Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование и исследование напряженно-деформированного состояния узлов и деталей турбомашин для оценки их трещиностойкости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика проектирования и производства энергетического оборудования все время ставит перед конструктором задачу исследования напряженно-дефорованного состояния (НДС) ответственных несущих деталей и узлов. При этом необходимо учитывать, что в процессе изготовления энергетического оборудования не удается полностью исключить появление технологических дефектов, которые во время эксплуатации могут… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Методы определения прочности деталей и узлов, содержащих дефекты
    • 1. 1. Особенности работы резьбовых соединений турбомашин и турбоустановок
    • 1. 2. Анализ металлургических дефектов в заготовках валов энергетических турбоустановок
    • 1. 3. Состояние вопроса по обоснованию допустимых размеров дефектов в валах
    • 1. 4. Современное состояние расчетных методов оценки прочности деталей и элементов конструкций, содержащих трещины
      • 1. 4. 1. Оценка хрупкой прочности деталей и элементов конструкций
      • 1. 4. 2. Расчет циклической трещиностойкости
    • 1. 5. Методы экспериментального исследования коэффициентов интенсивности напряжений
    • 1. 6. Фотоупругие методы определения коэффициентов интенсивности напряжения
    • 1. 7. Выводы и постановка задач исследования
  • 2. Разработка методики моделирования задач механики разрушения и исследования напряженного состояния конструкций и узлов турбомашин методом фотоупругости
    • 2. 1. Проектирование фотоупругих моделей и выбор схемы их нагружения
      • 2. 1. 1. Крупногабаритные резьбовые соединения турбомашин
      • 2. 1. 2. Роторные валы турбомашин
    • 2. 2. Измерение оптических величин, определение напряжений в моделях и используемое оборудование
    • 2. 3. Методика моделирования задач механики разрушения
      • 2. 3. 1. Экспериментальный метод определения коэффициентов интенсивности напряжений трех типов
    • 2. 4. Соотношение между характеристиками напряженно-деформированного состояния моделей и натурных объектов
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • 3. Технология изготовления моделей с трещинами заданных размеров и их нагружение
    • 3. 1. Получение заготовок и изготовление моделей
    • 3. 2. Нанесение трещин на модели
    • 3. 3. Выбор величины нагрузки и нагружение моделей
    • 3. 4. Определение оптико-механических характеристик материала моделей
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • 4. Исследование напряженно-деформированного состояния моделей методом фотоупругости на основе разработанной методики
    • 4. 1. Напряженно -деформированное состояние крупногабаритных резьбовых соединений турбомашин при отсутствии трещин
      • 4. 1. 1. Соединение «шпилька-гайка»
      • 4. 1. 2. Соединение «корпус-шпилька»
    • 4. 2. Коэффициенты интенсивности напряжений в узлах резьбовых соединений турбомашин
      • 4. 2. 1. Соединение «шпилька-гайка»
      • 4. 2. 2. Соединение «корпус-шпилька»
    • 4. 3. Исследование взаимодействия множественных дефектов
    • 4. 4. Выводы по главе 4
  • 5. Оценка трещиностойкости деталей и узлов турбомашин
    • 5. 1. Определение допустимых дефектов и допустимых расстояний между дефектами в заготовках валов турбоагрегатов
      • 5. 1. 1. Анализ режимов нагружения валов энергетических установок
      • 5. 1. 2. Определение напряжений в роторном валу
        • 5. 1. 2. 1. Напряжения, возникающие под действием центробежных сил
        • 5. 1. 2. 2. Термомеханические напряжения
        • 5. 1. 2. 3. Остаточные напряжения
        • 5. 1. 2. 4. Напряжения от изгибающих моментов
        • 5. 1. 2. 5. Напряжения от крутящих моментов
        • 5. 1. 2. 6. Напряжения от посадок с натягом
      • 5. 1. 3. Определение наиболее опасной ориентации и места расположения металлургических дефектов на основе анализа напряженного состояния вала
      • 5. 1. 4. Определение допустимых дефектов и расстояний между ними
    • 5. 2. Оценка хрупкой прочности резьбовых соединений
      • 5. 2. 1. Анализ коэффициентов интенсивности напряжений для оценки хрупкой прочности резьбовых соединений
      • 5. 2. 2. Определение размеров гипотетических трещин для расчета резьбовых соединений на хрупкую прочность
    • 5. 3. Выводы по главе 5

Моделирование и исследование напряженно-деформированного состояния узлов и деталей турбомашин для оценки их трещиностойкости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время отчетливо просматривается тенденция роста единичных мощностей и интенсификация условий эксплуатации различных теплоэнергетических установок, агрегатов и машин, связанная с увеличением технико-экономических показателей их работы. Рост единичных мощностей таких объектов неразрывно связан с увеличением весовых и габаритных характеристик их деталей, узлов и конструкций, что приводит к необходимости использования материалов с более высокими характеристиками прочности, а, следовательно, с пониженными характеристиками пластичности и трещино-стойкости. Несмотря на постоянно совершенствующуюся технологию изготовления крупных ответственных деталей и узлов, невозможно обеспечить отсутствие начальных дефектов (включения, флокены, трещины, непровары сварных швов и т. п.) — Кроме того, также существует опасность образования трещин в процессе эксплуатации, особенно в местах всевозможных концентраторов напряжений.

В связи с расположением данных объектов в густонаселенных районах страны, все большее значение приобретает безопасность и надежность их работы.

Среди комплекса конструктивных и технологических мероприятий, направленных на обеспечение надежности и долговечности, одним из важнейших является прочностное обоснование конструкций и деталей, включающее в себя расчеты на хрупкую и циклическую прочность.

Одним из самых плодотворных и распространенных подходов в оценке прочности конструкций и деталей, содержащих трещины, является подход, основанный на учете коэффициентов интенсивности напряжений (КИН) [25, 47, 59, 69, 85, 94, 95, 106]. Для деталей и конструкций сложной формы получение КИН аналитическим путем связано со значительными математическими сложностями, поэтому необходимо использование численных и экспериментальных методов. Наибольшее применение среди численных методов нашел метод конечных элементов (МКЭ) [26, 54, 69, 149]. Однако необходимо отметить, что расчет многих конструкций и узлов, имеющих сложную геометрию, может быть выполнен только с использованием ряда упрощений. При определении КИН точность МКЭ во многом зависит от искусства разбиения, удачной идеализации конструкции или детали и правильном учете граничных условий, и, кроме того, встречаются трудности, связанные с дефицитом машинных ресурсов.

Поэтому, наряду с численными, используются экспериментальные методы и, в частности, поляризационно-оптический метод исследования напряжений (метод фотоупругости), который отличается высокой точностью и наглядностью. Вопросам совершенствования метода фотоупругости и исследованию конкретных инженерных задач посвящены работы, выполненные под руководством Н. И. Пригоровского, Г. Л. Хесина, Б. И. Тараторина, А. Я. Александрова, Х. К. Абена, С. П. Шихобалова, Е. И. Эделыптейна и др. [1, 2, 37, 49, 50, 89, 107, 108, 109, 110] - в нашей стране и под руководством М. Фрохта, Р. Хейвуда, Н. Куске, Д. Поста, А. Дюрелли, Дж. Дейли, А. Кобаяси, С. Смита и др. [29, 40, 98,120, 126, 133, 143, 153] за рубежом.

Однако, из-за недостаточно разработанной методики моделирования прикладных задач механики разрушения и технологии изготовления фотоупругих моделей с поверхностными и внутренними трещинами, заданных размеров и формы, находящимися в интересующих исследователя местах, использование метода фотоупругости не находило широкого применения.

Число работ, посвященных определению КИН в конструкциях сложной формы, незначительно [64, 141, 147, 153]. Причем, во всех этих работах определялись коэффициенты интенсивности напряжений только типа Методы определения КИН типа K?, Кп и Кш находятся в стадии разработки.

Актуальность темы

Практика проектирования и производства энергетического оборудования все время ставит перед конструктором задачу исследования напряженно-дефорованного состояния (НДС) ответственных несущих деталей и узлов. При этом необходимо учитывать, что в процессе изготовления энергетического оборудования не удается полностью исключить появление технологических дефектов, которые во время эксплуатации могут развиваться и привести к катастрофическому разрушению.

В энергетических машинах особые опасения с точки зрения возможного разрушения вызывают детали, вращающиеся с большими частотами, и прежде всего, наиболее металлоемкие и высоконагруженные валы различных турбо-установок. Их разрушение может приводить к тяжелым последствиям.

По публикациям о разрушении крупных роторных валов [17, 44, 111] можно сделать вывод о том, что основная часть выходов из строя роторов связана с образованием поверхностных усталостных трещин. Однако около 20% разрушений связаны с наличием металлургических дефектов. Существующие в настоящее время нормы на допустимые размеры металлургических дефектов основаны, в основном, на возможностях металлургической промышленности, а не на каких-либо расчетно-экспери-ментальных исследованиях. В отдельных случаях это может приводить, как к заведомо низкой эксплуатационной надежности деталей, так и к забрако-выванию дорогостоящих поковок из-за дефектов, размеры, количество и расположение которых либо не влияют на прочность деталей, либо влияют незначительно. Обосновать требования на допустимые размеры и взаимное расположение множественных дефектов в крупных роторных валах можно на основании экспериментальных исследований НДС валов с дефектами при рабочих нагрузках.

Анализ видов эксплуатационных разрушений резьбовых соединений [11, 83, 112, 129] показывает, что приблизительно 50% разрушений происходит вследствие несовершенства их конструкции и методов расчета, 25% - по причине несоблюдения или несовершенства технических требований к их изготовлению, 25% - в результате неправильной эксплуатации машин и установок.

Вместе с тем, особенностями резьбовых соединений различных энергетических машин и установок, является весьма высокий уровень номинальных напряжений, значительные диаметры резьбы, использование высокопрочных сталей, а также требования надежности их работы. Поэтому основной тенденцией повышения надежности и долговечности резьбовых соединений энергетического оборудования является совершенствование инженерных методов их расчета на хрупкую и малоцикловую усталостную прочность за счет получения достоверной информации о величине упругих коэффициентов концентрации напряжений (УККН) и КИН.

Сложность расчета НДС резьбовых соединений с поверхностными трещинами обуславливает необходимость разработки методики экспериментального исследования с целью обоснования их прочности.

Цель и задачи. Разработка методик решения задач механики разрушения узлов и деталей турбомашин, применение которых повысит степень обоснованности технических решений, направленных на обеспечение эксплуатационной надежности создаваемых и модернизируемых турбоустановок.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— разработать методику моделирования НДС для изучения прикладных задач механики разрушения;

— выполнить комплексное исследование влияния геометрии резьбы на НДС крупногабаритных резьбовых соединений турбоустановок;

— определить экспериментальным путем коэффициенты интенсивности напряжений резьбовых соединений и роторных валов турбоустановок;

— сформулировать предложения к поверочным расчетам резьбовых соединений на хрупкую прочность;

— разработать требования к допустимым размерам дефектов и расстояниям между ними в роторных валах турбомашин.

Достоверность полученных в работе результатов обеспечивается значительным объемом экспериментальных исследований, корректностью обработки опытных данных, применением теории подобия.

Научная новизна. Разработана методика моделирования НДС конструкций, узлов и деталей сложной формы, содержащих поверхностные и внутренние трещины, с учетом их конструктивных особенностей и условий нагружения.

Разработана технология изготовления сложных моделей из оптически чувствительного материала с трещинами заданных размеров, находящимися в требуемых для исследования местах.

Предложена методика фотоупругого определения коэффициентов интенсивности напряжений трех типов Кь Кп и Кш, заключающаяся в том, что К1 и Кп находят из нормального просвечивания срезов, а Кш вычисляется при наклонном просвечивании этого же среза.

Установлено влияние геометрии резьбы на напряженно-деформированное состояние резьбовых соединений турбомашин, позволившее предложить пути повышения сопротивляемости резьбовых соединений хрупким и малоцикловым усталостным разрушениям.

Экспериментально определены КИН резьбовых соединений, работающих по схемам «шпилька — гайка» и «корпус — шпилька».

Впервые определен размер гипотетической трещины в поверочном расчете резьбовых соединений на хрупкую прочность.

Рассмотрены вопросы прочности роторных валов при наличии в них внутренних и поверхностных дефектов. Предложено определять требования к допустимым дефектам дифференцировано по зонам. Разбивка на зоны осуществляется по напряженному состоянию вала и характеристикам трещино-стойкости его материала. Оценка напряженного состояния проводится с учетом, как геометрических параметров дефектов, так и их взаимного расположения.

Экспериментально проведены исследования взаимодействия поверхностных, внутренних и поверхностно-внутренних коллинеарных дефектов.

Установлена возможность выделения из числа множественных дефектов одиночных, взаимодействующих и объединяемых. Предложена методика определения критериев этой классификации.

Практическая ценность.

Разработанная методика экспериментального исследования НДС деталей и конструкций, содержащих трещины может быть использована для решения прикладных задач механики разрушения любых конструкций, узлов и деталей с дефектами различного происхождения.

Установлено влияние геометрии резьбы на НДС крупногабаритных резьбовых соединений турбомашин. Даны рекомендации по повышению сопротивляемости хрупким и малоцикловым усталостным разрушениям высокопрочных соединений энергетических установок за счет оптимизации геометрии резьбы.

Экспериментально определенные КИН резьбовых соединений, работающих по схеме «шпилька-гайка» и «корпус-шпилька» могут быть использованы при разработке Норм для расчета хрупкой прочности крепежных деталей энергетического оборудования. Сформулированы предложения для разработки таких Норм.

На базе полученных в работе результатов определены требования к допустимым размерам металлургических дефектов и расстояниям между ними в роторных валах турбомашин.

Разработанная методика оценки допустимых размеров дефектов может быть использована для количественной оценки эксплуатационной надежности деталей энергетических машин, имеющих отклонения от условий поставки по размерам металлургических дефектов.

Полученные экспериментальные данные значений КИН в условиях взаимодействия внутренних, поверхностных и поверхностно-внутренних трещиноподобных дефектов могут быть использованы для оценки прочности различных объектов, содержащих множественные трещиноподобные дефекты.

Реализация результатов работы.

Результаты работы внедрены в ЗАО «НПФ «Невинтермаш» для расчета эксплуатационной надежности резьбовых соединений и роторов при модернизации существующих центробежных компрессоров и нагнетателей.

Результаты работы могут быть внедрены в ОАО «Силовые машины» при выборе оптимального материала и геометрии резьбы по критериям линейной механики разрушения с целью повышения работоспособности резьбовых соединений энергетических установок, а также при оценке прочности крупных роторных валов турбомашин.

Разработанная методика оценки допустимых размеров дефектов может быть реализована в ОАО «Ижорские заводы» для расчета эксплуатационной надежности крупных деталей, имеющих отклонения от условий поставки по размерам металлургических дефектов, а также при выполнении поверочных расчетов резьбовых соединений узла уплотнения главного разъема серийных реакторов на хрупкую прочность.

Апробация. Основные результаты работы были доложены и обсуждены:

— на региональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов старших курсов высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Волгограда, Новгорода и Пскова «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительного производства» (СПб., 14−16 мая 2008 г.);

— на Международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» (СПб., 27−28 апреля 2010 г.);

— на научном семинаре кафедры «Теория механизмов и детали машин» ПИМаш (СПб., 2008 г.);

— на научном семинаре кафедры «Турбиностроение и средства автоматики» ПИМаш (СПб., 2012 г.);

— на научном семинаре кафедр «Турбинные установки и двигатели» и «Сопротивление материалов» СПбГПУ (СПб., 2012 г.).

Список публикаций:

1. Дудник Т. А. Исследование напряженнодеформированного состояния резьбовых соединений. // Инструмент и технологии, 2008, № 28−29. -С.48−56.

2. Моделирование и решение некоторых прикладных задач механики разрушения с использованием метода фотоупругости. Ю. М. Зубарев, Н. В. Корихин, В .Б. Титов, Т. А. Дудник, H.H. Ревин. — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009.-288с.

3. Титов В. Б., Дудник Т. А. К вопросу определения коэффициентов интенсивности напряжений резьбовых соединений. — В кн.: Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники: Труды Международ, науч.-техн. конф., 27−28 апреля 2010 г./ Балт. гос. техн. ун-т. — СПб., 2010. — С.122−126.

4. Титов В. Б., Дудник Т. А. Определение коэффициента интенсивности напряжений трех типов методом фотоупругости // Научно-технические ведомости СПбГПУ -2011, № 1. — С.132−134.

5. Дудник Т. А., Богов И. А., Титов В. Б. Определение коэффициентов интенсивности напряжений при чистом изгибе цилиндра, содержащего внутренние трещины //Инструмент и технологии: электрон, период, издан. С-Пб.: ПИМаш, № 3(33)/2011, — С.1−8., № гос. регистрации Эл № ФС77−36 528. URL: http://vtiiz.m/index.php?option=com wrapper&view=wrapper&Itemid=74.

6. Дудник Т. А., Богов И. А., Титов В. Б. Технология изготовления фотоупругих моделей с поверхностными и внутренними трещинами // Инструмент и технологии: электрон, период, издан. С-Пб.: ПИМаш, № 3(33)/2011., — С.9−14., № гос. регистрации Эл № ФС77−36 528. URL: http://vtuz.ru/index.php?option=com wrapper&yiew=wrapper&Itemid=74.

7. Дудник Т. А., Богов И. А. О нормировании расчетов резьбовых соединений на хрупкую прочность //Научнотехнические ведомости СПбГПУ — 2012, № 1. — С.128−132.

8. Дудник Т. А., Богов И. А., Ласкин А. С. Определение допустимых размеров дефектов в заготовках крупных роторных валов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2012, № 1. — С.137−143.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложения. Работа содержит 176 страниц текста, в том числе 65 рисунков и 9 таблиц.

Список литературы

включает 159 наименований.

10. Результаты работы использовались: при выборе оптимального варианта материала и геометрии резьбы по критериям ЛМР с целью повышения работоспособности резьбовых соединенийпри корректировке норм на размеры металлургических дефектов и расстояний между нимипри разработке предложений по нормированию расчета резьбовых соединений энергетических установок на хрупкую прочность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбенХ.К. Интегральная фотоупругость. Таллинн: Валгус, 1975−218 с.
  2. А.Я., Ахметзянов М. Х. Поляризационно-оптические методы механики твердого деформируемого тела. М.: Наука, 1973. — 576 с.
  3. Г. С. Исследование напряжений в рабочей части резца на поляризационно-оптической установке с применением киносъемки. «Вестник машиностроения», 1985, № 5.
  4. А.Е. Пространственные задачи теории трещин. Киев: Наукова думка, 1982. — 348 с.
  5. A.c. № 1 392 432 СССР, МКИ4 G 01 N3/00. Способ создания литой модели с трещинами / О. С. Минченков, Ю. А. Бойченко, Н. А. Греков и др. опубл. 30.04.88, бюл.№ 16.
  6. A.c. № 1 610 370, СССР, AI, G01 № 3/00. Способ создания внутренних трещин в составных моделях из оптически чувствительных материалов / Титов В. Б., Корихин Н. В., Эйгенсон С. Н. опубл. 30.11.90, бюл.№ 44.
  7. Г. И. Математическая теория равновесных трещин, образующихся при хрупком разрушении. Журн. прикл. механики и техн. физики, 1964, № 4, С. 3−57.
  8. Н.Я., Яковлев М. И., Свечков И. Н. Технология производства паровых и газовых турбин. М.: Машиностроение, 1973. — 464 с.
  9. Л.И. Прочность и надежность режущего инструмента. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973. — 304 с.
  10. И.А., Иосилевич Г. Б. Резьбовые соединения. М.: Машиностроение, 1973. — 256 с.
  11. И.А., Иосилевич Г. Б. Резьбовые и фланцевые соединения. М.: Машиностроение, 1990. — 368 с.
  12. Ю.А., Соснин A.B. Вязкость разрушения и оценка эксплуатационной надежности сталей и сплавов для деталей электрических машин. Л.: ЛДНТП, 1979. — 23 с.
  13. У., Сроули Дж. Испытания высокопрочных материалов на вязкость разрушения при плоской деформации. Пер. с англ. под ред. Б. А. Дроздовского и Е. М. Морозова. М.: Мир, 1972. — 246 с.
  14. Д. Основы механики разрушения. Пер. с англ. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  15. М. и др. Экспериментальный анализ пространственных трещин методами фотоупругости. «Нихон кикай ганкат ромбунсю», 1978. т.44, № 388. — С. 4040−4048.
  16. A.B., Спирин А. П. Определение напряжений в резьбе методом шаровых сечений. Труды Горьковского политехнического института, 1963, т.8, вып.4. С.23−26.
  17. Висванатан, Даффи. Металлургические факторы, влияющие на надежность роторов паровых турбин в установках, работающих на органическом топливе. // Энергетические машины и установки. М.: Мир, — 1985. — Вып. 107.-С. 53−65.
  18. В.И., Добрина E.JL, Перцев H.A. Коллективные эффекты упругого взаимодействия в ансаблях микротрещин // Тр. физ. техн. ин-та АН СССР. 1987. — Вып. 1120. — С. 1−20.
  19. В.И. Сопротивляемость деформированию и разрушению высокопрочных металлических материалов для крепежных деталей атомных энергетических установок. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, докт. техн. наук. С-Пб, 1995. — 40 с.
  20. H.A., Минченков О. С. Анализ металлургических дефектов в заготовках валов крупных электрических машин // Сб. Электросила Л.: Энергия, 1990. — № 38. — С. 139−142.
  21. Д.В., Сорокатый Ю. И., Думанский О. И. Экспериментальные методы определения коэффициентов интенсивности напряжений. В кн.: Материалы VIII Всесоюзной конференции по методу фотоупругости. -Таллинн, 25−28 сентября 1979, т. III. — С. 146−148.
  22. A.C., Эйгелес P.M., Эделыптейн Е. И. Фотоупругое моделирование отдельных фаз разрушения хрупких горных пород под действием штампа. Труды ВНИИБТ, вып. XXXIII, сб. «Разрушение горных пород», Москва, 1975.
  23. JI.B. Концентрация напряжений в резьбовых деталях при осевых циклических нагрузках. Научные труды Московского лесотехнического института. 1961, вып.П. С.54−64.
  24. А.Р., Мак Клур Дж. М. и др. Практические примеры расчета на сопротивление хрупкому разрушению трубопроводов под давлением // Разрушение. Т. 5. — М.: Машиностроение, 1977. — С. 146−209.
  25. В.В., Шилов С. Е. Определение коэффициентов интенсивности напряжений методом фотоупругости. Проблемы прочности, 1975, № 2. — С. 108, 109.
  26. .А., Фридман Я. Б. Влияние трещин на механические свойства конструкционных сталей. М.: Металлургиздат, 1970. — 260 с.
  27. А., Райли У. Введение в фотомеханику. М.: Мир, 1970. -484 с.
  28. Г. С., Стрункин В. А. Конструкция и расчет на прочность деталей паровых и газовых турбин. М.: Машиностроение, 1968. — 523 с.
  29. Н.Е. Распределение давлений между витками. Полное собрание соч., т. УШ, М., ОНТИ, 1937. 291 с.
  30. В.Т., Царегородский И. П. Коэффициенты концентрации напряжений в основании впадин резьбы болтов. Вестник машиностроения. 1972, № 11. С.26−27.
  31. В.Н., Склюев П. В. Современное состояние производства уникальных поковок // Энергомашиностроение. 1983. -№ 3. — С. 40−44.
  32. Ю.М., Титов В. Б., Ревин H.H. Основы повышения эффективности шлифования сверхтвердых материалов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. 170 с.
  33. B.C. Разрушение металлов. М.: Металлургия, 1978. — 168 с.
  34. Г. Б. Концентрация напряжений и деформаций в деталях машин. М., Машиностроение, 1981. 223с.
  35. Исследование напряжений в конструкциях. Под ред.Н. И. Пригоровского. -М.: Наука, 1980.-119 с.
  36. Т.Ю., Савченко В. И. Исследование напряженного состояния около внутренних трещин поляризационно-оптическим методом. Прикладная механика, 1974,10, вып.4. — С. 3−8.
  37. H.JI. Распределение нагрузки по виткам затянутого резьбового соединения. Сб. Расчеты на прочность, вып.7, М., Машгиз, 1961. -С.310−323.
  38. А. Исследование разрушения поляризационно-оптическим методом. В кн.: Разрушение. — М.: Мир, 1976, т. 3. — С.352−411.
  39. А .Я. Хрупкость металлов при низких температурах. Киев: Наукова думка, 1980. — 338 с.
  40. И.Р., Рабинович В. П., Башкатова Ж. В. Исследование склонности к хрупким разрушениям материалов турбинных дисков и валов работающих при низких температурах // Проблемы прочности. 1970. — № 8.
  41. И.В., Шоков H.A. Анализ случаев разрушения роторов крупных турбогенераторов // Энергомашиностроение. 1980. — № 11. -С. 17−19.
  42. И.В., Белкин М. Я. Экспериментальное исследование несущей способности стальных валов, охлажденных от температур ниже критических / Вопросы прочности крупных деталей машин. М.: Машиностроение, 1976.-Вып. 12.-С. 198−205.
  43. P.P. Концентрация напряжений в элементах авиационных конструкций. М., Наука, 1981. 142 с.
  44. H.A. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. М.: Машиностроение, 1981. — 272 с.
  45. H.A. Сопротивление элементов конструкций хрупкому разрушению. М.: Машиностроение, 1973. — 200 с.
  46. Метод поляризационно-оптического исследования на моделях напряжений в элементах энергетических установок (метод «замораживания» деформаций) РТИ 95 435−77. 73 с.
  47. Метод фотоупругости / Под общ. ред. Хесина Г. Л. М.: Стройиздат, 1975, т. 1−460 е., т. 2−367 е., т. 3.-310 с.
  48. Методы исследования напряжений в конструкциях/ Под ред. Пригоровского Н. И. М.: Наука. 1976. — 132 с.
  49. Механика разрушения и прочность материалов. Справочное пособие в 4 т. / Под общ. ред. Панасюка В. В. Киев: Наукова думка. — 1988.
  50. Механические свойства металлов и сплавов при нестационарном нагружении. Справочник. Гохфельд Г. А., Гецов Л. Б., Кононов K.M. и др. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996. 407с.
  51. Моделирование и решение некоторых прикладных задач механики разрушения с использованием метода фотоупругости. Зубарев Ю. М., Корихин Н. В., Титов В. Б., Дудник Т. А., Ревин H.H. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. — 288 с
  52. МР108.7 86. Методические рекомендации. Оборудование энергетическое. Расчеты и испытания на прочность. Расчет коэффициентов интенсивности напряжений. — М.: ЦНИИТМАШ, 1986. — Приложение 3.-19 с
  53. Г. Концентрация напряжений. M.-JL, Гостехиздат, 1947. 204 с.
  54. Р. Конструирование и технология изготовления сосудов давления. М.: Машиностроение, 1975. — 464 с.
  55. В.В. О необходимом и достаточном критерии хрупкой прочности. ITM. М. 1969, т. 33, № 2. С. 212−222.
  56. Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок П и НАЭГ-7−002−86.
  57. Дж. Основы механики разрушения. М.: Металлургия, 1978. -256 с.
  58. A.B. Разработка методики и определение коэффициентов интенсивности напряжений для расчетов на прочность элементов конструкций с концентраторами напряжений. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени кандидата техн. наук, М., 1983. — 20 с.
  59. Н.Г. Материалы турбин и турбогенераторов М.: ГЭИ, 1949.-273 с.
  60. Определение коэффициента концентрации напряжений резьбовых соединений с помощью метода электропокрытий. / Сейко М., Копеюки К., Кикуо X., Рюици И.// Нихон никай гаккай ромбунсю, 1972, 38. № 315. -С. 2771−2776.
  61. Определение коэффициента интенсивности напряжений корпуса реактора на моделях./Постоев B.C., Рындин Н. И., Эйгенсон С. Н., Титов В.Б.// -Атомная энергия, т.46. 1979, № 4. С.236−240.
  62. В.В. Предельное равновесие хрупких тел с трещинами. Киев: Наукова думка, 1968. — 245 с.
  63. В.В., Андрейкив А. Е., Ковчик С. Е. Методы оценки трещиностойкости конструкционных материалов. Киев: Наукова думка, 1977.-227 с.
  64. В.В., Саврук М. П., Дацышин А. П. Распределение напряжений около трещин в пластинах и оболочках Киев: Наукова думка, 1976 — 444 с.
  65. П., Си Дж. Анализ напряженного состояния около трещин. -В кн.: Прикладные вопросы вязкости и разрушения. М.: Мир, 1968. -С. 64−136.
  66. В.З., Морозов Е. М. Механика упругопластического разрушения. -М.: Наука, 1985. 503 с.
  67. М.Ф., Утешев М. Х. Контактные явления на передней поверхности. Сб. «Резание металлов и инструмент» под ред. А. М. Розенберга. -М.: Машиностроение, 1964.
  68. A.A., Овчинников A.B. Коэффициенты интенсивности напряжений для кольцевых трещин в резьбовых соединениях. Пробл. прочности, 1983, № 11. -С. 63−65.
  69. A.A., Овчинников A.B. Определение коэффициентов интенсивности напряжений с использованием фотоупругих моделей. Заводская лаборатория, 1982, № 9. — С. 79−81.
  70. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий: Справочник: В 2 т. / Ред. В. В. Клюев. М.: Машиностроение, 1986. — Т. 2. -452 с.
  71. H.H. Методы и средства определения полей деформаций и напряжений. Справочник. М.: Машиностроение, 1983. — 248 с.
  72. Н.И., Фомин A.B. Исследование напряжений в резьбовых соединениях. Сб.: Экспериментальные исследования и расчет напряжений в конструкциях. М., Наука, 1975. — С.136−141.
  73. В.П., Минасарян A.A. Влияние остаточных напряжений на прочность турбинных дисков / Вопросы прочности крупных деталей машин. М.: Машиностроение, 1976. — Вып. 12. — С. 280−286.
  74. Ю.Н., Васильченко Г. С., Кошелев Н. Ф. Оценка склонности к хрупкому разрушению роторов турбин из сталей средней прочности // Проблемы прочности 1972. — № 4. — С. 3−9.
  75. Дж. Р. Независящий от пути интеграл и приближенный анализ концентрации деформаций у вырезов и трещин. Труды амер. об-ва инж. мех. Сор. Е. 1968, т. 35, № 4. — С. 340−350.
  76. Решение пространственных задач теории трещин методом фотоупругости. / Проблемы машиноведения и машиностроения./Зубарев Ю.М., Ревин H.H., Титов В. Б., Эйгенсон С.Н.// Межвузовский сб., вып. 28, СПб., 2002. С.17−23.
  77. Т. Исследование усталостной прочности болтов. Токусюко. 1972. 21. № 9. С. 34 — 37.
  78. М. Определение напряжений в резьбовых соединениях на основании различных методов и предложений. Сеймицу кикай, 1974, 40, № 6. С.461−467.
  79. С.В., Когаев В. П., Шнейдерович P.M. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. М.: Машиностроение, 1975. — 488 с.
  80. В.И. Разработка методик и исследование сопротивления усталостному и хрупкому разрушению сталей для высоконагруженных резьбовых соединений атомных энергетических установок. Дисс. на соиск. учен. степени кандидата техн. наук Л., — 1985.
  81. А.В., Бойченко Ю. А. Структура и трещиностойкость конструкционных сталей для деталей электрических машин. Л.: ЛДНТП, -1986.-23 с.
  82. Справочник по коэффициентам интенсивности напряжений: С74 в 2-х томах. Пер с англ./Под ред. Ю. Мураками. М.: Мир, 1990. — 1016 е., ил.
  83. .И. Моделирование напряжений в конструкциях ядерных реакторов. М.: Атомиздат, 1973. — 232 с.
  84. В.Б. Моделирование напряженно-деформированного состояния оборудования АЭС с целью совершенствования методов расчета на хрупкую прочность. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. Москва, 1987. — 16 с.
  85. В.Б., Дудник Т. А. Определение коэффициента интенсивности напряжений трех типов методом фотоупругости // Научно- технические ведомости СПбГПУ -2011, № 1. С.132−134.
  86. В.Б., Эйгенсон С. Н. Способ нанесения дефектов в виде трещин на оптически чувствительные материалы. В кн.: Материалы VIII Всесоюзной конференции по методу фотоупругости. — Таллин, 25−28 сентября 1979, т. 1.- С. 198.
  87. В.В., Хуторецкий Г. М., Загородная Г. А. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. М.: Энергия, 1967. — 895 с.
  88. В.В. Об инженерной оценке безопасных размеров трещин в корпусах водо-водяных реакторов. Вопросы атомной науки и техники. Атомное материаловедение. 1981. — С.29−36.
  89. В.В. Об оценке опасности хрупкого разрушения корпусов реакторов в зоне патрубков // Вопросы атомной науки и техники. Атомное материаловедение. 1981. — С. 17−22.
  90. А.Д., Ломакин Б. В. Теплофикационные паровые турбины и турбоустановки. МЭИ, 2002. — 540 с.
  91. A.B. Исследование напряженного и деформируемого состояния зуба резьбы. Сб.: Методы исследования напряжений в конструкциях. М.: Наука, 1976. — С.84−92.
  92. М. Фотоупругость, т. 1. М.: ОГИЗ, 1948. — 423 е.- т. 2. — М.: Гостехиздат, 1950. — 488 с.
  93. Хаимова-Малькова Р. И. Методика исследования напряжений поляризационно-оптическим методом. М.: Наука, 1970. — 116 с.
  94. .С. Решение задачи Н.Е.Жуковского о распределении давлений на нарезках винта и гайки, осуществленное в замкнутой форме. Известия вузов. Машиностроение, 1961, № 9. С.38−49.
  95. Т.П. Механика хрупкого разрушения. М.: Наука, 1974. -640 с.
  96. A.A. Расчет коэффициентов интенсивности напряжений в винтовых стержнях применительно к оценке несущей способности крепежных изделий АЭС. Труды ЦКТИ, вып.130, Л., 1975. С.95−120.
  97. A.A. Сопротивляемость хрупким и вязким разрушениям материалов для основных элементов энергетического оборудования. Автореф.дисс. на соиск.учен.степени д-ра техн.наук. Л., 1975. 47 с.
  98. A.A., Горынин В. И. Прикладные вопросы механики разрушения резьбовых соединений // Физико-химическая механика материалов. 1981. — № 3. — С. 77−82.
  99. A.A., Лапшин А. Л., Лошкарев В. В. Анализ трещиностойкости изделий при закалке с учетом изменений вязкости разрушения по сечению // Энергомашиностроение. 1988. — № 2. — С. 21−24.
  100. ШихобаловС.П. Поляризационно-оптическое исследование пространственнонапряженных объектов. В кн.: Поляризационно-оптический метод исследования напряжений. Труды 5-й Всесоюзной конференции. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. — С. 554−565.
  101. Е.И. Координатно-синхронный поляриметр КСП-7. В кн.: Поляризационно-оптический метод исследования напряжений. Труды 5-й Всесоюзной конференции. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. — С. 498−513.
  102. Е.И. О «замораживании» деформаций в методе фотоупругости. В кн.: Вестник Ленинградского университета, № 7. Математика. Механика. Астрономия, вып. 2,1968. — С. 118−127.
  103. Е.И. О методе компенсации Сенармона. В кн.: Исследования по упругости и пластичности, вып. 2 — Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.
  104. С., Тимо Д. П., Рубио А. К. К расчету на хрупкую прочность вращающихся деталей машин // Разрушение. Т. 5: Пер. с англ. под ред. Зорева Н. И. М.: Машиностроение. 1977. — С. 69−145.
  105. А.И., Мустаев Р. Х., Мавлютов P.P. Повышение прочности и надежности резьбовых соединений. М.: Машиностроение, 1979. — 215 с.
  106. Agrawal М., Mankani L. An approach to stress analysis of theaded connections. University Roorkee Research Journal, 1966, 9, № 1−2, Part 2, pp. 57−90.
  107. Bell J.C. Stress Analyses for Structures with Surfase Cracks. NASA CR-159 400, Lewis Res. Ctr., 1978. — pp. 17 — 26.
  108. Bradley W., Kobayashi A. An Investigation of Propagating Cracks by Dynamic Photoelastisity. Exp. Mech. 10, № 3, pp. 106−113, 1970.
  109. Brown W.F., Srowley J.E. Fracture Toughness Testing and Its Applications / ASTM STP № 381. — 1965. — pp. 188 — 193.
  110. Burck L.N., Rau Y.R. Fatique Crack Propagation from small holes in lintar arrays // Int. J. Fract. 1973. — 9. — № 1. — pp. 43 — 51.
  111. Chen J.L. Multiple Crack Problem of Antiplane Elasticity in an Infinite Body by Using Fredholm Integral Equation Approach // J. Eng. Fract. Mech. 1985. 21. -№ 3.- pp. 473 -478.
  112. Cheng J., Box P. Simultanous determination of the first and second mode stress intensity factors. Int. J. Fract. Mech., 1971, 7, pp. 119−121.
  113. Dally J.W., Sanford R.J. Classification of Stress Intensity Factors from Isochromatic Frinde Patterns. Exp. Mech., 1978, v. 18.
  114. Etheridge J.M., Dally J.W. Simplified Three Parameter Method for Determining Stress Intensity Factor. — Mech. Rec. Comm., V.5(l), 1978, pp.21−26.
  115. Fessler H., Lewin B. A Study of Large Strain and the Effect of Different Vaiues of Poisson s Ratio // Brit. J. Appl. Phys. 1960. — V.ll. — N6. pp. 273 -277.
  116. Gdoutos E.E., Theocarin P. S. A Photoelactie Determination of Mixed-Mode Stress Intensity Factors. Exp. Mech. 1978, 3, pp. 87−96.
  117. Griffith A.A. The phenomenon of rupture and flow in solid. Phil. Trans. Roy. Soc. Ser. A, 1920, V. 221, pp. 163−188.
  118. Hegner K.H. Dauerbruch bei Schraubenverbindungen Zeitschriftwerkstofftechnik. 1979. 10, № 3, ss.73−112.
  119. Hey wood R.B. Photoelasticity for Designers. London: Pergamon Press, 1971, 435p.
  120. Ioakimides N., Theocaris P. A simple method for the photoelastic determination of mode I stress intensity factors. Eng. Fract. Mech. 1977, V.10, № 3- pp. 677−684.
  121. Irwin G.R. Analysis of stress and strains near the end of a crack traversing a plate. J. Appe. Mech., 1957., V.24, № 3, pp. 148−152.
  122. Irwin G.R. Discussion and Author’s Clousure of the Paper «The Dynamic Stress Distribution Surronnding a Running Crack. A Photoelastic Analisis». — Proc of SESA, v.16, 1958, № 1, pp. 93−96.
  123. Irwin G.R. Fracture dynamics: Fracturing of Metals, ASM Cleveland, 1948, pp. 147−166.131.1sida M., Hirota K., Noguchi H. Two Parallel Elliptical Cracks in an Infinite Solid Subject to Tension // Inter. J. Fract. 1985. — 31. — № 27. — pp. 31 — 48.
  124. Kobayashi A.S. The Experimental Determination of Stress Intensity Factors // Proc. of SESA. 1973. — pp. 126 — 145.
  125. Kuske N., Robertson G., Wiley J. Photoelastic Stress Analysis. London: Wiley, 1974, 520p.
  126. Marloff R.H., Leven M.M., Ringler T.N., Jhonson J.R. Photoelastic Determination of Stress Intensity Eactors. — Exp. Mech., 1971, v. ll, № 12, pp. 529−539.
  127. Morton J., Ruiz C. Photoelasticity in the Assessment of Structural Integrity. -Exp. Mech. 1982, 6, pp.210−215.
  128. Nisitani H., Murakami J. Stress Intensity Factors of an Elliptical Crack or a Semi- Elliptical Crack Subject to Tension // Int. J. Fract. 1974. — 10. — № 3. -pp. 353 — 368.
  129. G., Ruiz C. «Stress intensity factors for cracks in pressure vessel nozzles». Int. Journ. Of Fract. V.13,1977, pp. 319−339.
  130. Post D. Photoelastic Stress Analysis for an Edge Crack in a Tensile Field. Proc. of SESA, 1954, v.12, № 1, pp.99−116.
  131. Post D. Photoelasticity. Exp. Mech., 1979 v.19, № 5, pp.176−192.
  132. Rice W.S., Salmon R., Syniuta W.D. Photoelastic Determination of Cutting Tool Stresses, «Trane of the Engineering Institute of Canada», 1960, vol. 4, № 1.
  133. Richard Hans Albert. Interpolationsformel fiir Spannugsintensitatsfaktoren. «VDI-Z», 1979, 121, № 22, ss.1138−1143.
  134. Rossmanith H.P. Anallysis of Mixed-Mode Isochromatic Crack-Tip Patterns. -Acta Mech., 1978, 34/1−2, pp. 1−38.
  135. Ruis C., Pearson G. Photoelastic Determination of Stress Intensity Factors in Vessels // Exp. Mech. 1978. — V. 18. — № 2. — pp. 161 — 169.
  136. Sanford R.J., Dally J.W. A general method for determining Mixed-mode stress intensity factors from isochromatic fringe patterns. Eng. Fract. Mech. 1979, v. l 1, pp. 621−633.
  137. Schmitt W., Bartholome G., Grostad, Miksch M. Calculation of stress-intensity factors of crack in nozzles // Int. Journ. of Fracture. 1976. — V.12. — № 3. — pp. 381 -390.
  138. Schroedl M., Mc Gowan J., Smith C. «Use of a Taylor Series Correction Method in Photoelastic Stress Intensity Determination», VPI-E-73−34, 1973.
  139. Smith C.W. Crack Tip Stress Fields Under Complex Load: Application to Pressure Vessels Problems. Int. J. Pres. Ves. and Piping, 1983, 12, pp.43−60.
  140. Smith C.W., Mc Gowan J.J., Jolles M. Effects of Artificial Cracks and Poissonvs Ratio Upon Photoelastic Stress Intensity Determination // J. Exp. Mech. 1976. -№ 15.-pp. 188- 193.
  141. Smith C.W., Peters W.H., Jolles M.I. Stress Intensity Factors for Reactor Vessel Nozzle Cracks. J. of Pressure Vessel Technology. 1978, v.100, № 5, pp. 141 149.
  142. Smith C.W., Peters W.H., Kirby G.C. Stress Intensity Distributions for Natural Flaw Shapes Approximating Benchmark Geometries // Fracture Mechnics. 13. A.S.T.M. STP № 743. — 1981. — pp.422 — 437.
  143. Smith C.W., Peters W.U., Kirby C.C. Measurements in Photoelastic Models / / Exp. Mech. 1982. — V.22. — № 12. — pp. 448 — 452.
  144. Sneddon J.N. The distribution of stress in the neighbourhood of crack in a elastic solid. Proc. Roy. Soc. Ser. A, 1946, v.187, № 1008, pp.229−260.
  145. P. S., Gdoutos E.E. «Photoelastic determination of K{ stress intensityfactors». Eng. Fract. Mech. 1975, v.7, pp.331−339.
  146. Usui W., Takeyama H.A. Photoelastic analysis of machining stresses. «Trans of the ASME», Nov. 1960, vol. 82, ser. B, № 4.
Заполнить форму текущей работой