Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль архаических жанров ораторского искусства адыгов в формировании национально-художественных литературных традиций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальное творчество Цуга Теучежа, Бекмурзы Пачева, Сагида Мижаева, Лаши Агнокова подтверждает эту взаимосвязь. В рамках творчества народных поэтов — импровизаторов, сказителей складывается основная атрибутика поэтики и стилистики жанров ораторского искусства адыгов. Адыгские риторы развивали традиции ораторского искусства не выходя из рамок языка, его поэтических клише, традиции жанровых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДРЕВНЕЙШИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА СЛОВА АДЫГОВ. ПОЭТИКА, СТИЛИСТИКА, ФУНКЦИИ ЖАНРОВ
  • ГЛАВА 2. РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ ИСКУССТВА СЛОВА АДЫГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖАНРОВ

Роль архаических жанров ораторского искусства адыгов в формировании национально-художественных литературных традиций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема системного целостного воссоздания той или иной национальной культуры приобретает новый исторический смысл на современном этапе развития народов. Важнейшим фактором духовной культуры народа является словесное творчество, которое несет в себе объединяющие функции в художественном восприятии мира. Без учета роли словесного искусства системная картина литературной, культурной, а также исторической жизни народа остается неполной. Актуальность данной работы обусловлена назревшей необходимостью исследования роли риторических традиций адыгов в формировании художественной культуры.

В связи с выдвинутой темой, актуальной представляется сама попытка специального изучения и выявления факта существования у адыгов, как и у других народов Северного Кавказа, богатейших традиций ораторского искусства. Актуальными являются рассмотрение искусства красноречия в контексте фольклорной и литературной художественной системы, уяснение роли риторических традиций в обогащении поэтики и стилистики жанров. В силу неразработанности исследуемой проблемы, весьма актуальна и сама система отслеживания динамики развития жанров ораторского искусства, их функциональных возможностей в обогащении языка художественной культуры адыгов.

Актуальность нашего исследования связана и с проблемой выявления истоков жанров ораторского искусства, вопросам вычленения их из мифологической и обрядовой поэзии, исследование функций и форм кавказской риторики в отличие от европейской. В этом направлении определена роль сложившихся веками традиций воспитания посредством Слова, утверждается факт существования «народной академии» — кунацкие, сходы, хасы, меджли4 сы, где оттачивалось словесное мастерство. Продолжает оставаться актуальным «новое прочтение» наследия Казаноко Жабаги, в недрах которого сформировались все жанровые разновидности ораторского искусства адыгов.

Цели и задачи исследования. В контексте избранной темы целью данной работы является углубленное исследование динамики развития искусства красноречия адыгов, уяснение роли архаических жанров ораторского искусства в формировании национально — художественных литературных традиций. В ходе исследования мы опираемся на современные методологические аспекты рассмотрения проблем истоков стиля художественной литературы, на ее национальное своеобразие, предопределившее индивидуальный стиль художника слова.

Реализация этой цели вызвала необходимость решения следующих задач:

— определение роли и значения ораторского слова в жизни и художественной культуре адыгов;

— исследование архаических форм ораторского искусства, их функции, начиная с мифологической и обрядовой поэзии, эпоса «Нарты», героикоэпических песен, здравиц, малых жанров фольклора;

— уяснение стилевых признаков ораторского наследия Казаноко Жабаги и индивидуальных самобытных поэтов;

— выявление стилевых и жанрообразующих функции традиций ораторского искусства в творчестве адыгских писателей;

— выявление своеобразия народной риторики адыгов, ее влияние на становление и развитие национальной литературы.

Объектом исследования в нашей работе предстают мифоэпическая и обрядовая поэзия, эпос «Нарты», малые жанры фольклора и творчество адыгских писателей. В центре исследования — ораторское слово, выраженное в наследии К. Жабаги, в творчестве индивидуальных поэтов, в судебных, полити5 ческих и бытовых речах, в словесном искусстве народных ораторов, а также их поэтика и стилистика.

Теоретической и методологической базой диссертации явились труды отечественных ученых и литературоведов: С. Аверинцева, Е. Баранова, А. Бахтина, А. Белкина, В. Гарданова, Е. Мелетинского, адыгских просветителей С, Хан-Гирея, А. Кешева, Ш. Ногмова, адыгских писателей: А. Кешо-кова, А. Шогенцукова, Т. Керашева, И. Машбаша, М. Эльберда, ученых исследователей: Б. Бгажнокова, Л. Бекизовой, А. Гадагатля, А. Гутова, С. Мафедзова, А. Мусукаевой, 3. Налоева, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, К. Шаззо, А. Шортанова, Т. Эфендиевой, а также иностранных путешественников: Дж. Беллья, Г. Клапрота, Дж. Лонгворта, Э. Спенсера и других.

Научная новизна работы связана с новаторством выдвинутой темывпервые в ней исследуются проблемы преемственности литературы и фольклора в аспекте вхождения традиций ораторского искусства в письменную литературу адыгов, процессы обогащения поэтики и стилистики жанров за счет традиционного искусства красноречия.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материала при изучении художественной культуры и литературы этноса, коммуникативных функций его языка. На основе этого исследования возможно составление специального курса лекций по народной риторике и спецсеминара по истории адыгской литературы, а также могут быть полезными при создании новых учебных пособий по национальной литературе.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации опубликованы в ряде статей в тематических сборниках, а также были апробированы на научно — практических конференциях по проблемам адыгской филологии: «Традиции ораторского искусства адыгов в контексте худо6 жественной культуры». \ Сборник статей «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». Майкоп, 1998; «Роль традиций ораторского искусства в формировании жанров художественной литературы адыгов». \ Сборник статей «Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе». Черкесск, 1999; «Традиции ораторского искусства адыгов и литература». \ Материалы конференции «Литература народов Северного Кавказа: художественные и методические проблемы изучения». Карачаевск, 1999; «Традиции ораторского искусства в контексте этно-художественной культуры адыгов», Карачаевск, 2000.

Диссертационная работа по главам и в целом была обсуждена на заседании сектора литературы и фольклора КЧИГИ и на заседании кафедры русской литературы КБГУ и рекомендована к защите.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Национально — художественная традиция в различных ее аспектах составляет фундамент адыгских литератур. Рассмотрение функциональной значимости традиций ораторского искусства, в формировании письменной литературы адыгов, позволило сделать ряд выводов, и обобщений, полученных в ходе анализа конкретных фактов.

Мифологическое творчество адыгов является наиболее архаической формой познания окружающего мира, она составляет почву и арсенал древнейших форм искусства слова. По мысли Е. М. Мелетинского миф и историческая поэтика фольклора неотделимы. Анализ текстов мифологической и обрядовой поэзии адыгского фольклора, в контексте которых решается проблема генезиса жанров искусства красноречия, показал, что мифологическая поэзия метафорична, символична, пользуется конечным набором средств, «имеющихся под рукой» и выступающих в роли материала.

Мифологическое мышление явилось одной первых форм художественного познания окружающего мира. Мифологический синкретизм и некоторые специфические черты мифологического мышления наследуются, используются, преломляются на свой лад и в искусстве, особенно на его фольклорной ступени, художественность которого имеет стихийный характер. В этом смысле словесный фольклор является важнейшей формой бытования мифологии. В мифе содержится не только представление древних, о мире и человеке, но повествование о мировосприятии. Миф генетически предшествовал другим эпическим жанрам и уже в нем обнаруживаются элементы поэтического языка и стиля, как определенной повествовательной формы.

Анализ древнейших форм мифологической и обрядовой поэзии адыгов подтвердил идею о том, что в народно — обрядовых играх, в ритуалах и в дру.

138 гих синкретических формах фольклора, следует усматривать генезис, истоки художественного познания мира. Анализ фольклорных текстов в их жанровой совокупности свидетельствует о том, что образ и его значение нерасчленимы в слове. Словесный образ в фольклоре адыгов, как и миф, заменяет трудно уловимое близкое и конкретное, которые выражаются через символику, метафоры.

В ходе развития словесного творчества, свойство отделяется от вещи, субъект от объекта. Мифологический образ постепенно превращается в художественную метафору. На базе мифологической метафоричности формировалась поэтика и стиль, жанровые формы адыгского фольклора.

Следует сделать вывод о том, что за неимением письменности, жизнь общества регулировалась с опорой на идеи и образы, выраженные в мифоэпической и этно — культурной традиции народа. В первую очередь на эпос «Нарты», вобравший в себя нравственные и философские представления адыгов. Словом, ораторское искусство формировалось в контексте других образцов фольклора, как неотъемлемое звено художественной культуры этноса.

С появлением института кунацкой, Слово становится способом утверждения в культурной памяти народа тех или иных событии, удостоенных славы имен героев. Обобщение динамики развития стилевых и жанровых форм ораторского искусства адыгов в контексте фольклорной традиции, дает основание сделать вывод о том, в связи с появлением понятия «авторство» и авторитета как носителя Слова, вычленением института гегуако, ораторское искусство обретает свои жанровые модификации. Примером тому притчи, новеллы, изречения, афоризмы, речи, приписываемые Казаноко Жабаги. Жанры ораторского мастерства Жабаги сыграли, как и все его наследие в целом, большую роль в общественнополитической и бытовой жизни адыгов. Речи Жабаги вошли в фольклор как образцы судебной и бытовой речи, ораторского искусства. Они тематически разнообразны, политически остры, компози.

139 ционно логичны. Все эти качества отличают стиль ораторской публицистики первого трибуна — оратора, философа и мудреца Казаноко Жабаги. Его притчи, новеллы, хабары и афоризмы составили основу риторических жанров адыгов, окончательно утвердившихся в 19 веке.

Ученые Марр Н. Я., Инал-ипа Ш. Д., Бгажноков Б. Х. отмечают, что на Кавказе существовали специальные институты общения: традиционные собрания разных видов, ритуальные и фамильные праздники, свадебные, торжества, поминальные дни. На этих мероприятиях оттачивалось Слово, а за красноречивыми ораторами закреплялась слава. В ходе анализа как фольклорных текстов так и произведений известных народных певцов делается вывод о том, что искусство слова было тесно связано с национально-художественной традицией и ею обусловлено.

Индивидуальное творчество Цуга Теучежа, Бекмурзы Пачева, Сагида Мижаева, Лаши Агнокова подтверждает эту взаимосвязь. В рамках творчества народных поэтов — импровизаторов, сказителей складывается основная атрибутика поэтики и стилистики жанров ораторского искусства адыгов. Адыгские риторы развивали традиции ораторского искусства не выходя из рамок языка, его поэтических клише, традиции жанровых форм фольклора. Вместе с тем, в поэтическом и прозаическом творчестве, традиция обогащалась за счет индивидуальных форм использования стилистических и жанровых приемов народного творчества. Об этом свидетельствует таких народных ораторов, как Салачереко дэгу (Едыдж Мыхьэмэт), Агноков Лаша, чьи имена сохранились благодаря их пламенным речам.

С опорой на ораторские традиции, на речевой этикет, на содержательноэмоциональные традиции развивается и язык индивидуального творчества адыгских писателей, представителей письменной литературы. В произведениях А. Шогенцукова, Т. Керашева, А. Кешокова, М. Дышекова, X. Абуко-ва, И. Машбаша, М. Эльберда, В. Абитова и других мы имеем широкоас.

140 пектное использование традиции. Востребованность традиций ораторского искусства зависит от темы произведения, изображенного в нем времени и обстоятельств, от выбора героев и действующих лиц.

Тема махаджирства, впервые художественно осмысленная в литературе М. Лохвицким (Громовый гул), Б. Шинкуба (Последний из ущедших), М. Кандуром в романах «Кавказ», «Черкесы-балканская история», предопределила характер обращения к национально-художественным традициям ораторского слова. В этих произведениях использован прием обращенности слова к предполагаемому собеседнику, слушателю. Характеризуя трагическую веху жизни своего народа, связанную с трагическими последствиями кавказской войны, осмысливая философию создаваемых образов, как носителей лучших его нравственных качеств, писатель опирается на философию фольклорных идеалов и словесную характеристику, данную им в народе. Значительное место занимает в новом литературном эпосе речевая характеристика героев. Прием использования культовой речи — традиционная форма обращения к богу с мольбой, мы находим в описании Б. Шинкуба трагической истории гибели убыхского народа.

Значимость образного слова, как основы красноречия, подчеркивается использованием писателями речевых характеристик фольклора. Речь героев в романах изобилует, как речь оратора, традиционными эпитетами, метафорами, словесными выражениями, передающими эмоциональнопсихологическую глубину изображаемого. Литераторы используют и ритуализованные формулы речевого поведения кавказцев, в частности традиционные языковые формулы благопожеланий, сочувствия, утешения, что делает повествование национально-значимым. В свою очередь они ориентируют читателя на восприятие нравственных качеств народа, его мировозрения.

В художественном контексте произведений современных адыгских писателей особое место занимает лексические, интонационные, стилистические.

141 особенности традиционных жанров гимнической поэзии, хохов-здравиц, бла-гопожеланий.

В ходе исследования малоразработанной темы, мы пришли к основополагающему выводу о том, что традиции ораторского искусства адыгов формировались как часть национальнохудожественной традиции, как ее изначальное звено. Начало традиций красноречия, образного слова, было положено в мифологической и обрядовой поэзии. Дальнейшему развитию и формированию жанров ораторского искусства содействовали условия жизни народа. Патриархально — феодальный строй, общественное бытие адыгского народа вызвали к жизни такие институты, как кунацкая, народные хаса, народное судопроизводство. Дальнейшее развитие, в качестве образцов ораторского искусства, получают и такие ее традиционные жанровые формы, как культовая речь, любовная риторика, застольная речь.

Традиции ораторского искусства адыгов, рассмотренные в аспекте всей художественной культуры этноса, в динамике жанрового и стилевого развития, дает основание сделать вывод о том, что они предопределили особенности национального мировидения и художественного менталитета народа. Эта традиция является фундаментом художественного выражения национального бытия. В свою очередь национально — художественная традиция, традиции искусства красноречия в различных ее аспектах, составляют фундамент письменной литературы.

Важнейшим фактором, стимулирующим необходимость исследования форм традиций красноречия, национальных образцов ораторского искусства является проблема культурной диаспоры, как следствие Кавказской войны. Отсюда назревшая необходимость осмысления проблем целостности, единства литератур, созданных адыгами, независимо от страны проживания.

Исследование мифоэпических традиций адыгов, традиций искусства слова дает ключ к выработке механизма, который даст возможность иденти.

142 фицировать произведения адыгской литературы, созданные на турецком, арабском, немецком, английском языках в черкесском зарубежье. Этот принцип рассмотрения произведений писателей зарубежья, в соотнесении с мифо-эпическими традициями эпоса «Нарты», дает возможность вывести заявленную тему на новый проблемный историко — литературный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античные риторики. М., 1978.
  2. В. М. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 1990.
  3. В. М. Страницы истории. Нальчик, 1987.
  4. С.Ш. Адыгские историко-герооические песни ХУ1 -XIX веков. Нальчик. 1873.
  5. Е. Кабардинские легенды. Пятигорск, 1911.
  6. И. Л. Взаимодействие адыгских традиции и этнополитических изменений на Северном Кавказе. Сборник «Философия и социология». Майкоп, 1995.
  7. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  8. . X. Адыгский этиткет. Нальчик, 1991.
  9. . X. Черкесские игрище. Нальчик, 1978.
  10. . X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.
  11. Л. А. Ответственность слова. Черкесск, 1981.
  12. Л. А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1983.
  13. Л. А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа. Черкесск, 1986.
  14. А. А. Русские скоморохи. М., 1975.
  15. В. Т. О русской повести и повестях Н. Гоголя. ПСС Т.7. М., 1953,
  16. Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837−1839 гг. Тифлис, 1862.
  17. Р. Ж. Адыги. Нальчик, 1991.
  18. Габуния 3. М., Башиева С. К. Риторика как часть традиционной культуры. Нальчик, 1993.
  19. А. М. Героический эпос адыгских (черкесских) народов. Нарты. Майкоп, 1987.
  20. Г. Г. Писатель и устнопоэтическая традиция (проблемы и суждения). Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. М., 1991.
  21. В. К. Общественный строй адыгских народов (XVI11- XIX вв). М., 1967.
  22. Гомер. Илиада. М-Л., 1935.
  23. А. М. По поводу плана хрестоматии.// Газета «Правда», № 167 1938.
  24. А. М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993.
  25. К. П. Общая и частная риторика. Одесса, 1849.
  26. Инал- ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухум, 1984.
  27. История народов Северного Кавказа. Конец XI11 в. 1917 г. М., 1988.
  28. Кабардинский фольклор. М., 1936.
  29. Къазэнокъуэ Жабагъы. Налшык, 1984.
  30. Жабаги Казаноко. Материалы региональной научной конференции 3031 октября 1985 г. Нальчик, 1987.
  31. Т. М. Искусство адыге. Ростов- на- Дону, 1932.
  32. А. Г. Характер адыгских песен. Фольклор адыгов в записях и публикациях. Нальчик, 1979.
  33. Г. Ю. Путешествие по Кавквазу и Грузии, предпринятое в 1807 1808 гг. Нальчик, 1977.
  34. К. Маркс, Ф. Энгельс. ППС, Т. 12.
  35. Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.
  36. Кумахова 3. Ю., Кумахов М. А. Функциональная стилистика адыгских языков. М., 1979.
  37. Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Париж, 1862.
  38. Л. Г. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XI, XXV. Тифлис, 1864.
  39. Н. Г. Этническая история западной черкесии. Майкоп, 1997.
  40. Н. Г. Декоративные средства средневековой адыгской керамики. Майкоп, 1975.
  41. Ю. М. Поэтика бытового поведения в культуре XVI11 века. Труды по знаковым системам. Вып., VI11. Тарту, 1972.
  42. С. X. К проблеме национального самосознания (на примере адыгов). Майкоп, 1991.
  43. А.Х. Поиски и свершения.Нальчик, 1978.
  44. А. X. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. Нальчик, 1993.
  45. Дж. Год среди черкесов. Нальчик, 1974.
  46. Е. М. Эпос и мифы. М., 1982.
  47. Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
  48. М.Эльберд. Страшен путь на Ошхамахо. Нальчик, 1985.
  49. З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985.
  50. Н. А. Цветовая символика адыгского девичьего костюма и легенды об амазонках. Майкоп, 1989.
  51. Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1982.
  52. Ш. Б. филологические труды, т.1. Нальчик, 1957.
  53. Ян. Мифология. М., 1971.
  54. П. С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793- 1794 гг. Нальчик, 1974.
  55. Предания о Жабаги. Нальчик, 1985.
  56. С. Перед национальной катастрофой (приезд царя Александра к абадзехам). Мир культуры. Вып.1, Нальчик, 1990.
  57. Э. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1994.
  58. В. Античная эстетика. М., 1997.
  59. Теучеж Цуг. Счастливая доля. Майкоп, 1980.
  60. Ю. М. Адыгский роман. Нальчик, 1987.
  61. А. X. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.
  62. Хан- Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.
  63. Хан- Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989.
  64. Р. X. Адыгские просветители второй половины XIX-начала XX века. Нальчик, 1983.
  65. Р. X. Адыгские просветители. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.
  66. Р. А. Хан-Гирей. Жизнь и деятельность. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989.
  67. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
  68. Т. Н. Традиции фольклора в адыгской поэзии. Адыгейская филология, Вып.2. Краснодар, 1967.
  69. К. Г. Дорогами правды. Майкоп, 1989.
  70. К. Г. Живое слово.Майкоп, 1982.
  71. . В. Последний из ушедших. М., 1982.
  72. А. Т. Нартский эпос адыгов. Нарты. М., 1974.
  73. А. Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.
  74. А. Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992.
  75. Т. Е. Поэмы К. Кулиева. Нальчик, 1979.
Заполнить форму текущей работой