Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ингушская поэзия начала XX века: Народные традиции. 
Генезис и поэтика жанров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Молодой национальной литературе найти верный ориентир, ведущий к эстетическому идеалу, близкому к быстро меняющейся действительности, можно было, лишь обратившись к живой реальности и на «основе развития собственного национального художественного творчества» (Г.Ломидзе). На формирование ингушской литературы должны были оказать влияние прежде всего поэтика устного народного творчества и традиции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Фольклорная основа и этно-культурные факторы в ингушской поэзии начала XX века
  • Глава II. Проблема жанра. Жанровый состав ингушской поэзии
  • Глава III. Проблематика и поэтика ингушской поэзии
  • 1920−30-х годов

Ингушская поэзия начала XX века: Народные традиции. Генезис и поэтика жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы народных традиций в национальной литературе, генезиса и поэтики жанров являются достаточно изученными ив то же время весьма актуальными в современном литературоведении. Проблемы взаимосвязи народных традиций, роли и места фольклорных тем, мотивов, фольклорной символики также остаются постоянным объектом современного литературоведения. В диссертационной работе нами проводится подробный анализ наиболее значительных форм фольклоризма, особенности их использования в ингушской поэзии начала XX века, в связи с этим исследуются особенности таланта того или иного поэта, истоки его творчества.

Проблема жанров — категория сложная, далеко не однозначная, ее изучение ведется постоянно, она отличается противоречивостью, наконец, по данной проблеме созданы многочисленные теоретические труды. Но при всем множестве исследований в литературе XX века конкретные поэтические жанры редко попадали в поле зрения ученых, особенно это относится к национальным, так называемым «молодым» литературам.

С точки зрения изложенных положений о понимании и судьбе жанра как такового и конкретных поэтических жанров в отдельной национальной литературе, в частности, определяются цели и задачи проводимого нами исследования.

Главной целью диссертационной работы является исследование генезиса и поэтики поэтических жанров в ингушской литературе начала XX века как единого процесса, связанного с основными закономерностями всего национального литературного развития, определения роли и места народных традиций, своеобразия способов формирования и путей развития жанров в системе национальной поэзии. Исследование специфических и типологических признаков жанра в рамках отдельной национальной литературы в конечном итоге способствует выявлению рамок литературного процесса в целом.

Для решения поставленной цели мы определяем в работе следующие задачи:

— охарактеризовать историко-культурные и национально-художественные факторы зарождения и формирования жанровых разновидностей ингушской поэзии 1920;30-х годов;

— проследить поступательное движение ингушской поэзии в ее исторической обусловленности, в динамике взаимосвязи художественных структур от фольклорных истоков до конца 30-х годовобосновать обусловленность идейно-эстетического и жанрового многообразия фольклорных жанров и выявить специфику развития национальной письменной поэзии начала XX века.

Мы не ставим чисто историко-литературную задачу и поэтому работа не является хронологически последовательным изучением исторического хода развития поэтических жанров. Прежде всего нас интересуют наиболее важные типологические черты того или иного анализируемого жанра в его эволюции, гибкости и принадлежности жанровой природе, хотя и полноту историко-литературного процесса периода 1920;30-х годов мы стараемся охватить. В итоге мы попытались обобщить с точки зрения достижений современного литературоведения ряд вопросов по специфике формирования и развития ингушской поэзии начала XX века, рассмотреть конкретное национальное явление, исходя из общетеоретических положений, выявить общее и особенное в историческом достижении художественных поэтических структур.

Методологической основой диссертационного исследования являются важнейшие теоретические положения, выдвинутые учеными в своих трудах: Гегель, В. Белинский, А. Веселовский, Д. Лихачев, Н. Надъярных, К. Султанов, Ю. Тынянов, Л. Фризман, Б. Эйхенбаум и др. Процесс литературного развития — это непрерывная цепь контактов, взаимоотношений и взаимовлияний между множеством конкретных художественных произведений, каждое из которых обладает известной степенью индивидуальности и несет в себе одновременно нечто, сближающее его с другими произведениями. В работе также находит свое отражение опыт г известных исследователей мифа, фольклора (У.Б. Далгат, Е. М. Мелетинский, В. Я. Пропп и др.). В основу работы легла современная теория целостного восприятия литературного процесса, а также ориентация на закономерности его развития.

Материалом для диссертационного исследования послужили поэтические произведения ингушских поэтов: Т. Бекова, А. Озиева, Х.-Б.Муталиева, М. Аушева, С. Озиева, Х. Осмиева, Дж. Яндиева и других, а также отдельные произведения ингушского устного народного творчества.

Изученность проблемы.

В современном литературоведении сформировалось множество концепций, между представителями которых не стихают споры как по вопросу жанровой градации, так и по вопросу самого понятия жанра. В отечественном литературоведении Г. Н. Поспелов, А. Л. Эсалнек, JI.B.Чернец придерживаются концепции трактовки жанра как категории художественного содержания. Л. В. Абрамович, А. Н. Богданов, Н. А. Гуляев, И. К. Кузьмичев и другие считают, что жанр является категорией, связывающей содержание и форму. Г. Д. Гачев, С. Калачева, П. Рощин воспринимают жанр как содержательную форму. Можно также назвать исследователей, которые, развивая и уточняя понимание жанра как содержательной формы, соотносят его с построением, структурой и композицией художественного произведения. В русской литературе следует особо отметить труды М. Я. Полякова «В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров» (М., 1983) — Л. Г. Фризман «Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумароковва до Некрасова» (М., 1973) — К. Н. Григорьян «Пушкинская элегия: Национальные истоки. Предшественники. Эволюция» (Л., 1990). М. Я. Поляков, к примеру, считает, что в творчестве отдельного художника слова соединяются, смешиваются различные жанры, порой формируются совершенно новые типы жанровых конструкций, что создает опасение разрушения эстетических, стилистических или тематических канонов жанра.

В северокавказском литературоведении внимание исследователей было уделено как лирическим жанрам, так и жанру поэмы, целенаправленному исследованию которой посвящены труды Р. Ахмедовой «Кумыкская поэма» (Махачкала, 1990) — Х. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (Майкоп, 1994) — З. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (Нальчик, 1970) — З.Толгурова.

Движение балкарской поэзии" (Нальчик, 1984) — Ф. Узденовой «Поэма в литературах народов Северного Кавказа» (Нальчик, 2001) — Ч. Юсуповой «Дагестанская поэма» (Махачкала, 1989) и др.

Идейно-эстетические функции народных традиций, фольклора в национальных литературах и в произведениях отдельных писателей и поэтов исследованы в трудах А. Алиевой, Х. Бакова, Л. Бекизовой, А. Вагидова, В. Гацак, У. Далгат, И. Дахкильгова, Ш. Джикаева, Н. Джусойты, А. Мусукаевой, З. Толгурова, Х. Хапсирокова и других, в коллективных трудах институтов гуманитарных исследований и университетов Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и т. д. В указанных трудах убедительно доказано, как на формировании национальной письменной литературы связывалась унаследованная от народных эпических и лирических форм ярко выраженная социальная заостренность, как художники слова творчески использовали приемы создания образов и изобразительные средства устного народного творчества.

В изучение истории развития ингушской литературы значительный вклад внесли О. Мальсагов, Д. Мальсагов, Б. Зязиков, В. Корзун, И. Дахкильгов, А. О. Мальсагов, А. У. Мальсагов, Р. Ужахова, М. Яндиева, А. Костоев, Л. Танкиева, А. Танкиев и другие. Без созданного ими огромного опыта изучения ингушской литературы, решающего частные вопросы создающего литературные портреты отдельных писателей и поэтов, невозможно было бы приступить к решению новых исследовательских проблем, в частности, проблемы народных традиций, генезиса и поэтики ингушской поэзии начала XX века. В их трудах уделено внимание вопросам истории литературы, фольклора, связи его с письменной литературой, художественного своеобразия прозы, поэзии, драматургии, творческого пути отдельных художников слова.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем, опираясь на достижения литературоведческой науки по теории и истории комплексного изучения жанровых систем, на примере конкретного материала ингушской устной и письменной поэзии начала XX века впервые предпринята попытка обобщить историческую обусловленность процесса формирования поэтических традиций, выявить на уровне поэтики конкретных жанров и произведений качественные особенности и тенденции формирования разновидностей художественных структур от фольклорных истоков на стадии устного развития до периода 1930;х годов. На основе методики филологического анализа нами проведены исследования конкретных произведений, написанных разными поэтами, но единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволившие разработать новые подходы к исследованию явлений конкретной национальной поэзии, определить пути их реализации.

Использование в диссертационной работе оригиналов национальной поэзии является ценной составляющей исследования, позволяющей максимально достоверно судить о специфике художественных открытий, об исторической обусловленности формирования жанровой поэтики, определить основные движущие силы эволюции национальной поэзии, выявить параметры достигнутого поэтическими жанрами уровня. В динамике изменения литературной модели, в первую очередь жанра, принимают участие разные поколения. Поэтому в работе на примере конкретного анализа произведений поэтов одной эпохи сделана попытка изучить поэтику жанра в его единстве и многообразии, то есть теоретически осмыслить особенности пути развития как всей ингушской поэзии, так и конкретного жанра в ней. В работе также сделана попытка рассмотреть каждое поэтическое произведение как национально-исторический художественный комплекс извне и изнутри, в жанрово-стилистической определенности и социокультурном контексте.

Решение данной актуальной проблемы имеет не только художественноэстетическое, но и историко-методологическое значение, так как реализовано в новом аспекте исследования, которое способствует выявлению особенностей пути развития национального художественного слова, обусловленного и закономерностями типологического свойства и специфическими особенностями развития.

Следует подчеркнуть, что исследование особенностей формирования жанров в определенную эпоху является актуальным, ибо, как отмечает Л. Фризман, «показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко стоящими друг от друга этапами художественной эволюции» (128, 4). Поиски каждой национальной литературы в каком бы то ни было жанре всегда интересны и своеобразны, так как обусловлены не только национальной традицией, но и обогащены знанием многонациональной литературы, что помогает поэту создавать оригинальные образцы жанра, дополнять его форму и содержание, размыкая национальную традицию в иные художественные системы, сохраняя при этом свое лицо. Как отмечает К. Султанов, «чем глубже познаешь «свое», тем ближе ты к «чужому» — чем сильнее стремление к самостоятельности и непохожести, тем острее встает извечный вопрос связи «родного» и «вселенского». На глубине национального открывается пульс общечеловеческого, залегает возможность достигнуть специфики без «изоляции, уединения без одиночества.» (93, 4).

В работе мы прежде всего опираемся на твердое понимание значительности категории жанра, как определенного итога развития литературы: «Категория литературного жанра — категория историческая. Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова, а затем постоянно меняются и сменяются» (66, 42).

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения — проблемы генезиса и поэтики жанров поэзии в отдельно взятой национальной литературе, роли и места народных традиций в процессе формирования и развития жанров. Решение поставленных теоретических задач позволяет выявить национальное своеобразие литературы, ее специфические особенности и вместе с тем требует широкого исследования связей типологических, генетических, изучения факторов общего и своеобразного в единстве.

Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты работы, а также собранный и систематизированный материал могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии, в частности, проблемам генезиса, поэтики жанров, народных истоков в ингушской поэзии.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса истории литератур народов и.

Северного Кавказа, а также при изучении специальных дисциплин по ингушской поэзии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях:

О месте песенного фольклора в жизни ингушей" (Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ахриева И. Э., 2000г) — «Особенности исполнительного мастерства ингушских лирических песен («Ингушетия на пороге нового тысячелетия», 2000 г., Магас) — Жанровая характеристика ингушских народных песен («Исторические судьбы национальных художественных культур»), 2000 г., Махачкала) — К вопросу о современном состоянии ингушской лирики («Вузовское образование в современных условиях», 2000, Магас).

А также опубликованы в статьях: «Об ингушских девичьих песнях» (на ингушском языке).- «Литературная Ингушетия», 2001, № 1- К вопросу о жанровой характеристике ингушской народной лирики.- Сб. научн. трудов ИнгГУ, 2002, № 1.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2003 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2003 г.).

Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру: введение, три главы, заключение и библиография.

Во введении дается изложение теоретических и методологических принципов диссертационного исследования, обосновывается актуальности и научная новизна работы, определяется теоретическая и практическая значимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ингушская поэзия начала XX века характеризовалась созданием первых жанрово-эстетическихтрадиций в письменной литературе, которые опирались на достижения русской советской литературы, а также на идейно-художественный опыт национального фольклора. Именно в этот период проявляются первые жанрово-стилистические особенности лирики, в которой ведущим жанровым качеством и характеристикой становятся публицистичность, очерковость, описательность. В большинстве произведений этого периода существенным недостатком остается отсутствие глубокого осмысления и анализа действительности и психологии личности «Очерк истории чечено-ингушской литературы» (1963) отмечает, что «в литературе 30-х годов было немало пробелов и недостатков. Так, не получила своего развития тема жизни рабочего класса республики. Пережитки и недостатки нередко изображались в бытовом, описательном плане, без установки на разоблачение, а иногда и без ясно выраженного авторского отношения. Не получила развития и сатира. Не привлек внимания исторический жанр. Многие из поспешно созданных произведений — особенно драматических и стихотворных оказались однодневками. Писателям не хватало мастерства» (85, 61). И далее, подводя итоги развития национальной литературы, отмечается, «что она неизмеримо обогатилась. В нее решительно вошел образ советского человека, бойца и труженика, человека высокого гуманизма, светлых помыслов и дел» .

К периоду 1930;х годов в ингушской литературе заканчивается подготовительный этап в становлении жанров и стилей, в формировании художественного метода. Этот период, как уже отмечалось, характеризовался широким обращением поэтов и писателей к художественной публицистике — к малым жанрам прозы и поэзии. В молодой литературе заметно было некоторое «опоздание» и эстетическая неполноценность отдельных жанров, что объяснялось особыми условиями культурно-исторического развития национальной республики, где формирование искусства замедлялось такими нерешенными политическими и социальными задачами, как ликвидация неграмотности, создание письменности, создание первых печатных органов и многое другое. В то же время художественная публицистика в национальной литературе соотносима в типологическом плане со всей отечественной литературой исследуемого периода. Близость тенденций проявляется прежде всего в проблемно-тематическом содержании произведений ингушских писателей и поэтов.

Как известно, литературный процесс во все времена имеет свои закономерности развития, которые продиктованы требованиями жизни. На определенном этапе в литературе развиваются те мотивы, художественно исследуются те идеи и характеры, зарождаются и совершенствуются те жанры, в которых общественная жизнь испытывает наибольшую необходимость. Драматические события периода 1920;30-х годов рождали в национальных литературах такие жанры, которые могли поведать о новой жизни, о борьбе за нее, о новом герое, воплощающем в себе многовековую мечту народа о борце и защитнике, о свободном человеке. Это было характерным качеством молодой ингушской литературы, всех литератур Северного Кавказа. Исследователь литератур Северного Кавказа В. Корзун писал: «В произведениях тех лет мы не найдем сколько-нибудь развернутых образов новых людей. Чаще всего герои только названы — партизаны, красноармеец, бедняк, горянка. Многие поэты славословили новое, не умея раскрыть его сущность. Но при всех недостаткахриторичности, наивности — они упорно осваивали тематику, подсказанную современностью» (63, 296).

Особенности развития общественных противоречий периода 1920;30-х годов определили характер и структуру художественного конфликта во многих поэтических произведениях тех лет: художественное противопоставление прошлого и настоящего в контрастных, черно-белых тонахнепосредственное изображение борьбы противостоящих идейных началописание и пересказ сложных взаимосвязей и взаимоотношений характеров, конфликтов. Характер героя передавался в этих произведениях чаще через описание, портретную характеристику, авторскую оценку. Именно эти качества первых поэтических произведений национальной литературы и способствовали появлению и развитию в ней публицистических начал.

Тем не менее, в эти годы в ингушской литературе были заложены важнейшие художественные основы, способствующие развитию различных жанров, стилей, появлению в ней ярких творческих индивидуальностей, освоению писателями социальных и психологических конфликтов и в результате — овладение идейно-эстетическими принципами реалистического метода.

К периоду 30-х годов в ингушской литературе появились закономерности, свидетельствующие о наступлении периода национальной самостоятельности. Особенно наглядно это видно на примере поэзии, которая шла по пути более глубокого и многообразного осмысления проблем исторического перелома.

Углубление исторически общего типа изображения было связано с национальными формами их освоения. Во многом общий жизненный материал, схожие события и сходные идейно-эстетические цели, общая историческая, региональная и этнокультурная основа и многое другое, что делало новые молодые литературы частью общесоюзного процесса, не снимало стремления поиска собственных художественных форм, самостоятельных оригинальных решений.

В новых исторических условиях и в уже определившихся рамках советского единства формируется ингушская поэзия. Причем, черты этого единства четко просматриваются в различных жанровых образованиях ингушской поэзии 20−30-х годов. По своей идейно-художественной проблематике, структурно-стилевым и жанрово-композиционным признакам ингушская поэзия развивается в типологических рамках первого периода развития национальных литератур, названного «эпосом революционного перелома» (Ю.Суровцев). Но уже во второй половине 30-х годов начинают появляться произведения, заметно отступающие от принципов «историко-эпического» подхода, ищущие свой путь, своего героя. Событийность, панорамность, многогеройность в них уступает стилевой тенденции, в которой важнее «особая художественная концентрация, обобщенность, типичность едва ли не символичная» (139, 71).

Общие историко-политические и идеологические истоки диктовали ингушской поэзии 20−30-х годов единый эстетический идеал, который на начальном этапе связывался с общим направлением идей и характеров. Новый герой воспринимался и художественно воссоздавался в контексте ожесточенной борьбы двух миров — старого, уходящего, и нового, социалистического. Прежде всего, это было обусловлено тем, что образную систему и I структуру произведения определяла эстетика предельных контрастов. Контраст входит в проблематику произведения, в его образную ткань, приводит к укрупненному изображению конфликтов, героев. Таким образом, общественно-исторический и культурный уклад ингушей соприкоснулся в новых исторических условиях с более прогрессивными отношениями и оказался втянутым в общее движение литератур народов Северного Кавказа. Черты общности проявились уже в национальной поэзии 19 201 930;х годов. В дальнейшем она сыграла значительную роль в развитии всей ингушкой литературы.

Молодой национальной литературе найти верный ориентир, ведущий к эстетическому идеалу, близкому к быстро меняющейся действительности, можно было, лишь обратившись к живой реальности и на «основе развития собственного национального художественного творчества» (Г.Ломидзе). На формирование ингушской литературы должны были оказать влияние прежде всего поэтика устного народного творчества и традиции просветительской литературы, сложившейся во второй половине XIX века. Фольклор действительно сыграл большую роль, но, как известно, его романтическая символика и специфические возможности не могли справиться с проблемой глубокого психологического анализа, с необходимостью художественного изображения личности в ее многоступенчатой, сложной взаимосвязи с общественными явлениями. Что касается просветительской литературы XIX века, то она действительно создала отдельные оригинальные историко-этнографические и художественные явления (Ч.Ахриев, А. Базоркин). Но при этом необходимо учитывать, что она существовала в русской культуре и создавалась чаще всего для русского читателя. Поэтому трудно согласиться, что разрозненные по времени написания и разные по уровню художественности труды просветителей могли определить четко выраженные тенденции развития национальной литературы и ее художественные закономерности.

С самого начала существования молодая национальная поэзия становится неотъемлемой частью живого литературного процесса. Этим объясняется отражение в ее проблемно-тематических жанровых и структурных особенностях типологических черт культурно-исторического движения не только Северного Кавказа, но и всей страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Нартский эпос осетин. Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 1.- М.: «Наука», 1990.- 432 с.
  2. В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество.- Тбилиси: Мецниереба, 1971.- 159 с.
  3. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. — 290 с.
  4. X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994.- 257 с.
  5. Н.Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. -М.: «Современник», 1978.- 384с.
  6. М. Эстетика словесного творчества. -М.: «Искусство», 1979.- 444с.
  7. Л. От богатырского эпоса к роману. -Черкесск, 1974.- 288с.
  8. В.Г. ПСС, т.1,-М., 1959.- 559 с.
  9. Р. Орбиты взаимодействия. -М.: «Советский писатель», 1983.- 239 с.
  10. Л. Жанровое разнообразие русской советской поэмы (1929−1936).-М., 1986.- 342 с.
  11. А. Историческая поэтика. -М.: «Высшая школа», 1989.- 406 с.
  12. П.С. Русская советская поэзия и народное творчество.- М.-Л.: «Наука», 1963.- 290 с.
  13. A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987.- 397 с.
  14. A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис.- Краснодар, 1967.- 422 с.
  15. Г. Г. Дагестанский феномен возрождения. -Махачкала, 2000.- 280 с.
  16. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: «Современник», 1996.- 651 с.
  17. Гей Н.К. О художественности. М.: «Наука», 1967.- 364 с.
  18. Л. О лирике. М.: «Советский писатель», 1964.138 с.
  19. М. Собр. соч. в 30-т.т.- М.: «Наука», 1949 1953, т.27.- 340 с.
  20. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: «Наука», 1967 .319 с.
  21. Ч.Г. Этот живой феномен. М.: «Советский писатель», 1988.- 429 с.
  22. A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса.- Нальчик: «Эльбрус», 1993. -198 с.
  23. И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.- 136 с.
  24. И.А. Мифы и легенды вайнахов.- Грозный, 1991.- 334 с.
  25. В. Кайсын Кулиев. Размышления о жизни и творчестве.- Нальчик: «Эльбрус», 1988.- 261 с.
  26. Ш. Р. Фольклор и осетинская советская поэзия 1917−1941.- Орджоникидзе, 1972.- 217 с.
  27. Л. Методологические вопросы в фольклористике.-Л.: «Наука», 1978.- 213 с.
  28. В. Поэтический строй русской народной лирики.-Л., 1978.- 254 с.
  29. Ингушский фольклор.- Грозный, 1967 (на ингушском языке).
  30. Ингушский фольклор. Грозный, 1991.- 340 с.
  31. А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990.- 47 с.
  32. М. Из традиционной обрядово-культурной жизни карачаевцев. М., 1993.- 420 с.
  33. Н. Русская народно-бытовая песня.- М.: «Современник», 1962.- 280 с.
  34. С. Поэтика русского фольклора.- М.: «Наука», 1981.-223 с.
  35. А. Диалектика мифа. М.: «Искусство», 1971.470 с.
  36. Ю. В школе поэтического слова.- М.: «Просвещение», 1988.- 349 с.
  37. А. В боевом строю. Грозный, 1971.- 162 с.
  38. А., Туркаев X. Писатели советской Чечено-Ингушетии.- Грозный, 1969.- 148 с.
  39. Мальсагов 3. Хержараш.- Грозный, 1970.- 116 с. (на ингушском языке).
  40. М., Асанов Н. Предисловие к «Поэзии Чечено-Ингушетии».- М.: «Советский писатель», 1959.- 370 с.
  41. Е. Происхождение героического эпоса.- М.: «Наука», 1963.- 462.
  42. М. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов.-Черкесск, 1973.- 176с.
  43. А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология.- Нальчик: «Эльбрус», 1993.- 192 с.
  44. Н. Типологические особенности реализма.-М.: «Наука», 1972.- 246 с.
  45. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия (19 451 956).- Нальчик: «Эльбрус», 1970.- 230 с.
  46. Налоев 3. Из истории адыгской культуры. Нальчик: «Эльбрус», 1978.- 192 с.
  47. В. Фольклор и действительность. Статьи.- М.: «Наука», 1976.- 325 с.
  48. И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем.- Л.: «Наука», 1977.- 276 с.
  49. Ю.И. Русский фольклор.- М., 1971.- 370 с.
  50. К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа).- М.: «Наука», 1989.- 152 с.
  51. Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси, 1962. — 230 с.
  52. JI. Очерки теории и истории русского стиха. -М.: «Наука», 1958.- 415 с.
  53. Толгуров 3-Х. Движение балкарской поэзии.- Нальчик: «Эльбрус», 1984.- 250 с.
  54. ЮО.Толгуров З. Х. В контексте духовной общности.-Нальчик: «Эльбрус», 1991.- 286 с.
  55. ЮЗ.Туркаев X. Чеченская советская поэзия (20−40-е годы).-Грозный, 1971.-213 с.
  56. Ю. Художественный мир Али Шогенцукова.-Нальчик: «Эльбрус», 1994.- 130 с.
  57. Юб.Тынянов Ю. Проблема стихотворной речи.- М.: «Наука», 1962.- 227 с.
  58. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. — Нальчик: «Эльбрус», 1979.- 404 с.
  59. Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова.- М.: «Наука», 1973.- 217 с.
  60. ПО.Хакуашев А. Х. Адыгские просветители.- Нальчик: «Эльбрус», 1978.- 258 с.
  61. Ш. Хакуашев А. Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: «Эльбрус», 2000.- 352 с.
  62. X. Черкесский фольклор.- Черкесск, 1990.62 с.
  63. Р. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX веков.- Нальчик: «Эльбрус», 1983.- 244 с.
  64. Т. В защиту человека. Майкоп, 1992.- 132 с.
  65. .М. О поэзии. Л.: «Наука», 1969.- 234 с.
  66. Н.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения.-М.: «Высшая школа», 1985.- 270 с.
  67. Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: «Эльбрус», 1977.- 255 с.
  68. Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. Нальчик: «Эльбрус», 1997.- 120 с.
  69. Н. Вопросы изучения чеченцев и ингушей.-Грозный, 1926.- 130 с. 1.
  70. Ч. Ингушские праздники // Сборник сведений о кавказских горцах., Вып. У Тифлис, 1971.
  71. А. Героический эпос «Нарты»: возвращение к истокам. // Русский язык на Северном Кавказе. — Пятигорск, 2001.
  72. Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность.// Известия ЧИНИИЯЛ., Т.1., вып.З.- Грозный, 1959.
  73. Л.П. Чах Ахриев. Первый ингушский краевед. // Известия института краеведения. Владикавказ, 1928, вып.1.
  74. . Историческая поэтика: Основные направления исследования. // Историческая поэтика. М.: «Наука», 1988.
  75. Вайнахское устное народное творчество (Записки З. Измайлова). Оржоникидзе, 1933.- 175с.
  76. Ингушские песни.- М., 1995.-280 с.
  77. Ингушский фолькор. Составители Х.-Б.Муталиев, Х.Осмиева. — Грозный, 1958.-270 с.
  78. Ингушский фольклор. Грозный, 1967 (на ингушском языке).
  79. Ингушский фольклор. Грозный, 1991.- 340 с.
  80. Мудрые наставления наших предков (Из ингушского фольклора).- Нальчик, 2000, — 360 с.
  81. Радость сердца (на ингушском языке).- Фрунзе, 1957.280 с.
  82. Дж. Жизнь моя встревоженная птица.- М., 1997.- 170 с.
Заполнить форму текущей работой