Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования подтвердила наличие закономерных связей между использованием системы внеаудиторной работы и формированием основ педагогического профессионализма будущих учителей начальных классов. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. В то же время, наше исследование выявило ряд проблем, требующих дальнейшей разработки: каково влияние… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
    • 1. 1. Сущность понятия «педагогический профессионализм»
    • I. 2. Психолого-педагогические основы формирования профессионализма будущих учителей начальных классов
    • I. 3. Анализ существующей теории и практики организации внеаудиторной работы в системе вузовской подготовки учителя
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    • II. 1. Система внеаудиторной работы в педагогическом вузе
    • II. 2. Содержание и формы внеаудиторной работы по формированию основ профессионализма будущих учителей начальных классов
    • II. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в экономической, политической, социальной и духовной сферах нашего общества, не могли не отразиться на школе и ее главной фигуре — учителе. В этот период с особой актуальностью звучат понятия «Новая школа» и «Новый учитель» .

Государственная политика в области образования способствовала возникновению новых типов учебных заведений (лицеи, гимназии, авторские школы, негосударственные образовательные учреждения), что требовало не только пересмотра планов и программ по учебным предметам, но и повышенных тербований к самому учителю. Сегодня особенно ценятся в учителе его мировоззренческая и нравственная позиции, духовная культура, высокие деловые и личностные качества, самобытность и наличие собственного профессионального стиля, гуманистическая направленность личности, которая проявляется через доброту, умение понять и принять ребенка таким, каков он есть, каким пришел в этот мир, умение защитить его человеческое достоинство. Именно учитель должен создавать условия, обеспечивающие духовный расцвет личности.

Огромна в этом направлении роль начальной школы, поскольку первый учитель не только вводит вчерашних дошкольников в новую сферу деятельности — учебную, но и закладывает фундамент познания, основы нравственности, ориентирует в ценностях реальной действительности. Кроме того, следует отметить усложнение обучающей деятельности учителя начальных классов, усиление творческого характера преподавания, умения учителя вести работу не только в традиционных, но и в альтернативных системах обучения. С учетом этого можно сказать, что сегодняшней школе нужен учитель-профессионал самого высокого уровня. В связи с этим многие ученые сделали профессионализм учителя предметом своего научного исследования. Так, по мнению Н. В. Кузьминой, в понятие «педагогический профессионализм» двумя взаимосвязанными составляющими входят «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности» .

B.А.Сластенин, рассматривая вопрос о профессионализме учителя, выделил три уровня квалификации педагога-практика. А. К. Маркова описала психологические критерии профессионализма учителя. И. Ф. Харламов утверждает, что основой профессионализма учителя выступает педагогическая умелость. [83,100 ДО 1,163,189].

Вопрос о формировании профессионализма учителя рассматривали в своих исследованиях И. Д. Багаева, В. В. Буткевич, Л. И. Еремеева, И. С. Клименко, Л. В. Кондрашова, Н. В. Кузьмина, Т. АМарина, А. И. Мгаценко, Е. Н. Старкова, Н. Е. Щуркова и др. Ученые отмечают, что формирование педагогического профессионализма необходимо начинать на студенческой скамье. Профессиональная подготовка будущего учителя в системе педагогического образования сегодня располагает значительной научной базой. Данными проблемами в отечественной педагогике занимались О. А. Абдуллина, Ю. П. Азаров, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Е.П. Бе-лозерцев, С. Г. Вершловский, Б. З. Вульфов, Ф. Н. Гоноболин, А. А. Деркач,.

C.Б.Елканов, И. АЗязюн, В. Н. Козиев, Н. В. Кузьмина, Г. М. Коджаспирова, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, В. П. Симонов, В.А. Сласте-нин, С. Д. Смирнов, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Талызина, Н. Е. Шиянов, АИ. Щербаков и др.

В то же время, несмотря на наличие ряда исследований, (И.В. Аранов-ская, Н. М. Бружукова, Т. Ш. Домаев, С. В. Зверева, Р. В. Канбекова, Г. Ф. Ковтун, Л. С. Подымова, Л. С. Сидорина, Е. А. Чеботаренок, Л. И. Шеховцова, Е. И. Юдина и др.), проблема формирования основ педагогического профессионализма учителя начальных классов является недостаточно изученной.

В исследованиях указывается на продолжающуюся в массовой практике поточную, поэлементную подготовку учителя. Так, В. В. Буткевич, проанализировав учебные планы педагогических институтов за последние 20 лет, отмечает, что они изменились только в сторону насыщения нормативными дисциплинами. [27.С.281].

В современных условиях при переходе на государственные стандарты в области образования требуется обновление всей системы подготовки учителя и поиск резервов качественного изменения такой работы, переориентации на творческое овладение профессией с учетом появившихся новых ценностей в образовании — преобладании саморазвития, самовоспитания и самообразования, а значит, интересов личностей над учебными планами, учебными программами. Однако, в исследованиях еще недостаточно полно раскрыты механизмы саморазвития личности будущего учителя. Данные вопросы обозначены в исследованиях Д. Ю. Ануфриевой, И. В. Архиповой, Н. М. Гуния, И. А. Колесниковой, Т. В. Лавриковой, К. Л. Лебедевой, А. И. Мищенко, В. Н. Мезинова, С. Г. Разуваева, В. А. Скиданова, Л. В. Яковлевой и др.

В исследованиях В. М. Данильченко, А. Каспржак, В. А. Лисовской, Н. Г. Руденко, Н. И. Пилюгиной, В. А. Сластенина и др. рассматриваются различные стороны индивидуально-творческого подхода к подготовке будущего учителя. [47,69,91,132,154,164].

Повышению качества подготовки учителя-профессионала, по нашему мнению, может служить внеаудиторная работа, так как она располагает дополнительными резервами. Например, исследовав бюджет времени студентов, Р. Х. Шаймарданов считает, что на внеаудиторную работу ежедневно можно отводить полтора часа, Е. АЛеботаренок — до 4 часов, Л. В. Клименко -3−4 часа, Н. МХуния — до 3 часов. [194,191,71,46] По данным, содержащимся в диссертационном исследовании В. Н. Мезинова, за пять лет учебы в вузе внеаудиторное время превышает 10 000 часов, что составляет около двух лет. [104.С. 117].

В настоящее время существует ряд значимых исследований о роли внеаудиторной работы в педагогическом вузе (Н.Н.Азизходжаева, Е. Н. Глубокова, Г. Г. Горелова, Н. П. Грекова, Л. В. Клименко, Л. В. Кондрашова, С. Ф. Маркова, Е. В. Мещерякова, Н. Л. Плетнева, А. Л. Подстрелова, К. И. Соломатов, А. Н. Утехина, В. И. Шепелева и др.).

Однако, исследования возможностей внеаудиторной работы в подготовке будущего учителя рассматриваются часто раздробленно, в основном по психолого-педагогическому или предметному блокам. Исходя из этого, можно говорить об актуальности педагогического исследования по формированию основ профессионализма будущих учителей начальных классов и поиск дополнительных резервов качественного улучшения этой работы.

Все выше изложенное позволяет сформулировать проблему, встающую перед педагогикой высшей школы: какова совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для формирования основ педагогического профессионализма в системе внеаудиторной работы факультета педагогики и методики начального образования?

Анализ научной литературы и педагогической реальности позволили выявить противоречия между:

— потребностями общества в высоком уровне готовности будущего учителя при переходе на образовательные стандарты и личностными возможностями, интересами студентов;

— возникающими задачами формирования основ профессионализма будущих учителей, ориентированных на саморазвитие личности и предметностью обучения;

— необходимостью переориентации системы вузовской подготовки будущего учителя на личностно-ориентированный подход и недостаточной разработанностью путей его реализации.

Неудовлетворенность положением дел в образовании, стремление найти способы преодоления накопившихся противоречий и актуальность проблемы стали основанием для определения темы нашего исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ» .

ОБЪЕКТисследования: процесс вузовской подготовки учителя начальных классов.

ПРЕДМЕТисследования: внеаудиторная работа по формированию основ профессионализма будущих учителей начальных классов.

ЦЕЛЬисследования: разработать и апробировать систему внеаудиторной работы по формированию основ профессионализма будущих учителей начальных классов.

ГИПОТЕЗА исследования: эффективность формирования основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы будет повышаться, если:

— внеаудиторная работа носит системный характер и в ней осуществляется единство и взаимосвязь с аудиторной и исследовательской работой;

— содержание, формы и методы актуализируются с важнейшими проблемами учебно-воспитательного процесса вуза и начальной школы;

— осуществляется целенаправленное психолого-педагогическое руководство на основе диалога и сотрудничества;

— внеаудиторная работа удовлетворяет личные интерсы и профессиональные запросы студентов и преподавателей;

— обеспечивается многовариантность и гибкость форм ее проведения. Цель, предмет и гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих ЗАДАЧ исследования:

— изучить состояние обозначенной выше проблемы в педагогической теории и практике;

— раскрыть сущность понятия «педагогический профессионализм» ;

— обосновать содержательные и процессуально-организационные основы построения системы внеаудиторной работы, обеспечивающие качественное формирование профессионализма будущих учителей начальных классов и органично сочетающиеся с аудиторной подготовкой;

— экспериментально проверить эффективность разработанной системы внеаудиторной работы;

— разработать рекомендации по использованию форм организации внеаудиторной работы на факультете педагогики и методики начального образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— аксиологический подход, основанный на таких методологических принципах, как единство логического и исторического в педагогическом познанииметод системного анализа в рассмотрении педагогических явленийединство личностного, деятельностного и диалогического подходовединство педагогической теории и практики.

— теория моделирования профиля специалиста и профессиографический подход (Ю.С.Алферов, Г. Н. Александров, Е. Г. Осовский, Е. С. Смирнов, Л. Ф. Спирин, Н. Ф. Талызина, А. И. Щербаков, Ф. Н. Шарипов.). положение о педагогическом творчестве (Н.Ф.Вишнякова, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Ю. Л. Львова, Н. Д. Никандров, Н. Ю. Посталюк, Г. С. Прыгин, И. П. Раченко, Е. М. Рендакова, О. М. Шиян и др.);

— положение об индивидуальности (Б.Г.Ананьев, В. И. Гинецинский,.

В.П.Коломиец, В. С. Мерлин, К. К. Платонов, И. И. Резвицкий, К. В. Сизов и др) — положение об индивидуальности учителя.

Б.А.Вяткин, СЛ. Гильманов, О. А. Изосимова, Л. М. Лузина, Н. Е. Мажар, Ю. М. Орлов, Н. Г. Осухова, А. И. Пилюгина, Т. М. Хрусталева, О. Р. Черноусова, Е. Н. Шиянов и др.);

— положения Закона «Об образовании» .

Исследование базируется на принципиальных положениях Концепции педагогического образования (Е.П.Белозерцев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е.Н.Шиянов) [79], основной идеей которой является субъективное развитие и саморазвитие будущего учителя в процессе профессионально-ориентированной деятельности. Представляет особую теоретическую ценность Концепция подготовки учителя начальных классов (А.Е.Дмитриев, М. Р. Львов и др.) [52,53], в которой обосновывается необходимость профессионально-личностного развития будущего учителя, формирование у него высокого уровня образованности, педагогической культуры. В Концепции выделяется область профессиональных качеств, которую авторы рассматривают как высшую, при этом указывая, что современный учитель начальных классов не выполнит своей функции, если не сформируется как творческая личность [52. С.68].

В ходе работы использовались различные МЕТОДЫ исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературыанализ действующих учебных планов и программ, учебных пособий, содержания педагогического образования в вузах, изучение и обобщение педагогического опытаопытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности студентов, моделирование, тестирование, математические методы обработки собранного материала.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА и теоретическая значимость заключается в том, что исследовано состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике, раскрыта сущность понятия «педагогический профессионализм» — теоретически обоснован один из путей формирования основ профессионализма будущих учителей начальных классов — внеаудиторная работа, которая выступает средством соединения теории и практики обучения, в основе которых лежит личностно ориентированный подходвыявлено содержание и определена технология подготовки и проведения инновационных форм внеаудиторной работыопределены и подтверждены опытным путем условия, повышающие эффективность процесса формирования основ профессионализма в системе внеаудиторной работы педагогического вузавыделены основные компоненты системы, установлен механизм их взаимодействия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ связана с разработкой и осуществлением на практике системы внеаудиторной работы для подготовки будущих учителей начальных классов, апробацией различных форм внеаудиторной работы на факультете начальных классов, ставящих студентов в позицию субъектов образовательного процессаобоснованием рекомендаций по совершенствованию подготовки будущих учителей начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа.

1-й этап (1993;1994) был связан с анализом современного состояния проблемы и началом опытно-экспериментальной работы. Он включал в себя анализ психолого-педагогической литературы, осмысление личного педагогического опыта, изучение массовой практики подготовки учителя начальных классов. Это позволило сформулировать проблему, определить понятийный аппарат и гипотезу исследования, подготовить программу опытно-экспериментальной работы.

2-й этап (1994;1997) — апробация системы внеаудиторной работы по формированию основ профессионализма будущих учителей на факультете педагогики и методики начального образования, сбор эмпирических данных, их анализ.

3-й этап (1997;1998) — качественный и количественный анализ результатов исследования, литературное оформление текста диссертации.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

— определение понятия «педагогический профессионализм» ;

— теоретическое обоснование системы внеаудиторной работы по формированию основ профессионализма будущих учителей начальных классовусловия, обеспечивающие эффективность формирования профессионализма через организованное включение студентов в разнообразные формы внеаудиторной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем проведения опытно-экспериментальной работы, выступления с основными выводами и результатами на Международной конференции «Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании», г. Москва (1995), Межвузовской научной конференции «Ненасилие как условие развития творческой личности», г. Елец (1997), публикации материалов исследования в межвузовских сборниках научных трудовучастия в Международном семинаре ЮНЕСКО по подготовке учителей к преподаванию прав человека, прав ребенка в школе (апрель 1997) — выступления на «круглом столе» по проблемам преподавания прав человека, организованном «Учительской газетой» (апрель 1998).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

ВЫВОДЫ.

Проанализировав опубликованные материалы по проблеме формирования основ профессионализма мы пришли к некоторым выводам.

1. Профессионализм — многомерное образование, отражающее качественную сторону деятельности учителя. Множество подходов к данному определению отражает возрастающие требования общества к современному учителю.

2. Профессионализм как синтез многообразных личностных образований отражает индивидуальность учителя, способствует успешности его профессиональной деятельности.

3. Формирование основ профессионализма нельзя сводить к определенному, одинаковому для всех, уровню сформированное&tradeзнаний, умений, развитию способностей и профессионально значимых личностных качеств.

4. Формирование основ профессионализма — это целостный длительный процесс формирования педагогической индивидуальности будущего учителя, его профессионального «Я», которое включает Я-реальное, Я-знающее, Я-умеющее, Я-творческое, Я-рефлексивное, Я-идеальное, причем, личностное и профессиональное должны быть слиты воедино.

5. Процесс формирования профессионализма будущего учителя в вузе является двуединым. С одной стороны — это целенаправленная деятельность коллектива преподавателей института, а с другой— это целенаправленная осознанная деятельность самого студента-будущего педагога по формированию собственного педагогического профессионализма.

6. Процесс формирования основ профессионализма должен строиться с использованием личностно-ориентированного подхода, который предполагает создание комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга внешних и внутренних условий.

7. Одним из резервов, обеспечивающих такие условия в педагогическом вузе, является внеаудиторная работа.

8. Внеаудиторная работа — дополнительный источник, резерв времени по формированию основ профессионализма — должна: строиться с учетом специфики данного факультетаобеспечивать тесную связь с аудиторной и исследовательской работойшироко использовать разнообразные формы и содержание, отражающие специфику педагогической деятельности конкретной специальностиобогащать профессиональными знаниями, совершенствовать педагогические умения и развивать личностные качества будущего учителя в процессе включения их в активную практическую деятельность на основе личностных и профессиональных интересов с учетом индивидуального темпа продвижения по ступеням профессионального ростаобеспечивать свободу выбора форм внеаудитороной работы и добровольность участия в нихиметь ярко выраженный творческий характер.

Глава II.

Система внеаудиторной работы педагогического вуза по формированию основ профессионализма.

II. 1. Система внеаудиторной работы в педагогическом вузе.

Существенное значение для нашего дальнейшего исследования имеет тезис о том, что «описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание педагогической системы» [22. С. 5]. В философском словаре «система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство». [188. С. 427].

Применяя общую теорию систем в педагогике и вводя понятие педагогической системы, Н. В. Кузьмина выделила структурные и функциональные компоненты этой системы: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. [119].

Л. Ф. Спирин считает, что «любое объединение людей, специально организуемое для осуществления целей образования и воспитания надо рассматривать как педагогическую систему» [176, С. 7] Далее Л. Ф. Спирин выделяет восемь основных компонентов педагогической системы: цель, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), объект воздействия, содержание учебно-воспитательной работы, взаимоотношения (субъектно-субъектные), педагогические средства, организованная форма, методы соотнесенной деятельности педагогов и учащихся. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии. [Там же. С. 8]. В. П. Бес-палько под педагогической системой понимает «определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [22. С. 6]. Далее В. П. Беспалько отмечает, что «структура любой педагогической ситемы представляется следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов:

1 — учащиеся- 2 — цели воспитания- 3 — содержание воспитания- 4 — процессы воспитания- 5 — учителя- 6 — организационные формы воспитательной работы!'[Там же. С. 7.].

Мы разделяем утверждение В. П. Симонова, что «образовательный процесс — это целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся», поэтому и рассматривать образовательный процесс необходимо с позиции системного деятельностного подхода. В. П. Симонов также выделяет в образовательном процессе как системе основные компоненты: субъект деятельности и объект (второй субъект деятельности) — системообразующие факторы: цель деятельности и ее результат, содержание и способы деятельностипризнаки, характеристики и условия существования образовательного процесса как деятельностной системы: структура и организация системыналичие двух и более типов связейналичие уровней иерархии и иерархия уровнейцелостность. [160. С. 38 —46].

Анализ имеющихся в нашем распоряжении материалов о сущности, компонентах и специфических особенностях педагогических систем позволяет представить систему внеаудиторной работы педагогического вуза по формированию основ профессионализма будущих учителей следующим образом: (см. таблицу № 1). ц л ь.

Г СУБЪЕКТ.

ГГРеПОДАВА" Т€ЛЬ).

СУБЪЕКТ Л (студент) |.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обращение ученых и педагогов-практиков к проблеме педагогического профессионализма отражает возрастающие требования общества к современному учителю. Учитель-профессионал объединяет всеобщее, особенное и единичное в своей личности и всегда демонстрирует высокое качество педагогической деятельности. Профессионализм как отражение самобытности, уникальности, целостности учителя в педагогической деятельности — это всегда проявление и утверждение своей индивидуальности через свое профессиональное «Я» .

Формирование профессионализма — это целостный, длительный процесс, который осуществляется через осознание каждым студентом — будущим учителем своего Я-реального и индивидуальное продвижение по ступеням профессионального роста через Я-знающее, Я-умеющее, Я-творческое, Я-рефлексивное к Я-идеальному. Процесс формирования будущего учителя в вузе двуедин. С одной стороны — это целенаправленная деятельность коллектива преподавателей института, а с другой — это целенаправленная деятельность самого студента. Этот процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает создание комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга условий.

Внешние условия: а) переориентация целей образования на личностный уровень овладения педагогической профессией, который предполагает выработку собственной педагогической позиции, самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самоутверждение будущего учителя в профессиональной личностно-значимой деятельности, раскрытие творческого потенциала личности каждого участника педагогического процессаб) организация эмоционально-дидактического пространства и регулирующих механизмов сотрудничества, творческого диалога в цепочке «преподаватель-студент-преподаватель», перевод студента в субъект формирования собственной педагогической индивидуальности с учетом разного темпа профессионального становленияв) отбор активных и интенсивных методов обучения при включении личностного опыта студентов.

Внутренние условия: а) развитие мотивационно-ценностной направленности личности будущего учителя через положительное отношение к педагогической деятельности и на основе этого формирование потребности в творческом овладении профессией и самореализации своих профессиональных и личностных функцийб) изменение внутренней позиции преподавателей института с передачи студентам знаний, умений на творческий уровень в овладении профессиейв) развитие у будущего учителя профессиональной рефлексии через осмысление результатов формирования основ профессионализма, развитие стремления к самосовершенствованию.

Такой подход к формированию основ професионализма будущих учителей поможет в преодолении разрыва между учителем-человеком и учителем-специалистом.

В связи со стандартизацией образования каждым педагогическим вузом осуществляется поиск дополнительных источников в формировании професионализма будущего учителя конкретной специальности. Предположение о том, что таким источником может стать внеаудиторная работа подтвердилось в ходе нашего исследования.

В своем исследовании мы рассматривали вопрос использования возможностей внеаудиторной работы при формировании основ профессионализма будущих учителей начальных классов разносторонне. Многолетний опыт работы автора в педагогическом вузе и констатирующий эксперимент, проведенный на факультете педагогики и методики начального образования в Елецком государственном педагогическом институте дали основания для создания системы внеаудиторной работы, в которую взаимосвязанными компонентами вошли: целевой, коммуникативный (взаимодействие субъектов образовательного процесса в высшей школе), содержательноорганизационный (содержание, формы, функции, этапы занятийподробно разработана структура занятий в студии и мастер-классе), аналитико-результативный.

Опытно-экспериментальная работа по использованию системы внеаудиторной работы в процессе формирования основ профессионализма будущих учителей начальных классов показала:

1) через многообразие содержания и форм внеаудиторной работы происходит обогащение студентов дополнительными знаниями из области экологии, искусства, права, истории, краеведениясоздаются условия для активного творческого усвоения студентами общечеловеческой культуры, особенно активно формируется культура жизненного самоопределения, интеллектуальная, нравственная, художественная культура, культура общения и труда;

2) в разнообразных формах внеаудиторной работы происходит самостроение знаний на основе погружения в личностно-значимое творчество через его осмысление в единстве теории и реальной практической деятельности. Таким образом внеаудиторная работа становится связующим звеном между блоками дисциплин, обозначенных в стандарте;

3) внеаудиторная работа помогает актуализировать и конкретизировать личные и профессиональные проблемы каждого студента, проблемы современного вуза и начальной школы в той мере, в какой этого нельзя сделать в аудиторной работе;

4) при сочетании традиционных, исследовательских и инновационных форм внеаудиторной работы осуществляется связь с аудиторной работой и обеспечивается непрерывность и преемственность в формировании основ педагогического профессинализма от первого к последнему курсу;

5) от курса к курсу одни и те же функции внеаудиторной работы играют либо доминирующуюулибо фоновую роль;

6) использование инновационных форм внеаудиторной работы (студии, мастерские, мастер-классы, недели педагогического мастерства) через обогащение коллективным опытом создает условия для формирования профессиональной индивидуальности каждого студента;

7) данная система будет эффективна при условии согласованности и слаженности в деятельности преподавателей всех кафедр, работающих на данном факультете.

Важными результатами исследования мы также считаем: выделение четырех уровней в отношении студентов к определе нию педагогической значимости внеаудиторной работыустановление возможности реализации профессионального роста преподавателей, которые в ходе сотворчества в нестандартных ситуациях вовлекаются в процесс самосовершенствования.

Опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования подтвердила наличие закономерных связей между использованием системы внеаудиторной работы и формированием основ педагогического профессионализма будущих учителей начальных классов. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. В то же время, наше исследование выявило ряд проблем, требующих дальнейшей разработки: каково влияние постоянно действующего коллектива (академическая группа) и временно действующего коллектива (научный кружок, клуб, студия, мастерская, лаборатория, мастер-класс) на формирование основ профессионализма будущих учителейкаковы возможности применения разработанной системы внеаудиторной работы в педагогических училищах и педагогических колледжах, а также условия преемственности в системе «педколледж-педвуз» — каково влияние новых информационных технологий на формирование профессионализма будущих учителей?

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учебн. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990, 141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980, 335 с.
  3. Ю. П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1979, 255 с.
  4. Н. Н. Формирование активной профессиональной позиции студентов в процессе внеаудиторной работы: Дисс. канд. пед. наук. — Ташкент, 1979, — 180 с.
  5. Г. Н., Шарипов Ф. Н. Проблемы формирования модели личности специалиста //Формирование дидактической теории. — М.: Знание, 1984, С. 69 — 90.
  6. Ю. С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя. //Советская педагогика. — 1971. — № 2. — С. 83 — 90.
  7. . Г. Человек как предмет познания. //Изб. Психологические труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980, 339 с.
  8. Д. Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1996, 153 с.
  9. И. В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки: Автореф: Дисс. канд. пед. наук, М., 1990. — 22 с.
  10. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980, — 368 с.
  11. И. В. Мотивационный механизм формирования и развития специальных (педагогических) способностей: Дисс. канд. пед. наук. — Новосибирск, 1995. — 201 с.
  12. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. И. Д. Формирование у будущего учителя основ профессионализма педагогической деятельности. — Л.: 1990. — 187 с.
  14. Т. В. Внеучебная деятельность студентов педвуза в системе их подготовки к воспитательной работе в школе: Дисс. канд. пед. наук — Луцк, 1981. — 197 с.
  15. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979. — 318 с.
  16. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителей. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  17. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  18. Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть I. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 317 с.
  19. Л. Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя: Дисс. канд. пед. наук. — Тюмень, 1990. — 261 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986,-420 с.
  21. В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Советская педагогика. — 1993. — № 5. — С. 16 — 24.
  22. В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989, — 192 с.
  23. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. — М.: Высшая школа, 1989, — 141 с.
  24. Ю. С. Педагогика диалога — педагогика ненасилия. //Ненасилие как условие развития творческой личности. Межвузовская науч. конференция. Елец, 13 — 16 мая 1997. Тезисы докладов, II часть, — 181 с.
  25. Н. М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству: Дисс. канд. пед. наук. — Грозный, 1993. — 185 с.
  26. Большая Советская Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1975, том 21.
  27. В. В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960 — 1990): Дисс. докт. пед. наук. — М., 1994. — 341 с.
  28. С. Г. Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей. — Л., 1989.
  29. С. Г. Учитель о себе и о профессии. — Л., 1988, —31 с.
  30. Н. Ф., Прыгин Г. С. Основы педагогического творчества. — Мелитополь, 1985.
  31. Внеаудиторная работа по дисциплинам педагогического цикла в системе профессиональной подготовки будущего учителя: Методические рекомендации. — Таганрог: ТГПИ, 1990, — 40 с.
  32. Внеаудиторная работа в педвузах: Методические рекомендации. — Ташкент, 1981, — 59 с.
  33. . А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. //Вопросы психологии. — 1994. — № 4.— С. 73 — 81.
  34. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. //Газман О. С., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М.: 1997. — 103 с.
  35. В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии. //Советская педагогика. — 1991. — № 9. — С. 4649.
  36. Ю. 3. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. //Советская педагогика. — 1990. — № 5. — С. 81 — 87.
  37. С. А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дисс. докт. пед. наук. — Казань, 1996. — 350 с.
  38. С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники.1. Л., 1967.
  39. Е. Н. Коллективная творческая деятельности студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. — Л., 1989. — 181с.
  40. Ф. Н. Психология труда советского учителя. — М., 1951.—156 с.
  41. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1983. — 233 с.
  42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «31 200
  43. Педагогика и методика начального образования». — М.: 1995. — 32 с.
  44. Д. С. Педагогические основы формирования взаимоотношений преподавателей и студентов вуза: Автореф: Дисс. канд. пед. наук — Рига, 1990. — 24 с.
  45. Н. П. Активизация самостоятельной учебной работы студентов в процессе внеаудиторных занятий: Дисс. канд. пед. наук — Минск, 1985. — 174 с.
  46. А. А., Чеботаренок Е. А. Формирование профессионального мастерства будущего учителя: Учебно-методическое пособие.1. Минск, 1991.— 118 с.
  47. Н. М. Проблема оптимального управления свободным временем студентов в высшей школе: Дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 1987.— 140 с.
  48. В. М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 236 с.
  49. Т. С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Ярославль, 1972. — 24 с.
  50. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. //Социально-политические процессы организации и управления. — М., 1991, — 197 с.
  51. А. Избранные пед. сочинения. — М., 1956, — 263 с.
  52. А. Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов //Начальная школа. — 1990. — № 7. — С. 64 — 69.
  53. А.Е. Квалификационные требования к учителю начальных классов // Магистр: Независимый педагогический журнал. — М. 1992. —№ 10.— С. 56 — 61.
  54. Т. Ш. Теория и практика подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования. — Ташкент, «ФАН», 1988, — 149 с.
  55. С. Б. Профессиональное самовоспитание будущего учителя.: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1989, — 189 с.
  56. Е. И. Формирование профессионализма делового сотрудничества будущего учителя на основе программно-целевого подхода: Дисс. канд. пед. наук. — Барнаул, 1995. — 223 с.
  57. П. М. Сочинения. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 285 с.
  58. П. М. Режиссура как практическая психология. — Дубна: Издат. центр «Феникс», 1997, — 344 с.
  59. В. И. Педагогика сотрудничества: осмысление впереди. //Учительская газета. — 1987. — 24 декабря.
  60. С. В. Единство теоретической и практической подготовки будущего учителя к воспитательной работе в начальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. — 18 с.
  61. В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987, — 159 с.
  62. . В. Теория личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология». — М.: Изд-во Московского университета, 1982, — 128 с.
  63. Н. В. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя: Дисс. канд. пед. наук. — Минск, 1992. — 235 с.
  64. О. А. Формирование учителя как индивидуальности: Дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1993. — 174 с.
  65. К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991,-238 с.
  66. В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. — М.: АО «Аспект Пресс», 1993, — 127 с.
  67. Р. В. Интенсификация профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в пединституте: Дисс. канд. пед. наук — Казань, 1990.
  68. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.
  69. М.: Педагогика, 1990 — (Б-ка учителя и воспитателя). — 144 с.
  70. А. Учительское мастерство или непрерывное пед. образование. (Проблемы переориентации на индивидуальную подготовку учителя в пединституте.) //Народное образование. — 1992. — № 910. С. 62 —66.
  71. И. С. Самоуправление студентов в общежитии как средство формирования их педагогического профессионализма: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 209 с.
  72. Л. В. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов через внеаудиторное время: Дисс. канд. пед. наук. — Днепропетровск, 1988. — 164 с.
  73. А. Е. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1969, — 278 с.
  74. Г. Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущих учителей начальных классов: Дисс. канд. пед. наук — Челябинск, 1994. — 180 с.
  75. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие /Под ред. д-ра психологич. наук, академика Ю. М. Забродина. — М., 1994, — 344 с.
  76. В. Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. — Л., 1987, — 16 с.
  77. И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — Л., 1991. — 38 с.
  78. В. П. Становление индивидуальности (социологический аспект): Дисс. доктора социологических наук. — М., 1994. — 329с.
  79. Л. В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. — Киев, Одесса: Выща шк., 1988, — 157 с.
  80. Концепция педагогического образования /Государственный Комитет СССР по народному образованию. — М., 1989, — 18 с.
  81. Н. Б. Социокультурный контекст образования //Газман О. С., Вейсс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М.: 1995. — 103 с.
  82. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985, — 32 с. ^
  83. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1989, — 167 с.
  84. Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., Рыбинск, 1993, — 54 с.
  85. Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
  86. Т. В. Поготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения: Дисс. канд. пед. наук. — Волгоград, 1995. — 186 с.
  87. К. Л. Формирование нравственных качеств личности будущего специалиста в системе отношений преподаватель — студент: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1985. — 18 с.
  88. К. М. Личность педагога в становлении и развитии. — Свердловск, 1991, — 143 с.
  89. А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979, —46 с.
  90. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975, — 304 с.
  91. В. А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе: Дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1984. — 170 с.
  92. Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. — Ташкент: ФАН, 1986, — 95 с.
  93. Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: Просвещение, 1992.
  94. В. Я. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М.: Изд-во МГУ, 1989, — 77 с.
  95. Н. Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Дисс. докт. пед. наук. — М., 1996. — 348 с.
  96. Л. С. Некоторые выводы из педагогического опыта: Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. //Пед. соч. в 7 т.
  97. М., 1958, Т. 5. — С. 197 — 322, С. 325 — 458.
  98. В. Н., Смятских Л. Л. Методическое пособие по курсу «Введение в специальность и основы педагогического мастерства».
  99. М.: Исследовательский центр, 1992, — 167 с.
  100. Т. А. Формирование педагогического профессионализма студентов с использованием машиноориентированной педагогической информации: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 183 с.
  101. А. К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993,-191 с.
  102. А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. //Педагогика. — 1995. — № 5. — С. 55 — 63.
  103. А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996, — 308 с.
  104. С. Ф. Формирование организаторских умений будущего учителя в процессе внеаудиторной воспитательной работы: Дисс. канд. пед. наук. — Иркутск, 1991. — 211 с.
  105. Т. К. Школа, ребенок, учитель. (Педология и дидаскология). — Ростов н/Д, Краснодар: Буревестник, 1925, — 63 с.
  106. В. Н. Проблемы профессионального воспитания учителя-филолога (сущность, содержание, технология): Дисс. канд. пед. наук. — М., 1995. — 166 с.
  107. В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986, — 253 с.
  108. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. /Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.- Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: Просвещение, 1989, — 335 с.
  109. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя. — Л., 1987, — 63 с.
  110. Е. А. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: Дисс. канд. пед. наук. — Волгоград, 1994. — 179 с.
  111. А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1992. — 32 с.
  112. Моделирование педагогических ситуаций. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1981, — 120 с.
  113. А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986. —160 с.
  114. M. М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Дисс. канд. пед. наук — М., 1992. — 162 с.
  115. Н. Д. Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. — Л.: ЛГПИ, 1984, — 92 с.
  116. А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Автореф: Дисс. канд. пед. наук — М., 1986. — 19 с.
  117. Образовательные стандарты: Материалы международного семинара. — СПб.: «Образование», 1995, — 166 с.
  118. С. И. Словарь русского языка. /Под ред. чл.-корр. АН СССР М. Ю. Шведовой — 19-е изд., исправленное, — М.: Русский язык, 1987. —750 с.
  119. Ю. М, Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991, — 287 с.
  120. Основы вузовской педагогики /Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Арклина. — JL, 1972.
  121. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Изд. МГУ, 1986, — 302 с.
  122. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989, — 301 с.
  123. Н. Г. Осознайте свою самоценность и уникальность: Методич. рекоменд. для студ. и учителей. — Астрахань, 1992, — 37 с.
  124. Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога //Педагогика. — 1992. — № 3 — 4. — С. 53 — 57.
  125. Педагогика высшей школы: Уч. пособие. /Отв. ред. Н. Д. Никандров. — Л., 1974, — 115с.
  126. Педагогика высшей школы. — Изд. Ростовского университета, 1972. — 124 с.
  127. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогич. учеб. заведений. /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997, — 512 с.
  128. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов и педколледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995, — 637 с.
  129. Педагогические мастерские: Франция — Россия /Сост. Э. С. Соколова, И. А. Мухина- под ред. Э. С. Соколовой- перевод с франц. Л. М. Беляевой. — М.: Новая школа, 1997, — 128 с.
  130. Педагогический поиск. /Сост. И. Н. Баженова. — 3-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  131. Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань: Казанский ГПИ, 1982, — 76 с.
  132. Н. И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе: Дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1994. — 187 с.
  133. К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986, — 255 с.
  134. Н. Л. Формирование готовности будущего учителя к внеучебной воспитательной работе с учащимися: Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1995. — 177 с.
  135. Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.: Прометей, 1993, — 277 с.
  136. А. Л. Формирование у студентов педвузов ответственного отношения к профессиональной подготовке (на материале внеаудиторной работы): Дисс. канд. пед. наук. — Минск, 1985.— 194 с.
  137. Л. С. Дидактическая подготовка учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1983. — 19 с.
  138. Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. — Казань: Казанский университет, 1989, — 206 с.
  139. Практикум «Профессиональная этика и нравственная культура организационно-управленческой деятельности в трудовом коллективе» /Под ред. В. И. Бакпггановского. — Тюмень, 1981.
  140. Профессионализм педагога. Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. — Ижевск, СПб., Ч. II, 1992, — 349 с.
  141. А. С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. — М.: Новая школа, 1993, — 49 с.
  142. А. С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995, — 140 с.
  143. Психологический словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990, — 494 с.
  144. С. Г. Подготовка студентов педвуза к воспитательной работе со школьниками в коллективах клубного типа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1990. — 16 с.
  145. И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. — Пятигорск, 1992, — 195 с.
  146. А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога //Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С. 77 — 81.
  147. И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации в ее социально-философском смысле. — М., 1984,-141 с.
  148. Е. М. Мозаика творчества: Метод, рекоменд. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1997, — 53 с.
  149. Е. И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов-н/Д, 1994, — 237 с.
  150. H. M. Театральное искусство в педагогической деятельности. //Путь просвещения. — 1929. — № 11 — 12. — С. 103.
  151. Е. С., Потешкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992, — 256 с.
  152. Российский Закон об образовании. — М.: «Новая школа», 1992,56 с.
  153. С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973, — 423 с.
  154. Н. Г. Индивидуально-творческий подход в процессе психолого-педагогической подготовки студентов: Дисс. канд. пед. наук.1. М., 1991. — 174 с.
  155. М. А. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991, — 128 с.
  156. В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. — Волгоград: «Перемена», 1994, — 180 с.
  157. Л. С. Подготовка будущих учителей начальных классов к воспитанию школьников в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Брянск, 1994. — 19 с.
  158. К. В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям //Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 160 168.
  159. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учеб. пособие для студ. педвузов, учителей и слушателей ФПК. — М.: Международная педагогическая академия, 1995,-192 с.
  160. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1997, — 264 с.
  161. В. А. Школьно-студенческий клуб как форма профессионального становления студентов педвузов: Дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1993. — 219 с.
  162. А. К. Воспитание у студентов импровизационной готовности //Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. — Полтава, 1991. —С. 106.
  163. В. А. К вопросу о профессионализме учителя общеобразовательной школы. //Советская педагогика. — 1973. — № 5. — С. 72 — 80.
  164. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976,—160 с.
  165. В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. //Магистр. — 1994. — № 6. — С. 2 — 7.
  166. В. А., Подымова Д. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997, — 306 с.
  167. Словарь иностранных слов. — 10-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1983, — 608 с.
  168. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект-Пресс, 1995, — 271 с.
  169. Е. С. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. — Л.: ЛГУ, 1977.
  170. Современные подходы к обучению //Межвузовский сб. науч. трудов. — М.: Прометей, 1997, — 226 с.
  171. Современные проблемы подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Волгоград: Перемена, 1992, — 216 с.
  172. К. И. Система требований к профессионально-направленному владению ин.языком и пути ее реализации во внеаудиторной работе: Учеб. пособие для студ. и препод, пед. факультетов (институтов) ин. языка. — Куйбышев, 1985, — 60 с.
  173. Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1980. — 38 с.
  174. Л. Ф. Профессиограмма как модель личности будущего педагога. //Пути совершенствования системы профессионально-педагогической направленности. — Саратов, 1977, вып. 5. — С. 55 — 64.
  175. Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учеб. пособие. — Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1994, — 107 с.
  176. С. Индивидуальный стиль деятельности учителя. //Народное образование. — 1993. — № 2. — С. 48 — 52.
  177. Е. Н. Внепрограммная информация в развитии профессионализма студентов педвузов: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993,-169 с.
  178. Т. В. Внеучебная деятельность студентов педвуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1988. — 187 с.
  179. H. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. //Современная высшая школа. — Варшава, 1986. — № 2/54.1. С. 75 —83.
  180. И. Г. Становление педагогического мастерства будущего учителя в процессе развития его рефлексивной позиции: Дисс. канд. пед. наук. — Одесса, 1989. — 131 с.
  181. В. В. Формирование активной жизненной позиции студентов во внеучебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1988, —217 с.
  182. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979, — 208 с.
  183. А. О критериях педагогического профессионализма. //Воспитание школьников. — 1994. — № 6. — С. 10.
  184. В. А. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивость и изменчивость. //Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С. 100 108.
  185. В. А. Формирование личности участников театральной самодеятельности в коллективе студийного типа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Л., 1987, — 16 с.
  186. А. Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов университетов во внеаудиторной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1985. — 195 с.
  187. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987, — 445 с.
  188. И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. //Педагогика. — 1992. — № 7 — 8. — С. 11 — 12.
  189. В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. — M.: NB Магистр, 1992, — 159 с.
  190. Е. А. Формирование профессионального мастерства учителя начальных классов и музыки во внеаудиторной работе: Дисс. канд. пед. наук. — Минск, 1990. — 214 с.
  191. О. Р. Индивидуальный подход к совершенствованию педагогического мастерства учителя: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 241 с.
  192. Л. А. Импровизация в искусстве и в воспитании. //Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. — Полтава, 1991. — С. 104.
  193. Р. X. Интенсификация внеаудиторной профессиональной подготовки будущих учителей: Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1989. — 207 с.
  194. Е. Д. Из опыта подготовки студентов к воспитательной работе. //Дифференцированная подготовка учителей к воспитательной работе с учащимися. Межвузовский сб. науч. трудов. — Киров, 1989, — 136 с.
  195. Л. И. Развитое творческого стиля деятельности учителя начальных классов: Дисс. кавд. пед. наук. — М., 1996. — 219 с.
  196. Т. Ж. Профессионально-этическое воспитание студентов педвузов в процессе внеучебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1990. — 167 с.
  197. Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-н/Д, 1995, — 298 с.
  198. О. М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач. —Донецк, М., 1994, — 191 с.
  199. Шнекендорф 3. К. Путеводитель по Конвенции О правах ребенка. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 250 с.
  200. А. И. Профессиограмма учителя советской школы. //Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. — М., 1976, — С. 24 — 33.
  201. Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993, — 111с.
  202. Н. Е., Залекер О. П. Педагогическая студия. — М.: ТОО «Интел-Тех», Об-во «Знание» России, 1993, — 64 с.
  203. Е. И. Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Автореф. дисс. канд. пед. наук. —М., 1985. — 19 с.
  204. И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 64 — 76.
  205. JI. В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии (на материале педучилищ): Дисс. канд. пед. наук. — М., 1991. — 245 с.165
Заполнить форму текущей работой