Эмпирическое исследование эффективности экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой деятельности
Затруднения при выполнении заданий у детей вызвали вопросы о правилах поведения в природе и для чего её охранять. Самый низкий показатель в анкете: ответ на вопрос о тех книгах, которые хотели бы почитать. Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что результаты не особенно различаются: основная масса детей младшего школьного возраста имеет средний уровень экологического образования… Читать ещё >
Эмпирическое исследование эффективности экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Констатирующий этап проведения исследования
Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 6 младших школьников: экспериментальная (2 класс, 6 чел., педагог Г. И. Малиновская), контрольная (2 класс, 6 чел., педагог Г. И. Малиновская.) база исследования: МБОУ «Мосеевская школа (Вологодская область, Тотемский район).
На данном этапе исследования мы использовали метод анкетирования в сочетании с методом интервью. Для исследования мы использовали диагностику О. Ю. Тимофеевой, кандидата педагогических наук, согласно которому детям предлагались определенные задания по показателям.
Перечисленные показатели объединены в три уровня экологического образования:
высокий уровень:
- • учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе и, главным образом, о взаимосвязях в ней;
- • наличие развитых экологических убеждений, широкий круг экологических природоохранных умений;
- • понимание детьми многообразной ценности природы;
- • дети проявляют устойчивый интерес к вопросам экологии (читают соответствующую литературу, смотрят телепрограммы о природе и т. д.);
- • дети проявляют инициативу и творчество в природоохранной деятельности;
- • ребенок стремится внести свой вклад в дело защиты и охраны природы;
средний уровень:
- • недостаточно систематичные и глубокие знания;
- • наличие у детей некоторого арсенала природоохранных умений;
- • наличие у детей понимания ценности природы;
- • интерес к вопросам экологии через прочтение соответствующей литературы, просмотра телепрограмм о природе и т. д. носит неустойчивый характер;
- • дети участвуют в природоохранной деятельности, но недостаточно осознают ее значимость;
- • наличие у учащихся определенных экологических убеждений; низкий уровень:
- • низкая степень осознания важности экологических проблем;
- • отсутствие экологических умений и навыков;
- • потребительское отношение к природе;
- • отсутствие интереса к экологическим вопросам;
- • нежелание детей участвовать в природоохранной деятельности;
- • низкая степень осознания важности экологических проблем. По ним и оцениваются ответы учащихся.
- 1-й показатель: глубина и системность знаний.
Предлагаются вопросы на установление причинно-следственных связей. Ответь на вопрос, рассмотрев картинку:
- ? Соедини линией с озером тех, кто плавает.
- 6 (100%) детей полностью выполнили задание Уровень проявления данного показателя: высокий
- 2-й показатель: сформированность и разнообразие экологических умений и навыков.
Выявляется умение прогнозировать развитие процесса. Выявляется умение оценивать сложившуюся ситуацию.
Предлагаются вопросы:
- ? Что будет, если исчезнет вода?
- 1 (17%) ученик назвал 2 последствия («исчезнет все живое на земле», «нечего будет пить».)
- 4 (66%) детей назвали одно последствие 1(17%) не смог ответить на вопрос.
Уровень проявления данного показателя: средний.
3-й показатель: сформированность представлений о многообразной ценности природы.
Предлагаются вопросы:
- ? Почему нужно охранять природу? заполняется таблица «Природа — источник …».
- 1 (17%) ученик привели 2 примера и дал полный ответ на вопрос
- 3 (66%)? привели один пример («источник жизни на земле») и дали ответ на вопрос
- 1 (17%)? не смог ответить на вопрос.
Уровень проявления данного показателя: средний.
4-й показатель: проявление интереса к экологическим вопросам и проблемам.
Создаются ситуации выбора:
- ? Какую бы ты хотел прочитать книгу:
- o фантастических приключениях, сказку, о природе? 3 (50%) детей ответили сказку
- 2 (33%) Детей ответили о фантастических приключениях 1 (17%) выбрал несколько категорий
- 0% никто не выбрал «о природе»
Уровень проявления данного показателя: низкий.
5-й показатель: инициатива и активность в природоохранной деятельности.
Даются необязательные для выполнения домашние задания:
- ? Кто желает, может сделать кормушку для птиц.
- ? Кто в воскресный день пойдет подкармливать птиц?
- 5 (83%) детей проявили инициативу и изъявили желание сделать кормушку для птиц или покормить их
- 1 (17%) отказался
Уровень проявления данного показателя: высокий.
- 6-й показатель: убежденность и необходимость охраны природы. Задаются вопросы:
- ? Для чего люди охраняют природу?
- ? Может ли ребенок твоего возраста что-то сделать для охраны природы?
- 4 (66%) детей ответили полно на первый вопрос, приведя 2? 3 объяснения; ответили «может» и объяснили, как («не мусорить на улице», «кормить птиц», «садить деревья» и так далее.
- 1 (17%)ученик ответил на первый вопрос, приведя одно объяснение; ответили «может», но затруднился объяснить зачем;
- 1 (17%)? не смог ответить на вопрос.
Уровень проявления данного показателя: высокий На основе полученных данных построим гистограмму, позволяющую наглядно увидеть уровень экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой работы на данном этапе эксперимента.
Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что результаты не особенно различаются: основная масса детей младшего школьного возраста имеет средний уровень экологического образования.
Затруднения при выполнении заданий у детей вызвали вопросы о правилах поведения в природе и для чего её охранять. Самый низкий показатель в анкете: ответ на вопрос о тех книгах, которые хотели бы почитать.
— никто не выбрал категорию «о природе». Обучающиеся в большинстве случаев знают ответ на вопрос, но сталкиваются с трудностями формулировки ответа и приведения доказательств своей точки зрения, не могут обобщить отдельные примеры.
Таким образом, по ответам детей мы видим, что: школьники любят бывать на природе, знают правила поведения в природе, необходимость ее охраны, но не всегда выполняют их; не всегда относятся ответственно к природе. Настораживает тот факт, что дети не особенно любят читать об окружающей природе.
Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень экологического образования младших школьников на основе школьной туристско-краеведческой работы в данном классе не достаточно высок. В связи с этим, нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа среди младших школьников по экологическому образованию с использованием регионального компонента может повысить его эффективность.