Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании обзора различных направлений и подходов в решении проблем определения понятия «самостоятельная работа» и классификаций видов самостоятельной работы, мы сформулировали основные признаки, которые характеризуют понятие «самостоятельная работа студентов университета»: 1) самостоятельная работа студентов направляется и контролируется преподавателем- 2) самостоятельная работа выполняется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 1. 1. Формирование исследовательских умений студентов университета как педагогическая проблема
    • 1. 2. Анализ современного состояния проблемы самостоятельной работы студентов университета
    • 1. 3. Педагогические условия формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Цели, задачи и принципы экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В последнее время в России значительно возросло число специалистов, занимающихся исследовательской деятельностью в производственных условиях. В связи с этим существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки студентов, целям, содержанию обучения и образования в высшей школе, что отражено в российских нормативно-правовых документах, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в учебных планах и программных документах вузов.

Качественное преобразование высшей школы нацелено на такую организацию учебной деятельности студентов, которая должна обеспечивать уровень подготовки специалистов, позволяющий им решать исследовательские задачи в условиях конкретного производства. Актуальной становится переориентация образовательного процесса в вузах на оптимизацию и активизацию исследовательской деятельности студентов, на превращение студентов из объектов обучения в активных и самостоятельных субъектов учебной деятельности, на обновление научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов. В этих условиях повышение качества профессиональной подготовки специалистов связано с формированием исследовательских умений студентов в процессе этой подготовки.

Проведенные нами исследования показали, что на практике систематически и осознанно используют исследовательские умения только 3,4% студентов младших курсов университета, 15,9% студентов практически не применяют эти умения в своей учебе или делают это крайне редко. Преобладающее большинство студентов — 80,7% студентов младших курсов — используют исследовательские умения в учебной деятельности нерегулярно, бессистемно, четко не осознавая цели и мотивы данной деятельности, ограничиваясь узким набором применяемых умений. В то же время, как показали ранее проведенные исследования в этой области и наши наблюдения, для того, чтобы исследовательские умения были достаточно сформированы к моменту окончания вуза, процесс их формирования должен начинаться как можно раньше — с самого начала обучения в университете.

Актуальность проблемы формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности объясняют тот факт, что в этой области ведутся многочисленные исследования. Наиболее общие вопросы данной проблемы освещены в работах С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, Т. А. Ильиной, Т. Е. Климовой, И .Я. Конфедератова, И. Я. Лернера, О. В. Лешер, Х. Я. Мулюкова, Л. В. Путляевой, П. Ю. Романова, Н. В. Сычковой, А. В. Усовой, В В. Успенского, В. П. Ушачева, С. А Шапоринского, Н. М. Яковлевой и др.

Особую значимость приобретает вопрос формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, т.к. самостоятельная работа — это основа обучения в высшей школе, основа успешного усвоения знаний, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков. Проблема организации самостоятельной работы разрабатывалась в дидактике М. Г. Гаруновым, Н. К. Дайри, A.M. Даниловым, Б.П. Есипо-вым, В. И. Загвязинским, С. И. Зиновьевым, И. Я. Лернером, А. С. Лындой, И. И. Малкиным, М. И. Моро, П. И. Пидкасистым, М. И. Скаткиным, В.П. Стрезикози-ным, А. В. Усовой и др. Применительно к формированию исследовательских умений в процессе самостоятельной работы изучены формы организации самостоятельной работы студентов в вузе (С.И. Зиновьев, А. Г. Молибог и др.), дидактические условия развития самостоятельности и активности студентов в учебной деятельности (Т.В. Минакова, Н. И. Олейник, Т. Б. Пигалова и др.), рациональные приемы самостоятельной работы с учебной литературой (М.К. Койчуманов, Г. И. Некипелова и др.), развитие умений самообразовательной деятельности (И.Н. Калошина и др.) — самостоятельная работа студентов рассматривалась в плане ее оптимизации (В.И. Осмоловский и др.), интенсификации (В.Н. Боканча и др.), дальнейшего совершенствования (И.Р. Сташкевич и др.), повышения эффективности (И.А. Аллаеров и др.). В последние два десятилетия увеличилось число публикаций, посвященных изучению особенностей формирования общеучебных, в том числе и исследовательских, умений в процессе самостоятельной работы обучаемых (В.Н. Бессонова, В. М. Коликова, Г. И. Некипелова, Е. Д. Нестерова, Н. И. Олейник, Г. А. Таратута, Я. О. Устинова и др.), что говорит о растущем интересе исследователей к данному вопросу. В то же время, несмотря на широту исследований, проблема формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы в современной педагогике продолжает оставаться недостаточно теоретически и практически разработанной.

В связи с вышесказанным, прослеживаются противоречия между потребностью современного производства в специалистах, обладающих исследовательскими умениями, и традиционными подходами к профессиональной подготовке, специально не предусматривающими обучение будущих специалистов исследовательской деятельностимежду признанием необходимости организации самостоятельной работы, ориентированной на формирование у студентов исследовательских умений, и недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы.

Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность проблемы исследования: организация самостоятельной работы студентов университета, направленная на эффективное формирование исследовательских умений.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд высшего профессионального образования определили выбор темы исследования: «Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы».

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

Объект исследования: самостоятельная работа студентов университета.

Предмет исследования: формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы будет осуществляться эффективнее при реализации комплекса следующих педагогических условий: а) теоретическая и методическая подготовленность преподавателей к формированию у студентов исследовательских уменийб) наличие личностно-мотивационной готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельностив) создание предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами поставлены следующие задачи:

1. Изучить предпосылки формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы в педагогической теории и практике.

2. Разработать, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

3. Раскрыть критериально-диагностический инструментарий определения уровня сформированное&tradeисследовательских умений студентов университета.

4. Уточнить комплекс исследовательских умений, который может быть сформирован в процессе самостоятельной работы студентов университета и на его основе разработать и экспериментально проверить основные положения методики эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы. Теоретико-методологической основой исследования явились идеи гуманистической философии о человеке как субъекте деятельности, основные положения и категории теории познанияидеи организации педагогического процесса в высшей школе с позиций системного (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.), дея-тельностного (А.Н. Асмолов, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Г. Гостев,.

A.Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.), технологического (Н А. Алексеев, А. С. Белкин, Б. Блум, Э. Ф. Зеер, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, Е В. Романов, Г. К. Се-левко и др.) подходовположения психолого-педагогической теории учебно-познавательной деятельности (В.А. Беликов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,.

B.В. Давыдов, Г. Г. Гранатов, И. И. Ильясов и др.) — теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. Г. Гостев, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, О. В. Лешер, А. Н. Сергеев, О. А. Сиротин, И. Э. Унт и др.) — концепция формирования познавательной активности и познавательной самостоятельности обучаемых (Л.Г. Вяткин, М. И. Махмутов, А. Я. Найн, Н. А. Половникова, Т. Н. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — научные труды по проблеме формирования умений (Б.П. Есипов, Т. А. Ильина, В. Н. Максимова, П. Ю. Романов, М.Н. Скат-кин, Н. В. Сычкова, А. В. Усова, В. П. Ушачев, В. Л. Ямпольский и др.) — работы о ведущей роли рефлексии в деятельности (Ю.Н. Кулюткин, Н. Я. Сайгушев, Г. С. Сухобская, Г. П. Щедровицкий и др.).

Методику организации диссертационного исследования позволили осмыслить работы В. И. Загвязинского, Н. И. Загузова, А. Я. Найна, М. Н. Скаткина и др.

Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования. Работа проводилась с 2001 по 2005 г. г. в три основных этапа.

На первом этапе (2001;2002 гг.) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в философской, психолого-педагогической, методической литературе, а также теории и методике педагогических исследований, накапливался и анализировался личный опыт работы в данном направлении. Это позволило определить теоретические и методологические основы исследования, проблему, объект и предмет исследованияпоставить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу исследования, определить педагогические условиявыбрать методы, адекватные цели и задачамразработать понятийный аппаратсоставить план экспериментального исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, оценены и проанализированы его результаты. Основные методы исследования на данном этапе: теоретические (анализ, обобщение, систематизация) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент) — методы математической статистики.

На втором этапе (2002;2003 гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза исследованияразрабатывались основные положения методикиуточнялись основные направления пробного и формирующего этапов экспериментаосуществлялся пробный экспериментэкспериментально апробировались основные положения методики эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работыанализировались ход и результаты пробного и формирующего экспериментапроводилось внедрение результатов исследования в образовательный процесс университета. Основные методы на данном этапе исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация) — эмпирические (наблюдение, анализ продуктов деятельности, обучающий эксперимент) — методы математической статистики.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) осуществлялась проверка эффективности данных формирующего эксперимента, качественная и количественная обработка материалов исследованияпродолжалась апробация и внедрение разработанных методических указаний по организации самостоятельной работы студентовпроводилась обработка, анализ, обобщение, описание полученных результатов проведенного экспериментаанализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследованияуточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Основные методы на данном этапе: теоретические (анализ, обобщение, систематизация) — методы математической и компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов.

Экспериментальная база исследования: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова и Магнитогорский государственный университет (было охвачено 385 студентов и 33 преподавателя).

Научная новизна исследования:

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы;

— на основе комплекса педагогических условий разработаны основные положения методики эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении состава и содержания самостоятельной работы студентов университета, в выделении ее среди других видов учебно-познавательной деятельности в качестве основы для эффективного формирования исследовательских умений студентов университета.

Практическая значимость исследования: разработаны и внедрены в практику педагогической деятельности преподавателей университета методические указания по организации самостоятельной работы студентов университетаразработаны и апробированы диагностические критерии для определения уровня сформированности исследовательских умений студентов университета.

— знания по теории исследовательской деятельностиинтерес к исследовательской деятельностиправильность выполнения исследовательских действийкачество выполнения действий.

На защиту выносятся:

1. Комплекс педагогических условий эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, включающий в себя: — теоретическую и методическую подготовленность преподавателей к формированию у студентов исследовательских умений;

— наличие личностно-мотивационной готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности;

— создание предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов.

2. Основные положения методики эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, включающие в себя характеристику теоретической и методической подготовленности преподавателей к формированию у студентов исследовательских уменийприемы, формирующие личностно-мотивационную готовность студентов к осуществлению исследовательской деятельностиспособы создания предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью выбранных методологических позицийприменением комплекса методов исследования, адекватным предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данныхповторяемостью результатов на разных этапах экспериментаколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхподтверждением гипотезы исследования экспериментальным путем.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: публикаций в печати (2001;2004гг.) — докладов и отчетов на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии и кафедры химии, технологии пищевых и упаковочных производств МГТУдокладов на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МГТУ (20 022 004 гг.), на научно-методической конференции «Непрерывное психолого-педагогическое образование: система „Лицей-университет“» (Магнитогорск, 2002 г.), на второй межвузовской региональной конференции «Проблема сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2002 г.), на межвузовском научно-практическом семинаре «Совершенствование самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования» (Магнитогорск, 2002 г.), на региональной научно-методической конференции «Современные технологии непрерывного образования» (Магнитогорск, 2003 г.) — внедрения результатов исследования в практику педагогической деятельности преподавателей МГТУ, МаГУ.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, двух приложений. Работа содержит 5 рисунков, 17 таблиц.

Выводы по второй главе:

1. Данные констатирующего эксперимента доказывают, что сформированность исследовательских умений студентов университета находится на низком уровне, а процесс формирования данных умений в вузах не носит системного и целостного характера. Для формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы на должном уровне необходимо применение специально разработанных педагогических условий.

2. В ходе экспериментальной работы нами выделены три уровня сформированности исследовательских умений студентов университета: низкий, средний, высокий. Критериями и показателями, характеризующими выделенные уровни, являются: знания по теории исследовательской деятельности (их полнота, прочность и качество) — интерес к исследовательской деятельности (глубина личной установки студента на использование исследовательских умений, ее зависимость от ситуации, в которой осуществляется исследовательская деятельность, проявление инициативности в исследовательской деятельности) — правильность выполнения исследовательских действий (количество правильно выполненных задач в домашнем задании, этапов отчета по лабораторной работе, этапов исследовательского задания) — качество выполнения действий (их осознанность, системность, полнота).

3. Проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу о том, что формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы протекает более успешно при реализации комплекса выделенных нами педагогических условий. Сущность формирующего эксперимента состояла в том, чтобы реализовать как частные методики, так и всю методическую систему формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

4. Поставленные задачи экспериментальной работы были выполнены. Разработанная методика поэтапного проведения эксперимента позволила эффективно управлять формированием исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы и результативно внедрить ее в практику образовательного процесса в вузе в экспериментальных группах.

5. В процессе экспериментальной работы были проанализирован и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы: теоретическую и методическую подготовленность преподавателей к формированию у студентов исследовательских уменийналичие личностно-мотивационной готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельностисоздание предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов. Эти условия являются необходимыми и достаточными. Студенты экспериментальной группы, где обучение велось с использованием комплекса педагогических условий, к концу эксперимента показали самый высокий уровень сформи-рованности исследуемых умений.

6. Основным критерием эффективности формирования исследуемых умений в нашей работе являлось продвижение студентов с более низкого на более высокий уровень сформированности умений. Данный критерий эффективности позволил нам экспериментально доказать объективность выявленных нами педагогических условий формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.

Заключение

.

Актуальность проблемы формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы определяется изменением социально-экономических и образовательных ориентиров современного российского общества, возрастающими требованиями к профессиональной компетентности специалистов, внедрением новейших педагогических технологий в образовательный процесс высшей школы.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам организации самостоятельной работы студентов и формирования исследовательских умений, опыт работы в вузе, а также проведенные нами экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов еще нуждается в научной разработке. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных способов формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, позволяющих сделать данный процесс более эффективным и целенаправленным. Данное диссертационное исследование — одна из попыток решения этой проблемы.

Глубокий, многоплановый анализ категорий «самостоятельная работа» и «исследовательские умения», использование деятельностного, системного, технологического подходов в процессе исследования позволили нам выявить один из возможных путей эффективного формирования исследовательских умений у студентов университета. Таковым является разработка и применение в реальном учебном процессе университета основных положений методики эффективного формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной работы студентов.

В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что исследовательские умения студентов — это способность студента выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ наук. Исследовательские умения мы рассматриваем как общеучебные умения, т.к. они обладают свойством широкого переноса и могут эффективно использоваться при изучении всего спектра учебных дисциплин в вузе и в будущей профессиональной деятельности.

Основой формирования исследовательских умений является такой специфический вид деятельности как исследовательская деятельность. На основе анализа различных подходов к определению состава исследовательских умений, приведенных в научной литературе, а также учитывая специфику деятельности специалиста, использующего научное исследование в производственных условиях, мы выделили следующие исследовательские умения, которые могут быть сформированы в процессе самостоятельной работы студентов университета, и их слагаемые: 1) умение определять и формулировать цель исследования (выбирать объект исследованияфиксировать и формулировать проблему, которую нужно решить в ходе данного исследованияконкретизировать конечную цель исследованиявыделять задачи, которые необходимо решить для достижения конечной цели исследования) — 2) умение диагностировать и анализировать теоретическое состояние проблемы исследования (вести поиск необходимой информации, пользуясь научным аппаратом книг, справочной литературой, словарями, библиографическими и электронными каталогамиобработать, хранить, обобщать и систематизировать полученную информациюсравнить точки зрения различных авторов на одну и ту же проблемусоставить конспект по прочитанномусоставить тезисы по прочитанному) — 3) умение планировать экспериментальную часть исследования (составить схему установкиподобрать измерительные приборы и аппаратуру, собрать из них экспериментальную установкусоставить план проведения эксперимента) — 4) умение проводить измерения (регистрировать результаты экспериментавычислять значения величин, измеряемых косвенноконтролировать полученные результаты) — 5) умение обработать результаты эксперимента (оформлять результаты измерений в виде таблиц и графиковоценить погрешности измеренных величин и величин, вычисленных косвенно) — 6) умение обобщить и оценить результаты проведенного эксперимента (выбрать критерии успешности проведенной работыоценить успешность проведенной работыопределить пути устранения выявленных недостатковопределить перспективы дальнейших исследований в этом направлениисоставить отчет о проведенном исследовании).

Мы рассматриваем процесс формирования умений как комплексную психолого-педагогическую проблему, отражающую диалектический характер процесса обучения: на некотором этапе, на основе сформировавшихся знаний формируется умение, затем оно, если необходимо, совершенствуется и превращается в новое, на основе которого и вновь полученных знаний на следующем этапе формируется другое, более сложное.

Изучив и проанализировав современное состояние проблемы самостоятельной работы студентов, мы придерживаемся мнения, что самостоятельная работа — это, с одной стороны, специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью обучаемых в учебном процессес другой стороны, самостоятельная работа является видом познавательной деятельности учащихся, т. е. самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познания.

На основании обзора различных направлений и подходов в решении проблем определения понятия «самостоятельная работа» и классификаций видов самостоятельной работы, мы сформулировали основные признаки, которые характеризуют понятие «самостоятельная работа студентов университета»: 1) самостоятельная работа студентов направляется и контролируется преподавателем- 2) самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия преподавателяконтроль со стороны преподавателя постепенно должен перерасти в самоконтроль со стороны студента для того, чтобы дипломированный специалист имел потребность в самообразовании- 3) основа самостоятельной работы студентов — их самостоятельная познавательная деятельность, основанная на внутренних побуждениях, осознании смысла и цели работы- 4) «пусковым механизмом» для выполнения самостоятельной работы является познавательная задача, сформулированная преподавателем- 5) при выполнении самостоятельной работы студент опирается на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки- 6) результат самостоятельной работы материализуется и зависит от индивидуально-психологических особенностей студента, от владения студентом учебными умениями и навыками, от способа осуществления самостоятельной работы- 7) результатом самостоятельной работы является не только усвоение студентом программного материала, но и формирование у него новых умений и навыков- 8) самостоятельная работа осуществляется в специально отведенное для нее время.

В своем исследовании мы рассматриваем самостоятельную работу студентов университета как фактор формирования у них исследовательских умений, рассматривая понятие «фактор» как условие, движущую силу, причину процесса.

В процессе исследования выявлен, теоретически обоснован и экспериментально подтвержден комплекс педагогических условий эффективного формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы: а) теоретическая и методическая подготовленность преподавателей к формированию у студентов исследовательских уменийб) наличие личностно-мотивационной готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельностив) создание предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов.

Существенным моментом в работе явилось выявление критериально-диагностического инструментария определения уровня сформированности исследовательских умений студентов университета. Основываясь на анализе педагогических исследований и на собственном опыте, мы пришли к выводу, что наиболее точно оценить уровни сформированности исследовательских умений студентов университета возможно с помощью следующей совокупности критериев и их показателей: знания по теории исследовательской деятельности (их полнота, прочность и качество) — интерес к исследовательской деятельности глубина личной установки студента на использование исследовательских умений, ее зависимость от ситуации, в которой осуществляется исследовательская деятельность, проявление инициативности в исследовательской деятельности) — правильность выполнения исследовательских действий (количество правильно выполненных задач в домашнем задании, этапов отчета по лабораторной работе, этапов исследовательского задания) — качество выполнения действий (осознанность, системность, полнота). Нами выделены и охарактеризованы три уровня сформированности исследовательских умений студентов университета: низкий, средний и высокий.

Нами разработаны основные положения методики формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, реализация которых обеспечивает переход студентов на более высокий уровень сформированности исследовательских умений. Эксперимент, организованный в группах студентов на факультете технологий и качества МГТУ, доказал, что реализация этих основных положений методики формирования исследовательских умений студентов университета в процессе их самостоятельной работы способствует достижению высоких результатов. Это проявляется в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы значительно вырос уровень сформированности исследовательских умений у студентов экспериментальной группы, в которой реализовывались все три педагогических условия, в то время как в контрольной группе, работавшей по традиционной методике, результаты значительно ниже.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования подтверждение. Цель диссертационного исследования и вытекающие из нее задачи выполнены.

В результате проведенного исследования удалось не только решить поставленные задачи, но и увидеть перспективы дальнейшего исследования проблемы. Это, во-первых, разработка пакета диагностических программ, системных диагностик сформированности исследовательских умений у студентов вузов, у учащихся лицеев в соответствии со спецификой их учебной деятельностиво-вторых, разработка педагогических технологий формирования и развития каждого слагаемого исследовательских умений у студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М.: Феликс, 1992. 128 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  3. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР: Научно-техническое пособие. М.: Высшая школа, 1983.-256 с.
  4. И. А. Самостоятельная учебно-познавательная работа учащихся среднего специального учебного заведения и дидактические условия повышения её эффективности: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. — 225 с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. — 238 с.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  7. С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990.-24 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М: Высш. школа, 1974. 384 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды (Труды действ, чл.-корр. АПН СССР)/ Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989 — 368 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  12. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Педагогика, 1981. — 95 с.
  13. А.В. Методологические основы педагогики советской высшей военной школы.// Психология и педагогика высшей военной школы: меж-вуз. сб. научн. трудов. М.: Высшая школа, 1989.
  14. Ю.М. Развитие у студентов навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения. // Методика и практика преподавания в техническом вузе: Сб. статей. JL: ЛПИ им. М. И. Калинина, 1983. — С.74−79.
  15. B.C. Педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  16. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс.. докт. пед. наук. Магнитогорск, 1995. — 350 с.
  17. П.Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. -М.: ВЛАДОС, 2004. 256 с.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336 с.
  19. В.П. Элементы теории управления процессом обучения. Ч. 1. -М.: Знание, 1970. 80 с.
  20. Бессонова В Н. Творческая самостоятельная работа учащихся как средство формирования профессиональных умений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1986. 18 с.
  21. А.Я. Роль программированного обучения в организации работы студентов младших курсов. // Общие вопросы программированного обучения: межвуз. сб. научн. тр. Рига: РПИ, 1972.
  22. А. А. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 203 с.
  23. В.Н. Интенсификация самостоятельной работы студентов при выполнении лабораторных работ по методике и технике школьного физического эксперимента: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 173 с.
  24. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.
  25. В.Б. Воспитание у студентов творческого мышления и научно-педагогических интересов в процессе самостоятельной работы.// Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе: учебное пособие -М.: Просвещение, 1975. С.103−118.
  26. Д. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962. — 84 с.
  27. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -191 с.
  28. В.К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  29. В.К. Теория и практика самостоятельной работы школьников: Авто-реф. дисс.. докт. пед. наук.- Тбилиси, 1986. 41 с.
  30. О.В. Формирование профессиональных умений у студентов технического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001. — 22 с.
  31. Т.Н. Педагогическое общение как фактор формирования исследовательских умений у учащихся младшего подросткового возраста: Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 196 с.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. — 288 с.
  33. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике. // Современная высшая школа. 1988. — № 2. — С. 143−150.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  35. П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для вузов. М.: Университет: Высшая школа, 2002. — 399 с.
  36. П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Пастухова. М.: Политиздат, 1981, — С. 78 — 86.
  37. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. // Вопросы психологии. 1980. -№ 1. — С.31−38.
  38. П.Я. Введение в психологию. М.: Университет: Высшая школа, 2002.-330 с.
  39. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974. — 101 с.
  40. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.80−84.
  41. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание., 1978.-35 с.
  42. И.Г. Структура научного исследования М.:Мысль, 1985 — 213 с.
  43. В.И., Ефремов Л. Г. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности. // Вестник высшей школы. 1999. — № 9, — С.34−38.
  44. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1983. — 233 с.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М, 2000.
  46. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  47. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: методология развивающего образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Челябинск, 1993.-40 с.
  48. В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Просвещение, 1990. -215 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  50. Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М. Просвещение, 1966.-438 с.
  51. Дидактика. Пер. с нем. /Под ред. Г. Клейна. М.: АПН РСФСР, 1979.
  52. A.M. Программированное обучение как средство повышения качества учебного процесса в высшей школе: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1971.-45 с.
  53. Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста. // Психологический журнал, 2003. — том 24. — № 5. — С. 103−109.
  54. Думчене A. JL Пути интенсификации внеаудиторной самостоятельной работы студентов вечерних отделений вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Вильнюс, 1980. -21 с.
  55. И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  56. М.Е., Железяко В. М., Жернов В. И. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов: методические указания. -Челябинск: ЧелГУ, 1990. 80 с.
  57. М.Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее развитие. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 120 с.
  58. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974.- 112 с.
  59. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 115-М., 1961.-С. 24−32.
  60. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз., 1961. — 239 с.
  61. З.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Д.: 1977.-19 с. 62.3агвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация -М.:Академия, 2001, — 188 с.
  62. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. 192 с. 64.3аякина Л. И. Обоснование комплексной системы организации самостоятельной работы студентов первокурсников втуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Одесса, 1979. — 22 с.
  63. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
  64. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.-314 с.
  65. И.А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике.// Вопросы методики и психологии формирования физических понятий: Сб. статей. Челябинск: ЧГПИ, 1970. -С. 84−94.
  66. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. // Вестник высшей школы. — 1976. — № 2. — С.6 — 20.
  67. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: МГУ, 1992.
  68. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.
  69. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. -М.: Наука, 1978. 192 с.
  70. Ю. Системный подход к содержанию дипломного проекта в техническом вузе.// Вестник высшей школы. 2001. — № 10. — С. 17−19.
  71. З.И. Развитие продуктивного мышления: Дисс.. докт. пед. наук.-М., 1975.-435 с.
  72. И.Н. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 23 с.
  73. H.JT. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Неорганическая химия». Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 24 с.
  74. Е.А. О среде обитания человека глазами психолога. //Сб. материалов Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.). М&bdquo- 1996. — С. 48−56.
  75. Т.Е. Педагогическая диагностика: учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  76. Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Оренбург, 2001. — 38 с.
  77. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
  78. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии. 1993. -№ 1. — С. 13−23.
  79. В.М. Методика формирования у студентов втузов исследовательских умений в процессе физического лабораторного практикума: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1986. — 194 с.
  80. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М.: Высшая школа, 1976. — 111 с.
  81. Конфуций. / Сост. и авт. предисловие Малявин В. В. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 175 с.
  82. Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение: Сб. статей. / Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. -М.: НИИ ВШ, 1973. С.10−17.
  83. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980 334 с.
  84. В., Куровская Л. Научно-исследовательская деятельность белорусских студентов: участие в научных конференциях. // Вестник высшей школы. -2001. -№ 8-С.15−21.
  85. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  86. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  87. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 184 с.
  88. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. -№ 2. -С.7−11.
  89. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. // Советская педагогика. -1965, № 3. — С.115- 128.
  90. О.В. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: Учебное пособие. Магнитогорск, 2003. — 71 с.
  91. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Прометей, 1996.-528 с.
  92. Р.А. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Новочеркасск: 1975. — 18 с.
  93. A.M. История педагогики: учебное пособие для учащихся педагогических вузов. Екатеринбург, 1994, — 368 с.
  94. Лында, А С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 159 с.
  95. В.Я. Развитие памяти в процессе обучения: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М.: 1977. — 40 с.
  96. И.И. Рационально использовать самостоятельную работу учащихся. // Народное образование. 1966. — № 10. — С.2−16.
  97. Малькова З А. Джон Дьюи философ и педагог-реформатор.// Педагогика. — 1995. — № 4.-С. 95−104.
  98. Д.Ж. Социальная экология: кн. для учителя / пер. с серб.-хорв.- М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  99. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 218 с.
  100. А.И. Система учебных пособий как средство организации самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1971. -24 с.
  101. Методические материалы по самостоятельной работе студентов/ Составители: Плагов И. М., Парубочая Т. П., Дадаев С. Г. и др.- под ред. Плагова И.М.- Челябинск: ЧПИ, 1982, — 86 с.
  102. Методы системного педагогического исследования: уч пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  103. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940. — 96 с.
  104. Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2001 .-19 с.
  105. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971.
  106. Х.Я., Хайретдинова З. А. Активизация познавательной деятельности студентов при формировании исследовательских навыков.// Активизация познавательной деятельности студентов при изучении физики в педвузе: Сб. статей. Ростов-на-Дону, 1983. — С.36.
  107. О.Л. Педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании студентов индустриально-педагогического колледжа: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 165 с.
  108. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследова-ний.//Педагогика. 1995. — № 5. — С.44−49.
  109. А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: УралГАФК, 2000. 187 с.
  110. А .Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  111. И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск: Морд, кн. издательство, 1974.
  112. Е.Д. Формирование умения структурировать материал у студентов вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2000. — 20 с.
  113. Общая психология. / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. М.: Просвещение, 1973, — 460 с.
  114. И.Т. Сравнительное изучение эффективности различных методов обучения в школе. // Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе: Сб. трудов. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972.
  115. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  116. Н.И. Развитие умений самоконтроля учебной деятельности у студентов технического вуза при изучении общеинженерных дисциплин: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. — 23 с.
  117. Н.А., Ляудис В. Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: ВГУ, 1982.
  118. А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 195 с.
  119. Ф.А. Творческие моменты учения. Магнитогорск: МГПИ, 1975. -52 с.
  120. В.И. Дидактические условия оптимизации самостоятельной работы как метода обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1988. -226 с.
  121. Основы вузовской педагогики: учебн. пособие для студентов университета./ Под ред. Н. В. Кузьминой, — JL: ЛГУ, 1972.
  122. Педагогика: учебн. пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. Г. И. Щукиной, М.: Просвещение, 1966. — 590 с.
  123. Педагогическая энциклопедия, в 4 томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1964−1965.
  124. Педагогический словарь. Л.: Советская энциклопедия, 1968, — 527 с.
  125. Т.Б. Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся средних профессиональных учебных заведений: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 153 с.
  126. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  127. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  128. П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы её классификации. // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Сборник статей / Под ред. Л. Е. Кертман. -Пермь: ПермГУ, 1979. С. 23−34.
  129. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  130. К.К. Краткий словарь системы психологических терминов. -М.: Высшая школа,. 1984. 174 с.
  131. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  132. И.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Автореф. дисс.. докт. пед наук. -Л., 1977.-38 с.
  133. B.C. Формирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов пединститутов (на материале языковых специальностей). -М.: Высш. школа, 1979.
  134. Программа курса «Неорганическая химия» для студентов, обучающихся по направлению 110 700. Магнитогорск: МГТУ, 2000 — 10 с.
  135. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  136. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  137. Л.В., Сверчкова Р. Т., Баскина Н. Г. и др. Использование активных приемов обучения на лабораторных занятиях.// Обучение в высшей и средней специальной школе: Сб. статей. Вып. 5. М.: НИИ ВШ, 1981. — 48 с.
  138. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1985. 206 с.
  139. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в вузе: Дисс.. докт. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 325 с.
  140. П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: Дисс.. докт. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. 362 с.
  141. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984. 292 с.
  142. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.29 — 45.
  143. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Дисс.. докт. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 408 с.
  144. Г. Н. Образование: аспекты системообразования. Курган: Зауралье, 1997. -464 с.
  145. Г. Г. Оптимизация самостоятельной работы на основе ком-плексно-деятельностного подхода: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. -180 с.
  146. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / Материал к научной конференции по дидактике (11−13 мая 1965). -М.: НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, 1965. С. 94 112.
  147. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  148. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИУП издательство «Магистр», 1997. — 224 с.
  149. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 621 с.
  150. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  151. С.С. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 231 с.
  152. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  153. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986.
  154. Социальная психология./ Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.-288 с.
  155. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: АПН РСФСР, 1956. — 55 с.
  156. И.Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высших военных училищ средствами ЭВМ: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 161 с.
  157. В.П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просвещение, 1964. — 280 с.
  158. Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. 223 с.
  159. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: МГУ, 1984. — 345 с.
  160. Г. А. Формирование умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в военно-инженерных учебных заведениях: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 173 с.
  161. Г. Л., Федорова Е. В. НИРС в учебном процессе по прикладной дисциплине. Киев: Вища школа, 1981.-48с.
  162. Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся умений и навыков использования научных методов познания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белгород, 2000. — 25 с.
  163. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  164. Урок в восьмилетней школе. / Под редакцией М. А. Данилова. М.: Просвещение, 1966. — 247 с.
  165. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики первой ступени): Дисс.. докт. пед. наук. Л., 1970. — т.2 — 523 с.
  166. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся. // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С. 45−48.
  167. А.В. Проблема оптимизации учебно-воспитательного процесса в советской педагогике. // Проблемы оптимизации формирования и развитияличности: Сб. материалов Всероссийской конференции. Челябинск, 1990. -С.155−162.
  168. А.В. Развитие у учащихся в процессе обучения физике интереса к исследовательскому труду. // Физика в школе. 1963. — № 4. — С.45−49.
  169. А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Челябинск: Факел, 1997.-30 с.
  170. А.В., Беликов В. А. Учись самостоятельно учиться. — Челябинск-Магнитогорск: ЧГПУ, 1997.- 128 с.
  171. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Челябинск: ЧГПИ, 1983.-39с.
  172. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987.-80 с.
  173. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1961. — 158 с.
  174. Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 191 с.
  175. В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1988. — 202 с.
  176. Е.Ф. Признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на становление их готовности к самообразованию: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 171 с.
  177. Философская энциклопедия./ Под ред. Ф. В. Константинова.- т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  178. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560 с.
  179. Формирование учебной деятельности студентов./ Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1989. 240 с.
  180. А.А. Развитие познавательной деятельности учащихся при выполнении исследовательского лабораторного эксперимента по физике: Дисс.. канд. пед. наук. Л.: 1978. — 220 с.
  181. В.И. Дидактика высшей школы: история и современные проблемы. М.: Вузовская книга, 2002. — 136 с.
  182. М. Психология жизненной среды. М.: Академия, 1997, — 175 с.
  183. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  184. Т.И. Проблемный подход в обучении. М.: Просвещение, 1969.
  185. Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников. // Формирование познавательной самостоятельности школьников: Сб. статей. / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Высшая школа, 1975. — С.5−19.
  186. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208 с.
  187. М.А. Инженер в лаборатории (организация труда). М.: Металлургия, 1983. — 128 с.
  188. Т.А. Формирование умений самостоятельной творческой деятельности у студентов педвузов: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -163 с.
  189. Г. П. Избранные труды. М.: Аспект Пресс, 1995.
  190. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  191. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  192. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  193. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1977. — 192 с.
  194. Ямпольский В Л. К вопросу генезиса формирования умений.// Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников: Сб. трудов. Вып.144,-Казань, 1975. С.192−199.
  195. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 366 с.
  196. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavorial and ecological perspectives in the study of social organization //Amer. J. Sociology. 1969. — Vol. 65. — № 2. — P. 132−136.
  197. Olbertz J.H. Uber den Zusammenhang von Studienmoral und studentischer Selbstandigkeit eine hochschulpedagogische Untersuchung: Dissertation. — Halle. -188s.
  198. Venezky R. Theoretical and experimental base for teaching reading. The Hague Paris- Mounton. 1976.
  199. Wetdman J.F. Increasing the use of instructional media in the schools //Educational technology.- 1988, — Vol. 28, — № 10, — P. 26−31.
Заполнить форму текущей работой