Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в процессе изучения правовых дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепции целостного педагогического процесса, формирования и развития профессиональной компетентности специалиста как составной части общей системы формирования личности: концепция личностно-деятельностного подхода (А.К.Дусавицкий, Г. И. Щукина, И.С. Якиманская) — теория профессионально-педагогической деятельности (Н.В… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Проблема формирования педагогических умений в образовательном процессе
    • 1. 2. Взаимосвязь процесса формирования педагогических умений и профессиональной мотивации личности
    • 1. 3. Роль личности преподавателя в подготовке будущего специалиста уголовно-исполнительной системы
  • 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ АПРОБАЦИЯ
    • 2. 1. Характеристика процесса формирования педагогических умений слушателей на констатирующем этапе работы и ее результаты
    • 2. 2. Реализация процесса формирования педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы

Формирование педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в процессе изучения правовых дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задача укрепления правовой сферы, создание справедливого общества, построенного на законе, имеет приоритетное значение в государственной политике России. Традиционно решение этой проблемы ложится на плечи правоохранительных органов, в частности особая роль отводится уголовно-исполнительной системе.

Социальной целью исполнения уголовного наказания выступает исправление осужденных для возвращения их к нормальной жизни. Если эта цель не достигается, система уголовного наказания и его исполнения работает почти вхолостую. Более того, она способна приносить даже вред, ибо, как показывает опыт, нахождение в местах лишения свободы, постоянный обмен криминальным опытом между осужденными превращает эти места зачастую в «академию преступности».

Для эффективного достижения цели исполнения уголовного наказания необходимо подходить к этой проблеме как к проблеме педагогической. Деятельность уголовно-исполнительной системы «настолько тесно и полно связана с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности. Для нее характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели успешности» [181, С. 80].

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, осуществляя свою профессиональную деятельность, неизбежно сталкиваются с педагогическими реальностями жизни общества. Можно выделить несколько областей соприкосновения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы с педагогической.

Во-первых, значительная часть проблем, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности, требует понимания сотрудником тех или иных педагогических явлений, связанных с проблемой, принятия их во внимание при решении профессиональных задач. Появляется необходимость применять убеждение, разъяснение, обогащать знаниями правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправлять поступки, оказывать социально-педагогическое воздействие на граждан.

Во-вторых, результаты деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы напрямую зависят от его собственных педагогических особенностей: общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости.

В-третьих, на деятельность сотрудников и ее результаты оказывает влияние профессионализм других сотрудников и их групп, с которыми он взаимодействует, и его собственное мастерство взаимодействия с ними.

Таким образом, деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы объективно сталкивает его с педагогическими факторами и требует от него профессионально-педагогической подготовленности.

Проблема формирования педагогических умений в рамках исполнения уголовного наказания достаточно широко освещена в трудах по пенитенциарной педагогике (А.С.Макаренко, И. Т. Богатырев, А. В. Буданов А.И.Зубков, М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева и другие).

Однако, область применения педагогических умений работниками уголовно-исполнительной системы, как указывалось выше, не ограничивается только работой со спецконтингентом. Рассмотрение проблемы в данном аспекте изучено еще недостаточно (И.В.Горлинский, А.М.Столяренко).

Так, А. М. Столяренко считает, что в педагогическом процессе участвует весь персонал органа, исполняющего наказание. Это специалисты, которые непосредственно контактируют с осужденными, и вольнонаемные работники. Первые в принципе должны быть все воспитателями, хорошо разбирающимися в педагогике, вторые, как лица принадлежащие к среде, окружающей осужденных, оказывают на процесс перевоспитания социально-педагогическое влияние.

Исследуемая нами тема является актуальной еще и потому, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (переход под юрисдикцию Министерства юстиции РФ, новое уголовно-исполнительное законодательство, основанное на применении международных стандартов пенитенциарной системы, гуманизация карательного процесса) изменяются требования к профессиональной подготовленности сотрудников УИС. Согласно квалификационным характеристикам выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2001 года, сотрудники уголовно-исполнительной системы должны уметь: организовывать и непосредственно оказывать воспитательное воздействие на лиц, подверженных уголовному наказаниюприменять на практике средства и методы исправления осужденныхпланировать и проводить воспитательную работу с осужденными, анализировать ее результаты и использовать их в повышении эффективности процесса исправлениявладеть методикой проведения занятий, бесед и других форм воспитательной работы, вести с осужденными диалог и дискуссиюизучать психологические особенности осужденных, процессы формирования групп с отрицательной и положительной направленностью, использовать полученные сведения в проведении воспитательных мероприятийорганизовывать трудовое воспитание осужденных, вовлекать их в общеобразовательное и профессиональное обучениепланировать, организовывать и проводить мероприятия по обучению и воспитанию личного составапроводить целенаправленную работу среди населения по формированию объективного мнения о деятельности учреждений, исполняющих наказание.

Овладение этими умениями предполагает педагогическую подготовленность — неотъемлемую и важную составляющую профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудник уголовно-исполнительной системы должен иметь психолого-педагогические знания, владеть педагогическими средствами, формами, методами и приемами, уметь строить деловые и межличностные взаимоотношения, владеть педагогической культурой.

Однако при формировании педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы возникает ряд проблем. Во-первых, руководители и рядовые сотрудники уголовно-исполнительной системы до сих пор недооценивают педагогическую составляющую своей профессиональной деятельности. Многие педагоги и психологи, занимающиеся проблемой психолого-педагогической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы (Е.А.Пономарева, А. М. Столяренко и другие) указывают на тот факт, что педагогические знания, умения, навыки у сотрудников уголовно-исполнительной системы нередко бывают выражены в среднем ниже, чем правовые знания и умения. Не достигают требуемого уровня и показатели профессиональной направленности: удовлетворенность своим трудом, стремление постоянно повышать профессиональное мастерство. Следовательно, формирование профессиональной направленности, а также специальных педагогических способностей — актуальная задача в работе с кадрами исправительных учреждений.

Другой не менее важной проблемой является недостаточное количество времени, отведенное на непосредственную педагогическую подготовку слушателей. В учебном плане образовательного процесса юридических вузов Минюста России предусмотрено изучение следующих дисциплин, напрямую связанных с получением психолого-педагогических знаний, формированием педагогических умений и навыков («Основы педагогики и психологии», «Общение в деятельности сотрудников правоохранительных органов», «Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Социальная психология», «Юридическая психология»). Большие возможности для формирования педагогических умений предоставляет изучение таких дисциплин как «Русский язык и культура речи», «Конфликтология».

Изучение психолого-педагогических дисциплин составляет около 1/10 всего объема обучения в вузах уголовно-исполнительной системы. Этого времени недостаточно для того, чтобы слушатели овладели необходимыми для профессиональной деятельности педагогическими умениями.

Формирование педагогических умений происходит и через систему социальных связей и отношений, складывающихся в вузе. В ходе этих связей и отношений слушатели приобретают коммуникативные и организаторские умения, учатся проявлять такт и выдержку, уважительно относиться к старшим по званию и по возрасту, соблюдать служебную вежливость и т. д.

Однако зачастую социальные связи и отношения играют и негативную роль в формировании педагогических умений. Это связано с тем, что до сих пор взаимоотношения в вузах уголовно-исполнительной системы Минюста России «пронизаны идеологией служебного тоталитаризма» [23, С. 19]. Это выражается в авторитарном стиле управления педагогическим процессом, который передается во все уровни учебного заведения, лишает как преподавателей, так и слушателей самостоятельности, творчества, снижает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим ученые, например, И. В. Горлинский [50] считают, что социальные связи и отношения в вузах уголовно-исполнительной системы Минюста России нуждаются в демократизации и гуманизации, что является «принципом демократизма, определяющего единство фактического и правового положения личности педагога и слушателя., признание ценности участника педагогического процесса как человека, гражданина и личности, его право на развитие и проявление своих способностей» [23, С. 18−19].

Только при устранении всех форм отчужденности между преподавателями и слушателями в процессе их совместной деятельности, наличии демократического стиля управления педагогическим процессом, создания материальных, социальных и морально-психологических условий для всестороннего развития личности слушателя и педагога возможно успешное формирование педагогических умений в ходе социальных связей и отношений.

Наибольшее количество времени в учебном процессе отводится изучению юридических дисциплин, на которых слушатели осваивают специальные знания, умения, навыки. Однако, у этих дисциплин есть неиспользованный потенциал и для формирования педагогических умений.

В исследовании более конкретно рассматриваются возможности дисциплины «Уголовное право» в формировании педагогический умений слушателей.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы и практическими нуждами формирования педагогических умений слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России с целью повышения их психолого-педагогической подготовленности.

Все изложенное выше определяет проблему нашего исследования: при каких педагогических условиях формирование педагогических умений слушателей в процессе изучения правовых дисциплин будет успешным?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий формирования педагогических умений слушателей при изучении правовых дисциплин.

Объект исследования: процесс формирования педагогических умений слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы при изучении правовых дисциплин.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий формирования педагогических умений слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы.

Гипотеза исследования: В процессе профессиональной подготовки слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы для формирования педагогических умений только занятий психолого-педагогического и общекультурного блока явно недостаточно. Мы предположили, что для формирования педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы при изучении правовых дисциплин будет успешным, если:

— включать в структуру формируемых педагогических умений умения, соответствующие будущей профессиональной деятельности слушателей (аналитические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные);

— осуществлять поэтапный процесс формирования педагогических умений слушателей, включая задания рефлексивного характера, используя эвристические методы обучения и методы активного обучения;

— осуществлять интеграцию занятий по правовым дисциплинам и занятий психолого-педагогического и общекультурного блока;

— создавать особую атмосферу общения, формирующую у будущих специалистов уголовно-исполнительной системы внутреннюю позицию уверенности в необходимости овладения педагогическими умениями, основанную на профессионально направленной мотивации.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Обосновать структуру педагогических умений слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России;

2. Определить содержание процесса формирования педагогических умений слушателей при изучении правовых дисциплин;

3. Определить средства, формы и методы формирования педагогических умений слушателей при изучении правовых дисциплин.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепции целостного педагогического процесса, формирования и развития профессиональной компетентности специалиста как составной части общей системы формирования личности: концепция личностно-деятельностного подхода (А.К.Дусавицкий, Г. И. Щукина, И.С. Якиманская) — теория профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) — теория оптимизации учебного процесса (Ю.К. Бабанский) — теория формирования личности (Л.И.Божович, JI.C. Выготский, А. В. Петровский, C. JL Рубинштейн), концепция экзистенциальной педагогики (М.И Рожков) — идеи педагогики сотрудничества и гуманистической направленности воспитания и образования (А.С. Макаренко, В.А. Сластенин) — о сущности и особенностях профессиональной деятельности специалистов уголовно-исполнительной системы (И.В. Горлинский, A.M. Столяренко, М.И. Стурова).

При разработке поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и юридической литературы по проблеме исследования, законодательных и нормативных актов в области высшего образования и уголовно-исполнительной системыметод наблюденияопытная работа по апробации методики формирования педагогических умений слушателейанкетирование слушателей и преподавателейметоды педагогического моделирования (педагогическое проектирование и прогнозирование) — статистический и качественный анализ результатов опытного исследования.

Исследование проводилось на базе Ивановского филиала Владимирского юридического института Минюста России с 2001 года по 2004 год и включало три этапа.

На первом этапе (2001;2002 гг.) проводилась разработка программы исследования, анализировалась юридическая, педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблематике, определялся понятийный аппарат, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности педагогических умений слушателей, разрабатывались экспериментальные материалы и осуществлялась их частичная проверка.

На втором этапе (2002;2003 гг.) отрабатывалась гипотеза, определялись содержание, формы и методы формирования педагогических умений слушателей, осуществлялась проверка их на практике, а также проводился анализ полученных результатов.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) проводилась корректировка основных положений исследования, обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на результаты современных психолого-педагогических исследованийиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных цели, предмету и поставленным задачамметодологической обоснованностью исходных позиций, многоаспектным и концептуальным единством рассмотрения проблемы, экспериментальной проверкой полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнена структура педагогических умений применительно к будущей профессиональной деятельности слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системывыявлены возможности дисциплины «Уголовное право» в формировании педагогических умений слушателей в процессе их профессиональной подготовкиопределено содержание, формы и методы формирования педагогических умений слушателей при изучении дисциплины «Уголовное право" — разработана и апробирована методика формирования педагогических умений слушателей при изучении дисциплины «Уголовное право».

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии и обосновании теоретических положений процесса формирования педагогических умений слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы при изучении уголовно-правовых дисциплин, что дополняет концепцию непрерывного профессионального образования, в значимости экспериментально обоснованных данных для развития педагогики высшей школы и для специального знания (методика формирования педагогических умений слушателей).

Практическая значимость исследования заключается в следующем: -разработано и впервые апробировано организационное и методическое обеспечение процесса формирования педагогических умений слушателей, включающее содержание, методы и формы работы;

— результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей юридических вузов в области формирования педагогических умений слушателей при изучении уголовно-правовых дисциплин, а также при переподготовке кадров уголовно-исполнительной системы через курсы повышения квалификации;

— созданный учебно-дидактический комплекс позволяет совершенствовать психолого-педагогическую подготовленность будущих юристов.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на межрегиональных, Всероссийских и международных научных конференциях, таких, как региональная научно-практическая «Профессиональная подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе» (Шуя, 2002 г.) — международная научно-практическая конференция «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, 2002 г.) — межвузовская научно-практическая конференция «Организационно-правовые основы развития уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России» (Владимир, 2002 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Уголовно-исполнительная система: экономика и управление в XXI веке» (Рязань, 2002 г.) — учебно-методические сборы профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы и перспективы формирования профессиональных навыков в процессе подготовки сотрудников органов юстиции» (Владимир, 2003 г.) — межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе» (Шуя, 2003 г.) — международная научно-практическая конференция «Пути повышения эффективности деятельности УИС Минюста России в современный период» (Владимир, 2003 г.) — межвузовская научно-теоретическая конференция «Человек: преступление и наказание» (Рязань, 2003 г.) — международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики» (Москва, 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретический анализ исследуемой проблемы, изучение нормативных документов позволили автору уточнить структуру педагогических умений применительно к будущей профессиональной деятельности слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы (аналитические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные умения).

2. Педагогические условия формирования педагогических умений слушателей при изучении правовых дисциплин включают такие факторы, как системность процесса обучения, интеграцию дисциплин правового и психолого-педагогического цикла, создание особой атмосферы общения, формирующей у слушателей уверенность в необходимости овладения педагогическими умениями, основанной на профессионально направленной мотивации, высокий уровень профессионально-педагогической подготовленности преподавателей правовых дисциплин.

3. Успешность формирования педагогических умений слушателей юридических вузов уголовно-исполнительной системы при изучении правовых дисциплин достигается путем осуществления поэтапного процесса, включающего эвристические методы обучения, методы активного обучения, задания рефлексивного характера.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, и заключения. Общий объем работы со списком литературы и приложениями составляет 152 страницы печатного текста.

Выводы. Разработка путей формирования педагогических умений слушателей, раскрывающих потенциал правовых дисциплин (на примере изучения дисциплины «Уголовное право»), является важным фактором эффективной психолого-педагогической подготовки будущего специалиста уголовно-исполнительной системы Минюста России. Формирование педагогических умений слушателей включает мотивационно-личностный, операционно-познавательный и организационно-методический компоненты.

Показателями сформированности педагогических умений слушателей являются личностный, познавательный и внедренческий критерии.

Положительная динамика в формировании педагогических умений слушателей достигается: использованием возможностей формирования педагогических умений на каждом занятии специально-юридического циклавключением в структуру формируемых педагогических умений умения, соответствующие будущей профессиональной деятельности слушателей (аналитические, проективные, рефлексивные, организаторские, коммуникативные) — осуществлением поэтапного процесса формирования педагогических умений слушателей при изучении правовых дисциплин, включающих типологию заданий, носящих рефлексивный характер и основанных на эвристических методах обученияосуществлением интеграции дисциплин психолого-педагогического и юридического циклаобеспечением мотивационного компонента формирования педагогических умений слушателейвысоким уровнем профессионально-личностных качеств преподавателей юридических дисциплин, способных создать особую атмосферу общения, формировать внутреннюю позицию уверенности в необходимости педагогических умений будущим специалистам уголовно-исполнительной системы Минюста России. Разработанный в исследовании комплекс методических средств формирования педагогических умений слушателей при изучении дисциплины «Уголовное право», оказался эффективным, так как более чем в три раза увеличилось количество слушателей, имеющих высокий уровень сформированности педагогических умений, составляющих важную часть профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, поэтому изучение путей их эффективного формирования является необходимым условием повышения профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено проблеме формирования педагогических умений слушателей вузов уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Актуальность проведенного исследования обусловлена доминированием тенденции гуманитарного мышления в познании мира, гуманизации современного общества, требующего подходить к проблеме исполнения уголовного наказания как к проблеме педагогической.

Педагогические умения направлены на решение задач развития гармоничной личности через реализацию психолого-педагогических знаний в практической или теоретической деятельности.

Для будущих специалистов уголовно-исполнительной системы Минюста России важны аналитические, проективные, рефлексивные, коммуникативные и организаторские умения.

Формирование педагогических умений — сложный процесс, который зависит от наличия как общих, так и специальных педагогических способностей: гностических, коммуникативных, конструктивных, проектировочных, организаторских и перцептивно-рефлексивных.

Формирование педагогических умений происходит в учебной деятельности и достигается путем включения обучающихся в различные виды деятельности, использования положений теорий развивающего, проблемного, контекстного обучения, идей оптимизации учебного процесса.

Формирование педагогических умений зависит от мотивации учебной деятельности обучающихся. У слушателей образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России мотивом учебной деятельности выступает профессиональная направленность, включающая как внешние, побочные мотивы, так и внутренние, прямые мотивы. Для того, чтобы формирование педагогических умений проходило эффективнее, в процессе учебной деятельности необходимо влиять на мотивационную сферу обучающихся, развивая познавательные мотивы, изменяя их положение в общей структуре побуждений, превращая их в личностно-значимые, смыслообразующие.

Немаловажную роль в мотивационном обеспечении процесса формирования педагогических умений играет познавательный интерес к ним слушателей, который может развиваться при осуществлении профессиональной деятельности, в процессе реализации себя как родителя, под влиянием благоприятного социального окружения.

Преподаватель образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы должен обладать такими личностными качествами, как общительность, убежденность, коллективизм, тактичность, педагогическая эрудиция, стремление к самосовершенствованиюгармонично сочетать научно-исследовательскую и педагогическую деятельностьобладать педагогическими способностямиглубоко знать преподаваемый предмет, уметь иллюстрировать учебный материал примерами из практики.

Таким образом, на основе анализа процесса формирования педагогических умений слушателей выделены его основные компоненты: мотивационно-личностный, операционно-познавательный, организационно-методический.

Определены критерии сформированности педагогических умений слушателей: личностный, характеризующий мотивационную направленность учебной деятельности слушателей, способность к самоанализу, эмпатиипознавательный, связанный с освоением профессиональных знаний и уменийвнедренческий, характеризующий применение освоенных умений в практической деятельности.

В ходе исследования разработан и апробирован комплекс методических средств формирования педагогических умений слушателей при изучении дисциплины «Уголовное право», который имел мотивационно-личностную, рефлексивную и эвристическую направленность, включал интеграцию дисциплин психолого-педагогического и юридического цикла.

Обоснованы требования к уровню профессионально-педагогической подготовки преподавателя дисциплины «Уголовное право», позволяющей создать особую атмосферу общения, формирующую внутреннюю убежденность слушателей в необходимости педагогических умений будущему специалисту уголовно-исполнительной системы.

Количество слушателей, обладающих высоким уровнем сформированности педагогических умений увеличилось в 3,6 раза, что экспериментально подтверждает эффективность применения предложенного подхода и дает основание наметить перспективы дальнейшего исследования.

В проведенном исследовании поставлены и решены не все вопросы, связанные с проблемой формирования педагогических умений слушателей образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России. В последующей разработке нуждаются, например, проблемы формирования педагогических умений при изучении других правовых дисциплин, разработка интегрированных программ обучения слушателей, развитие мотивационной направленности слушателей на овладение педагогическими умениями как необходимой составляющей профессиональной подготовки, проблема педагогической подготовки преподавателей правовых дисциплин, не имеющих педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984.- 207с.
  2. А.И. Воспитание и интерес при обучении.- СПб., 1903.- 172 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990.- 559 с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.- 236 с.
  5. В.И. Педагогика творчества саморазвития. — М.: Просвещение, 1996.- 240 с.
  6. Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 1987.- 143 с.
  7. Ю.С. Методика организации и проведения деловых игр в образовательных учреждениях МВД России. — М.: МЦ при ГУК и КП МВД России, 1998.- 12 с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерная основа и методы.- М.: Высшая школа, 1980.- 368 с.
  9. П.Р. Технология и современное образование //Педагогика, 1996.-№ 2-С. 11- 14.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. -М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  12. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах.- Киев: Рад. шк., 1984.- 198 с.
  13. А.А. Активные методы обучения.- М.: Профиздат, 1986.- 94 с.
  14. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы.- М.: Просвещение, 1986.- 269 с.
  15. М.Т. Пути развития у школьников 5−8 классов интереса к урокам русского языка: Хрестоматия по методике русского языка.- М.: Просвещение, 1989.- 190 с.
  16. И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя: Учебное пособие к спецкурсу.- Челябинск: ЧГПИ, 1982.- 97 с.
  17. Л.В. Педагогическая система приемственности в общеобразовательной и профессиональной школе.- СПб.: Изд-е Ин-та профтехобразования РАО, 1996.- 90 с.
  18. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения.-Ярославль: Изд-во ЯРГУ, 1986.- 80 с.
  19. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие по спецкурсу.- Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986.- 88 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Высш. шк., 1989.141 с.
  22. И.В. Педагогическое общение в вузе МВД: состояние и перспективы/Юрганизация работы с личным составом органов внутренних дел. Проблемы и перспективы: Тез. докл. Научно-практическая конференция.- Владимир, 1997.- с. 17−20.
  23. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.- 347 с.
  24. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.- 135 с.
  25. А.А. Психология общения: Избранные психологические труды.-М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЕК, 2002.-255 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование.- М., 1968.- 464 с.
  27. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию :Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 143 с.
  28. Е.Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1992.- 222 с.
  29. A.M., Иванов С. С. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе // Ананьевские чтения-97: Тез. науч. практ. конф.- СПб., 1997.- 307 с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высш. шк., 1991.- 204 с.
  31. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии.- 1987.- № 5.- С. 31−39.
  32. Л.В. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов пединститута. Дис.канд. пед. наук. Л., 1987.- 186 с.
  33. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Просвещение, 1986.- 206 с.
  34. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект учебной деятельности студентов // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тез.докл. к четвертому Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч.2.-М., 1983.- 237 с.
  35. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979.- 288 с.
  36. Возрастные и индивидуальные различия памяти: Сб. ст. / Под ред. А. А. Смирнова.-М.: Просвещение, 1968.- 300 с.
  37. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  38. Ю.Г., Дмитриев А. В., Спасский С. А. Как стать ученым: Практическое пособие.- М.: Современный гуманитарный университет, 2001.-211 с.
  39. Т. Н. Тарасов В.Н. Педагогическое общение: Пособие к спецкурсу.-Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 2002.- 38 с.
  40. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие.-М.: Знание, 1981.- 96 с.
  41. JI.C. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  42. Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд-во МГУ, 1988.254 с.
  43. М. Формирование профессиональных педагогических умений у студентов университетов Египта на основе дидактической и предметно-методической подготовки. Дис.канд. пед. наук. М., 1998.- 186 с.
  44. С.И. Основы педагогики.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  45. А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении).- Кишинев: Штиинца, 1975.- 104 с.
  46. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению //Воспитание, обучение, психическое развитие: Тез.докл. к пятому Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч.1.- М., 1977.275 с.
  47. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951.- 156 с.
  48. И.В. Научные и прикладные основы педагогики высшей и средней специальной школы,— М.: Академия МВД СССР, 1990.- 170 с.
  49. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития.- М.: Академия управления МВД РФ, 1999.- 290 с.
  50. И.В. Совершенствование подготовки научно-педагогических кадров и повышение уровня преподавания в учебных заведениях МВД России //Сб. статей Академии МВД.- М., 1995.- С. 17−20.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 21 100 «Юриспруденция».- М.: Юристъ, 2001.-34 с.
  52. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ.- М.: Педагогика, 1985.- 151 с.
  53. B.C. Культура педагогического общения.- М.: Просвещение, 1990.142 с.
  54. В.В. Виды общения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.: Педагогика, 1986.239 с.
  56. М.А., Есипов Б. П. Дидактика.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957.-518 с.
  57. А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.:Просвещение, 1987.-207 с.
  58. Н.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1986.-346 с.
  59. В.В. О мотивах деятельности преподавателя вуза // Социологические исследования.- 2004.- № 1.- С. 119−124.
  60. В.К. Организационная структура педагогического процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989.- 159 с.
  61. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза.- Минск: Изд-во БГУ, 1971.319 с.
  62. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
  63. И.А. Психология обучения неродному языку.- М.: Русский язык, 1989.-219 с. 69.3имняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов по пед. и психол. направлениям и спец.- М.: Логос, 2002.-383 с.
  64. Е.Н. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2003.- 512 с.
  65. Т.П. Педагогика: Курс лекций.- М., 1984.
  66. И.И. Структура процесса обучения,— М.: Изд-во МГУ, 1986.- 198 с.
  67. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.-М.: Просвещение, 1968.- 288 с.
  68. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе.- М.: Высш. шк., 1987.- 141 с.
  69. О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения.-М.: Флинта, 1998.- 496 с.
  70. З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М.: Знание, 1979.-48 с.
  71. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика, 1981.- 200 с.
  72. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1976.- 286 с.
  73. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  74. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
  75. П.Ф. Избр.пед.соч. / Под ред. A.M. Арсеньева.- М.: Педагогика, 1982.- 704 с.
  76. О.А. Психолого-педагогическая подготовка обучающего персонала учебных подразделений в энергетике: Учебное пособие.- М.: ВИПК ЭНЕРГО, 1989.- 69 с.
  77. М.М. Психология педагогического мышления.- СПб.: Алетейя, 2000.- 463 с.
  78. В.А., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник.- СПб.: Питер, 1996.- 352 с.
  79. Кисел ев A.M. Профессиональная подготовка курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России и пути ее совершенствования при изучении специальной тактики. Дис.канд. пед. наук. Рязань, 2001.- 187с.
  80. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования.- JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.- 152 с.
  81. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996.- № 2- С. 14−21.
  82. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.- 75 с.
  83. В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя.-Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1987.- 15 с.
  84. В.И. Мотивы поведения и деятельности: Учебное пособие / Отв.ред. А. А. Бодалев.- М.: Наука, 1988, — 191 с.
  85. А.Ф. Собр.сочинений. Т.4 / Под общ. ред. В. Г. Базанова.- М.: Юрид. лит, 1967.- 535 с.
  86. .И. Учение — процесс творческий. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1980.- 120 с.
  87. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии.- 1997.-№ 6-С. 58−68.
  88. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие.- М.: Академический Проект, 2000.- 240 с.
  89. Н.Н. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1994.- 207 с.
  90. К проблеме управления обучением и воспитанием: Сб. ст. / Ред.-сост. Н. Ф. Талызина.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.- 265 с.
  91. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ).- М.: Педагогика, 1977.- 264 с.
  92. А.А. Ян Амос Каменский.- М.: Учпедгиз, 1953.- 324 с.
  93. Круглый стол «Психологическая поддержка в вузе» // Психологический журнал.- 1994.-№ 5.- С. 102−116.
  94. В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  95. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976.- 303 с.
  96. А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя.- М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989.- 37 с.
  97. В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 448 с.
  98. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.- 183 с.
  99. Н.В. Предмет акмеологии.- Шуя: Изд-во ШГПИ, 1995.- 23 с.
  100. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М.: Высш.шк., 1989.- 167 с.
  101. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высш.шк., 1990.- 117 с.
  102. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.: О-во «Знание» РСФСР, 1985.- 32 с
  103. В.А. Взаимосвязь умения учиться с мотивами учебных действий // Советская педагогика.- 1980.- № 11.- С. 66−71.
  104. В.А. Методы обучения и формирование рациональных умений учебной деятельности: Проблемы методов обучения в современнойобщеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона.- М.: Педагогика, 1980.- 224 с.
  105. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983.- 80 с.
  106. В.А. Невербальные средства общения.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979.- 135 с.
  107. В.А. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1980.- 207 с.
  108. Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.: Учпедгиз, I960.- 428 с.
  109. А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.- 47 с.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2-М.: Педагогика, 1983.- 3 20 с.
  111. В.М., Митышна А. В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.320 с.
  112. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М.: Просвещение, 1988.- 240 с.
  113. А.С. Соч., Т.5 / Под ред. И. А. Каирова.- М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957.- 527 с.
  114. А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003.- 592 с.
  115. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М.: Просвещение, 1983.- 65 с.
  116. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и еевоспитание у школьников.- М.: Педагогика, 1983.- 191 с. 123 .Маркова А. К. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990.191 с.
  117. А.К. Психология труда учителя.- М.:Просвещение, 1993.- 190 с.
  118. Е.И. Психологические основы управления учебнойдеятельностью.- Киев: Вища шк., 1987.- 233 с.
  119. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.-М.: Педагогика, 1980.- 218 с.
  120. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI.A. Бойкова, JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. / Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательсий центр «Академия», 2002.- 144 с.
  121. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. Н. Кулютина, Г. С. Сухобской.- Л.: НИИ ООВ, 1980.81 с.
  122. Методы педагогических исследований: Учебное пособие /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 256 с.
  123. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии.-1987.-№ 5 — С. 129−138.
  124. Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М.: Педагогика, 1994.- 178 с.
  125. Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография / Под ред. М. М. Левиной.- М.: Прометей, 2002.- 200 с.
  126. Мышление учителя: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской -М.: Педагогика, 1990, — 102 с.
  127. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей. Дис.канд. пед. наук. Одесса, 1983.- 167 с.
  128. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия.- М.: Просвещение, 1972.-215 с.
  129. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 166 с.
  130. Ф.А. Психолого-педагогическая и практическая подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской работы: Учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1985.- 80 с.
  131. Очерки психологии педагогического такта: Сб. ст./ Отв. ред. И. В. Страхов.- Саратов: Изд-во СГПИ, 1969.- 83 с.
  132. В.Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
  133. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 3-е изд.- М.: Школа-Пресс, 2000.- 512 с.
  134. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогическое общество России, 2001, — 256 с.
  135. А.Н., Мухина Г. В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД.- Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции.- СПб.: Академия МВД, 1996.- 156 с.
  136. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
  137. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов: Сб. ст. / Под ред. А. В. Петровского, Л. С. Сержана.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 155 с.
  138. М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М.: Знание, 1987.- 78 с.
  139. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации.- М.: Педагогика, 1983.- 144 с.
  140. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др./ Под ред.
  141. A.И. Щербакова.- М.: Просвещение, 1990.- 288 с.
  142. Проблемы психологии образования / Под ред. А. А. Вербицкого.-Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.132 с.
  143. Проблемы развития современных педагогических систем: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской / Отв. ред. В. П. Беспалько.-М.: Б.И., 1980.- 130 с.
  144. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания: Сб. ст./ Под ред. В. В. Давыдова и Д. И. Фельдштейна.- Душанбе: «Донши», 1974.- 207 с.
  145. Психология воздействия: (Проблемы теории и практики): Сб. науч. тр./ НИИ общ. и пед. психологии / Отв. ред. А. А. Бодалев.- М.: АПН СССР, 1989.153 с.
  146. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева,
  147. B.И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.- 585 с.
  148. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  149. Психологический словарь / Сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под ред. Ю. Л. Неймера.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003, — 640 с.
  150. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981.- 144 с.
  151. Ф.М., Курбанова А. Т. Основы педагогического общения: Учеб. пособие.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984.- 60 с.
  152. А.А. Психология познания педагогом личности учащегося.-М.: Высш. шк., 1990.- 79 с.
  153. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии.- 1990.- № 2.- С. 77−81.
  154. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Пробл. Индивидуализации и ее социал.-филос. смысл.- М.: Политиздат, 1984.- 141 с.
  155. М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник.- 2002, — № 4.- С. 71−76.
  156. С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1999.- 712 с.
  157. П.А. Мотивы поведения деятельности М.: Просвещение, 1988. -136 с.
  158. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие.- Л., 1990.- 256 с.
  159. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебник.- М.: Тандем, 1999.- 351 с
  160. А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Дис.канд. пед. наук. Кострома, 1998.- 190 с.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  162. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач.-М.: Просвещение, 1990.- 173 с.
  163. ПЗ.Сеспедес П. Формирование профессиональных организаторских умений у студентов педагогического института: (На материале Респ. Куба). Дис.канд. пед. наук. Л., 1989.- 152 с.
  164. М. Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.95 с.
  165. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю.- М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  166. В.Н. Психологические аспекты подготовки сотрудников спецподразделений органов внутренних дел к выполнению охранных функций в экстремальных условиях // Психологическая наука и образование.- 2003.-№ 1.- С. 44−54.
  167. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М.: Изд-во Флинта, 1998.- 368 с.
  168. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Учебное пособие.- JL: ЛГПИ, 1981.- 84 с.
  169. A.M. Психология и педагогика: Учебник.- М. Академия, 2001.- 425 с.
  170. A.M. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие.- М.: Юрайт.- 2001.- 283 с. 181 .Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций.- М.: ЭКМОС, 2000.- 495 с.
  171. JI.JI. Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону, 2000.
  172. М.И. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспект).: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1991.- 35 с.
  173. В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М. Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  175. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988.- 173 с.
  176. В.Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов (на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла): Автореф. дис.канд.пед.наук.- Шуя, 2001.- 23 с.
  177. .М. Избранные труды: В 2-х т., Т.1.- М.: Педагогика, 1985.- 329 с.
  178. Д.А. Формирование коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки учителя // Вопросы психологии.- 1987, — № 5.-С.104−105.
  179. Я.С. Средства и методы педагогического действия.- М.: Знание, 1980.- 93 с.
  180. Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.- 451 с.
  181. А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий: Пособие по спецкурсу. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988.88 с.
  182. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987.- 78 с.
  183. Ушинский К. Д Собрание сочинений в 11 т. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.- М.- Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-776 с.
  184. А.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учебное пособие.- Рязань: РГПУ, 1993.- 138 с.
  185. Ю.А. Психология делового общения.-Минск: Амалфея, 1999. -352 с.
  186. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. ст. / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.- 135 с.
  187. Формирование учебной деятельности школьников: Сб. науч. ст. /НИИ общей и пед. психологии АПН СССР / Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Марковой.- М.: Педагогика, 1982.- 216 с.
  188. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1986, — 160 с.
  189. X. Мотивация и деятельность. Т.1: Пер. с нем.- М., 1986.- 392 с.
  190. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк., 1988.- 166 с.
  191. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- Санкт-Петербург.: Питер, 2001 544 с.
  192. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М.: Педагогика, 1981.- 96 с.
  193. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988.- 208 с/
  194. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.554 с.
  195. Ю.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.- 94 с.
  196. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  197. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы успешности студентов // Вестник ЛГУ, Серия: Экономика, философия, право.-1980.-№ 11.-С. 23−29.
Заполнить форму текущей работой