Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы управления качеством образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции менеджмента и маркетинга в сфере образования, представленные в классических и современных трудах ученых в области экономики, менеджмента и организации образованияработы ведущих исследователей и специалистов по направлениям совершенствования организационно-экономических механизмов образовательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления качеством образовательных услуг
    • 1. 1. Качество образовательных услуг как объект управления
    • 1. 2. Система управления качеством образовательных услуг: понятие, сущность, особенности
  • Глава 2. Особенности формирования системы управления качеством образовательных услуг
    • 2. 1. Анализ существующих требований для разработки системы управления качеством в вузе
    • 2. 2. Обоснование необходимости создания системы управления качеством образовательных услуг
    • 2. 3. Подходы к проектированию систем управления качеством в вузах
  • Глава 3. Разработка системы управления качеством образовательных услуг
    • 3. 1. Этапы формирования системы управления качеством образовательных услуг в вузе
    • 3. 2. Разработка модели системы управления качеством образовательных услуг на основе процессного подхода
    • 3. 3. Предложения по установлению требований потребителей к качеству образовательных услуг

Формирование системы управления качеством образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема эффективности управления вузом в условиях развивающихся рыночных отношений приобретает особую актуальность с появлением новых требований, предъявляемых к высшему учебному заведению рынком образовательных услуг и рынком труда, полноправным участником которых является современная образовательная организация.

Для адекватного механизма реагирования на изменения рынка необходима система управления качеством, основной целью которой является ориентация на потребителей: выявление их требований и оценка степени соответствия качества образовательных услуг этим требованиям.

Такая система, основываясь на системном подходе к управлению, позволяет добиваться постоянного совершенствования процесса предоставления образовательных услуг, достигать современного уровня подготовки специалистов посредством обеспечения качества самого образовательного процесса, а также более эффективно использовать имеющийся кадровый, материально-технический, информационный и финансовый потенциал образовательного учреждения.

Однако процесс создания таких систем в российском образовании идет крайне медленно на фоне быстро развивающегося рынка труда и образовательных услуг, усиления конкуренции между образовательными организациями различных форм собственности, возрастающих запросов потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию. Проблемами, сдерживающими внедрение системы управления качеством в вузах, являются: отсутствие методологии ее создания, дефицит специалистов-разработчиков, недостаток финансовых средств и знаний в области теории управления качеством и недооценка практической отдачи от внедрения систем менеджмента качества в образовательных организациях. Следовательно, теоретические, методологические и практические разработки в области формирования систем управления качеством образовательных услуг представляются актуальными в настоящее время, что и повлияло на выбор темы исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка организационной процедуры формирования системы управления качеством образовательных услуг в вузе, ориентированной на удовлетворение требований потребителей.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач, определивших логику диссертационного исследования и его структуру: уточнить сущность понятий «образовательная услуга», «качество образовательной услуги», «управление качеством образовательной услуги», «система управления качеством образовательной услуги» — конкретизировать потребителей образовательной услуги, уточнить понятие «продукция» образовательной организациипроанализировать требования к качеству образовательных услуг, содержащиеся в государственных образовательных стандартах и процедурах аттестации, аккредитации и лицензированияобосновать необходимость создания системы управления качеством в вузе, ориентированной на удовлетворение требований потребителей образовательных услугпредложить организационную процедуру формирования системы управления качеством образовательной услуги в вузеразработать модель системы управления качеством, ориентированную на удовлетворение потребителейпредложить методы определения требований потребителей к качеству образовательных услуг и уровню их удовлетворенности.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты формирования систем управления качеством в образовательных организациях.

Объектом исследования являются высшие учебные заведения г. Омска.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции менеджмента и маркетинга в сфере образования, представленные в классических и современных трудах ученых в области экономики, менеджмента и организации образованияработы ведущих исследователей и специалистов по направлениям совершенствования организационно-экономических механизмов образовательной деятельностинормативно-методические материалы и документы по данной проблемематериалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций.

Анализ проблем управления качеством приводится в работах отечественных и зарубежных ученых: Э. Деминга, У. Шухарта, Дж. Джурана, К. Исикавы, А. Фейгенбаума, Адлера Ю. В., Войтоловского В. Н., Гличева А. В., Долятовского В. А., Лапидуса В. В., Окрепилова В. В., Савельева, А .Я., Спицнаделя В. Н., Чекмарева В. В. и других.

Аспекты управления качеством в образовании рассматривались в работах Афанасьева М. П., Беляевой М. Н., Беспалько В. П., Воробьева Г. В., Гутника Г. В., Ильинского И. Н., Казановича В. Г., Качалова В. А., Ковалева А. И., Кортова С. В., Красноженовой Г. В., Крайер Э. М., Лазарева В. А., Левшиной В. М., Логачева В. А., Миллера А. Е., Нуждина В. Н., Поташника М. Н. Прянкова Б.В., Селезневой Н. А., Соколова В. М., Субетто А. И., Татур Ю. Г., Шадрикова В.Д.

Информационную базу исследования, наряду с монографической и периодической литературой отечественных и зарубежных авторов, составили законы и законодательные акты, принятые в образовании, в том числе Закон об образовании, Национальная доктрина в образовании, Федеральная программа развития образования, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а также данные, полученные автором в результате анкетирования среди 908 хозяйствующих субъектов и 1126 студентов экономических специальностей вузов г. Омска.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических, методических и прикладных аспектов, связанных с формированием системы управления качеством образовательных услуг и предложении рекомендаций по ее внедрению.

Основные результаты, определяющие научную новизну исследования: раскрыто влияние требований потребителей образовательной услуги на содержание понятий «образовательная услуга», «качество образовательной услуги» — определено понятие «система управления качеством образовательных услуг» как совокупности структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для удовлетворения установленных и ожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей посредством планирования, управления, обеспечения и улучшения качества образовательного процессасистематизированы современные тенденции, влияющие на обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения и на необходимость создания системы управления качеством образовательных услуг в вузепредложена организационная процедура формирования системы управления качеством образовательных услуг в вузе, включающая этапы ее разработки, создания и внедренияразработана модель системы управления качеством образовательных услуг, основанная на процессном подходе и ориентированная на определение и удовлетворение образовательных потребностей конкретных потребителей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют теоретическую и методическую базу по формированию системы управления качеством образовательных услуг. Практические рекомендации применимы образовательными организациями при создании системы управления качеством образовательных услуг, ориентированной на требования потребителей. Организационная процедура является практическим руководством при осуществлении мероприятий по разработке и внедрению системы управления качеством образовательных услуг, позволяющая предоставлять образовательные услуги, адекватные требованиям современного рынка.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены на V Международной научно-методической конференции «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы» в г. Новосибирске (19 — 23 мая 2003 г.), а также отражены в ряде научных публикаций. Основные практические результаты исследования использовались при формировании системы управления качеством образовательных услуг в Омском государственном университете и Сибирском профессионально-педагогическом колледже.

Ряд положений и выводов, содержащихся в исследовании, использовался автором при чтении лекций и проведении практических занятий на всех формах обучения по дисциплине «Управление качеством» на экономическом факультете ОмГУ и в Сибирском профессионально-педагогическом колледже.

Основные выводы и положения нашли отражение в 8 публикациях, общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 29 рисунков, 19 таблиц, 9 приложений. В списке литературы 160 наименований.

Результаты исследования отмечают высокий процент важности уровня знаний, полученный специалистами в вузах, требованиям, предъявляемым уровнем развития современного производства (табл. 8).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Занять и сохранить в обозримом будущем вузу достойное место как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда — это значит предоставлять востребованные рынком образовательные услуги и обеспечивать высокое качество молодых специалистов.

Для решения этой задачи вузу необходимо создание системы управления качеством, ориентированной на удовлетворение все возрастающих запросов потребителей.

Однако, как было сказано раннее, методика создания таких систем в настоящее время отсутствует, что подразумевает разработку модели системы управления качеством образовательных услуг. Это и определило цель диссертационного исследования.

В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи.

1. Уточнены понятия:

Образовательная услуга — вид деятельности, направленный на удовлетворение ожидаемых и неожиданных образовательных потребностей конкретных потребителей.

Качество образовательной услуги — совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которая придает ему способность удовлетворять ожидаемые и неожиданные образовательные потребности в знаниях, умениях и навыках конкретных потребителей.

2. Определено понятие системы управления качеством образовательных услуг как совокупности структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для удовлетворения установленных и ожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей посредством планирования, управления, обеспечения и улучшения качества образовательного процесса.

3. Выделены специфические черты образовательной услуги:

— оценка потребительских свойств предоставляемых образовательным учреждением услуг затруднена в момент ее получения потребителем;

— процессы создания и потребления услуги соединены: момент создания профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения образовательных услуг одновременно выступает начальным моментом их потребления обучающимися.

4. Обобщены составляющие качества образовательной услуги: 1. Качество объекта получения образовательных услуг.

2. Качество субъекта предоставления образовательных услуг.

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг.

4. Степень удовлетворенности потребителей.

5. Установлена применимость методологии подходов к управлению качеством, предлагаемой современными российскими учеными и практиками к образовательным организациям.

Это обстоятельство является одним из прямых подтверждений возможности фактического использования современной теории управления качеством применительно к процессу представления образовательных услуг.

6. Конкретизированы «потребители» образовательной услуги и уточнено содержание «продукции» вуза.

Потребителями образовательной услуги являются: абитуриентыстудентыорганизации, заключившие с вузом договоры на подготовку специалистовсотрудники организаций и предприятий, обучающиеся по договору повышения квалификации или переподготовки кадровлица, получающие второе высшее или высшее образование на базе среднего профессионального образованияобразовательные организацииорганизации или предприятия (работодатели) — кадровые агентстваобщество.

К продукции вуза относятся: специалисты (выпускники) как востребованный на рынке труда продукт, обладающий качественными характеристиками и образовательная услуга, потребляемая всеми категориями обучающимися.

7. Проанализированы требования к качеству образовательных услуг, содержащиеся в государственных образовательных стандартах и процедурах аттестации, аккредитации и лицензирования.

Показатели аккредитации вуза при оценке учебного заведения не учитывают критерии, характеризующие такие составляющие петли качества услуги, как «оценка потребителем» и «оценка уровня удовлетворенности потребителя».

Государственные образовательные стандарты определяют минимальные требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, в то время как требования к образовательным услугам в рамках системы управления качеством описывают желаемый уровень потребителей, кроме того, они должны обновляться и корректироваться ежегодно (в отличие от ГОСов, перерабатываемых раз в 5 лет).

8. Обоснована необходимость создания системы управления качеством в вузе, ориентированной на удовлетворение требований потребителей образовательных услуг.

Для этого проведено анкетирование среди работодателей и студентов экономических специальностей ведущих вузов г. Омска.

Анализ требований 908 работодателей к качеству молодых специалистов показал, что подготовка выпускников в вузах г. Омска осуществляется не учитывая мнения конкретных потребителей. Следовательно, выпускники как продукция «выходят» на рынок труда непригодными для «использования», соответственно в рыночных условиях такая продукция не будет востребована.

Анализ уровня удовлетворенности 1126 студентов экономических специальностей омских вузов, как внутренних потребителей показал, что в целом, респонденты удовлетворены качеством потребляемой образовательной услуги. Однако, обучающиеся отметили низкий уровень информационных ресурсов в их вузах, что в дальнейшем может влиять на качество предоставляемой услуги.

Таким образом, проведенное исследование позволяет выявить следующие современные тенденции, влияющие на обеспечение конкурентоспособности вуза:

1. Сфера образования не успевает за быстрыми изменениями, происходящими на рынке труда. Конкуренция среди специалистов порождает к жизни все новые требования, касающиеся их профессионализма и навыков. Поэтому вузам необходимо корректировать свою работу в соответствии с условиями рынка и представлять «гарантию» на качество образования своих выпускников;

2. Высшее образование приобретает рыночный характер в результате усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. Перед вузами сегодня стоит вопрос как и перед коммерческими организациями: каким образом вузы могут работать эффективнее, экономичнее и выпускать продукцию более высокого качества. Способность вуза обеспечивать высокое качество подготовки специалистов определяет его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

В связи с этим, можно с уверенностью сказать, что необходимо формирование такой системы управления качеством образовательных услуг, которая была бы ориентированна на удовлетворение требований потребителей, выпуск продукции, адекватной требованиям рынка и позволяющей занять лидирующие позиции в усиливающейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

9. Предложена организационная процедура формирования системы управления качеством образовательных услуг в вузе. Включающая этапы ее разработки, создания и внедрения.

Процедура формирования системы управления качеством в образовательных учреждениях включает в себя 9 этапов.

Определены функции службы качества вуза, Координационного Совета, предложены рекомендации по разработке документации системы управления качеством, а также порядок проведения внутренних аудитов.

10. Разработана модель системы управления качеством вуза.

На основе процессного подхода разработана иерархия сети процессов образовательной организации, на базе которой предложена универсальная модель системы управления качеством, ориентированная на установление, удовлетворение и измерение уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

11. Предложены практические рекомендации по определению требований потребителей к качеству образовательных услуг и измерению уровня их удовлетворенности.

Определение потребностей потребителей образовательной услуги и анализ уровня их удовлетворенности обеспечивается с помощью кабинетных и полевых исследований (опрос, анкетирование, интервьюирование, опрос фокусных групп).

Предложены следующие способы оценивания степени удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Вариант 1. Определение удельного веса выпускников данного вуза, желающих получить дополнительную квалификацию и установление размера средств, полученных вузом при оплате дополнительной образовательной услуги. Определение удельного веса выпускников других вузов, получающих второе высшее образование и суммы, полученной вузом в качестве оплаты за получение дополнительного образования;

Вариант 2. Ранжирование успеваемости студентов, с тем, чтобы вузы могли предложить своих специалистов предприятиям-работодателям в зависимости от суммы их взноса в попечительский фонд. В этом случае у предприятия есть возможность оплачивать целевое обучение своих работников и не ждать какое-то время, а получить уже сегодня требуемых для производства специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Производительные силы СССР. — М.: Государственное издательство, 21-я типография «Мосполиграф», 1928.
  2. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки //Высшее образование в России. 1998. — № 3.
  3. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. — М.: 1968, с. 35.
  4. Ю.П. Мотивация в системах качества //Стандарты и качество. -1999-№ 5.
  5. Ю., Кочетов А, Косырев К. и др. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов //Стандарты и качество. — 2000. № 2. — С. 6872.
  6. Ю.П., Щепетова С. Е. Что нам стоит процесс построить? //Методы менеджмента качества. — 2002. № 6. — С. 4−8.
  7. Ю.П., Щепетова С. Е. Процесс под микроскопом. //Методы менеджмента качества. — 2002. № 7. — С. 4−8.
  8. Н.А. Образовательные услуги: основные свойства и социальная роль. Кострома, 1995.
  9. В. Наглядность системы менеджмента // Методы менеджмента качества. — 2004. № 1. — с.53.
  10. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: просвещение, 1981. — 264 с.
  11. И.Бабанский Ю. Л. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. — М.: Просвещение, 1982, 192 с.
  12. Н., Новиков Д. Управление качеством образования //Стандарты и качество. 2002. — № 9. — С. 69−73.
  13. JT.E., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000. 212 с.
  14. М. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы //Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 20−21.
  15. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  16. В.П. О критериях качества подготовки специалистов //Вестник высшей школы. — 1998. № 1.
  17. В.П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием //Мир образования. 1996. — № 2.- С.31−36.
  18. Болыиой экономический словарь. М., 1994. — 985 с.
  19. Большая Советская энциклопедия /Под ред. Прохорова A.M., т. 30. — М.: Советская энциклопедия, 1978. 608 с.
  20. Н. Видим цель //Поиск. 1999. — № 42. — С. 10.
  21. Н. Идеятизм //Поиск. 2000. — № 4. — С. 8.
  22. Ван Донкелаар. Критический анализ подходов к премиям за качество (Доклад на 26 конференции ЕО по качеству в Брюсселе, 1982). — М.: Изд-во ВНИИС, 1985.
  23. Ю. С. Глухов В.В., Федоров М. П., Федотов А. В. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 448 с.
  24. Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством использования профессиональных задач. Дисс. канд. экон. Наук. Саратов, 1999. — 152 с.
  25. Г. В. Некоторые подходы к построению систем качества по МС ИСО 9000:2000 //Стандарты и качество. 2002. — № 4. С. 43−45.
  26. Н.Э. Организационно-методическое обеспечение сертификации систем качестве в сфере услуг. Дисс. канд. экон. наук -Санкт-Петербург, 1998.
  27. А., Никитина Н. Путь к созданию системы качества //Стандарты и качество. 2002. № 4. — с. 57−60.
  28. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Издательство МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  29. Всеобщее управление качеством: Учебник для ВУЗов /Глудкин О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Под ред. Глудкина О. П. — М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
  30. Л.Г. Сущность новой парадигмы образования: концептуальные основы. — Саратов, 1995. 22 с.
  31. В. И. Дворук Т.Ю. Определение удовлетворенности потребителей — новое требование стандартов ИСО 9000 версии 2000 года //Сертификация.- 2000. № 1. -С.19−20.
  32. В.И., Пичугин Н. В. Кухня процессного подхода //Методы менеджмента качества. — 2003. № 4. — с. 12.
  33. Д.М. Организация и управление. — М., 1972. — 536 с.
  34. Гегель. Соч., Т.1 М-Л, 1929, с. 157.
  35. Гегель. Энциклопедия философских наук, параграф 90. — М., 1974.
  36. .С. Философия образования для 21 Века // Мир образования.- 1996.-№ 4.
  37. А.В. Основы управления качеством. М.: Изд-во АМИ, 1998. 356 с.
  38. В.К. Поиски путей выхода из кризиса и повышение качества подготовки специалистов. В кн. Проблемы качества образования, его нормирования и управления. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.: 1999. С.155- 160.
  39. О.А., Радькова Н. О., Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции /Тезисы докладов международной научно-практической конференции 1315 октября 1999 г. Брянск, БГТУ.
  40. ГОСТ Р 50 646 -94. Услуги населения. Термины и определения. — М.: Изд-во стандартов, 1994.
  41. ГОСТ Р ИСО 9000 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  42. ГОСТ Р ИСО 9001 2001 «Системы менеджмента качества. Требования».
  43. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  44. ГОСТ Р ИСО 9004 — 2001 «Системы менеджмента качества Рекомендации по улучшению деятельности». М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
  45. В. Системное представление качества образования //Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 30−34.
  46. М.Б., Дурко Е. М. Системно-целевой подход к управлению качеством подготовки специалистов в высшей школе. Межвузовский сборник: Горький: Горьковский госуниверситет, 1989.
  47. Н., Макаркин Н., Салимова Т. Мониторинг Качества образования //Стандарты и качество. — 2000. № 5. — С.86−88.
  48. Г. В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 1. — С. 28−34.
  49. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 497 с.
  50. Доклад «Социально-экономическое положение Омской области за январь- сентябрь 2003 г."/Стат. бюллютень. Омск.: Изд-во Омскоблкомстат, -2003.- 181 с.
  51. Д. Два века качества (интервью с доктором Дж. Джураном): Пер. с англ. //Европейское качество. — 1999. Т. 6. — № 2. — С. 5−7.
  52. Е.В., Бабич A.M. и др. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 78 с.
  53. В. Управление качеством в системе непрерывного педагогического образования //Стандарты и качество. — 2002. № 9. — С. 74−77.
  54. Закон РФ «Об образовании».
  55. Закон РФ «О стандартизации».
  56. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».58.3инетуров У. Г. Маркетинг в деятельности ВУЗов: теория и методы решения. — Москва-Уфа: УГАТУ, 1993.
  57. Г. Н. Организационно-экономические методы разработки систем качества на предприятиях и в организациях. Дисс. канд. экон. наук. — Санкт-Петербург, 1998.
  58. Из интервью А. Фейгенбаума журналу «Стандарты и качество» в ходе 38-го Конгресса ЕОК, Лиссабон, июнь 1994 //Стандарты и качество. 1994. -№ 8. — С. 6.
  59. И. Качество ядро образовательного процесса. //Стандарты и качество. — 2002. — № 4. — С. 22−24.
  60. К. Японские методы управления качеством /Пер. с англ. М.: Экономика, 1988, 215 с.
  61. Р.А. Как создать эффективную систему менеджмента качества. //Методы менеджмента качества. 2003. — № 7. — с. 4.
  62. ИСО 8402. Управление качеством продукции. Словарь, (пер. в англ). М.: изд-во стандартов, 1988. 96 с.
  63. Ю.К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса в высшей школе. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1999.
  64. В.Г., Селезнева Н. А. Мониторинг качества образования. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. М.: НИИВО, 1999.
  65. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: просвещение, 1986, — 144 с.
  66. Э.Э. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности. Дисс. канд. Пед. наук. -М., 1994.
  67. В.А. Несоответствия при сертификации СМК: Некоторые итоги первых аудитов по стандарту ИСО 9001:2000. //Методы менеджмента качества. 2003. — № 11. — с. 48.
  68. В. Проблемы управления качеством в вузах //Стандарты и качество. — 2000. № 6. — с.43−49.
  69. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества //Высшее образование в России. — 1999. № 2. — С. 54−57.
  70. Качество высшего образования — главная проблема настоящего и будущего. Университетская книга. 1999, № 8. — С. 8−17.
  71. Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы 5 Международной научно-методической конференции /Под общ. Ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. — Том 1. — 184 с.
  72. И.Н. Как измерить удовлетворенность потребителя //Методы менеджмента качества. — 2003. № 6. — С. 21.
  73. С.В., Солонин С. И. Развитие системы управления качеством образования в УГТУ. УрГУ, Университетское управление, № 3 (13), 2000.
  74. Г. Самооценка вузовской элиты //Высшее образование в России, 1998.-№ 3.
  75. Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке и проведению сертификации- дальнейшие шаги. 2-е изд, исправл. и доп. — М.: Издат, 1999. — 552 с.
  76. М. П. Сергеев С.К. и др. Менеджмент систем качества /Уч. пособие. М.: Изд-во стандартов, 1997.
  77. В.И. Государственная система оценки качества высшего профессионального образования // Стандарты и качество. — 2002. № 4. — с. 26−29.
  78. О. Развитие услуг: социально-экономические условия развития услуг в социалистическом хозяйстве. Варшава, 1965, с. 55.
  79. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях /Гос. Ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «новости», 2000. — 432 с.
  80. Н.Ф. Службы контроля качества образования: системный подход к организации. //Стандарты и мониторинг образования. — 2001. № 5.-С. 38−41.
  81. В., Зиненко В., Репях С., Бука Э., Харин В. Управление процессами производства образовательных услуг в университете //Стандарты и качество. 2001. — № 3. — С. 71−73.
  82. И .Я. Качество знаний //Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 124 с.
  83. И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник М.: Юрайт, 1999. — 285 с.
  84. В. Система качества для образовательных услуг //Высшее образования в России. — 2001. № 1. — С. 20−24.
  85. Ю.А., Папков В. И. Система менеджмента качества как средство повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия //Методы менеджмента качества. 2003. — № 11. — с.9.
  86. В.Н. Аксиологическая теория в контексте качества образования //Педагогика. 2002. — № 2. С.9−14.
  87. О., Берестнева О. Системный подход к оценке качества образования //Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 35−36.
  88. Международная стандартизированная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  89. Е.Н. Методы и модели управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Дисс. канд. экон. Наук. — Ростов-на-Дону, 2000.
  90. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. /Под ред. А. П. Егошина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  91. М.Х., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1996. — 704 с.
  92. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга: Пер. с англ. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через качество», 1998. 336 с.
  93. В.А. Оценивание результативности и эффективности корректирующих и предупреждающих действий //Методы менеджмента качества. 2003. — № 7. С. 49.
  94. В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. И перераб. М.: ОАО «Изд-во Экономика», 1998.
  95. В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и управления качеством. СПб.: Изд-во «Наука», 1999. — 216 с.
  96. П.Г. Экономические проблемы повышения уровня жизни. — М., 1963.- 213 с.
  97. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика, 1996. № 3. — С. 9−15.
  98. Оценка и управление качеством подготовки специалистов как фактор интенсификации учебного процесса. Тезисы докладов Республиканской научно-методической конференции. Томск, ТПИ, 1988. —81 с.
  99. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учеб. пос. — М.: Интерпракс, 1995. 240 с.
  100. М. Управление качеством образования в вопросах и ответах //Народное образование. 2001. — № 8. — С. 39−47.
  101. Х.К., Пономарев С. В. Преодоление сопротивления изменениями со стороны персонала при создании системы менеджмента качества в организации. // Методы менеджмента качества. 2003. — № 12. -с.31.
  102. Реформа и развитие высшего образования /Программный документ. — ЮНЕСКО.
  103. Н.В. Основные вехи становления и развития международной нормативной базы сертификации систем качества и экологического менеджмента //Стандарты и качество. 1999. — № 4.
  104. Е., Погребняк С., Клепиков А., Моисеенко М., Вальтер Е., Самуйлова И. Томский политехнический университет: Система менеджмента качества. //Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 61−63.
  105. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования. / Пер. с англ. A.JI. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 128 с.
  106. А., Ромашкова JI. О будущей Доктрине высшего образования //Высшее образование в России. 1998. № 3.
  107. Д. Образовательный мониторинг. //Профессионал. — 2001. Вып. № 5. С. 11−14.
  108. М.З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. — 403 с.
  109. Н.А., Субетто А. И. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. 61 с.
  110. Современный эксперимент: подготовка, проведение и анализ результатов /Блохин В.Г., Глудкин О. П., Гуров А. И., Ханин М. А. Под ред. Глудкина О. П. М.: Радио и связь, 1996.
  111. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  112. В.М. Стандарты в управлении качеством образования. — Нижний Новгород, 1993.
  113. В., Кочетов А., Шестаков А., Шадриков В., Богданова О., Стимул и инструмент повышения качества деятельности вузов. //Стандарты и качество. — 2002. № 4. — С. 52−54.
  114. Э., Савина Е. Разработка модели системы качества вуза //Стандарты и качество. — 2002. № 4. С. 46−47.
  115. В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): разработка, сертификация, внедрение и дальнейшее развитие: Учеб. пос. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 336.
  116. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений //Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. -№ 4.-С. 34−45.
  117. С.Г. Наука и производительность труда. М.: ОГИЗ, 1931, с. 24.
  118. А.И. Категории качества и эффективности в теории педагогических систем. — Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: Межвузовский сборник. Горький: Горьковский госуниверситета, 1989.
  119. А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга //Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С. 62−66.
  120. А.И. Политика качества, в том числе политика качества образования как база решения проблем выхода из кризиса и устойчивого развития России в 21 веке //Качество: теория и практика. — 1998. № 1- С. 2.-4.
  121. Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1982. — 145 с.
  122. А. Уроки реформ //Высшее образование в России. 1998. № 3.
  123. Уве Ланге. Проблемы внедрения системы управления качеством в российских компаниях.// Персонал. — 2004. № 1. — c. l 1.
  124. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитрян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 199 с.
  125. И.О., Харазов A.M. Некторые аспекты неформального подхода к внедрению системы менеджмента качества. //Методы менеджмента качества. 2003. — № 12. — с. 16.
  126. А. Контроль качества продукции /Пер. с англ. М., 1986. 471 с.
  127. А.В. Всеобщее качество для 90-х годов опирается на принципы всеобщего качества, разработанные в начале 40-х годов // Курс на качество. 1992. № 3−4.
  128. Фиглин Лев. Модель управления качеством социальной ответственности организации //Проблемы теории и практики. — 2003. № 2.-с. 86.
  129. Философия качества по Тагути. Сер. «Все о качестве. Зарубежный опыт». Вып. 5. 1997: Пер. с англ. М.: НТК «Трек», 1997, 17 с.
  130. Н., Протасьев В., Шильдин В. Принципы построения систем качества в образовательных процессах //Стандарты и качество. — 2002. № 4. С. 41−42.
  131. . Контроль качества.-М.: Прогресс, 1968. — 519 с.
  132. И.И. За какими системами качества будущее? //Сертификация. — 2000-№ 2.-С. 7−11.
  133. Э. Пересмотр стандартов ИСО серии 9000 — ключ к эпохе глубоких знаний //Методы менеджмента качества. 2000. — № 2. — С. 10.22.
  134. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. //Методы менеджмента качества. 2000 — № 1. — С. 4−8.
  135. Чекмарев А.Н. TQM современный механизм повышения качества подготовки специалистов. — Сертификация и управления качеством продукции / Тезисы докладов международной научно-технической конференции (13−15 октября 1999 г.). — Брянск: БГТУ.
  136. В.В. Предпринимательство в сфере образования. — Кострома, Издательство КГПУ, 1995.
  137. Чел панов И. В. Квалиметрический мониторинг образования: содержание, организация, практика. Квалиметрия человека и образования: методология и практика /Седьмой симпозиум. Кн. 2., ч.2. —
  138. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  139. В.Д. Качество высшего образования: понятия, концепции, практические подходы //Университетская книга. — 2001. № 5. — С. 8−13.
  140. В., Геворкян Е., Калабин С. и др. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. -2001. № 1. С. 29−38.
  141. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990, 167 с.
  142. В., Буланов Г. Внутривузовское управление качеством обучения //Высшее образование в России. — 2002. № 5. С. 29 -33.
  143. Т.Ю. Совершенствование, анализа деятельности вуза для разработки системы управления качеством. Дисс. канд. Экон. Наук. — Владивосток, 2000.
  144. Шипилина J1. Менеджмент в сфере образования //Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 19−24.
  145. С.Е., Кальний В. А. Мониторинг качества образования в школе.
  146. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.
  147. В. П. Хроменков Н.А. Рябушкин Б. С. Экономика образования.
  148. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  149. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. — 285 с.
  150. The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14 000 Certificates -Ninthcycle.
  151. Hill T. Quarterly national accounts as data for economic policy. A report on progress in OECD countries prep with the asistance of T.P. Hill. Paris, Organisation for economic and development, 1968.159. www.standart.ru160. http://tqm.stankin.ru
  152. Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебногозаведенияв соответствии с приказами Минобразования РФ № 1965 от 29.06.2000 и № 4670 от 27.12.2002)
  153. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» Показатель 1.1. Содержание подготовки.
  154. Структура и содержание реализуемых образовательных программ. Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов.
  155. Показатель 1.2. Качество подготовки. Требования при приеме в вуз. Организация учебного процесса.
  156. Соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов. Внутривузовская система контроля качества. Востребованность выпускников.
  157. Показатель 1.3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса. Состояние библиотечного фонда. Состояние учебно-информационного фонда.
  158. Показатель 1.4. Информатизация вуза.
  159. Наличие средств вычислительной техники и применение их в учебном процессе, научной деятельности и управлении вузом.
  160. Показатель 1.5. Материально-техническая база. Наличие условий, необходимого оборудования, приборов, специализированных кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса.
  161. Показатель 1.6. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Наличие условий для проживания обучающихся в общежитиях, медицинского обслуживания, питания и занятий спортом.
  162. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, ун иверситет)
  163. Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ. Реализуемые основные образовательные программы и контингент студентов по профилям подготовки.
  164. Профили подготовки Гуманитарные науки Естественные науки и математика Культура и искусство Компьютерные науки Медицинские науки и здравоохранение Педагогические науки Сельское хозяйство Сервис
  165. Строительство и архитектура
  166. Технический (инженерный) профиль
  167. Технологический профиль (промышленное пр-во)1. Транспорт и связь1. Экономика и управление1. Военные специальности1. Прочие
  168. Реализация образовательных программ, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации.
  169. Показатель 2.3. Научные исследования.
  170. Спектр наук, в рамках которых выполняются научные исследования. Объем финансирования и результативность научных исследований.
  171. Показатель 2.4. Научно-методическая работа. Изданные монографии.
  172. Изданные учебники и учебные пособия с грифами федеральных органов управления образованием, других федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических объединений.
  173. Показатель 2.5. Качественный состав научно-педагогических кадров. Преподаватели с учеными степенями и (или) званиями. Преподаватели доктора наук и (или) профессора.
  174. Расчет средней и предельной ошибок выборки конкретного социологического исследования
  175. Выборочная совокупность хозяйствующих субъектов, достаточная для анализа проблемы, составила 908 предприятий, что подтверждается расчетом средней ошибки выборки, рассчитанной по формуле: С1и=л1— п1. iN1,6%
  176. Предельная ошибка выборки с вероятностью 0,954, рассчитанная по формуле:1. A x=t*nсоставила 3,2%.
  177. Выборочная совокупность студентов экономических специальностей вузов г. Омска, достаточная для анализа проблемы, составила 1126 человек, что подтверждено расчетом средней ошибки выборки:1. V =1.iN1,6%
  178. Предельная ошибка выборки с рассчитанная по формулевероятностью 0,954,1. А х=**цсоставила 8,1%.1. Анкета работодателя
  179. Важен ли для Вас имидж вуза, который закончил молодой специалист, принимаемый Вами на работу?
  180. Важно. 2. Не важно. 3. Не знаю.
  181. Выпускников экономических специальностей каких вузов Вы принимаете на работу (опишите в процентном соотношении):
  182. Омский государственный университет- Омский педагогический университет- Омский государственный аграрный университет- Омский государственный технический университет- Институт ИМЭК-
  183. Омский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗЭФИ) — Омский государственный институт сервиса.
  184. Считаете ли Вы важным в Вашей деятельности наличие глубоких теоретических знаний по изученным предметам у молодых специалистов?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  185. Насколько глубоки теоретические знания у молодых специалистов, принятых Вами на работу за последнее время? (Оцените по 5-балльной шкале)5 — отличные4 хорошие3. удовлетворительные2 неудовлетворительные1 нет знаний
  186. Важен ли уровень знаний, полученный специалистами в вузах, требованиям, предъявляемым уровнем развития современного производства?
  187. Важен. 2. Не важен. 3. Не знаю.
  188. Насколько уровень знаний, полученный специалистами в вузе, адекватен требованиям рыночных отношений? (Оцените по 5-балльной шкале).5 отличный 4 — хороший3 удовлетворительный2 неудовлетворительный 1 — нет знаний
  189. Важны ли личные качества молодых специалистов в работе на Вашем предприятии?
  190. Важны. 2. Не важны. 3. Не знаю.
  191. Оцените личные качества молодых специалистов, предъявляемые Вами при исполнении ими своих обязанностей по 5-балльной шкале (5-высшая оценка, 1- низкая оценка).5 4 3 2 11. Ответственность 1. Предприимчивость 1. Самоконтроль
  192. Этика общения в коллективе
  193. Способность мыслить логически
  194. Стремление внести свой вклад в общий результат1. Другое
  195. Важно ли для Вас физическое и психологическое здоровье молодого специалиста которого Вы принимаете на работу?
  196. Очень важно. 2. Важно. 3. Все равно. 4. Не важно. 5. Абсолютно не важно.
  197. Оцените физические и психологические факторы здоровья молодого специалиста, предъявляемые Вами при осуществлении ими своей деятельности по 5-балльной шкале (5 — высшая оценка, I низкая оценка).5 4 3 2 1
  198. Наличие физического здоровья, необходимого для работы на Вашем предприятии
  199. Наличие психологического Здоровья, необходимого для работы на Вашем предприятии
  200. Отсутствие вредных привычек
  201. Наличие потребности в занятиях спортом1. Другое
  202. Важно ли наличие у выпускников умений и навыков, позволяющих использовать теоретические знания при решении практических вопросов?
  203. Важно. 2. Не важно. 3. Не знаю.
  204. Насколько молодые специалисты умеют применять теоретические знания при решении практических вопросов? (оцените по 5-балльной шкале).5 отлично4 хорошо3 удовлетворительно2 неудовлетворительно1 совсем не умеют
  205. Важно ли умение молодых специалистов принимать решения, основанные на конкретных фактах?
  206. Важно. 2. Не важно. 3. Не знаю.
  207. Насколько выпускники умеют принимать решения на основе фактов? (оцените по 5-балльной шкале).5 отлично4 хорошо3 удовлетворительно2 неудовлетворительно 1 — совсем не умеют
  208. Важно лн наличие у молодых специалистов знаний новейших технологий, касающихся профессиональной сферы?
  209. Важно. 2. Не важно. 3. Не знаю.
  210. Насколько выпускники знают о инновациях в профессиональной сфере? (оцените по 5-балльной шкале).5 отлично4 хорошо3 удовлетворительно2 неудовлетворительно1 совсем не умеют
  211. Необходима ли способность у молодых специалистов к изучению нового? I. Необходима. 2. Нет. 3. Не знаю.
  212. Насколько способны молодые специалисты к самосовершенствованию? (оцените по 5-балльной шкале).5 отлично4 хорошо3 удовлетворительно2 неудовлетворительно 1 — совсем не умеют
  213. Укажите, пожалуйста, сферу Вашей работы:
  214. Промышленность 9. Образование, наука
  215. Транспорт 10. Здравоохранение
  216. Связь 11. Культура, искусство
  217. Строительство 12. Финансово-банковские структуры5. Торговля 13. Страхование
  218. Общественное питание 14. Армия, милиция, суды, прокуратура
  219. Жилищно-коммунальное хозяйство 15. Радио, печать, телевидения
  220. Бытовое обслуживание 16. Госаппарат, общественные организации
  221. Поблагодарите респондента за участие в опросе!1. Анкета студента
  222. Важен ли в процессе преподавания практический опыт преподавателя? 1. Важен. 2. Не важен. 3. Не знаю.
  223. Всегда ли преподаватель в процессе чтения лекций (семинарских занятий) приводит примеры из его практической деятельности?
  224. Всегда. 2. Очень часто. 3. Не обращал внимания. 4. Иногда. 5. Никогда.
  225. Важно ли для Вас наличие практических спецкурсов?
  226. Важно. 2. Не важно. 3. Не знаю.
  227. Вы удовлетворены учебным планом Вашей специальности? 1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  228. Нужна ли обратная связь с аудиторией?
  229. Нужна. 2. Не нужна. 3. Не знаю.
  230. Как часто преподаватели вступают с Вами в дискуссию?
  231. Всегда. 2. Очень часто. 3. Не обращал внимания. 4. Иногда. 5. Никогда.
  232. Важно ли на семинарских занятиях проводить разбор и анализ конкретных ситуаций? 1. Важно. 2. Не важно. 3. Не знаю.
  233. Как часто на семинарских занятиях Вы обучаетесь навыкам и умениям?
  234. Всегда. 2. Очень часто. 3. Не обращал внимания. 4. Иногда. 5. Никогда.
  235. Важны ли для Вас личные качества преподавателя?
  236. Важны. 2. Не важны. 3. Не знаю.
  237. Важны ли для Вас профессиональные качества преподавателя? 1. Важны. 2. Не важны. 3. Не знаю.
  238. Определите важность профессиональных черт преподавателя по 5-балльной шкале (5 -высшая оценка, 1- низшая).5 4 3 2 1
  239. Знание предмета преподавания
  240. Высокий уровень творческой и научной инициативы
  241. Грамотная, разборчивая речь
  242. Полное, последовательное изложение предмета
  243. Излагает материал ясно и доступно
  244. Соблюдает логическую последовательность в изложении7. Другое
  245. С целью формирования системного мировоззрения важна ли логическая связь между дисциплинами?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  246. Оцените логику учебного плана вашей специальности по 5-бальнной шкале:5 отличная4 — хорошая3 удовлетворительная2 неудовлетворительная1 — нет логики совсем
  247. Необходима ли система актуализации библиотечного фонда?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  248. Насколько адекватны библиотечные ресурсы Вашим требованиям? Оцените по 5-балльной шкале.5 отлично4 хорошо3 удовлетворительно2 неудовлетворительно 1 — не адекватны совсем
  249. Необходимо ли наличие электронных версий методических материалов по всем дисциплинам Вашей специальности?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  250. Вы всегда пользуетесь методическими материалами по дисциплинам?
  251. Всегда. 2. Очень часто. 3. Не обращал внимания. 4. Иногда. 5. Никогда.
  252. Важны ли для Вас Ваши оценки?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.20. Вы ими удовлетворены?
  253. Всегда. 2. Очень часто. 3. Не обращал внимания. 4. Иногда. 5. Никогда.
  254. Как Вы считаете, необходима в вузе система взаимодействия с потенциальными работодателями?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  255. Существует такая система в Вашем вузе?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  256. Важен ли внешний вид преподавателя?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  257. Устраивает Вас внешний вид (лицо, фигура, прическа, одежда) преподавателей в Вашем вузе? 1. Всегда. 2. Очень часто. 3. Не обращал внимания. 4. Иногда. 5. Никогда.
  258. Вы согласны с существующей системой оценки?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  259. Оцените важность контроля результатов образовательного процесса по 5-балльной шкале (5высшая оценка, 1- низкая).5 4 3 2 11. Устный опрос 1. Письменные опрос 1. Экзамен 1. Зачет 1. Собеседование
  260. Решение практических задач1. Другое
  261. Довольны ли Вы состоянием аудиторного фонда в вашем вузе?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  262. Необходимо иметь на Вашем факультете отдельный компьютерный класс?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  263. Если он у Вас есть, довольны ли вы его работой?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  264. Необходимо ли иметь в вузе систему охраны и безопасности?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  265. Есть ли она у Вас есть, довольны Вы ее работой?1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
  266. Вуз, в котором Вы обучаетесь
  267. Курс, на котором Вы обучаетесь1. Большое спасибо!1. УТВЕРЖДАЮруководитель предприятияподпись, расшифровка200 г.
  268. ПОЛОЖЕНИЕ о Координационном совете1. Общие положения
  269. Настоящее Положение распространяется на деятельность Координационного совета по освоению международных стандартов ИСО серии 9000 (далее по тексту КС).
  270. КС является высшим координационно-совещательным органом при директоре, который руководит работой КС.
  271. В состав КС включаются заместители директора, руководители основныхструктурных подразделений и ведущие специалисты по вопросам качества. В состав КС могут быть включены специалисты внешних организаций.
  272. Решения КС, утвержденные директором. имеют силу приказа.
  273. Деятельность КС осуществляется на основе плана работ по совершенствованию системы менеджмента качествана основе международных стандартов1. ИСО серии 9000.
  274. Основной формой работы КС является рабочее заседание. Регулярность заседаний должна быть не реже одного раза в месяц. Решение заседаний доводится до сведения всех участников работ по подготовке к применению стандартов ИСО серии 9000.2. Обязанности
  275. Права КС реализуются через его решения, утвержденные директором.4. Ответственность
  276. Представитель руководства по качествуподпись, дата расшифровка подписи
  277. Руководитель отдела управления качествомподпись, дата расшифровка подписи
Заполнить форму текущей работой