Система диагностики психолого-педагогических знаний студентов в процессе формирования профессиональной компетентности
Актуальность. Вхождение человека в эпоху, характеризующуюся динамизмом, высоким уровнем конкуренции, мерой неопределенности в. дальнейшей профессиональной деятельности повлекло за собой обоснованную смену приоритетов технократической модели профессионального образования в пользу личностной, ориентированной на развитие креативных и познавательных способностей будущего профессионала. Применение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Социально- психологические и педагогические аспекты профессионального образования студентов в высшей школе
- 1. 2. Психолого-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в процессе формирования профессиональной компетентности
- 1. 3. Место диагностики и специфика ее организации в процессе формирования профессиональной подготовки студентов
- 1. 4. Системный подход к решению проблемы диагностики в учебном процессе высшей школы
- 1. 5. Теоретические основы формирования рефлексивной культуры студентов в процессе диагностики
- ГЛАВА. ГГ. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Цель и задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТ
- 3. 1. Обоснование разработки системы диагностики психолого-педагогических знаний студентов в процессе формирования профессиональной компетентности студентов
- 3. 2. Организация экспериментальной работы
- 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
- ВЫВОДЫ
Система диагностики психолого-педагогических знаний студентов в процессе формирования профессиональной компетентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Вхождение человека в эпоху, характеризующуюся динамизмом, высоким уровнем конкуренции, мерой неопределенности в. дальнейшей профессиональной деятельности повлекло за собой обоснованную смену приоритетов технократической модели профессионального образования в пользу личностной, ориентированной на развитие креативных и познавательных способностей будущего профессионала. Применение данной модели может быть осуществлено только при условии постоянного совершенствования системы образования в направлении улучшения организации учебно-познавательной деятельности, ш на основе учета психолого-педагогических детерминант формирования личности будущего специалиста. В современных условиях происходит постепенное смещение центра психологопедагогических исследований от деятельностно — центрированной к личностноцентрированной проблематике (Ю.К. Бабанский /10/, В. В. Давыдов /31/). Эта тенденция нашла свое отражение в исследованиях многих известных ученых, как в классической педагогике, психологии, так и в педагогике физической культуры и спорта (Е.В.Долгова /34/, В. П. Беспалько /19/, P.M. Кудаев /57 /, Л. П. Макаренко /60/, Г. Г. Наталов /66/, С. Д. Неверкович /68/, Никитина Е.Д./73/, И. П. Подласый /86/, М. В. Прохорова / 90 /, A.B. Родионов /97/, Е. В. Романина /95/, С. Д. Смирнов /108 /, Н. Б. Стамбулова /110/, В. Ф. Талызина /115/, О.П. Топышев/117/ и др.).
Особое место в профессиональном становлении будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта занимает психологопедагогическая подготовка. При этом диагностика освоения психолого — педагогических дисциплин позволяет получить информацию о достижениях и затруднениях студентов в процессе изучения курсов «Психологии» и «Педагогики», о степени эффективности процесса усвоения знаний, уровне личностного и профессионального развития студентов. Итоговые оценки, полученные * только традиционным способом на экзаменах и зачетах после изучения теоретических курсов, не всегда являются объективными. Они не способствуют разрешению сформированной проблемы определения уровня профессионального роста студента, устранения психологических барьеров в его подготовке к будущей специальности.
На основе проведенного анализа психолого — педагогической литературы, методических источников, педагогического наблюдения за деятельностью ведущих преподавателей высшей школы, опроса преподавателей и студентов, были выявлены следующие противоречия между: необходимостью совершенствования процесса профессиональной в подготовки студентов физкультурных вузов и недостаточным методическим обеспечением диагностики психолого-педагогических знаний студентовнесовершенством традиционно сложившейся системы контроля знаний и осознанием личностноориентированного потенциала диагностических методов.
Указанные противоречия позволили выявить проблему исследования, которая заключается в разработке системы диагностики, позволяющей судить о личностном развитии и профессиональном становлении в процессе психологопедагогической подготовки студентов физкультурных вузов.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование системы диагностики психолого-педагогических знаний студентов физкультурных вузов в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования — процесс формирования профессиональной компетентности студентов физкультурных вузов.
Предмет исследования — система диагностики уровня усвоения студентами психолого-педагогических дисциплин в процессе профессионального становления.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что • разработанная система диагностики повысит уровень профессиональной компетентности студентов и позволит обучаемым осуществлять объективную оценку своей подготовленности к профессиональной деятельности если: направленность диагностических заданий будет соответствовать целям и задачам психолого — педагогической подготовки студентовбудут определены уровни усвоения студентами психолого-педагогических знанийсформирована культура рефлексивного мышления студентов;
Научная новизна заключается в новом подходе к проблеме формирования профессиональной компетентности студентов физкультурных вузов, Разработана система диагностики качества усвоения студентами психолого-педагогических знаний в соответствии с целями и задачами этапов формирования их профессиональной подготовки. Намечены пути применения достижений современной гуманистической педагогики и психологии как теоретической основы совершенствования профессиональной подготовки студентов. Выявлены оптимальные критерии уровня усвоения психолого-педагогических знаний студентов в процессе изучения курсов педагогики и психологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические и методические подходы к совершенствованию процесса формирования профессиональной компетентности студентов физкультурных вузов вносят вклад в теорию профессионального образования.
Практическая значимость. Совокупность теоретических положений и практических выводов, содержание диссертационного исследования способствует совершенствованию психологопедагогической подготовки студентов физкультурных вузов. Результаты исследования нашли отражение в программе курса «Педагогика физической культуры и спорта», соответствующих спецкурсов и внедрены в учебный процесс Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Методологической основой исследования являются: концепция системного подхода к изучению человека как субъекта учебной деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.И. Иоголевич), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, М.Р. Кудаев), теории профессиональной подготовки студентов в системе специального физкультурного образовани (С.Д.Неверкович, М. В. Прохорова, В. Н. Селуянов, О. П. Топышев, Ж. К. Холодов, Н.Н.Чесноков) Положения, выносимые на защиту:
Организация диагностики психологопедагогических знаний студентов физкультурных вузов требует построения обоснованной системы последовательных диагностических заданий, ориентированных на педагогические цели и задачи формирования их профессиональной компетентности.
Внедрение системы диагностики как обязательного компонента процесса психолого-педагогической подготовки студентов способствует формированию рефлексивной культуры мышления, повышению их профессионального потенциала.
Учет современных требований и направленность системы диагностики на дифференциацию уровней усвоения, позволяет повысить ее эффективность, способствует обучающей и развивающей направленности.
ВЫВОДЫ.
1. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме диагностики показывает, что актуальность ее постоянно возрастает, в связи со сменой приоритетов в современной модели профессионального образования в пользу личностноориентированной, направленной на развитие креативных и познавательных способностей будущего профессионала. Однако, приходиться констатировать, что на сегодняшний день еще недостаточно полно изучены педагогические возможности процесса диагностики, позволяющие не только оценивать уровень личностного и профессионального роста студентов в процессе изучения психологопедагогических дисциплин, но и способствовать формированию рефлексивной культуры.
2.Педагогическим условием эффективности функционирования системы диагностики психологопедагогических знаний студентов является соответствие ее структурных компонентов педагогическим целям, задачам и содержанию учебной дисциплины, специфике этапа формирования общей профессиональной компетентности студентов.
3.Учет современных требований и направленность диагностики на дифференциацию уровней усвоения студентами психологопедагогических знаний позволяет повысить эффективность учебного процесса, выявлять тенденции личностного и профессионального роста каждого студента, его потенциальные возможности.
4.Экспериментальная апробация модели системы диагностики знаний у студентов физкультурных вузов выявила возможности повышения уровня психолого-педагогических знаний как основы профессиональной компетентности студентов. Анализ результатов показал, что при традиционной системе психологопедагогическая подготовка студентов контрольной группы в среднем на 25−30% ниже, чем обучаемых в экспериментальной группе. По окончании экспериментальной работы репродуктивного уровня достигли 30% студентов в контрольной и 10% в экспериментальной группахпоискового уровня — 66% в контрольной и 56,6% в экспериментальной группах. Третьеготворческого уровня достигли 33,4% студентов экспериментальной и 4% - в контрольной группах.
5.Динамика результатов студентов по всем позициям психолого-педагогической подготовки в рамках формирования профессиональной компетентности свидетельствует об эффективности системного подхода к диагностике знаний студентов.
6.Диагностическая деятельность преподавателя высшей школы представляет собой организацию рефлексивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в процессе которой происходит формирование рефлексивной культуры мышления, адекватной самооценки студента, выявление и осмысление достижений и затруднений, возникающих у студентов в процессе изучения психологопедагогических дисциплин;
7. Систематическое использование активных диагностических методов в процессе изучения педагогических дисциплин привело к значительному изменению уровня познавательных способностей студентов, что нашло свое выражение в росте умения анализировать, синтезировать, оценивать, ставить проблемы, стремление вступать в содержательный диалог на основе взаимопонимания и сотрудничества.
8. Основными характеристиками разработанной системы диагностики освоения студентами психолого — педагогических дисциплин являются: сочетание «активных диагностических методов» накопительного вида, позволяющих систематизировать знания, формировать рефлексивную культуру студентов, и «итоговых», выявляющих уровень достижения и затруднения студентов на определенном этапе освоения учебных дисциплинвзаимодействие педагогических методов диагностики, использующих количественную шкалу оценивания и психологических, имеющих качественную шкалу оценивания.
9. Результаты опытноэкспериментальной работы доказали эффективность формирования рефлексивной культуры мышления студентов. Положительные сдвиги произошли в рефлексивных умениях и оценивании качества достигнутых результатов совместной деятельности студентов и преподавателя на основе предметнорефлексивного анализа. Изменения в общих перемещениях в предметнорефлексивном компоненте имели статистические, достоверные различия между группами при Р < 0,05.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Последовательность использования методов диагностики Осуществляется с учетом алгоритма управления учебной деятельностью. Последняя формируется применительно к объекту диагностики, методике оценивания, частоте выполнения диагностических процедур.
2. Наиболее значимыми педагогическими приемами, создающими условия для формирования мотивационноценностного компонента личности являются: установление отношений сотрудничества между преподавателем и студентами (преподаватель должен обладать позитивным отношением к студенту (эмпатия). Он принимает студента таким, каков он есть, открытость преподавателя противопоставлена ролевому поведениювключение студентов в коллективные формы деятельностипривлечение студентов к экспертной деятельностисоздание для студентов ситуаций выбора (уровня трудности заданий, вида деятельности).
3. Диагностическая деятельность как форма развития рефлексивных способностей может строиться в системе личностноразвивающих ситуаций, создаваемых преподавателем на занятиях, которые должны решать следующие педагогические задачи: способствовать вхождению предлагаемого учителем опыта в контекст жизненной сферы студента, освоение им личностного опыта в процессе субъектсубъектного взаимодействия, активное использование игровых методов.
4. Преподавателю необходимо обладать умением выстраивать взаимоотношения со студентами, поскольку характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на познавательную деятельность студентов, формирование его целей и мотивов на развитие свойств личности. Целенаправленно регулируя отношения со студентами преподаватель может осуществлять эффективное педагогическое воздействие на студентов, управлять мотивационной и операциональной структурами их деятельности, а также создавать благоприятную учебную среду в группе, снимать психологические барьеры в познавательной деятельности студентов.
5. Необходимо предоставлять возможность каждому студенту как можно раньше и чаще испытывать себя в будущей профессионально-творческой деятельности, применять современные технологии обучения и диагностики, способствующие интенсификации их профессиональной подготовки.
6. Психологическая поддержка преподавателя должна включать использование коррекционных средств и методов воспитания, развития у студентов способности самооценки, самоконтроля и самодиагностики как важных условий расширения возможностей профессионального самосовершенствования.
7. С целью развития у студентов умения объективно оценивать свой уровень знаний следует использовать различные формы взаимопроверки и взаимопомощи студентов учебной группы и выполнять задания на рефлексию (анализ собственной деятельности).
8. При условии достижения уровня сформированности у студентов умений самооценки и взаимоконтроля они могут принимать активное участие в отдельных контролирующих ситуациях, например, на зачетах и экзаменах. Для решения такой задачи возможно создание экспертной студенческой группы, результаты оценивания которой могут учитываться педагогом с высоко степенью доверительности.
9. Дидактические материалы, используемые в диагностике следует разрабатывать с учетом таких требований к их форме, структуре и содержанию, чтобы обеспечивалось достижение целей и задач контроля, адекватных целям и задачам соответствующего этапа психологопедагогической подготовки. Ю. Необходимо систематическое накопление педагогических задач и ситуаций из различных источников: литературных, опыта учителей, из собственной жизни и педагогической практики студентов, их осмысление и решение.
Список литературы
- Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1984. 208 с
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л. 1972. — 203 С.
- Активные методы обучения в институтах физической культуры /Ред. Неверкович С. Д. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. — С.3−13
- Анищенко А.П. Сочетание педагогического контроля и самоконтроля в обучающих играх при профессиональной подготовке студентов ИФК. Дис.. к.п.н., М.: 147с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа.- 1974.- 382с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 217 с.
- Артищева Е.К. Оценка фонового уровня знаний как способ диагностики результатов усвоения учебного предмета, дисс. .к.п.н., Калиниград: 1997, 128с.
- Аяшев O.A. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры. Автореф. дисс.. д-ра п.н.М.:1991, — 40с.
- Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения М.: Педагогика, 1977. -251 с.
- П.Бабанский Ю. К., Журавлев В. И., Розов В. К. Введение в научное исследование по педагогике / учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение. 1988.- 239С.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М.: 1973 С.35−36.
- Бабушкина Н.В. Проектирование технологии профессионального обучения с применением учебно- диагностического комплекса. Автореф. Дисс.. к.п.н. Ижевск: 2000, 23с.
- Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура / материалы научно практической конференции «Профессионализм педагога», Ижевск-СПб.: 1992,-С.42
- Баева Т.В. Акмеологические аспекты самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов (на материале цикла педагогических дисциплин). Автореф. дис.. к.п.н.- СПб. ГАФК: 1999.-23с.
- Баймурзин А.Р. Механизмы оценки учебной деятельности студентов физкультурных вузов// материалы Всероссийской научно- методической конференции «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии «Чайковский, 2004, С. 80−84.
- Берестовская Л.П. Взаимосвязь теоретических и практических знаний студентов при изучении педагогических дисциплин. Автореф. дисс. к.п.н. Омск: 1997.- 24с.
- Беспалько В.П. Теория учебника : Дидактический аспект.-М.: Педагогика, 1983.- 240с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Педагогика. М.: 1989. — С.48.
- Битянова М.Р. Социальная психология /Учебное пособие. М.: Международная педагогическая академия., — 1994, С. 23.
- Бондаренко Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Дис. канд.пед.наук / Магнитогорский государственный педагогический институт, 1999.-191 с
- Бордовская Н. В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000.- 304 с.
- Виленский М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания в высшей школе.- Теория и практика ФК, 1989.-№ 10.-С.19−21
- Выдрин В.М. Модель специалиста широкого профиля. М.: ТиПФК.-1975 № 8., С 48−50.
- Гомезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. метод. Материалы к курсу «Общ. Психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение. 1986. — 272 с.
- Го1унов E.H., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений, М.: Академиа, 2004,224с.
- Гмурман В.Е. Возрастающее значение методологических исследований в педагогике. М. Педагогика 1985. С.40−45.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интар, 1996.- 541 с.
- Давыдов В.В. Методологические и теоретические проблемы./О понятиях личности в современной психологии. Психологический ж.: Т.9. 1988. — N:4. — С.22−32.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 392с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика /Ред.Есипова Б. П. /, М.:М.академия пед. наук РСФСР.-1957.-504 с.
- Диордица JI.B. Формирование педагогических умений студентов на основе предметно- рефлексивного анализа в процессе физического воспитания. Автореф. дисс.. к.п.н.Сургут: 2004, — 22с.
- Домошинская Н.Г. Диагностика освоения студентами педагогических дисциплин. Дисс.. д.п.н., Сп-Б.: 2004, 150с.
- Долгова Е.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов АФК. Дисс.. к.п.н. Москва.: 2001, 122с.
- Дятловская И.С. Средства и методы в организации познавательной деятельности студентов ИФК. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1988.- С. 134- 140
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М.: МГУ.-1991.-96с.
- Иванова JI.C. Особенности проявления структур индивидуальности у актуальных и перспективных студентов среднего профессионально образовательного учреждения. Автореф. дисс.. к.псих.н. Ставрополь: 2002 г., 24с.
- Ивин A.A. Искусство правильно мыслить.- М.: Просвещение, 1990.-240с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-215с.
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. Пособие для преподавателей высших учебных заведений М.: 2-е изд. Высшая школа, 1975.-313 с.
- Качалова Л.П. Теория и технология интеграции психолого- педагогических знаний в оборазовательном процессе педагогического вуза. Автореф. дисс.. к.п.н. Екатеринбург,: 2002, 23с.
- Квиртия Л.Д. Социальная педагогика. Сокращенный вариант лекционного курса для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений М.: МНИС ПиР ., 1999. 67с.
- Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) — состав. Маслов В. И., Зволинская Н.Н.М.: ООО «Принт-Центр», 40с.
- Киршев С. П. Неверкович С.Д. Межпредметные задачи как средство диагностики уровня подготовки тренеров в институте физической культуры. Методические рекомендации для преподавателей, студентов, слушателей ФПК и ВШТ ГЦОЛИФКа, М.: 1991, РИО ГЦОЛИФК 33с.
- Киршева Н.И. Активизация процесса обучения в институтах физ. культуры.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1991. С. 52.
- Киршева Н.В., Рябчикова Н. В. Психология личности : тесты, опросники, методики.М.: Геликон, 1995 220с.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.М.: Рус.яз., 2002,856 с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л., 1972. — С.73−76.
- Кузьмина Н. В. Реан A.A. Проблемы повышения профессионализма педагога. //Вопросы психологии.- N: 1.- 1998. С. 23
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ. 1970.- 180 с.
- Кустов Л.М., А.Я. Найн Системные основания научного сопровождения процесса реализации социально- педагогических программ и проектов. ТиПрФК .- 2000.- № 4.- С.7- 11.
- Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Дидактические основы построения и реализации системы. Дис.. д.п.н., М.: 2003, 438 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.-2- е изд., М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. -305с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. -1981.- 186 С.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание. — 1976. -64 С.
- Макаренко Л.П. Содержание и структура многолетней подготовки учащихся детско-юношеских спортивных школ плавания. Автореф. дис.. д-ра пед.наук.М.: 1989. 49с.
- Маркина Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов института физкультуры в процессе изучения педагогических дисциплин. -М.: РГАФК, 1995, — 110 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: Просвещение.- 1996.-190с.
- Маслов В.И., Зволинская H.H. К вопросу модернизации содержания профессионального физкультурного образования. С.63−73.
- Меламуд М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов. Москва. Автореф. Канд. Дис. К.П.Н. 1998 г.
- Минбулатов В.М., Неверкович С. Д. Педагогическая технология: эволюция, понятия, сущность. Махачкала.: РИО Даг. Гос. пед. университета, 2000.- 74с.
- Наталов Г. Г. Принц крови и Золушка педагогики. Ж. ТиПФК, № 9, -М.: 2004,-С.4−7
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. Новосибирск: Высшая школа, 1987- 206с.
- Неверкович С.Д. Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников. Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск седьмой. Детский спорт (концепции, программы, технологии): сотав и ред:
- Кузин В.В., Столяров В. И., Чесноков Н.Н.-М.: Гуманитарный центр «СпАрт», РГАФК, 1997.- С.238−241
- Немов P.C. Психология. Учебник для пединститутов в 2-х том.-М.: Просвещение, 1987.- 608с.
- Непопалов В.Н. Социально- психологические аспекты образования как образа жизни / материалы Всероссийской научно практической конференции «Методология современной общей и спортивной педагогики» М.: 2004, ЕВСТИ, С. 94- 103.
- Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов / под ред. Петровского A.B.- М.: Просвещение, 1986.-464с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогика: Учеб. для институтов физической культуры /Под ред. Белорусовой В. В. и Решетень И.Н.- 2- е изд. доп. и перераб. М.- ФиС, 1986.- 288 с.
- Петровский A.B. Общая психология.- М.: Педагогика, 1986.-с.419.
- Пинегина Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога. Дисс.канд. психол. наук/Калуга, 1999.- 178с.
- Пидкадистый П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.-М. Педагогическое общество России, 1999. С. 14
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. М.: ж. Педагогика, 1995. № 4. С 6−8
- Платонов В.Н. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования. М.: ж. ТиПФК, 1990, № 4, С.5−10
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учеб.пособие. М.: Высшая школа, 1977.- 247 с.
- Подласый И.П. Педагогика : новый курс. М.: Владос, 1999. — 360с.
- Полякова A.A. Педагогика тесты и задания. М.: Владос, 2004, 158с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань. :изд-во Казанского университета, 1989.- 206 с.
- Практические занятия по методике воспитательной работы. Педагогические игры. Методическая разработка. Составитель Н. Л. Жариков. Изд-во Белорусского ГИФК., Минск.1989. 21с.
- Пфейер Н.Э. Профессионально педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшегопедагогического образования: Автореф. дисс. .д-ра пед.наук.- СПб., 1996,-39с.
- Рабочие программы по курсам общей и социальной педагогики. М.: 1999.
- Ржанникова О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК.Автореф. дисс. .к.п.н., М.: 1997,144с.
- Романина Е.В. Программа дисциплины «Психология физической культуры» федерального компонента цикла ОПД ГОС по направлению 521 900 «Физическая культура» по специальности 22 300 «Физическая культура и спорт»,М.: «С Принт», 2002, 28с.
- Романина Е.В., Тимофеев А. Ю. Моделирование экспертной системы диагностики психолого- педагогических знаний студентов в условиях глобализации семантического пространства учебной информации С.226−228
- Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.-400с.
- Рубанова О.И. Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин. Автореф. дис.. к.п.н.- СПб.: 2003,-24с.
- Садовская И.Л. Методика коррекции усвоения знаний в процессе обучения биологии в педагогическом вузе. Автореф. дис.. к.п.н. Красноярск,: 24с.
- Сазонов Б. Организационно экономические аспекты модернизации высшего образования: система зачетных единиц // Высшее образование в России, М.: 2005, № 8- С.9−26
- Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование. 1989 г., 256с.
- Селиванов B.C. основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Сластенина В .А. М.: Академия, 2000.- 336с.
- Сидоров A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Терра-спорт. М.: 2000−272с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -С.24.
- Сластенин В.А., Хозяинов Г. И. Элементарная единица педагогического процесса и механизмы ее функционирования / материалы Всероссийской научно- практической конференции «Методология современной общей и спортивной педагогики», М.:2004, С.118−122
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии.Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.-М.: Школьная пресса, 2000.-416с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для студ. Высших пед. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. — 304 с
- Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие М.: Академический проект- Трикста, 2005−128с
- Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. Спб.: Центр, -1999.-367с.
- Столярова Е.П., Леонтьева H.A., Хозяинов Г.И.Технология сочетания видов педагогического контроля при формировании практических умений и навыков /материалы Всероссийской научно- практической конференции
- Методология современной общей и спортивной педагогики», М.: 2004 -С.301- 304
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум/ Ред. сост. Л. Д. Столяренко. Изд-е 5-е -Ростов н / Д.: Феникс, 2004.- 704 с.
- Столяренко Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия Высшее образование.- 2-е изд.перераб. и доп. -Ростов н / Д: Феникс, 2004.- 512с.
- Стрельцов В. А. Пешкова Н.В., Алькова С. Ю., Ольхова Т. Г. Гуманизация образования по физической культуре в вузе: учебное пособие, Сургут: Изд-во СурГУ, 2005.- 166с.
- Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста /Современная высшая школа.- 1986.-№ 2 (54).-С.75−82
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1984.-413с.
- Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. Материалы лекций Ч.2.М.: МНЖ ПиР.1997. С. 10.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Тестовая методика оценки знаний студентов и ее дидактические возможности в системе высшего физкультурного образования теория и практика ФК.1988 № 11, С 11−14
- Чистова М.В. Формирование исследовательской культуры учителя физики в период педагогической практики. Дисс.. к.п.н. М.: 2000, 130с.
- Чистякова. JI.A. Педагогические условия развития профессионального мышления учителя в процессе повышения квалификации. Дисс.. к.п.н., Спб. :2000, 130с.
- Шестернина В.И. Совершенствование профессионально- педагогической подготовки студентов ИФК с учетом компонентов деятельности и свойств личности:.Аватореф.дисс. .к.п.н.М.: 1986.-22с.
- Швецов М.Ю. Технология групповой деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994.-23 с.
- Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964. 52 е.- General Systems. 1966. Vol. XI. P. 27−53.
- Щедровицкий Г. П. О системе педагогических исследований (методологический анализ) // Оптимизация процессов обучения в высшей и средней школе. Душанбе, 1970 С.65−70.
- Broun CI., Chiselli E. Scientific Method in Psychology, New York- TorontoLondon. Mc. Grow Hill Company, Inc.- 1955. p. 94 — 83
- Entwisnle N J Marton F The psychology of student Learning //European Journal of the Psychology of Education 1У, 1980. p. 449 — 452