Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика организации самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе химии на основе сотрудничества учителя и учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная идея исследования состоит в усилении на пропедевтическом этапе самостоятельной деятельности школьников как средства развития их мышления на основе сотрудничества учителя и учащихся. Под сотрудничеством мы понимаем совместную, взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя, построенную на демократических принципах и ориентированную на достижение осознаваемых личностью значимых целей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Самостоятельная работа учащихся по химии в пропедевтическом курсе
    • 1. 1. Состояние проблемы самостоятельной работы в теории и практике обучения
    • 1. 2. Роль и место самостоятельной работы по химии в пропедевтической подготовке учащихся
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методическая система организации самостоятельной работы по химии в пропедевтическом курсе на основе сотрудничества учителя и учащихся
    • 2. 1. Направленность содержания пропедевтического курса химии на развитие самостоятельности учащихся
    • 2. 2. Специфика организации учебного процесса в пропедевтическом курсе химии, направленного на развитие самостоятельности учащихся в русле взаимного сотрудничества с учителем
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности методической системы организации самостоятельной работы учащихся в пропедевтическом курсе химии
    • 3. 1. Этапы проведения педагогического исследования
    • 3. 2. Констатирующее исследование и поисковый эксперимент
    • 3. 3. Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента по организации самостоятельной работы учащихся в пропедевтическом курсе химии
    • 3. 4. Статистическая обработка данных в педагогическом исследовании
  • Выводы по главе 3

Методика организации самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе химии на основе сотрудничества учителя и учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В структуре содержания общего (основного и полного) образования химия остается базовой дисциплиной, способствующей решению задач всестороннего развития и воспитания школьников.

Однако, на данном этапе можно говорить о снижении уровня естественнонаучной подготовки школьников, что в свою очередь противоречит необходимости повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Актуальными остаются и вопросы формирования творческой активности и самостоятельности в процессе изучения соответствующих школьных дисциплин.

В связи с этим в новой концепции образования упор делается на внедрение в учебный процесс интенсивных педагогических технологий.

В области школьного химического образования получила распространение идея предварительного (подготовительного) ознакомления школьников с основными химическими понятиями, так называемая пропедевтика химических знаний.

В практике реализации пропедевтической подготовки учащихся основное внимание уделяется содержанию пропедевтических курсов и вопросам формирования познавательного интереса к химии.

Вместе с тем, не разработана в достаточной мере концепция пропедевтики химических знаний, не изучены вопросы использования самостоятельной работы в пропедевтическом курсе химии, характер ее влияния на развитие мышления и успешности изучения школьниками систематического курса химии.

В связи с этим, актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что оно направлено на решение проблемы организации самостоятельной деятельности семиклассников в процессе изучения пропедевтического курса химии.

В процессе организации самостоятельной работы учащихся мы воспользовались продуктивными идеями практиковавшейся в 70-е годы и незаслуженно забытой педагогики сотрудничества.

Основная идея исследования состоит в усилении на пропедевтическом этапе самостоятельной деятельности школьников как средства развития их мышления на основе сотрудничества учителя и учащихся. Под сотрудничеством мы понимаем совместную, взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя, построенную на демократических принципах и ориентированную на достижение осознаваемых личностью значимых целей.

Цель исследования — разработать методическую систему организации самостоятельной работы по химии для семиклассников, направленную на развитие мышления учащихся в условиях пропедевтического курса.

Объектом исследования является обучение химии учащихся 7-го класса.

Предмет исследования: организация самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе химии.

Гипотеза исследования: самостоятельность познавательной деятельности учащихся по химии в пропедевтическом курсе может успешно формироваться, если:

• пересмотреть с позиций пропедевтической подготовки учащихся особенности содержания дидактических средств, обусловленные возрастными возможностями и химической спецификой;

• проанализировать и использовать сформированные на младших ступенях обучения виды самостоятельной деятельности;

• установить иерархические связи с самостоятельной деятельностью учащихся в курсе химии 8 класса;

• обеспечить условия для проявления учащимися творческой деятельности.

В педагогическом исследовании ставились следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы организации самостоятельной работы учащихся младшего подросткового возраста и возможности ее использования в пропедевтическом курсе химии.

2. Разработать методическую систему организации самостоятельной работы в пропедевтическом курсе химии для семиклассников.

3. Сделать отбор содержания для пропедевтического курса химии 7-го класса, обеспечивающего использование различных видов самостоятельной деятельности.

4. Разработать систему дидактических средств для организации самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе химии.

5. Экспериментально проверить методическую систему организации самостоятельной работы в пропедевтическом курсе химии, оценить ее педагогическую эффективность.

6. Составить методические рекомендации для учителя по организации пропедевтической подготовки семиклассников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опытапедагогическое моделирование, собеседование, опрос, анкетирование, тестирование, контрольные срезыпедагогический экспериментматематическая обработка результатов исследования и методическая интерпретация полученных результатов.

Методологическая основа исследования: концепции личностно-ориентированного и развивающего обучения, деятельностного подхода в обучении.

Исследование проводилось в период с 1994 по 2003 год в четыре этапа.

Этапы педагогического исследования:

1этап. Констатирующее исследование.

Теоретическое осмысление проблемы, выявление и формулирование противоречий, нуждающихся в разрешенииобоснование актуальности темы, уточнение объекта исследования, определение целей и задач. Изучение состояния исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы.

2этап. Разработка методической системы организации самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе химиисоздание дидактических средств. Разработка методики и технологии педагогического исследования.

3 этап. Поисковый эксперимент.

Организация и проведение эксперимента с целью проверки и корректировки разработанной методической системысоздание учебного пособия для учащихся 7-х классов"Руководство к изучению пропедевтического курса химии". Разработка критериев оценки результатов исследования, подготовка измерителей.

4этап. Проведение формирующего эксперимента с целью проверки эффективности методической системы организации самостоятельной работы учащихся 7-го класса в пропедевтическом курсе химии. Формулирование научных выводов. Составление методических рекомендаций для учителя.

Научная новизна и теоретическая значимость педагогического исследования состоит в принципиальной перестройке методики, в разработке и использовании различных видов самостоятельной работы, специфических для обучения учащихся в пропедевтическом курсе химии и обеспечивающих на основе сотрудничества учителя и учащихся возможности для творчества школьников.

Практическая значимость заключается в:

•разработке методики изучения пропедевтического курса химии в 7классе общеобразовательной школы с включением различных видов самостоятельной работы;

•создании дидактических материалов для реализации самостоятельной работы семиклассников, составлении учебного пособия для учащихся и методических рекомендаций для учителя.

•.

Результаты исследования внедрены в практику обучения химии в большинство школ Краснодарского края.

Педагогический эксперимент проводился в школах № 7 и № 33 города Новороссийска с 1994 по 2003 год с общим количеством учащихся около 500 человек.

На защиту выносится следующее положение:

Для успешного формирования самостоятельности учащихся 7 класса при изучении химии необходима специально разработанная методическая система, соединенная иерархическими связями как с младшими ступенями обучения, так и с методикой обучения в 8 и 9 классах и опирающаяся на идеи сотрудничества учителя и учащихся.

Основные положения педагогического исследования докладывались и обсуждались на:

• заседаниях методических объединений учителей химии г. Новороссийска (1994;2002 гг.);

• научно-методическом семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ г. Новороссийска (1995 г.);

• экспертном Совете при Управлении образованием г. Новороссийска (1994 г.);

• научно-методическом семинаре учителей химии Славянского района (1996 г.);

• «Школе передового опыта» для учителей химии Краснодарского края на базе кабинета химии школы № 7 г. Новороссийска (1994, 1996гг.);

• курсах повышения квалификации учителей химии при краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования в городах Краснодаре, Новороссийске, Анапе, Крымске, Белореченске, в станице Динская (1994;2000 гг.);

• научно-практической конференции учителей школы № 7 г. Новороссийска (1999 г.);

• Ш-й региональной научно-технической конференции «Развитие образовательных технологий подготовки и переподготовки специалистов для транспорта» в Новороссийской государственной морской академии (2002 г);

• Всероссийском семинаре по методике обучения химии при Московском педагогическом государственном университете (февраль 2003 г., сентябрь 2003 г.);

• на кафедре неорганической химии и методики преподавания химии Московского педагогического государственного университета (сентябрь 2003 г.).

Проведена серия открытых уроков в 7−11 классах для учителей химии Краснодарского края с последующим их обсуждением.

Результаты исследования отражены в материалах научно-практических конференций:

1. Пути совершенствования преподавания химии в вузе и школе (г. Петропавловск, Петропавловский педагогический институт, 1991 г.).

2. Проблемы и перспективы развития химического образования г. Иркутск, Иркутский государственный университет, 2002 г.).

3. Инновационные процессы в высшей школе (г. Краснодар, Кубанский государственный технологический университет, 2002 г.).

4. Развитие образовательных технологий подготовки и переподготовки специалистов для транспорта (г. Новороссийск, Новороссийская государственная морская академия, 2002г).

5. Результаты исследования внедрены в большинство школ Краснодарского края.

По теме исследования опубликовано 10работ:

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложенияиллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

В ходе проведенного исследования было установлено, что:

1. Использование комплекса различных видов самостоятельной работы в пропедевтическом курсе химии 7-го класса способствует усвоению первоначальных химических понятий на высоком уровне всеми без исключения учащимися.

2. Приобретенные в пропедевтическом курсе химии знания, практические умения и навыки самостоятельной деятельности оказывают положительное влияние на результаты изучения курса химии 8−9 класса.

3. Уровени усвоения программы по химии 8 и 9-го классов стабильно высокие и не зависят ни от состава класса, ни от структуры изучаемого курса.

4. Систематическое использование самостоятельной работы на начальном этапе изучения химии развивает активность, самостоятельность, способствует формированию устойчивого познавательного интереса к химии и учебному процессу в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты экспериментального исследования полностью подтвердили рабочую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Разработанная нами методическая система организации самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе химии позволяет добиваться формирования у семиклассников самостоятельности конкретных действий по химии, востребованных при изучении химии в 8 -ом классе.

2. Доказано, что отобранное для пропедевтического курса химии содержание обеспечивает возможность проведения самостоятельной работы учащихся в пропедевтическом курсе химии.

3. Условиями для успешного развития самостоятельности учащихся является использование достижений педагогики сотрудничества при организации самостоятельной работы по химии в пропедевтическом курсе.

4. Установлено, что разработанный комплекс дидактических средств адекватен пропедевтическому содержанию, возрастным особенностям учащихся и задачам реализации самостоятельной деятельности по освоению химических знаний.

5. Сформулированы концептуальные положения, ставшие основой системы организации самостоятельной работы семиклассников в пропедевтическом курсе. Они включают:

— охват самостоятельной деятельностью основных разделов учебного предмета «Химия»;

— индивидуализацию учебной работы учащихся и постепенное повышение уровня их самостоятельности;

— развитие мышления в процессе усвоения начальных основ химии;

— создание условий для творческой инициативы учащихся;

— творческое применение приобретаемых знаний и их самооценка.

6. Проведена экспериментальная проверка в учебном процессе эффективности разработанной методики изучения химии на пропедевтическом этапе, в результате которой доказана ее эффективность, которая выражается: в повышении уровня усвоения химического содержания пропедевтического и основного курсов химии 8 и 9-го классовразвитии активности, организованности, самостоятельности учащихся;

— формировании устойчивого познавательного интереса к химии и учебному процессу в целом.

На этом основании выработаны методические рекомендации для учителя, работающего с семиклассниками в пропедевтическом курсе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Программа курса химии для VII класса. // Химия в школе.- 2003.-№ 5.-С.51−54.
  2. Г. И. Формирование экспериментальных умений с использованием дифференцированных заданий. //Химия в школе. -1989.-№ 3.-С.108−117.
  3. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований.// Педагогика.- 1998.- № 4.
  4. Н.В. Развитие познавательной самостоятельности школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов., 1986.
  5. И.В. Дидактические игры на уроках естествознания в V классе.// Химия в школе.- 2001.- № 5.- С.50−55.
  6. В.Н. Занимательные опыты по химии: пособие для учите-лей.-М.: Просвещение, 1980.- 127 С.
  7. Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности в процессе обучения основам наук. -Казань, 1963.
  8. В.И., Рахимова Г. Л. Пропедевтическое образование как основа качественных знаний и развития интересов к предмету «Химия».// Химия. Методика преподавания в школе .- 2002.- № 1.- С.68−76.
  9. Архангельский С. И, Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований.- М.: Знание, 1976.
  10. Н.С. Неорганическая химия. Учебное пособие для учащихся 8−9 классов школы с углубленным изучением химии в 2 ч. М.: Просвещение, 1990. -191 С.
  11. Н.С. Рабочая тетрадь. 10−11 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1999.-80С.
  12. Н.С. Рабочая тетрадь. 8 класс 9 класс. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1998.-96С.-64С.
  13. З. М. Ахрименко Н.В., Панфилова И. Е. Опорные конспекты при формировании практических умений.// Химия в школе.- 2000.- № 2.-С.70−72.
  14. Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982.
  17. Ю.К. Совершенствовать методы педагогических исследований.// Советская педагогика. 1986.-№ 3.
  18. И.И. Об организации самостоятельной работы по изучению нового материла. //Химия в школе. 1987.- № 3.- С. 29−31.
  19. И.И. Самостоятельная работа при изучении нового материала на уроках органической химии. М.: Просвещение, 1990.
  20. И.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении нового материала на уроках органической химии: Дис. канд пед. наук: 130 002. -Киев, 1990.
  21. В.М. Химия после уроков. В помощь школе.- Петрозаводск, Карелия.- 1974.- 175С.
  22. И.И. Домашние опыты и наблюдения как вид самостоятельной работы учащихся по химии: Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1970.
  23. Г. С. Педагогическое экспериментирование.// Советская педагогика.- 1990.- № 1.
  24. Г. И. Критерии концептуальности в педагогике.// Советская педагогика.- 1979.- № 6.
  25. Г. А. Диагностика естественнонаучного мышления. // Педагогика. -1993. -№ 1.
  26. М.Е. Исследование сформированности интеллектуальных операций в предметном обучении.// Химия в школе.- 2003.- № 3.- С.31−34.
  27. М.Е. Социометрический и психологический мониторинг в образовательном процессе. //Химия в школе.-2003.-№ 1.-С.13−22.
  28. М.Е., Гузеев В. В. Мониторинг учебного процесса. Измерительные инструменты.// Химия в школе.- 2002.- № 8.- С. 11−17.- 2002.-№ 9.- С. 23−30.- 2002.- № 10.- С. 15−21.
  29. П.И., Орехов А. В., Чернобельская Г. М. Реализация индивидуального похода в условиях модульного обучения. // Химия в школе.-1999.- № 7.- С.26−31.
  30. П.И., Чернобельская Г. М. Химический эксперимент в малых группах.// Химия в школе. -1991.- № 5.- С.48−50.
  31. В.П. Общее среднее образование педагогическая система. //Педагогика.- 1988.- № 6.
  32. О.М. О методике исследования познавательной самостоятельности. // Советская педагогика.- 1957.- № 8.
  33. .П. Методика формирования практических навыков учащихся VII классов. // Химия в школе. 1979.-№ 6.- С. 27−29.
  34. И.Н. Методика преподавания химии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1956.
  35. А.Д. Методы исследования в частных дидактиках. М.: Просвещение, 1964.
  36. JI. В стране тюльпанов думают о качестве химического образования.//Химия: Прил. к газете «Первое сентября», 1993.-№ 17−18.
  37. Бургин М. С, Дмитриев И. С., Кузнецов В. И. Номинативно-структурный анализ педагогических теорий.// Советская педагогика.- 1989.- № 3.
  38. В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984.
  39. Васик Г. Е, Кирюшкин Д. М., Лаврентьева А. В., Сыроежкин И. Т. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении общих свойств элементов. // Химия в школе.- 1963.- № 4.
  40. Введение в научное исследование по педагогике / ред. Журавлев В.И./ М.: 1988.
  41. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пединститутов. / ред. Бабанский Ю.К./ М.: Просвещение, 1988.
  42. Введение в психодиагностику. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. /Под ред. Гуревича К. М., Борисовой Е.М./М.: Академия, 1998.-С.192.
  43. А.А. О структуре и содержании диссертационных работ. // Педагогика.- 1994.-№ 3.
  44. В.Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента . Пособие для учителей. Т. 11. М.: Просвещение, 1975.-383 С.
  45. В.Н. и др. Методика преподавания химии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1936.
  46. В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе .Т.1. М.: Учпедгиз Мин. Просвещения РСФСР, 1959.-543С.
  47. В.Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений. // Химия в школе. 1984.- № 2.- С.52−54.
  48. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.-191с.
  49. Возрастная педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов./Под ред. проф. Петровского. М.: Просвещение, 1973. -288 с.
  50. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, /под ред. Эльконина Д. Б. и Драгуновой Т.В./ М.: Просвещение, 1967.- 360С.
  51. Волова Н Ф., Чернобельская Г. М. Пропедевтический курс для семиклассников. //Химия в школе. 1998.-№ 3.- с. 25.
  52. Н.Ф. Сочетание химических и логико-психологических знаний в пропедевтическом курсе химии для 7 класса: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02. М.: МПГУ, 1999. 250 с.
  53. А.Н. Самостоятельная работа учащихся на занятиях по химии. В кн. Развитие самостоятельности учащихся в овладении знаниями. Калинин, 1968.
  54. Вопросы методики исследования процесса обучения в школе./ Под ред. Моносзона Э. И/. Известия АПН РСФСР. Вып 43. М.: 1952.
  55. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480с.
  56. Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся.// Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Сб. научных трудов. Вып. 1.- Саратов.-1979г.
  57. О.С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 классе: методическоепособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия -8».-М.: «Блик и К».- 2000. -224С.
  58. Н.И. О практической направленности преподавания химии.// Химия в школе.- 1999, — № 6.- С.61−63.
  59. Н.П. О подготовке учащихся к практической работе обобщающего характера. // Химия в школе. 1984.- № 2, — С.35−38.
  60. Н.П. О решении экспериментальных задач на практических щ занятиях.// Химия в школе. 1990, — № 1.- С. 56.
  61. Н.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках химии в средней школе. Минск: Народная асвета, 1966. 126 с.
  62. Н.П. Об использовании проблемного подхода при постановке самостоятельной работы учащихся.// Химия в школе.- 1969.- № 5.
  63. И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: щ 13.00.01. М., 1996.
  64. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского университета, 1976. -150 с.
  65. Н.Н., Зуева М. В. Контрольные и проверочные работы по химии. 1011 класс.: Метод.пособие.- М.: Дрофа, 1998.-144С.
  66. В.П. Методические основы изучения теоретического материала в курсе химии средней школы: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Ленинград, 1978.
  67. Н.Ф., Базаева М. В., Супоницкая И. И. Использование опорных конспектов на практических занятиях.// Химия в школе.- 1995.-№ 4.-С.66−69- 1995.- № 5.- С.59−60.
  68. .С. Педагогическое науковедение.// Советская педагогика.-1989.- № Ю.
  69. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.
  70. О.В., Клеянкина М. К., Зайцев О. С. О психолого- педагогических основах химического практикума.// Химия в школе.- 1998.- № 3.-С. 64−65.
  71. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.-495С.
  72. П.А., Рысс В. Л. Проверочные работы по химии для 7−8 классов: Дидактический материал. М.: Просвещение, 1984. 48 С.
  73. М.Я. Решение экспериментальных задач на предварительное «конструирование» и последующее получение веществ.// Химия в школе.- 1988.- № 6.- С.45−48.
  74. М.Я., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи в экспериментальном курсе химии для 6 класса./ Новые исследования в педагогических науках. 1971.- № 4.
  75. М.Я. Развитие творческих способностей на уроках химии: Автореф. дис. канд.пед.наук. М.: 1967.
  76. Л.А. Развитие познавательного интереса учащихся при самостоятельной работе на уроках химии: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: МГПИ, 1979.
  77. Т.С. Методика реализации адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2000.
  78. И.И. Химическая рабочая тетрадь. Практикум -8. Наблюдения и опыты. НПО «Школа». М.: Открытый мир, 1996.
  79. М.И. Исследование факторов, влияющих на результаты педагогических экспериментов//Педагогика 1977.- № 1.-С.34−40.
  80. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.
  81. А.А., Назарова Т. С. Больше внимания школьному химическому эксперименту .//Химия в школе.-1984.-№ 5.-С.З-5.
  82. А.А., Назарова Т. С. Кабинет химии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.-176С.
  83. Д.М. О взаимосвязи мышления и физических действий при самостоятельных экспериментальных работах учащихся.// Химия в школе.-1962.- № 6.
  84. В.В. Организационные формы обучения и уроков.// Химия в школе.-2002.-№ 4.-С.22−28.
  85. В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование уроков.//Журнал «Химия в школе», 2002, № 6, с. 14−23.
  86. В.В. О планировании личностно-ориентированного обучения.// Химия в школе.-2001.- № 6.-С.27−35.
  87. В.В. Оценочные шкалы, применяемые в образовательной деятельности. //Химия в школе.- 2002.- № 7.- С. 8−15.
  88. В.В. Просто и технологично о методах обучения. //Химия в школе.- 2001.-№ 10.-С. 16−22.
  89. В.В. Структура образовательного процесса. Типы и структура уроков. // Химия в школе.- 2002.-№ 1.-С.17−25.
  90. JI.C., Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998,-304 с.
  91. Гуревич А. Е, Исаев Д. А., Понтак JI.C. Преподавание физики и химии в 5−6 классах средней школы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995.-С. 64.
  92. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности.// Вопросы психологии.- 2003.- № 2.-С.42−49.
  93. В.В. Проблема развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. /АПН СССР/ М.: Педагогика, 1986.
  94. М.А. Взаимодействие деятельности учителя и самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала./ Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках. КГИ, Казань, — 1963.
  95. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения//. Советская педагогика.-1961.- № 96.8Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -215 с.
  96. М.А. Некоторые методологические вопросы педагогических исследований. // Советская педагогика.-1965.-№ 10.
  97. М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований.// Советская педагогика.- 1969, — № 5.
  98. B.C., Жернакова А. И. Совершенные технологии практических занятий по химии.// Химия в школе.- 1994.- № 4, — С. 67−71.
  99. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития./ Под ред. Д. В. Эльконина. М.: 1981.
  100. Дидактический материал для 8 кл. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1990.-64С.
  101. Дидактика. Пер. с нем. Изд. АПН. М.: 1959.
  102. И.В. Исследование эффективности самостоятельной работы и самоконтроля на уроке : Дис. канд. пед. наук: М., 1967.
  103. М.В., Гоголевская И. И., Плахотная О. Н., Супоницкая И. И. Учите учиться. О формировании умения наблюдать и объяснять химические явления. // Химия в школе. 2000. — № 6. — С. 64−68.
  104. О.В. Подготовка учителя к организации системного мониторинга в обучении химии. // Химия в школе. 2001.- № 10.- С. 53−57.
  105. С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике начала XX в. (до 1917 г.) // Советская педагогика. 1965. -№ 1.-С. 86−93.
  106. А.А. О взаимосвязи курсов естествознания и химии. // Химия в школе.- 1995.- № 1.- С. 30−31.
  107. Единый государственный экзамен 2001: тестовые задания: Химия / Минин М. Г., Михайлова Н. С., Гридаев В. Ф. и др.- М-во образования РФ.- 2е изд. -М.: Просвещение, 2002.-47 С.
  108. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. Известия АПН РСФСР, вып. 115., М.: 1961.
  109. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.
  110. JI.B. Учить самостоятельности. Книга для учителя: пособие для студентов педвузов. М.: Просвещение, 1993. — 205 С.
  111. Н.А. Реализация содержательно- деятельных связей в обучении химии как средство повышения системности и осознанности знаний учащихся: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 1998.
  112. И.К. Проблема отбора учебного материала в содержание образования. Отечественное образование: тенденции и развитие// Педагогика.-1998.- № 8.
  113. А.А. О рабочих тетрадях по химии на печатной основе. // Химия в школе. 1995.- № 6.- С.13−17.
  114. А.А., Зазнобина Л. С. Начала химического эксперимента: практические занятия по химии 8 кл. общеобразовательной школы. М: Школа-Пресс, 1988.
  115. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
  116. В.И., Закирова А. Д. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования.// Педагогика.- 1982.- № .
  117. В. В. и др. Химия для младшего брата. Золушка, пылесос и опилки в стакане воды./ Учительская газета .- 1991.- № 19.
  118. JI .С. Обучении целенаправленному наблюдению. // Химия в школе.- 1994.- № 3.- С.65−67.
  119. JI.C. Демонстрационный опыт: это так просто! // Химия в школе.- 1994.- № 4.-С.72−73.
  120. JI.C. Практическая работа: умете?// Химия в школе.- 1994.-№ 5.- С.54−55.
  121. Д.Н. Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в процессе овладения естественнонаучными знаниями: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 2002.
  122. О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1989.
  123. JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  124. Э.Г. Тесты по химическому эксперименту и правилам безопасности. // Химия в школе.-2002, — № 5.- С.70−75.
  125. Л.Я. Ценности естественнонаучного образования. // Педагогика.-1995.- № 3.
  126. М.В. О формировании учебных умений учащихся. // Химия в школе. 1984.-№ 6.-С.24−26.
  127. М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 144 С.
  128. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978.
  129. Иванова Р. Г, Савич Т. З, Чертков И. Н. Самостоятельные работы по химии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.- 206 с.
  130. Р.Г. Первоначальные сведения по химии в курсе «Естествознание».// Химия в школе. 1995.- № 2.-С. 26−29.
  131. Р.Г. Химия после естествознания.// Химия в школе. Москва, 1994.-№ 1, — С. 19−21.
  132. Р.Г. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии // ВХО им. Д. И. Менделеева. 1978. — № 6.
  133. Р.Г. Изучение химии в 7−8 классах. М.: Просвещение, 1982.
  134. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
  135. Е.А., Гоголевская Н. И., Езубченко О. Г. Из опыта обучения решению экспериментальных задач. // Химия в школе.-1995.- № 2.- С. 69−71.
  136. К обоснованию содержания базового химического образования .// Химия в школе.-1999.-№ 5.-С. 17−22.
  137. Кабанова-Меллер Е. Н. Приемы учебной работы и их классификация. // Советская педагогика. 1975.
  138. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Просвещение, 1968.
  139. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: 1981.
  140. Карлос Рохас Арое. Содержание и методы самостоятельной работы учащихся при изучении систематического курса химии в средней школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Ленинград, 1979.
  141. Карцова А. А, Симоненко Н. Г. Когда изменяемся мы, изменяется мир. // Химия в школе.-2001.- № 1.- с.32−33.
  142. Л.Г., Толкачева Т. К. Химия: Карточки- задания по неорганической химии: 8 кл.: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1998.144. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение. // Педагогика.- 1999, — № 3
  143. Э.Н. Совершенствование начального курса химии на основе модернизации естественнонаучной пропедевтики: Дис. канд. пед.наук.: 13.00.02. Ленинград, 1981.
  144. Д.М. О самостоятельной работе учащихся на уроках химии.// Химия в школе. 1969.-№ 2.
  145. Д.М. Развитие методов обучения в советской школе.// Химия в школе. 1967.- № 6.- С. 93.
  146. Д.М. Методика самостоятельной работы на уроках химии в 7 классе. М.: Просвещение, 1971. 101 с.
  147. Д.М. Методы обучения химии в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1968. 140 с.
  148. Г. С., Корощенко А. С. Изучение химии в школах мира.// Химия в школе.- 1997.-№ 7.- С.2−11.
  149. О. А. Формирование и развитие самообразовательных умений у учащихся при обучении химии: Дис. канд.пед.наук.: 13.00.01. М.: МПГУ 2003.
  150. В.Н. Техника безопасности при работах по химии: пособие для учителей.-Зе изд.-М.: Просвещение, 1980.-128 С.
  151. А.С., Рысс B.JL, Ярославцева Т. С. Об изучении тем «Первоначальные химические понятия», «Кислород. Оксиды. Горение"// Химия в школе.-1986.-№ 3.- С.33−37.
  152. А.В. Познавательные затруднения в учении школьников. // Педагогика.- 2000.- № 1.
  153. О.С. Учет знаний по химии . М.: Просвещение, 1977.
  154. О.С., Левичева Н. Б. О состоянии некоторых экспериментальных умений по химии у выпускников школ.// Химия в школе.- 1982.- № 3.-С.44−45.
  155. В.В. и др. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1989.
  156. В.В. Методологическая рефлексия. // Советская педагогика.-1989.-№ 3.
  157. В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики.// Советская педагогика. 1988.- № 7.
  158. В.В. Содержание образования бег на месте.// Педагогика.-2000.- № 7.
  159. С.Г. Записки по методике химии / Под ред. проф. Верховско-го. М.: Учпедгиз, 1929.
  160. Г. М. Самостоятельная работа учащихся по химии с использованием программированных пособий (на примере периодического закона Д. И. Менделеева, Строение вещества): Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1969.
  161. Ф.А. Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М.: Ось-89, 2000. 320 с.
  162. JT.M. Формирование понятий о важнейших классах неорганических веществ.//Химия в школе.-1982.-№ 5.-С.34−38.
  163. JT.M., Рогачикова M.JI. Из опыта выработки умений написания химических формул и уравнений в VII-VIII классах.// Химия в школе. -1982.- № 4.- С.38−40.
  164. Н.Е. и др. Методика преподавания химии. М.: Просвещение, 1984.
  165. Н.Е., Злотников Э. Г., Эстрин Э. Р. Об организации химического образования в школах США.// Химия в школе.- 1999.- № 7.- С.57−61.
  166. Г. И. Воспитание познавательной самостоятельности учащихся на уроках химии:. Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1976.
  167. И.Ю. Динамика мотивации при различной сформированное&trade- способов учебной работы.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991.-№ 1.-С. 26−30.
  168. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии.- 1984. № 5
  169. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Народна Асвета.: Минск, 1972.
  170. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагоги ка, 1983.
  171. А.Н., Гальперин П. Я. Теория усвоения знаний и программ обу чения // Советская педагогика. 1964. — № 10.
  172. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  173. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся. Новые исследования в педагогических науках.// Советская педагогика.- 1971.- № 4.
  174. И.Я. О построении и логике дидактического исследования.// Советская педагогика.- 1970.- № 4.
  175. Т.В., Коробейникова Л. А. Годитесь ли вы в химики?// Химия и жизнь .- 1990.-№ 5.
  176. С. А., Мангарова З. В., Лыгина Р. И. Первые представления о химии в начальных классах.// Химия в школе. -2000.-№ 5.-С. 49−52.
  177. С.А., Минина Н. Н. О проведении лабораторно -практических работ в VIII классе (базовый уровень).// Химия в школе. 1995.- № 4.-С.62−66- 1995.-№ 5.-С. 54−59.
  178. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Педагогика, 1979.
  179. А.А., Обухов В. Л. Методология химии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.-160 С.
  180. А.С. Формирование элементов стиля научно-технической деятельности и мышления учащихся на уроках химии в 7−8 классах: Дис.. канд.пед.наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
  181. Ю.В. Химия. 6-й класс / Пропедевтический курс. СПб.: ТОО Фирма «Икар», 1999. — 76 с.
  182. И.И. О классификациях и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке./ Научные вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Сб.тр. КГУ, Казань.-1966.
  183. Я.Э. Формирование познавательных интересов учащихся VI-VII классов в процессе самостоятельной работы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.:МГПИ, 1978.
  184. Малкова З. А, Демакова И. Д. Экспедиция как метод педагогического исследования.//Советская педагогика.- 1986.- № 6.
  185. Маркова А. В, Матис Т. А, Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.-192 С.
  186. .В., Михалева М. В., Бочкарева Т. Н. Эксперимент не должен уйти из школы. // Химия в школе. 1999.-№ 1.-С.57−59.
  187. И.В. Опыт организации самостоятельной работы учащихся на уроках. / Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  188. Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников.// Вопросы психологии. 1984.- № 4.
  189. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  190. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
  191. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности в школах Татарии // Советская педагогика. 1963. — № 5.
  192. Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника. М.: 1989.
  193. Методы педагогических исследований (под ред. Пискунова А.И.) М.: Педагогика, 1979.
  194. Методы системного педагогического исследования (под ред. Н.В.Кузьминой). Ленинград, 1980.
  195. В.Т. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Дис. д-ра пед. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.
  196. Г. В. США Япония: чья школа лучше?// Педагогика.1995.-№ 1.- С. 83−88.
  197. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940.
  198. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии.-1987.-№ 5.
  199. С.Н. Обучение учащихся химии на основе модульной системы (на примере темы «Основные классы неорганических соединений»): Дис. канд.пед.наук.: 13.00.02. М.: МПГУ, 2001.- 211С.
  200. М.Г., Михайлова Н. С. Психолого-педагогическая диагностика качества знаний. //Химия в школе.-2003.- № 3.-С.22−30.
  201. Е .Е., Старченко А. К. Межпредметные связи в процессе формирования понятий о химической реакции.// Химия в школе.- 1987.-№ 2.- С.28−31.
  202. Е. К построению учебных программ. // Советская педагогика. 1986.- № 6.
  203. Е.Е. О программе учебного предмета. // Химия в школе.1996.-№ 1.-С. 11−17- № 2.- С. 11−15.
  204. Е.Е. Совершенствование умений осуществлять умственные действия.// Химия в школе.-2000.- № 3.- С. 19−25.
  205. Е.Е. Развитие курса химии в советской школе// Химия в школе. 1979.- № 3.-С.22−26.
  206. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987.
  207. С., Саар К. О соотношении фронтальной и самостоятельной работы на уроках // Проблема урока. Вильнюс, 1974.
  208. М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М.: Учпедгиз, 1959.
  209. A.M., Князева Р. Н. Привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской работы. // Химия в школе.-1979.-№ 6.-С.46−49.
  210. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных работ.// Педагогика.- 1995.- № 5.
  211. А .Я. Общенаучные понятие в педагогике. // Советская педагогика.-1992.- № 78.
  212. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент.// Педагогика.-1996, — № 5.
  213. Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — Зе изд. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос.-1998.- 632С.
  214. JI.H. Разработка содержания пропедевтического курса химии и методика его изучения с учащимися начальных классов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: МПГУ, 1999. 179 С.
  215. Н.Д. Педагогика в системе обществознания. // Советская педагогика. — 1988. № 6.
  216. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин, 1976
  217. Об использовании измерителей заданий для проверки выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной школы. // Химия в школе.-1999.-№ 2.- С. 10−15.
  218. Об организации и методах деятельности исследователя.// Советская педагогика. 1981.-№ 4.-С.85.
  219. Обучение химии в 7 классе. Пособие для учителя. /Под ред. А. С. Корощенко. М.: Просвещение, 1988.- 160 С.
  220. Общая методика обучения химии: учебно-воспитательные вопросы. Пособие для учителей.(Смирнова Т.В., Зуева М. В., Савич Т. З. и др.- под ред. Цветкова JI.A.). М.: Просвещение, 1982.-223 С.
  221. Общие основы педагогики. /Под ред. Ф. Ф. Королева. М.: Просвещение, 1967.
  222. И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии. // Советская педагогика. -1963.-№ 5.
  223. Опыт статистического исследования успеваемости школьников / Проблемы методологии педагогики и методики педагогического исследования. (Под ред. М. А. Данилова, Н.И.Болдырева). М.: 1971.
  224. Опыт творческой разработки модернизированного курса «Неживая природа» (Рыков Н.А., Винниченко П. Ф. и др. // Природа и биология.- 1972.-С.5−20.
  225. П.А. О психолого- педагогических требованиях к творческой задаче по химии. // Химия в школе.- 1997.-№ 6.-С.20−25.
  226. П.А. Опыт химического творчества учащихся и его основные компоненты .// Химия в школе .-1999, — № 6.-С.28−32.
  227. В.И. Активность и самостоятельность учащихся.// Педагогика.-1998.- № 3.
  228. И.В. Организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении химии как средство их интеллектуального развития на основе использования регионального материала: Дис. канд.пед.наук: 13.00.02. Тобольск, 1998.
  229. JI.T. Психологические основы урока. В помощь учителю. М., Просвещение, 1977.-96 С.
  230. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии (сост. Каверина А.А.). М.: Дрофа, 2000.
  231. Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения.// Химия в школе.- 1999.-№ 2.- С. 15−20.
  232. .Н. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся при изучении химии .// Химия в школе.-1983.-№ 2.-С.55−56.
  233. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей (под ред. Пидкасистого П.И.). М.: Педагогичское общество России, 1998.-640 С.
  234. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т.2. М., 1965. (Методы исследования).
  235. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. 3-е изд, с испр. и доп. -М.: Педагогика, 1990. — 560 с.
  236. Педагогическое исследование: организация, процесс, результат, (под ред. Полонского В.М.) М.: Педагогика.-1998.
  237. А.И. Поливариантный демонстрационный эксперимент как дидактическое средство при организации деятельности учащихся на занятиях по химии:. Дис. канд.пед.наук.: 13.0.02. Нижегородский пед. институт. М., 2002.- 151 С.
  238. Л.М. Функции и место структурно логических схем в учебном процессе: Автореф.дис. канд. пед. наук 13.00.01. М.: 1974.
  239. Л.М. Язык химии как средство развития учащихся.// Химия в школе.- 2002.-№ 7.- С.26−29.
  240. Л.М., Кожанова Э. А. Развитие активности и самостоятельности учащихся в условиях деловой игры.// Химия в школе.- 1989.- № 5.-С.80−86.
  241. Петренко 3. А. Опыт сравнения эффективности лекции, беседы, самостоятельной работы учащихся с книгой в процессе обучения. // Химия в школе.-1965. -№ 3.
  242. З.А. Система самостоятельных работ учащихся при изучении раздела «Металлы» в курсе химии средней школы: Дис. канд.пед.наук: АПН. М., 1967.
  243. А.В. Введение в психологию. М.: Изд. центр Академия, 1995.-339 С.
  244. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: теоретико-экспериментальное исследование: Авто-реф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1974.
  245. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1978.
  246. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.
  247. JI.M. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Ленинград, 1960.
  248. Пинский А. А,.Голин Г. М. Логика науки и логика учебного предмета. // Советская педагогика.- 1983.- № 2.
  249. А.А. Средний балл: процент и статистика.// Советская педагогика. 1983. — № 3. — С. 71−77.
  250. Г. А. Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения базового курса химии: Автореф. дис. канд.пед.наук: М., 2003.
  251. Г. А. Химия в нашем доме. Химия. Прилож. к газет. «Первое сентября». 1997. — № 16.
  252. Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике обучения химии. Учебное пособие для студ. хим.спец. М.: Просвщение, 1977.- 207С.
  253. П.И. Организация самостоятельной работы учащихся // Советская педагогика. 1937. — № 4.
  254. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань. -1976.
  255. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. Казань, 1968.
  256. В.М. Актуальность педагогических исследований. // Советская педагогика.- 1987.-№ 6.
  257. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований. // Советская педагогика.- 1988.-№ 11.
  258. В.М. Методы исследования проблем образования.// Педагогика.-1994.-№ 2.
  259. В.М. Новизна результатов исследования. // Советская педагогика.-1991.-№ 5.
  260. В.М. Объекты стандартизации в педагогике и народном образовании. // Советская педагогика.- 1985.- № 7.
  261. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Наука, 1987.
  262. В.М. Оценка эффективности работы по методике обучения химии.//Химия в школе.-1979.-№ 3.- С. 17−19.
  263. В.М. Резервы эффективности педагогической науки.// Советская педагогика.- 1986, — № 5.
  264. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики.// Педагогика.-1997.-№ 1.
  265. B.C. Материализация восприятий учащихся на занятиях.// Химия в школе.-1991.- № 5.- С.51−52.
  266. B.C. О некоторых методических подходах к организации химического эксперимента. //Химия в школе, — 1988.-№ 5.- С.62−63.
  267. B.C. О трех сторонах демонстрации опытов по химии.// Химия в школе.- 1980.- № 6.- С.48−51.
  268. B.C. Об оптимальном отборе школьного химического эксперимента.// Химия в школе.- 1994.-№ 1.-С. 73−75.
  269. B.C. Особенности и классификация демонстраций по химии. // Химия в школе ,-1985.-№ 5.- С.48−50.
  270. B.C. Разработка и совершенствование школьного химического эксперимента .// Химия в школе.-1991.-№ 4.-С. 50−53.
  271. B.C. Роль химического эксперимента в развитии познавательных интересов учащихся к химии. // Химия в школе. 1982. — № 5. — С. 53−56.
  272. B.C. Формирование и значение экспериментальных умений учащихся// Химия в школе.-1983.- № 2.- С.55−56.
  273. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие под ред. Крылова А. А. СПб изд-во Питер, 2000.- 560 С.
  274. Преподавание неорганической химии в средней школе. Метод. пособие для учителей. Изд.2е, перераб. М.: Просвещение, 1975.
  275. Проблемы методологии педагогики и методики педагогических исследований. (под ред. М. А. Данилова, Н.И. Болдырева). М.: 1971.
  276. В.Г. О некоторых направлениях развития техники эксперимента //Химия в школе.- 1985.- № 4.- С.54−56.
  277. Н.В. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся в обучении: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. М.: 1971.
  278. Психодиагностика: теория и практика. Пер. с нем. (Общ. Ред. Талызиной Н.Ф.) М.: Прогресс.- 1986.
  279. А.И. Самостоятельная работа учащихся с учебником на уроках химии.// Химия в школе.-1961.- № 5.
  280. Разумовский В. Г Методология и методы педагогики.// Советская педагогика. 1989.-Ш1.
  281. В.Э. Рабочая тетрадь по химии. Для VIII класса. Таллин: Валгус, 1968.
  282. В.Э. Индивидуализация самостоятельной работы учащихся при обучении химии в восьмилетней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1974.
  283. Н.М. Проблемы измерений в дидактике. Киев, Вища школа, 1979.-175С.
  284. Н.Н., Мамина кухня простейшая химическая лаборатория. Что мы едим и пьем. Химия. Прилож. к газете «Первое сентября». -1993 .-№ 3
  285. Т.Н., Шипарева Г. А. Домашний эксперимент : интересно и познавательно .//Химия в школе. 1998. — № 6. — С.65−67.
  286. C.JT. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1958.
  287. C.JI. Основы общей психологии. М., 1989.
  288. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: неорганическая химия. Учебник для 8 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1991.-159 С.
  289. Руководство по проведению лабораторных работ по химии в средних специальных учебных заведениях. / Кротова Г. А.- М.: Высшая школа, 1988.- 32 С.
  290. И.Н. Развитие воспроизводящей и творческой деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы с учебником химии (на материале действующего учебника химии 7−8 классов): Дис. канд. пед. наук.: 13.00.02. Ленинград, 1983.
  291. О.А. Развитие самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: Mill У, 2002.
  292. Г. И. Закон эффективности обучения . // Педагогика .- 1993.-№ 1.
  293. Т.З. Развивать у учащихся умение самостоятельно пополнять знания.// Химия в школе.- 1980.-№ 1 .-С. 22−24.
  294. Т.В. Из опыта проведения дифференцированных практических занятий. //Химия в школе.- 1980.- № 4.-С.26−28.
  295. Т.В. О самостоятельной работе на уроках химии. /Методика обучения химии в средней и высшей школе. Сб. науч.тр. МГПИ, М.: 1974.
  296. Л.В. Самостоятельная работа с учебником при изучении металлов.//Химия в школе.- 1 981.-№ 1.
  297. Г. И. Методология предметных методик обучения. // Педагоги-ка.-2000.- № 8.
  298. Г. И. Понятие упражнения в дидактике. // Советская педагогика.- 1986.-№ 4.
  299. К.А. Межпредметные связи курсов химии и природоведения. //Химия в школе.- 1982.- № 1.-С.38−40.
  300. К.А. Пропедевтика химических знаний в предметах естественнонаучного цикла IV VI классов и использование её в обучении химии: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02. Алма-Ата, 1987.
  301. С.Т. К организации мыслительной деятельности учащихся на начальном этапе обучения химии. // Химия в школе.- 1989.- № 2.- С.24−32.
  302. С.Т. Об организации собственной деятельности учащихся на уроке. // Химия в школе.- 1988.- № 2.- С. 33−38.
  303. С.Т. Основные аспекты природосообразного обучения.// Химия в школе.-2003.- № 3.- С. 13−18.
  304. А.С. О безопасных условиях работы с реактивами.// Химия в .1992, — № 12.-С.40−42.
  305. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.
  306. Г. Н. Предварительные самостоятельные работы учащихся. // О сознательном и прочном усвоении знаний учащихся / Под ред. М. А. Данилова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
  307. В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  308. С.А. Опыт организации практических работ. // Химия в школе.- 1992.- № 2.- С.42−44.
  309. А.Ф. Самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке. Известия АПН, вып. 115. М., 1961.
  310. JI.E. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1978, 176 С.
  311. В.В., Злотников Э. Г. Проверь свои знания: тесты по химии. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1997.-223 с.
  312. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  313. Стандарт среднего химического образования (проект). // Химия в шко-ле.-1993.-№ 4.- С.5−20.
  314. Н.А. Роль химического эксперимента в формировании культуры безопасной жизнедеятельности. // Химия в школе. 2003. — № 4. -С.57−65.
  315. Н.А. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (1917−1931 гг): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966.
  316. A.M., Мотрук Т. В., Чернобельская Г. М. Смотр знаний по химии для семиклассников. // Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 34−36.
  317. A.M. Тренинговые задания как средство развития мышления учащихся .// Химия в школе .-2001.-№ 5.-С.26−29.
  318. A.M., Федосова Л. Ф. Опыт реализации пропедевтической подготовки учащихся. // Химия. Методика преподавания в школе.-2003 .-№ 6.-С.59−62.
  319. В.П. Организация процесса обучения в школе. М.: Педагогика, 1968.
  320. И.И., Гоголевская Н. И. К методике изучения темы «Первоначальные химические понятия».// Химия в школе.- 1988.- № 4.- С.31−37.
  321. И.Т., Иванова Р. Г. Идея и структура интегрированного курса «Естествознание» (У-VII классы) // Химия в школе.- 1990.- № 6.- С.42−46.
  322. Р.П. Самостоятельная работа учащихся при изучении неметаллов в курс химии средней общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976.
  323. Р.П., Софронов С. В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1993. С. 96.
  324. Н.Н. Педагогические технологии: контрольно-корректирующая технология обучения.//Химия в школе.- 1998.- № 4.- С. 14−19.
  325. Н.Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий.//Химия в школе.- 2001.- № 5.- С. 12−17.
  326. Г. А. Из опыта изучения химических понятий в курсе «Естествознание». //Химия в школе.- 1995.- № 3.- С.20−24.
  327. ИТ. Активизация преподавания химии в школе. М.: Учпедгиз, 1963.
  328. И.Т. Об изучении знаков химических элементов и формул.// Химия в школе.-1982.-№ 5.-С.39−40.
  329. И.Т. Самостоятельная работа учащихся на уроках химии.// Химия в школе.- 1959.-№ 3.- С.27−31- № 4.- С.26−30.
  330. И.Т. Работа учащихся с учебником химии.// Химия в школе.- I960.- № 6.
  331. Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 288 с.
  332. E.JI. Совершенствование методики обучения химическому языку на основе алгоритмизации и самостоятельной работы учащихся: Дис. канд. пед. наук: 13.00. 02. М., 1986.
  333. Л.Г. Вещества в моем доме. // Химия. Прилож. к газете «Первое сентября».- 1997.- № 11, 12, 14, 24.
  334. Таскаева Л. Г, Нестерова Л. Н. Химия в младших классах. Химия Прилож. к газете «Первое сентября».- № 19.
  335. В.Л. Объективное и субъективное в педагогике.// Советская педагогика.- 1987.- № 6
  336. Теоретические основы процесса обучения в советской школе./ Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР.-М. :Педагогика, 1989.-320С.
  337. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Просвещение, 1983.
  338. Тесты по химии. Учебно-методическое пособие (Р.П.Суровцева, Л. С. Гузей и др.) -М.: Дрофа, 1998., -96 С.
  339. И.М. Из опыта интенсификации познавательной деятельности учащихся.// Журнал «Химия в школе.- 1993.-№ 4.- С. 51−52.
  340. И.М. Методика организации адаптационно-развивающего общения в процессе обучения. // Химия в школе.- 1996.- № 5.- С. 9−18.
  341. И.М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения. // Химия в школе.-1996.- № 5.-С. 8−11.
  342. И.М. Вещества и материалы в руках художника. М.: МИРОС, 1994. 80 с.
  343. А.С. В школах Израиля. Химия в младших классах.// Химия. Прилож. к газете «Первое сентября». -1993, — № 15−16.
  344. И.В., Шипарева Г. А. Введение в химию: Методические рекомендации к учебнику 7 к. -М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2003.- 80 с.
  345. И.В. Организация процесса обучения химии на пропедевтическом этапе для учащихся 7 классов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., МПГУ, 2003.
  346. Н.Л., Гнутова Т. К., Стихова A.M. К вопросу индивидуализации самостоятельной химической подготовки курсантов ./ Пути совершенствования преподавания химии в вузе и школе: Тезисы научн.-практ. конф. Петропавловск, 1991.-С. 15−17.
  347. Н.Л., Стихова A.M., Новикова Т. К. Особенности организации познавательной деятельности курсантов 1 курса при изучении химических дисциплин в морском вузе. Сб. научн. тр. НГМА. Вып.7. Новороссийск, 2002.-С. 51−53.
  348. Н.Л., Стихова A.M. К вопросу использования проблемно-программированных заданий в курсе химии .Деп. в НИИ ВШ 10.04.85. № 278−85. М.: 1985.
  349. Е.Г. Из опыта формирования практических умений и навыков учащихся.// Химия в школе.-1979.- № 4.- С.31−53.
  350. Трухина М. Д Конструирование и методика изучения пропедевтических курсов химии для учащихся 7 классов средних школ.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: МГПИ, 1998.
  351. М.Д. Пропедевтический курс химии для семиклассников.// Химия. Прилож. к газете «Первое сентября», 1993 .- № 23,24.
  352. А.А. Методические проблемы системного подхода к совершенствованию процесса обучения химии.// Химия в школе.- 1980.- № 3.-С.15−17.
  353. А.А., Корк В. А. Мы изучаем химию. Кн. для учащихся 7−8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1981.-64 С.
  354. A.M. Обучение химическому языку в 7 классе средней школы: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1956.
  355. А.В. Формирование учебных умений. // Советская педагогика. -1982. -№ 1.-С. 45−48.
  356. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся. // Советская педагогика. 1980.- № 12.
  357. А.В. Формирование обобщенных умений и навыков. // Народное образование.-1974.- № 3.
  358. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения . М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  359. О.Ф. Изучаем химию, повторяя естествознание . // Химия в школе .- 1997.-№ 5.- С. 30−33.
  360. Учителю химии о внеклассной работе. Из опыта работы учителей .М. просвещение, 1978.-160С.
  361. Н.Р. Об использовании в обучении деятельностного подхода.// Химия в школе.- 2003.- № 3.-С 19−21.
  362. А.Ю. Методика формирования умений самостоятельной работы учащихся при обучении химии в средних ПТУ: Автореф. канд.пед.наук: Казань, 1982.
  363. А.Ю. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии. М.: Высшая школа, 1990.- 64 С.
  364. Фам Тхи Тхен. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения химии в 8 классе средней школы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1990.
  365. JI.M. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях.// Советская педагогика.-. 1973.-№ 3.
  366. А.А. Педагогический эксперимент. Краснодар, 1989.
  367. П.Г. О понятийном аппарате педагогики. // Советская педагогика. 1991, — № 5.
  368. X. Мотивация и деятельность в 2-х томах. Москва, 1986.
  369. Химия: Тесты для 11 кл. варианты и ответы тестирования.-М.: Центр тестирования МОРФ, 2001. -56 С.
  370. Ю.В. идр. Преподавание химия в 7 и 8 классах: Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1969.-318С.
  371. Ю.В. Развитие логического мышления на уроках химии. Изд. АПН РСФСР, 1998.
  372. Ю.В., Эппггейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия. Учебник для 7−8 классов.-М.: Просвещение, 1985.- 236С.
  373. Г. П., Платонов ФЫ.П., Чертков И. Н. Демонстрационный эксперимент по химии . Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.-205С.
  374. JI.A. 50 лет учебного предмета химия в советской школе. // Химия в школе.- 1967.- № 1,2.
  375. JI.A. Модернизация школьных курсов химии в странах Восточной Европы (до 1989 г.).//Химия в школе.- 1991, № 4.-С.69−72
  376. Н.И. Индивидуальная и самостоятельная работа как средство повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении: Дис. канд.пед.наук.: 13.00.01. М., 1978.
  377. Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию.: Мир глазами химика: 7кл. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. —М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.-256 С.
  378. Г. М., Стихова A.M. К вопросу организации самостоятельной работы учащихся в пропедевтическом курсе химии ./Проблемы и перспективы развития химического образования. Тезисы Всерос. научн.-практ. конф. Иркутск, ИГУ.-2002.
  379. Г. М., Стихова A.M. Особенности организации самостоятельной работы семиклассников при изучении пропедевтического курса химии. Научн. тр. Ml 11 У. Серия: Естественные науки. М.: Прометей.-2003.
  380. Г. М. Методика обучения химии в средней школе. М.: Владос, 2000.- 336 С.
  381. Г. М., Дементьев А. И., Трегубчак И. В. Организация обучения с использованием адаптационно- пропедевтической методики // Химия в школе. 2003.- № 2.-С. 42- 46.
  382. Г. М., Дементьев А. И. Мир глазами химика. Учебное пособие и пропедевтическому курсу химии для 7 класса.// Химия. Прилож. к газете «Первое сентября», 1999.- № 26−48- 2000.-№ 1−5.
  383. Г. М., Стихова A.M. Организация самостоятельной работы семиклассников.// Химия в школе.- 2000.- № 7.- С. 32.
  384. Г. М., Трухина М. Д., Шелехова JI.M. Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием ля VII класса. // Химия в школе.-1995.-№ 4.- С. 19.
  385. JI.C. Структурирование учебного материала по химии как средство устранения формализма в знаниях учащихся: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
  386. Г. В. Задания для самостоятельной работы учащихся по химии: 10 класс. Пособие для учащихся веч. и заочн. школ.-М.: Просвещение, 1981.-64С.
  387. И. Н., Жуков П. Н. К методике решения экспериментальных задач . // Химия в школе.-1985.-№ 4.-С.50−54.
  388. Чертков И. Н, А. В. Лаврентьева, Понтак Л. С. Самостоятельная работа учащихся с учебником. // Химия в школе.-1979.- № 4.- С. 49−53.
  389. И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-191С.
  390. И.Н. Организация практической деятельности учащихся и развитие их интереса к химии .// Химия в школе.-1979.-№ 5.- С.22−27.
  391. И.Н. Связь мысленного и реального эксперимента //Химия в школе .-1979.-№ 6.-С.54−56.
  392. И.Н., Жуков П. Н. Методические рекомендации к химическому эксперименту VII класса. //Химия в школе. 1986.-№ 5.- С.58−60.
  393. И.Н. К проблеме организации самостоятельной работы учащихся.// Химия в школе. 1978.- № 5.
  394. Д.М., Струкова Л. А. Неорганическая химия : компьютерная поддержка курса: Кн. Для учащихся 8 кл. шк. с углуб. изучением химии.-М.:Просвещение, 1991 .-94С.
  395. Т.И., Перминова Л. М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом.// Химия в школе.- 1993.- № 2.-С. 21−26.
  396. С.Г. Методика обучения химии. М.: Учпедгиз, 1963.- С. 668.
  397. С.Г., Глориозов П. А. Экспериментальная работа над созданием нового курса химии для семилетней школы. Изд. АПН РСФСР. Вып. 43, Москва.-1952.
  398. В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика, 1987, — 160 С.
  399. Л.П., Курносова Е. И. «Из опыта преподавания химии в V- VII классах» // Химия в школе.- 2000 .- № 6.- С. 34.
  400. Г. И. Насущные вопросы формирования важнейших понятий химии на начальном этапе обучения .// Химия в школе 2001 .-№ 5.-С. 1723.
  401. Л.И. Самостоятельные лабораторные работы по химии с применением малых количеств реактивов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1970.
  402. Г. А. Домашний эксперимент к пропедевтическому курсу химии 7 класса.//Химия. Прилож. к газете «Первое сентября». 2000.- № 6.-9.
  403. Г. А. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к изучению учебного предмета: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М.: МГЛУ, 2001. 160 с.
  404. Э.А. Методологический аппарат исследования. // Советская педагогика.- 1988.-№ 11.
  405. Э.А. Специфика методического эксперимента. // Советская педагогика.- 1988.- № 3.
  406. Э.А. Специфика педагогического эксперимента. // Советская педагогика.- 1986.-С. 64−65.
  407. Э.А. Функции эмпирических методов исследования.// Советская педагогика.-1986.- № 3.
  408. B.C. Преобразование педагогической действительности: методологический аспект.// Советская педагогика.- 1987.- № 5.
  409. B.C. Преобразующая роль методологического знания.// Советская педагогика.- 1986.- № 10.
  410. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса.// Советская педагогика.-1982.-№ 8.
  411. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  412. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  413. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  414. Д.А. Формирование химических способностей у учащихся // Вопросы психологии 1963. № 6.
  415. Юный химик. Руководство по работе с набором. Рига.-1974.-92С.
  416. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
  417. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: Новое видение .// Педагогика.-1999.-№ 3.
  418. Н.М. Методика и техника урока в школе. М.: Просвещение, 1970.
  419. Т.А. О проведении уроков в VII классе.//Химия в школе.-2002.-№l.-C.33−38.
  420. George Moriber. Are Applications Capable of Creating an Interest in Chemistry? //Journal of Chemical Education.-1984.-#9.-p.807.
  421. E.T. McDowell, R.E.L. Waddling. Improving the Design of Laboratory Worksheets.// Journal of Chemical Education.-1985.-Vol.62 #1 l.-p.l037.
  422. Проверочная работа по теме «Представление об атомах, молекулах, веществах"1. ВАРИАНТ № 1.
  423. Вместо точек впишите недостающие понятия: а) вещество, в состав которого входят атомы разных химических элементов, называется. веществом-б).- это определенный вид атомов.
  424. Какой из способов вы бы предложили для разделения смеси подсолнечного масла и воды: а) действие магнитом- в) отстаивание-б) выпаривание- г) фильтрование-
  425. О чем идет речь: об элементе или о простом веществеа) медь входит в состав медного купороса-б) проволока сделана из меди-в) в состав оксида меди входит медь-г) медь хорошо проводит электрический ток.
  426. Составьте химические формулы веществ по валентности (кислород двухвалентен): оксид хлора (УП), оксид железа (Ш), оксид фосфора (Y), оксид свинца (П), оксид меди (I).
  427. Зарисуйте: воронку, коническую колбу.6. Допишите правило «ТБ»:
  428. Будь дисциплинированным, внимательно.
  429. Выпишите названия и символы шести элементов, начинающихся на букву «Г».
  430. Образуйте названия химических элементов из букв названия элемента с порядковым номером 101.
  431. Изобразите химическую формулу вещества, о котором идет речь
  432. Входит в состав воздуха, бесцветный газ, поддерживает горение- выделяется растениями в процессе фотосинтеза».1. ВАРИАНТ № 2.
  433. Вместо точек впишите недостающие понятия: а) вещество, в состав которого входят атомы одного химического элемента, называется. веществом-б) все молекулы состоят из.
  434. Какой из способов вы бы предложили для разделения смеси речного песка и сахара: а) действие магнитом- в) отстаивание-б) выпаривание- г) фильтрование.
  435. О чем идет речь: об элементе или о простом веществеа) сера входит в состав сульфида железа-б) сера смешана с железом-в) в состав серной кислоты входит сера-г) сера не притягивается магнитом.
  436. Составьте химические формулы веществ по валентности (кислород двухвалентен):
  437. Оксид теллура (YI), оксид марганца (YTT), оксид золота (Ш), оксид мышьяка (Y), оксид титана (IY).
  438. Зарисуйте: пробирку, выпарительную чашку.6. Допишите правило «ТБ»
  439. Соблюдать правило предосторожности при работе с.
  440. Выпишите названия и символы шести элементов, оканчивающихся на «ий».
  441. Образуйте названия химических элементов из букв названия элемента с порядковым номером 91.
  442. Ю.Изобразите химическую формулу вещества о котором идет речь «При обычных условиях бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, закипает при 100 °C, затвердевает при 0 °C. ВАРИАНТ № 3.
  443. Вместо точек впишите недостающие понятия: а) условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов называется.-б) мельчайшая частица вещества это.
  444. Какой из способов вы бы предложили для разделения смеси медных и железных опилок: а) действие магнитом- в) отстаивание-б выпаривание- г) фильтрование-
  445. О чем идет речь: об элементе или о простом веществеа) железо входит в состав сульфида железа-б) проволока сделана из железа-в) железо входит в состав ржавчины-г) железо во влажном воздухе ржавеет.
  446. Составьте химические формулы веществ по валентности (кислород двухвалентен)
  447. Зарисуйте: химический стакан, спиртовку.6. Допишите правило «ТБ"1. Содержать рабочее место.
  448. Выпишите названия и символы шести элементов, начинающихся или оканчивающихся на букву «а».
  449. Образуйте названия химических элементов из букв названия элемента с порядковым номером 95.
  450. Изобразите химическую формулу вещества, о котором идет речь «Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок.
  451. Не растворяется в воде, не смачивается водой».
  452. Проверочная работа по теме «Химия наука о превращениях веществ"1. ВАРИАНТ № 1.
  453. О каком понятии идет речь? Дописать определение: а) явление, в результате которого из данного вещества образуется другое вещество, называетсяявлением-б) вещество, в состав которого входят атом одного химического элемента, называетсявеществом.
  454. Знаешь ли ты программу «ТБ»? Закончить предложение (правила):а) реактивы расходовать экономно,-б) нельзя пробовать.3. Зарисовать: а) пробирку в штативе-б) колбу.
  455. Выполнить действия. Зарисовать признаки реакции
  456. Составить формулы веществ по валентности:
  457. Обозначить цветом, в каких предложениях речь идет о физических явлениях, а в каких о химических: а) ржавление железа-б) таяние снега-в) прокаливание меди. Изобразить в рисунке одно из явлений.1. ВАРИАНТ № 2.
  458. О каком понятии идет речь? Дописать определение: а) явление, при котором данное вещество не превращается в другое вещество, называетсяявлением-б) вещество, в состав которого входят атомы разных химических элементов, называетсявеществом.
  459. Знаешь ли ты программу «ТБ»? Закончить предложение (правила):а) будь дисциплинированным,-б) реактивы предохраняй от загрязнений,.3. Зарисовать: а) воронку-б) химический стакан.
  460. Выполнить действия. Зарисовать признаки реакции
  461. Составить формулы веществ по валентности:
  462. Обозначив цветом, в каких предложениях речь идет о физических явлениях, а в каких о химических: а) плавление парафина-б) выпаривание раствора-в)горение угля.
  463. Изобразить в рисунке одно из явлений.
Заполнить форму текущей работой