную систему подачи, т. е. систему, оснащенную импульсатором давления (расхода) с оперативно регулируемыми частотой и амплитудой импульса, что дает возможность при одной и той же установленной мощности продавливающей установки при ее работе с одного места стояния существенно увеличить длину или диаметр инженерной коммуникации за счет виброреологического эффекта в зоне фрикционного контакта стальной оболочки с грунтом;

2. Разработана математическая модель (система нелинейных дифференциальных уравнений движения продавливающей установки) взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания, учитывающая: гидромеханические процессы в регулируемом по скорости гидравлическом контуре «насос — гидроцилиндр" — электромеханические процессы в приводном не регулируемом по скорости электродвигателедеформационные процессы в цилиндрической оболочке. Разработанный алгоритм реализации математической модели (численного решения системы нелинейных дифференциальных уравнений) позволил установить, что: кинетическая энергия роторов электродвигателя и насоса гидравлической системы подачи в 4 — 7 тысяч раз больше, чем кинетическая энергия поступательно движущейся массы стальной цилиндрической оболочки, вдавливаемой в грунт, с учетом массы штоков гидроцилиндров и кеглей;

— процесс взаимодействия цилиндрической оболочки с грунтом является автоколебательным, поскольку за один цикл выдвижения штоков гидроцилиндров существенно изменяется как объем рабочей жидкости в линии высокого давления системы подачи (10 — 110л при диаметре поршня-250 мм и длине хода штока 1100 мм), так и длина контакта внешней и внутренней поверхностей оболочки с грунтом;

— собственные частоты колебаний системы подачи, определяемые исключительно поступательно движущейся массой системы подачи и объемом рабочей жидкости, находящейся под давлением, в начале цикла продавливания стальной оболочки (в зависимости от длины трассы инженерной коммуникации) изменяются в диапазоне 40 — 150 Гц (251 — 942 рад/с), а в конце цикла продавливания — в диапазоне 13 — 50 Гц (82 -314рад/с).

3. Разработанные в диссертации методики и программное обеспечение для моделирования взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания приняты к использованию в ОАО Горнопроходческих работ № 1 для модернизации находящихся в эксплуатации двухцилиндровых гидравлических и для проектирования перспективных импульсных продавливающих установок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований дано новое решение актуальной научной задачи, состоящей в разработке математической модели и зависимостей взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания, позволяющих обоснованно осуществлять выбор параметров продавливающих установок, обеспечивающих интенсификацию строительства современных подземных инженерных коммуникаций.

Выполненные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Производительность продавливающей установки нелинейно зависит от скорости внедрения (V) стального футляра, геометрических характеристик цилиндрической оболочки (/0, Д), силовых и кинематических параметров (к, 1Ц, 8Ш, [р]ш> Лгу>) привода установки и параметров трассы прокладки стального футляра (Ъ, /);

2. Сила лобового сопротивления линейно зависит от прочности грунта, наружного диаметра цилиндрической оболочки, толщины ее стенки и не зависит от длины контакта поверхности оболочки с грунтовым массивом;

3. Сопротивление внедрению цилиндрической оболочки Т под действием постоянной движущей силы 7*1 при заданных геометрических (Д&bdquo- 5, /0) и силовых (/?ь кр к, /) параметров оболочки зависит только от пути трения вдоль оси трассы прокладки инженерной коммуникации. Причем в конце каждого элементарного цикла продавливания оболочки (х = /0) происходит уменьшение сопротивления внедрению за счет удаления грунтового керна с длины 10 ;

4. Даже при действии статической силы экспериментально наблюдаются колебания давления в гидроцилиндрах подачи с вынужденной частотой пульсации, равной произведению числа поршней в насосе на частоту его вращения. Это приводит к некоторому снижению эффективного коэффициента трения, но не позволяет реализовать максимальную длину продавливания (максимальный диаметр) без потери устойчивости трубы на длине наращивания 10 с одного места стояния продавливающей установки;

5. Для эффективного осуществления процесса внедрения стальной цилиндрической оболочки в грунт следует применять импульсную систему подачи, т. е. систему, оснащенную импульсатором давления (расхода) с оперативно регулируемыми частотой и амплитудой импульса, что дает возможность при одной и той же установленной мощности продавливающей установки при ее работе с одного места стояния существенно увеличить длину или диаметр инженерной коммуникации за счет виброреологического эффекта в зоне фрикционного контакта стальной оболочки с грунтом;

6. Разработана математическая модель (система нелинейных дифференциальных уравнений движения продавливающей установки) взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания, учитывающая: гидромеханические процессы в регулируемом по скорости гидравлическом контуре «насос — гидроцилиндр" — электромеханические процессы в приводном не регулируемом по скорости электродвигателедеформационные процессы в цилиндрической оболочке. Разработанный алгоритм реализации математической модели (численного решения системы нелинейных дифференциальных уравнений) позволил установить, что:

— процесс взаимодействия цилиндрической оболочки с грунтом является автоколебательным, поскольку за один цикл выдвижения штоков гидроцилиндров существенно изменяется как объем рабочей жидкости в линии высокого давления системы подачи (10 — 110 л при диаметре поршня 250 мм и длине хода штока 1100 мм), так и длина контакта внешней и внутренней поверхностей оболочки с грунтом;

— собственные частоты колебаний системы подачи, определяемые исключительно поступательно движущейся массой системы подачи и объемом рабочей жидкости, находящейся под давлением, в начале цикла продавливания стальной оболочки (в зависимости от длины трассы инженерной коммуникации) изменяются в диапазоне 40 — 150 Гц (251 — 942 рад/с), а в конце цикла продавливания — в диапазоне 13 — 50 Гц (82 — 314рад/с);

7. Разработанные в диссертации методики и программное обеспечение для моделирования взаимодействия стальной цилиндрической оболочки с грунтом в процессе ее продавливания приняты к использованию в ОАО Горнопроходческих работ № 1 для модернизации находящихся в эксплуатации двухцилиндровых гидравлических и для проектирования перспективных импульсных продавливающих установок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. «Обоснование и выбор параметров механизированного комплекса для бестраншейной прокладки стальных трубопроводов способом продавливания»: Дисс. канд. техн. наук. — Москва, 1991. — 224 с.
  2. П.П. «Развитие закрытой прокладки трубопроводов в России. Реалии текущего момента» // Приложение к журналу «Подземное Пространство Мира». — Москва, 1995, с. 3 — 21.
  3. Н.В., Шор Д.И. «Расчёт усилий для прокладки трубопроводов способом прокола и продавливания» // Подземное строительство. — Москва: Госгортехиздат, 1961.— с 204−221.
  4. С.М. «Обоснование и выбор параметров гидропривода подачи проходческих щитов для коллекторных тоннелей». // Дисс. канд. техн. наук.— Москва, 1986. — 216с.
  5. B.C., Кривенко Е. М., Маховиков B.C., Пастоев И. Л. «Гидравлика и гидропривод». — М.: Изд. МГГУ. — 1999. — 519с.
  6. В.Е. «Теория вероятностей и математическая статистика». — М.: Высшая школа, 1977. — 478 с.
  7. Е.А. «Аналитический метод расчёта усилий внедрения щитов в грунт».// Тезисы доклада конференции молодых специалистов ЦНИИподземшахтстроя и ЦНИИСМинтрансстроя по подземному и шахтному строительству. — М., 1961. — с.23 — 38.
  8. Е.А. «Теоретические основы и методы расчёта взаимодействия проходческих щитовых агрегатов и нескальной грунтовой среды»: Дисс. докт. техн. наук. — М., 1988. — 561 с.
  9. С.С. «Машины и оборудование для бестраншейной прокладки коммуникаций» // М. Изд. ВЗИСИ — 1987. — 32 с.
  10. Зайков В. И «Проходческие щиты». — М.:МГТУ, 1994. 82с.
  11. В.И. «Сопротивление перемещению проходческого щита при его движении с разворотом». // Механизация горнопроходческих работ: Сборник научных трудов./ЦНИИподземмаш. — М., 1988. — с. 69 — 75.
  12. Г. К. «Расчёт подземных трубопроводов». — М.: Стройиздат, 1969 — 240с.
  13. В.Х., Ходош В. А. «Горнопроходческие щиты и комплексы».— М.: Недра, 1977.—326с.
  14. В.И. «Основные достижения и пути дальнейшего развития техники и технологии строительства коллекторных тоннелей в крупных городах» // Сборник научных трудов «Строительство городских подземных сооружений». — М. Изд. МГИ, 1984. — с 39 — 43.
  15. В.И. «Проходка с лидирующей разработкой грунта при бестраншейной прокладке трубопроводов». // Механизация строительства трубопроводов и нефтегазопромысловых сооружений: 1980. — № 3, с. 3 — 5.
  16. В.И., Баландюк Г. Г. «Перспективы развития техники для бестраншейной прокладки трубопроводов» // Механизация строительства.— 1993.-Ж7, с. 6—7.
  17. И.Д., Ресин В. И. «Технология строительства подземных сооружений», — М., Изд. «Недра», 1992. — 304 с. 20. «Повышение эффективности строительства городских инженерных коммуникаций и сооружений» // Материалы семинара. Москва, 1984 — 139 с.
  18. Р. Ю., Сандалов В. Ф., Хромой М. Р. " Практические основы моделирования на АВМ. Учебное пособие" // М., Изд. МГИ, 1980 — 56 с.
  19. М.М. «Давление горных пород и рудничное крепление», ч. 1.—М—Л.: ГСНТИ, 1931 .—224с.
  20. В.И. «Совершенствование бестраншейного способа прокладки подземных коммуникаций в городе Москве». // Материалы семинара Технический прогресс в строительстве городских инженерных сооружений" —
  21. Сборник / МДНТП им. Ф. Э. Дзержинского. — М., 1973. — с. 144 — 155.
  22. В.П. «Усилия, возникающие в процессе внедрения в грунт гловной части щитов и продавливаемых трубопроводов» // Водоснабжение и санитарная техника. — 1957. № 10 — с. 19 — 26.
  23. В.П. «О расчёте усилия внедрения в грунт щитов и трубопроводов» // Основания, фундаменты и механика грунтов. — 1959. -№ 6—с. 6—9.
  24. В.М. «Исследование и разработка новой техники и технологии строительства тоннелей на малых глубинах в условиях плотной городской застройки»: Дисс. канд. техн. наук. — 1978. — 196 с.
  25. В.А. «Анализ условий применимости способа продавливания в тоннелестроении»: Дисс. канд. техн. наук — Тбилиси, 1951. — 204 с.
  26. В.Л. «Измерение в физическом эксперименте» // М.: Изд. МГГУ—1996—272с.
  27. J. «The case for tunnel jacking». // Tunnel and Tunneling, 1979, № 1, p 39—42.32. «Pipe —jacking uses tunnel methods» // Western Construction, 1975," № 5. p. — 49—52.
  28. В.Г. Храпов, E.A. Демешко, C.H. Наумов и др. Тоннели и метрополитены, Уч. для ВУЗов. Под ред. В. Г. Храпова. -М.: «Транспорт», 1989, 383 с.
  29. С.Н. Киселев, П. А. Часовитин, Н. Е. Черкасов, С. Г. Вовиков. Тоннельные машины и тоннельный транспорт. М.: «Недра», 1966, 323 с.
  30. В.И. Зайков и Г. П. Берлявский. Эксплуатация горных машин и оборудования / Учебник для Горного университета и ВУЗов. М.: Изд-во МГГУ, 1996.-259 с.
  31. H.A. Механика грунтов. М.: Высшая школа, 1979, 272 с.
  32. Исследование режимов работы и обоснование системы управления проходческих щитов. Отчет по НИР. — М.: МГИ, 1986. № Гос. Регистрации 1 860 012 349.
  33. И.А. Формирование упругих волн в волноводах при ударе по ним полукатеноидальными бойками. Автореферат канд. дисс., Издат. Центр СибГИУ, Новокузнецк, 2005 г.
  34. И.А., Шорр Б. Ф. и Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей машин: справочник 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1979. -702 е., ил.
  35. Трение, изнашивание и смазка. Справочник. В 2-х кн. Кн. 2. Под редакцией И. В. Крагельского и В. В. Алисина. -М.: Машиностроение, 1979. -358 м., ил.
  36. A.B., Лубнин В. В., Заикина В. З. Машины и оборудование для погружения свай: Учебн. — М.: Высш. шк., 1984. — 176 е., с ил.
  37. В.А. Природа автоколебаний при трении. — В сб.: Исследование колебаний металлорежущих станков при резании металлов. М., Машгиз, 1958, с. 251−273.
  38. Д.М., Каплан Р. Л. К вопросу о роли нормальных перемещений при внешнем трении. В сб.: Новое в теории трения. М., «Наука», 1966, с. 42−59.
  39. Д.М. Собственные колебания ползуна, зависящие от контактной жесткости и их влияние на трение. ДАН СССР, т. 153, № 4, 1963. 820 с.
  40. В.Ф. Механические импульсные передачи. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М., «Машиностроение», 1978 ю367 с. с ил.
  41. A.C. Григорьев. Обоснование выбора параметров продавливающих установок в зависимости от длины проходки. В сб. научных трудов ст-ов, магистров МГГУ, М., Выпуск 4, 2004 стр. 133−136.
  42. В.М. Техническая механика. М., Госгортехиздат, 1962. 355 с.
  43. Л.И. Кантович, В. Н. Дмитриев. Статика и динамика буровых шарошечных станков. М., Недра, 1984, 200 с.
  44. М.П. Подъемно-транспортные машины. М., Высшая школа, 1972, 358 с. с ил.
  45. В.М., Верескунов В. Н., Цетнарский И. А. Системы гидропривода выемочных и проходческих машин. М., Недра, 1982, 206 с.
  46. A.B. Докукин, В. М. Берман, А .Я. Рогов и др. Исследование и оптимизация гидропередач горных машин. М., «Наука», 1978, 196 с.
  47. Д.П., Черкасов В. А. Динамика и прочность многоковшовых экскаваторов и отвалообразователей, М., «Машиностроение», 1969, 236 с.
  48. Ю.И. Разрушение горных пород. -3-е изд., стер. М., изд-во МГГУ, 2002, 453 с.
  49. Л.Б. Основы электропривода. Мн., «Вышейша школа», 1972, 608 с. илл.
  50. О.В., Осинцев В. А. Математическое описание объектов и процессов: Учебное пособие. Екатеринбург, УГГГА, 1998, 124 с.
  51. И.С. Переходные процессы в асинхронном двигателе при периодической нагрузке. М., «Электричество», № 9, 1957, стр. 36−39.
  52. . H.H. Расчет приводов карьерных машин. М.: Недра, 1987, 196 с.
  53. П.В. Гидравлика и гидропривод горных машин. Учебник для вузов по спец. «ГМК», М., Машиностроение, 1979, 319 с. с илл.
  54. В.И., Гетопанов В. Н., Рачек В. М. Проектирование и конструирование горных машин и комплексов. М., Недра, 1982, 208 с. с илл.
  55. И.И. Действие вибрации на механические системы. — «Вибротехника», Вильнюс, «Минтис», 1973, № 3(20), с. 369−374.
  56. И.И. Метод прямого разделения движений в задачах о действии вибрации на нелинейные механические системы. — «Известия АН СССР. Серия Механика твердого тела», 1976, № 6, с. 13−27.
  57. И.И., Моласян С. А. Об эффективных коэффициентах трения при взаимодействии упругого тела с вибрирующей поверхностью. «Известия АН СССР. Серия Механика твердого тела», 1970, № 4, с. 4−10.
  58. С.А. Динамика машин для открытых горных и земляных работ (основы теории и расчета). Изд-во «Машиностроение», М.: 1967, 447 с. с илл.
  59. Официальный журнал Российского общества бестраншейных технологий «ОРОБТ». Специальный выпуск, октябрь 2004, 60 с.
  60. A.B., Мяченков В. И., Фролов А. И. Статика и динамика тонкостенных оболочечных конструкций. М., Машиностроение, 1976, 376 с.
  61. Политехнический словарь /Редкол.: А. Ю. Ишлинский (гл. ред.) и др. 3-е изд., перераб. и дополн. -М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999, 656 е.: ил.
  62. A.C. Элемент системы управления направленным движением проходческого щита. Сб-к научных трудов студентов магистратуры МГГУ. Выпуск № 3, М., МГТУ, 2002, стр. 264−270-
  63. Л.И., Григорьев A.C. Параметры крана регулирования скорости подачи домкратов продавливающей установки. Горные машины и автоматика № 8, М., изд-во «Новые технологии», 2004, стр. 36−38.
  64. Л.И., Григорьев A.C. Влияние вынужденных колебаний усилия подачи на силу трения при продавливании стальных футляров. Горныйинформационно-аналитический бюллетень, выпуск 11.- М.: Изд-во МГГУ, 2005, стр. 12−14.
Заполнить форму текущей работой