Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная философия Насириддина Туси

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях постсоветских транзитных обществ Центральной Азии наряду с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями вдет ломка прежних морально-нравственных и духовных ценностей общества, усиливается индивидуалистическая и эгоцентрическая мораль. В связи с этим перед названными обществами стоит задача создания философии морали основанной на национальных морально-нравственных… Читать ещё >

Содержание

  • введение 3лава 1. Идейные истоки социальной философии Насириддина
  • Гуси
  • 1. — Зороастризм как источник социальной философии Насириддина Гуси
  • 2. — Античные источники социальной философии Насириддина
  • Гуси. 30−48 >3. — Влияние восточной раннесредневековой философии на формирование социальной философии Туси 48лава 2. Философия морали Насириддина Ту си

1. — Учение о человеке как начале и основе философии морали 76−94 >2. — Сущность морали и её изменчивость 94−110 >3. — О видах и родах моральных качеств 110 -137 >4- - Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и лупенях счастья. 137−160 «5. — Методы совершенствования морали. Принципы сохранения доровья души и её излечение 160лава 3. Философия домоводства Насириддина Туси 187

1. — Понятие семьи (дома), её необходимость и функции 187−207 >2.- Взаимоотношения и функции супругов в сфере их семейной кизнь 207−222 «3. — Взаимоотношения родителей и детей в философии

Насириддина Туси 222−242 }4. — Философская позиция Насириддина Туси по взаимоотношению хозяина и слуги 243лава 4. Гражданская философия Насириддина Туси 257

1. — Сущность и задачи гражданской философии. Цивилизация, и её юобходимость 257−277 >2. — Любовь как фактор социального объединения 278−296 >3. — Социальное состояние городов-государств и их виды 296−320 >4. — О взаимоотношениях правителей и подданных 321−340 ¡-аключение 341−346 Титература. 347

Социальная философия Насириддина Туси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аюуальность темы. Насиридцин Туси является выдающимся ученым-энциклопедистом 13 столетия внесший большой вклад в развитии всех отраслей знания своей эпохи. Особенно велики его заслуга в развитии естественнонаучного знания и философской мысли. Его естественнонаучное наследие в области математических знаний изучено достаточно хорошо. В определенной степени изучено и его онтологические и гносеологические взгляды. В меньшей степени исследована его социальная философия. А между тем в современных условиях — в условиях транзитных обществ, сопряженных с глубокими экономическими, социальными, политическими и духовно — культурными изменениями, наиболее востребованными стали не только современные социально-философские теории, но и различные социально-философские концепции, разработанные в истории философии и социальной мысли. Востребованность исторических форм социальных философий обусловлено тем, что в них заключено множество идей, гипотез и теорий общественного характера, могущих в известной мере служить предпосылкой для объяснения происходящих ныне общественных трансформационных процессов. В этой связи актуальность исследования социальной философии Насириддина Туси охватывающая вопросы философии морали, домоводства и гражданской философии, не вызывает сомнений.

Актуальность изучения социальной философии Насириддина Туси обусловлена следующими обстоятельствами:

— в условиях постсоветских транзитных обществ Центральной Азии наряду с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями вдет ломка прежних морально-нравственных и духовных ценностей общества, усиливается индивидуалистическая и эгоцентрическая мораль. В связи с этим перед названными обществами стоит задача создания философии морали основанной на национальных морально-нравственных традициях и исторических формах философии морали, созданных мыслителями различных эпох. Среди исторических форм философии морали, созданных нашими мыслителями наиболее развитым является этическое учение Насириддина Туси, охватывающее определение сущности морали и обстоятельный анализ всех моральных добродетелей, норм и принципов, и оказавшее плодотюрное влияние на последующее развитие этической мысли стран мусульманского Востока. Всестороннее исследование философии морали Насиридцина Туси и практическое применение ее принципов и норм, безусловно, помогло бы совершенствованию моральных устоев транзитных обществ и современного человека.

В рамках своей этической философии Насиридцин Туси большое внимание уделяет анализу проблемы счастья. Счастье, по мыслителю, результат неустанного труда, итог практической, созидательной, преобразующей и духовно обогащающей деятельности. Убедить современное поколение в незыблемости этих непреходящих принципов — важное условие благоустройства современного общества.

В транзитных обществах Центральной Азии терпят значительные изменения принципиальные основы семьи, как важнейшей ячейки строящегося гражданского общества. В философии домоводства Насиридцина Туси, составляющей важний структурный элемент его соцшльной философии, с гуманистических позиций проанализированы принципиальные вопросы социальной, культурологической, воспитательной сущности семьи, взаимоотношения супругов, родителей и детей, домохозяина и слуг. Реализация гуманистических идей, высказанных Насирвдцином Туси по этим вопросам, в известной мере могут служить теоретическим обоснованием создания здоровых семейно-бьгговых отношений;

— в социальной философии Насиридцина Туси большое внимание уделено анализу сущности общества, взаимодействия общества и человека, форм общественной жизни и государственного строя, социальной справедливости и социального равенства и т. д. В частности довольно обстоятельно анализирована проблема форм общества — государства — от монархии и аристократии до олигархии и демократии. Реализация высказанных в этой связи Насириддином Туси идей имеет большое значение для выработки стратегии и тактики общественного согласия, преодоления социальной неприязни и конфликтов, национального мира и устойчивого развития общества. Гуманистические идеи изложенные автором в ходе анализа основных проблем в сшей социальной философии приобретают особую ценность в условиях глобализации, современных рисков и вызовов и задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Исследование социальной философии Насириддина Туси необходимо для выяснения закономерностей развития этой отрасли знания в странах мусульманского мира, сопоставительного изучения истории восточной и западной социальной философии, написаний научно-обоснованной истории социальной философии.

Степень изученности проблемы диссертации. Работы Насириддина Туси по основным областям знания: философии, этаже, медицине, биологии, математическим наукам, литературе, правоведению, суфизму, хадисоведению, комментариям Корана, калам стали объектом изучения как восточных, так и западных ученых.

Среди ученых, исследовавших наследие Насириддина Туси велики заслуги таких иранских ученых, как Мухаммад Таки Разави1, Мухаммад Мударриси (Зинджани), 2 Насрулах Пурджавади, 3 Сайид Джалал Хусайни Бадахшани, 4 Муджтаба Минуи, 5 Бузурги Алави, 6 Али Рида Хайдари, 7 Хусайн Ма’сум Хамадани8 многих других, которые хоть и не исследовали социальную философию Насирид дина Туси, тем не менее издав его основные сочинения, касающиеся социальной философии, снабдив их предисловиями, подготовили почву для более обстоятельного его социально — философской доктрины.

Большая заслуга в изучении философской, этической, общественно-политической и научной мысли философа принадлежит таджикским философам А. М. Богоутдинову, 9 М. Н. Болгаеву, 10 МДДиноршоеву, 11 Н. Идибекову, 12 М. Исоеву, 13 Р. СКомилову, 14 НАКулматову, 15 М. КМирбобоеву, 16 М.Р.Раджабову17., А.АШамолову.1 и др.

5.Мухаммад Разави. Жизнь и творчества Насириддина Туси. — Тегеран, 1354 г.с.к. — Перс.яз.

2 Мухаммад Мударриси (Зинджани). Философские воззрения Хаджи Насириддина Туси. — Тегеран, 1363 х. — Перс, яз.

3. Мудрец из Туса. Сб. статей конференции «Наука и философия в твореском наследие Хаджа Насириддина Туси», 6−9 март, 1997. Составитель Пурджавади Насруллах. — Тегеран, 1375. — Перс. яз.

4 Насириддин Туси. Сайру сулук. Составитель и перевод анг. текста Сайид Джалала Хусайна Бадахшони. -Лондон, 1998. — Перс, и анг. яз.

5 Али Риза Хайдари. Предисловие к «Насыровой этике». Изд. третье. — Тегеран, 1364 г. х. — Перс, яз.

6. Бузурги Алави. Памятка к «Насыровой этике». См. «Насырова этика». С. 1−8. Перс. яз.

7 Али Риза Хайдари. Предисловие к «Насыровой этике». — C.1−13. — Перс. яз.

8 Хусайн Ма’сум Хамадани. Устади башар. II Устоди башар. — Туегеран, 1378 х. — С. 1−38. — Перс. яз.

9 Богоутдинов А. М. Избранные произвения. — Душанбе, «Ирфон». 1980.

10 Болтаев M.H. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сиы и его школы. Душанбе. 1966.

11 Диноршоев М. Д. Философия Насириддина Туси.- Душанбе, «Дониш», !968.

12 Идибеков H. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. Душанбе. «Дониш». 1987.

13 Исоев М. Фалсафаи Амалии Мискавайх. Душанбе. 2003. Тадж. яз.

14 Комилов P.C. Социально-утопические учения в таджикской философии XI11-ХУ вв. Душанбе, Душанбе, 1993. Его же: Социальноутопические учения в истории таджикской культуры. Душанбе, 2001.

15 Кулматов H.A. Насириддин Туси о предмете и задаче науки этики. //Вопросы истории философии. ТГУ. Дуанбе, «Дониш». 1977.

16 Мирбобоев М. К. Этика Джалолиддина Давони. — Душанбе, «Дониш». 1992.

17Раджабов М. Р. Абдуррахман Джами и таджикская философия ХУ в. — Душанбе, «Ирфон», 1968.

О месте и влиянии Насириддина Туси, в очень сжатой форме упоминает А. М. Богугдинов. Он пишет, что «философ был последователем Ибн-Сины и защитником его идей, писал комментарии к отдельным его книгам, в его работах получили яркое освещение многие вопросы философии, в этике он придерживается таких же взглядов, как и Насир Хисрау».2 Быть может, следовало бы говорить о созвучности этического учения ал-Фараби, Ибн-Сины и Насиридцина Туси.

В работе М. Д. Диноршоева «Философия Насиридцина Туси» дается обстоятельный анализ различных аспектов философской концепции Насиридцина Туси и отмечается, что «.интересны и социологические его идеи. В частности, обращает на себя внимание положение мыслителя о том, что без производства и накопления продуктов питания человеческий род не может существовать, что в основе возникновения семьи лежат экономические причины и нужды продолжения рода».3 М. Д. Диноршоев высоко ценит и содержание третьей статьи «Ахлак-и Насири», называемой «Городская политика», где Насиридцин особое внимание уделяет вопросу о роли взаимопомощи в жизни общества, поддерживая и развивая идеи Фараби и Авиценны.

М.Р.Раджабов, признавая разностороннее воздействие Насиридцина Туси на развитие философской мысли, особенно её практической части, ставит его наряду с истинными борцами за свободу мысли, за истину, за утверждение духовных человеческих ценностей, за социальную справедливость: «К числу таковых, — пишет философ, — принадлежит этическое учение выдающегося ученого и философа Насиридцина Туси, изложенное в его социальном произведении «Ахлок-и Насири» («Насырова этика»).

Н.Идибекову принадлежит заметная заслуга в изучении теории Насиридцина Туси о свободе юли. Он в суммарной форме выдвигает свои идеи об историческом развитии проблемы, доказывая их на основе взглядов конкретных мыслителей (Весил, Аш’ари, Наззам, Мухтамир, Аттор, Санои, Джалолидцин Руми, Фараби, Ибн-Сина и др.) и учений различных мусульманских сект. Но когда он пишет о вкладе Фараби, Ибн-Сина и Ибн Рушда в решении вопроса свободы шли и считает.

1 Шамолов А. А. Проблема счастья в этических концециях Абухамида Газали и Насириддина Туси. //Изв. АН PT. Серия: Философия и права. 1993.

2 Богутдинов A.M. Эпоха Абу Али Сино и формирование его научных взглядов. //Ибн-Сина. «Донишнамэ». -Сталинабад, 1957. — С. 51.

Диноршоев М. Д. Философия Насириддина Туси. — С. 24. их главными опорами Насириддина Туси, тогда возникает сомнение в том, что Ибн Рушд является источником его идей по данному вопросу. Ибо об этом в работе Насириддина по этике нет сведений. Однако может быть, что Н Идибеков ссылается на аналогичность мысли всех троих философов.

P.C. Комилов, изучая социально-утопические взгляды Насирддина Туси, его социальную утопию относит к неотделимой части общественно — политических идей мыслителя.1 Говоря о не совладение взглядов Насириддина Туси с взглядами его предшественников, он, верно, констатирует факт более существенного отличия взгладов Насириддина Туси от взглядов его предшественников по отношению к равенству, считавшимся основной целью справедливости в обеспечение равенства между людьми. Согласно справедливому суждению Р. Комилова если его предшественники под равенством подразумевали лишь равенство материальное (например, маздакиты), то у Насириддина это понятие употребляется в более широком плане и распространяется на сферу права и политики.2 В работах Комилова Р. Затрагиваются и другие стороны социальной философии Насириддина Туси.3 Но они имеют локальный характер и приурочены к отдельным моментам его работ.

Полезные для практического действия по изучению социальной философии Насириддина Туси научные сведения и заключения мы находим и в других работах Комилова P.C.

О близости социально-этических и общественно-политических взглядов Мискавайха и Насириддина Туси пишет М.Исаев. Он, этот вопрос излагает под названием «Насириддин Туси — последователь и продолжатель этических мыслей Мискавайха», и Насириддина Туси считает среди философов первым, кто обратил внимание на этические учения Мискавайха.

М.К.Мирбобоев в своем исследовании «Этика Джалолщщина Давони» останавливается на некоторые нравственно-этические взгляды таджикско-персидских философов Фараби, Ибн-Сины, Мискавайха, Насириддина Туси, Давони, Али Кушчи и другие. Он, в частности, отмечает, что Давони в своем нравственном учение выступает как последователь вышеназванных мыслителей и,.

1 Кмилов P.C. Социально — утопические учения в истории таджикской философии XI11 -ХУ веков. -Душанбе, 1993. — С. 62.

2 Комилов P.C. Указ. раб. — С. 71.

3 Там же. что Давони написал «Ахлоки Джалоли» согласно существующим богатым этическим традициям, на основе учений своих предшественников, в частности, Н. Туси.1.

Об идентичности нравственных идей Газзали и Насириддина Туси говорит ААШамолов.2 По А. Шамолову, отправным пунктом этического учения обоих земляков служат пути достижения совершенного счастья.3 Отдельные аспекты социальной философии «Третьего учителя» изучены Азербайджанскими учеными А. К Закуевым, 4 Г. Д. Мамедбейли5, Ш. Ф. Мамедовым6, А. К. Рзаевым7 и др.

В работах этих исследователей в очень сжатой форме излагаются Насириддинова теория идеального общества и некоторые его идеи о воспитании детей, о роли совместного труда в пользу общества.

Из европейских ученых социальной философии наибольшее внимание уделяет Х.Корбен. Он в своей работе «Та'рихи фалсафаи исломи» («История мусульманской философии») рассматривает многие стороны творчества «Третьего учителя». По мнению Х. Корбена, пик творческого наследия и развития духовной личности Насириддина Туси более заметен в области практической философии, например, в еш книге «Ахлак-и Насири». В области мистицизма и шиитского суфизма его идеи отражены в его небольшой работе «Авсаф ал-ашраф» («Характеристики благородных людей»), 8 хотя и является работой мистического содержания, но она написана философским языком и в философском духе.

Из выше изложенного вытекает, что социальные воззрения Насирид дина Туси не нашли еще сколько нибудь полного своего изучения. О его социальной философии до сих пор нет цельного и обстоятельного исследования.

Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, диссертант ставит перед собой следующие цели и задачи:

1 Мирбобоев М, К. Этика Джалолиддина Давони. — С. 46.

2 Шамолов А. Проблема счастья в этических концепциях Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Изв. АН РТ. Серия: философии и права. 1993, № 3. Его же: Сравнительный анализ этики Газали и Насириддина Туси.-Душанбе, «Ирфон», 1994. Его же: «Эликсир счастья» и «Насирова этика» достоверные источники науки об этике. Жур. «Точикистон». — 1996, № 1 — 3.

3 Раджабов М. Р. Указ. раб. — С.237.

4 Закуев А. К. Психологические взгляды Насириддина Туси. Тр. Ин-та ист. и фил. АН Азербайджана. Т. 6.-Баку, 1955.

5 Мамедбейли Г. Д. Выдающийся азербайджанский ученый. — Изв. АН Аз — на. № 9, 1951.

6 Мамедов Ш. Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. — Баку, 1965.

7 Рзаев А. К. Насирэддин Туси. Политика — правовые воззрения. — Баку, «Элм», 1983.

8 Корбен X. История исламской философии. — С. 114−115.

— проанализировать и выявить сущность нравственных взглядов Насириддина Туси, исходя из требований нового подхода к исследованию исторических и философских учений, продиктованного реалиями нашего времени- - раскрыть сущность социальной философии Насириддина Туси, её проблематику, основные категории и понятия, самобытность его социальных взглядов- - оценить разноречивые подходы к исследованию социальной философии Насириддина Туси, существующие в исследовательской литературе;

— определить теоретическую и практическую значимость социальной философии Насириддина Туси;

— выяснить значимость социальной философии Насириддина Туси для современности;

— определить историческую судьбу философии Насириддина Туси и ее влияние на социально теоретическую мысль мусульманского мира.

В связи с выше указанной целью диссертант решает следующие задачи: -выявить социально — этические, общественно-политические и духовно-культурные истоки социальной философии Насириддина Туси;

— определить сущность социальной философии Насириддина Туси о морали: а) учение о человеке как начале и основе философии моралиб) сущность морали и её изменчивостьг) о видах и родах моральных качествд) порядок приобретения добродетелей и ступени счастьяе) методы совершенствования морали и принципы сохранения здоровья души и её излечение;

— выявить основные особенности и социальную значимость философии домоводства Насиридина Тусиопределить сущность, задачи и содержание его гражданской философии- -раскрыть сущность взглядов мыслителя об обществе, государстве и его формахопределить влияние социальной философии Насириддина Туси на последующее развитие этой отрасли знания.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проведено обобщающее исследование социальной философии Насириддина Туси.

Наряду с этим в диссертации впервые обосновываются следующие идеи:

— Насиридцин, как учёный и философ сформировался в противоречивой эпохе, когда противоборство между различными социальными и этническими группами, религиозными учениями и философскими доктринами приняло острые формы. Именно эти культурно-исторические реалии предопределили стиль социального мышления мыслителя;

— систему социальной философии Насириддина Туси составляют учение: 1) о морали и нравственности, 2) о домоводстве и 3) гражд анской мудрости. В связи с этим система социальной философии Насириддина Туси глубоко отличается от системы социальной философии ал-Фараби, заключающая в себе такие структурные элементы как (1) гражданская философия и (2) философия нравственности. Трехчленная система социальной философии Насириддина Туси, по всей вероятности, формировалась, с одной стороны, на базе гражданской философии ал-Фараби, с другой — на основе учения Ибн-Сины о нравственности и домоводческой мудрости (тадбири манзил);

— этика Насириддина Туси по своей сути носит эвдомонический характер. Это подтверждается как его учением о добродетелях, так и о формах и принципах морали. Важнейшим средством достижения счастья он считает производительный труд на собственное благо, на благо других людей и общества;

— Насиридцин Туш является одним из первых мыслителей, который в борьбе с аш’аризмом и другими школами калама утверждал принцип изменчивости морали под влиянием общественной среди и воспитания. Этим самым он возвышал принципы обучения, образования и воспитания;

— философия домоводства Насириддина Туси в большей мере овеяна исламским духом. Это особенно проявляется в ходе изложения взаимоотношения супругов. Но вместе с тем его домоводческая мудрость глубоко пронизана гуманистическими идеями и мыслями, что ярко проявляется при анализе проблемы домохозяина и слуг. Он вслед за Авиценной и вопреки Платону и Аристотелю считает, что рабы и слуги также люди и достойны соответствующего социального признания и уважения;

— определяя общество как союз людей ради добывания средств существования, Насириддин Туси в принципе правильно определяет сущность и значение общества. Важнейшим условием бытия общества он считает разделение труда, мотивируя это и тем, что один человек не в состоянии произвести все жизненные блага, необходимые для нормального бытия;

— Насириддин Туси вслед за ал-Фараби и Авиценной анализируя проблему добродетельного города и недобродетельных городов, по существу анализирует проблему различных типов государства. Анализ показывает, что добродетельный город не имеющий, по ал-Фараби и Насириддину Туси, никаких форм и разновидностей, представляет собой прообраз гражданского общества.

Эти идеи, определяющие новизну диссертационного исследования, выдвигаются на защиту.

Теоретической и методологической основой исследования являются диалектические принципы исгорическо — философского исследования, исторический, логический, герменевтический, сравнительный и системный методы анализа. В качестве теоретической и методологической основы дассертационного исследования использованы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых по теории развития историко-философского процесса.

Источники исследования. К источникам исследования относятся «Авеста», 1 «Авесго», 2 труды Насириддина Туси «Ахлак-и Насири» («Насырова этика» «Ахлаки Мухташами» («Мухташамова этика»), «Адаб ал — мута’аллимин» («Воспитание учащихся»), «Авсаф ал — ашраф» («Описание достоинств благородных людей»), «Сайру сулук» («Жизненный путь и идейное формирование»), «Шарх мас’алат ал -'илм» («Комментария к проблеме науки»), сочинения Платона, Аристотеля, Боэция, Ибн ал-Мукаффа, ал-Фараби Ибн-Сины, Мухаммада Газзали, Унсуралмаали Кайкавуса, Абу Али Мискавайха, Ибн Халдуна, Джалолиддина Даюни и др., сведения о которых даны в списке использованных источников и литературы, помещенной в конце диссертационной работы.

Теоретико-методологическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы при:

1 «Авеста» — Перевод с авестийского и комментарии профессора И. М. Стеблин — Каменского. -Душанбе, «Адиб», 1990.

2 «Авесто. Перевод и исследование Джалила Дустхах. — Душанбе. 2001.

• разработке социально-нравственных, общественно-политических концепций, имеющих историческое значение, отвечающих современным духовно-культурным потребностям нашего народа;

• написании истории социально — политической мысли и социальной философии стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекции по истории философии в вузах и общеобразовательных школах;

• изучении истории и теории практической философии и составлении учебников и учебных пособий для высших и сред них учебных заведений;

• многие положения дидактического и этического учения философа-моралиста, рассмотренные и изученные в диссертации, могут быть широко использованы при разработке различных программ учебно-воспитательного характера.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в публикациях автора, в его выступлениях в различных научных семинарах и ежегодных научных конференциях, проводимых в Таджикском Государственном университете коммерции, на лекциях и практических занятиях, при обсуждении диссертации на кафедре «Философии и культурологи» ТГУК и Отделе истории философии Института философии АН РТ. Основные положения диссертации опубликованы в монографии «Социальная философия Насириддина Туси» и 20 статьи. Материалы диссертации использованы автором при написании учебного пособия «Ахлоки муносибатхои расми (кори)» («Этика деловых отношений») — Душанбе, «Ирфон», 2006, а также в монографии «Социально-этические взгляды ал-Калкашанди». -Душанбе. 2007.

Структура и содержание диссертации определены в соответствии с её цепями и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, охватывающих шестнадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучая социальную философию Насириддина Туси на основе непосредственного анализа его основных социально-политических и этических трудов, автор пришел к следующим основополагающим выводам:

— социально — политические и нравственно-этические предпосылки воззрения Насириддина Туси сформировались на основе древнеиранской, древнегреческой, Ближневосточной и средневековой ирано-исламской духовной культуры, которые являлись главными истоками научной и философской мысли интеллектуалов, как Востока, так и Запада. Бесспорен тот факт, что древнегреческая и древнеримская социально-этическая и общественная мысль, особенно идеи Платона, Аристотеля, Брусона, Галена, Порфирия, Боэция, Цицерона и других были основными истоками его социальной философии. Однако, нет сомнения и в том, что он по многим вопросам социальной философии проявил себя как самостоятельный, ясновидящий мыслитель и предложил ряд новых положений, соответствующие требованиям его времени;

— Насириддин Туси, следуя за Фараби, Авиценной, Мискавайхом и другими философами — этиками, способствал укреплению, развитию и дальнейшему обоснованию предмета изучения социальной философии. Ставил перед собой нелегкую задачу, заключающую в определение сущности социального образования;

— нравственность интерпретируется мыслителем как особая форма общественного сознания и общественных отношений, как предмет специального изучения этики. Мораль определяется им как фактор, проникающий во все сферы общественной жизни — в труде, в быту, в политике, науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межгрупповых и международных отношениях. Насириддин дает также четкое определение вопросу изменчивости морали. Признавая факт изменчивости морали, таким образом, он отвергает её метафизическое толкование. В изменчивости морали и видит её сущностьсоциальная философия Насириддина насыщена оптимистическими моментами. Его оптимизм обусловлен, исходящим из его же философского рационализма. Он считает разум главным арбитром человеческой жизнедеятельности. Рационализм Насириддина подтверждает веру в здравый смысл, мудрость, уверенность. Разум, который у теоретиков исмаилизма откровенно делался основополагающим началом, близким к Богу, у Насиридина также является главным орудием для понимания основных проблем миропорядка. Соприкосновение теории разума Насириддина с аналогичной теорией исмаилизма обнаруживается в классификации видов и родов моральных качеств и классификации душевных сил, где он разумную силу души называет и ангельской;

— этика Насириддина Туси гедонистична. Она основывается на принципе соблюдения меры, недопустимость чрезмерности. Его гедонизм — это стремление к умеренности во всем. Он в своем гедонизме близок к гедонизму Эпикура и его последователей. Насириддин, как и Эпикур, целью человеческой жизни считает счастье, понимаемое как наслаждение. Однако они оба подлинное удовольствие видели вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Но вопреки принципу древнегреческого эвдемонизма, не признающего классового характера нравственности и игнорирующего общественную закономерность её развития, Насириддин признает и интерпретирует её в зависимости от общественной среды и явлениях социально-политического и духовного характера;

— социальное видение философа в сфере домоводства тесно связаны с благополучием индивидов, входящих в сфере общественного микроорганизма — семьи. Первым условием налаживания домашних потребностей дома является приобретение продуктов питания. Они приобретаются членами семьи под руководством главы семьи при непосредственном участии составляющих этой структуры, но в классовом обществе средства жизни сконцентрируются трудом бесправного сословия — слуги. Мыслитель в процессе производства материальных благ во главу угла ставит человека, стоящего между орудием труда и средствами производства;

— права и обязанности главы семьи, выдвинутые в социальных идеях Насириддина актуальны и для современного жизнеустройства. Так, к ним он относит: соблюдение интересов семьи по обеспечению её членов достойных условий жизни, упорядочению политики быта и состоянию общины;

Насириддин искусству устроения дома, как и свои предшественники, именует философией домоводства. Данное искусство в интерпретации мыслителя охватывает общие интересы, имеет коллективную сущность. В этой микросфере, благодаря общим усилиям, облегчены бытовые условия, все члены семьи обеспечены необходимыми средствами к жизни, её члены, взаимодействуя, совершенствуются и формулируют взаимовыгодные и обоюдные интересы. И ответственность у них имеет общий характер. Необходимость у Ходжа Насира, вынуждает всех слоев общества — царя и поданных, благородного и неблагородного нуждаться в таком виде социального образования;

— экономические воззрения мыслителя говорят о том, что он в этой жизненно важной сфере является убежденным приверженцем особых правил и предписаний. Например, он особое внимание уделяет способам производства материальных благ, средствам и орудиям производства. Ремесла, как указывает он, должны находится на высоком уровне развития и совершенства. Производитель не должен удовлетворяться низкой степенью производства, не допускать падения производственной деятельности. Эти производственные меры он считает гарантом производительности труда и обеспеченности. Материальную обеспеченность считает смыслом жизни человека, украшением его социального бытия;

Насириддин Туси вслед за Аристотелем, Ибн-Синой, Мискавайхом, Газзали и другими мыслителями, дает подробную интерпретацию такой важной социальной проблеме, как взаимоотношения и функции супругов в их семейной жизни. В этой связи он семейный брак как исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, относит к главным социальным явлениям. Философ в лице супруги видит верного помощника супруга, надежного друга, бессменного хранителя домашнего очага, заботливую мать и незаменимую попутчицу;

— в воспитание детей Насириддин особое значение придает поэтапной заботе родителей о своем ребенке, выражающей в таких моментах, как выбор имени, имеющее доброе значение и выбор няньки, которая должна обладать качествами здорового человека. В теории воспитания Насириддина воспитанность ребенка обнаруживается по его психическим и физическим состояниям. Философ признает влияние фактора общественной среды на формирование индивидуального и общественного сознания подрастающего поколения. Он не одобряет стремления некоторых социальных кругов пробудить в несформированном детском сознание желание к роскошному образу жизни, приводящему к таким аморальным социальным признакам отличия, как высокомерность, заносчивость и отчужденность;

— Насириддин Туси, как и его великий предок — Заратуштра и другие прогрессивные мыслители прошлого, питание относит к первым условиям воспроизводства человеком себе подобного. Продукты питания он сравнивает с материей жизни и здоровья, с лекарствами, которые излечивают человека от голода и жажды. Их наличия и употребления людьми связывает с самой необходимостью. Наряду с этим он выступает как противник возвеличивания их значения, внушение ребенка их безмерную ценность. Такое явление считает уделом чревоугодников. Философ является принципиальным проповедником скромного образа жизни. Он как философ-реалист эти нравоучения относит к обыденному сознанию бедных слоев общества. Но с целью выравнивания социального положения богатых с бедными считает их желательными и для первых;

— идеи Насириддина Туси о приобщение подрастающего поколения к определенному виду ремесла имеют важное социальное значение. Они созвучны необходимым требованиям всех времен. Он учит направить детей к усвоению того или иного ремесла с учетом его способностей и задатков. Приобщение детей к одному определенному ремеслу считает больше целесообразным, чем с несколькими из них. Заботу о своевременном обучении ребенка ремеслу относит к основным обязанностям родителей. Попустительству в этом важном социальном деле считает причиной неустройства семьи и бесцельного проведения жизни. Актуальными и современными являются идеи Насириддина Туси о выдаче девушек замуж в совершеннолетном возрасте и за достойных им людей.

— учение Насириддина Туси о добродетельном городе во многом совпадаем с аналогичным учением ал-Фараби. Он, как свой предшественник в своей попытке описания общества, главное внимание уделяет вопросам, отражающим всеобщие интересы индивидов на принципах взаимодействия и взаимосотрудничества. Добродетельный город у него бывает в единственном числе. Потому что истина чиста от множественнсти. Его противоположность-недобродетельный город имеет множественности. Он состоит из трех видов. Философ учит, чтобы люди на примере добродетельного города преобразовать городов недобродетельных в добродетельных городов;

— в центре социальной философии Насириддина находится проблема политического руководителя. Философ выдвигает идеи об идеальном правителе ученом-философе, пытаясь, таким образом, указать на неотрывную связь философии с наукой и научной мысли. В характеристике отдельных качеств идеального правителя опирается на рационалистические тенденции, существующих в научно-философских учениях упомянутых мыслителей и выдвигает ряд обоснованных требования к первой политической личности добродетельного государства, которые актуальны и для современных государственных режимов;

— в своей социальной философии Насириддин Туси доказывает, что мировоззрение без морально-этических основ в плане обоснования и укрепления идеалов остается бездейственным и неэффективным;

— взгляды Насириддина Туси в области налаживания военного искусства охватывают многие аспекты социального бытия его эпохи, созвучные с современными требованиями стратегии и тактики военного дела. Неотложными мерами в этой сфере у него являются такие требования, как сохранение государственных тайн, привлечение в эту сферу компетентных и авторитетных лиц, создание различных служб, способствующих раскрыть замыслов врага и обеспечивающих национальную безопасность страны и неприкосновенность государственных границ.

Последующее влияние социальной философии Насириддина Туси на социально-политические взгляды ирано-мусульманских мыслителей и развитие ими основные положения его теории государства и общества, свидетельствует о том, что данная философская проблема нуждалась и нуждается поныне в дальнейшем изучении и исследовании. Дальнейшие исследования социально-политических и этических учений Насириддина Туси, могли бы способствовать их применение в практической жизни. Ибо его антропологические, онтологические, гносеологические, психологические, социологические, экономические, политические и другие взгляды были и остаются не преходящими духовными ценностями и могут быть руководством для многих поколений и, каждый в отдельности достоин обосновательного научного изучения и отдельного конкретного анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А) На русском и таджикском языках.
  2. Абу Али ибн Сина. Избранное. В 4-х томах. Т. 1. Душанбе.: «Ирфон», 1980. — 420 с.
  3. Абуали ибни Сино. «Кавн ва фасод». Т. 3. — Душанбе: «Ирфон», 1985. — С. 239 — 448. — Тадж. яз.
  4. Абуали ибни Сино. «Нафс» («Душа»). Избранное, Т. 4. //Душанбе: «Ирфон», 1992. С. 184 — 245. — Тадж. яз.
  5. Абуали ибни Сино. «Пирузнома». Душанбе: «Маориф», 1980. -102с. — Тадж. яз.
  6. Абуали ибни Сино. «Рисола-и ишк» («Трактат о любви»). Избранное. В 4-х томах. Т. 2. Душанбе: «Ирфон», 1983. — С. 29−44. -Тадж. яз.
  7. Абуали ибни Сино. Тадбири манзил. (Домоводство). Избранное. Т. 2. Душанбе: «Ирфон», 1983. — С. 13−28. — Тадж. яз.
  8. Абу Али ибн Сина. «Трактат об освещений». Душанбе: «Ирфон», 1980.- 134с.
  9. Авеста. Перевод с авестейского и комментарии проф. И.М. Стеблин-Каменского. Душанбе: «Адиб», 1990. — 174 с.
  10. Авесто. Представление и исследование Джалила Дустхоха. Составитель таджикского текста Муаззам-и Диловар. Душанбе, 2001. -792 с. — Тадж. яз.
  11. Ал-Фараби, Абу Наср. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.112 с.
  12. Ал-Фараби. Трактат о жителях добродетельного города. -Перевод с арабского языка И. О. Мухаммада и А. В. Сагадаева. //Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1971.
  13. Аристотель. Категории. С приложением «Введения Порфирия». Перевод А. В. Кубицкого. М., 1939.
  14. Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-х т. Т. 4. — М.: «Мысль», 1983. — С. 295−374.
  15. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т. 4. М.: «Мысль», 1983. — С. 53−293.
  16. Аристотель. О душе. Перевод и примечания П. С. Попова. М., 1939.
  17. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. — С. 375−644.
  18. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: «Наука», 1990. — 315с.
  19. М. Насихат ал-мулук. Душанбе: «Ирфон», 1983. — 142 с. — Тадж. яз.
  20. М. Тахафут ал-фаласифа. Представление и введение З. М. Диноршоевой. Душанбе: «Ирфон», 2000. — 256 с. — Тадж. яз.
  21. Гелони, Мортазо Мударриси. Ахлоки Газзоли ё калиди ма’рифат. Душанбе, 1992. — 76 с. — Тадж. яз.
  22. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: «Наука», -1990, — 523 с.
  23. Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: Изд. «Дружба народов». — 1987. — 173с.
  24. Ибн Сина. Донишнаме (Книга знаний). Сталинабад, 1957.286с.
  25. Коран. Пер. и коммент. акад. И. Ю. Крачковского. М.: «Наука», 1986. — 727с.
  26. Платон. Государство. Соч. в 4-х т.т. Т. 3., 4.1. — М.: «Мысль», 1972. — С.88−454.
  27. Платон. Законы. Соч. в 4-х т.-х. Т. 3, 4.2. — М.: «Мысль», 1972. — 678с.
  28. Платон. «Напутствие своему ученику Аристотелю». //Насирова этика. С. 341- 344. Перс. яз.
  29. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. — М.: «Мысль», 1990. — 860с.
  30. Са’дии Шерози. Гулистон. Душанбе, 1988. — 214 с. — Тадж. яз.
  31. Б) На персидском и арабском языках
  32. Ал-Калкашанди, Абу ал-Аббас. Маасир ал-инафа. В 3-ёх томах. Т.1. — Кувейт, 1964. — 445 с. — Араб.яз.
  33. Ал-Калкашанди, Абу ал-Аббас. Нихайат ал-араб фи ма’рифат ансаб ал-араб". Багдад, 1958. — 484 с. — Араб. яз.
  34. Ибн ал-Мукаффа. Ал-адабу ал-ваджиз ли ал-валади ас-сагир. //Ахлак-и Мухташам-и. 2-е изд. Тегеран, 1361. — С. 495−558. — Перс. яз.
  35. Ибн ал-Мукаффа. Ал-адаб ас-сагир ва ал-адаб ал-кабир. -Бейрут, 1964. 136 с. — Араб. яз.
  36. Ибн ал-Мукаффа. Калила ва Димна. Бейрут, 1966. — 397 с. -Араб. яз.
  37. Насириддин Туси. Авсаф ал-ашраф. Тегеран, 1342 л. к. //Доишманди Туси. — С. 39. — Перс. яз.
  38. Насириддин Туси. Асас ал-иПтибас. //Ахвал ва асар-и Ходжи Насириддина Туси. С. 420−421. Перс. яз.
  39. Насириддин Туси. Ахлак-и Мухташам-и. 3-е изд. Тегеран, 1377 х.- 588 с.- Перс. яз.
  40. Насириддин Туси. Ахлак-и Насир-и. Исправления и разъяснения Муджтаби Минуи и Али Рида Хайдари. Тегеран, 1364 х. -420 с. — Перс. яз.
  41. Насириддин Туси. Джавахир ал-фараид. //Ахвал ва асар-и Ходжи Насириддина Туси. С. 529−532. — Араб. яз.
  42. Насириддин Туси. Сайру сулук. Новое изд.-е и английский перевод Сайида Джалала Хусайни Бадахшони. Лондон, 1998. — 22 с. -Перс. яз.
  43. Насириддин Туси. Шарх мае «а лат ал-илм. Изд. Машхадского университета. Подготовление и представление к печати Абдуллаха Ирани. — Машхад, Иран. — 1375 л.к., 1345 с.к. — 48 с. — Араб. яз.
  44. ИССЛЕДОВАНИЯ А) На русском и таджикском языках
  45. В.Ф. Античная философия. М., 1976. — 543 с.
  46. В.В. Сочинения. Т. У11. — М., 1971. — 663с.
  47. Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1966. — 213 с.
  48. Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1977. — 99 с.
  49. Е.Э. Навои и Джами. М.: „Наука“, 1965. 498 с.
  50. Богоутдинов.А. М. Избр. произвед. Душанбе: „Дониш“, 1980.412 с.
  51. A.M. Эпоха Абу Али Сина и формирование его научных взглядов. //Ибн-Сина. Дониш-намэ. 286 с.
  52. К.Э. Мусульманские династии. М., „Наука“, 1971. -324с
  53. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата.-Душанбе: „Дониш“. 1991. — 270 с.
  54. Вопросы философии. М., 1989, № 4. — 176 с.
  55. Восток Запад. — М.: „Наука“,. 1989. — 298 с.
  56. Р.В. Ши Цзи. //Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: „Наука“, 1990.- С. 91.
  57. .Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т.1. М.: Политгосиздат. 1955.
  58. .Г. Таджики. М., 1972. — 425 с.
  59. С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. -М., 1960. 379 с.
  60. А.А., Апресян Р. Г. Этика, М., 2002. — 472 с.
  61. М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе.: „Дониш“, 1985. — 254 с.
  62. М. Философия Насириддина Туси. Душанбе.: „Дониш“. — 1968. — 156 с.
  63. З.М. Гражданская философия аль-Фараби. -Душанбе, 2006. 321 с.
  64. З.М. Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии. Душванбе, 2002. — 159 с.
  65. М.В. Предмет философии в истории философии. М., 1981. — 720 с.
  66. X. Очерки философии исмоилизма. (Общая характеристика философской доктрины 1Х-Х1У вв.) Душанбе: „Дониш"-1976. — 114с.
  67. X. Философия крестьянского бунта. Душанбе: „Ирфон“, 1987. — 432с.
  68. Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада. Душанбе, 1992, — 113с.
  69. Х.М. Суфийский орден мавлавия. Душанбе.: „Хумо“, 2007.- 275 с.
  70. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. Изд. второе. -Москва Ростов-на-Дону. 2003. — 412с.
  71. Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе: „Дониш“, 19 981, — 167с.
  72. Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. Душанбе.: „Дониш“, 1987. — 90 с.
  73. М. Хикмати амалии Мискавйх. Душанбе, 2003. — 175с. -Тадж. яз.
  74. История древнего мира. В 3-ёх томах. Т. 1. — М., 1983. — 356с.
  75. История древнего мира. Т. 2. М., 1983. — 574 с.
  76. История древнего мира. Т. 3. М., 1983. — 302 с.
  77. История Самарканда. В двух томах. Т. 1. Ташкент, 1969.482с.
  78. В. Мудрость веков. (Древняя таджикская медицина о сохранение здоровья). 5-е изд. Душанбе: „Ирфон“, 1989. — 304с.
  79. В. И. Историофилософия A.C. Хомякова. Подписная научно-популярная серия „Философия“ 5/1899. М., 1989. — 40с.
  80. Ф. Сократ. М.: „Мысль“, 1976. — 197с.
  81. P.C. Аз таърихи афкори ичтимоию сиёсии ахди Сомониён.- Душанбе, 1998. 82 с. — Тадж. яз.
  82. P.C. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик. Душанбе, 1997. — 286 с. — Тадж. яз.
  83. P.C. Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской культуры. Душанбе, — 2001, — 217с.
  84. P.C. Социально-утопические учения в истории таджикской культуры XII1- ХУ веков. Душанбе, 1993. — 117с.
  85. Коран. Перевод акад. И. Ю. Крачковского. М., 1990. — 598с.
  86. И.Ю. Изб. соч. в 4-х томах. Т. 1У. — Москва-Ленинград, 1957. — 919с.
  87. А.Ф. Античная философия истории. М.: „Наука“, 1977.207с.
  88. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. „Мысль“, 1989. — 204с.
  89. В.Г. Культура Сасанидского Ирана. М.: „Наука“, 1969. — 219с.
  90. Г. Г. Судьба и дела Боэция. //Боэций, утешение философией и другие трактаты. М.- „Наука“, 1990. — С. 315- 413.
  91. Г. Г. Цицерон и античная философия религии. Вопросы философии. 1989, № 8. 62с.
  92. Марксистская этика. М. „Политиздат“, 1986. — 509с.
  93. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.: „Наука“., 1967. — 480с.
  94. Мец, Адам. Мусульманский ренессанс. М.: „Наука“, 1966.458с.
  95. М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе: „Дониш“, 1992. — 140с.
  96. Мотаххари, Мортазо. Хадамоти мутакобили ислом ва Ирон. -Душанбе, 1999. 550с. — Перс. яз.
  97. М. Введение в антропологию. Душанбе, 1999.127с.
  98. Мусульманский мир-950−1150. Сб. докладов ведущих западноевропейских и американских востоковедов. М.: „Наука“, 1981. -311с
  99. Мухаммад аз-Зохири ас-Самарканди. Раздел об особенностях человека. //"Энциклопедия персидско-таджикской прозы“. Душанбе, 1986.-С. 127- 129.
  100. А. Идеология накшабандизма. Душанбе: „Дониш“, 1991. — 230с.
  101. А. Мировоззрение Фаридаддина Аттора. -Душанбе: „Дониш“, 1974. 115с.
  102. А. Ходжа Ахрор (жизнь и учение). -Канибадам, 2000. 88с.
  103. Мэри Бойс. Зороастрийцы: верования и обычаи. М.: „Наука“, 1988. — 302с.
  104. Носир-и Хусрав. Избранное. Составитель и автор вступительной статьи акад. М.Диноршоев. Душанбе, 2003. — 348с.
  105. К. Мировоззрение Санои. Душанбе: „Дониш“, 1973.136с.
  106. К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе: „Дониш“, 1980. — 132с. Тадж. яз.
  107. Очерки истории этики. М.: „Мысль“, 1969. — 432с.
  108. Очеркхои таърихи фалсафа. Душанбе: „Дониш“, 1982. -288с.- Тадж. яз.
  109. И. П. Ислам в У111 ХУ вв. — Ленинград, ЛГУ. 1966. — 400с.
  110. Проблемы этики в философских учениях стран Востока. М., „Наука“, 1966. — 270с.
  111. М.Р. Абдуррахман Джами и таджикская философия ХУв. Душанбе: „Ирфон“, 1968. — 318с.
  112. М.Р. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе: „Ирфон“, 1982. — 95с.
  113. A.B. Этика: история и теория. М., 2002. — 491с.
  114. М. Философия человека Абу Али ибн Сина (Авиценна). Душанбе: „Эджод“, 2005. — 332с.
  115. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. Автор, коллектив. М.: „Наука“, 1990.- 280с.
  116. А. К. Насириддин Туси: политико-правовые воззрения. -Баку: „Элм“, 1983. 67с.
  117. Н. О Вечном. Книга о воспитании. М., 1991. — 462с.
  118. И.Д. Античная наука. М.: „Наука“, 1980. — 198с.
  119. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1986. — 607с.
  120. В.В. Средневековая философия. М.: „Высшая школа“, 1979. — 428с.
  121. Фарханги збони точики. (Х- начало XX века). В 2-х томах. Изд.: Советская энциклопедия. М. 1969. — Тадж. яз.
  122. Философский энциклопедический словарь. М.: „Советская энциклопедия“, 1983. — 837с.
  123. Фйрдавси, Абулкосим. Шохнома. В 9-х томах. Т. 8. -Душанбе, 19.66. — 614 с. — Тадж. яз.
  124. . М. Ориёхо ва тамаддуни ориёни. Душанбе, 2000. — 578с. — Тадж. яз.
  125. Хайям, Омар. Рубай. Перевод с таджикского-фарси О. Румера, В. Державина, И Тхоржевского, Г. Плисецкого, Н. Стрижкова, Ц. Бану. -Душанбе: „Ирфон“, 1982. 143с.
  126. М.М. Абу Наср ал-Фараби. М.: „Наука“, 1982.302с.
  127. А.Б. Об основных этапах развития домарксистской философии. М.: „Высшая школа“, 1963. — 84с.
  128. А.Н. Начало философии. М.: Изд. МГУ, 1982.183с.
  129. А. А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Душанбе, „Ирфон“, 1994. — 180с.
  130. A.A. Хуччатулислом Газоли. Андешахои ичтимои ва сиёси. Душанбе, 1996. — 329с. — Тадж. яз.
  131. X. Ахлоки муносибатхои расми (кори). Душанбе: „Ирфон“. — 2006. — 163 с. — Тадж. яз.
  132. В) исследования на персидском и арабском языках
  133. А’сам, Абд ал-Амир. Ал-Файласуф Насириддин ат-Туси-муассис ал-манхадж ал-фалсафи фи илм ал-калам ал-ислами. Бейрут, 1980.- 205с. Араб. яз.
  134. Бадави, Абд ар-Рахман. Ал-Бурхан 'инда Арасту. Бейрут, 1966. //Ибн Сина. Ал-Бурхан. — Каир, 1966. — С. 11−30. — Араб. яз.
  135. Бадави, Абд ар-Рахман (предисловие). Ибн Сина ва китаб „Ал-Бурхан“. //Ибн Сина. Ал-Бурхан. Каир, 1966. — С. 38−46. — Араб.яз.
  136. Донишманди Туе. Сб. ст. о научном и философском наследии Хаджи Насириддина Туси. Составители Насруллах Пурджавади и Дж. Весел. Тегеран, 2000. 118с. персидского текста и 227с. английского и фр.
  137. Зарринкуб, Абу Хусайн. Джустуджу дар тасаввуфи Эрон. -Душанбе, „Ирфон“, 1992. 396с. — Перс. яз.
  138. Зейдан, Джирджи. „Та'рих адаб ал-лугат ал-арабийа“. Из 4-х частей. 3-я часть. Каир. Б.г. — 370с. — Араб. яз.
  139. Зинджани, Мухаммад Мударриси. Саргузашт ва акоиди фалсафии Ходжа Насириддини Туси. Тегеран, 1363 х. — 221с. — Перс, яз.
  140. X. Та’рихи фалсафаи исломи. Перевод с французского Джавада Таботабои. Т. 2. — Тегеран, 1369/1991. — 217с. — Перс. яз.
  141. Лугат ал-араб. Багдад, 1979. — 592с. — Араб. яз.
  142. Марголиус. Дирасат „ан муаррихин ал-араб. Перевод с английского Хусейна Насара. Бейрут. Б.г. — С. 143. — Араб. яз.
  143. Радави, Мухаммад Такки Мударриси. Ахвол ва осори Ходжа Насириддини Туси“. Тегеран, 1370 г. х. — 722с. — Перс. яз.
  144. Хамадони, Хусейн Ма’суми. Устоди башар. //Донишманди Туе. С. 1−38.
  145. Хамза, Абд ал-Латиф. Харакат ар-рухийа фи Мисра. Каир, 1947.-402 с. — Араб. яз.
  146. Ханна, ал-Фахури. Та’рих ал-адаб ал-араби. Б.м. и г. издания. -1116 с. Араб. яз.
  147. Г) исследования на европейских языках
  148. AI- A’asam, A.A. Ibn Ar-Riwandfs Kitab Fadihat al-Mu'tazilah, Yditions Oueidat, Beirut-Paris 1975−1977.
  149. Al-Takriti, N. Yahya ibnAdi: Tahdhib al-Akhlak, Editions Oueidat, Beirut-Paris 1978.
  150. Plessner, M. Der Oironomiros des Neupythagorees „Bruson“ und Sein Einfluss auf die islamische Wissenschaft, Hidelberg 1928.
  151. Rossental, E I.J.: Political Thought in Medieval Islam, Cfmbribge1958.
  152. Ruska, J.: Wiebemann: Nasir al-Din Tusi- in: S.P. M.A.E., Erlangen, LX 1928.
  153. Steinschneider, M. Al-Farabi (Alpharabius), des arabischen Philosophen Leden und Sphiften, St.- Petersbourg 1869.
  154. Wickens, G.M. Nasir al-Din Tusi’s The Nasiran Ethics, London
  155. Wiedemman, E.: Zum Leben von Nasir al Din al Tusi- in: S.P.M.S.E., Eriangen, LV111 (126), L1X (1927).
  156. Wiedemann. E.: Nasir al-Tusi- in: S.P. M. S.E.- LX (1928).
  157. Wiedemann, E.- Uber optische Tauschungen nach Fahr al Din al Rozi und Nasir al Din al Tusi- in: S.P.M.S.E. XLV (1913).
  158. Winter, J. J.: Astatement on optikal reflection and refraction attributed to Nasir ud-Din at-Tusi- in: Lsis, XL11 (1951).
  159. Статьи на русском и таджикском языках.
  160. Ш. Ташаккули тамаддуни исломии точик дар ахди Сомониён. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. — С. 141 160. — Тадж.яз.
  161. К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире. //Мусульманский мир: 950−1150. М., 1981. — С. 2035.
  162. Г. Возрождение персидской монархии при Бундах. // Мусульманский мир: 950−1150. М., 1981. С. 66−88.
  163. М. Вклад эпохи Саманидов в развитие духовной культуры Центральной Азии. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999.- С. 66−80.
  164. М. Дар бораи фалсафаи Абунасри Фороби. // Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. — С. 81−102. — Тадж. яз.
  165. М. Ибн Сина и его философские воззрения. //Абу Али Ибн Сина. Избранные произведения. Т.1. — Душанбе: „Ирфон“, 1980. — С. 3−54.
  166. М. Каломи Мотирди. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. — С. 50−65. — Тадж. яз.
  167. М. Масоили идрок (маърифат) дар фалсафаи Ибни Сино. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. — С. 6−21. — Тадж. яз.
  168. , К. Политическая утопия и утопическая политика с точки зрения Ходжи Насира. //Донишманди Туе. Тегеран, 2000. — С. 3159. — Фр. яз.
  169. Ландулат, Герман. Ходжа Насир Ту си, исмаилизм и философия ишрака. // Донишманди Туе. Тегеран, 2000. — С. 13−31.
  170. А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. // Платон. Собр. соч. Т.1. М. 1990. — С. 3−63.
  171. Лэмбтон Энн К. С. Аспекты расселения сельджуков-огузов в Иране. // Мусульманский мир. 950−1150. М.: „Наука“, 1981. — С.123−144.
  172. В. Хама чизро бо чашми Худо дидан: нигохи Ходжа Насир ба тасаввуф. //Донишманди Туе. Тегеран. Изд. 2-ое. — Тегеран, 2000.-С. 1−13, — Фр. яз.
  173. Г. Г. Судьба и дела Боэция. //"Боэций. Утешение философией» и другие трактаты. М.: «Наука», 1990. — С. 315−413.
  174. Пурджавади, Насруллах. Ирфони Ходжа Насир дар «Авсофу ал-ашроф». //Донишманди Туе. Тегеран, 2000. — С. 39−57.
  175. У. М. Влияние идей Ибн Сины на современную философию и современную космологию. //"Ибн Сина и современная философия". Душанбе, 1981. — С. 128−139.
  176. В. Н. Пространство культуры и встречи в нем. //"Восток Запад". Выпуск 4. — М.: «Наука», 1989. — С. 6−17.
  177. Е.А. Рационализм и стоико-скептические мотивы в философии Абу Хайана Тавхиди. //Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990. — С. 19−192.
  178. A.A. «Кимиё-и cao дат» ва «Ахлоки Носири» манбаъхои муътамади илми ахлок". //"Точикистон", № 1−3, 1996. Тадж. яз.
  179. , Л. Добро в учение гр. Толстого и Ф. Ницше. //Вопросы философии. М., 1990, № 7, — С. 118.
  180. X. Влияние Насириддина Туей на ученых-философов. //Сб.: Научные работы преподавателей Таджикского государственного университета коммерции (ТГУК). Душанбе, 2004. -С. 298−302.
  181. X. О Насириддине Туси как об ученом и философе. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе: «Ирфон», 2004. — С. 314−320.
  182. X. Античные источники социальной философии Насириддина Туси. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. -Душанбе: «Ирфон», 2004. С. 327−330.
  183. X. Учение Насириддина Туси о человеке как начале и основе философии морали. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе: «Ирфон», 2005. — С. 443−453.
  184. X. Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и ступенях счастья. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе, 2005. — С. 458−465.
  185. X. Идейные источники социальной философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2005 №№ 1−4. -С. 79−91.
  186. X. Проблема взаимоотношения родителей и детей в философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2007, № 3. — С. 39−49.
  187. X. Мистические идеи Ходжи Насира о счастье, добре и справедливости. // Изв. АН РТ. Отделение общественных наук. -Душанбе, 2006, № 4. С. 68−77.
  188. X. Сущность морали и её изменчивость у Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: философия и правоведение. -2006, № 3−4. С. 31−42.
  189. X. Проблема взаимоотношения родителей и детей в философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2007, № 3. — С. 39−49.
  190. X. Понятие семьи (дома), её необходимость и функции по Насириддину Туси. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе: «Ирфон», 2007. — С. 206−212.
  191. X. Зороастризм как источник социальной философии Насириддина Туси. //Сб.: Тамаддуни ориёи ва худшиносии милли (Арийская цивилизация и национальное самосознание.) -Душанбе: «Деваштич», 2008. С. 198−246.
  192. X. Насириддин Туси о месте женщины (супруги) в семейных отношениях. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. № 1, 2009.
  193. X. Насириддин Туси о любви как факторе социального единства. //Изв. АН РТ. Серия философия и право. № 1, 2009.
  194. X. Культура и цивилизация в гражданской философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. № 2, 2009.
  195. X. Насириддин Туси о видах и родах моральных качеств. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. № 2, 2009.
  196. Ф.И. Философские учения буддизма. // Восток -Запад. М.: «Наука». 1989. С. 224.
  197. Статьи на персидском и арабском языках.
  198. Иброхим Динои, Гуломхусайн. Аз Ходжа Насириддини Туси то Джалолиддини Давони. //Моджарои фикри фалсафи дар чахони ислом. Ч. 2. Техрон. Тархи нав. 1377ш. Ракъи. С.270−299. Перс. яз.
  199. Иброхим Динои, Гуломхусайн. Ходжа Насириддини Туси ва Шайх Муфид дар як назари ичмоли. //Моджчарои фикри фалсафи дар чахони ислом. 4.2. Техрон. Тархи нав. 1377 ш. Ракъи. С.21−40. Перс. яз.
  200. Имоми, Абулкосим. «Ахлоки Носири"-и Ходжа Насир ва „Тахзибу-л-ахлоки“ Мушкавайхи Рози. //"Оинаи мерос». С. 1, ш. З ва 4. Зимистони 1377 ш. С. 32−36.
  201. Ивана Иванова, Мария Никола. Мутолиаи даврон ва осори Насириддин дар Иттиходи Шурави. //Ёдномаи Ходжа Насир. С. 224 235. Перс. яз.
  202. Бихишти, Ахмад. Баррасии андешахои каломи ва фалсафии Ходжаи Туе, хаввос ва русуми джавхар. //Каломи исломи. Тегеран, 1373 с. к. — С. 16−30. — Парс. яз.
  203. Поксиришт, Мухаммад Джа’фар. Таълим ва тарбият бар коидаи хикмат, сайри ичмоли дар орои тарбиятии Ходжа Насириддини Туси. //"Нашрияи Донишкадаи адабиёт ва Доншгохи Машхад. С. 32, 1368 с.к. — С.227−258. — Перс. яз.
  204. Човиш, Халил. Китаб Насир ад-Дин ат-Туси фи назарийат ал-мутавазийат. //"Абхас ан-надват ал -'аламийат ал-увла ли-та'рих ал-'улум 'инда ал-'араб". Ал-джуз" ал-аввал. Халаб, Джами’а Халаб, 1977. — С. 99−104. Араб. яз.
  205. Хаддод Одил, Гуломали. Мукоисае миёни «Гулистон» ва «Ахлоки Носири» дар шеваи омузиши фазоили ахлоки. //Зикри чамили Саъди. 4.1. — Техрон, 1364 с. к. — С. 405−415. — Перс. яз.
  206. Халаби, Али-Асгар. Ходжа Насири Туси. //Таърихи андешаи сиёси дар Эрон ва чахони исломи. Тегеран: «Бахбахани», 1372 с.к. Вазири. — С. 341−359. — Перс. яз.
  207. Сабо, Мухсин. Назархои иктисодии Ходжа Насири Туси дар «Ахлоки Носири». //Мачмуаи маколоти чахорумин кунграи тахкикоти эрони. Ба кушиши Мухаммад Хусайн Искандари. Ч. 2. 1353 ш. С. 198−217. Перс.яз.
  208. Таботабои, Джавод. Ходжа Насири Туси ва тадвини хикмати амали. //Заволи андешаи сиёси дар Эрон. Изд. 2-е. — Тегеран: Вазири. Изд. 2-е. 1375 с.к. — С. 207−230. — Перс.яз.
  209. Гуё Эътимоди, Сурур. Ходжа Насир дар миёни дусту душман. //Ёдномаи Ходжа Насир. С. 241−246. Перс. яз.325
  210. В. Чойгохи осори ахлоки Туси дар фалсафа, ташайуъ ва тасаввуф. Тарчумаи Парвона Уруджниё. Иран, Маориф. Давраи 16. Озар-исфанд, 1378 с.к. С.85−102. — Перс. яз.
  211. Умар Абу ан-Наср. Абдуллах Ибн Ал-Мукаффа. «Калила ва Димна». Тахкик Мустафа Лутфи ал-Манфалути. Бейрут, 1966. — С.7−17. — Араб.яз.1. Диссертации
  212. Геюшева 3. Этические взгляды восточных перипатетиков. Дисс. канд. филос. наук. Баку, 1983. — 170с.
  213. A.A. Этика Аристотеля и его современное значение. Дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 1987. — 185с.
  214. A.A. Общественно-политические взгляды арабо-исламских философов средневековья (IX-XYbb.). Автореф. док. филос. наук. — М., 1989. — 41с.
  215. A.A. Сравнительный анализ этической концепции Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Дисс. канд. филос. наук. -Душанбе, 1993.
  216. X. Социально-этические взгляды ал-Калкашанди. Дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 1996. — 195с.
Заполнить форму текущей работой