Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексное применение экранно-звуковых средств обучения с целью совершенствования профессионально-методической подготовки учителя физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большие задачи перед педагогическими вузами встают в связи с осуществлением реформы школы. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» говорится: «Неотъемлемая часть реформы народного образованиязначительное улучшение подготовки учительских кадров. Будущим учителям, воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку» / 7… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • I. Состояние проблемы ТСО в дидактике высшей школы и практике обучения в вузах
    • 2. Анализ применения экранно-звуковых средств в профессионально-методической подготовке учителя физики
    • 3. Основные задачи и возможности применения комплекса экранно-звуковых средств в целях профессионально-методической подготовки учителя физики
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАННО
  • -ЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В ПЕДВУЗЕ
    • I. Методическая система применения экран-но-звуковых средств в профессионально-методической подготовке учителя физики
    • 2. Методика применения видеомагнитофонной записи в целях профессиональной подготовки учителя физики
    • 3. Методические основы создания экранно
  • -звуковых средств обучения
    • 4. Система технических средств обучения для лекционного курса «Методика преподавания физики»
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • I. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
    • 2. Результаты педагогического эксперимента

Комплексное применение экранно-звуковых средств обучения с целью совершенствования профессионально-методической подготовки учителя физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бурное развитие науки и широкое внедрение научных достижений в практику приведи к возникновению многих проблем обучения как в общеобразовательной, так и в высшей школе. В какой-то степени к решению этих проблем привел переход в средней школе на новые учебные программы. В связи с этим остро встал вопрос: чему и как учить будущих учителей? Наибольшее внимание в педагогических вузах уделяется профессионально-педагогической подготовленности студентов, то есть освоению ими основ общих и специальных знаний и применению их на практике.

Большие задачи перед педагогическими вузами встают в связи с осуществлением реформы школы. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» говорится: «Неотъемлемая часть реформы народного образованиязначительное улучшение подготовки учительских кадров. Будущим учителям, воспитателям нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку» / 7 /. В настоящее время невозможна качественная подготовка будущих учителей без широкого применения технических средств обучения. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров GGGP «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» / 8 / в числе важнейших мер совершенствования подготовки специалистов более высокой квалификации, указывается на внедрение в учебный процесс новых, прогрессивных методов обучения и широкое использование технических средств обучения.

В настоящее время накоплен большой опыт применения технических средств обучения в учебном процессе высшей шкоды,.

— 5 особенно в технических вузах* Во многих опубликованных работах рассматриваются теоретические основы и описан опыт применения технических средств обучения при решении различных задач. Появились публикации с освещением результатов научных исследований по проблемам применения технических средств обучения в высшей школе.

Разработка проблемы использования экранно-звуковых средств в учебном процессе высших учебных заведений опирается на имеющиеся исследования как общедидактического (Архангельский С.И., Беспалько В. П., Дорошкевич A.M., Молибог А. Г., Црессман Л. П., Сладкевич Б. Г., Степенов А. А., Тихонов И.й., Хозяинов Г. Г., Шахмаев Н. М., Шаповаленко С.Г.), так и частно-методического характера (Ванюшина Н.П., Иманов С. Ш., Сергеева В. А., Шахмаев Н. М. и др.).

Проблеме применения экранно-звуковых средств обучения в высшей школе посвящены работы Архангельского 6.И., Болтянского В. Г., Карпова Г. В., Прессмана Л. П., Раха Г. И., Романина В. А., Сладкевича Б. Г., Шахмаева Н. М., а также целый ряд диссертационных исследований (Баклицкая Б.Р., Бобер Д. П., Ванюшина Н. П., Большова Н. И., Дронь М. И., Исмаилов М. Н., Кудай-кулов М.А., Легостаев И. И., Медведев В. П., Сосновский В. И., Степанов А.А.).

Перечисленными авторами разработаны отдельные теоретические аспекты проблемы использования экранно-звуковых средств обучения в высшей и средней школе /11,19,23,25,28,29,45,62, 64,67,72,80,100,108,124,128,129/.

Однако в указанных работах вопросы комплексного применения экранно-звуковых средств в учебном процессе раскрыты недостаточно. Мало исследованы вопросы использования экран.

— 6 но-звуковых средств, телевидения и видеомагнитофонной записи в профессионально-методической подготовке учителя физики.

Анализ учебного процесса, итогов педагогической практики позволяет выделить следующие недостатки в профессионально-методической подготовке будущего учителя физики: неумение планировать, организовывать и оценивать свою практическую деятельностьнедостаточный уровень умений по проведению отдельных элементов урокатрудности в применении всего многообразия форм и методов обучения, их рациональном сочетаниизатруднения в проведении различных типов уроков и т. д.

В целях повышения качества профессионально-методической подготовки студентов физико-математического факультета и возникла проблема использования экранно-звуковых средств, телевидения и видеозаписи на занятиях по методике преподавания физики. Использование экранно-звуковых средств позволяет обеспечить более тесную связь теории с практикой. Конечно, само по себе применение экранно-звуковых средств обучения не приведет к формированию профессиональных умений и навыков. Необходим целый комплекс мероприятий по формированию и развитию этих умений. Умения — это знания в действии. Поэтому формируются они на основе системы знаний, усвоения и переработки специальной информации. Роль экранно-звуковых средств состоит прежде всего в ускорении подачи и переработки профессионально-значимой информации. Этот аспект использования экранно-звуковых средств в подготовке будущего учителя физики еще недостаточно исследован. Почти нет работ с описанием опыта применения экранно-звуковых средств для формирования умения планировать учебный процесс, умения решать задачи, правильно оформлять записи на доске как при объяснении ново.

— 7 го материала, так и при решении задач. Мало работ, иследую-щих проблему формирования у студентов умения использовать эк-ранно-звуковые средства в учебном процессе в средней школе. Нет работ, в которых раскрывались бы возможности экранно-зву-ковых средств для ознакомления студентов с опытом работы лучших учителей шкод, использования этих средств в ходе педпрактики, для анализа уроков и т. д.

Это и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования.

Объектом нашего исследования является процесс профессионально-методической подготовки учителя физики в педагогических институтах.

Предметом исследования мы избрали методику использования экранно-звуковых средств в целях совершенствования профессионально-методической подготовки учителя физики в педвузе.

Основная цель исследования заключается в выявлении путей дальнейшего совершенствования профессионально" - методиче ской подготовки учителя физики на основе комплексного применения экранно-звуковых средств, телевидения и видеозаписи в системе методической подготовки студентов.

В основу исследования положена следующая г и п о т е-з а: применение экранно-звуковых средств в процессе методической подготовки учителя физики в педвузе будет способствовать повышению уровня профессионально-методической подготовки при усвоении комплексного применения этих средств во всех звеньях учебного процесса, четкого определения дидактических возможностей и функций различных экранно-звуковых средств и научно-обоснованной методики их применения. При этом представляется возможность в более наглядной форме показать студентам типичные недостатки в проведении уроков, более выразительно представить передовой опыт учителей школ, в органической связи с рассмотрением теоретических основ и практики обучения, то есть в тот момент, когда это необходимо по ходу изложения на лекции или обсуждения на семинарских занятиях и в процессе анализа уроков студентов или учителей. При этом обеспечивается более тесная связь теории с практикой и достигается более высокий уровень эмоциональности восприятия материала.

Исходя из цеди и сформулированной гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить общее состояние применения экранно-звуковых средств в профессионально-методической подготовке учителя физики в педвузе (виды применяемых экранно-звуковых средств, педагогические задачи, решаемые с их помощью, их место в учебном процессе).

2. Выявить способы применения видеомагнитофонной записи и киносъемки в целях совершенствования профессионально —методической подготовки учителя физики, изыскать более широкие возможности (по сравнению с известными) использования на практических занятиях и в лекционном курсе по методике преподавания физики фрагментов кинофильмов и видеофильмов, отснятых на уроках, проводимых студентами и учителями-мастерами педагогического труда.

3. Разработать комплексы экранно-звуковых средств для различных видов занятий по методике преподавания физики и педагогической практики, выявить возможности их использова.

— 9 ния в целях формирования профессионально-методических умений у будущих учителей физики.

4. Проверить влияние применения разработанной системы экранно-звуковых средств на эффективность проведения различных видов занятий по методике преподавания физики и качество профессионально-методической подготовки студентов.

Методологической основой исследования явились решения съездов КПСС, Программа КПСС, Постановления Щ КПСС и Совета Министров СССР по высшей и средней школемарксистско-ленинская теория познания, теория наглядности в обучении, теория деятельности А. Н. Леонтьева.

В соответствии со сформулированными вше задачами в работе использовались следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ партийных и правительственных документов по совершенствованию системы высшего и среднего образования с целью уточнения основных направлений в совершенствовании подготовки студентов к работе в школе.

2. Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью определения состояния проблемы в теории и практике обучения и разработки теоретической концепции.

3. Изучение и анализ учебных планов, программ, учебников и учебных пособий по методике преподавания физики с точки зрения исследуемой проблемы.

4. Изучение и обобщение опыта педвузов по применению экранно-звуковых средств в профессионально-методической подготовке студентов.

5. Метод теоретического моделирования.

6. Проведение педагогического эксперимента в различных формах — констатирующего, пробного и обучающего.

При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в дальнейшей разработке проблемы совершенствования профессионально-методической подготовки студентов педагогических институтов на основе комплексного применения экранно-звуковых средств обучения. В отличие от ранее выполненных исследований, в которых рассматривались дидактические возможности отдельных видов экранно-звуковых средств, — в нашем исследовании:

1. Разработана методическая система комплексного применения экранно-звуковых средств в целях улучшения профессионально-методической подготовки учителя физики, определены содержание дидактических материалов для курса методики преподавания физики, возможности использования технических средств обучения в период подготовки и проведения педагогической практики.

2. Систематизированы и уточнены дидактические функции экранно-звуковых средств в профессионально-методической подготовке учителя физики в педвузе.

3. Впервые выявлены возможности использования видеомагнитофонных записей в целях совершенствования профессионально-методической подготовки учителя физики.

4. Уточнены дидактические требования к экранно-звуковым средствам обучения, используемым в целях совершенствования профессионально-методической подготовки студентов.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— II.

1. Во внедрении комплексного использования экранно-зву-ковых средств обучения во все формы учебных занятий по методике преподавания физики.

2. В разработке и создании экранно-звуковых средств для лекционного курса, практических и лабораторных занятий по методике преподавания физики.

3. В разработке методических рекомендаций по комплексному использованию экранно-звуковых средств обучения в целях повышения качества профессионально-методической подготовки будущих учителей физики.

Практическая реализация результатов исследования осуществлялась на физико-математическом факультете Магнитогорского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института (при подготовке студентов специальности 2104 «математика и физика») и в Челябинском государственном педагогическом институте.

Достоверность результатов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к экранно-звуковым средствам, как компоненту общей педагогической системы учебного процесса в высшей школе, соответствием использованных методов задачам исследования, всесторонним анализом экспериментальных данных, применением методов математической статистики для их обработки.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первой этапе исследования (19 761 977 гг.) была изучена философская и психологическая литература по проблеме наглядности с целью определения теоретической концепции исследования. В этот же период изучалась.

— 12 педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме. На этом же этапе проводился анализ учебных планов, программ, учебников и учебных пособий по методике преподавання физики.

В ходе второго этапа исследования (1977 -1978 гг.) была изучена профессионально-методическая подготовка студентов. G этой целью проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого выяснились недостатки в профессионально-методической подготовке будущих учителей физики (анализ конспектов уроков, итогов педагогической практики и отчетов методистов). Кроме этого, проводилось анкетирование студентов с целью выявления их мнения о мерах по улучшению профессионально-методической подготовки. Анкетированием были охвачены студенты физических специальностей Челябинского, курганского и Магнитогорского педагогических институтов.

На данном этапе изучался опыт работы вузов по применению экранно-звуковых средств обучения в учебном процессе. Результаты проделанной работы помогли сформулировать основную гипотезу исследования.

Третий этап исследования (X979-I980 гг.) был связан с разработкой содержания и созданием дидактических материалов для экранно-звуковых средств обучения, а также экспериментальной проверкой отдельных элементов системы экранно-звуковых средств. Проводились поиски возможных способов использования кинофильмов и видеомагнитофонных записей в целях улучшения профессионально-методической подготовки студентов. Проводилась работа по разработке и созданию лекционной аудитории, оснащенной всеми необходимыми видами технических средств, а также кабинета физики школьного типа.

— 13 для проведения практических занятий по методике преподавания физики.

Четвертый этап исследования (1980;1982 гг) включал в себя постановку пробного и систематического обучающего педагогических экспериментов, в ходе которых было получено подтверждение исходной педагогической гипотезы исследования. На данном этапе проверялась эффективность предлагаемой методической системы использования экранно-звуковых средств в целях улучшения профессионально-методической подготовки будущих учителей физики.

Апробация результатов иследования осуществлялась: на Всероссийском координационном совещании по проблеме «Использование кабинетов методики преподавания физиI ки в подготовке и повышении квалификации учителей физики» (1979 г., Курск), на XIX зональной конференции преподавателей физики, методики физики, астрономии и ОВД пединститутов Урала, Сибири и Дальнего Востока (1979 г., Ишим), на УП, УШ, IX и XI межвузовских семинарах «Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 1978;1982 гг.), на конференции по итогам научно-иссле-довательскнх работ преподавателей и аспирантов Челябинского государственного педагогического института за 1982 г., на итоговых научно-практических конференциях преподавателей Магнитогорского государственного педагогического института.

На защиту выносится разработанная автором методическая система комплексного использования экранно-звуковых средств обучения, направленная на совершенствование профессионально-методической подготовки будущего учителя физики.

— 14.

— 134 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе проведенного наш исследования было изучено и проанализировано состояние профессионально-методической подготовки будущих учителей физики в высшей школе. Автор работал над совершенствованием профессионально-методической подготовки студентов педагогических институтов на основе комплексного использования экранно—звуковых средств обучения. Основным результатом исследования явилась разработка методической системы комплексного использования экранно-звуковых средств. G целью разработки этой проблемы нами были:

— изучены и проанализированы результаты исследований по различным аспектам применения технических средств обучения в учебном процессе как в высшей, так и в средней школе;

— выявлены причины недостаточной сформированности профессиональных умений и навыков у будущих учителей физики, к числу которых относятся: отсутствие возможности наблюдать реальный педагогический процесс (это не позволяет показать обучаемым специфику предстоящей педагогической деятельности) — недостаточный уровень сформированности у студентов умения планировать, организовывать и оценивать свою практическую педагогическую деятельностьнедостаточный уровень умений по проведению отдельных элементов урокатрудности в применении всего многообразия форм и методов обучения, их рациональном сочетаниизатруднения в проведении различных типов уроков и т. д.;

— изучено и проанализировано состояние использования экранно-звуковых средств, телевидения и видеозаписи в учебном процессе высшей школы, а также имеющийся опыт применения экранно-звуковых средств в целях улучшения профессионально-методической подготовки учителя физики в педвузе;

— обобщены и уточнены дидактические возможности экранно-звуковых средств в целях совершенствования профессионально-методической подготовки учителя.

В процессе исследования были решены следующие за дачи:

— изучено общее состояние применения экранно-звуковых средств в учебном процессе вуза (виды применяемых экранно-звуковых средств, задачи, решаемые с их помощью, их место в учебном процессе);

— выявлен имеющийся опыт использования экранно-звуковых средств в целях улучшения профессионально-методической подготовки учителя;

— выявлены возможности использования видеомагнитофонной записи, видеофильмов, отснятых на уроках студентов и учителей — мастеров педагогического труда, в црофессионально-методической подготовке студентов;

— уточнены дидактические требования к экранно-звуновым средствам обучения и последовательность изготовления дидактических материалов для различных видов экранно-звуковых средств.

Наряду с этим в результате исследования была разработана методическая система комплексного использования экранно-звуковых средств обучения во всех формах учебных занятий по курсу «Методика преподавания физики» .

— 136.

Обобщая результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Задача повышения качества обучения в средней школе, поставленная в решениях ХХУ1 съезда КПСС и основных направлениях реформы общеббразовательной и профессиональной школы, может быть решена только при условии значительного совершенствования профессионально-методической подготовки студентов педагогических институтов.

2. Применяемая в настоящее время методика профессионально-методической подготовки студентов не обеспечивает достаточного уровня профессиональных и методических умений и навыков, что приводит к противоречию между теоретической и профессионально-методической подготовкой будущих учителей. В частности, проведенное исследование показало, что у студентов недостаточно сформированы умения планировать, организовывать и оценивать свою практическую педагогическую деятельность, использовать все многообразие форм и методов обучения. Также выявлены определенные недостатки при проведении уроков, например: низкий уровень активизации учащихся в процессе опросатрудности в создании проблемной ситуацииметодические недостатки и низкая культура проведения демонстрационного экспериментазатруднения в организации самостоятельной работы учащихся с учебником и раздаточным материаломнеудовлетворительное проведение вводной беседы перед выполнением лабораторных работ, что приводит к снижению уровня самостоятельности учащихся в процессе выполнения лабораторной работынедостатки при записи условия и хода решения за.

— 137 дач на доскепоспешная выдача домашних заданий, приводящая к тому, что учащиеся не успевают записать и осмыслить, что в нем является главным, в какой форме должен быть представлен отчет о выполнении домашней работы, и т. д.

3. Улучшению профессионально-методической подготовки студентов способствует реализация следующих условий:

— осуществление непосредственного (это связано со значительными трудностями и большими затратами времени) или опосредованного (с помощью технических средств) наблюдевия за педагогической деятельностью учителей — мастеров педагогического труда;

— управление познавательной деятельностью студентов с помощью экранно-звуковых средств обучения и активизация их внимания;

— выделение с помощью технических средств на лекциях и практических занятиях отдельных действий учителя или отдельных ситуаций, возможность сопоставления, сравнения различных учебных ситуаций и способов их решения учителями;

— применение видеозаписей для создания проблемных педагогических ситуаций на практических занятиях, возможность направлять умственную деятельность студентов на решение предъявляемых учебных ситуаций;

— использование видеомагнитофонов при подготовке и проведении педагогической практики для анализа уроков, даваемых студентами или учителями;

— использование экранно-звуковых средств обучения для формирования у студентов навыков проведения школьно.

— 138 го демонстрационного эксперимента.

4. Реализация разработанной нами методической системы комплексного использования экранно-звуковых средств обеспечивает более высокий уровень сформированности у студентов профессиональных умений и навыков.

5. Результаты пров. еденного дидактического эксперимента подтверждают правильность основной гипотезы нашего исследования.

Необходима дальнейшая разработка проблемы комплексного использования экранно-звуковых средств обучения для формирования профессионально-методических умений и навыков у студентов педвузов. В частности необходимы исследования, направленные на поиски рационального соотношения различных видов экранно-звуковых средств в учебном процессе высшей школы, необходимо психолого-дидактическое обоснование использования ЭШ в учебном процессе, необходимо уточнение технических требований к экранно-звуко-вым средствам обучения с психологической и эргономической точек зрения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Критика политической экономии (из экономических рукописей 1857−1859 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.185−376.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. Зг с.7−544.
  3. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343−626.
  4. В.И. Письмо И.Ф.Арманд. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.49, с.368−371.
  5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
  6. С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975. — 43 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /методические основы/. М.: Просвещение, 1982:.- 192 с.
  9. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. — 46 с.
  10. Г. А. Совершенствование подготовки студентов педагогических институтов к созданию и применению экранно-звуковых средств в учебном процессе. Дис.. канд.пед.наук. — Челябинск, 1981. — 199 с.
  11. Л.П. Анализ деятельности преподавателя в условиях применения ТСО. Дисс.. канд.пед.наук. — Л., 1975. — 267 с.
  12. Р.И. Дидактические функции и области эффективного применения экранных пособий в преподавании физики. Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1972. -164 с.
  13. В.Г. функции учебного оборудования и организация поиска решения задач. Сов. педагогика, 1975, № 10, с.40−47.
  14. В.Г. Проблема создания оптимальных комп -лексов учебного оборудования. М., 1969. — 27 с.
  15. Н.И. Сравнительный анализ использования замкнутых телевизионных систем в учебном процессе высшей школы СССР, ГДР и ФРГ. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1981. — 194 с.
  16. Н.П. Телепередачи на уроке физики: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л., 1970. — 24 с.
  17. Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования: Автореф. диес.. д-ра пед.наук. М., 1979.- 42 с.
  18. В.А. Активизация слушателя прежде всего.- Вестник высшей школы, 1976, № 12, с. 28.
  19. Г. П., Абарбарчук А. А. Чтобы росло педагогическое мастерство. Вестник высшей школы, 1976,12, с. 57.
  20. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий.- Вестник Моск. ун-та. Серия психология, 1979, № 4, с.78−90.
  21. A.M. Кино на уроке. Кино как наглядное по -собие и общая методика его применения. М": АПН РСФСР, 196I. — 102 с.
  22. В. А. 0 педагогических основах учебного телевидения в высшей школе. В кн.: Учебное телевидение в. высшей школе. — Тбилиси, 1978, с.
  23. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Дисс.. канд.пед.наук. — Казань, 1981. — 193 с.
  24. Е.К. Некоторые гигиенические вопросы учебного телевидения. Сов. педагогика, 1969, $ 8, с.47−53.
  25. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  26. В.В. Виды обобщений в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. -М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  27. Дидактика средней школы (под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  28. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. — 175 с.
  29. А.М. Дидактические возможности телевидения.- М: Знание, 1977. 15 с.
  30. М.И. Педагогические основы применения техниче -ских средств в подготовке учителя (на материале педвузов и университетов). Дисс.. канд.пед.наук. -Минск, 1979. — 206 с.
  31. И.И. Пути внедрения технических средств в учебно-воспитательный процесс школы: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1968. — 26 с.
  32. М.М. Формирование у студентов педагогических умений в использовании технических средств обучения вшколе. Дисс.. канд.пед.наук. — Л., 1973.- 197 с.
  33. Г. В. Деятельность педагогических коллективов кафедр в условиях применения технических средств обучения: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л., 1979. — 16 с.
  34. .П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967.
  35. G.A. 0 некоторых приемах построения телевизионных лекций. В кн.: Психолого-педагогическое воздей -ствие учебного кино и телевидения. — Под ред.А. А. Ле -онтьева. М.:ЦСП0 PC$GP, 1979, с.34−41.
  36. В.В., Штрапенин Г. Л. Анализ урока с применением переговорного устройства для комментирования. -В кн.: Вопросы методики преподавания физики в школе и в вузе по новым программам и учебникам. Омск, 1974, с.52−60.
  37. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  38. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Учебное пособие. Тюмень, 1978. — 91 с.
  39. Л.С., Прессман Л. П. 0 внедрении видеозаписи в школу. Сов. педагогика, 1979, № 7,с.35−39.
  40. Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной ра -боты. Дисс.. канд.пед.наук. — Л., 1971.- 218 с.
  41. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. — 314 с.
  42. Н.П. Комплексное применение аудиовизуальных пособий в курсе ТСО. В кн.: Проблемы высшего педагогического образования.- Л., 1971, с.150−151.- 145
  43. И. А., Игошев В. И. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения методики преподавания физики. В кн.: Совершенствование преподавания физики и общетехнических дисциплин в пед -вузе. — Ростов-на-Дону, 1981, с.39−45.
  44. Т. А. Научно-технический прогресс и актуальные проблемы педагогики. М.: Знание, 1972. — 67 с.
  45. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. — Вестник высшей школы, 1976, № 2, с.39
  46. Иманов Са’ди Шахсатдин Оглы. Роль, место и методика применения технических средств обучения в преподавании физики в средней школе: Автореф.дисс.. докт. пед.наук. Баку, 1973, — 83 с.
  47. Исмаилов Иса Намаз Оглы. Проблема комплексного ис -пользования технических средств и программированных материалов для повышения эффективности обучения фи -зике в средней школе. Дисс.. канд.пед.наук. -Баку, 1980. — 176 с.
  48. Кабанова-Меллер Е.И. О роли наглядного материала в процессах абстракции и обобщения у школьников. -Вопросы психологии, 1955, № 2, с.65−71.
  49. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1979. -271 с.
  50. Л.С. Применение на уроках видеомагнитофона. Физика в школе, 1980, № I, с.44−45.
  51. К. Т. Технические средства обучения в учебном процессе. В кн.: Педагогика высшей школы.- 146 — Воронеж, 1969, с.130−146.
  52. Н.В. Методы системного педагогического ис -следования. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1980, — 172 с.
  53. А. А. Технические средства обучения в учеб -ном процессе. В кн.: Применение технических средств обучения. (Под ред. А.А.Кыверялга). — Таллин, 1979, с.5−66.
  54. И.И. 0 системе оценки качества подготовки учителя физики. Дисс.. канд.пед.наук. — Л., 1974.- 221 с.
  55. И.И. Совершенствование методической подготовки студентов физики. В кн.: Совершенствование методической подготовки студентов педагогических вузов. — М.: МОШ им. Н. К. Крупской, 1973, с.
  56. А.П. Психологические основы применения тех -нических средств обучения. В кн.: Применение технических средств обучения (Под ред.А.А.Кыверялга). -Таллин, НИИ педагогики, 1979, с.67−136.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  58. И.Я. Дидактическая система методов обучения.- М.: Знание, 1976. 64 с.
  59. Л.й. Методика использования TG0 в подготовке учителя словесника. Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1972. — 401 с.
  60. Ю.С., Масекенс К. С. Психологические и физиологические аспекты применения технических средств учебного процесса. В кн.: Совершенствование педагогической работы в вузе. — Челябинск, 1979, с.131−155.
  61. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  62. В.П. Особенности влияния комплексного применения технических средств обучения на результатив -ность учебно-познавательной деятельности студентов.- Дисс.. канд.пед.наук. Л., 1979. — 231 с.
  63. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы: Пособие для учителей. (Под ред. В. П. Орехова, А.В.Усовой). М.:Просвещение, 1980. — 320 с.
  64. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы: Пособие для учителей. (Под ред. В. П. Орехова, А.В.Усовой). 3-е изд., перераб. М.:Просвещение, 1976, — 384 с.
  65. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.:Высшая школа, 1971.- 296 с.
  66. А. Г. Дидактические принципы применения TG0. В кн.: Педагогика высшей школы, Минск, 1978, C. I05-III.
  67. А.Г. Основные требования к содержанию и форме иллюстративного дидактического материала (Методические рекомендации). Минск, 1977. — 22 с.
  68. Р.В. О повышении познавательной активности студентов цри изучении физики. В кн.: Совершенст -вование преподавания физики и общетехнических дисциплин в педвузе. — Ростов-на-Дону, 1981, с.3−9.
  69. Е. Учащийся смотрит на экран: Гигиенические рекомендации по использованию визуальных средств обучения. Профессионально-техническое образование, 1980, № 12, с.24−25.
  70. Г. Ю., Сладкевич Б. Г. Инженерно-психологические требования к учебным диафильмам. В кн.: Технические средства обучения. — Л., 1974, с.94−100.
  71. А. С. Исследования в области применения не -которых технических средств в курсе черчения в ву -зах. Дисс.. канд.пед.наук. — Киев, 1969. — 201 с.
  72. Ю.В. Роль и место техники в системе средств и методов обучения. В кн.: Технические средства и программированное обучение в педагогических вузах. Ростов-на-Дону, 1976, с.74−84.
  73. M.G., Венке А. Г. Комплексное использование дидактических и технических средств. Сов. педагогика, 1976, № 9.
  74. Планы лекций и практических занятий по методике пре -подавания физики. Задания для самостоятельных работ (У семестр). Челябинск, 1977. — 25 с.
  75. Планы лекций и практических занятий по методике пре -подавания физики для студентов Ш курса на 2-е полугодие. Челябинск, 1977. — 18 с.
  76. В.М. Оценка эффективности педагогических исследований и разработок. Сов. педагогика, 1976, HI, с. 75−84.
  77. Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
  78. Л.П. Аудиовизуальные учебные материалы и новые методы обучения. В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. (Под общ. ред. Ю. К. Бабанского и др.). — М., 1980, с.78−81.
  79. Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М.: Просвещение, 1979. -176 с.- 149
  80. Л.П. Технические средства в профессиональной подготовке будущих учителей. Сов. педагогика, 1972, $ 9, с.75−86.
  81. Программы педагогических институтов. Методика пре -подавания физики. М.: Просвещение, 1980.
  82. Психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе на современном этапе. (Под ред. Б.А.Душкова). М. УДВ, 1978. 80 с.
  83. Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения. (Отв.ред. А.А.Леонтьев). М.: ЦСП0 РСФСР, 1979. — 164 с.
  84. В.П., Ларичев С. Ф. 0 методике преподавания TC0 в педагогическом институте. В кн.: Техни -ческие средства и программированное обучение в педагогических вузах. — Ростов-на-Дону, 1976, с.113−123.
  85. А.Ф. Дидактические фильмы в процессе обуче -ния физике в средней школе. Дисс.. канд.пед. наук. — Л., 1974. — 219 с.
  86. Pax Г. И. Современные технические средства и их рольв формировании личности учителя. В кн.: Технические средства и программированное обучение в педагогиче -ских вузах. (Под ред. С. И. Архангельского и др.). -Ростов-на-Дону, 1976, с.84−90.- 150
  87. Pax Г. И. Технические средства и программированное обучение в общеобразовательной школе: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1975. — 192 с.
  88. Рекомендации Всесоюзного семинара: Новые методы и технические средства обучения.(Проект). М., 1980.- 7 с.
  89. Г. Б. Совершенствование учебного процесса по физике в средней школе при помощи телевидения. -Дисс.. канд.пед.наук. Воронеж, 1968.- 194 с.
  90. A.M. Принципы составления и использова -ния комплексов учебного оборудования. Биология в школе, 1980, № I, с. 31.
  91. В.Д. Дидактические возможности автоматизи -рованных обучающих систем на базе ЭВМ и способы их рационального использования в учебном процессе вуза.- Дисс.. канд.пед.наук. Киев, 1980. — 136 с.
  92. В.А. Роль и место экранных и звуковых средств: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1975.- 22 с.
  93. А.В. Дидактическая сущность звукового учеб -ного кино и способы его рационального использования на уроках: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1967. — 19 с.
  94. .Г. Научно-техническая революция и технические средства обучения. В кн.: Технические средства обучения. — Л., 1974, с.3−8.
  95. .Г. Некоторые проблемы технологии обучения. В кн.: Средства и техника обучения. — Л.:ЛГПИим.А. И. Герцена, 1975, с.3−21.- 151
  96. .Г. Технические средства обучения в педагогическом институте: Учебное пособие. Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. -132 с.
  97. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. Сов. педагогика, 1973, № 5, с.72−80.
  98. В.А. Формирование личности учителя совет -ской школы в цроцессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  99. Совершенствование организации и повышение эффектив -ности педагогического труда: Тезисы докладов. Воронеж, 1977. — 147 с.
  100. Совершенствование преподавания физики и общетехнических дисциплин в педвузе. Ростов-на-Дону, 1981. -124 с.
  101. Совместный семинар научных работников CGCP и ГДР по вопросам применения телевидения в учебном процессе в вузах. М., 1976. — 109 с.
  102. В.И. Исследование учебного телевидения как средства активизации познавательной деятельности студентов. Дисс.. канд.пед.наук. — Новосибирск, 1980. — 259 с.
  103. A.M. Логическая структура учебного материала. (Вопросы дидактического анализа): Автореф. дисс.. д-ра пед.наук. М., 1974. — 44 с.
  104. Л.Ф. Формирование профессионально-педагоги -ческих умений учителя-:воспитателя. Ярославль, 1976. — 82 с.- 152
  105. Средства и техника обучения. Сб. научных работ. (Под ред. Б.Г.Сладкевича). — Л.: ЛГПИ им. А.И.Герце-на, 1975. — 149 с.
  106. А.А. Психологические основы дидактики учебного телевидения. Л.: изд-во ЛГПИ, 1973. -128 с.
  107. А. А. Психологическое назначение различного видеоряда в обучении. В кн.: Средства и техника обучения. — Л., 1975, с. 49−56.
  108. В.И. Исследование некоторых методов применения электрифицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия» вы высшей школе. Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1970. — 212 с.
  109. Н.Ф. Один из путей развития советской теории учения. Вопросы психологии, 1978, № I, с.16−27.
  110. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  111. Г. Л. 0 статических исследованиях учебного процесса. Методическая разработка. Киев, 1966.-31 с.
  112. Терминология средств обучения. Экспресс-информация.- М.: НИИ 0П АПН СССР, 1979, вып.8 (20), с.6−12.
  113. Технические средства обучения. Методические рекомен -дации. (Goct. Сладкевич Б. Г. и др.). Л., 1979.-56 с.
  114. Технические средства обучения в преподавании физики. Методические рекомендации. (Сост. Сладкевич Б. Г. и др.). Л., 1979. — 58 с.
  115. Технические средства в преподавании физики. Методические рекомендации. (Под ред. Сладкевича Б.Г.). -Л., — 153 -1981. 69 с. Ротапринт).
  116. Технические средства обучения и моделирование учебного процесса. Сб. научных трудов каф. ТСО МГПИ имени В. И. Ленина. (Отв.ред.Овакимян Ю.О.). М., 1980. -74 с.
  117. Технические средства обучения в вузах. Кишинев, 1979. — 104 с.
  118. Технические средства в повседневную жизнь вузов. -Вестник высшей школы, 1975, № 2, с.29−32.
  119. Технические средства обучения в системе организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Методические рекомендации. (Сост.Хозяинов Г. И.). М. :ВЫс -шая школа, 1978. — 26 с.
  120. Технические средства обучения и контроля. Методиче -ские рекомендации. (Сост. Овакимян Ю.О.). М.: Высшая школа, 1976. — 31 с.
  121. Технические средства обучения: Сб. научных трудов каф. ТСО МГПИ им. В. И. Ленина. (Под ред. Архангельского G.H., Овакимяна Ю.О.). М.: Высшая школа, 1973. — III с.
  122. К.М. Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов в учебном процессе общеобразовательной школы: Автореф.дисс.. канд. пед. на-ук. М., 1970. — 23 с.
  123. Тихонов И, И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М.: НИИ ВШ АПН1. СССР, 1976. 81 с.
  124. И.И. Программирование и технические средствав учебном процессе. М.:Советское радио, 1970.- 200 с.
  125. Толь Б.Х. О задачах и постановке преподавания курса- 154
  126. Учебно-воспитательное кино в педагогических учебных заведениях". Сов. педагогика, 1950, № 7, с.101−106.
  127. Требования к отдельным видам учебного*, оборудования и порядок его разработки: Информ.методич.листов.
  128. М.: Высшая школа, 1974. 21 с.
  129. B.C. Применение технических средств обуче -ния в учебном процессе средних профтехучилищ. М., 1981. — 19 с.
  130. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие. -Челябинск, 1979. 86 с.
  131. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков.- Народное образование, 1974, № 3, с.117−126.
  132. Учебное телевидение в высшей школе. Тбилиси, 1978.- 279 с.
  133. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе: Материалы Всероссийской конференции/ Под ред. Кузьминой Н. В. Л. :ЛГУ, 1973. — 106 с.
  134. Формирование основ профессионального мастерства студентов педагогических вузов. Усть-Каменогорск, 1978.- 169 с.
  135. В.М. Подготовка студентов университетак использованию технических сре^дств обучения в педагогической деятельности. -Дисс.. канд.пед.наук. М., 1979. — 212 с.
  136. Г. И. Учебные кинофильмы и некоторые вопросы методики их применения. В кн.: Технические средства обучения. Вып.1. — М.:Высшая школа, 1975, сЛ7−33.
  137. Н.М., Козырь Б. Ф. Видеозаписи становятся доступнее. Вестник высшей школы, 1976, № 7, с. 39.
  138. А. А. Методы разработки системы профессиональной подготовки учителя. Сов. педагогика, 1976, № 3, с.78−87.
  139. А.А. Моделирование как средство управления учебным процессом в средней школе: Автореф.дисе. ." д-ра пед.наук. Л., 1977. — 49 с.
  140. А.А. Теоретические основы научной организации учебного процесса (моделирование дидактических си -стем). Белгород, 1972. — 273 с.
  141. Л.В. Эффективность применения аудиовизуальных средств обучения. Сов. педагогика, 1976, № II, с.30−37.
  142. А.А. Категория цели в современной науке и её методологическое значение. Л., 1979. — 146 с.
  143. С.Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в со-весткой общеобразовательной школе. Международная конференция социалистических стран по проблемам школьного оборудования. М., 1973. — 12 с.
  144. С.Г. Вопросы теории создания средств обучения и использования их в общеобразовательной школе. В кн.: Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся. — М.: НИИ Ш0 ТСО, 1980, с.3−22.
  145. С.Г. Проблемы развития учебно-матери- 156 альной базы общеобразовательной школы. Сов. педагогика, 1976, № II, с.20−29.
  146. Шаловаленко С. Г, Прессман Л. П. Об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью аудиовизу -альных средств. Москва-Эгер, 1970, — 23 с.
  147. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств в учебном процессе средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. д-ра пед.наук. -М., 1967. 50 с.
  148. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М. :Педаго-гика, 1973. — 265 с.
  149. Н.М. Использование технических средств в преподавании физики. М.:Просвещение, 1964, — 165 с.
  150. Н.М. Место технических средств обучения в преподавании физики. В кн.: Вопросы создания и использования учебного оборудования. — М., 1975, т. З, ч.1,с.3−12.
  151. Н.М. Технические средства обучения. М. Знание, 1975. — 60 с.
  152. В.Г. Педагогические условия обучения дидак -тической фотографии студентов пединститута: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Челябинск, 1979. — 16 с.
  153. Н.И. Использование диафильмов в преподавании физики. Физика в школе, 1975, № 4, с.33−36.
  154. Н.И. Опыт освоения студентами технических средств обучения. Сов. педагогика, 1978, № 6, с.95−101.
  155. Н.И. Упражнения и задачи на основе диафиль- 157 моб. Физика в школе, 1978, № 2, с.77−79.
  156. М.М. Системно-структурный подход к созданию учебных диафильмов. Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1971. — 192 с.
  157. Ю.И. Исследование эффективности применения учебного комплекса технических средств в педагогическом вузе. Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1972. -289 с.
  158. А.И. и др. Профессиограмма учителя физики средней общеобразовательной школы. В кн.- Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики.- Л., 1977, с.3−43.
  159. Н.Г. Особенности совместной деятельности преподавателя и студентов на лабораторных занятиях: (в условиях применения технических средств контроля знаний). Дисс.. канд.пед.наук. — Л., 1978. — 222 с.
  160. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики). Дисс.. канд.пед.наук. — Челябинск, 1977.- 192 с.
Заполнить форму текущей работой