Социальные динамика, структура и модели менталитета: концептуальное обоснование
Принцип диалектического единства исторического и логического подходов выступает исходным концептуальным основанием исследования. Суть его состоит в раскрытии соотношений между исторически развивающимся объектом и его специфическим отражением в теоретическом познании. Под историческим объектом исследования подразумевается процесс становления социально-исторических форм проявления менталитетапод… Читать ещё >
Содержание
- I. Менталитет как социальный феномен и экзистенциальный фактор
- 1. 1. Феномен менталитета в контексте социально-философских знаний
- 1. 2. Феномен экзистенции менталитета в свете динамики социальных сфер 38 II. Организационная структура и особенности функционирования менталитета
- 2. 1. Социальные параметры менталитета. Структуры и функционирование
2.2. Классификация менталитета. Видовая составляющая. 88 III Концептуальное обоснование динамики Российской ментальности в ХИ-ХХ веках 115 3.1 Специфика движения национального и политического менталитетов: российские черты и особенности 115 3.2. Проблемы этно-ментальной идентификации в современном мире и в России
Социальные динамика, структура и модели менталитета: концептуальное обоснование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мировые процессы конца XX — начала XXI веков, происходящие в национально-государственных образованиях, и затрагивающие области экономики, политики и культуры, требуют тщательного анализа, что невозможно без нового теоретического осмысления феномена менталитета.
Актуальность темы
исследования обосновывается, во-первых, тем, что исторические процессы в значительной степени связаны с действием и движением социальной ментальности. Во-вторых, менталитет как феномен раскрывается через латентные (скрытые) и транспорентные (прозрачные) формы существования социума, что, в свою очередь, эксплицирует его содержание. В-третьих, через ментальность определяются критерии, влияющие на динамику бытия и сознание социума.
Социальный мир вовлечен в поток изменений, охвативший жизнедеятельность и сознание людей. Функциональные процессы, постоянно происходящие в общественных институтах в самых разнообразных формах, ведут к изменению и расширению спектра социального действия субъектов, в том числе, благодаря феномену менталитета. Факт экзистенции феномена, т. е. «существования в его простой фактичности», представлен в виде статуса национального и индивидуального характеров, этнических черт, классов, сословий и т. д.
Концептуальный анализ менталитета расширяет границы его познания, позволяет проследить логику и динамику социально-исторических процессов, проанализировать идеологические и политические кризисы, предвидеть ход истории. Социальная жизнь, воспроизводимая как сложнейшая система взаимодействия многих процессов, выявляет специфическую реализацию различных функций менталитета. Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что приводит к возникновению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни.
Оформление и корректировка теории ментальности приводит к обоснованию составляющих черт национального характера, образа жизни и способа мышления. Это, в свою очередь, непосредственно влияет на все формы правления и институты власти.
Обозначенные проблемы актуализируют разработку когнитивного метода к современным реалиям менталитета, анализу его видов, свойств и функций, социальной и структурной динамики, идентификации и выводу концептуальных обоснований.
Требуется структурирование элементов, форм проявления, качественных характеристик, свойств и критериев менталитета, что неизбежно приводит к его новой трактовке.
Начиная с первой половины XX века, проблема ментальности получила самостоятельную разработку в системе социально-гуманитарных знаний.
Степень разработанности проблемы.
Начало изучения менталитета, как отмечалось, относится к 30−40-м гг. XX в. и тесно связано с известным направлением западной медиевистики -«Школой Анналов» во Франции и наиболее близкими к ней направлениями в других странах. Понятие «менталитет» для них является центральным в движении исторического процесса и рассматривается ими как качественное состояние социума, характер этнической группы.
Менталитет регулирует основы мышления и жизнедеятельность его носителей, постоянно изменяясь, он передается и воспроизводится в новом поколении, в народной культуре, он определяет целостность и лицо группы, превращающейся из природно-социальной в социокультурную общность, в совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера.
В настоящее время существует и действует несколько подходов и направлений, рассматривающих ментальность как социокультурный феномен. Интерес к нему нашел отражение в социально-философских, исторических, структурно-функциональных, культурно-антропологических, психологических и других подходах.
Исторический подход Медиевисты: Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, П. Бёрк, Р. Шпрандель, Г. Гётц, рассматривали общественно-исторические формации как компоненты взаимодействующих структур, которые фиксируются в социальных отношениях. Представители данной школы рассматривают ментальность с позиции историко-генетического подхода. В их концепции социальная история есть история не только классов, сословий и т. д., но и семьи, других макрои микроструктурмировосприятия всего общества и составляющих его социальных элементов — культурная и идейная жизнь людей, идеалы, ценности, верования и предрассудки. Ментальность здесь выступает как важный фактор социальной эволюции и динамики исторических процессов.
Цивилизационпый подход в данной проблематике представлен в работах П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. авторов, создавших типологии культуры, где специфика ментальностей заняла одно из определяющих мест в становлении и развитии социума, государства, коллектива. Диалектика социальной истории определяется качеством ментальной составляющей исторического процесса. Ее действием во многом объясняется возникновение и становление цивилизаций.
Структурно-функциональный подход раскрывает сущность поэтапного развития социума, его логическое содержание и семантические метаморфозы. К. Леви-Стросс, И. Валлерстайн, П. Стернз, Н. С. Розов и др. сделали попытку систематизации различных цивилизационных структур, выявлению их зависимости и влияния на ход мировой истории посредством ментальных особенностей. Систематизируя движение мировых процессов, структуралисты предложили связать его с периодизацией ментальности, рассматривая её как существенный фактор социальной истории.
Представители антропологического подхода Д. А. Леонтьев, Л. Н. Гумилев, П. Тейяр-де-Шарден, Х. Ортега-и-Гассет, И. Т. Фролов,.
В.И.Вернадский, В. П. Казначеев и др. формулируют доктрину социального статуса человека как биосоциокультурного существа, жизненные характеристики и ориентиры которого уникальны. Оформленные ими теории этногенеза, этносферы взаимоопределены только через феномен менталитета.
Теоретики сииергетического подхода Г. Хакен, И. Пригожин, В. С. Степин формулируют ментальность через идею разноуровневого взаимодействия субъектно-объектных отношений в социуме, где неизбежно возникают определенные самоорганизующиеся структуры и системы, механизмы их функционирования и, соответствующие им модели самоорганизации.
Представители теории социальной синергетики: Г. И. Рузавин, Н. Н. Руткевич, И. М. Савельева эксплицируют ментальность как самоорганизационную основу эволюции социально-экономических систем.
Проблему рассматривали представители классической философии: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель и др. Суть их концепции сводилась к тому, что феномен менталитета определялся через национальный характер, способный мотивировать механизмы движения, становления и функционирования социума. Вследствие чего социальное действие неизбежно приводит к оформлению теории идеальных типов и императивов.
Постклассическое направление, представленное В. М. Вундтом, О. Либманом, Б. В. Марковым, Б. С. Гершунским, обосновывали проблематику либо через национальный характер и социальный стереотип, либо посредством формирования типического образа в соответствующих обстоятельствах (контекст социалистического реализма — советский менталитет, «характер советский»), что собственно ограничивает менталитет рамками ортодоксальности эпохи и стереотипов.
Психологическая школа З. Фрейда, Э. Фромма, К. Г. Юнга, В. М. Бехтерева и др. отводила ментальности роль социально-индивидуальных начал, неизбежно переходящих в схему субъектно-объектного действия, где внутреннее состояние индивида предопределено внешними эффектами общества (так конструируются архитипы).
Отечественная психологическая школа, представленная Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. В. Брушлинским, А. К. Уледовым в целом рассматривали менталитет через принципы формационного подхода. При этом были даны терминологические обоснования феномена и сформулирована психологическая концепция, сущность которой сводится к идее субъектно-деятельностных отношений.
Проблему менталитета рассматривали выдающиеся писатели: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, философы: Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков.
Современные российские ученые: Б. В. Марков, В. С. Жидков, В. К. Трофимов, Е. В. Фещенко и др. определяли ментальность как «историческую реальность» и «этническую особенность», используя интегральный и синтетический подходы в обосновании ментальности.
Концептуальный анализ различных подходов и направлений теории ментальности позволяет разработать методологию категорий и структур менталитета, определить специфику дискурса, видовую составляющую, типологические модели, роль и значимость феномена.
Практическая и научно-теоретическая актуальность изучения проблемы менталитета как социокультурного феномена в условиях изменяющегося социального контекста обусловили объект, предмет, основную цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования является менталитет, его экзистенция и социальный статус, как специфические составляющие развития общества.
Предметом исследования является динамика менталитета, виды, принципы и механизмы его функционирования в социуме, а также степень влияния менталитета на исторические процессы.
Цель исследования состоит в концептуальном анализе динамической составляющей менталитета и определении способа существования феномена менталитета через характеристику его моделей и структур. Для достижения этой цели определяются следующие задачи:
1) исследовать феномен менталитета в контексте социальной динамики, определить его структуру, социальные функции и специфику;
2) определить социально-философский статус понятия «менталитет» через категории: сущность и явление, форма и содержание, причины и следствиявыстроить классификацию видов и типов менталитета;
3) произвести концептуальный анализ менталитета во взаимодействии его с такими социальными феноменами, как мышление и сознание;
4) рассмотреть динамическое состояние менталитета, проанализировав его социальное действие и степень влияния на исторический процесс;
5) охарактеризовать особенности становления и развития российского национального и политического менталитетов, а также проблему этно-ментальной идентификации в современном мире. Методологическая и теоретическая основы исследования.
Принцип диалектического единства исторического и логического подходов выступает исходным концептуальным основанием исследования. Суть его состоит в раскрытии соотношений между исторически развивающимся объектом и его специфическим отражением в теоретическом познании. Под историческим объектом исследования подразумевается процесс становления социально-исторических форм проявления менталитетапод логическим — рациональное осмысление процесса формирования этого объекта исследования в его существенных качествах и многообразных социально-культурных проявлениях, что позволяет выявить определенные закономерности функционирования ментальности.
В определении креативных факторов экзистенции менталитета используются принципы объективной диалектики, на основе которых возможно изучение в единстве внешней и внутренней неоднородной сущности ментальности.
Важную методологическую роль играет принцип относительности, согласно которому основные черты менталитета народов носят общечеловеческий характер и не могут быть жестко привязаны лишь к одному народу, региону, государству. Речь может идти лишь о степени выраженности, особенностях проявления, как общечеловеческих, так и уникальных ментальных качеств у разных народов.
Существенную роль в диалектическом процессе познания феномена менталитета играет и герменевтический принцип, отражающий как спектр ментальных реалий, так и его осмысление в многообразии интерпретаций.
Определяющая роль в работе отводится структурно-функциональному методу, что, во-первых: расширяет рамки познаваемости феномена, во-вторых: трансформирует ментальную теорию в сферу практической плоскости.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Осуществлен социально-философский анализ феномена менталитета как фактора воздействия на развитие социума. Охарактеризована степень и определены особенности его влияния на социально-исторический процесс.
Специфика этого влияния состоит в том, что менталитет как социально-политический и этнокультурный феномен связан с экономикой, политикой и культурой. Выявлены соотношения раскрывающие содержание перечисленных категорий.
2. Созданы концепты в виде свойств, функций и специфики менталитета, которые являются его составными частями, и, следовательно, оформляются структурно.
Ментальность имеет присущие ей характеристики в виде источников (мысль, мнение и др.), свойств и функций (самость, мотивационность, метаморфозность, социальность и т. д.), которые определяют происхождение, состояние, факторы влияния, а также меру и степень оценки социальных процессов.
3. Представлен вариант классификации видов и типов менталитета, их динамическое состояние и функционирование в качестве аргументации позиции видовой и типологической составляющей менталитета в зависимости от его носителя: этноса, государства, религии, индивида и т. д. Предложены структурные модели (модель ментально-мыслительного действиямодель взаимодействия ментального и экономического потенциалов), имеющие место и действующие в социуме.
Определено, что менталитет как субъективно-объективный феномен имеет форму, содержание, интенцию и социальное действие.
4. Предложена концепция структурно-функциональной соотнесенности менталитета с сознанием и мышлением, семантика которой строится на основе того, что менталитет — составная часть общественного сознания, и оно трансформируется в социальные действия благодаря мыслительным функциям.
5. Определена социальная динамика ментальности в процессах формирования политических и социальных институтов, а также общественных организаций, где происходит кумуляция интеллектуального потенциала различных социальных слоёв и образований.
Осуществлено концептуальное обоснование политического и национального менталитетов через идентификацию этносов, корпораций, общественных организаций и т. д.
Основные положения, выносимые на защиту 1. Показано, что специфика социально-философского анализа менталитета как социального и социокультурного феномена состоит в раскрытии составных элементов ментальности: образа мыслей и умонастроений социума, характера его культурно-исторического бытия, функционирования и деятельности. Концептуальная составляющая функциональной и ценностной характеристик менталитета может быть обозначена в виде структуры и моделей.
2. Концептуальное обоснование структуры менталитета способствовало выявлению его социальных модификаций (ментально-мыслительного действия, потенциальной активности, социальной результативности). Это, в свою очередь, позволяет описать субъектно-объектные свойства менталитета: экзистенция, наследственность, подражательность, конфликтность, энергийность, а также его функциональные коммуникативные характеристики: взаимовлияние, консервативность, доминирование и т. д.
3. Видовая и типологическая проработка менталитета позволяет преодолеть методологическую ограниченность исследований этого феномена. Классификация помогает увидеть принципы воздействия менталитета на развитие исторического процесса в целом (уровень и степень развития общества) и, в частности, выявить механизмы взаимовлияния и взаимодействия ментальности с объективными основаниями жизнедеятельности социума, (производительные силы, производственные отношения, географический фактор, среда обитания и т. д.).
4. Критерий соотнесенности • менталитета с такими антропологическими феноменами, как сознание и мышление, позволяет эксплицировать их внутреннее единство и многообразие, а также особенности в виде образа мыслей и действий. Инновационная сущность состоит в том, что менталитет как феномен находится в интенсивной коммуникации с другими социальными феноменами, и, благодаря этому, прямо или опосредованно влияет на формирование многообразия социальных и исторических процессов.
5. Уникальные особенности менталитета, в первую очередь, социальные действенность и обусловленность, дают основания характеризовать его роль в области развития социальных институтов: государств, партий, классов и т. д.- и специфику воздействия на них.
Теоретическое и практическое значение исследования.
Разработанные категории менталитета, его свойства, виды и типы создают мотивировку к структурированию и интерпретации динамики социальных процессов.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют использовать данную конструкцию в объяснении проблемных социальных коллизий и противоречий, прежде всего, в национальном, социально-сословном и политическом образованиях.
Методологический инструментарий, приведенный в диссертации, помог выявить динамические свойства менталитета и его социальное действие.
Выявленные свойства, критерии, функции ментальности определяют категориальный ряд различных подходов и концептуальных методов дальнейших исследований этого феномена (синергетический, структурный, логический и т. д.). Это открывает перспективы междисциплинарных исследований менталитета, применением политологических, психологических, исторических и других инструментариев и технологий изучения ментальной составляющей социальной эволюции.
Предложенная авторская характеристика российского политического и национального аспектов менталитета, позволяет определить некоторые тенденции исторического развития России и может быть использована в исследованиях сопредельных наук с социальной философией.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей познавательной и исследовательской деятельностипри составлении и разработке учебных программ, проведении спецкурсов, семинаров по социальной и политической философии, социологии, культурологии.
Апробация работы.
Положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры философии ОмГУ им. Ф. М. Достоевкого, на семинарах аспирантов и соискателей в 2003;2005 гг., межвузовской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Н. А. Бердяева, а также II Международной научной конференции «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы». Апробация диссертации состоялась в публикации статей в научных московских журналах, оглашены на Омских областных и городских научно-практических конференциях (статьи «Менталистика как метод отражения действительности», «Проблемы соотношения ментальности и русской идеи», «Рациональность и стандартизация мышления.», «Экзистенция ментальности», «Теория ментальностей в контексте новой науки». Объединенный научный журнал (г. Москва). «Ментальные парадоксы правящей элиты «(г.Саратов), журнал Омский научный вестникг. Омск (ВАК). «Специфика политического менталитета: российские черты и особенности»).
Структура работы.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. В конце работы помещен список использованной литературы.
Заключение
.
Гуманитарное знание XX века, подвергнув критике рассудочную форму интеллектуальной деятельности, направило свое внимание на исследование природы человеческого сознания, субъективных факторов поведения, тем самым, выдвинув и развив представление о ментальности, как о «реальной и автономной характеристике нашего мира"208.
Основная проблематика, существующая в настоящий момент в обозначении феномена менталитета в его некой неопределенности, а, следовательно — неоднозначности, решалась с помощью методов, приемов и подходов (исторических, структурных, сравнительных), которые способствовали определению функциональной значимости менталитета, его структурной и социальной роли в ходе исторического процесса.
Целью работы было, во-первых, определить образ действия менталитета (интенция, субъектно-объектность, пассионарность и т. д.), во-вторых, степень влияния менталитета на социальные институты (государства, партии, общественные организации и т. д.), в-третьих, охарактеризовать его динамический статус (форма и содержание, причинно-следственые связи и идентичность).
Поставленные задачи: констатация динамического состояния ментальности, структурные особенности, а также роль и значимость менталитета в социальных сферах были обозначены и решены в ходе написания работы. Их решение позволяет более предметно увидеть содержательную и формальную стороны менталитета.
Модели и структура выкристаллизовывались в ходе обработки информации, что позволяет благодаря схемам, таблицам, структурам, введенным в работу, увидеть картину пространственного поля ментальности, ее конституционально-действенный характер.
Глубины ментальности, характеризующие его социальный статус и подсознательный лейтмотив, дают возможность эксплицировать функции и.
208 См.: Патнем X. Философия сознания. М., 1999. модели менталитета, которые в свою очередь определяют его смысл и содержание прежде всего через динамику социальных процессов. Менталитет как социокультурный феномен формируется в соответствии с динамикой исторического процесса, является фактором влияния на нравственные императивы и социальные максимы. Он тесно связан с другими социальными феноменами, ибо отождествляется со способами осмысления действительности, для которых характерно прежде всего решение проблем глобальных и вечных, связанных с человечеством. Это говорит о безусловном влиянии менталитета как о реально движущей силе общества.
Подводя итог исследованию динамического и структурного состояния менталитета, можно сделать следующий вывод: феномен менталитета сам по себе как свойство интеллекта уникален, т.к. имеет принципы существования и векторы социального действия. Проекция ментальных воздействий прямо пропорциональна логике исторических событий и фактору общественного развития. Таким образом, менталитет, как совокупность устойчивых психологических качеств и представлений, определяющих способ мышления и технологию поведения, характеризует взаимодействие различных слоев населения, что, соответственно, обуславливает их образ жизни. Отсюда следует, что ментальность как форма общественного сознания, предопределяет социальное бытие в этно-политическом, экономическом и культурном смыслах.
Образ жизни и способ существования этносов, классов, корпораций, индивидов характеризуется субъектно-объектной средой. Иными словами, ментальное состояние социума прямо влияет на степень его культуры и цивилизации.
Менталитет естественным образом соединяет в себе достаточно полярные исходные категории мышления и бытия, образуя формулу действия: менталитет — сознание — действие — бытие, что неизбежно подводит нас к экспликации того, что это есть стратегия социальной парадигмы, отражаемая в подсознательном прошлом, соединяемая с сознательным настоящим, направленная в неопределенное будущее. Следовательно, его динамическое состояние является фактором значимым, действенным и перспективным.
Бесспорно, основой менталитета является мыслительный потенциал, но, благодаря динамике, интеллект, как ядро этого феномена, отражается не только мыслительными компонентами, но еще и привычками, манерами, нравами, экстраполируясь в модель кумулятивного действия, что неизбежно влияет на социальную структуру общества.
Из сказанного выкристаллизовывается константа, в соответствии с которой менталитет:
— как социокультурный феномен имеет экзистенциальные параметры (См. Гл. 2.1);
— развиваясь, совершенствуется, имеет приоритеты и перспективы;
— оказывает влияние на политику, экономику и культуру (См. Гл. 2.2);
— обладает био-социальной идентификацией и социо-культурным статусом, что позволяет объединять людей и разделять социумы (См. Гл. 2.2);
— не отделим от индивида, игнорирует статус социального отчуждения;
— в изменяющемся мире определяет технологию и алгоритмы поведения человека и человечества (См. Гл. 1.1);
— прямо и косвенно влияет на общественное сознание, социальное пространство, время и эпоху и, как следствие, на исторический процесс (См. Гл. 2.1- Гл. 3.1).
Эвристическая сторона работы заключается в отражении амбивалентной сущности менталитета и его действия, доселе малоизученного, но явно влияющего на сознание и историческую перспективу.
Раскрытие латентных слоев ментальности неизбежно приводит к экспликации ее перспективной стороны, что позволяет с одной стороны: по-новому оценить социальные и исторические процессы, с другой — определить превентивную сторону их социальной динамики.
Созданное концептуальное обоснование характеризует роль и значимость ментального фактора, принципы его действия и функционирования. Менталитет и его производная — мировосприятие, является острейший проблемой современного бытия, не теряющей своей актуальности и значимости в наступившую эпоху XXI столетия, ибо изменяющееся умонастроение неизбежно изменяет мир.
Список литературы
- Аннинский Jl.А. Русские плюс. М., 2003.
- Аристотель. Политика//Аристотель Соч.: в 4. т. Т. 4 М., 1983.
- Ашин Г. К., Э.Д.Лозанский, С. А. Кравченко. Социология политики. М., 2001.
- Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
- Барулин B.C. Социальная философия. М., 2002.
- Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1999.
- Барышева А.Д. Политология. М., 2005.
- Берг Л.С. Номогенез., Пг. 1922.
- Бердяев Н.А. Русская идея . М., 1990. Ю. Бердяев Н. А. Самосознание. М., 1990.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.
- Бёрк П. История ментальностей к реконструкции духовных процессов. М., 1987.
- Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея- Евгангелие от Луки. М., 1993.
- Богемская К.С. Наивное искусство: Таланты и поклонники // Философия наивности. М., 2001.
- Болыпая книга афоризмов. М., 2004.
- Болыпой энциклопедический словарь. М., 2000.
- Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1982.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
- Булгаков С.Н. Нация и человечество //Булгаков С. Н. Соч. в 2 т. т. 1 М., 1993.
- Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
- Валлерстайн И. Изобретение реальностей времени-пространства: к пониманию наших исторических систем // Структуры истории. Новосибирск, 2001.
- Валлерстайн И. История капитализма. М., 1985.
- Валлерстайн И. Современная миро-система. Т.1. Нью-Йорк. 1974.
- Ванд, Л. Э. Российская ментальность: прошлое и настоящее. // Мир психологии. 2004. — № 4.
- Васильев Б. Мы вечно в поисках врага.// Аргументы и Факты. 2005. № 11.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вовель М. Ментальность // 50:50 Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
- Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1985.
- Воронцов В. Симфония разума. Саратов, 1972.
- Вундт В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии XIX—XX вв.еков. М., 1994.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
- Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. № 6.1995.
- Гачев Г. Ментальности народов мира: Сходства и отличия. / Г. Гачев. -М., 2003.
- Гегель Г. Наука логики. Т. 1. М., 1970.
- Гегель Г. Соч. Т. 7. М., 1935.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1997.
- Гельвеций К. О человеке // Гельвеций К. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1974.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1978.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996.
- Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: опыт экспертного исследования российских менталитетов. М., 1999.
- Гете. Избранные философские произведения. М., 1964.
- Гетц Г. В. Изучение ментальности: взгляд из Германии // Споры о главном: Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М.: 1993
- Граус Ф. История ментальностей и историческая антропология.//
- Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
- Губанов, Н. Н. Менталитет и его функционирование в обществе. // Философия и общество. 2006. — № 4.
- Гудзенко А. И. Русский менталитет. М., 2003.
- Гумилев J1.H. Конец и вновь начало. М., 1994.
- Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1980.
- Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
- Гумилев JI.H. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994.
- Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М., 2004.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа анналов. М., 1993.
- Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1984.
- Гуревич П.С. Ментальность // 50:50. Опыт словаря нового мышления М., Прогресс. 1989.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001.
- Дмитриева, Т. Русский характер и политика. // Международная жизнь. -2001.-№ 9/10.
- Добролюбов А.А. Избранные философские сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1945.
- Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950г. // Человек в истории. М.:.1991.
- Дюргейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
- Ефремов Ю.К. Ландшафтная сфера нашей планеты. М., 1966
- Жидков B.C., Соколов К. Б. Десять веков Российской ментальности: картина мира и власть. СПб, 2001.
- Иванова Т. Ментальность, культура, искусство, наука // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.
- Ильин И.А. О России. Три речи. Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т. Т. 3 Кн. 2. М., 1996.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. М., 1993.
- Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. Кн. 2.1996.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т.2. М., 1918.
- Иная ментальность. / Под ред. И. Карасик и др.- Науч.-исслед. лаб. «Аксиолог. лингвистика». М.: Гнозис, 2005.
- Казначеев, В. П. Геополитика и современные проблемы этногенеза // Человек в российском экономическом пространстве.- Новосибирск, 1997.
- КантИ. Антропология. СПб, 1990.
- Касьянова К. О русском национальном характере. Екатеренбург. 2003
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
- Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.
- Козлова О.А. Этничность человечества: пространства бытия и быта народов / Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.
- Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. Меж. вуз. сб. СПб, 1997.
- Ле Гофф Ж. Ментальности: Двусмысленная история // Историяментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования вобзорах и рефератах. М., 1996.
- JIe Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
- JIe Гофф. Ж. Изучать историю ментальности: двухмысл. история // Ле Гофф Ж. Соч. В 3-х т. М., 1974.
- Леви-Брюль. Л. Первобытный менталитет. СПб. 2002.
- Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001.
- Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. М., 2001.
- Леви-Стросс. К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 3.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. М., 1979.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
- Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960.
- Лосский И.О. Характер русского народа. М., 1957.
- Маритен Ж. Современная книга по эстетике. М., 1957.
- Марков Б.В. Разум и сердце. История и теория ментальности. СПб. 1993.
- Маркс К., Энгельс Ф. М. Соч. Т. 23. М.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. М.
- Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. -Томск: Изд-во ТГУ, 2004.
- Менталитет и национальный характер: О выборе метода исследования / Под ред. Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова // Социологические исследования. 2003. — № 2.
- Милль Д. Логика. М., 1913.
- Миляев В. По поводу русской ментальности. // Знание-сила. 2004. -№ 5.
- ЮО.Мир по-японски М.СПб. 2000.
- Митрополит Иоанн. Содержание духа. Очерки русского самодержавия. СПб 1995.
- Ю2.Михалков Н. С. Пропаганда. Вера. Отечество. // АиФ. 2005. № 6.
- ЮЗ.Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1988. № 8.
- Моисеева А.А., В.И.Сороковникова. Менталитет и национальный характер.// Социс. 2003. № 2.
- Ю5.Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М., 1997. 106. Мосалев, Б. Г. Социокультурные границы менталитета. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004. -№ 1.
- Ю7.Ницше Ф. Воля к власти. Минск. 2003.
- Ю8.0всянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. Пг. 1922. Ю9.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 4. 1 Ю. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2000. 111. Основа философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону 2002.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 1999.
- Патнем X. Философия сознания. М., 1999.
- Першиц Р.Я. Анатомия ментальности. Человек и общество. СПб. 2003.
- Пигров К.С. Социальная философия. СПб. 2005.
- Пб.Попова А. В. Евразийство в контексте германофильских традиций отечественной мысли. Дисс. к.ф.н. Омск. 2006.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1973.
- Проблемы менталитета в истории и культуре России: сб. науч. тр. каф. гуманитар, дисциплин НИЭМа. Новосибирск, 2004.- Вып. 4.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М., 1967.
- Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Человек в истории. М. 1991.
- Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.
- Рассел Б. Мудрость Запада: историческое исследование западной философии в связи с общественниками и политическими обстоятельствами. М., 1998.
- Рассел Б. Смысл и назначение истории. М., 1991.
- Розов Н.С. На пути к обоснованным периодизациям всемирной истории // Время мира. Новосибирск, 2001.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность: материалы 2 Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. на сайте sib-subethnos.narod.ru 15 янв. -1 нояб. 2005 г. / Красноярск: 2006. — Вып. 2.
- Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
- Сильницкий Г. Г. Россия в поисках смысла. // Россия между прошлым и будущим. Смоленск, 2001.
- Сорокин П. Об основных возможностях возрождения нашего народного хозяйства // Социс. 1994. № 2.
- О.Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах и искусство истины, этики, права и общественных отношений. СПб- 2000.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Спиноза Б. Богословно-политический трактат. // Спиноза Б.
- Избранные произведения. В 2 т. т. 2.м., 1957.
- Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1996.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1997.
- Толковый словарь русского языка конца XX в. М., 1998.
- Трофимов В.К. Генезис и сущность русского национального менталитета. Ижевск, 2000.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
- Уорнер У. Живые и мертвые. М.- Спб., 2000.
- Фещенко Е.В. Менталитет человека в эволюции и особенности в Западной Европе и в России. Новосибирск. 1999.
- Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990.
- Философский энциклопедический словарь. М., 2004.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.
- Франк С.А. Русское мировоззрение // Духовные основы общества. М., 1992.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., ACT, 2000- с 10. http: // underconstruction.narod.ru/inforrn/html
- Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
- Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
- Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
- Хоцей А. Теория общества. Том 3. Книга I. Казань, 2000. 151. Чангли И. И. Труд. М., 1979.
- Человек и общество. М., 1998.
- Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизации. М., 2003.
- Швейцер. А. Культура и этика. М., 1973.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Калининград. 2001.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993.
- Шпрандель Р. Менталитета и системы: новые подходы в средневековой истории. 1972.
- Шюц А. Новые направления в социологической теории. СПб. 1991.
- ЮнгК. Аналитическая психология: Глоссарий. СПб. 1994.
- Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. М., Киев. 1997.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
- Bentli A. The process of Government: A Stady of Social Pressures. Cambridge, 1967.
- Brener N. Global cities, global states: global sity formation and state territorial restructuring in contemporary Europe// Review of International Political Economy. 1996 № 5(1).
- Gare A. Postmodernism and the Environmental Crisis. London- Routledge, 1995.
- Gordon D.M. The global economy: new edifice or crumbling foundations// New Left Review. 1988. V.168. P. 24−64.
- Harvey D. The Condition of Postmodernity: An Enquri into the Origins of Cultura Change. Oxford- Blackwell, 1990. P. 24−26,38−40.
- Jaspers K. Philosophic Bd 1 Berlin. 1956.
- Marshall T.A. review of resent developments in European environmental planning// Environmental Planing & Management 1992 № 35. (2). P. 129−144.
- Mosca G. The Ruling Class // The Logic of Social Hierarchies. Chicago. 1971.
- Parsons T. The Structure of action. Glencoe, 1949. P. 668−669.
- Renshon S. Handbook of Political Socialization Theory and Research -N.Y.: Free Press, 1977.
- Roszak T. The creative disintegration of industrial society. N.Y., 1979. P. XXX.
- Weber M. Economy and society. Berkeley etc., 1978. P. 241,985