Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контроль двигательной активности школьников 12-13 лет на основе комплексной оценки физической подготовленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Максимальные величины ЧСС школьников 12−13 лет в учебные дни, включающие уроки физкультуры, составляют 170- 190 уд/мин, что создает условия для активизации анаэробных источников энергообеспечения, а в обычные дни — 140 — 160 уд/мин, что соответствует умеренной мощности физической нагрузки. Это дает основание утверждать, что в отмеченных неблагоприятных условиях основная потребность школьников… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
  • 12−13 ЛЕТ '
    • 1. 1. Двигательная активность школьников: понятие и методы измерения
    • 1. 2. Физическая работоспособность как количественное отображение двигательной активности учащихся
    • 1. 3. Тесты для определения физической подготовленности школьников
    • 1. 4. Влияние привычной двигательной активности школьников 12−13 лет на педагогические и физиологические показатели физической подготовленности

Контроль двигательной активности школьников 12-13 лет на основе комплексной оценки физической подготовленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера двигательная активность детей и подростков резко снизилась (10, 26, 44, 48, 84, 85, 103, 104, 109, 110, 135, 136, 142, 144, 145, 160, 165, 187, 189, 195, 198, 203,206, 209, 218 и др.).

Как известно (3, 4, 6, 8, 22, 37, 42, 43, 67, 68, 87, 92, 94, 95, 96, 130, 141, 147, 159, 167, 171, 175, 184, 190, 215, 217 и др.), тренируемость организма с возрастом меняется, и у взрослого человека она значительно ниже, чем у детей. В связи с этим пластичность растущего организма и его высокую тренируемость следует как можно шире использовать при физическом воспитании детей и подростков, что позволит реализовать их потенциальные возможности и достичь наилучших результатов при генетически запрограммированном развитии.

Н.Е. Введенский (49) писал: «Каждый организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обыкновенно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека и в большинстве случаев лишь часть незначительная. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в нашу организацию. В практическом разрешении этого вопроса и лежит задача школы. Путем упражнения она должна воспитывать в организме определенные привычки и приемы деятельности, чтобы помочь развитию и осуществлению в нем его природных задатков».

Очевидно, что наибольший успех в раскрытии задатков и в оптимизации двигательной активности может быть обеспечен лишь при наличии полноценного контроля за физической подготовленностью школьников, высокий уровень которой является ярким свидетельством адекватной двигательной активности.

Используемые для тестирования физической подготовленности школьников показатели имеют в основном педагогическую направленность и позволяют выявлять уровень развития тех или иных физических качеств (22, 36, 52, 53, 55, 56, 58, 60, 63, 64, 72, 74, 77, 78, 79, 90, 101, 102, 116,153, 157, 168, 185, 215 и др.).

В тоже время лишь при условии полной и надежной информации о состоянии внешних и внутренних факторов, изменяющихся в процессе адаптации можно направленно воздействовать на уровень двигательной активности. Отсутствие у учителя физкультуры сведений о физиологических сдвигах в организме детей при адаптации к учебной и физической нагрузкам затрудняет управление двигательной активностью школьников.

Настоящая работа посвящена углубленному комплексному изучению физической подготовленности школьников в педагогическом и физиологическом аспектах с целью своевременного выявления дефицита двигательной активности и принятия соответствующих решений по его ликвидации.

В контексте вышеизложенного, оптимизацию двигательной активности школьников 12−13 лет с учетом их физической подготовленности следует отнести к числу наиболее актуальных проблем физического воспитания.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Получена, проанализирована и упорядочена новая информация о динамике показателей физической подготовленности и физической работоспособности и степень их взаимосвязей с уровнем двигательной активности школьников 12−13 лет в рамках учебного года.

2. Разработана программа комплексного, взаимосвязанного тестирования физической подготовленности и физической работоспособности школьников 12 — 13 лет для оценки их двигательной активности.

3. Разработана методика оценки физической работоспособности школьников 12−13 лет по системе школьной оценки, позволяющая своевременно выявлять дефицит двигательной активности учащихся и способствовать его устранению.

4. Использование разработанной программы и методики оценки комплекса показателей физической подготовленности, позволяет выявлять и устранять дефицит двигательной активности школьников 12−13 лет средствами физического воспитания.

Практическая значимость. Результаты исследования внедрены в практику физического воспитания школьников, в частности:

1. Специалисты — практики получили рекомендации по методике оценки и способам оптимизации двигательной активности школьников 12−13 лет.

2. Использование комплекса педагогических и физиологических показателей в качестве обобщающего критерия оценки адекватности двигательной активности, способствует достоверному повышению уровня физической подготовленности школьников 12−13 лет.

3. Результаты исследования позволяют усовершенствовать учебные программы по физическому воспитанию.

4. Результаты исследований внедрены в школе — гимназии № 8 г. Дубны, в Дзержинской муниципальной гимназии № 4. От внедрения разработки получен положительный результат, выразившийся в оптимизации двигательной активности, в повышении уровня физической подготовленности и физической работоспособности школьников 12−13 лет.

Объект исследования. Школьники 12−13 лет.

Предмет исследования. Физическая работоспособность, физическая подготовленность и двигательная активность школьников 12−13 лет и способы ее комплексной физиолого-педагогической оценки.

Цель исследования. Разработка методики выявления и ликвидации дефицита двигательной активности школьников 12−13 лет.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что углубленный анализ физической подготовленности, проводимый взаимосвязано в педагогическом и физиологическом аспектах по значимым параметрам, объективизирует и упростит оценку двигательной активности школьников 12−13 лет.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Двигательная активность школьников 12 -13 лет имеет тесную взаимосвязь с физической подготовленностью и физической работоспособностью, косвенным показателем чего может служить показатель РУСпо.

2. Использование показателя РЧУС^о в комплексе с педагогическими показателями физической подготовленности школьников позволяет выявлять уровень их двигательной активности и корректировать процесс их физической подготовки, создавая предпосылки для повышения адаптационных свойств организма учащихся.

3. Комплексный физиолого-педагогический контроль физической подготовленности школьников в педагогическом и физиологическом аспектах позволяет своевременно выявлять и устранять дефицит двигательной активности школьников и увеличивать объем осуществляемых ими движений.

ВЫВОДЫ.

1. Методы прямой оценки двигательной активности громоздки и требуют значительных затрат времени. Использование непрямых методов для определения двигательной активности школьников приводит к значительным погрешностям в результатах, что так же осложняет оценку эффективности применяемых средств и методов физического воспитания и тем самым затрудняет их использование в практической работе учителя физкультуры.

В то же время, выявленная высокая взаимосвязь показателей двигательной активности с показателями физической подготовленности как по педагогическим, так и по физиологическим признакам, которые количественно отражают меру адекватности двигательной активности возрастным потребностям школьников 12−13 лет и могут быть использованы для ее оценки.

2. Обнаружена прямая взаимосвязь уровня двигательной активности, рассчитанного по величинам суточных энерготрат школьников 12−13 лет с показателями их физической работоспособности (г >0,914- р < 0,001).

Наличие тесной взаимосвязи между этими показателями определяет физическую работоспособность как информативный, надежный и достоверный показатель для количественной оценки величины двигательной активности школьников 12−13 лет.

3. Динамика физической работоспособности на протяжении учебного года взаимосвязана с показателями физической подготовленности школьников 12−13 лет (г> 0,612 — 0,722- р< 0,05). Однако, и те и другие показатели не обнаруживали достоверного увеличения к середине учебного года (р>0,05), а основной прирост их приходился лишь на его вторую половину (р<0,05). Отсутствие положительной динамики показателей в середине учебного года может быть объяснено, с одной стороны, сокращением в этот период светового дня и как следствие — снижением двигательной активности школьников, а с другой — снижением моторной плотности уроков физкультуры, которое обусловлено содержанием программы по физическому воспитанию в школе.

4. Максимальные величины ЧСС школьников 12−13 лет в учебные дни, включающие уроки физкультуры, составляют 170- 190 уд/мин, что создает условия для активизации анаэробных источников энергообеспечения, а в обычные дни — 140 — 160 уд/мин, что соответствует умеренной мощности физической нагрузки. Это дает основание утверждать, что в отмеченных неблагоприятных условиях основная потребность школьников в двигательной деятельности может удовлетворяться за счет уроков физкультуры при условии увеличения их моторной плотности для обеспечения существенных физиологических сдвигов и активизации адаптационных процессов в организме;

5. Физическая работоспособность за годичный период обследования достоверно увеличилась: у мальчиков на 1,3 кгм/мин/кг, у девочек на 0,9 кгм/мин/кг или на 8,5 и 6,9% соответственно.

При этом обнаружено достоверное увеличение скорости восстановления ЧСС после стандартной тестирующей нагрузки: у мальчиков на 10,4%, у девочек на 11,2%, что также свидетельствует о росте их физической работоспособности;

6. Разработанная оценочная шкала по уровню физической работоспособности (Р, УС170) устанавливает для школьников 12−13 лет диапазоны показателей физической работоспособности, косвенно отражающие состояние их двигательной активности и критический уровень ее дефицита (10 кгм/мин/кг);

7. Предлагаемую систему оценки величин PWCl7o школьников 12−13 лет целесообразно использовать в контроле за физической подготовленностью, наряду с педагогическими показателями уровня развития физических качеств и двигательных способностей, для своевременного выявления дефицита двигательной активности и ее оптимизации средствами физической культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основе результатов, полученных в ходе исследований, представляется возможным сделать следующие практические рекомендации:

1. В процессе обучения адекватность двигательной активности школьников во многом обусловлена проявлением функциональных возможностей и уровнем развития основных физических качеств. В связи с этим оптимальная двигательная активность может быть достигнута при наличии информации о физической подготовленности школьников в педагогическом и физиологическом аспектах.

2. Оптимальную двигательную активность школьников, главным образом, можно обеспечить за счет повышения эффективности средств и методов физического воспитания. При рациональном физическом воспитании оптимальная двигательная активность проявляется в повышении уровня физической подготовленности и физической работоспособности школьников. При этом рациональное физическое воспитание предполагает эффективное использование времени урока, что характеризуется практическим отсутствием времени простоя и высокой моторной плотностью занятий. Кроме того, разделы программы, обусловливающие высокую моторную плотность урока, рекомендуется планировать на зимний период времени, когда световой день сокращается и соответственно снижается двигательная активность учащихся.

3. Определять показатели физической подготовленности школьников в лабораторных условиях рекомендуется с помощью степэргометрического тестирования физической работоспособности. При этом следует рассчитывать величину РХУСпо, как количественное отображение уровня двигательной активности школьников и величину скорости восстановления ЧСС после тестирующей нагрузки как показатель адаптации учащихся к физическим нагрузкам.

При этом величину скорости восстановления ЧСС после тестирующей нагрузки рекомендуется рассчитывать по следующей формуле (170):

V (%) = (ЯЗ — х 100%,.

КЗ — Я 1) где.

И. 1 — ЧСС исходнаяЯ 2 — ЧСС в конце 1 минуты отдыхаЯ 3 — ЧСС в конце работы.

Величину Р^Спо рекомендуется рассчитывать по формуле (28): Р? С170 = N (кг/мин/кг) х 114. Я — 56 где.

РУС, 70 — мощность тестирующей нагрузки (в данном случае 10,7 кгм/мин/кг для мальчиков и девочек) — И. — ЧСС в конце тестирующей нагрузки- 56 и 114 — коэффициенты линейного уравнения.

Оценить, полученные в ходе тестирования величины PWCl7o, можно используя оценочную таблицу:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Карасик В. К. Определение физической работоспособности // Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1977.-№ 2/9/.-с. 114−118.
  2. Л.И., Юрко Г. П., Лебедева Н. Т. Гигиеническое обоснование нормирования физических нагрузок у школьников 6−15 лет//Актуальные гигиенические проблемы охраны здоровья населения/Тез. докл. Ереван, 1987. — с. 78 — 79.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/1
  4. А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова- НИИ физиологии детей и подростков. -М: Педагогика, 1982. с. 6.
  5. Р.И., Рубанович В. Б. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10−14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности//Физиология человека. 1994.- т. 20.- № 3.- с. 136−143.
  6. Т.В. Возрастные особенности адаптации кровообращения к локальной мышечной деятельности/Физиология человека. М., 1983.-вып. 3.- с. 428−434.
  7. Э., Кайрите Р. Изменение некоторых физиометрических показателей учеников, обучающихся в школах различного типа//Современная молодежь и эпохальная тенденция развития.-Вильнюс, 1988.- с. 13−16.
  8. С.Д., Маляренко Т. Н., Гониянц С. А. Изменение мышечного компонента массы тела у подростков с различными двигательными режимами // Всесоюз. школа по биологии опорно-двигательного аппарата. Киев, 1990.- с. 155−156.
  9. С.Д., Маляренко Т. Н. Методы оптимизации двигательной активности подростков в рамках школьного дня и их эффективность/Юрганизация и методические основы физического воспитания. Челябинск, 1990.- с. 47−60.
  10. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982.- 335 с.
  11. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в Процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.- 232 с.
  12. М.В. Физиолого-гигиенические требования к организации режима учащихся в школах продленного дня/Сов. педагогика, 1974, № 1.-е. 59−65.
  13. М.В., Ефимова С. П. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М: Просвещение, 1974.- 86 с.
  14. М.В., Сальникова Т. П., Полянская Н. В. Физическое развитие и работоспособность детей и подростков, занимающихся спортом//Актуальные вопросы гигиены физических упражнений. М., 1968.- с. 79−80.
  15. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев, 1985.- 64 с.
  16. Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида//Теория и практика ФК. -1988.-№ 4.-с. 29−31.
  17. Ю.М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания/Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1970.- 18 с.
  18. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.- 475 с.
  19. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982, — 270 с.
  20. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2 изд-е. — М: Медицина, 1990. — 192 с.
  21. Л.А., Павлов И. П. Оценка динамики формирования двигательных качеств в процессе физического воспитания/ЛГеория и практика ФК. № 12.-1975.- с. 12.
  22. В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. М: ФиС, 1978. — 223 с.
  23. В.А. Особенности обучения в физическом воспитании//Теория и методика физ. воспитания М.: Просвещение, 1979.- 360 с.
  24. С.Н. Гигиеническое обоснование двигательной активности учащихся школы-интерната спортивного профиля/Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1982.- 22 с.
  25. Л.С. Физическая работоспособность школьников 8−17 лет с различным уровнем двигательной активности/Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1974.- 32 с.
  26. В.Б. Возрастная динамика физической работоспособности юных велосипедистов // Автореф. дисс.. канд. биол. наук / НИИ физиологии детей и подростков. М, 1987. — 24 с.
  27. В.Б., Синайский М. М. Об определении РМУСпо при одной тестирующей нагрузке // Вестник спортивной медицины России. М: «Мир здоровья». — 1998. — № 1 — 2 (20 — 21). — с. 25.
  28. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987.- 226 с.
  29. М.П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физкультуры как условия эффективности занятий/Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1980.- 18 с.
  30. З.М., Суслаков Б. А., Петросян А. Н. Методические разработки о применении корреляционного анализа в спорте /ГЦОЛИФК. М., 1980. — 77 с.
  31. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., пед. МГУ, 1962.-402 с.
  32. З.Б., Козырева О. В. Определение физической работоспособности у лиц различного возраста (проба РWC 17о)//Теория и практика ФК. 1984.- № 3.- с. 51 — 54.
  33. Н. Математика в биологии и медицине / Пер. с англ. Е. Г. Коваленко. М: Мир. — 1970. — 326 с.
  34. H.A. Очерки по физиологии движения в физиологии активности. М., 1966.- 250 с.
  35. П. К теории тестирования двигательных способностей. М.: ФиС., 1988.-216 с.
  36. Я.Н. Динамика физической работоспособности и показателей кардио-респираторной системы у детей и подростков // Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. Л., 1976.- с. 27−38.
  37. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС., 1985.192 с.
  38. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ФиС. — 1987.- 143 с.
  39. Э.Б. Влияние двигательного режима на некоторые показатели физической работоспособности школьников//Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллинн, 1975.-с. 33−34.
  40. Д.П. Возрастные изменения функционального состояния двигательного аппарата девочек 11 14 лет при выполнении циклических движений разной интенсивности//Новые исследования по возрастной физиологии. — 1984.- № 1.- с. 9 — 13.
  41. Я.С. Гигиена физических упражнений. М., Просвещение, 1986.- 176 с.
  42. Е.М. Особенности работоспособности школьников с различными уровнями полового созревания/Юхрана здоровья детей и подростков/физиология и патология роста и развития. Киев, 1979.-вып. 3.- с. 5−11.
  43. Е.М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузок школьников/Автореф. дисс.. док. мед. наук. Днепропетровск, 1971.- 59 с.
  44. Е.Е. Полное собрание сочинений/JI.: ЛГУ. 1954. — т. 5.-с. 374−375.
  45. A.M., Чистяков A.B. Интегральная оценка переходных процессов физиологических показателей при пробе с физической нагрузкой PWC, 70 // Теория и практика ФК. 1985. — № 4. — с. 16−17.
  46. В.М. Индивидуальное различие в развитии двигательных качеств у подростков Н Теория и практика ФК.- № 10.- 1972.-е. 43 46.
  47. Л.В. Физические особенности детей и подростков. Киев: Здоровье, 1981.-116 с.
  48. И.П., Семенов С. П. Влияние двигательной активности на динамику физического развития юных спортсменов // Всесоюзная конференция по проблемам спортивной морфологии. М., 1977.- с. 45 -49.
  49. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».- М., ФиС., 1985.- 32 с.
  50. В.А. Велогонка в семейном кругу // ж-л Женское здоровье. ноябрь. — 1999 — с. 42−43.
  51. .Р., Прокудин Б. Ф., Травин Ю. Г. Исследование влияния различных методов тренировки общей выносливости на показатели физической работоспособности младших школьников//В кн. Развитие двигательных качеств у детей. М., 1976, с. 43−44.
  52. Т.Г. Динамика мышечной силы и выносливости в зависимости от исходных показателей//Спорт, психофизическое развитие и генетика. М., 1976.- с. 123 — 124.
  53. Н.Д. Восстановление и повышение спортивной работоспособности /Материалы Всероссийской научно-практической конференции Малаховка, 1992.- 124 с.
  54. С.С., Возняк C.B. Динамические наблюдения за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом//Начальная подготовка юного спортсмена. М., 1966.-с. 38−40.
  55. Л.Г. Методика определения состояния работоспособности по стабильности сердечного ритма//В сб. вопросы школьной гигиены. -М., 1967.-е. 138−141.
  56. A.A. Двигательная подготовка школьников в связи с уровнем их физического развития//Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Минск, 1974.- с. 151−153.
  57. A.A. Развитие двигательных способностей у детей и подростков. М., ФиС., 1976.- 47 с.
  58. A.A. Развитие двигательных качеств у школьников. -Мн.: Нар. Просвета, 1979.- 88 с.
  59. A.A. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития/ЛГеория и прак. ФК.- 1977.- с. 85 -94.
  60. П.И. Биокибернетические исследования в гигиене детей и подростков//Гиг. и сан. 1980. — № 12. — с. 27 — 31.
  61. A.A. Физиологические закономерности возрастного развития энергетических систем организма школьников//Морфофункциональные показатели развития детей и подростков. М.: Просвещение, 1980.- с. 40 — 45.
  62. A.A., Леонтьева H.H., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии// Учеб пособие для студентов биологических спец. педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1990. с. 172.
  63. Ю.И. Состояние устойчивой работоспособности и утомления при мышечной работе// В сб. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. JL, 1969.- с. 326−341.
  64. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. -М., 1976.- 182 с.
  65. Р.Н., Бахрах И. И. Физическое развитие детей школьного возраста//Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975.- 123 с.
  66. В.В., Фокин Л. П. Развитие физических качеств на уроках гимнастики//Физ. культура в школе 1989.- № 2.- с. 12−15.
  67. И.И., Попков В. И. Влияние уровня физического развития и внешнего дыхания на двигательную активность подростков//Детский организм и среда. Вильнюс, 1971с. 36−41.
  68. Жук В. А. Исследование темпов прироста физических качеств у детей 11−14 лет с целью отбора//Научные и организационные основы подготовки спортивных резервов. М., 1974.- с. 100−102.
  69. В.П., Егоров A.C. К понятию «работоспособность человека» // Гигиена труда и проф. Заболевания. М. — 1971. — № 4. — с. 21−24.
  70. В.М. Основы спортивной метрологии. М.: ФиС, 1979. -152 с.
  71. В.М. Спортивная метрология: Педагогический контроль в тренировочном процессе // Учебное пособие для ИФК / ГЦОЛИФК. М., 1978. — 49 с.
  72. В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики физического воспитания/ 2 изд-е. М.: ФиС, 1970. — 200 с.
  73. В.М., Сергиенко Л. П. Исследование физической подготовленности близнецов//Научные и организационные основы системы подготовки спортивных резервов. М., 1974- с. 102−103.
  74. В.А. К вопросу о половом созревании и двигательной активности у подростков, занимающихся спортом//Спорт в современном обществе. М., 1974.- с. 251 — 252.
  75. И.Н. К исследованиям физической работоспособности у детей и подростков // Теория и практика физической культуры 1973. -№ 4.-с. 38−40.
  76. В.Е. Некоторые аспекты адаптации к физической нагрузке // Материалы конференции: Каунас / Лит. ИФК. Вильнюс, 1991. — № 4. — с. 19−23.
  77. P.A. Двигательный режим и здоровье школьников. М., 1977.- 25 с.
  78. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973.- 325 с.
  79. P.A. Предупреждение поражений сердца у детей. М., 1975.- 63 с.
  80. В.А. Двигательный режим детей 6-летнего возраста при обучении в общеобразовательной школе/Гигиена и санитария -1986.-№ 12.- с. 70−71.
  81. Карпман В. Л, Хрущев C.B., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М., 1978.- 120 с.
  82. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. -М.: Ф и С, 1988. 208 с.
  83. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Ф и С, 1974. — 96 с.
  84. В.П. О развитии быстроты, силы и их взаимосвязи у мальчиков 8−17 лет//Научные основы физической культуры и спорта. -Саратов,-1967.- с. 97 -100.
  85. Т.А. Показатели физической подготовленности как средство текущей коррекции нагрузок в тренировке юных спортсменов//Автореф. дисс.. канд. пед. наук/МГАФК. Малаховка, 1999.-26 с.
  86. А.Н., Квашук П. В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры -1993. № 5 -6.- с. 19−23.
  87. А.Н., Чубаров В. В. Целесообразность индивидуализации тренировочного процесса на основе разработки классификации типов адаптации // ВНИИФК и С 60 лет. М. — 1993. — с. 270−277.
  88. И.А. Возрастные изменения энергетического обмена // Дисс.. докт. биол. наук / НРШ физиологии детей и подростков. М., 1980.-369 с.
  89. И.А. Энергетический обмен в различные периоды индивидуального развития человека//Физиология человека. 1983.-т. 9, № 1.- с. 25−32.
  90. А.Г. Педагогические условия эффективности развития физических способностей/Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1983.- 18 с.
  91. Л.И. Изменение физической работоспособности школьников в период пубертатного развития//Актуальные вопросы возр. физиологии. вып. 3.- Челябинск. — 1978.- с. 33 — 35.
  92. В.Н. Физиологические критерии адаптации организма школьников 13−16 лет к мышечной работе/Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Челябинск, 1974.- 18 с.
  93. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников//Физкультура в школе. 1975.- № 1.- с. 7−9.
  94. Куц A.C. Педагогический контроль за двигательной подготовленностью школьников посредством экспресс-тестов/Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1977.- 21 с.
  95. В.М., Любаев А. И. Метод оценки физической подготовленности/ЛГеория и практика ФК.-1986.- № 2.- с. 48 50.
  96. Н.Т. Динамика двигательной активности и возможности ее регулирования у младших школьников//В кн. Энергетика поведения и спонтанная деятельность. Л.: Наука, 1971, с. 11−19.
  97. Н.Т. Современное состояние и подходы к разработке двигат. режима школьников//Веста АМН СССР. -1981. № 1.- с. 40.
  98. Н.Т., Лабодаев Ж. Г. Роль уроков физического воспитания и перемен в двигательном режиме дня младших школьников/Педиатрия, 1976.- с. 88−92.
  99. П.Ф. Руководство по физическому образованию детейгшкольного возраста//Соч.: в 5 т. -М., 1951.- Т. 2−382 с. 5107. Любомирский Л. Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьника. М., Просвещ., 1989.- 192 с.
  100. Л.Е. Возрастные особенности движений детей и Подростков. М., 1979.- 96 с.
  101. П.В., Каштанова В. К. Гиподинамия как фактор риска функциональной патологии сердца у детей//Всерос. Съезд детских врачей, 6 тез. докл. Горький, 1981.-е. 165.
  102. Г. Г. Полный день перспективная форма обучения в общеобразовательной школе//В сб. Тезис, докл. 2 сессии науч. совета (проблемы школьной гигиены и физического воспитания)/ Запорожье, 1978.- с.44−52.
  103. H.A. Математико-статистические методы в спорте. М.: ФиС, 1974.-151 с.
  104. В.Н., Никитин В. Н. Обмен веществ и энергии в онтогенезе/Руководство по физиологии. Возрастная физиология. — М.: Наука, 1975, с.221−250.
  105. ПЗ.Меерсон Ф. З. Общий механизм адаптации и профилактики. М., 1973.- 180 с.
  106. Ю.В. Актуальные проблемы физического воспитания школьников//Мат-лы Всероссийской научной конференции 17−19 ноября 1999 г/МГАФК, 1999, — с. 18.
  107. Ю.В. Физическая подготовка спортсмена// Методические основы: учебное пособие. 1997 25 с.
  108. Т.М., Лысенко В. В. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ//Теория и практика ФК.- 1994, — № 11.- с. 17−19.
  109. P.E., Артамонов В. Н. Методологические основы определения физической работоспособности у юных спортсменов // Теория и практика ФК. 1982. — № 9. — с. 24 — 27.
  110. .А., Антонюк С. Д. Объем двигательной активности подростков в связи с профилем учебной деятельности//Регуляция сенсомоторных функций. Винница, 1989.- с. 112−113.
  111. .А., Антонюк С. Д. Физическая подготовленность и физическое развитие младших подростков в зависимости от их двигательных режимов//Мат. Всес. симпозиума «Физическая культура и здоровый образ жизни».- Севастополь, 1990.- с. 64−68.
  112. А.Д. Средства и методы физического воспитания. К вопросу о систематизации средств и методов физического воспитания. -М-Л., ФиС. 1941.- 94 с.
  113. А.Д. Очерки по теории физического воспитания. М.: ФиС, 1959.-224 с.
  114. А.Д. Физическое воспитание: К вопросу о предмете, принципах и формах организации занятий физическими упражнениями. -М-JL: ФиС, 1949.- 135 с.
  115. С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты).- М.: Медицина, 1989.- 176 с.
  116. С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности/Автореф. Дисс.. докт. мед. наук.- М., 1974.- 37 с.
  117. М.И. Индивидуализация контроля//Физическая культура в школе.-1994.- № 1, — с. 22−28.
  118. Е.Б., Мусатов Ю. А. Влияние различных видов спорта на физическое развитие 12-летних школьников//Морфофункциональные показатели развития детей и подростков/Новосибирск, 1980.- с. 32−39
  119. В.П. Тестирование занимающихся физической культурой и спортом // Актуальные вопросы спортивной медицины иf лечебной физкультуры. Таллинн, 1977. — с. 43 — 45.
  120. Ю.М., Сухарев А. Г., Чернов А. И. Ежедневные занятия физическими упражнениями как средство профилактики умственного переутомления школьников//Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллинн, 1975.- с. 135−137.
  121. Я.П. Возрастно-половые стандарты (10−15 лет) аэробной способности человека//Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Тарту, 1982.27 с.
  122. Я.П., Виру A.A. Возрастные особенности физической (аэробной и анаэробной) работоспособности // Физиология человека. -М., 1975. № 4. — с. 692 — 696.
  123. Решетнюк A. JL, Передерий Г. С., Репневский С. И. и др. Сравнительная характеристика функциональных проб на физическую работоспособность. Макеево / Макеевский инженерно — строительный институт, 1980. — 13 с.
  124. Л.Ф. Биологическая статистика. Минск: Высшая школа, 1967.-325 с.
  125. Г. Н. Физическое развитие школьников. М., 1968.- 157 с.
  126. Г. Н., Эристави В. Г. Стандарты и таблицы оценки физического развития школьников в период полового созревания/ТМатер. по физич. развитию детей и подростков городов и сельск. местности СССР.- М.: Медицина, 1977.- с. 96−126.
  127. М.Ф. Роль двигательной активности в формировании уровня неспецифической резистентности организма в условиях экологического неблагополучия//Теория и практика ФК.- 1978.- № 3.- с. 33−37.
  128. А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников/Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1972.39 с.
  129. П.Г. Теория критических периодов развития и ее значение/УВ кн. Патология и общая физиология. -JI.:AH СССР, 1960, с. 163−285.
  130. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. -254 с.
  131. Г. На уровне целого организма / Пер. с англ. И. А. Доброхотовой, A.B. Ларина. М.: Наука, 1972. — 122 с.
  132. Г. И., Абросимова Л. И. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., Наука, 1980.- 160 с.
  133. И.М., Волков В. М., Синайский М. М. Физиология человека // Уч-к для техникумов ФК. М.: ФиС, 1979. — 287 с.
  134. .А. Повышение двигательной активности школьников на уроках физкультуры/Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ленинград, 1983.- 19 с.
  135. Р.В. Гигиеническое значение двигательной активности школьников/Автореф. дисс.. док. мед. наук. Тарту, 1968.- 59 с.
  136. Р.В. Гигиенические нормы двигательной активности детей и подростков школьного возраста//Физич. воспитание и гигиена. М., 1978.- с. 220−222.
  137. Р.В., Теосте М. Э., Салиева К. И., Тариен Х. Е. О распространении гипокинезии среди детей и подростков и ее функциональных причинах//Научные основы гигиены нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1990.- с. 15.
  138. Р.В., Теосте М. Э. Величина естественной двигательной активности у детей и подростков г. Таллинна//Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция/Тез. Докл.- Ташкент, 1983.- с.52−53.
  139. М.М. Об энергетических и координационных проявлениях мышечной работоспособности человека // Дисс.. канд. мед. наук. М., 1972. — 148 с.
  140. М.М., Быкова М. М., Клименко Т. А. О дополнительной информативности совмещенных степ и велоэргометрических наблюдениях за физической работоспособностью тренирующихся // Вестник спортивной медицины России. — М., 1995. — № 3 — 4. — с. 108.
  141. М.М., Быкова М. М., Клименко Т. А. Совмещенное вело-и степэргометрическое наблюдение за физической работоспособностью юных спортсменов // Физическая культура основа ЗОЖ: Докл., тезисы, мат-лы. — М&bdquo- 1995. — с. 77.
  142. А.Ф. Исследование физической работоспособности в лабораторных условиях: Метод. Разработки для ИФК / ГЦОЛИФК. М., 1980.- 15 с.
  143. A.B. Методика развития физических качеств у девочек 1012 лет на уроках физкультуры/Автореферат дисс.. канд. пед. наук.- М., 1983.-31 с.
  144. А.Н., Шлагина М. И. Физическая подготовленность и тесты для ее определения/ЛГезис. Докл. Ежегодник/М., 1981.- с. 16−18.
  145. K.M. Физическая работоспособность человека в тестах Международной Биологической Программы // Физическая работоспособность человека. Новосибирск: Ин-т физиологии СОАН СССР, 1970.-с. 6−24.
  146. A.C. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1988. — 38 с.
  147. В.Д. Особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности у мальчиков школьного возраста/Автореф. дисс.. канд. биол. наук.- М., 1979.- 24 с.
  148. A.A., Лаптев А. П. Система комплексного контроля для управления подготовкой юных футболистов // Теор. и прак. физ. культ. -1978.-№ 10.-с. 43−46.
  149. А.Г. Теоретические основы нормирования суточной двигательной активности детей и подростков// Физич. воспитание и школьная гигиена. М., 1978.- с. 225 — 227.
  150. А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков. М., ЦНИИСП., 1986.- 40 с.
  151. А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников/Автореф. дисс.. докт. мед. наук. М., 1972.40 с.
  152. Теория и методика физического воспитания / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. т. 1. — 2-е изд-е. — М.: ФиС, 1976. — 304 с.
  153. С.Б. Физическая работоспособность у детей и подростков/ТВ сб. Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. Д., 1976.- с. 6−27
  154. С.Б., Аулик И. В. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков//Детская спортивная медицина. М., 1980.- с. 171 — 188.
  155. В.Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. -М.: Изд-во АН СССР. 1963. — 322 с.
  156. B.JI. Оптимальные режимы двигательной активности у детей и взрослых в норме и патологии. М., 1981.-82 с.
  157. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 1987.- 128 с.
  158. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М.: ФиС, 1974.-232 с.
  159. B.C. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов / Уч. пособ. М., 1984. — 62 с.
  160. H.A. Основы возрастной физиологии спорта. Челябинск, 1973.- 321 с.
  161. H.A. Физиология человека// Уч. пособие для пед. ин-в. 2 изд-е. — М.: Просвещение, 1992. — с. 300 — 310.
  162. H.A., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания/М.: ФиС, 1972.-250 с.
  163. JI.А., Громыко В. В., Рафалович А. Б. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся (7 17 лет)//Методические рекомендации/Научно-исследовательский институт информационных технологий МГАФК. — Малаховка, 1999. — 74 с.
  164. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена//Физич. культура в школе. 1976.- № 4.-с. 16−19.
  165. P.A. Физиологические механизмы, обеспечивающие у подростков адаптацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем к мышечной работе/В сб. особенности сердечно-сосудистой регуляции у школьников в норме и при сколиозе. Волгоград, 1978.- с. 24−37.
  166. B.C., Жоржоладзе Т. К., Кукателадзе Т. К. и др. Оценка работоспособности сердца у юных спортсменов с помощью велоэргометрического нагрузочного теста // Сообщ. АН Груз. ССР. -1980. т. 98. — № 3. — с. 729 — 732.
  167. Ю.М., Лыткин Ю. М. О некоторых факторах, влияющих на величину PWCno У спортсменов // Средства и методы повышения специальной работоспособности и технического мастерства юных и взрослых спортсменов. Л., 1983. — с. 37 — 41.
  168. В.Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей//Проблемы генетической психофизиологии. -М.: Наука, 1978.-е. 155−167.
  169. Т.А. Гигиенические принципы организации внеучебной деятельности учащихся/Автореф. дисс. .кан. педагогических наук. -М., 1969.- 22 с.
  170. Andersen K.L., Smith Siversen S. In Human Adaptability and its Methodology. — Tokyo, 1966. — p. 183.
  171. Andersen K. L., Shephard R. S., Denolin H. Et al. Fundamentals of exercise testing. / WHO, Geneva, 1971. p. 23.
  172. Anderssen K.L., Seliger V., Rutenfranz I. Et. Al. Physical performance capacity of children of Norway. Part 4//Europ. J. Appl. Phisiol.- 1976.- Vol.35.- p. 49−58.
  173. Anderssen K.L., Rutenfranz J., Masironi R., Seliger V. Habitual physical activity and health. Copenhagen: WHO Reg, Publ. Europ, 1982.- Series 6.
  174. Astrand P.O. Experimental studies of working capacity in rotation to sex and age. // Copenhagen, Munksgaard, 1952. 171 p.
  175. Astrand P.O. Optimal function and health//Bibl. cardiol. 1976.- Vol.36.-p. 11−18.
  176. Astrand P.O., Rodahl K. Textbook of work physiology: physiological basis of exercise. New York, 1977.-691 p.
  177. Baley F. A., Field D.A. Physical education and physical educator 2-nd ed.- Boston etc.: Allyn and Bason, 1976. 390 p.
  178. Brouha L., Craybiel A., Heath C.W. The step test: A simple method of measuring physical fitness for hard muscular work in adult men / Rev. Canad. Biol., 1943.-v. 2.-p. 86−92.
  179. Bunc V., Sprynarova S., Parizkova I., Leso I. Effects of adaptation on the mechanical efficiency and energy cost of physical work // Hum. Nute.: Clin. Nutr., 1984.-4 v.-p. 317−319.
  180. Carr D. On physical education and education significance // Momentum. 1983. — 8 v. — 3. — p. 2 — 9.
  181. Cauley I.A., Kinsey C.v. et. El. The epidemiology of physical activity in children, college students, middle-aged men, menopausal females and monkeys//J. Chron. Dis.- 1982. Vol. 35, N 10.- P. 787 — 795.
  182. Cavagna G. A. Travail mecanigue olans la marche et la course./Physiol., (Paris), 1969. supp. 1,3.
  183. Donaldson S.M., Sohnson G.R., Campbell M.I., Evans D.L. at al. Cardiac frequency during stepping exercise and during a treadmill walking as guides to the Harward Pack Index of physical fitness // Ergonomies. 1980. -23 v.-5.-p. 469−473.
  184. Durnin J. V. Physical activity by adolescents//Acta pediat. Scand.-1971. Suppl. 217.- p. 133- 135.
  185. Germac K.L. Vliv itensiti pohyboveno rejimuna harmonicnost vyvoge v obdobi rusta a dospivani // K novym pojnatkum j oblasti telesne vychovy mladeje / Metodiky dopis V.R.C.U.V. cstv. 1977. — s. 57 — 62.
  186. Godic M.A., Airapatiants L.R. Comparative analysis of psychologicalloads in team games // First 10c.: World Congress on sport sciences. USA. p. 444 445.
  187. Ho Bang Lee. A study of maximal oxygen consumption in Cninse males // Aviat. Space and Environ. Med. — 1984. — 55 v. — 3. — p. 222 — 225.
  188. Mathews D.K., Kruse R. Effects of isometric and isotonic exercises of eldow flexor muscle groups/ Research Quarterly, 1957. v. 28, № 1, p. 26 -27.
  189. McAdam R. E., Dodson C. Concept and practices in elementari activity programms. Springfield: Thomas, 1981.- 311 p.
  190. Mitchell J., Sproule B., Chapman C. The physiological meaning of the maximal oxygen intake test // Sourn. Clin. Invest. 1958. — 37 v. — 4. — p. 538−542.
  191. Mellerowicz H. Ergometrie. Grundrib der medizinischen leistungsmessung // Urban Schwarzenberg. Munchen — Wien — Baltimore, 1979.-p. 142- 145.
  192. Montoye H. I., Taylor H. L. Measurement of physical activity in populitioa studies a review// Hum. Biol.- 1984. Vol. 56.- p. 195−216.
  193. Muller E. A. Ein leistung Puis — Index ais Mab der leistungsfahigkeit / Arbeitsshysiologic, 1950. -Bd. 14, s. 271.
  194. Noble L., Mc Craw L. Comparative effects of isometric and isotonic training programs on relative loads endurance and work capacity / Research Quarterly, 1973. — v. 44. — № 1. — p. 96 — 108.
  195. Rutenfranz J. Daily physical activity investigated dy time budget studie and physical performance capacity of schoolboys//Acta paediat. Belg.- 1984. Suppl.- P. 79−86.
  196. Rohde H.C., Espersen T. Work intensity during soccer training and match play // Science and Football: Proceedings of the first world. New York.- 1988.-p. 68−75.
  197. Selye H. Syndrome produced by diverse nocuous agents / Nature (Lond.), 1936.-v. 138.-p. 32.
  198. Selye H. The physiology and pathology of exposure to stress / Montreal, 1950.-p. 48.
  199. Selye H. Textbook of endocrinology / Montreal, 1950. p. 18.
  200. Selye H. The stress of life / New York, 1956. p. 28 — 32.
  201. Shephard R.S. Human physiological work capacity: International Biological Program 15 Cambridge University Press. Cambridge, 1978.- 3031. P
  202. Sills F.E. Physiologic responses during acute exposures to various thermal environments while working at three different work loads/ Dissertation Abstracts, 1978. v. 39. — № 4. — p. 2129 — A.
  203. Simard C., Lacaille M., Valtieres J. Enzymatic adaptations to suspension hypokinesia in skeletal muscle of young and old rats//Mech. Again DOT. -1985.-Vol.-33, N l.-P. 1−9.
  204. Taylor H.L., Jacobs D.R., Schucker B. Et. El. A questionnaire for the assessment of leisure time physical activities //Chron Dis.- 1978. Vol. 31, N 12.-p. 741−755.
  205. Van Gool D., Van Gerven D., Bontmans S. The physiological loads imposed on soccer players during real match play // Science and Football: Proceedings of the First world Congress on science and Football. — London -New York, 1988. — p. 51−59.
  206. Veicsteinas A., Feroldi P., Dotti A. Ventilatory response during incremental exercise tests in weight lifters and endurance cyclists // Eur. Sour. Appl. Physiol. And Occup. Physiolog. 1985. — 33 v. — 4. — p. 322 — 329.
  207. Winter I.S. Prepubertal and pubertal endocrinology. Human growth/Red. F. Falkner, J. M. Nanner. New York: Plenum Press, 1978.- Vol.- 2.-p. 32 -39.
Заполнить форму текущей работой