Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовые и организационные основы информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа и методика исследования. Методологическую основу образует системный подход, определивший последовательность проведения исследования и логику сформулированных выводов, использованный в совокупности с общенаучными и частнонаучными методами познания. Среди них применение нашли методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, способствовавшие получению большинства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Функция информационного обеспечения управления в
  • Федеральной службе исполнения наказаний
    • 1. Понятие, сущность и особенности функции информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний
    • 2. Система информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний
    • 3. Правовое регулирование информационного обеспечения управления в
  • Федеральной службе исполнения наказаний
  • Глава II. Организационно-правовые аспекты совершенствования информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний
    • 1. Организация информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний: состояние и основные > направления совершенствования
    • 2. Проблемы обеспечения информационной* безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, основные пути их решения
    • 3. Роль руководителя в организации информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний

Правовые и организационные основы информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость совершенствования правовых и организационных основ информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) является сегодня одним из наиболее актуальных вопросов. Важность его разрешения обусловлена совокупностью внешних и внутренних причин, возникновение которых явилось закономерным итогом развития системы правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы (УИС) в частности.

К числу внешних причин следует отнести продолжающееся повышение роли информации и процессов ее обращения в реализации правоохранительных функций1, провозглашение презумпции информационной открытости органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, увеличение форм информационного взаимодействия с общественностью, а также активные разработка и внедрение в деятельность данных органов современных информао ционных технологий. Все это предъявляет к управлению во ФСИН России требование строгого соответствия общему направлению и динамике развития общегосударственной системы информационного обеспечения управления.

Интенсивное развитие управления в УИС, повлекшее необходимость обработки все больших объемов информации и привлечения значительных интеллектуальных ресурсов, наряду со все более проявляющейся тенденцией усложнения количественных и качественных характеристик деятельности ФСИН.

1 См.: Раздел 5 Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006;2008 годах имеет название «Модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р (в ред. от 28 марта 2008 года) // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.

2 См.: Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002;2010 годы)». Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65 // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531. о.

См.: Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р (в ред. от 21 ноября 2006 года) // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3981.

России образуют внутренние причины, объективно обусловливающие актуальность разработки правовых и организационных основ информационного обеспечения управления в УИС.

Принятие на законодательном уровне целого комплекса нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты организации информационного обеспечения правоохранительной деятельности, необходимость дополнительной правовой регламентации данных процессов, в том числе детализации в ведомственном правотворчестве ФСИН России, дополнительно повышают актуальность настоящего исследования. При этом, рассматривая вопросы правового регулирования в контексте осуществления учреждениями и органами УИС правоохранительных функций, особое значение приобретают выполнение международных обязательств по обращению с осужденными, разработка жизнеспособных и эффективных правовых механизмов их реализации.

Актуальность настоящего исследования также обусловлена необходимостью определения современного состояния информационного обеспечения управления во ФСИН России и разработки эффективных предложений по его совершенствованию. Результаты проведенного нами анкетирования свидетельствуют, что 90% опрошенных сотрудников УИС, осуществляющих управленческую деятельность, совершенствование информационного обеспечения управления во ФСИН России видят в качестве одного из основных условий качественного преобразования и повышения эффективности деятельности учреждений и органов ФСИН России.

Отсутствие единого понятийного аппарата и неразработанность инструментария исследования информационного обеспечения управления в УИС также обусловливают необходимость научных изысканий в данной сфере.

Изложенное выше позволяет утверждать, что исследование правовых и организационных основ информационного обеспечения управления во ФСИН России является актуальным направлением современной науки, призванным внести позитивные изменения в теорию и практику организации правоохранительной деятельности, осуществляемой учреждениями и органами УИС.

Степень разработанности темы исследования. Различным аспектам информационного обеспечения управленческой деятельности было уделено внимание многих ученых.

Теоретическое обоснование вопросы информационного обеспечения государственного управления получили в работах таких авторов, как В. Б. Аверьянов, А. Б. Агапов, Г. В. Атаманчук, В. Г. Афанасьев, И. Л. Бачило, Д. Н. Бахрах, И. С. Зингер, И. А. Кубасова, Ю. В. Кудрявцев,.

B.Н. Мирошниченко, Т. А. Полякова, М. М. Рассолов, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров и др.

Исследованию проблем информационного обеспечения управления в значительной степени способствовало их изучение в деятельности правоохранительных органов такими авторами, как Е. А. Акулина, Ю. Е. Аврутин, А. С. Вешкельский, С. Е. Вицин, Г. М. Воскресенский, В. А. Егоров, А. В. Жаглин, Ю. А. Кашуба, М. В. Кулинко, М. П. Лебедев, А. Ф. Майдыков, А. В. Морозов, М. Н. Никитин, С. А. Старостин, Г. А. Туманов и др.

Значительный вклад в развитие теории правоохранительной деятельности в уголовно-исполнительной сфере, в том числе в формирование основ информационного обеспечения управления в УИС, внесли такие ученые как.

A.А. Аксенов, В. М. Анисимков, В. П. Артамонов, Н. С. Артемьев, Н. П. Барабанов, А. И. Зубков, Б. Б. Казак, С. М. Петров, С. Х. Шамсунов и др.

Отдельные аспекты, связанные с информационным обеспечением правоохранительной деятельности учреждений и органов УИС, были затронуты в работах С. Ю. Ведрова, П.В.' Голодова, М. А. Громова, С. С. Епифанова,.

C.М. Зубарева, Н. В. Колесника, А. В. Паршкова, Н. И. Петренко, Д. В. Сорокина,.

B.И. Старкова, А. В. Строкатова, В. В. Сурина, К. В. Шафрановского, Ю. В. Щедрина, И. В. Щербаня и др.

В качестве самостоятельного предмета изучения некоторые аспекты информационного обеспечения управления во ФСИН России исследовались в диссертационных работах Н. Д. Андреева (Совершенствование системы информационного обеспечения непроизводственной деятельности исправительнотрудовой колонии), В. А. Дуленко (Система информационной поддержки принятия решений при управлении силами и средствами органов, исполняющих наказания, в экстремальных ситуациях), С. Н. Кленова (Организационно-правовые основы защиты информации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы), А. Е. Косолапова (Организация и правовые основы функционирования службы документационного обеспечения уголовно-исполнительной системы), И. И. Миронова (Управление информационным обеспечением производственно-экономической деятельностью предприятий уголовно-исполнительной системы), М. А. Нагимова (Количественные методы в управленческой деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы: организационно-правовой аспект), С. П. Супонева (Организация взаимодействия исправительных учреждений со средствами массовой информации), Н. В. Желтовой (Правовые и организационные основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы со средствами массовой информации).

Первой попыткой монографического исследования правовых и организационных основ информационного обеспечения управления во ФСИН России является диссертационная работа П. А. Ананьина (Информационное обеспечение управления в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: организация и правовое регулирование). Анализ данной работы позволяет утверждать, что в ней обобщен большой объем имеющихся в настоящее время знаний и представлений об информационном обеспечении управленческой деятельности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сформулированы важные для науки управления в УИС выводы и положения.

Однако, несмотря на некоторую схожесть названий диссертаций П. А. Ананьина и соискателя, последним исследуются иные аспекты проблемы: помимо разработки понятия, определяется сущность и особенности информационного обеспечения управления во ФСИН России, осуществляется рассмотрение данного вида деятельности как системы, излагается концепция создания центров правовой информации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, разрабатывается система информационно-аналитических центров.

ФСИН России. Отдельный параграф диссертации посвящен анализу современного состояния правового регулирования информационного обеспечения управления во ФСИН России. В нем формулируются конкретные предложения по совершенствованию информационного обеспечения управления во ФСИН России путем внесения дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство. Кроме того, автором исследуются вопросы применения электронной цифровой подписи в управленческой деятельности во ФСИН России, с научных позиций раскрывается порядок ее использования, а также разрабатывается комплекс мер, направленных на совершенствование порядка обращения с различными категориями служебной информации ФСИН России. Все это существенно отличает данную диссертацию от исследования П. А. Ананьина, затрагивающего иные аспекты проблемы, свидетельствует о различии предметов исследования в данных работах.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что современное состояние информационного обеспечения управления во ФСИН России в значительной части не соответствует требованиям, предъявляемым к организации правоохранительной деятельности, существующие серьезные противоречия между теорией информационного обеспечения управления и практикой ее реализации во ФСИН России в совокупности приводят к возникновению кризисных процессов в управленческой деятельности в УИС. Локализация и последующая ликвидация данных процессов требует разработки и реализации комплекса правовых и организационных мер по совершенствованию информационного обеспечения управления во ФСИН России, что будет способствовать повышению эффективности выполнения правоохранительных функций учреждениями и органами УИС.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления информационного обеспечения управления во ФСИН России.

Предметом исследования выступают правовые и организационные основы информационного обеспечения управления во ФСИН России.

Цель исследования состоит в комплексном анализе правовых и организационных основ информационного обеспечения управления во ФСИН России, научном обосновании теоретических положений и практических рекомендаций по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели исследования представляется необходимым решение следующих основных задач:

1. Сформулировать понятие, определить сущность и установить особенности информационного обеспечения управления во ФСИН России.

2. Осуществить анализ правового регулирования информационного обеспечения управления во ФСИН России, выявить существующие пробелы и противоречия, сформулировать предложения по внесению дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство.

3. Провести исследование современного состояния организации информационного обеспечения управления во ФСИН России, рассмотреть данный вид деятельности как систему, определить состав ее элементов.

4. Выявить основные проблемы обеспечения информационной безопасности органов и учреждений ФСИН России.

5. Определить роль руководителя в организации информационного обеспечения управления во ФСИН России.

6. Разработать предложения по совершенствованию организации информационного обеспечения управления во ФСИН России.

Методологическая основа и методика исследования. Методологическую основу образует системный подход, определивший последовательность проведения исследования и логику сформулированных выводов, использованный в совокупности с общенаучными и частнонаучными методами познания. Среди них применение нашли методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, способствовавшие получению большинства сформулированных выводов и наиболее ярко проявившиеся при разработке понятийного аппарата, связанного с тематикой исследования. Конкретно-социологические методы (наблюдение, f анкетирование, опрос) позволили выявить проблемы информационного обеспечения управления во ФСИН России и выработать основные направления их решения. С помощью сравнительно-правового метода были установлены коллизии в правовом регулировании информационного обеспечения управления во ФСИН России, разработаны предложения по внесению дополнений в отечественное уголовно-исполнительное законодательство. Применение метода научной абстракции позволило рассмотреть информационное обеспечение управления во ФСИН как систему, определить входящие в ее состав элементыиспользование метода организационного моделирования дало возможность разработать структуру информационно-аналитических центров ФСИН России, а в совокупности с методом правового моделирования — предложить типовое положение об информационно-аналитическом центре ФСИН России.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем с учетом современного состояния правовых и государственных институтов, функционирующих в условиях формирования отечественного информационного законодательства, а также реализации заключительного этапа модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти, осуществляемого в рамках Концепции административной реформы в РФ в 2006—2008 годах, проведен комплексный анализ правовых и организационных основ информационного обеспечения управления во ФСИН России, основанный на использовании достижений различных отраслей науки и применении разнообразных научных методов, что позволило разработать ряд новых и содержащих элементы новизны предложений по совершенствованию информационных аспектов организации правоохранительной деятельности в уголовно-исполнительной сфере. В сформулированных выводах, а также разработанных проектах правовых актов нашли отражение последние новеллы, касающиеся роли международных договоров РФ в системе отечественного уголовно-исполнительного законодательства, установленные Федеральным законом РФ от 3 апреля 2008 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Предлагаемые типовое положение об информационно-аналитическом центре ФСИН России, концепция создания центров правовой информации, а также порядок использования электронной цифровой подписи в информационном обеспечении управления во ФСИН России разработаны с учетом создания в марте 2008 года Общероссийского государственного информационного центра, организующего межведомственное информационное взаимодействие.

Диссертация выполнена в условиях принятия ряда концептуальных документов, касающихся информационной сферы УИС, таких как Концепция информатизации Министерства юстиции РФ, Концепция совершенствования взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации на 20 082 011 годы, Концепция развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 года, Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы), а также завершения реализации Ведомственной целевой программой «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2006;2008 годы».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сформулировано авторское понятие информационного обеспечения управления во ФСИН России, под которым предлагается понимать осуществляемую в соответствии с требованиями информационной безопасности целенаправленную деятельность по сбору, обработке, анализу, хранению и своевременной передаче определяемой субъектом управления информации, необходимой для формирования и реализации управляющего воздействия, направленного на исправление осужденных, предупреждение и раскрытие преступлений, а также эффективную организацию деятельности учреждений и органов УИС.

2. Информационное обеспечение управления во ФСИН России как научная категория, раскрывающая теоретические аспекты основных свойств и закономерностей реализации информационных процессов в УИС, представляет собой систему, состоящую из таких элементов как система информациисубъекты и объекты информационного обеспечения управленияинформационные связи между нимитехнические средства обработки информацииинформационные системы.

3. Правовое регулирование процессов обработки персональных данных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, требует совершенствования. В связи с этим предлагается дополнить УИК РФ статьей 18.1. «Обработка персональных данных осужденных» и Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» статьей 5.1. «Обработка персональных данных подозреваемых и обвиняемых». В данных статьях следует отразить положение о том, что органы и учреждения УИС вправе осуществлять обработку персональных данных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе специальной категории и биометрических персональных данных, без их согласия, если данная обработка осуществляется в целях обеспечения безопасности осужденных, сотрудников УИС и граждан, порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, исправления осужденных, раскрытия и предупреждения совершения ими и иными лицами преступлений.

4. Недостаточная эффективность механизмов предоставления сотрудникам УИС необходимой для осуществления управленческой деятельности правовой информации является одной из проблем информационного обеспечения управления во ФСИН России, решению которой будет способствовать создание центров правовой информации (предложен авторский вариант концепции создания центров правовой информации).

5. Требуется создание целостной системы органов, осуществляющих сбор, обработку, анализ, хранение и передачу статистической отчетной информации во ФСИН России: Главный информационно-аналитический центр, обладающий правовым статусом федерального государственного учреждения, непосредственного подведомственного ФСИН Россиибазовые информационно-аналитические центры в федеральных округахинформационно-аналитические центры в территориальных органах и группы автоматизации в учреждениях ФСИН России (предложен авторский вариант типового положения об информационно-аналитическом центре ФСИН России).

6. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) должна стать неотъемлемым элементом системы электронного документооборота, развивающейся в управленческой деятельности во ФСИН России. Создание системы удостоверяющих центров Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) свидетельствует о формировании инфраструктуры, позволяющей использовать ЭЦП в деятельности органов государственной власти, в том числе в управлении во ФСИН России. Для этого требуется согласование с Федеральным агентством по информационным технологиям вопроса о включении учреждений и органов УИС в число участников межведомственного информационного обмена, осуществляемого посредством ОГИЦ. Изначально сферой применения ЭЦП в деятельности ФСИН России, на наш взгляд, должны стать процессы предоставления статистической отчетности в электронном виде от территориальных органов в ГИЦ ФСИН России, поскольку они активно реализуются в настоящее время и имеют наиболее развитое информационно-техническое и программное сопровождение. Включение учреждений и органов УИС в число участников информационного обмена, осуществляемого посредством ОГИЦ, позволит обеспечить соответствие создаваемых во ФСИН России программных средств управления общегосударственным информационным технологиям, что является залогом успешного межведомственного взаимодействия.

7. В настоящее время во ФСИН России не разработана система критериев оценки целесообразности отнесения информации к категории сведений ограниченного распространения, что в совокупности с отсутствием исчерпывающего перечня данных сведений влечет субъективизм в понимании оснований для ограничения распространения информации, а также допускает возможность для злоупотреблений в определении необходимости подобного ограничения. В связи с этим требуется разработка исчерпывающего перечня служебных сведений ограниченного распространения, образующихся в деятельности учреждений и органов УИС, а также правовое закрепление положения о том, что информационный ресурс ФСИН России открытый для предоставления гражданам и организациям образует любая относящаяся к деятельности УИС информация, не являющаяся государственной тайной или сведениями ограниченного распространения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются комплексностью анализа правовых и организационных основ информационного обеспечения управления во ФСИН России, выразившейся в применении разнообразных научных методов и использовании положений различных отраслей научного знания.

В основу выводов, сформулированных в диссертационном исследовании, положен обширный эмпирический материал, обобщающий официальные статистические данные, сведения о результатах практической деятельности информационно-аналитических подразделений территориальных органов, исправительных, образовательных и научно-исследовательских учреждений ФСИН России, заключения инспекторских проверок, справочная и техническая документация программных средств. Респондентами диссертационного исследования выступили 726 сотрудников органов и учреждений УИС, осуществляющих управленческую деятельность. Репрезентативность полученных результатов подтверждается географией исследования, включающей 53 субъекта Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена полученными в процессе его проведения результатами, способствующими научному осмыслению правовых и организационных основ информационного обеспечения управления во ФСИН России. Обобщение и анализ значительного теоретического материала позволили уточнить понятийный аппарат в данной области знаний, сформулировать авторское определение понятия «информационное обеспечение управления во ФСИН России», исследовать элементы системы информационного' обеспечения управления во ФСИН России, осуществить анализ современного состояния организации данного вида деятельности. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ организации правоохранительной деятельности, реализации функции правоохраны учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, обучения сотрудников ФСИН России в рамках учебных дисциплин, посвященных управлению в УИС.

Практическая значимость исследования выражается в разработанных автором предложениях по совершенствованию отечественного уголовно-исполнительного законодательства, типовом положении об информационно-аналитическом центре ФСИН России, концепции создания центров правовой информации, научном обосновании предложения по организации применения электронной цифровой подписи в управлении во ФСИН России. Все это свидетельствует о возможности использования результатов исследования в практической деятельности органов и учреждений ФСИН России, а также при проведении дальнейших исследований в области организации правоохранительной деятельности в уголовно-исполнительной сфере.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Диссертационная работа подготовлена и обсуждена на кафедре административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России. Исследование проводилось по заявке правового управления ФСИН России в соответствии с Комплексным планом научного обеспечения деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Ежегодно основные результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-экспертного совета Вологодского института права и экономик ФСИН России. Наиболее значимые положения диссертационного исследования нашли отражение в восьми научных публикациях, а основные результаты были представлены в докладах на международных научно-практических конференциях «Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ» (Саратов, 2007 год), «Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации» (Вологда, 2006 год), научно-практических семинарах «Проблемы правового регулирования и организации кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы» (Вологда, 2007 год), «Организационно-правовые проблемы реализации кадровой политики в органах и учреждениях ФСИН России» (Вологда, 2005 год).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Вологодского института права и экономики ФСИН России и Главного центра подготовки кадров Тюремной службы Польши, а также практическую деятельность органов и учреждений ФСИН России четырех субъектов: Республика Мордовия, Вологодская,' Мурманская и Свердловская области, о чем имеются соответствующие акты о внедрении.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования современного состояния информационного обеспечения управления во ФСИН России позволяют сделать вывод, что органами УИС, чья деятельность непосредственно направлена на сбор, обработку, анализ информации, отражающей состояние как отдельных направлений деятельности ФСИН, так и характеризующей ее в целом, являются организационно-аналитические подразделения ФСИН России. Набор функций, количество реализуемых их субъектов, а также конкретный вид и структура организационно-аналитических подразделений ФСИН России во многом зависят от уровня, на котором происходит осуществление данных функций: чем выше уровень, тем сложнее количественные и качественные характеристики организационно-аналитического подразделения. При этом подразделения вышестоящего уровня осуществляют, в основном, информационное обеспечение общего планирования, прогнозирования и иных функций, осуществляемых, преимущественно, в рамках стратегического управления. Нижестоящие же подразделения, главным образом, осуществляют информационное обеспечение оперативного управления повседневной деятельностью органов или учреждений УИС.

Анализ деятельности данных подразделений позволяет в качестве основных направлений совершенствования информационного обеспечения управления во ФСИН России выделить совершенствование процессов правового информирования сотрудников УИС, осуществляющих управленческую деятельность, создание системы информационно-аналитических центров ФСИН России, внедрение электронного документооборота в центральном аппарате, территориальных органах и учреждениях ФСИН России, а также внедрение средств электронной цифровой подписи.

В управлении во ФСИН России отсутствует единый организационный, методический, технологический и технический подход к реализации процессов сбора, обработки, анализа, хранения и передачи отчетной информации. Следствием этого является существование параллельных, не увязанных друг с другом информационных потоков, частое дублирование отчетной информации, ее несовпадение по одинаковым направлениям функционирования УИС, что приводит к избыточности направляемой отчетной информации, нерациональной организации деятельности учреждений и органов ФСИН России на всех уровнях управления.

Для решения данной проблемы требуется создание целостной системы органов, осуществляющих информационное обеспечение управления во ФСИН России: Главный информационно-аналитический центр, обладающий статусом учреждения, непосредственного подведомственного ФСИН Россиибазовые информационно-аналитические центры в федеральных округахинформационно-аналитические центры в территориальных органах и группы автоматизации в органах и учреждения ФСИН России.

Исследуя развивающуюся в УИС систему электронного документооборота, нами было установлено, что электронная цифровая подпись должна стать неотъемлемым элементом данной системы. Особенно это утверждение относится к сфере управленческой деятельности во ФСИН России.

Применение ЭЦП в деятельности ФСИН России целесообразно начать с внедрения в процессы предоставления статистической отчетности в электронном виде от территориальных органов в ГИЦ ФСИН России, а также иной отчетной информации от территориальных органов в центральный аппарат ФСИН России.

Исследование вопросов обеспечения информационной безопасности органов и учреждений УИС позволяет утверждать, что информационная инфраструктура и информационные ресурсы ФСИН России являются частью общегосударственной информационной системы. Это обуславливает необходимость рассматривать обеспечение их безопасности в качестве одного из основных направлений информационного обеспечения управления в УИС.

При этом защите подлежит вся циркулирующая в УИС информация (служебная информация). Показателем, в наибольшей степени определяющим режим защиты и отражающим интересы личности, общества и государства в информационной сфере, является режим доступа к служебной информации. Используя данный показатель в качестве основания для классификации, служебную информацию во ФСИН России можно подразделить на открытую (общедоступную) служебную информацию и служебную информацию ограниченного доступа. Первая категория информации включает служебную информацию, подлежащую обязательному размещению в информационных системах общего пользования, в том числе СМИ и открытую служебную информацию, потенциально возможную для предоставления гражданам и организациям. Вторая категория делится на служебную информацию конфиденциального характера и служебную информацию, составляющую государственную тайну.

В настоящее время во ФСИН России не разработана система критериев оценки целесообразности отнесения информации к категории сведений ограниченного распространения, что в совокупности с отсутствием исчерпывающего перечня данных сведений влечет субъективизм в понимании оснований для ограничения распространения информации, а также допускает возможность для злоупотреблений в определении необходимости подобного ограничения. Сложившаяся ситуация также свидетельствует о существовании коллизии права, заключающейся в том, что на одну и ту же информацию одновременно может распространяться как требование обязательного размещения в информационных системах общего пользования, так и ограничения на распространение.

Данные негативные для информационной безопасности в УИС обстоятельства усугубляются тем, что в Перечне сведений ограниченного распространения, образующихся во ФСИН России, в некоторых случаях ограничение на распространение осуществляется исходя исключительно из способа документального оформления информации, что, на наш взгляд, нельзя признать обоснованным. Применение подобных формальных оснований влечет необоснованное расходование материальных, финансовых и иных видов ресурсов ФСИН России, вызванное обеспечением специальных условий работы с информацией, не требующей подобного режима обращения.

Для решения обозначенных проблем требуется реализация комплекса мер, направленных на четкое разграничение категорий служебной информации ФСИН России в зависимости от режима доступа. Во-первых, из существующего Перечня сведений ограниченного распространения, образующихся во ФСИН России, необходимо исключить сведения, отнесенные к категории служебной тайны исходя из способа их документального оформления. Во-вторых, требуется доработка данного перечня, заключающаяся во включении в него всех сведений ФСИН России, образующих служебную тайну, а также правовое закрепление положения о том, что данный перечень имеет исчерпывающий характер, а информационный ресурс ФСИН России открытый для предоставления гражданам и организациям образует любая информация, не являющаяся государственной тайной или ограниченной для распространения.

Исследование роли руководителей в организации информационного обеспечения деятельности подчиненных подразделений УИС свидетельствует о том, что сотрудники УИС, осуществляющие управленческую деятельность, в зависимости от характера взаимоотношений с субъектами, в воздействии на которых реализуются их властные полномочия, выступают в качестве либо руководителей, либо представителей власти, либо исполнителей.

Анализ функционального и технологического аспектов деятельности руководителя по организации информационного обеспечения подчиненного подразделения УИС показал, что он является самым информированным лицом в подразделении, в рамках своей компетенции уполномочен устанавливать источники поступления информации, определять ее новизну, достоверность, достаточность, формируя тем самым конечный вид системы информации, используемой в деятельности подчиненного подразделения.

Значение руководителя подразделения УИС как основного субъекта, обеспечивающего информационные процессы в обычных условиях функционирования подчиненного подразделения, дополнительно усиливается при осложнении оперативной обстановки или в чрезвычайной ситуации. В подобных условиях обычно используемые информационные потоки не всегда в состоянии удовлетворить возникшие потребности, а новые — могут быть либо не разработаны, либо не функционировать должным образом по причине их несовершенства или отсутствия необходимого опыта у сотрудников подразделения УИС, задействованных в их реализации.

Высокая вероятность возникновения затруднений в получении информации, необходимость предварительной апробации различных вариантов действий в кризисных ситуациях объективно обуславливают необходимость включения в традиционно выделяемый перечень (обычные условия, осложнение оперативной обстановки, чрезвычайная ситуация) также и функционирование подразделения УИС в условиях проведения эксперимента. Эксперимент позволяет не только проверить эффективность разработанных методик и технологий, но и обучить сотрудников УИС их практической реализации, закрепить и расширить имеющиеся у них знания и навыки.

В заключение отметим, что в диссертации не ставилась цель полностью исчерпать тему исследования. Мы стремились сформировать комплексное (системное) представление о правовых и организационных основах информационного обеспечения управления во ФСИН России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог настоящему исследованию, следует обобщить основные результаты, полученные при его проведении.

Нами установлено, что понятие «информационное обеспечение» прочно вошло в научный и практический оборот и рассматривается большинством авторов в качестве функции управления. Анализ его содержания в различных сферах деятельности позволяет утверждать, что под информационным обеспечением управления во ФСИН России следует понимать осуществляемую в соответствии требованиями информационной целенаправленную деятельность по сбору, обработке, анализу, хранению и своевременной передаче определяемой субъектом управления информации, необходимой для формирования и реализации управляющего воздействия, направленного на исправление осужденных, предупреждение и раскрытие преступлений, а также эффективную организацию деятельности учреждений и органов УИС.

Пониманию сущности информационного обеспечения управления во ФСИН России способствует определение содержания информационных процессов, реализуемых в управлении в УИС, их взаимосвязи с управленческим циклом, а также рассмотрение информационных потребностей субъектов и объектов управления в УИС.

Особенности информационного обеспечения управления во ФСИН России определяются специфичностью функций, реализуемых учреждениями и органами УИС, а также свойственными всему процессу управления во ФСИН России особенностями. К их числу следует отнести необходимость реализации управления в рамках уголовного наказания, территориальную компактность существования двух объектов управления — осужденных и сотрудников УИС. Кроме того, особенности информационного обеспечения управления во ФСИН России определяет быстро меняющаяся оперативная обстановка, высокая вероятность наличия дезинформации, влекущая необходимость выработки средств ее противодействию. Использование информации, содержащей секретные сведения, сведения ограниченного распространения или персональные данные наряду с необходимостью выполнения требования информационной открытости для граждан и организаций органов и учреждений УИС дополнительно характеризуют особенности информационного обеспечения управления во ФСИН России и влекут необходимость определения оптимального соотношения распространения и ограничения доступа к информации о деятельности УИС.

Анализ сущности и особенностей информационного обеспечения управления во ФСИН России показал, что данный вид деятельности может быть рассмотрен как подсистема общей системы управления в УИС, обеспечивающая информационное взаимодействие между ее элементами. Вместе с тем, при рассмотрении информационного обеспечения управления во ФСИН России вне взаимосвязи с иными процессами и явлениями, оно проявляет признаки самостоятельной системы. Исследование различных подходов к определению состава элементов системы информационное обеспечение управления позволило к их числу во ФСИН России отнести следующие элементы: система информациисубъекты и объекты информационного обеспечения управленияинформационные связи между нимитехнические средства обработки информацииинформационные системы.

Исследование правовых аспектов информационного обеспечения управления во ФСИН России позволяет утверждать, что взаимосвязь права и управления в УИС имеет сложный, неоднозначный и многоаспектный характер. Это осложняет комплексное описание основ правового регулирования информационное обеспечение управления во ФСИН России. Решению данной проблемы способствует осуществление анализа отдельных групп правовых актов, регламентирующих информационное обеспечение управления во ФСИН России. На наш взгляд, данные правовые акты наиболее целесообразно классифицировать в зависимости от сферы правового регулирования, в соответствии с которой следует выделять законодательные и подзаконные правовые акты, регламентирующие информационное обеспечение 1) внешнего управления во ФСИН России- 2) внутреннего управления во ФСИН России- 3) обоих видов управления во ФСИН России.

Анализ данных групп правовых актов свидетельствует о необходимости дополнительной правовой регламентации процессов сбора и обработки персональных данных осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Пробелы в правовом регулировании данной сферы препятствует внедрению и развитию информационных технологий в управление в УИС, и даже могут повлечь дезорганизацию деятельности органов и учреждений ФСИН России. В связи с этим в УИК РФ следует внести ст. 18.1 «Обработка персональных данных осужденных» (приложение 2), а в Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ст. 6.1 «Обработка персональных данных подозреваемых и обвиняемых» (приложение 3).

Правовые акты ФСИН России, Минюста России и иных ведомств, регламентирующие отдельные аспекты информационного обеспечения управления в УИС, в совокупности образуют единую систему, которую можно представить состоящей из отдельных групп правовых актов, регламентирующих схожие направления информационного обеспечения управления во ФСИН России, а именно: регламентирующие организацию делопроизводства во ФСИН России, организацию процессов сбора, обработки и передачи статистической информации, проведение единой технической политики в УИС, устанавливающие категории сведений о деятельности ФСИН России, являющиеся секретной информации или информацией ограниченного распространения, регламентирующие организацию эффективного межведомственного информационного взаимодействия, организацию информирования о деятельности ФСИН России, развитие и функционирование системы связи УИСобеспечение информационной безопасности в УИСсоздание автоматизированных информационных систем, подготовку пользователей данных систем и др.

Анализ содержания каждого из указанных направлений свидетельствует, что вопросы правового регулирования информационного обеспечения управления во ФСИН России не рассматриваются в качестве актуальной проблемы управленческой деятельности. Большинство правовых актов, разрабатываемых в информационной сфере, носят фрагментарный характер и не направлены на комплексную регламентацию информационного обеспечения управления во ФСИН России. Решение данной проблемы видится в разработке федеральной целевой программы развития информационного обеспечения управления во ФСИН России, что также позволит повысить эффективность реализации существующих правовых актов, регламентирующих информационное обеспечение управления во ФСИН России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты.
  2. Конституция Российской Федерации (с изм. от 21 июля 2007 года) // Российская газета. 1993. 25 дек. (№ 237).
  3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2 (41). С. 82−130.
  4. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят Генеральной Ассамблеей ООН 09 декабря 1988 года) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 208−216.
  5. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных ETS № 108 (Страсбург, 28 января 1981 г.) (с изм. от 15 июня 1999 года).
  6. Международный пакт «О гражданских и политических правах» (принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года) // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
  7. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Женева, 30 августа 1955 года) // Документы ООН, касающиеся заключенных (сборник). М.: «Права человека», 2000. С. 111−138.
  8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 460−464.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года № 230-Ф3 (в ред. от 30 июня 2008 года)// СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (в ред. от 22 июля 2008 года) № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.
  11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (в ред. от 14 июля 2008 года) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 14 июля 2008 года) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  13. Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 года) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5497.
  14. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451.
  15. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.
  16. Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  17. Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 года) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497.
  18. Федеральный закон РФ от 19 декабря 2005 года № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» // СЗ РФ. 2005. № 52 (Ч. 1). Ст. 5573.
  19. Федеральный закон РФ от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.
  20. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 года) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  21. Федеральный закон РФ от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 29 апреля 2008 года) // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
  22. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 года) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
  23. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 1-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2007 года) «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
  24. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29 апреля 2008 года) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  25. Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 года № ЮЗ-ФЗ (в ред. от 30 октября 2007 года) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
  26. Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 4 декабря 2007 года) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  27. Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7-ФЗ (в ред. от 16 октября 2006 года) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.
  28. Федеральный закон РФ от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 года) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.
  29. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485−1 (в ред. от 1 декабря 2007 года) «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 8220−8235.
  30. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473−1 (в ред. от 19 июня 2007 года) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
  31. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446−1 (в ред. от 26 июня 2008 года) «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая (№ 103).
  32. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124−1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 24 июля 2007 года) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
  33. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 (в ред. от 30 апреля 2008 года) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ1. РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.
  34. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 (в ред. от 12 мая 2008 года) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  35. Доктрина информационной безопасности РФ. (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент. (№ 187).
  36. Указ Президента РФ от 28 июля 1998 года № 904 (в ред. от 8 мая 2005 года) «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3841.
  37. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 (в ред. от 23 сентября 2005 года) «О перечне сведений конфиденциального характера» // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
  38. Указ Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 года (в ред. от 10 января 2000 года) «Об утверждении Концепция национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 26 дек. (№ 247).
  39. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Одобрена решением Президента РФ от 23 ноября 1995 года № Пр-1694 // Москва. НТЦ «Информрегистр». 1996.
  40. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 года № 966 (в ред. от 25 марта 2005 года) «О концепции правовой информатизации России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
  41. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2006 года № 540 (в ред. от 12 ноября 2007 года) «О федеральной целевой программе „Развитиеуголовно-исполнительной системы (2007−2016 годы)“» // СЗ РФ. 2006. № 39. Ст. 4075.
  42. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 года № 30 (в ред. от 28 марта 2008 года) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
  43. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 319 (в ред. от 2 июня 2008 года) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2782.
  44. Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.
  45. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года № 65 (в ред. от 15 августа 2006 года) «О Федеральной целевой программе „Электронная Россия (2002−2010 годы)“» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.
  46. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 года № 636 (в ред. от 9 июня 2005 года) «О федеральной целевой программе „Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002—2006 годы“» // СЗ РФ. 2001. № 38. Ст. 3743.
  47. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594 (в ред. от 14 декабря 2006 года) «О реализации Федерального закона „О поставках продукции для федеральных государственных нужд“» // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2669.
  48. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч. II). Ст. 3165.
  49. Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2007 г. № 1055-р «О плане подготовки проектов нормативных актов, необходимых для реализации Федерального закона „О персональных данных“ // СЗ РФ. 2007. № 34.1. Ст. 4277.
  50. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р (в ред. от 28 марта 2008 года) „О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах“ // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
  51. Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 11 марта 2008 года № 32 „Об утверждении положения об Общероссийском государственном информационном центре“ // Российская газета. 2008. 2 апр. (№ 70).
  52. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 августа 2007 года № 166 „Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний“.
  53. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 ноября 2006 года № 348-дсп „О совершенствовании организации и повышении эффективности информационного обеспечения деятельности Федеральной службы исполнения наказаний“
  54. Приказ Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2006 года № 323
  55. О создании интегрированной базы статистических данных Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб» // Бюллетень Минюста России. 2006. № 12.
  56. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2005. № 51.
  57. Приказ Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года № 205 (в ред. от 3 марта 2008 года) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.
  58. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2001 года № 221 «О проведении эксперимента в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации».
  59. Приказ Министерства юстиции РФ от 21 января 2000 года № 10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации» // Сборник основных нормативных актов о федеральной юстиции. 2002. Том 3.
  60. Приказ ФСИН России от 25 декабря 2007 года № 729 «О формировании региональных баз данных статистической информации территориальных органов УИС».
  61. Приказ ФСИН России от 19 февраля 2007 года № 87-дсп «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
  62. Приказ ФСИН России от 18 декабря 2006 года № 820 «О, вводе в эксплуатацию автоматизированного банка данных «Нормативные акты УИС».
  63. Приказ ФСИН России от 24 ноября 2006 года № 752 «О проведении опытной эксплуатации в территориальных органах ФСИН России автоматизированной информационной системы «Статистика ТО УИС»».
  64. Приказ ФСИН России от 19 мая 2006 года № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний».
  65. Приказ ФСИН России от 18 мая 2006 года № 241 «О вводе в опытную эксплуатацию второй очереди автоматизированной информационной системы электронной обработки статистической информации «Статистика УИС»».
  66. Приказ ФСИН России от 18 августа 2005 года № 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России».
  67. Приказ ФСИН России от 6 июня 2005 года № 409 «Об утверждении порядка информационной поддержки и структуры официального сайта ФСИН России в сети «Интернет»».
  68. Приказ ФСИН России от 31 марта 2005 года № 225 (в ред. от 10 января 2008 года) «Об утверждении перечня и порядка представления оперативной информации о происшествиях и преступлениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
  69. Приказ ФСИН России от 18 января 2005 года № 2 «Об организационных вопросах по территориальным органам исполнения наказаний».
  70. Распоряжение ФСИН России № 156-р от 26 апреля 2007 года «О мерах по реализации Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»».
  71. Распоряжение ФСИН России от 8 сентября 2006 года № 225-р «Об исполнении ведомственной целевой программы «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2006—2008 годы».
  72. Распоряжение ФСИН России от 11 августа 2006 года № 228-р «О переводе электронной почты с программного обеспечения LOTUS NOTES/DOMINO».
  73. Распоряжение ФСИН России от 8 июля 2006 года № 177-р «О Методических рекомендациях о порядке подготовки и оформления нормативных правовых актов и других документов в Федеральной службе исполнения наказаний».
  74. Распоряжение ФСИН России от 15 июня 2006 г. № 134-р «О представлении бюджетной отчетности по цифровым каналам связи Федеральной службы исполнения наказаний».
  75. Концепция совершенствования взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации на 2008−2011 годы, а также план мероприятий по ее реализации. Утверждена директором ФСИН России 27 августа 2007 года.
  76. Ведомственная целевая программа «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2006−2008 годы». Утверждена директором ФСИН России 12 мая 2005 года.
  77. Соглашение между Федеральной службой исполнения наказаний и Научно-производственным предприятием «Гарант-Сервис» от 15 февраля 2005 года № 13/ЧЮ/112/2005/11юр/05 «О информационно-правовом сотрудничестве».
  78. Приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 года № 66 «Об утверждении положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)».
  79. Приказ ФСФР России от 1 сентября 2004 года № 04−442/пз-н «О предоставлении в Федеральную службу по финансовым рынкам электронных документов с электронной цифровой подписью».
  80. Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 26 января 2001 года № 15 «О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи».1. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи.
  81. В.Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. Киев, 1979. 150 с.
  82. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть общая. / Бочаров С. Н., Герт Г. П., Еремичев И. А. и др., под ред. А. П. Коренева. М.: Щит, 1996.334 с.
  83. А.А. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России. Состояние и перспективы (организационно-правовой аспект): Монография. Рязань: Ин-т права и экономик МВД России, 1996. 194 с.
  84. В.М., Туманов Г. А. Управление органами, исполняющими наказания: Методические разработки и материалы к курсу. Академия МВД СССР. М., 1980. 385 с.
  85. Н.В. Правовая система Японии: Краткий обзор // Юридический мир. 2003. № 6. С. 38−39.
  86. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. М., 1989. 519 с.
  87. Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юрид. лит., 1990. 351 с.
  88. Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 3е изд., доп. М.: ОМЕГ А-Л, 2005. 584 с.
  89. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973. 392 с.
  90. В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. 384 с.
  91. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  92. Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления. М.: Экономика, 1987. 109 с.
  93. К.В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 496 с.
  94. Н.П., Кутуков С. А. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка: Монография. Рязань: АПУ Минюста России, 2004. 236 с.
  95. Д.Н. Административное право: Учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-е изд. пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. 816с.
  96. Д.Н. Административное право России: Учебник. М.: Норма, 2000. 386 с.
  97. И.Л. Информационное право: основы практической информатики: Учебное пособие. М., 2001. 352 с.
  98. И.Л. Каким быть Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации?» // Информационное право. 2006. № 1. С. 16−18.
  99. И.Л. Организация советского государственного управления (правовые проблемы). М., 1984. 237 с.
  100. И.Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). М., Московский рабочий, 1976. 198 с.
  101. И.Л., Розенбаум Ю. А., Сергиенко Л. А. и др. Проблемы эффективности управленческих органов / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 1973. 440 с.
  102. Э.С. Об информационных потребностях и качественном преобразовании информации. // НТИ. Сер. 2. 1967. № 6. С. 8−11.
  103. Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. М., 1993. 413 с.
  104. В.М. Информационное обеспечение руководящих работников объединений, предприятий и организаций: Обзор. Киев, 1981. 49 с.
  105. И.Ю. Конституционное государство в условиях информационного общества (зарубежный опыт) // Административное и информационное право. М., 2003. С. 250−256.
  106. С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ЮрИн-фо, 1999. 293 с.
  107. В.Р. Практический менеджмент персонала. М.: Юрист, 1998. 495 с.
  108. Г. М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1985.
  109. А.П. Закономерности управления правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1988. 108 с.
  110. О.А. Основы информационного права РоссииА Учебное пособие. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. 305 с.
  111. М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. М.: Профиздат, 2003. 110 с.
  112. И.С. Информационное обеспечение в организованных системах управления / Б. И. Кругликов, В. И. Садовников. М.: Наука, 1987. 206 с.
  113. Ю.В. К вопросу о психологических аспектах управленческой деятельности в ИТУ // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осужденных: Мат. науч.-практ. конф. Рязань, 1973. С. 4547.
  114. А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 6. С. 20−22.
  115. Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека. Пособие для тюремного персонала. Международный центр тюремных исследований. Лондон, 2002. 156 с.
  116. А.П. Административное право России: Учебник: В 3 ч. М.: МА МВД России. Изд-во «Щит-М», 2000. Ч. 1. 306 с.
  117. .М. Компетенция органов управления. М., 1972. 280 с.
  118. А.В. Информационные технологии обработки информации в автоматизированных базах данных // Информационное право. 2007. № 1 С. 2631.
  119. А., Никифорова М. Качество статистической информации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 5. С. 8−14.
  120. В.Н., Огородников В. И., Брыков Д. А. Основы управления персоналом уголовно-исполнительной системы: Учеб. пособие. Рязань, 2003. 127 с.
  121. С.С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел: Монография. М.: Щит-М, 2002. 133 с.
  122. В.И. Управление в органах безопасности: методологические, теоретические, методические основы и основы культуры: Монография. М., 2002.218 с.
  123. В.П., Петровичева Ю. П. Информация и право // Журнал российского права. 2004. № 8. С. 54−64.
  124. С., Донцов В., Лебедев А. Применение информационных технологий в методах контроля управления на основе данных бухгалтерской отчетности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 3. С. 715.
  125. И.В. Создание и перспективы развития интегрированной (мультисервисной) телекоммуникационной системы УИС // Связь и телекоммуникации ФСИН России: Сборник материалов. М.: «Информационный мост», 2007. С. 20−21.
  126. А.В. Человек и государственное управление. М., 1987. 252 с.
  127. С.И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 17-е изд., Стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 797 с.
  128. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. Ю.Я. Чайки- Науч. ред. В. М. Анисимков, А. А. Аксенов, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. Т. 1: Общая часть. 532 с.
  129. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. А. П. Коренева. М.: Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2001. 396 с.
  130. С.М. Организационные и правовые основы управления исполнением наказания в исправительно-трудовых колониях: Учеб. пособие. / Под ред. Г. А. Туманова. Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1991. 112 с.
  131. С.В. О проекте Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» // Юрист. 2005. № 6. С. 25−30.
  132. В.И., Попов Г. Л. Организация работы начальника исправительно-трудовой колонии. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. 64 с.
  133. В.А. Проблемы создания баз данных федерального уровня // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 3. С. 2−6.
  134. В.А. Сети передачи данных УИС // Связь и телекоммуникации ФСИН России: Сборник материалов. М.: «Информационный мост», 2007. С. 29−32.
  135. Ю.А. Подготовка управленческих кадров. Организационно-правовые вопросы. М., 1981. 158 с.
  136. Ю.А. Формирование управленческих кадров: Социально-правовые проблемы. М., 1982. 230 с.
  137. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. 384 с.
  138. А.Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. 320 с.
  139. В.И. Потоки информации в системах управления. М.: Энергия, 1974. 240 с.
  140. .И. Руководитель органов внутренних дел: стиль и методы работы: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1983. 34 с.
  141. С.И. Бумажный и электронный документ как результат документирования информации // Административное и информационное право. М., 2003. С. 263−272.
  142. JI.A. Правовая регламентация управленческого труда. М.: Наука, 1984. 141 с.
  143. Совершенствование деятельности руководителя органа внутренних дел: Учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. 49 с.
  144. Ю.Ю. Информационное обеспечение квалификации преступлений в органах военной юстиции // Бюллетень Управления военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ. 1994, № 3. С. 7−14.
  145. О.А. Ключевые аспекты правового регулирования использования и развития информационно-электронных технологий // Государство и право. 2004. № 4. С. 70−72.
  146. Е.Е., Хмелевская Н. В. Информационное обеспечениеуправленческой деятельности: Учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. 154 с.
  147. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В.Д. Перева-лова. М., 1998. 570 с.
  148. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / В. З. Веселый, Г. М. Воскресенский и др. Под ред. В. Д. Малкова. М.: Академия МВД СССР, 1990. 324 с.
  149. Т.Б. Информационное обеспечение деятельности ОВД: исто-рико-правовой анализ //Закон и право. 2006. № 11. С. 74−75.
  150. Толковый словарь по управлению. / Сост. С. Н. Петрова и др. М.: AJIAHC, 1994. 252 с.
  151. .С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972. 254 с.
  152. Управление органами, исполняющими наказания. М.: Академия МВД СССР, 1983.
  153. JI.A. Информационно-аналитическая деятельность органов власти // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 126−129.
  154. С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1. С. 21−27.
  155. Д.Е. К вопросу о критерии информационных потребностей // НТИ. Сер. 1. 1968. № 5. С. 3−7.
  156. I. Диссертационные исследования.
  157. Е.А. Информационное обеспечение системы органов, осуществляющих борьбу с преступностью в современной России (криминологическая оценка): Дис.. канд. юрид. наук. М.: Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003. 182 с.
  158. П.А. Информационное обеспечение управления в учрежденияхи органах уголовно-исполнительной системы (организация и правовое регулирование): Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2008. 218 с.
  159. П.А. Информационное обеспечение управления в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (организация и правовое регулирование): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Российская правовая академия Минюста России, 2008. 23 с.
  160. Н.Д. Совершенствование системы информационного обеспечения непроизводственной деятельности исправительно-трудовой колонии: Дис.. канд. юрид наук. М.: Академия МВД России, 1994. 208 с.
  161. В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы (теоретические основы и механизм реализации): Дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 1998. 384 с.
  162. А.С. Теория и практика информационно-аналитической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: организационно-правовое исследование: Дис.. канд. юрид наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 2000. 209 с.
  163. П.В. Правовое регулирование и организация деятельности руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы: Дис.. канд. юрид. наук. Вологда: Вологодский институт права и экономик ФСИН России, 2006. 244 с.
  164. В.А. Система информационной поддержки принятия решений при управлении силами и средствами органов, исполняющих наказания, в экстремальных ситуациях: Дис.. канд. тех. наук. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 1999. 214 с.
  165. В.А. Организация правоохранительной деятельности с использованием информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. 54 с.
  166. Н.В. Правовые и организационные основы взаимодействияуголовно-исполнительной системы со средствами массовой информации: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. 200 с.
  167. С.М. Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.217 с.
  168. .Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества: теоретические и организационно-правовые аспекты: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. 55 с.
  169. Р.А. Организационный механизм органа внутренних дел и проблемы его формирования: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2007. 205 с.
  170. В.Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел (вопросы методологии): Дис.. канд. юрид. наук М.: Академия управления МВД России, 2007. 195 с.
  171. В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дис.. д-ра юрид. наук. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2002. 428 с.
  172. А.В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2003. 184 с.
  173. С.Н. Организационно-правовые основы защиты информации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. 21 с.
  174. П.И. Правовое и организационное обеспечение изоляции осужденных в исправительных колониях: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001. 188 с.
  175. А.Е. Организация и правовые основы функционирования службы документационного обеспечения уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006. 174 с.
  176. М.В. Информационное обеспечение профилактики преступлений (на материалах Украинской ССР): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1978. 25 с.
  177. А.В. Сетевые модели и методы обеспечения информационной безопасности в сложных организационных системах: Дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. 317 с.
  178. А.Ф. Совершенствование управления городскими и районгными органами внутренних дел (теоретические и организационно-правовые вопросы): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1985. 31 с.
  179. И.И. Управление информационным обеспечением производственно-экономической деятельностью предприятий уголовно-исполнительной системы: Дис.. канд. эконом, наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. 243 с.
  180. Р.Г. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности персонала следственных изоляторов и лиц, содержащихся под стражей: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001. 185 с.
  181. М.А. Количественные методы в управленческой деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (организационно-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права иуправления Минюста России, 2003. 263 с.
  182. М.Н. Информационное обеспечение стратегического управления в органах внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004. 24 с.
  183. Т.А. Информационное обеспечение деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Дис.. канд. юрид. наук. Хабаровск: Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006. 189 с.
  184. В.И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 27 с.
  185. А.В. Стратегическое управление в уголовно-исполнительной системе: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Научно-исследовательский институт ФСИН России, 2006. 210 с.
  186. Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Российская правовая академия Минюста Росси, 2008. 38 с.
  187. Ю.Д. Правовые и организационные основы постановки эксперимента в практике ИТУ: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД СССР, 1980.
  188. О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: Дисс.. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005. 213 с.
  189. Д.В. Проблемы правового обеспечения информационной безопасности России в условиях глобализации информационного пространства: Дис.. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2006. 223 с.
  190. С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000.
  191. С.П. Организация взаимодействия исправительных учреждений со средствами массовой информации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. 25 с.
  192. В.В. Правовые и организационные основы информационного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Научно-исследовательский институт ФСИН России, 2007. 24 с.
  193. А.В. Информационное обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, подведомственным органам внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2003. 217 с.
  194. Г. А. Теоретические проблемы научной организации управления в органах внутренних дел: Дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1974. 378 с.
  195. О.А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2003, 195 с.
  196. Ю.А. Государственно-правовые основы информационной безопасности в органах внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001. 213 с.
  197. С.Х. Организация и правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы в целях их социальной реабилитации: Дис.. д-ра юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. 452 с.
  198. К.В. Организация правового обеспечения деятельности ФСИН России: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2007. 214с.
  199. Ю.В. Организационно-правовые основы управленческой деятельности начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. 297 с.
Заполнить форму текущей работой