Заключение.
Создание условий для интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка
Уже не первый год я работаю по методике Г. А. Бакулиной. Мои ученики всегда ждут уроки русского языка с нетерпением, порой даже сами готовят упражнения в русле методики. Они научились грамотно выражать свои мысли, четко формулировать предложения, заметно повысилась орфографическая зоркость, а высокая результативность, интерес и положительные эмоции учеников самое главное для учителя. Работая… Читать ещё >
Заключение. Создание условий для интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие мышления — важнейшая задача современной школы. Сформированность умственных действий является необходимым условием сознательного и прочного усвоения материала учебных дисциплин, средством систематизации и выведения новых знаний. От особенностей развития мышления во многом зависит успешность учебной деятельности.
Уже не первый год я работаю по методике Г. А. Бакулиной. Мои ученики всегда ждут уроки русского языка с нетерпением, порой даже сами готовят упражнения в русле методики. Они научились грамотно выражать свои мысли, четко формулировать предложения, заметно повысилась орфографическая зоркость, а высокая результативность, интерес и положительные эмоции учеников самое главное для учителя.
Анализируя проведенною мной диагностику уровня сформированности операций анализа и синтеза, можно увидеть следующие результаты.
1 класс. В первой части задания ребенку предлагается познакомиться с некоторым правилом или с решением задачи образца без всяких пояснений учителя. По результату решения задач во второй части судим о глубине анализа, проведенного в первой.
Первая часть задания. В слове СТО так переставили буквы, что получилось ОТС.
Вторая часть задания. Что получится если в словах бор, три, роза, сруб, кепка, гость буквы переставить также?
Переставили буквы верно не все ученики. Видим следующий результат:
- 83% 91% 66% 66% 58% 58%
- 2 класс. В первой части задания испытуемому предлагается решение задачи-образца: «В слове КАРАНДАШ так переставили буквы, что получилось ДАШРАНКА».
Вторая часть задания. «Что получится, если в словах девочка, сумка, молоко, кольцо, лейка, кукла, чашка, паровоз буквы переставить так же.
Результат стал значительно лучше.
93% 83% 100% 100% 98% 100% 100% 99%.
Работая в сельской школе, я хорошо изучила особенности сельских детей, трудности, которые испытывают они с приходом в школу. У многих из них недостаточно развита речь, внимание, память. Пришла к выводу, что в первую очередь надо развивать интерес к учебной деятельности, а это невозможно без игр и игровых упражнений как на уроке, так и во внеурочное время.
Успешная организация учебно-познавательной деятельности обучающихся младших классов невозможна без применения индивидуального подхода. Помимо комплекса характеристик таких составляющих интеллектуальной сферы как восприятие, внимание, мышление, память, воображение, всегда принимаю во внимание особенности эмоциональной и волевой сферы ребенка, а также — особенности темперамента, скорости протекания различных реакций. Стараюсь учитывать направленность личности каждого ребёнка. В русле дифференцированного и индивидуального подходов, задания для обучающихся подбираю с таким расчетом, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступные для них задания, а затем уже переходили к более сложным упражнениям.
Именно поэтому одно из важнейших мест в системе работы занимает диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся. Диагностика позволяет получить возможность отслеживать динамику интеллектуального развития моих учеников, результативность моей системы работы, и что самое важное — оказывать эффективное влияние на процесс их обучения и воспитания используя при этом обоснованный дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Диагностика развития первоклассников, является базой для построения всей дальнейшей работы с каждым конкретным учащимся, группой учащихся, класса в целом. В дальнейшем я ежегодно отслеживаю результаты развития интеллектуальных способностей, и сравниваю их с полученными прежде.
Объективно дети стали более любознательными, научились более критически мыслить, у них стали активно функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, развились предпосылки к абстрактному словесно-логическому мышлению, обозначился достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами. Все эти качества позволяют детям более легко адаптироваться к переходу в среднее звено.
Развитие интеллектуальных качеств учащихся влияет на улучшение орфографической зоркости. Это достигается лишь в тех случаях, когда учитель отдает предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы учащихся, такие как анализ, обобщение и он осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности учащихся; использует тактику качественного изменения знаний; не злоупотребляет упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.