Понятие о деформациях педагогического общения.
Деформации педагогического общения в структуре общения
Вероятнее всего, «началом» деформаций является искажение восприятия: потеря гибкости, глубины и дифференцированности восприятия, его стереотипизация, несоответствие действующих механизмов восприятия целям и объективному содержанию педагогической деятельности. Результатом этого становится формирование функционального, объектного отношения к людям, личностная ценность которых утрачивается… Читать ещё >
Понятие о деформациях педагогического общения. Деформации педагогического общения в структуре общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деформации профессионального общения — «нарушение, изменение структуры общения, и в первую очередь нарушение восприятия, которое теряет свою гибкость и влечет за собой неадекватность выбора коммуникативных средств» [72].
В процессе профессиональной подготовки будущего педагога происходит его постепенная идентификация с представителями избранной профессии и ориентация на лучших из них, усваиваются нормы, правила и эталоны профессионального педагогического поведения, формируется система отношений и тип поведения. Но жесткая система оценивания будущего педагога на предмет соответствия заданным эталонам зачастую приводит к ряду негативных последствий: снижение самооценки, появление тревожности, скованность в общении, склонность к нравоучениям и наставлениям, формирование оценочного отношения к людям, стереотипизация восприятия [32]. Таким образом, оценочность образовательной среды педагогического вуза обусловливает формирование профессиональных деформаций еще на этапе профессионального обучения, что подтверждается результатами экспериментального исследования В. М. Кузиной.
Вероятнее всего, «началом» деформаций является искажение восприятия: потеря гибкости, глубины и дифференцированности восприятия, его стереотипизация, несоответствие действующих механизмов восприятия целям и объективному содержанию педагогической деятельности. Результатом этого становится формирование функционального, объектного отношения к людям, личностная ценность которых утрачивается. Усугубляют ситуацию напряженные условия труда учителя, информационный стресс, конфликтогенность общения и эмоциональные перегрузки.
Рассмотрим проявления деформаций педагогического общения:
1) в структуре педагогического общения как вида деятельности (табл. 7); 2) в системе процессов (аспектов) межличностного общения (табл. 8).
Таблица 7.
Деформации профессионального общения педагога в структу ре педагогического общения
№ п/п | Компонент педагогического общения | Деформации профессионального общения |
Мотивационноориентировочный. |
|
| ||
Операциональнотехнический. |
| |
Контрольнооценочный. |
|
Деформации профессионального общения педагога в системе процессов (аспектов) межличностного общения.
№ п/п | Аспект общения | Барьеры общения | Деформации профессионального общения |
Межличностное восприятие. | Барьеры понимания:
|
|
и назначения профессиональной деятельности, нерешенными личностными проблемами, индивидуальными особенностями). | |||
Межличностный контакт и развитие отношений. | Барьеры отношения (негативные чувства по отношению к партнеру — неприязнь, недоверие и др., что распространяется и на передаваемую им информацию). |
| |
Межличностное взаимодействие. | Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения). |
|
разрешения межличностного конфликта; — неспособность взрослого организовать совместную деятельность с ребенком, соответствующую его возрастным особенностям и содержанию потребности в общении, неспособность организовать общение между детьми. | |||
Межличностная коммуникация. | Барьеры коммуникации (неадекватный выбор средств общения). |
|
Проявлениями деформаций педагогического общения являются: 1) неадекватные объективному содержанию и назначению педагогической деятельности цели и мотивы общения; 2) низкий уровень информированности о способах и средствах, приемах и техниках общения и владения ими, неадекватная позиция в общении и стиль общения; 3) неадекватная оценка хода и результатов общения, себя как субъекта общения, неспособность внесения в общение необходимых корректив. Деформации педагогического общения оказывают негативное влияние на педагогическую деятельность и ее субъектов даже в том случае, если проявляются на уровне одного из компонентов педагогической деятельности. Так, неадекватная мотивация педагогического общения определяет неадекватный выбор способов и средств общения и затрудняет оценку хода и результатов общения.
Барьеры общения — широкий круг факторов, затрудняющих продуктивное межличностное общение и достижение взаимопонимания субъектов общения. К числу объективных барьеров обычно относят: социально-культурные, национальные, конфессиональные, профессиональные, половые, возрастные отличия. К числу субъективных барьеров относят различные личностные проблемы, комплексы, диспозиции, экспсктации, страхи, искажающие образ партнера и также затрудняющие достижение взаимопонимания. Барьеры создают «благоприятный фон» для дальнейшего развития деформаций межличностного общения.
Таким образом, проявления деформаций педагогического общения, выделяемые относительно основных аспектов межличностного общения: неадекватные ситуации педагогического общения межличностное восприятие и самоподача педагога; неспособность находить и актуализировать «точки соприкосновения» с учениками, низкий уровень владения приемами и техниками установления контакта и развития отношений; неадекватность выбора коммуникативных средств в ситуации общения; неадекватность выбора стратегии и тактики межличностного взаимодействия.