Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование управленческой ценностной культуры в процессе подготовки руководящих кадров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредования психического развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Б. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки исследования ценностной культуры руководителей
    • 1. 1. Основное понятие и содержание ценностной культуры руководителя в концепциях отечественных и зарубежных исследователей
    • 1. 2. Система личностных и профессиональных ценностей в структуре деятельности руководителей
    • 1. 3. Основные факторы формирования ценностной позиции руководителей и их концептуальные модели
    • 1. 4. Педагогические условия и психолого-педагогические процессы в формировании управленческих и жизненных ценностей руководителей
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования ценностной культуры управленческой деятельности
    • 2. 1. Программа экспериментального исследования. Общая характеристика процедур и методов исследования
    • 2. 2. Ценностно-ориентированные типы руководителей: критерии оценки и содержание
    • 2. 3. Рефлексивное обучение руководителей по активизации ценностно-ориентированной управленческой деятельности
    • 2. 4. Результаты формирующего эксперимента по активизации ценностно-содержательной сферы деятельности руководителей

Формирование управленческой ценностной культуры в процессе подготовки руководящих кадров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы и ее актуальность.

Несмотря на популярность ценностной проблематики в различных научных сферах, в целом нельзя признать удовлетворительной ее научную разработанность, особенно в области исследования личности руководителя и управленческой деятельности. Отчасти это объясняется и тем, что до недавнего времени ценностные феномены подвергались в основном идеологической интерпретации.

Динамизм, непредсказуемость и обилие критических ситуаций в современном российском обществе и экономике обусловливают трансформацию социальных норм, ценностей и моделей поведения.

В сфере управления это прежде всего отражается в личностной структуре руководителя. Эффективность профессиональной деятельности, управленческой карьеры, удовлетворенность результатами труда сопровождаются реализацией ценностей руководителя, которые не только выполняют целеполагающую, но и регулирующую роль.

Усвоение новых ценностей порой происходит стихийно, без осмысленного процесса, что приводит к размытости жизненных и профессиональных ценностей, к внутреннему конфликту ценностей. Тогда руководитель вынужден ориентироваться на внешние, без личностного принятия, ценности и, следовательно, эффективность управленческой деятельности может снижаться.

Жизненный выбор руководителя, опирающийся на систему ценностей, может носить общественный характер: стратегия развития организации, подбор персонала, выбор новых продуктов и технологий и т. п., соответственно смыслообразующие ценности руководителей находятся во взаимосвязи с общественно-экономической системой государства.

Система ценностей включает ряд подсистем: психологические, политические, экологические, эстетические и др. Ценности являются своеобразными детерминантами индивидуального и коллективного выбора, определяют перспективу развития как личности, так и общества в целом.

Проблема ценностей всегда привлекала внимание исследователей различных направлений знаний (С.Ф.Анисимов, М. И. Бобнева, Е. А. Борковская, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, Ф. Е. Василюк, Е. И. Головаха, И. Н. Груздова, Б. И. Додонов, А. И. Донцов, О. Г. Дробницкий, В. Д. Ермоленко, Б. С. Круглов, Д. А. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, Д. В. Пивоваров, Е. А. Подольская, Л. В. Разживина, В. В. Столин, Е. В. Субботский. Р. Х. Шакуров, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов и другие), при этом достаточно изученными являются вопросы структуры ценностей, возникновения и формирования ценностных ориентаций в структуре личности в процессе онтогенеза, генезиса личностных ценностей в зрелом возрасте в ходе личностного онтогенеза и закономерностей этой динамики, роли и значения ценностей и ценностных ориентаций личности в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности, осознания ценностного отношения в «проблемных» ситуациях.

В контексте управленческих систем проблема ценностно-ориентированного содержания деятельности руководителя затрагивает многие современные концепции успешного управления. Анализируя научные работы отечественных и зарубежных исследователей (Г. Аммельбург, Н. В. Береснев, Е. П. Варламова, В. Вичев, М. Вудкок, Н. Ф. Долгополова, Е. Н. Емельянов, А. Н. Исаенко, Ю. Д. Красовский, О. В. Кобелева, Г. М. Мануйлов, Н. Н. Обозов, А. М. Омаров, А. Л. Свенцицкий, С. Ю. Степанов, С. Е. Поварницына, Д. Френсис, В. Е. Щербак и другие) можно заметить односторонность, фрагментарность в изучении ценностных ориентаций руководителей. Так например, В. Вичев рассматривает нравственные ценности руководителя и их роль в становлении внутренних мотивов[33], Ю. Д. Красовский рассматривает только иерархичность управленческих ценностей[67], А. Л. Свенцицкий уделяет внимание негативным прагматическим ценностям руководителе^ 106], А. М. Омаров соединяет ценности руководителя с мотивами профессиональной деятельности[91], М. Вудкок и Д. Френсис анализируют личные ценности руководителей в континууме ясности-размытости[36], Н. Ф. Долгополова изучала ценностные ориентации студентов-менеджеров и их динамику в процессе обучения[42], и т. п.

Таким образом, проблема ценностно-ориентированного содержания деятельности руководителя в контексте психолого-педагогических процессов формирования умений осмысления, анализа и переосмысления ценностей управленческой деятельности ранее в отдельном, интегративном исследовании не рассматривалась.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие в современной системе управления противоречия между: конкретными реалиями современной жизни и требованиями к профессиональной управленческой деятельности, декларируемыми требованиями к руководителю в развитии социальной сферы и реальным состоянием уровня жизни народа, необходимостью руководителем реализовать гуманистические принципы управления и сложностью осмысления детерминации целеполагания профессиональной деятельности.

Нам представляется, что продуктивное решение выделенной проблемы, преодоление сложившихся противоречий возможно путем применения ценностно-ориентированного подхода посредством рефлексивного обучения управленческих кадров.

Актуальность исследования может быть конкретизирована в следующих положениях:

1. Возрастает роль концептуализации и развития гуманистических управленческих ценностей, которые должны составлять модуль профессионального мировоззрения руководителя, обеспечивая эффективность и развитие организации.

2. Осмысление жизненных и профессиональных ценностей руководителем чаще провоцируется стихийными критическими ситуациями, что влечет за собой множество противоречивых управленческих решений, следовательно, целенаправленное рефлексивное обучение по осознанию, осмыслению и переосмыслению ценностей позволит руководителю планомерно осуществлять оптимальную управленческую стратегию.

С учетом вышеизложенного была выбрана тема диссертационного исследования, проблема которого заключается в нахождении психолого-педагогических процессов, способствующих выявлению и коррекции жизненных и управленческих ценностей руководителей с целью совершенствования ораганизационного управления.

Таким образом, проблемное поле диссертационного исследования было задано попытками ответить на ряд вопросов: Какова система ценностей современных управленцев, какие базисные ценности влияют на профессирнальное мировоззрение руководителей? Каков механизм создания управленческих ценностей? Насколько такое устойчивое личностное образование, как ценности, возможно корректировать в психолого-педагогических процессах? Решение этих вопросов и составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования являются психолого-педагогические процессы в контексте формирования управленческой ценностной культуры управленческих кадров.

Предметом исследования являются пути и средства эффективного формирования управленческой ценностной культуры в процессе подготовки руководящих кадров.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что рефлексивное обучение управленческих кадров в контексте активизации ценностно-ориентированного содержания профессиональной позиции способствует формированию саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов.

В соответствии с содержанием проблемы и цели диссертационной работы поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему ценностной культуры руководителя в управленческой деятельности через призму теоретических и эмпирических знаний.

2. На основе теоретических и эмпирических исследований выявить систему ценностей руководителей, уровень осознания собственных ценностей и их роли в эффективности управления.

3. Разработать методический инструментарий для определения основных жизненных и управленческих ценностей руководителейописать различные критерии и методы оценки ценностно-смыслового компонента в деятельности руководителяобосновать построение типологии руководителей, основанной на ценностно-ориентированном конструкте.

4. Разработать учебную модульную программу по рефлексивному обучению руководителей в активизации ценностно-смысловой составляющей управленческой деятельности.

Методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредования психического развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Б. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) — личностно-ориентированный подход к развитию личности и теория взаимозависимости всех структурных элементов ценностно-ориентиционной сферы М. Рокичапсихологические концепции ценностей и ценностных ориентаций отечественных исследователей (М.И.Бобнева, Е. А. Борковская, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Е. И. Головаха, А. И. Донцов, Б. И. Додонов, Н. И. Непомнящая, Е. А. Подольская, Е. В. Субботский, В. А. Ядов и др.) и зарубежных ученых (Р.Иглехарт, Х. Клагес, С. Моррис Е.Олдемейер, М. Рокич, С. Шварц и В. Билски, Е. Шпрангер, и др.) — системно-деятельностный подход к анализу личности и деятельности руководителя, а также рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров.

Выдвинутые автором основные задачи исследования определили следующие методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогических источников, 2) сопоставительный анализ изучаемых явлений в трудах отечественных и зарубежных авторов, 3) комплекс эмпирических методов: опросные методы (стандартизированное и фокусированное интервью), тестирование, ранжирование. 4) методы обработки данных (контент-анализ, результирующие ранги, полуквартильные отклонения и т. д.) 5) констатирующий и формирующий эксперименты, 6) активные методы обучения (дискуссии, деловы, ролевые и инновационные игры, тренинговые упражнения).

Организация и этапы исследования. Исследование проведено в три этапа:

1. 1998;1999 г. г. — Предварительное ознакомление с изучаемой проблемой, теоретическое изучение концептуальных положений отечественных и зарубежных ученых. Определение основных направлений научного поиска.

2. 1999;2001 г. г. — Сбор и анализ теоретического и эмпирического материала, его осмысление и обобщение. Проведение учебной модульной программы по активизации ценностно-смысловой сферы деятельности руководителя.

3. 2001;2002 г. г. — Систематизация материала, оформление диссертации, издание статей в научных сборниках, методических разработок по результатам исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что исследование направленное на интегративное и системообразующее описание управленческой деятельности руководителей в ценностном аспекте ранее в научных работах не отражалось. Доказанно, что рефлексивное обучение управленческих кадров в контексте активизации ценностно-ориентированного содержанйя профессиональной позиции способствует формированию саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Концептуальное положение, что от уровня осознанности жизненных и управленческих ценностей зависит уровень эффективности управления в данном диссертационном исследовании выдвинуто и доказано. В диссертационном исследовании предлагается новый подход к психологопедагогической коррекции ценностно-смысловой сферы управленческой деятельности, основанный на рефлексивных формах обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрена ценностная культура руководителей в управленческой деятельности через призму теоретических и эмпирических знаний. На основе теоретических и эмпирических исследований выявлена система ценностей руководителей, уровень осознания собственных ценностей и их роли в эффективности управления. Разработан методический инструментарий для определения основных жизненных и управленческих ценностей руководителейописаны различные критерии и методы оценки ценностно-смыслового компонента в деятельности руководителяобосновано построение типологии руководителей, основанной на ценностно-ориентированном конструкте.

Практическая значимость исследования.

Предложенная автором учебно-модульная программа по рефлексивному обучению управленческих кадров в аспекте активизации и осмысления ценностной позиции может быть использована как в подготовке специалистов-руководителей при переподготовке, повышении квалификации, так и для обучающихся в вузе студентов по специальности «менеджмент».

Методический аппарат исследования может быть использован для диагностики ценностной сферы управленцев, что позволит наметить индивидуальную или групповую работу с ними по совершенствованию эффективности управления.

Основной экспериментальной базой исследования были предприятия Республики Северная-Осетия-Алания (коммерческие фирмы и государственные организации), Владикавказский Институт управления. В различных формах исследования и на различных его этапах приняло участие 156 человек.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Система жизненных и управленческих ценностей руководителя является одним из ключевых факторов, определяющих стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые ставит перед собой руководитель. Она существенно зависит от социального фактора развития руководителя, его индивидуальных особенностей, характера ориентаций на внешние нормы и внутренние ценности, уровня осознанности доминирующих ценностей.

2. Характеристика базовых ценностных ориентаций руководителей и их распределение в континууме ценности-цели — ценности-действия.

3. Критерии оценки и содержание ценностно-смысловой сферы деятельности руководителя. Ценностно-ориентированные типы руководителей.

4. Рефлексивное обучение по активизации ценностно-смыслового компонента в управленческой деятельности: результаты формирующего эксперимента.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики высшей школы, кафедры педагогики, кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, кафедры менеджмента Института управления. Апробация учебно-модульной программы проходила на базе Института управления при прохождении руководителями курсов повышения квалификации. Результаты докладывались на региональных и всеросийских науно-практических конференциях: Ставрополь (2001), Москва (2002), Ярославль (2000) Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Выводы.

Критериями, по которым можно выделить ценностно-ориентированные типы руководителей являются: эффективность руководства организацией, уровень ясного осознания или размытости управленческих ценностей, соотношение терминальных и инструментальных ценностей в континууме «цель — действие». Исходя из этого выделены четыре ценностно-ориентированных типа руководителй: Тип А. Руководитель с высокой эффективностью управления, высоким уровнем осознания собственных ценностей, с доминирующими ценностями-действиями. Тип Б. Руководитель с высоким уровнем эффективности управления, высоким уровнем осознания ценностей и доминирующей ценностью-целью. Тип В. Руководители с низким уровнем эффективности управления, с размытыми ценностями, доминирующей ценностью-действием. Тип Г. Руководители с низким уровнем эффективности управления, с размытыми ценностями и доминирующей ценностью-целью.

2. У руководителей с высоким уровнем эффективности доминируют инструментальные ценности (ценности — действия) и. менее всего эгоцентрические ценности, в свою очередь у руководителей низкого уровня — доминируют эгоцентрические и социальные ценности, и менее-всего ценности-действия (инструментальные ценности). Следовательно, четкое осознание личностных и профессиональных ценностей руководителем находится в тесной зависимости с эффективностью его управленческой деятельности.

3. Рефлексивно-инновационный подход к управлению в качестве главной ценности предлагает сотворческий (т.е. взаиморазвивающий и одновременно конструктивный) тип управленческих отношений, как в вертикальных, так и горизонтальных связях управления. Целью этого типа отношений является обеспечение условий для позитивного саморазвития организации и каждого его представителя. Постановка проблем при сотворческом типе управления происходит в результате перспективной рефлексии, т. е. проблемные ситуации прогнозируются как скрытые возможности развития.

4. В ходе рефлексивного обучения выделились три группы доминирующих ценностей руководителей: 1) тема партнерства и создание общего надежного дела, совместное преодоление возникающих сложностей, занятие фирмой видного социального положения. 2) идея напряженного процесса саморазвития, индивидуальной профессиональной и личностной самореализации, преодоление сложностей. 3) ценность достижения личного эмоционального комфорта и профессиональной гармонии с окружающим миром.

5. Динамика ценностного компонента в управленческой деятельности по мере прохождения обучающих модулей наблюдается в следующем: у руководителей произошел резкий переход о ценностей-целей в ценности-действия т. е. при ясной позиции, руководители четко увидели способы и средства реализации поставленных целей, (после второго модуля), но на третьем модуле ценности-цели (смыслообразующие ценности) немного снижаются после прохождения данных модулей программы, а ценности-действия (инструментальные ценности) имеют позитивную динамику. Таким образом, по мере прохождения учебной программы по активизации ценностного содержания управленческой деятельности может наблюдаться неравномерная, но позитивная динамика, что может быть вызвано сложными личностными механизмами (социальный опыт, профессиональный опыт, структура актуалгенеза, доминирующие профессиональные мотивы и способность к субъективным изменениям).

6. В ходе прохождения тренинговых модулей у руководителей сформировались следующие умения саморегуляции деятельности: анализ и моделирование условий (с 23 до 47 человек), выбор средств и способов действий (с 19 до 56 человек), упорядоченность (с 13 до 37 человек), осознанность (с 23 до 43 человек), податливость обучению (с 12 до 27 человек).

Структурно-компонентные умения саморегуляции у руководителей были слабо сформированы, но по мере прохождения модулей они резко возросли (79,1%), функциональные умения саморегуляции были выражены на среднем уровне, но после обучения они достигли высокого уровня развития (81,1%), личностно-стилевые особенности так и сохранились на среднем уровне, а динамические характеристики саморегуляции сохранились на высоком уровне.

По данным нашего исследования структурно-компонентные умения (целеполагание и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция) носят субъективный характер и является результатом субъективного опыта.

В целом можно заметить, что общий уровень умений саморегуляции деятельности в процессе прохождения учебной программы имеет позитивную динамику на 28%.

Таким образом, рефлексивное обучение управленческих кадров в контексте активизации ценностно-ориентированного содержания профессиональной позиции способствует формированию умений саморегуляции деятельности руководителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях российского бизнеса и экономики возрастает роль ценностной регуляции деятельности руководителя.

Подводя итоги анализу разработанности проблемы исследования современной наукой в области изучения ценностно-ориентационной сферы личности, можно отметить, что основное внимание уделялось вопросам: структуры (классификации видов, типов, уровней, форм существования) — возникновения и формирования ценностных ориентации в структуре личности в процессе онтогенезагенезиса личностных ценностей в зрелом возрасте в ходе развития личности и закономерностей этой динамикироли и значения ценностей и ценностных ориентации личности в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности.

Существенный шаг в решении многих проблем может быть сделан, если соотносить результаты опросов с единой схемой ценностной ориентации, которая определит рамочные условия для сравнения разных эпох и культур. Такая схема должна состоять из многих шкал, характеризующих общие направления в динамике ценностей. Одновременно схема должна быть конкретной и отражать специфику возникающих изменений.

При анализе психологических механизмов регуляции поведения руководителя с точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой — как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае.

При этом, поскольку руководитель является субъектом жизнедеятельности, на формирование его жизненных ценностей влияют как особенности собственного социального развития, так и психолого-акмеологические характеристики индивидуального развития (возраст, профессиональный опыт, уровень образования, состав и особенности семьи, психологические характеристики личности, вероисповедание и др.) Если принять во внимание, что жизнедеятельность по отношению к управленческой деятельности более широкое понятие, то особую значимость для выявления как эффективности его деятельности, так и перспектив личностного развития приобретает знание совокупности всех выделенных характеристик.

В связи с этим возникает необходимость реализации программно-целевого подхода к разработке всех компонентов процесса формирования и развития ценностных ориентаций при их интеграции в целостную педагогическую систему. С целью достижения профессионально значимых управленческих и смыслообразующих ценностных ориентаций руководителей еще в условиях вузовского обучения все основные компоненты учебно-воспитательного процесса в вузе (цели и задачи, содержание, средства и методы обучения, деятельность педагогов и студентов) должны быть спроектированы на основе программно-целевого подхода в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности на конечный результат подготовки специалиста.

Центральной идеей многих педагогических систем подготовки специалистов является категория целостного развития обучающихся как организаторов производства, руководствующихся ценностными ориентациями, активно развивающих их и широко использующих их в своей производственной деятельности, в достижении профессионального мастерства.

Необходимость разработки системы развития ценностных ориентаций у руководителей, либо обучающихся студентов по специальности «менеджер» обусловлена: подготовкой конкурентоспособного профессионала на рынке трудаизменением профессионально-квалификационной структуры специалистов, ростом потребности личности и общества в получении профессий коммерческой, финансово-банковской и другой направленности, характерных для рыночной экономикипотребностью общества в значительном повышении уровня общей и профессиональной культуры людей, формированием новых ценностных ориентиров в соответствии с индивидуальными способностями личности на основе совершенствования психолого-педагогической деятельности в процессе профессионального образования и самостоятельной работы на производственовыми социально-экономическими условиями, потребностью развития и формирования навыков общения в коллективе, как в плане социального партнерства, так и в плане здоровой соревновательности.

Дрокина С.В. считает, что в основу разработки системы развития ценностных ориентаций необходимо включать: диалектический методсистемный подход и ряд его закономерностейсочетание социоцентрической и антропоцентрической моделей воспитанияпризнание и решающая роль в развитии личности, в преемственной передаче опыта одного поколения последующим поколениям, в учебной и производственной деятельности людей.

Поскольку результатом обучения является функциональная единица деятельности, то это предполагает определенные инновации в технологии обучения.- Анализ различных систем и технологий профессионального обучения позволил прийти к выводу, что наиболее эффективными являются обучающие технологии, основанные на принципах модульного обучения. Эти принципы достаточно подробно описаны в отечественной (В.М.Гараев, Ю. А. Устынюк, П. Юцявичене, и пр.) и зарубежной (Т.Гарбовска, Г. Оуэне, Г. Рассел, С. Семков и др.) литературе.

Разработанная нами программа «Рефлексивное обучение руководителей по активизации ценностно-ориентированной управленческой деятельности» раскрывает основные направления и способы процесса осознания собственных целей, ценностей, путей их реализации.

Основными целями программы выступили: прояснение и активизация ценностно-смысловой сферы управленческой деятельности, формирование жизненных и профессиональных планов, корректировка ценностных ориентаций, концептуализация и развитие гуманистических управленческих ценностей, переакцентировка с одной системы ценностей в другую, которая закрепляет новый способ мышления и поведения руководителя, способствовать переоцениванию на этой основе своих обязанностей, возможностей, желаний и стремлений в меняющихся ситуациях партнерского взаимодействия. преобразование ценностей-целей в ценности-действия, что позволит конкретизировать субъективный процесс профессионального развития и саморегуляции.

Программа реализовывалась в виде тренинговых модулей, которые включают различные активные методы обучения: деловые и ролевые инновационные игры, дискуссии, фокусированное интервью, проблемные ситуации, моделирование производственных ситуаций, а также информационные блоки.

По итогам проведения программы обучающиеся овладели следующими умениями и навыками: активно осознавать собственные доминирующие ценности, четко строить собственную сферу жизнедеятельности с конкретизацией целей и ценностей, выделять структуру формирования собственных ценностей и их роли в трудовой мотивациинаучится определять доминирующие ценности у других людей, что позволит применять эти знания при переговорах, совещаниях, мотивации подчиненныхуметь варьировать ценности-цели и ценности-действия в контексте управленческой ситуацииобладать навыками самокоррекции в осуществлении ценностей-действийстроить профессиональные перспективы, используя навыки саморегуляции.

По прохождению всего курса занятий слушатели выделили следующие результаты: повышение раскрепощенности в поведении и общении, снятие стереотипного понимания бизнеса, повышение самостоятельности мышления, преодоление конкретно-прагматического понимания бизнеса, получение навыков самостоятельного получения знаний из собственного опыта.

Происходит динамическое преобразование управленческих ценностей в процессе прохождения обучения по программе «Рефлексивное обучение руководителей по активизации ценностно-ориентированной сферы в управленческой деятельности».

Процесс изменения ценностей сложный и многомерный процесс, поскольку ценностные ориентации достаточно устойчивое личностное образование, которое может лишь изменятся по влиянием собственных притязаний, собственного опыта, саморефлексии, поэтому наша задача состояла в том, чтобы те процессы, которые проходили в ситуации обучения носили глубинный характер, иначе изменения ценностей бы не произошло. Наглядно можно увидеть как происходил процесс изменений управленческих ценностей — динамика неравномерна, скачкообразна, что свидетельствует о внутреннем противоречии, которое происходило с руководителями, о принятии-непринятии ценностей. Однако конечный результат (данные по последнему модулю) мы можем считать как уже устойчивое личностное образование. Ценности-цели (смыслообразующие ценности) немного снижаются после прохождения данных модулей программы, а ценности-действия (инструментальные ценности) имеют позитивную динамику.

Таким образом, рабочая гипотеза, состоящая в предположении, что в процессе прохождения учебной программы по активизации ценностного содержания управленческой деятельности может наблюдаться неравномерная, но позитивная динамика, что может быть вызвано сложными личностными механизмами (социальный опыт, профессиональный опыт, структура актуалгенеза, доминирующие профессиональные мотивы и способность к субъективным изменениям), нашла свое подтверждение.

В ходе прохождения тренинговых модулей у руководителей сформировались следующие умения: анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, упорядоченность, осознанность, податливость обучению.

Следовательно, структурно-компонентные умения саморегуляции у руководителей были слабо сформированы, но по мере прохождения модулей они резко возросли (79,1%), функциональные умения саморегуляции были выражены на среднем уровне, но после обучения они достигли высокого уровня развития (81,1%), личностно-стилевые особенности так и сохранились на среднем уровне, а динамические характеристики саморегуляции сохранились на высоком уровне.

По данным нашего исследования структурно-компонентные умения целеполагание и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция) носят субъективный характер и является результатом субъективного опыта.

Другие виды умений саморегуляции деятельности практически не изменились, что указывает о их устойчивой ценности для руководителей.

В целом можно заметить, что общий уровень умений саморегуляции деятельности в процессе прохождения учебной программы имеет позитивную динамику на 28%.

Основная гипотеза исследования подтвердилась: рефлексивное обучение управленческих кадров в контексте активизации ценностно-ориентированного содержания профессиональной позиции способствует формированию умений саморегуляции деятельности руководителей.

Критериями, по которым можно выделить ценностно ориентированные типы руководителей являются: эффективность руководства организацией, уровень ясного осознания или размытости управленческих ценностей, соотношение терминальных и инструментальных ценностей в континууме «цель — действие». Исходя из этого выделены четыре ценностно-ориентированных типа руководителй: Тип А. Руководитель с высокой эффективностью управления, высоким уровнем осознания собственных ценностей, с доминирующими ценностями-действиями. Тип Б. Руководитель с высоким уровнем эффективности управления, высоким уровнем осознания ценностей и доминирующей ценностью-целью. Тип В. Руководители с низким уровнем эффективности управления, с размытыми ценностями, доминирующей ценностью-действием. Тип Г. Руководители с низким уровнем эффективности управления, с размытыми ценностями и доминирующей ценностью-целью.

Можно заметить, что руководители типа Б, характеризующиеся высокой эффективностью управления, высоким уровнем осознания собственных, ценностей, с доминирующими ценностями-целями, до обучения составляли большинство (41%), но по мере прохождения модулей заметно увеличилось число руководителей с типом, А (с 23% до 58%). И руководители, которые субъективно оценивали себя как неэффективных руководителей увидели в себе сильные стороны, осознали векторы профессионального и личностного развития, т. е. приобрели веру в свои силы.

У руководителей с высоким уровнем эффективности доминируют инструментальные ценности (ценности — действия) и менее всего эгоцентрические ценности, в свою очередь у руководителей низкого уровнядоминируют эгоцентрические и социальные ценности, и менее всего ценности-действия (инструментальные ценности). Следовательно, четкое осознание личностных и профессиональных ценностей руководителем находится в тесной зависимости с эффективностью его управленческой деятельности.

В ходе рефлексивного обучения выделились три группы доминирующих ценностей руководителей: 1) тема партнерства и создание общего надежного дела, совместное преодоление возникающих сложностей, занятие фирмой видного социального положения. 2) идея напряженного процесса саморазвития, индивидуальной профессиональной и личностной самореализации, преодоление сложностей. 3) ценность достижения личного эмоционального комфорта и профессиональной гармонии с окружающим миром.

Следовательно, рефлексивно-инновационный подход к подготовке •управленческих кадров для новых социально-экономических структур обнаружил свою значимость как для развития профессиональных навыков, так и для развития личностно-ценностной, этически-философской профессиональной позиции управленцев, позволил раскрыть творческие возможности участников обучения в сфере бизнеса и управления, повысить их конкурентноспособность. Его реализация проявила себя в создании эффективной развивающей системы управленческого обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль.1991. 299 с.
  2. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей. /Ред. Кол. Р. Ф. Жуков (отв. ред.) и др. Л. гЛИЭИ .1989. 127 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.-371с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1968. 339с.
  5. . Г. Человек как предмет познания, Ленинград- 1968, 150с.
  6. . Г. О проблемах современного человекознания, М. 1977.-253с.
  7. Т. М. Социальная психология. Москва: 1980. 416с.
  8. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М. Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995 .-272с.
  9. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности// Психологический журнал, 1991. Т.2. № 2. С. 8 25
  10. Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.-М.- Высшая школа, 1980. -368с.
  11. А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1990.-367с.
  12. А.Г., Братусь Б. Г., Петровский В. А., Хараш А. У. О смысловых образованиях личности.// Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. -Таллинн. -1979.- С. 111−119.
  13. З.Базаров Т. Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива. Дис.канд.псих.наук. МГУ. 1980. 163 с.
  14. В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? Специалист, 1993, № 9,с. 25−27.
  15. В.Ф. Технологии обучения физике в средней профессионально-технической школе (техникум, технический лицей, ПТУ, колледж) -Казань -ИССО РАО, 1993. -69с. /деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика», 07.06.93, № 81−93.
  16. И. В. Марквардт К.Г. С позиций будущей специальности //Вест. высш. шк.-1985.-№ 7.с. 18−32.
  17. Л. А. Социальные функции воспитания/ Филосовско-социологические проблемы воспитания. Свердловск, 1980.- 195с.
  18. B.C. Педагогика- учебник для инж.-пед, спец. /Екатеринбург, ин-т развития регионального образования. -Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993−320с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989−192с.
  20. И. В., Юдин Э. Т. Становление и сущность системного подхода, М. Наука, 1973 -270с.
  21. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия Сов.педагогика.-1991 ,№ 9 с. 123−128
  22. А.А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал.-1993.-№ 5.
  23. А.А. Психология о личности.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-187с.
  24. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения, Санкт-Петербург: Служба Доверия, 1994.-346с,
  25. Ф. М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989−190с.
  26. .С. К изучению смысловой сферы личности.//Вест. Моск. унта. Сер. Психология.- № 2.-1981.
  27. .С. Нравственное сознание личности. -М.:3нание, 1985.-64с.
  28. .С., Лишим О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность //Вест, Моск. ун-та. Сер. Психология. № 1. -1982.
  29. Н.В., Ирхин Ю. В., Слизовский Д. З. Культура и политика современного менеджмента. 2-е изд., допол. М.: РУДН. 1996. 92 с.
  30. Г. Л., Карнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта//Вопросы психологии. 1993. № 5. С.99−105
  31. Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности//психология личности и образ жизни. М.1987. с.34−38
  32. Ф.Е. Психология переживания. -М.: изд-во МГУ, 1984.-200с.
  33. В. Нравственная культура руководителя./ Пер. с бол г. М.:Политиздат.1988. 158 с. лГ
  34. А.А. Психолого- педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения /в кн. Игровое моделирование- Методология и практика, Новосибирск- Наука, 1987.-215с.
  35. А.А. йихологические особенности формирования личностных качеств бизнесмена в процессе обучения в коммерческом колледже. Дис.канд.псих.наук. М.1997. 154 с.
  36. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с анг.М.Дело. 1991.320 с.
  37. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990.-204с.
  38. Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании. Автореферат дис.. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1980.
  39. Р.Б., Назаров В. И. Команда менеджера: Социально-психологический, экономический и организационные аспекты. Иваново: Изд-во Иван. гос. университета. 1997. 200 с.
  40. М.Т. Образование стимул саморазвития личности / Педагогика, 1993, № 3.
  41. А.А. Эмпирическое исследование ценностно-содержательной сферы управленческой деятельности. Научно-методическое пособие. Владикавказ: из-во СОГУ. 72с.
  42. Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета. Дис. канд. пед. наук. Оренбург. 1998. 161 с. Деркач А. А., Кузьмина Н.в. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма.-М.: изд-во РАГС, 1993.-32с.
  43. А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности.-М.:изд-во РАГС, 1993.-112с.
  44. И.В. Мы живем среди людей: кодекс поведения. Москва: Политиздат, 1989г-383с.
  45. Е.Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.:АРМАДА. 1998. 511с.
  46. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. /Отв. Ред. Л. И. Евенко. М.:Наука. 1988. 140 с.
  47. .Ф. Технология формирования у учащихся профтехучилища ценностного отношения к профессиональной деятельности: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993г-22с.
  48. О.В. К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте. В сб.: Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты". -Ульяновск, 1994. С. 3−12.(в соавт.).
  49. А.И. Психология хозяйственного управления. М.:Профиздат. 1984. 248 с.
  50. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.:Наука. 1988.192 с.
  51. О.В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя. В сб.: Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятелъности.-Ульяновск:УлГУ, 1997.-С. 163−178.
  52. И.И. Влияние преподавателя на формирование личности студента.- Ки.: Личность студента. Каунас, 1970г-206с.
  53. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.-112с.
  54. Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971 г-401с.
  55. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. /Соврем, педагогика. 1970 № 9, с. 103−116
  56. С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Дис. доктора псих.наук. СПб. 1997. 320 с.
  57. А.И. Социология менеджмента. М.:ЮНИТИ. 1999. 366 с.
  58. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики//Новые исслед. в пед. науках. 1971.№ 4, с.5−68.
  59. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). М.:ИНФРА. 1997. 368 с.
  60. Р.Л., Если Вы руководитель.(элементы психологии менеджмента в повседневной работе). Москва: Дело. 1993г-352с.
  61. Н.Н. Объективизация нравственных ценностей и норм в поведении личности. -М. -Автореферат докт. дисс.- 1978.
  62. В.В. Философские интерпретации проблемы ценностей.// Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Антипов Г. А. Новосибирск.- 1991.- С. 39−53.
  63. Н.В. /Ред./ Методы системного педагогического исследования.-Л.: ЛГУ, 1980г-172с.
  64. Р.Б., Эберг Г. В. Руководство по проведению и оценке теста 16PF. Братислава: Психодиагностика. 1968г-101с.
  65. Я.В. Роль ценностных ориентации в профессиональном самоопределении. -Минск. -1989. -Рукопись депонирована в ИНИОН.
  66. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков: Высшая школа. 1979г-143с.
  67. B.C. Содержание образования. Москва. 1989г-295с.
  68. Лендрет. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Москва: Международная педагогическая академия, 1994г-303с.
  69. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Москва, 1980г-204с.
  70. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб. Питер, 2001.224 с.
  71. С.А. Организационная культура: социальное. познание в организационном контексте//Мир психологии. 1999. № 3. С.106−112
  72. Е.В. Видеотренинг трудовых ситуаций в деловом отношении хозяйственных руководителей. Учебно-методическое пособие. Москва. 1986 г.
  73. В.В. Социальные проблемы оценки и образования стратегического руководителя фирмы. Автореф. докт.соц.наук. Саратов. 1995. 29 с.
  74. А.С. Сочинения: в 7 т., т.5 Москва, изд-во АПН РСФСР 1958 г.с.465.
  75. Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе. СПб.: Алетейя. 1999. 352 с.
  76. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. М.: 1986г-62с.
  77. В.Д. Управленческие кадры завтрашнего дня: Хороших управленцев меньше, чем хороших артистов //ЭКО. 1999. № 4. С. 102−113
  78. В.Б. Век образования. Москва. 1990 г.
  79. В.Н. Психология отношений. -Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356с.
  80. В.Н. Социальная психология и психология отношений. В кн.: Проблемы общественной психологии. /Под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева.- М., 1965. С.273−285.
  81. Н.И. О ценности и ее роли в структуре личности//Проблемы формирования социогенных потребностей.—Тбилиси. -1974. -С124−127.
  82. Н.Н. Психология менеджмента. СПб.:Авторская школа практическойпсихологии. 1997. 152 с. 90.0маров A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления, изд. 2-е. доп. М.:Политиздат. 1987. 366 с.
  83. Определение направленности личности / Альманах психологических тестов.-М.: КСП. 1995.- с. 172−179- 400.
  84. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие. Авторский коллектив. / Под ред. Деркач А, А. и др. -М.: РАГС, 1995.-c.388.
  85. Основы социальной психологии./Под ред. Попова В. Д. — М. 1996.
  86. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Радянська школа. 1980. 144с.
  87. В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения.// Социологические исследования.- 1984.- № З-с.108−112.
  88. Петровская Л, А, Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг, Москва: МГУ. 1989.
  89. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М. Академический проект, 2000, 256 с.
  90. Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально-философского исследования. М.-Автореферат канд.дисс.-1984.
  91. В. А. Коржуев А.В. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М.:МГУ. 2000. 184 с.
  92. С.И. Кант и канианство.-М.: Политиздат, 1961.-с.240.
  93. А.С. Тренинг личностного роста. Москва, Новая школа, 1993г-47с.
  94. Психологические аспекты управления. /Под ред. Ф. М. Русинова, В. И. Антонюка. М.:Экономика. 1984. 160 с.
  95. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Дону: Изд.Рост.пед. ун-та. 1994.240 с.
  96. С.Л. Основы общей психологии.-М.: Педагогика, 1946.-c.704.
  97. А.Л. Руководитель: слово и дело (социально-психологические аспекты).М.:Политиздат. 1983. 159 с. (личность, мораль, воспитание).
  98. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии.//Наука о человеке.-М.: 1989.- с.127−146.
  99. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М: Логос. 199. 272 с.
  100. Ю.В. Динамика процесса коллективообразования.//Вопросы психологии. 1992.-№ 1−2.- с.111−117.
  101. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации.-М.: РАТС, 1996-с. 118.
  102. Ю.В. Стратегия оценки и методы самопознания идеологических работников. Методологическое пособие к занятиям по курсу «Социальная психология и педагогика в партийной борьбе». -Ульяновск, 1989.-c.56.
  103. Социально-этические проблемы управленческой деятельности. /Отв. Ред. К. К. Грищенко, Н. И. Михальченко. Киев: Наукова думка. 1980. 222 с.
  104. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рёфлепрактические методы. -М.: Луч, 1993. -63с.
  105. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров//Вопр. психологии. 1995. № 1. С.60−68
  106. П.С. Управление без тайн.- Симферополь: Таврида, 1993.-480с.
  107. В.П. О ценностях жизни и культуры. -ЛГУ.- 1960.-124с.
  108. В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л. -1968.-141с.
  109. Тюрина И. О, Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала //Социолог, исследования. 2000. № 4. С. 22−32
  110. Дж. Конфликт ценностей. // Перспективы гуманитарного образования в школе. -М. -1992-С. 102−109.
  111. А.В., Ковалев С. В. Исследование мотивации повышения квалификации руководящих работников //Вопр. психологии. 1987. № 1. С.118−127
  112. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М. Экономика. 1990. 168 с
  113. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичева идр.-М.-1983.-840с.
  114. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.-330с.
  115. X. Мотивация и деятельность.В 2-х т. -М.:Педагогика, 1986.-Т.1−408с., Т.2−391с.
  116. Ценности социальных групп и кризис общества. Сборник статей.// Отв. ред. НИ. Лапин. М.: ИФАН, 1991.-С.44−76,88−91.
  117. С.Г. Ценностное отношение личности как форма активности субъекта. -М.-Автореферат канд. дисс. 1983.
  118. Э.С., Хитрова Н. Г. Рисуночный тест «Деловые ситуации». //Методики социально-психологической оценки личности и группы. /Под ред. А. Л. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой, В. А. Хащенко.- М., 1990. -С. 3745.
  119. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая туманитарология). М.:Финансы и статистика. 1992. 240 с.
  120. Е.Н., Котова Н. Б. развитие личности в обучении. М.:Академия, 2000, 288 с.
  121. В.Е. Цезари от менеджмента или неумелое управлениепредприятием //ЭКО. 1999. № 10. С. 130−140
  122. В.А. Взаимосвязь ценностных ориентации и социальных установок.// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -М.- 1979.-С. 62−70.
  123. В.А. и др. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга.// Личность и её ценностные ориентации. -Информ. бюллетень ИКСИ. -1969.- № 19.- С. 1−66.
  124. И.С. Развивающее обучение. М. 1979. 346 с.
  125. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. Москва. 1986 г.
  126. At9s, A.G., J.J.Gabarro. Interpersonal Behavior- Communication and Understanding in Relationships. E nglewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, Inc., 1978r-185c.
  127. Bennis, W., J Yan Maonen, and E.H. Schein, eds Essays in Interpersonal Relations. Homewood. 111.: Dorsey Press, 1979г-260с. ВаУ13, Кт§ з1еу. Нитап зос1егу. Ы.У.: МастШап, 1949.
  128. M. & Greiffenhagen S. Ein schwieriges Vaterland. Zur politischen Kultur Deutschlands. Frankfurt am Main: Fischer, 1981.
  129. Gunther K.-H. Entwicklungstendenren der Allgemeibildung. Berlin. 1980.
  130. Harold J. lea vitt and Нота Bahrami Managerial Psychologi: Managing Behanior in Organizations. Chicago, 1988.-354c.
  131. Inglehart R. The Silent Revolution. Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton: University Press, 1977.
  132. Klauss, R., and B.M. Bass. Inter-personal Communication in Organizations. New York: Acodemik Press, 1982.-110c.
  133. Kluckhohn С. Values and Value-Orientations in the Theory of Action. An Exploration in Definition and Classification. In: Parsons T. & Shils E.A. (eds.), Toward a Generaral Theory of Action. New York: Harper, 388−434, 1954.
  134. Morris C.W. Varieties of Human Values. Chicago: University Press, 1956.
  135. Oldemeyer E. Zum Problem der Umwertung von Werten. In: Ropohl G. und andere. Massstabe der Technikbewertung. Vortrage und Diskussionen. Dusseldorf: VDI, 11−65,1978.
  136. Rogers, E.M., and R.A. Rogers. Communication in Organizations. New York.: Free Press, 1976.-254c.
  137. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. N.Y., 1968.
  138. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973.
  139. Rockeach M. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes, and Values. Page, M.M.(ed.) 1980. Nebraska Symposium on Motivation 1979. Lincoln: University of Nebraska Press, 27,261−304,1980.
  140. Schein, E.H. Organizational Culture and Leodership San Francisco: jossey-Bass, Inc., 1985.-195c.
  141. S.H. & Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. Journal of Personality and Social Psychology, 53, 550−562,1987.
  142. Spranger E. Lebensformen. Geisteswissenschafltliche Psychologie und Ethik der Personlichkeit. Tubingen: Neomarius. (S.Auflage) (Erstmalserschienen 1913), 1950.
  143. Вопросы стандартизированного интервью:
  144. Сколько лет Вы занимаете руководящий пост?
  145. В чем заключаются Ваши должностные обязанности?
  146. Опишите Ваши профессиональные цели?
  147. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют реализации Ваших планов?
  148. В чем на Ваш взгляд заключается профессиональное мастерство руководителя?
  149. Какие, внутренние причины на Вашем предприятии больше всего снижают эффективность управления?
  150. Каким образом политическая, экономическая и социальная обстановка может повлиять на решение Ваших задач?
  151. Как Вам кажется, какими принципами руководствуются современные управленцы? Насколько эти принципы подходят Вам?
  152. Что, по Вашему мнению, является «ядром» эффективного управления?
  153. Какие мотивы движут Вами заниматься данной деятельностью?
  154. Что вызывает у Вас чувство удовлетворения проделанной работой?
  155. Каков Ваш жизненный принцип?
  156. Что Вы цените в себе, в окружающих, в подчиненных?
  157. По каким вопросам чаще всего Вы колеблетесь принимая решения?
Заполнить форму текущей работой