Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социализация студентов в оспо

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнивая развитие мальчиков-подростков акселератов и ретардантов, можно наблюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты, как правило, рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погрубевшим голосом и внешне выглядят взрослыми. Они увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Это способствует повышению престижа… Читать ещё >

Социализация студентов в оспо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие индивида как личности, взросление человека неразрывно связано с его социализацией — воспитанием как гражданина — патриота своей страны. Результирующим показателем социализации является социальная адаптированность человека к законам, нормам, правилам, традициям и специфическим особенностям жизнедеятельности общества, признаками которой являются: личностная автономия (как потребность в утверждении совей индивидуальности), адекватность (как соответствие поведения условиям), толерантность (принятие мира, себя и других, признание права других на свои особенности), пластичность (как готовность к изменениям).

Человек в процессе социализации: кризисные точки

Взросление человека нормативно сопровождается, как считают психологи, с возрастными кризисами. Это явление выступает значимым фактором, вызывающим серьезные психологические конфликты (причем не только внешние, но и внутренние), ибо возникает как противоречие между личностными возможностями и общественными требованиями, в том числе к самому себе. В возрастной психологии принято считать, что жизненный путь любого человека сопровождается тремя «большими» кризисами, связанными со становлением самосознания: трех лет, отрочества, молодости, середины жизни.

Значительное число обучающихся в ОСПО по психологическим характеристикам могут быть отнесены к старшим подросткам, следовательно, кризис отрочества приходится на первые годы обучения в этих учебных заведениях. Особенности его протекания заключаются, главным образом, в следующем: центральным новообразованием этого возрастного периода является чувство взрослости; ведущей деятельностью — эмоциональное общение со сверстниками; социальная ситуация развития личности характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.

«Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания, являющееся стержнем личности подростка, так как выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости у подростка проявляется: в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости или фенимильности; в понимании референтного (авторитетного для подростка) взрослого как образца в деятельности; в развитии взрослости в познавательной деятельности появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся степень их компетентности по важным для подростка вопросам.

Подросток, ориентированный на мораль равенства, представляет себя человеком, перешагнувшим границы детства. Он пытается расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин:

  • — остается материальная зависимость подростка;
  • — сохраняются детские черты в облике и поведении;
  • — нет еще умения подростка быть самостоятельным;
  • — пока отсутствует взрослая ответственность.

Становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко. Это может породить разные формы непослушания, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.

Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни — посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения, по сути — к деинтеллектуализации — таково неблагополучное развитие взрослости. Автору приходилось общаться с подростками, у которых развитие взрослости пошло именно таким путем. Поразительна обедненность ценностого мира этих подростков: их интересы сводились к тусовке, выпивке с последующим бесконтрольным поведением. Нельзя сказать, что у каждого из таких подростков была неблагополучной семья, но вот детско-родительские отношения были нарушены у всех. Реабилитация таких подростков возможна через установление строгого внешнего контроля, установление четких, но доброжелательных требований к выполнению учебных и бытовых обязанностей, организацию занятости досуга. Весьма важно трудоустройство таких подростков, в том числе занятость на вспомогательных должностях в самом учебном заведении. При этом именно занятость будет являться ключевым условием понимания их позитивного взросления.

В числе факторов, вызывающих различия взросления, могут быть названы социальные условия, родительская семья, индивидуальные темпы соматического развития. Для обозначения типа соматического созревания используют понятия акселерации (ускоренного физического созревания) и ретардации (более позднее физическое созревание). Девочки-акселератки становятся обладательницами вторичных половых признаков уже в двенадцатилетнем возрасте, а к четырнадцати они уже достаточно оформившиеся девушки. Это делает их привлекательными для противоположного пола. При этом отсутствие достаточного жизненного опыта и возрастной авантюризм делают их мало осмотрительными в выборе знакомств, при построении отношений. Таким образом, им приходится учиться, что называется, на своих ошибках. Девочки-ретардантки значительное время остаются хрупкими, воплощающими образ фенимильности [3]. По этой причине окружающие относятся к ним покровительственно-оберегающе, однако в среде сверстниц отношение может быть и пренебрежительным, как к непосвященным. Для обеих категорий девочек-подростков важны доверительные беседы со взрослыми, в которых важное место следует отводить просветительству, в частности, по вопросам возможных рисков взаимоотношений с противоположным полом. И, как уже было сказано, весьма важно помогать им организовывать свой досуг.

Сравнивая развитие мальчиков-подростков акселератов и ретардантов, можно наблюдать ряд преимуществ первых перед вторыми. Мальчики-акселераты, как правило, рослые, физически сильные, с рано появившейся порослью на лице и погрубевшим голосом и внешне выглядят взрослыми. Они увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Это способствует повышению престижа у сверстников и создает более комфортные условия взаимодействия с окружающими. Мальчики-ретарданты — маленькие, щуплые, воспринимаются детьми. Их претензии на взрослость никак не подтверждены. Это заставляет их искать собственные способы компенсации отставания физического развития. Одни превращаются в пажей своих сверстников-акселератов, что не лучшим образом сказывается на формировании их маскулинных качеств. Другие, как бы затаившись на время, выжидают, когда вырастут. При этом они, как правило, уходят от ведущей деятельности возраста — эмоционального общения со сверстниками, переключившись на дружбу с более младшими. Их поведение в данном случае представляет определенную мягкую девиацию.

По нашим наблюдениям таким подросткам оказывается непросто в группе сверстников. Достаточно часто они становятся объектом насмешек, даже издевательств. Педагогам следует весьма внимательно отнестись к подобным случаям, проявления недоброжелательности должны бескомпромиссно пресекаться всеми социальными и педагогически допустимыми способами. Важным средством в этой связи мы считаем правовое просвещение студентов. В нашем опыте положительные результаты дало знакомство студентов с «Законом об образовании». Подростки еще одного типа, третьего в нашей нумерации, могут стремиться к активной компенсации недостатка физического роста достижениями в других областях: в спорте, музыке, учении, владении компьютером, иностранными языками. Тем самым они становятся интересными и привлекательными для сверстников, последние дорожат дружбой с ними, возрастной кризис затрагивает их незначительно. Заметим, что в психолого-педагогической литературе термин «ретардация» употребляется как синоним интеллектуализации, и указывает на существенное когнитивное развитие детей и подростков. Все вышесказанное позволяет взрослым прогнозировать возможные пути развития подростков, ориентироваться в их субъективных переживаниях и по-возможности помогать им.

На основе обобщения типичных возрастных проявлений может быть создан психологический портрет подростка-студента колледжа, включающий следующие специфические черты: стремление избежать изоляции в группе сверстников; повышенный интерес к вопросу о соответствии сил в ученическом классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; устойчивость первого впечатления; восприимчивость к промахам взрослых; протест против необоснованных запретов; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция продаваться мечтаниям; повышенная эмоциональность; требовательность к соответствию слова и дела; боязнь осквернения мечты и идеала; всплеск неустойчивости внимания; повышенный интерес к спорту; разнообразие и разбросанность увлечений.

Перечисленные качества со всей очевидностью указывают на специфику социализации подростка: ее течение характеризуется острой потребностью в признании, в принятии, как другими, так и самим собой. Подобное принятие способна обеспечить адекватная самооценка. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало нежелательных поступков. Нам известны случаи, когда подростки с низкой самооценкой, не принятые сверстниками, отказывались посещать учебное заведение. Причем отторжение места, где им некомфортно, оказывалось столь сильным, что справиться с этим чувством им оказывалось не по силам. В таких ситуациях педагогам целесообразно организовать перевод (при наличии подобной возможности) в другую группу или даже колледж. При этом очевидно, что лучше не допускать подобных ситуаций путем внимательного отношения к группам студентов нового набора, где происходит активное распределение групповых ролей и функций. Эта задача бывает осложнена скрытностью ущемляемых подростков, своеобразно понимаемой ими честью. Не менее психологически опасна и неоправданно завышенная самооценка, так как типичными ее проявлениями у подростка становятся амбициозность, пренебрежительное отношение к окружающим.

Известно, что социометрический статус подростков с завышенной самооценкой наименее благоприятен, что сказывается в последующем на формировании их характеров — появляются недоверчивость, враждебность. Несомненно, положительным педагогическим результатом следует считать сформированность адекватной самооценки, при которой подросток оценивает себя примерно так, как его оценивают окружающие. Вклад социального педагога в подобный результат может быть существенным. В этой связи важны формы воспитательной работы со студентами, которые способствовали бы развитию у них рефлексии, умению объективно оценивать свои поступки.

Превращение подростка в юношу, которое отмечается к выпускным курсам колледжа, проявляется в изменении основной установки в отношении к окружающему миру: негативизм и жизнеотрицание подростка сменяется жизнеутверждением юноши. Юность — важный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью, это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, завершения физического, в частности полового созревания, достижения социальной зрелости. Психологи называют его «третьим миром», существующий между детством и взрослостью. Большинство детей вступают в него уже постпубертатными и их физическое развитие следует рассматривать как взрослое. При этом на долю возраста остаются многочисленные доделки и доработки.

Самым влиятельным фактором социализации для юношей является родительская семья: социальное положение, род занятий, уровень образованности, материальный уровень родителей, состав семьи, стиль взаимоотношений в значительной мере являются определяющими. Так, успеваемость студентов, чьи родители имеют высшее образование, как правило, значительно выше, чем у других. Установлены следующие механизмы семейной социализации: 1) подкрепление: родители поощряют нормативное поведение, внедряют в сознание юношества определенную систему норм;

  • 2) идентификация: отождествление юношеского поведения с родительским на основе подражания;
  • 3) понимание: родители формируют самосознание, коммуникативные качества и черты характера, опираясь на систему потребностей своих детей, на их психологические особенности;
  • 4) ролевая взаимодополняемость: семейная социализация не сводится к парному взаимодействию родителей с детьми: у самостоятельных, решительных, инициативных родителей дети могут не иметь подобных качеств, несмотря на постоянное присутствие положительного образца; и наоборот, образ слабой, нерешительной мамы может актуализировать самостоятельность и покровительственно-защищающее поведение ее сына;
  • 5) психологическое противодействие (выходящее за рамки возрастного негативизма): опекаемый юноша, может выработать мощную тягу к самостоятельности, воспитывавшийся в жестких дисциплинарных рамках может стать непокорным бунтарем [3].

Таким образом, конкретные психологические особенности родительской семьи оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на личностное развитие и социализацию юношей-студентов старших курсов колледжей. Но особенно важными в этом процессе становятся эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон может быть представлен в семье теплыми, доброжелательными отношениями (родительской любовью) и поощрением как средством воздействия; или малой эмоциональностью и дисциплинирующими средствами — строгостью и наказанием. Юноша, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви имеет меньше шансов на высокое самоуважение, на формирование устойчивого положительного образа «Я», равно как и на выстраивание успешных взаимоотношений с другими людьми. Известно, что следствием недостатка родительской любви становятся психосоматические нарушения, невротические расстройства, трудности в общении, умственной деятельности и учебе, даже безотчетная, немотивированная жестокость к другим людям.

При всей важности семьи как средства социализации юность — период автономизации от родителей. Автономизация может быть как полной, так и парциальной: эмоциональной (проявляется как ослабление эмоционального контакта с родителями); поведенческой (культивируются собственные манеры и правила поведения); нормативной (устанавливается собственная, отличная от родительской система ценностей и правил взаимоотношений). Наибольшая автономия от родителей наблюдается в сфере досуга, развлечений, потребительских ориентаций.

В целом степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. И родители, и дети часто неверно представляют себе самооценки и оценки друг друга. Как правило, каждая сторона ожидает от другой завышенных требований, и, следовательно, более низкой внешней оценки собственных действий. Со стороны сверстников юноши рассчитывают получить подтверждение своих достоинств. Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Надо сказать, что подобная автономизация беспокоит наблюдательных родителей. Нередко они бьют тревогу, обращаются к специалистам. И это положительный факт, поскольку у выраженной автономизации могут оказаться и асоциальные причины, своевременно нейтрализовать которые бывает важно. Во всех случаях подростков полезно обучать проявлению внимания к своим родителям, разъясняя им родительские мотивы, организуя в колледже мероприятия с участием родителей. Эту благодарную задачу по силам решить социальному педагогу.

С точки зрения социализации в юности дорабатываются проблемы подросткового периода, формируются новые обязанности, осознаются права, тем самым определяется место во взрослом мире. В качестве основных задач возраста можно назвать:

  • • установление связи мечтаний и реальности (главным смыслом мечтаний должна стать их способность вдохновлять молодых людей на деятельность; только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию);
  • • выбор наставника в жизни (наставник желателен как тот образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь», а в последующем может даже превзойти его);
  • • обеспечение возможности карьерного роста (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения);
  • • установление интимных отношений (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости).

Решение задач возрастного развития в юности предполагает разрешение основных противоречий развития. Среди них следует отметить социально-психологические противоречия:

  • • между новыми требованиями, предъявляемыми колледжем и сложившимися стереотипами поведения;
  • • адаптационные противоречия, связанные с вхождением в новые социальные группы (студенческую, производственную, клубное сообщество и т. п.);
  • • между стремлением к самостоятельности и ограничениями, связанными с экономической зависимостью от родителей, а также ограничениями, устанавливаемыми тем или иным руководителем деятельности (от колледжного преподавателя до руководителя подразделения на рабочем месте);
  • • между колоссальным количеством информации и временными ограничениями для ее усвоения и осмысления;
  • • между наступлением физической зрелости и отставанием личностной зрелости (современные исследователи отмечают явление «запаздывания» развития самосознания — сегодня оно формируется к 23—25 годам, тогда как в середине прошлого столетия отмечалась его сформированность уже к восемнадцати годам. Вероятно, подобная инфантилизация сознания связана с удлинением периода обучения как подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, нормативными особенностями социализации студентов колледжей являются как проживание кризиса подросткового возраста, так и вхождение в юность, где через достижение нового уровня самосознания, формируются новые обязанности, осознаются личностные возможности. На долю этих возрастных периодов выпадает решение непростых задач самоопределения и определения своего места во взрослом мире.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой