Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие о деформациях педагогического общения. 
Деформации педагогического общения в структуре общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вероятнее всего, «началом» деформаций является искажение восприятия: потеря гибкости, глубины и дифференцированности восприятия, его стереотипизация, несоответствие действующих механизмов восприятия целям и объективному содержанию педагогической деятельности. Результатом этого становится формирование функционального, объектного отношения к людям, личностная ценность которых утрачивается… Читать ещё >

Понятие о деформациях педагогического общения. Деформации педагогического общения в структуре общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деформации профессионального общения — «нарушение, изменение структуры общения, и в первую очередь нарушение восприятия, которое теряет свою гибкость и влечет за собой неадекватность выбора коммуникативных средств» [72].

В процессе профессиональной подготовки будущего педагога происходит его постепенная идентификация с представителями избранной профессии и ориентация на лучших из них, усваиваются нормы, правила и эталоны профессионального педагогического поведения, формируется система отношений и тип поведения. Но жесткая система оценивания будущего педагога на предмет соответствия заданным эталонам зачастую приводит к ряду негативных последствий: снижение самооценки, появление тревожности, скованность в общении, склонность к нравоучениям и наставлениям, формирование оценочного отношения к людям, стереотипизация восприятия [32]. Таким образом, оценочность образовательной среды педагогического вуза обусловливает формирование профессиональных деформаций еще на этапе профессионального обучения, что подтверждается результатами экспериментального исследования В. М. Кузиной.

Вероятнее всего, «началом» деформаций является искажение восприятия: потеря гибкости, глубины и дифференцированности восприятия, его стереотипизация, несоответствие действующих механизмов восприятия целям и объективному содержанию педагогической деятельности. Результатом этого становится формирование функционального, объектного отношения к людям, личностная ценность которых утрачивается. Усугубляют ситуацию напряженные условия труда учителя, информационный стресс, конфликтогенность общения и эмоциональные перегрузки.

Рассмотрим проявления деформаций педагогического общения:

1) в структуре педагогического общения как вида деятельности (табл. 7); 2) в системе процессов (аспектов) межличностного общения (табл. 8).

Таблица 7.

Деформации профессионального общения педагога в структу ре педагогического общения

п/п

Компонент педагогического общения

Деформации профессионального общения

Мотивационноориентировочный.

  • — неадекватная мотивация профессионального общения и деятельности педагога;
  • — слабая мотивация па развитие в профессиональной деятельности;
  • — неразвитая способность к целеполаганию в сфере профессионального общения;
  • — искажение системы ценностных оснований педагогической деятельности и общения;
  • — профессиональный маргинализм (позиция непричастности к принятым в профессии моральным нормам)

Операциональнотехнический.

  • — неадекватные стиль и позиция в общении;
  • — инконгруэнтность (в т. ч. как несовпадение информации, поступающей по вербальному и невербальному каналам);
  • — слабое владение приемами и техниками установления контакта, методами организации продуктивного взаимодействия;
  • — комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая «герметизация» и пр. (деформации, развивающиеся на основе способностей);
  • — ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность (деформации, обусловленные чертами характера)

Контрольнооценочный.

  • — низкий уровень развития рефлексивных способностей;
  • — неадекватные представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и общения;
  • — игнорирование или недооценка обратной связи в общении;
  • — неспособность внести в профессиональную деятельность и общение необходимые коррективы

Деформации профессионального общения педагога в системе процессов (аспектов) межличностного общения.

п/п

Аспект

общения

Барьеры общения

Деформации профессионального общения

Межличностное восприятие.

Барьеры понимания:

  • 1) фонетический барьер (невыразительная, быстрая или медленная речь, речь с большим количеством слов и звуковпаразитов);
  • 2) стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
  • 3) семантический барьер (различие в системах значений слов);
  • 4) логический барьер (сложная, непонятная, неправильная логика рассуждений, доказательств)
  • — «огрубление» и упрощение межличностного восприятия, что проявляется, как: оценка субъектов общения на основе внешних, атрибутивных (несущественных) характеристик, категоризация их по группам, социальная дискриминация, обобщение определенных характеристик отдельных субъектов общения на основе их национальной, половой принадлежности, интеллектуальных способностей (стереотипизация), необоснованное и поверхностное объяснение их поступков (каузальная атрибуция);
  • — отношение педагога к субъектам профессионального общения становится неадекватно функциональным: они либо объекты изучения, либо средства достижения собственных целей педагога. Как следствие, педагог выбирает способы и средства деятельности и общения, неадекватные как объективному содержанию профессии, гак и особенностям конкретной ситуации взаимодействия;
  • — неадекватная самоподача (что, как правило, связано с неадекватным пониманием содержания

и назначения профессиональной деятельности, нерешенными личностными проблемами, индивидуальными особенностями).

Межличностный контакт и развитие отношений.

Барьеры отношения (негативные чувства по отношению к партнеру — неприязнь, недоверие и др., что распространяется и на передаваемую им информацию).

  • — «психологическая герметизация» (закрытость) (что может быть связано с негативными экспектациями, базовым недоверием, внутренней конфликтностью личности);
  • — низкий уровень владения приемами и техниками установления контакта и развития отношений;
  • — фильтры «Я-слушания» (психологические барьеры понимания, например, «Я тебе не верю», «Все вы такие»), высокий уровень эгоцентрации

Межличностное взаимодействие.

Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения).

  • — неадекватный контексту общения выбор социальных и профессиональных ролей, слабая ориентация на нормы профессиональной морали и общечеловеческие ценности;
  • — неадекватный стиль общения; несовместимость потребностей и ресурсов;
  • — выбор и реализация неадекватной стратегии межличностного (педагогического) взаимодействия (стратегии доминирования, манипуляции);
  • — низкий уровень владения конструктивными приемами и техниками

разрешения межличностного конфликта;

— неспособность взрослого организовать совместную деятельность с ребенком, соответствующую его возрастным особенностям и содержанию потребности в общении, неспособность организовать общение между детьми.

Межличностная коммуникация.

Барьеры коммуникации (неадекватный выбор средств общения).

  • — низкая выразительность (экспрессивность) сообщений;
  • — выбор неадекватных средств общения;
  • — инконгруэнтность в общении (несоответствие информации, поступающей по вербальному и нсвсрабльному каналам);
  • — «языковые» трудности (выбор непонятных адресату речевых средств, наличие в сообщении «двойного» смысла);
  • — неадекватный выбор канала коммуникации;
  • — неадекватный выбор вида и средств коммуникации;
  • — неадекватная организация пространства межличностного взаимодействия

Проявлениями деформаций педагогического общения являются: 1) неадекватные объективному содержанию и назначению педагогической деятельности цели и мотивы общения; 2) низкий уровень информированности о способах и средствах, приемах и техниках общения и владения ими, неадекватная позиция в общении и стиль общения; 3) неадекватная оценка хода и результатов общения, себя как субъекта общения, неспособность внесения в общение необходимых корректив. Деформации педагогического общения оказывают негативное влияние на педагогическую деятельность и ее субъектов даже в том случае, если проявляются на уровне одного из компонентов педагогической деятельности. Так, неадекватная мотивация педагогического общения определяет неадекватный выбор способов и средств общения и затрудняет оценку хода и результатов общения.

Барьеры общения — широкий круг факторов, затрудняющих продуктивное межличностное общение и достижение взаимопонимания субъектов общения. К числу объективных барьеров обычно относят: социально-культурные, национальные, конфессиональные, профессиональные, половые, возрастные отличия. К числу субъективных барьеров относят различные личностные проблемы, комплексы, диспозиции, экспсктации, страхи, искажающие образ партнера и также затрудняющие достижение взаимопонимания. Барьеры создают «благоприятный фон» для дальнейшего развития деформаций межличностного общения.

Таким образом, проявления деформаций педагогического общения, выделяемые относительно основных аспектов межличностного общения: неадекватные ситуации педагогического общения межличностное восприятие и самоподача педагога; неспособность находить и актуализировать «точки соприкосновения» с учениками, низкий уровень владения приемами и техниками установления контакта и развития отношений; неадекватность выбора коммуникативных средств в ситуации общения; неадекватность выбора стратегии и тактики межличностного взаимодействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой