Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исторические аспекты отечественного экологического образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. И. Вернадский одним из первых обратил внимание на качественные изменения биосферы (сферы, где протекает жизнь). Исследователь изучил вопрос влияния природопреобразующей деятельности человека 1. Ученый пронализировал масштабы этой деятельности и пришел к выводу, что человек, как и все живое, не является самостоятельным, оторванным от внешней среды, существом. Человек зависит от окружающей среды… Читать ещё >

Исторические аспекты отечественного экологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отношение человека к природе и природным ресурсам было «безоблачным» и «беззаботным» до тех пор, пока экологические кризисы не стали проявляться и заявлять о себе все чаще. Общество было вынуждено обратить внимание на экологические проблемы4, 5.

Подобно тому, как разрушение природы под воздействием человека происходило не первое десятилетие, то и предложения по решению данных проблем уходит глубоко в историю. При этом многие авторы называют именно экологическое воспитание средством снижения уровня антропологического воздействия на природу.

В.И. Вернадский одним из первых обратил внимание на качественные изменения биосферы (сферы, где протекает жизнь). Исследователь изучил вопрос влияния природопреобразующей деятельности человека 1. Ученый пронализировал масштабы этой деятельности и пришел к выводу, что человек, как и все живое, не является самостоятельным, оторванным от внешней среды, существом. Человек зависит от окружающей среды, а каждый живой организм в биосфере есть живое природное тело, которое способно выжить только при определенных условиях.

Человек разумный может мыслить и действовать в планетном аспекте, поэтому на нем лежит ответственность за сохранение среды обитания3. Идея единства и взаимосвязи в системе «человек — природа» нашла свое отражение в работе В. И. Вернадского о ноосфере, или сфере разума. Красной нитью данной концепции академик назвал положение об управляемом соразвитии человека, общества и природы. Главным условием выживания цивилизации является способность человека действовать как единый разумный механизм, не нарушающий равновесия в биосфере, основываясь на коллективном разуме и воле. Великий естествоиспытатель искренне надеется на неразрывное развитие человека и природы в будущем, на совместную эволюцию окружающей среды и человеческого общества. Ученый надеется, что в будущем не будет господствующей стороны и биосфера трансформируется в сферу разума — ноосферу, а эволюция биосферы — в коэволюцию.

Н.А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и др. пытались сгладить разрыв между обществом и окружающей природной средой. Но философия этих мыслителей антропоцентрична, они отстаивают (каждый по-своему) идею об ограниченности прогресса цивилизации, его исторических пределах, о важности осмысления грядущих экологической и демографической катастроф. Авторы провозгласили непрагматическую ценность природы, они заложили основу для развития нового сознания. Рациональная экология призвана защитить порабощение природной среды.

Учение о ноосфере созвучно основным идеям следующего направления философской мысли — экологизма. Одним из ярких последователей данного направления явился известный американский природоохранник Олдо Леопольд [6, С.53], который фундаментально обосновал необходимость расширения природоохранного просвещения, формирования экологической этики. По его мнению, только система грамотного экологического образования способна принести соответствующие результаты — упразднение экологической безграмотности, равнодушия к природе и приобщение населения к экологически компетентному поведению.

В ХVIII в. в курсе естествознания начинает реализовываться экологическое просвещение в нашей стране.

Императрица Екатерина II продолжает реформы образования, начатые Петром I. Она осознает необходимость освоения природных ресурсов России, и уделяет вопросам взаимоотношения общества и природы не маловажную роль. В это время академик В. М. Зуев подготавливает лекции о царстве живой и неживой природы. Издаются учебники А. М. Теряева и И. И. Мартынова. А. Н. Бекетов и К. А. Тимирязев вводят элемент самостоятельного изучения природы.

Исследователь А. Я. Герд провозглашает формирование мировоззрения об окружающем мире. Эта задача видится исследователем через изучение методических аспектов. Автор исследует роль экскурсий, практических и исследовательских работ в процессе обучения школьников.

С целью практической реализации изученного материала в 1918 году была создана первая станция юных натуралистов.

В послевоенный период Н. М. Верзилин и В. М. Корсункова рассматривали биологическое образование как способ становления личности. Авторы отмечали, что биологическое образование формирует мировоззрение учащихся, развивает мышление, воспитывает эстетически и этически [2].

Это стало основой появления новых отраслей науки, которые пытаются решить проблемы, связанные с космологией, смыслом и ценностями жизни человека, обосновывают принципы видения человека как объекта и субъекта системы жизнеобеспечения. Данное мировоззрение позволило осмыслить и другой, наиболее важный и значимый аспект — необходимость массового экологического просвещения, что и было реализовано последующими педагогами — новаторами.

образование познавательный методический занятие уголок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой