Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности здоровья детей первого и второго года жизни в зависимости от эмоционального реагирования матери

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой диссертационного исследования являются: принципы саморегуляции состояний головного мозга и организма во взаимодействии со средой обитания А. А. Ухтомского (2002), теория системной динамической мозговой локализации высших психических функций, разработанная в трудах А. Р. Лурия (2002) — культурно-историческая концепция Л. С. Выготского (2005, 2008), согласно которой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ МАТЕРИ
    • 1. 1. Особенности психофизического развития и здоровье детей от рождения до двух лет
    • 1. 2. Эмоциональное реагирование и способы его измерения
    • 1. 3. Проблема влияния психофизиологического состояния матери на здоровье ребёнка первых двух лет жизни
      • 1. 3. 1. Перинатальная патология матери как фактор, предопределяющий здоровье ребёнка
      • 1. 3. 2. Эмоциональное реагирование матери как способ влияния на здоровье ребенка
  • Выводы по аналитическому обзору литературы
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика выборки
    • 2. 2. Методика исследования
    • 2. 3. Процедура исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА. HI. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Описание здоровья детей первых двух лет
    • 3. 2. Влияние психофизиологического состояния матери на здоровье ребенка до двух лет
      • 3. 2. 1. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни
      • 3. 2. 2. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни
      • 3. 2. 3. Влияние уровня привязанности матери к ребенку первых дух лет жизни на ее реакцию в эмоциональной ситуации и здоровье ребенка
      • 3. 2. 4. Связь эмоционального интеллекта матери с эмоциональным реагированием, уровнем привязанности и здоровьем ребенка
  • ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Особенности здоровья детей первого и второго года жизни в зависимости от эмоционального реагирования матери (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья населения приобретает особую актуальность. За последнее десятилетие произошли демографические сдвиги, характеризующиеся сокращением количества детей и ухудшением качества их здоровья (А. А. Баранов, 1999, 2001).

Эта проблема становится центральной не только для нашей страны. Есть два подхода, оценивающие состояние человека. Первый основан на поиске в каждом человеке проявлений здоровья, а второй — патологии (М. Bertini, 2009). Слишком долго в психологии бытовал второй подход, что привело к достаточно полному описанию патологических процессов и отсутствию чётких критериев здоровья. Однако в последнее время произошли существенные изменения в соотношении этих подходов, что привело к появлению обществ и журналов, направленных на поиск психологических основ здоровой части человеческой натуры.

В этих условиях особое значение приобретает качество здоровья новорождённых, зависящее от здоровья родителей — соматического, психического, репродуктивного (О.В. Шарапова, 2003).

Состояние психологического здоровья детей является одной из серьёзнейших проблем детской психологии (И.В. Дубровина, 2000), поскольку психофизиологическое состояние в этом возрасте предопределяет эффективность функционирования всех когнитивных и эмоциональных процессов, лежащих в основе формирования личности (Л.Ф. Обухова, 1996; B.C. Мухина, 2003; М. М. Безруких и др., 2005; С. В. Зверева, 2005; Е. А. Сергиенко, 2006; В. Г. Каменская, JI.B. Томанов, 2008). В ряде работ медицинского и психологического характера (С.М. Тромбах, 1973, 1981; Д. Р. Исаев, 1982; В. Ю. Альбицкий, 1988;1989, 1994; А. И. Захаров, 2000; Н. Б. Серова, 2000; Э. Г. Эйдмиллер, В. В. Юстицкий, 2009) рассматриваются причины нарушения здоровья, факторы, ведущие к ухудшению здоровья детей, проявления симптомов болезни. Среди выделенных факторов наиболее важными и достаточно изученным являются изменения психофизиологического состояния матери в период беременности, непосредственно влияющие на здоровье ребёнка в постнатальный период.

После рождения большая часть детей получает тот или иной диагноз еще в роддоме, который может дополниться^ или быть снятым после посещения врача поликлиники. При этом к концу первого и весьма часто к концу второго года жизни диагнозы^ у детей, поставленные ранее, снимаются специалистами (А.А. Баранов, 1999). В значительной мере изменение состояния ребенка предопределяется эффективными действиями ухаживающих за ним людей, в основном, матери. Именно мать в большинстве семей относит ребенка к врачу и выполняет необходимые инструкции по реабилитации. В этом случае ее вовлеченность в процесс восстановления здоровья ребенка будет существенно влиять на благоприятный прогноз его выздоровления в тех случаях, когда1 болезнь не является наследственной, а определяется* особенностями внутриутробного развития и родов.

Согласно современным представлениям, эмоциональная связь между ребенком первых лет жизни и матерью* является ведущим* фактором его здорового развития1 (JI.C. Выготский- 1982;1984; Р. Ж. Мухамедрахимов, 2003; Дж. Боулби, 2006). И тогдавстает вопрос, каковы особенности эмоционального реагирования матери, которые способствуют эффективной реабилитации ребенка? Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье ребенка первых лет жизни* изучено недостаточно. Есть множество работ о влиянии отдельных психологических проблем матери, например, послеродовой депрессии, на здоровье ребёнка. Доказано, что чем ранее возникает эта патология, тем более негативное влияние оказывает она на интеллект ребенка (S.M, Petterson, А.В. Albers, 2001), особенно мальчика (D.ROfford, 1989).

При этом нет данных о связи особенностей эмоционального реагирования матери и эффективности выздоровления ребенка в первые годы его жизни. Остаётся неизученным влияние составляющих этого эмоционального реагирования — уровня привязанности, уровня тревожности, эмоционального интеллекта и особенностей вегетативной регуляции при переживании эмоций — на эффективность купирования болезненных состояний, возникающих у ребёнка в возрастной период от рождения до двух лет.

В связи с вышеизложенным, цель настоящего исследования состоит в описании особенностей здоровья детей первого и второго года жизни в зависимости от эмоционального реагирования матери.

Объект исследования: 50 диад «мать-ребенок первого года жизни» и 50 диад «мать-ребенок второго года жизни» (всего 200 человек).

Предмет исследования: особенности здоровья детей первых двух лет жизни в зависимости от эмоционального реагирования матери. Гипотезы исследования:

• Состояние здоровья мальчиков и девочек при рождении различным образом зависит от психофизиологического состояния матери в перинатальный период.

• Вероятность благоприятного прогноза в отношении здоровья ребенка первых двух лет жизни зависит от эмоционального реагирования матери.

• Чем старше ребенок, тем в большей мере его здоровье зависит от эмоционального реагирования матери.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическое состояние проблемы связи здоровья ребенка первых лет жизни с эмоциональным реагированием его матери.

2. Исследовать изменение здоровья детей первых двух лет жизни.

3. Описать зависимость здоровья мальчиков и девочек при рождении от особенностей психофизиологического состояния матери в перинатальный период.

4. Выявить параметры эмоционального реагирования матери, являющиеся прогностическими факторами эффективного выздоровления ребенка в течение первых двух лет жизни.

5. Определить вклад типологических особенностей, обусловленных спецификой вариабельности ритма сердца матерей при припоминании и вербальном воспроизведении эмоциональных событий, в улучшение здоровья их детей.

6. Изучить изменение влияния эмоционального реагирования матери на здоровье ребенка в зависимости от его возраста и пола.

Методологической основой диссертационного исследования являются: принципы саморегуляции состояний головного мозга и организма во взаимодействии со средой обитания А. А. Ухтомского (2002), теория системной динамической мозговой локализации высших психических функций, разработанная в трудах А. Р. Лурия (2002) — культурно-историческая концепция Л. С. Выготского (2005, 2008), согласно которой развитие ребенка напрямую зависит от ближайшего окружениятеория привязанности Дж. Боулби (2006), в соответствии с которой способы взаимодействия ребенка с матерью, закладывающиеся в первые годы жизни, предопределяют дальнейшее взаимодействие человека с миромучение о здоровье как психофизиологической адаптации к условиям среды (Ф.З. Меерсон, 1986; P.M. Баевский, 1976) — теоретические представления о системных психофизиологических механизмах эмоционального реагирования (П.К. Анохин, 1975; Н. П. Бехтерева, 1978; Н. Н. Василевский, 1982; А. С. Батуев, 1991; В. И. Медведев, 2003).

Для решения поставленных в исследовании цели и задач, а также в соответствии с гипотезой и объектом использовались следующие методы исследования.

Первый блок методов связан с описанием особенностей здоровья детей первого и второго года жизни. Комплексная оценка состояния здоровья детей проводилась на основе шести основных показателей (критериев) здоровья.

Л.Г. Голубева, 2002), сведения относительно которых были получены из индивидуальных медицинских карт детей в возрасте до двух лет. На использование этой информации было получено разрешение родителей детей.

Второй блок методов направлен на исследование эмоционального реагирования^ матерей, имеющих детей до двух лет, и включал в себя следующие методы: оценка вариабельности сердечного ритма матерей с помощью компьютерной программы «Омега-М» в процессе припоминания и вербального воспроизведения ими эмоционально значимых событийопросник Спилбергера-Ханинатест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни (Н.В. Верещагина, Е. И. Николаева, 2009) — опросник ЭмИн на оценку эмоционального интеллекта (Д. В. Люсин, 2004).

Эксперимент проводился в течение трёх лет с 2006; по" 2008 гг. В исследовании принимали участие две возрастные группы раннего' возраста и их матери, проживающие в г. Ельце и Елецком районе Липецкой области.

Достоверность результатов" исследования обеспечена изучением и анализом научных источников по проблеме исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием методов диагностики, адекватных предмету исследованияусловиями процедуры обследования испытуемыхприменением^ необходимых и методов статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:'.

• Состояние здоровья детей при рождении зависит от числа факторов перинатальной патологииих матерей: Влияние факторов перинатальной патологии матерей на здоровье детей второго года жизни снижается, причем здоровье мальчиков в большей мере независимо от них, чем здоровье девочек. Здоровье детей значимо улучшается в первые два года жизни.

• Прогностическими факторами в отношении улучшения здоровья ребенка первого года жизни являются средний или выше среднего уровни привязанности матери к ребенку, средний или выше среднего уровни понимания ею чужих эмоций, а также значительная вариабельность ритма сердца при припоминании и вербальном воспроизведении эмоциональных ситуаций, связанных с ребенком (вне зависимости от их знака). Отсутствие ригидности ритма, способность к быстрой его перестройке приприпоминании и вербальном воспроизведении эмоциональных ситуаций разного знака свидетельствуют о гибком поведении матери, что предопределяет эффективность ее ухода за ребенком.

• Здоровье ребенка второго года жизни в большей мере связано с эмоциональным реагированием матери, чем здоровье ребенка первого года жизни. Взаимосвязь здоровья ребенка второго года жизни с особенностями эмоционального реагирования матери определяется ее типологическими особенностями. У матерей, демонстрирующих большую вариабельность кардиоритма в спокойном состоянии, здоровье ребенка связано с уровнем привязанности. У матерей, обнаруживающих меньшую вариабельность кардиоритма в фоне, здоровье детей зависит как от уровня привязанности, так и от способности матери понимать и контролировать свои и чужие эмоции.

Научная новизна исследования.

Впервые показана разная связь здоровья мальчиков и девочек первого и второго года жизни с психофизиологическим состоянием матери в перинатальный период и ее эмоциональным реагированием после рождения ребенка. Создана экспериментальная модель, позволяющая оценить специфику эмоционального реагирования матери. Описаны особенности эмоционального реагирования матери, способствующие улучшению здоровья ребенка первых лет жизни. Выявлено, что улучшение здоровья ребенка первого года жизни связано с отсутствием напряжения матери, что проявляется в специфике вариабельности кардиоритма при припоминании и вербальном воспроизведении матерями приятных и неприятных ситуаций, связанных с ребенком. Доказано, что взаимосвязь здоровья ребенка второго года жизни с особенностями эмоционального реагирования матери обусловлена типологическими особенностями матери. Продемонстрирована взаимосвязь уровня привязанности с эмоциональным интеллектом.

Теоретическая значимость исследования.

Расширены научные представления о дифференцированном влиянии эмоционального реагирования матерей на здоровье детей первых лет жизни. Углублено представление о связи уровней привязанности и эмоционального интеллекта матери с особенностями вариабельности ее кардиоритма в эмоциональных ситуациях, связанных с ребенком. Описаны типологические особенности матерей, обусловленные спецификой вариаций кардиоритма при припоминании и вербальном воспроизведении эмоциональных ситуаций, влияющие на улучшение здоровья ребенка в первый и второйтод жизни.

Практическая значимость исследования.

Впервые предложен набор методов, позволяющих прогнозировать вероятность улучшения здоровья у детей первых лет жизни на основе анализа эмоционального реагирования их матерей при припоминании и вербальном воспроизведении эмоциональных ситуаций, связанных с детьми. Описаны психофизиологические особенности матерей, способствующие улучшению здоровья их детей в первые два года жизни.

Область применения результатов исследования.

Данные могут быть использованы в поликлиниках при подготовке матерей к родам и воспитанию ребенка, в рамках чтения лекций по дисциплинам «Психология человека» и «Детская практическая психология»,.

Перинатальная психология". Они могут войти в состав психологических дисциплин, предлагаемых на курсах, посвященных организации раннего вмешательства для психологов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты были представлены на конференциях: Научно-практическая конференция докторантов и аспирантов (Елец, 2006) — Всероссийская научно-практическая конференция «Диагностика и профилактика школьной дезадаптации» (Санкт-Петербург, 2006) — конференция, посвященная 20-летию кафедры психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А. И. Герцена «Здоровье подрастающего поколения мегаполиса» (Санкт-Петербург, 2007) — Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в обучении и воспитании» (Елец, 2008) — Научно-практический семинар «Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития» (Санкт-Петербург, 2008) — Межрегиональная научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал семьи в развитии современного гражданского общества» (Липецк, 2008) — Межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2009), XVI Международная конференция «Ребёнок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика» (Санкт-Петербург, 2009).

Материалы диссертационного исследования отражены в 10 публикациях:

1. Меренкова B.C. Характеристика особенностей индивидуального развития детей в возрасте до двух лет в провинциальном городе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, -март 2009. -№ 98. -С. 283−286. — 4,0 стр./ 0,25 п.л.

2. Краковская B.C. Зависимость психофизиологического статуса ребёнка первого года жизни от психологического здоровья матери и её соматического состояния // Материалы научно-практической конференции докторантов и аспирантов / Под ред. Е. Н. Герасимовой. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. С. 200−203. — 4,0 стр./ 0,25 п.л.

3. Краковская B.C. Новые подходы к оценке влияния психофизиологического статуса матери на здоровье детей первого и второго года жизни // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Диагностика и профилактика школьной дезадаптации» / Под ред. В. Г. Каменской. — СПб: Милена, 2007. — С. 138−142. — 5,0 стр./ 0,3 п.л.

4. Краковская B.C., Николаева Е. И. Характеристика состояния здоровья детей в возрасте до двух лет в провинциальном городе // Здоровье подрастающего поколения мегаполиса: Сборник трудов к 20-летию кафедры. / Под ред. В. Г. Каменской. — СПб: Милена, 2007. — С. 140−144. — 5,0 стр./ 0,3 п.л.

5. Меренкова B.C. Особенности1 онтогенеза детей первых двух лет как необходимый аспект в организации воспитания ребёнка // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в обучении и воспитании». — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. — Т. И. — С. 466−471. — 6,0 стр./ 0,3 п.л.

6. Меренкова B.C. Влияние факторов перинатальной патологии на здоровье детей первого и второго года жизни // Сборник материалов научно-практического семинара «Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития» / Под ред. В. Г. Каменской. — СПб: 7 СТУДИЯ РИК, 2008. — С. 163−173. — 11- стр./ 0,6 п.л.

7. Меренкова B.C. Оценка влияния, психофизиологического статуса матери на здоровье детей первых двух лет как условие успешной социализации последних // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательный потенциал семьи в развитии современного гражданского общества». — Липецк: ЛИРО, 2008. — С. 126−129. — 4,0 стр./ 0,25 п.л.

8. Меренкова B.C. Особенности взаимодействия матерей с детьми первых двух лет в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах // Материалы IV межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика». — СПб: Изд-во СПбГУП, март 2009. — С. 115−117. — 3,0 стр./ 0,1 п.л.

9. Меренкова B.C. Оценка привязанности матерей к детям до двух лет для прогноза их социального развития // Материалы XVI Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». — СПб: Изд-во Политехи, ун-та, апрель 2009. — С. 288−290. -3,0 стр./ 0,1 п.л.

10. Меренкова B.C., Васильева JI.H. Изучение анамнеза детей первых двух лет жизни как важный показатель при комплексной оценке состояния здоровья последних // Психология образования в поликультурном пространстве: научно-практический журнал. — июнь 2009. —Т.2, № 3−4. — С. 65−71.-7,0 стр./0,4 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографии и приложений. Основной текст диссертации занимает 149 страниц, общий объем диссертации 221 страница.

Список литературы

включает 208 наименований, из них 180 работы отечественных авторов и 28 иностранных. Основной текст диссертации содержит 21 таблицу и 8 рисунков, а также 7 приложений.

выводы.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Практически все дети, участвующие в исследовании, при рождении имели тот или иной диагноз (дети первого года жизни — 90%, второго года жизни — 96%). К концу первого года жизни диагнозы были сняты участковым врачом у 40% детей, а на втором году жизни — у 60% детей. Наиболее распространенными диагнозами ребенка при рождении являлись перинатальная энцефалопатия и синдром двигательных расстройств.

2. Только 8% матерей детей первого и 14% матерей детей второго года жизни были практически здоровы. Чем меньше факторов перинатальной патологии у матери, тем более положителен прогноз в отношении здоровья ребенка в первые два года жизни. Связь заболеваемости детей с факторами перинатальной патологии матери наиболее выражена в первый год жизни. На втором году жизни здоровье мальчиков менее зависимо от этих факторов, чем здоровье девочек.

3. Улучшение здоровья ребенка первого года жизни связано с отсутствием ригидности и напряжения в регуляции кардиоритма при припоминании и вербальном воспроизведении матерями приятных и неприятных ситуаций, связанных с ребенком. Чем более вариабелен ритм сердца в спокойном состоянии матери, тем лучше прогноз в отношении здоровья у ребенка первого года жизни. Нет подобной связи для детей второго года жизни.

4. Нет различий между матерями детей первого и второго года жизни по уровням привязанности: 54% матерей каждой группы имеет низкий уровень привязанности- 44% и 42% соответственно имеют средний уровень. Лишь 2% и 4% матерей детей первого и второго года жизни имеют высокий уровень привязанности. Не выявлено матерей с материнской депривацией. Положительный прогноз в отношении здоровья детей первого года жизни зависит от уровня принятия ребенка матерью: чем выше значения по шкале принятие-непринятие, тем лучше здоровье ребенка. Выявлена значимая корреляционная связь уровня привязанности матери с показателями вариабельности кардиоритма при припоминании и вербальном воспроизведении приятных ситуаций, связанных с ребенком.

5. У матерей детей второго года жизни в большей мере выражена ригидность ритма сердца и меньше его вариабельность по сравнению с матерями детей первого года жизни. Вероятность улучшения здоровья детей первого года жизни выше у матерей с более выраженной вариабельностью ритма сердца на любые эмоциональные ситуации, связанные с детьми.

6. Чем ниже способность к управлению своими и чужими эмоциями и понимание их у матерей детей первых лет жизни, тем выше у них уровень тревожности и тем ниже уровень привязанности.

7. Чем выше вариабельность ритма сердца в спокойном состоянии матери ребенка второго года жизни, тем лучше понимание ею чужих эмоций и выше значения по шкале оперативность-вмешательство теста-опросника, направленного на оценку отношения матери к ребенку.

8. Обнаружено дифференцированное влияние на прогноз улучшения здоровья ребенка второго года жизни типологических особенностей матери, связанных с различной вариабельностью кардиоритма в спокойном состоянии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психосоматическое акушерство Текст. / В. В. Абрамченко. — СПб.: Сотис, 2001.-311 с.
  2. В.А. Психология раннего детства. Конспект лекций Текст. / В .А. Аверин. СПб., 2000. — 60 с.
  3. А.К. Заболеваемость и адаптационные возможности детей Текст. / А. К. Агеев, О. М. Филькина, JI.A. Жданова // Научные основы формирования здоровья семьи: Сб. научных трудов. М., 1991. — С. 109−111.
  4. Н.М. Воспитание детей раннего возраста Текст. / Н. М. Аксарина. М.: «Медицина», 1972. — 304 с.
  5. В.Ю. Методические вопросы оценки образа жизни и состояние здоровья детей Текст. / В. Ю. Альбицкий // Тез. докл. X Всесоюз. Съезда дет. врачей. М., 1988. — С. 67−69.
  6. В.Ю. Состояние здоровья и профилактика заболеваний детей в организованных коллективах Текст. / В. Ю. Альбицкий, А. И. Волков. Горький, 1989. — С. 23−40.
  7. В.Ю. Состояние здоровья детей из социопатических семей Текст. / В. Ю. Альбицкий, Т. М. Сигал, С. А. Ананьин // Рос. Вестник перинатологии и педиатрии — 1994. Т.39, № 1. — С. 8−11.
  8. Е.Н. Возможности улучшения состояния плода и новорождённого при ранней диагностике плацентарной недостаточности: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. Н. Ангалева. — Воронеж, 1997.-21 с.
  9. Ю.Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена Текст. / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 7886.
  10. П.Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта Текст. / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2007. — № 5. — С. 5765.
  11. В.А. Внутриутробные инфекции: клиника, диагностика, лечение: учебное пособие Текст. / В. А. Анохин, Х. С. Хаертынов, Г. Р. Хасанова. Казань, 1999. — 54 с.
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 380 с.
  13. Д. А. Опыт работы отделения неонатологии для новорождённых детей с острыми кишечными инфекциями Текст. / Д. А. Аскарова // Медицинский журнал Узбекистана. — 1991. — № 1. С. 55−56.
  14. Л.О. Невропатология. Учебник для специальных дефектологических факультетов высших учебных заведений Текст. / Л. О. Бадалян. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. — 368 с.
  15. P.M. Математические методы анализа сердечного ритма Текст. / P.M. Баевский. М., 1968. — С. 9−23.
  16. P.M. Кибернетический анализ процессов управления сердечным ритмом. Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения Текст. / P.M. Баевский. — М.: Медицина, 1976. -С.161−175.
  17. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний Текст. / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М.: «Медицина», 1997. — 234 с.
  18. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ сердечного ритма при стрессе Текст. / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин.-М., 1984.-221 с.
  19. А.А. (ред.) Здоровье детей России Текст. / А. А. Баранов. — М.: Союз педиатров России, 1999. 273 с.
  20. А.А. Состояние здоровья детей на рубеже веков: проблемы и решения Текст. / А. А. Баранов // Проблемы туберкулеза. 2001. — № 1.-С. 3−9.
  21. А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для ВУЗов по спец. «Биология», «Психология», «Философия» Текст. / А. С. Батуев. М.: Высшая школа, 1991. — 456 с.
  22. А. С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований Текст. / А. С. Батуев // Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 6. — С. 51−56.
  23. А.С. Психофизиологические основы доминанты материнства Текст. / А. С. Батуев // Валеология. 2003. — № 3. — С. 7−29.
  24. А.С., Безрукова О. Н., Кощавцев А. Г. и др. Биосоциальная природа материнства Текст. / А. С. Батуев, О. Н. Безрукова, А. Г. Кощавцев и др. — СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. 374 с.
  25. А.С., Соколова JI.B., Станкевич JI.H. Психофизиология матери и ребенка: итоги и перспективы Текст. / А. С. Батуев, JT.B. Соколова, JI.H. Станкевич // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2007. Т.4, № 3. — С. 27−43.
  26. М.М. Здоровьесберегающая школа Текст. / М. М. Безруких. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  27. М.М. Психофизиология ребенка: Учеб. пособие Текст. / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. 2-е изд., доп. — М.:
  28. Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 496 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
  29. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка Текст. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2009. — 416 с.
  30. О.Н., Самойлова Е. А. Влияние социопсихологических факторов риска на репродуктивное здоровье женщины Текст. / О. Н. Безрукова, Е. А. Самойлова // Психофизиология матери и ребёнка. Нервная система. СПб., 1999. — Вып. 33. — С. 9−27.
  31. К.Н., Зинченко О. В. Оценочный компонент материнского отношения Текст. / К. Н. Белогай, О. В. Зинченко // Психолог в детском саду. 2005. — № 4. — С. 57- 66.
  32. Н.П. и др. Физиология и патофизиология глубинных структур мозга человека Текст. / Н. П. Бехтерева и др. М.: Медицина, 1987.-259 с.
  33. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Пер. с англ. Текст. / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. М.: Академический проект, 2006. — 232 с.
  34. Е.А. Медико-биологические факторы риска формирования психоречевой патологии в детском возрасте Текст. / Е. А. Бочарова, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьёв // Педиатрия. 2002. -№ 1. — С. 91−93.
  35. В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, оказавшихся от своих новорожденных детей Текст. / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 31−36.
  36. В.И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности Текст. / В. И. Брутман, М.С. Радионова// Вопросы психологии. 1997. — № 7. — С. 38−47.
  37. Биосоциальная природа материнства и раннего детства Текст. // А. С. Батуев, О. Н. Безрукова, А. Г. Кощавцев и др. / Под ред. А. С. Батуева. -СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. Ун-та. 2007. — 374 с.
  38. Н.Н. Саморегуляция функций и состояний Текст. / Н. Н. Василевский. Л.: Наука, 1982. — 157 с.
  39. .М., Запорожан В. Н., Сенчук А. Я., Скачко Б. Г. Гестозы: Руководство для врачей Текст. / Б. М. Венцковский, В. Н. Запорожан, А. Я. Сенчук, Б. Г. Скачко. М.: Медицинское информационное агентство, 2005. — 312 с.
  40. Н.В., Николаева Е. И. Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни Текст. / Н. В. Верещагина, Е. И. Николаева // Вопросы психологии. 2009. — № 4. — С.151−159.
  41. Д. Маленькие дети и их матери Текст. / Д. Винникот. — М., 1998.- 110 с.
  42. А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом: Автореф. дис. канд. мед. наук Текст. / А. Е. Волков. Ростов н/Д, 1995.-22 с.
  43. Н.Н. Неонаталогия: национальное руководство Текст. / Под ред. Н. Н. Володина. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 848 с.
  44. JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Текст. / JI.C. Выготский. — М., 1982−1984.
  45. JI.C. Проблема культурного развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1991. -№ 4. С. 101−114.
  46. JI.C. История развития высших психических функций Текст. / JI.C. Выготский. М.: Смысл, 2005. — 1136 с.
  47. JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский — М: ACT, 2008. 460 с.
  48. Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер.. с англ. Текст. / Г. Гарднер. — М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512 с.
  49. О.В. Комплексная оценка внутриутробного плода с целью прогнозирования исходов родов и выбора способа родоразрешения: автореф. дис.. канд. мед. наук Текст. / О. В. Гащенко. Ростов-на-Дону, 2000. -24 с.
  50. Э. Регуляторные функции автономной нервной системы Текст. / Э. Гельгорн. М., 1948. — 414 с.
  51. С.Ю. Словарь психолога-практика Текст. / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2003. — 2-е изд., перераб. и доп. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).
  52. Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру Текст. / Г. Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 1999. — С. 98−102.
  53. С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах Текст. / С. М. Громбах // Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. — С. 3−7.
  54. С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков Текст. / С. М. Громбах // В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С. 919.
  55. С.Я. Всё начинается с детства Текст. / С. Я. Долецкий. М., 1983.-208 с.
  56. В.Н. Психология XXI века: Учебник для вузов Текст. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.
  57. В.И. Акушерство: Учебник Текст. / В. И. Дуда. — Минск: «Вышэйшая школа», ООО «Интерпрессервис». — 2002. — 463 с.
  58. Н.В. Педиатрия Текст. / Под ред. Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, Г. И. Кащеева. — Минск: «Высшая школа», 1998 г. — 523 с.
  59. О.Ю., Магденко О. В., Иглина Н. Г. Изучение психосоматического состояния женщин при физиологической и осложненной беременности Текст. / О. Ю. Ефремова, О. В. Магденко, Н. Г. Иглина // Перинатальная психология и медицина. — СПб., 2005. — С. 88−89.
  60. А.В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — 205 с.
  61. К. Психология эмоций Текст. / К. Изард. — СПб.: Питер, 2000. -464 с.
  62. Е.П. Эмоции и чувства Текст. / Е.П.-Ильин. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  63. Д.Н. Психологическое недоразвитие детей Текст. / Д. Н. Исаев. -Л.: Медицина, 1982. 224 с.
  64. Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) Текст. / Н. В. Искольдский // Вопросы психологии. 1985. — N 6. — С. 146−152.
  65. И.А. Факторы риска и прогнозирование формирования нервно-психической инвалидизирующей патологии у детей Текст. / И. А. Камаев, М. А. Позднякова // Российский педиатрический журнал. — 1999.- № 4. С.26−29.
  66. В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие Текст. / В. Г. Каменская. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.-288 с.
  67. В.Г., Томанов Л. В. Психофизиология развития интеллекта. Теоретические и экспериментальные исследования Текст. / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов. Елец: Изд-во ЕГУ, 2008. — 256 с.
  68. Н.М. Совершенствование прогнозирования риска перинатальной патологии Текст. / Н. М. Камилова // Журнал РОАГ, 2006. -№ 3. С. 23−29.
  69. А.Г. Комплексное психологическое исследование в акушерстве: метод рекомендации Текст. / А. Г. Киселев, А. Н. Николаев, Ю. В. Куличкин и др. СПб., 2003. — 24 с.
  70. JI.M. Комплексная оценка здоровья недоношенных детей перед поступлением в школу: автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.09- 14.00.13 Текст. / JI.M. Коровин- [Место защиты: Пермский гос. мед. инст-т]. Пермь, 1991. — 15 с.
  71. Е.Н. Преждевременное излитие околоплодных вод: автореф. дисс.. канд. мед. наук Текст. / Е. Н. Кравченко. Омск, 1990. — 21 с.
  72. Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 988 с.
  73. В.И., Мурашко JI.E. Новые подходы к терминологии, профилактике и лечению гестоза Текст. / В. И. Кулаков, JI.E. Мурашко// Акушерство и гинекология. — 1998. № 5. — С. 3−6.
  74. В.И. Руководство по безопасному материнству Текст. / В. И. Кулаков, В. Н. Серов, Ю. И. Барашнев и др. Москва: Издательство «Триада — X», 1998. — 531 с.
  75. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте Текст. / В. В. Лебединский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
  76. А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М., 1972.-576 с.
  77. М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. — М., 1986.-143 с.
  78. М.И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина. -М.: Воронеж, 1997.-384 с.
  79. И.И. Факторы риска рождения маловесных детей, структура заболеваемости, смертности Текст. / И. И. Логвинова, А.С. Емельянова// Рос. Педиатрический журнал. 2000. — № 3. — С. 50−52.
  80. А.Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. — 459 с.
  81. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992. С. 318.
  82. И.М. Влияние позднего токсикоза беременной на адаптационную способность плода и новорождённого Текст. / И.М.
  83. Лысенко // Акушерство и гинекология. М.: Медицина. — 1986. — № 3. -С. 63−64.
  84. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте Текст. / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования [Текст] / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. — С. 29−36.
  85. Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн Текст. / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. 2006. — № 4. — С. 3−22.
  86. Д.В. Стратегии переработки информации при распознавании эмоций Текст. / Д. В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2007. — Т.4, № 4. С. 140−148.
  87. Е.Е. Речевая имитация в диадах «мать-ребенок» с нормально развивающимися детьми и детьми, имеющими неврологические нарушения: лонгитюдное исследование Текст. / Е. Е. Ляксо // Сенсорные системы. 2006. — Т.20, № 3. — С. 204−215.
  88. Ю.А. Адаптивные возможности, как показатель уровня здоровья Текст. / Ю. А. Макаренко // Педиатрия. 1989. — № 3. -С. 85−88.
  89. Маковецкая (Ред.) Актуальные вопросы диспансеризации и восстановительного лечения у детей раннего возраста Текст. / Маковецкая (ред.). Куйбышев: Книжное изд-во, 1987. — С. 12−17.
  90. Л.Г., Горшенин Д. В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта Текст. / Л. Г. Матвеева, Д. В. Горшенин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. -Т.4. — № 4. — С. 149−160.
  91. В.И. Адаптация человека Текст. / В. И. Медведев. -СПб: Изд-во института мозга человека РАН, 2003. — 584 с.
  92. Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и стресс-лимитирующие системы организма Текст. / Ф. З. Меерсон // Физиология адаптационных процессов. М.: Медицина, 1986. — С. 421−422.
  93. С.Ю., Авдеева Н. Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни Текст. / С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева // Мозг и поведение младенца / Под ред. О. С. Андрианова.-М., 1993.-С. 167—219.
  94. А.П. Основные патогенетические механизмы хронической плацентарной недостаточности Текст. / А. П. Милованов, Е. И. Фокин, Е. В. Рогова // Архив патологии. 1995. — № 4. — С. 11−15.
  95. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца Текст. / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопросы психологии. -1994.-№ 5.- С. 16−25.
  96. Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска Текст. / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопросы психологии. 1998. — N 2. — С. 12 — 33.
  97. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие Текст. / Р. Ж. Мухамедрахимов. — СПб.: Речь, 2003. -288 с.
  98. B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина. М.: ACADEMA, 2003. — 456 с.
  99. Г. М. Влияние поздних токсикозов беременности на развитие детей раннего возраста Текст. / Г. М. Нагорский // Вопросы охраны материнства и детства. 1964. — Т.9. — № 11. — С. 68−73.
  100. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов. СПб: Речь, 2004. — 392 с.
  101. А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках Текст. / А.Д. Наследов. — СПб.: Питер, 2005.-416 е.: ил.
  102. Г. С. (ред). Диагностика здоровья. Психологический практикум Текст. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. -950 с.
  103. Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье Текст. / Е. И. Николаева // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2006. Т. З, № 2. — С. 118−125.
  104. Е.И. Один из возможных путей формирования алекситимии в детстве (на примере специфики воспитательных воздействий в современной семье) Текст. / Е. И. Николаева // Журнал экспериментальной и клинической медицины. — 2006. № 1−2. — С. 156−167.
  105. Е.И. Психофизиология. Уч для вузов Текст. / Е. И. Николаева. М.: ПЕР СЕ, 2008. — 544 с.
  106. Е.И., Королева И. В. Специфика заболеваемости студентов педагогического колледжа Текст. / Е. И. Николаева, И. В. Королева // Психология образования в поликультурном пространстве. 2007. — № 1−2.-С. 94−96.
  107. А.Д. (ред.) Физиология вегетативной нервной системы Текст. / А. Д. Ноздрачев, В. П. Баблиндра, Г. П. Жукова и др. — JL: Наука: Ленингр. отд-ние, 1981. — 750 с.
  108. Л. А. Оптимизация ведения родов при преждевременном излитии околоплодных вод: автореф. дисс.. канд. мед. наук Текст. / Л. А. Нурсейтова. Бишкек, 2007. — 19 с.
  109. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. Текст. / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство. 1996.-374 с.
  110. В.В., Баевский P.M. Математические методы анализа сердечного ритма Текст. / Под ред. В. В. Ларина и P.M. Баевского. -М.: Наука, 1968.- 173 с.
  111. Т.И. Соматопсихическое развитие детей в зависимости от антенатального периода Текст. / Т. И. Покровская, P.M. Нарицына. Л.: Медицина, 1978. — 175 с.
  112. Г. М. Современные проблемы гестозов Текст. / Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, М. А. Курцер // Московский мед. журн. 1997, № 2. — С. 37−40.
  113. А.В. Влияние факторов раннего онтогенеза на психофизиологические особенности детей 8-летнего возраста: Дис.. канд. биол. наук Текст. / А. В. Сапего. — Кемерово, 1998. 164 с.
  114. Т.Я. Ребёнок от нежеланной беременности Текст. / Т. Я. Сафонова, Е. А. Лепарский, Т. С. Булайшев // Педиатрия. 1990. -№ 8.-С. 87−89.
  115. Л.А. Актуальные проблемы перинатальной патологии Текст. / Л. А. Сафронова. М.: АНМИ, 2003. — 46 с.
  116. Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд Текст. / Е. А. Сергиенко. М.: Изд. Институт психологии РАН, 2006. -464 с.
  117. Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся младших классов средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н.Б. Серова- [Место защиты: Урал. гос. техн. ун-т]. — Челябинск, 2000. 149 с.
  118. Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. -350с., ил.
  119. И.С. Биофизический профиль плода при гестозе Текст./ И. С. Сидорова, И. О. Макарова, А. А. Блудов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 1999. № 1. — С. 14−20.
  120. И.С. Физиология и патология родовой деятельности Текст. / И. С. Сидорова. М.: МЕД-пресс, 2000. — 320с.
  121. А.Г., Батуев А. С., Воробьёва С. Ю. Особенности ЭЭГ у женщин при осложнённых формах протекания беременности Текст. / А. Г. Смирнов, А. С. Батуев, С. Ю. Воробьёва // Физиология человека. — 2002. Т.28, № 1. — С. 56−66.
  122. А.Г., Батуев А. С., Корсакова Е. А. Динамика ЭЭГ у женщин при беременности и после родов Текст. / А. Г. Смирнов, А. С. Батуев, Е. А. Корсакова // Физиология человека. 2002а. — Т.28, № 4. -С. 26−37.
  123. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. Текст. / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139 150.
  124. JI.H., Батуев А. С. Психофизиологические и поведенческие корреляты диадического компонента материнско-детской привязанности Текст. / JI.H. Станкевич, А. С. Батуев // Валеология. 2002. — № 3. — С. 101−108.
  125. Л.Г. Значение тяжёлых форм позднего токсикоза беременных в нарушении развития плода и новорождённого.
  126. Вопросы охраны материнства и детства Текст. / Л. Г. Суханова. — М.: Медицина. 1986. — № 8. — С. 57−61.
  127. Л.П. Перинатальные проблемы воспроизводства населения России в переходный период Текст. / Л. П. Суханова. — М.: «Канон+Реабилитация», 2006. 272 с.
  128. Тонкова-Ямпольская Р. В. Прогнозирование и характеристика тяжёлой адаптации детей раннего возраста к яслям Текст. / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л. Г. Голубева, А. И. Мышкис // Онтогенетические особенности адаптации детей. Сб. науч. тр. — М., 1985.-С. 81−88.
  129. Тонкова-Ямпольская Р.В., Дружинина Л. В., Фрухт Э. Л. Руководство для врачей домов ребёнка Текст. / Под ред. Л. В. Дружининой. М., 1987. — 320 с.
  130. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учётом факторов анте- и постнатального риска Текст. / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 1. — С. 61−63.
  131. Н.М. Зависимость регулирующей функции эмоций от оценки результатов деятельности детей дошкольного возраста Текст. / Н. М. Трунова // Новые исследования в психологии. 1975. — № 2. — С. 41−43.
  132. О.Н. Физиологическая характеристика новорождённых детей на европейском севере и прогнозирование некоторых состояний периода новорождённости: Автореф. дис.. канд. мед. наук Текст. / А. А. Усынина. — Архангельск, 1996. — 22 с.
  133. А.А. Доминанта Текст. / А. А. Ухтомский. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  134. Т.С. Беременность и роды у женщин после искусственного прерывания первой беременности и здоровье их младенцев: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук Текст. /
  135. Т.С. Чередниченко- Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов. — М., 2001.-21 с.
  136. Т.Я. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста Текст. / Т. Я. Черток, Г. Нибш (ред.). М.: Медицина- Берлин: Нар. здоровье, 1987. — 256 с.
  137. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие Текст. / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  138. Г. Г. Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе Текст. / Г. Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. — 2004. — № 2. — С. 13−25.
  139. Е.Д. Нейропсихология Текст. / Е. Д. Хомская. 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).
  140. К. Собр. соч. в 3 томах Текст. / К. Хорни. М.: Смысл, 1997.- Т.2. — С. 174—180.
  141. Ю.В. Практический справочник акушера-гинеколога Текст. / Ю. В. Цвелёв, Е. Ф. Кира, Г. Н. Попомаренко, Д. И. Гайворонских. СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2001. — 576 с.
  142. Н.П. Основы перинатологии: Учебник Текст. / Под ред. Н. П. Шабалова, Ю. В. Цвелева. М.: МЕД-пресс-информ, 2004. -3-е изд. — 640 с.
  143. О.В. Двадцать первый век инфекционные заболевания у детей отступают, но не сдаются Текст. / О. В. Шарапова,
  144. А.А. Корсунский // Педиатрия: Журнал им. Г. Н. Сперанского / Союз педиатров. 2003. — № 3. — С. 4−6.
  145. М.М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных Текст. / М. М. Шехтман. -М.: Триада, 1999. 816 с.
  146. Н.А. О нервно-психических нарушениях у детей, перенесших пери- и постнатальную патологию Текст. / Н. А. Шивирев, Н. Е. Лютикова // Перинатальная патология и здоровье ребёнка. Сб. научных трудов. Пермь: Изд-во ПГМИ, 1986. — С. 47−49.
  147. Д. Дети и подростки: психология развития Текст. / Д. Шэффер. СПб.: Питер, 2003.- 6-е изд. — 976 с.
  148. Э., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи Текст. / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий. 4-е изд. — СПб: Питер, 2009. -672 с.
  149. Г. В., Бамбардирова Е. П. Резервы снижения неонатальной смертности недоношенных детей Текст. / Г. В. Яцык, Е. П. Бамбардирова // Вестник АМН СССР. 1991. — № 5. — С. 44−46.
  150. Ainsworth M.D., Blehar M.S., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation Text. / M.D. Ainsworth, M.S. Blehar, E. Waters, S. Wall. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978.- 345p.
  151. Ainsworth M.D. Patterns of infant-mother attachment as related to maternal care Text. / M.D. Ainsworth // Human development: An international perspective / Magnusson D., Alien V. (eds). NY: Academic press, 1983.-P. 432−463.
  152. Barnard K.E., Kelly J.F. Assessment of parent-child interaction Text./ K.E. Barnard, J.F. Kelly // Meisels S. J., Shonkoff J. P. (eds.). Handbook of early childhood intervention. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1990. — P. 278−302.
  153. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-I): Technical Manual Text. / R. Bar-On. Toronto: Multi-Health Systems, 1997.-456p.
  154. M. «Health model» needs new words Text. / M. Bertini // Psychology and Health. 2009. — V.24. Suppl. — P. 19.
  155. Bovard E.W. The balance between negative and positive brain system activity Text. / E.W. Bovard // Perspective of Biology. 1962. — V. 6. — P. 116−127.
  156. Bower T.G.R. Development in infancy Text. / T.G.R. Bower. — San Francisco: Free man, 1979. 211 p.
  157. Bowlby J. Maternal Care and Mental Health Text. / J.Bowlby. -Jeneva, 1979. 147 p.
  158. Bradberry Т., Greaves J. The Emotional Intelligence Quick Book. Text. / T. Bradberry, J. Greaves. New York: Simon and Schuster, 2005. -357p.
  159. Caruso D.R., Mayer J.D., Salovey P. Relation of an ability measure of emotional intelligence to personality Text. / D.R. Caruso, J.D. Mayer, P. Salovey // Journal of Personality Assessment. 2002. — V.79. — P. 306−320.
  160. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological interpretation and clinical use Text. // Circulation. 1996. — V.93. — P. 1043−1065.
  161. Honigfeld L.S., Kaplan D.W. Native American post neonatal mortality Text. / L.S. Honigfeld, D.W. Kaplan // Pediatrics. 1987. — Vol.80, № 4. -P. 575 — 578.
  162. Karen R. Becoming attached: Unfolding the mystery of the mother-infant bond and impact on later life Text. / R. Karen. New York: Warner Books, 1994.-344p.
  163. Levinson R.W. Autonomic nervous system differences among emotions Text. / R.W. Levinson // Psychological Science. 1992. — V. 3 Nl.-P. 23−27.
  164. Main M., Solomon J. Discovery of a new, insecure-disorganized/disoriented attachment pattern Text. / M. Main, J. Solomon // Т. B. Brazelton & M. Yogman (Eds.). Affective development in infancy. -Norwood, NJ: Ablex, 1986. P. 95−124.
  165. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence Text. / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso, G. Sitarenios // Emotion. 2001. — V.l. — P. 232−242.
  166. Perlman J.M. The genesis of cognitive and behavioral deficits in premature graduates of intensive care Text. / J.M. Perlman // Minerva pediatrica. 2003. — V.55, N2. — P. 89−101.
  167. Petterson S.M., Albers A.B. Effect of poverty and maternal depression on early child development Text. / S.M. Petterson, A.B. Albers // Child Development. 2001. — V.72, N6. — P. 1794−1813.
  168. P., & Mayer J.D. Emotional intelligence Text. / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. — V.9. — P. 185−211.
  169. Touwen B.C., Hadders-Algra M., Huisjes H.J. Hypotonia at six years in prematurely-born or small-for-gestational-age children Text. / B.C. Touwen, M. Hadders-Algra, H.J. Huisjes // Early Human Development. -1988.-V. 17, N1.-P. 79−88.
  170. Welsh A. Drug use and sexual behavior: users, experiments and abstainers Text. / A. Welsh // Journal of Social Psychology. 1992. -V.132.-P. 691−693.
  171. Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationship Text. / D.W. Winnicott // International Journal of Psycho-Analysis. 1960. -V.41 — 585−595.
Заполнить форму текущей работой