Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмпирическое исследование эффективности экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Затруднения при выполнении заданий у детей вызвали вопросы о правилах поведения в природе и для чего её охранять. Самый низкий показатель в анкете: ответ на вопрос о тех книгах, которые хотели бы почитать. Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что результаты не особенно различаются: основная масса детей младшего школьного возраста имеет средний уровень экологического образования… Читать ещё >

Эмпирическое исследование эффективности экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Констатирующий этап проведения исследования

Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 6 младших школьников: экспериментальная (2 класс, 6 чел., педагог Г. И. Малиновская), контрольная (2 класс, 6 чел., педагог Г. И. Малиновская.) база исследования: МБОУ «Мосеевская школа (Вологодская область, Тотемский район).

На данном этапе исследования мы использовали метод анкетирования в сочетании с методом интервью. Для исследования мы использовали диагностику О. Ю. Тимофеевой, кандидата педагогических наук, согласно которому детям предлагались определенные задания по показателям.

Перечисленные показатели объединены в три уровня экологического образования:

высокий уровень:

  • • учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе и, главным образом, о взаимосвязях в ней;
  • • наличие развитых экологических убеждений, широкий круг экологических природоохранных умений;
  • • понимание детьми многообразной ценности природы;
  • • дети проявляют устойчивый интерес к вопросам экологии (читают соответствующую литературу, смотрят телепрограммы о природе и т. д.);
  • • дети проявляют инициативу и творчество в природоохранной деятельности;
  • • ребенок стремится внести свой вклад в дело защиты и охраны природы;

средний уровень:

  • • недостаточно систематичные и глубокие знания;
  • • наличие у детей некоторого арсенала природоохранных умений;
  • • наличие у детей понимания ценности природы;
  • • интерес к вопросам экологии через прочтение соответствующей литературы, просмотра телепрограмм о природе и т. д. носит неустойчивый характер;
  • • дети участвуют в природоохранной деятельности, но недостаточно осознают ее значимость;
  • • наличие у учащихся определенных экологических убеждений; низкий уровень:
  • • низкая степень осознания важности экологических проблем;
  • • отсутствие экологических умений и навыков;
  • • потребительское отношение к природе;
  • • отсутствие интереса к экологическим вопросам;
  • • нежелание детей участвовать в природоохранной деятельности;
  • • низкая степень осознания важности экологических проблем. По ним и оцениваются ответы учащихся.
  • 1-й показатель: глубина и системность знаний.

Предлагаются вопросы на установление причинно-следственных связей. Ответь на вопрос, рассмотрев картинку:

  • ? Соедини линией с озером тех, кто плавает.
  • 6 (100%) детей полностью выполнили задание Уровень проявления данного показателя: высокий
  • 2-й показатель: сформированность и разнообразие экологических умений и навыков.

Выявляется умение прогнозировать развитие процесса. Выявляется умение оценивать сложившуюся ситуацию.

Предлагаются вопросы:

  • ? Что будет, если исчезнет вода?
  • 1 (17%) ученик назвал 2 последствия («исчезнет все живое на земле», «нечего будет пить».)
  • 4 (66%) детей назвали одно последствие 1(17%) не смог ответить на вопрос.

Уровень проявления данного показателя: средний.

3-й показатель: сформированность представлений о многообразной ценности природы.

Предлагаются вопросы:

  • ? Почему нужно охранять природу? заполняется таблица «Природа — источник …».
  • 1 (17%) ученик привели 2 примера и дал полный ответ на вопрос
  • 3 (66%)? привели один пример («источник жизни на земле») и дали ответ на вопрос
  • 1 (17%)? не смог ответить на вопрос.

Уровень проявления данного показателя: средний.

4-й показатель: проявление интереса к экологическим вопросам и проблемам.

Создаются ситуации выбора:

  • ? Какую бы ты хотел прочитать книгу:
  • o фантастических приключениях, сказку, о природе? 3 (50%) детей ответили сказку
  • 2 (33%) Детей ответили о фантастических приключениях 1 (17%) выбрал несколько категорий
  • 0% никто не выбрал «о природе»

Уровень проявления данного показателя: низкий.

5-й показатель: инициатива и активность в природоохранной деятельности.

Даются необязательные для выполнения домашние задания:

  • ? Кто желает, может сделать кормушку для птиц.
  • ? Кто в воскресный день пойдет подкармливать птиц?
  • 5 (83%) детей проявили инициативу и изъявили желание сделать кормушку для птиц или покормить их
  • 1 (17%) отказался

Уровень проявления данного показателя: высокий.

  • 6-й показатель: убежденность и необходимость охраны природы. Задаются вопросы:
    • ? Для чего люди охраняют природу?
    • ? Может ли ребенок твоего возраста что-то сделать для охраны природы?
  • 4 (66%) детей ответили полно на первый вопрос, приведя 2? 3 объяснения; ответили «может» и объяснили, как («не мусорить на улице», «кормить птиц», «садить деревья» и так далее.
  • 1 (17%)ученик ответил на первый вопрос, приведя одно объяснение; ответили «может», но затруднился объяснить зачем;
  • 1 (17%)? не смог ответить на вопрос.

Уровень проявления данного показателя: высокий На основе полученных данных построим гистограмму, позволяющую наглядно увидеть уровень экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой работы на данном этапе эксперимента.

Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что результаты не особенно различаются: основная масса детей младшего школьного возраста имеет средний уровень экологического образования.

Затруднения при выполнении заданий у детей вызвали вопросы о правилах поведения в природе и для чего её охранять. Самый низкий показатель в анкете: ответ на вопрос о тех книгах, которые хотели бы почитать.

— никто не выбрал категорию «о природе». Обучающиеся в большинстве случаев знают ответ на вопрос, но сталкиваются с трудностями формулировки ответа и приведения доказательств своей точки зрения, не могут обобщить отдельные примеры.

Таким образом, по ответам детей мы видим, что: школьники любят бывать на природе, знают правила поведения в природе, необходимость ее охраны, но не всегда выполняют их; не всегда относятся ответственно к природе. Настораживает тот факт, что дети не особенно любят читать об окружающей природе.

Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой работы в данном классе не достаточно высок. В связи с этим, нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа среди младших школьников по экологическому образованию с использованием регионального компонента может повысить его эффективность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой