Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. В. Аверьянов, Л. М. Архангельский, П. Х. Анохин, Я. Ф. Аскин, В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, В. В. Водзинская, М. С. Каган, С. Б. Крымский, В. Н. Сагатовский, З.Н.Шердаков) — общетеоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры (П.П.Блонский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.) — результаты исследования различных аспектов нравственного воспитания (Ю.П.Азаров, Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы формирования нравственной воспитанности у подростков
    • 1. 1. Историко-педагогические исследования проблемы формирования нравственной воспитанности у учащихся
    • 1. 2. Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения как социально-педагогическая проблема
    • 1. 3. Программа формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения
    • 2. 1. Методика организации экспериментального исследования проблемы
    • 2. 2. Выявление возможностей учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы в формировании нравственной воспитанности у подростков
    • 2. 3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин
  • Выводы по второй главе

Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В документах по модернизации образования стратегические цели развития России тесно увязаны с основными приоритетами в государственной политике: в них особо подчеркивается, что национальные интересы России состоят в сохранении и приумножении традиций отечественной школы в воспитании высокой нравственности, патриотизма и гуманизма подрастающих поколений, создании культурного и научного потенциала страны.

В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации одной из целей и задач образования определяется как воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства. Таким образом, воспитание в этом важнейшем документе, определяющем будущее российского образования и соответственно молодого поколения нашей страны, поставлено на одно из первых мест. *.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике связан с преодолением ряда трудностей. К ним относятся: заметный упадок нравственных ценностей, кризис духовности, развивающийся индивидуализм и эгоизм, культ денег и т. д. При этом российское общество испытывает острую потребность в личностях, наделенных такими нравственными чертами, как патриотизм, совестливость, доброта, отзывчивость, терпимость, скромность, деликатность. Комплекс гуманитарных предметов, изучаемых в школе, сами по себе не выполняют в полном объеме своей воспитательной функции по ряду причин: во-первых, недостаточная профессиональная подготовка учителей гуманитарных предметов не позволяет строить процесс воспитания нравственной культуры на должном уровнево-вторых, проблемы нравственного воспитания потеряли свою актуальность еще в период перестройкив-третьих, в постсоветском образовательном пространстве не сформирована концепция нравственного воспитания молодежи в новых социально-экономических условияхв-четвертых, несмотря на определенные позитивные изменения в современном гуманитарном образовании, материальное положение носителей нравственной культуры остается ниже среднего уровняв-пятых, семья как институт нравственного воспитания, не выполняет в полном объеме своей воспитательной функциинизкая общая культура родителей и низкая культура воспитания в семьях не позволяет уделить должного внимания нравственному воспитанию детей. Следовательно, изложенные выше трудности составляют социально-экономический фактор, подчеркивающий остроту проблемы нравственного воспитания в стране, влияющий на формирование основных нравственных, качеств личности, на повышение уровня ее нравственной воспитанности.

Другим фактором, требующим внимательного отношения к проблемам нравственного воспитания, является молодежная субкультура. В молодежной среде проявляются такие негативные явления, как алкоголизм, наркомания, курение, проституция, массовые проявления жестокости и агрессивности и др., влияющие на формирование интеллектуальных основ и духовно-нравственной культуры личности.

Анализ современных жизненных ориентиров молодежи, изучение социальных и межличностных отношений детей позволяют выделить следующие противоречивые тенденции:

— ухудшение физического, духовного, психического здоровья детей и молодежи, что может привести к ухудшению культурного, интеллектуального и трудового потенциала страны;

— стремление молодых людей к «быстрым» деньгам и легкой жизни, что приводит к падению нравов в общественных отношениях;

— обесценивание образования как средства формирования культуры, нравственности и умственного развития человека;

— интенсивное снижение регулятивной роли нравственных ценностей в связи с влиянием массовой культуры, рассеивающей локальные, народные культурные традиции. В связи с этим следует выделить и третий фактор, который влияет и определяет интеллектуальную и нравственную культуру личности — этнокультурный. Этнокультурные традиции обращены непосредственно к духовному миру человека, их основным содержанием являются убеждения и нравственные чувства, определяющие общую направленность деятельности человека в любых ситуациях. Народные традиции оказывают воспитательное влияние на молодежь через обычаи, привычки соблюдать правила поведения, нормы народной морали. Главные функции народных традиций — нормативно-регулятивные, обеспечивающие усвоение личностью социального опыта, социальных требований, правил. Однако эти этнокультурные традиции, их требования являются повторяемыми, более жесткими, что вступает в определенное противоречие с современными требованиями к человеку.

Существенное значение имеет и то обстоятельство, что каждый человек находится на пересечении многих культур, формируется под влиянием ряда идентичных культур.

Одним из приоритетных направлений развития современного образования является переход от накопления знаний к воспитанию нравственной личности XXI века, способной к решениям, от которых зависит будущее человечества. Вместе с тем в научно-педагогической литературе остаются до конца не разрешенными оптимальные пути формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения ими цикла гуманитарных дисциплин. Анализ влияния рассмотренных нами факторов на формирование нравственности подростков свидетельствует о наличии определенных противоречий и нерешенных педагогических проблем. Таким образом, существует противоречие между требованиями общества к формированию нравственной воспитанности у подростков и недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике решения этого вопросов процессе изучения предметов гуманитарного цикла. На основании выявленного противоречия нами сформулирована тема исследования: «Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин».

Указанное выше противоречие обусловило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — целостный учебно-воспитательный процесс современной школы Республики Татарстан.

Предмет исследования — процесс формирования нравственной воспитанности у подростков в условиях обучения гуманитарным дисциплинам.

Гипотеза исследования: формирование нравственной воспитанности у подростков будет наиболее эффективным, если:

— выявлены научно-педагогические основы процесса формирования нравственной воспитанности подростков, установлена сущность нравственной воспитанности как интегрированного качества личности и определены его структурные компоненты;

— выявлены дидактические возможности содержания нравственного компонента предметов гуманитарного цикла в формировании нравственной воспитанности у подростков;

— учтены социально-экономические, социокультурные, этнопедагогические особенности в качестве факторов, способствующих формированию нравственной воспитанности у подростков;

— определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование уровня нравственной воспитанности подростков в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного воспитания подростков на уроках русского языка и литературы, историиличностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Реальным показателем эффективности учебновоспитательного процесса станет положительная динамика повышения нравственной воспитанности подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

1.Уточнить сущность и содержание понятия «нравственной воспитанности» с морально-правовых позиций.

2. Определить цель и содержание нравственного компонента предметов гуманитарного цикла с учетом специфики подросткового возраста.

3.Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

4.Разработать и апробировать модель процесса формирования нравственной воспитанности у подростков в условиях обучения гуманитарным дисциплинам.

5.Разработать и экспериментально проверить эффективность интегрированной учебной программы предметов гуманитарного цикла в формировании нравственной воспитанности у подростков.

Методологическую основу исследования составляют: целостный, системный, личностно ориентированный, средовый подходы к познанию и проектированию процессов и явленийучение о единстве общего, особенного и личностного в педагогическом процессегуманистическая парадигма образования и воспитанияосновы ценностного и культурологического подходов в образованиизаконодательные акты и нормативные документы по организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных городских и сельских школах.

Теоретическую основу исследования составляют труды учёных, раскрывающих сущность духовно-нравственного становления личности.

А.В.Аверьянов, Л. М. Архангельский, П. Х. Анохин, Я. Ф. Аскин, В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, В. В. Водзинская, М. С. Каган, С. Б. Крымский, В. Н. Сагатовский, З.Н.Шердаков) — общетеоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры (П.П.Блонский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.) — результаты исследования различных аспектов нравственного воспитания (Ю.П.Азаров, Н. И. Болдырев, О. С. Богданова, В. Е. Гурин, О. Г. Дробницкий, И. А. Колесникова, В. М. Коротков, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова, И. Ф. Свадковский, И.Ф.Харламов) — теории ценностных ориентаций (С.Ф.Анисимов, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов и др.) — результаты психолого-педагогических проблем становления личности (М.Г.Розов, Г. Н. Филонов,.

A.Н.Хузиахметов и др.) — теоретические основы системного подхода (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин, Н. М. Борытко, Ю. П. Сокольников, Н. К. Сергеев, и др.) — поликультурного воспитания молодежи и этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (А.И.Арнольдов, К. Ш. Ахияров, З. Г. Нигматов, Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Т. Н. Петрова, С. И. Фомина и др.) — фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции социои личностно-ориентированного, деятельностного подходов к воспитанию (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Богданова, З. И. Васильева,.

B.Л.Дубинина, О. Г. Максимова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. М. Таланчук, М.И.Шилова), методология и методика исследования процессов интеграции учебных дисциплин в педагогических системах (В.С.Безрукова, М. Н. Берулава, В. И. Дмитриев, Н. С. Морова, В. Г. Максимов, О. Л. Шабалина, Н. М. Швецов и др.).

Методы исследования определены целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. Были использованы следующие методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового педагогического опыта общеобразовательных сельских и городских школ Республики Татарстанметод проектовпедагогический эксперимент, включающий наблюдения, беседы, анкетирование, тестированиедиагностические методымоделированиеметоды математической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы Алькеевского, Алексеевского, Спасского районов Республики Татарстан, средние общеобразовательные школы г. Казани: № 13, 68, 71, 80, 89,105,108,124,125,167.

В эксперименте приняли участие 1234 подростка VII—IX классов, у которых динамика формирования нравственной воспитанности прослеживалась на протяжении пяти лет, с 5 по 9 классы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000;2002 гг.) осуществлялось изучение философской, психолого-педагогической, социолого-культурологической литературы по проблеме исследованиясформулирован методологический аппарат исследования: цель, задачи, методы, гипотезы, проведен констатирующий этап эксперимента, разработана программа опытно-экспериментальной работы по теме исследования.

Второй этап (2003;2004 гг.) включал опытно-экспериментальную работу по теме исследования, разработку модели процесса формирования нравственной воспитанности у подростков, измерение и фиксацию результатов формирования их нравственных качеств в экспериментальных и контрольных классах в процессе изучения гуманитарных дисциплин, изучалась эффективность педагогических условий.

Третий этап (2004;2006 гг.) заключительный: обобщались и анализировались результаты экспериментальной работы по формированию нравственной воспитанности у подростков, делались выводы об эффективности выявленных педагогических условийразрабатывались методические и практические рекомендации по их реализации в деятельности общеобразовательных школ. Обработанные математическими и статистическими методами результаты экспериментального исследования были использованы в публикациях и при оформлении диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены структурные составляющие содержания нравственной воспитанности предметов гуманитарного цикла: нравственное осознание и осмысление, нравственная деятельность, нравственные чувства, нравственная направленность воли, нравственно-ценностная ориентация;

— обоснованы основные социально-педагогические факторы, воздействующие на процесс формирования нравственной воспитанности у подростков: социально-экономический, этнопедагогический, молодежная субкультура;

— разработана и реализована модель процесса формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин, включающая в себя цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, критерии и конечный результат;

— выявлены и обоснованы педагогические условия формирования нравственной воспитанности у подростков: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного воспитания подростков на уроках гуманитарного цикла, личностно ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса городских и сельских школ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты обогащают научные представления о воспитательном потенциале гуманитарных дисциплин в формировании нравственной воспитанности у подростковпри этом уточнены сущность, содержание понятия «нравственная воспитанность», определены уровни развития нравственных качеств, обогащена теория и методика формирования нравственной воспитанности у учащихся в учебно-воспитательном процессе и создана системы педагогической деятельности школы по нравственному воспитанию. и.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для дидактического обеспечения деятельности общеобразовательных школ по совершенствованию процесса формирования нравственной воспитанности у подростков. Подготовленная на основе материалов исследования рукопись книги для учителей и воспитателей может быть использована в работе общеобразовательных школ других регионов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается: научно обоснованным выбором методологиилогикой исследованияаргументированностью исходных теоретических положенийрезультативностью экспериментальной работы на базе сельских и городских школадекватностью методов исследования его целям и задачамрепрезентативностью выборкиположительной оценкой результатов исследования широкой педагогической общественностьюучастием автора в учебно-методической работе в качестве учителя истории сельской школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При определении нравственности человека мы опираемся на общетеоретическое положение о содержании нравственного воспитания как совокупности его сознания, поведения и чувств, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали и права. Содержательная характеристика понятия «нравственная воспитанность» как интегративного качества личности ученика включает в себя нравственное осознание и осмысление, нравственное поведение, нравственные чувства, нравственно направленную волю, нравственно ценностную ориентацию личности. Формирование нравственной воспитанности у подростков есть целенаправленный процесс выработки у них моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, морально-волевых качеств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу. Предметы гуманитарного цикла в учебновоспитательном процессе являются важным средством формирования нравственности у подростков.

2. Критериями оценки уровня формирования нравственной воспитанности личности подростка и составляющими ее компонентами явилась 4-уровневая система оценок качества личности. Каждый компонент представлен определенными качествами в уровневом развитии. Например, нравственное осознание и осмысление предполагает: 1) нравственные представления и знания- 2) нравственное осознание и нравственное мышление- 3) нравственные мотивы- 4) нравственные убеждения. (Максимальное уров-невое развитие составляет S=100 баллов, Scp.=25 баллов.).

3.В модели процесса формирования нравственной воспитанности личности подростков установлена взаимосвязь всех ее компонентов: социально-педагогических факторов, стимулирующих исследование проблемы, цели и задач исследования, принципов и методов его осуществленияосновного содержания качества личности, требующего экспериментального изученияпедагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин, и результата — нравственной воспитанности личности.

4. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин являются: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного формирования личности подросткаличностно ориентированный подход к учащимсяэтнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялось в виде научных и методических докладов по теме исследования на совещаниях Арского, Высокогорского, Сабинского, Тюлячинского районных отделов образования, коллегии Министерства образования и науки РТ, педагогических советах сельских школ, личной управленческой и преподавательской деятельности, а также в виде докладов и выступлений на научно-практических конференциях — республиканских (гг. Казань, Н. Челны, Бугульма, Нижнекамск, 2001, 2002, 2003, 2005 гг.) и Всероссийской (г. Москва, 2004 г.).

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Выводы по второй главе.

В целях организации опытно-экспериментальной работы по теме исследования были разработаны ее методологические основы, включающие формулировку цели и задач исследования, выделение его объекта, предмета, этапов осуществления.

Определена природа нравственной воспитанности ученика, ее составляющие компоненты: нравственное осознание и осмысление, нравственная деятельность, нравственные чувства, нравственная направленность воли, ценностная ориентация личности. Также установлены признаки и уровни развития, критерии измерения результатов развития нравственных качеств.

Важной частью экспериментального исследования является разработка модели процесса формирования нравственной воспитанности ученика. Она объединяет в единое целое все взаимодействующие педагогические явления, процессы, категории, обеспечивающие формирование нравственных качеств личности, ее нравственную воспитанность. Исходя из характеристики понятия «нравственная воспитанность», следует, что это качество следует рассматривать как социальное явление. На формирование нравственных качеств личности оказывает влияние ряд социальных факторов. В нашей модели мы выделяем как главные три фактора, подчеркивающие необходимость исследования и поиска путей решения проблемы нравственной воспитанности подростков. Опытно-экспериментальная работа по данной модели позволила получить конкретные положительные результаты по формированию нравственной воспитанности подростков. Разработанная нами программа по развитию основных нравственных качеств на основе интеграции процессов обучения и воспитания и их этнопедагогизации, осуществления личностно ориентированного подхода обеспечила включение учащихся в процесс нравственного самосовершенствования. Статистический и математический анализ полученных в результате эксперимента данных показывает значительное нравственное развитие учащихся экспериментального класса по сравнению контрольного. Экспериментальное изучение педагогических условий, представленных в гипотезе исследования, показало их объективное влияние на эффективность формирования нравственных качеств личности подростков, что позволяет сделать вывод о решении поставленных исследовательских задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе теоретико-экспериментального исследования проблемы повышения нравственной воспитанности учащихся, формирования нравственных качеств личности на основе осуществления дидактического подхода можно сделать следующие выводы:

1. Состояние учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах обусловливает актуальность проблемы нравственного воспитания молодежи. Общий уровень нравственной воспитанности учащихся понижается. В связи с этим совершенствование системы нравственного воспитания в образовательных учреждениях, повышение уровня нравственной воспитанности школьников является первостепенной социально-педагогической задачей.

2. Основными факторами, влияющими на формирование нравственной воспитанности у учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплиц являются:

— социально-экономический фактор,-связанный с повышением требований к профессиональным и духовно-нравственным качествам личности во всех социальных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной;

— этнокультурный фактор, обусловленный знаниями о национальнр-ценностных представлениях народа, о лучших личностных качествах человека, о требованиях народных традиций;

— фактор молодежной субкультуры, влияющей на формирование интеллектуальных основ и духовно-нравственной культуры личности учащихся. ,.

3. Структурные компоненты нравственной воспитанности как интегра-тивного качества личности включают нравственное осознание и осмысление, нравственную деятельность, нравственные чувства, нравственную направленность воли, нравственно-ценностную ориентацию личности. Установлены также критерии и уровни развития этих качеств.

4. Результативность и продуктивность формирования нравственной воспитанности не ограничивается одним содержанием предмета, а включает всю систему отношений. В учебно-воспитательном процессе интегрируются постоянные компоненты (программный материал, виды учебного труда, классно-урочная форма организации воспитания и обучения и т. п.) и возможности, определяемые педагогами (дидактический материал, методика и технология процесса обучения, взаимоотношения на уроке и др.), а также воспитательные возможности учебной работы по предметам гуманитарного цикла.

5. Модель процесса формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения устанавливает логическую взаимосвязь всех параметров: факторов, определяющих требования к качествам личностицелей и задач исследованияпринципов и методов формирования нравственностисодержания процесса формирования нравственной воспитанностирезультатов нравственного воспитания — нравственной воспитанности, нравственной культуры личностипедагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования нравственной воспитанности личности подростков.

6. На основе модели процесса формирования нравственной воспитанности разработана программа формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности учащихся на основе интеграции процессов обучения и воспитания, организована целенаправленная опытно-экспериментальная работа по ее апробации. Материалы диагностики уровня нравственной воспитанности учащихся экспериментальных и контрольных классов в начале и в конце эксперимента подтверждают эффективность предложенной модели.

7. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной воспитанности учащихся: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного формирования личности учащихся, личностно ориентированный подход к учащимся в учебновоспитательном процессе, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие повышения уровня нравственной воспитанности учащихся.

Таким образом, в результате диссертационного исследования установлены возможности процесса обучения, его содержания, методов и форм организации учебных занятий в совершенствовании методики и процесса нравственного воспитания учащихся. Полученные научные данные позволят продолжить в дальнейшем исследования потенциальных воспитательных возможностей процесса обучения в современной общеобразовательной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психолог.- 1985.-Т. 6, № 5.-С. 3−15.
  2. З.А. Познавательная активность школьников // Сов. педагогика. 1989. — № 7. — С. 40−43.
  3. О., Кривошеее А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения. М.: Alma Mater. 1994. — С. 24−67.
  4. С.С. Философия права. М.: Норма, 1998. — С. 45−67.
  5. . Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во Ленинг. Ун-та, 1968.-С. 215−240.
  6. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 56−67.
  7. A.M. Развитие всеобщего среднего образования в сельскор местности Татарской АССР (1930−1952 гг.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1959.- 19 с.
  8. Р.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе // Актуальные проблемы развития сельской школы. Казань: ИПКРО РТ, 1997. — С. 4−9.
  9. Р.А. Малокомплектная школа: проблемы, поиски, решения. Казань: Таткнигоиздат, 1992. — 165 с.
  10. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 417 с. 11 .Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М&bdquo- 1968.- 127 с.
  11. Н.В. Личностная идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 20 с.
  12. A.LU. Заглядывая в прошлое методической науки: Из методического наследия по преподаванию русского языка в национальной школе. Казань: Мастер Лайн, 2001. — 256 с.
  13. Г. Дж. Узнай собственный коэффициент интеллекта. Кострома, 1993. — 278 с.
  14. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Эвристика, 1994.-384 с.
  15. Бажина И, А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 2003. — 37 с.
  16. Р.Т. Социолингвистика: цели, методы и проблемы / Пер. с англ.- Предисл. А. Д. Швейцера. М.: Междунар. отношения, 1980. — 318 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  18. Ю.В. Этнические функции культуры и этнография. М., 1978.- 120 с.
  19. Е.А. Культурологический аспект в преподавании // Школа и мировая культура этносов. М., 1995. — Вып. 2. — 347 с.
  20. Н.А. О назначении человека. М., 1993. — 208 с.
  21. Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Христианский учитель. 1993. -№ 2. — С. 21−23.
  22. Н.А. О назначении человека. М., 1993. — 344 с.
  23. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989. —406 с.
  24. Бим-Бад Б. М. Образование для свободы России // Педагогика.1993.-№ 6.-С. 8.
  25. . Процесс воспитания: приобщение к ценностям. М., 1994.-206 с.
  26. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1981.-291 с.
  27. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. ростов н/Д, 1994. — 213 с.
  28. Ю.В. Этнос и этнография М., 1973. — 417 с.
  29. В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.526 с.
  30. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострано-ведение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Рус. яз., 1990. — 246 с.
  31. Г. И. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1970. -341 с.
  32. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1997. -.54 с.
  33. А.С. Особенности социализации выпускников средней школы: Автореф. дис.. канд. наук. М. 1990. — 24 с.
  34. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации / Под ред. Л .И. Новиковой. М., 1992. — 374 с.
  35. .З. Три парадокса методики воспитания // Магистр. I-1993. -№ 2. С. 53.
  36. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие.-М., 1981.-381 с.
  37. Г. Г. Проблемы управления современной школой. Казань: Магариф, 1993. — 200 с. (на татар, яз.).
  38. Г. Г., Хузиахметов А. Н. Педагогический толковый словарь. Казань: Магариф, 1997. — 151 с. (на татар, яз.).
  39. В.Ф. Современная языковая коммуникация и технологии развития речевой деятельности в условиях билингвизма. Казань, 1999. -207 с.
  40. В.Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы // Народное образование. 1995. -№ 7. — С. 78−82.
  41. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. — 160 с.
  42. С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. Школа-пресс, 1995.-447 с.
  43. О.С., Петровский В. А. Воспитатель // Рос. пед. энциклопедия. Т. 1.-М., 1993. — С. 208.
  44. И.И. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. — М., 1940.-476 с.
  45. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. — 104 с.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923- Проблемы развития образования. — М., 1981. — 295 с.
  47. А.В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий -М&bdquo- 1996.-381 с.
  48. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002. — 414 с. 51 .Дарвин Ч. Нравственная культура // Мое мирососерцание. СПб, 1909.-258 с.
  49. ЮД. Проблемы двуязычия // Тез. докл. на междунар. семинаре преподавателей рус. языка. -М., 1961. С. 26−27.
  50. Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1976. — С. 86−92.
  51. КЗ. Языковая подготовка учащихся в национальной школе // Известия Академии педагогических и социальных наук. -2001. -№ 5.-С. 61−66.
  52. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 383 с.
  53. ЭД. Современная школьная реформа в России. М., 1998. -214с.
  54. Н.И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян //Социо. 1997. — № 7. — С. 49−51.
  55. Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.-293 с.
  56. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М., 1991. — 273 с. 60. 3umwi А.А., Хорошкевич A.JI. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.-403 с.
  57. Г. И. Принципы проектирования инновационных технологий обучения // Инновации в профессиональном образовании: теория и практика: Материалы науч.-практ. конф. Казань: ИСПО РАО, 1997. — С. 5863.
  58. А.И. Феномен человека. М., 1993. — 392 с.
  59. М.В. Педагогика мира. СПб, 1989. — 511 с.
  60. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.634 с.
  61. В.А. Воспитательная система учебного заведения // Материалы Всесоюзной научно-метод. конференции. Николаев, 1992. -С.112−115.
  62. B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — 320 с.
  63. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. — 419 с.
  64. В.М. Воспитывающее обучение. -М., 1980. -351 с.
  65. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. М., 1989. — 207 с.
  66. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин, 1980.-282 с.
  67. Лай В. А. Школа действия. Пг., 1920. — 373 с.
  68. Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. -СПб, 1907.-208 с.
  69. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982.308с.
  70. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. — 591 с.
  71. А.С. Педагогические сочинения. Т. 1−8. — М., 1983.1986.
  72. М.И. О философии образования и национальном самосознании // Научный Татарстан. 1997. — № 3−4.
  73. В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. — 2001. -№ 5.-С. 75−89.
  74. Г. В., Ялалов Ф'.Г. История и становление татарского гимназического образования. Казань: ИССО РАО, 1997. — 100 с.
  75. Л.И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Ч. 1−2. — СПб, 1892.
  76. А.В. Воспитание (/ Рос. пед. энциклопедия. Т. 1. — М., 1993.-С. 292−298.
  77. А. В. Социализация //Магистр. 1993. 3. — С. 47−49.
  78. П. Социальная педагогика. СПб, 1911.- 428 с.
  79. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя, г-М.: Просвещение, 1991. 264 с.
  80. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / Под ред. В. И. Андреева. Казань, 1989. — 243 с.
  81. В.Ф., Рахаев М. А. Этюды на языках М., 1995. — 206 с.
  82. A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.-192 с.
  83. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.- 128 с.
  84. Л.Г. Шкала социальной дистанции // Введение в этническую психологию. СПб., 1995.-С. 179−181.
  85. И.П. Педагогика. Новый курс. М.: ВЛАДОС, 2000. -Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  86. А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. — 167с.
  87. Н.В. Что такое развивающее объяснение. Томск, 1993. —174 с.
  88. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529с.
  89. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Главн. ред.
  90. B.В.Давыдов. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  91. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -Иркутск, 1992.-271 с.
  92. Р.Б. Единое образовательное пространство важнейшая социально-педагогическая проблема // Известия Академии педагогических и социальных наук. — М. — 2001. -№ 5. — С. 7−12.
  93. Е.В., Евсеев О. В. Экономический словарь. М., 1994.324 с.
  94. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  95. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопр. психологии. 1983. — № 2.1. C. 35−42.
  96. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994.- - 338 с.
  97. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990.-№ 7. — С. 68−74.
  98. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  99. Словарь иностранных слов. М., 1996. — 427 с.
  100. Г. Урок с несколькими классами // Сельская школа. -2003.-№ 2.-С. 88−90.
  101. А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М., 1990. Вып. 20. — №. '5−39.
  102. Э.С. Можно ли научить миру? Воспитание в духе мира: опыт СССР. М., 1987. — 219 с.
  103. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979.-514с.
  104. В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. -М., 1981.-479 с.
  105. В.А. О феномене этничности // Этнограф, обозрение. -1992.-№ 6.-С. 7−8.
  106. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2002. — С. 119−121.
  107. Я.С. Толерантность духовно-нравственная основа развития единого образовательного пространства // Известия Академии педагогических и социальных наук. -2003. -№ 7. — С. 59−63.
  108. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. М.:АПН СССР, 1988. -384 с.
  109. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Наука, 1969. — 213 с.
  110. К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1−6. — М., 1988t1990.
  111. В.Т. Психология бессознательного. М., 1990.- 288 с.
  112. Л. Рон. Дорога к счастью // Аргументы и факты. 1993. -№ 10.-С. 49−51. ,
  113. М.У. Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2004. — 21 с.
  114. Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Вопросы нравственного воспитания учащихся. Казань: КГПУ, 1967.-С. 85−109.
  115. Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников: Метод, пособ. Казань: РИЦ «Школа». — 172 с.
  116. В.И. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: МИП «NB Магистр», 1992. — 160 с.
  117. И. Ф. Педагогика, М., 1999. — 616 с.
  118. А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учебное пособие. Казань, 1998. — 290 с.
  119. С. 71 Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2. -М., 1980.
  120. А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. г317с.
  121. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993.-206 с.
  122. А. Культура и этика / Пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. М.: Прогресс, 1973. — 344 с.
  123. М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982.
  124. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика.-2001.-№ 5.-С. 26−28.
  125. И.И. Интеграция биологических систем и их саморегуляция // Бюлл. Московского общества испытательной природы. Отдел биологический,-1961.-Т. 66.-Вып. 2.-С. 104−34.
  126. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. -М.: Парсифаль, 1994. 79 с.
  127. И.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар, 1993. — 345 с.
  128. И.А. Этнопедагогика народа мари. М., Академический проект, 2005. — 386 с.
  129. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.192 с.
  130. JI.B. Философские основания теории творчества и эвристики // Современные проблемы теории творчества. М., 1991. — С. 27−41.
  131. J., Gower R. «Matters» Advanced. Longman, 2000. — 159 pg.
  132. GruberF. (ed.). Anthropology and education. Phil., 1961.
  133. Rogers G.F.C. The Nature of Engineering: The Macmillan Press LTD. 1983.-p. 78.
  134. Hull C.L. Principles of behavior. -N.Y.: Applcton-Contury-Crofts, 1943.-p. 65.
  135. Atkinson J.M. An introduction to motivation Princcton. N.J.: van Nostrand. 1964.-p. 98.
  136. Berlyne D.E. Aesthetics and psychology. N. Y Applcton-Crofts, 1971. ,
  137. Day H.I., Berlyne D.E. Hunt D.E. (cds.) Intrinsic motivation: A new direction in motivation. Toronto: Holt Rinchart, 1971. — p. 45−65.
  138. De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. N.Y.: Acad Press, 1968. — p. 23−34.
  139. Deci E.L., Ryan P.M. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior. 1985.-p. 12−24.
  140. Csikzentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco: Josscy-Bass, 1975.-p. 34−36.
Заполнить форму текущей работой