Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и исследование негорючих смазочных композиций на водно-гликолевой основе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что фактором, определяющим коэффициент трения и нагрузочную способность пар трения, смазанных разработанными ВГСК, являются поверхностно-активные свойства загустителей и прочность структуры композиций. Использованные в качестве загустителей ВМС обладают хорошими смазывающими свойствами, высокой адгезионной способностью к металлу и снижают коэффициент трения в водно-гликолевых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Требования, предъявляемые к негорючим смазочным и гидравлическим жидкостям
    • 1. 2. Обзор рынка негорючих синтетических смазочных и гидравлических жидкостей
  • 2. Методики проведения экст^зиментов
  • 3. Исследование свойств водно-гликолевых смазочных композиций
    • 3. 1. Влияние концентрации базовых компонентов на реологические и триботехнические свойства
    • 3. 2. Влияние соединений на основе диаминов на триботехнические свойства водно-гликолевых композиций
    • 3. 3. Влияние антикоррозионных добавок на триботехнические свойства водно-гликолевых жидкостей
    • 3. 4. Некоторые эксплуатационные свойства водно -гликолевых смазочных композиций
  • 4. Производственные испытания и рекомендации к применению водно-гликолевых композиций в промышленности

Разработка и исследование негорючих смазочных композиций на водно-гликолевой основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пик развития синтетических смазочных материалов приходится на 50-е годы XX века, когда появилась скоростная авиация, для которой минеральные масла оказались непригодными. Требовались принципиально новые смазочные масла, которые могли быть созданы только химическим путем. За короткий срок были синтезированы и испытаны десятки классов химических соединений. Наиболее эффективными оказались синтетические масла на основе сложных эфиров. Появилось первое промышленное производство синтетических масел, удовлетворяющих требованиям авиационной техники. Затем наступил некоторый спад и поток научной информации о новых исследованиях в области синтетических масел сократился. По-видимому, это было связано с тем, что военная авиация удовлетворила потребность в синтетических маслах, а гражданские отрасли не могли их использовать из-за высокой стоимости. Кроме того, качество минеральных масел было значительно улучшено за счет модернизации существующих технологических процессов. Вместе с тем в 70-х годах вновь возрос интерес к синтетическим маслам и резко увеличился поток патентной информации. Этому способствовал возникший нефтяной кризис. Важную роль сыграли также отдельные попытки использования синтетических масел в соприкасающихся с военной техникой отраслях, в которых их применение оказалось экономически более выгодным, чем минеральных масел. Было синтезировано большое число углеводородных, эфирных и гетероорга-нических соединений в качестве основы синтетических смазочных масел (ССМ). Проводились широкие испытания предложенных продуктов почти во всех отраслях народного хозяйства. Особенно большие успехи были достигнуты в разработке синтетических масел на основе поли-а-олефинов. Тем не менее ни одна из этих разработок не получила практической реализации, за исключением опытно-промышленных производств в некоторых развитых странах [1]. Начиная с ВО-х годов поток патентной информации резко сократился. В этом, помимо других причин, возможно, сыграло роль и то обстоятельство, что синтетические масла стали продуктом стратегического назначения.

Как видно из таблицы 1, синтетические масла могут найти применение во всех областях, где применяют нефтяные масла. ССМ обеспечивают более высокую эффективность и надежность работы оборудования в условиях повышенных скоростей и нагрузок, приводят к снижению расхода топлива на (5−10)% [2], снижению токсичности выхлопа, увеличению срока службы двигателя и уменьшению расхода масла в (2−3) раза за счет повышения срока смены масла.

Таблица 1.

Перспективные области применения синтетических масел [ 2 ].

Область хозяйства Применение.

Наземный транспорт Моторные масла, включая масла для двухтактных двигателейтрансмиссионные жидкоститормозные жидкостипластичные смазки.

Промышленность Смазочные масла для газовых турбин, компрессоров и зубчатых передачмасла для циркуляционных систем, подшипников, воздушных, газовых и охлаждающих компрессоровгидравличнские жидкостиизоляционные маслажидкости для обработки металловпластичные смазки.

Авиация и морской транспорт Смазочные масла для газовых турбингазовые и охлаждающие компрессорыгидравлические жидкости и пластичные смазки.

Таблица 2.

Использование ССМ в промышленности [ 3 ].

Применение Условия ССМ Преимущество.

1 2 <> 4.

Резиновые, пластиковые каландры Высокие температуры (180−260)°С Синтетические углеводороды, полигликоли Большой срок службы, меньшие отложения, окисление и разложе-ние.Экономия около 10% энергии, сокращение времени разгона.

Подшипники ширильных машин и ленточных транспортеров Высокие температуры (180−260)°С Синтетические углеводороды, полигликоли Меньшие отложения и улучшенные противоиз-носные свойства.

Закрытые приводы Большие и ударные нагрузки Синтетические углеводороды, полигликоли Меньшие отложения и улучшенные противоиз-носные свойства. Лучшая устойчивость при высокой температУе, большой срок службы.

Гидравлические приводы Огнеопасная среда Эфиры фосфорной кислоты, водные растворы полигли-колей Устойчивость против воспламенения.

Гидравлические жидкости Возможность накопления рудного газа Водные растворы полигликолей Устойчивость против воспламенения.

Металлургическая промышленность Огнеопасная среда Эфиры фосфорной кислоты, водные растворы полигликолей Устойчивость против воспламенения.

Использование синтетических смазочных материалов сдерживается прежде всего высокой стоимостью, однако расширение мощностей производства должно привести к некоторому снижению их себестоимости. Среди недостатков ССМ отмечают их несовместимость с некоторыми лакокрасочными материалами и резинотехническими изделиями, а также повышенную коррозионную активность водосодержащих композиций.

В качестве синтетических масел испытаны почти все классы органических соединений, и как видно из данных, приведенных Nehls Н. в табл. 2, наибольшим спросом будут пользоваться смазочные масла для зубчатых передач, все виды компрессорных масел, гидравлические масла, теплоносители и продукты для переработки металлов [ 3 ].

По данным Williamson E.I. [ 4 ], четыре продукта из основных синтетических смазочных материалов, а именно: поли-а-олефины, ал-килбензолы, эфиры двухосновных кислот и эфиры многоатомных спиртов уже оспаривают между собой рынок синтетических смазочных материалов, разрабатываемых в США и Европе для использования в качестве моторных масел. Полиалкиленгликоли для этох целей оказались непригодными из-за несовместимости с минеральными малами, но могут быть рекомендованы для производства жидкостей для закалки и обработки металлов, гидравлических жидкостей и смазок для зубчатых систем.

Из вышеизложенного следует, что разработка синтетических смазочных материалов с улучшенными показателями для замены минеральных масел является актуальной задачей.

Цель данной работы — разработка негорючих синтетических смазочных композиций на водной основе из сырья, выпускаемого крупным тоннажом, для эксплуатации в различных режимах трения, а также разработка технологии получения указанных жидкостей.

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:

— изучение влияния загустителей на эксплуатационные свойства синтетических смазочных композиций;

— оптимизация состава композиций, исходя из взаимного влияния загущающих и функциональных присадок на реологические и трибо-технические свойства;

— исследование коррозионной активности разработанных водно-гликолевых композиций к материалам пар трения и подбор эффективных ингибирующих добавок;

— выдача рекомендаций для промышленного использования разработанных смазочных композиций.

Настоящая работа выполнена в соответствии с техническим заданием хоздоговоров № 24.02.92/93 «Разработка составов и наработка опытных партий ВСК „Акванол“ для замены минеральных масел в отделочном производстве» (Ивановский камвольный комбинат, 1992г) — ]Чс 24.234.93 «Разработка составов и наработка опытных партий смазочных композиций типа „Акванол“ для оборудования кислородно-конверторного цеха НТМК» < АО «Уралмаш», 1993) — № 24.384.94/95 (АО НТМК, 1994 г.) — ИНТП «Нефтехимия и выпуск химических товаров бытового назначения» на 1995;97г.г.(Пр. № 45−10 Минобразования РФ от 11.03.1993 г) — ИНТП «Прецизионные технологии и системы», раздел П.И.503 «Нефтехим» на 1998;2000 г. г.(Пр. № 258 Минобразования РФ от 02.02.1998 г.) — единым заказ-нарядом Минобразования РФ на 1995;2000 гг. по направлению «Теоретическое и экспериментальное моделирование свойств многокомпонентных водно-гликолевых систем» .

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.

1Л .Требования, предъявляемые к негорючим смазочным и гидравлическим жидкостям.

Идеальная смазочная или гидравлическая жидкость должна обеспечивать рабочим органам необходимые силовые и кинематические параметрыобладать хорошими противоизносными свойствамибыть пожаробезопасной в условиях эксплуатации и хранения, нетоксичной и не иметь неприятного запахаиметь большой срок службы и сохранять свои свойства в условиях эксплуатации и при хранениимало изменять вязкость в рабочем диапазоне температуриметь температуру застывания на (20−10)°С ниже наименьшей температуры окружающей средыбыть совместимой с материалами рабочей системыиметь низкую упругость насыщенных паров и высокую температуру кипениямало растворять в себе газы и обеспечивать их быстрое отделениепредотвращать коррозию металловобеспечивать хороший теплоотводмало изменять свои эксплуатационные свойства при попадании в нее водыиметь невысокую стоимость и быть недефицитной.

В гидравлических приводах металлургических машин рабочая жидкость является средством передачи мощности от ее источника к местам потребления, осуществляет смазку трущихся пар, отвод тепла, удаление из гидросистем продуктов износа и т. д. В условиях работы металлургических производств на одно из первых мест выступает требование пожаробезопасности рабочих жидкостей, т.к. пожары наносят не тольи и ^ ко значительный материальный ущерб, но и нередко связаны с тяжелым травматизмом обслуживающего персонала.

Одной из основных проблем, общей для всех областей техники, является повышение надежности и долговечности машин, механизмов, приборов. Повышение надежности машин увеличивает ее экуплуатаци-онные и межремонтные сроки, сокращает время простоя в ремонте и снижает его стоимость, повышает безопасность работы. Увеличение долговечности машин практически равноценно увеличению их выпуска, что в конечном счете повышает производительность труда и уменьшает стоимость продукции.

Статистика показывает, что более 80% машин и механизмов выходят из строя в результате износа деталей, работающих в условиях трения — подшипников, зубчатых колес, деталей уплотнений, скользящих направляющих и др. [ 5 ]. Одним из наиболее экономически выгодных путей увеличения долговечности узлов трения в различных машинах и механизмах являются правильный подбор и повышение качества смазочных материалов, что может быть достигнуто введением в них противоизносных, противозадирных и антифрикционных присадок.

Замена минеральных масел синтетическими негорючими или трудногорючими жидкостями является актуальной и важной задачей, позволяющей обеспечить пожаробезопасные условия эксплуатации механизмов. В этой связи разработка негорючих смазочных композиций с высокими триботехническими показателями на основе отечественного доступного сырья являлась целью данной работы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Разработаны новые негорючие смазочные композиции на водно-гликолевой основе (с общим названием «Акванолы»), обеспечивающие эффективную замену минеральных масел в различных узлах трения (патент РФ JNb 2 081 154).

2. Обнаружен синергизм загущающей способности проксанолов и ОЖК при совместном их введении в водно-гликолевые растворы, и антагонизм при введении ПЭП15 и ОЖК.

3. В результате реологических исследований выявлен неньютоновский характер течения загущенных водно-гликолевых композиций, взаимосвязь напряжения и скорости сдвига, определена энергия активации вязкого течения и симбатность изменения вязкостно-температурных и триботехнических показателей трехкомпонентных систем «вода-гликоль-загуститель» при увеличении концентрации вязкостных добавок.

4. Установлено, что фактором, определяющим коэффициент трения и нагрузочную способность пар трения, смазанных разработанными ВГСК, являются поверхностно-активные свойства загустителей и прочность структуры композиций. Использованные в качестве загустителей ВМС обладают хорошими смазывающими свойствами, высокой адгезионной способностью к металлу и снижают коэффициент трения в водно-гликолевых растворах в (7−10) раз по сравнению с минеральным маслом. Прочность структуры ВГСК, обусловленная особенностями взаимодействия макромолекул загустителей с их окружением в растворе, обеспечивает нагрузочную способность пары трения в (1,7−2) раза более высокую, чем масла соответствующей вязкости.

5. При исследовании структуры загущенных композиций с помощью дальней ИК-спектроскопии с Фурье-преобразованием при температурах (55−65)°С выявлены конформационные изменения и качественно новые текстурные образования, характер которых подобен картине фазовых превращений в нематических мезофазах.

6. Исследованы свойства водно-гликолевых композиций с присадками на основе этилендиамина с различными функциональнымии группами. Установлено, что:

• введение таких присадок приводит к увеличению вязкости и прочности структуры композиций;

• указанные соединения являются антифрикционными присадками. Во всех испытанных составах они снижают коэффициент трения на (20−80)% в области средних нагрузок и повышают нагрузочную способность до (16 — 18) МПавведение этилендиаминтетраацетата натрия увеличивает коррозионную активность водно-гликолевой композиции, которая не блокируется введением пакета ингибиторов коррозии (триэтаноламин + двузамещенный фосфат натрия + нитрит натрия + бензоат натрия) — при совместном введении М-(2оксиэтил)этилендиамина и комплекса ингибирующих добавок годовой показатель коррозии составляет 0,0067 мм/год, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к негорючим смазочным жидкостямстабильность структуры разработанных композиций подтверждена с помощью физико-химических исследований.

7. Разработаны и утверждены технические условия на смазочную композицию «Акванол» (ТУ 2422−047−10 968 286−98). Негорючая смазочная композиция «Акванол-10» успешно применена в узлах трения различного оборудования: в редукторах ВКУ-550 ККЦ-1.

Нижнетагильского металлургического комбината и направляющих скольжения клуппных цепей линии заключительной отделки ткани Ивановского камвольного комбинатакомпозиция «Акванол-22» испытана в гидростанции шиберных затворов ККЦ-1 НТМК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.C., Харт A.B. Синтетические смазочные материалы и жидкости / Пер. с англ. под ред. Г. В. Виноградова — -Л.: Химия. — 1985. — 385 с.
  2. М.А. Химия синтетических масел. Л.: Химия.- 1989. -240с.
  3. Н. / Beschaffung aktuell. 1983. — No 8. — S.2.
  4. Williamson E.I.// Inport.Chim. 1980. — № 202. — P. 155−163.
  5. A.A. Износостойкие и антифрикционные покрытия -М.: Машиностроение. 1976. — 152 с.
  6. P.E. Жидкости для гидравлических систем. М.- Л.: Химия.-1965.- 366 с.
  7. Fluide in pressione per impianti idraulici: piossibilita di proba ed esigenze future / Wimterlin Max-Otto // Fluid. Appar. idraul. e premum/ 1982. -T. 22.- M> 221.- P. 61−67.
  8. HF A Hydrulik fur Produktionsein-richtungen / Weule H. // Ohlhydraulik und Pheumatik. — 1981. — Bd. 25. — № 1. — S. 40−42.
  9. Richtlinien fur der Einsatz schweren! flambarer Druchflussigkeiten in hydraulischen Systemen// Ohlhydraulic und Pneumatik. -1975. -Bd. 19. -№ 2. P. 107−110.
  10. The pros and cons of high water-based fluids //Des. Eng. (Can). 1980. -T. 26. -.No 12.-P. 24.
  11. Erfahrungen mit HFA-Fllissigkeiten I Kruger H.W., Herbert H. W,// ohlhydraulik und Pheumatik. 1982. — Bd. 26. — Ks 8. — S. 562−565
  12. Stand und Erfahrungen mit schwerent flambaren Hydrauligkeiten in Druckgiepmaschinen/ Reinhardt A.H. 1976. -Bd. 63. — № 20. — P.553−558.
  13. Factors Relating to the Selection and of Fireresistant Fluids in Hydraulic Systems / Tousend F., Baker P.// Hydraulic Pneumatic Power.- 1974. -V. 20. № 232. — P. 134−140.
  14. Sagen Sie nicht Wasserhydraulik // Mach, und Werkzeig. 1982. -Bd. 83. — Nq 3. — P. 14−16, 18, 21−22.
  15. Огнестойкие турбинные масла / Под ред. Иванова К. И. -М.: Химия. 1974. — 165 с.
  16. The use of present day hydraulic fluids in the steel industry / Vardy E.N. // Perfom. Test Нуdraul.Fluids.Int.Symp. London, 1978. London. — 1979.- P. 521−531, Diskuss. P. 551−556.
  17. Hydraulic power myres to synthetic fluids I Colucci John G // Teol. and Prod. 1982. -V. 48. -№ 9. — P. 62−64
  18. О.Н.Дымент, Е. С. Казанский, А. И. Мирошников. Гликоли и другие производные окисей этилена и пропилена. М.: Химия. — 1976. — 376с.
  19. Ах. № 910 747 (СССР). МКИ С ЮМ 3/02. Смазочная композиция // Открытия, изобретения, пром. образцы, товарные знаки, 1982.-Бюл. 19.
  20. A.c. № 615 125 (СССР). МКИ С 10 М 3/10. // Изобретения с СССР и за рубежом. 1978. — Вып. 58. — № 10. — С. 1,
  21. Polyalkilene glycol lubricants: uniquelle water soluble / Mueller Edward R., Martin William H.//Lubric. Eng. 1975. — V.31. — Ks 7. — P. 348−356.
  22. Friction of PEG Esters in the presence of a Complex Phosphate Ester II Riddle B.Z., Kipp E.M.//Lubric. Eng. -1991. V.47. — № 2. — P. 991−996.
  23. Polyethers as Base Fluids to Formulate High Perfomance Lubricants / KussiS.//Lubric. Eng. -1991.-V. 47.-№ 11.-P. 926−933.
  24. Пат. № 4 452 711 (США)// Изобретения стран мираю 1985- Вып. 60.- № 2. С. 52.
  25. Пат. № 2 090 286 (Великобритания) // Изобретения стран мира.- 1983. Вып. 58. — № 1. — С. 48.
  26. Пат. № 2 534 808 (ФРГ)// Изобретения стран мира.- 1983. Вып. 58-№ 1 — С. 48.
  27. Пат. № 3 379 644 (США)// Изобретения стран мира.- 1968- Вып. 4 -№ 17. С. 39.
  28. Исследование полиэфиров на основе неогликолей и дикарбоновых кислот в качестве противоизносных присадок / Барабанова Г. В. и др. // Синтетические смазочные масла, рабочие жидкости и их компоненты. М.: Химия. — 1980. — С.3−8.
  29. Evaluation of hydroxyetilcellulose ether as a thickener for aqueous lubricants of hydralic fluids / Naik S.C., Pittman J.F.T., Jansdown A.R.// Wear.- 1978. V.50. — № 1. — P. 155−168.
  30. A.c. № 341 248 (СССР). Опубл. 26.08.72 г.
  31. Пат. № 1 388 012 (Великобритания) // Изобретения за рубежом.- 1976. -№ 1-С. 102.
  32. Н. Поверхностно-активные вещества на основе оксида этилена. Пер. с нем./ Под ред. М. Н. Лебедева. Изд. 2-е. М.: Химия, 1982.-752 е., ил.
  33. А. А., Бочаров В. В., Гаевой Г. М. и др. Поверхностно-активные вещества. Справочник. Л.: Химия, 1979. — 375 с.
  34. Простые олигоэфиры и полиуретановые материалы на их основе. Каталог. М.: НИИТЭхим, 1975. — 18 с.
  35. Н.Шенфельд. Неиногенные моющие средства. Продукты присоединения окиси этилена / Пер. с нем. Гершеновича А. И. и Панич Р. М. М.: Химия, 1965. — 487 с.
  36. Пат. № 4 273 564 (США) // Изобретения стран мира. 1990.- № 5−6.
  37. Заявка № 367 080 (ЕПВ) // Изобретения стран мира. -1991№ 1−2.
  38. А.с.№ 279 845 (СССР) Бюллетень изобретений СССР 1970.- № 27.
  39. Заявка № 2 101 027 (Франция) // Изобретения за рубежом. 1972. -Вып. 17.-№ 7.- с. 65.
  40. Заявка № 1 903 453 (ФРГ) И Изобретения за рубежом.- 1972.- Вып. 17.-№ 7.- с. 47.
  41. Дж. Ингибиторы коррозии/ Пер. с англ. Под. ред. Л. И. Антропова. М.: Химия, 1966. — 310 с.
  42. Пат. № 3 580 847 (США), МКИ С09К 3/00. Hydraulic fluid / Boehmer Mattnew A., Maxwell Yerrold F. Заявл. 16.06.67- Опубл. 25.05.71,
  43. Заявка № 353 854 (ЕПВ) // Изобретения стран мира. 1990. — № 9.
  44. Development of ant wear hydraulic oils / Horstman John N., Hedenburg John F., Mann J.T. // Prol. Nat.Conf. Fluid Pover, Chicago, 1981. -P. 281−283.
  45. Патент № 273 645 (ГДР)// Изобретения стран мира. 1990.- № 9.
  46. Fire resistant hydraulic fluids/ Brink E.C.// Lubrication. 1973. -V. 58.-Oct.-Dec, — P. 77−96.
  47. Les NAFIG H fluides de securite (Naphtachimie S. A.) // Promofluid. -1977.-№ 54.-P. 21−23.
  48. Fluido idraulico iminflaminabile / Oleodi. pneumat- 1979. V. 20 — № 11. -P. 107−112.
  49. Competition hardens in fluids market I Jce Allan // Jnd. Porch. News. -1980.- V. 16.- № 1.- P. 41, 44, 48, 51.
  50. Water-based lubrication a major breakthrough. / Singer Haimi, Kaljee Arlene // S. Arf. Mech. Eng. — 1986.-V. 36. — № 4 — P. 106- 107, 110−111.
  51. Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости. Справочное руководство / Под ред. А. М. Сухотина. Л.: Химия, 1979. — 360 е., ил.
  52. А.с. № 988 859 (СССР). МКИ С10М 3/02. // Бюллетень изобретений -1983. № 5. — с. 4.
  53. А.с. № 500 766 (СССР). МКИ С10М 3/20. Смазочная композиция. Заявл. 13.12.73 г.- Опубл. 15.06.76 г.
  54. A.c. № 910 746 (СССР). МКИ СЮМ 3/02. Смазка для теплой штамповки металлов. // Бюллетень изобретений СССР 1982. — JNb 6.-С. 10.
  55. Пат. № 2 083 646 (РФ). МКИ СЮМ 173/02. Гидравлическая жидкость. Заявл. 22.03.95- Опубл. 10.07.97., бюл. № 19.
  56. Hydraulic power moves to syntetic fluids / Colucci John G. // Tool and Prod., 1982. T. 48. — № 9. — P. 62−64.
  57. Проектирование и эксплуатация гидроприводов литейных машин, работающих на огнестойкой гидравлической жидкости Промгидрол: Методические рекомендации. М.: НИИмаш, 1979. — 31 с.
  58. Рабочие жидкости для гидроприводов металлургических машин. Обзорная информация. / А. Е. Пучкин // Черметинформация.- 1989. -сер. 23. вып. 1. — 19 с.
  59. Химические реактивы и высокочистые химические вещества. Каталог / Гольдина О. И., Кузнецова Ю. Р., Иванова Т. Г. и др. -М.: Химия, 1990. 688 с.
  60. Вредные вещества в промышленности. Справочник. Изд. 7-е пер. и доп. в трех томах / Под ред. Лазарева Н. В., Левиной Э. Н. Л.: Химия, 1976.
  61. Т.Ф., Белокурова А.Г1. Лабораторный пракикум по химии и физике высокомолекулярных соединений для студентов специальности 0810. Иваново, ИХТИ, 1980. — 51с.
  62. Поверхностно-активные вещества и дисперсные системы. Методические указания к выполнению лабораторного практикума. -Иваново: ИВГУ, 1985. -28 с,
  63. В.М., Калинина В. Н., Нешумова Л. А. и др. Математическая статистика: Учебник / 2-е изд, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1981. — 371 с.
  64. Использование предельных одноатомных спиртов в качестве компонентов смазочных композиций на водной основе / А. А. Калинин и др. // Трение и износ, 1983. т. 4. — № I. — с. 68−73.
  65. Оптимизация состава водосодержащей смазочной композиции / А. А. Калинин, В. Г. Мельников // Химия и технология топлив и масел, 1985.- № 9. с. 32−33.
  66. А. А. Физико-химия полимеров. М.: Химия, 1968. — 536 с.
  67. Г. М., Зеленов Ю. В. Курс физики полимеров / Иод ред. проф. Френкеля С. Л. Л.: Химия, 1976. — 288 с.
  68. Н.И., Крейн С. Э., Лосиков Б. В. Химия минеральных масел. М.: ГНТИ, 1959. — 416 с.
  69. Ю.Г. Курс коллоидной химии. Поверхностные явления и дисперсные системы. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Химия, 1988.-464 с.
  70. . В. Что такое трение? // М.: Из-во АН СССР, 1952.
  71. И. Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия, 1972. — 272 с.
  72. Ю.С., Заславский Р. Н. Механизм действия противоизносных присадок к маслам. М.: Химия, 1978. — 224 с.
  73. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971. — 228 с.
  74. Моторные и реактивные масла и жидкости / Под общ. ред. К. К. Папок, Е. Г. Семенидо. М.: Химия, 1963. — 704 с.
  75. П. И., Шепелева Е. С., Мянник А. О., Клейменов Б. В. Химическое модифицирование поверхностей трения. В кн.: Новое о смазочных материалах. — М.: Химия, 1967. — С. 60−72.
  76. А. С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963.- 472 с.
  77. Ф. П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел / Пер. с англ.- Под ред. д.т.н. И. В. Крагельского М.: Машиностроение, 1968. -543 с.
  78. P.M. Температурный метод оценки предельной смазочной способности машинных масел. М.: АН СССР, 1956.- 143 с.
  79. П. И., Шер В. В., Благовидов И. Ф. и др. Синтез и сравнительные исследования присадок типа ДФ-11, полученных на основе различных спиртов. В кн.: Присадки к маслам. Кн. 1. — М., 1966.-С. 15−22.
  80. Эластогидродинамические (ЭГД) аспекты смазочного действия водно-гликолевых жидкостей в условиях обильной смазки и масляного голодания / Дмитриченко НэФ., Уэн Дж. // Трение и износ. 1992. — Т.13. — № 2. — С. 290−294.
  81. The elastolydodynamic lubricating properties of water-polyglycol fire-resistant fluids. / Wan G.T.Y., Spikes H.A. // ASLE Tran., 1984. V. 27-№ 4. — P. 366 — 372.
  82. . И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техшка, 1970. — 396 с.
  83. Д.Скалли. Основы учения о коррозии и защите металлов / Пер. с англ. проф. A.B.Шрейдера. М.: Мир, 1978. — 223 с,
  84. Жук Н. П. Курс коррозии и защиты металлов. М.'Металлургия, 1968.-408 с.
  85. Н.Д. Теория коррозии металлов / Под общей ред. чл.-корр. АН СССР Н. А. Изгарышева.-М.: Металлургиздат, 1952.-198с.
  86. Н.В. Лиотропные жидкие кристаллы: химическая и надмолекулярная структура. -Иваново, Ив ГУ, 1994. 220 с,
  87. К. Moller, W. Rothschild, «Far-Infrared spectroscopy», Ed. Willey-Interscience, N.Y., 1971.
  88. Hight water base fluid hydraulic systems, art III- Pums. / Burgess Roy T. Dean laurens C. // Plant. End. (USA). 1982. — V. 36. — № 4. — P. 85−87.
  89. Thickened hight water content hydraulic fluids. / Gibson Joseph R. // Promt. End. (USA). 1984. — V. 38. — № 1. — P. 57−58.
Заполнить форму текущей работой