Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов в процессе конструирования повествований, описаний, рассуждений на уроках развития речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследованной проблемы заключается в том, что методическая организация обучения функционально-смысловым типам русской монологической речи в ее письменном варианте билингвов-осетин впервые становится объектом научных изысканий. В работе дана научно-обоснованная и экспериментально проверенная методическая система совершенствования письменной монологической речи в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Лингвометодические предпосылки работы над типами монологической речи на уроках развития речи
    • 1. 1. Проблемы развития речи в процессе становления методики как науки
    • 1. 2. Место текста в системе категории монологической речи
    • 1. 3. Типология монологической речи в аспекте совершенствования связной русской речи учащихсяосетин
    • 1. 4. Сравнительно-сопоставительный анализ построения
  • Щ текста в русском и осетинском языках
  • ГЛАВА II. Современное состояние уровня владения учащимися-осетинами письменной монологической речью в процессе создания ими текстов — повествований, описаний, рассуждений
    • 2. 1. Анализ действующих программ и учебников по русскому языку для национальных школ Российской Федерации
    • 2. 2. Анализ фактического уровня сформированности у учащихся-осетин навыков и умений продуцирования монологических высказываний — повествований, описаний, рассуждений
  • ГЛАВА III. Совершенствование письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов в процессе продуцирования текстов — повествований, описаний, рассуждений
    • 3. 1. Психолого-методические основы обучения нерусских учащихся письменной монологической речи
    • 3. 2. Методическая организация работы по совершенствованию письменной монологической речи учащихся старших классов на уроках развития речи

Совершенствование письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов в процессе конструирования повествований, описаний, рассуждений на уроках развития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Языковая ситуация в национальных регионах Российской Федерации, в частности в Республике Северная Осетия — Алания, повышает актуальность проблемы совершенствования письменной коммуникации на русском языке, значимость научной разработки методики преподавания русского языка в национальной школе. Особенностью положения русского языка в Республике Северная Осетия — Алания является то, что ему придан статус государственного, одним из важнейших функций которого является обслуживание всей системы образования: от дошкольных учреждений до высшей школы. Законодательно это закреплено в законе «О языках народов РСФСР». Имеющиеся данные о фактическом уровне владения связной русской речью билингвов-осетин свидетельствует о том, что он далек от совершества. Рост практической необходимости в свободном владении русским языком в условиях осетинско-русского двуязычия ставит перед специалистами-языковедами, психологами и, особенно методистами, неотложные задачи по повышению результативности обучения русскому языку как средству коммуникации.

Комплексному решению этой проблемы в полной мере может служить целенаправленное обучение монологической русской речи в ее письменном варианте как наиболее значимой с точки зрения задач коммуникации. Об актуальности этой проблемы в целом свидетельствует пристальное внимание к ней на всех этапах развития методики как науки видных ученых Ф. И. Буслаева, В. В. Виноградова, М. С. Поспелова, А. А. Потебни, А. В. Текучева, И. О. Фигуровского, Н. М. Шанского, Л. В. Щербы и других. Ряд исследований ученых PCO — Алания Р. П. Бибиловой, Э. С. Дзуцева, Л. А. Кучиевой, Б. Г. Мисиковой, Р. Б. Сабаткоева, И. Х. Таутиевой, З. Х. Тедтоевой и других посвящен отдельным аспектам специфики обучения связной русской речи разной категории обучаемых. Однако проблема специального обучения функционально-смысловым типам монологической (письменной) речи билингвов-осетин почти не отражена в методической литературе, тогда как формирование навыков продуцирования монологических высказываний — повествований, описаний, рассуждений на материале текста ~ единственно целесообразной единицы обучения — является достаточно продуктивным. Этими обстоятельствами обусловлен выбор нами проблемы исследования «Совершенствование письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов в процессе конструирования повествований, описаний, рассуждений на уроках развития речи».

Методологической основой исследования являются научно-теоретические труды по социолингвистике и психологии Б. В. Беляева, Р. Л. Будагова, Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, В. В. Панфилова и других, в которых раскрывается неразрывная связь языка и мышления, языка и речи, содержится анализ основополагающих государственных документов по вопросу языкового строительства и образования на современном этапе социального развития.

Кроме того, предпринятое исследование базировалось на трудах языковедов-русистов, освещающих различные вопросы теории текста, П. Я. Гальперина, И. В. Дмитриевской, Ю. Д. Каражаева, Г. В. Колшанского, Т. М. Николаевой, Е. А. Реферовской и др.

Методическую основу исследования составляют работы современных методистов Н. З. Бакеевой, Л. И. Величко, Т. Г. Городиловой, Н. Д. Зарубиной, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской и других, анализирующих узловые проблемы современной методики преподавания русского языка в национальной школе, в частности развития речи.

Объектом данного исследования является методическая организация работы над функционально-смысловыми типами монологической речи — описанием, рассуждением, повествованием — на уроках развития речи в старших классах как средства совершенствования связной речи билингвов-осетин.

Предмет исследования — теоретическое и методическое обоснование совершенствования письменной монологической речи учащихся-осетин через обучение функционально-смысловым типам монологической речи — описанию, повествованию, рассуждению.

Цель исследования разработка научно обоснованной системы работы по совершенствованию монологической письменной речи учащихся-осетин на уроках развития речи.

Гипотеза исследования: целенаправленное обучение функционально-смысловым типам монологической речи (описанию, повествованию, рассуждению) на основе научно подтвержденной системы работы, стержнем которой является образцовый текст, способствует формированию универсальных умений и навыков учащихся-осетин по продуцированию собственных монологических высказываний, обеспечивает коммуникативные потребности личности на всех уровнях общественной жизни.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие основные исследовательские задачи:

— выявить фактический уровень сформированности у учащихся-осетин навыков и умений конструирования монологических высказываний — описаний, повествований, рассуждений (анализ письменных работ, классификация типичных ошибок) — разработать и апробировать систему работы по совершенствованию методики обучения функционально-смысловым типам монологической (письменной) речи учащихся-осетин;

— установить на основе сопоставительного анализа построения письменного текста в русском и осетинском языках объем лингвистического материала, необходимого для работы по совершенствованию монологической речи учащихсяэкспериментально проверить эффективность предлагаемой методической системы.

Методы исследования: теоретический (изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы в аспекте темы исследования);

— социолого-педагогический (анализ программ и учебников, учебных пособий по русскому языку для национальных школ, наблюдение за учебным процессом, изучение состояния преподавания русского языка в национальной школе;

— экспериментальный (текущие и итоговое тестирование знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, проведение констатирующего и обучающего экспериментов, статистическая обработка их результатов).

Экспериментальной базой исследования послужили средняя школа № 37 гор. Владикавказа, Черменские № 1 и № 2, Тарская, Сунженская и Камбилеевская средние школы. В эксперименте, который проводился с 1997 по 2001 годы, принимало участие 500 учащихся 10−11 классов. Данное количество участников свидетельствует об объективности результатов исследования. Экспериментальные уроки проводились самим диссертантом и под его руководством учителями-словесниками.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры русского языка в национальной школе, на итоговых научных конференциях Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова и нашли отражение в опубликованных статьях и учебно-методическом пособии.

Научная новизна исследованной проблемы заключается в том, что методическая организация обучения функционально-смысловым типам русской монологической речи в ее письменном варианте билингвов-осетин впервые становится объектом научных изысканий. В работе дана научно-обоснованная и экспериментально проверенная методическая система совершенствования письменной монологической речи в процессе конструирования повествований, описаний, рассуждений на уроках развития речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверенная система работы по формированию навыков и умений продуцирования монологических высказываний, а также комплекс упражнений по закреплению этих знаний, умений и навыков могут быть учтены при составлении программ, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций для преподавателей русского языка национальных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Текст как категория монологической речи может быть универсальной единицей обучения в силу того, что он является систематизированным образцом функционирования языка.

2. В типологии монологической речи в ее функционально-смысловых разновидностях — описании, повествовании, рассуждениизаключены недостаточно используемые в школьной практике методические возможности для обучения учащихся-билингвов связной русской речи.

3.Разработка системы работы по совершенствованию монологической (письменной) речи учащихся старших классов на уроках развития речи будет способствовать выполнению задач речетворчества в комплексе.

4.Использование сравнительно-сопоставительного принципа работы над текстом способствует преодолению интерферентных явлений и совершенствованию письменной коммуникации учащихся.

5.Построение системы обучения учащихся старших классов функциональным типам монологической речи на основе работы над текстом-образцом является одним из важных условий развития связной речи школьников.

Структура исследования. Цель, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили его композицию. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения (приложение содержит справочный материал по теории текста и его анализу, образцы текстов).

175 ВЫВОДЫ.

1. Минимальными единицами монологической речи являются функционально-смысловые типы — повествование, описание, рассуждение, так как в них наиболее полно аккумулируются свойства целого (текста) — они наиболее адекватно реализуют функции текста как продукта речемыслительной деятельности человека.

2. Широкий спектр обучающих функций письменного текста обусловил выбор последнего как единственно целесообразной единицы обучения монологической письменной речи в ее типизированных разновидностях — повествовании, описании, рассуждении.

3. Фактический уровень владения учащимися-осетинами старших классов монологической письменной речью не соответствует программным требованиям, так как обучение строится без должного учета источников возникновения трудностей при репродукции монологических высказываний, первопричиной которых являются специфика родного (осетинского) языка, возрастные особенности речемыслительной деятельности учащихся-билингвов.

4. Комплексное решение совершенствования письменной монологической речи учащихся-осетин обеспечивает разработанная система целенаправленного обучения повествованию, описанию, рассуждению на материале печатного текста-образца, в основе которогокоммуникативный системно-деятельностный подход, реализуемый оптимальными на каждой ступени обучения приемами работы.

5. Рациональность предлагаемой системы работы по совершенствованию письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов подтверждена положительными результатами экспериментально-опытного обучения, в процессе которого формируется, реализуется и действует система владения монологом как средством коммуникации в широком смысле слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многоаспектное исследование вопросов методики обучения русскому языку как неродному свидетельствуют о том, что приоритетным направлением этой отрасли методики является развитие связной русской речи нерусских учащихся.

Проблема выявления путей и форм оптимального управления процессом совершенствования связной русской речи билингвов-осетин в условиях естественного двуязычия является особенно актуальной для всей системы образования нашей республики, в которой объективно находят свое отражение новые исторические реалии, сложившиеся в Российской Федерации в последнее десятилетие.

Одной из важнейших составляющих этого процесса, обеспечивающих реализацию основной функции русского языка как неродного — коммуникативную, — является совершенствование монологической (письменной) речи как наиболее значимой с точки зрения задач коммуникации для национального контингента учащихся.

Комплексное решение этой проблемы призвана обеспечить предложенная нами система специально организованного целенаправленного обучения монологической (письменной) речи в ее функционально-смысловых разновидностях — повествовании, описании, рассуждении. Специфика этой системы состоит в том, что методическим стержнем всего процесса обучения, организующим началом обучения русскому языку является образцовый текст как универсальная единица речи, в которой материализуются все другие системы языка. Исходя из этого, с целью комплексного решения задач речетворчества, во главу угла всех этапов обучения предлагаемая система ставит формирование и развитие умений и навыков текстообразования с опорой на общедидактические и частнометодические принципы обучения.

Экспериментальным обучением подтверждена правомерность сформулированной в начале исследования гипотезы. Полученные нами положительные результаты специального обучения функционально-смысловым разновидностям монологической (письменной) речи учащихся-осетин свидетельствуют об эффективности предлагаемой системы работы. Практика обучающего эксперимента убедительно показала, что положенный в основу данной системы обучения коммуникативный системно-деятельностный подход к изучению текста как систематизированного образца функционирования языка представляется оптимальным, так как обеспечивает практическое усвоение учащимися-осетинами в условиях речевой деятельности на учебных занятиях основных элементов текстообразования. В результате в обучении формируется, реализуется и действует система владения монологом как средством общения в широком смысле слова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Грамматико-стилистические упражнения. Труды всероссийской конференции преподавателей-словесников школ политпросвета. — Вып. 1.-ГНЗ, 1928.
  2. В.А. Двуязычие и школа//Проблемы двуязычия и многоязычия. -М.: Наука, 1972. -С.49−62.
  3. A.A. Структура целого текста. Вып. 1. — М., 1979.
  4. A.C. Именование текста как ключевое слово. Вестник Московского университета. Серия А. Филология. 1985. № 4.
  5. .Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе. Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. -Т.43.-1946.
  6. Л.И. Текст как система ориентиров в процессе понимания иноязычной речи на слух//Лингвистика текста. Материалы научной конференции ЛГПИИЯ им. М.Тореза. 4.4. — М., 1974.
  7. Аристотель. Риторика//Античные риторики./Под ред. А.А.Тахо-Годи. -М., 1978.
  8. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  9. Н.Д. К проблеме связности прозаического текста//Памяти академика В. В. Виноградова. -М., 1971.
  10. Ю.Архангельский H.A. Опыт анализа письменной речи учащихся//РЯСШ. 1929. — № 3.
  11. П.Ахмедов Г. И. Развитие русской монологической речи студентов-филологов национальных групп вузов. АКД. — М., 1991.
  12. Н.К. Современный осетинский язык. 4.1. Орджоникидзе, 1965- 4.2. — Орджоникидзе, 1982. — 493 с.
  13. Н.И. Обучение структуре монологического высказывания на 5 курсе языкового факультета (на материале английского языка). -АКД. Воронеж, 1973.
  14. Д.Х. Устная монологическая речь. АДД. — Киев, 1972.
  15. Р. Лингвистика текста//Новое в зарубежной лингвистике. -Вып.VIII. М., 1978.
  16. С.Г. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с обучением русскому языку нерусских//РЯНШ. 1958. — № 3.
  17. М.М. Проблема текста в лингвистической философии и других гуманитарных науках//Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  18. .Х. Психолингвистические проблемы речевого общения (личностно- и социально-ориентированное общение). АКД. — М., 1973.
  19. В. Психологические основы усвоения лексики иностранных языков. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
  20. .В. Очерки по психологии обучения иностранных языкам. Пособие для учителя и студентов. М.: Учпедгиз, 1959. — 174 с.
  21. .В. Психологические основы обучения русскому языку в национальной школе//РЯНШ. 1962. — № 3. — С. 13−26.
  22. Р.П. Совершенствование монологической речи студентов-осетин в связи с изучением синтаксических синонимических конструкций. АКД. — М., 1990.
  23. Р.П. Сопоставительный анализ синонимических синтаксических конструкций русского и осетинского языков//Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. -Владикавказ, 1991. С. 117−124.
  24. Р.П. Психолого-педагогические основы обучения словосочетанию учащихся-осетин//Материалы Гагкаевских чтений. -Владикавказ, 2001. С.68−70.
  25. Р.П., Газаева Л. В., Калманова Ц. А., Кибизова С. Б. Развитие речи учащихся-осетин старших классов на уроках синтаксиса. Учебное пособие. Владикавказ, 1999. — 65
  26. Р.П., Мисикова Б. Г. К вопросу об изучении связного текста на занятиях по русскому языку в национальной школе//Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. Вып. IV. -Владткавказ, 2000.- С.80−92.
  27. Р.П., Цопанова Р. Г. О сравинетльно-сопоставительном синтаксисе в научных трудах К.Е.Гагкаева//Материалы Гагкаевских чтений. Владикавказ, 2001. — С. 12−18.
  28. С.К. Подготовка к монологу-рассуждению//РЯШ. ~ 1990. -№ 2. С.3−8.
  29. С.К. Развитие связной речи учащихся национальных школ как основная методическая проблема современной школы//Лингвистические этюды. Вып. III. — Владикавказ, 1999. -С. 19−31.
  30. Г. Г. Развитие мышления школьников//Избранные педагогические и психологические сочинения. М., Педагогика, 1979.
  31. Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., Просвещение, 1966.
  32. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., изд АПН РСФСР, 1959. — 245 с.
  33. Е.П. Развитие письменной монологической русской речи учащихся 6−7 классов якутской школы. АКД. — М., 1990.
  34. А.Д. Об организации и методике деятельности исследователя//Советская педагогика. 1981. — № 4. — С.85−93.
  35. P.A. О типологии речи//Русская речь. 1967. — № 6.
  36. Ф.И. О преподавании отечественного языка. JL: Учпедгиз, 1941.
  37. Ф.И. Историческая грамматика. М.: Учпедгиз, 1968. — 623 с.
  38. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969. — 160 с.
  39. Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. М., Наука, 1988.
  40. В.В. Избранные труды. Исследование по русской грамматике. -М.: Наука, 1975.
  41. В.В. О художественной прозе. М., 1930.
  42. В.В. О языке художественной прозы//Избранные труды. -М.: Наука, 1980. С.70−104.
  43. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.- 255 с.
  44. Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы/Под ред. Н. З. Бакеевой М.: Педагогика, 1976.
  45. Вопросы порождения речи и обучения языку//Слово: соотношение планов содержания и выражения./Под ред. Верещагина Е. М. М., 1967.
  46. Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного./Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., МГУ, 1971.
  47. Вопросы психологии обучения./Отв.ред. Менчинская. М., 1950.
  48. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  49. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.- 151 с.
  50. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. 1969. — № 1.
  51. И.Р. О понятии «текст»//Вопросы языкознания. 1974. — № 5. — С.23−27.
  52. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
  53. И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста//Русский язык: текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1982.-С. 18−29.
  54. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.- 139 с.
  55. Г. Г., Алексеева H.H. Единица речи в преподавании русского языка как иностранного//Проблемы учебника русского языка как иностранного. Синтаксис. М.: Русский язык, 1980.
  56. Г. Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов. АДД. — М., 1980.
  57. С.А. Психологический анализ логико-смысловой организации речевого высказывания. АКД. — М., 1984.
  58. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  59. В.В. О двух основных этапах развития детской педагогической психологии. Горький, 1971.
  60. К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов. АКД. — М., 1981.
  61. Э.С. Социально-коммуникативный подход к обучению связной русской речи в осетинской школе. Владикавказ: Ир, 1991.
  62. Э.С. Обучение связной русской речи учащихся 4−6 классов осетинской школы. Орджоникидзе, 1984.
  63. И.В. Обучение сочинениям в средней школе и структура сложных текстов. Ученые записки Иванов.ГПИ. — Вып. 1 8. -Иваново, 1967.-С.33−39.
  64. И.В. Текст как система: понимание, сложность, информативность. Иваново, 1985. — 97 с.
  65. Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов, 1969.
  66. Дубович-Арановская Д.Х. О некоторых условиях понимания структуры текста учащимися//Вопросы психологии. 1962. — № 1.
  67. М.Я. Проблемы русского текстообразования (сверхфразовый уровень организации художественного текста). -АКД.-М" 1999.
  68. Н.Г. Развитие лингвистического мышления школьников (проблема и методика)//Проблемы мышления. Ярославль, 1968.
  69. Н.П. Процессы мышления в речевой деятельности. АДД. -М., 1971.
  70. А.Г. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков. М., 1972.
  71. А.Г., Гохяернер М. М. Психологические механизмы усвоения родного и иностранного языков. М., 1972.
  72. Н.И. Механизмы речи. М.: изд. АПН, 1958. — 370 с.
  73. Н.И. Речь.//Психология. М., 1962.
  74. Н.И. Психологические основы развития речи//В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. — С.5−25.
  75. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  76. И.К., Краевский В. В. Современный урок (методические рекомендации). М., 1985.
  77. Л.С., Зиновьева М. Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов).- М.: Русский язык, 1984.
  78. Н.Н. Совершенствование устной монологической речи учащихся старших классов на уроках русского языка в киргизской школе. М.: Просвещение, 1985.
  79. Закон «О языках народов Российской Федерации». Российская газета. 11 декабря 1991 г.
  80. Л.В. Обучение и развитие: эксперимент. Психологические исследования. -М.: Педагогика, 1975.
  81. Н.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1977.-48 с.
  82. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М., Русский язык, 1981.
  83. A.B. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности//Формирование учебной деятельности школь-ников./Ред. В. В. Давыдов, И. Ламинер, А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1989.
  84. И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному//Русский язык за рубежом. 1985. — № 5.
  85. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. — 100 с.
  86. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.-219 с.
  87. И.А. Речевая деятельность и психология речи/Юсновы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С.66−72.
  88. И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи//Психологи-ческие и психолингвистические проблемы владения и овладения языком./Под ред. Леонтьева A.A., Рябовой T.B. М., 1969. — С. 17−29.
  89. И.А. Сочетаемость в речевом высказывании. Психологический аспект//Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып. 145. — М., 1979. — С.53−39.
  90. А.Ф. Комплексно-речевая система произведения как принцип синтаксической организации текста. Ученые записки МГПИИЯ им. М.Тореза. Т.54. М&bdquo- 1970. — С.340−355.
  91. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — С.203−213.
  92. Г. А. Роль ремы в структурной организации и типологии текста. Синтаксис текста. М., 1979.
  93. Ю.Б. Организация современного урока//Книга для учителя. -М., Просвещение, 1984.
  94. Ф. Из материалов II Ташкентской конференции «О психологических основах обучения русского языка в национальной школе». Баку, 1962.
  95. В.В., Иванова В. А., Панькин В. М. Некоторые вопросы повышения качества учебников русского языка для национальной школы//Русский язык в национальных республиках Советского Союза. -М., 1980.
  96. С.Г. Категория связной речи в лингвометодической интерпретации и принципы ее организации в условиях школьного обучения русскому языку//Проблемы преподавания синтаксиса в школе. М., 1976. — 211 с.
  97. И.И. Структура процесса учения. М., изд-во МГУ, 1986.
  98. В.В. Экспериментально-психологические исследования обладания и владения вторым языком. Тбилиси, 1979.
  99. Ипполитова Н. А Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М., 1998.
  100. Каменская O. J1. Текст и коммуникация. М., Высшая школа, 1990.
  101. В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения, 5−7 классы. М., 1991. — 196 с.
  102. Ю.Д. Типология текста и незамещенные синтаксические позиции//Проблемы семантики предложения: выраженный и невыраженный смысл. Красноярск, 1986. — 128 с.
  103. Л.И. Обучение русской монологической речи в условиях многонациональной группы. АКД. — М., 1995.
  104. Л.Т. Формирование универсальных умений билингва. -М., Высшая школа, 1986.
  105. С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
  106. Н.И. Текст как источник обучения монологической речи// Материалы докладов республиканской научной конференции. М., 1980.
  107. Н.В. О способах объединения предложений в связной речи//РЯШ. 1960. — № 5.
  108. H.H. Критерии оценки ученических сочинений. М., АПН СССР, 1961.
  109. И.М. Вступительная статья//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.XVII. Лингвистика. — М., 1988.
  110. М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. — 395 с.
  111. Е.А. Лингводидактические основы взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам в 5−6 классах осетинской школы. АКД.-2001 г.
  112. Л.А. Текст как единица обучения связной русской речи в национальных группах педучилищ. АКД. — М., 1987.
  113. Г. В. Контекстная семантика. М., Наука, 1980.
  114. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка./Отв. Ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1984. — 175 с.
  115. Г. В. Логика и структура языка. М., Высшая школа, 1965.
  116. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., Наука, 1975.
  117. Г. В. Текст как единица коммуникации//Проблемы общего и германского языкознания. М., 1978.
  118. В.Г., Митрофанова О. Д. Учебные принципы активизации коммуникации в обучении русскому языку иностранцев//Тезисы докладов и сообщений V международного конгресса МАПРЯЛ. Прага, 1982.
  119. А.Т. Лингвистика текста и исследование взаимоотношений языка и мышления//ВЯ. 1986. — № 6. — С.23−37.
  120. В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. -М., Учпедгиз, 1963.
  121. Кулова А. Д О соотношении языка и речи в процессе обучения русскому языку и специфика учета родного языка//Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. Вып.II. — Владикавказ, 1993. -С.263−270.
  122. Л.А. Работа по теории связного текста как важное звено в развитии русской речи учащихся национальных школ. Методические рекомендации. Орджоникидзе, 1984.
  123. В.А. Интерпретация текста. -М.: Просвещение, 1988.
  124. Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986.
  125. Т.А. Об итогах исследований по развитию связной речи //Новые исследования в педагогических науках. 1979. — № 1. -С.45−53.
  126. Т.А., Баранов М. Б. Особенности языка ученических изложений. ~М.: Просвещение, 1965.
  127. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 109 с.
  128. Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка 5 класса. -М.: Просвещение, 1992.
  129. .А. Теоретические вопросы содержания обучения практическому владению языком//Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М., 1986. — С.5−36.
  130. O.A. Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. -М.: Наука, 1982.
  131. А. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
  132. А.Н. Современная психология. М.: изд-во МГУ, 1983.
  133. A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному//Русский язык за рубежом. 1979. — № 3. — С.63−67.
  134. A.A. Признаки связности и цельности текста//Лингвистика текста. М., 1976.
  135. A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967.
  136. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  137. A.A. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1977. — 64 с.
  138. A.A. Речевая деятельность/Юсновы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-С.21−28.
  139. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
  140. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  141. Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.
  142. Лингарт Иозеф. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  143. Лингвистические единицы, конструкции и текст./Ред.коллегия. -М.: Наука, 1989.
  144. Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного./Отв.ред. Шахнарович А. М. М., Наука, 1987.
  145. Лингвистические основы обучения речевой деятельности. -Ташкент, 1985.
  146. Лингвистические основы преподавания языка. М.: Наука, 1983.
  147. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  148. Л.В., Газаева Т. А. Текст на уроках русского языка в свете идей современной концепции обучения//Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. Вып.III. — Владикавказ, 1999. — С.29−38.
  149. Л.М. Как строится текст? М.: Просвещение, 1980.
  150. Л.М. Межфразовая связь в текстах монологической речи. -АДД. Одесса, 1969.
  151. Л.М. Синтаксическая структура целых текстов. Факультатив по современному русскому языку. Одесса, ИУУ, 1971. — 49 с.
  152. А.Р. Язык и сознание./Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1979.
  153. М.Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся// Советская педагогика. 1978. — № 8.
  154. М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности//Лингвистические основы преподавания языка.-М., 1983.
  155. М.Р. Тенденция формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе. АДД. — M., 1973.
  156. Ю.Ф. Психологические особенности смысловой организации воспринимаемого на слух вербального материала. АКД. -М., 1977.
  157. В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся. Иваново, 1976. — 138 с.
  158. А.К. Психологический анализ связной речи//Основы методики./Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1975.
  159. А.К. Психологические вопросы усвоения стилистики в школе //Вопросы психологии. 1968. — № 4.
  160. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -АДД. -М., 1974.
  161. А.К. Психология усвоения как средства общения. М., 1974.
  162. А.К., Матис Т. С. Усвоение школьниками синтаксических связей текста//Актуальные психолого-педагогическое проблемы обучения и воспитания. Вып.2, — М., 1973.
  163. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990.
  164. Е.А. Рекомендации по организации учебной деятельности обучемых//Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск, 1999.
  165. .А. Проблема лингвистического анализа связного текста. -Таллин, 1975.
  166. Материалы всесоюзной научно-теоретической конференции «Русский язык язык дружбы и сотрудничества народов СССР». Ташкент, 1979.-М.: Просвещение, 1980.
  167. Методика (заочный курс повышения квалификации филологов-русистов)./Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1988. — 180 с.
  168. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе./Под ред.Н. З. Бакеевой. Л.: Просвещение, 1986.
  169. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. М., 1989.
  170. .Г. Методика изучения синтаксиса осетинского языка с опорой на знания учащихся по русскому языку. Учебное пособие. -Владикавказ, 1993.
  171. О.И. Текст как лингвистическое понятие. М., 1983.
  172. .С. Человек и текст. М.: Книга, 1985.
  173. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 111 с.
  174. O.A. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974.
  175. Е.И. Связный текст на уроках русского языка (из опыта учителя). -М.: Просвещение, 1966. 328 с.
  176. Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.VIII. М., 1978.
  177. А., Чистякова Г. Содержание текста и его основные едини цы//Фонетика и психология речи./Ред.Г. М. Вишневская. -Иваново, изд-во Иван. ГУ, 1980.
  178. Л.А. Художественный текст. М: Русский язык, 1988. -301 с.
  179. Общение. Текст. Высказывание./Под ред. Т. Я. Андрющенко и др. -М.: Наука, 1978.
  180. В.В. Стилистика текста. M., 1980.
  181. В.В. Композиционные типы речи//Функциональные типы русской речи./Под ред. А. Н. Кожина, О. А. Крыловой, В. В. Одинцова. -М.: Высшая школа, 1982.
  182. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.
  183. Е.В. Психолого-педагогический анализ речевых умений учащихся высшей школы. АКД. — СПб., 1991.
  184. К.А. Общие принципы построения высказывания как предмет усвоения в национальной школе//Мышление и общение. Материалы всесоюзного симпозиума. Алма-Ата, 1973.
  185. Основы теории речевой деятельности, М.: Наука, 1974. ~ 368 с.
  186. Р. Понимание речи и философия языка//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.УШ. — М., 1986.
  187. В.В. Взаимоотношения категорий языка и мышления при двуязычии/УПроблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. -С.103−112.
  188. Е.И. Коммуникативная методика обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985.
  189. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  190. A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики//Русский язык в советской школе. 1930. — № 4.
  191. A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.-511 с.
  192. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  193. Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры//Доклады и сообщения Института русского языка. Вып.2. — М., 1948.
  194. А.И. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1958.
  195. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах./Под ред. Е. А. Быстровой. М.: Просвещение, 1988.
  196. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку ./Под ред. Матвеевой А. Н. М., 1982. — 125 с.
  197. Проблемы методики развития русской речи в национальных школах РСФСР (сборник научных трудов). М., 1983.
  198. Проблемы педагогической лингвистики. Сборник научных трудов под ред.К. К. Филиппенко. Казань, изд-во Каз. ГУ, 1989.
  199. Психологический аспект овладения иноязычной речью. Сборник статей. Редколлегия: Волкова Е. И. и др. Воронеж, изд-во Воронеж. ГУ, 1982.- 167 с.
  200. Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе./Под ред. Максименко С. Д. Киев, 1983.
  201. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. Сборник статей под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М.: Русский язык, 1977.
  202. Психологический словарь. М.: Наука, 1978.
  203. Психология и методика обучения второму языку. М., изд-во МГУ, 1969.- 135 с.
  204. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., Русский язык, 1977.-С.13−42.
  205. Психолингвистические исследования развития речи и обучения второму языку./Отв.ред. И. Н. Горелов, А. М. Шахнарович. М., 1980. -140 с.
  206. Психология обучения. Редколлегия В. В. Давыдов и др. — М., 1978.
  207. Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку ./Под ред. А. А. Леонтьева, Н. Д. Зарубиной. М.: Русский язык, 1977. — 176 с.
  208. Психология обучения иностранному языку.//Под ред. Артемова В. А. -М., 1969.
  209. Психология обучения. Учебное пособие. Редколлегия Давыдов В. В. и др.-М., 1978.-69 с.
  210. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1974.
  211. Психологические проблемы построения школьных учебников./Под ред. Г. Г. Граник. -М.: Просвещение, 1979.
  212. Психология усвоения знаний./Отв.ред. Н. Д. Менчинская. М., 1984. -232 с.
  213. Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи./Отв.ред. Богоявленский Д. И., М., 1956.
  214. Ю.В., Трегубович Т. П. Текст: структура и семантика. -Минск, 1984.
  215. Л.С. Точность важный признак речевой культуры// Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. — Вып.1. -Владикавказ, 1991.
  216. Л.С. Учет родного языка и методика сопоставления в процессе обучения русскому языку учащихся-билингвов//Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. Вып.II. -Владикавказ, 1993. — С.41−51.
  217. Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку. Методические рекомендации МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1980.
  218. Т.В. Методика работы над функционально-смысловыми типами речи в научном и публицистическом тексте в военном вузе гуманитарного профиля. АКД. — М., 1999.
  219. Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте. Л.: Наука, 1989.
  220. Речь. Речь. Речь./Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990.
  221. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики./Под ред. Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой. М., Педагогика, 1977.
  222. Русский язык как средство интернационального воспитания учащей молодежи. Орджоникидзе, 1985.
  223. Р.Б. Методика работы над связным текстом в национальной школе//Материалы всероссийского координационного совещания по вопросам подготовки учителей в педучилищах АССР и автономных областях РСФСР. М., 1976.
  224. Р.Б. Методика развития связной русской речи в осетинской школе. Орджоникидзе, Ир, 1979. — 136 с.
  225. Р.Б. Обучение связной речи в национальных школах (для экспертной проверки). М., 1988.
  226. Р.Б. Обучение связной русской речи в осетинской школе. Методическое пособие. Орджоникидзе, 1979.
  227. Р.Б. О работе над связным текстом в национальной школе// Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Казань, 1976.-С.54−64.
  228. Р.Б. О работе над ССЦ на уроке русского языка в национальной школе//Русский и родной языки в школах народов РСФСР. Вып. V. — Л., 1976.
  229. Р.Б. Проблемы обогащения синтаксического строя русской речи учащихся национальных школ. АДД. — М., 1979.
  230. Р.Б. Русский язык. Учебник для 8 класса национальных школ. СПб.: Просвещение, 2000.
  231. Р.Б., Михайлов М. М., Барцева З. Ф. Русский язык. Учебник для 8−9 классов национальных школ. СПб., 1994.
  232. Р.Б. Состояние навыков связной речи учащихся-осетин// Вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе. М.: Просвещение, 1977. — С.69−82.
  233. В.Х. Психологический анализ мотивации в овладении русским языком как вторым родным. Душанбе, 1983.
  234. Т.М. Психологические вопросы овладения русским языком. Минск, 1980.
  235. .А. Всякое ли сопоставление полезно?//РЯНШ. -1957. -№ 2.
  236. Н.И. К вопросу о СФЕ как фонетической единице//Сб. лаборатории устной речи филфака МГУ. М., 1968.
  237. Е.В. Коммуникативный принцип исследования текста.// Известия АН СССР. Т. 45. — 1986. — № 5. — С.425−432.
  238. Синтаксис текста. Сборник статей АН СССР./Под ред. Золотовой Т. А. -М., МГУ, 1982.
  239. А.Ю. Исследование критериев и разработка моделирования описания анализа и оценки учебника русского языка для иностранцев. АКД. — 1982.
  240. Словарь иностранных слов. Актуальная лексика. Толкование, этимология./Ред. Андреева H.H. и др. М.: Цитадель, 1999. — 3 18 с.
  241. Словарь иностранных слов/Под ред. Лехина И. В., Петрова Ф. Н. -М.: ЮНВЕС, 1966.
  242. A.A. Психология запоминания. М., 1948.
  243. Стоуне Эдвард. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
  244. Х.Х., Галазов А. Х. Лингвометодические проблемы преодоления интерференции при обучении русскому языку. -Орджоникидзе, 1982.
  245. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста./Отв. ред. А. И. Новиков. М.: Наука, 1985. — 168 с.
  246. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: изд-во МГУ, 1975.
  247. И.Х. Типы, формы интерференции в речи билингвов-осетин// Лингвистические этюды./Под ред. З. Х. Тедтоевой. Вып.III. -Владикавказ, 1993.
  248. З.Х. Сборник текстов для изложений. Владикавказ: изд-во «Ир», 1992.
  249. З.Х. Пути и методы интенсификации изучения русского языка//Мах дуг. 1986. — № 11.
  250. Текст как отображение картины мира./Под ред. И. П. Леонтьева. -М&bdquo- 1989.
  251. A.B. Методика русского языка в средней школе. М., 1970.
  252. A.B. Научные основы методики преподавания русского языка как неродного. Материалы 1 республиканской межвузовской лингвистической конференции. Фрунзе, 1965.
  253. A.B. О преемственности между учебниками русского языка для национальных школ//Научные основы учебников русского языка для национальных школ. -М., 1973.
  254. A.B. Очерки по методике обучения русскому языку. М., 1982.
  255. A.B. Хрестоматия по методике русского языка. М., 1982.
  256. Теория и практика педагогического эксперимента./Под ред. Г. В. Воробьева, А. И. Пискунова. М., 1979.
  257. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики./Отв.ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1968.
  258. И.Г., Сержан Л. С. Смысловое членение интонационной структуры единого связного текста.//Лингвистика текста. М., 1974.
  259. З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. -М.: Просвещение, 1986.
  260. Н.З. Описание как тип монологической речи и методика работы над ним в национальных группах языкового вуза. АКД. — М., 1987.
  261. О.Н. Обучение нерусских студентов монологическому высказыванию на материале публицистических текстов. АКД. — М., 1991.
  262. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные произведения. М.-Л., 1946.
  263. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973.- 160 с.
  264. И.А. Методика русского языка и ее исследовательские методы//РЯШ. 1968. — № 1. — С.39−44.
  265. И.А. От синтаксиса предложения к синтаксису связного текста//РЯШ. — 1948. — № 3.
  266. И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Просвещение, 1961.
  267. И.А. Структура текста произведения и обучение школьников элементам структуры письменных работ. АДД. — М., 1967.
  268. Ф.П. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.
  269. Философские основы зарубежного направления в языкознании. -М., 1977.
  270. Философский словарь/Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1972.
  271. Флейвел. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
  272. Н.П. Существует ли языковая единица более высокого порядка, чем предложение?//Спорные вопросы синтаксиса. -М., 1974.
  273. М.А., Хасан Ф. Когезия в английском языке//Исследования по теории текста. М., 1979.
  274. A.A. О типологии речи//Историко-филологические исследования. М., 1967. — С.200−236.
  275. В.М. Основы методики русского зыка в нерусских школах. 4-е изд. — М., 1958.
  276. Н.М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы//Русский язык в национальной школе. 1982. — № 6. — С.4−8.
  277. Н.М. Русский язык в национальной школе. М.: Педагогика, 1977.
  278. Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985.
  279. Н.М., Успенский М. Б. Русский язык как учебный предмет в национальной школе//РЯНШ. 1973. — № 3.
  280. Н.М. Содержание и структура школьных учебников русского языка для нерусских//Русский язык в национальной школе.1973. № 8.
  281. A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматика: на материале онтогенеза речи./Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1990.
  282. Л.В. Тезисы к докладу «Система учебников и учебных пособий по русскому языку в средней школе»//Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.
  283. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., Наука, 1974.-428 с.
  284. Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: изд-во Воронеж. ГУ, 1976.
  285. Языковые единицы в речевой коммуникации. Л., 1991.
  286. Н.Б. Об основных особенностях единых учебников. М.- Просвещение, 1982.
  287. Н.Б. Взаимовлияние и развитие двуязычия в национальной школе, — СПб., 1993.- 124 с.
Заполнить форму текущей работой